Почему ван дамма уволили со съемок хищника

Опубликовано: 15.05.2024

Совсем недавно «Хищник» отпраздновал свое 30-летие. Юбилей фильма снова поднял один из самых животрепещущих вопросов современности: из-за чего Ван Дамма уволили со съемок «Хищника»? Несмотря на то, что с тех прошло уже три десятилетия, а Ван Дамм играл ходячий спецэффект, эта загадка почему-то по-прежнему волнует на удивление большое количество людей.

(Всего 9 фото + 1 видео)

По случаю 30-летия картины издание The Hol­ly­wood Reporter взяло интервью у многих участников съемок «Хищника» и опубликовало большой материал о фильме. В числе прочего там нашлось место и эпопее с Ван Даммом. Удивительно, но практически каждый опрошенный выдал свою собственную версию того, за что именно бельгийца выгнали со съемок. Так что я решил перевести эту часть. Думаю, кому-то это может показаться интересным или по крайней мере забавным.

Джеки Берч (кастинг-директор):

Жан-Клод Ван Дамм постоянно отирался у моего офиса, прыгал и демонстрировал свои движения, вымаливая работу. Он был никем. У него не было никаких ролей. И в конце концов я сказал Джоэлю Сильверу: «Он будет великолепен в роли Хищника, потому что никто не умеет двигаться, как он». Я говорю на полном серьезе, он удивительный человек. Он даже перенес свою мебель ко мне в гараж! Но ненадолго. Я слышал, что на съемках он постоянно жаловался и его уволили. А потом он вернулся и забрал свои вещи из моего гаража. А когда я встретил его в следующий раз, ему уже платили по 5 миллионов долларов за фильм.

Крейг Бэксли (режиссер второй съемочной группы):

Как-то раз Джоэл Сильвер и я шли по коридору отеля, а навстречу шагал Ван Дамм со своим помощником. Ван Дамм подошел и спросил: «Вы Джоэл Сильвер?» Тот подтвердил. После этого Ван Дамм воскликнул: «Посмотрите на это!» — и подпрыгнул. И клянусь богом, сделал в воздухе сплит, и его пах находился на уровне моих глаз — а мой рост составляет 6 футов. Он должен был сыграть существо, и компания под названием Boss разработала его дизайн. У него была голова муравья, и все это стоило целую кучу денег. И вот они взяли Ван Дамма и надели на него голову. А потом он психанул, схватил эту башку за 20 тысяч долларов, швырнул ее о пол и разбил. Джоэл крикнул: «Ху** ты творишь!», а потом сказал Жан-Клоду: «Больше ты никогда не будешь работать в Голливуде! Выметайся с моей съемочной площадки!» Вот и все.

Джон Дэвис (продюсер):

Изначально он играл Хищника, но потом мы поняли, что Хищник не может иметь рост в пять с половиной футов. Он должен был быть куда выше.

Ричард Чавес (актер, исполнитель роли Пончо):

Помню, как однажды мне в номер позвонил Джоэл Сильвер. Я, он и Ван Дамм сразу нашли общий язык, и я еще подумал, что он будет очень крут в роли Хищника. Но Ван Дамм хотел, чтобы его лицо было видно в кадре. И помню, как Джоэл сказал: «Спускайся, поговори с ним и убеди, что он играет пришельца и потому должен носить костюм!» И я спустился и потратил пару часов, пытаясь убедить его, ну вы понимаете, что он должен быть в костюме. «Все будут знать, что в этом костюме ты, Жан-Клод, потому что больше никто не умеет так двигаться». Я как мог пытался его убедить, но так и не сумел достучаться. А потом наконец его уломали, и Ван Дамм все же надел костюм и они отсняли дубль. Но когда люди из Fox посмотрели получившийся материал, то возненавидели его, решив, что Хищник похож на крысу — и он действительно так выглядел. И как только новости дошли до Джоэля, он отпустил Ван Дамма.

Билл Дьюк (актер, исполнитель роли Мака):

Кажется, они собирались наложить на его тело спецэффекты в процессе постпродакшна. Но для этого актер должен носить костюм, закрывающий все тело. А на съемках была 30–40-градусная жара, и Ван Дамм дважды потерял сознание из-за обезвоживания. Тогда Джоэл подошел и сказал: «Жан, я понимаю, что тут жарко, но мы попусту тратим время. Если ты еще раз вырубишься, мы тебя уволим». Жан сказал: «Я же не специально!», на что Джоэл ответил: «Мужик, это бизнес. Ничего личного». И вот прошло две недели, Ван Дамм висит на тросах посреди деревьев и снова теряет сознание. И тогда Джоэл подходит к нему и говорит: «Ты уволен!»

Джоэл Хайнек (специалист по спецэффектам):

Я был в трейлере Джоэля Сильвера, когда он вызвал туда на разговор Ван Дамма. Он зашел в трейлер, и Джоэл начал его отчитывать: «Перестань кикбоксировать (потому что Ван Дамм хотел делать именно это). Пойми, Хищник не кикбоксер». А Ван Дамм такой: «Я должен это делать, потому что именно таким я вижу Хищника». Ну а Джоэл сказал: «Значит, ты уволен. Выметайся отсюда». Ван Дамм ответил: «Поцелуй мои яйца!» — и ушел. Конец истории.

Как видим, истина где-то там. Актерская братия больше склоняется к технической версии увольнения, в то время как продюсерская — к персональным закидонам Ван Дамма. Но самое интересное, что это еще не все существующие версии того, что же там случилось. Когда у режиссера Джона Мактирнана недавно взяли интервью по поводу «Хищника», он прокомментировал участие Ван Дамма весьма мутной фразой: «Мы ничего с ним не сняли. Это все налажал его агент. Он пытался просунуть его в фильм, не имея ни малейшего представления, о чем он. Получилось глупо. Получилось очень глупо».

Не знаю, как у кого, но у меня после прочтения всего этого складывается ощущение, что на съемки зашел агент Джей, засветил всех нейрализатором, а потом рассказал каждому разную версию истории. Похоже, что раскрыть эту тайну могли бы лишь Малдер и Скалли. Кстати, это действительно могло бы стать неплохой идеей для эпизода «Секретных материалов»: получилось бы уж всяко интереснее унылой попытки возрождения.

Ну а в качестве бонуса вот еще одна версия истории с Ван Даммом. В этот раз от специалиста по спеэффектам Стива Джонсона.


Актер Жан-Клод Ван Дамм – режиссер Джон МакТирнан

Актер Жан-Клод Ван Дамм – режиссер Джон МакТирнан

Вы видели этого актера в боевике «Хищник»? А между тем он в этом фильме снимался. Но весьма недолго. В те времена мускулистый бельгиец был малоизвестен – в его арсенале была небольшая роль в картине «Не отступать, не сдаваться», поэтому актер соглашался на любую работу, которая хорошо оплачивалась. Но когда ему показали неудобный костюм чудовища из космоса и рассказали, что в нем необходимо работать в жарких мексиканских джунглях, то энтузиазм актера заметно поубавился. Всю первую неделю съемок он раздражал коллег жалобами на свой наряд, конфликтовал с каскадерами. В свою очередь и создатели боевика недоумевали: как кастинг-менеджеры проглядели, что антигерой с ростом в 177 см будет выглядеть весьма неубедительно против Арнольда Шварценеггера, чей рост измерялся в 188 см.

Но дойти до точки кипения удалось при съемках сцены, где Хищнику в исполнении Ван Дамма нужно было прыгнуть с высокого дерева. Актер понимал, что весьма высока вероятность травмы, ну а строить дальнейшую карьеру в боевиках с травмированной рукой или ногой весьма затруднительно. Поэтому он стал настаивать на привлечении каскадера. Режиссер резонно возразил, что актер и есть тот самый каскадер. Тут вмешался бескомпромиссный продюсер Джоэл Сильвер, уже наслышанный о жалобах, и уволил Ван Дамма, не выплатив актеру и копейки. К слову сказать, в дальнейшем режиссер попробовал переодеть обезьяну для этого трюка, но и она оказалась весьма неуправляемой. Ну, а каскадер действительно сломал лодыжку. А вот на роль монстра подобрали бывшего баскетболиста – с его ростом в 220 см он отлично вписался в задумку фильма.

Стэнли Кубрик - Мэттью Модайн

Стэнли Кубрик - Мэттью Модайн

Конечно, все были наслышаны о космическом перфекционизме знаменитого режиссера, но в съемках «Цельнометаллической оболочки» он превзошел себя. Ему удалось не только настроить против себя всю команду, но и перессорить между собой многих ее членов. А все из-за желания приблизить условия съемок к максимально реальным. Его «новобранцы» должны были изображать солдат чуть ли не 24 часа в сутки, так как любая мелочь, которая не нравилась режиссеру, могла привести к пересъемкам, и так бесчисленное количество раз. Люди элементарно недосыпали. Да и сам Стэнли Кубрик, полностью отдавшись процессу, даже отказался приехать на похороны своих родителей. Такого же самоотверженного труда он требовал от подчиненных. Мэттью Модайн, который играл главную роль в фильме, успел за время работы над фильмом влюбиться, жениться, а его жена забеременела и родила ребенка. Чтоб поддержать супругу во время родов, Модайн был вынужден пойти на хитрость. Он заявил режиссеру, что если тот его не отпустит, то он будет вынужден устроить членовредительство – а это, как понимаете, существенно задержит съемки.

А еще режиссер сумел вызвать реальную неприязнь между друзьями – Модайном и Винсентом Д’Онофрио, который специально перед съемками набрал 32 кг, чтоб стать тучным и неповоротливым. Модайн в своем дневнике даже записал, что его товарищ невероятно раздражает и его хочется иногда треснуть. Именно этого и добивался Кубрик – в скором времени должна была сниматься сцена избиения «тупицы Гомера Кучи», которого играл Винсент. Вообщем, режиссер успел насолить всем, и однажды подопечные нашли способ мести. Когда Стэнли пошел по нужде, его заперли в биотуалете. Не имея возможности позвонить, он был вынужден по рации вызывать подмогу. Режиссер подбирал слова, да так, чтоб никто не смог догадаться о его пикантном месте заточения. Эта история еще долгое время веселила всю команду, став источником многочисленных шуток.

Леонид Гайдай – Евгений Моргунов

Леонид Гайдай – Евгений Моргунов

Все конечно же помнят здоровяка Бывалого – очень удачный комедийный персонаж, тем не менее после съемок в «Кавказской пленнице» у Гайдая он больше не снимался. А все дело в том, что актер «зазвездился». Однажды после съемочного дня режиссер просматривал в кинозале отснятые метры пленки, как с задних рядов раздались неприятные комментарии. Это Моргунов в компании подвыпивших девиц веселился, называя мэтра советской комедии халтурщиком. Разумеется, режиссер это так не оставил, и вырезал из кинофильма все второстепенные кадры с Бывалым.

Фильм от этого не сильно пострадал, а вот дальнейшая карьера актера-дебошира пошла на спад. К тому же Евгений Моргунов успел насолить и Юрию Никулину. После неудачного розыгрыша актер обиделся и запретил пускать Моргунова в цирк на Цветном бульваре. Свое решение Никулин выразил словами: «У нас и своих клоунов хватает».

Марлон Брандо – Роберт Дюваль, Джеймс Каан

Марлон Брандо – Роберт Дюваль, Джеймс Каан

Шутить в среде актеров принято, но то, что устроили молодые актеры мэтру кино, перешагнуло за рамки приличий. Узнав, что в «Крестном отце» им придется играть со своевольным и прославившимся своими выходками Брандо, они решили … заголять задницы в каждом эпизоде с его участием. Впервые это сделали Джеймс Каан и Роберт Дюваль, которые уже возвращались домой после первых съемок и вдруг случайно увидели автомобиль маститого актера. Джеймс спонтанно спустил джинсы и оголил свои ягодицы. По словам друзей, тот «просто был ошарашен». Развлечение решили продолжить, и вот уже на репетициях и даже в момент съемок актеры, улучив момент, снимали штаны. Даже Аль Пачино поддался искушению стать участником «клуба голозадых», однажды во время съемок освободившись от брюк под столом и с торжественным видом выйдя на свет.

Примечательно, что режиссер старался не замечать этого ребячества – молодой Фрэнсис Форд Коппола был озабочен лишь тем, как бы самому не вылететь с проекта, ведь все были уверены, что фильм наверняка станет провальным. Все ждали, когда же этот «детский сад» на съемках серьезной картины выведет из себя Марлона Брандо. Но тот, казалось, тоже не замечал ничего необычного. На самом деле именитый актер ждал случая. И вот на 44 день съемок он наступил: работа велась над сценами свадьбы. Во время «семейного» фото неожиданно для всех Брандо развернулся и оголил зад. «В осадок» выпали не только молодые актеры, но 500 человек массовки. С тех пор Марлон был принят в творческий коллектив, а Дюваль и Каан после окончания работы над фильмом преподнесли ему пояс с гравировкой «Чемпионская задница». Сейчас, спустя много лет, актеры продолжают дружить и тепло вспоминать совместные съемки.

В самом начале производства «Хищника» на роль пришельца был приглашен актер и мастер боевых искусств Жан-Клод Ван Дамм. Задумывалось, что костюм, в котором он будет сниматься, позволит ему свободно двигаться и выполнять некоторые трюки. На на деле же оказалось, что инопланетный прикид весит намного больше, чем рассчитывали создатели фильма. Да и самого актера в нем было почти не видно!

Я надевал этот костюм 20 минут. Он был из толстой резины. Я в нем ничего не видел. Но в нем было небольшое отверстие, через которое я мог дышать. А для того, чтобы двигать челюстью, мне нужно было дергать за тросы. В нем было очень трудно удержать равновесие. Они хотели, чтобы я сделал большой прыжок, но я сказал им: «С такой высоты это невозможно. Я знаю пределы своих возможностей. И я сломаю ноги».

Авторы картины пошли на уступки и для исполнения этого трюка пригласили каскадера… но он сломал себе ногу, а Ван Дамм оказался прав. Впоследствии Жан-Клода заменили актером Кевином Питером Холлом. Тот, к слову, будучи в этой 90-килограммовой махине случайно ударил Арнольда Шварценеггера.

2. Первый костюм Хищника был похож на рептилию с головой утки

В картине 1987 года многие сцены с участием охотника снимали в последнюю очередь, потому что костюм Хищника (на тот момент его никто еще не видел!) долго не могли доставить в джунгли, где проходили съемки. Разумеется, команда надеялась увидеть в заветной коробке нечто впечатляющее. Что ж, они в самом деле остались под впечатлением.

Джон Мактирнан, режиссер:

Мы взяли в руки ломы и наконец открыли этот ящик. Потом мы достали костюм из коробки, посмотрели друг на друга и сказали: «Кажется, мы в беде».

Это выглядело так, будто парень надел костюм ящерицы с головой утки.

Другими словами, на костюме Хищника попытались сэкономить, но после пары-других пробных дублей от него решили отказаться. К счастью, команда все-таки получила дополнительное финансирование и смогла пригласить специалиста по визуальным эффектам Стэнли Уинстона — он и создал оригинальный образ инопланетянина.

3. Кровь Хищника — не спецэффекты

Согласитесь, кровь Хищника во всех фильмах выглядит как минимум необычно. Любопытно, что для ее создания авторам оригинальной картины пришлось смешать в блендере неоновые палочки зеленого цвета и смазку KY Jelly, которую чаще всего используют при половом акте. Такие дела.

При этом изначально задумывалось, что кровь должна быть оранжевого цвета, а не желто-зеленого вовсе.

4. «Хищник» — аналог «Кинг-Конга». Так считает режиссер

Наверняка многие знают историю о том, что изначально «Хищник» назывался просто «Охотник» и был обычной шуткой, мол, Рокки из одноименной серии фильмов на Земле победил уже всех, кого только можно, а значит, остался лишь пришелец из ленты «Инопланетянин» Стивена Спилберга.

Однако у постановщика картины Джона Мактирнана был на ее счет совершенно другой взгляд. По его словам, «Хищник» — это своего рода аналог «Кинг-Конга». И с его аргументами нелегко поспорить:

Куча ребят исследуют остров, продвигаются все глубже и глубже, и — шазам! — то, что они искали, оказалось намного больше, чем они себе представляли. И поэтому единственный для них выход — развернуться и убираться прочь!

5. Актеры прошли своего рода военную подготовку

Нужно отдать должное Джону Мактирнану - он подошел к съемкам «Хищника» основательно. Для правдоподобности актерскому составу пришлось прямо во время производства пройти своего рода военную подготовку. Каждый день они вставали в шесть часов утра и занимались с оружием или фитнесом, а также изучали сигналы, которые используются во время боевых действий. Не зря в фильме их было так много!

6. Во время съемок «Хищника» в джунглях было много проблем

Создатели «Хищника» немного оплошали с выбором места для съемок. Через две недели после их начала в джунглях на деревьях стали опадать листья! Разумеется, оставлять их в таком неопрятном виде ни коим образом было нельзя, поэтому команде пришлось прилепить на них сотни искусственных листьев. Но некоторые зрители после все равно почувствовали неладное.

С инфракрасным зрением инопланетянина тоже пришлось попотеть. В джунглях Мексики в 80-е годы стояла такая же температура, как у человеческого тела. Поэтому актеров просто было невидно на специальных камерах. Решить проблему попытались крайне радикальным образом: опрыскивать деревья холодной водой. Но это не помогло.

Поэтому авторам картины пришлось одновременно использовать несколько дорогих типов камер, а потом накладывать на картинку спецэффекты.

7. В ТВ-версии «Хищника» вырезали много важных моментов

Когда «Хищника» стали транслировать на телевидении в начале 90-х годов, каналам пришлось вырезать из фильма множество важных моментов за излишнюю жестокость. Например, зрители не увидели сцен, когда Диллон теряет руку, и его кончины. Конечно, цензуре подвергся и момент, когда инопланетянин вырывает позвоночник Билли, а также снимает с себя маску и демонстрирует свое… лицо, если это можно так назвать.

8. Шейн Блэк играл в оригинальном «Хищнике»

Постановщик «Хищника Шейн Блэк играл в оригинальном фильме персонажа по имени Рик Хоукинс. Правда, за годы он сильно изменился, так что сейчас сходу и не скажешь, что Хоукинс и Блэк — один и тот же человек.

9. Гигантское дерево в конце фильма ненастоящее

Помните гигантское дерево, на котором величественно стоял Хищник в конце фильма перед тем, как Датч в исполнении Арнольда Шварценеггера собирался с ним сразиться? Так вот, никакое это не дерево вовсе. Эта штука почти полностью сделана из бетона, и на ней работали почти пятьдесят человек! Суровые будни съемочной группы (в джунглях!) в конце 80-х годов.

Как мы уже рассказывали, создатели серии Mortal Kombat пытались пригласить Ван Дамма на роль Джонни Кейджа, но актер отказался из-за денег и узнаваемости. Может быть, оно и к лучшему – его репутация разрушилась после съемок «Уличного бойца». Он приходил на съемочную площадку с алкоголем и под воздействием наркотиков, в лишний раз напоминая всем, что он здесь главная звезда. Это обостренное чувство собственной важности возникло не на пустом месте.


В начале карьеры Ван Дамм сам монтировал фильмы со своим участием. Получалось хорошо

Ван Дамм стал по-настоящему популярным после выхода «Кровавого спорта» в 1988 году. На успех картины со скромным бюджетом в $1,1 млн не рассчитывали даже продюсеры Йорам Глобус и Менахем Голан. Тут Жану-Клоду стоит отдать должное – узнав о том, что студия забросила фильм на дальнюю полку, он сам взялся за монтаж, веря в успех фильма. И это сработало: через некоторое время продюсеры отправили «Кровавый спорт» в кинотеатры. Фильм собрал около $50 млн – вряд ли кто-то на съемках мог предположить такой неожиданный поворот.

Актер еще дважды монтировал фильмы со своим участием. Первым стал «Киборг» (1989), который при бюджете в $2 млн собрал чуть больше десяти. Второй случай немного отличается от предыдущих – как минимум тем, что Ван Дамм уже был суперзвездой, и его мнение влияло на съемки. Он перекроил вышедшую в 1993 году «Трудную мишень» Джона Ву, но не потому, что фильм был плохим (студию Universal все устраивало) – ему показалось, что фильм лучше раскрывает двух антагонистов, а не главного героя (то есть, его самого). И это снова сработало – боевик собрал $75 млн при бюджете в $15 млн .

Ван Дамм устроил на съемках «Уличного бойца» цирк. Он приходил пьяным и под наркотиками, иногда – не приходил вообще

Когда разработчики Mortal Kombat Тобиас и Бун позвали ЖКВД в экранизацию их игры, он отказал. В начале 90-х Street Fighter II был абсолютным хитом, его купили более 15 млн раз . Для сравнения, относительно свежие MK X и 11 набрали около 10 млн, а ведь около 30 лет назад игры были не так популярны, как сейчас.

Мы сделали тест про Mortal Kombat, но вам он показался сложным. Вот для нубов

Примерно в этом же временном промежутке у Ван Дамма окончательно испарилась скромность – он почувствовал себя суперзвездой (и тут действительно не поспоришь) и потерял берега. Режиссер «Уличного бойца» Стивен де Соуза вспоминает, что Жан-Клод приходил на съемки под воздействием наркотиков и с бутылкой алкоголя – раньше он старался скрывать вредные привычки, но теперь его никто не сдерживал. Съемочная группа вспоминает, что Ван Дамму снимали президентский люкс с качалкой внутри – и иногда он не появлялся на съемках, потому что занимался спортом. Он мог позволить себе просто не приходить, не то что опаздывать – например, по понедельникам его вообще никто не видел . Поэтому съемка сцены, которая могла бы длиться час, растягивалась на полдня.

А еще Жан-Клод начал встречаться с Кайли Миноуг. Этот роман вызывал у членов съемочной группы противоречивые чувства: с одной стороны, Ван Дамм всех бесил, а с другой – нельзя было злиться на добрую и милую Кайли. Ее все любили и ценили, и девушка отвечала взаимностью – она арендовала клуб, чтобы все могли расслабиться после тяжелых съемок.

И без Ван Дамма на съемках был хаос. Новичков не учили драться, Capcom пихала в фильм лишних бойцов, Рауль Хулия страдал от рака

Впрочем, раздутое ЧСВ Ван Дамма было лишь одной из миллиона проблем, возникших на съемках «Уличного бойца». При бюджете в $35 млн Де Соуза думал позвать не таких известных актеров и потратить деньги на их обучение боевым искусствам. Но Capcom, студия-разработчик игры, настояла, чтобы роли спецназовца Гайла (протагониста) и диктатора Байсона (антагониста) сыграли более-менее узнаваемые лица. Так и случилось – Гайлом стал Ван Дамм, а Байсоном – Рауль Хулия, которого вы можете помнить по роли Гомеса Аддамса из «Семейки Аддамс» и роли Чико Мендеса из «Огненного сезона». Так что перед Де Соузой стояла сложная задача: найти совсем новичков или неизвестных актеров, чтобы вписаться в бюджет, и научить их драться за короткие сроки .

7 потрясающих фактов о фильме Mortal Kombat 1995 года. Вы знали, что режиссер сбежал на Гавайи из-за страха премьеры?

Режиссер хотел сосредоточиться на 7 или 8 персонажах Street Fighter, чтобы лучше раскрыть их за полтора часа, и всем хватило бы времени. Capcom снова настояла на своем – они решили, что в фильме будет 19 (!) персонажей . Хотя им и этого было мало – каждый раз, когда он приносил черновик, ему говорили вставить еще одного персонажа, который, например, очень популярен в Японии.

Capcom также вмешивалась в кастинг. Де Соуза отдал роль Рю (изначально он был главным героем Street Fighter) Байрону Манну, актеру американско-китайского происхождения. Но студия видела его иначе – и предложила заменить его японцем по имени Кенья Савада, который почти не знал английского. В конце концов студия и режиссер договорились – они придумали Саваде отдельного персонажа Капитана Саваду, а Байрон все же сыграл Рю.

Помните, я писала про обучение новичков дракам? Им должен был заниматься Бенни «Реактивный» Уркидес, чемпион по кикбоксингу и постановщик трюков. Бенни не играл в игры вообще , поэтому ему пришлось узнавать все прямо на площадке. По каким-то причинам обучение Манна откладывалось, поэтому он, мягко говоря, сильно удивился, когда узнал, что его следующая сцена – драка на мечах между Рю и Вегой (его сыграл Джей Таваре). Байрон попросил одного из каскадеров показать ему хоть что-нибудь – и то, что получилось в результате этого быстрого обучения, вы видите в фильме. Причем клинки были настоящими, а не пластиковыми – Манн боялся, что может кого-нибудь поранить.

Часть фильма снимали в Таиланде. Из-за слухов о грядущем перевороте военные перекрыли все дороги, поэтому все оборудование и актеров везли на лодках по воде посреди ночи. Когда они добрались до нужного места, все промокли – и это дико бесило Ван Дамма.

Фильм не провалился финансово – собрал около $100 млн при бюджете в $35 млн, но фанам и критикам дико не понравился. Все, что происходит на экране, можно емко описать словом «кринж» – это отрывки диалогов и боев, смешанные друг с другом в хаотичном порядке. Хотя персонажу Хулии простили многое в дань памяти актера.

После этого карьера Ван Дамма пошла на спад. Он вернулся в большое кино только спустя 10 лет

О звездной болезни бельгийца вскоре узнали все в Голливуде. Никто не хотел тратить время на побегушки за звездой, уговаривая его протрезветь. Ван Дамма перестали звать в крупные фильмы. Он даже попробовал себя в роли режиссера – его фильм «В поисках приключений», вышедший в 1996 году, получил 5,6 на IMDb и не окупился. При бюджете в $30 млн он заработал $57 млн – хотя от него ожидали большего.

В конце 90-х стандартные боевики всем просто надоели, и жанр постепенно начал умирать. Другие фильмы с Ван Даммом – «Внезапная смерть», «Колония», «Взрыватель», «Легионер», «Репликант» и т.д. – тоже не зашли зрителям. А «Универсальный солдат 2» стал провалищем – 4,2 на IMDb и $10 млн сборов при бюджете в $45 млн.

Следующий момент славы случился только в 2008 году с драмой «Ж.К.В.Д.», в которой актер играет самого себя. Фильм рассказывает о буднях бывшей суперзвезды – с долгами, судами и прочей бытовухой. Впервые за 10 лет фильм Ван Дамма появился в кинотеатрах (хоть и в ограниченном прокате). И все вспомнили о его существовании.

Еще немного зрительской любви Жан-Клод получил с выходом «Универсальный солдат 3». Люди, которые смотрели фильмы Ван Дамма детьми, уже подросли, и им зашло – фильм хвалят за старые добрые насилие, жестокость и крутость Ван Дамма.

18 октября Жан-Клоду Ван Дамму исполнится 60 лет. Его карьера — это история блистательного взлета, отчаянного падения и долгого обратного пути к вершине. В конце 1980-х и первой половине 1990-х боевики со звездой неизменно собирали кассу. От опасностей Жан-Клод уворачивался стратегическими шпагатами и наказывал неприятелей ударами ногой в прыжке с разворота. Формула успеха работала без осечек, пока Ван Дамм не уверовал в свое всемогущество и не допрыгался до изгнания из Голливуда.

Если имя бельгийского мастера боевых искусств кажется вам чересчур экстравагантным, то вы явно просто не слышали, как его зовут от рождения: Жан-Клод Камиль Франсуа Ван Варенберг. С молодых лет сила воли толкала его вперед. Из доходяги он превратился в чемпиона карате и раскачался до титула "Мистер Бельгия".

Однажды в Голливуде

В 16 лет Ван Дамм посчитал, что черного пояса по единоборствам ему недостаточно и надо попробовать что-то, как оказалось, еще более брутальное — эта "машина убийств" пять лет посвятила балету. Жан-Клод уверяет, что если человек перенесет утонченные, но требовательные танцевальные тренировки, то любые спортивные испытания ему будут нипочем. Занятия наделили его характерной грациозностью и прытью, с которыми он впоследствии раздавал соперникам тумаки. С 17 до 22 лет Ван Дамм участвовал в профессиональных боях, обернувшихся 18 нокаутами — для его противников, конечно.

После этого молодой человек решил, что пора завязывать с профессиональным мордобоем и отправился покорять Америку на экранах кинотеатров. У Жан-Клода не было ни особых денег, ни представлений об актерской игре, ни связей в индустрии, ни даже приемлемого знания английского языка. Все эти мелочи его никак не смутили.

Ван Дамм выработал своеобразный способ проходить кастинги: он устраивал их самостоятельно, рекламируя перед потенциальным работодателем свои возможности Стоило ему узнать, что какой-либо индивид имеет отношение к кино, как он начинал размахивать у него перед носом ногами и садиться на шпагаты, показывая всю глубину своего драматического дарования.

Попутно Жан-Клод подрабатывал вышибалой в баре Чака Норриса, с которым они дружили. Начинающий актер двигался к славе постепенно: сначала светился в массовке, потом действовал как дублер, а затем играл злодеев (причем русских — в "Не отступать и не сдаваться" (1986) и в "Черном орле" (1988).

Хищный Жан-Клод

Курьезный момент биографии Ван Дамма: какое-то время он был задействован в съемках культового фантастического боевика "Хищник" (1987). Как новичку ему не предложили даже роли одного из напарников Арнольда Шварценеггера, зато разрешили спрятаться в костюме инопланетного чудовища.

Правда, толком войти в образ и впасть в кровавый угар актер не успел — его быстро уволили. Почему — точно неизвестно, все стороны озвучивают разные причины, поэтому можно выбрать любое объяснение, какое больше нравится. Говорят, что Ван Дамм вечно капризничал из-за неудобства костюма (на тот момент использовался иной дизайн, нежели в итоговой версии), что немудрено — исполнитель то и дело падал в обмороки из-за перегрева внутри. Продюсеры, по слухам, ужаснулись тестовым материалам и прогнали бельгийское дарование за недостаточно грозную комплекцию для внушения трепета в качестве космического монстра. Сам Жан-Клод считает, что его выставили за дверь из-за отказа делать трюк, который он считал опасным. По его словам, каскадер в итоге сломал ногу на этой сцене, хотя съемочная группа информацию о травме не подтверждает.

Мордобойные фильмы

Однажды в 1986 году Ван Дамм особенно удачно помахал ногой над головой мирно завтракавшего продюсера Менахема Голана. "Гений и будущий обладатель "Оскара", — вероятно, подумал впечатленный киношник и подписал молодой талант под крыло своей компании Cannon Films. В 1988-м вышел первый хит с Ван Даммом в главной роли — "Кровавый спорт" о подпольном турнире боевых искусств.

"Кровавый спорт" радовал зрителей толково поставленными поединками, где удары производили впечатление реальных контактов (обычно в голливудских картинах бьют мимо, но маскируют промахи ракурсами и наложением смачных звуков затрещин). Разные стили бойцов также делали потасовки зрелищными. Фильм вдохновил Эда Буна и Джона Тобиаса на создание знаменитой игры Mortal Kombat, к разработке которой они хотели привлечь и Ван Дамма. Не вышло, но персонаж Джонни Кейджа все равно списан с его персоны.

Затем последовала череда недорогих, но успешных постановок, где Жан-Клод демонстрировал свою боевую удаль. Среди прочих стоит отметить "Кикбоксера" (1989), "Универсального солдата" (1992) и "Трудную мишень" (1993), за чью хореографию отвечал гонконгский корифей экшена Джон Ву. У уважающих себя звезд боевиков в те времена было принято пробовать себя в фантастике: Шварценеггер преодолевал склероз во "Вспомнить все", Брюс Уиллис бомбил на летающем такси в "Пятом элементе" и т.д. Ван Дамм, в свою очередь, стал путешествующим во времени копом в "Патруле времени" (1994). Картина собрала $101 млн по всему миру, что окончательно закрепило бельгийского каратиста в качестве одного из королей боевого жанра.

Драться как Ван Дамм

Кинематографическая манера боя Ван Дамма сложилась из нескольких стилей. С десяти до 18 лет он изучал сётокан (разновидность карате) и обзавелся черным поясом. В подростковом возрасте он также заинтересовался кикбоксингом и подтянул его приемы.

После переезда в США Жан-Клод открыл под банковский заем тренировочный зал, где оттачивал еще два вида боевых искусств: тхэквондо и муай-тай. Первое родом из Кореи и строится на сильных и высоких ударах ногами, в то время как тайский бокс — это таиландский аналог кикбоксинга, где запрещены захваты и броски. Персонаж Ван Дамма в "Кикбоксере" как раз практиковал муай-тай.

Плюс, конечно, не стоит забывать балетное прошлое артиста.

Черный список

После "Патруля времени" казалось, что перед Ван Даммом открываются самые захватывающие перспективы. Вместо этого он постепенно пропал с радаров.

Жан-Клод сам испортил свою карьеру. В один прекрасный день ему позвонили из Universal и предложили сделку на три фильма с гонораром по $12 млн за каждый. Ван Дамм сказал киношникам, что не видать им его шпагатов, если они не поднимут его ставку до $20 млн, как у Джима Керри (видимо, актер верил, что его удары с разворота столь же убойны, как шутки и ужимки комика). На фабрике грез столь бескорыстной любви к деньгам не оценили и поместили меркантильного жадину в черный список. Во всяком случае, так говорит сам Жан-Клод.

Читайте также: