Что такое должностные лица в истории

Опубликовано: 06.07.2024

Еще одним принципом афинской демократии была жесткая подчиненность должностных лиц полиса органам народовластия. Все должностные лица (магистраты) не обладали собственной, хотя бы на основе законов, властью: их полномочия всецело определялись решениями народного собрания и могли быть либо расширены, либо еще более ограничены против традици. Магистраты обязывались исполнять решения совета или собрания, имея только собственную сферу деятельности. В образовании магистратур обеспечивалось чуть ли не математически выдержанное равенство демов и фил; органы территориального самоуправления сохраняли свой контроль за их деятельностью. Наконец, все магистратуры были срочными — не более чем на один год, и переизбрания запрещались. Еще одной чертой афинской исполнительной власти была жесткая коллегиальность магистратов: почти каждый из должностных лиц любого уровня имел до 10 равноправных ему коллег.

Кандидатов в должностные лица выдвигали на собраниях самоуправлений — в демах или филах. Утверждение в должности происходило на народном собрании, однако в большинстве случаев роль экклезии была своеобразной: магистратов либо определяли жребием, либо избирали путем открытого голосования; демократические круги Афин предпочитали жребий. Отбор подходящих кандидатов в большей степени поэтому зависел от предвыборной проверки — докимасии, которую проводил булэ или по его поручению специальные коллегии. Кандидат в магистраты должен был быть «годным» с точки зрения отсутствия телесных недостатков, полноправного гражданства, быть приписанным к определенному дему, участвовать в культе Аполлона, чтить могилы предков. Будучи избранным, магистрат получал некоторые привилегии: право на почетное место в театре, на церемониях, на время магистратуры освобождался от частных к нему исков. Вместе с тем ему запрещалось покидать страну, делать завещания, дарения, он обязан был отчитываться перед органами народовластия.

Магистратуры в основном разделялись на 3 категории. Первую составляли архонты (которые уже не имели персональных званий и прав); они исполняли поручения булэ по поддержанию государственного порядка, имели право помилования, наказания, задержания граждан и неграждан Афин. Вторую составляли многочисленные и различные эпимелеты с самыми разными обязанностями, главным образом в качестве помощников других должностных лиц, а также финансовые чиновники. Третью, низшую группу составляли подчиненные — ипереты (писцы, регистраторы, судебные исполнители); особенностью афинской демократии было то, что этот разряд должностей поручался не столько гражданам, сколько рабам или освобожденным. Рабы-тохотаи выполняли и основные полицейские функции в полисе.

Особую категорию должностных лиц составляли стратеги — в числе десяти, которым поручалось военное управление и командование. Эта должность не была оплачиваемой и поручалась только богатым и видным гражданам; в стратеги могли переизбирать (так, Перикл был стратегом 15 лет). Обязанности между стратегами распределяло народное собрание, но нередко в чрезвычайном порядке все государственные дела вручались одному, который получал звание стратега-автократора.

Глава XV ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ

Глава XV ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ Все ли мы рассказали о клюнийских монахах? На первый взгляд, да. И тем не менее это не так. Мы пока что представили себе только образ жизни простых монахов. Остается понаблюдать за жизнью тех, кто имел различные титулы и составлял «кадры»

4. Выборные должностные лица

4. Выборные должностные лица Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов (Первого Афинского морского союза в V в. до н. э. и Второго Афинского морского союза в IV в. до н. э.). В Афинах проживало многочисленное население, шла насыщенная

Низшие должностные коллегии

Низшие должностные коллегии Рядом с ординарными и экстраординарными магистратурами существо­вали различные комиссии, как постоянные, так и временные. Из первых нужно упомянуть 5 комиссий, состоявших в общей сложности из 26 лиц: уголовные или ночные триумвиры — комиссия

III. Должностные лица

III. Должностные лица Кроме князя, два лица были главными административными распорядителями в Новгороде: посадник и тысячский; их имена стоят впереди в грамотах; они представляли в себе собирательную и исполнительную силу Великого Новгорода. Слово посадник известно было

2. Гражданское управление города Рима. — Сената уже не существует. — Консулы. — Должностные лица города. — Знать. — Судебное устройство. — Префект города. — Папский двор. — Семь министров двора и другие придворные лица

2. Гражданское управление города Рима. — Сената уже не существует. — Консулы. — Должностные лица города. — Знать. — Судебное устройство. — Префект города. — Папский двор. — Семь министров двора и другие придворные лица Наши сведения об общем положении римского народа в

Глава 9 НЕЗНАКОМЫЕ ЛИЦА — КРАСНЫЕ ЛИЦА

Глава 9 НЕЗНАКОМЫЕ ЛИЦА — КРАСНЫЕ ЛИЦА Явно что-то произошло. Теперь недисциплинированность, почти бунт, чувствовалась повсюду. Раннее утреннее построение должно было приниматься нами двоими, ЛО. В то утро, казалось, многих свалила болезнь, и они не могли встать с постели

Низшие должностные коллегии

Низшие должностные коллегии Рядом с ординарными и экстраординарными магистратурами существо­вали различные комиссии, как постоянные, так и временные. Из первых нужно упомянуть 5 комиссий, состоявших в общей сложности из 26 лиц: уголовные или ночные триумвиры — комиссия

Должностные лица и чиновники

Должностные лица и чиновники Говоря о духе, пронизывающем венецианские государственные институты, Браунштейн и Делор справедливо замечают: «Венецианская система представляет собой круг, центр которого незаметно перемещается, но окружность остается постоянной».Однако

6.1. Первые лица

6.1. Первые лица 6.1.1. Привычка жениться короля Генриха VIII Тридцать восьмой король Англии и второй английский монарх из династии Тюдоров — Генрих VIII — родился в 1491 г. Он был сыном Генриха VII и на русский манер мог бы называться Генрихом Генриховичем. Генрих VIII стал

Глава 9 Незнакомые лица – красные лица

Глава 9 Незнакомые лица – красные лица Явно что-то произошло. Теперь недисциплинированность, почти бунт, чувствовалась повсюду. Раннее утреннее построение должно было приниматься нами двоими, ЛО. В то утро, казалось, многих свалила болезнь, и они не могли встать с постели

Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в государственных учреждениях (госучреждениях), предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальному полномочию.

  1. Должностными лицами в статьях уголовного кодекса Российской Федерации (России) признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и Воинских формированиях Российской Федерации.
  2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
  3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
  4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Вышеприведённое определение относится к уголовному праву, в КоАП, в примечании к статье 2.4, даётся несколько отличное и более широкое определение должностного лица:

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Литература

    статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Административное право

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Должностное лицо" в других словарях:

Должностное Лицо — См. Лицо должностное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

должностное лицо — государственный служащий, чиновник; чиновница, функционер Словарь русских синонимов. должностное лицо сущ., кол во синонимов: 3 • функционер (6) • … Словарь синонимов

Должностное лицо — понятие, ограничивающее круг определенных работников организации, использующееся в законодательных и иных нормативных правовых актах различных отраслей права. Например, в целях КоАП РФ в соответствии с примечанием к ст. 2.4 установлено, что под Д … Российская энциклопедия по охране труда

Должностное лицо — (применительно к КАП России) лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Часто большинство граждан задаются вопросами, что такое должностное лицо? Кто занимает высокие руководящие должности? Чем эти люди отличаются от обычных работников? На все эти и многие другие вопросы дает ответ кодекс по административным отношениям или юридически правильно выражаясь кодекс об административных правонарушениях (далее КоАП). Так, давайте разберем все эти вопросы, а также узнаем статус, обязанности и права должностных лиц.

Понятие

Объединив законодательную и экономическую специфику России, можно ответить на вопрос, что такое должностное лицо? Это гражданин страны, который выполняет задачи, представляющие власть государства. Однако власть может быть и не государственной. Лицо, занимаемое определенную должность, может получить данный статус как начальник, директор или руководитель компании, партии или учреждения. В любом случае все задачи, которые выполняются лицом, охватывают все процессы административного, управленческого и хозяйственного цикла деятельности компании.

В сложившихся реалиях можно по-разному отвечать на вопрос, что такое должностное лицо? ГК РФ гласит о правоотношениях гражданина, УК РФ указывает на уголовную ответственность. Административная ответственность должностных лиц отражена в КоАП. Но если рассматривать данную категорию в рамках представительства власти РФ, то это орган власти.

Руководитель главный в компании

Должностное лицо как гарант защиты граждан

В кодексе по административным взаимоотношениям полно описывается, кто является должностным лицом. Исходя из закона, наделение полномочиями власти в назначенном порядке определяет человека как должностное лицо. Лицо имеет в своем подчинении граждан и распоряжается ими в рамках своих функций и задач.

Выполняя функции хозяйственного, распорядительного, административного и управленческого характера эти лица осуществляют свои задачи в рамках таких областей, как:

  • региональных и государственных учреждений;
  • Вооруженных Сил России;
  • местном самоуправлении.

Все лица, имеющие полномочия, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность за выполнение и не выполнение определенных мер по достижению поставленных задач.

Статус как право к действию

Кто является должностным лицом по закону? Ответить можно, только обозначив статус должностного лица. Все это возможно по средствам присвоенных полномочий и сферы деятельности. Важно учитывать, что статус не влияет на поставленные задачи и наделенные функции.

Лицо, наделенное властью, может исполнять доверенные права или воздержаться от их исполнения. При этом обязанности остаются неотделимыми. То есть в этой области присутствует равенство между диспозитивными и императивными началами юридической практики. На административных началах присутствует вероятность отказа от публичной и частной деятельности, относящаяся к полномочиям должностного лица. А вот в уголовной области лицо вправе осуществлять только публичные компетенции.

Ответственость за каждого подчиненного

Административное право, как закон для должностного лица

Для юридических и должных лиц в КоАП имеются свои типы ответственности. Для гражданина по большей части наказания применяют за невыполнение или не корректное исполнение возложенных компетенций.

Административная ответственность должностных лиц распространяется на все сферы деятельности. Часто наказание гражданину назначается по нормам уголовного законодательства. В этом уголовном праве должностное лицо характеризуется объектом, который на постоянной основе или на ограниченный срок выполняет компетенции представителя государственной власти. В УК РФ этому аспекту посвящена 30-я глава.

Административное нормотворчество в этом плане намного больше и глубже дает понимание должностному лицу. Субъектом правонарушений выступает лицо, которое совершило нарушение в области своих компетенций. И это не всегда директора и руководители подразделений, но и рядовые сотрудники государственного аппарата, которые выполняют управленческие, организационные и контролирующие функции.

размышляем сообща

Соотношение обычных и должностных лиц

По закону можно понять, что должностное лицо выступает как представитель государственного органа, так и определенные категории рядовых сотрудников. И в этом понимании рождается разногласие, так не совсем ясно, какое отличие несут между собой эти два понимания.

Исходя из закона об административных правоотношениях, категория должностного лица определяется лицами, которые работают в правительственных и смежных структурах, выполняя комплекс полномочий управленческого характера. Плюс ко всему этому можно приписать рядовых лиц, которые выполняют деятельность по предпринимательству, т. е. индивидуальных предпринимателей или привычных ИП. И на фоне этого сравнения образуется ряд споров и вопросов, что к чему относится, и кто за что отвечает.

На первый взгляд собственный бизнес под юридически оформленным индивидуальным предпринимательством видится далеким от привычного понимания, что такое должностное лицо. Вся деятельность ИП нацелена на получение прибыли, и по своей природе больше похожа на организацию юридического лица. Однако причины нарушений, характер поступков и мотивы могут указать на индивидуальность ИП по сравнению с юридическим или должностным лицом. Такая закономерность не случайна. За последние несколько лет правительство все больше и больше отодвигает грани отождествления должностного лица и ИП. А практика показывает, что ответственность ИП формируется с гарантом на собственный бизнес. Все это не проходит без изменений тем самым меняя и корректируя законы и нормативные документы. Так, например, нарушение вопросов пользования земельным имуществом для ИП будет расцениваться, как категория юридической силы с последующими штрафами и наказаниями.

Нарушение прав должностными лицами

В одной из частей Административного кодекса присутствует более 400 пунктов. Из которых более 300 отражают предмет ответственности должностного лица. Большая часть статей отражает аспекты бизнеса и управления. При этом стоит выделить некоторые области, в которых регулируется данный вопрос:

  • Контроль управления (в 19 главе 19 статей).
  • Ущемление гражданских прав (в 5 главе 50 статей).
  • Контроль военного обеспечения (в главе 21 4 статьи).
  • Защита имущества (в 7 главе 29 статей).
  • Область таможни (в 16 главе 21 статья).
  • Обеспечение защиты экологии и природопользованию (в 8 главе 38 статей).
  • Информационные технологии и связь (в 13 главе 23 статьи).
  • Бизнес, налоги и финансы (в 14 и 15 главах 59 статей).
  • Животноводство и сельское хозяйство (в 10 главе 14 статей).
  • Покушение на государственные органы власти (в 17 главе 10 статей).
  • Энергетика (в 9 главе 14 статей).

В итоге получаем целый комплекс мер для ответственности государственных служащих, которые отражают почти все возможные сферы деятельности человека.

Лидер всегда впереди всех

Меры пресечения наказаний

Учитывая все сферы влияния, на которые оказывает воздействие должностное лицо нельзя забывать о законных наказаниях, присутствующих в российской практике. Так, например, применение определенных санкций к организации напрямую перекладывается на должностное лицо за счет дисквалификации или административного штрафа.

Обычно штраф соизмеряют с официальной заработной платой, т. е. по числу окладов, а дисквалификация — это лишение прав занимать назначенную должность на определенный срок по решению суда. Примером таких должностей могут быть как высшие должностные сотрудники Правительства, регионов или округов, так и муниципальные должностные лица.

что такое должностное лицо

Должностное лицо как пример из жизни

Исходя из юридического статуса, определение должностного лица - это сложная задача. Все нормативные документы лишены четких разграничений по типам профессий. Из этого следует, что все нужно рассматривать на примере из жизни.

Часто большинство людей, устраиваясь на предприятие, не могут определить свою принадлежность к должностному лицу. Для такой градации и определения статуса необходимо обратиться к обязанностям и правам нового сотрудника. Возьмем, к примеру, уборщика. И здесь встает вопрос, а может ли сотрудник с такой должностью иметь статус должностного лица? И по факту – может, если во время оформления на работу подпишет документ о несении материальной ответственности. В такой ситуации у сотрудника появляются полномочия распоряжаться выделенными товарными средствами в зависимости от своих усмотрений и для решения своих задач. Эта практика встречается довольно редко, но иногда сам работодатель делегирует часть своих функций на других, тем самым сосредотачиваясь на более масштабных задачах. Как это сказывается в дальнейшем на предприятии вопрос времени. Однако нельзя забывать об особом типе ответственности, который также получает работник с приобретением данного статуса. А это напрямую возлагает санкции, если будут допущены нарушения всего предприятия.

«За» и «против» должностных лиц

Права и обязанности должностных лиц - это неотъемлемые «за» и «против» всего юридического статуса таких граждан. Ведь вопросы придания ответственности этим лицам следует повествовать от имени этих граждан. Структура государственных органов построена на принципе защиты правящего строя и борьбе с отсутствием законной мысли. Главной функцией всей системы выступает аргументированное, легитимное, честное привлечение нарушителя к ответственности по закону. В рамках такого процесса определяют государственных представителей, являющимися должностными лицами и осуществляется наделение компетенциями.

В России более сотни контролирующих органов имеют дела с административными нарушениями. Например, органы внутренних дел насчитывают более 50 типов таких нарушений, начиная от области дорожного передвижения и заканчивая защитой правопорядка. В этих структурах должностными лицами выступают руководители подразделений и их заместители. Они же и выносят на рассмотрение все правонарушения касательно части норм регулирования.

Смотрим на перед

Функции должностных лиц

Рассмотрение функциональных обязанностей различного рода должностных лиц лучше проводить на примере. Так, ОВД охватывают значительную часть всех функций в сфере предупреждения и предотвращение нарушений. Совершается изучение случаев по таким обстоятельствам, как алкогольное опьянение в общественном месте, хулиганство, не соблюдение правил и норм дорожного движения, положений на государственной границе и т. д.

Управление ОВД охватывает множество областей из жизни населения, при этом она не всевластна. Важно обозначить, что при попытке не законного действия или бездействия должностное лицо также может быть выявлено и наказано соответствующими органами правопорядка.

Совещание залог успеха

Уполномоченные ведомства

Право решать причастность к административной ответственности зависит от степени правонарушения. Для обеспечения максимального охвата всех сфер и степени можно обозначить такие ведомства, как суды всех уровней, ОВД, военкоматы, налоговые и таможенные структуры, органы представительской власти и т. д.

Шаги к успеху

Выборное должностное лицо должно иметь хорошее чувство предвидения, возможность контролировать ситуацию, понимать справедливость и поощрять безопасность. В должностном лице должны быть все положительные характеристики полицейского, адвоката, судьи, бухгалтера, репортера, спортсмена и дипломата. Они также выступают теми, кто может быть наделен полномочиями и нести ответственность, не обладая властью. Все это возможно благодаря ряду шагов:

  • быть всегда компетентным по принимаемым вопросам и важным решениям;
  • быть готовым к неожиданностям и форс-мажорным обстоятельствам;
  • помнить о данных обещаниях;
  • уметь учитывать риски и юридические издержки;
  • быть культурным вне зависимости от ситуации.

Изучая, наблюдая и применяя все эти шаги, руководитель как должностное лицо всегда будет пользоваться уважением и иметь большой потенциал к карьерному росту.

Заключение

Быть государственным служащим - это чрезвычайно ответственная роль в любом виде деятельности. Без таких людей, отказывающихся от своего времени, большинство мероприятий и важных решений не смогли бы существовать. Каждый чиновник становится «лицом» мероприятия на любой встрече. Люди часто судят всех чиновников, по поведению отдельных лиц, а это значит, что они должны вести себя профессионально и ответственно в любой ситуации.

Такие качества, как честность, надежность и уважение являются обязательной частью любого должностного лица. Это включает и то, как они ведут себя, относятся к другим людям до, во время и после любых мероприятий. Должностные лица по праву несут ответственность за свои действия и отношения.


Тишкина, М. В. Исторические аспекты понятия должностного лица в российском уголовном законодательстве / М. В. Тишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 354-358. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43893/ (дата обращения: 27.05.2021).

Ни один состав преступления как в настоящее время, так и прошедшие годы, не мыслим без такого его обязательного элемента как субъект преступления. Преступления, отнесенные законодателем к главе 30 УК РФ, принято называть должностными. И это справедливо, ведь такие общественно опасные деяния посягают на нормальную деятельность аппарата власти и совершаются должностными лицами. Однако стоит отметить, что законодатель нигде не дает и напрямую не использует термина «должностные преступления». Тем не менее исторически проблему данной категории преступлений в нашей стране можно проследить еще со времен Древней Руси, когда князья делегировали часть своих управленческих полномочий военачальникам, тем самым начав процесс развития и расширения системы государственного управления [1, с. 7].

Прослеживая историю, нужно отметить, что в повседневной жизни имеет место ситуация, при которой общественные отношения развиваются столь быстро, что законодатель не успевает своевременно отреагировать и создать новую норму права для регулирования нового порядка. То же самое произошло и с понятием «должностное лицо», а, вернее, с его сущностью, которая с течением времени претерпела кардинальные изменения. Не всегда рассматриваемое понятие соответствовало его фактическому пониманию. Причиной тому можно назвать, прежде всего, такие политические и социально-экономические преобразования в обществе, как появление новых субъектов правоотношений, органов местного самоуправления. Закрепленный в тексте закона термин должен являть собой не просто нормативно закрепленную оболочку общественных отношений, но, в первую очередь, соответствовать требованиям действительности. Поэтому неудивительны изменения, произошедшие с исследуемым понятием «должностное лицо» с течением времени.

Первые упоминания о должностных преступлениях датируются еще записями в архивах Древнего Вавилона [2, с. 30]. В отечественной же истории становления понятия «должностное лицо» можно выделить следующие этапы:

  1. до второй половины XIX в. наблюдается отсутствие в уголовном законодательстве какого-либо общего понятия «должностного лица» как субъекта должностных преступлений. Окончательное решение о степени вины и наличии в деянии лица квалифицирующих признаков полностью отдавалось на усмотрение суду, поэтому существовала возможность при одних и тех же обстоятельствах выносить различные решения. Однако предпринимаются первые попытки дать доктринальное определение указанному понятию.
  2. 1885–1922 гг. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. хотя и определяло круг преступного поведения и устанавливало уголовную ответственность за совершение преступления, но устанавливало предельно расширительное толкование понятия «должностное лицо», приравненного к понятию «служащий». Так, Р. Гоувальт просто перечислил всех служащих царской государственной службы, являющихся, по его мнению, должностными лицами [3, с. 44–46]. В основу был положен материальный признак — материальная ответственность лица за вверенное ему общественное или государственное имущество. Таким образом, должностным признавалось всякое лицо, которое пользуясь занимаемой должностью могло посягнуть на наиболее значимые общественные отношения, затрагивающие интересы государственной власти.

В Уголовном Уложении 1903 г. законодателем были предприняты попытки ограничить круг лиц, признаваемых «служащими», за счет выделения признаков лица как специального субъекта преступлений против государственной и общественной службы и определения исчерпывающего перечня. Российское уголовное законодательство указывало на необходимость признания лица представителем власти: «лицо, несущее обязанности по службе государственной или общественной», где представитель власти — это лицо, предписания которого являются обязательными для граждан, учреждений, предприятий или организаций. Функции представителей власти могли быть различными, но компетенция предполагалась единая — полномочия властного характера, при осуществлении указанных функций служащими обязанности должны быть возложены на них в установленном законом порядке («лицо, несущее обязанности» или «исполняющее временно»). К ним относились: должностные лица, полицейские стражи, иные стражи или служители; лица сельского или мещанского управления.

Таким образом, в статьях Уголовного Уложения 1903 г. должностные лица определялись как лица, постоянно или временно осуществляющие управленческие функции в качестве представителей власти, несущих государственную или общественную службу;

  1. 1922–1949 гг. — впервые произошло законодательное закрепление понятия должностного лица как специального субъекта. Изначально в УК РСФСР 1922 г. под ними понимались «лица, занимающие постоянные или временные должности в каком-либо государственном (советском) учреждении или предприятии, а также в организации или объединении, имеющем по закону определенные права, обязанности и полномочия в осуществлении хозяйственных, просветительных и других общегосударственных задач». Таким образом, акцент законодатель ставил на таких критериях, как занятие должности именно в государственном учреждении, предприятии, организации либо объединении, а также осуществление общегосударственных задач.

УК РСФСР 1926 г. была предпринята попытка еще улучшить юридическую технику рассматриваемого понятия. Однако признаки должностного лица претерпели незначительные изменения. Определение стало выглядеть следующим образом: согласно примечанию к ст. 109 под должностными лицами понимались лица, занимающие постоянные или временные должности в государственном (советском) учреждении, предприятии, а равно в организации или объединении, на которые возложены законом определенные обязанности, права и полномочия в осуществлении хозяйственных, административных, профессиональных или других общегосударственных задач. Однако включение законодателем такого признака как «выполнение лицом профессиональных задач» вновь неоправданно расширило круг попадаемых под такое определение лиц. Фактически любое лицо, даже рядовой работник, мог быть отнесен к должностному лицу. Таким образом, привлекать к уголовной ответственности за должностные преступления было возможно даже лиц, не наделенных властными полномочиями. Однако тот, кто не наделен никакой властью, совершенно очевидно, не может ни злоупотребить ею, ни ее превысить. По мнению В. А. Лобырева, такая ситуация привела к необоснованному расширению границ объекта, охватывающего такие общественные отношения, которые возникли вне деятельности органов государственной власти [4, с. 22].

Таким образом, на данном этапе становления понятия «должностное лицо» наблюдается противоборство расширительного и ограничительного толкований в развитии рассматриваемого понятия;

  1. 1949-начало 90-х гг. XX в. — просматривается принципиальная победа ограничительной тенденции. Происходит сужение перечня функций от общегосударственных до административно-хозяйственных и организационно-распорядительных. Таким образом, большинство правоведов выделяло категорию должностных лиц, исходя из характера выполняемых ими функций, входящих в круг их полномочий. В качестве второго критерия, определяющего сущность должностного лица, законом выделялось место его службы.

УК РСФСР 1960 г. в примечании к ст. 170 определил, что «под должностным лицом понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию».

Благодаря этому определению, из круга лиц, признаваемых должностными, можно было исключить тех, кто просто выполнял профессиональные задачи (рабочих, врачей, сторожей и т. д.), т. е. отграничить указанных лиц от иных категорий служащих. Однако законодатель не раскрыл содержание самих осуществляемых функций, поэтому на практике возникли проблемы с верной квалификацией.

Основным признаком представителя власти, как выделенной категории должностных лиц, признавалось наличие у лица властных полномочий по отношению к лицам, не находящимся от него в служебном подчинении;

  1. с начала 90-х гг. XX в. — начало процесса переосмысления данного понятия с учетом коренных изменений законодательства о государственной службе [4, с. 67]. В конечном счете разъяснения Пленума Верховного Суда СССР 1990 г. позволили получить единообразное понимание субъекта должностных преступлений, в т. ч. представителя власти, а также содержания его обязанностей.

По мнению А. В. Бриллиантова и Е. Ю. Четвертаковой, с 1996 г. к дефиниции должностного лица могли быть отнесены только служащие, представляющие государственную или муниципальную власть и осуществляющие в пределах своей компетенции управленческие или властные функции [1, с. 35].

Несомненно, каждое последующее определение «должностного лица», дававшегося законодателем, является более точным и совершенным, чем предыдущее. Однако и в настоящее время понятие все еще претерпевает изменения. В данном законодателем в ст. 285 УК РФ определении дана общая характеристика должностного лица, из которой можно выделить несколько групп признаков, позволяющих отнести лицо к должностному:

  1. характер выполняемых лицом функций (полномочий и обязанностей);
  2. правовое основание наделения его этими функциями;
  3. принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится лицо.

Таким образом, в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ субъектами преступлений главы 30 могут быть:

  1. лица, которые в первую очередь постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти;
  2. лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в перечисленных уголовным законом местах.

С признанием существования в нашей стране частной собственности, неслучайным стало указание законодателем в примечании к ст. 285 УК РФ мест служебной деятельности должностных лиц. Действительно, впервые определение места служебной деятельности, как одного из критериев отнесения или не отнесения лица к должностным, стало необходимым с признанием в России частной собственности. Именно этот критерий позволяет при квалификации преступлений разграничить должностное лицо с лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Стоит отметить, что к последним новеллам российского уголовного закона можно отнести дополнение примечания 1 к ст. 285 УК РФ и расширение законодателем мест, в которых должностные лица могут выполнять свои функции. Указанное новшество можно объяснить с точки зрения расширения круга лиц, обладающими признаками, рассмотренными выше. Ведь действительно такие лица частично действуют, принимают некоторые решения (в т. ч. и материальные) от лица государства. Таким образом, например, при злоупотреблении полномочиями лицом, работающим на государственном предприятии, страдает в первую очередь авторитет государства перед лицом различных хозяйствующих субъектов и граждан, что в свою очередь влечет необходимость рассмотрения подобного преступного деяния в рамках главы 30 УК РФ.

Однако стоит отметить, что существующее на данный момент определение должностного лица является одним из наиболее дискуссионных, содержит в себе коллизии и не дает четкого понимания всех его аспектов, что непременно отмечается учеными. Приведем некоторые мнения.

Например, теоретики права выражают необходимость выделения такой категории лиц, которые не являются должностными с точки зрения действующего закона, но выполняют юридически значимые действия. В своих постановлениях Пленум Верховного Суда уже не первое десятилетие признает и выделяет таких лиц, относя их к должностным. Таким образом, практика уже давно ориентирована на то, что организационно-распорядительные функции искусственно расширены. Тем не менее ученые предлагают не только в разъяснениях высшей судебной инстанции, но и законодательно их закрепить, т. е. формулировку определения должностного лица привести в соответствие с реалиями действительности. Было бы логично так изложить понятие, чтобы законодательно было понятно отнесение лиц, выполняющих юридически значимые действия, к числу должностных. Так, например, Н. А. Егорова выделяет две категории функций представителя власти: функции публичной власти и иные публичные функции (например, члены военно-врачебных комиссий — при медицинском освидетельствовании граждан и вынесении заключений; врачи, выдающие листы временной нетрудоспособности; члены ГАК, ГЭК и преподаватели вузов — при выставлении оценок на экзаменах, зачетах, защите курсовых работ и т. п.) [5, с. 46].

Таким образом, необходимо не просто формально учитывать вид службы, в которой представитель власти как специальный субъект осуществляет свою деятельность, но и публичный характер осуществляемых им функций, их прямую или опосредованную связь с функциями самого государства.

Помимо этого, логичным явилось бы распространение акцента на выполняемой лицом функции на все понятие «должностное лицо», а не только на отдельно взятый аспект должностного лица — функцию представителя власти, как это отмечено у Н. А. Егоровой.

Таким образом, практика показывает, что понятие «должностное лицо» «переросло» определение, закрепленное в законе, поэтому вновь назрели предпосылки для законодательных нововведений. Например, государственные и муниципальные служащие, которые не обладают перечисленными признаками должностного лица, а соответственно к таковым не относятся, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ, но только в специально предусмотренных соответствующими статьями случаях. То есть если лица не обладают ни организационно-распорядительными, ни административно-хозяйственными функциями, то только наличие правовых последствий превращает действия этих лиц в юридически значимые, а полномочия становятся организационно-распорядительными.

Также стоит согласиться с позицией исследователей, которые полагают, что создание унифицированного понятия «должностное лицо» для всех областей права приведет к восполнению пробелов в самом определении и поможет ликвидировать противоречия в законодательстве [6, с. 441]. Изучение же истории становления того или иного понятия во многом помогает исследователям, и законодателям в частности, избежать возможных ошибок в дальнейшем.

Таким образом, проследив историю, можно сделать вывод, что понятие «должностное лицо» трансформировалось в соответствии с изменением общественных отношений, отношений в сфере государственного управления (в т. ч. передачей государством части своих функций иным субъектам права), т. е. с тем, какой круг лиц наделялся, обладал полномочиями действовать от лица государства и соответственно использовать свое положение. Этот круг расширяется и по сей день, следовательно, и само понятие продолжает изменяться.

А. Общие положения Порядок замещения должностей. Должностные лица в Афинах либо избирались, либо определялись на должность по жребию. Выборы производились открытым голосованием на народном собрании.

Избранию подлежали прежде всего все военные должностные лица: 10 стратегов, 2 гиппарха, таксиархи, филархи, а также ка- талогисты — лица, ведавшие призывными списками всадников. Избирались также эпимелеты[50] эфебов[51] и софронисты — лица, ведавшие военной подготовкой молодежи.

По выборам замещались также важнейшие должности в области финансового управления. Народное собрание избирало государственных казначеев — элленотамиев, хранителей денег, предназначенных на театральные раздачи (феорикон), военных казначеев, заведующего государственным бюджетом.

К числу должностных лиц, избиравшихся поднятием рук, относились также заведующий источниками, строитель судов, заведующий мистериями и 10 лиц, ведавших устройством празднеств Дионисия. Выборы производились в народном собрании путем поднятия рук — хейротонии. Выборам стратегов предшествовало предварительное рассмотрение кандидатур в совете пятисот.

Стратеги избирались первоначально по одному от каждой филы, позже их стали избирать от всего населения; из всего населения выбирались также гиппархи и элленотамии. Напротив, по фи- лам избирались 10 таксиархов и 10 филархов.

Что касается должностей, замещавшихся по жребию, то первоначально в одних случаях избирали по жребию от отдельных фил (архонты), в других случаях выборы производили по демам.

Позднее во всех случаях избрание по жребию стали производить по филам.

Жеребьевку производили одновременно с выборами в храме Тезея. Бросали жребий относительно всех желающих выставить свою кандидатуру, причем пользовались для жеребьевки бобами двух цветов: черными и белыми.

Никто не мог занимать две должности одновременно или занимать одну и ту же должность дважды. Исключение составляли все военные должности.

Кроме обычных должностных лиц (архонты в широком смысле слова) в отдельных случаях избирались особые попечители (эпи- мелеты), призванные исполнять специальные поручения народа, например наблюдать за постройками, выступать в качестве послов и т. п. Если поручение это продолжалось свыше 30 дней, попечители приобретали все права, присущие должностным лицам, и мало чем от них отличались. Докимасия. Все лица, избранные на должности голосованием или жребием, обязаны были подвергнуться особой проверке, так называемой докимасии, которая должна была выявить качества кандидата и наличие или отсутствие у него условий, необходимых для занятия должности. Она была надежным средством, которым всегда могли воспользоваться господствующие круги для того, чтобы устранить нежелательного им кандидата.

Архонты подвергались докимасии перед советом и перед судом, остальные должностные лица — только перед судом. Докимасия состояла в том, что испытуемому предлагали определенные вопросы, целью которых было установить, удовлетворяет ли кандидат условиям, необходимым для занятия данной должности (возраст, ценз, наличие или отсутствие задолженности в пользу государства и т. п.), а также другие вопросы, направленные на то, чтобы выявить общественную и политическую физиономию кандидата (выполнял ли военную службу во всех случаях, когда это требовалось, выполнял ли свои финансовые обязательства в пользу государства, почитает ли родителей, чтит ли богов и святыни, может ли указать места погребения своих родных). Свои объяснения испытуемый мог подтверждать свидетельскими показаниями.

Доркимасия завершалась голосованием — открытым в совете, закрытым в гелиэе. Таким образом, все должностные лица подлежали как бы утверждению в должности этими коллегиальными органами. Перед вступлением в должность должностные лица, кроме того, приносили присягу.

б) Коллегиальные должности преобладали над единоличными. Единоличными были наиболее древние из должностей (архонт- эпоним, базилевс, полемарх). Установление единоличных должностей наблюдается также в годы упадка афинской демократии (начиная с середины IV в. до н. э.).

Коллегии имели председателя, все остальные члены коллегии занимали принципиально равное положение.

в) Между различными должностными лицами, как правило, не было непосредственного иерархического подчинения. Оно существовало, однако, в области военного управления.

г) Все должностные лица были подотчетны.

В первом собрании каждой притании ставился вопрос о том, хорошо ли выполняют должностные лица свои обязанности. Происходила так называемая эпихейротония должностных лиц, которая приводила либо к их утверждению в должности, либо к их смещению и отдаче под суд.

Все должностные лица по окончании срока службы должны были давать отчет в своей деятельности и, главным образом, отчет денежный.

Денежные отчеты принимали коллегия 10 логистов и помогавшая им коллегия синегоров, по другим вопросам отчет принимала коллегия эвфинов. Каждый гражданин мог возбудить обвинение против должностных лиц, указать на их злоупотребления.

Вслед за логистами отчет проверялся судом, за которым оставалось в этом деле последнее слово. До утверждения отчета гражданин, занимавший должность, не мог быть избран на другую должность, не мог также выехать за пределы государства и не имел права распоряжаться своим имуществом. Особые права должностных лиц.

При исполнении служебных обязанностей должностные лица носили на голове символ их власти — миртовый венок. Им принадлежали также некоторые почетные права, например, право на лучшие куски при жертвоприношениях, на почетные места в театре.

Б. Отдельные должности Архонты. Высшими должностными лицами в Афинах до реформы Клисфена (509 г. до н. э.) были девять архонтов. Позднее они утратили свое прежнее значение, и руководящая роль в управлении государством перешла к стратегам. Компетенция архонтов в конечном счете свелась главным образом к председательствованию в судах (иногда в народных собраниях) и к выполнению некоторых обязанностей в области религиозного культа. Как единая коллегия архонты выступали редко; они совместно председательствовали в народном собрании при остракизме и эпихей- ротонии должностных лиц (см. выше), выполняли совместно некоторые судебные действия; в остальном отдельно действовали архонт-эпоним, базилевс, полемарх и шесть фесмофетов. Архонты первоначально избирались ареопагом; при Солоне их стали намечать жребием из числа 40 кандидатов, выдвинутых филами; после кратковременного возвращения к выборам окончательно укрепилось избрание архонтов по жребию.

Первый архонт именовался просто архонт или архонт-эпоним. Его именем обозначался год, в течение которого он выполнял свои обязанности.

В его компетенцию входило предварительное рассмотрение некоторых семейных дел, направляемых им для окончательного разрешения в суд. Сюда относились дела о дурном обхождении детей с родителями, о дурном обращении с сиротами, о дурном обращении с наследницей, о расточительстве, об опеке, тяжбы о разделах, о наследствах и наследницах. Архонт имел также общее попечение о счетах и о беременных вдовах.

Второй архонт, базилевс, преемник родоплеменных базилев- сов, осуществлял надзор за религиозным культом. Он заведовал мистериями и другими празднествами и ведал устройством связанных с некоторыми из празднеств состязаний. Он председательствовал на суде при рассмотрении дел, связанных с отправлением культа, например, дел о нечестии, споров о жречестве и т. п. Он был также председателем ареопага.

Полемарх — первоначально военный вождь. В V в. до н. э. от его прежних военных функций остались лишь слабые следы: он совершал жертвоприношения в честь божеств войны — Артеми- ды-Охотницы и Эниалия и устраивал надгробные состязания в честь павших на войне воинов. В остальном его компетенция охватывала дела метэков и других иностранцев.

Для метэков полемарх был тем же, чем архонт для афинских граждан: в его компетенцию входили защита сирот метэков и рассмотрение дел об их наследствах. Он ведал делами по спорам метэков с гражданами. Он председательствовал на суде при рассмотрении жалоб на неисполнение вольноотпущенниками их обязан

ностей по отношению к их бывшим хозяевам, а также по делам тех метэков, которые не пользовались покровительством простата.

Остальные шесть архонтов составляли коллегию фесмофетов. Это были судебные должностные лица. Они назначали дни судебных заседаний, составляли коллегии судей. Они председательствовали в таких важных процессах, как графэ параномон, эйсанге- лия (дела о государственных преступлениях); они председательствовали при докимасии должностных лиц и при рассмотрении отчетов, представляемых стратегами, а также при рассмотрении многих других “graphai”.

Позднее, однако, с середины IV в. до н. э., каждый стратег получил свою компетенцию, и дела стали распределяться между ними голосованием народного собрания. Один из них получал командование гоплитами (тяжеловооруженными воинами), другой — охрану страны и ведение войны в ее пределах, двоих назначали в афинскую гавань Пирей, одного назначали для руководства делом постройки военных кораблей (обязанность строить корабли — три- эры — лежала на богатых гражданах), остальным давали другие назначения в зависимости от обстоятельств. Как руководители армии и флота стратеги принимали также большое участие в ведении иностранных дел, заключая договоры о перемирии и докладывая о проектах других договоров совету и народному собранию. Для командования тяжеловооруженной пехотой избирались 10 таксиархов, для командования конницей — два гиппарха и 10 филархов. Колакреты, аподекты и управление финансами. Из должностных лиц, ведавших финансами, на первом месте стояли колакреты и аподекты. До реформ Клисфена колакреты заведовали всем государственным хозяйством. Позднее, с образованием коллегии аподектов, их компетенция значительно сузилась, и они стали ведать только некоторыми из государственных расходов (расходы на культ, на содержание пританов, на выдачу жалованья гелиастам). В IV в. до н. э., в архонтство Эвклида, колакреты исчезли совсем.

Аподекты были главными казначеями Афин. Они принимали все платежи в государственную казну, кроме судебных доходов, которые поступали колакретам, вели книгу доходов и выдавали из казны должностным лицам деньги на их расходы по управлению. Они же ведали спорами по поводу сборов. Более мелкие дела, на сумму до 10 драхм, они разбирали самостоятельно, а остальные передавали в суд присяжных — гелиэю. В конце IV в. до н. э. на короткое время появляется единоличная должность государственного казначея, к которому переходят функции указанных апо- дектов. Однако позднее, в III в. до н. э., вновь вместо единоличного казначея создается коллегия.

В середине IV в. до н. э. была создана касса для распределения театральных денег, заведование которой поручено было особой коллегии казначеев. Для раздачи театральных денег употреблялись остатки от государственных средств, раньше обращавшиеся на военные нужды. Во второй половине IV в. до н. э. остатки вновь стали в первую очередь тратить на военные нужды, в связи с чем создана была вместо театральной особая военная касса.

Казной и сокровищами богини Афины заведовали 10 казначеев священных сокровищ Афины. Эта казна не совпадала с государственной, но из нее широко заимствовали деньги для государственных нужд в порядке займов. Были также казначеи других богов, хранители богатств других храмов.

С образованием Афинского морского союза для взимания взносов с союзников и для хранения союзной казны, а также производства выдач из нее избирались 10 элленотамиев. Другие должностные лица. Существовали особые должностные лица, так называемые полеты, ведавшие отдачей в аренду и на откуп государственных имуществ и государственных доходов, продажей конфискованных имуществ, устройством торгов на производство общественных работ и т. п.

Логисты и эвфины принимали отчеты должностных лиц, а в случае обнаружения злоупотреблений возбуждали судебное обвинение.

Наблюдение за порядком на улицах и благоустройством города лежало на городских надзирателях — астиномах. Они же осуществляли надзор за странствующими артистами и наблюдали за нравственностью.

Надзор за рынками составлял задачу рыночных надзирателей — агораномов. Они наблюдали за порядком на рынке, за рыночной торговлей, за поступлением от иностранцев специальных пошлин, которые следовали с них за производство торговли. Хлебная торговля находилась под наблюдением особых должностных лиц — ситофилаков, которые должны были, между прочим, следить также за соблюдением таксы на хлеб. Метрономы наблюдали за правильностью мер и весов. Для наблюдения за оптовой торговлей в порту существовали особые портовые надзиратели, а для надзора за верфями — особые надзиратели верфей.

Для организации общественных работ, общее наблюдение за которыми осуществлял совет пятисот, существовали специальные комиссии должностных лиц, призванные содержать в порядке: одни — публичные дороги, другие — источники, третьи — святилища и т. п.

Были должностные лица, руководившие обучением молодежи, главным образом их военной подготовкой. От каждой филы выбирали трех членов филы в возрасте свыше 40 лет от роду — попечителей эфебов, из их числа от каждой филы избирали одного софрониста и, наконец, из всех афинян избирали для общего руководства обучением эфебов одного космета. Избирали также двух педотрибов (преподавателей гимнастики) и учителей, призванных обучать эфебов различным видам военного искусства.

В конце IV в. до н. э. создана была должность гинекономов, призванных наблюдать за образом жизни женщин и за пиршествами и собраниями, происходившими в частных домах по различным поводам.

Наконец, было немало должностных лиц, которые наряду с первыми двумя архонтами ведали делами культа. Сюда относятся различные попечители (epimeletai), помогавшие архонтам при устройстве элевсинских мистерий и Дионисовых празднеств, аф- лофеты, ведавшие устройством процессий на праздниках Пана- финей и устройством музыкальных и гимнастических состязаний, иерофеты, ведавшие жертвоприношениями и другими сторонами религиозного культа.

Читайте также: