Как уволить военнослужащего по контракту за пьянку за рулем

Опубликовано: 11.05.2024

Добрый день! Офицера ВС остановили за вождение в нетрезвом состоянии (бутылка пива). Оформили, забрали машину на штафстоянку , он ночь просидел в полиции. Был одет по гражданке и в нерабочее время.

Что теперь будет? Уволят? Если шанс не быть уволенным?

Дата: 31.10.2017 09:46

В консультации принимали участие

Ответы экспертов

Согласно Указу Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")

Приложение N 7к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ ГРУБЫХ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОСТУПКОВ. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНОГО АРЕСТА

нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;

административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность

Вы же были привлечены к административной ответсвенности как гражданское лицо.

К тому же в Определении от 14 сентября 2010 г. N 212- В10-4 ВС РФ указал на незаконность увольнения в подобной ситуации.

В надзорной жалобе, адресованной в Военную коллегию Верховного Суда РФ, Цуриков просит отменить решение гарнизонного военного суда и постановление президиума Балтийского флотского военного суда, оставив в силе решение суда кассационной инстанции.
По его мнению, указанные судебные постановления вынесены с существенными нарушениями норм материального права, поскольку неправильно определены фактические обстоятельства дела. У командования не имелось законных оснований для его досрочного увольнения с военной службы по несоблюдению условий контракта. Ответчиком не представлено в суд документальных доказательств, свидетельствующих о систематическом невыполнении им служебных обязанностей. В ходе судебного разбирательства не установлено, за какие конкретно нарушения он уволен с военной службы.
При этом вывод президиума Балтийского флотского военного суда о том, что совершенное им административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, аналогично грубому дисциплинарному проступку, по аналогии с исполнением обязанностей военной службы в состоянии опьянения и административным правонарушением, является ошибочным, поскольку данное нарушение он допустил во внеслужебное время, за которое дисциплинарная ответственность не предусмотрена.
По службе командованием он характеризуется только с положительной стороны.
Рассмотрев истребованные материалы дела и обсудив доводы жалобы, Военная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции и президиум флотского военного суда исходили из того, что Цуриков в период прохождения службы по контракту во внеслужебное время совершил административный проступок - управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, который командующий Балтийским флотом имел право расценить как невыполнение условий контракта о прохождения военной службы и принять решение о досрочном увольнении его с военной службы. При этом президиум отметил, что вынесенное в кассационном порядке новое решение не может быть признано законным и обоснованным ввиду неправильного применения норм материального права.
Однако такой вывод не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Из оспариваемого приказа командующего Балтийским флотом видно, что поводом для его издания о досрочном увольнении Цурикова с военной службы явилось представление временно исполняющего должность начальника береговых войск флота. При этом ни о каких- либо конкретных нарушениях условий заключенного Цуриковым контракта о прохождении военной службы в приказе командующего сведений не содержится. Не указано данных о нарушении им условий контракта и в иных имеющихся в деле документах, в том числе и в представлении начальника береговых войск флота. Более того, из его текста следует, что Цуриков за время прохождения военной службы зарекомендовал себя положительно.
Из материалов дела также усматривается, что Цуриков свои обязанности по занимаемой должности выполняет в полном объеме, при решении задач боевой подготовки способен быстро оценивать обстановку и вырабатывать грамотные решения, умелый организатор и воспитатель личного состава.
В связи с этим суд кассационной инстанции в своем определении правильно отметил, что условия контракта о прохождении военной службы заявителем исполнялись добросовестно, что не давало командованию каких- либо оснований для постановки вопроса о досрочном увольнении Цурикова за невыполнение им контракта о прохождении военной службы.
В то же время, из представления к досрочному увольнению заявителя с военной службы видно, что единственным поводом к этому в нем указано совершение Цуриковым административного правонарушения - управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и привлечение его за это к административной ответственности.
Поэтому при рассмотрении кассационной жалобы суд сделал правильный вывод о том, что поводом для досрочного увольнения Цурикова с военной службы послужило в действительности не невыполнение им условий контракта о прохождении военной службы, а нарушение воинской дисциплины, выразившееся в совершении в свободное от службы время административного правонарушения в области дорожного движения, за что он был привлечен к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьями 27 и 47 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации за нарушение воинской дисциплины военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только лишь за дисциплинарные проступки, которые не влекут за собой уголовной или административной ответственности. Поэтому привлечение Цурикова к административной ответственности в силу части 1 статьи 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 27 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации исключало его дисциплинарную ответственность за это же административное правонарушение, за которое он понес соответствующее наказание.
При таких данных вывод суда первой инстанции и президиума флотского военного суда об обратном, как не соответствующий вышеприведенным нормам материального права, по существу являлся неверным.
Из материалов дела также видно, что увольнению Цурикова с военной службы предшествовало заседание аттестационной комиссии (л. д. 44 - 45) по выводам которой майор Цуриков занимаемой должности соответствует, и ходатайствовала об оставлении его в занимаемой должности.
С этими выводами согласились как командир части, так и вышестоящее должностное лицо - врид начальника береговых войск флота.
Тем не менее, на следующий день, то есть 14 октября 2009 года указанные должностные лица, исказив содержание вывода аттестационной комиссии, внесли представление о досрочном увольнении прослужившего свыше 15 лет, впервые допустившего административный проступок и не имеющего жилья офицера Цурикова с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
При таких обстоятельствах в отсутствии к Цурикову каких- либо иных обоснованных претензий по службе у командования не имелось правовых оснований для представления его к досрочному увольнению с военной службы в связи с нарушением условий контракта.
Таким образом, следует признать, что названные должностные лица ввели в заблуждение командующего Балтийским флотом относительно мнения офицерского коллектива части о судьбе Цурикова и это, в определенной степени, предопределило издание приказа об увольнении его с военной службы.
Этому обстоятельству при рассмотрении заявления Цурикова ни судом первой инстанции, ни президиумом Балтийского флотского военного суда, оценки не дано.
Допущенные гарнизонным военным судом и президиумом Балтийского флотского военного суда нарушения норм материального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя.
Это обстоятельство является основанием для отмены в порядке надзора судебных постановлений суда первой инстанции и постановления президиума Балтийского флотского военного суда и оставлении в силе кассационного определения указанного флотского военного суда.
Руководствуясь ст. ст. 386 - 388, п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда РФ

Надзорную жалобу Цурикова В. А. об оспаривании приказа командующего Балтийским флотом о досрочном увольнении его с военной службы удовлетворить.
Решение Черняховского гарнизонного военного суда от 22 декабря 2009 года и постановление президиума Балтийского флотского военного суда от 27 апреля 2010 года по делу по заявлению Цурикова В. А. в связи с существенными нарушениями норм материального права отменить.
Оставить в силе кассационное определение Балтийского флотского военного суда N 17- к/г от 26 января 2010 года, в котором суд обязал командующего Балтийским флотом отменить его приказ N 0468 от 22 октября 2009 года в части, касающейся досрочного увольнения с военной службы майора Цурикова В. А. в связи с невыполнением им условий контракта по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", и восстановить заявителя в прежней (а с его согласия - равной или не ниже) должности и обеспечить всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.

Карьере военнослужащего может грозить связанное с расторжением контракта досрочное завершение из-за совершения им дисциплинарного проступка. Для принятия соответствующим командиром (или начальником) решения об увольнении офицеру (или прапорщику) достаточно совершить всего лишь один из грубых проступков (полный перечень содержится в Дисциплинарном уставе) или же иметь на момент привлечения его к ответственности за очередное нарушение дисциплины несколько действующих (неснятых) взысканий.

Законодательством определено, что систематичность подобных нарушений должна быть подтверждена зафиксированными фактами совершения военнослужащим за короткий период времени нескольких проступков (трех и/или более). При этом законом не допускается привлечение гражданина, проходящего службу по контракту, к ответственности дважды за совершение одного и того же правонарушение.

Таким образом, если за проступок военнослужащему уже было объявлено взыскание, то основанием для увольнения данное деяние уже быть не может.

Увольнение военнослужащего за совершение преступления или административного правонарушения

Военное право не содержит жестких требований к срокам, в пределах которых военнослужащего следует уволить со службы после совершения им административного или уголовно наказуемого деяния.

Также следует отметить, что из-за отсутствия в законодательстве четко определенного перечня административных правонарушений, за совершение которых с военнослужащим может быть расторгнут контракт досрочно, каждый случай привлечения офицера (или прапорщика) к административной ответственности должен быть рассмотрен индивидуально командиром (или начальником) части. Воинскими уставами закреплено, что любой военнослужащий обязан соблюдать требования нормативных актов Российского государства, быть дисциплинированным, вежливым, уважать интересы других людей, служить олицетворением высокой культуры и нравственности.

Поэтому такие действия, как управление автотранспортным средством в пьяном виде, передача управления автомобилем иному употребившему алкогольные напитки лицу, отказ от освидетельствования в медицинском учреждении для установления факта опьянения, приравниваются в настоящее время к грубым нарушениям воинской дисциплины.

Соответствующий командир (или начальник) вправе принять решение об увольнении офицера (или прапорщика), если он совершил такое преступление, последствия и характер которого не совместимы с продолжением военной карьеры, но предусмотренное за это деяние наказание не связано с действительным (или условным) ограничением свободы.

При подготовке комплекта документов для расторжения с военнослужащим контракта не должен быть нарушен принцип о недопустимости двойного наказания лица за одно деяние. Поэтому в приказе об увольнении не следует делать ссылку на совершенное военнослужащим административное или уголовного правонарушение, за которое он уже понес ответственность или административную, или уголовную.

Так как при заключении контракта офицер (или прапорщик) дал обязательства по выполнению общих и специальных обязанностей службы, а также по выполнению обязанностей по занимаемой им должности, то в подобных случаях военнослужащего увольняют за нарушение предусмотренных контрактом условий в части следования нормам Российского права. При этом факт погашения судимости значения для принятия командиром (или начальником) такого решения не имеет.

Порядок расторжения контракта с военнослужащим, допустившим существенные нарушения его условий

Досрочное расторжение контракта может являться как самостоятельным взысканием, так и мерами реагирования со стороны командования воинской части на действия и поведение военнослужащего, но при этом должна быть дана полная и всесторонняя оценка качеству выполнения им своих непосредственных обязанностей и/или соответствия занимаемой должности.

  1. Увольнение, являющееся дисциплинарным взысканием. После выявления командиром (или начальником) части факта совершения подчиненным ему военнослужащим деяния, противоречащего требованиям закона, для установления всех обстоятельств произошедшего должно быть проведено в десятидневный срок (не более) разбирательство. После завершения данной процедуры в десятидневный срок командир (или начальник), обладающий соответствующими полномочиями, принимает решение о применении в отношении провинившегося военнослужащего взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы, которое оформляется приказом. Если командир части подобными полномочиями не наделен, то он направляет вышестоящему начальнику ходатайство в виде рапорта о применении в отношении совершившего противоправное деяние офицера (или прапорщика) дисциплинарного взыскания. Принятие решение о досрочном расторжении с военнослужащим контракта инициирует процесс его увольнения.
  2. Увольнение по итогам проведенной аттестации. Предметом проведения аттестации в подобных случаях является выявление соответствия (или несоответствия) военнослужащего занимаемой им должности. Аттестационная комиссия, как правило, рассматривает и дает оценку деловым и личным качествам военнослужащего. Подтверждением несоответствия офицера (или прапорщика) требованиям военного законодательства может являться наличие действующих (неснятых) дисциплинарных или административных взысканий, а также возбуждение в отношении этого военнослужащего уголовного дела.

Аттестация может быть как запланированной заранее, так и носить внеплановый характер. Внеплановая аттестация, как правило, назначается на основании ходатайства прямого начальника провинившегося офицера (или прапорщика).

В рапорте должна быть указана причина, в соответствии с которой возникла необходимость рассмотрения вопроса о целесообразности дальнейшей службы такого военнослужащего, например, военнослужащий не соответствует тем требованиям, которые предъявляет к гражданам, проходящим службу, закон.

По порядку проведения и содержанию эти процедуры принципиально не отличаются друг от друга. Если комиссия придет к выводу, что военнослужащий не соблюдал надлежащим образом условия контракта, то соответствующему командиру (или начальнику) будет направлено предложение об увольнении его с военной службы.

Последствия увольнения по несоблюдению условий контракта

При увольнении офицера (или прапорщика) в связи с существенным нарушением положений контракта военнослужащий не имеет права на:

  • выплату пособия (в размере двух или семи окладов ежемесячного денежного содержания);
  • получение премии за эффективное выполнение обязанностей по занимаемой должности;
  • получение ежегодной материальной помощи. Если же военнослужащий получил данную выплату ранее, то удержанию (или взысканию в судебном порядке) при увольнении эта сумма не подлежит.

Военнослужащий может рассчитывать при исключении из списков части лишь на получение ежемесячного денежного довольствия.

Кроме того, военнослужащий, являющийся участником ипотечной системы жилищного обеспечения, при увольнении по данному отрицательному основанию обязан вернуть перечисленные ему денежные средства в виде жилищного займа, а также ежемесячными платежами погасить долг по процентам, которые начисляются на сумму займа.

Рекомендации командирам воинских частей

Командирам (или начальникам) воинских частей следует помнить, что не каждое нарушение условий контракта со стороны военнослужащего, выразившееся в совершении преступления, дисциплинарного или административного правонарушения, является поводом для увольнения офицера (или прапорщика) со службы. Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, изучив предварительно сложившуюся практику (в том числе и судебную) по подобным вопросам, а также документы, характеризующие военнослужащего как с личной, так и с профессиональной стороны.

Приняв решение о досрочном расторжении с офицером (или прапорщиком) контракта, процедура увольнения должна быть соблюдена командиром части полностью, так как самое незначительное нарушение данного процесса может привести к отмене приказа в судебном порядке.

Военное законодательство предусматривает возможность увольнения военнослужащего со службы, если им были допущены определенные нарушения условий, прописанных в контракте. Подобное основание используют только в случае серьезного отступления от норм права.

Действия со стороны офицера, как правило, представляют собой совершение уголовно наказуемых действий.

Помимо этого, основанием для увольнения могут стать административные или дисциплинарные правонарушения. Далее будут более подробно рассмотрены возможные причины для увольнения военнослужащего в случае несоблюдения им условий контракта.

  • 1 Что является несоблюдением контракта и за какие проступки могут уволить?
    • 1.1 Дисциплинарный проступок
    • 1.2 Совершение преступления или административного правонарушения

    Что является несоблюдением контракта и за какие проступки могут уволить?

    Для того чтобы появились основания уволить военнослужащего, нарушения, допущенные им, должны иметь документальное подтверждение.


    Итак, пьяный за рулём. Ситуация встречается не редко, достаточно сказать, что различные сайты консультаций, редкий день обходятся без вопросов военнослужащих о том, что же делать?

    1. Немного теории о привлечении военнослужащих к административной и дисциплинарной ответственности

    Сначала посмотрим, что устанавливает закон. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения – является административным правонарушением (статья 12.8 КоАП РФ).

    Совершение административного правонарушения, за которое военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность – является грубым дисциплинарным проступком (ГДП), что установлено частью второй статьи 28.5 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих».

    НО! Обратим внимание, что в законе речь идёт только о тех административных правонарушениях, за которые военнослужащий несёт дисциплинарную (а не общую!) ответственность.

    КоАП предусматривает, что за административные правонарушения, предусмотренные главой 12, военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях (часть вторая статьи 2.5 КоАП РФ). То есть, за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, военнослужащий не несёт дисциплинарную ответственность, следовательно, такое административное правонарушение не является ГДП.

    2. Попытка разъяснения более сложной теории – невозможности многократного привлечения к ответственности за одно, и тоже нарушение

    Мы имеем: военнослужащий привлечён к административной ответственности, лишён судом права управления транспортным средством на длительный срок, оштрафофан на значительную сумму.

    (Оговоримся, что Конституционный Суд РФ, а за ним и все военные суды полагают, что досрочное увольнение военносслужаего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, так же может быть «в порядке аттестации», и мы вынуждены это учитывать).

    Статьей 86 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации запрещается за один и тот же дисциплинарный проступок применять несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим.

    3. Как смягчить ответственность за вождение в состоянии опьянения

    Даже учитывая все изложенные выше выводы о незаконности возможного увольнения, никогда не надо забывать о возможности смягчить гнев командиров, и, возможно, добиться снятия вопроса о досрочном увольнении. Все смягчающие обстоятельства перечислены в законе, поэтому воспроизведу их без комментариев:

    • раскаяние военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок;
    • добровольное сообщение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, о совершенном им дисциплинарном проступке командиру;
    • предотвращение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, совершившим дисциплинарный проступок, вредных последствий дисциплинарного проступка, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
    • совершение дисциплинарного проступка в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.
    • Командир или судья военного суда, применяющий к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, дисциплинарное взыскание, может признать смягчающими и иные обстоятельства.

    4. Практические советы


    Поэтому следующие советы подойдут тем, кто лишён указанных выше недостатков.

    Начните действовать первыми

    Как только станет известно о совершенном правонарушении – обратитесь к командиру с рапортом, где доложите о случившемся, подробно распишите о том, как вы раскаялись, как предотвратили ужасные последствия, напишите о том, что находились в состоянии сильного душевного волнения (после ссоры с тёщей). Зарегистрируйте рапорт, и тут же на личный приём к командиру, так, чтобы это было раньше поступления к нему рапорта. Не факт, но впоследствии этот рапорт может сослужить хорошую службу при судебном рассмотрении дела.

    Фиксация вашей достойной службы (универсальный совет для оспаривающих незаконное увольнение)

    Не секрет, что увольнять проштрафившихся за пьянку военных безоговорочно – настоятельные устные требования «вышестоящих». И совсем уж не секрет, что некоторые командиры, и особенно – кадрово-строевые органы, извращенно понимая свои обязанности, или желая максимально а) «подтвердить» свои действия по увольнению, б) угодить всё тем же «вышестоящим», начинают явно фальсифицировать документы, обвешивать взысканиями, переписывать характеристики и аттестации, и другим способом разбрасывать дерьмо. Опередите их, найдите способ получить «свежую» хорошую характеристику, скопировать служебную карточку, все аттестации, все приказы, в которых ваше подразделение отмечается в лучшую сторону, все выгодные результаты итоговых проверок, оценки за физо, финансовые выписки о получении премий, и т.д. и т.п.

    Кстати, и это очень важно: в тех случаях, когда командование представляет явно подделанные служебные карточки и прочие сфальсифицированные документы, а вы в ответ – копии настоящих документов, это не может не вызвать у суда подозрительного отношения к лгунам.

    Обращение в суд и подготовка к рассмотрению дела

    Если вы решили самостоятельно решать такой серьёзный вопрос, как восстановление на военной службе после увольнения по несоблюдению условий контракта, то:

    • обратите внимание на теоретические положения – их обязательно надо будет включить в административное исковое заявление;
    • не спешите прилагать с таким трудом добытые документы о вашей достойной службе – пусть сначала они приложат фальшивку;
    1. Судебная практика по данной проблеме

    5. Судебная практика по данной проблеме

    Решение Верховного Суда РФ от 14 сентября 2010 г. № 212-В10-4 хоть и устарело, но окончательно актуальности не утратило, особенно – в части того, как Верховный суд РФ обращает внимание на предыдущую положительную службу уволенного.

    35. Военнослужащие-контрактники увольняются с военной службы по истечении срока военной службы, установленного условиями заключенного контракта.

    36. Увольнение военнослужащего-контрактника с военной службы с зачислением в запас производится по одному из следующих оснований:

    - по истечении срока военной службы (часть 1 статьи 48 Закона) - не достигшего предельного возраста пребывания на военной службе и не заключившего по истечении срока контракта нового контракта о прохождении военной службы;

    - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (статья 48 Закона) - достигшего предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе и того, с которым был заключен годичный контракт о прохождении военной службы после достижения предельного возраста;

    - в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт "а" части 2 статьи 49 Закона) - в случаях:

    а) сокращения должности, занимаемой военнослужащим-контрактником, и невозможности размещения по родственной военно-учетной специальности (при отсутствии других оснований для увольнения);

    б) при признании военнослужащего-контрактника военно-врачебной комиссией годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, но негодным к службе по имеющейся военно-учетной специальности и невозможности размещения по родственной военно-учетной специальности (при отсутствии других оснований для увольнения);

    - за невыполнение военнослужащим условий контракта (пункт "б" части 2 статьи 49 Закона) - не выполняющего условий заключенного им контракта;

    - за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего (пункт "в" части 2 статьи 49 Закона) - совершившего указанный проступок;

    - в связи с несоответствием требованиям, установленным Законом для военнослужащих (пункт "г" части 2 статьи 49 Закона) - переставшего по заключению аттестационной комиссии воинской части отвечать требованиям, установленным к военнослужащим статьей 32 Закона;

    - по состоянию здоровья, в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (абзац 2 части 4 статьи 49 Закона) - признанного военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

    - по семейным обстоятельствам (абзац 3 и 4 части 4 статьи 49 Закона) - подавшего рапорт об увольнении с военной службы:

    а) в связи с невозможностью членов семьи военнослужащего проживать в местности, где военнослужащий проходит военную службу, и отказавшегося от перевода к новому месту службы, где его члены семьи могли бы проживать с учетом своего состояния здоровья, либо при невозможности такого перевода;

    б) в связи с необходимостью ухода за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи и не находящимся на полном государственном содержании (при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять такому члену семьи военнослужащего содержание и заботиться о нем);

    в) в связи с необходимостью ухода за ребенком, воспитываемым без матери;

    г) в связи с тем, что мать военнослужащего кроме него имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывает их без мужа;

    - в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы (пункт "в" части 1 статьи 49 Закона) - которому назначено уголовное наказание в виде лишения свободы;

    - в связи с лишением воинского звания (пункт "г" части 1 статьи 49 Закона) - лишение воинского звания за умышленно совершенное преступление.

    37. Увольнение военнослужащего-контрактника с военной службы в отставку производится по одному из следующих оснований:

    - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (абзац 2 части 5 статьи 48 Закона) - достигшего предельного возраста пребывания в запасе, установленного статьей 51 Закона;

    - по состоянию здоровья (пункт "а" части 1 статьи 49 Закона) - признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, а также ранее признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе с исключением с воинского учета.

    38. Увольнение военнослужащего-контрактника производится приказом командира части.

    39. С военнослужащим-контрактником о предстоящем его увольнении с военной службы непосредственным или другим прямым начальником проводится личная беседа. В ходе беседы разъясняются основания и сроки представления к увольнению, льготы и преимущества, определяется военный комиссариат для направления на воинский учет и место жительства после увольнения, выясняются его просьбы.

    Краткое содержание проведенной беседы с увольняемым военнослужащим отражается в листе беседы, который подписывается лицом, ее проводившим, и увольняемым.

    Лист беседы подшивается в личное дело. Вместе с листом беседы в личное дело подшиваются:

    выписка из протокола заседания аттестационной комиссии воинской части с заключением о том, что военнослужащий перестал отвечать установленным к нему требованиям;

    рапорт военнослужащего об увольнении с военной службы, если для увольнения требуется желание военнослужащего.

    40. Беседа с военнослужащим-контрактником о предстоящем его увольнении с военной службы проводится, как правило, в следующие сроки:

    с подлежащим увольнению по истечении срока военной службы и по достижении предельного возраста пребывания на военной службе - при подготовке соответствующих документов в процессе представления военнослужащего к увольнению;

    с подлежащим увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями - не позднее чем за месяц до представления к увольнению;

    с подлежащим увольнению в отставку по состоянию здоровья в случае признания военно-врачебной комиссией негодным к военной службе - не позднее трех дней после получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии;

    с подлежащим увольнению за невыполнение военнослужащим-контрактником условий контракта, в связи с несоответствием требованиям, установленным законодательством для военнослужащих, а также за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, - при объявлении принятого решения о досрочном увольнении военнослужащего;

    с подлежащим увольнению по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 49 Закона, - при представлении рапорта военнослужащего об увольнении с военной службы.

    41. Военнослужащий-контрактник, представляемый к увольнению с военной службы по пунктам "в" и "г" части 1 и пунктам "б" и "в" части 2 статьи 49 Закона, на освидетельствование в военно-врачебную комиссию не направляется.

    Кроме того, может не направляться на освидетельствование в военно-врачебные комиссии военнослужащий-контрактник, подлежащий увольнению с военной службы по истечении срока военной службы или по семейным обстоятельствам.

    42. При увольнении с военной службы личные дела военнослужащих пересылаются в военный комиссариат района (города без районного деления) по избранному месту жительства.

    43. Военнослужащие, уволенные с военной службы, при прибытии к месту жительства обязаны в двухнедельный срок явиться в военный комиссариат района (города без районного отделения) для зачисления на воинский учет или исключения с воинского учета.

    44. С военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и владеющим одной из военно-учетных специальностей, определяющих боеспособность воинских частей (Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года N 600-33), может быть заключено до 5 годичных контрактов о прохождении военной службы.

    Служба в вооруженных силах связана с высокими физическими и моральными нагрузками, что, в конечном итоге, неблагоприятно сказывается на здоровье военнослужащих. Военные представляют специфичную категорию работников, деятельность которых регулируется специальным федеральном законом № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих». Согласно п. 2 ст. 16 указанного закона граждане, проходящую военную службу, вправе получать бесплатную медицинскую помощь в виде предоставления изделий медицинского назначения, зубных протезов, лекарств.

    Денежная компенсация, как правило, связана с серьезными заболеваниями, послужившими причиной увольнения из вооруженных сил и/или приведшими бывшего военнослужащего к инвалидности.

    Содержание статьи:

    ВНИМАНИЕ: наш адвокат по военным делам поможет разобраться с вопросом компенсации за потерю здоровья в армии: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня.

    Компенсация за приобретение болезни в армии

    Если гражданин потерял здоровье в армии во время несения должностных обязанностей, то ему положены льготы и компенсации, размер которых зависит от следующих факторов:

    • присвоение определенной группы инвалидности;
    • выслуги лет;
    • занимаемой должности и звания;
    • статуса комиссованного (срочник или служащий по контракту).

    Ежемесячное пособие предусмотрено только в случае приобретения инвалидности, при ее отсутствии возможно только получение единовременной выплаты.

    Помимо дополнительных выплат, связанных с ухудшением здоровья, военнослужащий при увольнении получит:

    • денежное довольствие за последний отработанный месяц;
    • оплату неиспользованных дней отпуска;
    • оплату больничного листа.

    После увольнения из рядов вооруженных сил по состоянию здоровья, бывшему военнослужащему предоставляется бесплатно или на льготных условиях медицинское, санаторно-курортное лечение, проезд в транспорте.

    В связи с необходимостью поиска работы, законодатель предусмотрел некоторые льготы по дальнейшему трудоустройству для военнослужащих, уволенных по состоянию здоровья. Так, бывшие военные трудоустраиваются в порядке первой очереди, а увольняются по сокращению – в последней; военная служба учитывается как непрерывный трудовой стаж, дети военного зачисляются в детский сад вне очереди.

    Полезно: читайте, как доказать военную травму по ссылке у нас на сайте

    Компенсация за травму в армии

    Компенсация за болезнь приобретенную во время службы

    Военная травма представляет из себя повреждение тела или психики при выполнении военнослужащим своих непосредственных обязанностей. Законодательством РФ предусмотрена как разовая компенсация ущерба здоровью (выплата в пределах 2 млн. военнослужащему по контракту, в пределах 1 млн. срочнику), так и на регулярной основе. Регулярные выплаты обоснованы приобретением инвалидности и в 2019 г. определены в размере:

    • 18 705 руб. 99 коп. – инвалиду I группы;
    • 9 352 руб. 99 коп. – инвалиду II группы;
    • 3 741 руб. 19 коп. – инвалиду III группы.

    Кроме денежной компенсации бывший военный приобретает некоторые льготы, например, по оплате услуг ЖКХ, некоторых видов товаров, санаторно-курортного лечения, проезда в транспорте.

    Оформление инвалидности представляет собой сложную процедуру. Порядок действий следующий:

    1. в первую очередь необходимо взять направление на прохождение военно-врачебной коллегии (ВВК);
    2. затем подать заявление с приложением приказа об отставке из армии по состоянию здоровья;
    3. в завершении получить заключение врачей. Медицинская комиссия в течение пяти дней сделает вывод о потере здоровья. Подобное заключение является основанием для определения категории инвалидности и назначении выплат. ВВК в обязательном порядке определяет момент получения травмы, в связи с чем, могут понадобиться различные справки о болезни, архивные документы и прочее.
    4. Получив медицинское заключение можно обращаться в Пенсионный фонд для начисления выплат.

    ВАЖНО: читайте про обжалование ВВК, если Вас не устраивают результаты врачей

    Страховка военнослужащих при травме

    Лица, проходящие военную службу, подпадают под категорию граждан, подлежащих обязательному государственному страхованию. Выплата страховки происходит при наступлении страхового случая. Страховым же случаем является событие, при наступлении которого, военнослужащий вынужден досрочно уволиться с военной службы, а категория годности изменена на «ограниченно годен» или «негоден к военной службе».

    Сумма, причитающаяся застрахованному лицу при тяжелом увечье, составляет 200 000 руб., при легком – 50 000 руб. Под увечьем подразумеваются травмы, контузии, ранения. При увечье, приведшим к инвалидности, размер страховых выплат составит от полумиллиона до полутора миллиона в зависимости от категории инвалидности.

    Размер указанных выплат ежегодно индексируется на сумму инфляции в стране.

    ВИДЕО: сложный спор по страховке можно решить положительно

    Комиссование из армии по болезни

    Военному, который по состоянию здоровья не может исполнять свои обязанности по службе в армии необходимо предпринять ряд последующих действия.

    Прохождение военно-врачебной комиссии.

    Военнослужащий направляется на ВВК. Комиссией по итогам медицинского освидетельствования выносится заключение о возможности/невозможности прохождения дальнейшей службы в вооруженных силах.

    Взаимодействие с командиром части.

    В случае заключения ВВК о негодности солдата к дальнейшей службе военнослужащему требуется подать рапорт командиру части о невозможности по состоянию здоровья продолжить военную службу.

    Увольнение с военной службы

    После получения рапорта командир воинской части издает приказ об увольнении. Указанный документ прекращает военную службу комиссуемого и в дальнейшем может являться документом-основанием для начисления пенсии, выплат компенсаций.

    Помощь адвоката по компенсациям военнослужащим

    Наш военный адвокат поможет разобраться даже в самом сложном споре. Периодически к нам обращаются с просьбой:

    • оказать юридическую консультацию о размерах компенсации военному, а также порядку их выплат
    • составить жалобу в вышестоящий контролирующий орган деятельности военной части и бухгалтерии
    • провести правовой анализ ситуации
    • представлять интересы военнослужащего во всех органах, в т.ч. и в военном гарнизонном суде

    Кроме того, юридическая помощь возможно и по иной Вашей проблемой, звоните и мы начнем вместе решать ее уже сегодня.

    Читайте также: