Что грозит военнослужащему за подработку

Опубликовано: 17.09.2024

1. При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность.

2. По своему характеру грубыми являются следующие дисциплинарные проступки:

нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы;

неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или медицинской организации;

отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;

уклонение от исполнения обязанностей военной службы;

нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);

нарушение правил несения пограничной службы;

нарушение уставных правил караульной службы;

нарушение уставных правил несения внутренней службы;

нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне;

нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества;

уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;

нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение;

нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия;

нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;

исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, привлечению военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к установленной настоящим Федеральным законом дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка;

административное правонарушение, за которое военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность;

умышленная порча документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), либо утрата документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), по небрежности;

нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства;

нарушение порядка выезда из Российской Федерации;

нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность;

заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;

нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы;

нарушение запретов, установленных в пунктах 1.1 и 1.3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

3. Обстоятельствами, смягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:

раскаяние военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок;

добровольное сообщение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, о совершенном им дисциплинарном проступке командиру;

предотвращение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, совершившим дисциплинарный проступок, вредных последствий дисциплинарного проступка, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

совершение дисциплинарного проступка в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.

Командир или судья военного суда, применяющий к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, дисциплинарное взыскание, может признать смягчающими и иные обстоятельства.

4. Обстоятельствами, отягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:

продолжение противоправного действия (бездействия), несмотря на требование командира прекратить его;

повторное совершение такого же дисциплинарного проступка, если за первый дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, уже применялось дисциплинарное взыскание и оно в установленном порядке не снято;

совершение двух и более дисциплинарных проступков, ни за один из которых к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, не было применено дисциплинарное взыскание, а также совершение одного действия (бездействия), содержащего признаки двух и более дисциплинарных проступков;

совершение дисциплинарного проступка группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы;

совершение дисциплинарного проступка в состоянии опьянения.

Судья военного суда, применяющий к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, дисциплинарное взыскание, в зависимости от характера совершенного дисциплинарного проступка может не признать какое-либо из обстоятельств, указанных в настоящем пункте, отягчающим.

Обстоятельства, указанные в настоящем пункте, не могут учитываться как отягчающие в случае, если они квалифицируются как дисциплинарный проступок.

5. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка командир, рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, может освободить военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок, от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Дополнительный заработок не помешает никому. В стремлении обеспечить себя и свою семью граждане помимо основной работы, ищут себе работу по совместительству. Военнослужащие исключением в данном случае не являются. Однако имеют ли они на это право? В статье рассмотрим, может ли военнослужащий работать по совместительству.

Может ли военнослужащий работать по совместительству

Если рассматривать законодательные акты, то ответ на вопрос могут ли военнослужащие трудиться по совместительству будет однозначным: нет. Лица, являющиеся военнообязанными, осуществлять другую трудовую деятельность не вправе. Сама по себе военная служба направлена на сохранение госбезопасности нашей страны, для повышения обороноспособности, а также на выполнение иных особых задач. Специфика такой службы и дает ограничение на другую трудовую деятельность. Дело в том, что каждый военнослужащий закреплен за определенным местом службы. Там они обязаны постоянно находиться с целью выполнения своих прямых профессиональных обязанностей, а также обеспечения обороноспособности своей части. В том случае, если он отсутствует на своем рабочем месте и находится на другой работе по совместительству, выполнять приказ он уже не сможет. Права военнослужащих на трудовую деятельность определяются законом №76-ФЗ, в соответствии с которым, профзанятость таких лиц допускается только для несения военной службы. Любая другая работа, осуществляемая военными за вознаграждение, запрещена. Этот запрет подразумевает запрет на работу по совместительству в организациях, предприятиях или учреждения различного рода и заключением с ними трудовых договоров. Кроме того, согласно закона №53-ФЗ исполнять свои воинские обязанности военнослужащие обязаны на протяжении всего времени несения службы. Соответственно, даже в то время, когда они не заняты на службе, трудиться они в другом месте не должны.

Какие ограничения установлены для военнослужащих

Для военнослужащих существует ряд ограничений, который не только не позволяет трудится по совместительству, но и, например, заниматься бизнесом. Рассмотрим подробнее:

  • Военнослужащий не вправе заключать трудовой договор и трудиться по совместительству;
  • Нельзя заниматься коммерческой деятельностью не только самостоятельно, но и через доверенных лиц, а также пользоваться служебным положением для оказания помощи лица по вопросам бизнеса;
  • Руководить коммерческими организациями, являться координатором их работы. За исключением случаев, когда в должностные обязанности военнослужащего входит управление коммерческой деятельностью;
  • Пользоваться финансовыми средствами ил матценностями воинской частью для таких целей, которые в воинской службой не связаны;
  • Получать вознаграждение в денежном эквиваленте за выступления в общественных местах, либо за публикации в СМИ, если тематика выступлений связана с несением службы;
  • Принимать денежные вознаграждения, ценные подарки, оплату определенных услуг, а также получать в ссуду деньги за деятельность, которая связана с воинскими обязанностями;
  • Получать финансирование иностранных поездок от любых физических или юридических лиц, за исключением случаев, когда командировка напрямую связана с исполнение военнослужащим своих служебных обязанностей.
  • Пользоваться собственным служебным положением с целью оказания помощи различным партиям, иным организациям политического характера, общественным или религиозным объединениям.

Какая деятельность военнослужащим разрешена

Условием для ведение перечисленных видов деятельности является также то, что заниматься ими можно только во внеслужебное время.

Исключение составляют научные работники, преподаватели военных профучилищ и других военных учебных заведений. В этом случае военнослужащий подает рапорт, в котором указывается, что занятие такими видами деятельности осуществляется во время службы. Если такой вид работы военнослужащий будет выполнять не во время службы, то рапорт подавать не потребуется.

Ответственность военнослужащего

Если непосредственный руководитель решит, что дополнительная работа мешает военнослужащему в выполнении воинских обязанностей, то он вправе запретить заниматься указанными видами деятельности по совместительству. Запрет оформляют в письменном виде и подтверждаться документами, свидетельствующими о том, что военнослужащий совершил дисциплинарное нарушение. Например, опоздал на службу, вовсе не прибыл не службу, либо иным образом нарушил дисциплину.

Если в ходе административного расследования будет установлено, что нарушение произошло в следствие занятий дополнительно совмещаемой деятельностью, на военнослужащего могут наложить дисциплинарное взыскание. Если военный с решением о взыскании не согласен, он имеет право оспорить его в суде или в административном порядке.

Заключение

Вот как работают новые запреты и кого они касаются.

Что можно и чего нельзя

Вот как обстоят дела у военнослужащих в связи со смартфонами и соцсетями:

Кого это касается?

Запреты касаются военнослужащих и тех, кто призван на военные сборы. Это не только офицеры и солдаты-срочники. Вот кто должен следить за своими публикациями в соцсетях:

  1. Офицеры, прапорщики, мичманы.
  2. Призывники и контрактники.
  3. Курсанты военных училищ.
  4. Призванные на военные сборы.

Родителям курсантов тоже нужно следить за тем, что они пишут и рассказывают о своих детях в интернете, а также за тем, что пишут сами дети. Из-за неосторожной публикации сын может остаться без образования, даже если он на пятом курсе.

Еще нужно следить за своими профилями и постами тем, кого призвали на сборы. Это могут быть далекие от армии люди: предприниматели, инженеры, менеджеры, водители. То есть те, кто работает где-то в частной компании, на госпредприятии или даже на себя. Но если они числятся в запасе, их могут призвать на сборы. А в запасе могут числиться даже те, кто никогда не служил в армии, причем законно.

Недавно как раз издали указ о таком призыве на 2019 год. Мужчины гражданских специальностей с постоянным местом работы могут получить повестку и попасть на сборы. В это время для них тоже действуют ограничения по поводу публикаций, как для курсантов и офицеров.

Особое внимание к новым запретам — контрактникам. Еще вчера военнослужащий мог быть юристом и активно вел профиль в соцсетях. А теперь у него контракт ради довольствия, льгот и квартиры — все это можно потерять.

О чем военнослужащим нельзя писать в интернете?

Военнослужащим и тем, кто на сборах, нельзя предоставлять СМИ и публиковать в интернете такую информацию:

  1. О принадлежности к вооруженным силам, войскам и органам. То есть нельзя написать во Вконтакте: «Пацаны, на месяц пропаду, еду на военные сборы в Подмосковье , будем в Краснознаменске следить за спутниками и изучать новую технику».
  2. О других военнослужащих, членах их семей и родителях. В том числе о том, где находятся эти люди в конкретный период.
  3. О своих занятиях и работе во время службы. А также о том, чем занимаются сослуживцы и даже те, кто уволился из армии. Но этот запрет касается именно деятельности, связанной с армией, а не вообще любых занятий.
  4. О том, чем занимается руководство, как управляют войсками, что происходит в воинских частях. Это все тоже касается именно службы и каких-то военных дел.
  5. О месте нахождения войск, соединений и подразделений, когда и куда они перемещаются. Даже если это не государственная тайна, писать и рассказывать все равно нельзя.

Если какую-то информацию нужно разместить в системе персональных данных, ее требуют по федеральному закону или публиковать ее — прямая обязанность военнослужащего, то запрет не действует. То есть когда пресс-служба каких-то войск рассказывает об учениях, это не нарушение. Если работник пишет заявление, что он уходит на сборы, это тоже не нарушение. Но если то же самое курсант или военный напишет в соцсетях, его накажут.

Запрещено пользоваться смартфонами

Во время службы нельзя иметь при себе смартфон и любое устройство с камерой и возможностью определить и передать геолокацию. Даже если на этом устройстве можно только хранить фото и видео, его все равно нельзя даже положить в карман на сборах или в армии.

Такие устройства можно использовать, только если это связано с обязанностями на службе.

Что будет, если нарушить запреты?

Любое нарушение нового закона будет считаться грубым дисциплинарным проступком. Это особый вид нарушений, который предусмотрен именно для военнослужащих. И наказывают за него так же, как за самовольный уход со службы на 4 часа, нарушение уставных отношений, уклонение от военной службы, нарушение правил боевого дежурства или умышленную порчу военного имущества.

Наказания могут быть такими:

  1. Выговор.
  2. Лишение очередного увольнения.
  3. Лишение нагрудного знака отличника.
  4. Предупреждение о неполном служебном соответствии.
  5. Снижение в воинской должности и звании.
  6. Досрочное расторжение контракта.
  7. Отчисление из военного училища.
  8. Отчисление с военных сборов.
  9. Дисциплинарный арест, то есть гауптвахта.

Военнослужащим, курсантам, призывникам и контрактникам нужно учитывать, что нарушение запретов — это не просто проступок, а именно грубый. Есть наказания, которые нельзя применить за обычное нарушение, а за грубое — можно. Например, отчислить из военного училища можно только за грубый проступок, а за мелкое нарушение не отчисляют.

Зачем приняли этот закон?

Когда призывник, офицер или контрактник публикует что-то о службе, учениях и местах нахождения войск, этим могут заинтересоваться не только его друзья или родственники, но и те, кому нежелательно знать о перемещениях частей и планах армии.

А еще с помощью такой информации можно влиять на военнослужащих и их семьи: угрожать им, добывать нужную информацию, как-то вредить. Российские войска находятся в Сирии и официально участвуют там в боевых действиях. Если военные будут выкладывать информацию о себе, перемещениях техники и планах командиров, этим могут воспользоваться даже враги. Это угрожает не только стране и армии в целом, но и личной безопасности людей.

В законе нет запрета публиковать что-то личное, если это не касается службы. Военным можно выкладывать фотографии с детьми, поздравления для жены и писать посты о рыбалке. Если солдат уже пришел из армии и спустя месяц публикует фотографии в форме или с полевых учений, это тоже не запрещено. Ограничения касаются тех, кто служит или участвует в сборах прямо сейчас.

Такие ограничения для военнослужащих давно есть во многих странах, а в России их ввели только сейчас.

Что положено военнослужащему при увольнении? Любой военнослужащий, задумывающийся об увольнении, задается вопросом: «А что мне положено при увольнении?». Давайте разберемся в этом вопросе более подробно.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш военный адвокат в Екатеринбурге поможет разобраться не только с полагающимися выплатами, но и в других спорных моментах. Звоните и записывайтесь к нам уже сегодня!

Что положено военнослужащему при увольнении?

Что положено военнослужащему при увольнении зависит от того, сколько он отслужил, по каким основаниям увольняется и какие выплаты ему производились, а какие нет.

Военнослужащий может получить:

  • жилищный сертификат
  • за ним могут сохраняться в течение года выплаты
  • право на досрочную пенсию военнослужащего (подробнее по ссылке)
  • военнослужащий может получить при увольнении единовременное пособие, а также иные выплаты с учетом обстоятельств увольнения

При этом необходимо учитывать, что для получения сертификата, выплат должна быть определенная совокупность обстоятельств. Подробно отдельные моменты рассмотрены в следующих разделах настоящего материала.

Также уволенным военнослужащим могут быть предоставлены определенные законом льготы о которых поговорим чуть ниже в настоящем материале.

Могут ли уволить военнослужащего без пенсии?

В соответствии с положениями ст.23 закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ, военнослужащие контрактники, которые не достигли предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены без их согласия пока они не приобретут права на пенсию за выслугу лет.

Однако, законом о воинской обязанности установлены исключения, когда военнослужащий может быть уволен досрочно по определенным основаниям, например, в связи с тем, что не выполняет условия контракта. Перечень таких оснований предусмотрен в ст. 51 закона о воинской обязанности.

Таким образом, военнослужащий при определенных условиях может быть уволен без пенсии.

Жилье военнослужащим при увольнении

Права и выплаты военнослужащим при увольнении

Если лицо отслужило 10 лет и более, увольняется со службы, в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Минобороны РФ, если будет желание военнослужащего, выдается государственный жилищный сертификат на то, чтобы приобрести жилье на семью.

Если военнослужащий являлся участником накопительно-ипотечной системы, то в определенных случаях при увольнении он может использовать накопления на покупку жилья или строительство, которые учтены на его именном накопительном счете.

Выплаты при увольнении с военной службы

В случае увольнения военнослужащего по контракту, который отслужил менее 20 лет и уволен, в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или из-за организационно-штатных мероприятий без права на пенсию, то в течение 1 года после увольнения за ним сохраняется выплата оклада по воинскому званию.

Если лицо проходит военную службу по контракту и общая продолжительность службы составляет меньше 20 лет, то в случае увольнения военнослужащему выплачивается единовременное пособие в размере 2-х окладов денежного содержания.

Если лицо служит 20 лет и более, то при увольнении ему выплачивается также единовременное пособие, но в размере семи окладов денежного содержания.

ВАЖНО: не всегда выплачивается указанное единовременное пособие. В каких случаях данные выплаты не производятся следует смотреть в ч.4 ст.3 закона, посвященному денежному довольствию военнослужащих.

Если военнослужащий в период службы получил госнаграду РФ, то вышеуказанное пособие увеличивается на один оклад.

Если военнослужащий до увольнения не получил материальную помощь, то она должна быть выплачена при увольнении.

Помимо вышеуказанных выплат в отельных случаях, увольняемым военнослужащим могут быть произведены иные выплаты, например, если лицо увольняется со службы по контракту по причине признания его не годным к военной службе из-за полученной военной травмы, то ему должно быть выплачено пособие в размере 2 млн. р.

Об иных выплатах увольняемым с военной службы можно посмотреть в законе от 07.11.2011 № 306-ФЗ, например, если получена инвалидность и т.д.

Что делать, если военнослужащему отказывают в выплатах при увольнении?

Нельзя быть на 100% уверенным, что при увольнении все пройдет гладко и увольняемый военнослужащий получит все положенные ему выплаты.

Отказать в выплатах могут на законных основаниях, поскольку военнослужащему они не положены, и на незаконных основаниях.

Что же делать, если выплаты при увольнении отказываются производить?

Прежде всего, необходимо узнать причины отказа в выплатах. После этого проверить по закону, обоснованно ли отказывают в выплатах. Если отказ в выплатах не основан на законе, тогда выход один – обращаться в суд, чтобы защитить свои права.

Для оспаривания отказа в выплатах, военнослужащему необходимо обратиться в гарнизонный военный суд с административным иском о признании решения об отказе в выплатах незаконным и восстановлении Ваших прав на денежные средства.

ПОЛЕЗНО: также можно обратиться с жалобой в органы прокуратуры для проведения ими проверки, смотрите видео с советами и заказывайте нам составление обращения

Льготы при увольнении из армии

Военнослужащим, в случае увольнении, с учетом определенных фактов (срок службы, достижение предельного возраста и т.п.) предоставляются следующие льготы:

  • в сфере медицинского обеспечения (бесплатная медпомощь, бесплатные лекарства по рецептам и т.д.)
  • в сфере образования (в определенных случаях имеют право бесплатно пройти профпереподготовку)
  • налоговые льготы (в определенных случаях бывшие военнослужащие не уплачивают налоги на имущество)
  • военнослужащие в определенных законом случаях обеспечиваются жильем либо им предоставляются деньги на приобретение или строительство жилья

Адвокат по выплатам военных при увольнении

Таким образом, определенные льготы не всем и не всегда предоставляются, необходимо внимательно изучить положения закона по интересующим Вас вопросам и убедиться, что Вы соответствуете всем требованиям для того, чтобы получить те или иные льготы.

с участием прокурора Лиховидова К.С., административного истца З., представителей административного ответчика - Министра обороны Российской Федерации по доверенности И. и С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению З. о признании недействующим абзаца второго пункта 173 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700, в части, касающейся выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период самовольного оставления воинской части или места военной службы оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности по 1 тарифному разряду,

приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок), который разработан для реализации положений Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 мая 2012 г. N 24125 и опубликован для всеобщего сведения 28 мая 2012 г. в "Российской газете".

Абзацами первым и вторым пункта 173 Порядка предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период самовольного оставления воинской части или места военной службы, определенный в установленном порядке приказом соответствующего командира (начальника), выплачивается оклад по воинскому званию и оклад по воинской должности по 1 тарифному разряду.

З., проходящий военную службу по контракту, 22 декабря 2008 г. был уволен с военной службы, но не исключен из списков личного состава воинской части и зачислен в распоряжение командования. В отношении З. в связи с самовольным отсутствием на военной службе воинским должностным лицом был издан приказ об установлении с 1 января 2015 г. выплаты денежного довольствия в соответствии с пунктом 173 Порядка.

З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 173 Порядка в части, касающейся выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период самовольного оставления воинской части или места военной службы оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности по 1 тарифному разряду, утверждая, что оспариваемая норма нарушает его права и социальные гарантии на получение денежного довольствия в период нахождения в распоряжении командования, поскольку не соответствует пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и пунктам 1, 2 и 28 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

В судебном заседании З. поддержал заявление по изложенным в нем доводам и настаивал на его удовлетворении, уточнив при этом, что после увольнения с военной службы и зачисления в распоряжение начальника Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков в декабре 2008 года он на службу не прибывал и появлялся в училище эпизодически только для получения денежного довольствия.

Представители Министра обороны Российской Федерации И. и С., возражая против доводов административного истца, пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий и компетенции, официально опубликован, в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, права и свободы З. не нарушает, а период самовольного оставления воинской части продолжительностью свыше 10 суток не засчитывается военнослужащим в срок военной службы и такие военнослужащие в течение этого времени не признаются исполняющими обязанности военной службы.

Выслушав объяснения административного истца, возражения представителей Министра обороны Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лиховидова К.С., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что поданное З. административное исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Закон), иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

Согласно статье 1 Закона данный федеральный закон устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

На основании пункта 32 статьи 2 Закона определение порядка обеспечения военнослужащих денежным довольствием отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом 43 пункта 7, подпунктами 7, 30 и 43 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции, реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих. Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, предоставления им социальных гарантий и компенсаций, определяет порядок обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил денежным довольствием, издает приказы.

Во исполнение указанных выше положений нормативных правовых актов в Министерстве обороны Российской Федерации был разработан и утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, частично оспариваемый административным истцом Порядок утвержден полномочным должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.

Вопреки доводам административного истца оснований утверждать о том, что оспариваемый им абзац второй пункта 173 Порядка в части, касающейся выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период самовольного оставления воинской части или места военной службы оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности по 1 тарифному разряду, нарушает его права и социальные гарантии на получение денежного довольствия в период нахождения в распоряжении командования, не имеется.

Так, согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы и, следовательно, предполагает справедливое вознаграждение за нее.

На основании пункта 1 статьи 3 упомянутого закона для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" одним из условий прохождения военной службы по контракту является обязанность проходящего военную службу гражданина в течение определенного срока добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Добровольно заключая контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации, военнослужащий тем самым соглашается с условиями оплаты его труда, которые предусмотрены специальными нормативными актами именно для этой категории граждан.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.

Пунктом 2 названной статьи Закона определено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Из анализа данных правовых норм следует, что право военнослужащего на материальное обеспечение, включающее в себя право на обеспечение денежным довольствием, обусловлено непосредственным исполнением военнослужащим обязанностей военной службы, а размер получаемого военнослужащим денежного довольствия зависит в том числе и от его личного отношения к исполнению обязанностей военной службы.

На основании статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие при самовольном нахождении вне расположения воинской части, а в силу пункта 12 статьи 38 того же закона в срок военной службы не засчитывается время самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.

Согласно пункту 28 статьи 2 Закона Министр обороны Российской Федерации вправе определять порядок выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, находящимся в распоряжении командира (начальника), оклада по воинскому званию, оклада по последней занимаемой воинской должности и ежемесячной надбавки за выслугу лет.

Реализуя предоставленное ему право и действуя в пределах своих полномочий, Министр обороны Российской Федерации в пунктах 13 и 20 Порядка установил, что оклады по воинским званиям и по воинским должностям выплачиваются военнослужащим за весь период военной службы по день исключения их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных Порядком, которые в общем виде приведены в разделе 6 этого порядка.

Так, пунктами 152, 153 Порядка урегулирован механизм выплаты денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в период нахождения их в распоряжении.

Вместе с тем пункты 172 и 173 Порядка регламентируют порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим в особом (ином) случае - при самовольном оставлении ими воинской части или места военной службы.

Причем пункт 172 Порядка определяет порядок выплаты денежного довольствия в случае самовольного оставления военнослужащими воинской части или места военной службы свыше 10 суток независимо от причин оставления, а пункт 173 Порядка - виды окладов и порядок выплат, которые производятся военнослужащим за период самовольного оставления воинской части или места военной службы, то есть указанные пункты регламентируют порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим в особом случае - при самовольном оставлении воинской части или места службы вне зависимости от занятия ими должности или нахождения в распоряжении.

Таким образом, поскольку время самовольного оставления воинской части военнослужащим не признается исполнением обязанностей военной службы, Министр обороны Российской Федерации в пределах предоставленных ему пунктом 32 статьи 2 Закона полномочий в пункте 173 Порядка правомерно определил порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в период самовольного оставления воинской части или места службы исходя из оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности по 1 тарифному разряду, в связи с чем довод административного истца о нарушении его права на получение денежного довольствия как военнослужащего, находящегося в распоряжении, и противоречии оспариваемой нормы пунктам 1, 2, 28 статьи 2 Закона является несостоятельным.

По этим же основаниям оспариваемая З. норма Порядка не противоречит и пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 28 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку уменьшение размера получаемого административным истцом денежного довольствия было обусловлено его личными действиями - самовольным отсутствием в воинской части, а порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием Министр обороны Российской Федерации вправе определять в силу Закона.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт не противоречит иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку частично оспариваемый административным истцом Порядок утвержден полномочным должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции, официально опубликован для всеобщего сведения, его пункт 173 в оспариваемой части не противоречит требованиям Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца и других военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на получение денежного довольствия в период самовольного оставления части или места службы, административный иск удовлетворению не подлежит.

В связи с отказом в удовлетворении иска понесенные судебные расходы на уплату государственной пошлины возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175 - 180, 213 и 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении административного искового заявления З. о признании недействующим абзаца второго пункта 173 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700, в части, касающейся выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период самовольного оставления воинской части или места военной службы оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности по 1 тарифному разряду, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Читайте также: