Могут ли уволить учителя если он не прошел курсы повышения квалификации

Опубликовано: 18.09.2024

Педагоги – отдельная категория работников. Их труд в дополнение к общеобязательным нормам и правилам регулируется целым рядом нормативных актов – постановлениями Правительства РФ, приказами Минобрнауки и пр. И кроме общих оснований увольнения, к педагогическим работникам могут применяться специальные. Как правило, такие увольнения достаточно конфликтные, поэтому работодателю необходимо четко и безошибочно соблюдать процедуру увольнения по выбранному основанию. Расскажем о нюансах расторжения трудового договора с работниками образовательных организаций по отдельным основаниям.

Среди специальных оснований увольнения педагогических работников можно выделить:

  • п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы);
  • п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности);
  • п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ (применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника).

Увольнение за аморальный поступок

Трудовой кодекс не дает определения аморального проступка, работодатель самостоятельно определяет, является ли тот или иной проступок таковым, на основе собственных понятий о морали. Однако в любом случае аморальными будут признаны:

  • распитие спиртных напитков;
  • драки;
  • оскорбления и нецензурные выражения;
  • развратные или иные действия, негативно влияющие на окружающих.

Таким образом, аморальным проступком может считаться любое нарушение моральных устоев и принятых в обществе норм поведения.

Итак, кого можно уволить за совершение аморального поступка и что считать таковым, мы разобрались. Теперь о том, как осуществить само увольнение. Помните, что увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ будет законным, если имеют место одновременно три обстоятельства:

  • выполнение работником воспитательных функций;
  • совершение им аморального проступка;
  • несовместимость совершенного проступка с продолжением работы, связанной с выполнением воспитательных функций.

Процедура расторжения трудового договора по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ следующая:

  1. Фиксируется факт совершения аморального поступка – составляется докладная записка или акт в присутствии свидетелей. В этих документах нужно как можно подробнее описать обстоятельства, при которых совершался проступок, и сами действия работника.
  2. Требуем от нарушителя правил морали объяснительную, лучше в письменном виде. Помните, что на объяснения у работника есть два рабочих дня. Если по истечении этого времени объяснения не поступят, составляется соответствующий акт.
  3. Создаем комиссию по расследованию факта совершения аморального поступка. Именно эта комиссия в акте полностью укажет все обстоятельства, объяснения, показания свидетелей и придет к выводу, совершил работник проступок или нет.
  4. Принимаем решение о применении к работнику дисциплинарного взыскания. Напомним, что если проступок незначительный, а работник ценный, не обязательно его увольнять – можно ограничиться, например, выговором.
  5. Издаем приказ: если принято решение об увольнении работника – по форме Т-8 [2] . Помните, что издать приказ можно, если со дня обнаружения проступка прошло не более одного месяца (ч. 3 ст. 193 ТК РФ). В указанный срок не включается время болезни работника, пребывания его в отпуске и отсутствия по иным законным основаниям (пример см. на стр. ).
  6. Оформляем увольнение – вносятся записи в личную карточку, трудовую книжку, выплачиваются все суммы работнику, выдаются копии документов.

Возникновение ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности

  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

При увольнении по данному основанию следует учитывать, что увольнение по данному основанию может быть произведено только после получения официальной справки из МВД.

К сведению

Однако просто уволить педагога не получится. Как и при увольнении за совершение аморального проступка, необходимо соблюсти определенную процедуру. В частности, прекращение трудового договора по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это пре­дусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Применение методов воспитания, связанных с насилием над личностью

Данное основание увольнения не относится к дисциплинарным взысканиям, однако провести внутреннее расследование все же придется.

Приведем пример записи в трудовую книжку об увольнении по рассматриваемому основанию.

записи

Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)

Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись

Здравствуйте, моя мама работает учителем уже 27 лет, периодически им нужно проходить курсовую подготовку. Недавно по всей стране прокатилась волна чисток в школах - убирали всех учителей без педагогического стажа или тех, кто работал не по профилю, например, если ты ведешь биологию, а по диплому историк. Она учитель технологии - по советски - учитель труда (что должен был уметь по факту этот учитель в 80-90- е годы, когда она пришла работать в школу, шить и научить этому детей, у нее было средне специальное образование, но не педагогическое, а мастера по пошиву и ремонту одежды и небольшой опыт работы с детьми в местном клубе, директору деваться было некуда, в голодные годы за отсутствующую зарплату никто работать не хотел, а мама пошла, все курсы, семинары, все что нужно было пройти для успешной работы, чтобы стать настоящим учителем она проходила, вот и недавно, когда началась эта волна она пошла учиться, но формулировка была такая - нужно обязательно высшее образование по профилю, т. е. технология - выучилась в местном вузе, получила красный диплом. Сейчас ей нужно пройти курсы - как сейчас модно дистанционно, но вуз уже областной - филиал в нашем городе, сотрудничает с нашим Центром Развития Образования, курсы стоят 2600, оплачивает мама 850 рублей ЦРО и 1750 рублей - Вузу. Вуз, после того как мама выкладывает на сайте необходимые документы, в том числе и свое злополучное свидетельство о средне профессиональном образовании (как выяснилось - девчонкам, учебный комбинат, в лохматом советском году, т. к. кончились дипломы, выдал свидетельства) говорит что мы не можем выдать по вашему свидетельству вам удостоверение и вы получите сертификат, мы в возмущении пишем ответ, что за такую сумму сертификат нам не нужен, верните деньги мы за 200 рублей просто в интернете пройдем обучение и получим сертификат, затем пишем письмо в ЦРО - дамам, которые занимаются нашим курированием - результат - звонок директору школы - аннулировать диплом другого Вуза, который не имел право даже обучать(обучение было ускоренно- сокращенное) и уволить этого учителя с работы. Разъясните нам пожалуййста, кто прав - кто виноват

Дата: 02.06.2017 00:00

В консультации принимали участие

Ответы экспертов

Есть профстандарт педагога, в котором прописаны обязательные требования к образованию учителя

Согласно профессиональному стандарту педагога, утв. Приказом Министерства труда и соцзащиты от 18.10.2013 №544н к учителю предъявляются следующие требования:

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки"Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

Письмом Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2015 г.№ 08-1240 "О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования" разъяснено, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности
педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

У Вашей мамы, как я поняла, нет педагогического образования.

Если она не проходила повышение квалификации по направлению деятельности в образовательной организации, то она обязана пройти профессиональную переподготовку на учителя технологии.

Письмо Минтруда России от 04.04.2016N 14-0/10/В- 2253 Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов (вместе с "Информацией Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов").

11. Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он
отказывается проходить обучение)? В ТК РФ нет такого основания.

С целью установления соответствия уровня квалификации работника выполняемой работе работодатель вправе проводить аттестацию работника на соответствие занимаемой должности или выполняемой
работе, проводимой в порядке, установленном в соответствии с законодательством.

12. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профстандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель? Допускается ли работник к работе до момента завершения обучения? Возможно ли предложить ему другую работу?

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и
профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. С целью установления соответствия уровня квалификации работника выполняемой работе работодатель вправе проводить аттестацию работника на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе, проводимой в порядке, установленном в соответствии с законодательством.

Кроме того, Ваша мама имеет право пройти независимую оценку квалификации на соответствие своей квалификации профстандарту.

Согласно ФЗ от 03.07. 2016 г. "283- ФЗ"О независимой оценке квалификации"

1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в
порядке, установленном трудовым законодательством.
.
5. Сведения о выданных свидетельствах оквалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

Повышение квалификации педагогического работника. Когда, кому и зачем необходимо

Повышение квалификации педагогического работника — чье право и чья обязанность? Нужно ли повышать свою квалификацию? Ведь, казалось бы, чему учиться преподавателям?

Повышение квалификации педагогического работника — чье право и чья обязанность? Нужно ли повышать свою квалификацию? Ведь, казалось бы, чему учиться преподавателям? Они и так все знают: изучают столько дисциплин и практику проходят. А сколько учеников каждый год через себя пропускают. Настоящий конвейер!

Может, и не нужно им тратить свое драгоценное время на какое-то там повышение? Попробуем разобраться.

Зачем необходимо повышение квалификации

После появления чего-то нового оно активно используется, распространяется, завоевывает поклонников и лишь через 5 —10 лет попадает в систему обучения.

Частные системы, курсы, школы уловили эту тенденцию. Они намного быстрее предлагают ученикам освоить новинки. В государственных образовательных системах всех уровней должно пройти множество согласований, проверок, адаптаций, и лишь после этого проводится обучение преподавательского состава.

Учитель, который остается в стороне от новинок как в своем предмете, так и в технике преподавания, быстро становится неинтересен как слушателям, так и руководству.

Когда, кому нужно повышение квалификации

Законодательство предусматривает плановое повышение квалификации педагогического работника каждые 3 года. В таком случае считается педагогический стаж. Если за это время преподаватель по каким-либо причинам не работал по специальности, время с последних курсов не учитывается.

При перерыве в преподавательской деятельности или в самом ее начале преподаватель обязан пройти курсы повышения квалификации для восстановления и приобретения навыков. Такие курсы для работников государственных учреждений бесплатны.

При внедрении в процесс обучения новых методов, разработок, экспериментальных способов обучения, программ или предметов. Не позднее чем за 6 месяцев до начала обучения проводится повышение квалификации для участвующих преподавателей.

Выпускник ВУЗа с более высоким уровнем аккредитации может преподавать профильные предметы своей специализации в заведении на 1—2 уровня ниже. При этом для приобретения навыков преподавания такому работнику также потребуется повышение квалификации.

Кто отвечает за повышение квалификации педагогического работника

На этот вопрос можно ответить однозначно — работодатель. Согласно закону об образовании, эта обязанность ложится на того, кто ставит подпись под актом приема на работу. При любой форме собственности и внутреннего устройства, независимо от методов и способов преподавания. Руководитель учебного заведения отвечает за своевременное повышение квалификации работающих у него кадров.

Другое дело, что преподаватели сами вынуждены постоянно совершенствоваться, искать новые методики и подходы к ученикам, изучать смежные науки. В законе об образовании четко прописана обязанность каждого педагогического работника систематически повышать свой профессиональный уровень.

Дополнительно педагогическим работникам просто необходимо находиться в курсе последних событий в мире науки, культуры и спорта. Ведь даже во время изложения самого увлекательного материала слушателям необходима мимолетная разрядка.

Разновидности повышения квалификации

Курсы могут быть:

  • краткосрочными — самые распространенные, именно их планово проходят все педагогические работники;
  • длительными — нередко это получение второго высшего образования;
  • тематическими — в случае внедрения новых методик и техник преподавания.

Самыми популярными для преподавателей стали курсы психологии и современных технологий.

Повышение квалификации — это право и обязанность, которую закон возложил на работодателя и самого работника. Владея современными методиками, можно не просто стать лучше, а превратиться в истинного педагога, которого вспомнят добрым словом через много лет.

Многопрофильный центр «Феникс» предлагает многочисленные программы повышения квалификации, в том числе для педагогических работников, направленные на совершенствование имеющихся компетенций или получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.

Ситуации, в которых речь идёт об увольнении, зафиксированы в статье 77 Трудового Кодекса РФ. Её положения, в частности, действительны по отношению к тем, чья профессия — быть учителем. Однако работа с детьми — дело сложное и ответственное и в процессе образовательной деятельности часто возникают сложные ситуации, в которых необходимо правильно разобраться.

Иногда родители недовольны тем, как поступает учитель, и пишут жалобы на него. Важно знать, может ли это стать причиной прекращения трудового договора с педагогическим работником. Для того, чтобы в этом разобраться, надо принять во внимание, что ТК РФ в статье 336 предусматривает дополнительные основания для увольнения педагогических работников.

Если на учителя поступила жалоба, то прежде всего необходимо разобраться в том, есть ли для неё объективные основания. Если она соответствует действительности, то это может стать причиной прекращения действия трудового договора. Если жалоба не подтвердилась, то это не должно влиять на работу учителя.

В статьях 192 и 193 ТК РФ указано, что следует понимать под дисциплинарными нарушениями, за которыми может последовать увольнение.

При выявлении нарушения может быть произведено внутреннее расследование для того, чтобы убедиться в том, что это подтверждено фактами. Основанием для такого разбирательства может быть поданная на педагога жалоба. Первым шагом в расследовании является требование руководителя учителю предоставить объяснение произошедшему.

Важно учитывать, что если нарушена процедура рассмотрения дисциплинарного взыскания, то это означает, что произошедшее нарушение теряет юридическую силу в качестве основания для наказания.

Увольнение возможно только в случае, если нарушение обоснованно квалифицировано в качестве грубого. Если это не так, то применяются более мягкие дисциплинарные меры, например, выговор или замечание.

Надо понимать, что дисциплинарные меры могут проводиться только в тех случаях, когда произошло конкретное и доказанное нарушение, разбирательство по которому было оформлено надлежащим образом.

Надо, что наказание было соразмерно степени тяжести совершенного нарушения. При этом должны быть учтены конкретные обстоятельства произошедшего.

Если от учителя требовали то, что он не был обязан делать, что не было предусмотрено уставом, трудовым договором и другими нормативными документами, то это не может рассматриваться в качестве дисциплинарного проступка.

В статье 77 приведены основания для расторжения трудового договора. Они могут быть следующими:

  • по желанию сотрудника;
  • на основе соглашения, заключенного сторонами;
  • по инициативе, проявленной работодателем.

В последнем случае необходимо предъявить учителю нарушение статьи 81 ТК РФ.

Нарушение положений устава

Чтобы уволить учителя по этому основанию. Необходимо соблюдение следующих условий:

  • совершение грубого нарушения;
  • несколько нарушений в течение учебного года.

Типовой устав образовательного учреждения включает в себя следующие положения:

  • соблюдение локальных актов;
  • добросовестное исполнение своих должностных обязанностей;
  • корректное поведение педагога по отношению к ученикам.

Если педагог не соблюдает эти положения, он нарушает устав. А понятия «грубого нарушения» в законе не определено. Это определяет руководитель образовательного учреждения. Но, чтобы не было разногласий, перечень таких нарушений нужно прописать в уставе учреждения. Это позволит избежать судебных заседаний и разбирательств.

Данные действия педагога попадают под понятие дисциплинарных нарушений, поэтому увольнение нужно производить с учетом ст. 192 и 193 ТК РФ.

Расследование нарушений положений устава можно быть проведено только по письменной жалобе. Копия жалобы вручается самому учителю. Руководитель должен потребовать от нарушителя письменных объяснений. Увольнение возможно только в случае грубейших нарушений, при рядовых нарушениях трудовой дисциплины объявляется замечание, выговор. Причем, если нарушена процедура объявления дисциплинарного взыскания, оно считается не имеющим юридической силы.

Обратите внимание, что предъявить дисциплинарное взыскание можно только за конкретные, документально зафиксированные нарушения трудовой дисциплины, нельзя уволить учителя за то, что он не обязан делать согласно трудовому договору, должностным обязанностям, приказам и документации ОУ, с которой он официально ознакомлен. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, то есть наказание должно быть соразмерно проступку.

Читайте вопрос и ответ Сделали выговор, лишили оплаты за классное руководство. Правомерно ли это?

Добровольно-принудительно увольнение

Учитель, если не хочет продолжать работу в школе, имеет право уволиться по своей инициативе. Такая процедура подробно описана в трудовом законодательстве. Однако эта формулировка может скрывать за собой другие причины ухода педагога с занимаемой должности.

На практике при работе в любом коллективе важно, чтобы все сотрудники соответствовали негласным нормам. Которые сложились в этом учреждении. В своём большинстве они не носят формального характера, однако рассматриваются в качестве важных требований к работе сотрудников.

Если педагог не соответствует неписанным правилам, рано или поздно его вызывает директор и скажет о том, что они не сработаются. При этом обычно работнику предоставляют выбор из двух возможностей: или он увольняется сам, или ему будет создана невыносимая обстановка и в итоге он будет уволен по статье.

Изменение условий контракта

Когда меняются условия работы (организационные или технологические), руководство имеет право в одностороннем порядке поменять ряд условий ранее заключенного трудового договора. Не допускается производить только те изменения, которые меняют трудовую функцию работника. Например, это правило может быть использовано руководителем, для того, чтобы педагог подписал документы, налагающие на него дополнительные обязанности.

В качестве примера можно упомянуть правила оценки эффективности труда педагогических работников.

Сотрудник вправе отказаться от работы в новых условиях. Однако работодатель обязан предложить ему другое рабочее место среди тех, которые есть в организации. Это не обязательно должна быть работа по специальности. Иногда это может выражаться в возможности работы посудомойкой или уборщиком.

О том, что планируется реорганизация, сотрудника должны письменно предупредить за два месяца до ее проведения.

Если сотрудник отказался от предлагаемых вакансий, его увольняют.

Произведенные изменения не могут ухудшать положение педагога по сравнению с правилами, предусмотренными коллективным договором.

Прекращение трудовых отношений с воспитателем

Воспитатель, в соответствии с Постановлением Правительства от 08.08.2013 г. № 678, относится к категории педагогических работников, а это означает, что его увольнение регулируется не только общими нормами (гл. 13 ТК РФ), но и специальной главой 52 ТК РФ, и рядом иных законодательных актов (в частности, ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Ниже рассмотрим, как можно уволить воспитателя.

К специальным основаниям расторжения трудового договора относят:

  • совершение аморального проступка, в том числе и вне рабочего времени (распитие спиртных напитков в общественном месте, драка, нецензурная брань и т.д.) – п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ;
  • повторное нарушение устава воспитательной организации (при наличии дисциплинарного взыскания за первое нарушение) – п. 1 ч. 1 ст. 336 ТК РФ;
  • физическое или психическое насилие над воспитанником (побои, причинение вреда здоровью, оскорбления, травля и т.д.) – п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ.

Грубое обращение с детьми

При работе с детьми учитель действует не только убеждением или своим примером, но и вынужден применять наказания в допустимой мере. Однако иногда чувство меры может отказать педагогу, и он позволяет себе грубо обращаться со школьниками.

Далее указано, что может квалифицироваться в качестве таких поступков:

  1. Если педагог поднял руку на ученика и сделал это умышленно, то это недопустимая ситуация. Особенно плохо, когда следствием этого стали травмы ребёнка.
  2. Насилие может быть не только физическим, но и психическим. Систематическое преследование и унижение школьников, постоянные угрозы и оскорбление достоинства учеников и учениц являются проявлением грубости по отношению к детям.
  3. Иногда насилие может происходить в скрытой форме. Одним из таких случаев является предъявление к ученику явно завышенных и необоснованных требований. Часто при этом происходит систематическая критика, для которой не имеется реальных оснований.

Возможны также другие действия или слова, которые можно рассматривать как проявление грубого обращения к детям.

Рассматриваемые здесь действия педагога могут обоснованно рассматриваться в качестве дисциплинарных нарушений.

Однако нужно учитывать, что хотя физическое или психологическое насилие по отношение к детям — это отвратительно, тем не менее, меры дисциплинарного воздействия не должны применяться в тех случаях, если это произошло случайным образом или в связи с неосторожностью.

Однако окончательные выводы в связи с этим могут быть произведены после объективного служебного разбирательства.

Данное поведение при определённых обстоятельствах может стать основанием для увольнения по решению суда. Однако в этом случае для его обоснования должны быть предприняты следственные действия и представлены соответствующие доказательства.

Если процедура рассмотрения была каким-либо образом нарушена, учитель имеет право оспорить увольнение в районном суде. Если он выиграет дело, будет восстановлен в прежней должности и получит денежную компенсацию, за время, которое он не работал.

Применение учителем к учащимся насильственных действий

В данном случае насильственными действиями учителя по отношению к ученикам, нужно считать:

  • Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений. Такие действия педагога должны вызвать необходимость обращения за помощью как врача, так и психолога.
  • Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка.
  • Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики.
  • Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.


Данное нарушение также является дисциплинарным, и увольнение является следствием совершения педагогом противоправных действий. Причиной увольнения не может быть применение таких действий по неосторожности или случайно. Увольнение по этому основанию может быть применено к учителю также и по решению суда. Суд выносит свое решение после проведения следственных действий, и наличия доказательств вины педагога.

Если процедура увольнения не будет соблюдена, учитель имеет право подать иск в районный суд по месту своего жительства, согласно ст. 24 ГПК РФ. Суть иска — восстановление на рабочем месте и оплата вынужденного прогула. Иск можно подать в течение трех месяцев после увольнения.

Аморальный проступок

Точное определение того, что представляет собой аморальный поступок учителя, в законодательстве отсутствует. Поэтому определение факта его совершения является в значительной степени субъективным. Тем не менее такое обвинение может служить основанием для увольнения.

Увольнение учителя школы за аморальный поступок

Увольнение по данной статье очень сложно оспорить. Даже в случае, если будет организована комиссия, которая будет заниматься проверкой. Её состав и правила, которым она должна следовать при оценке ситуации нигде не регламентированы.

За что на самом деле увольняют учителей по статье «аморальное поведение», рассказывают в этом сюжете:

Что делать, если вы учитель и вас решили уволить

В этой ситуации рекомендуется следовать таким правилам:

  1. Общение с руководством в обязательном порядке должно происходить в присутствии свидетелей.
  2. Желательно фиксировать происходящие разговоры с помощью диктофона. На это по закону у учителя имеется право.
  3. Если следуют угрозы и обещания, учитывайте, что верить можно только в тех случаях, когда они подкреплены соответствующими документами.
  4. Надо внимательно относиться к документальному обеспечению своей деятельности.
  5. Необходимо постараться получить поддержку у других учителей, а также у родителей учеников.
  6. Если от педагога требуют подписать документы, то нельзя делать этого необдуманно. Рекомендуется посоветоваться по этому вопросу с профессиональным юристом.

В рассматриваемой ситуации может помочь профсоюзная организация. Если в школе её нет, возможно самому стать инициатором её создания.

Достижение определенного возраста

Учитель, много лет проработавший в школе, рано или поздно вступает в пенсионный возраст. Конечно, в большинстве случаев он обладает уникальным опытом и знаниями, которые способны принести обществу пользу.

Однако при достижении 65 лет руководитель образовательного учреждения может быть уволен со своей должности, однако он сохраняет свое право трудиться на другом рабочем месте по переводу. Если таких вариантов нет, то ему придётся уволиться.

Можно ли уволить учителя и на каких основаниях?

Категории: Образовательное право

Тэги: Образовательное право,Учитель

Причины увольнения учителя


В каких бы учреждениях ни работали учителя — в государственных, муниципальных или частных — все они работают на основании трудового договора. Поэтому и общие условия расторжения трудового договора учителя приведены в ст. 77 Трудового Кодекса РФ. Можно ли уволить учителя и на каких основаниях — об этом наша статья.

Нередко родители детей пишут жалобы на учителей в вышестоящие инстанции. Чтобы удостовериться в описанном факте нарушения, необходимо провести тщательную служебную проверку. Можно ли уволить учителя за жалобы родителей? Но есть и другие основания, которые, при определенных обстоятельствах и выполнении ряда условий, могут стать основанием для увольнения учителя (ст. 336 ТК РФ):

* нарушение устава образовательного учреждения; * применение насильственных действий к учащимся; * достижение педагогом определенного возраста; * неизбрание педагога на должность по конкурсу.

Рассмотрим каждое нарушение отдельно. Нарушение положений устава Чтобы уволить учителя по этому основанию, необходимо соблюдение следующих условий: * совершение грубого нарушения; * несколько нарушений в течение учебного года.

Типовой устав образовательного учреждения включает в себя следующие положения: * соблюдение локальных актов; * добросовестное исполнение своих должностных обязанностей; * корректное поведение педагога по отношению к ученикам.

Если педагог не соблюдает эти положения, он нарушает устав. А понятия «грубого нарушения» в законе не определено. Это определяет руководитель образовательного учреждения. Но, чтобы не было разногласий, перечень таких нарушений нужно прописать в уставе учреждения. Это позволит избежать судебных заседаний и разбирательств. Данные действия педагога попадают под понятие дисциплинарных нарушений, поэтому увольнение нужно производить с учетом ст. 192 и 193 ТК РФ. Расследование нарушений положений устава можно быть проведено только по письменной жалобе. Копия жалобы вручается самому учителю. Руководитель должен потребовать от нарушителя письменных объяснений. Увольнение возможно только в случае грубейших нарушений, при рядовых нарушениях трудовой дисциплины объявляется замечание, выговор. Причем, если нарушена процедура объявления дисциплинарного взыскания, оно считается не имеющим юридической силы. Обратите внимание, что предъявить дисциплинарное взыскание можно только за конкретные, документально зафиксированные нарушения трудовой дисциплины. Нельзя уволить учителя за то, что он не обязан делать согласно трудовому договору, должностным обязанностям, приказам и документации ОУ, с которой он официально ознакомлен. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, то есть наказание должно быть соразмерно проступку.

Применение учителем к учащимся насильственных действий В данном случае насильственными действиями учителя по отношению к ученикам, нужно считать: * Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений. Такие действия педагога должны вызвать необходимость обращения за помощью как врача, так и психолога. * Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка. * Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики. * Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.

Если дело дойдет до судебного разбирательства, учитель так же, как и родитель, должны представить суду доказательства совершения или несовершения педагогом виновных действий. Это могут быть показания других учителей, показания учеников и их родителей, сотрудников школы. Можно также представить суду записи с диктофона или камеры телефона. Особенную роль для учителя играет характеристика учителя с места работы, награды.

Однако различные инспекционные проверки образовательных организаций строго следят за тем, есть ли у работников курсовая подготовка. Поэтому работодатель, чтобы избежать штрафов, обязывает педагогов обучаться на курсах 1 раз в 3 года. С целью мотивировать работников к дополнительному профессиональному образованию, некоторые организации предусматривают стимулирующие выплаты за повышение педагогического мастерства — выплачивают единоразовые премии.

Все педагоги в обязательном порядке должны пройти 1 этап аттестации — на соответствие занимаемой должности. Установление квалификационной категории — добровольное дело работника. Подтверждать уровень квалификации нужно 1 раз в 5 лет

Что такое квалификация педагога?

Квалификация педагога — это уровень соответствия работника определенным профессиональным требованиям. В российском образовании педагогическим работникам устанавливают квалификацию через процедуру аттестации — ее порядок проведения утвержден Приказом Минобрнауки от 7 апреля 2014 г. № 276.

Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.

Виды категорий

Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.

После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.

Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.

Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.

Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.

Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.

Чем отличается аттестация на категорию от подтверждения соответствия занимаемой должности

Аттестация на категорию проходит с участием экспертов Центра оценки качества образования. Решение о присвоении принимается на областном уровне.

Подтверждение занимаемой должности по форме немного отличается в сторону упрощения и проводится специалистами учреждения с участием администрации.

Еще одно основное отличие, оплата по первой категории выше, чем по соответствию занимаемой должности.

Оплата труда педагогов и доплаты за квалификацию

Оплата труда педагога

С 2008 года в России педагогам начисляют заработную плату, состоящую из трех частей:

— базовая часть (фиксированный оклад)

— стимулирующая часть (премии)

Базовую часть зарплаты каждому педагогу рассчитывают отдельно. В нее включают:

а) общую часть — оплата труда за аудиторную нагрузку (учебные часы),

б) специальную часть — доплаты за проверки тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом и другую работу, которую педагог выполняет сверх учебных часов

в) повышающие коэффициенты — за квалификацию, за сложность предмета и другие условия, которые определяются в каждом учреждении локальными актами

Пример: размеры коэффициентов за квалификацию утверждены в московском лицее Положением «Об оплате труда»

размер коэффициентов за квалификацию педагога

Доплату педагогу за квалификацию рассчитывают путем умножения базового оклада на значение повышающего коэффициента, например:

10 000 р (базовый оклад) Х 1,20 = 12 000 р.

Такой расчет производится в течение всего срока действия квалификации педагога, то есть в течение 5 лет или с момента установления новой квалификационной категории.

Порядок получения первой категории

Начальный этап — это подача заявления с аргументированной позицией, почему учитель считает возможным получение первой категории.

Требования к заявителю:

  • Стабильные результаты учеников при контроле знаний;
  • Школьники показывают результаты в олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях;
  • Учитель транслирует педагогический опыт среди своих коллег на уровне учреждения и на уровне педагогических сообществ.

Региональная комиссия анализирует достижения педагога, знакомится с практическим опытом, изучает письменный самоанализ или портфолио. Затем принимает решение о присвоении категории в соответствии с набранными баллами. Издается приказ и аттестационный лист.

Если учитель не прошел аттестацию, то внутри учреждения проходит испытание на соответствие занимаемой должности. Через пять лет можно повторно подавать заявление.

Подтверждение категории проходит приблизительно аналогично. Проводится в тех случаях, когда педагог не желает повышать уровень квалификации, предпочитая оставить прежний.

Обязательно ли проходить курсы повышения квалификации?

Курсы повышения квалификации для педагога

Чтобы пройти аттестацию на первую или вторую квалификационную категорию, педагогическим работникам не обязательно заканчивать курсы повышения квалификации. Этот факт просто не будет учитываться в совокупности баллов для установления КК.

Однако различные инспекционные проверки образовательных организаций строго следят за тем, есть ли у работников курсовая подготовка. Поэтому работодатель, чтобы избежать штрафов, обязывает педагогов обучаться на курсах 1 раз в 3 года. С целью мотивировать работников к дополнительному профессиональному образованию, некоторые организации предусматривают стимулирующие выплаты за повышение педагогического мастерства — выплачивают единоразовые премии.

Есть еще ситуации, когда курсы повышения квалификации помогают педагогу увеличить заработную плату и семейный доход. Это внешнее или внутреннее совместительство — педагог работает на двух должностях.

Для каждой профессии предусмотрены разные квалификационные требования и разные условия аттестации. Чтобы получить квалификационную категорию по каждой должности, педагогу надо «набрать» определенное количество баллов для аттестации. В 2017-2018 годах требования к числу баллов стали строже, поэтому педагоги используют все возможности для достижения нужной отметки. Здесь выручают курсы повышения квалификации — они дают дополнительные баллы и шанс повысить зарплату после аттестации.

Порядок получения или подтверждения высшей категории

К специалисту высшей категории предъявляются повышенные требования:

  • Активное участие в работе методических объединений, их организация и проведение заседаний, разработка программно-методического сопровождения и участие в конкурсах педагогического мастерства;
  • Стабильно положительная динамика в обучении, результаты учеников на олимпиадах регионального уровня и выше;
  • Наличие публикаций в педагогических сообществах регионального уровня и выше.

Обязательно наличие первой квалификационной категории не менее двух лет.

Комиссия принимает решение на основе анализа деятельности и самоанализа, с присвоением соответствующего количества баллов.

Через пять лет процедура подтверждения проводится аналогично, но начисление баллов происходит лишь на основе предоставленного самоанализа деятельности.

Оплата за квалификационную категорию педагогическим работникам

  • для педагога устанавливается оклад в размере, утвержденном региональными органами исполнительной власти, но не менее размера, действующего ранее по Единой тарифной ставке;
  • педагог имеет право на получение надбавок, начисленных за квалификационную категорию, стаж работы, уровень образования и учетной степени (при наличии).

Первым этапом расчета зарплаты педагога с учетом стимулирующих выплат является определение базового оклада педагога. Размеры базовых окладов устанавливаются локальными нормативными актами региональных органов исполнительной власти (например, положение об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций).

03 мая 2021 vektorurist 182

    Похожие записи
  • Как заполнить 3 ндфл в 2021 г. Продажи автомобиля за 2021г
  • На сколько увеличится выплата ветеранам труда в 2021 году
  • Можно ли получать стипендию и пособие по уходу пожилым человеком
  • Можно ли купить квартиру с использованием материнского капитала у свекрови

Для учителей установят профессиональный МРОТ

Между тем, Федерация независимых профсоюзов России и Министр просвещения РФ О. Ю. Васильева неоднократно заявляли, что оклад в структуре заработной платы педагога должен составлять не менее 70%.Поскольку на практике оклад педагогов не дотягивает и до 50% от всей зарплаты, депутаты предложили зафиксировать в ТК РФ минимально возможную базовую ставку для учителей.Согласно предложению депутатов, размер базовой ставки учителя не может быть ниже двух региональных МРОТ.

Такие правила будут распространяться на зарплату всех педагогических работников общеобразовательных организаций по всех территории России. Таким образом, зарплата учителей, как и сейчас, будет существенно отличаться в зависимости от региона проживания. Однако в одном субъекте РФ заработок учителей с одинаковой квалификацией и стажем существенно отличаться больше не будет.

Особенно важно это, как отмечают авторы инициативы, для стимулирования молодых учителей и педагогов предпенсионного и пенсионного возрастов.

Ведь у первых в первые годы работы еще нет достаточных квалификационных категорий, а вторые не всегда могут активно заниматься внеурочной работой, поэтому не получают в достаточном объеме стимулирующие выплаты и другие надбавки.Шансы на то, что эта идея будет воплощена в жизнь, довольно высоки. Ведь в новом майском указе Президента России Владимира Путина, в том числе, предусмотрено увеличение зарплаты учителей.Если предпроложить, что профессиональный МРОТ появится у учителей уже в 2021 году, то в разных регионах РФ базовые минимальные оклады педагогов будут такими:

  1. в Санкт-Петербурге — 36 000 руб. ( 18 000 руб. МРОТ);
  2. в Краснодарском крае — 22 560 руб (11 280 руб. МРОТ);
  3. в Москве — 37 484 руб. (18742 руб. МРОТ);
  4. в Московской области — 28 400 руб. (14 200 руб. МРОТ);
  5. в Новосибирской области — 26 791 руб. (13 395,6 руб. МРОТ).

Рекомендуем прочесть: Какие документы нужны для центра занятости челябинск

В тех регион, где действует районный коэффициент, выплаты будут увеличиваться на него.

Перечни должностей основных категорий специалистов отрасли, которым могут устанавливаться указанные надбавки, и порядок их установления определяются соответствующими министерствами, республиканскими органами государственного управления (образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, социальной защиты, по архивам и делопроизводству, Белтелерадиокомпанией).

При выполнении работы на условиях совместительства по основному месту работы и у другого нанимателя выплата надбавок основным категориям специалистов, имеющим квалификационные категории, производится на общих основаниях, как и основным работникам.

Это интересно: Субсидия На Квартиру Кому Положена 2021 Московская Область Сумма

Повышение заработной платы педагогов с 01.01.2021 года

А заработная плата не так высока, чтобы стараться и напрягаться. Поэтому возможно и есть положительные моменты в том, что разработана дополнительная система по увеличению дохода педагога за счет стимулирующих выплат, тут каждый решает для себя, хочет он получать больше или ему достаточно оклада, который есть.

Стимулирующие выплаты учителям: критерии, таблица 2021 года

Подведем черту под Должностным окладом, далее все пойдет куда более субъективно от каждой школы, а эти нормативы — константа для всех школ в РТ. Учитель биологии с высшим образованием, классный руководитель статистического класса, заведующий ШМО и Кабинетом, получит 16 082 рубля = 14 236 + 100 + 620 + 515 (Тетради)+ 427 (ШМО)+444 Уточню, средняя зарплата по Татарстану — 31,5 тыс.рублей.

Стоит отметить, что начиная с 2021 года выход на пенсию учителей определяется с учётом переходного периода по повышению пенсионного возраста. Как поясняют в ПФР, педагоги, у которых право на пенсию возникает в 2021 году, могут оформить её спустя полтора года.

Сколько в среднем получают учителя

Независимо от метода начисления заработной платы, ежегодно бюджетникам повышают выплаты на уровень инфляции и выше. В бюджете на текущий год запланировано повышение на 5,4%, в 2021 году обещают поднять оклады на 6,6%, а еще через год — на 6,1%. Есть еще так называемые «майские указы», которые предусматривают, что зарплаты школьных учителей власти обязаны поднять до 100% от средних трудовых доходов по региону, а вузовских педагогов — до 200%. Поэтому у некоторых номинальные размеры зарплат вырастут значительно.

Пока же ситуация с зарплатами учителей такая (по данным Росстата за I квартал 2021 года):

Читайте также: