Почему konami уволили кодзиму

Опубликовано: 14.05.2024

Ресурс The New Yorker опубликовал статью об уходе знаменитого японского геймдизайнера Хидео Кодзимы (Hideo Kojima) из компании Konami Digital Entertainment, в которой содержатся ранее не известные подробности. В ней сообщается, что 9 октября стало для 52-летнего разработчика последним днём работы в компании, к которой он присоединился в 1986 году, а также основанной им в 2005 году студии Kojima Productions.

В названный день в токийской штаб-квартире состоялась прощальная церемония. О её проведении журналистам сообщил «один из сотни гостей», пожелавший, чтобы его имя осталось в тайне. По его словам, это было «бодрое и одновременно волнительное прощание». Среди присутствующих не были замечены президент Konami Хидеки Хаякава (Hideki Hayakawa) и генеральный директор компании Садааки Канэёси (Sadaaki Kaneyoshi), однако мероприятие посетили коллеги Кодзимы из других студий, а также члены команды разработки Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Konami эту информацию пока не прокомментировала.

В статье также содержится ранее озвученная информация о том, что временный договор Кодзимы истекает в декабре этого года, после чего он сможет присоединиться к другой компании. В августе ряд китайских новостных ресурсов сообщил о том, что геймдизайнера планирует нанять крупнейшая компания Tencent, выпускающая онлайн-игры и являющаяся акционером известных западных компаний, таких как Riot Games и Epic Games.

Первые слухи о том, что Кодзима покинет Konami, возникли в марте этого года с подачи портала GameSpot, журналисты которого побеседовали с сотрудниками Kojima Productions. По словам последних, вследствие разногласий им ограничили доступ к корпоративному интернету, электронной почте и телефонии. Незадолго до этого с официального сайта Metal Gear и всех промо-материалов исчезли надпись «игра Хидео Кодзимы» и логотип Kojima Productions, а имя разработчика не попало в список руководителей высшего звена, которые продолжат работать в компании в этом финансовом году.

Вскоре после появления слухов Кодзима подтвердил, что останется в компании как минимум до окончания разработки Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. В то же время Konami открыла набор сотрудников для работы над новой «высококлассной» игрой серии. В апреле издательство объявило о прекращении разработки хоррора Silent Hills — совместного проекта Кодзимы и Гильермо дель Торо (Guillermo del Toro). В сентябре Gameblog опубликовал информацию о том, что компания прекращает разработку всех крупнобюджетных консольных игр, кроме Pro Evolution Soccer, и сосредотачивается на проектах для мобильных платформ и аркадных автоматов.

Предполагается, что одной из причин увольнения Кодзимы послужило недовольство руководства скоростью разработки и размером бюджета Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. На создание игры, по оценке Nikkei, было потрачено свыше $80 млн, а релиз откладывался из-за неудовлетворённости геймдизайнера её качеством. Из недавнего исследования компании Adobe Digital Index известно, что в первый день игра принесла $179 млн выручки, что более чем в два раза превысило суточные кассовые сборы блокбастера «Мстители: Эра Альтрона» (Avengers: Age of Ultron). Она также стала самой быстропродаваемой частью серии и возглавила список самых высокооценённых игр этого года по версии Metacritic.

[Обновление] Представитель Konami заявил журналистам японского ресурса Tokyo Sports (перевод Kotaku), что Кодзима всё ещё является сотрудником компании и в данный момент находится в отпуске вместе с другими членами команды разработчиков Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. «Разработка консольных игр занимает много времени и утомляет специалистов, поэтому в том, что они берут продолжительный отпуск после её окончания, нет ничего необычного», — отметил он.

Одновременно с тем автор размещённой на The New Yorker статьи Саймон Паркин (Simon Parkin) опубликовал в своём микроблоге фотографию с прощального мероприятия, на которой запечатлён Кодзима.

Хидео Кодзима и Конами. Некогда великий гейм-дизайнер (а для большинства до сих пор такой) и некогда великая видеоигровая компания. Когда-то они ассоциировались у геймеров лишь с высококачественными продуктами, сейчас же когда мы называем их вместе, то в первую очередь вспоминается их расставание, которое до сих пор окутано завесой тайны. Что же именно произошло, какой разлад случился у этих двоих. Почему они расстались и за что конами заслужила генитальную любовь от половины населения земного шара?
Что ж, давайте попробуем пристально присмотреться и разобраться в этом противостоянии Великого Гейм-дизайнера и Великого продавца игр.


В левом углу ринга у нас есть Хидео Кодзима, человек культовый и уже вошедший в аналы игровой индустрии автор, создавший игры, в свое время потрясавшие умы геймеров и с каждым своим творением ставящий новую планку качества, как в повествовании и дизайне, так и в игровом процессе. Продиджи от индустрии видеоигр, давно заслуженный народный гений и просто нестареющий бурят.


Его имя на обложке игр всегда являлось гарантом качества и в то же время одной из крутых фишек этих игр. Даже эти его крутые, ставшие иконическими, очки, что он носит, являются его собственным брэндом. Его имя непременно ассоциируется с его играми, а его игры ассоциируются с его именем.
Свой статус он, на мой взгляд, заслужил своим послужным списком, что начинается ещё аж с 1987 года, когда молодой, но уже очень амбициозный дизайнер, мало понимающий в програмировании, устроился на работу в совсем ещё молодую компанию Конами, и начал разрабатывать для неё свои первые видеоигры. И это ведь было время, когда многие компании даже не давали разработчикам вставлять свои настоящие имена в титрах…хооотя возможно, многие из них просто сами стеснялись и писали свои никнэймы и псевдонимы. Но вот Кодзима сразу заявлял о себе как о человеке режиссере своих игр.


Так или иначе, чередой своих хитов, таких как Снэтчер, Полиснаутс и конечно же общеизвестной и массово успешной серией игр Метал Гир (Солид), Кодзима стал для видеоигрового подразделения Конами разработчиком номер один. Он стал чуть ли не лицом компании, её главным представителем и если уж на то пошло, маскотом. И конечно он стал их главной рабочей силой. Даже его продюссирование давало проектам возможность стать стать не только качественными, но и успешными играми, как это например случилось в 2010 году с Лордс оф Шадоу, самой высокопродавшейся игрой в серии Castlevania. И, я уверен, его сайлент хилл тоже бы оказался шедевральным.


Неудивительно, что в своих годовых финансовых отчетах, конами среди прочих доходов и игровых жанров, отдавали отдельную строчку доходам от игр серии Метал Гир.
Человек многих достижений и свершений. И вдруг с выходом пятой части MGS Конами просто отворачивается от него и избавляется без алиментов после долгого, многострадального и очень дорогого вынашивания и создания последней части великой франшизы.


И вот в другом углу компания Конами, несколько поколений бывшая гигантом игрового мира, основным хлебом для неё всегда были аркадные автоматы и рынок консольных игр. Хотя на их счету много всякого стафа для развлечения, включая старые музыкальные автоматы и даже тренажерные залы в японии.


На протяжении минимум 3 десятилетий компания ассоциировалась у геймеров всего мира с высококачественной игровой продукцией, начиная от аркад, шутеров, бит-эм-апов и симуляторов. В свое время они даже лучшие игры по черепашкам ниндзя делали. Но примерно с конца нулевых всё начало попахивать гнильцом, а с финансами компании стали происходить большие проблемы. Вот как выглядят финансовые отчеты цифрового развлекательного подразделения конами с 2009 по 2015 годы. Как вы и сами видите горка стремится вниз, а не вверх.


Но присмотритесь также к вот этому небольшому скачку вверх, что произошел в 2012 году – это мобильные игры. Именно в этот момент вышедшие мобильные игры от конами, такие как Dragon Collection, сделали большую кассу для компании, позволив повысить общую прибыль до 80 процентов. Это был, возможно уже и не первый, но точно один из самых громких звонков в колокол для руководства конами и изменения её политики в отношении своего основного подразделения. Правда, как вы видите, в дальнейшем у компании все равно происходил приличный спад вниз по финансовой горке. И кстати, именно начиная с 2013 года конами стала менее открыта в своих отчетах.
Большинство считает, что вот эти дальнейшие падения в первую очередь связаны с производством MGS 5, и наверняка это недалеко от истины, ведь как сообщалось, на создание игры ушло 80 миллионов долларов.
Так или иначе, на консольном рынке конами точно чувствовала себя крайне неуверенно, ведь в последний раз, когда он дал ей по-настоящему хорошую прибыль, это было в 2009 году во время выхода ЧЕТВЕРТОЙ MGS, до выхода пятой ждать было слишком долго, а мобильные игры уже доказали свою прибыльность.
В марте 2014, выходит Ground Zeros, пролог к мгс 5. Хидео Кодзиме под давлением конами пришлось выпустить игру как платное демо к следующей номерной части серии. Компании необходимо было выпустить хоть что-то, чтобы сделать денег и покрыть затраты на консольном рынке. Странный ход, давший фанатам мгс опробовать кусочек новой игры франчайза, но цена за этот сыр была аж 30 баксов за штуку. Пробник за 30 долларов — не каждому это казалось хорошей сделкой.


Думаю, что такое отношение конами к Кодзиме и его творению было той самой плохой кровью, выпуск которой уже давно назревал, но напряжение в их отношениях вряд ли могло так быстро превратиться в кошмар лишь из-за таких выходок. Ведь был же, к примеру, анонс новой сайлент хилл, что конами доверила гению. Её анонс, а именно выход PT(playable teaser), состоялся буквально через несколько месяцев в августе 2014 года. Культовый и многими любимый франчайз находился в очень проблемном положении, и анонс о том, что над новой игрой в серии трудятся Хидео Кодзима в коллаборации с режиссером Гильермо Дель Торо обещал фанатам хотя бы замечательную попытку вернуть сайлент хил в те времена, когда каждая игра серии была как минимум очень хорошей без натяжек, а такого не было со времен эры второй плейстейшн. Для фанатов всё выглядело замечательно.
В марте 2015 года конами по-тихому изменила свою корпоративную политику и сделала реструктуризацию, поставив во главе своего цифрового развлекательного подразделения нового президента – им стал Хидеки Хайякава, бывший исполнительный продюсер их мобильного суперхита Dragon Collection. Понятно, да, в какую сторону они теперь смотрели?


Это, плюс удивительное отсутствие имени Коджамбы среди топа всех ответственных и руководящих постов в компании, указывало на серьезную смену курса в консольном рынке конами. Но в тот момент никто особенно не обратил на это внимание. А вот вышедший в это же время видеоролик с датой выхода новой части метал гир солид на 1 сентября 2015 года все обратили пристальное внимание. И в нем Хидео объявил, что это будет его последний Метал Гир, заявление никто, наверное, не воспринимал всерьез, так как подобные вещи Кодзима говорил уже несколько раз давно. Начиная с Metal Gear Solid 3 точно.


16 марта в своем твитере Кодзима опубликовал пост с такой картинкой и подписью «Heading off» – отправляюсь или как ещё можно перевести ухожу. Можно было интерпретировать данный пост по отношению к самой игре, что она готова или типа того… Но уже 19 марта правду держать в тайне оказалось более невозможно. Начали появляться новости о многих уходящих из компании разработчиках, и вообще многие ключевые сотрудники словно убегали с корабля, а упоминание о Хидео Кодзиме или о том, что новый мгс — это его игра, были стерты с официального веб сайта игры и сайта конами, и самое главное со всего что было связано с игрой. Поменялось даже название студии, в которой Кодзима трудился на компанию. Теперь она звалась Konami Los Angeles studios.
Если раньше реструктуризацию никто особо не замечал, то теперь она стала видна всем и каждому и каждый требовал ответа от Конами, Кодзимы и всех причастных. Как можно было избавиться от своей главной звезды девелопминга!?
Естественно Конами отбивались своими сухими чисто корпоративными ответами, называя все вокруг лишь слухами и заявляя: «Конами Диджитал Интертеймент, включая мистера Кодзиму продолжат разрабатывать и поддерживать продукты Метал Гир. Пожалуйста, ожидайте дальнейших анонсов».
Но в то же время, благодаря сайту GameSpot, мы получили чуть больше сочных подробностей и деталей: трудности в отношении между Конами и Коджима продакшенс, пересмотр и переработка или исправление контракта с его студией, новости о запрещенном интернете, переписке и даже отказ в доступе к телефону внутри студии, запреты в продвижении игры и её доработке, и самое худшее – Кодзима и его студия отныне является наемными работниками, а не частью Конами и будут обязаны покинуть компанию в декабре.


ПиАр отдел Конами на следующий же день включился на полную и выпустил заявление о том, что Кодзима завершит МГС 5, а компания уже ищет нового режиссера для создания следующих игр во франчайзе. Самое смешное, что объявления о поиске работников для новых метал гиров провисят больше года. В различных интервью начали подтверждаться многие детали из материала геймспот, в том числе и о запрете пользования интернетом для сотрудников студии.
Возмущение и негодование продолжало расти и уже 25 марта мы получили очередное официальное заявление от твитера конами – в целом они извинялись за вызванные возмущения и опасения и повторно заверяли всех фанатов, чтобы те не беспокоились о том, что Хидео Кодзима и вправду все ещё доделывает Метал Гир Солид 5. Примерно на месяц после этого заявления обстановка поутихла, так как новостей по делу не было.


Но в один момент Конами решила сжечь все мосты разом. 25 апреля было объявлено о том, что Playable Teaser — PT, будет удалена из Playstation Network, а Silent Hills отменена. 5 мая PT пропала с серверов Playstation, а конами окончательно похоронила надежду на Сайлент Хилл от Кодзимы и Гильермо Дель Торо. Наверное кроме фанатов, больше всех это рассторило Дель Торо, так как это была его уже вторая неудача с созданием видеоигры.


Далее в конце мая японское издательство Никкей опубликовало интервью с Хидеки Хайякавой, новым президентом цифрового развлекательного подразделения конами. В нем он подтвердил смену основной направленности компании на мобильный рынок. Для них теперь становится важным упор на недорогие и небольшие, но профитные проекты, и ещё больший упор на загружаемые дополнения, DLC, и внутриигровые покупки. Хайакава также рассказал об основных причинах недавней корпоративной перестройки внутри компании – ускорение производства, более четкое и явное разграничение роли мэнеджмента и разработки игр.
Очевидно, конами была разделена на команды, каждая из которых имела роль не только в создании, но и в менеджменте. А Хайякава задумал добавить больше ребят в костюмах в видеоигровую компанию, что должно было, по его мнению, вывести контроль и прибыль Конами на необходимый уровень повыше. Но все это становится ещё более интересным, если учитывать следующие новости, появившиеся несколько месяцев спустя опять же от Никкей. Нам поведали о по-настоящему Оруэльском помешательстве в рядах управления компании. Весь персонал подвергся тотальной слежке и контролю, везде были установлены камеры, но не ради охраны, а за тем, чтобы следить за каждым действием разработчиков, показные наказания следовали для провинившихся, доходило до того, что некоторых программистов и дизайнеров заставляли выполнять работу уборщиков. Был случай, когда один из бывших разработчиков опубликовал у себя на странице в фейсбуке новость о нахождении новой работы, и тех, кто лайкнул эту новость, незамедлительно перевели на другую работу. Конами стала настоящим монстром в глазах общественности и судя по всему действительно очень неуважительно и по-рабски относилась к настоящим разработчикам игр.


Спекуляции и слухи поползли наружу с ещё большей силой, и стало очевидно, что Конами стала блеклой тенью самой прежней себя. Множественные обвинения так и остаются без комментариев со стороны конами, но в большинстве из них сомневаться не приходиться.
1 сентября состоялся релиз Metal Gear Solid 5 the phantom pain. Критики хвалят, игроки расхватывают, и за первый день игра зарабатывает свыше 179 миллионов долларов. 3 миллиона проданных копий за первые несколько недель продаж, но вдруг выясняется, что конами необходимо продать ещё минимум 2 миллиона копий игры для того, чтобы только покрыть расходы на создание игры.
О самом Кодзиме никаких новостей не появлялось аж до 19 октября – именно тогда в сеть проскочила фотография с вечеринки, устроенной по поводу прощания с конами. В твитере конами же на следующий день появилось заявление о том, что «Кодзима просто в отпуске». В конами всеми способами старались продолжать держать сор исключительно в избе. И снова после этого небольшое затишье.


В декабре конфликт и его подробности вышли на новый уровень. А именно 3 декабря, когда на очередной Game Awards награду за лучший приключенческий боевик года для Metal Gear Solid 5 получил не сам Кодзима, а актер Кифер Сазарленд, подаривший голос снейку из пятой части. Ведущий шоу, Джефф Килли, сразу же разошелся на большую тираду, пытаясь объяснить, что Хидео был приглашен на шоу, но по контракту Конами запретили ему появляться где бы то ни было, получая награды или продвигая новый метал гир в массы. Речь Килли была довольно осуждающей и недовольной, недовольство поддержали и многие люди, присутствовавшие на церемонии, а затем гневный хайп начал распространяться в интернет-среде.


Две недели спустя, 15 декабря, Никкей напечатали очередную новость из первых рук – «Контракт Хидео Кодзимы с Конами официально завершен». И на следующий же день появились первые хорошие новости для фанатов – Кодзима заключил соглашение о сотрудничестве с компанией Сони.

Естественно, теперь Кодзиме нужен был новый свежий старт после столь мучительного разрыва с конами. Новое начало в виде новой студии с новым логотипом были анонсированы гейм-дизайнером чуть ли не сразу после объявления о контракте с Сони. Он пообещал, что продолжит создавать крупные и крутые проекты в виде консольных игр, но также надеется, что со временем «сможет развить их до империи развлечений».


Уже в январе появляется ещё одна хорошая заметка – было анонсировано, что на церемонии ДАйс кодзима получит награду за вклад в индустрию и войдет в зал славы видеоигр. Также стало очень приятно увидеть, что Кодзима снова стал свободно выкладывать посты в социальных сетях. В январе интернет получил большое количество фотографий с ним, разъезжающим по разным студиям в поисках технологий, необходимых для создания его новой игры мечты.


В этом так называемом технотуре ему ассистировал ведущий программист плейстейшн Марк Церни, главный архитектор PS4.
Кроме радости для фанатов, взгляда на то, чего хочет добиться Кодзима в своей новой игре, это был один из самых удачных пи-ар ходов со стороны Сони, чтобы показать геймерам, во что они вкладываются и как уделяют внимание любимому гению игростроя.
Конами же в то же время не особо-то хорошо выглядела со стороны. Никаких анонсов на весь 2016 год, кроме игр по японской манге Ю-ГИ-О (Yu-Gi-Oh!), да и те представляли из себя далеко не лучшие проекты в основном с упором на мобильный рынок. А вот пачинко-автоматы стали выпускать с новой силой, но очень важно понимать, что этим занимается в первую очередь отдельное подразделение KONAMI PACHINKO DIVISION, а не цифровое развлекательное подразделение.
Что же касается именно франчайза Metal Gear Solid, то здесь конами начала выжимать все соки из последнего – с помощью патента на лого BIGBOSS начали выпускать не только слот машины пачинко, но и карточные и настольные игры. Довольно печально видеть, как их интеллектуальная собственность используется исключительно таким образом и начинает подгнивать. Но, что поделать – они делают деньги и вроде даже особо не жалуются на свои финансы с тех пор. В 2017 году, даже не смотря на почти что отсутствие вменяемых анонсов, финансовые показатели конами показывают прибыль, в основном.


Пятый МГС продался свыше 6 миллионов копий, а уж в мобильном гейминге у Конами есть такой хит как серия казуальных спортсимов jikkyou powerful, что приносит немалую прибыль, и у каждой части минимум по 12 миллионов скачанных копий. Говорят, что на этой серии, в итоге, Конами уже заработала больше, чем на последних трех частях Metal Gear Solid.
Уверен, что эта история ещё не окончена, но финиш уже чувствуется, ведь мы уже имеем представление о том, в каком направлении движется Метал Гир без своего создателя (см.Metal Gear Survive), и совсем скоро узнаем, на что способен Хидео Кодзима вне стен конами после их конфликта.







Хидэо Кодзима

Провинциал, фантазер, интроверт, писатель-неудачник, фанат кино с подозрением на телезависимость — таким Хидэо Кодзима представляет себя публике. Но в глазах фанатов он — сочетание вневременных архетипов: герой, чемпион, избранный, мятежник и, наконец, волшебник. Кодзима — живой пример для своих поклонников, обладатель жизненного опыта, который мотивирует не хуже тренингов топовых коучей с фейерверками и подтанцовкой.

Детство оставило ему травмирующий опыт: в 13 лет он потерял отца, «столкнулся со смертью» (его едва не сбил поезд), после жизни в Токио оказался в маленьком городке и взрослел без присмотра родителей, но на попечении телевизора. Он и теперь признается, что включает телевизор, чтобы избежать чувства одиночества.

В юности Хидэо принялся искать свое призвание. Увлекся сочинительством и стал писать безразмерно длинные рассказы, которые не принял ни один литературный журнал. Профессия дяди побудила задуматься о карьере иллюстратора, однако этот путь не сулил финансовой стабильности — пришлось от него отказаться. Любовь к фильмам подстегнула его к съемке собственных, но ограниченные бюджеты душили режиссерские амбиции.

В 1986-м компания Konami — приют для отверженных, пристанище геймеров-неудачников — приняла Хидэо Кодзиму без опыта на должность ассистента дизайнера. Но и это достижение казалось сомнительным, и 23-летний Хидэо долго врал близким, что работает финансовым консультантом.

Впрочем, времена менялись быстрее, чем можно было представить: профессия гейм-дизайнера постепенно теснила престижные экономические специальности. Konami в конце концов стала для вчерашнего стажера альма-матер: они сотрудничали почти 30 лет и создали франшизу в жанре экшен-стелс Metal Gear, которая принесла Кодзиме культовую славу.

Хидэо Кодзима на презентации игры Metal Gear Solid 4: Guns of The Patriots в Милане. 2008 год

Как настоящий фанат кинематографа, Хидэо часто обращался к любимым фильмам в поисках вдохновения. Синефильство сказалось на разработке и привело к эволюции видеоигр: в сюжетах Кодзимы появились интрига, расширенный саспенс, драматические блоки и операторские выкрутасы, не уступающие лучшим работам Эммануэля Любецки и Хойте Ван Хойтемы. Геймеры взглянули на свою страсть по-новому.

Кодзима получил прозвище Гений, присвоенное ему не без сарказма. Особенно часто «титул» сопровождает гейм-дизайнера в русскоязычном сегменте интернета из-за мема «Кодзима — гений», возникшего после выхода Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, обласканной критиками. Поводом для шуток послужило нарочито частое упоминание имени автора в каждой главе игры. Но мемы не рождаются в пустоте, потому «гений» — не просто саркастичная мембрана пузыря с бесплотным воздухом: внутри него есть весомое содержание. Это выработанный Кодзимой комплексный подход к созданию видеоигр, заключающийся в сочетании приемов из двух индустрий — игровой и кинематографической. Проекты Хидэо Кодзимы всегда были авторскими «киноиграми».

Однако демиургические идеи требовали соответствующих финансовых вливаний. Konami, проанализировав меняющийся рынок и амбиции своего ведущего сотрудника, сделала выбор в пользу первого — отправилась покорять нишу мобильных видеоигр. С Кодзимой компания рассталась.

«Развод» 2015 года был болезненным и оброс слухами, какие собираются вокруг разведенных кинозвезд. Согласно версии, распространенной среди обиженных фанатов Кодзимы, «мелочное» руководство компании устало от творческого энтузиазма главной звезды, которая тратила слишком много денег на свои «капризы», то есть разработку грандиозных продолжений Metal Gear. В пользу версии, к сожалению, свидетельствует заключительный скандал: с обложки последнего релиза видеоигры Konami убрала имя Кодзимы.

Фото: Richard Ecclestone/Edge Magazine/Future via Getty Image

Инцидент с обложкой, что называется, мелочь, но неприятная. Хотя регалий у Кодзимы достаточно для звания народного гейм-дизайнера планеты. В 2008 году он получил награду за жизненные достижения на MTV Game Awards, в 2014-м удостоился почестей за Metal Gear Solid V: Ground Zeroes, в 2016-м — награды Зала славы AIAS и звания «икона индустрии» от The Game Awards.

Подхватив попранные честь и достоинство, а также трофеи и собственный бренд Kojima Productions, вместо скорбного изгнания Кодзима отправился в свободное плавание и причалил к берегам Sony. Компания дала ему творческую свободу, финансы и шанс неторопливо заниматься новым проектом — Death Stranding для PlayStation 4.

Таинственная разработка, ради которой автор собрал команду с нуля и привлек блестящих голливудских звезд, была анонсирована в 2016 году и мгновенно превратилась в самую ожидаемую игру. Как настоящий гений сторителлинга, Кодзима околдовал поклонников во всем мире недосказанностью, трейлерами-приманками, селфи с кинозвездами и постерами-шедеврами.

К созданию Death Stranding подключились самые актуальные имена. Крестный отец хорроров, режиссер Гильермо дель Торо, работавший с Кодзимой над игрой Silent Hills, которая так и не увидела свет. Звезда «Ходячих мертвецов» Норман Ридус.

Если вы пользуйтесь интернетом, то наверняка видели рекламу «Лиги Справедливости» Зака Снайдера. Это режиссерская версия «Лиги» 2017 года, в том виде, в котором ее видел Зак Снайдер до того, как покинул проект.

Cкандальный релиз недоделанной версии, уход создателя – история кажется довольно знакомой, не находите? Очень похоже на Metal Gear Solid V: The Phantom Pain и конфликт Хидэо Кодзимы с Konami. Но вот Кодзимакат MGS V мы вряд ли увидим.

Несмотря на схожесть, речь о двух разных конфликтах

Зак Снайдер покинул производство «Лиги» сам, хотя часть СМИ описали это иначе. Уход Кодзимы из Konami был более скандальным.


В марте 2015 года Konami провела реструктуризацию руководства и сократила пост вице-президента. C 2011 года его занимал Хидэо Кодзима, ветеран компании (работал в Konami с 1986 года) и руководитель важного подразделения компании – студии Kojima Productions. Кроме того, теперь Кодзима не числился сотрудником Konami, а стал подрядчиком.

Вслед за этим появились слухи об уходе Хидэо вместе с другими участниками Kojima Productions после истечения контракта, но это Konami отрицала. «Konami Digital Entertainment (включая господина Кодзиму) продолжит разработку и поддержку продуктов Metal Gear», – так студия комментировала слухи.

Что починят в патче 1.2 для Cyberpunk 2077? Куча исправлений производительности и багов в квестах

Но бренд Kojima Productions удалили еще в марте, вместе с соцсетями подразделения Хидэо. Комментарии компании по поводу ухода Хидэо не менялись: «Мы переводим производство на новую систему управления, чтобы оперативно реагировать на рыночные изменения в сфере цифровых развлечений».


Проработав в Konami 29 лет, в декабре 2015 года Хидэо официально покинул компанию. Причины не назывались, но конфликт был очевиден – слово «Kojima» удаляли из новых рекламных материалов MGS V, а офис Konami в Лос-Анджелесе (ранее – Kojima Productions Los Angeles) вовсе закрыли. Самое неприятное случилось на The Game Awards 2015, где Кодзиме запретили забрать награду за MGS V. – вместо него на сцену вышел актер Кифер Сазерленд, озвучивший Биг Босса.

«Хидэо с нами сегодня нет, и я хотел бы это обсудить. Господин Кодзима очень хотел приехать, но, к сожалению, юристы Konami сообщили ему, что он не имеет права приходить на церемонию и получить награду из-за того, что срок его договора найма еще не истек. Очень жаль, что такой талант, как Хидэо, не может быть с нами и отпраздновать победу вместе со своими друзьями. Хидэо сейчас находится в Токио и смотрит шоу. Мы хотим, чтобы ты знал — мы думаем о тебе и сильно скучаем. Надеемся увидеть тебя на Game Awards 2016», – прокомментировал произошедшее организатор церемонии Джефф Кейли.

Решение оказалось спорным – фанаты писали унизительные хештеги в твиттере, а за студией закрепилось клеймо антагониста.

Со Снайдером обошлись не так жестко. Черновую версию фильма от Зака отверг глава Warner Bros. Кевин Цудзихара. Материал показался Кевину слишком затянутым, и он попросил сократить длительность до двух часов, что показалась Снайдеру невозможным.


В это время к работе привлекли Джосса Уидона, сценариста первых двух «Мстителей» – он должен был «причесать» сценарий. Зак потерял контроль над созданием фильма, но добило его самоубийство дочери – после него он и ушел из команды. Никто не вырезал его имя из титров и не запрещал забирать награды, правда фильм исковеркали настолько, что он мог претендовать лишь на «Золотую Малину».

MGS V пострадала в том числе и из-за характера Хидэо, а вот «Лигу» угробила Warner Bros.

Konami – компания семейства Козуки, где ценится бизнес и умение его вести. Кодзима вести дела с руководством не умел – во время создания MGS V он превысил все мыслимые для Konami границы бюджета и даже не пытался сгладить углы с недовольными боссами.


Рика Муранака, чьи песни часто появлялись в серии MGS, вспоминала: «Кодзима – фантастический автор, возможно лучший создатель игр нашего времени. Но его целью было сделать самую огромную и самую лучшую игру, а целью Konami – получить уже наконец прибыль. Он мог заплатить мне за 30-40 песен, но не выбрать среди них ни одной. Потом попросить написать еще песню и еще, и еще – пока не найдет ту самую, чтобы все звучало идеально и подходило к картинке. Но он откладывал выход, а у Konami заканчивались деньги на его проект мечты. Конфликт был неминуем – Хидэо не пытался сгладить углы. Вместо этого он тратил последние деньги из бюджета на улучшения для игры».


В итоге на MGS V потратили более 80 миллионов долларов – столько же стоила разработка третьего «Ведьмака», но стоит понимать, что речь идет о сравнении сюжетной ролевой игры на сотни часов и линейного стелс-экшена, хоть и в открытом мире.

К сожалению, Konami скрывает данные о стоимости разработки остальных игр, поэтому сравнить с другими проектами студии сложно, но вполне вероятно, что для нее это огромные деньги. Но они отбились – в начале 2016 года студия отчиталась о прибыли в 210 миллионов долларов, но речь идет о игровом подразделении Konami в целом, а не только о MGS V.

Олли Бардер из Forbes через год после ухода Хидэо из Konami писал: «Pro Evolution Soccer приносил Konami прибыль, но та моментально уходила на реализацию идей Kojima Productions. Стоило бы компании открыть тайну расходов на разработку и выпуск игр, и фанаты не получили бы историю со злобной Konami. Kojima Productions – самый дорогой отдел, не приносивший столько же, сколько потреблял. Когда студию возглавил Такуя Кодзуки, сын бывшего президента Konami, он отнесся к ситуации с Хидэо иначе, чем его отец».

Все это время Konami игнорирует конфликт. Критикуют ли компанию или защищают – она делает вид, что ничего не происходит. Сам Кодзима попытался уладить конфликт и в интервью журналу Famitsu рассказал об уважении к студии: «Я стал тем, кем я сейчас являюсь, благодаря 30 годам, проведенным в Konami. Я благодарен Konami и не могу отрицать этот факт». Компания никак не отреагировала. Даже когда в интернете появились слухи, будто бы Хидэо в тайне использовал бюджет Metal Gear Solid V для создания отмененной Silent Hills, комментировала произошедшее Kojima Productions, а не Konami.


В случае со Снайдером все совсем иначе. У Зака уже был готов огромный материал, который просто нужно было грамотно реализовать. Он не требовал больше денег на создание идеального фильма – у него итак все было готово. Но свою роль сыграл провал в прокате «Бэтмена против Супермена». После него режиссеру сказали, что сиквела у «Лиги» не будет, а для того, чтобы Зак не налегал на мрачную эстетику, к нему приставили продюсеров Джеффа Джонса и Джона Берга.

Тест по фактам из Mortal Kombat. Разберитесь – правда ли это или вымысел?

В итоге была использована лишь четверть материала, отснятого Снайдером. Фильм собрал 657 миллионов при бюджете в 300 миллионов – для Warner Bros. это стало провалом.

Konami сделала свою версию MGS V, но выглядело это как насмешка

Сложно винить Konami в требовании показать результат – производственный ад не пошел на пользу ни одной игре. Напомню, что предыдущая номерная часть, Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots, вышла в 2008 году, хотя это не означает, что MGS V была в разработке 7 лет.

В версии для ПК датамайнеры нашли упоминание третьей главы с подзаголовком «Мир» и секретную концовку с ядерным разоружением. Теперь представьте, что после всего этого анонсируют Metal Gear Solid V: The Definitive Experience.



Как там Konami без Кодзимы?

После MGS V крупных релизов от Konami не было. Серия PES продолжает приносить прибыль, но помимо нее студия только перевыпустила Silent Hill 4: The Room, Metal Gear, Metal Gear Solid 1 и 2, а также сборники Castlevania и Contra для GOG.com. Ходят слухи о перезапуске Silent Hill, но Konami их отрицает.

Сейчас в Konami проходит реструктуризация видеоигровых подразделений – внутренние студии объединяют в одну. Какой будет итог – пока не ясно.

А Кодзима без Konami?

Kojima Productions успешно выпустила дебютный проект, Death Stranding. О продажах известно совсем немного: свыше 3 миллионов цифровых копий в PSN по данным Gamstat и свыше 1 миллиона в Steam по данным Steamspy. Официальные данные по всем платформам издатель не обнародовал. Но уже известно, что студия занята новым неанонсированным проектом.

История Кодзимы и Konami противоположна Снайдеру Warner Bros. «Лига» 2017 года получила плохие оценки критиков, а сборы оказались хуже, чем у «Бэтмена против Супермена». Зак с тех пор не занимался крупными фильмами, а Warner Bros. продолжила работать с DC и зарабатывать.


Metal Gear Solid 5 – даже с учетом вырезанных частей сюжета – понравилась фанатам и стала коммерчески успешной (в декабре 2015 было продано более 6 млн копий). Вот только после Konami перестала делать AAA-игры, а Kojima Productions создала крупнобюджетный проект с голливудскими актерами.

Что более важно, Metal Gear – франшиза, созданная Хидэо, но оставшаяся в руках издателя. Для Зака DC – любимая вселенная, но не его детище. Сомневаюсь, что мы увидим КодзимаКат пятого MGS в разрешении 4:3 от Konami и Kojima Productions, но возможно, франшиза вернется к Хидэо, если она ему еще интересна.

Возможно, вы не играли в игры, которые он сделал, или даже не смотрели трейлеры. Но вы наверняка слышали это имя: Хидео Кодзима. В интернете часто можно встретить словосочетание: Кодзима - гений. Но так ли это на самом деле? И кто вообще такой Хидео Кодзима? В этой статье мы расскажем вам биографию известного японского геймдизайнера, а также постараемся ответить на вопрос, почему Кодзима гений.

Кто такой Хидео Кодзима?

Хидео Кодзима родился в Японии в 1963 году. С детства он был страстным поклонником кино, а в юности писал художественные рассказы. Во время учебы в университете, он проводил много времени за видеоиграми и в конце концов, к разочарованию своих друзей, решил связать себя с индустрией компьютерных развлечений. Все, кроме матери, отговаривали молодого человека от этого, но в конце концов у Кодзимы все получилось. Компания Konami дала ему шанс, запустив его карьеру в 1986 году. Поначалу было тяжело - Кодзима хотел создавать игры, но в программировании не сильно разбирался. Работать он не бросил, и наконец ему дали вести проект под названием Metal Gear. Игра оказалась успешной и стала отличным заделом для последующей карьеры.


Первая игра Хидео Кодзимы в Konami - Metal Gear

Визионер Хидео

В 1988 году вышла игра Snatcher - первая игра в приключенческом жанре от Кодзимы. Ее действие разворачивалось в постапокалиптическом мире: с киборгами, отсылками к «Бегущему по лезвию» и всем остальным. Сюжет игры был невероятно закручен, а постановка очень впечатляла - во время игры казалось, что смотришь качественный фильм. Именно после выхода Snatcher Кодзима и доказал свои выдающиеся артистические способности. В 1994 году вышло еще одно приключение в стиле «визуальной новеллы» под названием Policenauts. Игра закрепила статус Кодзимы как создателя запоминающихся историй.

Но на мировой уровень его слава вышла только в 1998 году, когда для PlayStation 1 вышла игра Metal Gear Solid. С ее выходом Кодзима приобрел всемирную известность, и о нем узнали по всему земному шару. В игре было прекрасно все: от дизайна персонажей и поворотов сюжета до проработанной трехмерной графики и разнообразного геймплея. Продолжение, получившее название Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, вышло для PlayStation 2 и получило еще больше похвалы от критиков. Ролики еще больше походили на кино, а геймплей позволял вам почувствовать себя шпионом на вражеской базе. Наконец, выход третьей части, Metal Gear Solid 3: Snake Eater, подтвердил, что Хидео Кодзима действительно гений.


Metal Gear Solid 3: Snake Eater единодушно считается поклонниками одной из лучших игр в серии

Размолвка с Konami

Metal Gear Solid 3 должен был стать последней игрой сериала. Кодзима хотел оставить серию и создавать новые игры. В 2004 он выступил продюсером Boktai 2: Solar Boy Django для Game Boy Advance, а также двух частей Metal Gear Acid для PSP. Однако Konami хотела, чтобы гусь продолжил нести золотые яйца. Вскоре была анонсирована Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots. Давление фанатов тоже сделало свое дело: во время создания игры они получали письма с угрозами смерти. Кодзиме ничего не оставалось, как взяться за проект. Однако «последняя игра» вскоре превратилась в несколько: Кодзима также выступил сценаристом Metal Gear Rising: Revengeance и Metal Gear Solid: Peace Walker. Также он был продюсером Castlevania: Lords of Shadow.


Хидео Кодзима размышляет над своей следующей игрой

После выхода Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots Кодзима стал проявлять интерес к созданию новой игры в серии Silent Hill. Ранее игры этого франчайза были популярны среди любителей психологических ужастиков, и Кодзима хотел внести свой вклад в развитие серии. После объявления новости в 2011 году поклонники серии были вне себя от восторга. Дополнительным источником радости была новость, что к разработке привлечен режиссер Гильермо Дель Торо и популярный по сериалу актер «Ходячих мертвецов» Норман Ридус. Однако в 2013 году вместо нового Silent Hill был анонсирован. конечно же, новый Metal Gear Solid. Пятая часть с подзаголовком The Phantom Pain должна была стать действительно последней под руководством Кодзимы. Впрочем, работа над ней не отвлекла его от создания играбельного трейлера PT - прототипа будущего Silent Hills. Со стороны казалось, что дела идут отлично, но внутри компании на самом деле зрел бурный конфликт.


В трейлере Silent Hills засветился актер Норман Ридус. Фанаты были вне себя, когда Konami отменила игру

Кодзима в свободном плавании

2015 год стал годом перемен для Кодзимы. Во-первых, пошли слухи, что Кодзима покидает компанию. Потом был удален играбельный трейлер Silent Hills. А позже Konami и вовсе удалила имя Хидео из игры Metal Gear Solid V: The Phantom Pain и всего с ней связанного. Управление связей с общественностью говорило, что Кодзима уехал в отпуск и все нормально. Другие источники утверждали, что Кодзима был заперт в комнате компании и ему было запрещено вступать в контакт с кем-либо из разработчиков. Все было очевидно не нормально внутри компании, однако точно эту новость подтвердил друг Кодзимы Джефф Кили на презентации The Game Awards 2015. Гений выиграл две награды, но на выступление не приехал. Кили рассказал, что адвокаты Konami запретили известному геймдизайнеру покидать страну и принимать какие-либо награды.


В 2015 году Кодзима ушел из Konami и открыл свою компанию Kojima Productions

В конце 2015 года Кодзима окончательно расстался с Konami, и для него началась новая глава в жизни - он основал Kojima Productions, независимую игровую компанию с верными товарищами под боком. У поклонников были большие ожидания, и Кодзима их с лихвой оправдал. В 2016 году вышел трейлер его новой игры Death Stranding, в которой вернулся Норман Ридус, засветившийся в трейлере так и не вышедшей Silent Hills. Сам Ридус так сказал о Кодзиме: «Хидео Кодзима - гений. Мы сидели на Комик-коне, и у него был материал на iPad, который он хотел мне показать. Я просто не верил в то, что видел. И я сказал ему: «Что бы ты ни придумал, я готов в этом участвовать. Я даже не понимаю, о чем ты говоришь». Люди готовы делать все, что он ни скажет, потому что он визионер». Трейлер разжег аппетит фанатов, и они хотели продолжения. Оно последовало в форме других трейлеров, пока, наконец, игра не увидела свет в ноябре 2019 года.

Почему Хидео Кодзима - гений?


Death Stranding - новая игра-загадка от мастера

Его называют визионером, гением, Дэвидом Линчем от видеоигр. Все это не пустые слова: его страсть, азарт и желание экспериментировать с игровой формой ярко сияют в любой игре, за которую он берется. Он знает, как заинтересовать игроков. Его творческую хватку нельзя отрицать. Не всем нравится то, что он создает, однако мало кто сравнится с Кодзимой в оригинальности и необычности финального продукта. Его внимание к деталям и поэтика его игр идеально сочетаются с оригинальным и необычным повествованием. Чувство «киношности» у Кодзимы тоже прекрасно развито. Его работы могут поначалу не нравиться и требовать слишком много внимания от игрока, однако стоит похвалить его желание экспериментировать. Именно из-за него он стал уважаем в своей професии и среди игроков.

Кодзима также очень трудолюбив. Согласно его словам: «Я просыпаюсь утром в одно и то же время, еду на работу, участвую в утренних планерках, работаю на концепциями и сценарием, обедаю, даю наставления, пишу диалоги, ужинаю, смотрю рабочую версию игры, возвращаюсь домой, смотрю один фильм и читаю книгу перед сном. Между этим делаю посты в Твиттере. В моей голове всегда роятся идеи - даже когда я обедаю или иду в туалет, творчество занимает большую часть моего времени».


Что за игры он придумывает прямо сейчас, в своей голове? Покажет время, но одно точно известно - они будут гениальны

Кодзиме также прекрасно удается удерживать интерес игрового сообщества. Его постоянное присутствие в социальных сетях только утверждает его статус как гения. Пресса лестно о нем отзывается, и сейчас он находится на огромной волне популярности. Трейлеры к Death Stranding нагнетали интерес к игре, давая мистические намеки. Всем нравятся тайны и все любят разгадывать секреты. Всем нравятся также знаменитые актеры, и в Death Stranding они есть: свою внешность и голоса игре подарили Норман Ридус, Мадс Миккельсен и Гильермо дель Торо.

Купить Death Stranding для PS4 вы можете в магазине PiterPlay.

Похожие статьи

Лучшие игры для PlayStation 4 в 2019 году. Топ-10 от PiterPlay

Лучшие игры для PlayStation 4 в 2019 году. Топ-10 от PiterPlay

2019 год - переходный для игровой индустрии. В течение него вышло большое количество интересных игр, однако интересен он также тем, что это последний год текущего поколения консолей. В конце следующего, 2020 года, появится новая консоль PlayStation. По сути, мы наблюдаем закат целого поколения игр. В этой статье мы расскажем вам про лучшие игры для PS4 в 2019 году.

Выбери себе приключение. Лучшие игры в жанре «визуальная новелла» для PS4

Выбери себе приключение. Лучшие игры в жанре «визуальная новелла» для PS4

Визуальные новеллы. Это жанр, с которым знакомы небольшое количество игроков. По форме такие игры представляют собой текстовые приключения и соответственно читать приходится очень много. Если вы - владелец приставки PlayStation 4 и устали от трехмерных блокбастеров-боевиков, то почему бы не расслабиться, играя в текстовое приключение? В этой статье мы перечислим 5 лучших визуальных новелл для PS4.

Ждать PlayStation 5 или покупать PlayStation 4? Ответ от магазина PiterPlay

Ждать PlayStation 5 или покупать PlayStation 4? Ответ от магазина PiterPlay

Стоит ли ждать PS5 или купить PS4? Это вопрос, который витает в воздухе в последние месяцы. Если у вас уже есть какая-либо приставка, то ждать имеет смысл, а вот если нет (и PS5 должна стать первой), то здесь вопрос усложняется. В этой статье мы рассмотрим вопрос «Ждать ли PS5 или покупать PS4» со всех сторон и дадим убедительные ответы.

Самые ожидаемые игры 2021 года для PS4, PS5, Xbox и Nintendo Switch

Самые ожидаемые игры 2021 года для PS4, PS5, Xbox и Nintendo Switch

Для 2021 года уже были анонсированы несколько громких релизов, включая игры для нового поколения консолей — PlayStation 5 и Xbox Series X. Кроме того, многие игры будут переходными, то есть выйдут также для консолей PS4 и Xbox One. Кроме того, свои уникальные эксклюзивы получит в наступающем году и Nintendo Switch. В этой статье мы расскажем про самые ожидаемые игры 2021 года для всех значимых игровых платформ — от Sony до Nintendo. Описывать мы их будем в порядке выхода.

Апокалипсис в розовых тонах. Обзор Rage 2 для PlayStation 4

Апокалипсис в розовых тонах. Обзор Rage 2 для PlayStation 4

Rage 2 - шутер в открытом мире, созданный совместно с авторами Doom. Он берет лучшее от хаоса вселенной Just Cause, а также заимствует механику из того же «Дума». Только сразу предупреждаем: на первый Rage игра совсем не похожа. Перед вами - игра в ярких, кричащих тонах. И геймплей у нее соответствующий. Читайте наш обзор Rage 2, чтобы узнать, почему в него стоит играть всем любителям шутеров.

Читайте также: