Чем занимается директор рекламного агентства

Опубликовано: 03.10.2024

1.1. Начальник отдела рекламы и маркетинга (далее - Работник) относится к руководителям.

1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Работника при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в ___ "________" (далее - Работодатель).

1.3. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.

1.4. Работник подчиняется непосредственно ______________________.

1.5. Работник должен знать:

- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по организации рекламы и маркетинга, оценке финансово-экономического состояния и емкости рынка;

- порядок разработки договоров и контрактов на организацию и проведение рекламных кампаний;

- этику делового общения;

- основы социологии, общую и специальную психологию;

- методы определения платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию и порядок разработки перспективных и текущих планов рекламы и сбыта продукции;

- передовые технологии и приемы проведения рекламных кампаний;

- основные технологические и конструктивные особенности, характеристики и потребительские свойства производимой продукции, ее отличие от отечественных и зарубежных аналогов, преимущества и недостатки;

- методы изучения рыночной конъюнктуры и разработки прогнозов потребности в выпускаемой продукции;

- организацию рекламного дела;

- методы изучения мотивации отношения потребителей к реализуемым Работодателем продукции, услугам;

- условия поставки, хранения и транспортировки продукции;

- способы и методы работы с дилерами, средствами массовой информации;

- организацию ремонтного обслуживания;

- правила оформления сбытовой и рекламной документации;

- стандарты и технические условия на продукцию, выпускаемую организацией;

- основы технологии, организации производства, труда и управления;

- организацию учета и составления отчетности о выполнении планов сбыта и реализации продукции;

- основы трудового законодательства;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.6. Требования к квалификации. Высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы по специальности в области рекламы и маркетинга не менее 5 лет.

1.7. Практические навыки. Формирование положительного имиджа Работодателя в общественном мнении. Владение одним или двумя иностранными языками; умение пользоваться специализированными компьютерными программами, поисковыми системами.

1.8. В период временного отсутствия Работника его обязанности возлагаются на ________________________________

1.9. В подчинении Работника находятся: _______________________________.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА

2.1. Осуществляет разработку маркетинговой политики на предприятии на основе анализа потребительских свойств производимой продукции и прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры. Разрабатывает, исходя из уставных задач Работодателя, планы по рекламе и маркетингу.

2.2. Руководит проведением исследований основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию и услуги Работодателя, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды продукции, а также потребительских качеств конкурирующих продуктов и услуг.

2.3. Обеспечивает участие отдела в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, определении новых рынков сбыта и новых потребителей продукции.

2.4. Координирует деятельность всех функциональных подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по маркетингу услуг и продукции Работодателя (заявки на поставку, договоры на производство, наличие запасов, емкость рынка и т.п.).

2.5. Организует изучение мнения потребителей о выпускаемой предприятием продукции, его влияния на сбыт продукции и подготовку предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества. Координирует связанную с рекламой и маркетингом деятельность отделов Работодателя, в том числе по повышению качества и конкурентоспособности продукции и услуг.

2.6. Осуществляет контроль за своевременным устранением недостатков, указанных в поступающих от потребителей рекламациях и претензиях, мотивацией определенного отношения потребителей к продукции предприятия.

2.7. Организует разработку стратегии проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте, участие в отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах для информирования потенциальных показателей и расширения рынков сбыта (разработку рекламных текстов, плакатов, проспектов, каталогов, буклетов, контролирует их качество, обеспечивая наглядность и доступность рекламы, соблюдение норм общественной морали, не допуская нарушений правил конкурентной борьбы).

2.8. Готовит предложения по формированию фирменного стиля предприятия и фирменного оформления рекламной продукции.

2.9. Осуществляет методическое руководство дилерской службой и ее обеспечение всей необходимой технической и рекламной документацией.

2.10. Участвует совместно с другими отделами в разработке предложений и рекомендаций по изменению технических, экономических и других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских качеств и стимулирования сбыта.

2.11. Организует изучение рынков деятельности Работодателя, в том числе сбор данных из средств массовой информации, от различных предприятий и организаций.

2.12. Участвует в управлении и совершенствовании каналов распространения продукции и услуг Работодателя, обеспечивает создание и модернизацию компьютерной информационно-поисковой системы управления сбытом.

2.13. Разрабатывает и осуществляет планы по рекламе самого Работодателя, его возможностей, продуктов и услуг.

2.14. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией договоров и контрактов по рекламированию продукции или услуг.

2.15. Проводит различные мероприятия рекламного характера.

2.16. Формирует положительный имидж Работодателя в общественном мнении.

2.17. Устанавливает и развивает связи с рекламными фирмами, агентствами и т.п.

2.18. Представляет Работодателя и обеспечивает реализацию связанных с рекламой идей, тематики, дизайна, планирования, выбора средств массовой информации и разбивки по времени рекламы.

2.19. Обеспечивает сбор и размещение в средствах массовой информации рекламных объявлений, а также проводит на коммерческой основе рекламные мероприятия для других предприятий и организаций.

2.20. Руководит работниками отдела рекламы и маркетинга.

3. ПРАВА РАБОТНИКА

Работник имеет право на:

- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

- получение материалов и документов, ознакомление с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности;

- взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности;

- представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Работник несет ответственность за:

4.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.2. Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда.

Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его работникам.

4.3. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.4. За причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя.

5.2. В связи с производственной необходимостью Работник обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

Сотрудники рекламного агентства

Разработка идеи рекламного сообщения

Как придумать супер-идею для вашей рекламы?

Психологические факторы, влияющие на восприятие рекламы

Психологические факторы, влияющие на восприятие рекламы

Чтобы добиться максимальной эффективности, между между сотрудниками рекламного агентства существует разделение труда. Давайте рассмотрим, какие обязанности выполняют сотрудники рекламного агентства.

Менеджер по рекламе (брэнд-менеджер, продакт-менеджер) не является работником рекламного агентства, как многие думают. На самом деле, он работает в рекламном отделе компании-заказчика. Связь агентства с клиентом и все переговоры осуществляются через представителя рекламного агентства, который ведет дела клиентов, и менеджера по рекламе компании-заказчика.

Президент (директор) рекламного агентства

Президент или директор рекламного агентства решает вопросы стратегического развития. Он может вести переговоры с новыми заказчиками, поддерживать контакт с постоянными клиентами, заключать договоры и разрешать конфликтные ситуации между новыми заказчиками и теми, кто уже давно пользуется услугами агентства.

Менеджер по работе с клиентами

Менеджер по работе с клиентами осуществляет взаимодействие между клиентом и агентствами. Он должен понимать нужды клиента, знать «изнутри» его бизнес и производства также уметь донести эти знания до сотрудников агентства. Как правило, должность менеджера по работе с клиентами занимает руководитель рабочей группы.

С другой стороны, менеджер по работе с клиентами представляет свою организацию, ее предложения, идеи и формы работы с клиентами. Это весьма деликатная дипломатическая работа, целью которой является удержание клиента. Сотрудник, который работает с клиентом, должен хорошо знать специфику рекламной деятельности, уметь работать со всеми сотрудниками агентства, координируя их усилия в интересах заказчика.

Менеджер по маркетингу

Менеджер по маркетингу рекламного агентства выполняет несколько функций. В процессе работы он всегда должен ориентироваться на то, что реклама необходима любой компании для достижения успеха на всех этапах маркетинговой деятельности (разработки, ценообразования, продвижения и реализации товара).

Сотрудники рекламного агентства могут принимать участие в создании упаковки товара, в выборе названия, способствующего успешному продвижению товара к потребителю, в распространении товара. Менеджер по маркетингу, как и другие сотрудники рекламного агентства, может, не разглашая коммерческой тайны, дать квалифицированную рекомендацию менеджеру по рекламе компании-заказчика на основе собственного опыта.

Специалист по медиапланированию

Медиа-планирование – процесс принятия решения, который приводит к использованию рекламного пространства и времени для достижения маркетинговых целей.

В крупных рекламных агентствах медиа-планированием (планированием и покупкой рекламных площадей в газетах, журналах, на телевидении и радио) занимается целый отдел. Чаще всего это отдел маркетинга, но может быть и специализированный отдел планирования и закупки средств доставки рекламы. В небольших рекламных агентствах эту работы выполняет отдельный сотрудник.

На рынке существует большое количество газет, журналов, телевизионных каналов, радиостанций, мест для размещения наружной рекламы и множество других рекламных носителей. При планировании рекламы в медиа необходимо досконально знать все существующие рекламные носители и стоимость размещения рекламы.

Работа в рамках маркетингового цикла предполагает тщательный отбор минимального количества медиа, которые могут обеспечить максимальную отдачу от рекламы. После изучения медиа и выполнения необходимых расчетов сотрудник агентства приступает к медиа-планированию и подготовке расписания или графика работы. Он может быть выполнен в виде плана или дневника публикаций в прессе, передач на радио или телевидении, а также использования других носителей в период рекламной кампании с указанием необходимых затрат.

Медиабайер

Медиабайер – сотрудник рекламного агентства, который занимается переговорами о покупке рекламных мест и эфирного времени с сотрудником рекламного отдела средств массовой информации.

От профессионализма медиабайера и его умения поддерживать хорошие отношения с представителями СМИ зависит приобретение хороших мест и эфирного времени для рекламы по наиболее выгодной цене. В некоторых средствах массовой информации рекламные места можно приобрести на несколько месяцев вперед.

Копирайтер

Копирайтер – автор рекламных текстов. Это творческий работник, который занимается разработкой текстовых рекламных обращений, слоганов, рекламных статей.

Слоган (девиз, рекламный лозунг) – четкая, ясная, лаконичная формулировка основной идеи рекламного обращения. Фирменный слоган определяет характерные уникальные особенности деятельности рекламодателя и является элементом фирменного стиля.

Копирайтер занимается представлением торговых предложений заказчика в привлекательной форме, выдвигает новые идеи, создает темы и основные сюжеты рекламных кампаний. Авторский стиль профессионального копирайтера очень индивидуален – он может написать всего одно предложение, которое вызовет у читателя интерес и побудит его к действию.

Копирайтер обычно умеет продавать, может разрабатывать сценарии для рекламных роликов.

Рекламные агентства работают с копирайтерами по разным схемам. В агентстве может быть создан отдел по написанию текстов с отдельным руководителем, или работать творческие группы, каждая со своим руководителем. Иногда агентства работают с внештатными авторами на основе удаленного сотрудничества (так работают многие хорошие и высокооплачиваемые авторы).

Арт-директор

Арт-директор крупного рекламного агентства обычно работает в команде с авторами визуальных материалов, художниками-оформителями и техническими редакторами.

Арт-директор – сотрудник (руководитель) художественного отдела рекламного агентства. Он может непосредственно работать над созданием эскизов, оригинал-макетов, так и приобретать художественную продукцию других авторов для использования в рекламе.

В небольшом рекламном агентстве руководитель дизайн-студии, арт-директор, занимается этим лично. Если в агентстве нет специального сотрудника, который занимается покупкой творческой продукции, ее приобретают через агентов, работающих с художниками, или у самих художников. Моделей для участия в рекламе обычно подбирают через модельное агентство.

Визуализатор

Визуализатор – это творческий союзник копирайтера, профессиональный художник, который может представить его идеи и воплотить их на бумаге. Обычно копирайтер и визуализатор работают вместе, как творческий коллектив, и могут одновременно сотрудничать с несколькими заказчиками. Художник делает наброски, перебирает варианты, пока основная идея не будет достаточно хорошо выражена сделанными от руки эскизами (предварительными набросками различных макетов) и надписями.

Визуальные материалы обычно показывают заказчику не в окончательном варианте, как фотография, рисунок, типографский оттиск, а в виде полуфабриката, который также создает представление о том, как реклама будет выглядеть в итоге. Если клиент одобряет найденное решение, происходит заключение договоров с конечными исполнителями.

Художник-оформитель

Художник-оформитель готовит основной макет рекламы (оригинал-макет) – окончательный вариант рекламы с текстом и иллюстрациями, который будет представлен на утверждение заказчику.

Обычно при изготовлении оригинал-макета указывают, какой шрифт и какого размера нужно использовать. Для рекламных носителей разных размеров художник-оформитель готовит специальные варианты исходного макета или адаптации.

Иногда художник-оформитель выполняет работу технического редактора, то есть организует материал, учитывая типы шрифтов и используя те из них, которые способны обеспечить хорошее восприятие рекламного текста. После получения текста и эскиза рекламы, он принимает решение об использовании шрифтов определенного типа и размера, определяет количество слов и планирует их размещение на общем макете.

Телепродюсер

Телепродюсер разрабатывает общие замыслы рекламных кампаний на телевидении. Такой сотрудник числится в штате рекламных агентств полного цикла, которые работают с крупными заказчиками, которые заинтересованы в проведении рекламной кампании на телевидении.

Телепродюсер отвечает за подготовку рекламных роликов, музыкального сопровождения, подбор актеров, выбор организации или конкретных людей, которые будут выполнять работу над проектом.

Мы с вами познакомились со структурой рекламного агентства и его сотрудниками, которые будут заниматься разработкой идеи и созданием рекламы. Теперь вы понимаете зоны ответственности специалистов и круг их обязанностей. Можно приступать к выбору рекламного агентства, специалистам которого вы поручите создание рекламной кампании для вашего продукта.

Арт-директор: обязанности

Раньше арт-директор, обязанности которого мы рассмотрим в статье, требовался преимущественно в рекламные агентства. Сегодня специалист всё чаще востребован в ресторанном бизнесе, на предприятиях и даже в корпорациях. Рассказываем почему, подсказываем, как и на что обращать внимание при выборе сотрудника.

Кто такой арт-директор


Арт-директор (от англ. art-director) дословно переводится как «творческий руководитель». По сути, это специалист, который должен разбираться в искусстве на уровне, достаточном для создания качественного проекта, а также быть при этом хорошим организатором, чтобы руководить процессами и людьми. Более того, в разных компаниях у арт-директора будут разные должностные обязанности.

  • В рекламных агентствах чаще всего должность предполагает взаимодействие с заказчиком и разработку концепции продукта (имеется в виду генерирование идей и продумывание способов их визуализации). Надо ли говорить о том, что для этого арт-директору недостаточно просто разбираться в искусстве или иметь хороший вкус. Сотрудник должен, с одной стороны, уметь анализировать рынок, отслеживать современные тенденции, а с другой — подбирать команду специалистов, которые смогут реализовать задуманные визуальные решения.
  • В издательском бизнесе задача арт-директора — составлять концепцию фотосъёмок, заказывать иллюстрации, а также организовывать людей, которые будут работать над ними.
  • В обязанности арт-директора ресторана может входить разработка концепции рекламной кампании совместно с маркетологом, а также продумывание оформления печатной продукции, например, меню, создание эффективных слоганов и т. д. Также специалист может отвечать за подготовку и проведение мероприятий, создание положительного имиджа заведения.
  • В компаниях, специализирующихся на производстве и продаже товаров, одна из задач арт-директора — повышать прибыль через подготовку мероприятий, рекламных кампаний, разработку рекламной продукции совместно с другими специалистами и т. д.
  • Обязанности арт-директора ночного клуба включают подготовку и проведение мероприятий, создание положительного имиджа заведения, в том числе его позиционирование и т. д.

В крупных компаниях зачастую в область ответственности арт-директора входит ещё и развитие своего отдела, а также оптимизация и автоматизация бизнес-процессов, которыми он руководит.

Обязанности и функции арт-директора

Если обобщить все задачи, которые возлагаются на этого специалиста, можно сказать, что он отвечает за:

Обратите внимание! Учитывая большое количество должностных обязанностей у арт-директора, работать удалённо у него вряд ли получится. Но ему могут предложить гибкий график. Если же в вакансии говорится об удалённой работе, скорее всего, имеется в виду не руководящая должность, а должность креативного дизайнера.

Навыки и качества успешного арт-директора

Считается, что, для того чтобы стать востребованным специалистом, арт-директору достаточно иметь высшее образование в сфере дизайна, рекламы и хороший художественный вкус. Однако на деле большую часть времени специалист взаимодействует с людьми. И результат его работы напрямую зависит от умения найти к каждому подход, тем более что один член его команды может быть хорошим исполнителем и с радостью будет выполнять все указания, в то время как другому для получения результата нужно давать больше свободы, разрешать проявлять инициативу.

Следовательно, здесь важно быть хорошим психологом, владеть методами управления персоналом (социально-психологическими, административными, экономическими), методами управления конфликтами.

Другие качества и навыки, которыми должен обладать хороший специалист:

Можно выделить и другие навыки, которые наверняка помогут арт-директору хорошо выполнять свои обязанности. А это: аналитическое, наглядно-образное мышление, умение презентовать себя и свой проект, эмоциональный интеллект, ориентация на результат, умение работать в команде, любознательность, трудолюбие.

Специфика работы арт-директора

Чаще всего работа специалиста строится на одной из двух моделей:

  • Арт-директор продумывает концепцию и делегирует обязанности по реализации задуманного другим членам команды, просто контролируя их работу.
  • Он не только придумывает, но и вникает во все процессы, помогая другим специалистам. То есть в последнем случае арт-директор — это человек-оркестр.

Уровень оплаты труда арт-директора

Заработная плата специалиста напрямую зависит от спектра его обязанностей и, соответственно, направления работы компании. Также имеет значение опыт. Согласно вакансиям, начинающим арт-директорам платят от 40 тысяч рублей, тем, у кого есть стаж от 5 лет — от 200 тысяч рублей и выше. Средняя заработная плата по России, согласно статистическим данным, около 46 тысяч рублей. Правда, часто под должностью арт-директора в этом случае понимается должность дизайнера.

Как стать арт-директором: где учиться, какие перспективы работы

Чтобы развить нужные для выполнения обязанностей арт-директора качества, желательно получить образование в сфере дизайна, маркетинга, менеджмента. Чаще всего специалисты делают карьеру, начиная работать дизайнерами. После занимают должности руководителя креативной группы и потом — арт-директора.

Но чтобы пройти этот путь, надо заниматься самообразованием: проходить курсы, читать полезную литературу. Наконец, если есть возможность, учиться в лучших международных школах дизайна, так как там готовят арт-менеджеров с учётом требований рынка. Преподают в таких школах практики — ведущие архитекторы, дизайнеры, работающие с домами мод. Примеры таких школ:

Специалисты, регулярно повышающие свою квалификацию, могут работать как в лучших компаниях России, так и за рубежом. К слову, некоторые вузы предоставляют онлайн-площадки, где их студенты могут размещать свои резюме, а потенциальные работодатели — искать сотрудников.

Должностная инструкция

Чаще всего в должностной инструкции арт-директора прописываются следующие обязанности:

  • организация и проведение мероприятий, рекламных кампаний;
  • разработка рекламной продукции совместно с другими специалистами;
  • планирование и бюджетирование, составление сметы затрат продуктов, проектов, запланированных мероприятий;
  • ведение соответствующей документации, отчётности;
  • реализация проектов и анализ результатов;
  • качественное выполнение работы.

Как правило, арт-директор — это управленец, который подчиняется непосредственно генеральному директору или руководителю компании.

Выводы

Арт-директор — одна из важнейших позиций в штате компании, ведь арт-директор регулярно проводит рекламные акции, организовывает мероприятия для увеличения прибыли, выполняет заказы клиентов. В обязанности специалиста входит, с одной стороны, продумывание концепции продуктов, генерация идей, с другой — управление командой в процессе их реализации. Поэтому при поиске арт-директора в свой бизнес важно смотреть не только на наличие дизайнерского образования или хорошего художественного вкуса у соискателя, но также на уровень прокачанности навыков (управленческих, организаторских, лидерских).

Ещё один важный момент — портфолио специалиста. Чем больше в нём проектов разной направленности, тем больше шансов, что он справится с новыми и нестандартными задачами.

Сотрудники рекламного агентства

Эффективная реклама

SMS рассылка как инструмент рекламы

SMS и MMS рассылки как инструмент рекламы

Чтобы добиться максимальной эффективности, между между сотрудниками рекламного агентства существует разделение труда. Давайте рассмотрим, какие обязанности выполняют сотрудники рекламного агентства.

Менеджер по рекламе (брэнд-менеджер, продакт-менеджер) не является работником рекламного агентства, как многие думают. На самом деле, он работает в рекламном отделе компании-заказчика. Связь агентства с клиентом и все переговоры осуществляются через представителя рекламного агентства, который ведет дела клиентов, и менеджера по рекламе компании-заказчика.

Президент (директор) рекламного агентства

Президент или директор рекламного агентства решает вопросы стратегического развития. Он может вести переговоры с новыми заказчиками, поддерживать контакт с постоянными клиентами, заключать договоры и разрешать конфликтные ситуации между новыми заказчиками и теми, кто уже давно пользуется услугами агентства.

Менеджер по работе с клиентами

Менеджер по работе с клиентами осуществляет взаимодействие между клиентом и агентствами. Он должен понимать нужды клиента, знать «изнутри» его бизнес и производства также уметь донести эти знания до сотрудников агентства. Как правило, должность менеджера по работе с клиентами занимает руководитель рабочей группы.

С другой стороны, менеджер по работе с клиентами представляет свою организацию, ее предложения, идеи и формы работы с клиентами. Это весьма деликатная дипломатическая работа, целью которой является удержание клиента. Сотрудник, который работает с клиентом, должен хорошо знать специфику рекламной деятельности, уметь работать со всеми сотрудниками агентства, координируя их усилия в интересах заказчика.

Менеджер по маркетингу

Менеджер по маркетингу рекламного агентства выполняет несколько функций. В процессе работы он всегда должен ориентироваться на то, что реклама необходима любой компании для достижения успеха на всех этапах маркетинговой деятельности (разработки, ценообразования, продвижения и реализации товара).

Сотрудники рекламного агентства могут принимать участие в создании упаковки товара, в выборе названия, способствующего успешному продвижению товара к потребителю, в распространении товара. Менеджер по маркетингу, как и другие сотрудники рекламного агентства, может, не разглашая коммерческой тайны, дать квалифицированную рекомендацию менеджеру по рекламе компании-заказчика на основе собственного опыта.

Специалист по медиапланированию

Медиа-планирование – процесс принятия решения, который приводит к использованию рекламного пространства и времени для достижения маркетинговых целей.

В крупных рекламных агентствах медиа-планированием (планированием и покупкой рекламных площадей в газетах, журналах, на телевидении и радио) занимается целый отдел. Чаще всего это отдел маркетинга, но может быть и специализированный отдел планирования и закупки средств доставки рекламы. В небольших рекламных агентствах эту работы выполняет отдельный сотрудник.

На рынке существует большое количество газет, журналов, телевизионных каналов, радиостанций, мест для размещения наружной рекламы и множество других рекламных носителей. При планировании рекламы в медиа необходимо досконально знать все существующие рекламные носители и стоимость размещения рекламы.

Работа в рамках маркетингового цикла предполагает тщательный отбор минимального количества медиа, которые могут обеспечить максимальную отдачу от рекламы. После изучения медиа и выполнения необходимых расчетов сотрудник агентства приступает к медиа-планированию и подготовке расписания или графика работы. Он может быть выполнен в виде плана или дневника публикаций в прессе, передач на радио или телевидении, а также использования других носителей в период рекламной кампании с указанием необходимых затрат.

Медиабайер

Медиабайер – сотрудник рекламного агентства, который занимается переговорами о покупке рекламных мест и эфирного времени с сотрудником рекламного отдела средств массовой информации.

От профессионализма медиабайера и его умения поддерживать хорошие отношения с представителями СМИ зависит приобретение хороших мест и эфирного времени для рекламы по наиболее выгодной цене. В некоторых средствах массовой информации рекламные места можно приобрести на несколько месяцев вперед.

Копирайтер

Копирайтер – автор рекламных текстов. Это творческий работник, который занимается разработкой текстовых рекламных обращений, слоганов, рекламных статей.

Слоган (девиз, рекламный лозунг) – четкая, ясная, лаконичная формулировка основной идеи рекламного обращения. Фирменный слоган определяет характерные уникальные особенности деятельности рекламодателя и является элементом фирменного стиля.

Копирайтер занимается представлением торговых предложений заказчика в привлекательной форме, выдвигает новые идеи, создает темы и основные сюжеты рекламных кампаний. Авторский стиль профессионального копирайтера очень индивидуален – он может написать всего одно предложение, которое вызовет у читателя интерес и побудит его к действию.

Копирайтер обычно умеет продавать, может разрабатывать сценарии для рекламных роликов.

Рекламные агентства работают с копирайтерами по разным схемам. В агентстве может быть создан отдел по написанию текстов с отдельным руководителем, или работать творческие группы, каждая со своим руководителем. Иногда агентства работают с внештатными авторами на основе удаленного сотрудничества (так работают многие хорошие и высокооплачиваемые авторы).

Арт-директор

Арт-директор крупного рекламного агентства обычно работает в команде с авторами визуальных материалов, художниками-оформителями и техническими редакторами.

Арт-директор – сотрудник (руководитель) художественного отдела рекламного агентства. Он может непосредственно работать над созданием эскизов, оригинал-макетов, так и приобретать художественную продукцию других авторов для использования в рекламе.

В небольшом рекламном агентстве руководитель дизайн-студии, арт-директор, занимается этим лично. Если в агентстве нет специального сотрудника, который занимается покупкой творческой продукции, ее приобретают через агентов, работающих с художниками, или у самих художников. Моделей для участия в рекламе обычно подбирают через модельное агентство.

Визуализатор

Визуализатор – это творческий союзник копирайтера, профессиональный художник, который может представить его идеи и воплотить их на бумаге. Обычно копирайтер и визуализатор работают вместе, как творческий коллектив, и могут одновременно сотрудничать с несколькими заказчиками. Художник делает наброски, перебирает варианты, пока основная идея не будет достаточно хорошо выражена сделанными от руки эскизами (предварительными набросками различных макетов) и надписями.

Визуальные материалы обычно показывают заказчику не в окончательном варианте, как фотография, рисунок, типографский оттиск, а в виде полуфабриката, который также создает представление о том, как реклама будет выглядеть в итоге. Если клиент одобряет найденное решение, происходит заключение договоров с конечными исполнителями.

Художник-оформитель

Художник-оформитель готовит основной макет рекламы (оригинал-макет) – окончательный вариант рекламы с текстом и иллюстрациями, который будет представлен на утверждение заказчику.

Обычно при изготовлении оригинал-макета указывают, какой шрифт и какого размера нужно использовать. Для рекламных носителей разных размеров художник-оформитель готовит специальные варианты исходного макета или адаптации.

Иногда художник-оформитель выполняет работу технического редактора, то есть организует материал, учитывая типы шрифтов и используя те из них, которые способны обеспечить хорошее восприятие рекламного текста. После получения текста и эскиза рекламы, он принимает решение об использовании шрифтов определенного типа и размера, определяет количество слов и планирует их размещение на общем макете.

Телепродюсер

Телепродюсер разрабатывает общие замыслы рекламных кампаний на телевидении. Такой сотрудник числится в штате рекламных агентств полного цикла, которые работают с крупными заказчиками, которые заинтересованы в проведении рекламной кампании на телевидении.

Телепродюсер отвечает за подготовку рекламных роликов, музыкального сопровождения, подбор актеров, выбор организации или конкретных людей, которые будут выполнять работу над проектом.

Мы с вами познакомились со структурой рекламного агентства и его сотрудниками, которые будут заниматься разработкой идеи и созданием рекламы. Теперь вы понимаете зоны ответственности специалистов и круг их обязанностей. Можно приступать к выбору рекламного агентства, специалистам которого вы поручите создание рекламной кампании для вашего продукта.

Менеджмент в рекламном агентстве (РА) заключается не просто в управлении агентством, а в использовании всей совокупности элементов маркетинга — принципов, форм, средств и методов управления рекламным процессом. Он включает планирование, создание рекламного сообщения, собственно управление и контроль над всеми операциями, в том числе постановку и разработку программ и стратегий маркетинга.Современное рекламное агентство Априори воплощает даже самые смелые идеи в жизнь и успешно проводит рекламные кампании благодаря сплаченной работе коллектива и высокому профессионализму каждого.

В комплекс менеджмента входят:

Помимо того, что менеджмент — это дисциплина маркетинга, совокупность технико-организационных и социальных аспектов управления предприятием, в нашем случае рекламным агентством, это также и орган управления РА, включающий:

Функции рекламного агентства

Воспользуемся следующими определениями рекламного агентства:

Однако ассортимент и качество услуг, предоставляемых клиентам разными РА, существенно различаются. Поскольку основной объем заказов сконцентрирован в крупных агентствах, рассмотрим практику их работы.

Основная функция РА — создание рекламного обращения. Но само рекламное обращение — это продукт сложного процесса, требующего учета всех элементов маркетингового комплекса, применяемого клиентом.

Функции планирования заключаются в изучении потребителей, товара и рынка, в разработке творческой стратегии и стратегии использования носителей рекламы, в составлении сметы расходов.

В функции подготовки входят: создание текста, рабочего сценария, «раскадровки», художественного оформления рекламных обращений и их производство.

Функции размещения включают в себя: подготовку контрактов на покупку времени и места в средствах распространения рекламы, предоставление носителям рекламы должным образом подготовленных рекламных обращений, проверку и удостоверение факта выхода рекламы в свет, проверку финансовых расчетов, выставление счетов клиентам и оплату счетов носителей рекламы.

Поскольку РА, особенно крупные, предлагают своим клиентам услуги не только в области рекламы, но и прочих областях коммуникаций маркетинга, то диапазон профессионального уровня сотрудников агентства весьма обширен; недаром современные РА часто называют «агентствами коммуникаций».

Риск — удел рекламы

Рекламный бизнес относится к разряду венчурных, то есть рискованных.

В рекламе неизбежно присутствует опасность финансовых и прочих потерь, вытекающих из специфики этого бизнеса. Не останавливаясь на традиционных рисках типа банковских, политических рисков, форс-мажорных обстоятельств, обратим внимание на такие субъективные факторы, как квалификация руководства, организация деятельности РА и т.п. Как известно, ни в одной стране закон не требует какой-либо проверки компетентности, наличия специального образования, предыдущего опыта работы у лиц, желающих открыть рекламное агентство. В силу вышесказанного, становится ясно, что причинами затруднений, кризисов, банкротств многих РА зачастую становятся низкие профессиональные качества руководства и/или персонала агентства, отсутствие работоспособной структуры РА и современной системы менеджмента.

Основным принципом эффективного менеджмента является исключение влияния на деятельность фирм факторов риска. И этот принцип важнее принципа максимилизации прибыли. Следовательно, любая операция, осуществляемая РА, должна обеспечивать прибыль, позволяющую создать ресурс средств, реально способных помочь преодолеть возможные риски в будущем.

Команда менеджеров

В период становления «молодой» российской рекламы учредители и первые руководители рекламных агентств, как правило, не имели ни малейшего представления о менеджменте. Каждый руководствовался собственными представлениями о том, как надо руководить РА, зачастую путая и смешивая должностные обязанности наемных менеджеров и права собственников.

Наиболее популярной моделью так называемого «вульгарного менеджмента» было участие первого лица РА во всех операциях агентства, как творческих, так и административно-финансовых. Эта модель до сих пор присутствует в большинстве РА. Наиболее прогрессивные владельцы агентств инстинктивно или в силу конъюнктуры рынка пришли к необходимости сначала установить свои права по управлению агентством непосредственно либо через уполномоченных ими лиц (top management), а затем и делегировать эти права наемным менеджерам.

В рекламе использование грамотного менеджмента важно как ни в каком другом бизнесе, потому что задачи РА во многом определяются потребителями, а не производителями рекламных услуг. Если РА ориентировано только на рекламодателей, их требования, претензии и т.п., но не учитывает запросы потребителей рекламы, то мы имеем дело не с менеджментом, а с бюрократическим администрированием, хорошо известным по недавнему прошлому. Внедрение менеджмента подразумевает организацию в агентстве аналитической работы, учитывающей позиции рынка и потребителя.

Следующим важным элементом менеджмента в рекламном агентстве является создание команды менеджеров. В эту команду входят представители разного уровня менеджмента, объединенные одной целью — способствовать упрочнению положения агентства на рынке рекламных услуг. Как правило, на формирование работоспособной команды менеджеров требуется 2-3 года. Некоторые агентства сокращают этот срок, приглашая квалифицированных менеджеров из других агентств, переманивая специалистов у конкурентов, создавая для них лучшие условия.

Организация — залог успеха

Если РА создается «всерьез и надолго», то его необходимо идентифицировать как организацию в парадигме менеджмента, то есть осуществляющую свои маркетинговые функции по выполнению поставленных задач через посредство квалифицированных специалистов. При этом в рамках организационного взаимодействия, рассчитанного на получение конкретного результата, используются разнообразные методы и технические приемы.

Приступая к созданию РА и его системы менеджмента, необходимо последовательно пройти три этапа:

Я — начальник, ты — … не начальник

Проблемы разграничения понятий «владение» и «управление», делегирования полномочий, передачи их от собственника наемному управленцу-менеджеру или просто от руководителя высшего уровня (top management) руководителю среднего или низшего уровня создают ряд проблем в российских РА.

Дело в том, что при отсутствии делегирования полномочий менеджмент становится излишне централизованным, что ведет к ограничению пределов компетентности специалистов и руководителей структурных подразделений, снижению уровня оперативности и быстроты принятия решений. Происходит значительное ущемление инициативы представителей низшего звена управления (operative/low management), снижение порога мотивации среднего менеджмента. Как следствие всего вышесказанного, в рекламных агентствах Москвы наблюдается чрезвычайно активная ротация кадров. Лишенные мотивации и перспективы карьерного роста сотрудники РА меняют места работы в поисках более выгодного материального обеспечения, зачастую проигрывая в профессиональном опыте, навыках и приемах рекламного мастерства.

Как правило, причины отсутствия делегирования полномочий носят субъективный характер. Не все владельцы—руководители рекламных агентств достаточно восприимчивы к новым идеям, обладают хорошей профессиональной подготовкой как рекламисты и/или как менеджеры, верят в возможность РА нормально функционировать при осуществлении ими лишь общего, а не постоянного (ежедневного, ежечасного) контроля за действиями подчиненных.

Нормальным решением для выхода из ситуации с чрезмерной централизацией управления является обучение всего персонала, включая руководство, различные тренинги и т.п. с обязательной оценкой результатов учебы и применением их в повседневной оперативной деятельности РА.

Наличие определенной квалификации у персонала, постоянное ее повышение создают новую ситуацию, при которой право на жизнь получают оба варианта управления: централизованное и децентрализованное. Владелец-руководитель пользуется авторитетом еще и как профессионал, поэтому его участие в процессе менеджмента носит вполне позитивный характер. Если же он предпочитает децентрализованное управление, то даже в этом режиме профессиональные навыки позволяют ему получать адекватную информацию о деятельности РА и вмешиваться в случае необходимости.

Охота за головами

На первом этапе развития «новой» российской рекламы иностранные РА, выступавшие в основном как совместные предприятия, вели поиск специалистов в немногочисленных бывших государственных рекламных организациях и в структурах, связанных или с внешнеторговой деятельностью или обслуживанием иностранных клиентов. Мало кто делал ставку на профессиональную подготовку этих специалистов, обращая внимание, прежде всего, на уровень владения иностранным языком и возраст кандидатов.

Нельзя сказать, что эта система рекрутинга во всем себя оправдывала, но определенные результаты она все же принесла. Сегодня уже российские агентства ведут активную «охоту за головами», пытаясь заполучить в свои ряды соотечественников, прошедших тренинг и усвоивших правила менеджмента в российских представительствах сетевых агентств.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в странах Центральной и Восточной Европы подобное движение кадров имело и еще один этап — многие менеджеры вернулись в сетевые агентства, как только национальные агентства исчерпали свои ресурсы в борьбе с «варягами» за счета транснациональных рекламодателей.

Сегодня, в надежде упрочить свое положение на рынке, сплотить коллектив, получить выгодный заказ и т.п., российские РА все чаще обращаются к приемам менеджмента. Не рассматривая сходства и различий между американской, европейской и японской моделями менеджмента, отметим, что в каждой стране создается свой стиль менеджмента, на который влияет многое: политическая, экономическая ситуация, национальные традиции управления, подчинения, принятые формы собственности, этические нормы, моральные устои, конъюнктурная ситуация на рынке рабочей силы.

Человеческие отношения

Все более очевидной становится необходимость наличия у современных менеджеров качественного образования и широкого кругозора. Во главу угла новая философия менеджмента ставит согласие, взаимопонимание и сотрудничество всех участников процесса управления. Современная корпоративная культура свела вместе власть и человека. Все более популярными становятся такие формы взаимоотношений между менеджерами и сотрудниками как human relations (человеческие отношения).

Современное РА должно стремиться к такой модели менеджмента, которая основана на переработке информации и обеспечивает взаимодействие специалистов различного профиля. Сама природа рекламного бизнеса подсказывает, что менеджмент в РА должен ориентироваться отнюдь не на жестко централизованную вертикальную структуру со строгими разграничениями между подразделениями и функциями и с множеством иерархических уровней. Менеджмент в РА должен предусматривать определенную свободу принятия решений, возможность менеджера брать на себя дополнительную ответственность, пытаться найти новые идеи, формулировать самостоятельные суждения.

Таким образом, внедрение менеджмента позволит сделать всех сотрудников РА способными к совместным действиям, придаст их усилиям необходимые эффективность и результативность, вытеснит авторитарные методы управления.

Менеджмент в РА — это комплексное решение маркетинговых задач фирмы с использованием технологий менеджмента.

Менеджмент может и должен помочь РА не только позиционировать себя на рынке, правильно определять «дельту» спроса и предложения в условиях конкуренции, но и просто выживать в условиях становления бизнеса.

Кадры решают

Кажется, наиболее простым и понятным должен быть кадровый менеджмент. С этим еще вчера все было более-менее ясно. Кто бы осмелился оспаривать лозунг «Кадры решают все»?

Не так все просто в кадровом менеджменте современной российской рекламы. Персонал — основной потенциал РА, и чтобы его создать и сохранить, необходимо знать основы организации РА, варианты его структуры, а также возможности ее оптимизации.

Как бы было замечательно освоить кадровое планирование, научиться секретам мотивации, то есть использованию материальных и моральных стимулов. Ведь кадровый менеджмент — это и система оплаты труда с ее влиянием на цену рекламной продукции и прибыль агентства.

Нельзя забывать и о методах привлечения в агентство квалифицированного персонала, системе повышения квалификации.

Самыми наболевшими являются вопросы, связанные с процедурами найма и увольнения сотрудников РА, их правовые, психологические и экономические аспекты. До сих пор в российских РА большие проблемы с определением условий работы и оплаты труда. Высокий уровень ротации персонала в агентствах практически сводит на нет полезность кадрового аудита, тем более, что очень часто он подменяется тривиальным сокращением штатов.

Одним из преимуществ внедрения менеджмента в РА может и должно стать умение агентства выделиться из среды конкурентов за счет лучшего, конкурентоспособного качества предлагаемых услуг.

Кризис менеджмента

Только ленивый не слышал сегодня о кризис-менеджменте, хотя точное представление о нем имеют немногие. Практика показывает, что у многих РА корень основных проблем заключается не в кризис-менеджменте, а в кризисе менеджмента, как совокупности систем управления фирмой. Часто менеджмент просто отсутствует.

Трудно говорить о менеджменте при отсутствии штатного расписания и внятных, а тем более исполняемых, должностных обязанностей сотрудников. Еще сложнее заниматься менеджментом при отсутствии в агентстве системы планирования, бизнес-плана, анализа состояния агентства и его ближайших конкурентов, анализа рынка, отрасли, не говоря уже о финансовом плане. Кризис менеджмента вызван также отсутствием базовых контрактов на виды рекламных услуг, договоров комиссий и т.д.

Особые проблемы вызывает неумение четко формулировать миссию РА, определять его функции и структуру, исходя не из публикаций в популярных переводных изданиях, а из реалий отечественного развивающегося рынка.

Существует достаточно сильное заблуждение, что РА чем-то отличается от остальных предприятий сферы услуг, а раз так, то и менеджмент в нем должен быть какой-то особенный. Однако лучшие зарубежные РА демонстрируют стойкую приязнь к управленческим технологиям и используют функциональный подход при создании собственных систем менеджмента.

Главная особенность РА — упоминавшаяся выше венчурность, то есть присутствие большего, чем в других сферах деятельности, количества рисков. И эта проблема решается благодаря профессионализму персонала агентства, и, не в последнюю очередь, уровню менеджмента.

Читайте также: