Могут ли уволить с армии за административное правонарушение

Опубликовано: 19.09.2024

В отдельных ситуациях своей служебной деятельности командир (начальник) вынужден принимать жесткие кадровые решения в отношении недисциплинированных подчиненных.

Одним из таких случаев является ситуация совершения военнослужащим "грубых" административных правонарушений.

Законодательство не предусматривает термина "грубое административное правонарушение". Вместе с тем, положения абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 г. N 6-П*(1) (далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 6-П) позволяют сделать вывод о том, что военнослужащий может быть уволен с военной службы не только за совершение грубого дисциплинарного проступка, но и за совершение административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях.

Остановимся на данном тезисе подробнее. В абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 6-П разъяснено, что совершение военнослужащим преступления или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях, представляет собой нарушение относящегося к числу общих обязанностей военнослужащего требования о строгом соблюдении Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться в том числе в совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения.

Таким образом, невыполнение условий контракта может выражаться в совершении военнослужащим:

В тексте постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 6-П хотелось бы обратить внимание на формулировку "может выражаться". Командирам (начальникам) не рекомендуется трактовать данную формулировку императивно (подменять формулировкой "выражается"). Не каждый дисциплинарный проступок, не каждое административное правонарушение, и даже не каждое преступление являются поводом для увольнения в связи с несоблюдением условий контракта*(2).

В подобной ситуации у командиров (начальников) может возникнуть логичный вопрос: "За совершение какого административного правонарушения я могу принять решение об увольнении военнослужащего?".

В связи с тем что законодательство не закрепляет перечень "грубых" административных правонарушений, к подобным правонарушениям необходимо подходить строго индивидуально, предварительно изучать сложившуюся судебную практику.

Судами признавалось в качестве "грубого" административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ (невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения).

Так, военнослужащий С. был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, и уволен с военной службы.

С. обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира (начальника), издавшего приказ о его досрочном увольнении с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, а также командира воинской части, исключившего его из списков личного состава войсковой части в связи с данным увольнением.

Черняховский гарнизонный военный суд заявление С. удовлетворил. Кассационным определением Балтийского флотского военного суда от 23 марта 2010 г. указанное решение гарнизонного военного суда было отменено и принято новое решение - об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, С. указывал, что кассационное определение подлежит отмене, поскольку суд второй инстанции не учел того обстоятельства, что им совершено административное правонарушение во внеслужебное время и не в общественном месте. Это не свидетельствует о совершении им грубого дисциплинарного проступка, порочащего честь военнослужащего и исключающего его дальнейшее нахождение на военной службе. Флотский военный суд необоснованно также не принял во внимание то, что по службе он характеризуется положительно и оснований для досрочного его увольнения по несоблюдению условий контракта не имелось.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы и материалов истребованного дела суд указал, что из положений ст. 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст.ст. 1, 3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации следует, что военнослужащие обязаны строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов и быть дисциплинированными. В связи с этим исполнение военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы связано не только с его служебной деятельностью, но подразумевает и строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и требований общевоинских уставов и в свободное от службы время. Совершение С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ (невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), аналогично грубому дисциплинарному проступку, не может быть расценено как малозначительное и формальное нарушение им общих обязанностей военнослужащего.

В связи с изложенным данное правонарушение, по мнению суда, предоставляло командиру (начальнику) право, несмотря на положительную характеристику С., прийти к выводу о нарушении им условий контракта о прохождении военной службы и принять решение о досрочном увольнении его с военной службы*(3).

В том случае, если судами признается в качестве "грубого" административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ (невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), можно с большой долей вероятности утверждать, что "устоит" в ходе судебного разбирательства и решение об увольнении военнослужащего, поводом к которому стало совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения).

Как показывает практика, совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 или ст. 12.26 КоАП РФ, является наиболее распространенным поводом (из всех административных правонарушений) для представления военнослужащего к увольнению в связи с несоблюдением условий контракта.

Перейдем к процедуре увольнения военнослужащего.

Увольнение в связи с несоблюдением условий контракта может осуществляться двумя способами:

- в порядке применения дисциплинарного взыскания;

- в аттестационном порядке.

1. При принятии решения об увольнении в связи с несоблюдением условий контракта в порядке наложения дисциплинарного взыскания необходимо учитывать, что военнослужащий уже привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Общеизвестен принцип, в соответствии с которым гражданин не может быть привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение дважды.

Необходимо четко понимать, что существует административное правонарушение, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях (например, ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ "управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения"), и дисциплинарный проступок (невыполнение обязанности военнослужащего, предусмотренной ст. 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, по строгому соблюдению Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации).

В подготавливаемых при увольнении документах не должны употребляться формулировки "за совершение административного правонарушения. ", "за управление транспортным средством в состоянии опьянения".

Военнослужащий может быть привлечен к ответственности за "несоблюдение обязанности, предусмотренной статьей 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, по строгому соблюдению законодательства Российской Федерации, выразившееся. ".

В соответствии со ст. 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих" по каждому факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка проводится разбирательство. Срок разбирательства не может превышать 10 дней. Данное требование распространяется и на случаи применения дисциплинарного взыскания "досрочное увольнение с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта".

После проведения разбирательства дисциплинарное взыскание должно быть применено к военнослужащему. Порядок применения дисциплинарного взыскания регламентирован ст.ст. 80-89 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии со ст. 83 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации "применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности".

В том случае, если применение дисциплинарного взыскания "досрочное увольнение с военной службы" в отношении конкретного военнослужащего входит в круг полномочий командира (начальника) войсковой части, то данное решение в течение 10 дней оформляется приказом командира (начальника)*(4).

В том случае, если применение взыскания "досрочное увольнение с военной службы" в отношении конкретного военнослужащего не входит в круг полномочий командира (начальника) войсковой части, то в соответствии со ст. 87 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации он оформляет в форме рапорта ходатайство о применении дисциплинарного взыскания и направляет его для принятия решения вышестоящему командиру (начальнику). К данному ходатайству рекомендуется приобщать материалы служебного разбирательства.

Соответствующее решение должно быть принято вышестоящим командиром (начальником) в течение 10 дней с момента поступления ходатайства.

После принятия решения инициируется процесс исполнения примененного дисциплинарного взыскания, т.е. собственно процесс увольнения военнослужащего.

2. Военнослужащий, совершивший "грубое" административное правонарушение, может быть уволен в аттестационном порядке.

В данной ситуации предметом аттестации будет являться вопрос соответствия военнослужащего по своим деловым и личным качествам требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу.

Несоответствие военнослужащего данным требованиям может подтверждаться как наличием неснятых дисциплинарных взысканий, так и наличием административных взысканий.

При этом, на момент увольнения военнослужащий должен считаться подвергнутым административному наказанию. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ "лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления".

В соответствии с п. 4 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы*(5) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы (аттестация, как правило, имеет плановый характер). Вместе с тем, вышеуказанная норма не исключает возможность внеплановой аттестации (ранее пяти лет).

При инициировании внеплановой аттестации необходимо иметь в виду, что оцениваться военнослужащий будет за аттестуемый период. Если после плановой аттестации прошло незначительное количество времени, а предыдущая аттестация положительная, в судебном заседании будет достаточно проблематично доказать, что военнослужащий так быстро "испортился" и перестал соответствовать по своим деловым и личным качествам требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу.

Механизм внеплановой аттестации должным образом не урегулирован. На данный факт указывает и Конституционный Суд Российской Федерации*(6).

В частности, неурегулированным является вопрос основания проведения внеплановой аттестации.

Так, в соответствии с п. 2 Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации*(7), для проведения аттестации ежегодно составляются списки военнослужащих, подлежащих аттестации. По понятным причинам для внеплановой аттестации данная норма не применима.

Полагаем, что основанием для внеплановой аттестации должно выступать ходатайство непосредственного (прямого) командира (начальника), которое представляется по команде.

В данном ходатайстве целесообразно указать причину (повод) для проведения внеплановой аттестации. При этом, так же как и при применении дисциплинарного взыскания "досрочное увольнение с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта", не рекомендуется использовать формулировки "совершение административного правонарушения. ", "управление транспортным средством в состоянии опьянения". Целесообразнее использовать формулировку "невыполнение обязанности военнослужащего, предусмотренной статьей 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, по строгому соблюдению Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, выразившееся в совершении административного правонарушения, предусмотренного. ".

Внеплановая аттестация военнослужащего по своему содержанию не имеет принципиальных особенностей. На военнослужащего составляется аттестационный лист в соответствии с требованиями руководящих документов.

В случае принятия решения о ходатайстве перед командиром (начальником) о представлении военнослужащего к увольнению в связи с несоблюдением условий контракта аттестационная комиссия делает вывод о том, что военнослужащий не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, и формулирует соответствующую рекомендацию.

В случае согласия командира (начальника) инициируется процесс увольнения.

Таким образом, материал, изложенный в настоящей статье, позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Судебная практика показывает, что отдельные административные правонарушения, за совершение которых военнослужащие привлекаются к ответственности на общих основаниях, могут быть признаны аналогичными (тождественными) грубым дисциплинарным проступкам.

К таким административным правонарушениям относятся составы ст. 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения) и ст. 12.26 КоАП РФ (невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения).

2. В случае совершения вышеуказанных административных правонарушений военнослужащий может быть уволен в связи с невыполнением им условий контракта (как невыполняющий требования о строгом соблюдении Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации).

3. Увольнение военнослужащего может осуществляться как в порядке применения дисциплинарного взыскания (за факт нарушения обязанности, предусмотренной ст. 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), так и в аттестационном порядке (при проведении внеплановой аттестации на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу).

юрисконсульт воинской части,

кандидат юридических наук, доцент

"Право в Вооруженных Силах", N 11, ноябрь 2014 г.

*(1) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева" от 21 марта 2013 г. N 6-П.

*(2) В случае наличия судимости и при соблюдении ряда иных условий военнослужащий может быть уволен по иным основаниям. Например, по основаниям, предусмотренным подп. "е", "е.1", "з" п. 1, "е.2" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

*(3) См. подробнее определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 212-В10-10.

*(4) О проблемах применения дисциплинарных взысканий в отношении военнослужащих см. подробнее: Шишканов В.А. О некоторых проблемах применения дисциплинарных взысканий в отношении военнослужащих // Право в Вооруженных Силах, 2012. N 4. С. 31-34.

*(5) Указ Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237.

*(6) Абзац 3 п. 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 г. N 6-П.

*(7) Утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 444.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Как правильно уволить военнослужащего за совершение "грубого" административного правонарушения

А.С. Изолитов - юрисконсульт воинской части, кандидат юридических наук, доцент

Особенности административной ответственности военнослужащих, прежде всего, определяются ст. 2.5 КоАП РФ, а также вытекают из положений ряда иных статей того же Кодекса. Кроме того, вопросы административной ответственности военнослужащих в определенной степени также регулируются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

Наиболее существенные отличия ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения состоят в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.

Административные правонарушения военнослужащих

  • посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1; 5.3 – 5.26);
  • нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);
  • нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
  • правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
  • нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);
  • административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12)
  • административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 (ст. 15.32, 15.33, 15.34 вступают в силу с 1 января 2010 года));
  • административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
  • невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);
  • некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 -18.4);
  • нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

На основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ), в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В указанном случае, в силу ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. №203-ФЗ), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.

Согласно ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ, к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

С 1 января 2007г. с принятием Федерального закона «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных наказаний.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также лиц, призванных на военные сборы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации, применяемое к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ). В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС РФ (ч. 4 ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 94 Дисциплинарного устава ВС РФ).

Назначение дисциплинарного ареста за совершенное административное правонарушение

Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Карьере военнослужащего может грозить связанное с расторжением контракта досрочное завершение из-за совершения им дисциплинарного проступка. Для принятия соответствующим командиром (или начальником) решения об увольнении офицеру (или прапорщику) достаточно совершить всего лишь один из грубых проступков (полный перечень содержится в Дисциплинарном уставе) или же иметь на момент привлечения его к ответственности за очередное нарушение дисциплины несколько действующих (неснятых) взысканий.

Законодательством определено, что систематичность подобных нарушений должна быть подтверждена зафиксированными фактами совершения военнослужащим за короткий период времени нескольких проступков (трех и/или более). При этом законом не допускается привлечение гражданина, проходящего службу по контракту, к ответственности дважды за совершение одного и того же правонарушение.

Таким образом, если за проступок военнослужащему уже было объявлено взыскание, то основанием для увольнения данное деяние уже быть не может.

Увольнение военнослужащего за совершение преступления или административного правонарушения

Военное право не содержит жестких требований к срокам, в пределах которых военнослужащего следует уволить со службы после совершения им административного или уголовно наказуемого деяния.

Также следует отметить, что из-за отсутствия в законодательстве четко определенного перечня административных правонарушений, за совершение которых с военнослужащим может быть расторгнут контракт досрочно, каждый случай привлечения офицера (или прапорщика) к административной ответственности должен быть рассмотрен индивидуально командиром (или начальником) части. Воинскими уставами закреплено, что любой военнослужащий обязан соблюдать требования нормативных актов Российского государства, быть дисциплинированным, вежливым, уважать интересы других людей, служить олицетворением высокой культуры и нравственности.

Поэтому такие действия, как управление автотранспортным средством в пьяном виде, передача управления автомобилем иному употребившему алкогольные напитки лицу, отказ от освидетельствования в медицинском учреждении для установления факта опьянения, приравниваются в настоящее время к грубым нарушениям воинской дисциплины.

Соответствующий командир (или начальник) вправе принять решение об увольнении офицера (или прапорщика), если он совершил такое преступление, последствия и характер которого не совместимы с продолжением военной карьеры, но предусмотренное за это деяние наказание не связано с действительным (или условным) ограничением свободы.

При подготовке комплекта документов для расторжения с военнослужащим контракта не должен быть нарушен принцип о недопустимости двойного наказания лица за одно деяние. Поэтому в приказе об увольнении не следует делать ссылку на совершенное военнослужащим административное или уголовного правонарушение, за которое он уже понес ответственность или административную, или уголовную.

Так как при заключении контракта офицер (или прапорщик) дал обязательства по выполнению общих и специальных обязанностей службы, а также по выполнению обязанностей по занимаемой им должности, то в подобных случаях военнослужащего увольняют за нарушение предусмотренных контрактом условий в части следования нормам Российского права. При этом факт погашения судимости значения для принятия командиром (или начальником) такого решения не имеет.

Порядок расторжения контракта с военнослужащим, допустившим существенные нарушения его условий

Досрочное расторжение контракта может являться как самостоятельным взысканием, так и мерами реагирования со стороны командования воинской части на действия и поведение военнослужащего, но при этом должна быть дана полная и всесторонняя оценка качеству выполнения им своих непосредственных обязанностей и/или соответствия занимаемой должности.

  1. Увольнение, являющееся дисциплинарным взысканием. После выявления командиром (или начальником) части факта совершения подчиненным ему военнослужащим деяния, противоречащего требованиям закона, для установления всех обстоятельств произошедшего должно быть проведено в десятидневный срок (не более) разбирательство. После завершения данной процедуры в десятидневный срок командир (или начальник), обладающий соответствующими полномочиями, принимает решение о применении в отношении провинившегося военнослужащего взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы, которое оформляется приказом. Если командир части подобными полномочиями не наделен, то он направляет вышестоящему начальнику ходатайство в виде рапорта о применении в отношении совершившего противоправное деяние офицера (или прапорщика) дисциплинарного взыскания. Принятие решение о досрочном расторжении с военнослужащим контракта инициирует процесс его увольнения.
  2. Увольнение по итогам проведенной аттестации. Предметом проведения аттестации в подобных случаях является выявление соответствия (или несоответствия) военнослужащего занимаемой им должности. Аттестационная комиссия, как правило, рассматривает и дает оценку деловым и личным качествам военнослужащего. Подтверждением несоответствия офицера (или прапорщика) требованиям военного законодательства может являться наличие действующих (неснятых) дисциплинарных или административных взысканий, а также возбуждение в отношении этого военнослужащего уголовного дела.

Аттестация может быть как запланированной заранее, так и носить внеплановый характер. Внеплановая аттестация, как правило, назначается на основании ходатайства прямого начальника провинившегося офицера (или прапорщика).

В рапорте должна быть указана причина, в соответствии с которой возникла необходимость рассмотрения вопроса о целесообразности дальнейшей службы такого военнослужащего, например, военнослужащий не соответствует тем требованиям, которые предъявляет к гражданам, проходящим службу, закон.

По порядку проведения и содержанию эти процедуры принципиально не отличаются друг от друга. Если комиссия придет к выводу, что военнослужащий не соблюдал надлежащим образом условия контракта, то соответствующему командиру (или начальнику) будет направлено предложение об увольнении его с военной службы.

Последствия увольнения по несоблюдению условий контракта

При увольнении офицера (или прапорщика) в связи с существенным нарушением положений контракта военнослужащий не имеет права на:

  • выплату пособия (в размере двух или семи окладов ежемесячного денежного содержания);
  • получение премии за эффективное выполнение обязанностей по занимаемой должности;
  • получение ежегодной материальной помощи. Если же военнослужащий получил данную выплату ранее, то удержанию (или взысканию в судебном порядке) при увольнении эта сумма не подлежит.

Военнослужащий может рассчитывать при исключении из списков части лишь на получение ежемесячного денежного довольствия.

Кроме того, военнослужащий, являющийся участником ипотечной системы жилищного обеспечения, при увольнении по данному отрицательному основанию обязан вернуть перечисленные ему денежные средства в виде жилищного займа, а также ежемесячными платежами погасить долг по процентам, которые начисляются на сумму займа.

Рекомендации командирам воинских частей

Командирам (или начальникам) воинских частей следует помнить, что не каждое нарушение условий контракта со стороны военнослужащего, выразившееся в совершении преступления, дисциплинарного или административного правонарушения, является поводом для увольнения офицера (или прапорщика) со службы. Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, изучив предварительно сложившуюся практику (в том числе и судебную) по подобным вопросам, а также документы, характеризующие военнослужащего как с личной, так и с профессиональной стороны.

Приняв решение о досрочном расторжении с офицером (или прапорщиком) контракта, процедура увольнения должна быть соблюдена командиром части полностью, так как самое незначительное нарушение данного процесса может привести к отмене приказа в судебном порядке.

Военное законодательство предусматривает возможность увольнения военнослужащего со службы, если им были допущены определенные нарушения условий, прописанных в контракте. Подобное основание используют только в случае серьезного отступления от норм права.

Действия со стороны офицера, как правило, представляют собой совершение уголовно наказуемых действий.

Помимо этого, основанием для увольнения могут стать административные или дисциплинарные правонарушения. Далее будут более подробно рассмотрены возможные причины для увольнения военнослужащего в случае несоблюдения им условий контракта.

  • 1 Что является несоблюдением контракта и за какие проступки могут уволить?
    • 1.1 Дисциплинарный проступок
    • 1.2 Совершение преступления или административного правонарушения

    Что является несоблюдением контракта и за какие проступки могут уволить?

    Для того чтобы появились основания уволить военнослужащего, нарушения, допущенные им, должны иметь документальное подтверждение.

    Что положено военнослужащему при увольнении? Любой военнослужащий, задумывающийся об увольнении, задается вопросом: «А что мне положено при увольнении?». Давайте разберемся в этом вопросе более подробно.

    Содержание статьи:

    ВНИМАНИЕ: наш военный адвокат в Екатеринбурге поможет разобраться не только с полагающимися выплатами, но и в других спорных моментах. Звоните и записывайтесь к нам уже сегодня!

    Что положено военнослужащему при увольнении?

    Что положено военнослужащему при увольнении зависит от того, сколько он отслужил, по каким основаниям увольняется и какие выплаты ему производились, а какие нет.

    Военнослужащий может получить:

    • жилищный сертификат
    • за ним могут сохраняться в течение года выплаты
    • право на досрочную пенсию военнослужащего (подробнее по ссылке)
    • военнослужащий может получить при увольнении единовременное пособие, а также иные выплаты с учетом обстоятельств увольнения

    При этом необходимо учитывать, что для получения сертификата, выплат должна быть определенная совокупность обстоятельств. Подробно отдельные моменты рассмотрены в следующих разделах настоящего материала.

    Также уволенным военнослужащим могут быть предоставлены определенные законом льготы о которых поговорим чуть ниже в настоящем материале.

    Могут ли уволить военнослужащего без пенсии?

    В соответствии с положениями ст.23 закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ, военнослужащие контрактники, которые не достигли предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены без их согласия пока они не приобретут права на пенсию за выслугу лет.

    Однако, законом о воинской обязанности установлены исключения, когда военнослужащий может быть уволен досрочно по определенным основаниям, например, в связи с тем, что не выполняет условия контракта. Перечень таких оснований предусмотрен в ст. 51 закона о воинской обязанности.

    Таким образом, военнослужащий при определенных условиях может быть уволен без пенсии.

    Жилье военнослужащим при увольнении

    Права и выплаты военнослужащим при увольнении

    Если лицо отслужило 10 лет и более, увольняется со службы, в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Минобороны РФ, если будет желание военнослужащего, выдается государственный жилищный сертификат на то, чтобы приобрести жилье на семью.

    Если военнослужащий являлся участником накопительно-ипотечной системы, то в определенных случаях при увольнении он может использовать накопления на покупку жилья или строительство, которые учтены на его именном накопительном счете.

    Выплаты при увольнении с военной службы

    В случае увольнения военнослужащего по контракту, который отслужил менее 20 лет и уволен, в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или из-за организационно-штатных мероприятий без права на пенсию, то в течение 1 года после увольнения за ним сохраняется выплата оклада по воинскому званию.

    Если лицо проходит военную службу по контракту и общая продолжительность службы составляет меньше 20 лет, то в случае увольнения военнослужащему выплачивается единовременное пособие в размере 2-х окладов денежного содержания.

    Если лицо служит 20 лет и более, то при увольнении ему выплачивается также единовременное пособие, но в размере семи окладов денежного содержания.

    ВАЖНО: не всегда выплачивается указанное единовременное пособие. В каких случаях данные выплаты не производятся следует смотреть в ч.4 ст.3 закона, посвященному денежному довольствию военнослужащих.

    Если военнослужащий в период службы получил госнаграду РФ, то вышеуказанное пособие увеличивается на один оклад.

    Если военнослужащий до увольнения не получил материальную помощь, то она должна быть выплачена при увольнении.

    Помимо вышеуказанных выплат в отельных случаях, увольняемым военнослужащим могут быть произведены иные выплаты, например, если лицо увольняется со службы по контракту по причине признания его не годным к военной службе из-за полученной военной травмы, то ему должно быть выплачено пособие в размере 2 млн. р.

    Об иных выплатах увольняемым с военной службы можно посмотреть в законе от 07.11.2011 № 306-ФЗ, например, если получена инвалидность и т.д.

    Что делать, если военнослужащему отказывают в выплатах при увольнении?

    Нельзя быть на 100% уверенным, что при увольнении все пройдет гладко и увольняемый военнослужащий получит все положенные ему выплаты.

    Отказать в выплатах могут на законных основаниях, поскольку военнослужащему они не положены, и на незаконных основаниях.

    Что же делать, если выплаты при увольнении отказываются производить?

    Прежде всего, необходимо узнать причины отказа в выплатах. После этого проверить по закону, обоснованно ли отказывают в выплатах. Если отказ в выплатах не основан на законе, тогда выход один – обращаться в суд, чтобы защитить свои права.

    Для оспаривания отказа в выплатах, военнослужащему необходимо обратиться в гарнизонный военный суд с административным иском о признании решения об отказе в выплатах незаконным и восстановлении Ваших прав на денежные средства.

    ПОЛЕЗНО: также можно обратиться с жалобой в органы прокуратуры для проведения ими проверки, смотрите видео с советами и заказывайте нам составление обращения

    Льготы при увольнении из армии

    Военнослужащим, в случае увольнении, с учетом определенных фактов (срок службы, достижение предельного возраста и т.п.) предоставляются следующие льготы:

    • в сфере медицинского обеспечения (бесплатная медпомощь, бесплатные лекарства по рецептам и т.д.)
    • в сфере образования (в определенных случаях имеют право бесплатно пройти профпереподготовку)
    • налоговые льготы (в определенных случаях бывшие военнослужащие не уплачивают налоги на имущество)
    • военнослужащие в определенных законом случаях обеспечиваются жильем либо им предоставляются деньги на приобретение или строительство жилья

    Адвокат по выплатам военных при увольнении

    Таким образом, определенные льготы не всем и не всегда предоставляются, необходимо внимательно изучить положения закона по интересующим Вас вопросам и убедиться, что Вы соответствуете всем требованиям для того, чтобы получить те или иные льготы.

    ЗДАВСТВУЙТЕ. Я ОФИЦЕР ВВС РФ. Несколько дней назад совершил административное правонарушение( управление ТС в состоянии алкогольного опьянения) Имеет ли право командир уволить за данный проступок? если да то положена ли мне квартира по ипотеке?(в августе месяце этого года срок моей службы составляет 10 лет)

    В принципе увольнения избежать можно, но нужно побороться. Уволить могут только в атестационном порядке

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИменем Российской ФедерацииПОСТАНОВЛЕНИЕот 21 марта 2013 г. N 6-ППО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИПОДПУНКТА «В» ПУНКТА 2 СТАТЬИ 51 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА«О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ» В СВЯЗИС ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН Р.В. БОСКАЧЕВА, И.В. ОВСЯННИКОВАИ Д.А. САВЕЛЬЕВА

    Если будете уволены по несоблюдению условий контракта, то право на жилье потеряете

    По поводу ипотеки есть 10 лет или нет неважно? Имеется ли возможность востановиться после такого увольнения?

    Восстановиться возможно. По поводу ипотеки — неважно, к сожалению.

    В абз. 4 п. 4
    Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 6-П разъяснено, что совершение
    военнослужащим преступления или административного правонарушения, за
    которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях, представляет
    собой нарушение относящегося к числу общих обязанностей военнослужащего
    требования о строгом соблюдении Конституции
    Российской Федерации и законов Российской Федерации, невыполнение условий
    контракта о прохождении военной службы может выражаться в том числе в
    совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, уголовно наказуемого
    деяния или административного правонарушения.

    По практике,
    совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8
    или ст. 12.26
    КоАП РФ, является наиболее распространенным поводом для представления
    военнослужащего к увольнению в связи с несоблюдением условий контракта.

    Военнослужащий
    может быть привлечен к ответственности за «несоблюдение обязанности,
    предусмотренной статьей 16
    Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, по строгому
    соблюдению законодательства Российской Федерации, выразившееся. ».

    Также
    Военнослужащий, совершивший «грубое» административное правонарушение,
    может быть уволен в аттестационном порядке.

    Вместе с тем, предусмотренное
    законодательство продолжение военной службы в целях ожидания предоставления
    жилого помещения, в том числе после истечения установленного контрактом срока,
    является правом военнослужащего, реализуя которое он по собственному усмотрению
    избирает предпочтительный для себя вариант прекращения служебных отношений.
    Соответственно, отсутствие согласия военнослужащего на увольнение означает, что
    он добровольно принимает на себя обязательства по несению военной службы до
    обеспечения жилым помещением, в том числе после истечения срока, указанного в
    контракте. В связи с этим такого военнослужащего следует считать проходящим
    военную службу в добровольном порядке (по контракту) до обеспечения жилым
    помещением, а потому в случае совершения в этот период правонарушения он в
    зависимости от характера и тяжести содеянного подлежит привлечению к
    дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой или
    уголовной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О статусе
    военнослужащих» и другими федеральными законами
    (п. 1 ст. 28
    Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

    После обеспечения
    военнослужащего, изъявившего согласие на прохождение военной службы в
    соответствии с п. 17 ст. 34
    Положения о порядке прохождения военной службы, жилым помещением он подлежит
    незамедлительному увольнению с военной службы, поскольку, законодательство о военной службе не
    предусматривает право федеральных органов исполнительной власти, заключивших
    контракт с военнослужащим, задерживать его исключение из списков личного
    состава воинской части по иным основаниям, помимо указанных в п. 11 ст. 38
    Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

    Эта позиция
    отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 N 1622-О-О
    «По запросу Новороссийского гарнизонного военного суда о проверке
    конституционности положений части первой статьи 331 и статьи 337 Уголовного
    кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 28
    Федерального закона „О статусе военнослужащих“, пункта 4 статьи 32,
    пункта 11 статьи 38 Федерального закона „О воинской обязанности и военной
    службе“ и подпункта „а“ пункта 9 статьи 4 Положения о порядке
    прохождения военной службы».

    Поэтому только
    после обеспечения жильем военнослужащий, совершивший грубое адм. Правонарушение,
    должен быть незамедлительно уволен с военной службы.

    Добрый день, Владимир.
    Да, основания для увольнения предусмотрены в законе. Можно попытаться отстоять через суд, но это будет проблематично. И при увольнении на таком основании право на жильё Вы потеряете.

    Статья 51. Основания увольнения с военной службы
    [Закон «О воинской обязанности и военной службе»]
    1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:
    а) по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
    б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
    в) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
    г) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;
    д) в связи с лишением его воинского звания;
    д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:
    непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
    непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
    участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
    осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
    вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
    нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
    д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
    е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
    е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
    ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;
    з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
    и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
    к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;
    л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;
    м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.
    2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
    а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
    б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
    в) в связи с невыполнением им условий контракта;
    г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
    д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
    е) как не выдержавший испытание;
    е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
    е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;
    ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
    з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
    и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.
    2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с указанными подпунктами, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом «е.1» пункта 1, подпунктами «в», «д» и «е» пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.
    2.2. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.
    3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:
    а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
    б) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте «г» пункта 1 настоящей статьи);
    в) по семейным обстоятельствам:
    в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
    в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
    в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
    в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;
    в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
    г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
    д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.
    3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «г» и «д» пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.
    4. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 статьи 23 и подпунктами «б», «б.1», «в», «г» и «д» пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.
    5. Утратил силу.
    6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
    7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, — после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

    Читайте также: