Могут ли военнослужащего уволить за лишение прав

Опубликовано: 19.09.2024

ВИДЫ ОКАЗЫВАЕМЫХ АДВОКАТСКИХ УСЛУГ: ВОЕННЫЙ АДВОКАТ, военный юрист (г.Грозный, г.Моздок, г.Владикавказ, г.Пятигорск, г.Ставрополь, г.Краснодар, г.Ростов-на-Дону, КМВ, г.Махачкала, г.Нальчик, г.Элиста, г.Буденновск, г.Сочи, выезд по Южному федеральному округу и Северо-Кавказскому федеральному округу), помощь в получении ЖИЛЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ГЖС, СТРАХОВЫХ ВЫПЛАТ, юридическая помощь по вопросам прохождения военной службы и уголовного преследования, юридическая помощь в решении всех проблем военнослужащих, в том числе отмена незаконного увольнения и ВОССТАНОВЛЕНИЕ на ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ, УВОЛЬНЕНИЕ с военной службы, отмена ПЕРЕВОДов к новому месту службы, УГОЛОВНЫЕ, ГРАЖДАНСКИЕ дела, ВЫЕЗД по ЮФО, СКФО, возможны консультации по интернету, телефону, Скайпу, помощь в подаче заявлений и исков в суд, жалоб в прокуратуру, в том числе посредством сети ИНТЕРНЕТ
(skype: dmik72, e-mail: 1dima1k@mail.ru). ТЕЛЕФОНЫ:8 928 065 67 82, 8 928 864 16 43,

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьями 27 и 47 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации за нарушение воинской дисциплины военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только лишь за дисциплинарные проступки, которые не влекут за собой уголовной или административной ответственности. Поэтому привлечение военнослужащего к административной ответственности (например, лишение прав за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения) в силу части 1 статьи 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьи 27 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации исключает его дисциплинарную ответственность за это же административное правонарушение, за которое он понес соответствующее наказание.

14 сентября 2010г. г.Москва

Приказом командующего Балтийским флотом от 22 октября 2009 года № 046Ь Цуриков досрочно был уволен с военной службы по п.п. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». При этом, пол невыполнением этим военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы командующий флотом посчитал то, что 7 июля того же года Цуриков управлял личным транспортным средством в состоянии опьянения, за что был привлечен к административной ответственности.
Данный приказ заявитель обжаловал в судебном порядке и просил отменить его.
Решением Черняховского гарнизонного военного суда от 22 декабря 2009 года Цурикову отказано в удовлетворении его заявления.

Кассационным определением Балтийского флотского военного суда от 26 января 2010 года указанное решение отменено и принято новое решение. Суд обязал командующего Балтийским флотом отменить приказ № 0468 от 22 октября 2009
года в части, касающейся досрочного увольнения с военной службы Цурикова и восстановить его в прежней (а с его согласия - равной или не ниже) должности и обеспечить всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.
Постановлением Президиума Балтийского флотского суда от 27 апреля 2010 года это определение отменено и оставлено в силе решение гарнизонного военного суда.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 2010 года надзорная жалоба заявителя вместе с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Военной коллегии Верховного Суда РФ.
В надзорной жалобе, адресованной в Военную коллегию Верховного Суда РФ, Цуриков просит отменить решение гарнизонного военного суда и постановление президиума Балтийского флотского военного суда, оставив в силе решение суда кассационной инстанции.

По его мнению, указанные судебные постановления вынесены с существенными нарушениями норм материального права, поскольку неправильно определены фактические обстоятельства дела. У командования не имелось законных оснований для его досрочного увольнения с военной службы по несоблюдению условий контракта. Ответчиком не представлено в суд документальных доказательств, свидетельствующих о систематическом невыполнении им служебных обязанностей. В ходе судебного разбирательства не установлено, за какие конкретно нарушения он уволен с военной службы.

При этом вывод президиума Балтийского флотского военного суда о том, что совершенное им административное правонарушение, предусмотренное 4.1 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, аналогично грубому дисциплинарному проступку, по аналогии с исполнением обязанностей военной службы в состоянии опьянения и административным правонарушением, является ошибочным, поскольку данное нарушение он допустил во внеслужебное время, за которое дисциплинарная ответственность не предусмотрена.

По службе командованием он характеризуется только с положительной стороны.

в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьями 27 и 47 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации за нарушение воинской дисциплины военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только лишь за дисциплинарные проступки, которые не влекут за собой уголовной или административной ответственности. Поэтому привлечение Цурикова к административной ответственности в силу части 1 статьи 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьи 27 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации исключало его дисциплинарную ответственность за это же административное правонарушение, за которое он понес соответствующее наказание.

Рассмотрев истребованные материалы дела и обсудив доводы жалобы, Военная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции и президиум флотского военного суда исходили из того, что Цуриков в период прохождения службы по контракту во внеслужебное время совершил административный проступок-управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, который командующий Балтийским флотом имел право расценить как невыполнение условий контракта о прохождения военной службы и принять решение о досрочном увольнении его с военной службы. При этом президиум отметил, что вынесенное в кассационном порядке новое решение не может быть признано законным и обоснованным в виду неправильного применения норм материального права.

Однако такой вывод не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Из оспариваемого приказа командующего Балтийским флотом видно, что поводом для его издания о досрочном увольнении Цурикова с военной службы явилось представление временно исполняющего должность начальника береговых войск флота. При этом ни о каких-либо конкретных нарушениях условий заключенного Цуриковым контракта о прохождении военной службы в приказе командующего сведений не содержится. Не указано данных о нарушении им условий контракта и в иных имеющихся в деле документах, в том числе и в представлении начальника береговых войск флота. Более того, из его текста следует, что Цуриков за время прохождения военной службы зарекомендовал себя положительно.

Из материалов дела также усматривается, что Цуриков свои обязанности по занимаемой должности выполняет в полном объеме, при решении задач боевой подготовки способен быстро оценивать обстановку и вырабатывать грамотные решения, умелый организатор и воспитатель личного состава.

В связи с этим суд кассационной инстанции в своем определении правильно отметил, что условия контракта о прохождении военной службы заявителем исполнялись добросовестно, что не давало командованию каких-либо оснований для постановки вопроса о досрочном увольнении Цурикова за невыполнение им контракта о прохождении военной службы.

В тоже время, из представления к досрочному увольнению заявителя с военной службы видно, что единственным поводом к этому в нём указано совершение Цуриковым административного правонарушения-управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и привлечение его за это к административной ответственности.

Поэтому при рассмотрении кассационной жалобы суд сделал правильный вывод о том, что поводом для досрочного увольнения Цурикова с военной службы послужило в действительности не невыполнение им условий контракта о прохождении военной службы, а нарушение воинской дисциплины, выразившееся в совершении в свободное от службы время административного правонарушения в области дорожного движения, за что он был привлечен к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьями 27 и 47 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации за нарушение воинской дисциплины военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только лишь за дисциплинарные проступки, которые не влекут за собой уголовной или административной ответственности. Поэтому привлечение Цурикова к административной ответственности в силу части 1 статьи 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьи 27 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации исключало его дисциплинарную ответственность за это же административное правонарушение, за которое он понес соответствующее наказание.

При таких данных вывод суда первой инстанции и президиума флотского военного суда об обратном, как не соответствующий вышеприведенным нормам материального права, по существу являлся неверным.
Из материалов дела также видно, что увольнению Цурикова с военной службы предшествовало заседание аттестационной комиссии (л.д.44-45) по выводам которой майор Цуриков занимаемой должности соответствует, и ходатайствовала об оставлении его в занимаемой должности.

С этими выводами согласились как командир части, так и вышестоящее должностное лицо-Врид начальника береговых войск флота.
Тем не менее, на следующий день, то есть 14 октября 2009 года указанные должностные лица, исказив содержание вывода аттестационной комиссии, внесли представление о досрочном увольнении прослужившего свыше 15 лет, впервые допустившего административный проступок и не имеющего жилья офицера Цурикова с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

При таких обстоятельствах в отсутствии к Цурикову каких-либо иных обоснованных претензий по службе у командования не имелось правовых оснований для представления его к досрочному увольнению с военной службы в связи с нарушением условий контракта.
Таким образом, следует признать, что названные должностные лица ввели в заблуждение командующего Балтийским флотом относительно мнения офицерского коллектива части о судьбе Цурикова и это, в определенной степени, предопределило издание приказа об увольнении его с военной службы.
Этому обстоятельству при рассмотрении заявления Цурикова ни судом первой инстанции, ни президиумом Балтийского флотского военного суда, оценки не дано.

Lorem ipsumДопущенные гарнизонным военным судом и президиумом Балтийского флотского военного суда нарушения норм материального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя.
Это обстоятельство является основанием для отмены в порядке надзора судебных постановлений суда первой инстанции и постановления президиума Балтийского флотского военного суда и оставлении в силе кассационного определения указанного флотского военного суда.

Руководствуясь ст. ст. 386 - 388, п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда РФ

Добрый день! Офицера ВС остановили за вождение в нетрезвом состоянии (бутылка пива). Оформили, забрали машину на штафстоянку , он ночь просидел в полиции. Был одет по гражданке и в нерабочее время.

Что теперь будет? Уволят? Если шанс не быть уволенным?

Дата: 31.10.2017 09:46

В консультации принимали участие

Ответы экспертов

Согласно Указу Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")

Приложение N 7к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ ГРУБЫХ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОСТУПКОВ. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНОГО АРЕСТА

нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;

административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность

Вы же были привлечены к административной ответсвенности как гражданское лицо.

К тому же в Определении от 14 сентября 2010 г. N 212- В10-4 ВС РФ указал на незаконность увольнения в подобной ситуации.

В надзорной жалобе, адресованной в Военную коллегию Верховного Суда РФ, Цуриков просит отменить решение гарнизонного военного суда и постановление президиума Балтийского флотского военного суда, оставив в силе решение суда кассационной инстанции.
По его мнению, указанные судебные постановления вынесены с существенными нарушениями норм материального права, поскольку неправильно определены фактические обстоятельства дела. У командования не имелось законных оснований для его досрочного увольнения с военной службы по несоблюдению условий контракта. Ответчиком не представлено в суд документальных доказательств, свидетельствующих о систематическом невыполнении им служебных обязанностей. В ходе судебного разбирательства не установлено, за какие конкретно нарушения он уволен с военной службы.
При этом вывод президиума Балтийского флотского военного суда о том, что совершенное им административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, аналогично грубому дисциплинарному проступку, по аналогии с исполнением обязанностей военной службы в состоянии опьянения и административным правонарушением, является ошибочным, поскольку данное нарушение он допустил во внеслужебное время, за которое дисциплинарная ответственность не предусмотрена.
По службе командованием он характеризуется только с положительной стороны.
Рассмотрев истребованные материалы дела и обсудив доводы жалобы, Военная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции и президиум флотского военного суда исходили из того, что Цуриков в период прохождения службы по контракту во внеслужебное время совершил административный проступок - управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, который командующий Балтийским флотом имел право расценить как невыполнение условий контракта о прохождения военной службы и принять решение о досрочном увольнении его с военной службы. При этом президиум отметил, что вынесенное в кассационном порядке новое решение не может быть признано законным и обоснованным ввиду неправильного применения норм материального права.
Однако такой вывод не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Из оспариваемого приказа командующего Балтийским флотом видно, что поводом для его издания о досрочном увольнении Цурикова с военной службы явилось представление временно исполняющего должность начальника береговых войск флота. При этом ни о каких- либо конкретных нарушениях условий заключенного Цуриковым контракта о прохождении военной службы в приказе командующего сведений не содержится. Не указано данных о нарушении им условий контракта и в иных имеющихся в деле документах, в том числе и в представлении начальника береговых войск флота. Более того, из его текста следует, что Цуриков за время прохождения военной службы зарекомендовал себя положительно.
Из материалов дела также усматривается, что Цуриков свои обязанности по занимаемой должности выполняет в полном объеме, при решении задач боевой подготовки способен быстро оценивать обстановку и вырабатывать грамотные решения, умелый организатор и воспитатель личного состава.
В связи с этим суд кассационной инстанции в своем определении правильно отметил, что условия контракта о прохождении военной службы заявителем исполнялись добросовестно, что не давало командованию каких- либо оснований для постановки вопроса о досрочном увольнении Цурикова за невыполнение им контракта о прохождении военной службы.
В то же время, из представления к досрочному увольнению заявителя с военной службы видно, что единственным поводом к этому в нем указано совершение Цуриковым административного правонарушения - управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и привлечение его за это к административной ответственности.
Поэтому при рассмотрении кассационной жалобы суд сделал правильный вывод о том, что поводом для досрочного увольнения Цурикова с военной службы послужило в действительности не невыполнение им условий контракта о прохождении военной службы, а нарушение воинской дисциплины, выразившееся в совершении в свободное от службы время административного правонарушения в области дорожного движения, за что он был привлечен к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьями 27 и 47 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации за нарушение воинской дисциплины военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только лишь за дисциплинарные проступки, которые не влекут за собой уголовной или административной ответственности. Поэтому привлечение Цурикова к административной ответственности в силу части 1 статьи 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 27 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации исключало его дисциплинарную ответственность за это же административное правонарушение, за которое он понес соответствующее наказание.
При таких данных вывод суда первой инстанции и президиума флотского военного суда об обратном, как не соответствующий вышеприведенным нормам материального права, по существу являлся неверным.
Из материалов дела также видно, что увольнению Цурикова с военной службы предшествовало заседание аттестационной комиссии (л. д. 44 - 45) по выводам которой майор Цуриков занимаемой должности соответствует, и ходатайствовала об оставлении его в занимаемой должности.
С этими выводами согласились как командир части, так и вышестоящее должностное лицо - врид начальника береговых войск флота.
Тем не менее, на следующий день, то есть 14 октября 2009 года указанные должностные лица, исказив содержание вывода аттестационной комиссии, внесли представление о досрочном увольнении прослужившего свыше 15 лет, впервые допустившего административный проступок и не имеющего жилья офицера Цурикова с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
При таких обстоятельствах в отсутствии к Цурикову каких- либо иных обоснованных претензий по службе у командования не имелось правовых оснований для представления его к досрочному увольнению с военной службы в связи с нарушением условий контракта.
Таким образом, следует признать, что названные должностные лица ввели в заблуждение командующего Балтийским флотом относительно мнения офицерского коллектива части о судьбе Цурикова и это, в определенной степени, предопределило издание приказа об увольнении его с военной службы.
Этому обстоятельству при рассмотрении заявления Цурикова ни судом первой инстанции, ни президиумом Балтийского флотского военного суда, оценки не дано.
Допущенные гарнизонным военным судом и президиумом Балтийского флотского военного суда нарушения норм материального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя.
Это обстоятельство является основанием для отмены в порядке надзора судебных постановлений суда первой инстанции и постановления президиума Балтийского флотского военного суда и оставлении в силе кассационного определения указанного флотского военного суда.
Руководствуясь ст. ст. 386 - 388, п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда РФ

Надзорную жалобу Цурикова В. А. об оспаривании приказа командующего Балтийским флотом о досрочном увольнении его с военной службы удовлетворить.
Решение Черняховского гарнизонного военного суда от 22 декабря 2009 года и постановление президиума Балтийского флотского военного суда от 27 апреля 2010 года по делу по заявлению Цурикова В. А. в связи с существенными нарушениями норм материального права отменить.
Оставить в силе кассационное определение Балтийского флотского военного суда N 17- к/г от 26 января 2010 года, в котором суд обязал командующего Балтийским флотом отменить его приказ N 0468 от 22 октября 2009 года в части, касающейся досрочного увольнения с военной службы майора Цурикова В. А. в связи с невыполнением им условий контракта по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", и восстановить заявителя в прежней (а с его согласия - равной или не ниже) должности и обеспечить всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.

Карьере военнослужащего может грозить связанное с расторжением контракта досрочное завершение из-за совершения им дисциплинарного проступка. Для принятия соответствующим командиром (или начальником) решения об увольнении офицеру (или прапорщику) достаточно совершить всего лишь один из грубых проступков (полный перечень содержится в Дисциплинарном уставе) или же иметь на момент привлечения его к ответственности за очередное нарушение дисциплины несколько действующих (неснятых) взысканий.

Законодательством определено, что систематичность подобных нарушений должна быть подтверждена зафиксированными фактами совершения военнослужащим за короткий период времени нескольких проступков (трех и/или более). При этом законом не допускается привлечение гражданина, проходящего службу по контракту, к ответственности дважды за совершение одного и того же правонарушение.

Таким образом, если за проступок военнослужащему уже было объявлено взыскание, то основанием для увольнения данное деяние уже быть не может.

Увольнение военнослужащего за совершение преступления или административного правонарушения

Военное право не содержит жестких требований к срокам, в пределах которых военнослужащего следует уволить со службы после совершения им административного или уголовно наказуемого деяния.

Также следует отметить, что из-за отсутствия в законодательстве четко определенного перечня административных правонарушений, за совершение которых с военнослужащим может быть расторгнут контракт досрочно, каждый случай привлечения офицера (или прапорщика) к административной ответственности должен быть рассмотрен индивидуально командиром (или начальником) части. Воинскими уставами закреплено, что любой военнослужащий обязан соблюдать требования нормативных актов Российского государства, быть дисциплинированным, вежливым, уважать интересы других людей, служить олицетворением высокой культуры и нравственности.

Поэтому такие действия, как управление автотранспортным средством в пьяном виде, передача управления автомобилем иному употребившему алкогольные напитки лицу, отказ от освидетельствования в медицинском учреждении для установления факта опьянения, приравниваются в настоящее время к грубым нарушениям воинской дисциплины.

Соответствующий командир (или начальник) вправе принять решение об увольнении офицера (или прапорщика), если он совершил такое преступление, последствия и характер которого не совместимы с продолжением военной карьеры, но предусмотренное за это деяние наказание не связано с действительным (или условным) ограничением свободы.

При подготовке комплекта документов для расторжения с военнослужащим контракта не должен быть нарушен принцип о недопустимости двойного наказания лица за одно деяние. Поэтому в приказе об увольнении не следует делать ссылку на совершенное военнослужащим административное или уголовного правонарушение, за которое он уже понес ответственность или административную, или уголовную.

Так как при заключении контракта офицер (или прапорщик) дал обязательства по выполнению общих и специальных обязанностей службы, а также по выполнению обязанностей по занимаемой им должности, то в подобных случаях военнослужащего увольняют за нарушение предусмотренных контрактом условий в части следования нормам Российского права. При этом факт погашения судимости значения для принятия командиром (или начальником) такого решения не имеет.

Порядок расторжения контракта с военнослужащим, допустившим существенные нарушения его условий

Досрочное расторжение контракта может являться как самостоятельным взысканием, так и мерами реагирования со стороны командования воинской части на действия и поведение военнослужащего, но при этом должна быть дана полная и всесторонняя оценка качеству выполнения им своих непосредственных обязанностей и/или соответствия занимаемой должности.

  1. Увольнение, являющееся дисциплинарным взысканием. После выявления командиром (или начальником) части факта совершения подчиненным ему военнослужащим деяния, противоречащего требованиям закона, для установления всех обстоятельств произошедшего должно быть проведено в десятидневный срок (не более) разбирательство. После завершения данной процедуры в десятидневный срок командир (или начальник), обладающий соответствующими полномочиями, принимает решение о применении в отношении провинившегося военнослужащего взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы, которое оформляется приказом. Если командир части подобными полномочиями не наделен, то он направляет вышестоящему начальнику ходатайство в виде рапорта о применении в отношении совершившего противоправное деяние офицера (или прапорщика) дисциплинарного взыскания. Принятие решение о досрочном расторжении с военнослужащим контракта инициирует процесс его увольнения.
  2. Увольнение по итогам проведенной аттестации. Предметом проведения аттестации в подобных случаях является выявление соответствия (или несоответствия) военнослужащего занимаемой им должности. Аттестационная комиссия, как правило, рассматривает и дает оценку деловым и личным качествам военнослужащего. Подтверждением несоответствия офицера (или прапорщика) требованиям военного законодательства может являться наличие действующих (неснятых) дисциплинарных или административных взысканий, а также возбуждение в отношении этого военнослужащего уголовного дела.

Аттестация может быть как запланированной заранее, так и носить внеплановый характер. Внеплановая аттестация, как правило, назначается на основании ходатайства прямого начальника провинившегося офицера (или прапорщика).

В рапорте должна быть указана причина, в соответствии с которой возникла необходимость рассмотрения вопроса о целесообразности дальнейшей службы такого военнослужащего, например, военнослужащий не соответствует тем требованиям, которые предъявляет к гражданам, проходящим службу, закон.

По порядку проведения и содержанию эти процедуры принципиально не отличаются друг от друга. Если комиссия придет к выводу, что военнослужащий не соблюдал надлежащим образом условия контракта, то соответствующему командиру (или начальнику) будет направлено предложение об увольнении его с военной службы.

Последствия увольнения по несоблюдению условий контракта

При увольнении офицера (или прапорщика) в связи с существенным нарушением положений контракта военнослужащий не имеет права на:

  • выплату пособия (в размере двух или семи окладов ежемесячного денежного содержания);
  • получение премии за эффективное выполнение обязанностей по занимаемой должности;
  • получение ежегодной материальной помощи. Если же военнослужащий получил данную выплату ранее, то удержанию (или взысканию в судебном порядке) при увольнении эта сумма не подлежит.

Военнослужащий может рассчитывать при исключении из списков части лишь на получение ежемесячного денежного довольствия.

Кроме того, военнослужащий, являющийся участником ипотечной системы жилищного обеспечения, при увольнении по данному отрицательному основанию обязан вернуть перечисленные ему денежные средства в виде жилищного займа, а также ежемесячными платежами погасить долг по процентам, которые начисляются на сумму займа.

Рекомендации командирам воинских частей

Командирам (или начальникам) воинских частей следует помнить, что не каждое нарушение условий контракта со стороны военнослужащего, выразившееся в совершении преступления, дисциплинарного или административного правонарушения, является поводом для увольнения офицера (или прапорщика) со службы. Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, изучив предварительно сложившуюся практику (в том числе и судебную) по подобным вопросам, а также документы, характеризующие военнослужащего как с личной, так и с профессиональной стороны.

Приняв решение о досрочном расторжении с офицером (или прапорщиком) контракта, процедура увольнения должна быть соблюдена командиром части полностью, так как самое незначительное нарушение данного процесса может привести к отмене приказа в судебном порядке.

Военное законодательство предусматривает возможность увольнения военнослужащего со службы, если им были допущены определенные нарушения условий, прописанных в контракте. Подобное основание используют только в случае серьезного отступления от норм права.

Действия со стороны офицера, как правило, представляют собой совершение уголовно наказуемых действий.

Помимо этого, основанием для увольнения могут стать административные или дисциплинарные правонарушения. Далее будут более подробно рассмотрены возможные причины для увольнения военнослужащего в случае несоблюдения им условий контракта.

  • 1 Что является несоблюдением контракта и за какие проступки могут уволить?
    • 1.1 Дисциплинарный проступок
    • 1.2 Совершение преступления или административного правонарушения

    Что является несоблюдением контракта и за какие проступки могут уволить?

    Для того чтобы появились основания уволить военнослужащего, нарушения, допущенные им, должны иметь документальное подтверждение.

    35. Военнослужащие-контрактники увольняются с военной службы по истечении срока военной службы, установленного условиями заключенного контракта.

    36. Увольнение военнослужащего-контрактника с военной службы с зачислением в запас производится по одному из следующих оснований:

    - по истечении срока военной службы (часть 1 статьи 48 Закона) - не достигшего предельного возраста пребывания на военной службе и не заключившего по истечении срока контракта нового контракта о прохождении военной службы;

    - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (статья 48 Закона) - достигшего предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе и того, с которым был заключен годичный контракт о прохождении военной службы после достижения предельного возраста;

    - в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт "а" части 2 статьи 49 Закона) - в случаях:

    а) сокращения должности, занимаемой военнослужащим-контрактником, и невозможности размещения по родственной военно-учетной специальности (при отсутствии других оснований для увольнения);

    б) при признании военнослужащего-контрактника военно-врачебной комиссией годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, но негодным к службе по имеющейся военно-учетной специальности и невозможности размещения по родственной военно-учетной специальности (при отсутствии других оснований для увольнения);

    - за невыполнение военнослужащим условий контракта (пункт "б" части 2 статьи 49 Закона) - не выполняющего условий заключенного им контракта;

    - за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего (пункт "в" части 2 статьи 49 Закона) - совершившего указанный проступок;

    - в связи с несоответствием требованиям, установленным Законом для военнослужащих (пункт "г" части 2 статьи 49 Закона) - переставшего по заключению аттестационной комиссии воинской части отвечать требованиям, установленным к военнослужащим статьей 32 Закона;

    - по состоянию здоровья, в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (абзац 2 части 4 статьи 49 Закона) - признанного военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

    - по семейным обстоятельствам (абзац 3 и 4 части 4 статьи 49 Закона) - подавшего рапорт об увольнении с военной службы:

    а) в связи с невозможностью членов семьи военнослужащего проживать в местности, где военнослужащий проходит военную службу, и отказавшегося от перевода к новому месту службы, где его члены семьи могли бы проживать с учетом своего состояния здоровья, либо при невозможности такого перевода;

    б) в связи с необходимостью ухода за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи и не находящимся на полном государственном содержании (при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять такому члену семьи военнослужащего содержание и заботиться о нем);

    в) в связи с необходимостью ухода за ребенком, воспитываемым без матери;

    г) в связи с тем, что мать военнослужащего кроме него имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывает их без мужа;

    - в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы (пункт "в" части 1 статьи 49 Закона) - которому назначено уголовное наказание в виде лишения свободы;

    - в связи с лишением воинского звания (пункт "г" части 1 статьи 49 Закона) - лишение воинского звания за умышленно совершенное преступление.

    37. Увольнение военнослужащего-контрактника с военной службы в отставку производится по одному из следующих оснований:

    - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (абзац 2 части 5 статьи 48 Закона) - достигшего предельного возраста пребывания в запасе, установленного статьей 51 Закона;

    - по состоянию здоровья (пункт "а" части 1 статьи 49 Закона) - признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, а также ранее признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе с исключением с воинского учета.

    38. Увольнение военнослужащего-контрактника производится приказом командира части.

    39. С военнослужащим-контрактником о предстоящем его увольнении с военной службы непосредственным или другим прямым начальником проводится личная беседа. В ходе беседы разъясняются основания и сроки представления к увольнению, льготы и преимущества, определяется военный комиссариат для направления на воинский учет и место жительства после увольнения, выясняются его просьбы.

    Краткое содержание проведенной беседы с увольняемым военнослужащим отражается в листе беседы, который подписывается лицом, ее проводившим, и увольняемым.

    Лист беседы подшивается в личное дело. Вместе с листом беседы в личное дело подшиваются:

    выписка из протокола заседания аттестационной комиссии воинской части с заключением о том, что военнослужащий перестал отвечать установленным к нему требованиям;

    рапорт военнослужащего об увольнении с военной службы, если для увольнения требуется желание военнослужащего.

    40. Беседа с военнослужащим-контрактником о предстоящем его увольнении с военной службы проводится, как правило, в следующие сроки:

    с подлежащим увольнению по истечении срока военной службы и по достижении предельного возраста пребывания на военной службе - при подготовке соответствующих документов в процессе представления военнослужащего к увольнению;

    с подлежащим увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями - не позднее чем за месяц до представления к увольнению;

    с подлежащим увольнению в отставку по состоянию здоровья в случае признания военно-врачебной комиссией негодным к военной службе - не позднее трех дней после получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии;

    с подлежащим увольнению за невыполнение военнослужащим-контрактником условий контракта, в связи с несоответствием требованиям, установленным законодательством для военнослужащих, а также за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, - при объявлении принятого решения о досрочном увольнении военнослужащего;

    с подлежащим увольнению по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 49 Закона, - при представлении рапорта военнослужащего об увольнении с военной службы.

    41. Военнослужащий-контрактник, представляемый к увольнению с военной службы по пунктам "в" и "г" части 1 и пунктам "б" и "в" части 2 статьи 49 Закона, на освидетельствование в военно-врачебную комиссию не направляется.

    Кроме того, может не направляться на освидетельствование в военно-врачебные комиссии военнослужащий-контрактник, подлежащий увольнению с военной службы по истечении срока военной службы или по семейным обстоятельствам.

    42. При увольнении с военной службы личные дела военнослужащих пересылаются в военный комиссариат района (города без районного деления) по избранному месту жительства.

    43. Военнослужащие, уволенные с военной службы, при прибытии к месту жительства обязаны в двухнедельный срок явиться в военный комиссариат района (города без районного отделения) для зачисления на воинский учет или исключения с воинского учета.

    44. С военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и владеющим одной из военно-учетных специальностей, определяющих боеспособность воинских частей (Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года N 600-33), может быть заключено до 5 годичных контрактов о прохождении военной службы.

    Что положено военнослужащему при увольнении? Любой военнослужащий, задумывающийся об увольнении, задается вопросом: «А что мне положено при увольнении?». Давайте разберемся в этом вопросе более подробно.

    Содержание статьи:

    ВНИМАНИЕ: наш военный адвокат в Екатеринбурге поможет разобраться не только с полагающимися выплатами, но и в других спорных моментах. Звоните и записывайтесь к нам уже сегодня!

    Что положено военнослужащему при увольнении?

    Что положено военнослужащему при увольнении зависит от того, сколько он отслужил, по каким основаниям увольняется и какие выплаты ему производились, а какие нет.

    Военнослужащий может получить:

    • жилищный сертификат
    • за ним могут сохраняться в течение года выплаты
    • право на досрочную пенсию военнослужащего (подробнее по ссылке)
    • военнослужащий может получить при увольнении единовременное пособие, а также иные выплаты с учетом обстоятельств увольнения

    При этом необходимо учитывать, что для получения сертификата, выплат должна быть определенная совокупность обстоятельств. Подробно отдельные моменты рассмотрены в следующих разделах настоящего материала.

    Также уволенным военнослужащим могут быть предоставлены определенные законом льготы о которых поговорим чуть ниже в настоящем материале.

    Могут ли уволить военнослужащего без пенсии?

    В соответствии с положениями ст.23 закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ, военнослужащие контрактники, которые не достигли предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены без их согласия пока они не приобретут права на пенсию за выслугу лет.

    Однако, законом о воинской обязанности установлены исключения, когда военнослужащий может быть уволен досрочно по определенным основаниям, например, в связи с тем, что не выполняет условия контракта. Перечень таких оснований предусмотрен в ст. 51 закона о воинской обязанности.

    Таким образом, военнослужащий при определенных условиях может быть уволен без пенсии.

    Жилье военнослужащим при увольнении

    Права и выплаты военнослужащим при увольнении

    Если лицо отслужило 10 лет и более, увольняется со службы, в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Минобороны РФ, если будет желание военнослужащего, выдается государственный жилищный сертификат на то, чтобы приобрести жилье на семью.

    Если военнослужащий являлся участником накопительно-ипотечной системы, то в определенных случаях при увольнении он может использовать накопления на покупку жилья или строительство, которые учтены на его именном накопительном счете.

    Выплаты при увольнении с военной службы

    В случае увольнения военнослужащего по контракту, который отслужил менее 20 лет и уволен, в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или из-за организационно-штатных мероприятий без права на пенсию, то в течение 1 года после увольнения за ним сохраняется выплата оклада по воинскому званию.

    Если лицо проходит военную службу по контракту и общая продолжительность службы составляет меньше 20 лет, то в случае увольнения военнослужащему выплачивается единовременное пособие в размере 2-х окладов денежного содержания.

    Если лицо служит 20 лет и более, то при увольнении ему выплачивается также единовременное пособие, но в размере семи окладов денежного содержания.

    ВАЖНО: не всегда выплачивается указанное единовременное пособие. В каких случаях данные выплаты не производятся следует смотреть в ч.4 ст.3 закона, посвященному денежному довольствию военнослужащих.

    Если военнослужащий в период службы получил госнаграду РФ, то вышеуказанное пособие увеличивается на один оклад.

    Если военнослужащий до увольнения не получил материальную помощь, то она должна быть выплачена при увольнении.

    Помимо вышеуказанных выплат в отельных случаях, увольняемым военнослужащим могут быть произведены иные выплаты, например, если лицо увольняется со службы по контракту по причине признания его не годным к военной службе из-за полученной военной травмы, то ему должно быть выплачено пособие в размере 2 млн. р.

    Об иных выплатах увольняемым с военной службы можно посмотреть в законе от 07.11.2011 № 306-ФЗ, например, если получена инвалидность и т.д.

    Что делать, если военнослужащему отказывают в выплатах при увольнении?

    Нельзя быть на 100% уверенным, что при увольнении все пройдет гладко и увольняемый военнослужащий получит все положенные ему выплаты.

    Отказать в выплатах могут на законных основаниях, поскольку военнослужащему они не положены, и на незаконных основаниях.

    Что же делать, если выплаты при увольнении отказываются производить?

    Прежде всего, необходимо узнать причины отказа в выплатах. После этого проверить по закону, обоснованно ли отказывают в выплатах. Если отказ в выплатах не основан на законе, тогда выход один – обращаться в суд, чтобы защитить свои права.

    Для оспаривания отказа в выплатах, военнослужащему необходимо обратиться в гарнизонный военный суд с административным иском о признании решения об отказе в выплатах незаконным и восстановлении Ваших прав на денежные средства.

    ПОЛЕЗНО: также можно обратиться с жалобой в органы прокуратуры для проведения ими проверки, смотрите видео с советами и заказывайте нам составление обращения

    Льготы при увольнении из армии

    Военнослужащим, в случае увольнении, с учетом определенных фактов (срок службы, достижение предельного возраста и т.п.) предоставляются следующие льготы:

    • в сфере медицинского обеспечения (бесплатная медпомощь, бесплатные лекарства по рецептам и т.д.)
    • в сфере образования (в определенных случаях имеют право бесплатно пройти профпереподготовку)
    • налоговые льготы (в определенных случаях бывшие военнослужащие не уплачивают налоги на имущество)
    • военнослужащие в определенных законом случаях обеспечиваются жильем либо им предоставляются деньги на приобретение или строительство жилья

    Адвокат по выплатам военных при увольнении

    Таким образом, определенные льготы не всем и не всегда предоставляются, необходимо внимательно изучить положения закона по интересующим Вас вопросам и убедиться, что Вы соответствуете всем требованиям для того, чтобы получить те или иные льготы.

    Читайте также: