Что делать если не готов к самостоятельной работе

Опубликовано: 16.05.2024

Каждый школьник не понаслышке знает, что такое контрольная работа. Для кого-то это словосочетание означало очередную проверку знаний, а для кого-то оно было роковым и ничего хорошего не предвещало. Как правило, люди, относящиеся к учебному процессу безответственно и неуважительно, узнают о предстоящем проверочном задании за несколько минут до его начала. Они начинают судорожно спрашивать у одноклассников, какую тему недавно проходили, что задавали на дом, пытаясь в панике подготовиться к будущей экзаменовке. Возникает вопрос: как подготовиться к контрольной за 5 минут?

как подготовиться контрольной за 5 минут

Виды контрольных работ

Проверочные работы в школах и институтах устраивают для того, чтобы выяснить, как был усвоен новый материал, или подвести итоги обучения за определённый период. Контрольные работы по учебным дисциплинам пишутся по разным сценариям:

  1. Первый вид: учащийся должен раскрыть тему, отвечая на один вопрос. Чаще всего такие задания даются для того, чтобы понять, как был воспринят теоретический материал.
  2. Второй вид: теория + практика. Комбинированный вариант написания работы позволяет оценить способность ученика ориентироваться в теории и умении применять её на практике.
  3. Третий вид: Практические задания. Здесь главная задача учащегося решить практическую задачу, если получится, то несколькими способами.

как быстро подготовиться к контрольной

Как быстро подготовится к контрольной

Освоить новый материал для написания контрольной работы за пять минут невозможно. Потому нервничать, судорожно перелистывая страницы учебника, жадно бегая глазами в поисках нужной информации, не стоит. Лучше расслабиться и успокоиться. Постараться собрать мысли и вспомнить, о чем говорил преподаватель на предыдущих занятиях. Это основная рекомендация касательно того, как подготовиться к контрольной за 5 минут. Если память отшибло, то существует несколько вариантов, которые помогут написать контрольную работу, не готовясь к ней:

  • Попросить шпаргалку у одноклассника. Наверняка в классе есть люди, которые заранее подумали о предстоящей проверке знаний и написали мелким подчерком подсказки к заданиям.
  • Воспользоваться интернетом. Сегодня, в век технического прогресса, существует масса цифровых уловок, с помощью которых можно написать любую контрольную работу. Главное - остаться незамеченным.
  • Заказать работу у профессионалов. Если преподаватель доверил проверку знаний в домашних условиях, то можно заказать у специалистов работу на заданную тему.
  • Сесть рядом с отличником. Дружить с умными людьми не только приятно, но и полезно. Всегда можно воспользоваться опцией «помощь друга» и списать контрольную работу.

Как помочь себе во время написания контрольной

Если так и не удалось ответить на вопрос "Как подготовиться к контрольной за 5 минут?", то придется писать с тем знаниями, которые имеются. Для того чтобы можно было рассчитывать на успех, необходимо соблюдать алгоритм написания поверочной работы:

  • Рабочее место и необходимые принадлежности должны быть в порядке. Вместо того, чтобы в панике решать, как подготовится к контрольной за пять минут, правильно организуйте рабочее место: все необходимые инструменты должны быть под рукой. Это освободит 5-10 минут времени, данного на решение контрольных задач.
  • Распределите время на решение проверочных заданий.
  • Сначала решить простые задачи, перепишите в чистовик. В результате останется больше времени для проработки сложных упражнений.

Чтобы быть всегда готовым к проверочным заданиям, в любое время суток нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. Внимательно слушая на уроках преподавателя, ведя конспект лекций, вам не придётся искать ответ на вопрос "Как подготовиться к контрольной за 5 минут?".

Иногда для студентов и школьников фраза «контрольная работа» является роковой. Одни воспринимают ее, как простую проверку знаний, а другие относятся с опаской: смогут ли они выполнить все задания и получить достойную отметку? Контрольная работа (в зависимости от дисциплины) может быть теоретической и практической. Как правило, в большинстве случаев она комбинирована и предполагает предоставление ответа на несколько вопросов и решение практических заданий (задач).

Как подготовиться к контрольной работе за 5 минут?

Иногда для студентов и школьников фраза «контрольная работа» является роковой. Одни воспринимают ее, как простую проверку знаний, а другие относятся с опаской: смогут ли они выполнить все задания и получить достойную отметку?

Контрольная работа (в зависимости от дисциплины) может быть теоретической и практической. Как правило, в большинстве случаев она комбинирована и предполагает предоставление ответа на несколько вопросов и решение практических заданий (задач).

Как облегчить подготовку к контрольной работе?

Преподаватели заранее предупреждают студентов, что в перспективе намечается контрольная работа и им необходимо повторить (подготовить) определенные темы или весь пройденный материал. Задумываться о подготовке следует уже с этого момента.

Контрольная работа

Подготовка к контрольной работе

Этап №1. Настрой студента

Мысли материальны. Поэтому на подсознательном уровне следует запрограммировать себя на положительный исход. Такой подход облегчит процесс обучения и непосредственно преодоления контрольной работы, ход ее выполнения.

Этап №2. Рабочее место

Прежде, чем приступить к подготовке к контрольной работе, важно создать оптимальные условия. Невозможно выучить или повторить пройденный материал, сидя перед телевизором или на кухне с чашкой чая. Подготовьте рабочее место: стол, стул, освещение, лекции и семинары, листок и ручку. Постарайтесь создать тишину. Она позволит сконцентрироваться на материалах и их изучении, вникнуть в них.

Этап №3. Подготовка материалов

Обработайте данные: прочитайте материалы, выделите главные моменты, тезисы и определения. Также следует определить, какие темы Вы знаете хорошо, а в каких испытываете затруднения. Обратите внимание, на примеры и постарайтесь воспроизвести их, решайте аналогичные задачи.

Этап №4. Пометки и краткие записи

На данном этапе следует кратко фиксировать прочитанный материал. Такой подход позволит не только очертить ключевые моменты по каждой теме, но и лучше запомнить тему, выучить формулы или иные сложные части.

Этап №5. Планирование времени

Здесь важно не просто выделить время на подготовку к контрольной работе, но и распределить его при изучении отдельных тем: на какой момент можно уделить меньше времени, а где придется посидеть подольше. Распределять время следует, исходя из уровня знаний и понимания дисциплины: темы, где Вы хорошо ориентируетесь достаточно просто повторить, а где есть сложности и недопонимания – тотально разобраться во всех деталях.

Этап №6. Повторение

Если периодически повторять пройденный материал, то подготовка к контрольной работе, зачету или сессии будет гораздо легче. В то же время следует учесть, что учить материал лучше днем, а не перед сном. Вечером, мозг и без того уставший после дневных проблем. Максимум, что можно доверить перед сном – это повторить изученное (быстро пролистать материал и пересказать его).

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как подготовиться к контрольной работе за 5 минут или облегчить ее выполнение?

Студенты чаще всего прибегают к одному из следующих способов подготовки к контрольной работе за 5 минут до ее начала:

  • Шпаргалка

Если нет своих шпаргалок, то можно договориться с одногруппником. После получения задания Вы незаметно обращаетесь к другу по «несчастью» и просите дать Вам нужную шпаргалку с ответом на конкретный вопрос.

  • Интернет

Сегодня ни один студент не ходит на занятия без гаджетов: мобильный телефон, планшет и пр. Найти ответ на нужный вопрос можно с их помощью в Интернете. Только учтите: педагог будет не в восторге, если увидит Вас за «академическим обманом» (списыванием), особенно, если на столе будет лежать работающий планшет. Это уже будет верхом наглости.

  • Списать у соседа

Если Вас разделили по вариантам, то придти на помощь может сосед по парте (или сзади/спереди). Постарайтесь незаметно (или не так нагло) списать ответ у одногруппника. Так, Вы хотя бы не завалите контрольную работу, сможете «нагрести» на тройку.

  • Заказываем работу у профессионалов

Обычно к данному способу обращаются заочники, которые заранее получают задания на контрольную работу. В то же время очники также могут воспользоваться заказом срочной работы. Главное, найти исполнителя, который возьмется за выполнение столь непростой задачи. Далеко не каждый сможет выполнить задания в столь ограниченное время (за 1 пару или и того меньше).

Во время выполнения контрольной работы сначала выполните более легкие задания, в которых вы уверенны. Так вы высвободите больше времени на решение сложных задач.

Чтобы успешно преодолеть контрольный рубеж, лучше всего изначально вникать в пройденный материал, периодически его повторять и готовиться заранее. Такой подход позволит не только закрепить знания и навыки, но и стать квалифицированным специалистом, знающим свое дело «от» и «до».



Большая часть успеха в учебе — самостоятельная работа ученика дома, но многие ученики домашнее задание не делают и при проверке начинают выкручиваться. Детям их собственное выступление кажется актерской игрой высшего класса, но опытные педагоги слышали эти истории не раз. Мы привели ТОП-11 отговорок учеников.

Отговорка №1. Вы нам не задавали

Отговорка про «не задавали» хорошо работает для родителей, но в школе — не всегда. Хотя класс может поддержать такого ученика и хором заявить, что, мол, да, не задавали. Правда, «спалить» ситуацию может какой-нибудь «ботаник», отлично подготовивший урок и желающий получить оценку за труды своя. Вывести класс на чистую воду просто: посмотреть в дневниках или тетрадях, записано ли задание, и заглянуть в тетрадь прилежных учеников: если ничего не задавали, то почему же Саша/Маша/Катя сделали это задание? Совсем мало шансов учеников в школах с электронным журналом, в котором фиксируются все домашние задания.

Отговорка №2. Меня не было/я не знал мне не сказали

Это уже классика. Многие ученики искренне надеются, что это сработает. Они винят одноклассников за то, что те не сказали, не позвонили. Если ситуация повторяется часто, возможно дети правда не делятся информацией о домашнем задании из вредности. Но в любом случае нужно понимать, что ответственность узнавать задание у самого пропустившего, а не у его одноклассников.


Из м/ф "Антошка", 1969 г.

Отговорка №3. Забыл (потерял) дневник

Тоже популярная отговорка. Некоторые еще и начинают упоминать других педагогов, что они, мол, на уроке забрали дневник, и вот из-за них ученик и не сделал работу. Есть дети, которые рассказывают о том, что дневник похож на тот, который был в прошлом году, случайно выкинули и т.д. Кстати, часто дети вообще не записывают задание в дневник, так что его наличие не сильно спасает их. Рекомендуем при обсуждении д/з проверять, записали ли ученики задание в дневнике или в тетради. Несколько уроков жесткой проверки записи домашнего задания с выниманием дневников из сумок, и потом этот этап урока будет проходить быстрее и эффективнее.

Отговорка №4. Сделал, но забыл тетрадь дома

И тут они делают очень грустное лицо, чуть ли не слезы на лице. Им ведь очень обидно, они все-все сделали, но вот тетради в рюкзаке нет. Бывает, у детей одинаковые тетради и говорят, что не ту тетрадь взяли. Но в ситуации, когда домашнее задание было устным, у таких учеников начинается паника.

Отговорка №5. Отключили свет, а я как раз собирался начать

Действительно, во всем всегда виноваты форс-мажорные обстоятельства. Свет действительно могли выключать, но на несколько минут, максимум 30, но в темноте у детей родилась идея и вовсе не делать задание, а отговорка уже готова.

Отговорка №6. Я вообще не понял задание

Дети любят говорить, что пытались, но у них не вышло. Или вопрос не поняли, или задание учителя не поняли. Ответственные дети в такой ситуации делают другое задание, подходят и извиняются, но показывают, что они пытались. А вот если ребенок и не хотел делать, то, скорее всего непонимание задание связано именно с отсутствием мотивации. Мы рекомендуем при объяснении домашнего задания не просто написать на доске номер параграфа и упражнений, а действительно обсудить задание, открыть его, посмотреть, задать наводящие вопросы и убедиться, что дети его поняли. Ну а если хотят выехать на «старался, но так и не получилось», пусть предоставят записи, черновики их «стараний». Не всегда желательно такого ученика вызывать к доске разбирать непонятное задание, потому что это может отбить вообще желание быть откровенным и говорить о своей неудаче. Но если ученик хочет, то отчего бы и не прорешать/обсудить вместе эти упражнения на переменке или в начале урока.

Отговорка №7. Вчера плохо себя чувствовал, да и сегодня тоже

Болезнь часто вносит корректировку в наши планы. Но у некоторых детей самочувствие ухудшается в ситуации, когда нужно интенсивно учиться: контрольная, сложная домашняя работа. И вот тут на помощь приходит классическая отговорка: «я болел». В этом случае нужно просить хотя бы записки от родителей с просьбой не спрашивать ученика в этот день из-за плохого самочувствия.

Отговорка №8. Меня родители забрали к бабушке (на дачу), а я не взял тетрадь (книгу)

Дети используют этот вариант в понедельник, ведь выходные — лучший способ поехать отдыхать. Возвращается семья в воскресенье, но желания учиться у детей нет. Вот и используют отговорку в виде реально существовавшего события. Кстати, дети и сами начинают верить в то, что это действительно причина не выучить урок. Советы: учите детей не откладывать выполнение домашней работы на выходные, ведь можно некоторые уроки сделать в середине недели. Не стоит давать объемные домашние задания на выходные, ведь ученики и так учатся по 5-6 дней в неделю и, как и взрослые, нуждаются в отдыхе и общении с семьей, с друзьями. Ну а если ученики регулярно говорят о том, что они не смогли сделать уроки, потому что родители их куда-то забрали, увезли и т.д., то стоит поднять вопрос с родителями, почему они нарушают препятствуют получению качественного образования их детьми, а значит, нарушают родительские обязанности. Такую семью (вполне благополучную, отдыхающую на курортах каждый уик-енд) можно поставить и на профсовет, конечно, после того, как все «нормальные» способы общения и педпросвещения не помогли.

Отговорка №9. У меня кружок (тренировки) и поздно заканчиваются занятия

Особенно это касается взрослых детей, они ходят на творческие, спортивные секции, плюс подготовка к экзаменам, а еще и хочется погулять, почитать и прочее. Вот и жалуются на отсутствие времени. «Жертвой» этой ситуации, естественно, будет домашнее задание. В сложных случаях нужен серьезный разговор с родителями, которые создают непосильную нагрузку для своих детей, не соответствующую их физическим возможностям. Такие дети страдают от нервозов, не высыпаются, у них слабый иммунитет и вообще целый «букет» проблем. С отдельными родителями нужно работать на профсовете, поднимать вопросы о ненадлежащем выполнении своих обязанностей.


Отговорка №10. Младший брат (собака) порвала

Эту отговорку чаще используют дети 10-14 лет. Проверить очень просто — узнать у классного руководителя или прийти на родительское собрание. Еще одна отговорка из этой же серии: разлил кофе/чай на тетрадь с выполненным заданием, приносить ее не стал. Учителям нужно знать: у ребенка-школьника должно быть собственное пространство в квартире, стол, ящик, принадлежности, которыми пользуется только он. Если такое пространство для ребенка не обеспечено, нужна серьезная работа с родителями — ребенок лишен элементарных бытовых удобств, что серьезно влияет и на успеваемость, и на здоровье ребенка.

Отговорка №11. У меня электронная книга/Интернет не работали

Пока эта отговорка не столь популярна, но в ближайшие годы, с введением электронных учебников, электронных дневников и всего остального электронного ребенок, у кого сломался девайс или пропало подключение к интернету, окажется отрезанным и от занятий, и от уроков и от прочего. Что делать в этих ситуациях? Учить детей и родителей сотрудничать с другими семьями и предоставлять альтернативные возможности проходить обучение.

Что же в итоге?

Услышав от ребенка оправдание о причинах невыполненной работы, не следует сразу же делать вывод, что ребенок врет. Учитель должен прочувствовать ситуацию, задать несколько вопросов и только потом делать выводы. В жизни бывают непредвиденные обстоятельства, а ругая детей за то, в чем они не виноваты, мы может отбить у них желание учиться.

У каждого из нас могут быть причины, почему мы не выучили свой «урок»: не приготовили ужин, раньше легли спать, не столь интенсивно работали в офисе и т.д., так давайте и нашим детям-ученикам будем давать возможность ошибаться и быть иногда неготовыми к уроку. Мы рекомендуем в начале года объявить свои правила, как нужно поступать ученику, если не выучен урок, и давать несколько таких возможностей в год: 2-3 сгораемые попытки прийти неподготовленным по неуважительной причине без каких-либо санкций и нотаций.

Учителям следует обращать внимание: если один и тот же ученик регулярно приходит с невыученными уроками, нужно обращаться к родителям и фиксировать такие обращения под протокол. В отдельных случаях нужно организовывать обследование жилищно-бытовых условий семьи, профсоветы и иные способы воздействия.

Ну а если все ученики постоянно не готовы к уроку, то стоит проанализировать свою методику преподавания и построение отношений с учениками.

А какие отговорки придумывают ваши ученики? Пишите в комментариях.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Для опытных прогульщиков с подвешенным языком отсутствие знаний никогда не бывает проблемой. Они обязательно что-то придумают, надавят на жалость или спишут у отличников, но добьются подходящей для них оценки. Сложнее выкрутиться более скромным и стеснительным студентам.

В любом случае, если учащийся не готов к экзамену, он всегда должен постараться договориться с преподавателями. Речь не идет о взятках или мольбах со слезами. Экзаменатору важно услышать правду из уст студентов. Можно рискнуть и признаться, что учащийся не готов к испытанию, но этим уже никого не удивить. Если нет веских причин, по которым была сорвана подготовка к сессии, лучше умолчать об отсутствии знаний.

Если студент хоть изредка посещал занятия, он будет владеть базовым материалом, которым всегда можно умело воспользоваться. На экзамене важно хоть что-то ответить, чтобы получить оценку «удовлетворительно». Если педагог уважает ответчика, то может завысить отметку. В плане тестирования о поблажках можно не думать, но во всех остальных случаях нужно выкручиваться любыми способами.

Эффективные стратегии поведения

Существует категория особо впечатлительных студентов, которые моментально опускают руки и отказываются от обучения в университете из-за неготовности к сессии. Это категорически запрещено делать. Человеческий мозг – очень сложная система, и не секрет, что в критической ситуации он способен выдать удивительную логическую цепочку размышлений. Ученые доказали, что во время стресса человек может вспомнить любую информацию, которая хранится в его памяти, а для студентов экзамен как раз таковым и является.

Чтобы не упасть в грязь лицом на экзамене, рекомендуется сперва составить план действий. Его составляющие зависят от времени, оставшегося до испытания:

Не рекомендуется пропускать экзамен. В этом случае администрация учебного заведения может отказать в пересдаче. Иногда разрешается отпроситься заранее. Это даст больше времени на подготовку, но спрос со студента будет выше.

Важно понимать, что по некоторым предметам для получения удовлетворительной оценки достаточно выучить главные правила, формулы или даты. Это можно сделать за одну ночь.

Популярные хитрости и советы

Если до экзамена остался один день, а студент не владеет даже базовыми знаниями по предмету, то ему остается следовать простым рекомендациям:

  1. Нужно отказаться от всех отвлекающих факторов и посторонних дел, чтобы оставшееся время потратить на запоминание азов дисциплины. Если студент их знает, что адекватный преподаватель уже не поставит ему «двойку». Такая форма подготовки нередко помогает на тестировании.
  2. Ночь накануне экзамена нужно провести в постели. Психологи настоятельно рекомендуют хорошенько выспаться и дать мозгу отдохнуть, а нервам – восстановиться. Это поможет на утро сконцентрироваться и быть собранным на экзамене, повысить уверенность в себе.
  3. Перед выходом из дома в ВУЗ важно выпить максимальное количество воды. Причем лучше выпить крепкого чая, чем насыщенный кофе. Для улучшенной работы мозга рекомендуется съесть черный шоколад с орехами. Запрещается в любых количествах: выкуренные сигареты и выпитый алкоголь. Они действительно успокоят нервы, но параллельно снизят концентрацию.
  4. Перед самим экзаменом следует разузнать побольше об экзаменаторе, если студент с ним лично не знаком. Для студента в этом смысле важны все мелочи. Если педагог строгий и внимательный к списывающим, то придется получше спрятать шпаргалки и обойтись без шуток. Если экзаменатор любит отвлекаться по пустякам и постоянно выходить из кабинета, то можно расслабиться, поставить шпаргалки и конспекты поближе. Есть преподаватели, которые просто любят поговорить на разные темы. Таких легко уболтать на хорошую оценку.

Как вести себя на экзамене?

Даже если экзаменатор известен своей строгостью и концентрацией, рекомендуется постараться пронести в кабинет шпаргалки. Они необязательно должны быть в традиционном виде на бумажном носителе. Сегодня многим прогрессивным студентам достаточно пронести смартфон. В нем уже есть все, что им нужно, включая Интернет. Даже если не удастся воспользоваться шпаргалками, они все равно сыграют положительную психологическую роль для учащегося.

Устный экзамен всегда сдавать легче, чем письменный. Для студента в этом случае главным является уровень его коммуникабельности. Если язык подвешен, то можно выкрутиться на хорошую оценку, ничего не зная по предмету. Во время ответа огромной ошибкой будет молчать. Важно постоянно говорить и создавать иллюзию знаний. Пусть преподаватель подумает, что студент владеет материалом, но просто не может грамотно выразить свои мысли. Нередко педагоги ставят хорошую оценку в зачетную книжку, только чтобы ответчик побыстрее замолчал.

Если конкретных знаний в голове нет, наступает пора вымышленных примеров из жизни и обобщений, информационных и временных отсылок.

Сложнее всего выкрутиться в случае письменного экзамена по точной науке, к примеру, по математике, где требуется конкретный ответ. Здесь поможет только отзывчивый отличник. В некоторых случаях к основному экзаменационному листу требуется приложить черновик с решением. Эту проблему можно решить довольно просто – исписать весь черновик вдоль и поперек, с огромным количеством зачеркиваний и исправлений, чтобы преподавателю ничего не было понятно.

Оакли Барбара
Барбара Оакли военный переводчик, профессор инженерии в Университете Окленда, писательница

Терренс Сейновски профессор биологии, специалист по компьютерной нейробиологии

Обычно это случается в средней школе: учителя уже не так заморачиваются подготовкой к контрольным и всяким там ВПР — а самостоятельных навыков, чтобы хорошо подготовиться к контрольной, у ребенка еще недостаточно. Алгоритм ниже подскажет, как писать контрольные (и сдавать экзамены вообще) наиболее успешно. (И при подготовке к ЕГЭ тоже пригодится!) Адресован он самим ученикам — как и вся книжка "Уроки на отлично!" (она с картинками).

Как подготовиться к контрольной

В идеальном мире мы бы учились только потому, что нам это интересно и мы действительно хотели бы знать то, что изучаем. Учёба — это нечто большее, чем просто написать контрольную или сдать экзамен. Но контрольная нужна, чтобы показать себе (и другим), что вы выучили что-то хорошо.

А еще исследования показывают, что контрольные — это один из лучших способов учиться. За час на контрольной вы можете выучить больше, чем за тот же час в обычном режиме. Это происходит потому, что на контрольной мы стараемся вспомнить по теме всё, что только можем. А когда учимся в обычном режиме, то напрягаемся меньше. Попытки вспомнить укрепляют знания. И когда вы вспоминаете, то сами себе устраиваете маленькую контрольную.

Как подготовиться к контрольной

Перед вами чек-лист для подготовки к контрольной. Как им пользоваться? Приложите максимум усилий, чтобы на большинство вопросов вы могли ответить "да". (Отвечайте "да", только если вы всегда это делаете.)

  1. Вы хорошо выспались перед контрольной? (Если ваш ответ "нет", то отвечать дальше нет смысла.)
  2. Вы просматривали свой конспект вскоре после того, как написали его?
  3. Вы учили материал понемногу в течение нескольких дней вместо того, чтобы дождаться последней минуты и зубрить прямо перед контрольной?
  4. Вы были хорошо сосредоточены во время учёбы и не отвлекались, кроме тех случаев, когда отдыхали?
  5. Вы внимательно читали учебник или рабочую тетрадь? (Поиски в них готового ответа на вопрос, над которым вы работаете, не считаются.) Когда вы читали, то не слишком сильно увлекались выделением и подчеркиванием текста? Записывали ли вы основные мысли, а потом старались вспомнить их, не подглядывая в заметки?
  6. Если вы сталкивались со сложными заданиями, достаточно ли тщательно вы их прорабатывали и разбирали основные примеры самостоятельно, чтобы построить в нейронные цепочки и суметь быстро вспомнить решение?
  7. Вы обсуждали вопросы по домашним заданиям с одноклассниками или сверяли свои решения с кем-то ещё?
  8. Вы сами решали каждую задачу, которая была задана на дом?
  9. Вы просили кого-нибудь из учителей или других учеников объяснить вам то, что вы не поняли?
  10. Вы объясняли основные идеи книги себе или кому-то другому через забавные метафоры и образы?
  11. Делали ли вы перерывы, включая физические упражнения?

Активно вспоминать выученный материал — один из наиболее эффективных способов успешно его усвоить

Почему надо начинать со сложного: метод жёсткого старта

В течение многих лет ученикам твердили, что начинать нужно с самого простого. Нейробиологи считают, что это плохая идея. (Разве что вы совсем ничего не учили. Тогда вам нужно набрать максимальное количество баллов на простых заданиях!)

Вот что вам нужно сделать в начале контрольной — быстренько просмотрите все задания. Отметьте галочкой те, которые показались вам самыми сложными. Выберите одно из них и приступайте к решению. Да, именно так: сначала сложное задание!

Подумайте над решением пару минут (или сколько вам потребуется), чтобы понять, что вы застряли. Как только вы это поняли, оставьте задание. Найдите что-нибудь полегче, чтобы чувствовать себя увереннее. Решите его. А потом ещё одно.

Теперь вернитесь к сложному заданию. Возможно, теперь у вас получится. Как это работает?

Метод жёсткого старта позволяет использовать мозг вроде двойного процессора. Рассеянное состояние может взять на себя решение сложной задачи, как только вы на ней сосредоточитесь. Пока сфокусированное состояние решает более лёгкую задачу, рассеянное состояние на подкорке работает над другой задачей посложнее. Если в конце контрольной вы захотите сосредоточиться на самых сложных задачах, ваш фокус не позволит рассеянному состоянию приступить к работе.

Вы также можете использовать метод жёсткого старта, делая уроки. Распространённая ошибка при выполнении домашнего задания — начать решать сложную задачу и долго и безрезультатно сидеть над ней. Ничего страшного, если вы немного поработали над решением, но у вас ничего не получилось. Но если решение слишком сильно затянулось, нужно остановиться! Слишком — это сколько? Возможно, пять или десять минут — всё зависит от предмета и вашего возраста.

На тесте или контрольной вы можете застрять быстрее, чем при выполнении домашнего задания. Если не можете найти решение за одну-две минуты, следуйте далее.

Метод жёсткого старта позволяет использовать два состояния вашего мозга более эффективно. Вы также получаете ценный навык оставлять задание, которое у вас не получается, и переходить к тем, которые вы можете решить.

Как перестать нервничать на контрольной

Давайте посмотрим правде в глаза: очень легко начать нервничать, когда вы приступаете к контрольной. Ладошки потеют, сердце бьётся как сумасшедшее и уходит в пятки. Это происходит потому, что в состоянии стресса тело выделяет химические вещества.

Вы удивитесь, но в стрессовом состоянии можно написать контрольную даже лучше. Почувствовав волнение, попробуйте взглянуть на него по-другому. Вместо того чтобы думать: "Я так сильно нервничаю из-за этой контрольной", подумайте: "На этой контрольной я смогу выложиться по максимуму".

Когда вы нервничаете, то, как правило, дышите верхней частью груди. В результате такого "поверхностного" дыхания вы не получаете достаточно кислорода. Вы начинаете паниковать, хотя это вообще никак не связано с контрольной — вам просто не хватает кислорода. Если вам свойственно нервничать перед контрольной, потренируйтесь глубоко дышать.

Для этого положите одну руку на живот. При вдохе она должна подняться, как показано на рисунке. Попробуйте представить, как раздувается спина, словно на ней есть паруса. В течение нескольких дней до контрольной попрактикуйте методику глубокого дыхания, чтобы вы к ней привыкли. Просто встаньте боком к зеркалу и потренируйтесь тридцать секунд.



Поверхностное дыхание происходит в верхней части груди. Глубокое дыхание — в нижней части груди. Глубокое дыхание помогает снизить уровень стресса

На первый взгляд поверхностное дыхание — плохая идея. Так почему же тогда люди так дышат, когда нервничают? Это связано с тем, что глаза — это детекторы движения, с которыми мы родились. Если животное замрёт, то в некоторых случаях его невозможно будет обнаружить, даже если оно будет на виду. Поверхностное дыхание или даже кратковременная задержка дыхания может помочь животному или человеку стать максимально неподвижным.

Что делать, когда вы написали контрольную

Берегитесь рутинного мышления. Когда вы уже записали ответ на задачу, легко подумать, что все решено правильно.

Когда все задания будут сделаны (если у вас останется время), попробуйте перехитрить свой мозг и ещё раз пробежаться свежим взглядом. Поморгайте и посмотрите в сторону, чтобы ненадолго погрузиться в рассеянное состояние. Проверьте ответы в обратном порядке. По возможности спросите себя: "Это логично?". Если, по вашим расчетам, вам понадобится тридцать семь миллиардов восемьсот пятьдесят четыре миллиона сто семнадцать тысяч восемьсот сорок литров воды, чтобы заполнить аквариум в классе, то что-то пошло не так!

Читайте также: