Может ли уволить яндекс еда

Опубликовано: 19.09.2024

Речь пойдёт о самозанятых и о том, что сейчас происходит с теми, кто оформлен на «левые» компании курьером в «Яндекс.Еде».

С прошлого года «Яндекс» начала набирать сотрудников под СМЗ, а это значит, что они могут работать сами на себя и получать доход со стоимости доставки, за которую платит сам клиент (и платить самостоятельно налоги тоже). В Питере к началу 2020 года начали набирать сотрудников, а позже и сотрудников Лавки, что возможно приведёт к слиянию.

Начиная с 11 мая, сотрудникам-мигрантам начали приходить сообщения от местных супервайзеров. Их приглашают в офис вместе с формой и документами.

Как оказалось, это принужденное оформление в самозанятых курьеров. Есть вариант, что компания «Лидер Консалт» (на которую как раз и оформлены курьеры) не может дальше сотрудничать с мигрантами и поэтому сворачивает договорённость с «Яндексом».

И если курьер не являться гражданином РФ, то как раз его подготовленная форма отдаётся на склад и ты подписываешь увольнение с компанией.

Этот пост я пишу, дабы представитель «Яндекса» мог прокомментировать эту проблему с увольнением мигрантов.

Возможно, что в будущем «Яндекс» попросту откажется от левых организаций и будет оформлять только самозанятых.

Больше напрягает то, что Роструд, ФНС и прокуратура делают вид, что это совершенно нормально — оформлять трудовые отношения агентскими договорами ГПХ.

А Вы всё ещё верите в сказки о том, что любовь у государства с яндексом исключительно односторонняя, а-ля: "пришло большое и злое государство и нагнуло милый и пушистый Яндекс так, что у Воложа аж ус отклеился"?

Почему это вас напрягает? ГПХ разрешены законом , это законный способ. Если ознакомиться с требованиями к оформлению оплаты услуг самозанятым, то окажется что не так-то и просто создать штат из самозанятых работников. Налоговая самозанятость это способ вывести существующую занятость в сером иисеоном секторе в белое поле, а не перевести из белого поля в серую

Потому что фактически Яндекс заменил трудовые договоры на ГПХ, и как более сильная сторона оставил сотрудников без защиты и гарантий ТК РФ, а также для оптимизации налоговой нагрузки.

Не можешь оформить по-нормальному — не оформляй никак и уходи с рынка.

вот это абсолютно верно! При чем так поступает не только Яндекс ,но и Деливери ! Мигоранты работают без трудовых договоров! Система штрафов без всяких рат и объяснений прав и обязанностей.

Текст писал тоже мигрант, похоже.

Мигрантам не повезло, что в России стало много безработных.

Давно ясно, что денег в стране нет и нужно платить налоги. Да и статистику по росту самозанятых нужно делать. Что здесь такого? Мигранты и так толпами стоят и оформляются, в Москве тысячами. Плохого ничего нет в этом. Просто оптимизация бизнеса .

Почему вы думаете, что это массовый характер будет носить, а не точечный в отношении конкретного курьера?

В такси яндекс вроде тоже всех переводит на самозянятых.

Вчера только перевеле.

Обновление поста:
Так как в Еде теперь только самозанятые, то курьеров-мигрантов предлагают трудоустроить в обычных курьеров сервиса Яндекс.Такси в автопарк.
Линк на лендинг: https://taxi.yandex.ru/rabota/courier/welcome_courier/
Такие дела ¯\_(ツ)_/¯

Работаю курьером в этой богодельне. Последние дня три заказы поперли валом, надеюсь поувольняют всех. Почему я рад? Описываю механику: есть смены с якобы повышенным приоритетом, но на них нельзя забивать, а есть "работай когда хочешь" но как бы на подхвате. Итог: эта саранча кучкуется даже у богом забытых рестов, зарабатывая за 12 часов по 1000-1500 рублей. Наглядный пример: сгоняйте в депо и посмотрите как там зергуют. А что? Полторашка им лучше, чем на родине или в хостеле в 9 рыл тусить.
Самое 2: их не увольняют, а переводят в таксометр, теперь они пешие таксисты. Сколько платят - мне пока не известно.
Версии почему так произошло:
1.Пошла указка сверху, ибо ребята не только отдимают заказ, но и толпятся по 20 человек, нанося имиджевый удар глсударственному театру безопасности.
2. Яндекс, пользуясь моментом, повышает качество сервиса. Сейчас славян процентов 20, до карантина был дай Бог 1. Можно было откатать 12 часов по центру Москвы и не встретить ни одного славянского лица. А еще многие мигранты ушатывают форму в лоскуты за 3 недели, не могут перекинуться парой фраз на русском, зато шарят в современныз технологиях и повально мухлюют с фейк жпс.
Итог: если меня не коснется, то выгодоприобретателем станут не только мальчишки, любящие катать на велосипеде, но и оравы вкатывальщиков в айти это ваше. Кто еще может предложить человеку без образования зарабатывать по 3000+ в день, а если ты особо упоротый, готовый на 7/0, то за месяц можно и 80+ поднимать.
Добавлю: жалко только единиц, отработавших по паре лет и исполняющих свои функции на 5+

https://vc.ru/claim/126541-kak-yandeks-eda-predpolozhitelno-uvolnyaet-kurerov-migrantov?comment=1828755 я в комментах отписал ранее, что их оформляют в таксометр. Там и ссылка на лендниг пейдж о вакансии.

У них очень сырой сервис для таких пеших таксистов, а поддержка не отвечает вообще.

Он не сырой, его не существует!Ощущение что общаешься с ИИ, не удивлюсь что так оно и есть на самом деле.

Эти падлы нарушают ТК РФ.

Формально это платформа, которая дает заказы. Когда кто-то начинает бодаться, в офисе говорят: да, вы правы, мы не можем Вас уволить, но приостанавливаем выдачу заказов. Как пользователь я не виду никаких плюшек в ТК на данной работе. Пенсионные отчисления на Крымский мост мне не нужны, шкварить трудовую тоже не хотелось бы. Да и не понятно как подобную работу "когда захошь" подгонять под рамки ТК. Всех выводить на 9-18 с месячным заработком выше МРОТ? Нет, спасибо, я лучше по 12 запотею и сделаю этот МРОТ за 3 дня.

Без мигрантов не обойтись без них росия некто

А кто мигранты без России?

А мигранты могут пробывать вашу еду из пакета суп или пицу ? Яндекс курьер извените пока нес не сдержался откусил кусочки шашлычка простите меня мигранта

Со мной так же и поступил Яндекс. Только я ничего не подписывал. Я из Украины, но у меня ВНЖ и права точно такие же как у граждан РФ.

Меня уволили 8 мая по этой же схеме без объяснения причин

А ты че вобще за обезьян впрягаешся? Пусть в аулы к себе валят и там работают на яндекс ишаках!

На прошлой неделе стало известно о смерти курьера «Яндекс.Еды», который отработал 10-часовую смену. Пользователи соцсетей обвинили компанию в случившимся и призвали изменить условия труда. Сервис пообещал внимательнее относиться к нагрузке курьеров.

«Бумага» попросила курьеров «Яндекс.Еды» рассказать о том, сталкиваются ли они с переработками, какую зарплату получают и что думают о ситуации с умершим сотрудником.

Артем

— Смены длятся в основном по 4–8 часов. Зачастую сами курьеры (я в их числе) продлевают смену до 10–12 часов. Но это не чья-то прихоть извне, а собственное желание заработать больше денег. Сам работал две недели без выходных по 8–9 часов в день и на здоровье не жаловался.

Бывает, что супервайзеры в приказном порядке перебрасывают курьеров с локации, которую они сами выбирают, туда, где запара с заказами. В этом случае приходится больше работать. Отнес заказ — побежал в ресторан — отнес заказ — побежал в ресторан. Эта своеобразная переработка не оплачивается.

«Яндекс» не церемонится с курьерами. Облажался — тебя уволили, опоздал на пару минут на смену — обложат штрафом. Считаю, что [в случае с умершим курьером] виноват и «Яндекс», который позволяет работникам пахать до чертиков, и сам работник, который явно не рассчитал свои силы и возможности.

Анонимный курьер «Яндекс.Еды»

— Смены бывают, как правило, от четырех часов. Но проскакивают и двухчасовые. В последнее время сделали так, что в рабочем приложении не приходят заказы вне установленного графика. То есть переработка случается только тогда, когда заказ падает совсем перед концом смены.

Проезд нам не оплачивают. При устройстве вешали лапшу, что всё окупится. Оплата в Питере — 75 рублей в час и 50 рублей или 75 рублей за заказ. Зависит от процентов опозданий в ресторан или к клиенту. Но говорят, что скоро эту систему упразднят.

Есть штрафы за опоздание и ранний уход (500 рублей за каждый), за прогул (1500 рублей), за неправильно проставленные статусы, например, нажал «прибыл к клиенту», не дойдя полкилометра. Очень много курьеров работает по 12 часов и не жалуются. Один продлевал себе смены до 15 часов, работал без выходных. Насколько я знаю, с ним всё в порядке.

Анонимный курьер «Яндекс.Еды»

— «Яндекс.Еда» поделена на зоны доставки. Каждый курьер может выбрать себе смены от четырех часов. Для меня это был отличный способ подзаработать до Нового года. Тогда я проработал полтора месяца и сейчас планирую вернуться.

В ноябре–декабре я работал по четыре часа после основной работы. Иногда штрафы назначают по ошибке из-за того, что ребята, например, поменялись сменами. Но в таком случае штрафы снимаются. Во время моей работы из-за грейдов (классификация курьеров, от которой зависит оплата — прим. «Бумаги») было небольшое неравенство. Те, кто передвигался на самокатах и велосипедах, получали бонусы за скорость. Тем, кто ходил пешком, обычно приходилось довольствоваться маленькой ставкой.

Зимой многих кидало в далекие районы, и обычно на доставку уходил час. Я работал на велосипеде, и у меня было в среднем по шесть заказов за вечер. Пеших курьеров было жаль. Хотя я слышал, что некоторые и пешком успевали и даже были в топе среди курьеров.

Группы курьеров закреплены за разными юридическими лицами. Это не очень беспокоит, пока тебя не перекидывают от одного к другому. Когда такое происходило, в [одном из курьерских] чатов было очень много недовольных, так как у разных компаний своя система оплаты. У кого-то зарплата приходит в банк, а для этого нужно получить отдельную карту. Мне повезло, меня распределили в компанию, которая перечисляет в том числе на «Сбербанк».

Еще один минус — после моего ухода [в конце 2018 года] время на обед курьеров сократили до минимума: 20 минут в день! Это неправильно, но есть нюанс. Бывает, что заказов днем нет по часу, и курьер просто ждет. По идее можно использовать это время для обеда. Но если таких окон нет, то беда.

Анонимный курьер «Яндекс.Еды»

— Если хочешь заработать [в «Яндекс.Еде»], работай 12 часов. Хочешь получать минимум — работай 6-8 часов. [Супервайзеры] шли мне на уступки: когда я получил травму, подвернув ногу, отпустили со смены. Снимали с меня смены, когда не мог выйти.

Если работать лениво, можно получать 15–20 тысяч в месяц. Если нормально работать — 30–35 тысяч. А если брать смены 12–15 часов, то можно получить и 60–90 тысяч.

Расходы на транспорт не компенсируют. Тут, к сожалению, или иди быстрее или плати сам. В центре ещё можно спокойно ездить на автобусах по проездному, но вот, например, в районе проспекта Просвещения и Парнаса чаще приходится ездить на маршрутках.

Я быстро хожу даже вне работы, так что для меня это приемлемое время (речь идет о времени, за которое нужно доставить заказ. Оно показывается в приложение «Яндекс.Еды» для курьеров. Путь для сотрудников рассчитывают по навигатору — прим. «Бумаги»). Мне кажется, приложение не должно рассчитывать время и путь по навигатору. Должно быть 10–15 минут запаса, чтобы подождать транспорт. Приложение может показать и 40 минут пути, хотя можно пройти и за 5 минут. Это, скажем так, подбрасываение монетки. За восемь месяцев работы мне только семь раз выпадало маленькое время доставки заказа.

Анонимный курьер «Яндекс.Еды»

— С августа я работаю по 15 часов в сутки без выходных. А раньше работал по 16. Супервайзеры говорили со мной о переработках, но я считаю, что это дело каждого. Система штрафов устроена таким образом: курьеры получают штрафы за опоздание на смену, не выход или ранний уход. Также существует штраф за отказ от заказа, за грязную форму и так далее. Лично я не получал никаких штрафов.

Я зарабатываю от 80 до 100 тысяч рублей в месяц. Передвигаюсь на самокате, так что сейчас проездной не требуется. Это работа моей мечты: ты двигаешься целый день, и в результате у тебя, как правило, отличное самочувствие и настроение. Минус в том, что бывает тебя забрасывают в районы, где рестораны долго готовят заказы. Но в районе, где я обычно работаю, это происходит всё реже.

Павел

— У нас был чат в телеграме, где нам каждое утро кидали новости «Яндекс.Еды» и красивую фотку Питера. В этот чат раз в неделю приходила ссылка на страницу с вариантами смен: четыре, шесть, восемь, десять или двенадцать часов. Выбирать можно было из доступных: например, в понедельник, если много курьеров выбрало шестичасовую смену с 13 до 19, этот промежуток времени становился недоступным для тебя.

Супервайзер мог пару раз в неделю позвонить и предложить выйти поработать. Минимум, который должен быть в неделю, это три смены по четыре часа. Иначе звонит супервайзер и предлагает поработать еще.

Обед длился 30 минут. Вроде как два раза за смену в 12 часов, один раз за шестичасовую. Для четырехчасовой обед тоже положен, но логисты будут ворчать. Чтобы сходить на обед, нужно написать логистам. Они ставят у тебя приложение на паузу при условии, что заказов нет. На экране в это время загорается таймер.

На обед не отпускали в час пик — он как раз в обеденное время. Оправдывали это тем, что всё для клиента, а ты можешь и потерпеть. Хочешь на обед? Лови момент, когда нет заказов и не час пик. Если возмущаешься, мол, мне в туалет надо, кушать хочу, у меня сахар сейчас упадет — «суперы» отвечают, что «никто не запрещает на ходу в перерывах между заказами кушать и ходить в туалет». Плюс ко всему, в термосумке запрещалось носить посторонние предметы. Это значит, что из дома еды ты не возьмешь, покупай беляши.

В месяц я получал около 20-25 тысяч. Брал смены не больше 8 часов и работал 2/2. Иногда клиенты давали на чай — обычно от 10 до 100 рублей, максимум было 500. Это просто божьи дети, поставьте им памятник и голубей отгоняйте.

Были ребята, которые и по 50 тысяч поднимали в доставке, но они работали на великах по 12 часов. Они были сонные, еле-еле говорили, от них неприятно пахло, а сумка и форма все были в грязи с заднего колеса велосипеда. Вот такое чудо вам привозит еду — зато 50 тысяч поднимает.

Проезд оплачиваешь сам. Была ситуация, когда пешком идти 50 минут, а на транспорте ехать — 20. Мне супервайзер говорит, что транспорт не оплатят. Я спрашиваю, в чем смысл и в чем моя выгода: я получаю 100 рублей в час, а вы хотите чтобы я 40 из них потратил на билет до ресторана и еще 40 до клиента. Супервайзер отвечает: «правильно сгенерируйте свой маршрут».

Систему грейдов я не понял и не хотел понимать. Зачем оно мне надо? Я хотел забрать заказ, отдать заказ, получить деньги. Изначально я воспринимал это как некую чушь для возникновения у курьеров азарта и желания быть первыми. Но оказалось, ее приспособили так, что курьеры с первым грейдом первыми получают доступ к расписанию. Соответственно, если ты крутой, самые «вкусные» смены твои.

К супервайзерам отношение было, скорее, хорошее. Они делают так, как их учили. Тупят иногда и отвечают шаблонами, что очень смешно. Но в целом у меня с ними конфликтов не было. Пару раз у меня было ЧП, и я просил отпустить меня раньше, они отпускали.

А вот с заказами полный бардак. За них отвечают логисты. Заказы прилетали с самым разным расстоянием. География такая классная, что можно было начать на площади Восстания, а закончить на «Пионерской». А смена заканчивается ночью, транспорта нет, метро закрыто, я живу на «Парнасе». Можно сказать, что я всю смену просто шел домой из центра города, зарабатывая при этом деньги.

Впечатление от работы по итогу: платят мало, ходить много. Очень уставали ноги, ботинки были насквозь мокрые от пота, колени ныли, огромная сумка бесила на поворотах. Плюсы были в том, что мог курить когда захочу и пересмотрел все видео на ютьюбе, пока ходил.

— Мы сотрудничаем с курьерскими службами, рабочий график курьеров устанавливают они. Курьеры работают согласно графику, который сами выбирают, количество часов варьируется от 4 до 12 часов. В незагруженное время курьеры могут ставить паузы и брать перерывы. <…>

На стороне партнера, [на которого работал умерший курьер], сейчас проводится внутренняя проверка относительно жалоб со стороны курьеров. Также мы напоминаем, что мы просим всех курьеров связываться с нами и рассказывать обо всех неподобающих случаях с супервайзерами. Исходя из этой информации, мы сможем в дальнейшем принимать решение, продолжать ли сотрудничать с этим партнером-курьерской службой дальше.

Вычеты за нарушения устанавливаются работодателями курьеров — курьерскими службами.

18 марта. 4 часа дня. Я стою на пороге штаб-квартиры «Яндекс.Еды» возле метро «Бутырская». Место, где принимают в курьеры, выглядит куда скромнее, чем головной офис «Яндекса». Здесь стойки регистрации, бесконечные ряды айпадов для обучения, зал ожидания и комнатка для получения формы.

Чтобы устроиться в «Яндекс.Еду», россиянину достаточно иметь телефон, работающий на Android, и паспорт. К гражданам из других стран — в основном из Средней Азии — требования выше. Им нужно предоставить документы, подтверждающие, что у них есть разрешение на работу в России, ДМС или ОМС, СНИЛС и далее по списку. Тех, у кого нет нужных бумаг, «Яндекс» отправляет домой, но тут же, как бы невзначай, предлагает сделать нужный документ прямо на месте, заявляя, что у них самая низкая цена в городе. Знание русского языка здесь никого не интересует.

Обучение — это просмотр курса на iPad, который длится около 15 минут и наполовину состоит из воды (большие рассказы о том, как здороваться с клиентом, что такое «Яндекс.Еда», как нужно ухаживать за формой и так далее). После него будущему человеку в желтом предлагается пройти простой тест из 20+ вопросов по обучению, из разряда: «как нести пиццу», «может ли курьер пользоваться общественным транспортом», «кто является работодателем курьера», «можно ли выключать геолокацию во время смены». Несмотря на простоту вопросов, многие все равно пытаются списать ответы друг у друга.

Вот из чего состоит заработок курьера:

Когда до меня дошла очередь, сотрудник «Яндекса» задал мне вопрос: «На чем будешь работать, на велосипеде или пешим?» Я ответил, что хочу передвигаться на велосипеде, но сотрудник тут же перебил меня и сказал, что велосипеды предоставляются только работникам «Яндекс.Лавки».

Меня предупредили, что если я хочу оформиться сегодня, то и выйти работать мне придется в этот день.

Дальше меня подключили к неисчислимым телеграм-каналам, среди которых: несколько служб поддержки, бот, куда отправлять фотографии своего внешнего вида, и бот, где отображаются текущие заказы. Вообще вся коммуникация происходит в «Телеграме». Есть общая беседа «Общаемся Я.Еда», в которой курьеры обсуждают, как мало они зарабатывают, что же такое коронавирус, продолжать работать или самоизолироваться, иногда разбавляя общение шутками. Также меня обязали скачать приложение для курьеров и «Мой налог» — приложение ФНС. После чего сказали сесть на стул и ждать своей очереди. На подписание договора меня пригласили спустя 3 часа.

В кабинете меня ждала милая женщина, которая была занята распылением антисептика по своему рабочему месту. Когда она посчитала, что коронавирус уничтожен, мы приступили к оформлению на работу. От нее я узнал, что всех сотрудников обязали пользоваться санитайзерами, а курьерам это ни к чему, что маску я могу носить на свое усмотрение и, наконец, что если будущий курьер вдруг кашлянул или чихнул, то ему в срочном порядке выдается спиртовая салфетка. Как эта салфетка спасает больного от кашля и коронавируса, мне объяснить не смогли.

После оформления я получил амуницию (дождевик и термосумка), мне объяснили, как пользоваться приложением для доставщиков, и я проследовал к выходу через толпы коллег из Средней Азии. Большой плюс, что курьеру предоставляется возможность самому выбирать, где территориально и сколько часов работать.

Первый день

Вышел на смену я в тот же день, в своем районе. Несмотря на обучающий ролик, я все еще слабо представлял себе, как работает эта система. В видеокурсе, например, не было ни слова про бесконтактную доставку, о которой уже успели рассказать большинство СМИ. Только в информационных телеграм-каналах «Яндекс.Еды» я смог ознакомиться с правилами бесконтактной доставки.

Прозябать без дела пришлось недолго, буквально через 10 минут пришло оповещение о заказе из Papa John’s. Многие кафе и пиццерии с недавнего времени закрыли свои двери для посетителей, но продолжают работать через сервисы доставки.

Этот заказ я доставил на улицу — клиент заказал еду прямо в машину. В данном случае бесконтактная доставка была нелепее некуда. На расстоянии от мужчины я достал пиццу, положил ее на сумку, после чего отошел, сфотографировал сумку и «разрешил» ему забрать еду. Растерялись мы оба, но это не помешало нам обсудить новости о коронавирусе и перекинуться парой шуток про пандемию.

Со второй доставкой возникли сложности. В ресторане выяснилось, что мой заказ забрал по ошибке мой коллега, который только что вышел из заведения. Догнал, объяснил, посмеялись, пошли обратно. Оказалось, что у него вообще другой ресторан и другая сумма. Коллега сказал, что такое случается постоянно. Как это возможно, я не понимаю. К слову, это единственный заказ за 3 дня, с которого я получил чаевые — 200 рублей.

В первый день я проработал 2 часа, развез 3 заказа и заработал 478 рублей, из которых 200 рублей были чаевые.

Второй день

На второй день я осознал, что не один, а принадлежу большому комьюнити. Желтые и зеленые человечки радовали глаз. Все мы улыбались друг другу и здоровались. Никогда бы не поверил, что при виде курьера я буду так радоваться.

Доставляя очередной заказ, на лестничной клетке я познакомился с курьером из Pony Express. Он впервые увидел «бесконтактную» доставку в деле, и она вызвала у него негодование. В лифте мы разговорились. По его мнению, подобная процедура никак не защищает покупателя, потому что масок нет, руки не дезинфицируются и до пакета курьеры все равно дотрагиваются. Коллега сказал, что ему вообще неприятно брать еду из рук «этих», намекая на национальность, и коронавирус тут ни при чем.

В этот день я развез 4 заказа за 3 часа работы. За это я заработал примерно 400 рублей. Мне кажется, что за один заказ мне не заплатили: все выплаты отображаются в приложении «Мой налог», и из 4 заказов деньги пришли только за 3. Обращения в службу поддержки не дали результата, мне просто не ответили.

Третий день

Если в предыдущие дни у меня не было времени сделать передышку и сходить в уборную, то этот день меня смутил беззаказьем. Первый час я сидел на лавочке и с тоской ждал заказа. Заказ мне все-таки достался, но из «Яндекс.Лавки», что странно, ведь устраивался я именно в «Яндекс.Еду».

Я читал, что доставщиков еды многие рестораны не любят — выгоняют на улицу, даже погреться в предбаннике не разрешают. «Жди на улице» — одна из самых частых фраз, которую слышит курьер в работе. У меня лично проблемы со входом возникли в BВ Grill и кафе «Руккола». Есть даже специальная карта курьер-френдли-заведений, куда доставщиков еды пускают погреться, а если повезет — угощают чаем и предоставляют розетку, чтобы зарядить телефон. На карте их достаточно много, но в моем районе их не было.

В этот день я развез 2 заказа за 3 часа и заработал 179 рублей.

В приложении для самозанятых «Мой налог» у меня отображается выплата за 7 заказов — 863 рубля, на самом деле я развез 9. После увольнения мне перечислили на карту 942 рубля. Почему разница составляет 79 рублей — вопрос без ответа.

Как я увольнялся

Уволили меня за 10 минут, практически без вопросов. Меня спросили, почему я ухожу, на что я ответил: «Это неблагодарная работа, рабский труд». Сотрудник ответил: «Нет», на что я утвердительно ответил: «Да». Я ожидал, что с увольнением возникнут сложности, но оказалось, что уволиться проще, чем устроиться.

Даже проявляя старание и трудолюбие, в «Яндекс.Еде» невозможно добиться успеха. Заработать даже 2000 рублей за 12 часов у курьеров получается очень редко. В общем чате люди постоянно жалуются, что просидели практически весь день (12 часов) в ожидании. В дождь и в снег — у доставщика один тариф. Иногда физически невозможно забрать из ресторана или донести до клиента заказ, поскольку дойти до точки назначения нужно за отведенное время, которого не хватает, даже если идти быстрым шагом, а если прийти с опозданием — можно практически ничего не заработать. От заказа запрещено отказываться, а откликнуться на него курьер должен за 1,5 минуты. Чаевые оставляют крайне редко, об этом пишут все курьеры. Не пускают в рестораны, целый день на улице — простуда, а никаких больничных не предусмотрено.

Уже после увольнения я узнал, что 24 марта в приложение «Яндекс.Еда» добавили кнопку «чаевые», теперь после заказа можно поблагодарить курьера.

25 марта на мой счет вновь пришла зарплата от «Яндекс.Еды» в размере 1486 рублей. Как объяснить происхождение этих денег, я не знаю.

«Работники общепита считают курьеров ниже себя, хотя и заработок у нас примерно совпадает», — делится с нашим корреспондентом один из курьеров «Яндекс.Еды». Несмотря на невысокие зарплаты и изматывающий график, армия «людей в желтом» растет каждый день. Побывал в рядах «миньонов», как их иногда называют, и наш корреспондент. О том, просят ли при трудоустройстве медкнижку, каков социальный портрет клиентов и из чего складывается заработок, — в материале «БИЗНЕС Online».

Доставщики «Яндекс.Еды» стали одним из символов современной России
Доставщики «Яндекс.Еды» стали одним из символов современной России Фото: Регина Шафиева

ОБЕЩАНИЯ: ГИБКИЙ ГРАФИК И ЗАРПЛАТА ДО 3,5 ТЫС. В ДЕНЬ

18 апреля в Санкт-Петербурге во время рабочей смены умер 21-летний Артык Орозалиев, который трудился курьером в сервисе «Яндекс.Еда». Его смена длилась 10 часов без отдыха. Сердце молодого человека не выдержало и остановилось, но алгоритмы «Яндекса» или супервайзер умудрился оштрафовать мертвого курьера за прогул. Случай моментально срезонировал и вызвал широкое общественное обсуждение и осуждение.

Доставщики «Яндекс.Еды» стали одним из символов современной России: сервис заработал в марте 2018 года, российский IT-гигант запустил его на фоне успеха «Яндекс.Такси». С тех пор «желтые человечки» — неотъемлемая часть российских мегаполисов, в их числе, конечно же, и Казань.

Несмотря на это, огромное комьюнити «Яндекс.Еды» живет своей, кажется, параллельной жизнью: кто они, что кроется за их огромными термосумками и желтыми плащами, по каким алгоритмам они строят свой день и как взаимодействуют с городом, почти никто не знает. Чтобы заполнить этот пробел, корреспондент «БИЗНЕС Online» решил испытать на себе, что такое быть разносчиком еды под брендом «Яндекса».

Знакомство с компанией начинается с посещения сайта. Сервис утверждает: любому курьеру под силу зарабатывать до 3 тыс. рублей в день. На крупнейшем в России портале поиска работы HeadHunter вилка месячного заработка указана в пределах от 30 до 42 тыс. рублей. «Легкие» и не самые плохие деньги за максимально простой физический труд, пожалуй, главная причина популярности сервиса среди тех, кто ищет способ заработать.

Собеседование и обучение в Казани проходит в офисном центре «Бизнес Парк» на улице Островского. В помещении под номером 3021 находится офис «Яндекс.Еды»: небольшой тамбур с двумя комнатами. В первой, что чуть больше, стоит стол со стульями для менеджеров, в другой проходит обучение курьеров (она лишена окон и естественного света).


РЕАЛЬНОСТЬ: МИНИМУМ ТРИ СМЕНЫ В НЕДЕЛЮ И ПЕРВАЯ ЗАРПЛАТА В КОНЦЕ МЕСЯЦА

Будущие курьеры ждут «драфта» в коридоре. Там небольшая очередь: вместе со мной приглашения ждут еще четыре молодых человека, все на вид студенты. В это время из комнаты выходят несколько парней и две девушки — уже после «инициации», в форме сервиса и с фирменными термосумками. Зовут новую партию соискателей — трех новичков. Лишних вопросов не задают, о долгосрочных планах на жизнь не спрашивают, а по краткосрочным и так все понятно.

Тут же начинается обучение. Один из работников офиса включает телевизор с 20-минутной видеопрезентаций. В ней рассказывают о работе с приложением для курьеров. К слову, разработано оно исключительно под операционную систему Android, пользователям iPhone просьба не беспокоить. Новичкам объясняют основные принципы работы приложения: на то, чтобы дать свое согласие на обработку заявки, у курьера есть 90 секунд. Чтобы упростить решение, приложение показывает расстояние, которое курьеру предстоит пройти ради того, чтобы забрать заказ. Во всех кафе и ресторанах, кроме «Макдоналдса», курьеру необходимо проверить требуемое по позициям из чека в приложении. Советуют пользоваться общественным транспортом для сокращения времени доставки. Во время смены у каждого есть право всего лишь на 20-минутный перерыв, но его нельзя взять в период высокого спроса. Большинство рабочих вопросов решается через чат в «Телеграме», но ответ может занять до 24 часов. По экстренным вопросам сотрудникам необходимо звонить по телефону в службу технической поддержки. «Убедитесь, что вы действительно не можете самостоятельно решить проблему, прежде чем звонить. Кол-центр отвечает и вам, и клиентам — старайтесь лишний раз не звонить», — строго напутствует менеджер.

Теперь о главном — о деньгах. На выбор у курьера есть три варианта рабочего дня: 4-, 6- и 12-часовые смены. За каждый рабочий час сотрудник доставки гарантированно получает 70 рублей. Один заказ оценивается в 40 рублей. В час-пик ставка растет, но незначительно — до 50 рублей. При этом в неделю курьер обязан проводить не менее трех смен. Первый заработок обещают выплатить лишь через две недели после начала работы, по факту же лишь через три. В «Яндекс.Еде» кроме пеших есть и автокурьеры, чья работа ценится выше: гарантированные 100 рублей за час и 70 рублей с каждого заказа.

Оформлением трудовых отношений занимается партнер сервиса. В моем случае речь идет про ООО «ЦентрПро» в лице некоего Андрея Денисова. Как указано на портале «Контур.Фокус», компания зарегистрирована в сентябре 2017 года в Москве. То есть никакого трудового договора между «Яндексом» и разносчиками не существует: похвастаться записью IT-гиганта в трудовой книжке не получится. Аналогичная схема работает и в «Яндекс.Такси», когда водителей оформляют в стороннем ООО. Гарантий того, что партнер не кинет курьера, нет, случись что — «Яндекс» опять же ни при чем: юридически функции компании чисто информационно-посреднические. На собеседовании этого, конечно, не произносят. Партнер «Яндекс.Еды» выпускает для своих сотрудников карты Райффайзенбанка. До того как придут выплаты, курьер будет получать отчеты о заработке на электронную почту и с вожделением смотреть на цифры будущей зарплаты.

На том же собеседовании говорят, что для трудоустройства понадобится паспорт, СНИЛС и ИНН. Но если даже двух последних документов на руках нет, то их, по словам оператора кол-центра, можно донести позже. Ни о каких дополнительных документах (например медицинских) речи не идет, так что делайте выводы.

На выбор у курьера есть три варианта рабочего дня: четырех, шести и 12-часовые смены
На выбор у курьера есть три варианта рабочего дня: 4-, 6- и 12-часовые смены Фото: Регина Шафиева

«У всех ведь ИМЕЕТСЯ гражданство РФ и всем есть 18 лет?»

Заветная СМС приходит через несколько часов: новоиспеченный сотрудник «Яндекс.Еды» получает доступ в чат с супервайзером. Активацию приложения и старт работы назначают на 9 утра следующего дня в том же «Бизнес Центре». Собирается с десяток человек. Среди новых курьеров всего лишь одна девушка. Всем раздают договор и заявление на выпуск карт. «Приготовьте реквизиты карты Сбербанка: если не всем успеем сделать карты Райффайзенбанка, то отправим деньги на них. У всех ведь имеется гражданство РФ и всем есть 18 лет?» — как бы между делом спрашивает менеджер, получая в ответ утвердительные кивки. Далее работница офиса фотографирует на личный телефон паспорт, СНИЛС и ИНН нового работника.

Из выданного каждому сотруднику договора можно узнать, что у «Яндекс.Еды» есть трехмесячный испытательный период, а работнику ежегодно предоставляется отдых (неоплачиваемый). В разделе оплаты труда графы «Должностной оклад» и «Стоимость одного выполненного заказа» оказываются пустыми, их просят не заполнять. По договору работники подлежат обязательному медицинскому страхованию. Также указано, что если сотрудник в недельный срок после подписания документов не приступил к обязанностям, то договоренности аннулируются. О выплатах сообщают в специальном чате, в котором на момент написании материала состояли более 5 тыс. человек, а в свежем списке на зачисление зарплаты числились 236 курьеров.

Окончив бюрократические формальности, получаю ссылку на приложение, выбираю смены на день и район, в котором буду работать, после чего менеджер приглашает на склад забрать знаменитые термосумки и одежду. Кстати, наборы курьеров уже есть в продаже на сайтах объявлений, цены колеблются от 999 до 5 тыс. рублей. Найти новую или хотя бы чистую сумку сразу не получается: берем одну из ранее использованных. На некоторых не хватает лямок для пиццы и термоперегородки. Менеджер решает проблемы просто: недостающие элементы снимает с других сумок и передает новым работникам. «У нас сейчас нет весенней одежды. Зимние куртки слишком теплые, поэтому раздаем поло, но их можно не носить, если на улице будет холодно», — говорит менеджер. С этой минуты курьеры готовы к бою за заказы и заявки.

Дойдя до места, курьер ждет приготовления заказа. Как правило, администраторы уже знают, что к ним идет именно курьер
Дойдя до места, курьер ждет приготовления заказа. Как правило, администраторы уже знают, что к ним идет именно курьер Фото: Регина Шафиева

ПЕРВЫЙ ЗАКАЗ — ПИЦЦА ИЗ «ТАТМАКА»

Первая заявка — забрать заказ из «Татмака» на улице Мусина. Детальная информация раскрывается по клику в приложении: там указаны состав заказа (в нашем случае — три фирменные пиццы), стоимость и адрес доставки. Дополнительно приложение рисует маршрут на карте навигатора. Это главный друг всех курьеров.

Дойдя до места, работник «Яндекс.Еды» ждет приготовления заказа. Как правило, администраторы уже знают, что к ним идет именно курьер. Собственно, томительное ожидание и занимает большую часть рабочего времени. При этом не все заведения позволяют находиться внутри, некоторые предлагают подождать за дверью. Как правило, это относится к ресторанам. Например, вежливо, но безапелляционно меня выставили из халяльного ресторана «ИТЛЕ» в элитном ЖК «Берег». Там же отказали в просьбе о стакане воды. Не очень приятное открытие, когда ты несколько часов шагаешь по жаре и изнываешь от жажды. Спасают небольшие кафе, где отношение к курьерам куда снисходительнее. Кстати, в термосумках отделения для бутылочки с водой нет, а класть внутрь что-то еще, кроме заказа клиента, строго запрещается. Вообще, единственное заведение в Казани, где курьерам сервиса официально могут налить чашку чая и помочь с зарядкой телефона, — это кафе с говорящим названием Friends, но находится оно в Советском районе.

Как упоминалось выше, курьер должен все проверить. Да, доставщику известно, какие позиции заказал клиент и сколько это в итоге стоит, но в большинстве случаев на подобное не обращают внимания. Лучше сэкономить лишнюю минуту, чем разбираться в сортах пасты или суши. Запечатывают заказы только в «Макдоналдсе». Но беспокоиться о том, что пища будет съедена, не стоит — все время доставки сотрудник «Яндекс.Еды» на виду. Да и в целом курьерам на самом деле малоинтересно содержимое сумки — побыстрее бы закончить и получить новую заявку.

Больше всего проблем возникает с доставкой супов и пиццы. Первые так и норовят пролиться и испачкать сумку, надолго оставив свой запах. А для транспортировки пиццы приходится трансформировать сумку и нести ее в руках, а не на плечах. Сложнее всего девушкам, ведь сама сумка весит около 2 кг, к которым добавляется вес еды.

Заказ наконец-то готов. Его нужно доставить на улицу Бондаренко. На все — и забрать еду, и доставить ее — курьеру дают лишь 40 минут, иначе штраф. Тут на помощь приходит вышеупомянутый навигатор. Он показывает максимально короткий путь до клиента.

На звонок в домофон отвечает мужчина, хотя заказа пришел от женского имени. Поднимаюсь на третий этаж (так указано в заказе), меня встречает молодой человек лет 25. Берет пиццы, слышит дежурное «Приятного аппетита!» и без слов захлопывает дверь.

Удивляет, что готовую еду даже чаще заказывают люди социального статуса ниже среднего
Удивляет, что готовую еду даже чаще заказывают люди социального статуса ниже среднего Фото: Дмитрий Исламов

КТО ЧАЩЕ ВСЕГО ЗАКАЗЫВАЕТ ДОСТАВКУ И В КАКИЕ ДОМА СЛОЖНЕЕ ВСЕГО ДОНЕСТИ ЕДУ

Пользуются сервисом самые разные люди, например, за смену нашему курьеру встретились и 14–15-летний подросток, и 30-летний мужчина. Удивляет, что готовую еду даже чаще заказывают люди социального статуса ниже среднего. Большая часть запросов пришлась на обшарпанные подъезды старых многоэтажек Кварталов, чем на новостройки ближе к Казанке.

Может, это и к лучшему. Новомодные жилые комплексы часто огораживают двор, оказаться там не так-то просто. Например, непросто было доставить еду в ЖК «Европейский». Без брелока зайти внутрь и выйти невозможно. Тем временем таймер нового заказа уже тикает, важно быстрее оказаться на новом месте, чтобы «не попасть» на депремирование. Навигатор же, к сожалению, не предупреждает об ограниченном входе на территорию, этот нюанс игнорирует и сама «Яндекс.Еда».

Чудеса логистики от «Яндекса» начались на второй день работы: он выпал на Пасху, когда смена сопровождалась дождем, снегом и неприятным холодным ветром. Я находился в «Парк Хаусе», а заявка на заказ пришла из «Макдоналдса» на улице Дементьева. «Прибытие в ресторан в течение 21 минуты», — нещадно указывает приложение. До «Мака» на Дементьева от «Парк Хауса» порядка 4 км, даже навигатор показывает, что путь пешком займет 49 минут. В Авиастроительном районе находится и адрес получателя заказа.

Приходится садиться на общественный транспорт, а значит, заказ будет обслужен в минус — 54 рубля, потраченных на два билета (туда и обратно), его не окупят.

Проблемы приложения доставляют неудобство не только курьерам. Клиентка Мария призналась, что их адрес по улице Арбузова «Яндекс.Еда» просто не находит. Ей приходится ехать на улицу Бондаренко и на одной из стоянок перехватывать курьера. Кажется, проще забрать еду самому.

Самую неприятную для курьера хитрость «Яндекс.Еды» узнаю под конец 6-часовой смены — за 10–15 минут до ее завершения приходит заявка, на выполнение которой дается 30–40 минут. Ситуация повторяется и на второй рабочий день. То есть курьеры, несмотря на заявленный тайминг, в сумме прилично перерабатывают. Будет ли это обрабатываться по какому-то повышенному тарифу, остается неясным. Причем отказаться от данной заявки невозможно — звонит «робот» и напоминает: «Эй, парень, смена еще не закончена!»

Взаимоотношения курьеров «Яндекс.Еды» можно назвать братством. Оно же негласно включает и промоутеров, которые также работают на улице
Взаимоотношения курьеров «Яндекс.Еды» можно назвать братством. Оно же негласно включает и промоутеров, которые также работают на улице Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

КАК ЖИВЕТ БРАТСТВО «ЛЮДЕЙ В ЖЕЛТОМ»

Взаимоотношения курьеров «Яндекс.Еды» можно назвать братством. Оно же негласно включает и промоутеров, которые также работают на улице. Своеобразное тайное «желтое сообщество» в духе романов Чака Паланика позволяет легко влиться в компанию, если за спиной фирменная термосумка. При встрече курьеры здороваются друг с другом, даже если не знакомы, общаются и помогают в случае трудностей. При встрече с промоутерами приветствие выражается кивком головы, а вот с официантами и администраторами кафе и ресторанов общения не получается.

«Многие из них считают курьеров людьми ниже себя, хотя и заработок у нас примерно совпадает», — объясняет один из курьеров.

В минуты перерыва курьеры предпочитают кучковаться вместе. Спрашиваю у более опытных коллег о 12-часовых сменах. «Только сигареты и энергетик помогают столько времени быть на ногах и хоть как-то сохранять внимание. Ну и выносливость нужна хорошая, новички редко подобные смены берут: уже через 6 часов у многих ноги и спина начинают болеть», — рассказал курьер по имени Олег. По его словам, даже на минимальной 4-часовой смене сотрудники «Яндекс.Еды» проходят около 20 километров. Именно энергетик и высокая нагрузка, по мнению собеседника, и могли стать причиной смерти курьера из Санкт-Петербурга.

Но в самом сообществе доставщиков еды предпочитают тему непростых, мягко скажем, условий труда не поднимать. На вопрос об обещанном заработке в 3,5 тыс. рублей за день (как указано на сайте компании) все улыбаются.

Конечно, не остался без внимания вопрос чаевых. «Они очень редкие», — отмечает девушка-курьер Екатерина. Работники «Яндекс.Еды» признаются, что полученные от клиента наличные сразу тратятся — на воду в жару, чай или кофе в холодную погоду или проезд домой. При средней стоимости заказа в 500 рублей получить хотя бы 50 сверху — «за доставку вовремя» — становится крайне важно.

«Дети иногда кричат вслед: „О, „Яндекс.Еда“, постой и накорми меня!“ Или называют миньоном», — подводит своеобразную итоговую черту под таким явлением, как «люди в желтом», курьер и студентка Екатерина. Каких-то шокирующих историй она вспомнить не смогла, но рассказала, как при выполнении заказа возле нее остановился автомобиль и приставали двое вышедших оттуда мужчин. Впрочем, подумав, связывать инцидент с работой она не стала. «Понравилась, видимо», — отметила Екатерина, смущенно улыбаясь.

«12 километров пешком»: новосибирские курьеры «Яндекс.Еды» пожаловались на условия труда

Курьеры «Яндекс.Еды» пожаловались на отсутствие компенсаций на транспорт, большие штрафы, неоплачиваемый больничный, плохую работу приложения, немотивированные увольнения и неуважительное отношение со стороны работников сервиса.

Они обратились в Тайгу.инфо после смерти своего коллеги из Санкт-Петербурга. В самой компании редакции заявили, что общее число жалоб от сотрудников значительно снизилось, все заявления отрабатываются, кроме того, планируется ввести компенсации за проезд на автобусах и метро. (UPD: 24 апреля в «Яндекс.Еде» уточнили, что все нововведения в оплате труда коснутся только Москвы)

21-летний курьер Артык Орозалиев скончался в Петербурге 16 апреля. Причиной стал сердечный приступ, случившийся на 11-м часу рабочей смены. Ранее у молодого человека не было проблем с сердцем, рассказывали «Фонтанке» родственники погибшего. Компания уже связалась с родственниками погибшего и пообещала, что постарается им помочь.

«Вне зависимости от итогов экспертизы [причин гибели юноши] для нас и наших партнеров этот случай означает, что нужно более внимательно относиться к нагрузке курьеров, даже если они сами берут на себя длинные смены и повышенные обязательства», — заявили в пресс-службе «Яндекс.Еды».

После происшествия в редакцию Тайги. инфо обратились два действующих и один бывший сотрудник сервиса по доставке еды. Герои согласились разговаривать только на условиях анонимности, их имена изменены. В «Яндексе.Еде» прокомментировали их претензии.

Курьер Анна. «Это ваши проблемы, добирайтесь, как хотите»

Смена у меня была в пятницу. Начала на [станции метро] «Студенческой» работать. Я отнесла два заказа, а потом меня начало мотать по всему городу на такие километражи, что вы даже представить себе не можете. Я работаю пешим курьером, мне не возмещаются деньги за проезд. Я шла пешком от «Студенческой» до Большевистской, 43/1 — это «Макдональдс». Дали мне 15 минут — это физически невозможно, за это время я пройду только полмоста Коммунального. Получается, я пришла с опозданием. И оттуда меня отправили вглубь Октябрьского района, ближе к улице Карла Либкнехта. Оттуда меня начало кидать по всему городу.

В 22:40 я оказалась на [метро] «Маршала Покрышкина». Там мне пришел заказ, что мне надо идти на Каменскую, 7. Там забирать заказ и относить на «Маршала Покрышкина». Получается, я пока получила заказ, пока отнесла — отдала клиенту в 23:48.

На метро не успела — с Державина до метро идти минут 15 быстрым шагом. Я закрыла смену, позвонила в колл-центр. Мне сказали: «Это ваши проблемы, добирайтесь, как хотите, вызывайте себе такси». Я говорю: «В смысле, за свой счет?» Они сказали «Да». У меня не было денег: нам зарплату стали делать не каждую неделю, а раз в две недели. Мне пришлось 12 км идти пешком. Я была дома где-то полтретьего. Ребята были в шоке. Супервайзер (координатор курьеров — прим. Тайги. инфо) никак не захотел решать эти проблемы.

Я написала ему утром. Он сказал, выбирайте смены, которые подходят вам больше. А когда у нас был набор смен — каждую субботу мы набираем себе смены — практически ни одной смены не было до 21−22 часов. Давайте вспомним ситуацию, что у нас умер курьер в Санкт-Петербурге, отработав 10 часов на велосипеде. Мало того, что нас садят на велосипед, заставляют нас его покупать — мол, это очень выгодно. Да, доход ты увеличиваешь, но ты без остановки катаешься на велосипеде. Тебе не дают даже время поесть, потому что район загруженный и ты катаешься как дикий.

Смены так же 10−11 часов. О каком сокращении идет речь? Смены короткие есть, но их очень быстро разбирают, их очень мало. А так как работы нет, приходится любые смены брать.

Приходит заказ, допустим, за несколько минут до конца смены — ты не имеешь права его отменить. Тебе за это штраф 500 рублей. Если мне отработать 12 часов, я отнесу заказов 14−16, я получу 1,5−1,6 тыс. рублей. Наши зарплаты просто улетучиваются.

Такие ситуации случались. Они не берут в расчет, сколько времени реально идти. Ты опоздал — тебя штрафуют. В колл-центре грубят, когда опаздываешь. Они не на вы, а на ты общаются. «Вы шевелитесь быстрее» — отвечает супервайзер, когда говоришь, что тебе дали мало времени.

Когда в субботу была жаркая погода, я натерла мозоли — ходить не могла. Мне ни смену не сократили, ни больничный не дали, потому что больничный не оплачивается, а смены они не могут сокращать. А мне пришлось работать на ужасно больных ногах. Я не брала несколько дней смену и на меня наехали: «Почему ты не работаешь? Иди сдавай форму, если не хочешь». Я пошла на работу и заработала воспаления на ногах.

Зарплата у нас не от 30 тыс. рублей, как обещают. Мы такую зарплату никогда в руках не держали. Если ты успеешь набрать себе смен, ты получаешь до 2 тыс. рублей в день. Если каждый день пахать по 10−12 часов, до 7 тыс. [в неделю] ты можешь получить.

Мы боимся, что нас уволят с плохой репутацией в личном деле, что полностью депремируют перед увольнением, то есть оставят нас в минусовой зарплате. У нашего сотрудника уже было так: работал всю неделю, его оштрафовали. Он и в минус ушел еще, и репутацию ему испортили. Работу найти не может — отказывает служба безопасности, хотя он не судим, ничего такого.

Нам не предоставляют ежегодный оплачиваемый отпуск по истечении шести месяцев работы, устраивают слежку каким-то людьми за нами. Так я нашла в интернете свое фото, где я шла на заказ, и пьяный мужчина столкнулся со мной (собеседница показала Тайге. инфо фото, сделанное со спины, за которое ее оштрафовали). У нас за то, что ты с кем-то столкнулся, с кем-то разговариваешь во время смены — штраф. GPS перекинул тебя с одной улицы на другую — штраф.

Курьер Валентина. «Двигайся чуть быстрее, ты не хуже других»

Недовольны люди из-за наличия штрафной системы. Штрафы вычитаются из оклада, и человек может полностью остаться без недельной заработной платы, может уйти в минус. Вычитают деньги за все. Даже за флуд в общем чате. У одного парня сняли 300 рублей из зарплаты, в причинах написали причину — флуд. Хотя он просто кидал мемы в чат «общение», где единственное, что запрещено — это мат. Называется это депремированием, но никаких премий мы не получаем. В договоре про них ни слова.

Договор мы заключаем с нашим работодателем — это ООО «ЦентрПро» (на сайте «Яндекса» компания указана в списке доставщиков — прим. Тайги. инфо). Курьерская служба, которая сотрудничает с «Яндексом» и предоставляет нам работу.

В приложении «Служба доставки» [в котором курьеры получают заказы] нельзя брать перерыв, если высокий спрос заказов по городу. И не важно, что курьер восемь часов на ногах и ни разу не ел. Перерыв 20 минут — не оплачивается, нельзя делить по частям.

Расчет времени прибытия к заказчику или в ресторан происходит некорректно, дает нереальные цифры. Например, чтобы добраться от площади Ленина до зоопарка приложение дает 15 минут. На просьбу прибавить время, супервайзер отвечает: «двигайся чуть быстрее, ты не хуже других, просто поторопись, едь на транспорте». Расходы на транспорт не возмещаются.

Продлевают и урезают смены без разрешения сотрудника из-за высокого спроса.

Если смена до 23:00 вечера, а заказ выпал без десяти минут, и курьер закончил его доносить только в 00:00 — такси не оплачивается. Даже скидки нет. Если заказ слишком большой, то иногда вызывают [такси]. А так развоза нет.

Наши просьбы ни к чему не приводят. Мы просили увеличивать время на таймере, когда он дает его слишком мало. Супервайзер этого не делает. На счет больничных мне лично отказали в выплате. Но, когда я скинула фото договора, где указано, что он должен оплачиваться, мне не приходит ответ в течение недели — я жду.

Если работать 12 часов шесть дней в неделю и заказ будет падать каждый час и при первом грейде — то есть 50 рублей за заказ — выходит около 9 тыс. Грейдов всего два: второй — 40 рублей за заказ, первый — 50 рублей — это если нет опозданий, нет жалоб и если больше 10 заказов за неделю.

Когда я пришла на работу, у меня были ожидания, что можно совмещать с учебой. Но из-за того, что остается минимальное количество времени на доставку, ребята очень устают, болят ноги. Нас не слышат, когда нам действительно плохо, когда мы не успеваем. Когда мы болеем, нас штрафуют, и просто на такие суммы — нам просто не на что жить, мы студенты нам всем надо что-то кушать.

Бывший курьер Елена. «После оплаты больничного мне сказали, что я уволена»

Сейчас в нашей работе очень много нарушений. Люди, которые работают 12 часов, могут взять только один перерыв — 20 минут. Раньше у нас было ограничение, что мы можем его взять только с 15 до 19 часов. Теперь его сняли.

Наши вечерние смены не заканчиваются в 11 часов, они заканчиваются фактически в 01:00. Наш руководитель не озабочен тем, как нам добираться до дома. Я с площади Калинина в -35 до Родников шла пешком. Никто не отвечал, никакой помощи — говорят, это ваши проблемы.

Руководители никак не реагируют на неправильную работу приложения. Навигатор, который назначает время, не учитывает ни пробки, ни светофоры. Он рассчитывает неправильно и дает очень мало времени — из-за этого мы постоянно бегаем. Я не могла взять обед при девятичасовой смене из-за высокой загрузки.

У нас в договоре прописано, что мы застрахованы и что все медицинские вопросы решаются работодателем. Но, когда я обращалась с вопросом оплаты больничного, мне сказали, что он не оплачивается. После того, как я пришла в офис и письменно подала [больничный лист], мне его оплатили. Другим ребятам до сих пор отказываются платить.

После оплаты больничного мне позвонила служба безопасности и сказала, что я уволена на основании многих жалоб. При этом мне об этих жалобах никто не говорил. Мне ограничили везде доступ — никто не знал о моем увольнении. Сказали, что предоставят информацию о причинах на почту. Сейчас я бегаю за своим работодателем, чтобы мне предоставили письменное подтверждение моего увольнения. Мне отказывают. При увольнении согласно статье 140 ТК РФ, должны выплатить заработную плату в день подачи заявления или на следующий день. Это уже нарушено. Я сижу без денег, без подтверждения увольнения.

Наши руководители плюют на то, что мы устаем, кидают заказы за девять километров [от местонахождения курьера]. А мы пешие. Нам не оплачивают расходы на транспорт. Нам говорят, что они учтены в зарплате. Она составляет 75 рублей в час и в зависимости от грейдов 40 или 50 рублей за заказ. Таким образом, расходы не покрываются — мы тратим больше, чем зарабатываем. Здесь проще только студентам с безлимитной транспортной картой. На наши просьбы создать такую карту для курьеров — отказали. Они спрашивали, хотим ли мы ее. Мы ответили, что да, и никаких результатов.

С каждым месяцем работы наши условия ухудшались — нам урезали таймеры, не давали такси, урезали обед, сделали его неоплачиваемым. У меня в договоре указана старая ставка (100 рублей в час — прим. Тайги.инфо). Этот момент с нами никто не оговаривал. Обо всех изменениях нас предупреждают поздно.

Когда были чрезвычайные ситуации — мне становилось плохо или я падала, ударялась и уходила с работы — работодатель не предлагал помощи. Не предлагал вызвать скорую, как он обязан по закону.

Во время праздников у нас была обычная ставка. Никто не соблюдал закон о двойной ставке в праздничные дни. У нас нет оплачиваемого отпуска. Я приходила и специально спрашивала — мне сказали: в договоре не написано — значит нет. Отпускных не выплачивают. Мы, как псы, бегаем на работе и не получаем должного уважения от работодателя даже при увольнении.

Пресс-служба «Яндекс.Еды» прокомментировала Тайге.инфо рассказы новосибирских курьеров

Все обращения и жалобы от курьеров оперативно рассматриваются службой поддержки сервиса. Это также касается, если возникает спорная ситуация некорректного обращения супервайзера из партнерской службы, где работает курьер. Это главный и единый центр, где курьеры могут задать любой вопрос или предложить свое решение текущей проблемы. Например, раньше действительно случалось, что в приложении неправильно показывалось время и дистанция, и ребята-курьеры говорили нам о них через саппорт, поэтому в новой версии приложения мы исправили этот недочет.

После этого количество жалоб существенно снизилось, сейчас это большая редкость и мы такие случаи внимательно изучаем. Также в ближайшее время мы рассмотрим варианты технологических решений для того, чтобы организовать контроль над переработками в курьерском приложении, чтобы они не брали много длинных смен.

будет компенсироваться проезд на общественном транспорте, если от местонахождения курьера до ресторана более 2 км

Поэтому буквально пару дней назад у наших партнеров курьерских служб введена новая система оплаты, где были учтены все пожелания курьеров. Если раньше заработок курьера зависел от количества заказов и отработанных часов, то сейчас он будет зависеть от количества заказов и дистанции, которую курьер преодолел любым способом — на самокате, велосипеде, общественном транспорте или пешком. Расчеты будут проходить по единой схеме, будет компенсироваться проезд на общественном транспорте, если от местонахождения курьера до ресторана более 2 км. А расстояние от ресторана до клиента по оптимальному маршруту оплачивается отдельно за каждый километр.

Также в новой системе выплат предусмотрена гарантированная оплата в 150 рублей в час, которая позволит получать доход даже в случае, если заказов пока немного. Курьер будет получать надбавку за каждый успешно выполненный этап доставки: своевременное прибытие в ресторан и передачу заказа клиенту в срок.

UPD (24 апреля): Пресс-служба «Яндекс.Еды» уточнила, что новая система оплаты касается только Москвы. Также компания отозвала свой комментарий о компенсациях проезда на общественном транспорте, гарантированной оплате в 150 рублей в час и надбавках (последние два абзаца).

Читайте также: