Чем занимались учительница с мальчиком когда их поймал директор

Опубликовано: 17.09.2024

Уроки французского книга

Краткие содержания

Валентин Распутин написал своё произведение «Уроки французского» в 1973 году. Впервые рассказ напечатали в газете «Советская молодёжь». Это повествование о жизни автора, оно является автобиографичным. Произведение было написано в традиции деревенской прозы, в то время это литературное направление активно развивалось. Если требуется быстро ознакомиться с сюжетом рассказа «Уроки французского», краткое содержание окажется наилучшим решением.

Новая жизнь в другом городе

Главный герой произведения — ребёнок одиннадцати лет из небогатой семьи. Первая глава начинается с того, что он отправляется в школу. Действие происходит в 1948 году.

В селе, где жил ребёнок, была только начальная школа, поэтому он был вынужден переехать в районный центр для продолжения обучения. У мамы в этом городе жила знакомая, она договорилась с ней, чтобы сын остановился у неё.

Уроки французского кратко

Семья мальчика была очень бедной, постоянно приходилось голодать. Помимо сына, у женщины было ещё двое деток, жили они без отца. У мальчика никогда не было проблем с учёбой, он испытывал сложности лишь с французским, ему трудно было добиться правильного произношения. Преподаватель Лидия Михайловна закрывала глаза, будучи неспособной это слушать.

Город, в который переехал мальчик, находился в пятидесяти километрах от родной деревни. На новом месте ребёнок сильно потерял в весе. Мать не могла отправлять ему много продуктов, поэтому он похудел.

Игры на деньги

Однажды главный герой увидел, как его сверстники играют в «чику» на деньги. Мальчуган быстро освоил правила и тоже решил испытать судьбу. Мама иногда пересылала ему 5 рублей на молоко, которое он должен был пить «от малокровия». Так, разменяв денежки, парень вступил в игру. Довольно быстро он приловчился и стал каждый день выигрывать по рублю. Получая «вознаграждение», он сразу же уходил. Теперь он мог пить молоко чаще. Однажды парень по имени Вадим, местный заводила, заметил, что главный герой слишком рано выбывает из игры. Тогда он устроил драку, в которой мальчика избили.

Уроки французского содержание

На следующий день ребёнок пришёл в школу. Первым уроком по расписанию был именно французский. Когда Лидия Михайловна увидела опухшее лицо своего ученика, она тут же поинтересовалась, что произошло. Один из ребят в классе сказал, что его побили из-за игры на деньги. Женщина попросила беднягу остаться после урока. Он переживал, что она нажалуется директору, однако его опасения оказались напрасными. Учительница лишь спросила, куда он тратит выигранные денежки. Когда она узнала, что за эти средства парень покупает себе молоко, и всегда ограничивается одним рублём, она сильно удивилась.

После случившейся драки мальчик решил больше не участвовать в игре. Мать стала отправлять ещё меньше еды, и голод усилился. Ему так сильно хотелось чем-то наполнить желудок, что он не выдержал, и снова решил поиграть с ребятами.

Его тактика осталась прежней. Когда он выиграл деньги и по обыкновению захотел уйти, мальчишки снова его побили. Когда учительница его увидела, она решила назначить ему дополнительные уроки.

Индивидуальные занятия

Лидия Михайловна усердно заставляла паренька работать над произношением. Через какое-то время они стали заниматься у неё на дому. Ей было жаль ученика, и она предложила ему поужинать, на что он ответил категорическим отказом и в страхе убежал. Всякий раз, когда она пыталась угостить парня, он вскакивал и уходил.

Уроки французского

Однажды ему пришла посылка с едой прямо в школу. Вначале он подумал, что её отправила мать, однако, увидев, что внутри, тут же понял, чьих это рук дело. В посылке были:

  • макароны;
  • гематоген;
  • сахар.

У них в селе достать подобные продукты было невозможно. Парень сразу поспешил к Лидии Михайловне. Невзирая на её уговоры, он всё же отказался от еды.

Тем не менее уроки французского продолжались. Совсем скоро произношение мальчика заметно улучшилось. Он перестал стесняться в гостях у учительницы, и уже чувствовал себя не так зажато. Постепенно он ощутил «вкус к языку».

Уроки французского краткое содержание

Однажды женщина рассказала ему по секрету, что в свои детские годы тоже играла на деньги. Она просила ученика ничего не рассказывать директору, поведав ему правила «замеряшек». Именно так называлась эта игра.

Лидия Михайловна предложила мальчугану испытать удачу, но только «понарошку», он согласился. Потом они стали играть «по-настоящему». Довольно быстро парень стал выигрывать у женщины. Так, у него опять появились деньги. Он уже заказывал себе молоко со сливками. Ему было неудобно брать средства у преподавателя, но он понимал, что это честный выигрыш. Парень никогда сам не напрашивался на игру, инициатором всегда выступала учительница. Главному герою было неудобно ей отказывать. К тому же ему казалось, что Лидии Михайловне и самой нравится такое времяпровождение:

  • она хохотала;
  • веселилась;
  • тормошила парня.

Если бы они только могли знать, чем всё завершится…

Печальный конец

Однажды в разгар игры, когда Лидия Михайловна и подросток шумно выясняли, кто выиграл, а кто проиграл, и подводили счёт, в дом вошёл директор. Когда они заметили его в дверях, им стало не по себе. Мужчина обратился к учительнице, спросив, что здесь происходит. Она сказала правду. Директор был в гневе, ему не хватало воздуха. Он назвал поступок преподавателя растлением, совращением и преступлением. По его словам, за все двадцать лет работы в школе ему никогда не доводилось видеть что-либо подобное, и никто из учителей ещё себе такого не позволял.

Краткое содержание уроки французского

Учительнице пришлось уехать. Понятно, что после произошедшего она не могла продолжать работать в этой школе. Перед своим отъездом она встретила главного героя после школы и провела до дома. Она сказала, что вернётся к себе на Кубань. Женщина сказала, что сама во всём виновата, и парня никто не тронет. Потрепав его по голове, она удалилась. Больше он никогда с ней не встречался.

После зимних каникул мальчик получил посылку. Он открыл её при помощи топора, который находился в школе под лестницей. Внутри обнаружились макароны, лежащие аккуратными, плотными рядами. Парень извлёк их и увидел на самом дне три красивых яблока красного цвета, они находились в толстой обёртке. До этого главный герой мог их видеть лишь на картинках. Было ясно, кто отправитель этой посылки.

Таким образом, в своём произведении автор раскрывает тему отношений между учителем и учеником. Преподавателя французского писатель изображает как талантливого наставника, который очень хочет помочь своему ученику не умереть от голода и находит способ, как этого добиться, не задев гордость парня.

Лучше всего читать «Уроки французского» в полной версии, однако, можно ознакомиться и с пересказом онлайн, если мало времени.

В 1948 году, в условиях послевоенной разрухи одиннадцатилетний мальчик отправляется учиться в школу за пятьдесят километров от родного дома. Молодая учительница, как может, старается помочь способному, но гордому мальчику.

История создания произведения

"Уроки французского" - краткое содержание ? рассказа В. Распутина
Рис. 1. Главный герой. Художник В. Гальдяев

В рассказе автор поднимает тему человеческого неравнодушия, а также тему взаимоотношений между учителем и учеником. Некоторые цитаты из рассказа сами могут стать прекрасными жизненными уроками. Лидия Михайловна говорит главному герою: “Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком”.

Важно! По мотивам этого рассказа в 1978 году Евгением Ташковым был снят фильм. Режиссер очень бережно и осторожно подошел к созданию киноповести, которая очень немногим отличается от оригинала.

Список персонажей

"Уроки французского" - краткое содержание ? рассказа В. Распутина
Рис. 2. Главный герой дома в деревне. Художник В. Гальдяев

Краткое содержание “Уроки французского”

Главный герой пошел в пятый класс в 1948 году. Средней школы в его деревне не было, и мальчика отправили учиться в районный центр, где он поселился у знакомой его матери.

Мальчик был ответственным и старательным, получал только пятерки по всем предметам, кроме французского. Во французском его подводило произношение. Он быстро запоминал слова и правила, умел хорошо делать переводы, но никак не мог правильно и красиво выговаривать звуки, несмотря на все старания его учительницы.

Главный герой очень тосковал по домашней жизни. Особенно, когда он не был занят в школе выполнением домашнего задания или общением с одноклассниками. Мальчик впервые оказался так далеко от дома и все, о чем он мог думать, были родная деревня и семья.

Его мама очень испугалась за него, когда приехала навестить: мальчик за месяц учебы сильно похудел от тоски и недоедания. Той еды, что мама присылала, надолго не хватало. Денег у мальчика не было, а, как в своей деревне, сходить на рыбалку или охоту он не мог. Когда дядя Ваня, шофер из его деревни, привозил очередную посылку, мальчик наедался, а остаток недели снова жил впроголодь.

Еще в сентябре Федька повел его смотреть, как местные мальчишки играют в “чику” на деньги. Главным в компании ребят был Вадик. Вадик хитрил в игре, но и играл хорошо, не так, как остальные ребята. Главному герою ничего не стоило разобраться в правилах игры. Но за неимением денег ему приходилось оставаться лишь зрителем.

"Уроки французского" - краткое содержание ? рассказа В. Распутина
Рис. 3. Учительница французского Лидия Михайловна. Художник В. Гальдяев

Денег в семье мальчика не было, только пару раз мама присылала ему по пять рублей, чтобы покупал молоко на рынке. Мальчик болел малокровием, у него бывали частые приступы головокружения. Но когда в третий раз мама прислала деньги, мальчик решил принять участие в общей игре. На первых порах мальчик проигрывал, но он не сдавался, даже начал практиковаться по вечерам в одиночку, когда ребята расходились по домам. И вот, наконец, однажды он остался в выигрыше.

Октябрь в тот год стоял теплый и сухой. Мальчик каждый день после школы приходил играть в “чику”. Ребята часто менялись, появлялись новые, и только Вадик никогда не пропускал ни одной игры. Рядом с ним, как тень, стал ходить паренек, которого все звали Птаха. Он, как и Вадик, очень редко проигрывал.

Вадик не долго позволял мальчику выигрывать, ему не хотелось уступать ни место единственного чемпиона, ни деньги. И вот однажды, во время очередной игры, Вадик сыграл нечестно, на что главный герой не сумел промолчать. Завязалась драка, после которой побитого главного героя выгнали с поляны, пригрозив расправой, если кому-нибудь наябедничает.

На следующий день пришлось идти в школу с синяками и распухшим носом, которые не могла не заметить Лидия Михайловна. На вопросы о разбитом лице мальчик ответил отговорками, но Тишкин, рассмеявшись, рассказал все, что произошло накануне. Главный герой в смятении не стал оправдываться, и классный руководитель оставила его после уроков.

"Уроки французского" - краткое содержание ? рассказа В. Распутина
Рис. 4. Главный герой получает посылку от Лидии Михайловны. Художник В. Гальдяев

Только вот без денег жить стало гораздо сложнее. Мать перестала присылать еду, потому что в колхозе выдался тяжелый год, а последний мешок картошки закончился быстрее обычного. Есть хотелось даже во сне. В конце концов герой нарушил данное учительнице обещание. И уже через несколько дней мальчика снова избили за то, что он слишком быстро выходил из игры, когда выигрывал.

Лидия Михайловна не могла не заметить распухшую губу, когда мальчик хуже обычного прочитал французский текст и, под предлогом дополнительных занятий, решила попробовать ему помочь. Занимались в опрятной и уютной квартире Лидии Михайловны, где деревенский паренек чувствовал себя скованно и некомфортно. Занятиями это было трудно назвать, Лидия Михайловна много расспрашивала мальчика о его жизни или рассказывала о себе. Такие дополнительные уроки были сравнимы пытке, потому что от стыда мальчик пугался и терялся, не в силах вымолвить и слова. Несколько раз после занятий Лидия Михайловна приглашала мальчика поужинать, но он и думать не мог о том, чтобы сесть с ней за один стол.

Однажды мальчику прямо во время уроков кто-то принес посылку. В ящике лежали макароны, сахар и гематоген. Обрадованный, он не сразу понял, что у матери не могло оказаться денег на такую роскошь. Быстро смекнув, что к чему, с этим ящиком герой отправился к Лидии Михайловне. Несмотря на уговоры учительницы, мальчик не мог принять от нее еду, хоть и очень хотелось.

После случая с посылкой Лидия Михайловна совсем отказалась от попыток накормить мальчика, и они начали серьезно заниматься французским. Очень скоро язык Вали зашевелился, произношение перестало быть настолько ужасающим, да и самому мальчику начал нравиться язык. Наказание превратилось в удовольствие.

"Уроки французского" - краткое содержание ? рассказа В. Распутина
Рис. 5. Главный герой. Художник В. Гальдяев

В один из вечеров Лидия Михайловна поинтересовалась, в какую игру мальчишки теперь играют деньги. С опаской герой объяснил правила “чики”. Учительница, в свою очередь, рассказала про игру “пристенок”, в которую она играла еще ребенком. Мальчик был шокирован, когда его классный руководитель предложила ему сыграть в эту игру, пусть и понарошку.

Важно! На деньги они начали играть позднее, потому что, по мнению учительницы, просто так играть было скучно и несерьезно. Лидия Михайловна проигрывала, но вскоре мальчик заметил, что она не старается, подыгрывая ему. Это очень его обидело. Лишь когда женщина пообещала играть честно, они продолжили игру.

Теперь каждый день после французского они играли в “замеряшки” (второе название игры в “пристенок”). И когда мальчик научился играть, у него снова стали водиться деньги, на которые можно было покупать немного молока. Принимать деньги учительницы ему было неловко, но это все же была не подачка, а честный выигрыш.

В один из таких дней во время игры мальчик и учительница заспорили о счете и не услышали стука в дверь. Василий Андреевич, который жил в другой половине дома, застал их в прихожей. Возмущенный поведением Лидии Михайловны он сразу ее уволил. Спустя несколько дней она уехала домой, на Кубань, перед этим не забыв попрощаться с мальчиком.

Во время зимних каникул герою пришла от нее посылка. В ящике ровно были уложены макароны, а на дне три красных кубанских яблока.

Не забудьте для лучшего запоминания произведения прослушать краткое содержание в аудио-версии.

Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.


Мать мальчика

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия Михайловна, учительница французского языка

Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.

Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.


Второстепенные персонажи

Дядя Ваня. Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.

Федька. Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Вадик. Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.

Птаха. Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Тишкин. Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

Анализ произведения


История создания

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. Опубликован в том же году в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова-учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. После окончания четырёхлетней школы в своём родном селе будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского мальчика одноклассниками. Всё, что описывается в рассказе, можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – самый главный период в формировании таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Там же он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того, как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча, с особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился чудеснейший рассказ.


В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.

Композиция


Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.


"Уроки французского" Краткое содержание

Рассказ «Уроки французского» повествуется от первого лица. Мальчик 11-ти лет отлично окончил начальную школу, но в его деревне не было средней, и мама договорилась, чтобы он жил у ее знакомой в райцентре и учился там же. «Так началась моя самостоятельная жизнь» — пишет рассказчик.

В семье у героя было трое детей, но отца не было. Повсюду в деревнях была нищета, и они глотали зерна овса, чтобы хоть как-то унять голод. Но рассказчик был талантлив и даже зарабатывал подачки, когда помогал местным жителям с облигациями (лотерейные билеты с СССР) и письмами. Поэтому его и отправили учиться.

В райцентре он сильно тосковал по дому и отчаянно худел от недоедания. Но при этом он старался учиться только на пятерки, ведь осознавал, что все в деревне на него рассчитывают (он первый поехал учиться). Только вот не ладилось у него с французским языком — плохое произношение выдавало его сибирское происхождение. Этим он сильно расстраивал свою учительницу.

В доме у знакомой матери у героя все время воровали еду, ведь и там жилось бедно. Но он крепился и старался при матери не рыдать и не говорить о плохом. Однажды Федя, сын его квартирной хозяйки, предложил сыграть в чику — азартную игру на деньги. Мальчик стал учиться игре тайком и, наконец, научился выигрывать даже у Вадика — предводителя всех игроков из 7 класса. Но героя нельзя было назвать азартным: он зарабатывал только рубль на поллитра молока и убегал. Ему оно было необходим, ведь он страдал от малокровия, и без молока у него кружилась голова.

Но недолго ребята терпели такую удачу. Однажды героя сильно избили, ведь он ни с кем не сошелся из-за своей деревенской замкнутости, и никто не заступился за него. Напротив, все завидовали ему и были рады отомстить «выскочке».


Утром в школе Лидия Михайловна, учительница французского и классный руководитель, заметила синяки ученика, и Тишкин, один из игроков, все ей выложил, за что немедленно был вызван к доске. За азартные игры грозило исключение из школы, и наш герой сильно испугался. «Домой с таким позором нельзя» — думал он. После уроков его ждала беседа с учительницей, но больше всего он боялся директора.

В беседе Лидия Михайловна, говорящая спокойным, ровным, но строгим тоном, выяснила, что ученик играет только на рубль и то ради заветного молока. Она взяла с него честное слово, что он обойдется без игры. Но в ту осень он не получал от матери даже хлеба, а картошку у него сразу же растащили. Голод вновь погнал его к ребятам, играющим в чику. Вадик дал ему играть, но только из азарта от игры с конкурентоспособным игроком. На 4 день его опять избили за выигрыш. Заметив это, учительница настояла на отдельных занятиях по французскому языку, ведь с распухшей губой он не мог нормально прочитать текст.

Учительница настояла на занятиях у нее дома и рассказывала о своей биографии, словом, пыталась сблизиться с застенчивым мальчиком. Он же отчаянно робел, ведь ее городская жизнь казалась ему инопланетной, как и чистая квартира с запахом духов. Она настаивала на совместном ужине, но он гордо отказывался. Отказался он и от посылки с макаронами и гематогеном, которые она хотела выдать за подарок его матери. Он же отдал ей продукты назад, сказав, что у них в деревне такого не бывает.

И все же со временем рассказчик стал лучше говорить на французском, освоил этот предмет и привык к учительнице. Теперь он разговаривал с ней и даже «вступал в споры». Однажды она показала ему игру своего детства — пристенок. При этом он призналась, что в детстве «родители с ней натерпелись», и по сей день она хотела бы прыгать и веселиться, но за стенкой живет директор, и она не хочет испортить впечатление о себе. «Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому» — осторожно заметила она. После этой беседы они, условившись о тайне, начали играть вместе, и рассказчик выигрывал деньги. Сначала он проигрывал, но потом заметил, что учительница специально поддается. Отказавшись играть, он все же вновь согласился и увидел жульничество Лидии Михайловны. После этого он уже не подозревал ее в обмане и играл в полную силу. Но во время одного ожесточенного спора к ним зашел директор Василий Андреевич. Он обвинил учительницу в «растлении» и уволил. Она уехала к себе на Кубань.

Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»: кратчайшее содержание, пересказ. Главные герои: учительница Лидия Михайловна и безымянный 11-летний мальчик. Анализ рассказа: тема и смысл, что писать в сочинении по литературе? Почему рассказ называется «Уроки французского»? Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Фильм 1978 года.

Фото «Уроки французского»: краткое содержание рассказа Распутина. 6 класс

«Уроки французского» — рассказ Валентина Распутина о живущем без родителей мальчике, которому в голодные послевоенные годы пытается помочь молодая учительница Лидия Михайловна. Ученик отказывается от любой помощи, и тогда она «проигрывает» ему деньги в азартную игру. За игрой их застает директор, и учительнице приходится покинуть школу. Она уезжает домой, на Кубань, откуда однажды присылает мальчику посылку с яблоками.

Содержание

Полный текст и аудиокнига

Полный текст рассказа «Уроки французского» доступен в интернете. На YouTube можно послушать его в формате аудиокниги.

-->

В 1978 году режиссер Евгений Ташков снял фильм «Уроки французского» по мотивам произведения Распутина.

Краткое содержание

Время действия — 1948 год. Война закончилась три года назад, страна в разрухе, люди живут впроголодь. Главного героя, безымянного 11-летнего деревенского мальчика, мама отправляет учиться в районный центр.

В городе он поселяется у тети Нади, которой нет до него дела. Мальчику постоянно хочется есть. А еще у него малокровие, поэтому каждый день приходится тратить рубль на стакан молока. В школе он учится на «отлично». Проблемы лишь с французским языком: молодая учительница Лидия Михайловна недовольна его произношением.


Кадр из фильма «Уроки французского» (1978)

Однажды другие мальчишки зовут главного героя сыграть в «чику» — азартную игру на деньги. У него неплохо получается выбивать монеты камешком, каждый день он выигрывает рубль и уходит. Но как-то раз другие ребята не позволяют ему уйти и заставляют играть дальше. Мальчик замечает, что семиклассник Вадик мухлюет. Он говорит об этом, и тогда Вадик с другими ребятами его избивают.

Узнав о случившимся, Лидия Михайловна вызывает его на разговор. Она узнает, что мальчик играл не ради денег на конфеты или на книги, а чтобы купить молока. Учительница поражена нуждой, в которой живет ребенок.

Мальчик снова играет с ребятами в «чику», его снова бьют. На этот раз у него распухает губа, и на уроке французского он совсем не справляется с произношением. Тогда Лидия Михайловна велит приходить к ней домой, чтобы заниматься дополнительно. На самом деле она просто ищет способ помочь одинокому ребенку.

Каждый раз она хочет накормить ученика ужином, но тот отказывается и убегает. Тогда учительница пытается поддержать мальчика, прислав посылку с продуктами, якобы от мамы. Тот понимает, от кого на самом деле посылка (в деревне не бывает ни макарон, ни гематогена), и возвращает ее Лидии Михайловне. Как она ни уговаривает ученика взять продукты, тот наотрез отказывается от помощи.

Тогда женщина придумывает новый способ: во время домашнего урока предлагает сыграть в азартную игру с монетками — «замеряшки». Учительница специально поддается, и ученик раз за разом выигрывает. Мальчик берет деньги, успокаиваясь тем, что это «честный заработок». Со временем они все меньше времени тратят на французский, и больше — на игру. Видно, что Лидии Михайловне это нравится, она становится веселее.

Однажды за этим занятием их застает директор школы. Он возмущен, что учительница втянула ребенка в игру на деньги. Ей приходится оставить работу в школе. Через три дня Лидия Михайловна уезжает домой, на Кубань.

Посреди зимы мальчик получает от бывшей учительницы посылку с яблоками, которых никогда раньше не видел.


Кадр из фильма «Уроки французского» (1978)

Анализ: главные герои, тема, о чем писать в сочинении

Тема рассказа — доброта. Даже один человек в силах сделать мир немного лучше, если искренне хочет помочь другому.

Главные герои

В произведении два главных героя — безымянный деревенский мальчик и учительница Лидия Михайловна.

Ребенку 11 лет, он всегда считался «башковитым», и мать отправила его в райцентр учиться — в деревне была лишь начальная школа. Он страдает от тоски по родной деревне, но терпит все невзгоды. Мальчик сообразительный: хорошо успевает в школе, быстро учится играть в «чику». Он смел: идет на конфликт с Вадиком, когда тот жульничает, и не отказывается от своих слов. Он не жаден: выигрывает лишь столько денег, сколько нужно на молоко. Он горд: отказывается принимать любую помощь от Лидии Михайловны, кроме «честного» выигрыша.


Кадр из фильма «Уроки французского» (1978)

Лидия Михайловна — молодая учительница лет 25. Ей выпала непростая работа — обучать ребят в небольшом городке французскому языку, который им вряд ли когда-либо пригодится. Она уверенная в себе, но мягкая женщина. Учительница видит свою цель не только в том, чтобы преподавать предмет. Она старается понять ребенка и помочь ему. Лидия Михайловна не спешит осуждать ученика за азартную игру, а сначала спрашивает: зачем ему нужны деньги? Когда ей открывается бедственное положение мальчика, у нее появляется цель — любыми средствами поддержать полуголодного мальчишку. Ради этого она идет на различные ухищрения и в итоге теряет работу. Но даже после отъезда не забывает о ребенке — присылает ему посылку.

Почему рассказ называется «Уроки французского»?

Название «Уроки французского» неизбежно озадачивает читателя. Да какая разница, чему учила детей Лидия Михайловна? И вообще, какой толк мальчишке из глухой провинции от уроков французского?

Задумываясь над этими вопросами, мы понимаем истинный смысл названия. Преподавая французский, Лидия Михайловна одновременно дала ребенку гораздо более важный урок — урок человечности. Он навсегда запомнил, что в мире есть место добру и бескорыстному сочувствию другим. К несчастью, эти качества в послевоенном райцентре кажутся такой же диковинкой, как и французский язык Лидии Михайловны.

В чем смысл рассказа? Что писать в сочинении

Произведение Распутина построено на контрасте. С одной стороны, мы видим голод и нужду, одиночество оторванного от матери ребенка, жестокость других мальчишек. Единственное, что противостоит всему этому, — доброта учительницы.

Молодая женщина проникается симпатией к мальчику. Раз за разом она пытается помочь, хотя гордый ребенок отвергает ее помощь. У Лидии Михайловны нет никакого корыстного интереса. Ею руководят простые человеческие чувства: жалость, сочувствие, стремление поддержать попавшего в беду. В итоге учительница находит способ помочь ученику, втянув его в азартную игру. В этот момент читатель единственный раз видит Лидию Михайловну счастливой: она рада, что все-таки смогла сделать добро.

В рассказе нет счастливого конца. Уличенная директором школы в «преступлении», Лидия Михайловна за свой добрый поступок лишается работы. Она навсегда расстается с мальчиком, о котором так заботилась. Ему остается только память об этой женщине и понимание, что даже небольшие добрые поступки способны оставить глубокий след в судьбе человека. А еще — непонятное чувство вины перед доброй учительницей.

Автор: Распутин В.Г. | Дата публикации: 1973 | Форма произведения: рассказ | Жанр: социальный | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа |

Темы: детство, материнство, милосердие и жестокость, образование и воспитание, одиночество, ответственность

Новая школа

Прошло три года после окончания войны, но до благополучной и сытой жизни было еще далеко. Многие семьи, потерявшие кормильцев, испытывали жесточайшую нужду. Тяжело приходилось и матери одиннадцатилетнего героя, потерявшей мужа, и в одиночку поднимавшей троих детей. Мальчик перешел в пятый класс и учиться ему предстояло в районном центре, так как в их деревне была только начальная школа, а жить у маминой знакомой тети Нади, .

К новым условиям мальчик привыкал тяжело, он постоянно скучал по дому, к тому же, ему плохо давался французский язык. Кроме этого, его мучило постоянное, непреодолимое чувство голода. Мать, однажды увидев похудевшего сына, хотела отвезти его назад, в деревню, но он не согласился, потому что не в его характере было так легко сдаваться трудностям.

Каждую неделю мальчику приходили посылки от матери, но продукты, которые она отрывала от себя, до него почти не доходили. Он не хотел обвинять тетю Надю или ее детей в воровстве, ему лишь было очень обидно за мать. Тем не менее, голод все больше давал о себе знать, иногда он становился просто невыносимым. Не помогали и походы на рыбалку, потому что ничего не удавалось поймать, кроме нескольких мелких рыбешек. Чаще всего голод перед сном мальчик заглушал простым кипятком.


Как-то раз он стал свидетелем мальчишеской игры в чику на деньги. Правила он понял сразу и начал играть с ребятами, среди которых был и его одноклассник Тишкин. Играли каждый день, но выигрыш был очень маленький. Больше всего везло Вадику, потому что он научился почти незаметно жульничать. Когда мальчик попытался намекнуть ему на это, тот сильно его избил.

Учительнице французского языка Лидии Михайловне стало известно о происшествии от других учеников. Когда она узнала, что наш герой играет на деньги – то решила побеседовать с ним. Лидия Михайловна была уверена, что выигрыш мальчик тратит на сладости, она не знала, что на самом деле он покупает для себя молоко, поэтому жестко запретила ему играть на деньги.

Мальчик больше не присоединялся к игрокам, но дело осложнялось тем, что у его мамы теперь не было возможности присылать еду так часто, как раньше. Поэтому, ежедневно испытывая мучительный голод, он снова начал играть. Выигрышные суммы были совсем маленькими, но однажды он выиграл целый рубль и снова был избит.

Занятия с Лидией Михайловной

Увидев, что мальчика снова избили, учительница решила заниматься с ним индивидуально. Несколько занятий были посвящены правильному произношению, затем местом дополнительных уроков стал дом Лидии Михайловны. Она прекрасно понимала, что ребенок не доедает, и всегда приглашала его поужинать, но мальчик отказывался и сразу начинал собираться домой.

Однажды во время занятий ему сообщили, что внизу его ждет посылка. Подумав, что это от мамы, он с нетерпением бросился открывать ее. Увидев, что там лежат продукты, которые никогда не продавали в их деревне, он понял, кто отправитель этой посылки. В ней лежали макароны, гематоген и сахар. Он пошел домой к Лидии Михайловне и вручил ей посылку, наотрез отказавшись принять ее.

Но внеклассные уроки французского он посещал неукоснительно и вскоре стал делать заметные успехи в произношении французских слов. Незаметно для себя у него открылся «вкус к языку». Лидия Михайловна во время его посещений старалась создать как можно более непринужденную обстановку, и через некоторое время мальчик стал чувствовать себя совершенно свободно.

Замеряшки

Однажды учительница удивила мальчика признанием, что в детстве тоже играла на деньги. Только игра эта называлась «замеряшки» и у нее были немного другие правила. Прежде чем показать, как играть в эту игру, Лидия Михайловна попросила мальчика, чтобы он никому не рассказывал об этом, особенно директору школы.

После нескольких пробных партий учительница предложила начать играть по-настоящему. Мальчик быстро усвоил все правила и потихоньку начал выигрывать. Так как играли они почти каждый день, у него стали появляться деньги не только на молоко, но и на сливки. Иногда он переживал, что берет деньги у учительницы, но мысль о том, что это честный выигрыш, успокаивала его.

Все внезапно закончилось одним из вечеров, когда в пылу спора из-за игры дверь распахнулась, и на пороге появился директор школы. Увидев, что педагог играет с учеником на деньги, он был шокирован.

Через несколько дней Лидия Михайловна покинула школу и уехала на Кубань. При прощании оба знали, что это их последняя встреча. Больше они никогда не виделись. После новогодних каникул на имя мальчика пришла посылка. Открыв ее, он увидел макароны и три красных яблока.

Читайте также: