Чем грозит завышение фонда оплаты труда

Опубликовано: 15.05.2024

В настоящее время бюджетным законодательством предусмотрен достаточно эффективный порядок планирования бюджетных средств и контроль за их использованием. Тем не менее случаи нецелевого расходования учреждениями бюджетных средств нередки, и административное наказание за это весьма суровое.

Нормы закона

Согласно п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств является направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Аналогичное описание такого нарушения содержится в ст. 15.14 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. За данное правонарушение могут быть наказаны и учреждения (как юридические лица) штрафом в размере от 5 до 25% от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Практика показывает, что суды налагают на руководителей учреждений, признанных виновными в административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ, штрафы от 20 000 до 30 000 руб. Для руководителей муниципальных учреждений такие размеры штрафов весьма чувствительное наказание.
Руководители при принятии решений часто полагаются на профессионализм бухгалтеров. Но, к сожалению, бухгалтеры часто ошибаются, думая, что достаточно лишь соблюдать положения бюджетной классификации и порядок применения КОСГУ. Но для обеспечения целевого использования средств не менее важно:

  • соблюдать положения принятых в учреждении локальных актов;
  • осуществлять расходование средств субсидии на госзадание строго в соответствии с уставными целями учреждения;
  • производить расходы исключительно в соответствии с целями программ, в рамках которых выделяются финансовые средства.

Обратите внимание!
Наложение административного штрафа на виновных должностных лиц учреждения является не единственным наказанием. Контролирующие органы в ряде случаев могут вынести решение о взыскании с учреждения денежных средств, потраченных не по целевому назначению.

Значительная доля всех судебных споров связана с нецелевым и необоснованным использованием фонда заработной платы. Рассмотрим далее несколько примеров из судебной практики.

Необоснованное стимулирование

Цели использования бюджетных средств определяются не только применением КОСГУ в рамках бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности, но и соблюдением принятых в учреждении локальных актов. Отступление от положений локальных актов может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств. Крайне досадно, что бухгалтеры вместо того, чтобы помочь руководителю принять грамотное решение, сами становятся фигурантами таких правонарушений.

Пример этому – дело № 4а-823/2018, рассмотренное областным судом Свердловской области . Согласно материалам этого дела директор муниципального казенного учреждения (МКУ) на основании решения мирового судьи была оштрафована на 20 000 руб. за правонарушения, предусмотренные ст. 15.14 КоАП РФ. Директор с решением мирового судьи не согласилась и подала жалобу в областной суд.

В ходе судебного заседания было выяснено, что нецелевое использование бюджетных средств директором МКУ допущено в период с марта 2017 года по январь 2018 года в результате совершения выплат стимулирующего характера бухгалтеру учреждения, которые не были предусмотрены действующей в МКУ системой оплаты труда. Так, в соответствии с положениями принятой в МКУ системы оплаты труда повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности может устанавливаться всем работникам, занимающим должности, предусматривающие внутридолжностное категорирование. При этом согласно приложению 2 к положению «О системе оплаты труда работникам МКУ» размер повышающего коэффициента к окладу по должности «бухгалтер» не определен.

  • протоколом об административном правонарушении;
  • актом по результатам контрольного мероприятия;
  • платежными поручениями о перечислении денежных средств.

Далее суд изучил другие обстоятельства дела и установил, что мировым судьей была дана правильная оценка совершенному правонарушению, поэтому назначенное директору наказание было оставлено без изменения, а ее жалоба – без удовлетворения. А вот необоснованно начисленная заработная плата руководителю муниципального автономного учреждения культуры согласно материалам дела № А43-12897/2018, рассмотренного Арбитражным судом по Нижегородской области , стала причиной для взыскания с него по решению суда более 800 тыс. руб. (неправомерное и нецелевое использование бюджетных средств). Начисление заработной платы руководителю производилось с нарушением требований, установленных учредителем данного учреждения.

Выплаты к праздникам

Накануне праздников настроение работникам учреждений больше всего поднимают дополнительные денежные выплаты. Однако если такие выплаты не предусмотрены системой оплаты труда, то результаты последующих проверок могут надолго испортить настроение любому щедрому руководителю. В октябре прошлого года Ленинградским областным судом было рассмотрено дело № 7-876/2018 по жалобе руководителя органа соцзащиты, признанной виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере 20 000 руб. В своей жалобе руководитель просила отменить судебный акт о привлечении ее к административной ответственности.

Изучив материалы дела, суд установил, что данным лицом в 2017 году осуществлялись выплаты из средств фонда оплаты труда работникам учреждения

  • к праздникам: Международному женскому дню, Дню защитника Отечества, Дню социального работника;
  • за эффективную и качественную подготовку документации к межведомственной проверке;
  • за активное участие в фестивале ГТО и сдаче норм ГТО;
  • за эффективную работу с населением.

Однако данные выплаты не были предусмотрены решением о бюджете муниципального образования, сводной бюджетной росписью, бюджетной сметой, трудовыми договорами с работниками, законодательством субъекта РФ, муниципальными правовыми актами и другими документами, являющимися правовым основанием для выплат из средств на оплату труда. Поэтому произведенные в 2017 году вышеуказанные выплаты были квалифицированы как нецелевое использование средств. С учетом этих и других обстоятельств дела областной суд решил оставить административное наказание руководителю без изменений, а жалобу – без удовлетворения. Желание руководителя поощрить своих подчиненных похвально, однако делать это надо, строго следуя положениям нормативных документов.

Некомфортный труд

Однако не всегда выплаты, даже предусмотренные принятой в учреждении системой оплаты труда, могут быть признаны обоснованными. Интересный случай был рассмотрен в Постановлении АС ВВО от 22.01.2019 по делу № А43-3646/2018. Согласно материалам этого дела по итогам проведенной учредителем проверки в учреждении были установлены факты необоснованных компенсационных выплат по заработной плате работникам учреждения в сумме 189 910,25 руб. Данные выплаты были установлены учреждением уборщикам в качестве компенсации при использовании чистящих, моющих и дезинфицирующих средств, а также за некомфортный труд при уборке санузлов. При этом названные выплаты были предусмотрены локальными актами учреждения: коллективным договором, положением об оплате труда, правилами внутреннего трудового распорядка.

Изучив материалы дела, суд определил, что условия труда на рабочих местах уборщика служебных помещений соответствуют допустимым, а понятие «некомфортный труд» не закреплено в действующем законодательстве. Эти и другие обстоятельства не дают оснований учреждению включать оспариваемые выплаты в локальные акты. Кроме того, суд пришел к выводу, что установление уборщикам служебных помещений компенсационных выплат за использование чистящих, моющих и дезинфицирующих средств при выполнении трудовой функции и за некомфортный труд (уборка санузлов) со ссылкой на коллективный договор, положение об оплате труда работников и правила внутреннего трудового распорядка образует нарушение ст. 34 БК РФ.

Суд также отметил: имеющиеся у учреждения полномочия работодателя и распорядителя финансовыми средствами не наделяют его правом расходовать бюджетные средства по своему усмотрению без учета норм действующего законодательства и не свидетельствуют об эффективном и правомерном расходовании бюджетных средств. С учетом этих и других обстоятельств суд признал выплаты в сумме 189 910,25 руб. необоснованными и обязал учреждение вернуть их бюджету.

Отметим, что согласно п. 2 ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному органу по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. Другими словами, если нарушение совершено, например, получателем бюджетных средств, то главный распорядитель может забрать часть полномочий у такого учреждения-нарушителя. Однако до настоящего времени механизм реализации такого наказания ни Бюджетным кодексом, ни иным нормативным актом не установлен.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Не секрет, что порой бухгалтеры допускают ошибки в начислении заработной платы. О некоторых таких нарушениях мы поговорим в статье.

Занимаемая сотрудником должность не соответствует его квалификации

В ходе проверки наличия у сотрудников учреждения необходимой по занимаемым должностям квалификации в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 № 916н (далее – Справочник), было выявлено, что квалификации отдельных работников учреждения не отвечают требованиям названного документа, а именно:

– на должность инструкторов по спорту согласно штатному расписанию приняты работники, не имеющее высшего или среднего специального образования;

– на должность инструктора-методиста согласно штатному расписанию принят работник, не имеющий высшего или среднего специального образования;

– на должность старшего инструктора-методиста согласно штатному расписанию принят работник, не имеющий высшего или среднего специального образования.

При этом в Справочнике указано, что на данные должности могут быть приняты лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта.

Пунктом 6 Справочника установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, предусмотренных разделом «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В качестве примера можно привести п. 10Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов»), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 № 338н, п. 9 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 № 251н.

Аттестационная комиссия в учреждении не создана. Аттестация данных сотрудников не была произведена.

Исправление нарушения. Учреждению необходимо создать аттестационную комиссию и провести аттестацию данных работников на соответствие их занимаемой должности. В случае выявления несоответствия сотрудников занимаемой должности следует провести их аттестацию.

Назначение выплат стимулирующего характера

К выплатам стимулирующего характера относятся доплаты и надбавки, премии и иные поощрительные выплаты (ч. 1 ст. 129 ТК РФ). Согласно ч. 2 ст. 135 ТК РФ системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальный нормативный акт, предусматривающий стимулирующие выплаты, должен приниматься с учетом мнения представительного органа работников (ч. 4 ст. 135 ТК РФ).

Исправление нарушения. Учреждению следует разработать положение о премировании и отразить в нем показатели и условия стимулирования работников, причем положение должно действовать в отношении не только средств бюджета, но и средств, получаемых учреждением в рамках приносящей доход деятельности, при условии, что стимулирующие выплаты за счет этих средств тоже производятся.

Кроме того, с учетом Приказа Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» (далее – Рекомендации) можно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором прописать показатели, условия стимулировании и их размер.

Согласно п. 8 Рекомендаций в дополнительное соглашение к трудовому договору следует включать условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ (в случае отсутствия этих условий в ранее заключенном трудовом договоре), в частности условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника учреждения, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). При этом рекомендуется конкретизировать условия осуществления выплат компенсационного характера (наименование выплаты, размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты), стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения выплаты, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер выплаты).

В системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками учреждений могут быть установлены другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями.

Условия осуществления выплат стимулирующего и компенсационного характера, а также предоставления мер социальной поддержки рекомендуется излагать в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему в форме, понятной работнику учреждения и работодателю и исключающей неоднозначное толкование этих условий. При этом не рекомендуется ограничиваться только ссылками на положения локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие вопросы осуществления выплат стимулирующего и компенсационного и характера (п. 13 Рекомендаций).

При расторжении трудового договора с руководителем не выплачена компенсация, предусмотренная ст. 279 ТК РФ

В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

В силу ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Согласно п. 2 ст. 278 ТК РФ трудовой договор с руководителем организации, помимо оснований, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами, может быть расторгнут в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора.

Статья 279 ТК РФ устанавливает, что в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Предоставление учредителю права принять решение о досрочном расторжении трудового договора с руководителем организации – в силу ст. 1 ч. 1, ст. 7 ч. 1, ст. 8 ч. 1, ст. 17 ч. 3, ст. 19 ч. 1и 2, ст. 34 ч. 1, ст. 35 ч. 2, ст. 37и 55 ч. 3Конституции РФ – предполагает, в свою очередь, предоставление последнему адекватных правовых гарантий защиты от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы, от возможного произвола и дискриминации.

К числу таких гарантий относится предусмотренная ст. 279 ТК РФ выплата компенсации за досрочное расторжение трудового договора с руководителем организации в размере, определяемом трудовым договором. По смыслу норм данной статьи во взаимосвязи с положениями ст. 278 ТК РФ выплата компенсации – необходимое условие досрочного расторжения трудового договора с руководителем организации в указанном случае.

Следовательно, невыплата работнику такой компенсации при условии, что он не совершил виновных действий, дающих основание для его увольнения, должна рассматриваться как нарушение работодателем порядка увольнения работника.

Если же увольнение произведено в связи с виновным неисполнением руководителем организации своих обязанностей, то работодатель обязан указать конкретную причину увольнения и при разрешении спора в суде представить доказательства, подтверждающие, что досрочное расторжение трудового договора было вызвано виновными действиями руководителя.

Таким образом, расторжение трудового договора по п. 2 ст. 278 ТК РФ не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты справедливой компенсации, размер которой определяется трудовым договором, а в случае возникновения спора – решением суда.

Аналогичное мнение изложено в Определении ВС РФот 14.12.2012 № 5-КГ12-61. Судом разрешался спор относительно невыплаты компенсации руководителю коммерческой организации при расторжении с ним трудового договора. Трудовой договор был расторгнут в результате принятия советом директоров решения о полном изменении состава акционеров. Несмотря на то, что в данном случае рассматривались действия коммерческой организации, приведенные в определении нормы Трудового кодекса применяются и в отношении государственных (муниципальных) учреждений.

Исправление нарушения. Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Таким образом, несмотря на то, что физическое лицо уволено и не является уже работником учреждения, обязанность учреждения по выплате компенсации при увольнении осталась, к тому же возникла обязанность по начислению суммы компенсации за несвоевременную выплату данных сумм.

Учреждению следует составить справку по форме 0504833, в которой отразить все необходимые операции по начислению компенсации ввиду увольнения работника, а также компенсации за несвоевременную выплату данных сумм. Далее показатели, отражаемые в справке, переносятся в бухгалтерскую программу.

Предлагаем рассмотреть исправление данной ситуации на примере.

Пример

По распоряжению учредителя от 11.03.2013 № 56 руководитель учреждения Иванов А. И. был освобожден от должности. Выполняя нормы ст. 280 ТК РФ, учредитель предупредил Иванова о данном решении в письменной форме за месяц. В день увольнения работнику была выплачена заработная плата, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 92 000 руб. Установленная ст. 279 ТК РФ и коллективным договором учреждения компенсация руководителю при увольнении выплачена не была. При проведении проверки данное нарушение было обнаружено и зафиксировано в акте проверки. Учреждение решило произвести данную выплату 18.07.2013. Для упрощения примера предположим, что выплаты производятся за счет средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности.

Учреждение должно составить справку по форме 0504833, в которой в графе «Наименование и основание проводимой операции» указать: «При увольнении Иванову А. И. не была выплачена компенсация, предусмотренная ст. 279 ТК РФ и коллективным договором учреждения. Размер компенсации составляет трехкратный размер оклада Иванова А. И., то есть 60 000 руб. (20 000 руб. х 3).

Также в связи с невыплатой данной суммы в установленный ст. 140 ТК РФ срок работнику начисляется компенсация за несвоевременную выплату. Срок задержки выплаты компенсации составляет 129 дней (20 дней в марте, 30 дней в апреле, 31 день в мае, 30 дней в июне, 17 дней в июле при условии, что выплата будет произведена 18 июля). Размер компенсации составит 25 800 руб. (60 000 руб. х 1/300 х 129 дн.).

– компенсации по увольнению;

– компенсации за несвоевременную уплату суммы компенсации, выплачиваемой в связи с досрочным расторжением трудового договора с руководителем учреждения».

В бухгалтерском учете операции по начислению и выплате причитающихся бывшему работнику компенсаций должны быть отражены следующими бухгалтерскими записями:

Яковлев Иван

Ошибки в порядке начисления и выплаты заработной платы — весьма серьезное правонарушение, а иногда — и уголовное преступление. Конечно, за все, что происходит в компании, в первую очередь отвечает директор. Но руководитель не занимается расчетом зарплаты, поэтому справедливо будет в ряде случаев разделить ответственность между ним и теми, кто отвечает за этот участок работы. Рассмотрим, какова может быть ответственность главного бухгалтера за невыплату заработной платы и другие нарушения в этой сфере.

Виды нарушений в области заработной платы

В первую очередь зарплату надо начислить, и уже на этом этапе возникает немало проблем:

  1. Неправильный расчет суммы (не учтена часть рабочего времени, выполненной нормы и т.п.).
  2. Неверно определен размер заработной платы в тех случаях, когда выплаты должны производиться «по-среднему» (отпускные, командировки и т.п.)
  3. Неправильное применение налоговых вычетов.
  4. Технические ошибки.

Надо иметь в виду, что неверное начисление заработной платы может быть связано не только с занижением, но и с завышением суммы. Это тоже может повлечь за собой потери для предприятия. Ведь если работник откажется добровольно вернуть переплату, то заставить его можно далеко не всегда ( определение Верховного Суда РФ от 20.01.2012 № 59-В11-17 ).

В связи с выплатой зарплаты могут возникнуть следующие нарушения:

  1. Просрочка выплат. Здесь нужно учитывать конкретный вид выплаты. «Обычная» зарплата перечисляется не реже двух раз в месяц, конкретные даты выплат устанавливаются во внутренних локально-нормативных актах; отпускные — не позднее, чем за три дня до начала отпуска; окончательный расчет — в день увольнения и т.д.
  2. Невыдача расчетного листка или его оформление с нарушениями.
  3. Невыплата компенсации при просрочке.

Не следует забывать, что выплаты работникам являются базой для исчисления и страховых взносов. Поэтому ошибки в расчете зарплаты обычно влекут за собой и налоговые нарушения.

Санкции за нарушения по зарплате

Наказания в этой области могут быть применены на основании следующих разделов законодательства:

  1. Административные санкции за нарушения порядка начисления и выплаты зарплаты, если они не образуют состав уголовного преступления. Также в административном порядке ответственные лица могут быть наказаны и за налоговые правонарушения.
  2. Налоговые санкции применяются к организации или ИП при занижении базы по НДФЛ или взносам.
  3. Уголовное наказание грозит должностным лицам при длительной просрочке по зарплате или крупной недоимке.

Нарушение

Статья закона

Максимальные санкции для должностных лиц

штраф, тыс. руб.

дисквалификация, лет

лишение свободы, лет

Кто и в каком порядке может быть наказан за «зарплатные» нарушения

Если речь идет именно о просрочке по зарплате и других подобных нарушениях, то их выявляют сотрудники трудовой инспекции. Это могут быть как плановые проверки, так и реакция на заявления работников.

Уплату налогов и взносов контролируют специалисты ФНС в рамках выездных и камеральных проверок.

Если каким-либо ведомством будут выявлены признаки преступления, материалы направятся в правоохранительные органы.

Важно!

В первую очередь ответственность за все нарушения ложится на директора. В частности, при длительной невыплате зарплаты (ст. 145.1 УК РФ) закон прямо говорит об ответственности именно руководителя.

В других случаях наказанию подлежат абстрактные «должностные лица», но на практике это также обычно бывает руководитель.

Главный бухгалтер или рядовые специалисты привлекаются к ответственности редко. Проверяющим проще задействовать этих сотрудников в качестве свидетелей, чтобы обвинить руководителя организации. В связи с чем ответственность бухгалтера за неправильное начисление заработной платы возникает уже в рамках трудового права.

Штрафные санкции за нарушения по начислению и выплате зарплаты в соответствии со ст. 5.27 КоАП могут быть наложены не только на должностное лицо, но и на организацию. И суммы здесь более значительные — до 100 тыс. руб.

Кроме того, при неуплате НДФЛ или взносов на компанию может быть наложен штраф в размере от 20% до 40% суммы недоимки ( ст. 122 НК РФ ). Все эти суммы организация теоретически может взыскать с виновного лица (ст. 242 ТК РФ).

Но на практике такое взыскание связано с рядом ограничений. Ответственность главбуха или ответственность бухгалтера-расчетчика в общем случае ограничена среднемесячным заработком (ст. 241 ТК РФ).

Важно!

Полная материальная ответственность может быть применена к работнику, если с ним заключен соответствующий договор (ст. 242 ТК РФ), а также в особых случаях, установленных статьей 243 ТК РФ. Примером может служить причинение ущерба в результате административного правонарушения или преступления.

И в любом случае, если работник отказывается платить добровольно, ущерб в сумме, превышающей среднемесячный заработок, может быть взыскан только через суд (ст. 248 ТК РФ).

Как бухгалтеру и другим сотрудникам избежать «зарплатных» санкций

Расчет заработной платы — один из наиболее сложных участков бухучета. Здесь необходимо обладать не только бухгалтерскими, но и юридическими знаниями. А законодательство в этой сфере меняется весьма часто.

Ситуация усугубляется, если на этом участке возникают трудности организационного характера. Проблемы с поиском работников высокой квалификации, текучка кадров, декретные отпуска и больничные сотрудников — все это может стать причиной ошибок и применения санкций.

Клиентов 1C-WiseAdvice эти проблемы обходят стороной. У нас достаточно ресурсов и опыта, чтобы сделать обслуживание:

  • не отвлекающим внимание клиента от первостепенных бизнес-задач – стандартизация и автоматизация процессов позволяют при замене специалиста передавать дела быстро и незаметно;
  • профессиональным и полезным – консультации проводят профильные специалисты, которые имеют знания и опыт работы в необходимом направлении.

А еще, хотелось бы сказать, что, беря расчет зарплаты в свои руки, мы отвечаем за налоговую безопасность своих клиентов, ведь с фондом оплаты труда связана значительная часть фискальной нагрузки.

Вывод

За «зарплатные» нарушения к должностным лицам могут быть применены административные или уголовные санкции.

Обычно к ответственности привлекается руководитель. Главбух и, тем более, рядовые исполнители, как правило, фигурируют в качестве свидетелей.

К юридическому лицу также могут быть применены санкции в соответствии с КоАП РФ и НК РФ. Указанные штрафы организация может взыскать с виновных лиц (в том числе и с бухгалтера) в рамках трудовых правоотношений.

Специалисты нашей компании знают, как оградить вас от перечисленных выше проблем. На личной встрече мы готовы рассказать подробнее об аутсорсинге расчета зарплаты.

Проверки расходования средств республиканского бюджета, выделенных на оплату денежного содержания и оплату труда, правильности формирования фонда оплаты труда Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва проводятся по следующим направлениям:

- правильность формирования фонда оплаты труда;

- правильность и обоснованность установления должностных окладов и всех видов надбавок (стимулирующих компенсационных), премирования, поощрений и других видов выплат к заработной плате;

- правильность отражения задолженностей по заработной плате и начислениям во внебюджетные фонды на начало и на конец финансового года с отражением в соответствующих отчетах, обоснованность задолженностей.

По результатам контрольных мероприятий, проведенных Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва в 2018 году, нарушения расходования средств республиканского бюджета, выделенных на оплату труда, установлены в 7 объектах контроля, из них в подведомственных учреждениях Министерства образования и науки РТ, Министерства труда и социального развития РТ, Агентства по делам семьи и детей РТ, Службы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям РТ, а также в Администрации Пий-Хемского кожууна.

Нарушения фонда оплаты труда выявлены на общую сумму 36 606,6 тыс. рублей, что составляет 55,6% от общего объема выявленных финансовых нарушений, в том числе:

- неэффективное использование бюджетных средств – 15 392,7 тыс.рублей, что составляет 42% всей выявленной суммы по фонду оплаты труда;

- неправомерная выплата заработной платы – 10 028,6 тыс.рублей или 27,4%;

- переплата заработной платы – 9 344,0 тыс.рублей или 25,5%;

- недоплата заработной платы – 1841,3 тыс.рублей или 5%.

Типичными нарушениями являются:

1. Необоснованные завышения размеров должностных окладов руководящего состава на общую сумму 1 105,2 тыс.рублей допущены в подведомственных учреждениях Министерства образования и науки РТ, Агентства по делам семьи и детей РТ.

2. В бюджетном учреждении, подведомственном Агентству по делам семьи и детей РТ, установлен факт начисления и выплаты директору учреждения надбавок и доплат, не предусмотренных трудовым договором, на общую сумму 356,5 тыс.рублей.

3. Почти во всех проверенных учреждениях надбавки за расширение зон обслуживания, за увеличение объемов работ начисляются при отсутствии соглашений сторон, определяющих содержание и (или) объем дополнительной работы, а также других документов, подтверждающих факт привлечения работника к дополнительной работе, что приводит к неправомерным выплатам заработной платы. Всего данное нарушение установлено на общую сумму 4 807,3 тыс.рублей.

4. Выплата «за качество выполняемых работ» в учреждениях производится без учета оценки эффективности работы, качества и полноты оказываемых услуг, а также сверх размеров, установленных Положениями о системе оплаты труда, на сумму 2 242,5 тыс.рублей.

5. В результате неправильного применения норм законодательства, а именно начисления не предусмотренные Положением о системе оплаты труда, неправомерно начислены надбавки на общую сумму 1 099,1 тыс.рублей.

6. В результате неправильного установления стажа непрерывной работы и применения размера доплаты допущена переплата заработной платы на сумму 1 205,9 тыс.рублей.

7. Компенсационная выплата за вредность на общую сумму 2 141,8 тыс.рублей начислялась и выплачивалась в отсутствие специальной оценки условий труда и при отсутствии вредных и (или) опасных производственных факторов рабочих мест.

8. В образовательном учреждении выплата компенсационной надбавки за проведение кружков на сумму 487,1 тыс.рублей производилась при отсутствии часов в тарификационном списке педагогических работников, а также в отсутствие документов, подтверждающих проведение кружков.

9. При отсутствии первичных документов - приказов руководителя учреждения в автономном учреждении начислены и выплачены премии, материальная помощь работникам на сумму 154,0 тыс. рублей.

10. При изменении нормативных правовых документов, регулирующих порядок формирования фонда оплаты труда, учреждениями не обеспечивается внесение изменений в свои локальные документы по оплате труда. В результате не установления размеров должностных окладов согласно постановлению Правительства РТ допущена недоплата заработной платы на сумму 1 073,8 тыс.рублей.

11. В результате произведенных недоплат заработной платы искусственно создается экономия фонда оплаты труда, которая направляется впоследствии на премирование, оказание материальной помощи в основном руководящему составу, бухгалтерской службе, что является неэффективным использованием бюджетных средств.

Кроме того, в двух государственных бюджетных учреждениях премии и материальные помощи на сумму 5 609,6 тыс.рублей начислены и выплачены при имеющейся кредиторской задолженности по фонду оплаты труда.

12. Главный бухгалтер автономного учреждения, подведомственного Службе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям РТ, при осуществлении онлайн расчетов, используя электронно-цифровую подпись руководителя учреждения, при отсутствии оправдательных документов перечислила на свой личный счет денежные средства на сумму 121,7 тыс. рублей. По данному нарушению в отношении виновного лица возбуждено уголовное дело.

13. В Администрации муниципального района допущено нарушение условий расходования межбюджетных трансфертов, выделенных из республиканского бюджета, на сумму 4 292,0 тыс.рублей, вследствие увеличения расходов по оплате труда, переплата денежного содержания муниципальным служащим и заработной платы работникам установлена на сумму 7 219,5 тыс. рублей, недоплата денежного содержания муниципальным служащим и заработной платы работникам – 481,9 тыс. рублей.

14. Выплата премии председателю Администрации при отсутствии первичных учетных документов (Решения Хурала представителей кожууна); начисление и выплата денежного содержания за фактически не отработанное время; оплата заработной платы по документам, оформленным ненадлежащим образом, допущена на общую сумму 135,0 тыс. рублей.

По результатам проведенных проверок Службы:

- в бюджет зачислено средств в сумме 827,0 тыс.рублей,

- приведены в соответствие нормативные правовые акты, регулирующие оплату труда;

- завышенные размеры должностных окладов руководящего состава учреждения приведены в соответствие;

- выплачена недоплата заработной платы.

На основании изложенного, органам исполнительной власти и муниципальным образованиям необходимо усилить контроль по эффективному и целевому использованию средств бюджета, осуществлять внутренний контроль по использованию выделенных средств и принять соответствующие меры по недопущению установленных нарушений.

Цены в магазинах постоянно растут. Чтобы поддерживать покупательную способность и средние реальные доходы людей, работодатели должны регулярно повышать зарплату работников — это и называется индексацией зарплат. Индексация — одна из основных государственных гарантий по оплате труда.

Законодательство об индексации зарплаты. По сути, оно сводится к одной статье трудового кодекса. В ней говорится, что повышение реального уровня зарплаты обеспечивается путем ее индексации, которая проводится:

  1. в бюджетной сфере — в порядке, установленном ТК РФ и иными нормативными правовыми актами;
  2. в коммерческом секторе — так, как установлено коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.

Кроме того, в большинстве действующих федеральных отраслевых соглашений прописана обязанность работодателей проводить индексацию зарплат.

В чем отличие повышения окладов от индексации зарплаты. Как правило, работодатель повышает оклады по своему усмотрению — например, отдельным сотрудникам, а не всему персоналу — и если позволяют финансовые возможности компании.

Индексация — это гарантия по оплате труда. Она должна проводиться независимо от желания работодателя и в отношении всех лиц, которые работают по трудовому договору. Об этом не раз говорил Конституционный суд в своих решениях.

Проще говоря, индексация зарплат — обязанность работодателя, а повышение окладов — его право.

Между тем Верховный суд считает, что индексация — это всего лишь один из способов обеспечить реальное повышение уровня зарплаты. Поэтому если работодатель просто периодически увеличивает должностные оклады работников или выплачивает им премии, он выполняет требования трудового кодекса об индексации и дополнительно индексировать зарплату не должен. Но есть важный момент: в таком случае в локальном акте работодателя прямо должно быть прописано, что увеличение окладов и/или выплата премий приравниваются к индексации. Это тоже сказал Верховный Суд.

Суды уже взяли эту позицию на вооружение. Такая практика есть, например, в Мосгорсуде и в Самарском облсуде.

Причины индексации

Главная причина — это, конечно же , инфляция. Из-за нее наши деньги постепенно обесцениваются: на одну и ту же сумму по прошествии времени мы можем приобрести меньше товаров и услуг, чем прежде. Так, по данным Росстата, уровень инфляции в России за 2020 год составил 4,9%.

Процесс инфляции в нашей стране — факт общеизвестный и доказыванию не подлежит. Это указывают даже суды в своих решениях.

Какие части зарплаты нужно индексировать

Минтруд полагает, что работодатель может сам определить, как индексировать зарплату сотрудникам — можно пропорционально увеличивать все выплаты, положенные работнику, или увеличивать только отдельные части, например, оклад.

Многие работодатели предпочитают индексировать оклад работника, установленный в твердой сумме — то есть в абсолютных значениях. В этом случае различные доплаты, надбавки и премии установленные в процентах от оклада, можно не индексировать. Ведь после индексации оклада названные выплаты будут рассчитываться от уже проиндексированной суммы.

Если эти выплаты установлены в твердых суммах, следует проиндексировать все вместе, чтобы не было реального снижения уровня зарплаты. Но работодатели, которые не относятся к бюджетной сфере, сами вольны определять в том числе и то, какие составные части зарплаты индексировать, а какие нет.

Кто обязан индексировать зарплаты

Проводить у себя индексацию должны все работодатели без исключения. Поскольку эта гарантия предусмотрена законом, они не вправе лишать ее работников и уклоняться от того, чтобы устанавливать у себя порядок индексации и следовать ему. Это позиция Конституционного суда.

Индексация зарплат бюджетников

В бюджетной сфере зарплаты индексируются по указанию сверху. Так, сотрудникам федеральных органов и учреждений последний раз поднимали оклады правительственным постановлением — с 1 октября 2020 года на 3%.

В федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022—2023 годы уже заложены средства, чтобы частично компенсировать отдельным субъектам РФ их расходы на повышение зарплат региональных бюджетников. Но некоторые регионы сами, без федеральной помощи индексируют зарплаты работникам своих бюджетных учреждений. Например, с 1 января 2021 года на 3,7% повышены оклады московских бюджетников.

Для госслужащих предусмотрен свой порядок индексации. В законе о госслужбе сказано, что должностной оклад и оклад за классный чин госслужащего ежегодно индексируются с учетом уровня инфляции:

  • для «федералов» — по указу Президента РФ и на основании закона о федеральном бюджете на соответствующий год;
  • для «регионалов» — на основании закона о бюджете субъекта РФ на соответствующий год.

В отдельные периоды, например с 1 января 2014 года по 31 декабря 2017 года, официально оклады госслужащих не индексировались. Но с 2018 года индексация возобновилась и в 2019 году продолжилась. В 2020 году оклады госслужащих проиндексировали, а с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года индексацию снова приостановили.

Индексация в коммерческой организации

Поскольку у нас в законодательстве нет единого порядка индексации для работодателей коммерческой сферы, трудовой кодекс разрешает таким работодателям устанавливать свой собственный порядок.

При этом в качестве коэффициента индексации они вольны выбрать любой из следующих показателей.

Индекс потребительских цен. Он официально устанавливается как в целом по России, так и по конкретному региону. Его каждый месяц публикуют, соответственно, Росстат и его территориальные органы по субъектам РФ. Так, за 2020 год индекс потребительских цен в России составил 104,21%.

Прогнозируемый уровень инфляции в РФ. Как правило, он предусмотрен в законе о бюджете на ближайшие три года. Так, на 2021 год запланирована инфляция в 3,7%, а на 2022 и 2023 годы — в 4%.

Величина прожиточного минимума. В целом по России эту величину ежеквартально определяет Минтруд, а по конкретному субъекту РФ — то ведомство, которое названо в соответствующем региональном законе.

Например, по России прожиточный минимум трудоспособного населения за первый квартал 2020 года — 11 731 Р , за второй квартал — 12 392 Р . Таким образом, рост прожиточного минимума составил 5,6% = 12 392 Р / 11 731 Р × 100 − 100.

На 2021 год прожиточный минимум трудоспособного населения составил 12 702 рубля.

Обратите внимание: все перечисленные величины не являются обязательными. Для индексации зарплаты работодатель может выбрать и любой другой ориентир — главное, чтобы он учитывал рост стоимости жизни.

Может ли индексация зависеть от финансового состояния работодателя

Верховный суд считает, что да. По его мнению, частные компании вправе выбрать для себя любой порядок и любые условия индексации в зависимости от конкретных обстоятельств. В том числе это могут быть экономические показатели фирмы и уровень ее платежеспособности. Получается, индексацию можно обусловить наличием прибыли и не делать ее, если прибыли нет.

Работодатели действительно иногда закрепляют в своем локальном акте подобное условие для индексации. Вот как оно может звучать:

…индексация заработной платы с целью обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы и покупательной способности работников проводится после утверждения результатов деятельности общества… при наличии определенных показателей…

И если компания в суде документально подтвердит свое тяжелое материальное положение, суд может встать на ее сторону и не удовлетворить требование работника о проведении индексации.

Например, так произошло в Башкортостане. Мужчина обратился в суд, требуя от работодателя, в числе прочего, проиндексировать ему зарплату. Действительно, в коллективном договоре компании индексация была предусмотрена. Но при этом в Положении по оплате труда и премированию работников было сказано, что все доплаты, премии и надбавки выплачиваются в зависимости от финансового состояния работодателя.

В суде компания представила справку о своих финансово-экономических показателях, где значился убыток более 7 млн рублей. Судьи встали на сторону работодателя. Они указали, что из-за убыточности и неплатежеспособности тот просто не имел реальной возможности провести индексацию.

Порядок индексации

Если работодатель собрался установить у себя порядок индексации, ему нужно определиться со следующими моментами.

Какие выплаты индексируются, а какие нет. Например, можно индексировать оклады, но не индексировать премии в твердой сумме. Также работодатель вправе установить пороговую сумму, в пределах которой доходы сотрудников будут индексироваться в полном объеме. Вот как это можно сформулировать:

1.2.1. Индексации подлежат следующие выплаты сотрудникам:

  • оклад в пределах суммы, не превышающей 35 000 Р ;
  • тарифные ставки;
  • сдельные и повременные расценки.

1.2.2. Индексации не подлежат:

  • часть оклада, превышающая 35 000 Р ;
  • доплаты, надбавки, премии, установленные в твердой сумме;
  • заработок, сохраняемый за уволенными работниками на период
  • трудоустройства в случаях, прямо предусмотренных трудовым законодательством.

Периодичность индексации. Ее можно проводить хоть каждый месяц. Но гораздо удобнее и целесообразнее делать это реже: раз в полугодие или ежегодно.

3.1. Индексация доходов сотрудников производится один раз в полугодие в соответствии с коэффициентом индексации.

Значение и расчет коэффициента индексации. Допустим, решено привязать индексацию к индексу роста потребительских цен в целом по РФ. Формулировка может быть такой:

3.2. Значение коэффициента индексации рассчитывается на основании официальных данных Росстата о росте индекса потребительских цен по России путем перемножения ежемесячных индексов за предыдущее полугодие. Полученный коэффициент применяется с 1 января и с 1 июля.

Документальное оформление индексации

Обычно порядок индексации прописывается отдельным разделом в тех локальных актах, которые приняты в компании. Это могут быть:

  1. положение об оплате труда;
  2. положение о порядке индексации;
  3. коллективный договор.

В локальном акте об индексации ни в коем случае нельзя писать, что на каких-то работников индексация не распространяется. Например, не индексируется зарплата совместителей или дистанционных работников. Это будет дискриминацией, за которую могут оштрафовать и компанию, и ее директора.

Совет. В трудовом договоре закреплять порядок индексации не стоит. В противном случае каждый раз, когда нужно будет что-то изменить в этом порядке, придется заключать со всеми работниками допсоглашения к трудовому договору.

Можно просто указать в трудовом договоре, что зарплата работника — это оклад с учетом индексации, и сделать отсылку на локальный акт.

4.3. Работнику установлен оклад 40 000 Р . Он индексируется в соответствии с Положением об оплате труда ООО «Азимут», утвержденным приказом генерального директора Общества от 01.03 2018 № 18, с которым работник был ознакомлен до подписания настоящего трудового договора.

Приказ на индексацию зарплаты. При проведении каждой индексации целесообразно издавать приказ за подписью руководителя, в котором нужно указать конкретное значение коэффициента индексации и дату, с которой он применяется. Приказ будет основанием для начисления бухгалтерией зарплаты работникам в увеличенном размере.

Ответственность за непроведение индексации

Работодателя, у которого вообще нет закрепленного порядка индексации либо он есть, но индексация не проводится, могут оштрафовать за нарушение трудового законодательства:

  • организацию — на 30 000—50 000 Р ;
  • ее руководителя или работодателя-ИП — на 1000—5000 Р .

Такие разъяснения дал Минтруд, разобрав следующую ситуацию. В компании коллективным договором были установлены порядок и сроки индексации, но она не проводилась. Компания интересовалась, за что ее могут привлечь к административной ответственности: за невыполнение обязательств по коллективному договору или за нарушение трудового кодекса.

Интерес не праздный: в первом случае штраф совсем небольшой — от 3000 до 5000 рублей, а если повезет, можно отделаться и предупреждением. Но Минтруд выбрал второй вариант. В качестве аргумента он указал, что, если компания не индексирует зарплату, получается, что она выплачивает зарплату работникам не в полном объеме. А это уже административное правонарушение.

Если проверяющий трудинспектор других нарушений, кроме отсутствия закрепленного порядка индексации, не выявит, он, скорее всего, не будет сразу штрафовать работодателя, а выдаст предписание об устранении нарушения к определенному сроку. А вот если такое предписание не выполнить, тогда уже оштрафуют:

  • организацию — на 100 000—200 000 Р ;
  • ее руководителя или ИП — на 30 000—50 000 Р .

Налоговые последствия индексации

Никаких налоговых послаблений для работодателей, которые индексируют зарплаты, не существует. Наоборот, налоговая нагрузка может вырасти. Ведь в результате индексации оклады сотрудников повышаются, а значит, увеличивается и сумма страховых взносов — пенсионных, медицинских и на социальное страхование, — которые платят работодатели с выплат сотрудникам.

С другой стороны, те работодатели, которые применяют общий режим налогообложения и УСН «доходы минус расходы», смогут больше списать в затраты. Ведь и зарплата персонала, и страховые взносы, которые на нее начисляются, — все это уменьшает базу и по налогу на прибыль, и по «упрощенному» налогу.

Читайте также: