Будет ли повышение зарплаты бюджетникам в беларуси в 2016

Опубликовано: 17.09.2024

С 1 июля для бюджетников введут очередные изменения по зарплатам. Они касаются среди прочего премий и надбавок работникам. Сейчас чиновники, профсоюзы поясняют бюджетным организациям, как будет работать новая схема оплаты труда, при этом чтобы «не допустить и предупредить социальную напряженность в коллективе» и исключить случаи снижения зарплат. Напомним, предыдущие существенные изменения по зарплатам бюджетников, которые ввели с 2020 года, сопровождались многочисленными ошибками в начислении и выплате зарплат бюджетникам, жалобами бюджетников, коллективными обращениями, пишет TUT.BY.

Июльские изменения по зарплатам бюджетников предусмотрены указом № 482 от 22 декабря 2020 года. После этого профильные ведомства приняли постановления, чтобы ввести зарплатные новшества, в том числе в здравоохранении, образовании, культуре.

Если коротко про изменения, которые введут с 1 июля:

  • увеличат размера средств, которые идут на премирование работников бюджетных организаций - с 5% до 20% (но в пределах предусмотренных выделенных денег на оплату труда);
  • на премирование смогут направлять неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, в том числе неиспользованные в январе-июне этого года (об этом ранее заявляли в Минтруда);
  • у медиков отменят надбавку за высокие достижения в труде, а у работников культуры отменят надбавку "за высокие профессиональные и творческие достижения в труде";
  • у работников культуры появится "надбавка за высокие профессиональные и творческие достижения в работе, сложность и напряженность труда" - в размере от 5 до 25% суммы окладов работников;
  • для медиков введут новую компенсирующую выплату - базовая доплата;
  • в здравоохранении надбавка за сложность и напряженность работы будет не ограничена максимальным размером (сейчас - до 200% оклада);
  • в здравоохранении надбавку за обеспечение показателей деятельности бюджетной организации установят руководителям бюджетных организаций в размере до 200% оклада включительно (сейчас - до 100% оклада включительно).

Выше перечислены основные новшества, которые введут с 1 июля в целом для бюджетников, а также некоторые изменения конкретно для медиков, работников культуры. Более детально про планируемые зарплатные новшества для бюджетников в отдельных сферах деятельности можно найти в постановлениях профильных ведомств (они перечислены по ссылке). Но нужно учитывать, что планируемые новшества прописаны "на языке" законодательства, некоторым может быть затруднительно самостоятельно разобраться в изменениях. В этой ситуации можно попробовать обратиться за пояснениями к своему руководству. Есть шанс, что они уже разобрались, как с 1 июля будут по-новому рассчитывать зарплаты.

"Поскольку с 1 июля 2021 года на премирование будут направляться не только средства в размере 20% сумм окладов работников, но и неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, то установление иных стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат в конкретном размере позволит сохранить уровень оплаты труда работников, установленный до 1 июля 2021 года", - поясняли ранее в Минтруда.

Чиновники называют предстоящие изменения совершенствованием системы оплаты труда.

Сейчас на местах проводят совещания и дают пояснения, в том числе чтобы по «недопущению и предупреждению социальной напряженности в коллективах». Это делают поручению правительства №30/102-103/2788р от 23 апреля - по вопросам реализации указа №482.

На одном из семинаров по июльским зарплатным изменениям особое внимание уделили ситуации по бюджетным организациям сферы образования, здравоохранения". Также говорилось про "незамедлительное принятие действенных меры по исключению случаев снижения заработной платы работников бюджетных организаций".

В некоторых бюджетных организациях в проекте коллективного договора, который намерены ввести с 1 июля после введения зарплатных новшеств, прописывают, что наниматель и профсоюз обязуются «принимать исчерпывающие меры по социальной защищенности работников, а также недопущению и предупреждению социальной напряженности в коллективе». А также проводить разъяснительную работу с каждым работником по вопросам новой системы оплаты труда.

Почему чиновники и в самих организациях полагают, что из-за зарплатных новшеств может возникнуть социальная напряженность, не поясняется. Не исключено, что из-за предыдущего опыта по существенным изменения по зарплатам в 2020 году, которые сопровождались многочисленными ошибками в начислении и выплате зарплат бюджетникам, жалобами бюджетников, коллективными обращениями.

Напомним, ранее в Минфине заявляли, что назрела необходимость пересмотра штатов бюджетных организаций.

Судя по ситуации в стране и в мире, вряд ли. Я очень надеюсь, что все хотя бы остановится на таком уровне, а не станет хуже. Ведь нас уже обложили налогами со всех сторон, больше нечем казну наполнить. Если и поднимут, то чисто номинально, один показатель повысят, другой урежут, и все так и останется.

Думаю, что раза два за год поднимут бюджетникам зарплату. На 1% в среднем. Вот в этом же году поднимали ставку 1 разряда на 0,7%! Зато в связи с ростом средней зарплаты поднимут все цены на 30% и раз десять за год.

конечно же будет,НО как и обычно-несоизмеримо инфляции)

Это зависит от работодателя, но в среднем от 250-1000 белорусских рублей

Кто тут сказал что указ не выполняется.

Как это вообще возможно чтобы указы Лукашенко не выполнялись?

Просто Вы не понимаете что как только страна выходит на уровень всем "па пятьсот", тут же "пятая колонна" ставит палки в колеса. Европа и Америка не могут позволить простому белорусскому народу быть счастливым с ЗП в 500$.

А если серьезно, то средняя ЗП по мнению статистического комитета за декабрь и составит "па пятьсот", но только в руках их будут держать лишь избранные и достойных среди них будет не много. В любом случае на любом предприятии в конце года выделяются премии и надбавки, сейчас статистика учтет еще и подарки детишкам от предприятий и тому подобное.

А что будет потом это уже совсем другая сказка, которую нам опять с воодушевлением расскажут пропагандисты.

Почему же. На одном из Белорусских сайтов есть такая информация. Так зарплата начинающего сотрудника КГБ составляет 700-1100 долларов США. В принципе для такого государства это вполне приличная зарплата

А куда же деваться, надо верить и ждать. Как поется в той песне-" Надейся и жди. ". Учителя никаких потребительских ценностей, конкретно, не производят и никаких сиюминутных доходов в казну государства не дают, их труд окупается сторицей далеко не скоро. При капитализме это мало кто понимает, поэтому и с зарплатами учителей "напряженка". Финансируют эту зарплату из бюджета, увы и ах, на мой взгляд по остаточному принципу и в России и в Белоруссии.

Доброго вам времени суток!

Превосходнейший вопрос! Однако сразу должна сказать, что практически все беларусы (к слову, есть такая страна Республика Беларусь, а ее граждане зовутся и пишутся, как беларусы, а не белорусы, потому что от названия страны Беларусь происходит обозначение, а не Белорусь)очень хотят работать за 300$ в час. Полагаю, преобладающее большинство согласилось бы даже на 300$ в день. Все же 6000$ в месяц довольно неплохие деньги, согласны? Может вы имели в виду 300$ в неделю? Тоже, думаю, значительная часть населения была бы не против. Ну, а если вы интересуетесь, почему не хотят за 300$ в год трудиться? Цены, понимаете ли, такие в стране, что необходимо значительно больше зарабатывать. Наконец, если вы про 300$ в месяц, то насколько мне известно, некоторые беларусы работают за такие деньги. В принципе, для сельской местности подобная сумма заработка даже как-то и неплоха. Для жителей столицы маловато, но. работающих пенсионеров частенько такая зарплата устраивает вполне. Да, и для какой-то категории трудящихся 300$ в месяц отнюдь не худший вариант, ведь виды работ бывают разные. Допустим, человек не сильно загружен. Круг его обязанностей довольно прост и труд не утомителен, свободного времени много. Тогда, почему нет? Согласна, пахать не много желающих, а на вакансию, где легкая работа в комфортных условиях, очередь выстроится. А еще есть удаленная работа, дома возле компа. У меня знакомые ребята из Беларуси, которые выполняют удаленно довольно несложную работу для российских компаний, как раз, примерно, за 300$ в месяц. Заполняют какие-то анкеты, тратя на это по 2-3 часа в день пять дней в неделю. Говорят, что очень довольны и работой и заработком.

Понимаете, дело не в том, сколько вы зарабатываете, а что вам доступно приобрести на заработанные деньги в данной стране или местности? Иными словами, важно смотреть не только на заработки, но и на цены. И вот многие люди делают огромную ошибку, предполагая, что раз они в Беларуси зарабатывают сумму эквивалентную 300$, а какой-то эмигрант им хвастает, что имеет в США 2000$ в месяц, то он, дескать лучше живет. Простите, ему в США комнату снять 1500$ обойдется. Это будет жизнь в коммуналке впроголодь, без медицинской страховки, посещений кинотеатров даже и т.д. Беларусу или беларуске на 300$ тоже не сладко, но все же за 100$, возможно, снимать двухкомнатную хрущевку и какое-то бесплатное лечение в государственных медицинских учреждениях ( в США и этого нет) будет. Остальное сравнимо. Послушайте, в каждой стране политика цен такова, чтобы люди со средним заработком тратили на необходимое все под чистую, т.е. жили от зарплаты до зарплаты. Здесь, в Калифорнии, где я сейчас, обычные помидоры 5$ за паунд, грубо говоря, 11$ за кг. В городах, где живут миллионеры, ценник выше, в бедных - ниже, и так везде. Вы, к примеру, зарабатываете много, но вам приходится и буханку хлеба за 5$ покупать в местном магазине. Вам придется купить дом за несколько миллионов долларов, потому что вы неподалеку работаете. А риэлторы это знают. Вы никуда не денетесь. Вас вынуждают тратить на каждую мелочь в 10, в 20 раз больше ее стоимости в иных странах. Где-нибудь на Кипре или в Турции вы бы купили вместо американского дома полтора десятка превосходных вилл. Однако вы привыкли жить там, где живете, знаете, что в других краях будите зарабатывать гораздо меньше, чем будучи тут. Это все равно, как минчанке или минчанину переехать в село. Хорошо тем, кто зарабатывает там, где много платят, а тратит там, где низкие цены.

Если сократить число бюджетников и увеличить налоги, то можно будет найти деньги на увеличение зарплат, считает министр финансов.

Если сократить число бюджетников и увеличить налоги, то можно будет найти деньги на увеличение зарплат, считает министр финансов.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Министр финансов Юрий Селиверстов в своей отчетной статье за 2020 год в мартовском номере журнале «Финансы. Учет. Аудит» написал, что на повышение зарплат работников бюджетной сферы, которая ранее анонсировалась в рамках программы социально-экономического развития на ближайшие пять лет, нужно будет 7,2 млрд рублей в год.

Напомним, в Беларуси более 800 тысяч бюджетников. Выходит, за год планируется увеличить зарплату каждого почти на 9000 рублей, или на 750 рублей в месяц?

- Вероятно, министр имел ввиду не только бюджетников, но и работников госпредприятий, - считает Лев Львовский, эксперт-экономист, старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC.

Селиверстов подчеркнул, что в настоящее время Беларусь находится в условиях сжатия ресурсов бюджета. На ситуации сказалось увеличение затрат на обслуживание долгов, поддержку реального сектора экономики и банковской системы. В таких условиях, считает министр, главная задача - найти внутренние резервы для наращивания социальных расходов.

Один из них - повышение зарплат работникам бюджетной сферы за счет внутриотраслевой оптимизации.

- Бюджетному сектору придется уходить от статичного состояния, реформируясь параллельно изменению экономической ситуации, - пояснил министр в статье и предупредил, что в среднесрочном периоде в Беларуси пересмотрят штат всех бюджетных организаций страны.

Селиверстов считает, что «не объемы финансирования должны соответствовать сети бюджетных учреждений, а, наоборот, штаты, количество организаций, расходы на их модернизацию и развитие - подстраиваться под существующие возможности».

- На первый план выйдет то, как организация реализует свое государственное предназначение, насколько люди удовлетворены качеством полученных услуг, а не размер составленной учреждением сметы и следование ей. Данный тезис применим и к системе жилищно-коммунального хозяйства, - отметил министр.

Министр финансов Юрий Селиверстов говорит, что в настоящее время Беларусь находится в условиях сжатия ресурсов бюджета. Фото: Wikimedia Commons

Предпринимателей обложат новыми налогами?

Еще один дополнительный источник для наполнения бюджета - изменение режима налогообложения.

- Здесь исчерпаны не все резервы, - считает Селиверстов. - Сегодня существует значительное количество различных режимов налогообложения, вклад которых не вполне адекватен той деятельности, которой они занимаются.

Министр считает, что «необходимо расширить налоговую базу за счет отмены льгот при одновременном совершенствовании порядка уплаты основных налогов. Цель данных мероприятий – создать вместо многочисленных налоговых льгот комфортные условия для субъектов хозяйствования, исключающие налогообложение инвестиций и обеспечивающие поступления в бюджет только с реально получаемых доходов. Также ожидается повышение уровня участия малого и среднего предпринимательства в формировании доходов бюджета».

Глава финансового ведомства страны предлагает установить четкую градацию категорий малого и среднего предпринимательства (самозанятых, индивидуальных предпринимателей и микропредприятий). Для каждого из них будет установлен налоговый режим, при котором сумма выплат будет соразмерна с доходом.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«Повысить зарплату можно, но встает вопрос о ее покупательской способности»

- Оптимизация бюджетного сектора - это долгосрочный тренд, которому уже много лет. Есть предположение, что он может обернуться повышением не только зарплат бюджетников, но и ростом уровня безработицы. Но нет, - говорит старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Лев Львовский. - Если это делать медленно и аккуратно, то оптимизация не приводит к повышению уровня безработицы. В Беларуси с безработицей в принципе нет проблем. Если не увольняют одновременно миллион человек, а люди уходят на пенсию, а новых на их место не набирают, то процесс можно так организовать, что это не приведет к шоку на рынке труда.

Есть другой момент: повысить зарплату можно, но встает вопрос о ее покупательской способности. Есть вопрос и о создании механизмов накоплений. Напомню здесь о том. что недавно в Беларуси люди активно снимали депозиты.

Единственное, во что верится, так это в повышение налогов. С 1 января они уже и так у многих повысились. Что касается льгот, то те, которые существуют сегодня, - это не меры социальной поддержки, а льготы, рассчитанные на режим способствования развития бизнеса. Правительство рассчитывает, что часть ИП, благодаря этим льготам, в итоге будет расти. Но если придавить их на стадии роста, то никто не вырастет.

Жаль, что под совершенствованием налогового законодательства у нас пока подразумевается только увеличение налогов.

ЕСТЬ ВОПРОС

Чем может обернуться повышение налогов для ИП?

По мнению старшего научного сотрудника Центра экономических исследований BEROC Родиона Морозова, ухудшение условий налогообложения для предпринимателей чревато серьезными последствиями для социально-экономического развития:

- В Беларуси около 260 тысяч индивидуальных предпринимателей. В зависимости от мотивов среди них можно условно выделить как минимум четыре группы.

Первая - это те, кто решил стать предпринимателем, потому что не нашел для себя тех рабочих мест, которые могли бы обеспечить им желаемый уровень оплаты труда. Прежде всего это касается регионов. Мы видим из статистики, что занятость на ряде госпредприятий снижается, и люди ищут варианты, чтобы себя обеспечить. Чаще всего они идут в торговлю или услуги.

Ко второй группе можно отнести молодежь, которая хочет себя попробовать в бизнесе. Они видят себя будущими предпринимателями, но хотят для начала получить опыт и понять каково это быть предпринимателем.

Лезть в карман к этим двум группам или ужесточать требования к ним чревато серьезными последствиями для социально-экономического развития. В первом случае могут быть социальные потрясения. А во втором - можно ожидать, что ухудшение условий будет демотивировать молодежь, и мы можем потерять в будущем предпринимательский капитал. Я надеюсь, у органов власти есть понимание возможных проблем.

Третья группа - состоявшиеся профессионалы, которые регистрируют ИП, чтобы оказывать, по сути, те же услуги, которые они бы и оказывали, находясь в штате той или иной организации или по договору подряда. Это бухгалтеры, консультанты, преподаватели, журналисты. При этом организациям не нужно брать в штат сотрудников для разовых и сезонных работ. Также организации, экономя на отчислениях в ФСЗН, могут выплачивать большее вознаграждение за выполненную работу, чем если бы работали с физическим лицом.

Четвертая группа, самая малочисленная - это ИП, открытые для оптимизации налоговых отчислений при ведении бизнеса со значительным оборотом.

Могу предположить, что планы госорганов распространяются именно на третью и четвертую группы. Но на практике определить, к какой условной группе относится ИП, будет крайне сложно. Грести всех под одну гребенку без негативных последствий для экономики вряд ли выйдет.

Например, если брать ИП дизайнеров, строителей или парикмахеров, то повышение налогов приведет к росту цен на их услуг для потребителей, как было при повышении НДС на некоторые группы товаров в начале года. Альтернативой для многих ИП может стать переезд в другую страну или уход в тень.

В этой связи, в попытках найти тех, кто, по мнению государства недостаточно участвует в формировании бюджетных доходов, есть риск ухудшить и социально-экономическую ситуацию как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Система бюджетных организаций будет оптимизирована в ближайшие пять лет. Naviny.by выяснили, что конкретно изменится для бюджетников.

Систему бюджетных организаций оптимизируют. Что будет с зарплатами?

Реформы задает ситуация в экономике

Об изменениях бюджетной политики страны в 2021–2025 годах говорится в статье министра финансов Юрия Селиверстова в мартовском номере ведомственного издания «Финансы. Учет. Аудит».

Как отмечается, в условиях сжатия ресурсной базы бюджета, увеличения затрат на обслуживание долгов, а также поддержки реального сектора экономики и банковской системы на первый план выходит задача изыскать внутренние резервы для того, чтобы нарастить социальные расходы.

Справка. Дополнительную потребность в средствах только на повышение уровня оплаты труда в бюджетной сфере в 2021–2025 годах Минфин оценивает в 7,2 млрд рублей в год, или более 3% к ВВП.

Поиск этих ресурсов будет вестись в том числе за счет внутриотраслевой оптимизации.

«Как итог вынужденного процесса, новый облик приобретет вся система бюджетных организаций. Бюджетному сектору придется уходить от статичного состояния, реформируясь параллельно изменению экономической ситуации», — отмечает руководитель Минфина.

Как сработаете, так и получите

С учетом уже наработанного опыта в среднесрочном периоде продолжится пересмотр штатов бюджетных организаций Беларуси.

Именно сокращение штатной численности позволяет повысить уровень оплаты занятых, отмечается в статье.

При этом будут пересмотрены сами подходы к выделению средств госорганизациям и их работникам.

На первый план выйдет то, как организация реализует свое государственное предназначение, насколько люди, то есть потребители, удовлетворены качеством полученных услуг.

Примером системной работы в данном направлении, отмечает Юрий Селиверстов, является внедрение с 1 января 2023 года механизма медицинской аккредитации организаций здравоохранения.

Бюджетное финансирование на их содержание будет выделяться при условии, если предоставляемые услуги соответствуют базовым (эталонным) требованиям оказания медпомощи населению.

Этот тезис, считает Минфин, применим и к системе ЖКХ.

Еще один вектор оптимизации расходов — упорядочение сети бюджетных организаций.

Для этого в каждом отраслевом министерстве нужно выработать дорожную карту мер по развитию «экономичных» форм обслуживания населения — нестационарных, мобильных, межрегиональных.

Параллельно Минфин предлагает продолжить внедрение нормативного финансирования наиболее бюджетоемких социальных отраслей.

«Всем очевидно, что стимулирование рублем — самый эффективный инструмент оптимизации расходов в секторе. Не объемы финансирования должны соответствовать сети бюджетных учреждений, а, наоборот, штаты, количество организаций, расходы на их модернизацию и развитие — подстраиваться под существующие возможности», — считает министр финансов.

Чтобы новые подходы к выделению бюджетных средств стали эффективными, крупным организациям бюджетной сферы, а также госпредприятиям реального сектора экономики понадобится система внутреннего контроля и аудита.

Эта система, считает Минфин, поможет выявлять недостатки, связанные как с оформлением бухгалтерских документов, так и с проведением инвентаризации, списанием техники и другими вопросами.

«Через четыре года здесь будет город-сад!»

О том, что организациям бюджетной сферы предстоит оптимизация структуры и численности, сказано в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Той самой, которая была «одобрена» на Всебелорусском народном собрании.

Такая оптимизация необходима в том числе для повышения зарплаты в бюджетной сфере.

В результате власти намерены обеспечить ежегодный рост соотношения размера базовой ставки к минимальной заработной плате с выходом к 2025 году на уровень не менее 55%.

При этом «минималка» составит не менее 30% от средней зарплаты по экономике.

Справка. С 1 января 2021 года базовая ставка в Беларуси установлена в размере 195 рублей, а минимальная зарплата — 400 рублей.

Номинальная начисленная средняя зарплата за январь 2021 года составила 1290 рублей.

Программа обещает в 1,5–2 раза увеличить зарплату отдельных категорий работников бюджетной сферы.

Речь идет, прежде всего, об учителях, преподавателях, врачах и среднем медперсонале, работниках сферы социального обслуживания, культуры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если сократить число бюджетников и увеличить налоги, то можно будет найти деньги на увеличение зарплат, считает министр финансов.

Если сократить число бюджетников и увеличить налоги, то можно будет найти деньги на увеличение зарплат, считает министр финансов.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Министр финансов Юрий Селиверстов в своей отчетной статье за 2020 год в мартовском номере журнале «Финансы. Учет. Аудит» написал, что на повышение зарплат работников бюджетной сферы, которая ранее анонсировалась в рамках программы социально-экономического развития на ближайшие пять лет, нужно будет 7,2 млрд рублей в год.

Напомним, в Беларуси более 800 тысяч бюджетников. Выходит, за год планируется увеличить зарплату каждого почти на 9000 рублей, или на 750 рублей в месяц?

- Вероятно, министр имел ввиду не только бюджетников, но и работников госпредприятий, - считает Лев Львовский, эксперт-экономист, старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC.

Селиверстов подчеркнул, что в настоящее время Беларусь находится в условиях сжатия ресурсов бюджета. На ситуации сказалось увеличение затрат на обслуживание долгов, поддержку реального сектора экономики и банковской системы. В таких условиях, считает министр, главная задача - найти внутренние резервы для наращивания социальных расходов.

Один из них - повышение зарплат работникам бюджетной сферы за счет внутриотраслевой оптимизации.

- Бюджетному сектору придется уходить от статичного состояния, реформируясь параллельно изменению экономической ситуации, - пояснил министр в статье и предупредил, что в среднесрочном периоде в Беларуси пересмотрят штат всех бюджетных организаций страны.

Селиверстов считает, что «не объемы финансирования должны соответствовать сети бюджетных учреждений, а, наоборот, штаты, количество организаций, расходы на их модернизацию и развитие - подстраиваться под существующие возможности».

- На первый план выйдет то, как организация реализует свое государственное предназначение, насколько люди удовлетворены качеством полученных услуг, а не размер составленной учреждением сметы и следование ей. Данный тезис применим и к системе жилищно-коммунального хозяйства, - отметил министр.

Министр финансов Юрий Селиверстов говорит, что в настоящее время Беларусь находится в условиях сжатия ресурсов бюджета. Фото: Wikimedia Commons

Предпринимателей обложат новыми налогами?

Еще один дополнительный источник для наполнения бюджета - изменение режима налогообложения.

- Здесь исчерпаны не все резервы, - считает Селиверстов. - Сегодня существует значительное количество различных режимов налогообложения, вклад которых не вполне адекватен той деятельности, которой они занимаются.

Министр считает, что «необходимо расширить налоговую базу за счет отмены льгот при одновременном совершенствовании порядка уплаты основных налогов. Цель данных мероприятий – создать вместо многочисленных налоговых льгот комфортные условия для субъектов хозяйствования, исключающие налогообложение инвестиций и обеспечивающие поступления в бюджет только с реально получаемых доходов. Также ожидается повышение уровня участия малого и среднего предпринимательства в формировании доходов бюджета».

Глава финансового ведомства страны предлагает установить четкую градацию категорий малого и среднего предпринимательства (самозанятых, индивидуальных предпринимателей и микропредприятий). Для каждого из них будет установлен налоговый режим, при котором сумма выплат будет соразмерна с доходом.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«Повысить зарплату можно, но встает вопрос о ее покупательской способности»

- Оптимизация бюджетного сектора - это долгосрочный тренд, которому уже много лет. Есть предположение, что он может обернуться повышением не только зарплат бюджетников, но и ростом уровня безработицы. Но нет, - говорит старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Лев Львовский. - Если это делать медленно и аккуратно, то оптимизация не приводит к повышению уровня безработицы. В Беларуси с безработицей в принципе нет проблем. Если не увольняют одновременно миллион человек, а люди уходят на пенсию, а новых на их место не набирают, то процесс можно так организовать, что это не приведет к шоку на рынке труда.

Есть другой момент: повысить зарплату можно, но встает вопрос о ее покупательской способности. Есть вопрос и о создании механизмов накоплений. Напомню здесь о том. что недавно в Беларуси люди активно снимали депозиты.

Единственное, во что верится, так это в повышение налогов. С 1 января они уже и так у многих повысились. Что касается льгот, то те, которые существуют сегодня, - это не меры социальной поддержки, а льготы, рассчитанные на режим способствования развития бизнеса. Правительство рассчитывает, что часть ИП, благодаря этим льготам, в итоге будет расти. Но если придавить их на стадии роста, то никто не вырастет.

Жаль, что под совершенствованием налогового законодательства у нас пока подразумевается только увеличение налогов.

ЕСТЬ ВОПРОС

Чем может обернуться повышение налогов для ИП?

По мнению старшего научного сотрудника Центра экономических исследований BEROC Родиона Морозова, ухудшение условий налогообложения для предпринимателей чревато серьезными последствиями для социально-экономического развития:

- В Беларуси около 260 тысяч индивидуальных предпринимателей. В зависимости от мотивов среди них можно условно выделить как минимум четыре группы.

Первая - это те, кто решил стать предпринимателем, потому что не нашел для себя тех рабочих мест, которые могли бы обеспечить им желаемый уровень оплаты труда. Прежде всего это касается регионов. Мы видим из статистики, что занятость на ряде госпредприятий снижается, и люди ищут варианты, чтобы себя обеспечить. Чаще всего они идут в торговлю или услуги.

Ко второй группе можно отнести молодежь, которая хочет себя попробовать в бизнесе. Они видят себя будущими предпринимателями, но хотят для начала получить опыт и понять каково это быть предпринимателем.

Лезть в карман к этим двум группам или ужесточать требования к ним чревато серьезными последствиями для социально-экономического развития. В первом случае могут быть социальные потрясения. А во втором - можно ожидать, что ухудшение условий будет демотивировать молодежь, и мы можем потерять в будущем предпринимательский капитал. Я надеюсь, у органов власти есть понимание возможных проблем.

Третья группа - состоявшиеся профессионалы, которые регистрируют ИП, чтобы оказывать, по сути, те же услуги, которые они бы и оказывали, находясь в штате той или иной организации или по договору подряда. Это бухгалтеры, консультанты, преподаватели, журналисты. При этом организациям не нужно брать в штат сотрудников для разовых и сезонных работ. Также организации, экономя на отчислениях в ФСЗН, могут выплачивать большее вознаграждение за выполненную работу, чем если бы работали с физическим лицом.

Четвертая группа, самая малочисленная - это ИП, открытые для оптимизации налоговых отчислений при ведении бизнеса со значительным оборотом.

Могу предположить, что планы госорганов распространяются именно на третью и четвертую группы. Но на практике определить, к какой условной группе относится ИП, будет крайне сложно. Грести всех под одну гребенку без негативных последствий для экономики вряд ли выйдет.

Например, если брать ИП дизайнеров, строителей или парикмахеров, то повышение налогов приведет к росту цен на их услуг для потребителей, как было при повышении НДС на некоторые группы товаров в начале года. Альтернативой для многих ИП может стать переезд в другую страну или уход в тень.

В этой связи, в попытках найти тех, кто, по мнению государства недостаточно участвует в формировании бюджетных доходов, есть риск ухудшить и социально-экономическую ситуацию как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Читайте также: