Что такое проектная деятельность основные проблемы организации проектной работы

Опубликовано: 03.10.2024

Шевырева Ольга Дмитриавна

В практику учителей нашей школы метод проектов вошел давно, он выступает и как технология, и как элемент содержания образования. Но, несмотря на то, что педагоги все чаще обращались к проектной и исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности, многие из них отмечали, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна.

По наблюдениям руководителей проектных и исследовательских работ многие учащиеся не умели самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу , планировать свою деятельности и формулировать цели. Несмотря на постоянное погружение в информационную среду и умение успешно искать информацию, школьники испытывали проблемы с ее анализом, предоставлением результатов исследования, осуществлением рефлексии. Одной из причин данных проблем было то, что не все школьники были обучены проектной и исследовательской деятельности. В большинстве случаев они пользовались предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, относящихся к проектной и исследовательской деятельности. В то же время федеральный государственный стандарт основного общего образования при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования требует учитывать сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Достижение метапредметных результатов и выполнение требований, предъявляемых к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности невозможно без целенаправленной работы всего педагогического коллектива. Начиная с начальных классов, дети нашей школы посещают курс "Мой проект", «Я – исследователь», где знакомятся с основами работы в коллективе и методикой проведения исследования. Результаты работы представляются как выполнение индивидуальных творческих заданий на уроках, через участие в школьных и региональных конференциях. Курс позволяет учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний, понять универсальность ряда учебных действий, способствует развитию регулятивных и коммуникативных характеристик школьника . Результатом является обязательная защита проектов в рамках промежуточной аттестации в 5-11 классах.

Необходимо: 1. Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. ( сталкиваемся с проблемой не желание учащихся мыслить самостоятельно ) Размышлять , опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. ( проблема не в знаниях, а не в умении их связать! ) Принимать самостоятельные аргументированные решения. ( не умение учащимся сформулировать аргументы ) Научить работать в команде , выполняя разные социальные роли. ( проблема разобщённости в классе)

2. Рассмотрим учебный проект с точки зрения учителя и учащегося. Учебный проект с точки зрения учащегося – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя -это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Учитель очень часто сталкивается с отсутствием или недостаточным уровнем развития информационных умений у учеников . Ведь они должны уметь не только находить необходимый материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор.

Несмотря на популярность и достоинства этого метода, его реализация вызывает затруднения в практической деятельности учителя из-за недостаточно разработанной и систематизированной методической базы.

Из-за того, что работа над проектом обширна и кропотлива, она занимает много времени и у учителя, и у детей. Возникает проблема перегрузки учащихся, возрастает нагрузка на учителя.

Проекты не должны быть длительны, школьники работу начинают с интересом и желанием. Но сталкиваясь с трудностями, а это, например, большой объём информации, которую нужно найти, изучить, проанализировать, систематизировать, возможно, провести исследование, могут потерять интерес и бросить работу над проектом. Тогда учителю приходится использовать различные приемы, даже превратиться в ментора, который диктует свое мнение, что, безусловно, нельзя допускать.

Или он вынужден взвалить на себя основную часть работы , оставив детям лишь самый минимум.

Детям не всегда хватает умений и навыков работы с компьютером . И опять учитель берет на себя эту функцию. Поэтому, к сожалению, неудивительно игнорирование данного метода некоторыми педагогами.

Следующим этапом должно стать выдвижение гипотез решения проблемы и планирование деятельности по реализации проекта. Осложняет ситуацию доступность любых сведений в Интернете. Очевидно, что подобные задания приводят не к формированию новых компетенций, а к накоплению знаний, которые не способствуют развитию личности школьника, не делают его учебную деятельность более осмысленной. Проектная деятельность предполагает в основном самостоятельную работу учащихся.

Итак, нами отмечены следующие проблемы и трудности в организации проектной деятельности школьников:

1) недостаточное количество методической и учебной литературы для учителя и учащегося;

2) необходимость обеспечения единства проектной деятельности и системы обучения в школе;

3) корректное использование источников информации;

4) необходимость обучения школьников пониманию прочитанного;

5) соблюдение требований к выбору темы проектного задания.

Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Организация проектной деятельности в школе; творческие проектные мастерские

Творческие проектные мастерские.


Организация проектной деятельности в школе на уроках технологии

Работа освещает основные аспекты проектной деятельности в школе. Я предлагаю свою методику работы над проектом на уроке, включающую в работу весь класс. Применимо в работе на уроке начиная с 6 класса.


Организация проектной деятельности в школе по естественно-математическому направлению.

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способнос.


Организация проектной деятельности в школе

Творческие проектные мастерские.

Статья посвящена организации проектной деятельности в школе. Автор статьи рассматривает проектную деятельность в школе как один из путей развития творческой активности, формирования интереса к исследо.


Организация проектной деятельности в школе.
Проблемы организации проектной деятельности в школе 2015-2016 уч.год

«Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где, и как я могу это применить» - основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиес.

В последние годы в отечественной школе, в том числе и в ее начальном звене, наблюдает- ся волна популяризации метода проектов, ко- торый не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принци- пам российского образования: компетентно- стному, личностно-ориентированному подхо- дам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.

В настоящее время практическим опытом многих педагогов, психолого-педагогически- ми исследованиями И.И. Джужук, М.В. Ду- бовой, И.А. Колесниковой, Н.В. Матяш, И.М. Павловой, Н.Ю. Пахомовой, Н.В. Сере- гиной убедительно доказана возможность применения проектного метода в работе с младшими школьниками, его универсаль- ность и совместимость с различными систе- мами обучения. В публикациях А.И. Бонда-

ренко, Е.Н. Землянской, П.А. Маслова, В.Д. Симоненко, О.В. Федоскиной и других отражен богатый развивающий потенциал проектной деятельности для учащихся на- чальной школы, ее позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуника- тивную и эмоциональную сферы младшего школьника.

Однако, несмотря на свою растущую по- пулярность и неоспоримые достоинства, проектный метод еще не нашел своего должного распространения в начальном звене школьного обучения. Остается фраг- ментарно исследованной и освещенной проблема специфики организации проект- ной деятельности учащихся младшего школьного возраста: в большинстве публи- каций отражаются организационные аспек- ты проектной деятельности в рамках одной конкретной дисциплины (преимуществен- но на уроках технологии) или на отдельном этапе проектирования (как правило, приво- дятся готовые презентационные материа- лы). Недостаточная разработанность и сис- тематизированность методической базы проектной деятельности младших школь- ников вызывает различные затруднения, перекосы в применении проектного метода в начальных классах или игнорирование данного метода учителями.

Анализ проектов, описанных в специ-

альной периодике и на многочисленных сайтах Интернета, осуществляемая нами экспериментальная работа в ряде школ г. Нижнего Новгорода по оптимизации проектной деятельности младших школь- ников, анкетирование учителей и проведе- ние серии учебно-методических семинаров и тренингов позволили выявить большое количество проблем в реализации проект- ной технологии в начальной школе. Оста- новимся на рассмотрении наиболее сущест- венных и распространенных из них, а также на возможностях их преодоления.

Недостаточное, поверхностное осозна- ние педагогом сущности проектной дея- тельности и роли учащегося в ней часто приводит к псевдопроектированию, что яв- ляется, на наш взгляд, первой проблемой ор- ганизации проектной деятельности млад- ших школьников. Как известно, основными функциями учителя при использовании

проектного метода должны являться следу- ющие:

• мотивация учащихся к предстоящей проектной деятельности;

• помощь в определении задач проекта и возможных способов их решения;

• содействие прогнозированию резуль- тата, рекомендация источников полу- чения информации;

• необходимая консультационная под- держка;

• помощь в организации презентации, оценке и самооценке итогов работы над проектом.

Однако на практике педагоги началь- ных классов нередко отступают от роли консультанта и занимают главенствующую позицию, полностью регламентируя дейст- вия младших школьников в процессе вы- полнения проектов. Так, например, темы, вопросы для будущих проектов задаются учителем в готовом виде без учета сферы актуальных интересов учащихся, он также распределяет и роли учеников в ходе вы- полнения проекта. Не единичны случаи, когда учителя начальных классов готовят сценарии презентаций итогов проектирова- ния и ограничиваются внешней оценкой продукта проектной деятельности, исклю- чая детскую взаимо- и самооценку. Все это нарушает субъект-субъектные отношения между педагогом и учащимися, составляю- щие сущностную характеристику проект- ного метода, и не позволяет называть по- добную активность учителя и школьников проектной деятельностью.

С целью становления субъектности

младших школьников в процессе выполне- ния проектов педагогу необходимо созда- вать условия для проявления учащимися активности, самостоятельности и инициа- тивности. Для этого мы рекомендуем ис- пользовать следующие апробированные на- ми приемы:

• письменные опросы учащихся для изу-

чения их актуальных интересов и даль- нейшего определения тематики буду- щих проектов («Ответ на какой вопрос тебе было бы сегодня интереснее всего получить (искать)?», «Какая проблема в настоящий момент интересует (вол- нует) тебя больше всего?»);

• мозговой штурм для непосредствен- ной формулировки темы коллективно- го проекта;

• совместное обсуждение критериев оценки результативности проектной деятельности, типа, содержания и мес- та проведения защиты проекта, состав- ление плана презентации;

• коллективное составление алгоритмов (планов) самооценки разных видов проектов и др.

В качестве второй проблемы в организа- ции проектной деятельности в начальной школе мы рассматриваем неготовность многих учащихся к собственно проектиро- ванию. Это усугубляет часто встречающе- еся механическое заимствование педагога- ми приемов и форм работы над проектами из среднего и старшего звеньев обучения без какой-либо адаптации к возрастным особенностям младших школьников.

Мы считаем, что проектная деятель- ность в начальном звене возможна и эф- фективна только при сформированности у младших школьников готовности к выпол- нению этой деятельности, под которой по- нимаем интегративное образование, синте- зирующее комплекс коммуникативных, когнитивных, операционных и оценочных компонентов.

Чтобы на второй ступени начального обучения (в III, IV классах) учащиеся были бы способны к выполнению проектов, необ- ходима целенаправленная работа педагога, заключающаяся в формировании у учени- ков следующих умений:

• планировать свою деятельность и реа-

лизовывать ее в соответствии с выра- ботанным планом;

• анализировать имеющиеся возмож- ности, ресурсы для предстоящей рабо- ты;

• совместно (в группах) решать учебные задачи;

• оценивать полученный результат на соответствие поставленной цели по выделенным критериям, свои достиже- ния и трудности;

• представлять ход проделанной работы и ее итог.

Несформированность у младших школьников перечисленных умений хотя

бы на минимальном уровне, отсутствие опыта продуктивных групповых взаимо- действий, содержательной самооценки крайне затрудняет проектную деятельность или делает ее невозможной. Для формиро- вания названных умений эффективны та- кие приемы, как:

• проблемное введение в тему урока;

• совместная (с учащимися) постановка цели и задач урока;

• преобразование деформированных планов выполнения конкретных зада- ний, самостоятельное составление пла- нов решения учебных задач;

• подбор детьми материалов по интере- сующим их вопросам, структурирова- ние информации, выделение в ней главного;

• поиск альтернативных способов реше- ния проблемных ситуаций;

• формулировка правил-законов обще- ния в классе и группе, взаимоконтроль за их соблюдением;

• построение устных сообщений о рабо- те, проделанной индивидуально или в группе;

• самоанализ и самооценка процесса и результата решения учебных задач с помощью оценочных отрезков, листов достижений и др.

В публикациях последних лет в качест- ве средств формирования готовности млад- ших школьников к проектной деятельности также рассматриваются творческие задачи на уроках технологии (Н.В. Серегина), система проектных задач в образователь- ном процессе (В.М. Заславский, А.Б. Во- ронцов, С.В. Егоркина), овладение компью- терными информационными технологиями (И.М. Павлова), система заданий в рамках специального курса «Проектная деятель- ность» (Н.Ю. Пахомова).

Третьей проблемой в реализации про- ектного метода в начальной школе являет- ся смещение педагогом цели проектной деятельности с внутреннего на внешний ре- зультат. Вместо формирования личност- ных качеств, умений и навыков, приобрета- емых младшими школьниками в процессе выполнения проектов (исследовательских, информационных, кооперативных, комму- никативных, презентационных, рефлексив-

ных), педагог обращает основное внимание на непосредственный внешний результат, продукт детского проектирования. Одной из причин этого является стремление учи- телей максимально выигрышно предста- вить проекты своих учеников на всевоз- можных конкурсах и смотрах.

Данная проблема находит свое выраже- ние в искусственном приукрашивании,

«онаучивании» презентаций проектов младших школьников. По нашему мнению, присутствие методологических категорий в текстах выступлений учащихся начальных классов на защите своих работ неоправдан- но. Такие термины, как предмет и объект, гипотеза и новизна, ставят под сомнение ав- торство проекта и не вызывают интереса и понимания у сверстников-слушателей. Го- раздо уместнее и ценнее в презентациях младших школьников будут слова, раскры- вающие процесс выполнения проекта и от- ношение к нему его автора: меня поразило, заинтересовало, удивило, увлекло, я предпо- ложил, захотел изучить, узнать, проверить, убедиться.

Также из-за переориентации цели про- ектной деятельности с внутреннего резуль- тата на внешний продукт внеурочные про- екты учащихся начальных классов доста- точно часто превращаются из детских, на- ивных и шероховатых в безупречные, образцово-показательные родительские. Конечно, подключение родителей к проек- тированию младших школьников жела- тельно в силу возрастных возможностей учеников и дефицита внутрисемейного об- щения. Кроме того, существует такая раз- новидность проектов, как семейные (нап- ример, «Семейное генеалогическое древо»,

«Наши семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории наших се- мей», «Герб нашей семьи», «Семейные ре- ликвии» и многие другие). Они обладают огромным развивающим потенциалом, и для их разработки необходимо участие ро- дителей.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников — сотрудничество, содей- ствие, партнерство с собственным ребен- ком. Очень важно, чтобы взрослые осозна- вали это и не принимали на себя функции

учащегося, иначе теряется смысл выпол- нения проекта.

В связи с этим подключение родителей к проектной деятельности младших школь- ников должно быть специально организо- вано педагогом. Мы считаем целесообраз- ным проведение родительского собрания (семинара) или их серии, на котором объяс- няется сущность проектного метода, рас- крываются виды возможного участия роди- телей в проектной детской деятельности (мотивационная, организационная, инфор- мационная, техническая поддержка уча- щихся). Желательно продемонстрировать видеофрагменты презентаций детско-роди- тельских проектов, продукты проектирова- ния школьников, а также заранее подгото- вить и раздать родителям памятки или ре- комендации по сотрудничеству с ребенком в проектной деятельности. В дальнейшем педагогу следует осуществлять консульти- рование родителей в процессе подготовки учащимися конкретных проектов.

Следующими проблемами проектной де-

ятельности младших школьников мы счи- таем неэффективное объединение младших школьников в группы для совместной про- ектной деятельности, игнорирование или однообразную организацию рефлексивно- го этапа проектирования, отсутствие диаг- ностики овладения детьми проектными умениями.

Для их решения и предупреждения, на наш взгляд, необходимо следующее:

• разработка методических рекоменда- ций для учителей с подробным освеще- нием специфики организации проект- ной деятельности младших школьни- ков на всех ее этапах;

• организация профессионального пси- хологического сопровождения детско- го проектирования;

• проведение тематических семинаров и тренингов, направленных на овладение педагогами начального звена отдель- ными проектными умениями и проект- ной технологией в целом в системе по- вышения квалификации;

• формирование готовности к организа- ции детского проектирования у буду- щих учителей в рамках спецкурсов в период обучения в вузе.

1. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования: Дис.

. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2004.

2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибир- ская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пос. для высш. учеб. заведений. М., 2007.

3. Матяш Н.В. Психология проектной дея-

тельности школьников: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2000.

4. Павлова И.М. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информацион- ных технологий: Дис. канд. пед. наук. М., 2007.

5. Пахомова Н.Ю. Обучение проектной дея- тельности в начальных классах // Управление начальной школой. 2009. № 1.

Хотелось бы поделиться своим опытом проектной деятельности.

Метод проекта с удовольствием использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В прошлом году являлась членом жюри конкурса "Изюминки педагогической работы", периодически веду секцию на городских конференциях по проектной деятельности в г.Москве. К сожалению, могу отметить, что у многих участников конкурсов, выставляющих свои работы, или учителей, представляющих свои уроки на конференциях, весьма приблизительное представление о проектной работе. Поэтому хотелось немножко сказать о принципах проектной деятельности и основных ошибках на примере конкретных работ и уроков, которые я экспертировала. Здесь приведены примеры проектов разных дисциплин, поэтому тема может быть интересна многим.

Большинство участников конкурсов представляют проект таким образом: дал учитель детям творческое задание, дети его выполнили, получили какой-то продукт в итоге - вот и проект или проектный урок. Это ЗАБЛУЖДЕНИЕ.

Есть определённые критерии, на основании которых урок или работа определяются как проектные. В первую очередь, обязательно наличие проблемы (не гипотезы!), которую дети должны сформулировать из проблемной ситуации. То есть проектная работа обязательно начинается с проблемной ситуации. Свою статью я назвала «Проектная деятельность: сложности и проблемы». Получилась игра слов: проблема – ключевое слово проектной деятельности. Если у детей первый проектный урок, им нужно объяснить, что главное умение, которое от них потребуется – сформулировать проблему. Собственно, наличием проблемы этот вид урока отличается от всех других. А следующие проектные уроки хорошо бы начинать с вопроса: «Какое главное умение потребуется от вас на этом уроке?» Дети сразу включатся, будут очень внимательно слушать проблемную ситуацию, попытаются уловить и сформулировать проблему.

Логика проектного урока в общих чертах такова: проблемная ситуация - проблема - цель - продукт.

Цель – САМОСТОЯТЕЛЬНО (!) найти способ решения проблемы. Учитель может помочь детям сформулировать проблему, но способ её решения дети должны предложить сами. Также не следует путать продукт и результат проекта. Продукт – это может быть как конкретное изделие (макет, настольная игра и пр.), так и предложения ребят по решению проблемы (обычно такой вид продукта бывает на проектных уроках). А результат проекта – это достигли цели или нет. И на это нужно обязательно обращать внимание детей!
Тема сегодняшней моей статьи родилась из наблюдений. Хочу привести несколько примеров.

Основные ошибки при проведении проектного урока:

  1. Неправильно сформулирована проблема.
  2. Цепочка Проблемная ситуация – Проблема – Цель не связаны между собой.
  3. Итог не соответствует поставленной цели.
  4. Дети выполняют задание учителя.

Рассмотрим эти ситуации на примере конкретных уроков.

1. Неправильно сформулирована проблема. Вот, например, формулировка проблем на двух уроках, заявленных как проектные, по биологии:

  1. Что такое полезный продукт?
  2. Сокращения видового разнообразия животных на примере Амурского тигра.

В чём ошибка? На проектном уроке или в проектной работе проблема формулируется со слова «как». Как сделать так, чтобы….Это не прихоть. Как вы считаете, из такой формулировки детям понятно, чем они будут заниматься?

2. Нет логической связи между проблемной ситуацией и проблемой или целью.

Например. Урок музыки. Проблемная ситуация. «Почему так происходит: какие-то песни становятся не просто популярными, они переходят из поколения в поколение, люди их любят и помнят. А какие-то песни становятся хитом на несколько недель, а потом исчезают и забываются также быстро, как и появились». Проблема: как с помощью синквейна доказать, что песня будет жить долго. Связи нет. Если учитель хотел акцентировать внимание детей на синквейне, то это нужно было отразить в проблемной ситуации. Например: Ребята, вы уже знакомы с таким приёмом, как синквейн. С помощью синквейна можно показать своё понимание какого-то предмета или явления, актуализировать знания или обобщить. А может ли синквейн служить доказательством? Можно ли с помощью синквейна доказать, что какая-то песня уйдёт в народ и будет передаваться из поколения в поколение? В таком случае была бы связь между проблемной ситуацией и проблемой.

3. Итог не соответствует поставленной цели.

На том же уроке музыки была цель – с помощью синквейна доказать, что песня будет жить долго. Синквейны были такие: Родина. Любимая, могучая. Ну и т.д. Это синквейн о Родине, а не о песне. Доказательный синквейн звучал бы иначе: Песня. Лиричная, вдохновляющая. Помогает, воодушевляет, настраивает.

4. Дети выполняют задание учителя.

Цель проектного урока – найти способ решения проблемы. Учитель может помочь сформулировать проблему и цель. Но способ решения проблемы дети должны предложить свой, в этом и есть смысл проектного урока.

Вот, например, очень хорошая проблемная ситуация на уроке геометрии. Все мы с вами живем в городе, в многоэтажных домах. Нас окружают магазины, школы, детские сады.

Мы пользуемся водопроводной водой, домашним телефоном, в наших квартирах тепло. Но все равно есть пожелания по улучшению расположения каких-либо объектов, с которыми мы вынуждены соседствовать. Например, близость расположения автодороги или школы.

Прежде чем построить микрорайон, власти города обращаются в проектный институт (возможно, не в один) с просьбой создать план будущего строительства. Надо заметить, что абсолютно все специалисты при составлении плана руководствуются не только пожеланиями заказчика, но и требованиями СНиП. И дальше учитель добавляет: Сегодня мы с вами попробуем составить эскиз плана строительства микрорайона, в котором мы также будем вынуждены учитывать не только требования заказчика, но и ограничения СНиП. – По сути, это уже не проектный урок. Вместо этой фразы можно детям предложить другую: Какую же проблему должны будут решить сотрудники проектного института?
Дети ответят: Как с использованием знаний по геометрии составить эскиз генерального плана строительства жилого микрорайона?- Это та проблема, которую учитель ожидал услышать от детей.

Несколько лет назад в педагогическом словаре появилось понятие «проблемный урок». Проблемный урок подразумевает постановку учителем проблемной задачи, которую дети решают в течение урока. Гости, которые посещали мои мастер-классы, очень часто путали проектный урок именно с проблемным уроком. И там, и там есть проблема – так какая разница? Например, на прошлой конференции, которая проходила в нашей школе, один из гостей рассказал о своём уроке. Дети, работая с текстом «Слова о полку Игореве», должны были ответить на вопрос: «Какие были представления о чести на Руси». Автор уверял, что это проектный урок. В чём же ошибка? Проблема на проблемном уроке подразумевает постановку цели как узнавание чего-либо. Проблема на проектном уроке подразумевает целью нахождение способа решения проблемы.

Не знаю, права ли я, но мне кажется, начиная подготовку проектного урока, нужно понять, какой продукт мы хотим видеть в итоге. То есть, идти от конца урока. Только чёткое понимание продукта позволяет чётко сформулировать цель урока для учащихся, т.е так сформулировать цель, чтобы учащимся было понятно, чем они будут заниматься на уроке. Например, на уроке «НЭП» в качестве продукта от детей мне нужны меры по выводу страны из кризиса. Соответственно, цель будет какая? – Разработать меры по выводу страны из кризиса. И детям достаточно просто будет себя оценить – достигли они цели или нет. Таким образом, двигаясь в обратном направлении (от конца урока к началу), далее легко формулируется проблема: как разработать меры по выводу страны из кризиса. А теперь остаётся расписать проблемную ситуацию, из которой дети могли бы сами сформулировать проблему. Как правило, это и вызывает наибольшие затруднения.

Практикум.

Вот проект по биологии, представленный на прошлой конференции. Работа «Защитим и сохраним Амурского тигра».

Этап 1-й.

Проблема: Сокращения видового разнообразия животных на примере Амурского тигра.

Гипотеза: "Могут ли учащиеся Москвы что-либо сделать для спасения Амурских тигров?

Цель работы: Привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сокращения видового разнообразия животных на планете на примере сокращения популяции Амурского тигра.

а) Исследовать, что знают учащиеся об Амурском тигре, для этого разработать вопросы для социологического опроса и провести его;
б) Выяснить систематическое положение Амурского тигра в современной классификации животного мира. Анализ литературных источников, поиск информации в Интернете.
в) Выяснить, как содержатся тигры в неволе, в зоопарке.
г) Провести среди учащихся конкурс рисунков, писем, сказок, посвященных Амурскому тигру – животному, занесенному в Красную книгу;
д.) Провести среди учащихся начальной школы уроки, посвященные Амурскому тигру – животному, занесенному в Красную книгу
е) Привлечь внимание к этому животному учащихся из различных регионов, стран с целью сохранения его в природе
ж) По результатам опроса, на основе полученных данных, провести разъяснительную работу среди учащихся школы о том, что Амурского тигра надо защищать; <br /><br /> Этап

2-й - организация творческих групп для работы над проектом.

1 группа - выясняет систематическое положение Амурского тигра в современной классификации животного мира, анализирует литературные источники, осуществляет поиск информации в Интернете.
2 группа - разрабатывает вопросы для социологического опроса и проводит его;
3 группа – проводят конкурс рисунков «Портрет тигра», организуют выставку
4 группа – проводят конкурс писем, сказок «Письмо тигру»
5 группа – создает мультимедийную презентацию и представляет ее на уроке в начальной школе
6 группа – координирование сотрудничества с учащимися школы №1 города Канаш Чувашской Республики и SPORTGYMNASIUM города SCHWERIN (Шверин) Германии по проведению социологических опросов, конкурсов рисунков, сказок в этих школах.

Давайте попробуем преобразовать эту интересную задумку в полноценную проектную работу. Это может быть как проектный урок, так и долгосрочный проект – требования и логика одинаковы. Что учитель хочет видеть в итоге? То, что он прописал детям в задачах. Детей можно к этому подвести.

Итак, какие ошибки мы здесь видим?

  • нет проблемной ситуации
  • неправильно сформулирована проблема
  • гипотеза сформулирована неверно, к тому на проектном уроке она в принципе не нужна
  • учитель сам поставил перед детьми задачи
  • дети разбились на группы после того, как были поставлены задачи (на проектном уроке дети разбиваются на группы сразу, каждая группа сама формулирует для себя задачи, если они нужны)

Давайте посмотрим исправленный вариант.

Этап 1-й.

Проблемная ситуация (озвучивается педагогом или дети читают какие-то статистические данные и т.п.)

Проблема: как привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сокращения видового разнообразия животных на планете на примере сокращения популяции Амурского тигра.

Цель: найти способ, как привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сокращения видового разнообразия животных на планете на примере сокращения популяции Амурского тигра.

Этап 2-й.

Прописанные ранее учителем задачи - это прогнозируемые предложения детей в группах, т.е. их проект.

А если уж очень хочется оставить гипотезу. Её нужно сформулировать правильно. Например, учащиеся Москвы не могут ничего сделать для спасения амурских тигров. И тогда в конце работы последует вывод – подтвердилась гипотеза или нет.

Вывод: В ходе работы над проектом наша гипотеза не подтвердилась. Так как нам удалось привлечь внимание определённой группы людей к проблеме вымирания амурского тигра и тем самым мы внесли свою лепту в дело спасения этого замечательного животного.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности.

Проектная деятельность содержит: анализ проблемы; постановку цели; выбор средств ее достижения; поиск и обработку информации, ее анализ и синтез; оценку полученных результатов и выводов.

Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.



В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

· выдвижение гипотез их решения;

· обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

· обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

· сбор, систематизация и анализ полученных данных;

· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

· выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

По доминирующему в проекте методу:

Исследовательские. Требуют обоснования актуальности и социальной значимости темы. Результатом является, как правило, исследовательская работа (реферат).

Творческие. Результатом проекта может быть видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом, гербарий, изданный альманах и пр.

Игровые. Представляют собой сюжетно-ролевой сценарий, обусловленный характером и содержанием проекта. Результатом проекта являются спектакль, конференция и пр. От традиционной литературно-музыкальной композиции игровой проект отличается самостоятельностью учащихся, консультативной ролью учителя, а также обязательным присутствием поисково-исследовательского этапа и анализа полученного продукта.

Информационные. Представляют собой обобщенный информационно-аналитический материал о каком-либо объекте или явлении, предназначенный для широкой аудитории. Продуктом проекта может быть статистический анализ, результаты мониторинга и пр.

Практико-ориентированные. Содержат четко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Результатом может быть, например, план реконструкции школьной столовой и под.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

· личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);

  • парные (между парами участников);
  • групповые (между группами участников).

По продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Деятельность субъектов процесса проектирования на различных его этапах:

1. Определение темы, целей, исходного положения, формирование рабочих групп.

2. Планирование (анализ проблемы, постановка задач, уточнение информации, синтез идеи, планы).

3. Принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта).

4. Выполнение (работа по выполнению проекта).

5. Проверка и оценка результатов (анализ выполнения проекта, выяснение причин удач и неудач).

6. Защита проекта (коллективный анализ деятельности).

Работа над проектом включает четыре этапа:

1) Подготовительный : выбор темы; определение цели и формулировка задач; поиск источников информации и определение списка литературы; выдача рекомендаций: требования, сроки, график выполнения и пр.

2) поисково-исследовательский : определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации (построение схемы действий); проведение исследования; сбор и систематизация материалов.

3) практический (оформительский) : доработка проекта с учетом замечаний и предложений учителя-консультанта; получение и оформление продукта; написание реферата; подготовка к публичной защите проекта.

4) заключительный (аналитический) : публичная защита проекта; подведение итогов и анализ защиты и реферата с учителем-консультантом.

I. Планирование (подготовительный).

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносятся на обсуждение.

Цели первичного обмена мнениями:

1. Стимулирование потока идей. Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.

2. Определение общего направления исследовательской работы

Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение каждому. Затем учитель:

- Выделяет наиболее удачные;

- Определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов;

- Помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем;

- Продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса (параллели, несколько параллелей и т. д.).

Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.

II. Поисковый этап.

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:

- Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;

- Ищет и собирает информацию, учитывая: • Собственный опыт; • Результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.; • Сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;

- Анализирует и интерпретирует полученные данные.

На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом.

1. Уточнение и формулировка задач.

Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направления работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы учителя, задачи для группы поставлены неправильно, так как не отвечают основной цели проекта – обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности. Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д.

2. Поиск и сбор информации.

Прежде всего учащимся необходимо определить, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя – обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством: - Личных наблюдений и экспериментирования; - Общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы); - Работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет).

Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.

3. Обработка полученной информации.

Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – это прежде всего её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.

III. Этап обобщения информации (практический).

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Учащиеся: - Систематизируют полученные данные; - Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; - Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете).

Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

IV. Представление полученных результатов работы (презентация).

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом ( в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы.

Естественное вовлечение ребенка в активный познавательный и творческий процесс – главная идея метода проектов. Активизация познавательной деятельности способствует развитию словесно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного видов мышления. Этот подход органично сочетается и с групповым подходом к обучению. Метод проектов успешно реализуется в условиях классно-урочной системы: тема проекта может быть тождественна учебной теме, участники проекта – все ученики класса. Завершив проект, обучающийся в строго лимитированный отрезок времени устно, с помощью изобразительных средств, презентует свои наработки одноклассникам, отвечает на вопросы, определенным образом реагирует на замечания, а потом преобразует свой устный доклад в письменный текст.

Проектная деятельность в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования рассматривается как образовательная технология, позволяющая решать педагогические задачи, которые имеют не только предметный, но и универсальный характер.

Требование ФГОС освоить проектную деятельность (в урочной и во внеурочной работе) как обязательное для всех школьников страны, закрепленное вдобавок специальной строкой в аттестате о полном среднем образовании, есть настоящая и глубокая новация. Самая, наверное, сложная для внедрения из всех фгосовских нововведений, поскольку ничего похожего в массовой педагогической практике российских школьных работников не было.

Изменения в подходах к итоговому оцениванию и привели нас к необходимости проанализировать образовательный процесс с точки зрения результативности проектной деятельности в училище и рассмотреть вопрос, как эффективно подготовить обучающихся к защите проектов.

Проектно-исследовательская деятельность давно стала неотъемлемой частью организации образовательного процесса. Но следует признать, что охват детей, занятых активной проектной деятельностью, не составляет и половины. А итоговую аттестацию проходить всем. В связи с этим в училище во всех классах введена защита группового проекта.

Данная статья рассматривает одну из актуальных педагогических проблем – проблему внедрения в образовательную практику проектной деятельности. В краткой форме изложены подходы к основным вопросам организации проектной деятельности обучающихся в суворовском училище: что такое проектная деятельность, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность и др.

В статье приведены примеры представления проектной деятельности, базирующиеся на конкретном педагогическом опыте Казанского СВУ.

Целью данной работы является обобщение опыта по организации проектной деятельности обучающихся 5-х классов.

1. Объединение и систематизация теоретических и практических вопросов по организации проектной обучающихся в единое целое.

2. Представление основных требований к проектной деятельности.

3. Представление методических рекомендаций по организации проектной деятельности в 5-х классах.

1. Основные положения

Проектная деятельность обучающихся – один из путей повышения эффективности учебной и внеурочной деятельности.

В основе проектной деятельности обучающихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса. Правильно организованное учебное проектирование способствует формированию целого ряда метапредметных компетенций: целеполагание, планирование, прогнозирование, самостоятельное выделение и формулирование цели, поиск необходимой информации, учебное сотрудничество и т.д.

  • описание актуальности;
  • целеполагание,
  • выбор средств и методов, соответственных поставленным целям;
  • планирование, определение последовательности и сроков работ;
  • проведение проектных работ или исследования;
  • оформление результатов работы в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
  • представление результатов.
  • проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования, а в ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ;
  • реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана, т.е. результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле; а логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

2. Цели и задачи проектной деятельности

  • формирование универсальных учебных действий обучающихся через освоение социальных ролей, необходимых для проектной деятельности; актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития (умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость, самосознание и готовность преодолевать трудности); освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения; развитие компетентности общения;
  • овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения основных этапов, характерных для исследования и проектной работы; методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования; технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;
  • развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания; владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
  • общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, преподавателей, специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач, видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Исходя из целей организационно-методическое обеспечение и педагогическое сопровождение проектной деятельности направлены на создание условий для решения следующих задач:

3. Основные требования к проектной деятельности

Наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Практическая, теоретическая, социальная значимость предполагаемых результатов.

Возможность самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы обучающихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и т.п.);
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (видеофильма, альбома, компьютерной программы, альманаха, доклада, стендового доклада и т.п.)

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях преподаватели могут определять тематику по своему предмету в соответствии с учебной ситуацией (монопроекты) и с учетом интересов и способностей обучающихся. В других – тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими обучающимися, которые ориентируются на собственные познавательные и прикладные интересы.

4. Организация проектной деятельности в 5-ых классах

Промежуточную аттестацию в форме защиты проектов проходят обучающиеся 5-ых классов, в конце 4 четверти.

Обучающиеся делятся на группы, каждой группе предлагается тема проекта.

Проведение защиты проектов организуется в два этапа.

По окончании процедуры обучающиеся получают сертификат.

Проект защищается группой обучающихся в составе не менее трех человек.

Процедура защиты состоит из:

- краткого сообщения (до 7 минут) обучающихся об основном содержании работы, полученных выводах по проблеме, демонстрации продукта;

- заключительного слова обучающихся, в которых они высказывают свое отношение к замечаниям и пожеланиям;

- коллективного обсуждения качества работы членами комиссии и выставления оценки.

Рекомендации по структуре, содержанию и оформлению работы

Примерная структура работы:

- основное содержание работы;

- список использованной литературы;

Перед началом работы обучающимся рекомендуется ознакомиться с «Памяткой работы над проектом»:

- знакомство с основными терминами;

- алгоритм разработки проекта – проблема-цель-результат;

- структура проекта: введение, основная часть, заключение;

- этапы работы над проектом: организация исследования, подготовка к защите и защита работы, рефлексия.

Алгоритм проведения защиты проектов в рамках промежуточной аттестации.

1. Установочное занятие, консультации по теме проекта.

2. Знакомство с предложенными темами, определение целей и задач проектов (обязательное условие – тема должна представлять интерес для обучающихся).

Примеры предложенных тем:

- 1 группа – «Тайны наших фамилий» (продукт – «Словарь»);

- 2 группа – «Алые погоны» (продукт – «Реклама»);

- 3 группа – «Мы познаем мир» (продукт – «Сценарий»);

- 4 группа – «Культура речи как главный показатель культуры человека в целом» (продукт – памятка «Культура речи»);

- 5 группа – «Моя будущая профессия» (продукт – «Альбом военных профессий») и др.

3. Формирование групп для выполнения проектов.

Распределение по группам должно происходить в соответствии с результатами исследований психолога и по итогам собеседований с преподавателями, классным руководителем, родителями и самими обучающимися, в ходе которых выясняются предметные склонности и их интересы. Естественно, после предварительного объявления в составе групп могут быть некоторые передвижки. В нашем случае каждый взвод разбивается на четыре группы. Каждая группа располагается за общим столом, получает проектную папку – «Папку юного ученого», карточки с заданиями и темами проекта, необходимый для работы материал. После этого суворовцам объявляется, что они будут учиться выполнять очень интересную проектную работу и выступят в роли «юных ученых».

4. Групповое обсуждение идей будущих проектов.

5. Распределение обязанностей в группе.

6. Поисковый этап.

7. Выполнение работы.

8. Промежуточный отчет.

9. Подготовка к защите.

10. Предзащита проектов с учетом замечаний и предложений в роте.

11. Защита проектов (в присутствии родителей и администрации училища).

12. Подведение итогов. Рефлексия.

13. Заполнение членами экзаменационной комиссии листа оценки проектной работы обучающихся, итоговых протоколов оценки метапредметных результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

14. Вручение сертификатов участникам, подтверждающих, что обучающиеся успешно представили результаты проектной деятельности.

15. Обобщение материалов.

Функцию консультантов по проектной деятельности осуществляют классные руководители.

Обязательное условие – оформление суворовцами проектной папки. В заполнении проектной папки принимают участие все члены группы.

Задача папки на защите – показать ход работы.

Состав проектной папки – «папки юного ученого» (маршрутной карты проектной работы).

Участники проекта. Распределение обязанностей между участниками проекта.

Введение

Вид проекта (краткосрочный, групповой, информационный, проблемный, творческий, учебно-исследовательский).

Форма представления проекта – продукт.

Использованные средства и методы.

Основная часть

Сбор, обработка, оформление информации.

Этапы работы: начинание, планирование, поиск информации, выполнение, рефлексия, проведенное исследование в рамках проекта, примеры.

Заключение

Подведение итогов работы, перечисление того, что удалось, а что нет, выводы, рекомендации.

Защита проекта (презентация).

Представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта и «презентация проекта».

Защита проекта – итог работы обучающихся, это один из главных этапов. Без защиты проекта работа не может считаться завершенной. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (администрация, преподаватели, родители). Таким образом, ребенок учится излагать полученную информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь преподавателей и классных руководителей. Даже очень хорошо подготовленные обучающиеся на публике могут растеряться, оказать помощь может мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы детей, а ещё хорошо бы приглашать родителей, это успокоит обучающихся и укрепит связь семьи и училища.

1. Оценка проекта (обучающимся предлагается оценить проект по предложенным параметрам по пятибалльной системе – достигнутые результаты, оформление, объем выполненной работы, представление проекта, ответы на вопросы, научность, творчество, практическая ценность, умение работать в команде).

2. Оценка работы над проектом (обучающимся предлагается раскрасить звезду: красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо). Практически все суворовцы отметили, что все хорошо, трудностей не возникло.

Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению обучающимися собственных действий. Суворовцы осознают сделанное, примененные ими способы деятельности, еще раз обдумывают, какая и как была проведена работа.

Записи обучающихся в проектной папке должны быть краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. По сути это метод недописанных тезисов.

В день защиты проектов оформленная проектная папка и продукт сдается экспертной комиссии.

По итогам проведения защиты проектных работ среди обучающихся целесообразно провести анкетирование. Важно узнать мнение суворовцев об этой работе. Обучающимся предлагается завершить предложения.

Промежуточная аттестация обучающихся 5-ых классов в форме защиты групповых проектов позволяет сделать выводы об уровне сформированности у пятиклассников универсальных учебных действий. Обучающиеся приобретают опыт анализа проблемы, критического анализа информации, учатся соотносить реальные и планируемые результаты своей образовательной деятельности и делать выводы, создавать единый продукт коллективной деятельности. Работа в группе способствует развитию коммуникативных УУД, в первую очередь, умение учитывать разные мнения, формулировать и аргументировать собственную позицию, делать выбор и принимать коллективное решение; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Завершается проектная работа анализом и оценкой работы в соответствии с критериями и определением уровня развития метапредметных УУД (базовый, средний, повышенный).

Технология проектной деятельности позволяет достичь новых образовательных результатов. Имеет важное место в формировании личностных и метапредметных результатов.

Ценным является то, что проектная деятельность позволяет «увидеть» каждого суворовца, вовлечь каждого в активную деятельность, научить нести ответственность за результаты общей работы, практически индивидуально каждому пройти все этапы проектной деятельности, и в то же время, предоставить опыт работы в команде, научить последовательно решать задачи и достигать поставленной цели.

Проблемы проектной деятельности обучающихся в настоящее время занимают далеко не последнее место. Учебные проекты предусмотрены на всех ступенях школьного образования. В данном пособии были раскрыты теоретические и практические вопросы организации проектной деятельности обучающихся, иллюстрированные примерами из опыта работы педагогического коллектива Казанского СВУ.

Список литературы

1. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В. Комарова. – СПб: КАРО, 2015.

2. Миронов А.В. Самообразовательная деятельность учителя. Проектирование и реализация урока в свете требований ФГОС ООО / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2017.

3. Организация проектной деятельности в школе: система работы / авт.-сост. С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012.

5. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2015.

Читайте также: