Что такое профессиональная подготовка переподготовка и повышение квалификации работников

Опубликовано: 17.09.2024

Обучение сотрудников силами компании регламентируется большим числом нормативных документов, включающих в том числе и относящиеся к области налогового права. В рамках объема данной статьи мы осветим все основные аспекты договорного и налогового регулирования профессиональной подготовки и переподготовки персонала.

На языке закона предоставление работнику возможности повышения его профессионального уровня называется профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работника. Это обширный и сложный правовой институт, регулируемый Трудовым кодексом, Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании), Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – ФЗ № 125), а также нормами Налогового кодекса.

Профессиональная подготовка и переподготовка, проводимые в специализированном учебном заведении, бывают двух видов: целевое обучение студентов и обучение аспирантов. Целевое обучение студентов – это направление штатных работников компании на переподготовку в соответствующее учебное заведение. Такое обучение означает переподготовку по той специальности, которой уже обладает сотрудник. По окончании обучения слушатель обязан сдать квалификационный экзамен или пройти аттестацию и получить диплом (сертификат, аттестат). Во время обучения он может получать стипендию от организации. Обучение аспирантов осуществляется с целью разработки нужных организации научных тем, которые впоследствии будут использованы в производственных или коммерческих целях. В обоих случаях процесс обучения оформляется договором об оказании услуг в пользу третьего лица (им является работник) между образовательным учреждением и работодателем.

Если целью научных изысканий аспиранта является создание некоего ноу-хау, или, другими словами, продукта интеллектуальной собственности (программа, алгоритм и т.п.), то в договоре на обучение нужно заранее предусмотреть, кто будет являться правообладателем результата научных исследований.

Оплату обучения в аспирантуре образовательного учреждения осуществляет работодатель. В договоре нужно полностью указать название образовательного учреждения, где будет обучаться работник, реквизиты лицензии или аккредитации (номер, когда и кем получена/выдана), срок обучения, получаемая специальность, обязательство о выдаче диплома установленного образца в случае успешной сдачи экзаменов.

Профессиональная подготовка и переподготовка, проводимая в самой организации для своих сотрудников, носит название ученичества и оформляется ученическим договором. Согласно статье 198 ТК РФ, ученичество осуществляется без отрыва от производства. Суть его состоит в переобучении работника новой специальности или повышении уже имеющейся у него квалификации. И «ученик», и «учитель» являются штатными работниками компании. То есть, фактически, более квалифицированный и опытный сотрудник обучает менее опытного и квалифицированного.

Ученический договор является дополнительным к трудовому. Он заключается на срок, необходимый для обучения требуемой специальности или получения необходимой квалификации. Договор должен содержать наименования сторон, вид приобретаемой учеником профессии или квалификации, срок обучения, размер оплаты труда на время ученичества, обязанность ученика отработать определенное время в организации по приобретенной специальности. При прохождении обучения работники могут работать по основной специальности на условиях неполного рабочего дня или полностью освобождаться от трудовых обязанностей. Срок действия ученического договора продлевается в случае болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, когда по независящим от воли сторон обстоятельствам обучение фактически не проводилось. Условия данного договора в течение срока его действия могут изменяться только по соглашению сторон.

Гарантии и компенсации

Работникам, впервые получающим высшее образование и совмещающим обучение в вузе с работой, закон предоставляет ряд гарантий и льгот (ст. 173 ТК РФ и ст. 17 ФЗ № 125). Прежде всего, это дополнительные оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов в период сессии, продолжительностью от 40 до 50 календарных дней в год; оплата проезда к месту учебы и обратно для заочников один раз в год; сокращенная рабочая неделя в период подготовки диплома; неоплачиваемый 15-дневный отпуск для сдачи вступительных экзаменов. Все эти льготы должны быть предоставлены работнику, если вуз, где он обучается, имеет государственную аккредитацию. В противном случае вопрос решается в соответствии с условиями трудового договора или в соответствии с нормами коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка или иного локального нормативного акта, если таковой имеется и регулирует данные правоотношения. Если нужных гарантий в этих документах нет или они сами отсутствуют, вопрос решается по усмотрению руководителя организации.

Поскольку закон связывает предоставление вышеперечисленных гарантий с получением высшего образования впервые, то на практике может возникнуть комичная и одновременно затруднительная ситуация: работник поступил в вуз, использовал оплаченный учебный отпуск, а затем, недоучившись, оставил учебу в этом вузе и поступил в другой. Обязан ли в таком случае работодатель предоставить работнику оплачиваемый отпуск еще раз? Ответ – да, потому что в первом вузе высшее образование работником получено не было, а значит, и во втором вузе он будет получать высшее образование впервые (ст. 77 ТК РФ).

Особенности налогообложения затрат на профессиональную подготовку

Все расходы организаций по предоставлению вышеперечисленных гарантий и компенсаций уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, так как они входят в состав расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ). При этом не забудьте при предоставлении дополнительного отпуска студенту получить у него справку-вызов и справку-подтверждение из вуза. Суммы, выплачиваемые в период учебных отпусков, и оплата проезда к месту учебы и обратно включаются в налоговую базу по ЕСН. Соответственно, организации придется начислять страховые пенсионные взносы и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве. Налогообложение расходов на обучение будет разным, в зависимости от того, какой уровень – образовательный или профессиональный – повышается работником. Разобраться в этом поможет статья 21 Закона об образовании. Относительно НДФЛ можно сказать следующее: согласно п. 3 ст. 217 НК РФ расходы на повышение профессионального уровня работников НДФЛ не облагаются. Напротив, оплата обучения, связанного с повышением образовательного уровня работника, включается в совокупный доход работника и НДФЛ облагается (Письмо МНС России от 24.04.2002 № 04-4-08/1-64-П758). Возмещение расходов на профессиональное обучение не облагается ЕСН (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Расходы на получение высшего и среднего специального образования ЕСН также не облагаются, так как не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 НК РФ). Если на стоимость обучения не начисляется ЕСН, то страховые взносы в ПФР тоже не начисляются.

Для налога на прибыль тоже важна цель обучения. Оплата обучения в высших и средних специальных учебных заведениях не уменьшает налогооблагаемую прибыль (п. 3 ст. 254 НК РФ).

Закрытый перечень расходов, которые такая компания может принять к вычету по единому налогу, установлен в статье 346.16 НК РФ, и расходов в виде оплаты обучения сотрудников в ней не упоминается. Однако если оплата обучения предусмотрена трудовым или коллективным договором, компания вправе учесть указанные затраты в составе расходов на оплату труда, предусмотренную пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Состав оплаты труда организация, работающая по упрощенной системе налогообложения, определяет в соответствии со ст. 255 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В статье 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда открыт, и если оплата обучения предусмотрена в трудовом или коллективном договоре, препятствий для ее признания в расходах нет.

Работники часто повышают свой профессиональный уровень с помощью участия в различных семинарах. Для целей налогообложения семинары делятся на учебные и консультационные, причем учебные семинары имеют право проводить только организации, имеющие лицензию. Расходы на участие в учебном семинаре учитываются по пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на участие в консультационном семинаре уменьшают налогооблагаемую прибыль как затраты на консультационные услуги в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

До сих пор мы говорили о том, как учитывать расходы на обучение в различных образовательных учреждениях. А как быть организациям, имеющим собственную учебнопроизводственную базу, на которой могут обучаться как собственные сотрудники, так и сотрудники других организаций? При подготовке и переподготовке штатных сотрудников на собственной учебно-производственной базе затраты, связанные с этой деятельностью, не могут быть отнесены к расходам, предусмотренным п. 3 ст. 264 НК РФ, поскольку в данном случае отсутствуют договорные отношения с образовательным учреждением, как это указано в приведенной норме. Данные расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли согласно статье 275.1 НК РФ, так как в ней установлено, что для применения главы 25 НК РФ к обслуживающим производствам относятся и учебно-курсовые комбинаты. Чтобы учесть затраты учебно-курсовых комбинатов, нужно соблюдение следующих условий:

  • Стоимость учебных услуг должна соответствовать стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями
  • Расходы на содержание учебно-курсовых комбинатов не должны превышать обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов
  • Условия оказания услуг не должны существенно отличаться от условий оказания аналогичных услуг специализированными организациями

Стипендию, которую получает обучающийся работник на основании статьи 204 ТК РФ, можно рассматривать как компенсационную выплату. Согласно п. 3 ст. 217 ТК РФ, все компенсационные выплаты НДФЛ не облагаются.

Практически каждый дипломированный профессионал хотя бы один раз в своей профессиональной деятельности сталкивается с необходимостью приобретения новых навыков, смежных профессий, в повышении квалификации или переподготовке. Эта необходимость обусловлена естественным желанием развиваться, интересом к возникающим новым перспективным направлениям и профессиям, желанием работать в разных областях, получить должность руководителя или повышение заработной платы.

Высокая конкуренция на рынке труда диктует свои правила, требуя от работника универсальности и гибкости. К тому же многие должности, особенно руководящие, находятся на стыке нескольких профессий и без освоения новых знаний в таком случае просто не обойтись.

Каким образом определиться с выбором формы для саморазвития? Какие варианты дополнительного образования существуют для работника, уже имеющего профессию?

В п. 1 ст. 76 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон) дано определение понятию «дополнительное профессиональное образование»: «Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды».

В п. 1 ст. 73 данного Закона определена суть понятия «профессиональное обучение»: «профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования».

При этом в качестве видов дополнительного профессионального образования для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего ст. 76 Закона установлены два вида: «Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)».

В п. 2 и 3 ст. 73 Закона даны определения понятиям «профессиональная переподготовка» и «повышение квалификации»:

- «Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности;

- «Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня».

Кроме того в п. 4 и 5 ст. 76 Закона раскрывается сущность таких программ:

- «Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

- Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации».

Перечень профессий рабочих, должностей служащих по которым осуществляется профессиональное обучение, утверждает Министерство образования РФ.

Пройти обучение по одной из дополнительных профессиональных программ могут лица либо, уже имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо только получающие их.

Необходимость получения дополнительного профессионального образования в соответствии с Трудовым Кодексом РФ определяет работодатель. Так, в абз. 1, ст. 196 указано: «Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель».

А в абз. 2 той же статьи определен и порядок направления: «Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором».

Периодичность прохождения курсов повышения квалификации регламентируется Трудовым кодексом РФ, профессиональными стандартами, приказами и распоряжениями ведомств, трудовым или коллективным договором, локальными актами организации.

Для большинства профессий законодатель установил обязанность прохождения курсов повышения квалификации не реже, чем один раз в пять лет. Из этого правила есть исключения. Например, один раз в три года повышение квалификации должны пройти педагогические работники, судьи, государственные гражданские служащие, оценщики, бухгалтеры и др., а для аудиторов периодичность составляет один раз в 12 месяцев.

Все сведения об образовании, профессии и специальности на основании соответствующего приказа работодателя вносятся в трудовую книжку работника. Согласно пп. «б», п. 9 «Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»: «В трудовую книжку при ее оформлении вносятся следующие сведения о работнике:

- образование, профессия, специальность - на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки)».

В соответствии с п. 10, ст. 76 Закона: «Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ».

Точное значение понятий «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» мы находим в ст. 195.1. ТК РФ:

- «Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника;

- Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции».

Установленные к квалификации работника требования и профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями.

Работник может получить дополнительное профессиональное образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве. Дополнительная профессиональная программа может быть реализована полностью или частично в форме стажировки. Обучение можно осуществить и в форме самообразования.

Длительность обучения зависит от программы, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных стандартов и требований самой образовательной организацией, а также может быть определена договором об образовании. Профессиональная переподготовка - более длительный, а соответственно и более дорогостоящий процесс по сравнению с программами повышения квалификации.

В соответствии с п. 14, ст. 76 Закона: «Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно».

П. 16 ст. 76 определена форма документа, выдаваемого по итогу обучения: «Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке».

Итак, сравнивая два вида дополнительного профессионального обучения, несмотря на кажущуюся близость понятий, можно выявить ряд существенных отличий.

Цель повышения квалификации состоит в получении новой компетенции или повышении профессионального уровня в рамках приобретённой ранее квалификации. Цель переподготовки – в получении компетенции для выполнения иного вида профессиональной деятельности, в приобретении дополнительной новой квалификации.

Продолжительность обучения по программам переподготовки значительно более существенная по сравнению с длительностью программ повышения квалификации.

Цена обучения на курсах повышения квалификации ниже, чем прохождение переподготовки.

Различаются и итоговые документы: по окончании обучения по программе повышения квалификации выдаётся удостоверение, а прохождение переподготовки подтверждается дипломом государственного образца.

Отличается также и статус специалиста: повышение квалификации даёт работнику возможность выполнять свои обязанности на более высоком уровне, чем прежде, а переподготовка открывает перспективу реализации в другом, новом виде деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что обучение работника выгодно как самому работнику, так и его работодателю, так как помогает избежать возможных проблем с государственной инспекцией по труду, осуществляющей контроль и надзор за соблюдением Трудового кодекса РФ.

Оба вида допобразования доступны за счет нанимателя и относятся к общей — последипломной — практике учебы. Поэтому их часто путают. Тогда как разница между ними весьма существенная, и знать о ней полезно каждому, кто уже получил диплом или близок к его получению. Так, разбираемся, чем отличается переподготовка от повышения квалификации, и какую программу стоит выбирать для решения своей конкретной задачи.

Что общего у видов последипломного образования

В любом сравнении полезно начинать с общих качеств. И их достаточно много. Прежде всего, оба вида программ они отнесены к одной группе курсов дополнительного профессионального образования. Это закреплено в 273-ФЗ, который, собственно, и устанавливает цели такого обучения в ст. 76 (п. 1):

  • удовлетворение потребностей — профессиональных и образовательных;
  • развитие на профессиональном поле;
  • обеспечение соответствия умений сотрудника тому месту в штате, которое он занимает, в текущих условиях рынка и социальной среды (или займет после выпуска).

Та же 76 статья закона устанавливает и возможность получения дополнительного профобразования по 1 из 2 программ (повышение квалификации или переподготовка). При этом перечень профессий, по которым могут учиться слушатели любой из них, утверждается одним ведомством — Минобразования РФ.

Требования к тем, кто может пройти обучение, тоже общие: сотрудник должен иметь среднее специальное или высшее образование либо находиться в процессе его получения. Другими словами, обе программы доступны студентам вузов и СПО, а также дипломированным специалистам (бакалаврам, магистрам).

Еще одно общее качество касается удостоверения того, что обучение было пройдено. Во-первых, слушатели получают соответствующий документ (а вот он как раз отличается). Во-вторых, информация об окончании курсов вносится в трудовую книжку.


Новая профессия

Рассмотрев общие черты, можно переходить к различиям. А они — в самой сути. Так, профессиональная переподготовка, согласно определению в законе (273-ФЗ, ст. 73, п. 2) — это процесс получения новой профессии лицом, уже имеющим специальность и занимающим должность в соответствии с ней.

Необходимость такого переобучения может возникать как на уровне работодателя (открытие нового производства, внедрение других технологий), так и на уровне самого специалиста (внутренняя мотивация). Соответственно, инициировать поступление на обучение может наниматель или работник.

Что двигает первым, понятно (потребности бизнеса). А в каких случаях ратовать за ускоренный курс освоения новой специализации может сотрудник? Здесь все просто:

  • он хочет сменить род деятельности;
  • ему изначально не нравится имеющаяся профессия;
  • есть желание расширить компетенции, освоив смежный профиль (например, из-за опасений, что скоро его знания и навыки потеряют в спросе на рынке труда).

Саму программу можно рассматривать, как ускоренную альтернативу второму высшему образованию. Получить новую квалификацию можно не за 2−3 года, а за 6−12 месяцев. Разница в сроках объясняется тем, кто курс переобучения включает только профильные дисциплины. Потому что база — высшее или среднее профессиональное образование — для выбранного профиля у учащегося уже имеется.

Минимальная длительность курсов закреплена законодательно и исчисляется количеством отслушанных академических часов. Их должно быть не меньше 250. Но на практике занятий обычно требуется больше, а их конкретное количество зависит от вида программы. Условно их все делят на 2 большие группы.

  1. Получение полноценной новой профессии. Когда работник меняет узкую нишу на широком профессиональном поле — осваивает новое для себя направление. Например, переходит из веб-дизайнеров в программисты. Длится такое обучение в среднем до 500 академических часов (это примерно 6−12 месяцев). Заканчивается сдачей полноценного экзамена (аттестация).
  2. Расширение компетенций — освоение специализации, смежной с основной (бухгалтер переучивается на экономиста, например, или программист по Jawa — на программиста по Python). В этом случае студент получает знания в той же области, что и его основная профессия, одновременно осваивая вторую специальность. Аттестация проводится как перезачет.

В обоих случаях выпускники курсов получают диплом государственного образца, который подтверждает достаточный уровень их подготовки для работы в выбранной сфере.


Повышение квалификации

Цели, которые устанавливает закон 273-ФЗ (ст. 73, п. 3) для программ повышения квалификации:

  • совершенствование навыков в профессии;
  • обновление информации в своей нише;
  • освоение актуальных технологий в сфере, в которой уже занят сотрудник.

Если переобучение может быть обусловлено (или не обусловлено) частными факторами (изменениями в компании работодателя, желанием учащегося), то программа, призванная повысить квалификационный уровень, уже обязательна. Это регламентировано Трудовым кодексом.

Плюс, переобучение, как правило, проходится сотрудником 1, максимум 2−3 раза в жизни. А повышение квалификационного уровня — это непрерывный процесс.

Факт прохождения квалификационных курсов тоже подтверждается документально. Только выдается слушателям не диплом, а удостоверение, в котором указывается, что человек успешно освоил новые знания и соответствует действующим требованиям.


Периодичность обучения

Такие курсы для специалистов проводятся регулярно с заданной частотой, которая может отличаться:

  • общий для всех срок между двумя программами — 5 лет;
  • для описанных в законе категорий обязательное прохождение обучения установлено каждые 3 года (сюда относятся педагоги, государственные гражданские служащие, бухгалтера, оценщики, судьи и некоторые другие направления);
  • аудиторы должны повышать свой квалификационный уровень ежегодно.

Точнее периодичность определяется конкретными обстоятельствами. Регламентируют эти обстоятельства профессиональные стандарты, недавно разработанные для отдельных сфер деятельности, Трудовой кодекс, распоряжения соответствующих ведомств.

Если работник (его должность и специализация) не подпадает под государственные и муниципальные нормативные документы (кроме ТК, понятное дело), то периодичность его обучения остается на усмотрение работодателя и устанавливается в трудовом или коллективном договоре. Закрепляется программа развития сотрудников и в локальных актах самого нанимателя (внутренние приказы, утвержденные планы ).


Кто, что и сколько времени изучает?

Кстати, такой вид дополнительного профобразования «показан» не только рядовым или ключевым сотрудникам компаний или государственных ведомств, но и руководителям. И проходится он не только в установленные сроки, но и при наступлении определенных событий. Например, для вступления в саморегулируемую организацию обязательно проведение аттестации и повышение квалификационного уровня работников компании (будущего члена СРО).

Что до сроков, то занимает курс значительно меньше времени, чем проф. подготовка. Минимальная длительность учебы — 16 часов. Это совсем короткий вариант. Чаще учиться нужно не менее 1−2 месяцев.

Выбор конкретного направления курсов на том или ином этапе становления сотрудника зависит:

  • от его уровня образования;
  • качества подготовки;
  • опыта;
  • наличия специальных знаний (если работа, в которой он задействован/будет задействован, требует их).


Обучение для тех, кто хочет повысить свой квалификационный уровень

Как и в случае с профессиональным переобучением, здесь есть разные варианты. Они отличаются как по целям, которые планирует достичь сотрудник (его компания), так и по длительности, содержанию. Условно курсы делят на три основных вида — тематические (получение знаний в конкретном вопросе), краткосрочные и долгосрочные. Разберем каждый вариант отдельно.

Тематические курсы, тренинги и семинары

  • минимальная длительность (обычно не более 100 занятий);
  • разные форматы (тренинги, семинары);
  • четко определенная тема (это не общий курс, он всегда посвящен одному вопросу).

Краткосрочные курсы

Краткосрочный курс тоже охватывает ограниченный пул тематик, но более широко, чем тематический семинар. По сути, это экспресс-метод обучения для сотрудников, которые регулярно совершенствуются на профессиональном поле и изначально обладают широким спектром знаний и навыков (то есть могут освоить большое количество информации без дополнительных пояснений за короткое время).

Длительность учебы — от 72 часов. Как правило, она занимает не больше 1 месяца и заканчивается экзаменом.

Углубленный курс

Долгосрочные программы — это полное погружение во все обновления, актуальные для специализации. Они могут охватывать широкий пул тем (например, изучать технологии, законодательство, новую методологию в нише), а могут быть посвящены одному глобальному изменению в сфере, в которой занят слушатель.

Курсы в первую очередь рекомендуются:

  • работникам, идущим на повышение (из рядовых служащих в руководители);
  • специалистам после длительного перерыва в профессиональной деятельности (декрет, долгая болезнь);
  • людям, которые хотят усовершенствовать навыки и знания для выполнения более широкого круга функций (совмещать несколько должностей или перейти в другой отдел, не меняя направления деятельности).

Курс может включать до 500 занятий и длиться от 2 месяцев. В университете «Синергия» он проводится в дистанционном формате, чтобы работник имел возможность учиться без отрыва от основной деятельности и при этом практиковать получаемые знания на месте.


5 отличий двух видов дополнительного профобразования

Так, с высоты описанной выше информации уже можно вывести 5 главных отличительных качеств между двумя видами дополнительного последипломного образования:

  • длительность;
  • документ, удостоверяющий окончание курсов;
  • цели обучения;
  • результат учебы;
  • источник финансирования профессиональной подготовки специалиста.

Так, переобучение всегда занимает больше времени — от 6 месяцев до 2 лет . Причем дольше длится не только сам курс, но и каждое занятие (потому что человек осваивает новый для себя профиль, что требует более глубокого погружения).

Квалификационные курсы проходят за 1−2 месяца , а конкретные занятия длятся не больше часа. С этим, кстати, связан еще один отличительный момент — цена. Профподготовка обойдется дороже.

Выпускники курсов повышения квалификации получают удостоверение — подтверждение факта, что они информацию усвоили и готовы применять на практике. Результат переподготовки — диплом государственного образца.

Цели учебы тоже разные: в первом случае человек обновляет и актуализирует знания в имеющейся сфере, во втором — осваивает новую специальность. Соответственно, после квалификационного курса можно подняться по карьерной лестнице, не меняя профиля, но нельзя перейти работать в другую нишу. А переобучение дает возможность сменить и направление, и место работы.

В связи с чем, кстати, во втором случае учебу часто оплачивает сам учащийся. Или работодатель, но с закреплением гарантий того, что его сотрудник отработает потраченные средства. А за повышение квалификационного уровня обычно платит наниматель. Он же обязан следить за периодичностью такого обучения своих кадров.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.

Что такое профессиональная переподготовка?

Профессиональная переподготовка — это специальная форма получения новых знаний и практических навыков в выбранной сфере. Компетенция, приобретенная во время обучения, позволит повысить профессиональный уровень, получить новую профессию или специализацию. Воспользоваться переподготовкой могут лица с любым профессиональным образованием, а также студенты вузов, техникумов и колледжей.

Профессиональная переподготовка сегодня — это недорогой, быстрый и очень удобный способ изучения профильных дисциплин и освоения новой специальности. В зависимости от предпочтений учащиеся могут выбрать наиболее удобный формат обучения — очный, вечерний, дистанционный или заочный. Некоторые учебные заведения предлагают индивидуальные формы занятий.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации: сходства и различия

На сегодняшний день учащиеся могут выбрать две разновидности профпереподготовки:

  1. Освоение новой специальности за счет совершенствования знаний по узкому перечню профильных дисциплин.
  2. Получение дополнительной профессии.

Таким образом, в случае успешного окончания обучения учащиеся получают еще одну специальность в дополнение к уже существующей.

Курсы повышения квалификации, наоборот, углубляют знания и навыки в одной конкретной области, давая возможность расширить перечень компетенций в рамках возрастающих требований к профессионализму сотрудников конкретной организации.

Повышение квалификации может быть следующих видов:

  1. Экспресс-курсы, в рамках которых вместе с аудиторными занятиями проходят мастер-классы от специалистов той же компании.
  2. Долгосрочные курсы с углубленным изучением отдельных аспектов; позволяют расширить привычный перечень обязанностей, овладеть новыми навыками в рамках одной и той же специализации.
  3. Семинары и тренинги для оттачивания отдельных навыков.

Сравнивая переподготовку и повышение квалификации, можно выделить несколько отличий:

  • количество учебных часов — переподготовка предполагает больший объем занятий;
  • сроки обучения;
  • документы, выдаваемые по результатам обучения — в случае переподготовки учащиеся получают дипломы, а после повышения квалификации — только удостоверения или свидетельства;
  • статус: переподготовка открывает доступ к новым должностям, тогда как повышение квалификации расширяет возможности и перечень трудовых обязанностей;
  • повышение квалификации обходится дешевле переподготовки.

Основные преимущества профессиональной переподготовки кадров

Как альтернатива традиционному второму высшему образованию, переподготовка кадров имеет ряд преимуществ:

  • относительно короткий срок обучения — от 4 до 12 месяцев против 3 лет, необходимых для второй «вышки»;
  • возможность подобрать удобный формат занятий с отрывом или без отрыва от производства;
  • минимальный перечень общих дисциплин;
  • гарантированные практические занятия и стажировки, производственные практики;
  • выгодная стоимость по сравнению с ценами на второе высшее образование;
  • получение диплома государственного образца, дающего право на ведение профессиональной деятельности в той или иной сфере;
  • минимальный срок адаптации к новому месту работу или новой профессии.

Организация учебного процесса

Согласно нормативам, при переподготовке кадров каждый учащийся должен прослушать более 250 часов лекционного материала (аудиторных занятий). Все программы обязательно учитывают потребности заказчика, поэтому обучение включает в себя наиболее актуальный перечень профильных дисциплин и практических занятий.

Традиционно весь процесс строится с учетом компетенций и предусматривает возможность модульного обучения. Поэтому окончательные сроки и формы профессиональной переподготовки определяются в соответствии с пожеланиями заказчика на основе требований и условий, прописанных в договоре.

Многопрофильный центр «Феникс» предлагает многочисленные программы профессиональной переподготовки по различным направлениям.

Что такое профессиональная переподготовка

Профессиональная переподготовка позволяет получить дополнительное профессиональное образование, другими словами, новую профессию или специальность на базе уже имеющегося профобразования.

Условия переподготовки?

Закон об образовании (ст. 26) гласит, что реализовывать программы переподготовки могут образовательные учреждения дополнительного профессионального образования. Приказ Министерства образования РФ от 06.09.2000 N 2571 "Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов указывает, что образовательные учреждения получают право осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным образовательным программам с момента получения лицензии.

Переподготовку могут пройти только лица с профессиональным образованием?

Профессиональную переподготовку могут пройти не все, а только те, у кого уже есть базовое профессиональное образование: среднее или высшее.

Когда нужно пройти переподготовку?

Предлагаемые в АНО ДПО «СНТА» программы профессиональной переподготовки помогут тем людям, которые уже получили высшее или среднее профессиональное образование, но по каким-либо причинам не могут работать по полученной специальности. Для такой категории специалистов есть возможность получить другую профессию.

Обучение по программам профессиональной переподготовки обеспечивает получение всех теоретических и практических знаний, необходимых для квалифицированного осуществления профессиональной деятельности за минимальный срок.

Второй случай, когда нужна переподготовка, касается отсутствия профильного образования для занятия той или иной должности. Например, для прохождения повышения квалификации по темам, связанным со строительством, высшего образования по прикладной математике и ядерной физике недостаточно, следовательно, этим специалистам для получения статуса ИТР (инженерно-технического работника) требуется прохождение переподготовки по теме «Промышленное и гражданское строительство»

дистанционные курсы профессиональной переподготовки через интернет

Другой случай, для примера. Сотрудник имеет высшее образование по «Экономике», но работает в строительной фирме проектировщиком. Для прохождения повышения квалификации по программам для проектировщиков, ему необходимо пройти профессиональную переподготовку по программе к примеру «Проектирование и конструирование зданий и сооружений», в противном случае данный сотрудник не может повысить свою квалификацию по программе не профильной его первоначальному образованию

По каким стандартам проходит переподготовка?

Чтобы получить дополнительную профессию или квалификации, нужно освоить программы обучения с нагрузкой от 250 академических часов. А если необходимо присвоение квалификации, то тут нужна программа объемом свыше 1000 ак. часов.

Помимо этого, программа должна соответствовать государственным требованиями к минимуму содержания (ФГОС). Также для разных отраслей и направлений подготовки (профессий) существуют отдельные требования к уровню подготовленности специалистов. Например, для медработников есть 707 Приказ Минздрава и т.д.

Сроки прохождения курса профессиональной переподготовки

Приказ Министерства образования от 01.07.2013 № 499 определяет, что срок освоения программ профессиональной переподготовки – не менее 250 часов. В календарных днях это равняется от 1 месяца и более.

профессиональная переподготовка дистанционно.jpg

Существует два типа дополнительных профессиональных образовательных программ:

Курсы от 250 часов и до 999 часов

Курсы от 1000 ак. часов с присвоением квалификации.

Особенности диплома о профессиональной переподготовке

Тем, кто прошёл переподготовку, выдаётся диплом о профессиональной переподготовке. Этот документ об дополнительном профессиональном образовании дает право на ведение нового вида профессиональной деятельности.

Диплом о профессиональной переподготовке указывает, что указанная в документе дополнительная специальность становится равноправной со специальностью по базовому образованию (определено законодательно), что, в свою очередь, и даёт право заниматься соответствующим видом деятельности.

как пройти курс переподготовки дистанционно

Диплом о переподготовке установленного образца

Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ» в статье 60 изменил требования к выдаваемым дипломам. С 1 сентября 2013г. по завершении курсов профпереподготовки выдаются документы об образовании, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 сентября 2013 г. N АК-1879/06 «О документах о квалификации» указывает, что даже государственные ВУЗы и иные учебные учреждения профессионального образования с 1 сентября 2013 г. выдают удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке только установленного образца. Другими словами, не существует в природе дипломов о переподготовке государственного образца.

Как выглядит бланк диплома о профессиональной переподготовке?

Дипломы о профессиональной переподготовке выдаются установленного образца на бланке. В Академии СНТА бланки имеют 12 степеней защиты, уровень «Б», водяные знаки, теснение. Наличие печати Академии и подпись ректора.

Как проходит обучение на курсах профессиональной переподготовки в СНТА?

Обучение проходит в дистанционной форме. При этом дистанционное обучение может быть, как очным, так и заочным. При использовании двух этих форматов, данная форма обучения носит название очно-заочное с применением дистанционных образовательных технологий.

Учебные материалы расположены на образовательном портале Академии. Круглосуточный доступ к ним имеют все обучающиеся.

Как пройти профессиональную переподготовку в СНТА?

После того, как вы отправили запрос на консультацию, с Вами свяжется куратор. С ним нужно определить курс, название программы, количество часов. Также, в зависимости от этих особенностей будет определена цена обучения.

После этого куратор вышлет на адрес электронной почты слушателя реквизиты для оформления Договора. После подписания Договора выставляется счёт для оплаты за обучение на курсе профпереподготовки.

Как только поступят денежные средства на банковский счет Академии, для слушателя открывается доступ к учебным материалам. Логин и пароль слушателю высылается куратором на адрес электронной почты слушателя.

После сдачи теста, документы (диплом) отправляется на адрес, который указал слушатель. Доставка бесплатная.

Преимущества диплома о профессиональной переподготовке перед дипломом о втором высшем образовании?

Срок обучения для получения диплома - вот главное отличие диплома о профессиональной переподготовке и диплома о втором высшем образовании. Получив переподготовку или второе высшее образование Вы можете работать на одинаковых должностях. Подробнее о различиях второго высшего от курсов переподготовки можно узнать в статье "Чем отличается второе высшее от профпереподготовки"?

Если специалист прошёл переподготовку и получил диплом о переподготовке (ПП), например, по программе «Промышленное и гражданское строительство», то это даст ли ему допуск СРО сразу же. Прохождение переподготовки даёт статус ИТР (инженерно-технического работника) в конкретной области, следовательно, следующие 5 лет повышение квалификации не требуется.

Опыт никуда не исчезает, но после прохождения профессиональной переподготовки у сотрудника "стартует" опыт в качестве инженера.

 Преимущества диплома о профессиональной переподготовке перед дипломом о втором высшем образовании? изображение

Преимущества АНО ДПО «СНТА»:

Лицензия Департамента образования г. Москвы № 34268 от 25 октября 2013 года;

Форма обучения: без отрыва от производства с использованием дистанционных образовательных технологий.

Возможна адаптация учебного плана под конкретные интересы заказчика;

Строжайший учет выданных документов (нумерованные бланки при изготовлении, дополнительная нумерация Академии; строгий учет в журналах)

Принимается в работу запросы по индивидуальным темам в случае "группового заказа" со стороны предприятия, а также подбор преподавателей;

Возможно замена Итоговой квалификационной работы на углублённое тестирование по запросу заказчика.

Специалисты, успешно освоившие программу обучения, получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца

У нас все программы имеют практическую направленность, таким образом Вы получите практические навыки;

У нас самый большой выбор программ обучения для работников различных областей профессиональной деятельности в дистанционной форме, а это значит, что Вы всегда сможете выбрать то, что вам наиболее интересно;

Вам не нужно будет никуда ходить и ездить, достаточно иметь свой домашний компьютер

Почему стоит выбрать дистанционную переподготовку в СНТА ?

Мы подбираем для Вас оптимальный вариант по программам обучения;

Мы предоставляем Вам доступ в Систему дистанционного обучения, где представлены уникальные материалы по программе;

Осуществляем круглосуточное взаимодействие и консультирование в процессе всего периода обучения;

Контролируем процесс обучения на всех стадиях– от момента зачисления до получения оригинала документа на руки!

Документы Вы можете забрать в удобное для Вас время в нашем офисе или получить экспресс-почтой бесплатно.

Читайте также: