Что ставить в табеле если работник присяжный заседатель

Опубликовано: 17.09.2024


В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан отпустить работника с работы для исполнения им государственных или общественных обязанностей.

При этом конкретного перечня таких обязанностей не существует и приходится руководствоваться другими федеральными законами. В результате часто возникает недопонимание: работник не выходит на работу, как ему кажется, по уважительным причинам, а работодатель увольняет его за прогул.

В статье расскажем, в каких случаях работодатель обязан отпустить работника и какой порядок при этом должен быть соблюден, как и кем оплачивается время его отсутствия на работе, и рассмотрим одну из наиболее распространенных причин отсутствия сотрудника на работе, которая относится к государственным обязанностям, – его явку в суд.

Что относится к государственным и общественным обязанностям?

В силу ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освободить сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Из данного положения следуют две обязанности работодателя по отношению к таким работникам:

1) освободить их от работы;

2) сохранить за ними место работы.

Что же является государственными и общественными обязанностями? Трудовой кодекс относит к ним, в частности:

– участие работников в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения (ст. 39);

– рассмотрение трудовых споров в качестве члена комиссии (ст. 171);

– сдачу крови и ее компонентов в качестве донора (ст. 186);

– участие членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденных от работы, в качестве делегатов в работе съездов, конференций, участие в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случае, если это предусмотрено коллективным договором, – также краткосрочную профсоюзную учебу (ст. 374);

– участие в разрешении коллективного трудового спора работниками, являющимися членами примирительной комиссии, трудовыми арбитрами (ст. 405).

Другие федеральные законы к таким обязанностям относят:

Компенсация за исполнение государственных или общественных обязанностей

По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 170 ТК РФ, государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами либо решением соответствующего общественного объединения.

При этом Трудовым кодексом для исполнения некоторых обязанностей установлена не выплата компенсации, а сохранение за работником среднего заработка, в частности, для лиц, участвующих в коллективных переговорах (ст. 39), членов комиссий по трудовым спорам (ст. 171), доноров (ст. 186), членов примирительных комиссий и трудовых арбитров (ст. 405).

А вот порядок оплаты участия в работе профсоюзов членов их выборных коллегиальных органов, не освобожденных от основной работы, определяется коллективным договором, соглашением (ст. 374 ТК РФ).

К сведению

Средний заработок за освобожденными от основной работы членами проф­союза сохраняет общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз. Он сохраняется на период трудоустройства (не более шести месяцев) профсоюзного работника, если по окончании срока его полномочий работодатель не смог предоставить ему прежнее место работы (ст. 375 ТК РФ).

Однако впоследствии все эти расходы работодателю возмещает Минобороны [1] .

В остальных случаях исполнения государственных и общественных обязанностей работник получает компенсацию от государственных органов или общественных объединений, которые привлекли его к исполнению таких обязанностей.

Работнику пришла повестка

Для начала разберемся, по каким делам и куда работник может быть вызван повесткой. Это могут быть гражданско-правовые, административные и уголовные дела. Все они рассматриваются судами общей юрисдикции. В арбитражных судах рассматриваются споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Также существуют налоговые правонарушения, которые рассматриваются налоговыми инспекциями. Соответственно, работник может быть вызван в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, налоговую инспекцию.

Кроме того, его могут вызвать органы дознания, следственные органы и прокуратура. Здесь следует отметить: чтобы квалифицировать такие вызовы как исполнение государственных обязанностей, работник должен иметь определенный статус. Так, руководствуясь нормами Гражданско-процессуального кодекса, при рассмотрении гражданских дел работник может выступать в качестве:

– стороны (истца или ответчика);

– специалиста, эксперта, переводчика.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства при рассмотрении административных дел работник может быть:

– стороной (административным истцом или административным ответчиком);

– специалистом, экспертом, переводчиком.

Наконец, при рассмотрении уголовных дел в силу положений Уголовно-процессуального кодекса работник может быть:

– потерпевшим (его законным представителем);

– специалистом, экспертом, переводчиком.

В арбитражный суд работник может быть вызван в качестве свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, а также арбитражного заседателя.

Однако не все эти статусы дают работнику право на получение гарантий в соответствии со ст. 170 ТК РФ. В частности, не считается исполнением работником государственных обязанностей его участие в судебных разбирательствах в качестве истца или ответчика и, конечно, обвиняемого. Для всех остальных такая обязанность установлена независимо от того, в рамках какого процесса (гражданского, административного или уголовного) происходит разбирательство.

Руководствуясь положениями ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, НК РФ, УПК РФ и других федеральных законов и нормативных актов, работник исполняет государственные обязанности, если он вызван в суд, налоговую инспекцию, органы дознания, следственные органы и прокуратуру в качестве свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, потерпевшего (его законного представителя), понятого, а также если он исполняет обязанности присяжного или арбитражного заседателя.

К сведению

К органам дознания относятся органы внутренних дел, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы ФССП, органы пожарного надзора (ст. 40 УПК РФ).

Оформление исполнения государственных обязанностей

Освобождение сотрудника от работы для исполнения государственных обязанностей оформляется приказом работодателя, который издается в произвольной форме.

Основанием для издания приказа при вызове работника в суд, прокуратуру, налоговую инспекцию либо органы дознания и следствия является повестка (извещение). Судебная повестка признается одной из форм судебных извещений и вызовов по уголовным, административным и гражданским делам.

Судебные повестки и иные судебные извещения содержат:

  • наименование и адрес суда;
  • время и место проведения судебного заседания;
  • наименование адресата – лица, извещаемого или вызываемого в суд;
  • указание, в качестве кого извещается или вызывается адресат;
  • наименование дела, по которому осуществляется извещение или вызов адресата.

Повесткой также вызываются органами дознания на допрос свидетели и потерпевшие. В повестке указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, отражаются дата и время явки на допрос (ст. 188 УПК РФ).

Кроме того, в повестке указывается на обязанность вызываемых лиц явиться, а также обозначаются последствия неявки без уважительных причин.

К сведению

Присяжные и арбитражные заседатели вызываются для участия в судебных заседаниях путем направления присяжным извещения или определения суда.

Обращаем ваше внимание, что если работник представил повестку или другое извещение, из которого не следует, что он вызывается как свидетель, потерпевший или другое лицо для исполнения государственных обязанностей в рамках уголовного или иного дела, то освобождать его от работы работодатель не обязан.

Суть дела состояла в том, что следователь по собственной инициативе вызвал работника в суд в качестве свидетеля, поскольку ему это было необходимо для поддержания ходатайства по уголовному делу.

При этом доказательств вызова работника в суд либо правоохранительные органы для дачи показаний в качестве какого-либо процессуального статуса представлено не было.

Судьи указали, что уведомление следователя о явке работника не признается подтверждением его вызова в качестве свидетеля по уголовному делу в соответствии с требованиями УПК РФ. При этом указанное уведомление также не является вызовом истца для осуществления каких-либо следственных действий, дачи показаний следователю в рамках уголовного дела и совершения им следственных действий, а признается лишь инициативой самого следователя для поддержания поданного прокурором представления в суде.

Кроме того, было установлено, что самим судом работник не вызывался в качестве свидетеля.

Конечно, в данной ситуации можно сказать, что работник пострадал не по своей вине. Вероятно, он думал, что честно исполнил свой долг. Но получилось по-другому.

Поэтому нужно внимательно изучить повестку. Если из ее содержания не следует, что работник имеет статус лица, исполняющего государственные обязанности, и тем более если он является истцом или ответчиком или их представителем в рамках гражданского или административного судопроизводства, работнику сначала нужно это объяснить. И освобождать его от работы в соответствии со ст. 170 ТК РФ работодатель не обязан.

Здесь возможны и другие варианты. Например, работнику можно предоставить отпуск без сохранения заработной платы.

Помимо повестки многие работодатели запрашивают с работников заявление об освобождении от работы. Несмотря на то, что такой документ Трудовым кодексом не предусмотрен, считаем, что он будет нелишним. Обязанность представлять его можно установить локальным нормативным актом.

Отсутствие сотрудника на работе в связи с исполнением государственных обязанностей следует отметить в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23» (невыход на работу на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству).

Возмещаемые работнику расходы

От того, каков статус работника в случае его вызова в суд и другие органы, зависит, какая компенсация ему положена за период исполнения государственных обязанностей и кто ее выплачивает. Для наглядности представим эту информацию в таблице.

Статус работника

Обязанность работодателя в части оплаты

Что возмещает и (или) выплачивает работнику суд или иной госорган

Норма закона

Свидетель по делу об административном правонарушении

Выдать работнику справку в произвольной форме о размере

– средний заработок за время выполнения государственных обязанностей;

Часть 2 ст. 108 КАС РФ

Свидетель по гражданскому делу

среднего заработка для представления в суд или госорган, копию трудовой книжки

– расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Часть 2 ст. 95 ГПК РФ

Свидетель, потерпевший (их представители), понятой в уголовном деле

Понятой или потерпевший по делу об административном правонарушении

Расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Свидетель по арбитражному делу

Выплатить по основному месту работы сотрудника средний заработок

Расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Часть 4 ст. 107 АПК РФ

Свидетель по делу о налоговом правонарушении

Понятой по делу о налоговом правонарушении

Статьи 98, 131 НК РФ

Выдать работнику справку в произвольной форме о размере среднего зара-

– вознаграждение в размере 1/2 оклада судьи этого суда пропорционально числу дней, потраченных

ботка для представления в суд

на исполнение государственных обязанностей, но не менее среднего заработка по основному месту работы за этот период;

– командировочные и транспортные расходы

ральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Выплатить по основному месту работы сотрудника средний заработок

– вознаграждение в размере 1/4 оклада судьи арбитражного суда пропорционально количеству рабочих дней участия в процессе, но не менее пятикратного МРОТ;

Выплата работнику среднего заработка государственным органом осуществляется исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей указанными лицами и их среднего дневного заработка, исчисляемого в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ, размера месячного денежного содержания. При этом неполный рабочий день, затраченный лицом в связи с производством по гражданскому или уголовному делу, засчитывается за один рабочий день (восемь часов).

Итак, если работник представил повестку в суд, прокуратуру, налоговую инспекцию, орган дознания или следствия, которой он вызывается в рамках рассмотрения уголовного, гражданского, административного или арбитражного дела в качестве свидетеля, потерпевшего (их представителя), эксперта, специалиста, переводчика, понятого, присяжного или арбитражного заседателя, работодатель обязан освободить его от работы на период, который указан в повестке. В противном случае работодателя могут привлечь к административной ответственности. Если же помимо всего прочего работник, оставивший работу, будет уволен за прогул или привлечен к дисциплинарной ответственности, возможно, придется готовиться к судебным разбирательствам.

При этом работодатель должен сохранить за работником не только место работы, но и (в некоторых случаях) средний заработок, в частности, если работник является свидетелем по делам, рассматриваемым в арбитражном суде и налоговой инспекции, и арбитражным заседателем.

Если работник во время исполнения государственных обязанностей находился в отпуске, в соответствии со ст. 124 ТК РФ отпуск ему нужно будет продлить.

В ашего сотрудника вызвали в прокуратуру, суд или налоговую в качестве свидетеля (потерпевшего, законного представителя, понятого и т.п.). Как отразить в табеле учета рабочего времени отсутствие такого работника? Кто оплачивает данный невыход? Обратимся к законодательству и ответим на эти вопросы.

Оформляем день «отдыха»

Вызов гражданина в его рабочее время в «органы» является уважительной причиной невыхода такого сотрудника на работу. При этом работодатель должен сохранить за этим работником его место работы (должность) на время исполнения им государственной обязанности (ч. 1 ст. 170 ТК РФ). В этом случае основанием является повестка либо уведомление из соответствующей инстанции.

Несмотря на то, что уволить за невыход такого сотрудника на работу нельзя, все же следует получить от него заявление (Пример 1). Ведь вы должны узнать, по какой причине в этот день он не явится на работу.

Получив от работника соответствующее заявление, составьте приказ в свободной форме (Пример 2).



Подтверждением того, что сотрудник действительно исполнял государственные обязанности, будет та же самая повестка, только уже с отметкой из соответствующей инстанции о явке.

Невыходы на время исполнения работником государственных обязанностей в табеле учета рабочего времени отмечают буквенным кодом «Г» либо цифровым кодом «23» (постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»).

Может получиться и так, что сотрудник не предупредит о своем невыходе на работу (например, он был привлечен следователем в качестве понятого). В этом случае после предоставления работником повестки (с отметкой о явке в госорган) следует скорректировать данные табеля учета рабочего времени.

Кто оплачивает вынужденный «прогул»?

В соответствии с ч. 2 ст. 170 ТК РФ государственный орган, который привлек работника к исполнению государственных обязанностей, выплачивает ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию. Конкретные размеры выплат прописаны в соответствующих федеральных законах и иных нормативно-правовых актах.

Отметим, что в настоящее время продолжает действовать Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденная постановлением Совета Министров РСФСР от 14.07.1990 № 245 (далее – Инструкция). Именно на основании этого документа специалисты Минздравсоцразвития РФ в письме от 15.03.2011 № 784-19 сделали вывод о том, что работникам, вызываемым к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых, за все время, затраченное ими в связи с таким вызовом, работодатель выплачивает сумму среднего заработка. Конкретно речь шла об арбитражном суде и гражданском судопроизводстве.

Тем не менее не все так просто. Ведь согласно ст. 423 ТК РФ указанная Инструкция применяется лишь в той ее части, которая не противоречит ТК РФ. В свою очередь в ч. 2 ст. 170 ТК РФ сказано, что государственный орган, который привлек работника к исполнению государственных обязанностей, выплачивает работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию. Однако фактически все зависит от того, куда и зачем вызывают работника. Так что рассмотрим этот вопрос подробнее.

Осуществление налогового контроля

Представители налогового ведомства могут привлекать граждан в качестве свидетелей и понятых. При этом в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано практически любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 Налогового кодекса РФ, далее – НК РФ). Понятые же – это любые граждане, не заинтересованные в исходе дела, участвующие при проведении обыска либо выемки документов (п. 1 и 3 ст. 98 НК РФ, п. 3 ст. 92 НК РФ и п. 3 ст. 94 НК РФ).

Свидетелям и понятым налоговые органы возмещают понесенные ими в связи с явкой в инспекцию расходы на проезд, на наем жилого помещения и суточные (п. 1 и 4 ст. 131 НК РФ). Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утверждено постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 № 298.

Отметим, что за сотрудниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется на время их отсутствия заработная плата по основному месту работы (п. 3 ст. 131 НК РФ).

Явка в арбитражный суд

В данном разделе речь пойдет о свидетелях, т.е. лицах, располагающих сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела (ч. 1 ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ, далее – АПК РФ).

Свидетелям возмещаются понесенные ими в связи с явкой в арбитражный суд расходы на проезд, на наем жилого помещения и суточные (ч. 1 ст. 107 АПК РФ). Финансовое обеспечение данных затрат происходит в пределах средств, выделяемых на содержание арбитражных судов. На это указано в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.03.2010 № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу возмещения процессуальных издержек» (далее – Закон № 20-ФЗ).

За работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы (ч. 4 ст. 107 АПК РФ).

Гражданское судопроизводство

Свидетель, участвующий в гражданском процессе, также имеет право на возмещение расходов, связанных с вызовом в суд, и на получение денежной компенсации в связи с потерей времени (ч. 3 ст. 70 ГПК РФ). Указанным лицам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд, на наем жилого помещения и суточные (ч. 1 ст. 95 Гражданского процессуального кодекса, далее – ГПК РФ). Финансовое обеспечение данных затрат происходит в пределах средств, выделяемых на содержание судов общей юрисдикции (п. 3 ст. 9 Закона № 20-ФЗ).

В свою очередь работающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и их среднего заработка (ч. 2 ст. 95 ГПК РФ). Обратите внимание: здесь не идет речь о работодателях, что совершенно законно позволяет им не оплачивать работникам время участия в судах.

Кстати, данный вопрос разбирался на заседании Конституционного Суда России. Судьи сказали, что ч. 2 ст. 95 ГПК РФ, устанавливающая правило о выплате денежной компенсации гражданам, вызываемым в суды в качестве свидетелей, направлена на защиту прав данной категории участников процесса. При этом указанная норма не регулирует вопросы сохранения среднего заработка сторонам, участвовавшим в судебном заседании. Разрешение вопроса об установлении правил сохранения среднего заработка работника относится к полномочиям законодателя (определение КС РФ от 27.01.2011 № 12-О-О).

Уголовный процесс

Теперь поговорим об участниках уголовного процесса, таких, как потерпевшие, свидетели и понятые. Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред (ч. 1 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ, далее – УПК РФ). Свидетель – лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний (ч. 1 ст. 56 УПК РФ). Понятой – лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч. 1 ст. 60 УПК РФ).

Вышеуказанным лицам оплачиваются расходы на проезд, наем жилого помещения и суточные (п. 1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ). Финансовое обеспечение данных затрат происходит в пределах средств, выделяемых государственным органам, наделенным полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, а также средств на содержание судов общей юрисдикции (п. 4 ст. 9 Закона № 20-ФЗ).

Также возмещается недополученная указанными лицами заработная плата за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд (п. 1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ). Данные суммы выплачиваются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства (ч. 1 ст. 131 УПК РФ). Так что в этом случае, как и в гражданском судопроизводстве, работодатели не участвуют в выплатах работникам.

Участие граждан в осуществлении правосудия

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном соответствующими федеральными законами (ч. 1 ст. 8 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», далее – Закон № 1-ФКЗ). При этом участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом (ч. 2 ст. 8 Закона № 1-ФКЗ). Указанным лицам за время участия выплачивается вознаграждение из федерального бюджета (ч. 4 ст. 8 Закона № 1-ФКЗ).

Материальное обеспечение присяжных заседателей (ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации») таково:

  • суд выплачивает вознаграждение (1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период);
  • суд возмещает командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно.

Выплаты арбитражному заседателю (ст. 6 и п. 3 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», далее – Закон № 70-ФЗ) выглядят так:

  • суд выплачивает вознаграждение (1/4 части должностного оклада судьи данного суда, но не менее пятикратного МРОТ 1 );
  • суд возмещает командировочные расходы;
  • по основному месту работы сохраняется средний заработок.

Налоговые нюансы

Как видите, на работодателя бремя выплаты среднего заработка сотруднику за его невыходы на работу ложится в следующих случаях:

  • если сотрудника вызывают в качестве свидетеля в налоговый орган (п. 3 ст. 131 НК РФ) либо в арбитражный суд (ч. 4 ст. 107 АПК РФ);
  • если сотрудник участвует в осуществлении правосудия в качестве арбитражного заседателя (ст. 6 и п. 3 ст. 7 Закона № 70-ФЗ).

Здесь возникает некоторое противоречие. Ведь в ст. 170 ТК РФ ничего не сказано о том, что работодатель должен выплачивать средний заработок работникам за время исполнения ими государственных обязанностей. Поэтому вы можете выдать работнику справку о недополученной им заработной плате для предоставления в госорган. Однако, как показывает практика, эти расходы ему никто не возместит.

Порядок исчисления средней заработной платы прописан в ст. 139 ТК РФ. Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы утверждено постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение).

Сумму начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных или общественных обязанностей, предусмотренную законодательством:

  • учитывают при определении базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда (п. 6 ст. 255 НК РФ);
  • облагают НДФЛ (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ);
  • облагают страховыми взносами на обязательное социальное страхование (ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», далее – Закон № 212-ФЗ), а также
  • облагают взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 20.1 и 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Справедливости ради отметим, что по поводу обложения указанных выплат страховыми взносами можно и поспорить. Ведь в данном случае начисление среднего заработка осуществляется не в силу трудового договора, а в соответствии с требованиями законодательства. Тем не менее чиновники думают иначе. В их разъяснениях не раз звучало, что выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, так же подлежат обложению страховыми взносами, как и производимые в рамках трудовых правоотношений, а значит, связанные с трудовыми договорами. Исключениями являются только те суммы, которые указаны в ст. 9 Закона № 212-ФЗ (письма Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2010 № 589-19 и от 23.03.2010 № 647-19). Похоже, чиновники рассуждают так и по поводу начисления взносов «на травматизм», говоря, что перечень законодательно установленных и не облагаемых взносами выплат, приведенный в ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ, является исчерпывающим (письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).

Имейте в виду, что страховые взносы, начисленные на указанный средний заработок, отражают в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов (письмо Минфина РФ от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170).

Повод для продления отпуска

Исполнение работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей является поводом для продления либо переноса отпуска на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника (ст. 124 ТК РФ).

Сотрудник пошел на согласованный митинг, и там его арестовали на 15 суток — такого не может быть в современной России, но на всякий случай разберемся, что делать работодателю в этой ситуации.

В статье говорим об административном аресте — изоляции на срок до 15 суток за нарушение общественного порядка или административного кодекса. С уголовными делами другие правила.

Ирина Сохацкая

Административный арест — не причина для увольнения

Сотрудник под административным арестом остается без связи и не может позвонить или написать работодателю, чтобы рассказать, почему не пришел на работу. Для работодателя это выглядит как прогул: на работе сотрудника нет, на связь не выходит, — значит, можно уволить.

Но по закону прогулом считается отсутствие сотрудника на работе больше четырех часов подряд только без уважительных причин. В Трудовом кодексе нет списка уважительных и неуважительных причин, но арест — это обстоятельство, на которое сотрудник не мог повлиять, а значит, причина уважительная.

При этом неважно, мог ли сотрудник предотвратить нарушение, из-за которого попал под арест: не драться с прохожим, не ходить на несогласованный митинг или всегда носить с собой паспорт — в любом случае арест будет считаться уважительной причиной.

Пока сотрудник под арестом, работодатель не знает, почему его нет на работе, поэтому каждый день составляет акт «Об отсутствии сотрудника на рабочем месте».


Работодатель не может уволить сотрудника, пока не узнает причину, по которой тот не вышел на работу. Это связано с процедурой увольнения за прогул — ее описывает закон, и если пропустить какой-то из шагов, увольнение будет незаконным. В нашем случае работодателю нужно:

В случае с арестом работодатель не сможет доказать, что сотрудник получил запрос на объяснения. Процедура будет нарушена, и увольнение за прогул станет незаконным.

С незаконным увольнением компания рискует потерять деньги, потому что сотрудник через суд может добиться восстановления на работе и выплаты среднего заработка со дня незаконного увольнения до дня восстановления.

В этом деле речь идет не об аресте, а о нахождении под стражей — юридически это разные вещи, но пример подходит. Потому что хоть причины увольнения разные — арест и заключение под стражей, — процесс и последствия для работодателя одинаковые (прим. ред).

Артем (выдуманное имя) работал плотником в компании «Баррикада». Какое-то время Артем не приходил на работу. Работодатель не знал, где он и что с ним происходит, поэтому решил, что Артем прогуливает, и уволил его на основании подпункта «а» пункта 6 первой части 81 статьи Трудового кодекса — за прогул.

После освобождения Артем пришел на работу и узнал, что его уволили. Тогда он рассказал, что всё это время находился в СИЗО: его обвиняли в преступлении. Сообщить об этом работодателю не мог, потому что ему не давали звонить, а государственный адвокат отказывался передать информацию. Артем попросил восстановить его на работе, но компания отказалась и выдала ему письменный отказ, трудовую книжку с записью об увольнении за прогул и расчет за последний рабочий месяц.

Артем обратился в суд, и тот посчитал, что заключение в СИЗО — это уважительная причина, а значит, отсутствие на работе не было прогулом: сотрудник не мог повлиять на свое освобождение и находился в заключении не умышленно.

Суд решил, что компания должна:

  • отменить приказ об увольнении;
  • восстановить Артема в должности;
  • выплатить среднюю зарплату за период со дня увольнения до дня восстановления.

Чтобы посчитать, сколько компания должна заплатить Артему, суд изучил трудовой договор и график. В графике было написано, сколько смен по сколько часов работал бы Артем, если бы его не уволили. По этим данным суд посчитал количество часов, а потом — среднюю зарплату за час:

  • зарплата сотрудника за расчетный период / рабочие часы за расчетный период
  • Затем умножил полученное число на количество часов, получились такие числа:
  • средняя зарплата за час — 167,2 рубля;
  • количество часов в смене — 11;
  • средняя зарплата за смену — 1881 рубль;
  • количество пропущенных смен — 36;
  • итого к выплате — 67 716 рублей.

Еще компания должна оплатить госпошлину — 300 рублей.

Чтобы не рисковать, работодателю нужно провести увольнение по правилам: составить акт об отсутствии сотрудника на рабочем месте, запросить и дождаться объяснений, а если работник их не представит, составить акт и об этом, оценить причину — и только потом издавать приказ об увольнении. Подробнее о процедуре мы рассказывали в другой статье.

Сотрудник постоянно опаздывает. Что можно сделать?

Для табеля рабочего времени нужно ввести новый код

У работодателя есть обязанность — вести учет рабочего времени сотрудников. Для этого используют табель или программы кадрового учета. В табель вписывают условные обозначения, их еще называют кодами, например, Н — работа в ночное время, К — командировка. Пока работодатель не узнает, почему сотрудник не приходит на работу, в табеле проставляют код НН — неявка по невыясненным причинам.

Когда сотрудник вернется на работу, он должен будет принести справку «Об отбывании административного ареста» или протокол задержания — эти документы подтвердят, что причина была уважительной.

Теперь работодателю нужно указать причину в табеле рабочего времени. Из-за того, что в стандартных кодах нет обозначения «неявка из-за ареста», понадобится издать приказ «О введении нового кода для учета и оплаты труда».


Затем работодатель в табеле проставляет новый код в те дни, когда сотрудник не приходил на работу из-за ареста. И дни с этим кодом не оплачиваются, потому что не входят в понятие зарплаты:

«Заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы».

Пока сотрудник был под арестом, он не мог трудиться, значит, работодатель вправе не оплачивать эти дни. Но чтобы не было проблем, работодателю нужны доказательства — документы:

  • акты об отсутствии сотрудника на рабочем месте;
  • табель учета рабочего времени;
  • справка об аресте или задержании сотрудника.

Если сотрудник не подтвердит арест документами, можно запускать процедуру увольнения. Но нужно помнить, что увольнение за прогул — это право, а не обязанность работодателя: если до этого сотрудник прекрасно работал, возможно, стоит ограничиться выговором.

Если хочется заплатить

Работодатель, если захочет, может оплатить сотруднику дни ареста. Но для этого снова нужны документы — локальный нормативный акт и приказ о выплате. В акте должно быть описано, сколько и в каких случаях работодатель выплачивает. Например, в случае административного ареста сотруднику выплачивается 75% оклада. Сумма может быть любой.

Затем нужно издать приказ «О начислении выплаты сотруднику такому-то», на основании которого бухгалтерия выдаст деньги.

Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является гражданским долгом. О том, кто может стать присяжным заседателем, обязан ли работодатель отпускать с работы работника, привлекаемого в качестве присяжного заседателя, и должен ли оплачивать это время, вы узнаете из этой статьи.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года №113-ФЗ "О присяжных заседателях Федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - Закон о присяжных заседателях) присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжными заседателями не могут быть лица

  • не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
  • имеющие непогашенную или неснятую судимость;
  • признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
  • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и тяжких психических расстройств.

Обстоятельства, препятствующие исполнению обязанностей присяжного заседателя

В соответствии с требованиями Закона о присяжных заседателях граждане, включенные в список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков в случае подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

  • лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
  • лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
  • лицом, достигшим возраста 65 лет;
  • лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;
  • военнослужащим;
  • гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, - в течение пяти лет со дня увольнения;
  • судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;
  • имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также уволенным со службы в указанных органах и учреждениях в течение пяти лет со дня увольнения;
  • священнослужителем.

Обязанность работодателя: о гарантиях и компенсациях

Рассмотрим, какие гарантии и компенсации обязан предоставлять работодатель работникам, привлекаемым в исполнению государственных обязанностей. Статьей 170 Трудового кодекса РФ закреплено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Возложение на работодателя данной обязанности означает, что никакие причины производственного характера не могут этому препятствовать.

Если работник находится в ежегодном оплачиваемом отпуске, он вправе этот отпуск прервать для выполнения государственных обязанностей. В этом случае ежегодный оплачиваемый отпуск продляется или переносится на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника (часть 1 статьи 124 Трудового кодекса РФ).

Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в период выполнения государственных обязанностей не допускается, за исключением ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. В свою очередь работник в период привлечения к исполнению государственных обязанностей имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе или по соглашению сторон.

Трудовое законодательство не обязывает работодателя сохранять работнику средний заработок за период его участия в качестве присяжного заседателя. Закон о присяжных заседателях закрепил эту обязанность за судом. В статье 11 данного закона говорится о том, что за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту основной работы за такой период. Также присяжному заседателю возмещаются командировочные расходы и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно.

Стаж: учет времени отсутствия работника

Время исполнения обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Библиографическая ссылка на статью:
Шигуров А.В., Коньков Р.А. К вопросу об ответственности за неявку в суд кандидатов в присяжные заседатели // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80660 (дата обращения: 21.05.2021).

Одной из актуальных проблем судопроизводства с участием присяжных заседателей является обеспечение явки кандидатов в присяжные заседатели в суд. Опубликованные рядом председателей судов субъектов России данные свидетельствуют о том, что подавляющее большинство кандидатов не являются по вызовам, что приводит к срывам судебных заседаний и необходимости вызывать в десятки раз большее число кандидатов, чем действительно нужно, с тем чтобы обеспечить явку необходимого для формирования коллегии присяжных числа кандидатов.

Так, председатель Московского областного суда в 2002 г. С.В. Марасанова приводит данные о том, что является в среднем каждый 16-ый кандидат в присяжные заседатели [1]. В.Н. Тарасов (председатель Саратовского областного суда) в 2016 г. писал о том, что граждане, ссылаясь на трудовую занятость, болезни и плохое состояние здоровья, нежелание судить кого-либо, наличие опасений за свою жизнь не являются для участия в процедуре формирования коллегии присяжных заседателей по повесткам судов. Неявка кандидатов в среднем составляет 97-95 % от всех вызванных кандидатов в присяжные заседатели [2].

Таким образом, можно говорить о сложившемся отношении граждан страны, у которых в современных условиях нет мотивации участвовать в судопроизводстве с участием присяжных заседателей. Отметим, что из вышеуказанных данных нельзя сделать вывод об отрицательном отношении, в целом, к институту суда присяжных. Речь идет лишь о том, что граждане не желают тратить свое время на участие в длительном судопроизводстве без соответствующей компенсации потраченного времени.

Действующее законодательство предусматривает право кандидата отказаться от участия работе суда присяжных. Прямой отказ граждан урегулирован Законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в России», который в ч. 10 ст. 5, ст. 7 говорит о возможности обращения граждан в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ с заявлениями по поводу необоснованного внесения обратившихся в списки кандидатов и исключения их из этих списков [3].

Кроме того, в российском законодательстве не установлена какая-либо ответственность за неявку кандидата по вызову суда. К ответственности за неявку в судебное заседание без уважительных причин может быть привлечен лишь уже выбранный в состав жюри присяжный заседатель, на которого в этом случае накладывается денежное взыскание в размере до 2,5 тыс. руб.

Рассматривая же вопрос об ответственности за неявку в суд кандидата в присяжные заседатели, можно сказать следующее. В Конституции России участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных с одной стороны рассматривается как одна из форм участия в управлении делами государства (ст. 32), с другой – как форма судопроизводства, которая должна быть гарантирована обвиняемым, которым грозит наказание в виде смертной казни, и в иных случаях, которые предусмотрены федеральным законом [4]. Таким образом, из Конституции России следует обязанность государства определить в федеральном законе подсудность уголовных дел суду присяжных и по указанным делам обеспечить обвиняемым возможность быть судимыми судом присяжных. Следовательно, нет оснований говорить о том, что в Конституции России участие граждан в суде присяжных закрепляется только как право гражданина. Законодатель вправе принять необходимые организационные меры к функционированию рассматриваемого института, в том числе, те, которые обеспечат явку в суд необходимого для работы суда присяжных количества кандидатов в присяжные заседатели.

К сожалению, специализированный закон о присяжных заседателях не содержит достаточно эффективный механизм обеспечения явки кандидатов.

В ч. 1 ст. 2 Закона говорится о том, что участие в данной форме судопроизводства является правом гражданина, в ч. 2 рассматриваемой статьи также указывается, что участие граждан в качестве присяжного заседателя является их гражданским долгом. При этом, что такое гражданский долг и как обеспечить его реализацию в ситуации, когда гражданин не хочет его «отдавать», закон не раскрывает.

Обращаясь к международному опыту, а конкретно, к опыту стран англо-саксонской правовой системы, следует сказать следующее. В странах данной правовой семьи, предусмотрена ответственность за неявку в суд кандидатов в присяжные заседатели, если такая неявка была признана судом неуважительной. В данном случае ответственность к недобросовестному кандидату в присяжные заседатели предусмотрена уголовная, и охватывается составом преступления «Неуважение к суду», санкция которой содержит несколько видов наказания, в том числе штраф и лишение свободы [5, с. 131].

На наш взгляд, вышесказанное свидетельствует о необходимости законодательной регламентации механизма, который бы мотивировал российских граждан на участие в работе суда присяжных.

Данный механизм может включать в себя следующие элементы.

1) Повышение оплаты присяжного заседателя. Сегодняшние компенсационные выплаты в размере половины оклада судьи за день работы и не менее средней зарплаты присяжного по месту работы, явно не соответствуют высокому статусу судьи [6, c. 170; 7, c. 160], который получает присяжный на период работы в коллегии, и точно не стимулируют гражданина участвовать в работе жюри присяжных.

2) Введение полномочия судьи по наложению денежного взыскания на каждого кандидата, не явившегося в зал судебного заседания, без извещения о причинах неявки или без уважительных причин. О возможности наложения такого взыскания кандидата должны предупреждать в тексте повестки.

3) Введение административной или уголовной ответственности за такую форму неуважения к суду. Такая форма ответственности может быть установлена за повторную неявку без уважительных причин после того, как лицо ранее один раз не явилось в судебное заседание.

Читайте также: