Что такое креативный сотрудник

Опубликовано: 16.05.2024

В наше время трудно встретить топ-менеджеров, которые не восхваляли бы креативность своих сотрудников. Это качество постепенно приобретает все большее значение в повседневном творчестве каждого отдельного сотрудника и коллектива в целом.

Под креативностью понимается способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Кто же такой креативный сотрудник? Вот что говорит по этому поводу директор кадрового агентства «SuperAgent» Светлана Долгова: «Для меня креативным сотрудником является тот, кто думает, анализирует ситуацию, не принимает на веру чужое мнение, всегда ищет самые оптимальные и оригинальные пути решения задачи. Он гибко подходит к любой ситуации. Творческий сотрудник должен уметь посмотреть на ситуацию с неожиданной стороны, не бояться высказывать самые парадоксальные идеи и иметь желание дойти до цели, увидеть результаты своей работы.

Творческий сотрудник должен получать удовольствие от самого процесса поиска решения, созидания и создания чего-то абсолютно нового. Креативный сотрудник не боится быть смешным, он понимает, что самые серьезные вещи только выиграют, если делать их с улыбкой и хорошей шуткой. Он доброжелателен и терпим к себе самому и к другим.

Творчество можно проявить в самой рутинной работе, если не формально подходить к выполнению своих обязанностей и это может позволить оптимизировать работу, сделать ее более насыщенной содержательной, интересной. У креативного сотрудника всегда в глазах горят огоньки интереса, и он может заразить своим энтузиазмом других».

На проявление креативности могут влиять различные факторы, такие как рабочее окружение, люди, вдохновленные своей работой, относятся к повседневным делам более творчески, чем все остальные; опыт (знания и технические навыки); талант, умение думать по-новому; способность пробиться сквозь барьеры повседневности, привычного образа жизни, стереотипности.

Важно учитывать систему мотивации креативных сотрудников, которую описала Тереза Амабиле, руководитель отделения предпринимательства гарвардской бизнес-школы. По её мнению, деньги далеко не самое главное в работе над творческим началом. Люди, которые постоянно размышляют о вознаграждении, показывают крайне низкую степень креативности. Внешние мотиваторы, такие как, стремление к популярности, богатству и т.п., оказывают меньшее влияние на креативность, нежели внутренние факторы – вдохновение, удовольствие от работы. В большинстве случаев, творческий подход требует адаптационного периода – людям нужно время, чтобы вникнуть в проблему и начать создавать идеи, следовательно, при недостатке времени, творческие способности сотрудников снижаются, но это не значит, что креативность не проявляется в условиях сжатых сроков. Это качество присуще тем людям, которые способны концентрироваться на своей работе. При этом избыток времени для них вреден, он подталкивает их к бездействию. Немаловажным фактором является эмоциональное состояние человека – счастье, любовь, радость. Креативность способствует счастью, а счастье приводит к креативности – замкнутый круг.

В каких же профессиях чаще всего возникает потребность проявлять свои незаурядные способности? Больше всего такие люди востребованы на руководящих позициях, где должны проявляться качества аналитически мыслящего, умеющего выходить из сложных ситуаций, лидера. Причем, здесь немаловажную роль играет быстрота принятия решений. Однако, на позициях более низкого уровня, также ощущается спрос на таланты. В таких профессиях, как менеджер по продажам, медицинский сотрудник, продакт-менеджер, менеджер по подбору персонала и других, где основной задачей является привлечение клиентов и результативное взаимодействие с ними, творческий подход будет являться следствием успешной работы.

Современные тенденции развития креативности сотрудников нельзя назвать данью моде. Это мощный и эффективный инструмент для достижения целей различных организаций. Ему все большее и больше уделяют внимание. Креативность отдельных сотрудников и коллектива в целом становится основным внутренним преимуществом.

Если раньше творчество считалось привилегией деятелей искусства и пересекалось с коммерцией лишь на почве меценатства, то с начала прошлого века представители бизнес-сообщества проявляют все больший интерес к этому феномену. И делают это вполне обоснованно. Например, корпорация General Electric после проведения двухлетнего курса развития творческого потенциала сотрудников получила результат в виде 60-процентного увеличения числа патентоспособных идей.

Креативные сотрудники становятся инициаторами инноваций, приносящих колоссальную прибыль (под креативностью понимается способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации). Достаточно вспомнить основателя компании Apple Стива Джобса, который вслед за компьютерным бизнесом создал анимационную студию Pixar Animations, породившую целый ряд мультипликационных шедевров («Корпорация монстров», «В поисках Немо»).

И в наше время любая компания может конвертировать творческий потенциал своих сотрудников в денежный эквивалент. «Любой бизнес, будь то продажа молочных продуктов или производство высокотехнологичного оборудования, развивается благодаря новаторам, — говорит Юлия Сахарова, генеральный директор холдинга «Империя Кадров». — Креативность не знает границ. Поэтому рынок бурно реагирует на удачные идеи, а работодатели все чаще требуют от своих подчиненных креативного мышления».

Творческий характер

Целый ряд творческих профессий обслуживает сейчас сферу бизнеса: это креативные сотрудники рекламных агентств, дизайнеры, архитекторы, артисты, event-менеджеры, журналисты и многие другие. Однако что отделяет их от классических работников корпораций — так это неспособность вписаться в корпоративную культуру. «Бывает, что креативные сотрудники не могут сработаться с коллективом, их точки зрения могут не совпадать с взглядом вышестоящего начальства, а загоревшись какой-то идеей, они не способны от нее отказаться», — рассказывает Елена Гороховатская, руководитель сектора PR и рекламы хедхантинговой компании Cornerstone. «Переделывать бывает лень, поэтому дизайнеры, сценаристы стремятся убедить заказчика, что так — и только так», — добавляет генеральный директор агентства «Праздник» Кирилл Морозов.

Несмотря на свою чрезвычайную актуальность для бизнеса, креативные кадры, по мнению некоторых руководителей, иногда даже оказывают демотивирующее влияние на коллектив. Например, руководитель одной из ИТ-компаний столкнулся с такой проблемой: получив задание, программист целыми днями спокойно играл в компьютерные игры (естественно, подавая плохой пример сослуживцам). Спустя несколько дней он выдавал готовую программу, над которой безуспешно бился целый отдел. Так получалось каждый раз, и все бы хорошо, но сослуживцы, глядя на талантливого сотрудника, тоже перестали работать.

«Творческому персоналу трудно работать в жестких рамках, соблюдать определенные требования и офисную иерархию», — объясняет Елена Гороховатская. Более того, перейдя на менее творческую работу, креативный сотрудник может весь отдел замучить своим нестандартным подходом. «Руководство одной компании решило повысить талантливого копирайтера до должности консультанта по рекламе. Теперь в его обязанности входило написание отчетов, — рассказывает психолог и бизнес-тренер консалтинговой компании СЭТ Татьяна Мужицкая. — Сотрудник творчески подошел к этой обязанности: один отчет он писал белым стихом, другой — пушкинской строфой. Периодически он также выполнял отчет зеленым цветом. В результате начальство решило, что пора решать вопрос кардинально. В пару к профессионалу наняли студента, который слушал его рассуждения и записывал их в шаблон. Самому консультанту писать запретили».

Казалось бы, изолируй «творцов» от остального мира, и их энергия пойдет в мирное русло, но — нет. Даже оказавшись в среде себе подобных, творческие сотрудники не хотят оставаться незамеченными и стремятся выделиться из коллектива любой ценой. Так, притчей во языцех стала склонность «творцов» опаздывать. «Это болезнь, надо сказать, как артистов из числа звезд, так и тех, кто еще звездами не стал и должен бы заботиться о своей репутации, — замечает генеральный продюсер Центра праздников «КнязевЪ» Сергей Князев. — Иногда только профессиональный ведущий, готовый к любым неожиданностям, может спасти ситуацию, и люди на празднике даже не заметят, что звезда эстрады вышла на сцену с опозданием на 30 минут». Но речь в данном случае идет не только об артистах. Дизайнер приходит на работу к часу — двум дня, креатор входит в митинг-рум посредине совещания, на котором обсуждается его проект, а опытный глава архитектурного бюро назначает встречу на 10 утра, надеясь, что подчиненные, с Божьей помощью, подтянутся к полудню.

Более того, как только сотрудники собрались, начинаются капризы, «перетягивание каната», выяснение, кто будет отвечать за самый заметный пост и так далее.

«Творческая личность — это человек, который любит так или иначе привлекать к себе внимание, — говорит Татьяна Мужицкая. — Он яркий, эффектный, неординарный, и его продукт такой же. А вот если у подобного человека нет возможности выдвинуться на первое место благодаря творчеству, он начинает обращать на себя внимание за счет интриг, скандалов, опозданий. Даже если его за это ругают при всех — втайне это ему нравится».

Фаэтон на колеснице

Образ возничего на колеснице как символ управления креативной энергией известен еще со времен античности. Как известно, он должен был удерживать лошадей, балансируя на двухколесной конструкции и постоянно рискуя быть затоптанным. Руководитель творческого отдела ничуть не меньше напоминает этого ловкого юношу. Ведь его задача — выполнить заказ качественно и одновременно учесть способы и стиль работы своих подчиненных. А добиться от них результата не так уж легко.

«Основные трудности управления сотрудниками творческого отдела связаны с тем, что они не всегда понимают природу рекламного бизнеса. Творчество в рекламе — это не самовыражение, а деловой процесс, направленный на получение определенного результата. Поэтому иногда возникают трудности с поисками компромиссных вариантов, с пониманием того, что не все исправления, которые просят сделать, являются злом», — замечает генеральный директор творческого агентства Lowe Adventa Ярослав Кучеров.

«Главная трудность — это нестабильность качества работы креативных сотрудников. На втором месте — слабый уровень их подготовки, отсутствие социального опыта, грандиозные пробелы в образовании», — комментирует заместитель главного редактора информационной радиостанции «Сити-FM» Игорь Зимаков. Редактор считает, что какого-то особого подхода требует лишь очень ограниченное количество творческих работников. Но с этой точкой зрения согласны не все. «О специалистах подобного рода ходят, на мой взгляд, неоправданные слухи, будто это люди «не от мира сего», неудобны в общении, обидчивы, непунктуальны и не всегда продуктивны», — замечает Елена Гороховатская. «Как правило, над креативными сотрудниками стоит такой же креативный директор, который понимает все нюансы и тонкости профессии», — добавляет эксперт. Действительно, креативному сотруднику часто необходим администратор. Реалист, который приводил бы талантливые замыслы к согласованию с реальностью. «Однако творческого сотрудника нельзя торопить, напоминать ему про сроки, а тем более — вмешиваться в процесс: сделай это сначала, а это потом», — говорит Татьяна Мужицкая. Юлия Сахарова подчеркивает, что творческие люди инстинктивно сопротивляются слишком авторитарному подходу руководства: «Нельзя решить проблему с ними, просто скомандовав: «Делай, как я!". Они требуют большего времени и внимания».

«Безусловно, сценаристы, режиссеры и даже обычные арт-менеджеры нуждаются в особой опеке», — рассказывает Сергей Князев. — Здесь важное место имеют «поглаживание» по самолюбию, посулы «пряников», комфортная организация офиса и рабочего места. Главное же — восхищение плодами их творчества! Заставить творческую личность работать на максимум можно. Порой для этого требуется стать для звезды мамой или отцом, лучшим другом, поклонником, любимым человеком, музой, но только не строгим начальником».

Конечно, возможен и подход, минимизирующий личное влияние руководителя-администратора на творческую личность. Однако он оправдывает себя при более поточной организации творческого процесса. «При этом креативная работа совершенно не означает отсутствие системы управления, — уточняет Сергей Улыбабов, председатель совета директоров креативного агентства MILK. — Существуют разумные часы начала рабочего дня. Для каждого проекта есть тайминг, главное в нем — сроки начала и сдачи проекта. В рамках этого интервала у сотрудника достаточно самостоятельности для планирования рабочего дня. Если что-то лучше получается в 5 утра, — о-кей. Важно на выходе получить проект, которым можно гордиться». Вместе с тем упор можно сделать на неоценимый вклад каждого творческого сотрудника, а недостатки самодисциплины, в случае необходимости, могут быть преподнесены в ракурсе их негативного влияния на творческий процесс. «Я стараюсь донести до каждого, что он подводит не меня, а общее дело, где вклад «потенциально опаздывающего» просто неоценим, и его мнение должно быть услышано вовремя, чтобы не простаивали люди, от него зависящие», — говорит Надежда Кузнецова, руководитель студии анимации «Петербург». Надежда периодически старается оповещать творческую команду об успехах кого-либо из ее членов, вывешивает на доску объявления об «отличниках» анимационного производства. «Глядишь — и остальные начинают подтягиваться», — замечает она.

Музу в розыск

Профессор Гарварда Тереза Амабайл в ходе 30-летнего исследования подтвердила, что стресс, спешка, давление и перестановки в организации негативно влияют на творческий потенциал сотрудников. Оказалось, что креативность позитивно ассоциируется с радостью и любовью и негативно — со страхом и тревогой.

Не стоит недооценивать оборудование рабочих мест или комнат отдыха, равно как и страсть творцов к преобразованию окружающей обстановки. Это может быть звучание любимой музыки, творческий беспорядок на столе или мало кому понятные изображения на стене. Но даже выполнив все требования творческого персонала, вы не будете застрахованы от бесконечных перепадов настроения. «Представьте себе такую ситуацию, — рассказывает Князев. — Написан великолепный сценарий праздника, сделано роскошное оформление, подобраны блистательные артисты, а вот ведущий (известный всем по работе на ТВ и концертах) приехал без настроения. Нахамив арт-менеджерам, сорвав зло на «гримерке» (в которой он раскидал фрукты, набросал окурки, пролил сок), этот популярный и любимый народом ведущий выходит на сцену и 4 часа «убивает» праздник для тех, кто за него заплатил».

Творчество нуждается в психологическом настрое и азарте. Однако оно совершенно не терпит «бытовухи». Для того чтобы креативный персонал не чах от рутинной работы, которая с развитием бизнеса появляется в любом случае, руководство агентства визуальных коммуникаций DEFA инициировало внутренние проекты. В них входит и реализация смешной и наглядной интерактивной карты офиса (www.officemap.defa.ru). На подобные задачи выделяется часть бюджета на развитие, а занимающиеся ими сотрудники реализуют себя так, как они этого хотят. «Проблема многих агентств — уход в ремесло. Таким образом, жизненный цикл большинства из них укорачивается. Как только у сотрудника пропадает страсть, он уже не в состоянии создавать шедевры, которые могут давать новую силу бренду. Если креатор постоянно отдает часть себя, то он должен где-то получать новую энергию. Задача менеджмента — создать такие условия, в которых команда будет открытой системой, — считает Сергей Улыбабов. — Для нас важно стимулировать желание людей творить — не только в рамках клиентской работы, но и для души. Поэтому мы планируем проводить выставки работ наших сотрудников. Более того, мы организуем внутренний «чемпионат идей». Лучшие работы отправляются на фестивали».

Время, как элемент управления, перед творчеством бессильно. Лучшие креативные идеи не приходят в служебные часы. Одним свободнее думается при физических нагрузках, другим необходим полный покой. Иногда достаточно взмаха крыла пролетающего голубя, чтобы у креативщика возникла стоящая идея. А если проблема не решается, достаточно временно отстраниться и заняться чем-то другим. В любом случае нужны изменения и новые впечатления, а вот постоянное присутствие в офисе совершенно необязательно. «Я не считаю необходимым видеть нашего арт-директора или пресс-атташе в 9 часов в офисе, для меня важнее выполненная в срок задача, а не его присутствие на месте. К счастью, современные средства коммуникации — видео, телеконференции, электронная почта — позволяют нам обмениваться мнениями и информацией практически он-лайн», — говорит Дмитрий Долинский, генеральный продюсер серии презентаций французской моды Fashion French Touch. Многие творческие люди предпочитают работать в одиночестве. «Мне лично нравится работать, когда в офисе никого нет — либо рано утром, либо вечером», — замечает дизайнер сноубордической одежды компании LMA Александр Селиванов.

Если муза пришла, а сотрудника постоянно отвлекают, то его рабочее время тратится напрасно. Креативщик должен иметь возможность отстраниться от всех ненужных раздражителей даже в стенах «холодного» офиса. В этих целях некоторые даже вывешивают флажок «Недоступен». И никто не смеет потревожить сотрудника, пока этот символ стоит на столе. Есть и другой подход. «Муза посещает именно креативных людей, но проблема в том, что делает она это нерегулярно. В условиях сериального производства (читай — конвейерного) мультфильма «Смешарики» единственный выход — иметь достаточное количество креативных людей для того, чтобы их творческие паузы не пересекались», — рассказывает Надежда Кузнецова.

Руководители компаний высоко оценивают своих творческих сотрудников, от которых во многом зависит успешность их бизнеса; людей, которые полны ярких неординарных идей и каждый день удивляют своими новыми нестандартными решениями. Однако отличить истинный креатив от обычной находчивости порой бывает нелегко. Каковы же методы идентификации креативного сотрудника?

Столь важные сотрудники представляют «золотой резерв» тех компаний, которые огромное внимание уделяют поиску и развитию новых форм, как внутреннего, так и внешнего взаимодействия. Нельзя однозначно перечислить все основные особенности, отличающие креативного человека, однако всех их объединяет сочетание неординарных творческих способностей и полная готовность вырабатывать перспективные идеи в своей деятельности.

Часто случается, что такую готовность можно наблюдать также и у совсем не креативных, но находчивых сотрудников. Они обладают высоким уровнем интеллекта, хорошей смекалкой, способны грамотно и четко выразить свою мысль, однако умение найти выход из сложных ситуаций у них просто заложено в опыте. Естественно, они выдают огромное количество идей. И порой бывает сложно разобрать, это признаки креативности или простой находчивости? Так каким же образом можно разобраться в этом за короткое время, отведенное на проведение собеседования?

К решению задач творческий человек всегда подходит комплексно: он учитывает все мелочи, которые включены в задание. К примеру, предложив такому сотруднику разработать нестандартную программу поощрения персонала компании, в ответ вы получите хоть и сырую, зато завершённую, цельную концепцию, в которой высветлены все «за» и «против». Происходит это потому, что креативность — способность не только увидеть всю задачу целиком, но и разобрать ее на мелкие составляющие, учитывая при этом все факторы: информационный, человеческий, технический. К своему ответу креативный человек также добавит прогноз о том, как могут развиваться события в будущем.

В том случае, если кандидат на собеседовании проявляет свою развитую фантазию, предоставляя в качестве решений задачи уйму различных вариантов, которые хотя и достойны внимания, однако не учитывают минусов и мало связанные между собой – значит, перед вами находчивый менеджер, который, к сожалению, лишен нотки креативности. Такие люди могут хорошо проявить себя, как специалисты, однако при решении проблем, они вряд ли задумаются о последующем развитии событий, пустив все на самотек.

Проверить уровень креативности также можно в рамках вопроса: «Каким образом?». Данная методика отличается простотой и высокой эффективностью. Ее суть заключается в постановке кандидату срочной задачи и наблюдении за способом ее решения. Так, креативный человек всегда будет подходить к заданию с точки зрения планирования и расчёта. Такой процесс напоминает разжигание костра — для начало необходимо раздобыть топлива, затем подготовить место, поджечь сухие щепочки или бумагу, правильно разложить поленья и следить, чтобы огонь не погас. Относительно находчивости – здесь найденное решение подобно удару молнии, оно приходит спонтанно и не имеет какой-либо фундаментальной базы. «А что если. », — задается вопросом некреативный кандидат, когда берет свои фантазии с потолка. Ему самому не известно, как поведут себя его идеи на практике, в отличие от креативного сотрудника, который все подробно расскажет о таком «если», а кроме того, еще и обоснует, почему так, а не иначе.

Каждый креативный руководитель, помимо основного решения задачи имеет еще и запасной вариант. Его наличие можно проверить одним простым вопросом-ловушкой: «Какими будут ваши действия в том случае, если руководству не подойдет выбранное решение?». В процессе поиска наиболее подходящего варианта ответа, креативщик перебирает в голове массу идей, некоторые отбрасывая, а некоторые, припасая за пазухой. Такого человека не застанет врасплох вопрос-ловушка, ведь у него всегда имеются запасные идеи, в отличие от остальных кандидатов, которые готовят только один вариант ответа. В лучшем случае, они начнут судорожно искать какое-либо новое решение, однако то, насколько этот процесс является для них сложным, сразу бросается в глаза.

Действительно творческий человек никогда не будет стесняться нелепых, шокирующих окружающих, действий, которые ведут его к задуманному результату. Для того, чтобы определить такую личность, можно просто попросить сделать что-то смешное. Креативный человек может пройти вокруг стола вниз головой, скорчить гримасу или начать громко петь арию. Те кандидаты, которым креатив не свойствен, поведут себя в данной ситуации банально - начав рассказывать анекдоты или басни. Они всеми способами постараются не выйти за определенные рамки.

Разоблачить креативщика можно также при помощи простого шуточного теста, в процессе которого необходимо просто приготовить чай. Некоторые только нальют в чашку кипяток и принесут чай с сахаром отдельно. А другие, более творческие люди, приготовят чай самостоятельно, узнают, какое количество сахара необходимо положить, нужен ли лимон или сливки, от себя положат рядом пару конфет, предложат салфетки, спросят разрешения налить чая также и себе. Разница очевидна - одни максимально точно выполняют поставленное задание, а другие расширяют его рамки до максимума. Именно эти люди проявляют креативность, пытаясь подняться над ситуацией и охватить близко стоящие цели, что является явным признаком самостоятельного творческого мышления.

Информацию о таком человеке можно извлечь уже с первых минут общения или с данных, которые имеются в резюме. Зачастую креативный соискатель оказывается неординарной, даже, возможно, слегка странной личностью, в нем обязательно будут присутствовать несовместимые, на первый взгляд, взаимоисключающие качества. Возможно, у него будут достаточно разносторонние, зачастую нетривиальные интересы — разведение пираний в домашнем аквариуме, астрофизика и др. А соискатель, который не владеет креативностью, в большинстве случаев, односторонний, гармоничный и не интересный человек.

И напоследок, еще один небольшой секрет: креативщик никогда не смущается, в ответ на просьбу рассказать о прошлых неудачах, ведь он оценивает их как конструктивные шаги вперед, как ситуации, приносящие массу пользы. Другие же кандидаты всеми способами стараются скрыть ошибки, которые были допущены в прошлом.

Существует большое разнообразие различных методов распознавания творческой жилки у кандидатов, все они разные, но ни один нельзя считать стопроцентным. Даже наиболее креативный человек может в той или иной ситуации повести себя нетипично, усложнив задачу работодателям. Для наибольшей эффективности определения сущности кандидата, необходимо использовать один из данных методов и сопоставить с его личностной характеристикой.

В свете открытий последних десятилетий, нет необходимости искать креативных людей, правильная организация развития сотрудников позволит развивать творческий потенциал прямо в команде. Рассмотрим, каковы же идеальные условия для развития креативности.

Развитие экспертизы

Только экспертный уровень позволяет знать, каковы проблемы области, что уже наработано и в чем пробелы. Это позволяет искать полезные решения для своей сферы.

Взять к примеру Эйнштейна: ему пришлось всецело углубиться в физику и разобраться с физической моделью настолько, чтобы найти в ней недостаток.

Как развить экспертизу? Исследователи считают лучшим способом развития экспертизы осознанную практику. Определяются компоненты нужных навыков, проводится обучение, сотрудников поощряют постоянно работать над слабыми местами. Это отличается от урывочного обучения и развития персонала, которое стандартно практикуется.

Некоторые компании используют для этого написание заметок. Сотрудники обязываются писать заметки на 5–6 страниц о проделанной работе, об ознакомлении с теми или иными функциями продукта. Делать они это должны на протяжении всей практики работы в компании. Они пишут заметки и получают коучинг и обратную связь от коллег.

Навыки письма развивают экспертизу, а компании для развития сотрудников в этом направлении необходимо только уделять приоритетное внимание этой практике и не упускать её из виду.

Культура экспериментов

Если в компании принято проводить исследования и уделять серьёзное внимание экспериментам, там креативное мышление будет развиваться, поскольку для него таким образом будет создана естественная среда.

Для творчества важен и необходим глубокий опыт, но этого недостаточно. Если посмотреть на любую творческую работу можно сделать вывод, что она невозможна без понимания, которое приходит извне оригинальной области. Это не случайность, а ключевая составляющая того, что превращает обычную работу в творчество. Опыт извне делает работу чем-то исключительным. Есть множество подтверждений и примеров. Африканский период Пикассо был рождён после случайного визита художника в музей, Дарвин совершенно случайно наткнулся на экономическое эссе Томаса Мальтуса, Эйнштейн познакомился с философией Юма и т.д.

Заинтересовавшись этими вопросами, группа исследователей проанализировала около 18 миллионов научных трудов и отметила, что наиболее цитируемые работы находятся на пересечении нескольких научных областей. Чаще всего группа экспертов одной области пришла к определённому открытию в результате взаимодействия с группой исследователей из совершенно другой области. Такая комбинация опыта на стыке нескольких научных областей обычно и даёт ценные идеи.

Видимо, понимая это, Google 20% своего времени уделяет новым идеям и не связанным с текущим направлением проектам. Вместо предложенных компанией конкретных программ обучения и развития персонала в эти 20% времени сотрудники развиваются по собственному выбору, занимаясь собственными идеями и проектами, никак не связанными с должностными инструкциями. Люди сами ищут, куда вложить свою энергию эти 20% своего времени, и это даёт пользу компании, поскольку она таким образом развивает творчество в своих сотрудниках.

Усиление технологиями

Правило 3. Инновации будут доступнее при технологической обеспеченности.

Технологии усиливают эффективность сами по себе и, кроме того, эффективность первых двух пунктов. С технологиями исследования проходят быстрее, возможностей больше, эксперименты доступнее.

Основатель Pixar писал: "Каждый наш фильм в начале кажется ничтожным. Наша задача превратить ничтожное в достойное и ценное. Это тяжело". Именно технологии сделали это возможным. Поэтому компании, стремящиеся к творческому развитию сотрудников, заботятся о технологическом оснащении персонала.

Награда за настойчивость

Во-первых, процесс исполнения не так прост, как кажется, и не так очевиден. Кэтмалл в своей книге называет ранние идеи "уродливыми детьми", которые нуждаются в защите от осуждения и разочарования. Иными словами, идея обычно требует предварительной проработки, она не рождается в готовом виде.

Правило 4. Любой идее нужно время на воплощение: понадобятся терпение и настойчивость.

Серьёзно обратила на это внимание компания IBM. Она имеет исследовательское подразделение, которое довольно долго разрабатывает новые проекты, прежде чем они станут коммерчески жизнеспособными. Зато делает это последовательно и непрерывно, независимо от текущего финансового состояния. Так, первую квантовую телепортацию команда IBM успешно выполнила в 1993 году, когда компания была в тяжёлом экономическом положении.

Напрашивается вывод: компании, которые хотят обеспечить развитие сотрудников в направлении творчества, должны осознавать, что в этом деле нельзя быть нетерпеливым. Нужны терпение и настойчивость.

Но вернёмся к аналогии с несовершенными детьми. Многие компании бросают своих "детей", разочаровавшись. Они ожидают, что идеи сразу должны родиться идеальными и опускают руки после нескольких попыток. Их ошибка в том, что они представляют себе создание чего-то нового как событие, и не готовы к тому, что это процесс. В результате не вкладывают средства в экспертизу, исследования, эксперименты. Они не готовы мириться с неправильными поворотами и тупиками. Не поэтому ли очень мало компаний способны произвести что-то по-настоящему новое и необычное. Награда достаётся самым настойчивым.

Нужно ли нанимать того, кто умнее вас

Разговор о творчестве и креативе наталкивает на мысль: а что, если грамотное обучение и развитие персонала в направлении творчества приведёт к появлению в компании более креативных сотрудников, чем руководители? Что, если подбор творческих креативных личностей приведёт в компанию более умных и развитых сотрудников, чем топ-менеджеры этой компании? Плюс это или минус и как к этому относиться?

В качестве ответа приведём историю представителя компании Evernote из Японии, который делится своим опытом решения проблемы с микроменеджментом в организации.

История от менеджера Evernote

Когда я только начинал работать в компании, я ошибочно оценил сотрудников. Приступая к работе менеджером, мне казалось, что я способен делать одновременно несколько дел, выполнять любые обязанности лучше, чем те, кому положено их выполнять и т.д. Однако все это делать самому я физически не мог, времени на все не хватало. Поэтому люди делали свою работу, мне приходилось с этим смириться, но меня не покидало ощущение, что это неправильно.

Такой подход не способствовал развитию всех этих сотрудников и вряд ли кто-то более талантливый хотел бы попасть под подобное управление.

Однажды случилась ситуация, когда в результате недопонимания между архитектором и строителями возникло недоразумение, которое привело к неприятному последствию. Полученная ситуация была невыгодна для компании и должна была разрешиться как можно быстрее. Я не знал, как её решать и был раздражён и возмущён. Вдруг я заметил человека, который раздражён больше моего. Этот сотрудник знал о специфике проблемы больше, чем я.

Я это заметил случайно, но поняв, что он знает больше, поручил ему решить проблему, с чем он и справился.

Я кардинально поменял свой взгляд. Понял, что мой подход снижает шансы на решения задач. Я начал менять образ мышления и избавляться от мелочности.

Креативный сотрудник - находка для компании

В последнее время вошло в оборот понятие "креативный". Это слово нередко указывается в объявлениях работодателей о вакансиях и в резюме соискателей. А переводится оно просто — "творческий". Почему же креативность так важна для сотрудников и как ее в себе развить? Своими мнениями на эту тему поделились специалисты самого различного профиля.

На досуге многие из нас увлекаются различными творческими хобби — пением, танцами, рисованием, изготовлением различных поделок…

"Многие сейчас нацелены на зарабатывание денег, но работа не всегда дает возможности самовыражения, — считает психолог Рада Грановская. — А возможность реализоваться — одна из главных жизненных потребностей. Когда мы не можем удовлетворить ее, то очень плохо себя чувствуем. Тот же, кто сделал этот шаг, становится более уверенным и устойчивым в жизни человеком. Начинает видеть новые возможности творчески проявить себя, в том числе и в своей основной работе. Или ищет другую работу, где сможет себя реализовать".

"Самое важное в креативности — совершенствование себя, — комментирует, в свою очередь, экзистенциальный психолог Марина Хазанова. — Причем совершенствование одухотворенное. Любое творческое занятие помогает постигать собственные ценности, обретать личностный смысл. А это важнейшая духовная потребность, которая отличает нас от всех живых существ".

И все-таки понятие креативности несколько отличается от понятия творчества. Креативность — это наша способность на практике применять творческий подход в различных областях деятельности, будь то наука, культура, политика или бизнес. Новые ценные идеи сейчас нужны во всех областях, где процветает конкуренция.

"Сущность творчества — в открытии и создании чего-то качественно нового, имеющего значительную ценность, -полагает филолог Алексей Шмелев. — Это могут быть эстетические ценности, факты и законы, технические устройства. А слова "креативность", "креатив" используются в области рекламы, маркетинга и управления персоналом и подразумевают нестандартный подход к выполнению поставленной задачи или даже "поточное производство" идей. В номенклатуре специальностей появились "креативщик" и "криэйтор"; смешно было бы видеть объявление о вакансии творца".

Для "креативного" мышления важны гибкость и умение смотреть на ситуацию с разных сторон и ракурсов. Чем больше вариантов решения проблемы мы можем предложить, тем больше вероятность, что мы отыщем что-то по-настоящему нестандартное и эффективное.

Хотя креативность может использоваться при решении очень важных и серьезных задач, в этом всегда есть некий элемент игры: обойти конкурентов и выдать на-гора оригинальный продукт. Поэтому человека может увлекать сам процесс генерирования идей, а результат — уже дело вторичное. При применении креативных подходов даже рутинная на первый взгляд работа способна принести гораздо больше удовлетворения, чем если мы пользуемся только стандартными способами.

"Креативность развивается при обучении и занятиях творческой работой, — говорит Марина Хазанова. — Но, пожалуй, главное — мотивация. Креативная личность чувствует внутреннее побуждение к творчеству — будь то сооружение кукольного домика или построение теории поля. Именно наше любопытство, а не только знания и видение мира делает нас теми, кем мы хотим быть".

Вот несколько методов, которые помогут вам развить креативность при решении поставленных задач.

Метод первый . Собирается группа из трех человек и начинает обсуждать способы решения задачи. Причем один из троих играет роль "мечтателя" — он выдвигает идеи. Другой — "реалист" — ищет способы практической реализации этих идей. Наконец, третий — "критик" — оценивает, насколько данная идея осуществима, и выявляет ее слабые места. Эту методику использовал при создании своих фильмов знаменитый режиссер Уолт Дисней.

Метод второй . Берется большой лист бумаги, в центре графически обозначается главная проблема. Далее от центра рисуют ответвления — идеи, связанные с данной проблемой. В итоге "дерево" разрастается, включая все аспекты решения основной задачи.

Метод третий . Задачу решают "наоборот". На первом этапе анализируется, что именно должен сделать человек или группа людей, чтобы точно не достичь цели. На втором все эти вещи преобразуются в противоположные.

В зависимости от проблемы или задачи, используется тот или иной наиболее подходящий метод. Так, первая из предложенных методик подходит только для групповых "мозговых штурмов", а третья больше годится для тех, кто работает над проблемой в одиночку.

Читайте также: