Что такое барьер безопасности работника

Опубликовано: 17.09.2024

Любимов А. А.

В Школу охраны труда поступают вопросы о тех изменениях, которые ждут специалистов в 2020 году. Больше всего волнуют вопросы, связанные с проведением оценки профессиональных рисков. Наталья Герасименко, руководитель Школы охраны труда, поговорила с Андреем Любимовым, экспертом по технологиям оценки профессиональных рисков, о том, как работодателям выбрать методы и провести оценку.

Что ждать работодателям и специалистам по охране труда в 2021 году?


Важное изменение — ввели два основных принципа охраны труда. Первый принцип базируется на предупреждении в виде управления рисками. Второй — принцип минимизации тех последствий, которые мы не смогли предотвратить. Управление такими последствиями позволит уменьшить травмы, которые могут получить работники на рабочих местах.

У работодателя появятся новые обязанности, которые связаны со ст. 209 Трудового кодекса, где прописано, что работодатель должен создавать безопасные условия труда. Действующая редакция Трудового кодекса РФ не отвечает на вопрос, как создавать такие условия.

В редакции проекта 10-го раздела Трудового кодекса будет ответ: работодатель должен создавать безопасные условия труда исходя из технологического состояния рабочих мест, тех технологических процессов, которые на рабочих местах осуществляются. И это первая предпосылка для работодателя — надо выстраивать систему управления профессиональными рисками.

Оценка профессиональных рисков — обязательная или рекомендательная процедура?

У нас есть подзаконные акты, которые позволяют работодателю уже сейчас проводить процедуру оценки профессиональных рисков. Эти документы дают понимание, что процедура будет обязательной, и те изменения, которые планируются в 10-м разделе Трудового кодекса РФ, подтвердят это.

  • Первое, на что мы можем опереться при расчете рисков, это Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н. В нем содержится типовое положение о системе управления охраной труда, где в качестве одной из процедур управления охраной труда заложено управление профессиональными рисками.
  • Второй документ, который помогает нам понять, что процедуру оценки профессиональных рисков выстраивать придется, — это Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». В приказе прописано, что в случае внеплановой проверки работодателя инспекторы будут оценивать процедуры, направленные на достижение работодателем целей в области охраны труда, в том числе и процедуру управления профессиональными рисками.

Работодателям следует проводить оценку профессиональных рисков, чтобы не попасть на штраф до 80 000 руб. в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Как работодателям выбрать оптимальные методы для проведения оценки профессиональных рисков в организации, учитывая отсутствие утвержденной методики?

Методику проведения оценки профессиональных рисков еще не утвердили. Но работодателю не стоит ждать, когда примут этот документ. Проводить оценку рисков можно и нужно уже сейчас. Есть, например:

  • ГОСТ Р 58771-2019 « Менеджмент риска. Технологии оценки риска » — содержит более 35 методов оценки рисков.
  • Методики для определения профессиональных рисков, рекомендованные Международной организацией труда, — это матричный метод оценки.

К выбору методики проведения оценки профессиональных рисков стоит подойти с учетом тех задач, которые вы перед собой ставите. Есть простые, среднесложные, очень сложные методы анализа.

Можно использовать, к примеру, метод Международной организации труда, дополнив его методами Элмери и Файна и Кинни. Дальше, уже начав работать с рисками, будете выбирать более сложные методы.

Какие локальные документы нужно утвердить в организации по итогам проведения оценки профрисков и как работать с полученными итогами?

Несмотря на то что нет нормативного документа, который определял бы, что у работодателя должна быть, к примеру, карта оценки рисков на рабочем месте или необходимость сформировать в организации реестр опасностей, у нас действует Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».

При внеплановых проверках госинспектор будет пользоваться методологией, определенной этим Приказом, — из нее мы можем почерпнуть те документы, которые по логике должны появиться в организации.

  1. Начинается все с документа Реестр опасностей для всей организации в целом.
  2. Дальше появляется Реестр профессиональных рисков — мы получаем этот документ после того, как посчитали вероятность и тяжесть последствий от опасностей.
  3. Исходя из Реестра профессиональных рисков, мы получаем Карту рисков на каждое рабочее место.

Следуя методическим рекомендациям по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, мы понимаем, что это основные документы, которые должны быть в организации.

Остальные документы никак не регламентированы на законодательном уровне, но, возможно, в процессе работы с теми рисками, которые есть на ваших рабочих местах, у вас появятся и другие локальные документы.

Посоветуйте нашим читателям, как проводить оценку рисков: силами своей организации или отдать предпочтение внешним экспертам?

Работодатель не обязан выстраивать процедуру оценки профессиональных рисков так, как он проводил специальную оценку условий труда. Чтобы провести спецоценку условий труда, необходимо обратиться в аккредитованную организацию, которая соответствует определенным требованиям закона.

С оценкой профессиональных рисков такого нет — работодатель может провести ее своими силами, привлечь организацию или экспертов, которые ему в этом помогут.

Как показывает практика, провести полноценную оценку профессиональных рисков силами штатного специалиста по охране труда сложно. Работодателю необходимо сформировать комиссию или оценочную команду из специалистов по охране труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности, специалистов по отдельным технологическим процессам, а также специалистов, которые знакомы с методологией оценки рисков.

Я бы рекомендовал привлекать внешних экспертов или направлять членов внутренней комиссии на обучение, которое поможет им четко понимать, что такое управление и оценка профессиональных рисками и как ее грамотно провести.

Охрана труда – важная составляющая деятельности ОАО «РЖД» , так как работа на железнодорожном транспорте имеет ряд факторов, негативно влияющих на здоровье человека, – напряженность и тяжесть труда, шум, вибрация, недостаточная освещенность, химический фактор.

Функции по охране труда возложены на Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, а на железных дорогах – на соответствующие службы.

Основные задачи охраны труда в ОАО «РЖД»

  1. Улучшение условий труда на рабочих местах:
    • строительство, реконструкция и ремонт санитарно-бытовых корпусов и помещений;
    • оборудование пунктов обогрева и комнат приема пищи;
    • монтаж, реконструкция и ремонт систем общего освещения, вентиляции и др.;
    • оборудование кабин локомотивов стеклами повышенной прочности, виброзащитными креслами машиниста и т.д.;
    • сокращение доли ручного труда, в частности, проведение работ по механизации производственных процессов, ремонта и строительства пути.

На реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда ежегодно выделяется не менее 0,7% от сумм эксплуатационных расходов без учета затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, медицинские осмотры.

ОАО «РЖД» активно сотрудничает с Фондом социального страхования Российской Федерации в сфере страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.

В ОАО «РЖД» функционируют 18 вагонов охраны труда, которые задействованы в единой системе организации обучения работников структурных подразделений железных дорог. Вагон охраны труда представляет собой мобильный обучающий комплекс, одной из основных функций которого является оказание методической и организационной помощи в проведении обучения и проверки знаний по охране труда работников с использованием аудио-, видео- и компьютерной техники, а также проведение профилактической работы по охране труда непосредственно на линейных предприятиях.

Начиная с 2014 года в ОАО «РЖД» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ начато проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ). СОУТ проводится в филиалах и структурных подразделениях компании в соответствии с утвержденным планом.

Данные о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах:

Сводные данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в ОАО "РЖД" за 2020 г. (по состоянию на 01.11.2020 г.)

Проведена специальная оценка условий труда, рабочих мест Классы условий труда
1 и 2 3.1 3.2 3.3 3.4 4
36160 24730 7950 3480 - - -

Сводные данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в ОАО "РЖД" за 2019 г.

Проведена специальная оценка условий труда, рабочих мест Классы условий труда
1 и 2 3.1 3.2 3.3 3.4 4
57 290 34 315 16 380 6 595 - - -

Сводные данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в ОАО «РЖД» за 2018 г.

Проведена специальная оценка условий труда, рабочих мест Классы условий труда
1 и 2 3.1 3.2 3.3 3.4 4
49 800 38 259 8 273 3 268 - - -

Сводные данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в ОАО «РЖД» за 2017 г.

Да, такие барьеры существуют. И, более того, такие барьеры живут и развиваются, они растут, они уменьшаются или исчезают, появляются вновь. Но, к сожалению, такие барьеры есть всегда, в любой компании.

А что это за барьеры?

Это такие явления, которые затрудняют решение конкретных задач в компании. Очень часто это заметно на примере конкретных бизнес-процессов, когда необходимо реализовать конкретную задачу и приходится решать вопросы или проблемы, которые для этой конкретной задачи и для этого конкретного бизнес-процесса не несут добавленной стоимости, то есть совсем никакой. И это действительно препятствие, которое приходится обходить, а где-то и разрушать. Это и есть барьеры, административные барьеры.

Они созданы искусственно или стихийно?

Такие барьеры имеют особенность возникать как искусственно, так и стихийно. Если компания внедряет регламент для какого-либо бизнес-процесса и требует его исполнения несмотря ни на какие изменения факторов внешней среды, то это однозначно приводит к формированию искусственного барьера. Возможно, этим регламентом предусмотрено согласование договора в течение 5 дней. Но внешние условия могут измениться настолько, что согласование в течение 5 дней будет очень долгим и не будет соответствовать ожиданиям отдела продаж. Необходимо сделать быстрее. И начинают формироваться различные обходные маневры: а как сделать так, чтобы согласовать документ быстрее, а как замотивировать конкретных согласующих, чтобы они согласовывали быстрее? Вот и сформировался искусственно выстроенный барьер.

А кто-то из согласующих вдруг заявляет, что он готов согласовывать только в определенной последовательности, то есть только после прохождения согласования у конкретных согласующих лиц. То есть сам процесс согласования начинает претерпевать изменения под воздействием субъективных факторов, зависящих от конкретных личностей. И такие требования имеют совершенно случайный, стихийный характер. Вот и появился стихийный административный барьер.

Какова их цель?

Стоит отметить, что любые барьеры — это препятствия, возникающие в деятельности компании и не несущие никакой добавленной стоимости. Цели таких барьеров в создании более комфортных условий для конкретных личностей. Очень часто это нельзя назвать спекуляцией в буквальном понимании этого слова, это, скорее, именно компромисс между требованиями процесса и видением конкретного сотрудника. Вот и получается, что сколько таких сотрудников, столько и взглядов на цели и задачи таких барьеров.

Их ломают сотрудники?

Это удивительно, но это действительно так — эти барьеры создаются сотрудниками и ими же разрушаются. И в первую очередь эти барьеры разрушаются теми сотрудниками, которым эти барьеры начинают доставлять трудности.

Как воспринимают и изучают эти барьеры новобранцы?

Новобранцы — это очень хорошие кандидаты для разрушения барьеров в компании. Новобранцы могут очень объективно и взглядом со стороны посмотреть на проблемные участки и постараться разрешить сложные ситуации. Часто таких новобранцев называют «свежая кровь». И совершенно справедливо отметить, что такая свежая кровь для компании необходима.

НЕВИДИМЫЕ барьеры — они ведь тоже существуют, и они более важны, чем формальные.

Да, конечно. Пожалуй, невидимые барьеры это самое сложное во всей этой конструкции. Это как невидимый враг. Ты его не видишь, а он есть! И такие барьеры очень часто требуют больших ресурсов на их идентификацию и на их преодоление.

Если формальные барьеры понятны — можно сформировать перечень шагов, как с ними бороться и как их преодолевать, то невидимые барьеры необходимо очень четко анализировать, и прежде чем их разрушать, необходимо понять, как эти барьеры взаимодействуют с уже построенной системой. Необходимо проанализировать, что или кто является в компании базисом для таких барьеров, кто дает энергию жизни для них. И уже после этого начинать с ними бороться. И успех обязательно будет!

«Сумитомо»… Еще 25 лет назад в офисе типа оупенспейс в Москве их генеральный директор встал из-за обычного стола и подошел ко мне в нарукавниках… но ведь и там барьеры выше, чем в российских фирмах.

Все-таки необходимо отметить, что «Сумитомо» — это японская корпорация. Одна из крупнейших японских кэйрэцу. Это крупные корпоративные холдинги с обновленной формой корпоративной структуры. И, конечно же, в такой корпорации очень сильны традиции японской культуры.

Для многих иных культур это, несомненно, выглядит как барьеры, в том числе и для российских компаний. И если говорить непосредственно о компании «Сумитомо», то вся деятельность данной корпорации ориентирована на сохранение корпоративной философии, созданной в свое время ее основателем Масатомо Сумитомо. Это большой труд, в котором изложены основные принципы и правила, отражающие дух компании.

Вовлеченность, как цель компании, и барьеры — как сочетаются они в реальности, а не в теории?

Барьеры всегда минимальны, когда в компании приветствуется командный стиль работы. Такая форма сотрудничества неприемлема для появления барьеров. Дело в том, что деятельность команд очень сильно ориентирована на результат. В случае же наличия барьеров, есть все шансы результата не достичь. И поэтому как только члены команды понимают, что в их деятельности возникают барьеры, мешающие получению результата, они стремятся эти барьеры ликвидировать.

Поэтому вовлеченность — это очень хороший инструмент для разрушения возникающих барьеров и поиска достойного алгоритма к тому, чтобы барьеров возникало как можно меньше.

Какие компании вы знаете, где барьеры внутреннего плана минимальны?

Компании с минимальными барьерами — это компании, ориентированные на максимальную реализацию внутреннего потенциала сотрудников. Это, как правило, компании, работающие в области дизайна, искусства, программной разработки. Те компании, где результат очень сильно зависит от возможности самореализации конкретных личностей. И здесь примером может служить Google. Компания, в которой сотрудники могли 20% своего времени тратить на проекты, которые могут быть никак не связаны с их непосредственными производственными задачами. Где кандидат, приходящий в компанию, должен обладать талантом, креативностью и страстностью, быть этичным, открытым и уметь произвести впечатление и без делового костюма.

Обратным является пример, когда в компании существуют барьеры, и эти барьеры возведены в ранг корпоративной культуры. Таким примером может служить компания Apple. И такие барьеры, существующие в компании, очень хорошо показаны в книге Адама Лашински «Внутри Apple. Как работает одна из самых успешных и закрытых компаний мира».

Компания, в которой каждый реализуемый проект предполагает создание отдельной проектной команды, которая сразу же отделяется от всего остального коллектива. И очень часто даже твой сосед не знает, чем занимаешься непосредственно ты, а интересоваться не принято.

Ради чего компании снижают уровень барьерности?

Снижение уровня барьерности всегда связано с желанием компании ускорить и облегчить работоспособность вполне конкретных бизнес-процессов. Но здесь очень важно определить необходимый уровень снижения барьерности, чтобы компания внезапно не превратилась в анархическую структуру. Все-таки компания нацелена на получения вполне конкретного результата и там должна существовать организационная структура, призванная достигать этого результата.

Сверхбарьерные компании — от чего зависит этот выбор: личность СЕО, вид бизнеса?

В первую очередь это, конечно же, позиция первого лица компании. От первого лица компании, от того, какой он задает тон в деятельности, зависит очень многое. Это и поведенческая модель, это правила поведения в компании, скорость принятия управленческих решений, «что такое хорошо и что такое плохо».

Не менее важен и вид бизнеса. В компании, занимающейся дизайном упаковки, барьеров будет значительно меньше, чем в компании, занимающейся разработкой ПО в области информационной безопасности. Это очевидно.

Какими будут компании будущего в этот плане?

Компании будут очень динамичными. Скорость принятия решений и скорость реализации конкретных процессов будет в приоритете.

Количество барьеров будет сокращаться, процессы будут более сложные и будут иметь множество вариантов условного ветвления. Компании будут стараться таким образом организовать свою деятельность, чтобы процессы управлялись не конкретными сотрудниками или подразделениями, а условиями внешнего окружения.

В таком случае при жесткой внешней среде процессы будут перестраиваться под административные требования (возникают барьеры). В случае динамичной и гибкой внешней среды процессы должны будут обладать эластичностью (барьеры снижаются).

Многие крупные компании имеют два лица: одно для внешнего потребления, а второе для внутреннего. И они порой противоположные.

Да, к сожалению, эти лица иногда противоположны. Очень часто в публичном мире компания выглядит очень привлекательно как для потенциальных будущих сотрудников, так и для потенциальных инвесторов. Они публикуют свою отчетность, рассказывают о своей корпоративной культуре, участвуют в проектах социальной значимости. Но это только публичная часть жизни, которая обращена на рынок.

Существует еще и другая часть компании, которая скрыта от глаз стороннего наблюдателя и обращена внутрь коллектива. Внутри таких компаний очень часто происходят корпоративные войны, компания может быть непублична к своим сотрудникам, весь бизнес построен только на усилиях и харизме вполне определенных личностей, в компании могут быть очень жесткие требования к режиму труда.

Стоит отметить, что история не знает пока четкой зависимости между успешностью компании и размером тех самых барьеров, которые в ней могут существовать. Есть успешные компании, которые имеют множество барьеров внутри, и есть успешные компании, которые всячески разрушают такие преграды.

Какие барьеры вы бы рекомендовали снимать уже сегодня как анахронизмы?

Меня всегда настораживали компании, которые возводят у себя элементы трудового режима в ранг совершенства. Это штрафы за опоздание и ранний уход, штрафы за курение возле офиса, штрафы за неделовой стиль одежды. Согласен, что необходимость регулировать такие элементы очень актуальна. Но можно ведь достичь ожидаемого эффекта, не вводя штрафы. Штрафы — это инструмент для того, чтобы подчинить себе сотрудника, но это не инструмент, чтобы заставить его работать. Поэтому штрафы я считаю уже анахронизмом в наше время, и от таких методов необходимо отходить.

На самом деле примеров таких барьеров, которые в наше высокотехнологичное время должны быть уже в прошлом, достаточно много — отсутствие культуры обратной связи, неблагоприятный психологический климат, отсутствие культуры управления рабочим временем. И это только часть вопросов и проблем современной компании.

Автор: Сергей Половников, первый заместитель генерального директора «Открытые технологии 98», системный интегратор (13 представительств, входит в 10 крупнейших системных индексаторов России).

1. Термины и определения в задачах анализа риска. ФОБ.

2. Процедура анализа опасностей и работоспособности. HAZOP

3. Метод анализа барьеров безопасности.

1. Термины и определения в задачах анализа риска. ФОБ.

СТО РЖД 02.044-2011 «Управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН). Термины и определения»

Объект – Любая функциональная единица, которую можно рассматривать в отдельности.

Система (из ГОСТ 51901.12-2007. Менеджмент риска. АВПКО).

Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов.

Примечания (обусловлены задачами ГОСТ 51901.12).

1. Система в отличие от простой совокупности может обладать такими свойствами, которыми не обладает ни один из ее элементов. Например. Дублированная система состоит из двух элементов, каждый имеет среднюю наработку до отказа 100час. Система имеет среднюю наработку до отказа 150час.

2. Система характеризуется требованиями к функциям для достижения определенной цели.

3. Для системы могут быть установлены условия эксплуатации, границы применения.

4. Структура может быть иерархической (или кольцевой, или сотовой, многосвязной, графовой и т.д.)

Подсистема –отдельная, относительно самостоятельная составная часть системы, участвующая в реализации одной или нескольких функций системы. (составная часть º элемент)

Оборудование – Совокупность технических средств (механизмов, машин, устройств, приборов), необходимых для выполнения функций.

Аппаратура - Совокупность аппаратных средств, выполняющих общую функцию.

Устройство – Техническое средство для выполнения одной или нескольких функций.

Термин часто используется, если отсутствует более точный термин и обычно сопровождается общим определением функции – устройство защиты, устройство оповещения и т.д.

Компонент - составная часть объекта, рассматриваемая на само низком иерархическом уровне при анализе объекта и принимаемая как не делимая на составляющие.

Из ГОСТ Р 51901-1 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем

Анализ риска представляет собой структурированный процесс, целью которого является определение как вероятности, так и размеров неблагоприятных последствий исследуемого действия, объекта или системы.

Неблагоприятное событие – вред, наносимый людям, имуществу или окружающее среде.

вред(harm) – физический ущерб или урон здоровью, имуществу или окружающей среде»;

опасность(hazard) – источник потенциального вреда или ситуация с потенциальной возможностью нанесения вреда;

опасное событие – событие, которое может причинить вред;

риск – сочетание вероятности события и его последствий.

оценка риска (risk assesment) – общий процесс анализа риска и оценивания риска.

оценка величины риска (risk estimation)

оценивание риска (risk evaluation)

В процессе анализа риска следует ответить на три основные вопроса:

1. Идентификация опасности (что может выйти из строя или из нормального состояния);

2. Анализ частоты (вероятности) нежелательного события

3. Анализ последствий.

Рассматривая процесс обеспечения безопасности как процесс менеджмента риска, то есть обеспечение безопасности через снижение риска, методология формализованной оценки безопасности (ФОБ по терминологии международной морской организации, 1993г) может быть определена как пятиступенчатая процедура (рис.2).


Рисунок 2- Формализованная оценка безопасности

Анализ может охватывать такие области знаний как

а) системный анализ; б) вероятность и статистика

в) химическая технология, машиностроение, электротехника, строительная техника или ядерная техника;

г) физические, химические или биологические науки;

д) медицинские науки, в том числе токсикология и эпидемиология;

е)общественные науки, в т.ч. экономика, психология и социология;

ж) влияние человеческого фактора, эргономика и наука управления.

Опасности могут быть отнесены к 4-м основным категориям:

а) природные опасности (наводнения, землетрясения, ураганы, молнии и т.д.);

б) технические опасности (источники – промышленное оборудование, сооружения, транспортные системы, потребительская продукция, пестициды, гербициды, фармацевтические препараты и т.п.);

в) социальные опасности (источники – война, диверсия, инфекционное заболевание и т.п.);

г) опасности, связанные с укладом жизни (злоупотребление наркотиками, алкоголь, курение и т.д.).

2. Процедура анализа опасностей и работоспособности. HAZOP

Из ГОСТ Р 51901.11-2005. Исследование опасности и работоспособности (HAZOP)

Исследование HAZOP – это процесс детализации и идентификации проблем опасности и работоспособности системы, выполняемый группой специалистов.

Область применения HAZOP включает:

- ПО, включая программируемые электронные системы;

- системы, включающие перемещение людей, транспортными средствами;

- исследование различных операционных последовательностей и процедур;

- оценку административных процедур в различных отраслях промышленности;

- оценку конкретных систем, например, медицинских устройств.

Особенности HAZOP экспертизы:

1. Применяется ряд управляющих слов для идентификации потенциальных отклонений от целей проекта;

2. Экспертизу проводят под руководством обученного и опытного лидера исследований, который дожжен гарантировать всесторонний анализ системы на основе логических и аналитических заключений.

3. Привлекают специалисты в различных дисциплинах с соответствующими навыками и опытом, имеющих интуицию и ясное суждение;

4. Экспертизу проводят в атмосфере положительного размышления и откровенного обсуждения.

5. Все решения регистрируются и направляются на рассмотрение руководителю проекта.

Экспертиза HAZOP состоит из 4-х шагов


Рисунок 2- Последовательность выполнения HAZOP

Основные и дополнительные управляющие слова

Осн. управляющее слово Значение ДОП. управляющее слово Значение
НЕТ ИЛИ НЕ Полное отрицание РАНО Относит. времени
БОЛЬШЕ Увеличение кол-ва ПОЗДНО Относит. времени
МЕНЬШЕ Уменьшение кол-ва ПРЕЖДЕ Относится к порядку или послед -ти
ТАК ЖЕ, КАК Качественное изменение/увеличение ПОСЛЕ Относится к порядку или послед -ти
ЧАСТЬ Качественное изменение/уменьшение
ЗАМЕНА Логич. противоположность
ДРУГОЙ, ЧЕМ Полная замена

Метод анализа барьеров безопасности

Классические методы анализа надежности в сочетании с методами моделирования аварий и количественной оценкой риска (КОР) могут быть использованы для анализа риска АС и СЗИ. (Руководство по безопасности. Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах. Ростехнадзор – 2016. п.46)

HAZOP применяют для идентификации слабых мест (существующих или предполагаемых) в системах, включая поток материалов, людей, данных, действий в запланированной последовательности или в процедурах, управляющих такой последовательностью, для исследования опасности потенциальных проблем, связанных с различными режимами эксплуатации данной системы, например, запуск, резервирование, нормальная эксплуатация, нормальное завершение, чрезвычайное завершение.

HAZOP является неотъемлемой частью процесса разработки, оценки и менеджмента риска.

После казанской трагедии вновь остро встал вопрос об охране российских школ. На охранников учебных заведений (чоповцев или бабушек-вахтерш, кому как повезет), как на последний барьер на пути «колумбайнеров», которых уже прошляпили и родители, и школа, и психиатры, возлагают последние надежды в предотвращении трагедий, подобных керченской и казанской. Сотрудник безопасности одной из передовых в плане защищенности школ, расположенной в российском мегаполисе, раскрыл «МК» свои профессиональные секреты.

"Нужно отвлечь преступника разговорами"

Бывший сотрудник МВД, ныне чоповец Сергей Мясищев, сначала охранял и защищал учащихся в школе, а теперь отвечает за безопасность объектов образования в городе, обучает и инструктирует охранников. Школа, в которой Сергей проработал 10 лет, защищена по последнему слову техники, муха не проскочит, комар не пролетит. Учебное заведение — огромное, в нем учится порядка 1000 детей, поэтому и безопасности уделено повышенное внимание. Ни сама школа, ни тем более родители охрану не оплачивают, средства выделяются департаментом образования города.

Еще 10 лет назад в школе были установлены два поста охраны и 60 камер видеонаблюдения. Раз в год все охранники проходят обучение и сдают онлайн-тесты. В режиме онлайн можно дистанционно контролировать обстановку не только внутри школьного здания, но и снаружи. Причем это можно делать из любого места — из дома руководителя охраны, из дежурной части. С помощью видеокамер все, кто приближается к школьной калитке, видны как на ладони. Дети проходят через турникеты по электронным пропускам.

Мы расспросили Сергея о его трудовых буднях.

— Бывают ли у охранников конфликты с родителями?

— Родители могут пройти к учителям, позвонив по внутреннему телефону. У меня фотографическая память на лица, я сразу определяю, родитель это или посторонний человек. Если чужие и подойдут к школе, то мимо сотрудников охраны они не пройдут, их остановят и выяснят причину их визита.

Конфликтные ситуации случаются. Иногда даже приходится вызывать полицию для разбуянившихся родителей. Они хотят пройти в школу во что бы то ни стало. Недовольны, что школа охраняется, как тюрьма. Например, был случай, когда родителю нужно было попасть к учителю. Но звонить он не хотел. В таких случаях нужно сразу пойти на опережение конфликта, например, позвать другого сотрудника школы, чтобы переключить внимание конфликтующего. Тот, соответственно, переключится — и накал напряжения снизится. Родители, для которых приходилось вызывать наряд полиции, как правило, приходили в подпитии и не могли контролировать свои действия. Такие случаи бывают примерно раз в полгода.

— А с детьми какие случаются инциденты?

— Дети были бы не дети, если бы они не хулиганили. Иногда ученики намеренно демонстрируют воинственность в присутствии охраны, пытаются задирать своих сверстников, устраивать бойцовские поединки, потому что знают, что охрана их разнимет и серьезно им не достанется. Поэтому иногда приходится предотвращать потасовки между школьниками.

Бывает, что школьники несут какой-то подозрительный предмет в школу. Например, ребенок занимается фехтованием и несет рапиру. Или идет с каким-то подозрительным негабаритным предметом, лыжами в чехле и пр. Мы его останавливаем, проверяем металлоискателем. Сейчас во многих школах после проведения выборов остались рамки. Это тоже немаловажно. Если запищало, ему предложат: будьте добры, откройте, пожалуйста. На наших объектах еще не случалось такого, чтобы школьники пытались пронести нож, перцовый баллончик и так далее. И это не потому что дети такие примерные, просто они знают, что мимо нас ничего пронести не удастся.

Однажды, это было несколько лет назад, когда еще не появились последователи «колумбайнеров», старшеклассники решили проверить реакцию охраны в школе. Взяли пакет морковок, штук десять, перевязали изолентой, чтобы было похоже на взрывчатку. И заткнув за пояс, попытались пройти в школу. Металлоискатель, конечно, не сработает в таком случае, но охранник сразу увидел, что у ученика что-то за поясом торчит. Школьника остановили, отобрали «муляж», провели беседу. Потом ему еще от родителей досталось, когда им передали эту информацию. Вообще старшеклассник, решивший так «пошутить», рисковал, при других обстоятельствах его бы могли скрутить, применить к нему физическую силу.

— С какими необычными случаями вам еще приходится сталкиваться?

— Когда сотрудник охраны долго работает в школе, как я, то он в лицо знает всех детей и родителей, даже имя и фамилию ребенка. Особое внимание мы уделяем малышам с первого по четвертый класс. Однажды за одной третьеклассницей следом вошел неизвестный мужчина (в так называемую «красную зону», где могут находиться родители, такой «предбанник» до турникетов) и стал ею интересоваться. Девочка была такая заметная, яркая. Я насторожился. После моей просьбы показать документы человек быстро ушел. Я рассказал об этом педагогам и родителям девочки. Родители сказали, что их дочь никто спрашивать не мог, родственников у них здесь нет. Они обратились в полицию, просмотрели видео с этим человеком.

Прошел ровно год, как этот мужчина вновь появился в школе. Тогда я попросил напарника закрыть входную дверь на ключ, а сам нажал кнопку экстренного вызова полиции (КЭВП). У нас в школах есть не только стационарные «тревожные кнопки», но и у всех охранников есть при себе брелоки с кнопкой.

Открою вам секрет, даже у директора школы есть такой брелок. После этого я стал отвлекать мужчину разговорами, чтобы оттянуть время. Приехал наряд, его задержали до выяснения личности, и оказалось, что этот человек с нездоровой психикой — и какие у него были цели в отношении девочки, можно только предполагать. Родители меня очень благодарили.

В другой раз появился нетрезвый мужчина в военной форме и стал требовать пропустить его к ответственному по безопасности, чтобы «разобраться с ним по-мужски». Он угрожал и матерился. Сотрудница охраны не смогла с ним договориться и нажала тревожную кнопку. Приехала Росгвардия и задержала его.

Недавно на одном из моих объектов (в этой школе не было охранной сигнализации) во время утреннего обхода сотрудница охраны обнаружила, что окно распахнуто. В здание кто-то проник. По инструкции в таком случае нужно активировать «тревожную кнопку». Потом сотрудница увидела выходящего из пищеблока мужчину, который объяснил ей, что залез через окно, чтобы погреться и раздобыть еды. Пока ехала полиция, наша сотрудница пыталась его отвлечь разговорами, протянуть время. В итоге заманила его в фойе и заперла на ключ. И все, он попался. Потом выяснилось, что этот мужчина вел асоциальный образ жизни, был ранее судим.

Однажды во время обхода школьной территории до начала занятий охранники обнаружили бесхозный чемодан. Как он мог там оказаться, непонятно. Не трогая его, оцепили участок и вызвали полицию. Оперативники увезли чемодан, проверили, к счастью, ничего опасного в нем не оказалось.

— Давайте поговорим о недавней казанской трагедии в школе: что бы вы предприняли, если бы подозрительный человек направился к школе?

— Есть ли у вас оружие? Как вы сможете себя обезопасить, если в вас начнут стрелять?

— Оружия у нас нет, мы можем только вызвать наряд. Мы себя никак не можем обезопасить. Из спецсредств у нас есть только наручники, мы можем их применить в случае угрозы. Если у тебя нет оружия, нужно максимально тянуть время. И тут важна психологическая подготовка самих сотрудников. Чтобы не спровоцировать злоумышленника. Может быть такое, что человеку не хватает какого-то шага до совершения преступления. Ему нужен мотив, нужен какой-то всплеск. На последних этапах бывает, что люди останавливаются и передумывают. Он же не на войне, когда там враги, а здесь — свои. Он находится в обществе. Нужно попытаться заговорить с преступником, уговорить его отказаться от своих действий, предложить другой выход. Может, ему нужна какая-то помощь. То есть человека нужно отвлечь. Для нас главное, чтобы он не прошел и дети не пострадали. В «Школе без опасности» проводятся онлайн-уроки по разбору таких ситуаций.

Я не могу утверждать на 100%, что такого бы не случилось в наших школах. От этого не застрахован никто. Чтобы преступления не произошло, нужна его профилактика. Я учу своих сотрудников так: идет опоздавший — проверьте его, идет не по сезону одетый — проверьте. Если в школе всех проверяют, не пускают посторонних, сотрудники охраны подготовленные, есть видеонаблюдение и все окружающие знают, что они как на ладони, в такие места злоумышленник не отправится. Идут всегда только в слабое место. Преступник в гору не пойдет, ее обходят даже правонарушители.

— Нужно ли, по вашему мнению, вооружить охрану наших школ и учителей по примеру израильских?

— Я считаю, что это не нужно. Достаточно наручников, с помощью которых можно задержать нарушителя. Сотрудник охраны не должен восприниматься детьми как угроза. Он должен восприниматься как доверительное лицо, к которому учащийся с какой-то своей бедой или сложностью может даже обратиться за помощью. А если будет пистолет, то он когда-нибудь выстрелит.

— Как же все-таки обезопасить школы, в которых нет такой, как у вас, крутой системы охраны?

— Нужно развивать систему безопасности в любом случае. Но ведь только одной охраной школ нельзя ограничиваться. Нужны социальные проекты, социальные педагоги, которые бы вели работу со школьниками, должен быть фильтр на государственном уровне для выявления националистических и других опасных групп в соцсетях. Должен быть комплекс мер, начиная с семьи, школы, а охрана — это уже заключительный барьер на пути таких преступников.

Читайте также: