Что такое административно хозяйственные функции должностного лица

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства спорта РФ от 25 апреля 2019 г. № 05-05-2-20/10893 О разъяснении определения «должностное лицо»

Правовой департамент рассмотрел служебную записку Департамента науки и образования от 22 марта 2019 г. № 04-04-3-20/10393 по вопросу разъяснений определения «должностное лицо» и сообщает следующее.

Понятие «должностное лицо» закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными лицами в статьях Главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Содержание понятий «функции представителя власти», «организационно-распорядительные функции» и «административно-хозяйственные функции» раскрыто в пунктах 3-5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее - Постановление Пленума).

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что УК РФ и КоАП РФ имеют специфичную, узконаправленную сферу правового регулирования, что необходимо учитывать в случаях использования закрепленных в них понятий «должностное лицо» в процессе реализации норм части 12 статьи 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Также в некоторых случаях законодательство Российской Федерации содержит понятие должностного лица в соответствующей сфере отношений. Например, статья 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для целей данного Федерального закона под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Таким образом, понятие должностного лица, как правило, распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.

Дополнительно отмечаем, что законодательством субъекта Российской Федерации также может быть закреплено понятие «должностное лицо».

С учетом вышеуказанного под должностным лицом, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, может пониматься такое должностное лицо, которое подпадает под вышеуказанные признаки данной категории лиц и у которого обозначенные выше функции будут включены в должностной регламент.

Директор
Правового департамента
А.О. Миняев

Обзор документа

Минспорт разъяснил, кто относится к должностным лицам, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физкультуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов сборных команд.

По общему правилу должностным является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Понятие должностного лица распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.

Законодательством региона также может быть закреплено понятие "должностное лицо".

государственных и муниципальных учреждениях, а также в Boo руженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Если же указанные функции осуществляются в иных организаци-

ях (коммерческих или некоммерческих, не являющихся при этом

государственным или муниципальным учреждением), то лицо

может нести ответственность за совершение преступлений про-

тив интересов службы в коммерческих и иных организациях

В законе говорится, что функции всех трех указанных выше ви-

дов могут осуществляться постоянно, временно или по специальному

полномочию. Постоянное осуществление функций предполагает за-

нятие определенной должности (по выборам, по назначению), вре-

менное — также замещение определенной должности, но только по

назначению и на определенный, обычно непродолжительный срок,

выполнение перечисленных функций по специальному полномочию

означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные

на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.),

нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего

должностного лица либо правомочным на то органом или должно-

стным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение оп-

ределенного времени или одноразово либо совмещаться с основ-

ной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выпол-

няет и сугубо профессиональные, и должностные функции (орга-

низационно-распорядительные и (или) административно-хозяйст-

венные). Например, главный врач государственной поликлиники,

с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и лю-

бой медицинский работник), а с другой — руководит профессио-

нальной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей,

медицинских сестер и т. п.). Ответственность за должностное пре-

ступление он может нести только во втором случае, когда содеян-

ное обусловлено наличием у виновного организационно-распоря-

дительных или административно-хозяйственных функций.

В четырех составах преступлений (ст. 285, 286, 287,

290 УК РФ) имеется квалифицирующий признак, относящийся

к особому должностному положению виновного, — совершение

преступления лицом, занимающим государственную должность

РФ или государственную должность субъекта РФ. Во всех этих

преступлениях, за исключением предусмотренного ст. 287 УК РФ,

ответственность повышается также и для глав органов местного

самоуправления. Их понятие дано в примечаниях 2 и 3

к ст. 285 УК РФ.__

Злоупотребление должностными полномочиями(ст. 285

УК РФ).Непосредственный объект — общественные отношения,

складывающиеся по поводу обязанности должностных лиц

и иных публичных служащих осуществлять свою профессиональ-

ную деятельность только в интересах службы.

Объективная сторона преступления выражается в форме дей-

ствия или бездействия и характеризуется тремя обязательными

признаками: 1) использованием должностных полномочий во-

преки интересам службы; 2) существенным нарушением прав

и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых

законом интересов общества или государства; 3) наличием при-

чинной связи между деянием и последствиями.

Преступление признается оконченным с момента наступления

указанных в законе последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыс-

лом и корыстным мотивом (стремлением получить безвозмездно

имущественную выгоду или уклониться от материальных затрат)

или иной личной заинтересованностью (стремлением извлечь вы-

году нематериального характера). Совершение деяния из иных

побуждений, например ввиду ложно понимаемых интересов

службы, не образует состава данного преступления.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.__

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).Непо-

средственный объект — общественные отношения, складываю-

щиеся по поводу обязанности должностных лиц и иных публич-

ных служащих осуществлять свою профессиональную деятель-

ность компетентно и строго на основе закона. Дополнительным

объектом могут выступать права и законные интересы граждан

и организаций, а по ч. 3 ст. 286 УК РФ — здоровье граждан.

С объективной стороны преступление характеризуется дейст-

вием, явно выходящим за пределы полномочий должностного ли-

ца и повлекшим указанные в законе общественно опасные по-

следствия. В отличие от злоупотребления должностными полно-

мочиями, при превышении совершаемые действия не являются

компетенцией виновного. Различаются следующие типовые фор-

мы превышения должностных полномочий: 1) совершение винов-

ным действий, относящихся к полномочиям другого должностно-

го лица; 2) совершение действий, которые могли быть совершены

виновным только при наличии особых условий, указанных в за-

коне или подзаконном акте и отсутствовавших в данном конкрет-

ном случае; 3) совершение действий, которые никто ни при каких

обстоятельствах не может совершить; 4) единоличное совершение

виновным действий, которые могут быть совершены лишь колле-

Преступление признается оконченным с момента наступления

указанных в законе последствий.__ С субъективной стороны преступление характеризуется пря-

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Квалифицированный состав превышения должностных полно-

мочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ) — совершение преступления лицом,

занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ,

а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 286 УК РФ) — деяния,

предусмотренные ч. 1 и 2, если они совершены: а) с применением

насилия (побои, легкой или средней тяжести вред здоровью) или

с угрозой его применения (включая и угрозу убийством); б) с при-

менением оружия (вне зависимости от наступления каких-либо

последствий) или специальных средств (наручники, слезоточивый

газ и т. п.); в) причинение тяжких последствий (крупные аварии,

длительная остановка производственного процесса, причинение

материального ущерба в особо крупных размерах, причинение

тяжкого вреда здоровью или смерти человеку), по отношению

к которым вина может быть как умышленной, так и неосторожной.

Получение взятки (ст. 290 УК РФ).Непосредственный объект

аналогичен объекту преступления, предусмотренного ст. 289-

УК РФ. Обязательным признаком получения взятки является

предмет — взятка в виде: денег в любой валюте; ценных бумагах,

понятие которых определено в ст. 142 ГК; иного имущества, по-

нятием которого охватываются все вещи, делимые и неделимые,

индивидуально определенные и обладающие родовыми призна- ками, движимые и недвижимые; или выгод имущественного ха-

рактера, т. е. оказываемых безвозмездно, но подлежащих оплате

услуг имущественного характера (предоставление туристических,

санаторных путевок, ремонт автомашины, квартиры и т. п.), а так-

же любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее

имущественную природу (занижение стоимости передаваемого

имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок

за пользование кредитами). Если должностное лицо получает ка-

кую-нибудь неимущественную выгоду, например, положительный

отзыв в СМИ, то такие действия не являются получением взятки.

Объективная сторона преступления выражается в получении

взятки должностным лицом лично или через посредника, его род-

ными и близкими с его согласия или если оно не возражало про-

тив этого. Факт получения взятки предполагает его связь с пове-

дением должностного лица, поскольку взятка получается за опре-

деленное и конкретное действие (бездействие) такого лица по

службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, что

может быть выражено в следующем: 1) совершение действий

(бездействие), которые входят в служебные полномочия должно-

стного лица, т. е. прямо предусмотрены его компетенцией;

2) способствование в силу занимаемого должностного положения

совершению действий (бездействия), которые не входят в служеб-

ные полномочия виновного, а входят в полномочия иного лица;

3) общее покровительство, т. е. действия, связанные с незаслу-

женным поощрением, внеочередным необоснованным повыше-

нием в должности, совершением иных действий, не вызываемых

необходимостью; 4) попустительство по службе, т. е. непринятие

должностным лицом мер реагирования на упущения или наруше-

ния в служебной деятельности взяткодателя или представляемых

им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю.__ Субъективная сторона получения взятки характеризуется пря-

государственных и муниципальных учреждениях, а также в Boo руженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Если же указанные функции осуществляются в иных организаци-

ях (коммерческих или некоммерческих, не являющихся при этом

государственным или муниципальным учреждением), то лицо

может нести ответственность за совершение преступлений про-

тив интересов службы в коммерческих и иных организациях

В законе говорится, что функции всех трех указанных выше ви-

дов могут осуществляться постоянно, временно или по специальному

полномочию. Постоянное осуществление функций предполагает за-

нятие определенной должности (по выборам, по назначению), вре-

менное — также замещение определенной должности, но только по

назначению и на определенный, обычно непродолжительный срок,

выполнение перечисленных функций по специальному полномочию

означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные

на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.),

нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего

должностного лица либо правомочным на то органом или должно-

стным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение оп-

ределенного времени или одноразово либо совмещаться с основ-

ной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выпол-

няет и сугубо профессиональные, и должностные функции (орга-

низационно-распорядительные и (или) административно-хозяйст-

венные). Например, главный врач государственной поликлиники,

с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и лю-

бой медицинский работник), а с другой — руководит профессио-

нальной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей,

медицинских сестер и т. п.). Ответственность за должностное пре-

ступление он может нести только во втором случае, когда содеян-

ное обусловлено наличием у виновного организационно-распоря-

дительных или административно-хозяйственных функций.

В четырех составах преступлений (ст. 285, 286, 287,

290 УК РФ) имеется квалифицирующий признак, относящийся

к особому должностному положению виновного, — совершение

преступления лицом, занимающим государственную должность

РФ или государственную должность субъекта РФ. Во всех этих

преступлениях, за исключением предусмотренного ст. 287 УК РФ,

ответственность повышается также и для глав органов местного

самоуправления. Их понятие дано в примечаниях 2 и 3

к ст. 285 УК РФ.__

Злоупотребление должностными полномочиями(ст. 285

УК РФ).Непосредственный объект — общественные отношения,

складывающиеся по поводу обязанности должностных лиц

и иных публичных служащих осуществлять свою профессиональ-

ную деятельность только в интересах службы.

Объективная сторона преступления выражается в форме дей-

ствия или бездействия и характеризуется тремя обязательными

признаками: 1) использованием должностных полномочий во-

преки интересам службы; 2) существенным нарушением прав

и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых

законом интересов общества или государства; 3) наличием при-

чинной связи между деянием и последствиями.

Преступление признается оконченным с момента наступления

указанных в законе последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыс-

лом и корыстным мотивом (стремлением получить безвозмездно

имущественную выгоду или уклониться от материальных затрат)

или иной личной заинтересованностью (стремлением извлечь вы-

году нематериального характера). Совершение деяния из иных

побуждений, например ввиду ложно понимаемых интересов

службы, не образует состава данного преступления.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.__

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).Непо-

средственный объект — общественные отношения, складываю-

щиеся по поводу обязанности должностных лиц и иных публич-

ных служащих осуществлять свою профессиональную деятель-

ность компетентно и строго на основе закона. Дополнительным

объектом могут выступать права и законные интересы граждан

и организаций, а по ч. 3 ст. 286 УК РФ — здоровье граждан.

С объективной стороны преступление характеризуется дейст-

вием, явно выходящим за пределы полномочий должностного ли-

ца и повлекшим указанные в законе общественно опасные по-

следствия. В отличие от злоупотребления должностными полно-

мочиями, при превышении совершаемые действия не являются

компетенцией виновного. Различаются следующие типовые фор-

мы превышения должностных полномочий: 1) совершение винов-

ным действий, относящихся к полномочиям другого должностно-

го лица; 2) совершение действий, которые могли быть совершены

виновным только при наличии особых условий, указанных в за-

коне или подзаконном акте и отсутствовавших в данном конкрет-

ном случае; 3) совершение действий, которые никто ни при каких

обстоятельствах не может совершить; 4) единоличное совершение

виновным действий, которые могут быть совершены лишь колле-

Преступление признается оконченным с момента наступления

указанных в законе последствий.__ С субъективной стороны преступление характеризуется пря-

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Квалифицированный состав превышения должностных полно-

мочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ) — совершение преступления лицом,

занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ,

а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 286 УК РФ) — деяния,

предусмотренные ч. 1 и 2, если они совершены: а) с применением

насилия (побои, легкой или средней тяжести вред здоровью) или

с угрозой его применения (включая и угрозу убийством); б) с при-

менением оружия (вне зависимости от наступления каких-либо

последствий) или специальных средств (наручники, слезоточивый

газ и т. п.); в) причинение тяжких последствий (крупные аварии,

длительная остановка производственного процесса, причинение

материального ущерба в особо крупных размерах, причинение

тяжкого вреда здоровью или смерти человеку), по отношению

к которым вина может быть как умышленной, так и неосторожной.

Получение взятки (ст. 290 УК РФ).Непосредственный объект

аналогичен объекту преступления, предусмотренного ст. 289-

УК РФ. Обязательным признаком получения взятки является

предмет — взятка в виде: денег в любой валюте; ценных бумагах,

понятие которых определено в ст. 142 ГК; иного имущества, по-

нятием которого охватываются все вещи, делимые и неделимые,

индивидуально определенные и обладающие родовыми призна- ками, движимые и недвижимые; или выгод имущественного ха-

рактера, т. е. оказываемых безвозмездно, но подлежащих оплате

услуг имущественного характера (предоставление туристических,

санаторных путевок, ремонт автомашины, квартиры и т. п.), а так-

же любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее

имущественную природу (занижение стоимости передаваемого

имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок

за пользование кредитами). Если должностное лицо получает ка-

кую-нибудь неимущественную выгоду, например, положительный

отзыв в СМИ, то такие действия не являются получением взятки.

Объективная сторона преступления выражается в получении

взятки должностным лицом лично или через посредника, его род-

ными и близкими с его согласия или если оно не возражало про-

тив этого. Факт получения взятки предполагает его связь с пове-

дением должностного лица, поскольку взятка получается за опре-

деленное и конкретное действие (бездействие) такого лица по

службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, что

может быть выражено в следующем: 1) совершение действий

(бездействие), которые входят в служебные полномочия должно-

стного лица, т. е. прямо предусмотрены его компетенцией;

2) способствование в силу занимаемого должностного положения

совершению действий (бездействия), которые не входят в служеб-

ные полномочия виновного, а входят в полномочия иного лица;

3) общее покровительство, т. е. действия, связанные с незаслу-

женным поощрением, внеочередным необоснованным повыше-

нием в должности, совершением иных действий, не вызываемых

необходимостью; 4) попустительство по службе, т. е. непринятие

должностным лицом мер реагирования на упущения или наруше-

ния в служебной деятельности взяткодателя или представляемых

им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю.__ Субъективная сторона получения взятки характеризуется пря-

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Н. Кокотова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.В. Вихорева,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.В. Вихорев оспаривает конституционность положений примечаний к статье 285 УК Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как следует из представленных материалов, приговором Кандалакшского городского суда Мурманской области от 24 мая 2007 года А.В. Вихорев был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 291 УК Российской Федерации. Суд квалифицировал его действия как дачу взятки должностному лицу на том основании, что взяткополучатель являлся депутатом представительного органа местного самоуправления - Совета депутатов муниципального образования "Город Кандалакша с подведомственной территорией" и был вправе принимать участие в решении всех вопросов, отнесенных к компетенции Совета депутатов, в том числе обладал правом принимать нормативные правовые акты (решения) в составе Совета депутатов, обязательные для исполнения предприятиями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и гражданами в пределах указанного муниципального образования, т.е. с момента его избрания временно осуществлял функции представителя законодательной власти. Суд при этом исходил из определения должностного лица, содержащегося в пункте 1 примечаний к статье 285 УК Российской Федерации. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Мурманского областного суда от 21 августа 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

По мнению заявителя, оспариваемые им положения не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 (часть 1) и 54 (часть 2), поскольку позволяют признавать депутата представительного органа муниципального образования должностным лицом как представителя законодательной власти.

Заявитель не привел доводов, свидетельствующих о том, что его конституционные права были нарушены в результате применения положений части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и не подтвердил факт этих нарушений документально. Более того, как следует из текста его жалобы, он ссылается на эту норму как на обосновывающую его позицию об отсутствии у депутата представительного органа муниципального образования статуса должностного лица. Из представленных заявителем материалов также следует, что в решениях судов общей юрисдикции, вынесенных по его делу, примечания к статье 285 УК Российской Федерации были применены лишь в части положения пункта 1.

Таким образом, данная жалоба в части, касающейся проверки конституционности иных, помимо пункта 1, примечаний к статье 285 УК Российской Федерации, а также части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в силу статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не может быть признана допустимой.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

2.1. Согласно пункту 1 примечаний к статье 285 УК Российской Федерации должностными лицами в статьях главы 30 этого Кодекса признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. При этом согласно примечанию к статье 318 УК Российской Федерации представителем власти в статье 318 и других статьях Уголовного кодекса Российской Федерации признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Приведенное понятие должностного лица как представителя власти, содержащееся во взаимосвязанных положениях пункта 1 примечаний к статье 285 и примечания к статье 318 УК Российской Федерации, включает признаки, непосредственно отличающие должностных лиц, в том числе представителей власти, от иных участников уголовно-правовых отношений, и имеет исключительно уголовно-правовое значение, будучи связанным с особенностями формулирования в законе соответствующих составов преступлений. Данный вывод следует из сохраняющей силу позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в Определении от 1 апреля 1996 года N 9-О.

Таким образом, то обстоятельство, что Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относит депутата представительного органа муниципального образования к числу должностных лиц местного самоуправления (статьи 2, 40), само по себе не означает, что такой депутат не может признаваться должностным лицом по смыслу пункта 1 примечаний к статье 285 и примечания к статье 318 УК Российской Федерации.

2.2. Согласно Конституции Российской Федерации (статьи 3, 12, 130 - 133) местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления, в том числе представительные органы муниципальных образований, не входящие в систему органов государственной власти, наделяются в установленном законом порядке собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, осуществляя тем самым муниципальную власть (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года N 1-П и от 15 января 1998 года N 3-П). Муниципальная власть является наряду с государственной властью элементом конституционного механизма осуществления власти многонационального народа Российской Федерации.

С учетом сказанного пункт 1 примечаний к статье 285 и примечание к статье 318 УК Российской Федерации, взятые в нормативном единстве с законодательством о местном самоуправлении, означают, что депутат представительного органа муниципального образования может признаваться должностным лицом как представитель муниципальной власти.

2.3. Таким образом, положение пункта 1 примечаний к статье 285 УК Российской Федерации не содержит неопределенности и конституционные права заявителя не нарушает, а потому данная жалоба, как не отвечающая критериям допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, установленным статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть принята им к рассмотрению.

Проверка же законности и обоснованности судебных решений, вынесенных по делу заявителя, как и исследование фактических обстоятельств дела не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вихорева Александра Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Уголовный кодекс РФ содержит две группы преступлений, связанных с выполнением управленческих функций: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст.ст. 285-287, 290, ч. 2 ст. 237 УК РФ) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201, 204 УК РФ). Критерием их разграничения является организационно-правовая форма организации, в которой лицо выполняет управленческие функции.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации признаётся лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (примечание 1 к ст. 201 УК РФ). Легальные дефиниции коммерческих и некоммерческих организаций содержатся в гражданском законодательстве.

Толкование организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей приводится в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990 № 4 “О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности или должностном подлоге”. Кроме этих разъяснений большую роль играет правоприменительная практика судебных органов. Так, суды неоднократно отказывались квалифицировать действия лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, как должностные преступления, хотя бы они фактически замещали управленческие должности в исправительно-трудовых учреждениях.

Под организационно-распорядительными обязанностями следует понимать функции по осуществлению руководства трудовыми коллективами, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организацию труда подчинённых, поддержанию трудовой дисциплины и т.п.). Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств и ведомств, государственных, кооперативных, общественных предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие лабораториями, кафедрами, их заместители) руководители участков работ (мастера, бригадиры, прорабы), участники хозяйственных товариществ и обществ, управляющие товариществ собственников жилья.

Административно-хозяйственные обязанности следует определять как полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом, установлению порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечению контроля за этими операциями, организации бытового обслуживания населения и так далее. Такими полномочиями обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье, ведомственные ревизора и контролёры. Указанные разъяснения устарели. Необходимы новые разъяснения.

Несмотря на довольно чёткое разграничение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях и преступлений против интересов службы в государственных органах, на практике разграничение субъектов данных преступлений вызывает сложности. Так, директор муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства за получение двух взяток признан субъектом должностного преступления и осуждён. Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что предприятие жилищно-коммунального хозяйства является коммерческой организацией, признаны судом необоснованными.

Совершение общественно опасного деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, рассматривается в качестве квалифицирующего признака в преступлениях, предусмотренных статьями 285-287, 290 УК РФ. В качестве субъектов преступлений предусмотренных статьями 288 и 292 УК РФ упоминаются государственные служащие.

В Российской Федерации установлен специальный правовой статус государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности. Не все лица, занимающие должности в государственных органах, являются государственными служащими.

Правовые основы организации государственной службы основы правового положения государственных служащих установлены Федеральным законом “Об основах государственной службы Российской Федерации”. В нём дано определение понятия “государственный служащий” и изложены требования, предъявляемые к ним. В указанном законе произошло нормативное закрепление отказа от расширительного толкования понятия “государственный служащий”, которое господствовало в юридической науке и правоприменительной практике советского и первых лет постсоветского периода государственного строительства.

В ст. 1 указанного закона определено, что государственная должность – это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей пор исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение своих обязанностей.

Уголовный кодекс и Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” по-разному подходят к определению понятия “государственный служащий”. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (п.1 ст.3 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”). Уголовный кодекс не предусматривает в качестве главного условия признания человека государственным служащим замещения им государственной должности. Суды в практике своей деятельности придерживаются определения, данного в Федеральном законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”.

Закон делит государственные должности на три категории: “А”, “Б”, “В”. Государственными служащими являются лишь лица, замещающие должности категорий “Б” и “В”. Например, Президент РФ, депутаты Государственной Думы (категория “А”) не являются государственными служащими.

Государственные служащие делятся на государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, служащих территориальных органов исполнительной власти и государственных служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные должности Российской Федерации обязательно должны быть включены Сводному перечню государственных должностей Российской Федерации. Для государственных служащих федеральных органов исполнительной власти и территориальных органов исполнительной власти Указом Президента от 3.09.1997 года № 981 утверждены Перечни государственных должностей федеральной государственной службы, в части не противоречащей ими сохраняет силу Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждённый Указом Президента РФ от 11.12.1995 года № 33. Перечни (реестры) государственных должностей органов государственной службы субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными актами субъекта Российской Федерации. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указами Президента РФ, а состав территориальных органов исполнительной власти определен Постановлением Правительства РФ от 20.07.1998 года “О составе, предельной численности и фонде оплаты труда территориальных органов исполнительной власти”.

В практике следственных и судебных органов допускаются ошибки, связанные с неправильной квалификацией деяний лиц, не замещающих государственные должности, и наоборот.

Так, по делу старшего следователя прокуратуры Г., обвиняемого в получении взятки (ч. 3 ст. 290 УК РФ), суд первой инстанции необоснованно квалифицировал его деяние, как совершённое лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации. Согласно Сводному перечню государственных должностей Российской Федерации, утверждённому Указом Президента РФ от 11.09.1995 года № 32 следователи прокуратур в их число не входят.

Читайте также: