Что такое анализ требований в курсовой работе

Опубликовано: 03.10.2024

Анализ темы курсовой работы

Анализ курсовой работы – это самостоятельная разработка конкретной темы с элементами научного анализа, отражающими теоретические знания и практические навыки, приобретенные студентом, и его умение работать с литературой, анализировать источники и делать подробные и обоснованные выводы.

Выбор и анализ темы курсовой работы

Выбор и анализ темы курсовой работы с обоснованием целесообразности ее разработки осуществляется студентом или преподавателем.

Выбранная тема для написания курсовой работы должна быть научно значимой, ее ценность определяется тем, насколько она требует исследовательского поиска решения, например:

  • Тема курсовой работы связана с общим предметом по которому обучается студент и в то же время должна учитывать научные интересы студента.
  • Тема работы должна быть посвящена наиболее актуальным и недостаточно изученным проблемам современной наукой.
  • Тема может быть ориентирована на изучение различных аспектов.
  • Тема может носить справочный, а не исследовательский характер, что не исключает самостоятельности студента в анализе, классификации и систематизации научного материала.
  • Тема произведения должна давать автору возможность использовать основные методы современного исследования.
  • Тема должна иметь практическую направленность, в том числе предусматривать возможность использования результатов исследований на практике.

При анализе темы курсовой работы нужно обращать внимание на содержание курсовой работы чтобы оно отражало специфику данного научного исследования, выявляло меру самостоятельности студента при решении исследовательской проблемы и степень овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, например:

  • Содержание курсовой работы должно быть направлено на достижение цели и конкретных исследовательских задач, поставленных автором.
  • Содержание работы должно строго соответствовать методологии исследования, выбранной автором.
  • Обязательным компонентом содержания курсовой работы является анализ научной литературы, который послужил основой для самостоятельного исследования.
  • Работа должна основываться на анализе или интерпретации конкретной литературы и исследований.
  • Выводы, сделанные студентом в ходе своих наблюдений, должны быть обоснованы, представлять авторское решение научной проблемы, соответствовать цели и задачам исследования, отражать специфику рассматриваемого материала.

Этапы анализа курсовой работы

Сбор и анализ информации

Самым первым этапом написания курсовой работы является сбор и анализ информации. Прежде чем приступить к написанию теоретической части, необходимо изучить огромное количество материала по данной теме.

В курсовой работе плагиат недопустим, и, соответственно, переписывание информации в своей работе недопустимо, поэтому к этому вопросу следует подходить ответственно. После сбора информации по вашей теме ее следует прочитать. Затем необходимо проанализировать литературу, которая содержит мнения различных ученых по данной проблеме. Это очень важно, так как курсовая работа заключается в том, чтобы продемонстрировать умение использовать на примере разные высказывания, продемонстрировать свою точку зрения, отличную от существующих.

Поэтому метод анализа в этом случае играет основную роль.

Схема анализа курсовой работы

Анализ курсовой работы проводится студентом самостоятельно перед сдачей преподавателю по следующей схеме для успешной подготовки к ее защите:

  1. Соответствие курсовой работы необходимой структуре (наличие оглавления, введения, двух глав, состоящих из параграфов, заключения, списка литературы, приложений).
  2. Соответствие требованиям к содержанию курсовой работы: а) достоверность и логичность изложения материала; б) отражение во введении актуальности выбранной темы, цели, задач, объекта, объекта, методов, базы исследования; в) глубина и полнота раскрытия темы, анализ изученных источников и выводы по главам; г) наличие в « Заключении » сводных выводов о работе в целом; д) наличие в «Приложении» всего материала, необходимого для полного восприятия произведения.
  3. Соответствие требованиям к оформлению всех частей курсовой работы: а) титульный лист; б) текст (межстрочный интервал, наличие полей, нумерация страниц, ссылки); в) иллюстрации и таблицы (местонахождение, нумерация, обозначение); г) список литературы; д) приложения.
  4. На основании анализа студент самостоятельно готовит речь на защиту курсовой работы (до 5 минут) и готовится ответить на вопросы преподавателей по теме исследования.

Анализ объекта исследования в курсовой работе

Анализ объекта исследования в курсовой работе является основополагающим разделом, поскольку именно на его основе будут сформулированы дальнейшие рекомендации и меры по улучшению деятельности. Без анализа невозможно предложить какие-либо шаги, потому что текущее положение дел неизвестно. защищая курсовую работу, члены комиссии обязательно обратят внимание на то, какие показатели были проанализированы в разделе, и с какой целью, что удалось выяснить и к какому результату это могло привести.

Разработанная деятельность, основанная на данных, полученных в результате анализа данных, станет научной деятельностью студента, который сможет продемонстрировать способность использовать теоретические знания на практике. В конце необходимо указать практическую важность исследования и приведенные рекомендации, чтобы объяснить, что без исследования объект потерял бы "ценность", в зависимости от темы курсовой работы.

В отчете, представленном в защиту комиссии, должны использоваться термины: «В ходе анализа», «Анализ показателей привел к…», чтобы продемонстрировать независимость курсовой работы и ее заинтересованность в теме исследования.

Образец анализа курсовой работы

Анализ темы курсовой работы

Пример шаблона для анализа курсовой работы

Ошибки при подготовке анализа курсовой работы

Все ошибки, допущенные студентами в курсовой работе, можно разделить на оформленческие, стилистические и логические. Наибольшее количество ошибок допускается при оформлении ссылок, а также при представлении текста работы напрямую.

Вот некоторые распространенные ошибки и способы их решения:

Учебник по написанию и оформлению курсовой работы

Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназачен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Основное «тело» курсовой работы состоит из 3 разделов: теоретического, аналитического и практического. В первом проводится теоретическое и методологическое обоснование проблемы. Второй раздел – четкий и структурированный анализ заданной проблемы, опирающийся на другие научные труды. Третий раздел – практическое исследование проблемы, пути ее разрешения, выводы.

В этой статье мы рассмотрим, как правильно нужно писать второй аналитический раздел.

Рекомендации и требования к написанию аналитической части курсовой работы

Аналитическая часть курсовой работы

Как писать аналитическую часть курсовой работы?

В аналитической части работы нужно собрать всю возможную информацию по теме, структурировать ее, вычленить главное и сделать собственные выводы.

От курсовой работы никто не ждет невероятной уникальности и новых мыслей. Самое главное здесь – проанализировать имеющиеся источники, систематизировать их и вывести результаты. Это показатель высокого уровня курсовой работы.

В аналитической части курсовой работы вы должны представить разработку и обоснование найденных вами решений по поставленной проблеме. В литературе вы должны найти несколько примеров решений задач, подобной вашей, проанализировать их достоинства и недостатки, сделать собственные выводы, и все это указать в вашей научной работе.

Если вы нашли весомые недостатки – нужно написать о них, и предложить пути их исправления. Затем нужно представить идеи о том, какие еще могут быть использованы решения для поставленной задачи. Опирайтесь не только на литературу, но и на практический опыт с преддипломной практики.

Как формируется структура аналитической части курсовой работы

Структура аналитической части курсовой работы.

  • классификацию выбранных вами методов исследования;
  • сбор данных должен быть достаточно глубоким. Не останавливайтесь на поверхностном исследовании литературы. Постарайтесь найти все значимые труды по вашей теме;
  • учитывайте общие проблемы и трудности вашего исследования, с которыми так же сталкиваются и другие авторы.

Структура аналитической главы (шаблон):

  1. Характеристика деятельность конкретного предприятия или заданной теоретической проблемы. Здесь необходимо дать наиболее полную информацию об объекте вашего исследования. Можно включить краткую историю и показатели эффективности или неэффективности.
  2. Общий анализ должен касаться изучения деятельности предприятия или поставленной проблемы. Раскройте эту часть как можно более полно.
  3. Анализ отдельного компонента. Вот здесь необходимо проанализировать каждую часть проблемы отдельно. Опирайтесь на научную литературу и собственные исследования.
  4. Выводы. Подведите промежуточные выводы о причинах возникновения проблемы и путях ее решения на основе теоретических трудов. Добавьте собственные выводы о том, как еще можно решить поставленную задачу, и какие упущения вы нашли в литературе по вашей теме.

Подсказки и советы

Советы по написанию аналитической части курсовой работы

Рекомендации для студентов.

На 80% залог успеха этого раздела зависит от подобранной литературы. Именно из нее вы черпаете свои знания, и на основании прочитанного делаете выводы. Соответственно литература должна быть очень качественной.

Используйте труды признанных ученых. Попросите вашего научного руководителя подобрать вам список литературы. Сходите в лабораторию на кафедру или в библиотеку и самостоятельно попробуйте подобрать нужные книги.

Если это возможно, используйте литературу последнего десятилетия. Откажитесь от старых трудов, как правило, там содержится устаревшая информация. Это касается и гуманитарных, и технических специальностей.

Советы по написанию курсовой работы

Советы для новичков.

Дополнительные рекомендации для грамотного написания аналитической части курсовой работы:

Отлично за курсовую работу

Как написать курсовую на пять?

Вывод

Аналитическая часть работы считается самой сложной. Но если вы сможете выстроить правильно работу, подберете хорошую литературу и постараетесь ее проанализировать самостоятельно, то это не вызовет у вас слишком больших затруднений. Вы уже отучились несколько лет в учебном заведении, значит, вы способны написать достойную курсовую работу. Это проще, чем вы думаете!

Как написать курсовую работу с нуля вы можете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.


Подготовка курсовой работы — один из важных этапов обучения студентов. Курсовой проект показывает их знания по важным для специальности дисциплинам, на его основе в дальнейшем может быть написана дипломная работа.

Невозможно подготовить хорошую курсовую без участия научного руководителя. В его же обязанности входит сделать анализ курсовой работы студента. Мы расскажем об этой процедуре подробнее.

Избежать проблем с учёбой помогут лайфхаки и рекомендации из нашего образовательного телеграм-канала. А специальная группа с акциями и скидками поможет сэкономить.

Как делать анализ курсовой работы

Система проверки курсовой работы зависит от вуза и даже конкретной кафедры. Поэтому лучше заранее уточнить у научного руководителя или преподавателя, на что стоит обратить особое внимание.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Общие рекомендации по выполнению курсовой изложены методических указаниях. Такую методичку можно взять на кафедре, также в ней сформулированы примерные темы курсовой. Руководитель же может дать конкретные советы:

  • какую литературу использовать (например, не старше 5 лет);
  • какие лучше взять примеры (из российской или зарубежной практики);
  • как представить эмпирический материал (иллюстрации, графики, таблицы) и т. д.

При анализе курсовой особое внимание уделяют следующим пунктам:

  1. Правильное оформление.
  2. Соответствие структуре.
  3. Уровень оригинальности.
  4. Полнота раскрытия темы.
  5. Наличие самостоятельных выводов.
  6. Качество источников.
  7. Теоретическая и практическая ценность.

Разберём их подробнее.

Требования к оформлению

Если работа оформлена неправильно, её содержание даже не будут проверять. Поэтому соблюдайте простые правила:

  • шрифт Times New Roman;
  • размер — 14 пт;
  • выравнивание по ширине;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • абзацный отступ — 1.25 см;
  • поля — слева 3 см, справа 1 см, сверху и снизу по 2 см.

Те же требования предъявляются и к другим учебным работам: контрольным, рефератам и пр.

Структура работы

Стандартный план курсовой:

    . . . (2-3 раздела). . . .

Подробно о содержании каждого раздела мы рассказывали в отдельной статье.

Оригинальность курсовой

Работу каждого студента проверяют в системе антиплагиата, чтобы узнать, насколько курсовая уникальна. Если в тексте обнаружено слишком много заимствований, курсовую могут вернуть на доработку. Кроме того, все отрывки чужого текста должны быть правильно оформлены с указанием первоисточника.

Процент необходимой уникальности зависит от конкретного вуза, его лучше уточнить у научного руководителя ещё до начала работы. Обычно он составляет 70-85%, но возможны и более высокие показатели.

Полнота исследования

Работа должна соответствовать поставленной цели: если преподаватель решит, что какая-то из задач исследования не выполнена или в курсовой не хватает каких-то сведений, проверку она не пройдёт.

Именно поэтому лучше поддерживать связь с руководителем на всех этапах подготовки, чтобы вовремя вносить изменения.

Самостоятельность выводов

Введение и заключение — самые важные части курсовой. Они дают представление о её сути и той работе, которую проделал студент для раскрытия темы. Выводы в работе должны быть самостоятельными (копирование чужих текстов недопустимо) и отражать процесс исследования.

Качество использованных источников

Невозможно написать хорошую работу, используя устаревшие или некачественные источники. Попросите совета у педагога, он порекомендует актуальную литературу, соответствующие вашей теме сборники конференций, специализированные научные журналы и пр.

Не рекомендуем использовать учебники старше 10-15 лет и научно-популярную литературу.

В тексте работы должны быть ссылки на все источники, представленные в списке.

Теоретическая значимость и практикоориентированность

Важный показатель качества работы — её теоретическая и практическая ценность. Эти пункты указывают во введении, они раскрывают значимость курсовой: какие новые для науки выводы сделал студент и как результаты его работы можно применить в практической деятельности.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


При анализе курсовой преподаватель укажет на допущенные ошибки

Типичные ошибки в курсовой

Мы сделали список самых распространённых ошибок, которые преподаватели выявляют при анализе курсовых:

  1. Ошибки в оформлении.
  2. Несоответствие содержания курсовой заявленной теме. Эта ошибка часто случается у тех, кто берёт слишком широкую тему.
  3. Несоразмерность разделов (например, практическая часть намного меньше теоретической).
  4. Нарушение логики в изложении. Иногда студенты сразу приступают к раскрытию основного вопроса, игнорируя анализ ключевых понятий темы.
  5. Ошибки при подборе литературы или оформлении ссылок на неё. Часто студенты пытаются ограничиться 5-10 источниками: для курсового исследования этого недостаточно.
  6. Низкий процент уникальности. Многие студенты увлекаются заимствованиями, однако следует помнить, что работу, большая часть которой скопирована из других источников, не допустят к защите.

Постарайтесь не допускать этих недочётов.

Анализ курсовой работы: образец

Результатом анализа курсовой работы обычно выступает предварительная рецензия на неё.

Представленная курсовая работа «Развитие лидерских качеств школьников на занятиях в творческих секциях и кружках» соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду работ.

В работе соблюдены правила оформления, сформулированные в методических указаниях для выполнения курсовой. Работа имеет правильную структуру, соблюдена логика изложения, для исследования использованы корректные методы.

Заявленная тема раскрыта полностью, цель работы достигнута: студентом самостоятельно сформулирован механизм развития лидерских качеств школьников, которые посещают дополнительные занятия в секциях и кружках творческой направленности.

Курсовая работа представляет теоретическую и практическую ценность, её результаты могут быть использованы как при разработке программ занятий для дополнительного (внешкольного) образования, так и при создании разнообразных тренингов, направленных на развитие лидерских качеств детей и подростков.

Уровень оригинальности работы составляет 78%, что соответствует норме. Ссылки на источники оформлены в соответствии с требованиями, некорректных заимствований из чужих текстов не выявлено.

К недочётам работы можно отнести наличие устаревшей учебной литературы в списке использованных: рекомендуется заменить её на актуальные научные исследования.

А если вы не уверены, что можете сами написать анализ курсовой, на помощь всегда готовы прийти эксперты студенческого сервиса. Там работают профессионалы, которые умеют решать любые учебные проблемы.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 100 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 7950 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 1800 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 700 р. Узнать стоимость

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

методы анализа в курсовой работе

Любая научная работа, в том числе курсовая, является исследованием со структурированной подачей предварительно собранного, обработанного и систематизированного материала. Важное место при этом отводится методологии. Так называют представление набора методов, которыми автор пользовался в процессе написания своей работы. Базовыми и самыми используемыми являются общелогические методы, среди которых выделяется анализ. Аналитический подход необходим при работе с любыми видами информации, часто его применяют, даже не подозревая об этом. Рассмотрим нюансы и особенности метода анализа.

Суть аналитического метода

Словарная формулировка такого понятия как «метод анализа» предполагает фактическое или умозрительное разложение исследуемого объекта (процесса, предмета, явления) на его структурные части для изучения всех возможных функциональных особенностей, физико-технических характеристик и свойств. При написании научной работы можно говорить о делении материала на структурные единицы для индивидуального изучения каждой. Если рассматриваются системы, возникшие в процессе эволюции, то метод получает название «исторический анализ», а объект изучается во временном разрезе.

Аналитический метод – это ключевой компонент любой научной работы, а потому стоит уделять ему более пристальное внимание. Затрагивая вскользь такой этап исследования как анализ, студент указывают на свой малый уровень знаний и теоретическую неподготовленность даже в рамках написанной работы.

Часто аналитический метод упоминается в курсовых лишь потому, что так «надо» в рамках методических рекомендациях, но на деле автор не осознаёт сути написанного. Ввиду этого возникает много вопросов со стороны преподавателя, который считает подход к изучению вопроса в корне неверным или вовсе не понимает студента.

метод анализа

Разновидности метода анализа

Основываясь исключительно на аналитическом методе, студент, в первую очередь, может судить о степени изученности тех или иных аспектов, касающихся рассматриваемого в курсовой работе вопроса. Тот блок введения научной работы, в котором рассматриваются литературные источники и труды специалистов, изучавших профильную тему, полностью строится на методе анализа.

В число наиболее значимых источников для формирования материала при этом входят:

  • научные труды, выпущенные авторитетным учеными, работавшими в сфере, к которой относится тема работы;
  • монографии, представленные группами специалистов;
  • статьи, очерки, заметки;
  • мемуары и т.д.

Чем больше источников информации по теме работы рассматривается в процессе описания исследования, тем глубже автор погружается в материал, указывая на максимальную изученность рассматриваемого предмета или явления. Особенно ценным считается, когда работа строится на детальном изучении архивных источников информации.

Ранее говорилось о том, что аналитически подход относят к общелогическим методам. Сам же анализ может быть индивидуализирован в зависимости от профильного направления исследования. Именно так появляются частно-научные виды анализа:

  • системно-структурный;
  • конкретно-социологический;
  • технико-юридический;
  • сравнительное правоведение и т.п.

Каждый из вышеперечисленных методов, а также их аналоги, позволяют автору изучать какой-либо объект в мельчайших деталях, проверяя, как его взаимосвязи с окружением, так и взаимосвязь его структурных компонентов. Это позволяет сделать любое исследование более целостным, всесторонним и объективным.

Применение метода анализа

Применение метода анализа

Чтобы в научной работе при описании методологии анализ не был затронут лишь парой строк, необходимо четко понимать особенности использования этого подхода к изучению той или иной темы. Существует два основных способа применения аналитического метода:

  • При формировании теоретической базы, когда анализом называют процесс обработки всей собранной информации. В этом случае студент систематизирует и рассматривает различные данные с определенного ракурса.
  • В практической части исследования, когда, к примеру, решение одной и той же задачи может быть реализовано по-разному. В таком случае возникает необходимость сравнения полученных результатов и определения оптимальной схемы, в рамках которой можно получить максимальный выигрыш (прибыль, прирост эффективности и т.д.). Весь набор процедур в совокупности являет собой метод анализа.

Если в первом случае достаточно интеллектуальных способностей студента и умения систематизировать изучаемый материал, выделяя лишь важные для работы моменты, то на практике метод анализа требует реальных знаний. При наличии пробелов в знаниях по дисциплине, в рамках которой пишется курсовая работа, привести разносторонние способы решения задачи и сравнить полученные результаты с выделением оптимального пути дальнейшего развития будет крайне затруднительно.

Выполнение любого студенческого или научно-исследовательского проекта предполагает выявление изменений с целью дальнейшей их оценки, разработки новшеств, призванных усовершенствовать текущее положение дел в науке или отрасли. В этом деле одним из самых популярных и надежных методов выявления актуальной проблемы является сравнительный анализ.

Выполнение любого студенческого или научно-исследовательского проекта предполагает выявление изменений с целью дальнейшей их оценки, разработки новшеств, призванных усовершенствовать текущее положение дел в науке или отрасли. В этом деле одним из самых популярных и надежных методов выявления актуальной проблемы является сравнительный анализ.

Что это такое?

Сравнительный анализ представляет собой эмпирический метод исследования, который позволяет познать особенности изучаемых явлений, процессов, объектов с помощью логики. Этот способ базируется на «антонимах», то есть определении причин и следствий, сходств и отличий, достоинств и недостатков, изменений и тенденций.

Что такое сравнительный анализ?

На чем основывается сравнительный анализ?

С помощью сравнительного анализа исследователь может по достоинству оценить все стороны объекта исследования. Делается это путем проведения аналогии между изучаемым «ядром» и аналогичным предметом/явлением, а в дальнейшем автор сравнивает каждый отдельный элемент или объект в целом, выявляя тем самым сходства и отличия, тенденции и отклонения.

  • Причину появления проблемы;
  • Симптомы ее проявления;
  • Достоинства и недостатки объекта исследования, его сильные и слабые стороны;
  • Оценить степень воздействия проблемы на объект в целом или отдельный его элемент и пр.

Важно отметить, что сравнительный анализ целесообразно использовать при соблюдении конкретных условий:

  • Изучаемый объект должен иметь «родственные» или схожие связи, параметры со сравниваемым «аналогом»;
  • В отношении изучаемых явлений действуют одни и те же признаки, правила;
  • Критерии оценки разработаны с учетом особенностей каждого объекта;
  • Выявленные сходства могут быть приняты в качестве закономерности, а различия – как специфика объекта или отклонение от нормы; должен быть максимально точен и объективен.

Сравнительный анализ применяется практически повсеместно: как в повседневной жизни (например, при сравнении товаров между собой и выборе с учетом соотношения цена-качество, желания-возможности), так и в самых разных отраслях: научные исследования, студенческие работы, практика (определение перспектив развития, учет доходов и расходов и т.д.).

Сравнительный анализ позволяет определить актуальную проблему исследования любого плана: гуманитарный, экономический, технический юридический, медицинский, исторический и пр. Фактически данный прием является основным в проведении любого научного изыскания, эксперимента.

Методика проведения сравнительного анализа при выполнении курсовых, дипломных и научных работ

В сравнительном анализе можно выделить пять основных этапов:

  1. Контекст.

Данный параметр предопределяет дальнейший план действий. Автору научного изыскания предстоит грамотно определить объект исследования и то, с чем он его будет сравнивать (назовем его «аналог»), цель сравнения (должна совпадать с целью проекта), разработать правила сравнения (признаки и характеристики).

На этой стадии необходимо тщательно подумать: что сравнивать, как это делать, для чего, притом лучше всего использовать конкретные примеры или рекомендации авторитетных ученых, специальные и проверенные методики и приемы.

  1. Основания для сравнения.

Здесь исследователю предстоит доказать необходимость использования сравнительного анализа: зачем ему это нужно, обосновать последовательность действий и логику исследования, ответив на простые вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему. Такой подход сделает исследование не только планомерным, но и логичным, осознанным,

  1. Аргументы.

Здесь важно конкретизировать выявленные отличия и сходства закономерности. Сделать это можно путем сравнения конкретных параметров и описания полученного результата. Это и будет определенным фактом, который подчеркнет тенденцию или проблему исследования. Именно на данном этапе производится непосредственно сравнение отдельных элементов или объекта и «аналога» в целом, которое является пополнением доказательной базы курсовой, дипломной или иной работы.

  1. Выбор подходящего метода для сравнения.

Здесь автор должен понять, как и что он будет сравнивать, какой информацией располагает, какие приемы будут уместны, что послужит базой и «аналогом» для проведения анализа, какие нормы и критерии оценки будут уместны и пр.

  1. Вывод.

На этой стадии исследователю предстоит грамотно оказать причину и следствие, включив в данную цепь аргументы (пункт 3). Здесь автор сумеет либо выдвинуть достойную гипотезу для решения проблемы, либо доказать/опровергнуть свое предположение. Главное – показать четкую связь между объектом исследования и выявленными аргументами, текущим положением дел.

Таким образом, сравнительный анализ при выполнении научно-исследовательских работ позволяет определить проблему, предопределить гипотезу и собрать неопровержимую доказательную базу.

В каких исследованиях и дисциплинах уместно использование сравнительного анализа?

Как мы уже отметили, сравнительный анализ уместен повсеместно: в обучении, трудовой деятельности, повседневной жизни и пр. С его помощью человек может наметить достойные альтернативы, выбрать оптимальный или наиболее подходящий вариант решения конкретной проблемы и пр.

Сравнительный анализ применим для оценки, как качественных характеристик (свойств, теоретических аспектов), так и количественных (которые можно измерить любым удобным способом).

В каких исследованиях и дисциплинах уместно использование сравнительного анализа?

Сфера применения сравнительного анализа

В каждой научной области или дисциплине применение сравнительного анализа специфично. В зависимости от предмета могут разниться приемы, базы, критерии и сравнительные признаки, схемы действий.

Так, в гуманитарных, теоретических исследованиях допустимо использование следующих разновидностей анализа, основанных на сравнении:

  • Качественный метод, который предполагает сравнение определённых качественных характеристик;
  • Ретроспективный (исторический) анализ, предполагающий сравнение текущей ситуации с прошлыми сведениями, данными минувших лет;
  • Аналитический, призванный выявить сходства и отличия, достоинства и недостатки явлений, процессов;
  • И пр.

В гуманитарных или «устных» направлениях принято сравнивать «текст», а не числа. Поэтому здесь важно проводить аналогию в рамках одной конкретной мысли (теории), в отношении определенного объекта/предмета/признака и пр. Притом выявленные недочеты или противоречия плавно перетекают в проблему исследования.

В точных науках (экономических, технических, математических и пр.) сравнительный анализ приобретает детальный характер. Он может быть:

  • Горизонтальным и вертикальным, который будет определять динамику или долю конкретного признака/показателя в натуральном или процентном соотношении соответственно;
  • Динамический и статический, который будет учитывать дополнительные факторы (период анализа). Например, в динамике (за несколько лет) или в течение конкретного срока (месяц/квартал/год и пр.);
  • Одномерный и многомерный, который предполагает анализ в рамках одного или множества признаков (характеристик);
  • Нормативный, который предполагает сравнение определенных показателей с действующими стандартами, нормами, определении изменений и отклонений;
  • Факторный анализ, позволяющий определить воздействие конкретного фактора на результат, объект.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сравнительный анализ может проводиться на основе простых расчетов (определение разницы, динамики) или по конкретным формулам, методикам. В этом деле главное правильно подставить необходимые данные и рассчитать показатель, а затем проанализировать результат.

Сравнительный анализ базируется на следующих способах:

  • Определение динамики показателя (в натуральном выражении);
  • Определение изменений в процентном соотношении (темп роста, темп прироста);
  • Сравнение показателей или явлений «до» и «после» перемен;
  • Сравнение текущего состояния объекта исследования с данными предшествующих или более ранних периодов;
  • Сравнение текущего результата с действующими нормативами.

Результаты сравнительного анализа призваны конкретизировать наличие отклонений или изменений в жизни объекта исследования, выявить причины и следствие, сделать исследовательскую деятельность более аргументированной, объективной и логичной.

В основу сравнительного анализа должны лечь лишь достоверные и проверенные материалы. Только в этом случае результаты аналитической мысли принесут пользу исследователю, позволят грамотно и эффективно решить актуальную проблему.

Опытные исследователи рекомендуют грамотно представлять данные для анализа и полученные итоги. Самый лучший вариант интерпретации аналитических сведений – таблицы, графики и диаграммы. Под каждым из них важно делать выводы, подчеркивающие ключевые изменения и симптоматику.

Читайте также: