Что такое новое рабочее место

Опубликовано: 17.09.2024

В настоящее время многое из того, что мы слышим из различных СМИ о создании в России новых рабочих мест, носит, мягко говоря, не реальный, а мифический характер. Руководители различных рангов также используют термин «новые рабочие места». Д. А. Медведев: «… целью модернизации экономики является не сокращение рынка труда, а создание новых, современных рабочих мест …» (1). Таким образом, искажается картина, которая существует в действительности. Она приобретает другие, более «красивые» или «нужные кому-то» формы.

Миф или реальность? Разбираемся.

Когда говорят о создании новых рабочих мест, то это должно положительно отражаться, прежде всего, на динамике рынка труда: количество занятых людей увеличивается за счет того, что уменьшается количество безработных. Если нужны новые рабочие места, это значит, что на них есть спрос. Это означает, что есть безработные, которые придут работать на эти новые рабочие места. Они пополнят количество работников, что приведет к росту их благосостояния, росту налогов, экономики, ВВП и бюджета России.

При оценке влияния создания новых рабочих мест на экономику следует смотреть на динамику уровня безработицы. Федеральная служба государственной статистики (ФСГС) в своей Презентации «Ситуация на рынке труда в таблицах, графиках, диаграммах» (2) использует такое определение безработицы:

С 2015 по 2017 годы уровень безработицы снизился на 0,3%. Хорошо. Но в 2017 году уровень безработицы вернулся на аналогичный уровень 2014 года (5,2%). Интересно : с 2015 по 2017 годы создавали новые рабочие места, уровень безработицы должен был снижаться, а в итоге уровень безработицы остался на уровне 2014 года.

Вопрос : в 2015 и 2016 годах мы построили реально новые рабочие места в экономике или восстановили то, что было разрушено после 2014 года?

«Копаем» дальше .

Посмотрим на распределение населения по статусу участия в рабочей силе:

За период с 2015 по 2017 годы количество безработных стало меньше на 0,3 млн. человек. Это хорошо. Но, если количество безработных стало меньше, то количество занятых людей должно увеличиться. А оно уменьшилось на 0,2 млн. человек за тот же период.

Вопрос : как при снижении уровня безработицы на 0,3% и уменьшении количества безработных на 300 000 человек, уменьшилось количество занятых людей на 200 000 человек и лиц, не входящих в состав рабочей силы уменьшилось на 100 000 человек?

Всё уменьшилось: уровень безработицы, количество безработных, количество занятых людей, количество людей, не входящих в состав рабочей силы. Это как так (при появлении новых рабочих мест)? Видимо, нас заменили роботы и скоро будет всё выглядеть так, как показано на рисунке ниже.

«Копаем» дальше .

По данным ФСГС численность рабочей силы в Российской Федерации в возрасте 15-72 лет (3) составляла (тыс.чел):

Численность рабочей силы в период с 2015 по 2017 годы уменьшилось на 479 тыс. человек.

Вопрос : кто пришел на новые рабочие места, если таковые создавались?

Переводим миф в реальность .

Совершенно понятно, что «новые» рабочие места могут создаваться лишь при условии роста количества трудоспособного населения. Чтобы рабочие места, которые открываются, были действительно новые, количество работников должно увеличиваться. Для новых работников создаются реально новые рабочие места!

В России, как и во всем мире, количество трудоспособного населения снижается. Образно говоря, на «новый завод» приходят не «новые работники», а приходят работники «со старого завода», который сокращает рабочие места. Вот и получается, что происходит не создание реально новых рабочих мест, а перераспределение рабочих мест: где-то увеличивается, а где-то сокращается. И в таких условиях применять термин «новые рабочие места» не корректно. Увеличения количества рабочих мест в экономике не происходит.

Более того, новые рабочие места подразумевают появление рабочих мест более технологичных, способных увеличивать производительность труда. Это как с новым утюгом. Чтобы больше погладить вещей в единицу времени, новый утюг должен быть более мощным, с новыми режимами, более лёгким, чем старый. Если он ещё и энергии будет потреблять меньше, то вообще красота, - улучшается энергоэффективность (о которой сейчас тоже много разговоров ходит, а решение старое – повысить тарифы для населения).

Реально новые рабочие места – это более технологичные рабочие места. Для работы на них нужны более квалифицированные работники. Раньше была печатная машинка, а теперь – компьютер.

Переход с машинки на компьютер потребовал дополнительного образования. Так и в экономике. Нельзя создавать новые рабочие места без дополнительного образования работников. Замена старого утюга на такой же (только « в цветочек») или печатной машинки на такую же (только со стразиками) – это пустая трата денег (в объемах России – огромных денег).

А среднее образование у нас ЕГЭ-шное, высшее – платное (не всем доступно) и не отвечает требованиям экономики. Да ещё и подготовка «специалистов» такая, что никто не хочет их брать на работу без опыта работы по специальности.

Вопрос : откуда мы возьмем квалифицированных работников на новые, более технологичные рабочие места?

Когда вам говорят о том, что «создано такое-то количество новых рабочих мест», то создается мифическое впечатление о росте экономики. Когда же вы будете слышать о том, что произошла «замена такого-то количества рабочих мест», то мифической картины не возникает, и вас начинают волновать реальные вопросы.

Реально новые рабочие места в экономике у нас не создается вообще или создаются, но в столь малом количестве, что на экономику России это влияет в размерах, которые равны размерам статистической погрешности.

Для создания реально новых рабочих мест требуется :

· увеличение количества граждан трудоспособного возраста,

· снижение заболеваемости и смертности среди граждан трудоспособного возраста,

· повышение уровня и качества образования среди всех граждан РФ,

· получение всеми гражданами РФ образования соответствующего требованиям и запросам экономики РФ,

· получение дополнительного образования среди граждан трудоспособного возраста за счет работодателя и (или) государства.

Понятия «новое рабочее место» и «вновь созданное рабочее место» по смысловому значению очень близки, даже тождественны, так как в обоих случаях речь идет о рабочем месте, которое недавно появилось. Как аттестовать появившееся рабочее место, ответим в предлагаемой статье.

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – постановление № 253).

Ситуация

В 2014 г. была проведена аттестация рабочего места рабочего зеленого строительства, выполняющего работу по механизированной косьбе газонов с использованием мотокосы «FS-400». По результатам аттестации данное рабочее место оказалось аттестованным с правом на получение доплаты и дополнительного отпуска (с 1 июня 2014 г.).

В 2016 г. предприятие закупило новую косу «FS-400» и 1 июля 2016 г. приняло на работу еще одного работника по профессии рабочего зеленого строительства (была вакансия), возложив на него обязанности по механизированной косьбе газонов.

Надо ли проводить аттестацию этого рабочего места, ведь оно не является вновь созданным и не подпадает под действие п. 18 постановления № 253?

А если бы нового работника приняли по профессии с другим названием, например «косец-механизатор», тогда бы это место было вновь созданным?

Если считать рассматриваемое в ситуации появившееся рабочее место новым, то в соответствии с требованием п. 18 постановления № 253 необходимо проводить его аттестацию.

А надо ли проводить аттестацию рабочего места, оставив его название «рабочий зеленого строительства», если она уже была проведена в 2014 г.?

Если появившееся рабочее место и является новым, то в количественном отношении, так как было одно, а стало два. Фактически, это второе рабочее место является аналогом первого: название одинаковое, инструмент одинаковый – мотокоса «FS-400», производственный процесс общий – механизированная косьба газонов.

А если появившееся в приведенной ситуации рабочее место является не вновь созданным или новым, а аналогичным, то как на него в 2016 г. оформлять действие аттестации 2014 г., дающей право на доплату и дополнительный отпуск?

Аналогичное рабочее место

В рассматриваемой ситуации речь идет не о создании нового рабочего места, а о заполнении существующей в штатном расписании вакансии рабочего зеленого строительства. Одно из таких рабочих мест было аттестовано в 2014 г. Второе в данном случае будет являться аналогичным.

Инструкция по оценке условий труда при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 (далее – Инструкция № 35).

Аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков:

– профессии или должности одного наименования;

– выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

– использование однотипного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

– работа в однотипных помещения, где используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения или на открытом воздухе;

– одинаковое расположение объектов (оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;

– одинаковый набор вредных и (или) опасных факторов производственной среды одного класса и степени (п. 14 Инструкции № 35).

Проведение новой аттестации на аналогичном аттестованному рабочем месте не требуется, так как на него распространяются результаты действующей аттестации. Однако количество аналогичных рабочих мест увеличивается.

Увеличение количества аналогичных мест надо обосновать

В подп. 1.6 п. 1 «Общие сведения о рабочем месте» Карты аттестации рабочего места по условиям труда (приложение 5 к Инструкции № 35) должно указываться количество аналогичных рабочих мест, а в подп. 1.7 п. 1 – численность работающих на рабочем месте (на одном рабочем месте/на всех аналогичных рабочих местах).

Если при проведении аттестации в 2014 г. количество аналогичных рабочих мест было меньше, то необходимо обосновать увеличение этой цифры.

В протоколе заседания аттестационной комиссии организации необходимо указать приведенные в ситуации сведения (закупка нового оборудования, аналогичного уже имеющемуся, выполнение одних и тех же работ в одинаковых условиях и т.д.). На основании указанного протокола надо издать приказ нанимателя о распространении результатов действующей аттестации на еще одно аналогичное рабочее место и внесении изменений в документы по аттестации рабочих мест по условиям труда (карты условий труда, перечни).

Внесение изменений в документы по аттестации рабочих мест путем исправления первичных документов не допускается.

Оксана Ковалева, начальник государственной
экспертизы условий труда и охраны труда
Комитета по труду, занятости и социальной защите
Минского облисполкома

Ирина Панасенкова

Рабочее место — это зона трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей, оснащенная всем необходимым для выполнения производственных заданий.

Каждое рабочее место должно быть организовано в соответствие с современными технологическими, эргономическими, организационно-экономическими и социальными требованиям. Наиболее высоким организационно-экономическим уровнем, новизной технологического оснащения, прогрессивностью планировок и систем обслуживания, отличаются рабочие места, созданные по типовым проектам. Кроме того, типовые рабочие места наиболее выгодны и по затратам на организацию. Смотрите также: 5 s система организации рабочего места.

Организация рабочих мест, направленная в целом на повышение результативности труда каждого работника, предполагает:

  • целесообразную планировку рабочих мест, обеспечивающую применение рациональных методов и приемов труда;
  • комфортные и безопасные условия работы;
  • оснащение рабочего места средствами и предметами труда;
  • рациональное, эффективное обслуживание.

«Плохо организованное рабочее место» — не только дополнительный фактор затрат для работодателя, но и риски возникновения несчастных случаев, профессиональных заболеваний. Для инженерно-технических и административных работников это ещё чревато возникновением офисного синдрома, включающего в себя нарушения в различных органах и системах человека в связи с воздействием на него различных факторов окружающей рабочей среды. Так, например, недостаточное освещение или вредный шум приводят к росту числа ошибок, снижению результатов работы и их качества, увеличению сроков выполнения заданий. А длительное сидение за компьютером приводит к напряжению мышц и нарушению цикла кровообращения, и, как следствие, формирует хронические заболевания.

Целесообразная планировка

Многих руководителей предприятий устраивает работа «по Станиславскому» — в предлагаемых обстоятельствах, когда сотрудники работают в помещениях без окон и естественного освещения, в тесноте и шуме, в недопустимых режимах температуры и влажности и других мало пригодных условиях. Исключения составляют компании, строго контролируемые органами надзора, например, банки, медицинские учреждения. Но и подобные предприятия часто «на троечку» соблюдают условия труда.

При организации офисного рабочего пространства полезно руководствоваться нормам СанПиН (Санитарные Правила и Нормы), чтобы расстановка мебели, провода, дополнительные устройства не мешали проходу, располагались эргономично.

Выдержка из СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03:

III. Требования к помещениям для работы с ПЭВМ

3.1. Помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения допускается только при соответствующем обосновании и наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения, выданного в установленном порядке.

3.2. Естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток.
Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

3.3. Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных и культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях.

3.4. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) - 4,5 м2.

При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств – принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося высшего профессионального образования).

3.5. Для внутренней отделки интерьера помещений, где расположены ПЭВМ, должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка – 0,7–0,8; для стен – 0,5–0,6; для пола – 0,3–0,5.

3.6. Полимерные материалы используются для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

3.7. Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

3.8. Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.

В случае нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения действует административный кодекс (КоАП):

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, – (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N380-ФЗ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от ста до пятисот рублей;
  • должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N116-ФЗ)

Комфортные и безопасные условия работы

Де-юре (для галочки)

Условия труда регламентируются нормами и требованиями, изложенными в Трудовом Кодексе Российской федерации (ТК) (гл. 34) и СанПиН. Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 590н и регламентам, описанным в Приложении к указанному документу, офисные работники должны иметь адекватные всем нормам ТК и уровню современных технологий условия труда. Тем более что на персональных компьютерах (в том числе мобильных компьютерных устройствах) сегодня работают и в офисах на производстве, и непосредственно в производственных помещениях.

Де-факто (для дела)

Состояние и конфигурация рабочих мест должны быть приведены в соответствие с требуемыми нормами условий труда, и тогда работник будет иметь безопасную «пространственно-временную капсулу» для выполнения своих обязанностей. На производстве закон обязывает следить за условиями труда, а в офисе нормы организации рабочих мест не редко игнорируются чаще всего из экономических соображений.
При подготовке офисного помещения к работе следует опираться на основные параметры условий труда и их значения.

Так, самый здоровый для человека свет — естественный дневной. Глубина офисных помещений не должна превышать 6 метров от окна, лучше использовать стеклянные перегородки, которые обеспечивают хорошую звукоизоляцию, не препятствуя проникновению естественного света. Кроме того, требуется регулярно мыть окна в офисе: пыль, осевшая на стеклах, за месяц снижает светопропускание до 30 %.

Освещенность рабочего места — не менее 300 лк (Люкс — 1Люмен на кв. м). Световой поток (измеряется в Люмен) всегда указан в характеристике лампы. Грубую (без учета рассеивания, отражения и естественных источников) оценку освещенности помещения можно получить, разделив общий световой поток всех ламп на площадь помещения.

Можно оценочно измерить освещенность, например, с помощью фотоаппарата: взять лист обычной белой бумаги, расположить перпендикулярно падающему свету в месте, где нужно померить освещенность. Лист должен занимать практически весь кадр. Светочувствительность фотоаппарата выставить на 100 единиц, а диафрагму на 4, и при этих показателях определить выдержку. Знаменатель выдержки необходимо умножить на 10. Это и будет освещенность места в люксах. Например, время выдержки составляет 1/30 секунды. Тогда освещенность составляет 300 лк.

Цветопередача измеряется индексом (Ra) или CRI (colour rendering index). Это относительная величина, показывающая, насколько хорошо в свете данного источника видны другие цвета: например, при синем свете будут хуже видны синие цвета. За эталон (100 Ra) принят солнечный свет, при этом лампы накаливания имеют лучший индекс цветопередачи — около 97—99 Ra. Комфортная для человека цветопередача — 80—100 Ra.

Цветовая температура (единица измерения: Кельвин, K).

Цветовая температура источника света определяется путем сравнения с так называемым «черным телом». Лампа накаливания с тепло-белым светом имеет, например, цветовую температуру 2700 К, а люминесцентная лампа с цветностью дневного света — 6000 К.

Управление светом. В стандартных люминесцентных светильниках используются дешёвые пускорегулирующие аппараты (ПРА), но желательно использовать электронные ПРА (ЭПРА). Преимущества ЭПРА заключаются в быстром зажигании ламп, отсутствии жужжащего звука от дросселя, фильтре, убирающем мерцание, а также более экономичной эксплуатации ламп.

Маркировка люминесцентных ламп обычно содержит 3 цифры, первая характеризует индекс цветопередачи 1×10 Ra. Вторая и третья цифры указывают на цветовую температуру лампы. Например, наиболее распространенные 640 лампы — это лампы с плохой цветопередачей 6*10 = 60 Ra и цветовой температурой 40*100 = 4000K. В офисах предпочтительно использовать 840-е лампы.

Решение эргономических 1 задач при организации рабочего места с целью обеспечить комфортные и безопасные условия работы предполагает соответствии следующим требованиям.

Так, допустимый уровень шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат, должен быть — 55 децибел (дБ) в дневное время и 40 дБ ночью. Нормальный уровень шума в мегаполисах сегодня существенно превышен. Например,

  • разговорная речь — 45—60 дБ, в зависимости от громкости голосов;
  • автомобильный — до 120 дБ;
  • шум интенсивного уличного движения — до 80 дБ;
  • шум работы офисного оборудования, пылесоса — до 80 дБ;
  • шум работающего мотоцикла, поезда — 90 дБ;
  • шум ремонтных работ — до 100 дБ;
  • приготовление пищи на плите — 40 дБ;
  • шум леса от 10 до 24 дБ;

Измерить уровень шума можно, воспользовавшись соответствующими приложениями (как платными, так и бесплатными) для смартфонов.

Высота рабочей поверхности (стола) должна быть подобрана под каждого работника на уровне локтя или чуть ниже его, что снижает усталость и нагрузку на плечевой пояс. Это «правило локтя» справедливо как для сидячей, так и для стоячей работы. При работе с клавиатурой высота, на которой должны находиться пальцы, должна быть чуть ниже уровня локтя.

Поэтому желательно оснащать офис рабочими столами с регулируемой высотой.

Расстановка мебели, прокладка коммуникаций не менее важна для организации рабочего пространства. В офисе важно эргономично спланировать расстановку мебели и расположение коммуникационных портов (розеток) так, чтобы провода не тянулись через активную рабочую зону и, в то же время, ко всем устройствам было удобно подступиться для обслуживания.

Часто в офисах происходит непрерывная миграция сотрудников вместе со своей «пространственной капсулой», что отнимает время и затрудняет работу. Оптимизировав пространство и стандартизировав оснащение рабочих мест, можно добиться того, чтобы любой сотрудник мог находиться за любым рабочим местом без необходимости перемещения мебели и техники, если специфике работы это не повредит. Речь, разумеется, не идет о руководителях и ключевых фигурах бизнеса, хотя таковые сегодня достаточно мобильны.

Оснащение рабочего места

Организуем. (Руководство для работодателей) или Требуем. (Руководство для работников)

Любая отрасль имеет свои особенности и спецификации необходимого оборудования для каждого рабочего места. Оснащение производственных рабочих мест стандартизовано в рамках отрасли, описание алгоритма оснащения таких мест требует отдельных инструкций в зависимости от специфики производства, а вот офисные рабочие места практически не зависят от отрасли.

Поскольку в ТК и сопутствующих документах нет регламентов для технического оснащения офисных рабочих мест, то в качестве ориентировочного варианта оснащения рабочего места сотрудника офиса (или магазина, торговой точки) можно воспользоваться таблицей. При выборе составляющих рабочего пространства необходимо учитывать выделенный для этих целей бюджет, в котором обязательно должна быть заложена и статья на обслуживание этих составляющих.

Таблица. Примерные варианты оснащения офисных рабочих мест

Если СМИ говорят нам, что «открытие такого-то завода создало 1000 новых рабочих мест», мы радуемся. Когда какая-то компания закрывается, и 500 рабочих мест потеряны, мы печалимся. Политики, способные предоставить субсидии для спасения этой компании, почти уверены в широкой поддержке населением их усилий по сохранению рабочих мест.

Но рабочие места сами по себе не гарантируют материального благополучия. Предположим, что занятость будет состоять в том, чтобы копать огромные ямы и снова их закапывать? Что если рабочие будут производить товары и услуги, которые никто не захочет покупать? В Советском Союзе, который хвалился тем, что дает работу каждому, многие рабочие места были столь же непродуктивными. Производство – это все, а рабочие места – просто средство достижения этой цели.

Представьте семью Робинзонов, оказавшуюся на необитаемом острове в Южном море. Нужна ли им работа? Нет, им нужна еда, одежда, кров и защита от диких животных. Каждое созданное рабочее место – это сокращение пула ограниченной, ценной и доступной рабочей силы. Работа должна быть нормирована, а не создана, так чтобы рынок мог произвести наибольшее возможное количество продукта из ограниченного количества рабочей силы, средств производства и природных ресурсов.

Это же справедливо и для нашего общества. Предложение рабочей силы ограничено. Мы должны позволить правительству создавать рабочие места, или же мы потеряем товары и услуги, которые могли бы появиться в ином случае. Мы должны сохранять ценную рабочую силу для важных задач, которые нужно выполнить.

Или напротив, представьте мир, в котором радио, пиццы, кроссовки и все остальное, что мы могли бы захотеть, постоянно сыпется сверху, как манна небесная. Нужны ли нам рабочие места в подобной утопии? Нет, мы можем посвятить себя другим задачам – учебе, загоранию на солнышке и так далее – которые мы бы выполняли исходя из того, какое удовольствие они приносят.

Вместо того, чтобы восхвалять рабочие места ради рабочих мест, мы должны задаться вопросом, почему занятость так важна. Ответ состоит в том, что, так как мы существуем в условиях экономического дефицита, то должны работать, чтобы жить и процветать. Вот почему мы должны радоваться только тогда, когда узнаем, что эта трудовая деятельность будет производить вещи, которые люди действительно ценят, то есть то, что мы готовы покупать за собственные заработанные тяжелым трудом деньги. И это нечто такое, что может появиться только на свободном рынке, а не за счет бюрократов и политиков.

Уничтожение рабочих мест

Минимальный размер оплаты труда. Минимальная заработная плата предполагает, что заработок должен устанавливаться на определяемом государством уровне. Чтобы объяснить, почему это причиняет вред, мы можем воспользоваться примером из биологии: существуют животные, слабые по сравнению с другими. Например, дикобраз беззащитен, если не считать его иголок, а олень уязвим, если лишить его скорости.

В экономике также есть относительно слабые люди. Инвалиды, молодежь, меньшинства, неквалифицированные рабочие – все это слабые субъекты экономической деятельности. Но, как и слабые животные в биологии, они обладают компенсирующим преимуществом: способностью работать за более низкую зарплату. Когда правительство лишает их такой возможности, насильно повышая ставки заработной платы, это подобно тому, как лишить дикобраза его игл. Результатом становится безработица, вызывающая чувство одиночества, изоляции и зависимости.

Представьте молодого, необразованного, неопытного человека, чья производительность труда стоит на рынке $2,50 в час. Что, если законодательная власть принимает закон, в соответствии с которым ему положено платить $5 в час? Работодатель, нанявший его, будет терять по $2,50 в час.

Представьте мужчину и женщину, производительность труда которых составляет по $10 в час, и предположим, что из-за дискриминации или чего-то еще, мужчине платят $10 в час, а женщине - $8. Это все равно, как если бы у женщины была маленькая отметина на лбу, гласящая: «Найми меня, и заработаешь дополнительные $2 в час». Благодаря этому она становится желанным работником даже для начальника-женофоба. Но когда закон о равной оплате труда гласит, что ей нужно платить столько же, сколько и мужчине, работодатель может поддаться своим дискриминационным наклонностям и вовсе не брать ее в штат без всякого ущерба для себя.

Сопоставимая ценность. Что если правительству придет в голову блестящая идея о том, что няни и водители грузовиков должны получать одинаковую зарплату, потому что их деятельность имеет «объективно» равную ценность? Оно повелевает поднять зарплаты няням до того же уровня, из-за чего возникает безработица среди женщин.

Условия труда. Законы, вынуждающие работодателей предоставлять служащим определенные условия труда, также создают безработицу. Например, мигранты-сборщики фруктов и овощей должны иметь холодный и горячий водопровод и современные туалеты в предоставленном им временном жилье. Это экономически равнозначно законам об оплате труда, потому что, с точки зрения работодателя, условия труда почти неотличимы от номинальной заработной платы. А если правительство вынуждает его платить больше, ему придется нанимать меньше людей.

Профсоюзы. Когда государство заставляет компании брать на работу только членов профсоюза, это дискриминация по отношению к работникам, не входящим в союзы, из-за чего те находятся в очень невыгодных условиях или постоянно без работы. Союзы существуют для того, чтобы в первую очередь, не допустить конкуренции. Это картель, находящийся под защитой государства, как и любой другой.

Закон об обеспечении занятости. Предполагается, что законы об обеспечении занятости, утверждающие, что никого нельзя уволить без соответствующих процедур, защищают работников. Однако если правительство говорит работодателю, что он должен оставить служащего, несмотря ни на что, он будет, в первую очередь склонен вообще не нанимать его. Этот закон, который вроде бы помогает работникам, вместо этого, препятствует занятости. И то же касается налогов на фонд заработной платы, которые увеличивают затраты для работодателей и отбивают у них желание нанимать больше сотрудников.

Налог на фонд заработной платы. Налоги с заработной платы, вроде сборов на социальное страхование, обязывают компании нести существенные денежные и административные расходы, коренным образом увеличивают предельно высокую себестоимость найма новых сотрудников.

Страхование на случай безработицы. Государственное страхование по безработице и пособия вызывают безработицу, субсидируя безделье. Когда поощряется определенное поведение – в данном случае ничегонеделание – мы получаем его только больше.

Лицензирование. Регулирование и лицензирование также являются причиной безработицы. Большинство людей знают, что доктора и юристы должны иметь лицензии. Но мало кто знает, что они должны быть и у разводчиков хорьков, соколиных охотников, а также садоводов, выращивающих клубнику. По сути, правительство регулирует более 1000 видов деятельности во всех 50 штатах. Женщина во Флориде, которая у себя дома организовала бесплатную столовую для нуждающихся, недавно закрыла ее как ресторан, не имеющий разрешения на торговлю спиртными напитками, и в результате многие теперь ходят голодными.

Когда правительство проводит закон, утверждающий, что определенными видами деятельности нельзя заниматься без лицензии, это создает законодательный барьер для входа. Почему незаконно попытать свои силы в стрижке волос? Рынок обеспечит предложение всей информации, которая нужна покупателям.

Когда правительство присваивает какой-либо профессии легальный статус и принимает закон против конкурентов, это создает безработицу. Например, кто лоббирует законы, которые никому не дают стричь людей? Парикмахерская индустрия – не для защиты клиента от плохих стрижек, а для защиты самих себя от конкуренции.

Торговля в разнос. Законы, направленные против уличных торговцев, продающих еду и продукты, нужные людям. В городах вроде Нью-Йорка и Вашингтона, Округ Колумбия, самые ярые сторонники законов против торговли в разнос открыли рестораны и универмаги.

Детский труд. Существует много работ, не требующих особого обучения – таких как стрижка газонов – которые идеально подходят молодым людям, желающим заработать немного денег. Вдобавок к заработку, работа также учит молодых людей тому, что такое труд, как обращаться с деньгами, и как откладывать и, возможно, даже инвестировать. Но в большинстве мест правительство ущемляет интересы подростков и не позволяет им участвовать в системе свободного предпринимательства. Дети даже не могут продавать лимонад на углу.

Федеральная резервная система. Способствуя осуществлению цикла деловой активности, выпуск валюты Федеральным резервом является причиной безработицы. Инфляция не только вызывает повышение цен, она также использует труд не по назначению. Во время фазы подъема экономического цикла компании нанимают новых сотрудников, многие из которых приходят из других сфер деятельности в погоне за более высокими заработками. Субсидирование Федом этих индустрий длится только до периода спада. Потом сотрудников увольняют и снимают с должностей.

Свободный рынок. Свободный рынок, конечно же, не подразумевает утопии. Мы живем в мире различных умственных способностей и опыта, меняющихся рыночных предпочтений и несовершенной информации, что может привести к временной безработице, порожденной рынком, которую Мизес (Mises) назвал «каталлактической». А некоторые люди выбирают безработицу, ожидая более высокооплачиваемой работы.

Но, будучи обществом, мы можем гарантировать, что каждый, кто хочет работать, может иметь эту возможность, отменив минимальный размер заработной платы, правила сопоставимой ценности труда, законы об условиях труда, обязательное членство в профсоюзах, защиту от безработицы, налоги на фонд оплаты труда, взносы в фонд страхования по безработице, пособия, государственное страхование на случай безработицы, регулирование, лицензирование, законы против торговли в разнос, законы о детском труде и правительственную денежную эмиссию. Единственный путь к созданию рабочих мест – это свободный рынок.

Премьер-министр Владимир Путин в одном из недавних выступлений предложил создать в России до 25 млн рабочих мест – «современных и качественных» (http://www.premier.gov.ru/events/news/15361). Трудно спорить с актуальностью этой задачи. Вопросы, связанные с рынком труда, постоянно терзают как наши власти, так и население. Это не удивительно: всякие неполадки в этой сфере острой болью отдаются во все стороны общественного организма. Приближающиеся президентские и парламентские выборы лишь добавляют этим проблемам политической остроты.

Вот неполный список самых насущных из них: 1) безработица, особенно молодежная и особенно в моногородах; 2) крайне низкая производительность труда; 3) низкая заработная плата и высокий уровень неравенства; 4) высокий удельный вес и продолжающийся рост неформального сектора; 5) образовательные диспропорции (выпускники вузов и техникумов очень часто работают не по специальности или занимают менее квалифицированные рабочие места).

Общий знаменатель таков: наша экономика не генерирует достаточного числа рабочих мест достойного качества. Или создает их очень мало. Так было и в период бума, и тем более в кризис. Для решения задачи нужно очень «немного» – надо лишь, чтобы экономика все время и повсеместно создавала новые рабочие места. Тогда ликвидируются старые рабочие места, полнее используются образование и квалификация, сокращается неформальная занятость, снижается безработица, люди становятся мобильнее. В общем, постепенно начинает рассасываться большинство социально-экономических проблем, прямо или косвенно связанных с рынком труда, и другого пути в природе не существует!

Создание рабочих мест – это системный золотой ключ, которым, однако, не так просто воспользоваться. Вера в то, что государство сможет эту проблему решить в ручном режиме и на бюджетные деньги, – это даже не иллюзия, а преступная наивность.

Фотография проблемы

Если говорить о занятости населения в целом, то она в нашей стране достаточно стабильна. Ее уровень для трудоспособного возраста превышает 70% и уступает только скандинавским странам. Другое дело – качество этой занятости. Из 70 млн занятых сегодня примерно каждый третий трудится вне организаций и предприятий, т. е. фактически в неформальном секторе. Десять лет назад это был лишь каждый пятый. Так происходит потому, что число рабочих мест в организациях всех видов неуклонно сокращается, а число занятых вне организаций неуклонно растет. Другими словами, рабочие места ликвидируются быстрее, чем создаются новые.

По данным наших исследований, в середине нулевых годов в обрабатывающей промышленности на действующих предприятиях коэффициент создания рабочих мест составлял 3%, а ликвидации – 5%. Всего же за нулевые годы все предприятия обрабатывающей промышленности потеряли около 3,6 млн рабочих мест! В итоге сокращается степень социальной защиты работающих, растет неравенство среди них, снижаются платежи в социальные фонды, разрушаются трудовые карьеры, недоиспользуется человеческий капитал. Если бы не значительный и стабильный по численности бюджетный сектор, рабочих мест было бы еще меньше и их «усушка» шла бы быстрее.

Как создаются рабочие места? Есть лишь два источника: создание новых предприятий и расширение действующих. В странах Центральной и Восточной Европы именно первый является основным: на его долю приходится от 40 до 70% вновь создаваемых рабочих мест. У нас и с тем, и с другим дело обстоит плохо. Предприятия рождаются редко и в тяжелых муках. Растут медленно и неохотно. Путь от идеи до начала ее реализации занимает годы. В то же время исследования говорят о том, что наибольший вклад в создание новых рабочих мест вносят вновь созданные предприятия. Именно на начальном (но не на стартовом) этапе своего жизненного цикла они наиболее быстро генерируют занятость. Старые же предприятия чаще сокращаются, чем расширяются.

Создание и ликвидация как жизнь и смерть

Процессы создания и ликвидации рабочих мест идут параллельно. Новые рабочие места, как правило, более производительны, используют более современные технологии, требуют лучшего образования. Замещение старых рабочих мест новыми – это один из важнейших источников роста производительности труда. В этом смысл того, что Йозеф Шумпетер называл «созидательным разрушением». Здесь как в жизни: люди рождаются, но старшие поколения, к сожалению, уходят. Трудно представить, что было бы, если бы люди были наделены бессмертием.

Хотя объявленную Путиным цифру в 25 млн рабочих мест трудно комментировать, поскольку неясно, что имеется в виду, мы все же можем немного порассуждать на эту тему. Массовое обновление рабочих мест означает и массовое перемещение людей на рынке труда. Масштабы трудовой мобильности в нашей экономике и сегодня очень велики: крупные и средние предприятия нанимают и увольняют примерно по 30% от своей средней численности, что составляет 10–12 млн человек в год. В этом смысле 25 млн за 10–15 лет кажется сущим пустяком. Однако подавляющее большинство этих наймов – простые переходы с места на место, не сопровождающиеся созданием чего-то нового. Если речь идет о действительно новых рабочих местах, создаваемых на вновь вводимых предприятиях или при расширении действующих, а не о простой перетасовке работников, то масштаб подобной реаллокации является значительным.

Но с чего вдруг они начнут создаваться? Не создавались все 90-е и нулевые годы, а тут начнут? Об этом поговорим ниже. Однако, допустим, процесс пошел, что тогда? Тогда необходима коренная смена государственной политики на рынке труда: переход от защиты рабочих мест к защите работников, которые могут оказаться в сложной ситуации. В связи с этим возникают два взаимосвязанных сюжета.

Во-первых, облегчение ликвидации части старых рабочих мест – малопроизводительных и плохо оплачиваемых. Чтобы обеспечить новые рабочие места рабочей силой, нужно освободить старые, поскольку свободной рабочей силы нет и не ожидается. Нынешнее трудовое законодательство для этого совершенно не подходит, ибо заточено на том, чтобы обеспечивать «стабильность», сохраняя работников на их старых рабочих местах. Готовы ли власти к его радикальному реформированию?

Во-вторых, это помощь потерявшим работу. Ведь процесс перехода со старого рабочего места на новое далеко не всегда гладок и быстр. Такого рода реструктуризация может вызвать рост безработицы. Тех, кто в результате этого потерял работу, надо всячески поддержать: обеспечить пособием, дающим временный доход, оказать содействие в подборе новой работы, переобучить, многим помочь сменить место жительства и т. п. Для этого потребуется значительное увеличение расходов на политику на рынке труда и серьезное переформатирование служб, содействующих занятости. Готово ли государство к такому повороту?

Пути решения

Теперь вернемся к главному: как все же оживить создание рабочих мест? Решение хорошо известно, и оно простое как воздух. Для этого нужен лишь питательный бульон, который называется благоприятным бизнес-климатом или дружественной институциональной средой. Его ингредиенты таковы: свободная и честная конкуренция на рынках товаров и услуг, подавление коррупции и снижение административных барьеров, эффективное, но не избыточное регулирование, пользующаяся доверием бизнеса и граждан судебная система, квалифицированные и болеющие о деле (а не о своем кармане) чиновники, современная социальная защита на деле, а не как лозунг.

Если грядку регулярно поливать раствором соляной кислоты, не следует ждать, что на ней расцветут розы. Чувство неопределенности и страха – не лучшее удобрение. Наивно полагать, что после тех титанических усилий, что были предприняты нашим государством в последние 10 лет для изничтожения и подавления бизнеса, создание рабочих мест вдруг может ускориться. Многочисленные истории бизнесменов (крупных, средних, малых), потерявших все (кто жизнь, кто свободу, кто здоровье), хорошо знакомы читателям этой газеты. Вывод из нашей истории нулевых простой – бизнес в России опасен для жизни. По-видимому, создание рабочих мест не оживится до тех пор, пока предприниматели – действующие и потенциальные, отечественные и иностранные – не поверят в то, что все эти эксцессы гарантированно остались в прошлом.

Сегодня по условиям ведения бизнеса Россия находится во второй сотне в списке стран. Если мы признаем, что нам нужны новые рабочие места, то надо поставить задачу войти в первую двадцатку этого списка – и начать наконец двигаться в этом направлении.

Читайте также: