Что такое генеральный директор министерства иностранных дел

Опубликовано: 16.05.2024

1. Должность федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) генерального директора Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - генеральный директор) относится к высшей группе должностей гражданской службы категории "руководители".

Регистрационный номер (код) должности - 12-1-1-003.

2. Назначение на должность генерального директора и освобождение от должности осуществляются Президентом Российской Федерации по представлению Министра иностранных дел Российской Федерации (далее - Министр).

Генеральный директор непосредственно подчиняется Министру.

Генеральный директор является руководителем контрактной службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. В период отсутствия генерального директора исполнение его полномочий осуществляется в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра, установленным распоряжением Министра.

II. Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, образованию, стажу гражданской службы (стажу государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности

4. Для замещения должности генерального директора устанавливаются следующие требования:

а) наличие высшего образования;

б) наличие не менее шести лет стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

в) наличие профессионального образования или дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

г) профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД России), а также служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; международного права, международных отношений; иностранного законодательства, особенностей конкретных регионов и стран - в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей; иностранных языков; норм и правил официального протокола и этикета; порядка осуществления дипломатической и служебной переписки; основ делопроизводства, управления и организации труда; процесса прохождения гражданской службы; норм делового общения; форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления; правовых аспектов в области информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ); программных документов и приоритетов государственной политики в области ИКТ; правовых аспектов в сфере предоставления государственных услуг населению и организациям посредством применения ИКТ; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных ИКТ в органах государственной власти (далее - государственные органы), включая использование возможностей межведомственного документооборота; общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности; основ проектного управления; служебного распорядка МИД России; порядка работы со служебной и секретной информацией, режимных требований; правил охраны труда и противопожарной безопасности;

д) профессиональные навыки: руководства конкретной, определенной Министром сферой деятельности, руководства структурным подразделением; организации и планирования работы; оперативного принятия и реализации управленческих решений; подбора и расстановки кадров; контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений и вносимых предложений; ведения деловых переговоров и бесед, в том числе с представителями иностранных государств и международных организаций; взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, представителями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранными официальными лицами, государственными, общественными и частными структурами; нормотворческой деятельности; публичного выступления по проблемам внутренней и внешней политики Российской Федерации, других стран и регионов, проблемам двусторонних отношений, общим международным проблемам, в том числе перед иностранной аудиторией; составления и редактирования дипломатической и служебной документации на высоком стилистическом уровне; ведения политической и информационно-разъяснительной работы; создания в коллективе здоровой, творческой атмосферы; требовательности; владения конструктивной критикой; учета мнения коллег и подчиненных; пользования современной оргтехникой и программными продуктами; стратегического планирования и управления групповой деятельностью с учетом возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, управления электронной почтой, работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет, в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных, с системами управления проектами; систематического повышения профессиональных знаний; своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов.

III. Должностные обязанности, права и ответственность

5. В перечень должностных обязанностей генерального директора входит:

(Перечислить должностные обязанности генерального директора).

6. Основные права и обязанности генерального директора, а также ограничения, запреты и требования, связанные с гражданской службой и особенностями прохождения гражданской службы в системе МИД России, которые установлены в его отношении, предусмотрены статьями 14-18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о гражданской службе) и статьями 4, 5, 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации".

7. Генеральный директор осуществляет иные права и исполняет обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, приказами (распоряжениями) МИД России и поручениями Министра.

8. Генеральный директор за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Перечень вопросов, по которым генеральный директор вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения

9. При исполнении служебных обязанностей генеральный директор вправе самостоятельно принимать решения по вопросам:

(Перечислить вопросы, по которым генеральный директор вправе самостоятельно принимать управленческие и иные решения).

10. При исполнении служебных обязанностей генеральный директор обязан самостоятельно принимать решения по вопросам:

(Перечислить вопросы, по которым генеральный директор обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения).

V. Перечень вопросов, по которым генеральный директор вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений

11. Генеральный директор в соответствии со своей компетенцией вправе участвовать в подготовке (обсуждении) следующих проектов:

(Перечислить виды проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений, в подготовке которых вправе участвовать генеральный директор в соответствии со своей компетенцией).

12. Генеральный директор в соответствии со своей компетенцией обязан участвовать в подготовке (обсуждении) следующих проектов:

(Перечислить виды проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений, в подготовке которых обязан участвовать генеральный директор в соответствии со своей компетенцией).

VI. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений

13. В соответствии со своими должностными обязанностями генеральный директор принимает решения в сроки, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

VII. Порядок служебного взаимодействия

14. Взаимодействие генерального директора с федеральными государственными гражданскими служащими (далее - гражданские служащие) МИД России, гражданскими служащими иных государственных органов, а также с другими гражданами и организациями строится в рамках деловых отношений на основе общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3196; 2007, N 13, ст. 1531; 2009, N 29, ст. 3658), и требований к служебному поведению, установленных статьей 18 Федерального закона о гражданской службе, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и МИД России.

VIII. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом МИД России

15. Генеральный директор не оказывает государственных услуг.

IX. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности

16. Эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности генерального директора определяются по результатам его профессиональной служебной деятельности и деятельности курируемых им структурных подразделений центрального аппарата МИД России, территориальных органов - представительств МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, подведомственных МИД России федерального агентства, организаций и учреждений (указать в соответствии с установленным Министром распределением обязанностей между заместителями Министра) в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Фамилия, имя, отчество

Дата и роспись в ознакомлении с должностным регламентом и в получении его копии

Министерство иностранных дел Российской Федерации ( МИД России , России : Министерство иностранных дел Российской Федерации , МИД РФ) является центральным государственным учреждением заряжена с ведущей внешней политики и внешних отношений из России . Это является продолжением Министерства иностранных дел Российской Советской Федеративной Социалистической Республики , которая находилась под контролем советского Министерства иностранных дел . Сергей Лавров - нынешний министр иностранных дел.

СОДЕРЖАНИЕ

Список глав иностранных дел


Зарубежные школы

Министерство управляет сетью зарубежных школ для детей российских дипломатов.

Первые заместители министра иностранных дел Российской Федерации

  • Федор Шелов-Коведяев (19 октября 1991 - 16 октября 1992)
  • Петр Авен (11 ноября 1991 - 22 февраля 1992)
  • Анатолий Адамишин (16 октября 1992 г. - 14 ноября 1994 г.)
  • Игорь Иванов (30 декабря 1993 - 24 сентября 1998)
  • Борис Пастухов (3 февраля 1996 г. - 25 сентября 1998 г.)
  • Александр Авдеев (30 октября 1998 г. - 21 февраля 2002 г.)
  • Вячеслав Трубников (28 июня 2000 - 29 июля 2004)
  • Валерий Лощинин (22 февраля 2002 г. - 26 декабря 2005 г.)
  • Элеонора Митрофанова (21 мая 2003 г. - 13 августа 2004 г.)
  • Андрей Денисов (8 апреля 2006 г. - 22 апреля 2013 г.)

Действующий первый заместитель министра иностранных дел

  • Владимир Титов (22 апреля 2013 - настоящее время)
  • (отношения со странами Европы)

Заместители Министра иностранных дел Российской Федерации

  • Борис Колоколов (24 апреля 1981 - 21 февраля 1996)
  • Георгий Кунадзе (20 марта 1991 - 30 декабря 1993)
  • Андрей Колосовский (18 июня 1991 - 16 сентября 1993)
  • Георгий Мамедов (26 декабря 1991 - 5 июня 2003)
  • Борис Пастухов (22 февраля 1992 г. - 3 февраля 1996 г.)
  • Сергей Лавров (3 апреля 1992 г. - 3 ноября 1994 г.)
  • Виталий Чуркин (4 июня 1992 г. - 11 ноября 1994 г.)
  • Сергей Крылов (8 октября 1993 - 20 декабря 1996)
  • Александр Панов (30 декабря 1993 - 15 октября 1996)
  • Альберт Чернышёв (30 декабря 1993 - 13 июня 1996)
  • Николай Афанасьевский (3 ноября 1994 - 6 января 1999)
  • Виктор Посувалюк (14 ноября 1994 - 1 августа 1999)
  • Юрий Дубинин (20 декабря 1994 - 13 июня 1996)
  • Василий Сидоров (9 ноября 1995 г. - 28 января 1998 г.)
  • Юрий Зубаков (3 февраля 1996 - 14 сентября 1998)
  • Иван Кузнецов (26 февраля 1996 - 14 апреля 1997)
  • Александр Авдеев (20 декабря 1996 г. - 30 октября 1998 г.)
  • Иван Сергеев (14 апреля 1997 - 17 ноября 2001)
  • Юрий Ушаков (28 января 1998 - 2 марта 1999)
  • Юрий Прошин (25 мая 1998 г. - 2 августа 1999 г.)
  • Василий Средин (30 октября 1998 г. - 17 октября 2001 г.)
  • Леонид Драчевский (16 ноября 1998 - 25 мая 1999)
  • Евгений Гусаров (6 января 1999 - 7 октября 2002)
  • Сергей Орджоникидзе (2 марта 1999 г. - 26 февраля 2002 г.)
  • Иван Иванов (6 июля 1999 г. - 13 сентября 2001 г.)
  • Григорий Берденников (27 марта 1992 г. - 16 сентября 1993 г.; 18 октября 1999 г. - 2 апреля 2001 г.)
  • Виктор Калюжный (31 мая 2000 г. - 29 июля 2004 г.)
  • Алексей Федотов (7 июля 2000 г. - 11 марта 2004 г.)
  • Валерий Лощинин (7 апреля 2001 - 22 февраля 2002)
  • Анатолий Сафонов (4 октября 2001 г. - 13 августа 2004 г.)
  • Александр Салтанов (17 октября 2001 г. - 5 мая 2011 г.)
  • Андрей Денисов (28 декабря 2001 г. - 12 июля 2004 г.)
  • Анатолий Потапов (14 января 2002 - 17 февраля 2004)
  • Сергей Разов (18 марта 2002 г. - 10 июня 2005 г.)
  • Юрий Федотов (7 июня 2002 г. - 9 июня 2005 г.)
  • Владимир Чижов (10 ноября 2002 г. - 15 июля 2005 г.)
  • Сергей Кисляк (4 июля 2003 г. - 26 июля 2008 г.)
  • Доку Завгаев (17 февраля - 13 августа 2004 г.)
  • Александр Алексеев (13 августа 2004 г. - 3 января 2007 г.)
  • Александр Яковенко (5 августа 2005 г. - 24 января 2011 г.)
  • Владимир Титов (19 октября 2005 г. - 22 апреля 2013 г.)
  • Александр Лосюков (23 марта 2000 г. - 2 марта 2004 г.; 3 января 2007 г. - 26 марта 2008 г.)
  • Алексей Бородавкин (26 марта 2008 г. - 5 декабря 2011 г.)
  • Алексей Мешков (6 сентября 2001 - 20 января 2004; 25 декабря 2012 - 23 октября 2017)
  • Василий Небензя (1 июня 2013 г. - 26 июля 2017 г.)
  • Анатолий Антонов (29 декабря 2016 - 21 августа 2017)
  • Геннадий Гатилов (24 января 2011 г. - 31 января 2018 г.)
  • Григорий Карасин (27 июля 1996 - 25 марта 2000; 10 июня 2005 - 10 сентября 2019)

Действующие заместители министра иностранных дел

  • Евгений Иванов (5 октября 2017 - настоящее время)
  • (Статс-секретарь; отношения со странами СНГ , отношения с другими государственными органами)
  • Сергей Рябков (15 августа 2008 - настоящее время)
  • (отношения с американскими странами и вопросы безопасности и разоружения)
  • Михаил Богданов (12 июня 2011 - настоящее время)
  • (отношения со странами Африки и Ближнего Востока)
  • Игорь Моргулов (22 декабря 2011 - настоящее время)
  • (отношения со странами Азии)
  • Олег Сыромолотов (19 марта 2015 - настоящее время)
  • (о противодействии терроризму)
  • Александр Панкин (23 октября 2017 - настоящее время)
  • (отношения с европейскими организациями, странами Западной и Южной Европы)
  • Александр Грушко (6 сентября 2005 - 23 октября 2012; 22 января 2018 - настоящее время)
  • Сергей Вершинин (27 марта 2018 - настоящее время)
  • Андрей Руденко (19 сентября 2019 - настоящее время)

Генеральные директора Министерства иностранных дел Российской Федерации

  • Доку Завгаев (13 августа 2004 г. - 23 сентября 2009 г.)
  • Михаил Ванин (23 сентября 2009 г. - 6 апреля 2012 г.)
  • Сергей Мареев (6 апреля 2012 г. - 22 августа 2015 г.)

Действующий генеральный директор Министерства иностранных дел

  • Сергей Вязалов (22 августа 2015 - настоящее время)

Смотрите также

Jubcoin 2002 10руб. Министерство иностранных дел revers.jpg

По поводу московского здания, в котором находится главный офис Министерства:


Заместителем министра иностранных дел назначен бывший вице-губернатор Северной столицы Сергей Вязалов. В Петербурге его знают как одного из соратников Алексея Кудрина, крупного специалиста по финансам и просто «порядочного человека». Но несмотря на то, что почти все собеседники (да и сам автор этих строк) помнят его как человека интеллигентного, его назначение вряд ли заставит Сергея Лаврова хоть на йоту приблизить язык МИДа к дипломатическим нормам, убеждены эксперты.

Заместителем министра иностранных дел назначен бывший вице-губернатор Северной столицы Сергей Вязалов. В Петербурге его знают как одного из соратников Алексея Кудрина, крупного специалиста по финансам и просто «порядочного человека». Но несмотря на то, что почти все собеседники (да и сам автор этих строк) помнят его как человека интеллигентного, его назначение вряд ли заставит Сергея Лаврова хоть на йоту приблизить язык МИДа к дипломатическим нормам, убеждены эксперты. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Президент России Владимир Путин назначил новым генеральным директором Министерства иностранных дел Сергея Вязалова, сообщается на официальном портале правовой информации. Тем же документом от этой должности был освобожден Сергей Мареев. По сути, Вязалов станет заместителем Сергея Лаврова, курирующего финансово-хозяйственную деятельность и обслуживание дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в России. То есть чиновником, непосредственно отвечающим за самочувствие иностранных посольств.

С 2011 по 2014 год Сергея Вязалов был вице-губернатором Петербурга по финансовой деятельности. На тот момент он был одним из немногих, кто не принадлежал к «Афонскому обществу», православному объединению, куда входил в том числе сам губернатор Георгий Полтавченко и его ближайшие соратники – на тот момент первый заместитель Игорь Дивинский и вице-губернатор Василий Кичеджи. Замечали афонские четки на руках главы Невского района Констинтина Серова, вице-губернатора Марата Оганесяна (сейчас в отставке), вице-губернатора по ЖКХ Владимира Лавленцева (также в отставке) и других.

Поэтому принято считать, что Сергей Вязалов изначально приходил в Смольный по велению Москвы и лишь на время. Ближайший соратник Алексея Кудрина, работавший с ним и в мэрии Петербурга, и в Министерстве финансов, он должен был разобраться с наследием Валентины Матвиенко и помочь Георгию Полтавченко в экономических вопросах. И Вязалов, назначенный на пост вице-губернатора в сентябре 2011 года, принялся за дело весьма жестко: он секвестрировал бюджет, избавившись от таких дорогих проектов, как Орловский тоннель, Дворец искусств на Васильевском острове, линия легкорельсового трамвая до Пулково и Ново-Адмиралтейский мост.

Понятное дело, его деятельность вызывала массу недовольства. Вплоть до открытого противостояния, когда прибывшая с визитом в Петербург уже спикер СФ Валентина Матвиенко бросила перед журналистами ставшую классикой шпильку: «В мое время 25 % бюджета отправлялось на развитие города, а не на проедание». «Это эмоции», – через журналистов передал свою позицию Вязалов. И предложил сравнить, сколько денег тратилось на Адресную инвестиционную программу в бюджетах последних пяти лет. По его словам, во всех случаях на нее уходило около 80 млрд рублей – чуть меньше, чем при нем.

Любопытный штрих к портрету – Вязалов был одним из немногих вице-губернаторов, к кому у депутатов практически не было никаких претензий. По мнению депутата закса, члена бюджетно-финансового комитета Ирины Ивановой, Вязалов прежде всего хороший управленец для непростых времен. Ни для кого не секрет, что сейчас у МИДа как раз не самые лучшие отношения с коллегами из разных стран. «У меня сложилось впечатление о нем как о хорошем специалисте, который, во-первых, всегда на своем месте, а во-вторых, хорошо знает финансово-экономический блок. И не просто знает. Он много работал на разных должностях и прошел несколько кризисов, зарекомендовав себя как хороший кризисный менеджер».

Некоторые эксперты полагают, что назначение Вязалова – это попытка несколько смягчить риторику нынешнего МИДа, сделать его более дипломатичным. Тем более что он не только всегда был сторонником Кудрина, а значит сторонником либерального курса, но и просто интеллигентным человеком. «Я Сергея Вязалова прекрасно знаю 20 лет и оцениваю его лично очень высоко. Я наблюдал его в разных должностях, человек он умный, грамотный, воспитанный, интеллигентный», – говорит депутат заксобрания Борис Вишневский. Тем не менее, по мнению Вишневского «порядочный человек Вязалов» мало что может сделать, так как политику МИДа определяет не он.

Аналогичного мнения придерживается и политолог Александр Конфисахор, который хоть и замечает, что должность в МИДе – это всегда повышение, подчеркивает, что заместитель министра – это все-таки «человек-функционал». «Люди на таких постах отвечают не за политику, они скорее исполнители. Поэтому не думаю, что его взгляды, будь он коммунистом, либералом или социалистом, как-то повлияли на его политику».

Непосредственной реализацией утвержденного Президентом России внешнеполитического курса занимается Министерство иностранных дел РФ. Согласно Положению о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента России от 14 марта 1995 г. №271, МИД России является «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями».

В Положении было особо подчеркнуто, что Министерство иностранных дел подведомственно напрямую Президенту России по вопросам, закрепленным за ним Конституцией страны. Тем самым была юридически закреплена принадлежность МИД к так называемым «президентским» министерствам (к числу которых относятся также основные силовые ведомства), которые в своей работе подчиняются не правительству, а напрямую главе государства.

Роль МИД в системе органов власти России была качественно усилена в марте 1996 г., когда появился Указ Президента России «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». Согласно этому Указу, МИД получил полномочия по контролю за внешнеполитической деятельностью других федеральных и региональных органов власти РФ, а также по координации этой их деятельности.

Согласно Положению о Министерстве иностранных дел и другим документам основными задачами МИД России являются следующие:

- разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ;

- реализация внешнеполитического курса РФ;

- координация международных связей субъектов РФ;

- обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов РФ на международной арене;

- защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

- обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

- координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

Задачи определяют функции МИД РФ, к числу основных из них относятся :

- разрабатывает проекты международных договоров РФ, подготавливает предложения о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров и в установленном порядке вносит эти предложения на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

- ведет переговоры с иностранными государствами и международными организациями;

- участие в подготовке предложений по приведению законодательства РФ в соответствие с ее международно-правовыми обязательствами;

- участвует в разработке политики и конкретных мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан РФ, ее обороны и безопасности, осуществлению конверсии ее оборонной промышленности;

- реализует дипломатическими средствами усилия РФ по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с учетом ответственности РФ как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов;

- обеспечивает участие РФ в деятельности ООН, СНГ, других международных организаций, конференций, форумов, содействует повышению роли России как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;

- содействует распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике РФ, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны;

- содействует осуществлению межпарламентских и других внешних связей Федерального Собрания;

- организация на территории РФ и за рубежом консульской работы;

- информирование загранпредставительств по вопросам внешней и внутренней политики РФ;

- осуществления кадрового обеспечения центрального аппарата, загранпредставительств, представительств министерства и подведомственных ему организации на территории РФ; подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров дипломатической службы;

- содействие функционированию иностранных дипломатических и консульских представительств на территории РФ и осуществление в пределах своей компетенции контроля за деятельностью обслуживающих их предприятий, учреждений и организаций;

- участие в разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.

Структура МИД РФ.

Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

А .Руководящий состав. Возглавляется министром иностранных дел; с 2004 — Сергей Лавров. Министр иностранных дел — глава внешнеполитического ведомства. Министр представляет Россию на двусторонних и многосторонних переговорах и подписывает международные договоры; распределяет обязанности между своими заместителями и генеральным директором; утверждает положения о структурных подразделениях.

Министр иностранных дел РФ в установленном порядке присваивает дипломатические ранги от атташе до советника 1 класса включительно, а также представляет Президенту РФ ходатайства о присвоении дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса.

Андрей Козырев — с октября 1990 по январь 1996

Евгений Примаков — с января 1996 по сентябрь 1998

Игорь Иванов — с сентября 1998 по март 2004

Сергей Лавров — с 9 марта 2004

По состоянию на декабрь 2008 г. 8 заместителей министров (их число может меняться). Все они назначаются Президентом РФ. Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства.

Денисов Андрей Иванович — первый заместитель

Карасин Григорий Борисович — статс-секретарь (курирует вопросы двусторонних отношений с государствами СНГ, работу с соотечественниками за рубежом. Отвечает за взаимодействие с палатами Федерального Собрания и общественными организациями, включая законопроектную деятельность министерства)

В Министерстве иностранных дел образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, генерального директора, а также других руководящих работников системы МИД России. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИД и принимает соответствующие решения. Принимаются они простым большинством голосов в форме постановлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра.

Генеральный секретарь. Занимает высшую государственную должность федеральной государственной службы РФ, курирует деятельность секретариатов министра и его заместителей. Под его руководством работает группа оперативной информации, отдел документации, контроля, инспекции, группа советников министра, а также персонал, занимающийся информацией загранучреждений, письмами и личными обращениями.

Департамент - основное структурное подразделение МИД РФ. Разделено (37) департаменты по основным направлениям деятельности.

Б.Территориальные департаменты, на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациямию

В.Департаменты и управления функционального характера.

Г. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера. (Департамент экономическое сотрудничество, Департамент информации и печати и.д.)

Д.Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организации, а также загранпредставительств.

В Министерстве иностранных дел Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников системы Министерства.

Члены коллегии Министерства, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и принимает соответствующие решения.

15) Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции

Департамент - основное структурное подразделение МИД РФ. Разделено (37,39) департаменты по основным направлениям деятельности.

Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов.

К числу департаментов, занимающих отношениями РФ с другими, относятся территориальные департаменты по регионам, которые в свою очередь подразделяются на отделы, занимающихся отношениями с конкретными странами. Государства Европы, например, делятся на четыре региона, и отношениями с входящими в них странами соответственно занимаются четыре европейских департамента (ЕД). Отношениями с государствами Азии также занимаются четыре департамента (ДА) и т.д.

Особую группу составляют департаменты, занимающиеся отношениями со странами ближнего зарубежья. К ним принадлежат четыре департамента. Три из них занимаются отношениями с этими странами по союзвопросами сотрудничества России со странами СНГ в целом. Отделы последнего курируют такие вопросы, как связи с уставными органами СНГ, внешнеполитическое сотрудничество, экономика и право, культура, наука, образование, спорт, охрана границ и правопорядка, таможенный союз, миротворчество и урегулирование конфликтов, информационно-аналитические вопросы.

Следующие работы территориальных департаментов; сбор , анализ официальных документов и информационных материалов, осуществление дипломатической переписке с аккредитованными дипломатическими представительствами стран, находящиеся в ведении департамента и т .д.

Таким же образом формируются и функциональные подразделения министерства. Все они, за исключением некоторых управлений и самостоятельных отделов и групп, также именуются департаменты. Среди них правовой (ДП), государственного протокола (ДГП), , экономическое сотрудничество (ДЭС), международных организаций (ДМО) и т.д. Одной из основных мест в системе МИД РФ занимает департамент информации и печати (ДИП). На департамент возложены обязанности по проведению брифингов и пресс-конференции, организации работы пресс-центра. Департамент занимается аналитической деятельностью, им обеспечивается обслуживание всех государственных визитов. Консульская служба (ДКС) важнейшее функциональное подразделение, координирует и направляет деятельность консульских загранучреждений (генконсульств, консульств, вице-консульств), консульских отделов посольств.

Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера. Управление делами (УД), валютно-финансовый департамент (ВФД) и т.д.

Д.Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организации, а также загранпредставительств.

Специальное место занимают Историко-документальный департамент (ИДД), в котором сосредоточен архив МИДа РФ.

Помимо президента РФ и председателя правительства, полномочия по решению вопросов, касающихся внешней политики, принадлежат Министерству иностранных дел (сокращенно МИД) России, которое представляет собой федеральный орган исполнительной власти и действует на основании положения, утвержденного президентом РФ.

МИД РФ

Кто устанавливает структуру МИД в России?

Указом президента РФ закрепляется структура данного органа, представленная министром, его заместителями, статс-секретарем, центральным аппаратом, состоящим из департаментов, представительств России за рубежом, представительств в субъекта РФ и подведомственными организациями.

Центральный аппарат

В настоящий момент законодатель закрепляет возможность наличия 41 департамента в структуре МИД РФ по основным направлениям деятельности. Департаменты подразделяются на территориальные, занимающиеся вопросами, касающимися отношений с иностранными государствами, и функциональные, выполняющие определенные функции, закрепленные за ним.

Министерство иностранных дел

Территориальные департаменты

  • Департаменты стран СНГ, которых насчитывается 4 в структуре МИД. Развитие сотрудничества в рамках СНГ является приоритетным направлением для России. Органы отраслевого сотрудничества в СНГ развивают взаимоотношения в отраслях экономики, гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, а также в других сферах жизнедеятельности стран-участников. В 2017 году РФ выступала в качестве председательствующей страны в СНГ. За год правления проведены крупнейшие заседания Совета, на котором поднимались вопросы торгово-экономических связей между странами, принято решение о необходимости проведения работ в области устранения препятствий для передвижения товаров и услуг.

совет глав СНГ

  • Европейские департаменты, которых в структуре МИД также 4.
  • Департамент общеевропейского сотрудничества. В рамках которого обсуждаются вопросы международных европейских организаций.
  • Департамент Северной Америки. Отношения России и США являются основным фактором в контексте обеспечения мировой безопасности и стабильности. В силу различных подходов к урегулированию ряда международных проблем эти отношения периодически претерпевают сложные периоды. В настоящий момент продолжается интенсивный обмен мнениями по актуальным международным проблемам. Отношения стран в области культуры складываются более удачно, так за последние годы на территории США проведены успешные гастроли российских исполнителей классической музыки, театра, балета. Значительные усилия принимаются для сохранения российского культурно-исторического наследия в США, включая музей на месте крепости Форт-Росс в Калифорнии.
  • Латиноамериканский департамент.
  • Департамент Ближнего Востока и Северной Африки.
  • Департамент Африки.
  • Департаменты Азии, которых в структуре МИД насчитывается три. Политика России в данном направлении является взаимовыгодной и нацелена на оказание помощи в социально-экономическом и культурном развитии, обеспечении безопасности, расширении военного сотрудничества, а также оказании содействия странам Центральной Азии в решении других задач. Помощь, оказанная Россией за последние 5 лет, оценивается в 6,7 млрд долл. США.
  • Департамент азиатского и тихоокеанского сотрудничества.

Территориальные департаменты

Функциональные департаменты

Таких в структуре МИД России насчитывается больше по сравнению с территориальными департаментами.

  • Департамент международных организаций, в рамках которого поднимаются вопросы участия России как в целом в ООН, так и отдельно в органах, организациях и учреждениях ее системы.
  • Департамент внешнеполитического планирования.
  • Департамент по вопросам нераспространения и контроля над вооружением.
  • Историко-документальный департамент. Важным направлением историко-архивной деятельности стала реализация масштабной программы мероприятий и проектов, посвященных 100-летию событий 1917 года в России.
  • Департамент по вопросам новых вызовов и угроз, обсуждающий вопросы в области противодействия терроризму, незаконного оборота наркотических средств, пиратству, а также в области науки, связи и технологий и другие

Подведомственные образовательные учреждения

В рамках структуры МИД выделяются различного рода подведомственные организации. Так, министерство является учредителем Дипломатической академии, являющейся ведущим вузом в мире по подготовке специалистов в области международных отношений. Помимо этого, под руководством органа действуют институт международных отношений, колледж МИД, средняя школа-интернат, высшие курсы иностранных языков. Учреждения МИД располагаются и за пределами нашей страны, так в настоящий момент открыто 82 общеобразовательные школы при посольстве России с углубленным изучением иностранных языков, располагающиеся в 79 странах мира.

Анализ структуры МИД в целом и отдельных департаментов при нем позволяет сделать вывод об эффективной и интенсивной работе данного органа, что создает предпосылки для успешного решения в дальнейшем вопросов внешнеполитического характера.

Читайте также: