Чем отличается директор от менеджера

Опубликовано: 06.07.2024

Как бы многим ни хотелось думать иначе, но слова «руководитель» и «менеджер» — не синонимы. Да, у них есть общее, но, по сути дела, это две своеобразные стадии зрелости в понимании и овладении сутью и смыслом руководства. Одного можно сравнить с императором, другого — с надсмотрщиком. А чем еще руководитель отличается от менеджера?

«Катящиеся камни никогда не покроются мхом»

Чем знаток и мастер отличается от простого любителя? Тем, что у него значительно богаче и разнообразнее палитра красок и набор инструментов, с помощью которых он рисует картины своего внутреннего и окружающего миров. Гурман различает мельчайшие нюансы предвкушения, вкуса, послевкусия. Он смакует каждый оттенок аромата (вспомните роман «Парфюмер» П. Зюскинда). Чтобы достичь совершенства нужно много работать и не уставать развивать свои творческие способности.

Обычно мы просто применяем в своей реальной практической деятельности те знания о менеджменте и руководстве, которые почерпнули из книжек, обучения, собственного опыта. Забот, задач, амбиций и проектов обычно так много, что мы мчимся, не переставая, в надежде покорить очередную призрачную вершину. Не успевая оглянуться назад и не пытаясь по-настоящему смело и решительно посмотреть вперед. Давайте попробуем хотя бы мысленно остановиться и провести эксперимент рефлексии, чтобы посмотреть на свою деятельность со стороны, понаблюдать за ней из внешней позиции.

Наука управления людьми дает базовый набор понятий, методик, способов и инструментов для выполнения функций начальника. Дополнительно были придуманы роли, игра в которые позволяет сделать процесс управления людьми более естественным. Далее я ограничусь только двумя, наиболее характерными ролями: менеджер и руководитель. В принципе обе они придуманы для организации, руководства и управления. Для выполнения самой работы, прежде всего, не лично самим, а с помощью голов и рук других людей — так называемых подчиненных. На мой взгляд, это две своеобразные стадии зрелостив понимании и овладении сути и смысла руководства. Говоря предельно жестко, о самых пограничных случаях, по моему мнению, (если обратиться к исторической ретроспективе), менеджер — это надсмотрщик над рабами, а олицетворением руководителя является император в древнем Китае. Задача надсмотрщика — заставить раба физически работать, не допустить порчи инструмента. При правлении древних императоров их авторитет был настолько велик, что все делалось «словно само собой», а среди людей царила справедливость, согласие, доверие и уважение к существующему порядку вещей. Лао-цзы так писал о стилях управления:

Среди правителей наилучший тот,
Чье существование люди едва замечают;
Не столь хорош тот, кого они слушаются и превозносят;
Хуже всех правитель, которого презирают.
«Люди не уважают того,
Кто не уважает людей».
Мудрый правитель, добившись своей цели,
Не славит свои труды,
И люди скажут: «Мы сделали это сами».

Другой важный ракурс при исследовании управления — это лидерство. В данной статье мы на лидерстве отдельно не фокусируемся, а более подробно исследуем нюансы ролей «чистого» исполнителя чужой воли и «чистого» творца развития социума.

Если обратиться к словарям, то можно узнать, что:

    Менеджер (от англ. manage — управлять) — специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. Менеджер является должностным лицом фирмы, компании, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм. Менеджеры обычно разделяются на три страты: старшие, средние и низшие, что указывает на широкое социальное и экономическое неравенство в пределах данной категории. Высшие эшелоны включают высокооплачиваемых исполнительных директоров многонациональных корпораций, в то время как низшие — диспетчеров, получающих чуть больше рабочих ручного труда, рядом с которыми они работают и которых контролируют.

В реальной жизни мы обычно имеем некую комбинацию из этих двух ролей. Понимание их отличий и умелое применение в каждой конкретной ситуации дает возможность реализации наиболее эффективного и гармоничного сплава науки и искусства управления людьми. Далее, для лучшего понимания специфики ролей менеджера и руководителя в современных условиях, умения их осознанно применять в конкретной ситуации, даны два списка. Первый показывает, в чем разница между менеджером и руководителем. Второй — описывает специфические компетенции, характерные и необходимые именно руководителю.

Чем руководитель отличается от менеджера

  1. Менеджер — администратор, руководитель — инноватор.
  2. Менеджер поручает, руководитель — вдохновляет.
  3. Менеджер работает по целям других, руководитель работает по своим целям.
  4. У менеджера основа действия — план, у руководителя — виденье.
  5. Менеджер полагается на систему, руководитель полагается на людей.
  6. Менеджер использует доводы, факты, руководитель использует эмоции.
  7. Менеджер поддерживает движение. Руководитель дает импульс движению.
  8. Менеджер — профессионал. Руководитель — энтузиаст.
  9. Менеджер работает за зарплату, а руководитель — за идею.
  10. Менеджер принимает решения. Руководитель превращает решения в реальность.
  11. Менеджер делает дело правильно. Руководитель делает правильное дело.
  12. Хорошего менеджера уважают. Хорошего руководителя обожают.
  13. Руководитель — лидер, а менеджер — исполнитель.
  14. Руководитель думает, прежде всего, над стратегией, менеджер — над тактикой.
  15. Руководитель подбирает и вдохновляет команду, менеджер — мотивирует и стимулирует подчиненных.
  16. Руководитель помнит о мелочах и повседневной рутине, но по-настоящему его заботит будущее и неизвестное.
  17. Руководитель задает ориентиры, мечтает, творит, придумывает, доверяет. Менеджер организует, отчитывается, контролирует, достигает заданных показателей.
  18. Руководитель делает в первую очередь то уникальное, что никто кроме него в организации не может. Остальное он делегирует. Менеджер действует примерно также. Но его «уникальное» качественно другого рода.
  19. Нужны и те и другие. Они органично дополняют друг друга.

Что должен уметь делать руководитель

  1. Быть лидером.
  2. Нести ответственность.
  3. Вдохновлять других на профессиональное и творческое выполнение служебных обязанностей.
  4. Находить, ставить цели и достигать их.
  5. Признавать свои ошибки.
  6. Прощать и требовать, требовать и прощать.
  7. Организовывать, руководить и управлять (планировать, исполнять, мотивировать, контролировать).
  8. Переводить конфликты в конструктивное русло.
  9. Показывать личный пример в служении делу.
  10. Думать глобально, действовать локально.
  11. Изменяться с изменениями (чувствовать наступление перемен).
  12. Действовать и принимать правильные решения в условиях цейтнота, неопределенности и хаоса.
  13. Уважать различные точки зрения.
  14. Делегировать полномочия без потери качества результата.
  15. Принимать решения и добиваться их исполнения.
  16. Отменять свои решения, если ситуация изменилась не так, как планировалось.
  17. Быть гибким и принципиальным одновременно.
  18. Доверять и уважать начальников, коллег, подчиненных.
  19. Находить и нести новые смыслы в мир.
  20. Саморелиазоваться самому и давать саморелиазоваться другим.
  21. Уметь «выпрыгивать» из текучки, повседневности, рутины.
  22. Уметь одновременно занимать противоположные точки зрения и находить выходы из безвыходной ситуации.
  23. Учить других и учиться самому.
  24. Проектировать и строить будущее.
  25. Черпать мировую космическую энергию и трансформировать ее в добрые дела.
  26. Дарить людям радость.
  27. И многое, многое другое…

В заключение хочется пожелать всем нам не уставать работать над дальнейшим совершенствованием собственного личного мастерства и открытия новых смыслов, красок и горизонтов в менеджменте и руководстве. Делать это весело, с творческим задором и огоньком! Тем более, что в современном мире отношения начальник — подчиненный носят в определенной степени условный характер. Каждый человек по-своему уникален, знает и умеет делать что-то лучше всех в мире. Поэтому отношения лучше учиться выстраивать на принципах партнерства равных коллег. Но это уже другая история…


Во многих организациях директора сами играют роль менеджера, но это не значит, что роль двух важных званий компании одинакова. Директором может быть сотрудник, участник или любое другое лицо, которое единогласно выбрано акционером компании на общем собрании. Напротив, менеджер - это оплачиваемый сотрудник компании, который обладает значительными знаниями, опытом и способностями управлять организацией.

Первостепенное различие между директором и менеджером заключается в том, что директор является менеджером всех менеджеров, работающих в организации: менеджера по производству, менеджера по продажам, менеджера по персоналу, менеджера по работе с клиентами, менеджера по работе с клиентами и так далее.

С другой стороны, менеджер управляет работой и работой определенного подразделения или отдела, который передается ему / ей. Прочитайте статью, представленную вам, чтобы узнать некоторые другие различия.

Содержание: Менеджер против Директора

  1. Сравнительная таблица
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Заключение

Сравнительная таблица

Основа для сравненияМенеджердиректор
Имея в видуМенеджер - это лицо, которое отвечает за конкретное подразделение или отдел организации и отвечает за его работу.Директор - это лицо, назначаемое акционерами для мониторинга и регулирования деятельности компании в соответствии с видением компании.
руководствоМенеджер обеспечивает руководство для своих подчиненных, руководя тем, что делать, когда делать и кем это должно быть сделано.Директор обеспечивает внутреннее руководство и руководство.
Уровень управленияУправление среднего уровняВысшее руководство
Ответственный зауправлениеадминистрация
РольДолжностное лицорешающее значение
Основная функцияРеализация планов и политики.Формулировка планов и политик.
планированиеКраткосрочное планированиеДолгосрочное планирование
Ответственный заРежиссерыЗаинтересованные стороны
Этика и ценностиМенеджеры устанавливают этику и ценности в организации, сформулированные директорами.Директора определяют этику и ценности организации.
Положения о несостоятельностиСуществует несколько обязанностей и ответственности, возлагаемых на директоров во время несостоятельности компании.Такие директивные положения не налагаются на директоров, когда компания становится неплатежеспособной.

Определение менеджера

В реальном смысле термин менеджер может быть определен как лицо, которое отвечает за управление и контроль организации. Он / она - это тот, кто всегда думает о своей организации в целом, и все, что он / она делает, соответствует целям компании.

Менеджер - это практик управления, который предполагает оптимальное использование ресурсов, таких как люди, машина, материал, деньги и метод, для достижения целей организации. Он / она является сотрудником организации, которая назначается и подотчетна совету директоров.


Менеджер руководит определенной группой людей или подразделением организации и несет ответственность за ее работу. Он / Она тот, кто:

  • Нанимает или увольняет персонал
  • Обеспечить обучение новых сотрудников
  • Заботится о повседневной деятельности организации.
  • Планирует и организует задачи и обязанности.
  • Преобразование корпоративных целей в цели сотрудников.
  • Проводит периодическую оценку эффективности.
  • Контролирует и контролирует расходы.
  • Проверяет, выполняются ли задачи, как запланировано.

Определение директора

Директор может быть определен как избранный и назначенный член организации, основная функция которого состоит в том, чтобы следить за деятельностью организации. Они вместе известны как совет директоров или, скажем, совет. Совет директоров формирует планы и политику, создает стратегии, ставит цели и задачи организации. Именно они решают успех или неудачу вместе с культурой и практикой компании.

На ежегодном общем собрании компании акционер компании выбирается директором, который не обязательно должен быть членом или сотрудником компании. Он / она получает свои полномочия и полномочия от регулирующего его закона, а также от устава компании.


Директора являются агентами компании и занимают высшие позиции в корпоративной иерархии. Они могут заключить договор от имени компании с третьей стороной и тем самым связать компанию.

Ключевые различия между менеджером и директором

Разница между менеджером и директором может быть четко обозначена по следующим причинам:

  1. Человек, который является руководителем определенного подразделения или подразделения организации и отвечает за его работу, называется менеджером. Напротив, физическое лицо, выбранное акционерами для мониторинга и регулирования деятельности компании в соответствии с видением компании.
  2. Одна из основных функций менеджера - руководить подчиненными, контролируя или инструктируя их, что делать, когда и кем это следует делать. Напротив, директора обеспечивают внутреннее руководство и руководство для менеджеров и других старших сотрудников компании.
  3. В то время как менеджер принадлежит руководству среднего уровня, директор принадлежит руководству высшего уровня.
  4. Менеджер отвечает за общее управление компанией, то есть за работу и работу всего отдела или подразделения, которое контролируется ими. В отличие от этого директор присматривает за администрацией всей компании.
  5. Роль менеджера носит исполнительный и руководящий характер. В отличие от этого, роль директора является исключительно решающей и законодательной.
  6. Основная функция директора заключается в разработке планов и политики организации. С другой стороны, менеджер должен реализовывать политики и планы, сформулированные высшим руководством.
  7. Менеджер следит за повседневной деятельностью предприятия и таким образом строит краткосрочные планы для компании. Наоборот, директор строит долгосрочные планы по обеспечению будущего компании.
  8. Менеджеры отчитываются перед директорами, а директор отчитывается перед заинтересованными сторонами компании.
  9. Менеджеры внедряют этику и ценности в организации, сформулированные директорами, тогда как директора определяют этику и ценности организации.
  10. Во время несостоятельности существует несколько установленных законом обязанностей, возлагаемых на директоров компании, что не относится к управляющему.

Заключение

В целом, сфера охвата директора больше, чем менеджера, поскольку именно директор несет ответственность за успех или неудачу компании. Менеджер работает только в соответствии с указаниями директоров. Директор является ключевым человеком компании, который устанавливает все планы, политики, процедуры, программы и т. Д., Чтобы достичь конечных целей организации. С другой стороны, менеджер следует инструкциям директора и контролирует своих подчиненных для работы в соответствии с целями организации.

Слово “менеджер” — новое в нашем экономическом и бытовом лексиконе. Кто он? Руководитель. Например, директор. Вместе с тем слово “директор” мы не заменяем словом “менеджер”. Мы привыкли к тому, что на государственном предприятии директор назначается.

Конечно, такой проблемы нет во вновь рождающихся экономических структурах, таких как биржи, аукционы, коммерческие банки, малые предприятия. А вот для государственных предприятий проблема превращения директорского менталитета в менеджерский стоит остро.

Во всем мире менеджеры делятся на четыре группы. Первая — короли бизнеса. Их единицы, они хорошо известны в деловых кругах. Вторая — гроссмейстерыы бизнеса. Их побольше, это тоже известные в своем кругу управленцы. Далее идут мастера бизнеса — основная масса бизнесменов. Есть и любители бизнеса, которые то вступают в него, вдохновляясь идеей, то уходят на время или навсегда. В какую из этих групп Вы войдете, зависит от Ваших способностей.

Прежде всего необходимо определить “философию” своего менеджмента, которая подскажет стиль управления. “Философия” менеджера — это его мировоззрение. Рассмотрим для примера формулировку “хозяин всегда прав”. С одной стороны, в этом выражении есть логика: хозяин рискует, принимая решение, а потому оно продумано, обосновано.

Следовательно, необходимо очень серьезно подумать над выбором методологии менеджмента, чтобы не наткнуться на видимые и невидимые рифы в избранном стиле управления.

Управлять — значит вести предприятие к осуществлению цели, используя как минимум три его составляющие: персонал, ресурсы, организационные процессы.

Чем сложнее предприятие, тем больше у него составляющих, тем труднее добиться их согласования. И тут менеджеру надо взвесить свои способности и возможности, хорошо изучив будущее “дело”. Важно знать, на какую степень ответственности обрекает себя менеджер, какую свободу деятельности он приобретает и на какую выгоду может рассчитывать. Все зависит от формы собственности предприятия, количества владельцев, источника стартового капитала. Понятно, что и ответственности, и свободы действий больше тогда, когда средства принадлежат самому менеджеру. Если средства принадлежат десятку акционеров, то риска в десять раз меньше, но прав и доходов — тоже. Эти зависимости приведены в табл. 3, где указаны основные варианты бизнеса.

Участники пропорционально доле вложенного

Возможно, Вам покажется, что в соответствии с Вашим характером, опытом, капиталом предпочтительнее нести полную ответственность, но иметь в своем распоряжении всю прибыль, собрать побольше капитала, а значит, организовать крупное дело.

Но при этом прежде всего необходимо честно ответить самому себе на главный вопрос: “Способен ли я стать менеджером?”, поскольку к менеджеру как управляющему организационной системой предъявляются в современных условиях очень высокие требования.

Что же, как минимум, должен уметь делать менеджер?

ДЕСЯТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ: Планировать и организовыьвать производство и реализацию продукции. Принимать правильныье нестандартныье управленческие решения. Руководить коллективом на уровне современныьх требований (быть лидером). Эффективно общаться, контактировать с людьми. Побуждать работников к результативной деятельности, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненныьх. Находить оптимальныш выьход из конфликтные ситуаций. Быть предельно объективныьм независимо от личныьх симпатий. Подбирать, отбирать и обучать работников. Уметь подчиняться и соблюдать субординацию. Вести деловым переговорыы и выступать перед различной аудиторией.

Разработки менеджмента нацелены на то, чтобы работники использовали весь потенциал, все возможности для повышения производительности и качества работы, чтобы заинтересовать работников в достижении фирмой максимальной прибыли. Поэтому главное в менеджменте — уметь работать с людьми, добиться их заинтересованности в постоянном и последовательном повышении экономических результатов деятельности организации. Решение данной задачи является основной целью менеджмента в бизнесе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Что общего между понятиями “менеджмент” и “бизнес” и чем они различаются? В какую стадию капитализма, по Вашему мнению, вступает отечественная экономика? В чем состоят основные различия маркетинговой и сбытовой фирм? Назовите основные варианты программных целей рыночного предприятия.

ИСТОЧНИКИ Лобанов И. Д. Практический менеджмент: В 3 ч. Ч. I. Менеджер и менеджмент. — М., 1992. Труд и социальные вопросы: Зарубежный опыт // Экспресс-информация ВЦП. — 1991. — Вып. 4(172). Уроки менеджмента // Деловой мир. — 1992. — № 132, 152, 156. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления: В 5 т.: Пер. с англ. Т. I. Основы управления. Планирование как функция управления. — М., 1992.

Слово “менеджер” — новое в нашем экономическом и бытовом лексиконе. Кто он? Руководитель. Например, директор. Вместе с тем слово “директор” мы не заменяем словом “менеджер”. Мы привыкли к тому, что на государственном предприятии директор назначается.

Конечно, такой проблемы нет во вновь рождающихся экономических структурах, таких как биржи, аукционы, коммерческие банки, малые предприятия. А вот для государственных предприятий проблема превращения директорского менталитета в менеджерский стоит остро.

Во всем мире менеджеры делятся на четыре группы. Первая — короли бизнеса. Их единицы, они хорошо известны в деловых кругах. Вторая — гроссмейстерыы бизнеса. Их побольше, это тоже известные в своем кругу управленцы. Далее идут мастера бизнеса — основная масса бизнесменов. Есть и любители бизнеса, которые то вступают в него, вдохновляясь идеей, то уходят на время или навсегда. В какую из этих групп Вы войдете, зависит от Ваших способностей.

Прежде всего необходимо определить “философию” своего менеджмента, которая подскажет стиль управления. “Философия” менеджера — это его мировоззрение. Рассмотрим для примера формулировку “хозяин всегда прав”. С одной стороны, в этом выражении есть логика: хозяин рискует, принимая решение, а потому оно продумано, обосновано.

Следовательно, необходимо очень серьезно подумать над выбором методологии менеджмента, чтобы не наткнуться на видимые и невидимые рифы в избранном стиле управления.

Управлять — значит вести предприятие к осуществлению цели, используя как минимум три его составляющие: персонал, ресурсы, организационные процессы.

Чем сложнее предприятие, тем больше у него составляющих, тем труднее добиться их согласования. И тут менеджеру надо взвесить свои способности и возможности, хорошо изучив будущее “дело”. Важно знать, на какую степень ответственности обрекает себя менеджер, какую свободу деятельности он приобретает и на какую выгоду может рассчитывать. Все зависит от формы собственности предприятия, количества владельцев, источника стартового капитала. Понятно, что и ответственности, и свободы действий больше тогда, когда средства принадлежат самому менеджеру. Если средства принадлежат десятку акционеров, то риска в десять раз меньше, но прав и доходов — тоже. Эти зависимости приведены в табл. 3, где указаны основные варианты бизнеса.

Участники пропорционально доле вложенного

Возможно, Вам покажется, что в соответствии с Вашим характером, опытом, капиталом предпочтительнее нести полную ответственность, но иметь в своем распоряжении всю прибыль, собрать побольше капитала, а значит, организовать крупное дело.

Но при этом прежде всего необходимо честно ответить самому себе на главный вопрос: “Способен ли я стать менеджером?”, поскольку к менеджеру как управляющему организационной системой предъявляются в современных условиях очень высокие требования.

Что же, как минимум, должен уметь делать менеджер?

ДЕСЯТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ: Планировать и организовыьвать производство и реализацию продукции. Принимать правильныье нестандартныье управленческие решения. Руководить коллективом на уровне современныьх требований (быть лидером). Эффективно общаться, контактировать с людьми. Побуждать работников к результативной деятельности, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненныьх. Находить оптимальныш выьход из конфликтные ситуаций. Быть предельно объективныьм независимо от личныьх симпатий. Подбирать, отбирать и обучать работников. Уметь подчиняться и соблюдать субординацию. Вести деловым переговорыы и выступать перед различной аудиторией.

Разработки менеджмента нацелены на то, чтобы работники использовали весь потенциал, все возможности для повышения производительности и качества работы, чтобы заинтересовать работников в достижении фирмой максимальной прибыли. Поэтому главное в менеджменте — уметь работать с людьми, добиться их заинтересованности в постоянном и последовательном повышении экономических результатов деятельности организации. Решение данной задачи является основной целью менеджмента в бизнесе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Что общего между понятиями “менеджмент” и “бизнес” и чем они различаются? В какую стадию капитализма, по Вашему мнению, вступает отечественная экономика? В чем состоят основные различия маркетинговой и сбытовой фирм? Назовите основные варианты программных целей рыночного предприятия.

ИСТОЧНИКИ Лобанов И. Д. Практический менеджмент: В 3 ч. Ч. I. Менеджер и менеджмент. — М., 1992. Труд и социальные вопросы: Зарубежный опыт // Экспресс-информация ВЦП. — 1991. — Вып. 4(172). Уроки менеджмента // Деловой мир. — 1992. — № 132, 152, 156. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления: В 5 т.: Пер. с англ. Т. I. Основы управления. Планирование как функция управления. — М., 1992.

В нашей стране менеджером называется продавец, активно ищущий и обслуживающий покупателей. Но истинное значение этого слова иное – это руководитель, управленец. Есть понятие менеджмента, которым мы активно оперируем, не всегда понимая, что скрывается за работой руководителя (или менеджера, как на самом деле надо его называть). Есть понятие лидера, руководителя, управленца… Попробуем разобраться, кто есть кто.

Существует два основных понятия – менеджмент и управление.

Классическое понятие управления подразумевает некий целенаправленный процесс по переводу системы из одного состояния в другое, желаемое. Управлять можно чем угодно – автомобилем, финансами, брендами, закупками, ассортиментом и т.д. Управление компанией – это тоже управление системой, зачастую не менее сложной, чем человек, со своими принципами, законами, культурой, традициями…

В управлении компанией есть понятие «жесткое» и «мягкое» управление. Компания выбирает ту или иную модель в зависимости от стратегических целей, сферы бизнеса и конкурентной среды.

для статьи2.jpg

Как правило, чем острее конкуренция в секторе рынка, тем агрессивнее политика компании и жестче кадровый менеджмент.

В то же время, если на рынке появляется новый игрок, который не может платить своим сотрудникам такую же зарплату, как лидеры, ориентация на демократичный “мягкий” стиль руководства оказывается весьма эффективной. Недостаточная оплата труда на первых порах с лихвой компенсируется за счет моральных факторов: люди с энтузиазмом работают в компании, где нет жесткой иерархической структуры, суровой системы поощрений и наказаний и строгой регламентации действий персонала.

Однако по мере становления и развития компании появляется необходимость в системности управления бизнесом, стандартизации бизнес-процессов, и без ужесточения руководства обойтись трудно. Основная цель существования любого бизнеса и создания любой фирмы - привести фирму к вершине успеха, закрепить ее там и дать ей возможность смело смотреть в будущее, видя там новые перспективы ее развития. Отсюда ее особенности:

наличие жестких связей

Руководитель компании, магазина, фирмы призван организовывать направлять и контролировать все эти процессы, протекающие в организации.

Менеджмент (англ. management) означает управление в дословном переводе (равно как и заведование, и руководство и администрирование). Согласно определению, принятому на Западе, менеджмент – это управление особой системой – человеком. Говоря об управлении человеком, мы подразумеваем управление его поведением.

КТО ТАКОЙ МЕНЕДЖЕР

Менеджмент – это целенаправленное воздействие на поведение другого человека с целью достижения результатов посредством его усилий. Именно этим и должен по сути заниматься менеджер: таким образом организовывать работу своих подчиненных, чтобы достигать необходимого результата с помощью их усилий.

Нередко менеджеры занимаются совсем не этим – они сами выполняют работу. Почему? Потому что ошибочно полагают, что менеджер – это не тот, кто умеет руководить, а тот, кто является более квалифицированным специалистом, чем его подчиненные.

В нашей стране позиция руководителя оплачивается лучше, чем работа специалиста, поэтому хороший специалист стремится подняться вверх по иерархической лестнице, тем самым упрочив свое благосостояние. В результате отличные специалисты, “добравшись” до позиции руководителя, как правило, к менеджменту не имеют никакого отношения и менеджментом не занимаются. Между тем нужно заниматься именно менеджментом – ведь зарплату руководителю платят за организацию работы своих подчиненных и достижение ими определенного результата.

В зависимости от уровня управленческой иерархии традиционно выделяют три уровня руководства:

1. Руководители высшего звена. Это малочисленный слой менеджеров, их доля в общем числе управляющих 3-7 %. Основные функции высших менеджеров состоят в формулировке миссии организации, целей, политики, основных стандартов деятельности, системы и структуры управления, представительстве на переговорах с государственными органами и главными контрагентами. Генеральный директор, вице-президент, управляющий компанией.

2. Руководители среднего звена. Доля – 40-60%. Они назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ним ответственность за выполнение конкретных заданий и сохранность имущества вверенных ему подразделений. Руководители среднего звена, как правило, выполняют следующие функции: выполняют работу руководителя высшего звена, если этой должности переданы соответствующие полномочия, принимают решения по работе своего подразделения, определяют возникающие проблемы, выносят их на обсуждение, подготавливают информацию для вышестоящего руководителя и для своих подчиненных. Именно на них ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом: распределение заданий, разработка графиков работы, организация и координация труда подчиненных. Директор магазина, коммерческий директор, финансовый директор, главный бухгалтер, директор по логистике, закупкам, маркетингу.

3. Руководители низового звена. Это младшие менеджеры или операционные руководители. Руководители этого ранга выполняют следующие функции: осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, распоряжаются выделенным им сырьем и оборудованием, несут ответственность за их сохранность, распределяют задания среди работников. Руководители этого ранга занимают следующие должности: товаровед, начальник отдела закупок, начальник склада, администратор, старший кассир и тд.

Американский ученый Игорь Ансофф указывает на четыре основные роли руководителя. Каждая роль подразумевает различные знания:

Роль планировщика. Главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций, как самой организации, так и окружающей ее среды. Требует знания макро- и микроэкономики предприятия, знание рынка и тенденций его развития, знание стратегии и инструментов планирования (например, PEST и SWOT анализ, последние отраслевые известия, виды конкурентных стратегий – лидерство по издержкам, дифференциация и т.п. структура компании и целеполагание, формирование корпоративной культуры, планы по развитию и т.д.).

Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения наиболее соответствующие ситуации, должен быть готов к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его. Требует знание своей отрасли, своего продукта, основы финансового учета, принципы построения прогнозов, трендов (знание торговых процессов, представление об основном продукте, который продает магазин, умение рассчитать оборачиваемость, знать принципы прогнозирования, знать основных поставщиков и конкурентов на своем рынке, средние зарплаты по отрасли и т.д.)

Роль лидера. Имеется в виду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей. Требует знаний по психологии, навыков общения влияния на людей, знание механизмов поведения людей (например, психотипы людей, язык жестов, поведение группы и толпы, свойств харизматической личности, манипулятивные техники, навыки публичных выступлений и т.п.). Роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, обеспечивать порядок, соблюдение административных норм и распоряжений. Требует знания законодательства и правовых норм, знание механизмов контроля, знание бизнес- процессов в своей организации (например, КЗОТ, Закон о защите прав потребителей, «Методичесике рекомендации об организации правил торговли», мерчендайзинг, структуру компании, правила предоставления отчетов, знание программ отчетности, умение делегировать, умение увольнять, основы делопроизводства и т.п.).

Что касается основных качеств и личностных черт, которыми должен обладать руководитель, логически упорядоченный и весьма обоснованный перечень, предлагает Р.Л. Кричевский:

- доминантность, т.е. стремление влиять на других людей;

- уверенность в себе; - самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;

- креативность или способность к творчеству;

- целенаправленность, стремление к достижению цели;

- предприимчивость, готовность к обоснованному риску;

- решительность, готовность брать на себя ответственность;

- надежность в отношениях с подчиненными, руководством и клиентами; - общительность, умение работать с людьми;

- способность максимально использовать возможности сотрудников путем их правильной расстановки и мотивации.

В. Тарасов выделяет обязательное качество любого руководителя – требовательность. Требовательность – это волевая, демонстрируемая готовность в интересах дела прямо или косвенно применить силу по отношению к тому, кто не ведет себя должным образом. Силу – имеется ввиду дискомфортный разговор, санкции, штраф, суд, и т.п.

МЕНЕДЖМЕНТ И ЛИДЕРСТВО

Менеджмент является синонимом слова «руководство».

Руководство - влияние, оказываемое конкретным руководителем на отдельных работников и их группу, побуждающее работников выполнять полученные задания и работать для достижения поставленных целей.

Руководство (так же как и менеджмент) - стремление повлиять на поведение других людей. Это частный случай управления.

Примеры ярких менеджеров, управленцев, руководителей: Рокфеллер, Билл Гейтс, Р. Абрамович, Генри Форд, А. Чубайс, …

В отличие от известных корпоративных лидеров, обладающих, как правило, сильным характером и не сходящих со страниц журналов и газет, руководители, которым удалось осуществить преобразования на своих предприятиях и перейти от хорошего к великому, кажутся прилетевшими с Марса. Спокойные, незаметные, сдержанные и даже застенчивые, эти руководители представляют необычную комбинацию скромности и профессиональной воли. Они, скорее, как Линкольн или Сократ, а не Паттон или Цезарь.

Джим Коллинз. «От хорошего к великому»

Руководитель достигает блестящих успехов, но далеко не всегда ведет за собой народ. Он талантливо покупает рабочую силу, в то время как лидер вдохновляет на подвиги одним только словом.

Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей (иногда спорных, а иногда опасных).

Пример ярких лидеров (без учета их нравственных качеств): Наполеон, Гитлер, Сталин, Ленин, Алексанр Македонский, Фидель Кастро, Че Гевара, Индира Ганди, мать Тереза…

Лидерство - специфический вид отношений управления, в основе которых лежит признание особого статуса лидера, его личных качеств, квалификации или должности.

для статьи.jpg

Что отличает лидера от менеджера? Высшие руководители имеют созидательные жизненные установки, их интеллектуальные показатели превышают средние, дилемма «работа-дело» разрешена в пользу дела. Их отличает некая фанатичность (преданность делу), чувствительность в «слабым сигналам», подозрительность в сочетании с готовностью к немедленным действиям, критичность, способность хвалить и наказывать, воля и харизма.

Харизма - это незаурядное качество личности, благодаря которому она (личность) воспринимается как сверхъестественная, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивается как образец для подражания и признается достойной быть вождем. Это способность влиять на других людей, изменяя их.

За лидером идут, его слушаются, к нему тянутся люди. Потому что они верят – человек ЗНАЕТ ДОРОГУ, по которой он идет. Это и есть истинное лидерство.

Чем бы Вы ни руководили – магазином, компанией, заводом или страной – задавайте себе правильные вопросы, ищите правильную дорогу. Руководитель-менеджер может и должен быть лидером.

И в заключение хочется вспомнить прекрасную притчу, которая как раз и рассказывает о природе лидерства:

Однажды три мастера кун-фу поспорили, кто из них самый лучший мастер. И решили выяснить свой спор прилюдно. Созвали весь народ на площадь и объявили соревнование. И вышел первый мастер, встал перед толпой и сказал:

- Люди, бросайте в меня камни!

И толпа стала бросать в него камни, а он стал руками, ладонями, кулаками, ногами, отбивать их - и ни один камень в него не попал. И люди сказали:

- Да! Ты мастер!

И встал второй мастер перед народом и сказал:

- Люди, бросайте в меня камни!

И люди стали бросать в него камни, а он стал уворачиваться, подпрыгивать, падать, вскакивать, изворачиваться змеей - и ни один камень в него не попал. И люди сказали:

Читайте также: