Что нужно учителю русского языка и литературы для работы

Опубликовано: 17.09.2024

Учитель русского языка должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.

Русский язык в большей степени, чем большинство других школьных предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной.

Русский язык формирует мышление и речь учащихся. От овладения им зависят уровень освоения национальной культуры, обретение российской гражданской идентичности.

Главным образовательным результатом освоения русского языка учащимся является развитие:

· установки на использование этой способности.

В современном мире коммуникация предполагает существенное расширение текстовой (устной и письменной) коммуникации, как за счет традиционных и архаичных инструментов (жест, танец, модуляция голоса), так и основанных на ИКТ – гипермедиа, то есть системе текстовых, изобразительных, звуковых объектов и связей, ссылок между ними. В настоящее время сообщение для детей и учителя – это, как правило, гипермедиа: объект и его предъявление с использованием экрана, видеоаудиоисточников и инструментов с возможным участием человека.

Дополнительным образовательным результатом является компетентность в лингвистике (науке о языке), прежде всего в лингвистике русского языка, в частности умение применять лингвистические знания в практике коммуникации.

Указанные результаты уточняются ФГОС на всех уровнях общего образования.

Ряд базовых понятий, используемых при лингвистическом описании языковых явлений, осваиваются учащимся в математике и информатике (например, понятия, относящиеся к структуре цепочек). Коммуникативная компетентность применяется и формируется во всех школьных предметах, прежде всего в литературе.

Предметная компетентность учителя русского языка

Учитель русского языка должен:

· Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: «слов-паразитов», канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися.

· Осуществлять автокоррекцию. При сомнении, чьем-то замечании, столкновении с альтернативой обращаться к толковым и орфоэпическим источникам Интернета.

· Знать и использовать стандартное общерусское произношение и лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды.

· Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона.

· Проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся, представленных в классе. Владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному.

· Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

· Вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источниками.

· Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.

· Учителю рекомендуется осуществлять квалифицированный (по скорости, безошибочности и используемым приемам) текстовый ввод, в частности транскрибирование (расшифровку аудиозаписи).

· Учителю рекомендуется использовать информационные источники (в Интернете и др.), в том числе иноязычные, пользуясь средствами автоматизированного перевода и звукового воспроизведения.

· Являться активным квалифицированным постоянным читателем и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра).

Профессиональные компетенции учителя русского языка, повышающие мотивацию к обучению и формирующие лингвистическую культуру

· Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса.

· Реализовывать установку учащихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате.

· Стимулировать сообщения учащихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.

· Обучать учащихся методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.

· Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций. Организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции.

· Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, судебной практики, рекламы и т.п. Поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование существующим литературным образцам, включая упомянутые.

· Поощрять участие учащихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов.

· Совместно с учащимися находить и обсуждать изменения в языковой реальности и реакции на них социума. Формировать у учащихся «чувство меняющегося языка».

· Совместно с учащимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»).

· Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных учащихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.).

· Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования, сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отношение к нарушению авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить учащихся с современными методами обнаружения этих этических и правовых нарушений.

Общепедагогическая компетентность учителя русского языка

Учителю русского языка рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы:

· Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об этом.

· Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог, дистанционный методист и т.д.) зоны его ближайшего развития; предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».

· Определение, на основе анализа собственной деятельности (в частности, по ее фиксации в ИС), с помощью (при необходимости) методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.

· Планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования.

· Организация деятельности учителя ребенка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия.

· Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС.

· Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.

· Организация олимпиад, конференций, турниров, лингвистических игр в школе.


Страничка очень полезная для учителей-филологов, особенно для начинающих . На ней я расположу материалы, которые учитель всегда должен иметь под рукой: памятки по проверке тетрадей, критерии оценивания, нормы оценки работ учащихся , требования к объему различных работ по русскому языку и многое другое.

Критерии оценивания изложения и сочинения.

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание работы излагается последовательно.4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребле­ния слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании

Допускается 1 негрубая

орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохране­но не менее 70% исходного текста.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разно­образен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной вырази­тельностью.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются: •2 \ 2 \3 1\ 3 \3

0 \4 \3 г. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических — двух, однако, если из трех орфографических бок одна является негрубой, то допус-кается выставление отметки «4»

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения состав­ляет менее 70% исходного текста.3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: 0 \5\7

1 \ 4-7 \ 4 2 \3-6\4 4 \ 4 \4 3 \ 5 \ 4

1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного тоста 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обо­роты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими одно­типными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунк­туационных; — 8 и более пунктуационных ошибок (с учетомповторяющихся и негрубых) не­зависимо от количества орфографиче­ских. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических

Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется по 7 и более орф. пункт. и грам.

Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хоро­шая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормати­вов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превы­шение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинений и изложений распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях. (см. раздел 'Оценка диктантов»).

Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей»

1.2. Виды письменных работ учащихся

Итоговые контрольные работы проводятся:

- после изучения наиболее значительных тем программы;

- в конце учебной четверти, полугодия.

В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели – не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.

1.3 .Количество итоговых контрольных работ

Рекомендуемое число итоговых контрольных работ в год

Русский язык

Литература

Словарный диктант

Контрольный диктант

Изложение (подробное)

Объём ученического сочинения

При подсчёте слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

Если контрольный диктант сопровождается дополнительным заданием, то берётся текст объёмом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.

Количество проверяемых орфограмм и пунктограмм

в текстах контрольных диктантов не должно превышать

Количество орфограмм

Количество пунктограмм

В тексты контрольных диктантов по русскому языку могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух – трёх предыдущих уроках).

Слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, правописанию которых ученики специально обучались, в диктанте должно быть не более пяти в V классе, семи – в VI и VII классах, десяти – в VIII и IX классах.

До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

объём сочинений по литературе,

независимо от источника и места работы

Количество страниц

Объём классного сочинения по литературе зависит также от времени, отведённого на выполнение работы.

Нельзя снижать оценку за отсутствие вступления, эпиграфа и плана, если это не повлияло на качество сочинения.

4.Порядок проверки письменных работ учителями

4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

- I . по русскому языку:

в V классе и в первом полугодии VI класса – после каждого урока у всех учеников;

во II полугодии в VI классе и в VII – IX классах – после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;

в X – XI классах – после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;

- II . по литературе:

в VI – IX классах – не реже 2 раз в месяц, а в X – XI классах – не реже одного раза в месяц.

4.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

4.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

- контрольные диктанты в I – IX классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

- изложения и сочинения в V – VIII классах – через неделю;

- сочинения в IX – XI классах проверяются не более 10 дней.

4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

- при проверке изложений и сочинений в V – XI классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетрадей учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические – знаком Л, речевые – знаком Р, грамматические – знаком Г, орфографические ошибки – знаком I , пунктуационные – знаком V ;

(* Примечание. Нельзя снижать оценку за отсутствие вступления, эпиграфа и плана, если это не повлияло на качество сочинения по литературе. 

Любое сочинение по литературе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая – за грамотность. В V – XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая оценка – к русскому языку.)

- при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся V – XI классов по русскому языку учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;

- подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

- проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;

- после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.

4.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.

Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.

Классные и домашние письменные работы по русскому языку в V классе – I полугодии VI класса оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя. В VI (начиная со второго полугодия) – XI классах оцениваются все проверяемые работы, но в журнал выставляются оценки по усмотрению учителя.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

4.6. После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

4.7. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения, в том числе диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности;

2) этап обучения;

4) чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

5 . ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения отметки. Однако, для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, языковую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Все о профессии учитель русского языка и литературы

Правильная речь, владение языком, грамотное письмо – все это показатели высокого уровня образованности. Профессия учителя русского языка и литературы в настоящий момент стала еще более востребованной за счет введения обязательных экзаменов в школах и при поступлении в высшее учебное заведение. Полноценную подготовку учащимся сможет обеспечить только высококлассный специалист.


Характеристика профессии

Важность профессии учителя русского языка и литературы трудно переоценить. Это тот педагог, который формирует личность учащегося посредством языковой культуры и литературы русского народа. От его работы во многом зависят коммуникативные навыки учеников, а от преподавателя русского языка как иностранного – уровень владения речью, грамотность и четкость произношения.

Учитель русского языка и литературы решает следующие задачи.

  • Прежде всего, он создает среду для развития у учеников интереса и мотивации к изучению русского языка, через отечественную литературу прививает любовь к слову.
  • Во время научно-исследовательской работы с учащимися позволяет юному поколению анализировать литературные произведения и языковые явления, формируя у них ключевые знания по данным предметам.
  • Учитель русского языка и литературы выстраивает структуру уроков, соблюдая современные требования к практической стороне обучения. Важным моментом является соблюдение госстандартов преподавания.


Получив квалификацию учителя русского языка и литературы, специалист может утроиться на работу как в школу и вуз, так и в частное учреждение образования. Высокий уровень образованности позволяет устроиться в СМИ, быть пиарщиком, архивариусом, библиотекарем. Таких специалистов ждут в органах власти, ведь грамотные специалисты везде нужны.

Сегодня многие компании и предприятия содержат в своем штате учителя русского языка и литературы.

Но основная деятельность лежит все же в педагогической сфере, где лингвист испытывает большую нагрузку: для каждого урока нужен план, преподавание должно включать разные формы и приемы. Ему постоянно приходится освежать в своей памяти произведения, вести домашнюю подготовку к занятиям. А ведь в нагрузку ко всему этому педагогу часто дают и классное руководство.


Учитель родного языка

Профессия педагога очень благородна и играет чрезвычайно важную роль в жизни каждого человека. А значение учителя родного языка увеличивается вдвойне, ведь с его помощью у учеников формируется правильное восприятие, развивается мыслительный процесс, раскрываются творческие способности. От профессионализма педагога-лингвиста зависит, насколько учащиеся усвоят уроки грамотности, он должен убедить школьников в важности знания родного языка на высоком уровне.

Именно учитель родного языка в большей степени прививает любовь к родному краю через язык и литературу.


На современном этапе учителя русского языка и литературы отслеживают результативность своего труда не только по тому, насколько глубоко их ученики усвоили родной язык, но и по тому, как они сдали итоговую аттестацию в виде ЕГЭ и ОГЭ по предмету. Успешная сдача выпускных экзаменов – залог продолжения обучения в вузах.

К учителю родного языка требования высокие. Сегодня лингвистам приходится бороться с телевидением, интернетом, которые, по мнению многих, нарушают нормы литературного языка и снижают интеллектуальный и нравственный уровень молодых людей. Кроме того, многие современные школьники не имеют привычки читать литературу. В этих условиях роль педагога требует повышенной самоотдачи и постоянного саморазвития. Только в этом случае он сможет помочь своим ученикам правильно ориентироваться в потоке информации.


Преподаватель русского для иностранцев

Русский язык иностранцы воспринимают весьма сложно. Большинство из них из-за особенностей произношения и речевого аппарата при изучении не распознают, например, букву «ъ». Поэтому все слова с твердым знаком и без него они произносят одинаково.

Обучать иностранцев очень нелегко. Тут больше важны знания не столько русского языка, сколько методики преподавания. Именно от умения донести все тонкости языка зависит скорость его изучения иностранными гражданами.

Сложности возникают и с литературой. Произведения славянских авторов благозвучны и красивы в оригинале, но переводы не доносят совершенства слова.

От преподавателя-лингвиста, обучающего иностранца, зависит, насколько точно будет передан слог и весь национальный колорит русской речи.


Личные характеристики педагога

Без любви к детям не состоится ни один педагог. Чтобы стать наставником, недостаточно только осведомленности в предмете. Нужно еще иметь талант передать эти знания ученикам. А это с детьми проделать гораздо сложнее, чем с взрослыми. Многое зависит от личных качеств педагога, среди которых:

  • доброжелательность;
  • отзывчивость;
  • деликатность;
  • внимательность;
  • психологическая устойчивость;
  • терпение;
  • любовь к профессии и детям;
  • харизма.


Если вам назначили собеседование в школе, нужно обязательно рассказать обо всех этих качествах. Вашим козырем должно стать желание преподавать детям и мечта быть учителем. Вам нужно продемонстрировать, как вы умеете излагать школьную программу, насколько доходчиво и интересно это поучается. Профессию педагога не относят ни к женской, ни к мужской. Она одинаково подходит всем.

Как стать?

Многие дети обожают играть в школу. Ребятня подражает взрослым учителям, вызывая к доске и не подозревая, что потом для некоторых это станет делом всей жизни. Рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут понять, на правильном ли вы пути.


Прежде чем пойти учиться в педагогический вуз или колледж, нужно серьезно подумать о готовности работать в школе.

Профессионализм учителя определяет не только специальное образование, но и проявление уважения к детям. Каждый ученик, получая знания, формируется как личность и учится жизни. Задача мудрого учителя – стать опорой, через доброжелательность заручиться доверием. Еще Антон Павлович Чехов писал о том, что дети – это святые и чистые создания, и их нельзя превращать в игрушку в зависимости от настроения.

Миллионы людей во всем мире ежедневно с неохотой идут к своему рабочему месту. Часто это происходит потому, что выбор профессии оказался неверным. Чтобы работа была в радость, в учителя нужно идти только по призванию, тогда удастся без проблем найти общий язык и с учениками. Уместно вспомнить слова Льва Николаевича Толстого, который был убежден в том, что если в педагоге есть любовь к делу и к детям, то он совершенный учитель.


Грамотность и знание предмета особенно актуальны для учителя русского зыка и литературы, который обязан соблюдать языковые нормы, грамотно писать и говорить.

Еще Конфуций в свое время призывал учиться так, словно постоянно есть нехватка знаний.

Получив филологическое образование в одном из вузов, важно уметь ориентироваться в современном поле информации, не упускать из вида новинки литературы, театра и кинематографа. Молодому специалисту еще многому придется научиться после вуза, уже работая в школе, ибо предстоят аттестации, после которых ему присвоят квалификационную категорию.


В общении с детьми нужен особый подход, ведь хороший педагог – это еще и психолог, готовый поддержать детей в трудноразрешимых ситуациях. Учитель ни в коем случае не поддерживает и не развивает конфликт, а лишь предотвращает его, повышая мотивацию учеников к получению знаний.

Надо признать, что не все педагоги могут увлечь своим предметом школьников. Не каждому ребенку так просто дается усвоение учебного материала, но с помощью творческого мышления учитель может превратить стандартное преподавание темы в увлекательное путешествие в страну знаний. Это особенно актуально для учителя языка и литературы.


Сократ учил в каждом человеке найти солнце и дать ему засветить.

Секретов того, как стать хорошим учителем, на самом деле гораздо больше, но без вышеописанных качеств даже не стоит пытаться поступать в педагогический вуз. И еще: нужно знать о том, что у педагога практически нет карьерного роста, директорами и завучами становятся единицы. Если вы готовы из года в год проверять тетради, решать задачи по совершенствованию методики ведения уроков, способны пробудить интерес и увлекать детей предметом, тогда вас ждут в школе.


– Обычно в школах это называется методобъединение, но у нас закрепилось название «кафедра». Возможно, это потому, что школа у нас не совсем обычная — мы работаем по программе IВ — международного бакалавриата, и функции у кафедры несколько шире, чем у методобъединения. Мы вместе разрабатываем методические материалы, формируем разнообразные задания в соответствии с задачами, которые перед нами стоят.

– Что такое международный бакалавриат?

– Это система обучения, которая охватывает и начальную, и среднюю, и старшую школу. Старшие классы сдают международные экзамены и имеют возможность поступать с этими результатами в различные международные вузы.

– Отличается ли его программа от программы обычной средней школы?

– По литературе она отличается довольно сильно. К примеру, в ней нет курса истории литературы, как это есть в российской программе. Да и принцип построения курса другой.

Кроме того, если ЕГЭ по литературе сдают только отдельные ребята, которые планируют пойти учиться по этому профилю, то у нас экзамен по этому предмету сдают все учащиеся, но на разных уровнях. Школьники, выбравшие этот предмет профильным, сдают экзамены повышенной сложности, остальные — стандартной.

– Что входит в ваши обязанности как заведующей кафедры?

– Главная обязанность заведующего кафедрой — создать команду единомышленников, которые думают в одном ключе и имеют схожее отношение к образованию. Когда у коллег ладятся и рабочие, и личные отношения, они развиваются творчески, помогают друг другу, подпитывают друг друга своими идеями.

Кроме того, как заведующая кафедры я провожу много обучающих семинаров с приглашенными специалистами, а также встреч, на которых наши учителя обмениваются опытом. Я курирую подготовку новых материалов и, конечно, и сама участвую в этом, мониторю уроки и текущее состояние дел — то есть смотрю, что дают детям и как это проверяют.

– Как именно учителя обмениваются опытом?

– К примеру, в этом году у нас работала молодая девушка, которая пришла из другой школы. Она предлагала много новых интересных вещей, причем эти вещи казались интересными и нам. И многие учителя, которые были старше и опытней, брали те методы и подходы, которые были у нее. Здорово, когда в сложившийся коллектив вливается свежая кровь, приносит что-то свое.

С другой стороны, она о многом спрашивала нас: «Как лучше поступить здесь? А если я сделаю вот так, что будет потом?» Некоторые вещи лучше не изобретать заново, а перенять у людей, которые это уже попробовали. Такой взаимный обмен очень продуктивен.

– В каких классах вы преподаете русский язык и литературу?

– Как правило, я работаю со старшими классами.

– Учитель сам выбирает, у каких классов он хочет преподавать?

– Составление расписания — еще одна моя обязанность как заведующей кафедрой. Но, конечно, при этом я стараюсь учесть пожелания своих коллег, ведь кому-то интереснее преподавать у младших детей, а кому-то — у старшеклассников, кому-то ближе русский язык, кому-то — литература. Учитывая все эти особенности, я составляю расписание, которое мы затем обсуждаем с завучем.

– У вас большой стаж работы. Продолжаете ли вы готовиться к своим урокам?

– Готовиться надо обязательно, какой бы опыт у человека ни был. Я даже не могу сказать, сколько раз я условно читала «Войну и мир». Я ее помню почти наизусть и, тем не менее, перечитываю роман перед каждым новым учебным годом, и главы, которые мы будем проходить, — перед каждым уроком. Важно продумать такой урок, который будет интересен и важен конкретной аудитории. Поэтому одних и тех же моделей уроков не может быть в принципе. Ориентируясь на интересы и на личность учеников, я готовлю им те или иные задания.

– Как вы проверяете задания? Существуют ли какие-то объективные критерии оценки работ по литературе?

– В программе международного бакалавриата четко обозначены критерии оценки работ. Если, например, мы говорим об аналитической работе по литературе, это критерии «анализ текста», «структура» и «речь». Если это творческие работы, соответственно, в зависимости от задания, критериями будут «учет аудитории», «учет жанра» и тоже «структура работы», и «речь, соответствующая определенному типу работ». Кроме критериев прописаны еще баллы, скажем, 8 мы ставим за это, 7 за это. Но, думаю, что в школах, не пользующихся этой системой, оценка более субъективна.

– Почему вы решили стать учителем русского языка и литературы?

– Вообще я по образованию программист, закончила факультет автоматизированных систем управления. А потом у меня родились дети, и мне захотелось больше времени проводить с ними. Оказалось, что я живу рядом с школой №45, в которую как раз набирали освобожденных классных руководителей — то есть таких руководителей, которые не станут вести какие-то предметы, а будут заниматься только классом. Тогда была концепция, что в школу должны прийти люди, далекие от образования, и вдохнуть в нее новую жизнь.

Я устроилась таким классным руководителем, а потом получила второе высшее образование — филологическое. И начала преподавать.

– Какое образование лучше получить, чтобы стать учителем русского языка и литературы?

– Все ли учителя должны проходить курсы повышения квалификации? Как часто нужно это делать?

– Да, чтобы получить повышение квалификации, нужно пройти 72 часа курсов. Есть определенные структуры, которые могут их преподавать. К примеру, «Первое сентября» и МИУ.

Кроме того, лично я каждый год еще прохожу курсы экспертов ЕГЭ.

– Какие личностные качества нужны учителю русского языка и литературы?

– Прежде всего, он должен быть человеком с широким кругозором и открытым взглядом на мир. В общении с детьми очень легко утверждать собственную правоту, ведь учитель и ученик находятся не в равных позициях, учитель обладает властью. Чтобы не использовать эту власть во зло, понимать, что рядом с тобой другие люди, которые формируются, понимать степень своей ответственности, мне кажется, нужно быть широко мыслящим человеком, человеком, открытым ко всему новому, умеющим слушать и слышать других.

– Как начинающему специалисту устроиться на работу?

– Я нанимаю людей и, честно признаюсь, брать человека без опыта работы с детьми страшно. Поэтому я смотрю не только на образование, но и на то, как человек ведет себя, ведь удержать внимание класса, научиться договариваться с детьми — непросто. Как правило, это требует некоторого опыта либо каких-то способностей, потому что в первые годы работы в школе ситуация очень стрессовая.

Поэтому студентам я бы рекомендовала стараться показать себя с хорошей стороны еще во время практики в школе. Если человек понравится, ему могут сделать предложение прийти в эту школу на работу. Также, будучи студентом, можно поработать, к примеру, в летнем лагере. Любой опыт работы с детьми будет полезен в школе.

– Где, помимо школы, может работать учитель русского языка и литературы?

– Он может работать журналистом, заниматься репетиторством, вести разнообразные курсы, к примеру, по подготовке к экзаменам.

– Какой карьерный путь может быть у учителя?

– Он может совершенствоваться и развиваться в рамках своей специальности, переходить из одной школы в другую, более престижную. Дальше можно стать завучем, но это не всем интересно.

– С какими трудностями приходится сталкиваться учителю русского языка и литературы?

– Трудности бывают разные. К примеру, школа — это иерархическая структура, а где есть иерархия, там могут возникать и проблемы с ней. Там, где администрация видит ситуацию одним образом, учитель видит ситуацию другим образом, а ученик и родитель — третьим.

Порой трудности вызывает взаимодействие с родителями учеников. Бывает, что родители ожидают одного, а возможности их ребенка совсем другие. А родителю сложно трезво посмотреть на ситуацию.

Тяжело и то, что у учителей очень большая нагрузка. Представьте преподавателя, у которого большое количество часов и относительно небольшая зарплата. Человек проводит свое количество уроков, предположим, шесть. Начинает в полдевятого и заканчивает в два (и это при идеальном стечении обстоятельств). Дальше, скорее всего, этот преподаватель пойдет давать частные уроки. После этого придет домой и будет проверять тетради, готовиться к завтрашнему дню. Возможностей для саморазвития и отдыха практически не остается.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть старшеклассникам, которые хотят больше узнать о работе учителя русского языка и литературы?

– Есть прекрасный фильм о работе словесника «Общество мертвых поэтов» режиссера Питера Уира с Робином Уильямсом. Почитать о работе в школе можно в «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Бела Кауфмана и Даниэля Пеннака «Как роман».

Как стать учителем русского языка

  • Как работать учителем начальных классовКак работать учителем начальных классов
  • Как выучиться на учителяКак выучиться на учителя
  • Востребована ли сейчас профессия учителяВостребована ли сейчас профессия учителя
  • Как стать преподавателем в ВУЗеКак стать преподавателем в ВУЗе
  • Стоит ли учиться на преподавателяСтоит ли учиться на преподавателя
  • Как преподавать русский иностранцамКак преподавать русский иностранцам
  • Что нужно, чтобы преподаватьЧто нужно, чтобы преподавать
  • Какие экзамены сдавать на факультет иностранного языкаКакие экзамены сдавать на факультет иностранного языка
  • Как вести урок русского языкаКак вести урок русского языка
  • Почему становятся учителямиПочему становятся учителями
  • Как стать учителем
  • Кем работают филологи
  • Как обучать иностранцев русскому языкуКак обучать иностранцев русскому языку
  • Быть учителем: плюсы и минусы профессииБыть учителем: плюсы и минусы профессии
  • Дмитрий Ушаков: биография, творчество, карьера, личная жизньДмитрий Ушаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Вера Шебеко: биография, творчество, карьера, личная жизньВера Шебеко: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Как устроиться преподавателемКак устроиться преподавателем
  • Как быть хорошим педагогомКак быть хорошим педагогом
  • Куда пойти работать с педагогическим образованиемКуда пойти работать с педагогическим образованием
  • Как стать учителем физкультурыКак стать учителем физкультуры
  • Исмаил Гаспринский: биография, творчество, карьера, личная жизньИсмаил Гаспринский: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Яков Эшпай: биография, творчество, карьера, личная жизньЯков Эшпай: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Как найти работу учителяКак найти работу учителя
  • Каким должен быть идеальный преподавательКаким должен быть идеальный преподаватель

Читайте также: