За что можно уволить ректора вуза

Опубликовано: 18.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение Московского городского суда от 06 февраля 2015 г. N 33-191/15 (ключевые темы: увольнение - трудовой договор - статья 77 ТК - сроки - восстановление на работе)

Определение Московского городского суда от 06 февраля 2015 г. N 33-191/15

Судья суда первой инстанции: Меньшова О.А. гр.д. N 33-191/2015

06 февраля 2015 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе

председательствующего Климовой С.В. и судей Пильгановой В.М., Лобовой Л.В., с участием прокурора Лекомцевой Ю.Б. и адвоката Жавнера Р.С., при секретаре Романовой Е.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Т. В. О. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2014 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Т. В. О. к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Российский государственный социальный университет" о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - отказать.

Истец Т. В.О. обратился в Останкинский районный суд г. Москвы с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, к ответчику Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Российский государственный социальный университет" (РГСУ) о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе в должности проректора по хозяйственной деятельности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с 19 по 30 мая 2014 года в размере 72662 руб., компенсации морального вреда в размере 15000 руб.

Требования мотивированы тем, что он работал у ответчика с 28 ноября 2013 года в должности проректора по хозяйственной деятельности на основании трудового договора, заключенного на определенный срок до 02 апреля 2017 года. С 30 апреля 2014 года был временно нетрудоспособен по причине болезни. 19 мая 2014 года ему стало известно о том, что трудовой договор с ним расторгнут. Полагал увольнение незаконным, поскольку он не был уведомлен о прекращении трудового договора; увольнение было произведено в период временной нетрудоспособности и срок окончания действия договора еще не наступил. Кроме того, ссылался на то, что бывший ректор Федякина Л.В. была уволена 28 апреля 2014 года, однако он продолжал работать после указанной даты.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Т. В.И. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Т. В.О., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не представил.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие истца.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав возражения адвоката Ж. Р.С., представителя ответчика и третьего лица Министерства образования и науки Российской Федерации по доверенностям И. А.А., заключение прокурора Лекомцевой Ю.Б., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве одного из оснований прекращения трудового договора предусмотрено истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истек срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений установлены ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора (ч. 1); с проректорами образовательной организации высшего образования заключается срочный трудовой договор, срок окончания которого не может превышать срок окончания полномочий ректора (ч. 14).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Т. В.О. был принят на работу к ответчику на должность проректора по хозяйственной деятельности на основании трудового договора от 28 ноября 2013 года N 1159-33.

В соответствии с п. 1.5 трудового договора, трудовой договор заключен на определенный срок с 28 ноября 2013 года по 02 апреля 2017 года на срок полномочий ректора.

Согласно п. 5.26 устава РГСУ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 года, проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору, срок окончания которого не может превышать срок окончания полномочий ректора ВУЗа.

Приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2014 года N 12-01 03/65 ректор РГСУ Ф. Л.В. освобождена 28 апреля 2014 года от занимаемой должности.

05 мая 2014 года истцу по адресу: Курская область, г. Курск, проспект Дружбы, дом 24, кв. 65 было направлено уведомление о прекращении трудового договора в связи с истечением срока полномочий ректора (л.д.31), по истечении срока хранения конверт был 14 июня 2014 года возвращен отправителю (л.д.60-61). Аналогичное уведомление было направлено телеграммой 06 мая 2014 г. по тому же адресу (л.д.29). В ответ на телеграмму работодателем 08 мая 2014 года было получено уведомление, что истец не проживает по указанному адресу, в связи с чем телеграмма не вручена (л.д.30).

Иных адресов истца в материалах его личного дела, хранящегося у работодателя, не имелось.

Приказом от 12 мая 2014 года N 706-л трудовой договор между сторонами был расторгнут, а истец 12 мая 2014 года был уволен в связи с истечением срока трудового договора в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Данный приказ был направлен истцу по адресу регистрации 12 мая 2014 года (л.д.64-65).

Суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями ст. ст. 77 , 79 , 332 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу об отказе Т. В.О. в иске, указав, что основания для увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока трудового договора имелись, нарушений установленного законом порядка увольнения, влекущего восстановление истца на работе в должности проректора по хозяйственной деятельности, не допущено.

Суд обоснованно исходил из того, что положения ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками образовательных организаций высшего образования, и в отношении проректора предусмотрено заключение только срочного трудового договора, срок окончания которого не может превышать срок окончания полномочий ректора. При этом указанной нормой не установлены основания прекращения полномочий ректора только истечением срока его трудового договора, в связи с чем прекращение полномочий ректора по иным основаниям до истечения срока его трудового договора, также является основанием для прекращения трудового договора с проректором, учитывая, что срок окончания трудового договора проректора обусловлен не только конкретной датой, но наступлением события в виде окончания полномочий ректора.

Учитывая, что оснований для признания увольнения незаконным судом первой инстанции не установлены, то основания для удовлетворения требований истца о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отсутствовали.

Доводы истца о незаконности увольнения в период его временной нетрудоспособности суд обоснованно не принял во внимание, поскольку Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает запрет на увольнение работника в период временной нетрудоспособности только по инициативе работодателя, в то время как истец уволен в связи с истечением срока действия трудового договора.

Несостоятелен и довод апелляционной жалобы о том, что после увольнения ректора 28 апреля 2014 года трудовой договор с ним не был расторгнут и он продолжал работать, поскольку увольнение ректора РГСУ в ведении ответчика не находилось, что лишало его возможности уведомить истца в срок, установленный ст. 79 Трудового кодекса Российской Федерации, и уволить его в день прекращения трудового договора с ректором, то есть 28 апреля 2014 года. Поскольку срок окончания полномочий истца определен сроком окончания полномочий ректора, то есть конкретным событием, то при указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что продолжение истцом работы после 28 апреля 2014 года не является основанием для продления трудового договора на неопределенный срок.

Довод апелляционной жалобы истца о том, что он не был уведомлен надлежащим образом об увольнении, так как корреспонденция должна была направляться по месту его фактического проживания в общежитии, не может повлечь отмену постановленного решения, поскольку истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК Российской Федерации не было представлено суду относимых и допустимых доказательств осведомленности работодателя о его фактическом месте жительства.

Также несостоятелен довод апелляционной жалобы о том, что суд неправильно сослался на положения Определения Конституционного суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года N 614-О-О об осведомленности работника о прекращении трудового договора по истечении оговоренного периода, поскольку основан на неверном толковании как положений ст. 79 Трудового кодекса Российской Федерации, так и указанного Определения Конституционного Суда Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, приводились в обоснование исковых требований, были предметом исследования суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Таким образом, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 , 329 , 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда

Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. В. О. - без удовлетворения.

Недавно встретился с Натаном Л., - бывшим одногруппником и выпускником нашей альма-матер, с которым «делил хлеб и воду» в студенческие годы, а ныне работающего профессором на одной из кафедр известного университета… Обрадовались встрече, зашли в близлежащее кафе, где «отметили встречу и поговорили за жизнь»…

После взаимных распросов друг друга о судьбе одногруппников, поговорили о здоровье, о семьях и, естественно, перешли к разговору о работе…

Мне особо рассказывать было нечего, и я больше слушал Натана, чем рассказывал сам…

Из рассказов Натана с изумлением узнал, что его профессорская деятельность весьма далека от ожидаемого предназначения «сеять разумное, доброе, вечное…».

Не буду пересказывать «закрытые факты», которые мне поведал Натан о коррупции в своём вузе, о «стрижке начальством купонов» в многочисленных Центрах, «пропускающих через себя бюджетные деньги» на ниве «образовательных платных услуг»… Рассказал Натан и о умопомрачительных премиях своего ректора и ближайшего окружения, разумеется в ущерб заработку рядовых преподавателей и сотрудников университета…

Но еще более меня поразило то, что Натан уже длительное время ведет сбор документов с записями/пояснениями в личном дневнике, где фиксирует все прегрешения ректора и его ближайшего окружения строго во времени с указанием свидетелей/присутствующих…

Когда я поинтересовался о цели его «хобби», то Натан откровенно ответил, что «придет время его ухода из вуза, - тогда корпоративная этика его не будет отягощать и собранный материал поможет ему отомстить руководству, если оно начнет «его прижимать или подведет под монастырь, то есть под увольнение»…

В то же время Натан согласился со мной, что без экстремальной ситуации в вузе этот «сбор документов» может ему и не понадобиться, но, тем не менее «запас карман не трёт»…

Когда мы с Натаном расстались, то я, придя домой, ещё раз «прокрутил» в голове доводы Натана в пользу сбора им компрометирующих (неблаговидных/нежелательных) сведений о вузовском руководстве…

А, потом решил проанализировать мнения интернет-пользователей о возможном методах мщения руководителям вузов обиженными сотрудниками…

Результаты анализа укрупненно представимы в виде:

2. Покинувшие вуз (уволенные по сокращению или «собственному желанию») «мстители» нередко мстят, подавая жалобы на службы вуза или на вузовское руководство в разные государственные органы… На интернет-форумах нередко описываются истории, когда бывшие сотрудники сообщают в налоговую или трудовую инспекцию о серых или черных схемах выплаты зарплаты в образовательном учреждении, в том числе в виде подношений за аренду вузовских площадей. Работодатели отмечают, что в 2014–2016 гг. участились случаи обращения уволенных работников в госорганы: от прокураторы и ФСБ до Правительства страны и администрации Президента»…

3. Бывает и «чисто детская месть», когда, например, обиженные:

- размещают фотографии и контактные данные бывшего босса на сайтах знакомств или анонимно сообщают близким людям экс-начальника неприятные подробности его личной жизни, о которых родственники не осведомлены…

- распускают слухи, о неблаговидных поступках начальника на службе и в быту, например, о его якобы невысоком мнении о подчиненных, о его уже всеми замечаемыми недальновидностью или даже глупостью, потере им покровителей в вышестоящей инстанции, о всё чаще озвучиваемых в коридорах и приемных кабинетов сомнениях вышестоящего начальства в компетенциях начальника-обидчика…

В интернете описаны самые неожиданные способы мести своему начальнику за необоснованное увольнение, и каждый желающий легко их найдет…

Но, на наш взгляд, использовать нужно только законные способы, и лучшей местью недалекому начальнику может стать высокий профессионализм обиженного и всеми «читаемая» его внутренняя гордость и вера в свои способности, а также уверенность в своей значимости/ценности в курируемой сфере человеческой деятельности…

Уйти из вуза «по желанию» недалекого вузовского руководства нужно с подчеркиванием перед коллективом всех своих заслуженных почестей, с гордо поднятой головой и пламенной речью…

И уйти надо работать обязательно в вуз/фирму, являющуюся конкурентом покидаемого университета и руководство которой находится в конфронтации с его нынешним ректором или ректорским окружением… Такого поворота боится любой начальник, ведь умный и трудолюбивый сотрудник, который обладает важной информацией всегда на вес золота. А, поэтому отдать его в соперничающую организацию – это всё равно, что подписать себе, если не смертный, то обвинительный приговор, ибо окружающие талантливого человека выделят и на новом месте работы, а обиженный преподаватель расскажет всю негативную правду про прежнего начальника, что авторитета начальнику в научно-педагогическом сообществе явно не прибавит…

А, там (на новом месте) глядишь обиженному на старой работе сотруднику могут пригодится и материалы, о которых говорил мой одногруппник Натан Л., - разумеется, если такой материал есть…

И никогда не надо отчаиваться, ибо ректор и его команда в любой момент могут «спалиться», а профессионализм и знания обиженного всегда будут востребованы, - на любом месте работы и при любом ректоре…

Так что коллеги, чтобы не забыть детали прожитых лет («запас карман не трёт»), начинайте писать воспоминания - мемуары, и не забудьте включить в них факты о деятельности своего прежнего начальства, негативно повлиявшие на вашу жизнь…

Содержание статьи:

ВАЖНО: наш адвокат поможет составить жалобу за 24 часа: профессионально и на выгодных условиях. Звоните уже сегодня.

Как найти управу на преподавателя в учебном заведении?

Если преподаватель ведет себя, мягко говоря, «неадекватно», позволяя себя выходки, которые не вправе делать лицо со статусом преподавателя, следует попробовать пресечь такое поведение. А как найти управу на подобного преподавателя в учебном заведении? Наиболее правильным поведением в данном случае будет написание жалобы на такого преподавателя. Как писать такую жалобу и куда, рассмотрим в следующих блоках.

По жалобам студентов на препода должна быть соответствующая реакция, заключающаяся в проведении проверок и при необходимости принятии мер реагирования, в том числе, возможно плохой преподаватель будет уволен из учебного заведения.

Как написать жалобу на преподавателя ВУЗа, колледжа?

Жалоба на преподавателя ВУЗа, колледжа пишется в свободной форме, с указанием необходимой информации, чтобы было понятно, кому, от кого и по поводу чего написана жалоба, в связи с этим в жалобе следует указать следующее:

  1. кому адресуется жалоба, т.е. кто должен на нее отреагировать
  2. от кого подается жалоба, в данном случае следует указать ФИО, адрес проживания, номер телефона для связи
  3. название документа – жалоба
  4. в тексте жалобы излагается суть жалобы, т.е., какие обстоятельства произошли, что сделал преподаватель ВУЗа, колледжа, почему его поведение является неправильным, каким образом нарушены права студента или студентов
  5. в просительной части жалоба указывается просьба заявителя, например, провести проверку, принять меры, заменить преподавателя
  6. если к жалобе будут прикладываться какие-то доказательства в копиях, тогда они должна быть перечислены в приложении
  7. в конце жалобы должна стоять подпись заявителя или подписи заявителей

Написать жалобу на преподавателя колледжа или института можно от руки, т.е. написав текст жалобы без использования каких-либо технических средств. Можно подготовить текст жалобы в печатном виде с использованием компьютера, ноутбука.

Если на сайте учебного заведения или конкретного органа предусмотрена возможность обращения в электронной форме, то жалобу можно подготовить в электронном виде, заполнив необходимую информацию в полях для электронного обращения.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат может составить жалобу за Вас, также смотрите видео с инструкцией основных правил

Куда писать жалобу на преподавателя колледжа или института?

Жалоба на преподавателя может быть подана в несколько органов. Куда же писать жалобу на преподавателя колледжа или института?

Как можно заметить, жалобу на препода можно подать в различные органы. Однако, при подаче жалобы следует все-таки начинать с руководства учебного заведения, а далее уже решать об обращении в иные органы, поскольку, например, если сразу обратиться в министерство, то наверняка жалоба министерством будет перенаправлена руководству колледжа или института.

Как подать жалобу на преподавателя?

С учетом того, кому подается жалоба, она может быть подана несколькими способами:

Таким образом, способы подачи жалобы на препода могут быть использованы разные, особенно в такие периоды, как пандемия коронавируса, когда не желательно лишний раз с кем-то контактировать.

Что делать, если действия не дали результата?

Жалоба на преподавателя ВУЗа, колледжа, института

Если Вы подали жалобу на преподавателя в один из органов, но это не привело к желаемому результату или вообще не привело к какому-либо результату, тогда стоит рассмотреть варианты обращения с жалобой в иные органы более серьезные.

В случае возникновения трудностей с написанием, подачей жалобы на преподавателя, получением ответа на свою жалобу, адвокаты адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» всегда готовы оказать юридическую помощь в подобных вопросах, в том числе:

1. Особенности заключения и прекращения трудового договора предусмотрены не для всех категорий работников учреждений высшего профессионального образования, как это могло бы следовать из наименования статьи, а только для научно-педагогических. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в высших учебных заведениях предусматриваются должности научно-педагогического, инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.

Главной особенностью заключения трудового договора с научно-педагогическими работниками вузов является конкурсное избрание. К научно-педагогическому персоналу относятся замещаемые по конкурсу должности профессорско-преподавательского состава и должности научных работников. Должности профессорско-преподавательского состава определены в упомянутой статье исчерпывающим образом: должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

По конкурсу замещаются следующие должности научных работников научного подразделения или кафедры высшего учебного заведения: руководителя научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главного научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, научного сотрудника, младшего научного сотрудника.

2. С каждым работником профессорско-преподавательского состава заключается либо бессрочный трудовой договор, либо срочный трудовой договор. Конкретные сроки срочного трудового договора устанавливаются по соглашению сторон с учетом коллективного договора и мнения ученого совета (совета) вуза (факультета, филиала). По представлению кафедры допускается продление сроков договора до 5 лет без проведения процедуры конкурсного отбора, если действующий срочный договор был заключен на срок менее 5 лет.

Научно-педагогический работник, работающий как по срочному, так и по бессрочному трудовому договору, должен проходить конкурс на замещение должности не реже одного раза в пять лет. Если договор заключен на неопределенный срок, то проведение конкурса создает для работодателя возможность расторжения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, в случае неизбрания работника по конкурсу. Подобная процедура уже была известна советскому законодательству о регулировании труда вузовских работников. Результатом избрания по конкурсу является, как правило, не заключение нового трудового договора с данным работником, а продление срока действующего трудового договора по соглашению сторон либо на определенный срок до 5 лет, либо на неопределенный срок

3. Как правило, все научно-педагогические должности замещаются на основании конкурсного отбора, порядок проведения которого предусмотрен Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ, утвержденным Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114.

Конкурсный отбор объявляется ректором (проректором) вуза в периодической печати или в других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения. Срок подачи заявлений для участия в конкурсном отборе - один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе. Отказ в приеме заявления должностным лицом вуза, ответственным за организацию и проведение конкурсного отбора, может иметь место в случае несоответствия претендента квалификационным требованиям по соответствующей должности, установленным действующими нормативными правовыми актами, либо в случае нарушения сроков подачи заявления. Обсуждение и конкурсный отбор претендентов на преподавательские должности проводятся на ученом совете вуза, факультета, филиала вуза. Решение по конкурсному отбору принимается по результатам тайного голосования.

Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования наибольшее число голосов членов ученого совета, но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме 2/3 списочного состава ученого совета.

До рассмотрения претендентов на преподавательские должности на заседании ученого совета кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре и доводит их до сведения ученого совета вуза (факультета, филиала) на его заседании (до проведения тайного голосования). Кафедра вправе предложить претендентам прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия и по их итогам принять рекомендации. До рассмотрения претендентов на должности научных работников на заседании ученого совета (совета) кафедра, научное структурное подразделение выносят рекомендации по каждой кандидатуре и доводят их до сведения ученого совета на его заседании (до проведения тайного голосования). Кафедра, научные структурные подразделения вправе предложить претендентам выступить с сообщением по предлагаемой тематике своих научных исследований и по итогам рассмотрения принять рекомендации.

По результатам конкурсного отбора и заключении с преподавателем договора издается приказ ректора (проректора) вуза о приеме его на преподавательскую должность по соответствующей кафедре. Если не подано ни одного заявления или ни один из претендентов не получил более 50% голосов членов ученого совета, конкурсный отбор признается несостоявшимся.

4. Без избрания по конкурсу возможно заключение договора между образовательным учреждением высшего профессионального образования и преподавателем в случае принятия на работу штатного совместителя; во вновь открываемых вузах до начала работы ученого совета на срок не более одного года; при замещении временно свободных преподавательских должностей (в связи с отпусками по уходу за ребенком, нахождением в творческом отпуске, переводом на научную должность для подготовки диссертации, длительной болезнью и др.) до выхода этого работника на работу. В соответствии с требованиями Положения в вышеперечисленных случаях может проводиться конкурс документов, определяющих квалификационные требования к занятию соответствующей преподавательской должности.

Кроме того, не исключается предусмотренная Положением возможность заключения трудового договора без проведения конкурса при переходе на преподавательскую работу на срок до 5 лет освобожденного от занимаемой должности проректора, имеющего стаж работы в данной должности не менее 5 лет.

Заключение трудового договора без проведения конкурсного отбора по усмотрению ректора при согласии преподавателя сроком до одного года, ранее допускавшееся Положением, действующей редакцией ТК не предусмотрено.

Истечение срока трудового договора с работником является основанием для прекращения трудовых отношений в случаях: непредставления работником заявления для участия в конкурсном отборе для последующего заключения трудового договора на очередной срок либо если работник не прошел конкурсный отбор на ученом совете вуза (ученом совете, совете факультета, филиала).

5. Не проводится конкурс на замещение должностей, занимаемых беременными женщинами, а также работающими по бессрочному трудовому договору женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет. Данные исключения из общего порядка конкурсного замещения должностей являются раскрытием установленных законодательством дополнительных гарантий беременным женщинам и женщинам, имеющим детей. Поскольку результатом проведения конкурса может явиться неизбрание и, как следствие, увольнение работника, то во избежание конфликта норм о гарантиях и реальном проведении конкурсного отбора законодатель предусмотрел исключение данной категории научно-педагогических работников из общего порядка прохождения конкурса.

6. Прямой запрет установлен и на проведение конкурсного отбора на должности декана факультета и заведующего кафедрой. Для этих должностей предусмотрена процедура выборов. Выборы отличаются от конкурсного отбора тем, что кандидат на соответствующую должность должен занимать должность научно-педагогического состава в том подразделении вуза, руководителем которого он избирается. Так, заведующий кафедрой избирается из числа научно-педагогических работников кафедры.

7. Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются самостоятельными должностями научно-педагогического состава. Для их занятия заключается самостоятельный трудовой договор по итогам выборов. И декан факультета, и заведующий кафедрой должны нести педагогическую нагрузку именно в силу занятия этой должности.

8. Порядок проведения выборов декана факультета и заведующего кафедрой определяется уставом высшего учебного заведения. Как правило, выборы проводятся ученым советом. По итогам выборов заключается трудовой договор сроком до 5 лет. Трудовой договор по ранее занимаемой должности прекращается в связи с избранием на должность декана или заведующего кафедрой.

9. Комментируемая статья не устанавливает порядок замещения должности ректора, предполагая, что данный вопрос относится к ведению законодательства об образовании. Статья 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предусматривает, что ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом такого высшего учебного заведения, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до 5 лет. После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до 5 лет.

10. Применительно к должностям административно-управленческого персонала вузов: ректоров, проректоров и руководителей филиалов (институтов) федеральных государственных вузов установлен возрастной ценз - эти должности могут замещать лица в возрасте до 65 лет. Особенностью комментируемой нормы является установление предельного возраста для занятия и исполнения обязанностей по соответствующей должности. Указанное ограничение впервые было введено п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", при этом первоначально в указанный список должностей были включены и должности заведующего кафедрой и декана факультета. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 г. N 19-П указанная норма в части заведующего кафедрой была признана не соответствующей Конституции РФ, а Определением Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 213-О в части декана факультета. В основу решения было положено то обстоятельство, что должности профессорско-преподавательского состава не могут иметь ограничений по возрасту.

11. Достижение 65-летнего возраста для ректора, проректора, руководителя филиала (института) автоматически не влечет прекращения трудового договора. Закон предусматривает два пути, по которому могут развиваться события. Первый путь заключается в том, что с согласия лиц, занимающих указанные должности, их трудовой договор может быть изменен, в результате чего они будут переведены на преподавательскую или научную должность в этом же вузе, соответствующую их квалификации (профессора, доцента или научного работника). Для перевода необходимо согласие работника, если же такого согласия не получено, то в соответствии с п. 3 ст. 336 ТК трудовой договор подлежит прекращению. Второй путь предполагает продление срока пребывания в должности указанных лиц сверх 65-летнего возраста. Указанное продление может быть осуществлено на основании представления высшего органа управления вузом - ученого совета вуза.

12. Решение о продлении срока пребывания в должности ректора отнесено к компетенции учредителя вуза. Поскольку указанное ограничение относится только к федеральным государственным вузам, то в качестве учредителя выступает федеральный орган исполнительной власти в сфере образования - Министерство образования и науки РФ либо иные уполномоченные на это федеральные органы исполнительной власти, например, учредителем вузов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, является Правительство РФ.

13. Для вузов, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ (к таковым относятся Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский горный институт (технический университет), Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова), предусмотрено, что ректор утверждается в должности Правительством РФ по представлению федерального органа управления образованием, соответственно, и решение о продлении срока пребывания в должности также относится к ведению Правительства РФ.

14. Учредитель вуза не вправе принимать решение о продлении пребывания в должности самостоятельно. Решению учредителя должно предшествовать рассмотрение указанного вопроса ученым советом вуза и вынесение решения о представлении ученого совета учредителю с просьбой о продлении. Порядок рассмотрения этого вопроса, форма голосования специально ни законом, ни актами Правительства РФ не регулируются, поэтому, если иное не предусмотрено уставом вуза, решение о представлении учредителю о продлении срока пребывания в должности ректора принимается в обычном порядке - на ученом совете вуза.

15. Типовое положение о вузе относит вопрос о выборах ректора вуза к компетенции конференции научных, педагогических и иных работников и обучающихся. Применительно к вопросу о продлении срока полномочий ректора закон предусматривает представление ученого совета. Статус конференции, разумеется, выше ученого совета, однако вопрос о продлении срока полномочий ректора может быть вынесен на рассмотрение конференции только в том случае, когда уставом вуза этот вопрос прямо отнесен к компетенции конференции.

16. Продление срока пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) отнесено к компетенции ректора вуза, который также вправе принять решение только на основании представления ученого совета вуза.

17. Продление срока пребывания в должности допускается законом до достижения возраста 70 лет. Указанная норма не означает право учредителя или ректора во всех случаях принять решение о продлении пребывания в должности до 70 лет. Статья 332 ТК фиксирует предельный срок, до которого пребывание в должности допускается законом. Однако при принятии решения следует учитывать и порядок назначения на соответствующие должности. Так, должность ректора является выборной, и срок избрания определен в 5 лет. Следовательно, если достижение 65-летнего возраста происходит в период пребывания в должности, например, спустя три года после избрания на соответствующую должность, то продление допускается до окончания срока избрания на соответствующую должность (в нашем примере - до достижения 69 лет). Поскольку указанное обстоятельство является препятствием для продолжения действия срочного трудового договора, то и решение о продлении может приниматься строго в рамках трудового договора и в пределах срока его действия.

18. Лицо, достигшее 65-летнего возраста, по смыслу решения Конституционного Суда РФ не вправе принимать участие в выборах и претендовать на занятие соответствующей должности. Таким образом, допустимость продления пребывания в должности до достижения 70 лет означает, что продление может осуществляться однократно, ибо повторное рассмотрение приведет к превышению 70-летнего возраста.

19. Для должности проректора предусмотрено заключение срочного трудового договора, срок окончания которого совпадает с окончанием срока полномочий ректора. Таким образом, косвенно происходит влияние сроков избрания ректора на продолжительность срока пребывания в должности проректора. Если проректор назначен на должность в возрасте 63 лет сразу после избрания ректора вуза, то через два года должно быть принято решение о продлении срока его пребывания в должности, а еще через три года, т. е. при достижении проректором возраста 68 лет, его трудовой договор прекратится в связи с истечением сроков полномочий ректора вуза. Нормативно не установлены число и виды должностей проректоров вузов, не предусмотрены и квалификационные требования для занятия указанной должности, если это прямо не предусмотрено уставом вуза. Традиционно в вузах существуют должности проректора по учебной работе, проректора по научной работе, проректора по административно-хозяйственной деятельности, иные должности проректоров вводятся вузом самостоятельно.

20. Для должности руководителя филиала (института) законом не предусмотрено специальной процедуры назначения на должность (ни выборы, ни конкурс), поэтому назначение на должность и возможность продления срока пребывания в должности руководителя филиала (института) до 70 лет не имеет специальных условий, в связи с чем допустимо продление срока пребывания в должности именно до достижения 70-летнего возраста.

21. Комментируемая статья предусматривает возможность в период действия трудового договора проведения аттестации научно-педагогического работника в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности (ч. 2 ст. 81 ТК). Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Следует иметь в виду, что действующим положением (см. п. 6 комментария к ст. 331) не предусмотрена аттестация научно-педагогических работников вуза, данная норма предполагает возможность установления квалификационных характеристик должностей научно-педагогических работников высшего учебного заведения в будущем.

4 апреля суд отказался восстановить на работе преподавателя Кемеровского госуниверситета, уволенного с должности со скандалом. Во время прохождения конкурса Нине Обелюнас предложили заключить трудовой договор только на полгода. Такой контракт она подписывать не стала и осталась без работы. Между тем, по данным профсюза «Университетская солидарность», краткосрочные контракты — один из основных способов сокращения персонала. Предлагая подписать такие договоры, руководство вузов проверяет лояльность работника и получает возможность уволить его в любой момент.

Как и почему сокращают преподавателей в вузах

«Причем в течение последних пяти лет сроки этих договоров на глазах сократились с обычных пяти лет до одного года, десяти месяцев и даже семи месяцев. Для преподавателей высочайшей квалификации через 20-40 лет трудового стажа работа в родном университете внезапно превратилась в работу на условиях бесконечного испытательного срока», — говорит оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» Владимир Комов. По его словам такая ситуация наблюдается по всей стране, в том числе в вузах Томска.

Нина Обелюнас одна из немногих, кто решил бороться с несправедливым, по ее мнению, увольнением. Пока же, как показывает практика, большинство преподавателей соглашаются на предложенные невыгодные условия. Те же, кто выступает против, оказываются на улице. Об этом говорят представители альтернативного профсоюза «Университетская солидарность». Профсоюз выступает в защиту педагогов со всей страны, чьи права нарушают работодатели.

Нина Обелюнас.

«Мы находимся в естественно зависимом положении по отношению к работодателю. Если руководитель кафедры говорит, что нужно сократить определенное число ставок и начинает по чуть-чуть урезать у каждого, а один встает в позу и отказывается идти на уступки, страдают все. И этот путь плох тем, что тебе могут припомнить это в момент прохождения конкурса, когда коллектив кафедры проголосует против. Но если бы все вели себя грамотно с правовой точки зрения, таких ситуаций бы не возникало», — говорит член центрального совета «Университетской солидарности», руководитель профсоюза Уральского федерального университета Дмитрий Трынов.

Из вуза в техникум

После того, как мы рассказали об истории Нины Обелюнас, на публикацию откликнулась еще одна преподаватель из Кемеровской области — Евгения Сафонова. Педагог с 20-летним стажем, кандидат наук, после двух лет работы на посту завкафедрой «Социологии и философии» Новокузнецкого филиала КемГУ с 1 сентября 2016 года осталась без работы. Ее пригласили в вуз из Сибирского государственного индустриального университета в 2014 году по рекомендации декана и преподавателей факультета — возглавить только что образованную кафедру.

Я стала и.о. завкафедрой. Два года выборы на эту должность не проводили, а на третий сказали, что я не буду претендовать на этот пост, нашелся более нужный человек. Кафедра была за меня, преподаватели, студенты, они даже обращались к директору, но это проигнорировали. Я вынуждена была уйти из вуза. Я сама виновата в том, что согласилась на некорректно составленный трудовой договор, — говорит Сафонова.

Как и почему сокращают преподавателей в вузах

Евгения рассказывает, что за те два года, что она работала в филиале КемГУ, ситуация в вузах изменилась радикально.

«Вернуться в вуз будет сложно. В Новокузнецке два университета: из первого я ушла, из второго — уволили. В первый вернуться я не могу, так как там за это время произошли серьезные сокращения: из трех кафедр сделали одну, нагрузка преподавателей упала в три раза. У этого две причины: из-за «ФГОС 3+» из учебного плана оказался выброшен блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Из них остались только история и философия, которые тоже предельно сокращены. Плюс нагрузка на одну ставку выросла и для доцента, и для профессора до 900 часов, вместо 500 и 700 которые были раньше. Соответственно часть преподавателей тоже осталась не у дел», — рассказывает педагог.

Пока Евгения нашла работу в местном техникуме. Но там, по ее словам, ситуация еще хуже — оклад на ставку — 5 тыс. 900 рублей. Еще 10% к этой сумме — надбавка за ученую степень. Чтобы подтвердить высшую категорию, ей нужно начинать с нуля.

«Все преподаватели тут работают на 2 ставки. Это 4-5 пар в день голой аудиторной нагрузки за 20 тыс. рублей. В вузах по сравнению с этим условия лучше — 25 тыс. рублей ставка доцента», — делится преподаватель.

В вузах нашего региона все это началось два года назад и все с большей скоростью летит в тартарары. За два года количество ставок в вузах сократилось почти в 2 раза. Несмотря на то что преподаватели вынуждены работать на доли ставки, потребность в них стремительно снижается: если 3 года назад в самом крупном вузе города работало более 400 преподавателей, то теперь их осталось около 200. Я думала переехать в Томск, потому что получала образование там, но знакомые говорят, что там такое тоже началось, — говорит Сафонова.

12 на одного

В томских вузах информацию о профессорско-преподавательском составе (ППС) раскрывают неохотно. На официальные запросы ТВ2 ответили только три из шести вузов: ТГУ, ТПУ и ТГАСУ, остальные их просто проигнорировали.

В ТГУ сообщили только то, что штатная численность формируется в соответствии с дорожной картой правительства, в которой утверждено соотношение преподаватель-студент.

Это соотношение — одна из причин резкого сокращения штатов. Вместе с уменьшением числа студентов она приводит к тому, что педагоги просто оказываются лишними. Принята дорожная карта была в 2014 году. В ней сказано, что к 2018 году соотношение преподаватель-студент должно быть доведено до 1:12. Хотя еще в 2012 году оно составляло 9,4 студента на 1 педагога.

Как и почему сокращают преподавателей в вузах

Общее число студентов с 2012 по 2016 год в ТГУ практически не изменилось (11175 в 2012 и 11120 в 2016). Однако за это время показатели дорожной карты уже стали другими. В 2016 году на одного преподавателя уже должно было приходиться 11,1 студента. Если руководствоваться только этими цифрами, несложно подсчитать, что число преподавателей в ТГУ за пять лет должно было уменьшиться с 1188 до 958.

В ТГАСУ преподавателей за последние два года стало меньше на 85 человек. В Томском политехническом университете сообщили, что за год численность профессорско-преподавательского состава сократилась на 33 человека и составила 1728 человек. При том, что для ТПУ до 2015 года вообще действовало льготное соотношение педагог — студент. Оно составляло 1:4. В пресс-службе вуза сообщили, что отмена льготного соотношения численности преподавателей и студентов, установленного в девяностые годы — одна из причин оптимизационных процессов на протяжении последних 2-3 лет.

Распоряжение правительства от 30 апреля 2014 года № 722-р

Повышение зарплат – не благо

Как это ни странно, не на руку преподавателям играют и «майские указы президента» (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики») о повышении зарплат педагогам. Согласно приказу, к 2018 году средняя зарплата преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников должна повыситься до 200 процентов от средней зарплаты в соответствующем регионе. Некоторые томские вузы уже достигли необходимых показателей.

Официальная статистика говорит, что в среднем преподаватели вузов в Томской области получают в 2,1 раза больше, чем жители региона. Так, согласно итогам федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-декабрь 2016 года, который ежеквартально публикует Росстат, средняя зарплата вузовских преподавателей в области составляла 63 тыс. 606 рублей.

В ТГУ сообщили, что за последние два года средняя заработная плата преподавателя на полную ставку составляет 40 тыс. рублей. В ТГАСУ заявили, что средняя зарплата педагогов на сегодня — 150% от средних цифр по экономике. За последние два года показатель вырос на 31%.

Самая высокая зарплата в ТПУ. Как рассказали в вузе, сейчас средненачисленная зарплата ППС составляет 73,2 тыс. рублей в месяц.

Однако педагоги чаще всего удивляются, когда слышат такие цифры. Чтобы получить хотя бы столько же, сколько и раньше, им приходится работать больше обычного. Как показывает практика, указы президента выполняют за счет различных ухищрений. Самое первое — сокращение одних и увеличение нагрузки на других. При этом человека переводят на часть ставки, а получает он столько же, сколько раньше, но за большее количество работы. Но и этой работы взять уже негде — студентов все меньше.

У меня — ставка, у жены, которая работает на кафедре астрономии и физической геодезии, — четверть ставки. При этом она на работе проводит иногда больше времени, чем я. Там вообще интересная ситуация — у физиков бюджетных ставок очень мало, даже завкафедрой работает на полставки.

У нас на кафедре есть преподаватель, у которого осталось только 0,25 ставки, зарплата 6-7 тыс. рублей, но при этом нагрузки практически столько же, сколько и было, — рассказывает доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории исторического факультета ТГУ Олег Хазанов.

Олег Хазанов

Как отмечает Дмитрий Трынов, преподаватели сами зачастую соглашаются на дробление своих ставок:

«Администрация университета подает перевод на часть ставки как благо: и волки сыты, и овцы целы. Преподаватели продолжают работать, никого увольнять не нужно. Преподаватели идут на добровольное сокращение своей зарплаты, сами подписывают заявление о том, что хотят перейти на часть ставки. Против всего этого мы пытаемся бороться».

О «нищенской, унизительной зарплате, недостойной высокообразованных людей» написала в начале апреля профессор Саратовского государственного университета Вера Афанасьева. Она составила открытое письмо министру образования Ольге Васильевой, в котором призвала «радикально изменить «Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы».

Вера Афанасьева.

Государственные вложения в российское образование чрезвычайно малы и не позволяют ему достойно существовать, — пишет она. — Постоянное сокращение числа бюджетных мест уменьшает и без того крохотное финансирование. Достаточно сказать, что жалование провинциального профессора составляет смехотворную сумму – менее 500 евро, что гораздо меньше пособия по безработице в развитых странах и на порядок меньше зарплаты европейского профессора. Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье, — пишет Афанасьева.

Афанасьева пишет, что при таких зарплатах преподавателей существуют еще и многочисленные скрытые недоплаты.

«Важным механизмом недоплаты преподавателям является чудовищная часовая нагрузка (перегрузка!), не учитывающая время, необходимое для подготовки к занятиям и для научных изысканий. Не должен, не может профессор читать по семь лекций в неделю! Но читает. Увеличение нагрузки преподавателей без повышения зарплаты низводит фактическую оплату одного часа до уровня оплаты неквалифицированного труда. Установление необоснованного соотношения числа преподавателей к числу студентов 1:10 имеет следствием массовое сокращение числа преподавателей и еще большую перегрузку оставшихся, — говорит педагог.

Как и почему сокращают преподавателей в вузах

Гуманитарии в пролете

Причем, как показывает практика, касается подобная ситуация прежде всего преподавателей гуманитарных специальностей, бюджетный набор на которые с каждым годом сокращается. Предпосылки нового сокращения перечня и объема гуманитарных дисциплин заложены и в новом ФГОС.

«У нас в УрФУ гуманитарные специальности страдают больше. Дело в том, что администрация ориентируясь на соотношение преподаватель-студент, установленное в дорожной карте, по-разному считает это соотношение для технических специальностей и для гуманитарных. На 2017 год оно должно быть 11,6, но у нас в вузе установлено соотношение для гуманитарных 11,8, а для технических — 10,6. Соответственно это вызывает вопросы, связанные с дискриминацией. Похоже наша российская практика опережает все нормы права, оказывается может быть такая ее форма, как дискриминация по специальности», — говорит Дмитрий Трынов.

В условиях сокращения количества бюджетных мест, особенно на гуманитарных направлениях, спасти дать нагрузку педагогам могли бы внебюджетные студенты, которые полностью возмещают затраты на свое обучение вузу. Но вузы не могут сделать стоимость обучения меньше размера субсидии, получаемой на одного бюджетного студента. Эта стоимость год от года увеличивается. И если раньше на эту сумму престижные столичные вузы устанавливали надбавку, то теперь цены повысилась настолько, что и столичные вузы берут по минимуму. Цена и для столичных, и для региональных вузов уравнивается. В таких условиях студенты менее охотно остаются в регионах. Например, в ТПУ отмечают: число очных студентов-платников за последние годы существенно снизилось.

По стандартной схеме

«Согласно «дорожной карте» с 2012 по 2018 год требуется сократить 139 тыс. 428 преподавателей российских вузов, — пишет «Университетская солидарность». — В наш профсоюз регулярно приходят письма со всей страны (из Москвы, Санкт-Петербурга, Центральной России, Сибири, Урала), в которых преподаватели описывают ситуацию увольнения в связи с «необъявлением конкурса» на замещение должности, в которой они проработали десятки лет».

В профсоюзе «Университетская солидарность» достаточно четко описали как распознать намерения уволить педагога.

Как и почему сокращают преподавателей в вузах

Схема, по которой происходит увольнение:

  • Интенсификация труда. То есть манипуляции с нормами времени учебной работы – исключение из учебной работы часов на прием экзаменов и зачетов, исключение из норм часов на проверку расчетно-графических работ, контроль самостоятельной работы, проведение практик, пересдач экзаменов и зачетов и тому подобное. Как неотъемлемая часть учебного процесса вся эта работа преподавателями безусловно выполняется, но не оплачивается. Дополнительно производится перевод существенной части учебных часов, отведенных на дисциплину, из аудиторных занятий в самостоятельную работу студентов. Целью этих манипуляций является сокращение числа ставок ППС при сохранении общего объема работы ППС вуза для выполнения майских указов президента по уровню средней заработной платы.
  • Дробные ставки. На первом этапе преподавателям предлагается перейти на доли ставки. Доходит до абсурда – высококвалифицированные профессора с гигантским опытом работы вынуждены соглашаться на труд по основному месту работы на 0,3-0,4 ставки. На этом этапе выявляются преподаватели, которые не соглашаются на существенное изменение условий их трудового договора, не лояльные руководству, требующие выполнения Трудового Кодекса РФ.
  • На втором этапе сокращения штата эти «неправильные» преподаватели сокращаются совсем, путем «необъявления конкурса» на замещение должности преподавателя при окончании срока трудового договора. Таких преподавателей – десятки тысяч. Защиты против «необъявления конкурса» на должность у преподавателя нет – суды регулярно выносят решения о праве ректора определять штатное расписание. Фактически, преподавателя увольняют по сокращению штата, но компенсации, которая положена при таком увольнении, он не получает. Такое увольнение не вызывает у ректора никаких затруднений, ни моральных, ни юридических.

Чтобы защититься от таких сокращений, в профсоюзе советуют добиваться заключения стандартного трудового договора на неопределенный срок. Также необходимо добиваться от всех ректоров признания увольнения преподавателя в связи с «не объявлением конкурса» на замещение должности – увольнением по сокращению штата.

«Мы вынуждены идти по пути индивидуального спасения. Практика такова, что массовый профсоюз сегодня занимает провластную позицию. Когда люди приходят за помощью, они говорят: очень жаль, но ничего не сделаешь. А это еще более усугубляет эти процессы», — отмечает Трынов.

О том же пишет Васильевой и Вера Афанасьева:

Любое правдивое высказывание воспринимается как подвиг или сумасшествие. В сфере образования практически нет настоящих профсоюзов, которые отстаивали бы наши интересы – существующие в большинстве своем раздают лишь убогие подарки на бывшие советские праздники да путевки в ветхие, еще советские, профилактории. Да что профсоюзы – у нас давно нет простого товарищества.

Читайте также: