Что такое аттестация рабочих мест

Опубликовано: 17.09.2024

Аттестация рабочих мест на предприятии является обязательным мероприятием, которое должно проводиться не реже, чем раз в 5 лет. Отказ от проведения аттестации влечет за собой широкий спектр санкций, начиная от выдачи предписаний, заканчивая остановкой производственных процессов и привлечением руководителя организации и других должностных лиц к ответственности в соответствии с административным кодексом РФ. При повторном нарушении требований Трудового кодекса обозначенные лица могут быть наказаны штрафом в размере до 10 минимальных заработных плат.

Аттестация рабочих мест предполагает комплексный анализ трудовых условий, включающий инструментальную ( вредные и опасные факторы ) и экспертную оценку (тяжесть и напряженность работы), по результатам которой определяется профессиональный риск работников на каждом конкретном месте. Общий порядок организации и проведения аттестации рабочих мест изложен в приказе Министерства Здравоохранения и Социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года №569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации».

Перед непосредственным проведением аттестации формируется список рабочих мест подлежащих аттестации. Определяется перечень опасных и вредных производственных факторов на этих рабочих местах. Затем проводится аттестация рабочих мест.

В ходе аттестации в обязательном порядке оцениваются вредные и опасные факторы, определяется напряженность и тяжесть труда, оценивается инструмент и оборудование на соответствие нормам безопасности, оценивается обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

По итогам аттестации предприятие получает пакет документов. В который входит, в том числе, оценка степени трамвоопасности каждого конкретного рабочего места.

Документы показывают реальное состояние условий труда на рабочих местах, устанавливают нормы компенсаций за работу во вредных условиях данного предприятия, а так же позволяют скорректировать нормативные документы предприятия, относящиеся к технике безопасности. Порядок исполнения аттестации по условиям труда включает

  • безопасность применяемого в рамках трудового процесса оборудования, инструментария и материалов;
  • обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и их соответствие фактическому воздействию вредных или опасных факторов;
  • степень информированности работников о мероприятиях и средствах обеспечения охраны труда.

Вопросы:

1. Какие преимущества получает организация, прошедшая аттестацию рабочих мест по условиям труда?

Ответ:

С 1 января 2012 года работодатель обязан сообщать в Фонд социального страхования Российской Федерации сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных (предварительных и периодических) медосмотрах.

Такое дополнение сделано в подпункте 18 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Согласно пункту 3 статьи 22 указанного Закона порядок представления данных сведений включен в правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В настоящее время такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года № 524 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Уточнен пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ, которым регулируется порядок расчета страховых взносов на травматизм. Взносы уплачиваются исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемой Фондом социального страхования Российской Федерации.

С 1 января 2012 г. размер скидки или надбавки определяется по итогам работы страхователя за три года. В этой связи, при расчете должны учитываться в том числе результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медосмотров. Напомним, что ранее размер скидки или надбавки на текущий год рассчитывался на основании данных работодателя за предшествующий год (п. 2 Порядка, утвержденного Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22 марта 2002 года № 32). Это, по мнению законодателей, не позволяло в полной мере оценить эффективность работы страхователя в вопросах охраны труда.

Кроме того, в соответствии с дополнением, внесенным в абзац 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ, работодатель не вправе получить скидку к страховому тарифу, если в организации были случаи со смертельным исходом.

Детализация предоставления страхователям скидок и надбавок содержится в Методике расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Минтруда России от 1 августа 2012 года № 39н.

2. Что должен делать работодатель, если в процессе аттестации рабочих мест по условиям труда выявляются неблагоприятные условия труда?

Ответ:

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Согласно пункту 2 Порядка аттестация рабочих мест проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

В соответствии с пунктом 3 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда необходимы:

  • в целях разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • для контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • для применения скидок (надбавок) к страховому тарифу взносов на случай травматизма;
  • для подготовки поименного списка лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам;
  • для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
  • для установления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • для приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и т.д.

Соответственно, если работодателем проведена аттестация рабочих мест, по итогам которой не выявлено наличие вредных и опасных производственных факторов, работодатель вправе не предоставлять работнику сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда.

В соответствии с седьмым абзацем пункта 44 Порядка по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда составляется план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, который подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю.

3. Какие нарушения чаще всего допускают работодатели в процессе оценки вредных и опасных факторов на предприятии и какие негативные факторы лидируют по результатам проведенных аттестаций?

Ответ:

Базовым принципом государственной политики Российской Федерации в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Согласно части 1 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда перечислены в статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

Работодатель обязан обеспечить в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1 Порядка установлены требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации рабочих мест.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

В соответствии с пунктом 13 Порядка оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:

  • оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
  • оценку травмоопасности рабочих мест;
  • оценку обеспеченности работников СИЗ;
  • комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Согласно пункту 4 Порядка аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места работодателя.

Кроме того, аттестация рабочих мест по условиям труда осуществляется организациями, прошедшими аккредитацию, правила проведения которой утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 года № 205н (далее – Приказ).

В соответствии с пунктом 3 указанного Приказа с 1 декабря 2010 года оказание услуг в области охраны труда организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.

В случае, если аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена работодатель может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

Условия труда классифицируются согласно критериям, установленным в Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные, опасные.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Под вредным производственным фактором понимается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию (части 2, 3, 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

1-я степень 3-го класса - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;

2-я степень 3-го класса - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет и более);

3-я степень 3-го класса - условия труда характеризуются такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4-я степень 3-го класса - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4 класс) не допускается, за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при соблюдении режимов, регламентированных для таких работ.

Вредный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.

Вредными факторами могут быть:

1. Физические факторы:

  • температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;
  • неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное);
  • электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ;
  • электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы;
  • электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое);
  • • ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук;
  • вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;
  • освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость);
  • электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы.

2. Химические факторы:

  • химические вещества, смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа.

3. Биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.

Исходя из требований Трудового кодекса, работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда, условия труда на каждом рабочем месте (ст.212 ТК РФ).

В соответствии с положениями ст.209 Трудового кодекса, аттестация рабочих мест по условиям труда является оценкой условий труда на рабочих местах в целях:

  • выявления вредных или опасных производственных факторов,
  • осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Законом от 06.11.2011г. №300-ФЗ внесены изменения в статьи 17 и 22 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998г. №125-ФЗ.

В соответствии с данными изменениями, с 2012 года работодатели обязаны сообщать в ФСС сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих таким осмотрам (п.18 ст.17 закона 125-ФЗ).

Кроме того, начиная с 2012 года, трудовые инспекции (которым организации также обязаны предоставлять результаты аттестации) ужесточают контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда. Об этом уже не раз упоминали их представители.

Чтобы не быть застигнутыми врасплох при проведении проверки трудовой инспекцией, необходимо обратить внимание на изменения в законодательстве, касающиеся аттестации рабочих мест.

НАЧАЛО ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

Работодатели, исполняющие требования Трудового кодекса и собирающиеся провести аттестацию рабочих мест, а так же компании, оказывающие услуги аттестации, должны руководствоваться действующим Порядком.

Все рабочие места работодателя обязательно подлежат аттестации.

Для проведения аттестации работодателю необходимо привлечь независимую аккредитованную аттестующую организацию (одну или несколько, по выбору работодателя), которая выполнит работы по аттестации на договорной основе.

С Реестром аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда можно ознакомиться на сайте Минздравсоцразвития по адресу http://rao.rosminzdrav.ru/.

Обратите внимание:Датой начала проведения аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации (п.8 Порядка).

Соответственно, чтобы избежать штрафных санкций*, организациям и ИП необходимо начать аттестацию. То есть – издать приказ об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

*Штрафные санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрены п.1 ст.5.27 КоАП, в следующих размерах:

  • для должностных лиц - от 1 000 руб. до 5 000 руб. (повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет);
  • для ИП - от 1 000 руб. до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц - от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

Итак, для начала аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации.

Состав аттестационной комиссии и график проведения работ по аттестации утверждаются приказом руководителя.

Согласно п.10 Порядка, в состав аттестационной комиссии включаются:

  • представители работодателя,
  • специалист по охране труда,
  • представители работников,
  • представители аттестующей организации.
  • руководители структурных подразделений организации,
  • юристы,
  • специалисты по кадрам,
  • специалисты по труду и заработной плате,
  • главные специалисты организации,
  • медицинские работники,
  • иные работники.
  • работодатель или его представитель,
  • представители аттестующей организации,
  • представители работников (при наличии),
  • представители организации или специалист, привлекаемые по договору ГПХ для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

1. Осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах.

2. Формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы, организует их изучение.

3. Составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением №1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест* и указанием:

  • факторов производственной среды и трудового процесса,
  • травмоопасности,
  • обеспеченности работника специальной одеждой и обувью, другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ),
  • характеристик технологического процесса,
  • состава производственного оборудования,
  • применяемых сырья и материалов,
  • результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных, опасных производственных факторов,
  • требований нормативных правовых актов,
  • мест проведения этих измерений;
  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
  • одинаковый набор вредных, опасных производственных факторов одного класса и степени;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

*Постановление Правительства РФ от 31.10.2002г. №787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

5. Присваивает номер каждому рабочему месту уникальный порядковый номер (не более 8 знаков: от 1 до 99 999 999).

6. Заполняет и подписывает карты аттестации.

7. При необходимости готовит предложения о внесении изменений, дополнений в трудовой договор в части обязательств работодателя:

  • по обеспечению работника СИЗ,
  • установления соответствующего режима труда и отдыха,
  • других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными, опасными условиями труда.

*В плане мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями, указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные, опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ

Аттестующая компания должна выполнить:

  • все необходимые измерения и оценки, в том числе оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда,
  • оформление и подготовку отчета об аттестации.
  • Уведомление о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
  • Проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

При проведении аттестации работодатель обязан:

  1. Содействовать аттестующей организации при проведении аттестации.
  2. Предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме (по вопросам, относящимся к целям аттестации).
  3. Запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц.
  4. Не пытаться сузить круг вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации.
  5. Не скрывать и не ограничивать доступ к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией.
  6. Не утверждать отчет об аттестации с приложениями, если они не подписаны представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

При проведении аттестации аттестующая организация:

1. Определяет методы проведения измерений и оценок* на основе действующего Порядка и нормативных правовых актов.

*Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя оценку:

  • соответствия условий труда гигиеническим нормативам.
  • травмоопасности рабочих мест.
  • обеспеченности работников СИЗ.
  • условий труда на рабочих местах.

3. Исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация.

4. Запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам.

5. Отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются:

2. Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации.

3. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением №1 к Порядку.

4. Карты аттестации рабочего места по условиям труда (приложение №2 к Порядку), оформляющиеся по Рекомендациям по заполнению карты аттестации рабочего места (приложение №3 к Порядку), с протоколами измерений и оценок.

5. Сводная ведомость результатов аттестации (приложение №6 к Порядку).

6. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам (приложение №7 к Порядку).

7. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда* (приложение №8 к Порядку).

*План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, представителем работников, передается на утверждение работодателю.

8. Протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации (приложение N 9 к Порядку).

9. Сведения об аттестующей организации (приложение №10 к Порядку), с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией:

  • аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории;
  • копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации.

11. Заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии).

12. Предписание должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение 10 календарных дней с даты его поступления, подписывает итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю.

Работодатель в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.

Вышеуказанные документы на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.

Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством РФ. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

В соответствии с п.3 Порядка, результаты аттестации используются в целях:

1. Приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

2. Установления работникам, занятым:

  • на тяжелых работах,
  • работах с вредными,
  • опасными,
  • иными особыми,
  • сокращенного рабочего времени,
  • дополнительного оплачиваемого отпуска,
  • повышенной заработной платы.
  • об условиях труда на рабочих местах,
  • о существующем риске для здоровья,
  • о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов,
  • о полагающихся работникам компенсациях, при выполнении тяжелых, опасных и вредных работ.

5. Оценки профессионального риска.

6. Обеспечения работников средствами сертифицированной индивидуальной и коллективной защиты.

7. Подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных или опасных условиях труда.

8. Подтверждения соответствия проводимых работ по охране труда государственным нормативным требованиям.

9. Подготовки списка работников, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам.

10. Расчета скидок или надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

11. Решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания.

12. Рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников.

13. Санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда.

14. Обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников.

15. Приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

16. Обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

17. Сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Аттестация рабочих мест - это комплекс мероприятий по оценке условий труда на рабочих местах организации – работодателя в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мер по приведению условий труда в соответствие с нормами законодательных актов, устанавливающих соответствующие государственные нормативные требования.

Аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места организации-работодателя.

При этом организация-работодатель, должна быть зарегистрирована как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Аттестация рабочих мест проводится руководителем компании совместно с аттестующей организацией, привлекаемой для работы по договору гражданско - правового характера.

Аттестующей организацией может быть только аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, которое имеет право оказывать услуги по проведению оценки

рабочих мест по условиям труда.

В этом случае аттестующая организация должна являться независимой организацией по отношению к организации - работодателю, у которой проводится оценка рабочих мест по условиям труда.

Для чего нужна аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.

Такое разделение имеет большое значение.

Так, сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.

Цели аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест позволяет дать полную оценку каждому рабочему месту.

Целями аттестации рабочих мест являются следующие цели:

оценка степень и уровня того, как влияют факторы производственной среды на работника;

выявление тяжести и напряженности отдельных циклов производства на состояние здоровья сотрудника;

определение уровня травматизма и безопасности рабочего места;

определение обеспеченности каждого наемного сотрудника спецодеждой, на опасных для жизни участках работы.

Итогом такой оценки является заполнение аттестационной карты, которая берется в основу разработки мер по снижению травматизма на предприятии.

Кто подвергается оценке условий труда

Специальная аттестация рабочих мест распространяется на все категории работодателей.

К ним можно отнести:

юридические лица независимо от вида собственности;

индивидуальных предпринимателей, имеющих в штате хотя бы одного работника.

Не подвергаются такой процедуре лишь ИП, не имеющие работников.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:

1. Проводится за счет средств работодателя. Такой порядок используется крупными предприятиями.

2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.

3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.

Весь процесс специальной оценки рабочих мест можно представить в виде нескольких этапов:

1. Подготовительный этап, который заключается в подготовке к проведению работ.

2. Основной этап, который заключается в самой проверке.

3. Заключительный этап, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований.

4. Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.

5. Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Подготовка

Руководитель организации, которая подвергается спецоценке рабочих, назначает председателя комиссии.

Председатель комиссии в свою очередь формирует комиссию.

В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).

В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:

сотрудник кадровой службы;

электрик или энергетик;

бухгалтер по начислению зарплаты;

член профсоюзной организации;

Основной этап

Аттестация направлена на выявление соответствия факторов работы государственным нормам охраны труда по ряду направлений:

соответствие гигиеническим нормам;

опасность получения травмы на рабочем месте;

наличие у работников защитной одежды, рукавиц, сапог, респираторов, очков;

комплексная оценка всех условий.

Оценка, согласно гигиеническим критериям, учитывает все опасные и вредные факторы, степень тяжести, напряженности.

Также это могут быть биологические, физические, химические факторы. Она проводится специальными измерительными средствами.

Итоги, выявленные в результате измерений, оформляются протоколом.

Протокол включает в себя следующие данные:

Дата осуществления измерений.

Указание подразделения, подвергающегося оценке.

Название приборов измерений.

Наименование фактора, подвергающегося измерению.

Чертеж помещения в котором брали замеры с указанием точного места.

Стандартное значение измеряемого фактора для дальнейшего сравнения.

Автограф ответственного лица за измерение.

Печать и подписи работников сторонней организации, если таковая привлечена.

Измерительными приборами владеют только специализированные фирмы, а травмоопасность проверяется специалистами собственной комиссии.

При оценке травматизма проверяются мощности, станки, приспособления к ним и рабочие инструменты, спецодежда, своевременность проведение инструктажа, а также их соответствие нормативно-правовым стандартам и наличие сертификатов безопасности на автоматизированные механизмы.

При оценке СИЗ проверяется правильность и полная обеспеченность ими работников на каждом рабочем месте. Перед проведением оценки наличия СИЗ комиссия должна изучить и составить протоколы по вышеперечисленным этапам, чтобы определить, какие средства необходимо иметь на предприятии и имеются ли они в полной мере.

Выходные итоги оценки рабочих мест должны быть запротоколированы. На базе полученных данных и сопоставления их с нормативами определяется класс, подкласс сложности нахождения на рабочем месте, класс опасности, и соответствие места работы стандартам безопасности.

Все итоги исследований записываются в специальной карте, на основе которой разрабатывается план действий по улучшению климата на рабочем месте.

Аттестационная карта

Аттестационная карта – это итоговый документ, который подтверждает фактическое положение на каждом аттестуемом рабочем месте, действующие льготы и компенсации, нормы выдачи СИЗ, ряд мер по устранению или минимизированию нежелательных показателей работы.

С помощью аттестационной карты

- выявляются места, которые не прошли оценку, то есть не соответствуют нормам безопасности;

- определяется перечень плохих показателей на производстве, которые в дальнейшем используются при оформлении на должность, с целью довести до работника условия будущей работы.

Заключительный этап

Отметим, что заключительный этап предполагает подготовку выходных документов:

Реестр рабочих мест с результатами проверки отдельно по структурным единицам и в комплексе, с указанием численности работающих и обеспеченности их спецодеждой.

Протоколы соответствия различным требованиям ОТ (охраны труда).

План работ по устранению выявленных нарушений.

Все документы должны быть подписаны членами комиссии и председателем.

Результаты аттестации должны быть освещены всему коллективу с оглаской сроков выполнения.

Результаты такой проверки хранятся в течение 45 лет и являются бланками строгой отчетности.

Сроки аттестации

По правилам обязательной аттестации проверку на принадлежность условий труда нормативам безопасности проводят раз в 5 лет.

Но бывают случаи, когда грядет внеплановая проверка, которая может быть проведена раньше срока.

Внеплановая переоценка может быть связана с вводом в эксплуатацию новых мощностей на производстве, что приводит к привлечению новой рабочей силы, изменению технологии производства и появлению новых рабочих факторов.

Еще одним моментом для внеплановой проверки может послужить наступление несчастного случая или профессионального заболевания, которые получены при наличии вредных и опасных факторов.

По требованию инспекции по труду.

По просьбе работников и представителей профсоюза организации.

В общем, срок действия аттестации в среднем равен пяти годам.

Новшества в 2017 году

С 2015 года всех работодателей обязали отчитываться по спецоценке в органы ФСС, для присвоения класса условий, что необходимо для сдачи отчетности в органы ПФР.

Те организации, которые прошли аттестацию ранее 2017 года, должны переаттестоваться вплоть до 31 декабря 2018 года.

Штрафные санкции за отказ от прохождения специальной проверки

Приведем штрафные санкции за отказ от прохождения специальной проверки.

Вид нарушения

Размер штрафа

Нарушение сроков проведения, то есть несвоевременность или срыв внеплановой аттестации

От 30 000 рублей, остановка деятельности фирмы до 3 месяцев

Несоблюдение порядка проведения процедуры

На должностное лицо до 10 000 рублей, на фирму – 80 000 рублей

Неудовлетворительное содержание рабочего места

На ответственное лицо до 30 размеров МРОТ, на фирму – до 300 таких размеров

Не внедрение мероприятий по улучшению качества труда

Остановка деятельности до 3 лет

Если на рабочем месте произошел несчастный случай, а спецоценка не была проведена, то работодатель становится виновным и подвергается штрафу в размере до 400 000 рублей.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

Законодательство России предписывает обязательную проверку всех мест занятости сотрудников на предмет соответствия нормам безопасности. Данное мероприятие называется аттестацией рабочих мест по условиям труда. В то же время ФЗ от 28.12.2013 N 426-Ф с начала 2014 года определяет его как специальную оценку условий труда (СОУТ), которая классифицирует все производственные факторы по степени вредного воздействия на состояние здоровья человека. По ее результатам ТК РФ предусматривает гарантии и компенсации для людей, занятых на конкретном производстве. Кроме того, на ее основе рассчитываются тарифы страховых взносов в ПФР и ФСС.

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест


Это узаконенная система мероприятий, направленная на выявление вредных, сложных, опасных, рискованных факторов конкретного места работы и соответствия его условий нормативам оценки труда (ОТ). Аттестация призвана способствовать созданию безопасной рабочей среды, а также определению льгот и возмещений за возможный вред, нанесенный человеку в процессе работы.

  • оценить степень влияния производственных обстоятельств на человека;
  • определить меры снижения вредности;
  • обоснованно назначить работникам вредных производственных сфер определенные законом компенсации, льготы и другие преференции.

Итогом процедуры является аттестационная карта, которую используют для определения способов минимизации производственного травматизма.

Периодичность и сроки аттестации

СОУТ производится не реже раза в 5 лет. Вновь созданное место аттестуется в срок не более 60 рабочих дней, как того требует закон.

ВНИМАНИЕ! При изменении условий труда предприятие вправе выполнить внеочередную оценку.

Аттестации подлежат рабочие места:

  • по итогу предыдущей проверки обозначенные как вредные и опасные;
  • вновь созданные;
  • требующие прохождения медицинских комиссий (как при приеме, так и периодических);
  • предусматривающие использование производственного оборудования, машин, механизмов, а также их ремонт;
  • использующие ручные инструменты;
  • с использованием средств труда, неблагоприятно воздействующих на человека (излучение и т.д.);
  • связанные с сырьем и материалами.

Порядок проведения аттестации

Оценку проводит специально созданная комиссия, в которую входят представители:

  1. Отвечающие за безопасность и охрану труда на предприятии.
  2. Эксперты в сфере техники безопасности.
  3. Профсоюзные деятели компании.
  4. Организации, проводящей аттестацию.

Процедура проведения аттестации рабочих мест состоит из нескольких этапов, первым из которых идет подготовительный. Руководством проверяемого учреждения назначается председатель комиссии, обычно им становится сотрудник, несущий ответственность за мероприятия по ОТ. Исходя из размера организации и сферы её деятельности в аттестационную комиссию могут быть включены: инженер по ОТ, сотрудник кадровой службы, механик, электрик, бухгалтер, медик, член профсоюза, технолог. Численность состава комиссии не регламентирована нормативными актами и может варьироваться. В крупных компаниях такие комиссии должны присутствовать в каждом подразделении с центральной комиссией во главе.

Лица, участвующие в проверке, проходят обучение специально задействованным региональным экспертом по охране труда. Впоследствии формируется перечень необходимых мероприятий с конкретными сроками контроля исполнения, создается список всех рабочих мест, подлежащих проверке, с описанием опасных факторов. И, наконец, собирается и систематизируется всесторонняя информация о каждом из рабочих мест, влияющих факторах, ведется подготовка нормативных документов, содержащих показатели травмоопасности и надлежащего обеспечения средствами защиты.

Далее следует основной этап, то есть непосредственно проверка. Комиссия проверяет рабочие места по следующим факторам:

  • биохимические факторы;
  • присутствие вредных полей и излучений;
  • акустика и зашумленность в помещении;
  • освещенность рабочего места;
  • уровень вибраций;
  • степень травмоопасности;
  • условия микроклимата;
  • тяжесть и напряженность работы;
  • необходимость применения спецсредств защиты.

Все данные отражаются в протоколе проверки: дата проведения измерений, наименование учреждения и подразделения, список используемых приборов измерений, названия факторов, подвергающихся анализу. Приводится план помещения с отображением точного места измерений, указывается нормативное значение измеряемого показателя для сравнения с фактическим. В конце ставится подпись лица, руководившего проведением измерений и исследований, затем печать и подписи работников контролирующей организации в случае их привлечения.

На заключительном этапе разрабатываются итоговые документы с исчерпывающими результатами всех проведенных проверок:

  • перечень мест труда с результирующими показателями, в том числе дифференцировано по подразделениям и в целом, с уточнением численности служащих и обеспеченности их СИЗ и спецодеждой;
  • протоколы оценки соответствия требованиям ОТ и ТБ;
  • план предполагаемых мер по устранению выявленных проблем.

Под всеми бумагами должны стоять подписи председателя и членов комиссии. Результаты доводятся до всего коллектива вместе с точными сроками выполнения.

ВАЖНО! Результаты проверки хранятся не менее 45 лет, т.к. представляют собой бланки строгой отчетности.

Необходимые документы

В ходе спецоценки должен оформляться следующий комплект документов:

  1. Приказ о создании комиссии по СОУТ.
  2. Приказ о проведении аттестации.
  3. Карта аттестации рабочих мест по условиям труда.
  4. Протокол оценки обеспеченности штата СИЗ.
  5. Протокол оценки травмоопасности условий.
  6. Требуемые действия по улучшению условий.
  7. Протокол заседания аттестационной комиссии (итоговый).
  8. Таблица классов рабочих условий.
  9. Данные о компенсациях, полагающихся служащим на данных должностях.
  10. Сведения об аттестующей организации.
  11. График проведения работ, признанных необходимыми по итогам проверки.

Все они хранятся на предприятии как доказательство проведенной процедуры на случай проверки контролирующими органами.

Результат аттестации

Итоговым оценочным документом, в котором будет описана ситуация на каждом аттестуемом участке, класс вредности, существующие льготы и компенсации, нормы выдачи СИЗ, действия по устранению или минимизации опасных показателей, является аттестационная карта.

С ее помощью определяются места, не соответствующие нормам безопасности рабочей зоны, а также конкретный перечень неподходящих условий. В дальнейшем этот документ используют при оформлении работников на данную должность, чтобы они понимали, какие производственные условия ожидают их на будущей работе.


Действующий юрист по Трудовому праву, руководитель отдела кадров. Стаж работы более 10 лет.

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 "О специальной оценке условий труда").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

    о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда на проведение специальной оценки условий труда труда государственным нормативным требованиям охраны труда к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Читайте также: