Что такое профессионально этическая культура социального работника

Опубликовано: 15.05.2024

Бу­дучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, кото­рые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм.

Сегодня для социальной работы все большее значение при­обретает вопрос о необходимости определения этических кри­териев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания едино­го подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы цен­ностей и идеалов.

Каждый социальный работник должен придерживаться данных правил и норм, должен нести ответственность за то, чтобы его деятельность была направлена на удовлетворение нужд и потребностей клиента.

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной этики социального работника, рассмотрены ее особенности, перечислены основные категории этики социального работника, а также функции этики и принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник.

1. Понятие и категории профессиональной этики социального работника

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская на­ука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть фи­лософии. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникаю­щие перед человеком в его повседневной деятельности. По­скольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновы­вает практическую деятельность человека.

Социальная работа, как особый вид профессиональной дея­тельности, обладает специфической, только ей присущей со­вокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

Объектом изучения профессиональной этики социальной рабо­ты является профессиональная мораль специалистов, а пред­метом — возникающие в процессе работы этические отноше­ния, этическое сознание и этические действия социальных ра­ботников.

Целью этики социальной работы является обеспечение и под­держание социально одобряемых содержания и сущности про­фессиональной деятельности, а задачей — нормативная регла­ментация отношений, поведения и действий отдельных пред­ставителей профессиональной группы и их объединений, фор­мирование соответствующего этического сознания специалис­тов социальной сферы.

Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

Социальная работа, как и любая де­ятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, сред­ство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятель­ности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой соци­альный работник, приступая к действиям, в общем виде мо­жет быть выражена формулой: «способствовать решению про­блем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональ­ной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результа­том является достижение блага клиента, решение его проблем.

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то пра­вовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как пра­вило, законы Российской Федерации, касающиеся социаль­ной работы, должностная инструкция для отдельного работ­ника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе — вся нормативно-правовая база, рег­ламентирующая деятельность учреждения, органов социаль­ной защиты и их работников.

Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достиже­ния является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последстви­ям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели — «использование деструктивных средств приводит к трансфор­мации и самой цели». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несо­ответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к кли­енту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информи­ровал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им дей­ствий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех суще­ственных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкрет­ной цели.

Конечный результат. Результат — это естественный ожи­даемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что имен­но он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от ре­зультата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель — это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколь­ко отличается реальное от идеального — зависит и от объектив­ных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он так­же должен хорошо знать о возможных объективных препят­ствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе раз­работки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении. [4, стр.15-22]

2. Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника

Основными функциями этики социальной работы можно счи­тать следующие:

- оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и дей­ствия работников;

- регулятивная — вытекает из потребности регулировать пове­дение и действия социального работника в различных формаль­ных и неформальных ситуациях;

- организационная — служит улучшению организации соци­альной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессиональ­ного долга;

- управляющая — служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе про­цесса в интересах дела;

- мотивационная — служит средством формирования социаль­но и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

- координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участ­ников процесса оказания социальной помощи клиенту, осно­ванное на доверии и взаимной помощи;

- регламентирующая — направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, мето­дов и средств оказания помощи клиенту;

- воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия со­циальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

- воспитательная — служит средством воспитания и совершен­ствования личности как социального работника, так и его кли­ента и социального окружения клиента;

- коммуникативная — служит средством коммуникации меж­ду специалистами и их клиентами;

- оптимизирующая — способствует повышению эффективно­сти и качества социальной работы, повышению статуса про­фессии в обществе, уровня его моральности;

- стабилизирующая — способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работни­ками и клиентами и их близкими, между социальными ра­ботниками и представителями различных учреждений;

- рационализирующая — облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональ­ной морали решения;

- превентивная — предохраняет, предостерегает социально­го работника от поступков и действий, наносящих вред кли­енту и обществу;

- прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллекти­вов, их этическое развитие;

- информационная — приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;

- социальная — способствует созданию условий, благоприят­ных для осуществления социальной работы в обществе;

- социализирующая — служит делу приобщения социально­го работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.[7, стр.42-44]

Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

- соблюдение разумных интересов клиента;

- личная ответственность социального работника за неже­лательные для клиента и общества последствия его действий;

- уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;

- принятие клиента таким, каков он есть;

- честность и открытость;

- полнота информирования клиента. [1, стр. 103]

Несмотря на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности не всегда легко.[2, стр.56]

В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник.

Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей. А существующие провозглашенные этические принципы задают ориентиры в деятельности каждого социального работника.

Тем не менее, данные нормы применимы не во всех ситуациях, с которыми сталкивается работник социальной сферы. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. Проблемные области и этические дилеммы далеко не всегда являются общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном управлении. Каждая национальная ассоциация социальных работников должна поощрять дискуссии с целью выяснения важнейших вопросов и проблем, характерных для данной страны. И социальный работник всегда должен быть подготовлен к неоднозначным моментам и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться своими собственными моральными принципами и ценностями.

Список используемой литературы:

1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М.: Владос, 1999. - 208 с.

2. Митрошенков О.А. Философия: учебник. Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе. М.: Гардарики, 2002. - 655 с.

3. Ример Ф.Г. Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы.- М., 1993-1994. Т. 3.

4. Сараева Д. А. Этика социальной работы.- Томск: Изд-во ТПУ, 2002. - 86 с.

5. Склярова Т.В. Современные проблемы профессиональной этики социальной работы. - Саратов: Изд-во Саратовского ГТУ, 2002. - 54 с.

6. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993. -365 с.

7. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998. – 96 с.

Цель: познакомить студентов с профессиональной этикой социального работника.

Основные понятия

Этические нормы, этика социального работника, долг, этикет в социальной работе, ценности социальной работы.

Каждая профессия в системе «человек - человек» базируется на особой, присущей только ей, системе знаний как теоретического, так и практического характера. В сфере социальной работы выработана особая система нравственных принципов, задающих некие «правильные» способы общения с клиентами, коллегами, официальными инстанциями, которые отличают профессионала от непрофессионала.

Этика социального работника представляет собой совокупность принципов, правил общения и поведения, нравственных норм и предписаний, регулирующих отношения между работниками социальных служб и между клиентами и социальными работниками. Цель этики социальной работы - обеспечение и поддержание социально одобряемых моделей профессиональной деятельности. Ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют основу мировоззрения профессионала, где реализуются убеждения, идеалы, этические правила и профессиональные ценности.

Ценности социальной работы - базируются на уважении к равенству, ценности каждой личности и достоинства каждого человека. Обеспечение прав человека и социальной справедливости служит мотивацией и поводом для деятельности социальных работников. Ценности социальной работы воплощены в профессиональных национальных и международных этических кодексах.

Этические принципы непосредственно связаны с ценностной ориентацией в социальной работе и касаются следующих взаимосвязанных аспектов:

определение ценностной базы профессии в зависимости от ее социальной роли, целей, приоритетов;

внедрение этических стандартов в соответствии с ценностной базой;

обсуждение с коллегами этических затруднений (дилемм), с которыми встречаются социальные работники при выполнении профессиональных обязанностей.

Важнейшими ценностями профессиональной социальной работы являются:

гуманизм и безусловное уважение к человеку;

обостренное чувство профессионального долга;

обостренное чувство добра и справедливости;

добросовестность, вежливость и терпимость;

честность и порядочность.

Противопоказаны следующие антиподы морали: бюрократизм и волокита, черствость и равнодушие к личности, несправедливость, высокомерие, взяточничество, коррупция.

Ценности социальной работы анализируются в соотношении с профессиональными нормами и требованиями на трех уровнях:

макроуровень связан с корпоративными принципами и нормами взаимодействия, отношениями коллективной ответственности;

мезоуровень связан с ценностями клиентов: групповыми, корпоративными, религиозными, этическими.

микроуровень отражает ценностный спектр взаимодействия социального работника и клиента.

Макроуровень ценностей социальной работы дает обоснование конкретным действиям социального работника в пределах профессиональной компетенции. Они базируются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей:

преимущества индивида по отношению к обществу;

уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом;

готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений;

стремление к развитию самопомощи клиента и т. д.

К ценностям мезоуровня относят различные группы ценностей, которые отражают общепринятые стандарты социальной жизни в обществе: демократию, равенство, прогресс, свободу, самореализацию.

Микроценности социальной работы определяются нравственной культурой специалиста, выступают на межличностном уровне и являются основой для эффективного взаимодействия социального работника и клиента.

Нравственная культура личности проявляет себя в соблюдении этикета - правил, манер поведения в межличностном общении, принятых в конкретной социальной, профессиональной и бытовой среде. Совпадение внешней формы поведения с его истинно нравственным содержанием — отличительная черта профессионального этикета. Вежливость, деликатность, умение выслушать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам - суть этикета социального работника.

Ценности социальной работы воплощены в профессиональных национальных и международных этических кодексах. Наиболее известный - это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников» (НАСР). В соответствии с ним соционом рассматривается как работник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи в улучшении качества жизни.

В «Международной декларации этических принципов социальной работы» (1994) указывается, что этические стандарты необходимо принимать, учитывая при этом различия в законодательстве, культуре, социально-экономической политике, управлении различных государств.

В России профессионально-этический кодекс социального работника был принят в 1994 г. В этом документе сформулированы принципы, формирующие личность социального работника, его специфический подход к овладению профессий, и принципы, касающиеся его отношений с отдельными людьми или группой.

Межрегиональная общественная организация «Ассоциация социальных работников социальных служб» представила Профессионально-этический кодекс работников социальных служб в новой редакции как руководство конструктивного решения этических проблем, возникающих в процессе социального обслуживания населения в различных регионах Российской Федерации. Каждый раздел и статья кодекса предусматривают регулирование определенной области профессиональных взаимоотношений работников социальных служб; все они являются составными частями профессиональной этики, системой нравственных принципов и норм поведения в профессиональной деятельности тех, кто добровольно взял на себя миссию социального обслуживания людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В заключении данного документа подчеркивается, что в случае возникновения в практике социальной работы профессиональноэтических дилемм, предполагающих в целях их разрешения конкретное применение положений кодекса, важно рассматривать его статьи не изолированно, а в тесной взаимосвязи.

Практическая этика социального работника включает внутреннюю и внешнюю нравственную культуру. Важны внешний вид работника, качество и внешний вид помещения, его удобство для посетителей, психологическая атмосфера и доверие к посетителям. Вежливость, деликатность, умение выслушивать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам — основа этикета социального работника.

Важнейшим понятием профессиональной этики является долг, который предстает как совокупность объективной необходимости и личностной активности специалиста. Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством требуют профессионального мастерства при решении всех задач и проблем населения. Долг специалиста перед своей профессией предполагает реализацию гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую значимость и престиж.

Изучение практики социальной работы на индивидуальном уровне позволило выявить следующие этические затруднения.

Независимость и манипулирование: для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование.

Патернализм и самоопределение клиента: патернализм допускает вмешательство социального работника в личную жизнь клиента для его же собственного блага. Для разрешения этого противоречия утверждается принцип информированного согласия, превращающего клиента в партнера.

Конфиденциальность и частный характер сообщений: в отдельных случаях социальные работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия информации, например, в случае угрозы со стороны клиента третьему лицу.

Законы и благополучие клиента: законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни. В некоторых случаях возможность обеспечения благополучия клиента вступает в противоречие с существующим законодательством.

Личные и профессиональные ценности: социальный работник может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или другим мотивам. Однако свой долг он обязан выполнить.

Необходимость говорить правду: не подвергается сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. Однако в отдельных случаях представляется этически оправданным скрыть правду или предложить «спасительную ложь» для их пользы.

Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам является подчинение своих действий единым для всего коллектива поставленным целям, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.

Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиентам заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями клиента. За выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность.

Важнейший долг социального работника перед самим собой - поддержание своей чести и достоинства. Честь и достоинство социального работника — это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких профессиональных качеств и ценности как специалиста и личности. Необходимость оказывать эффективное воздействие на сознание клиента является важным основанием для предъявления очень высоких требований к личности социального работника и его профессиональной подготовке, системе взглядов и мировоззрению.

Особую роль в практической этике социального работника играет нравственная культура, как внутренняя, так и внешняя:

внешний вид работника;

внешний вид помещения;

удобство для посетителей;

психологическая атмосфера доверия к посетителю.

Этические знания — необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в

соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам, а также предотвращает злоупотребление социальным работником своим статусом.

Социальный работник, приступая к работе с конкретным клиентом, должен помнить, что каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи и его воззрение необязательно совпадет с убеждениями социального работника.

Этические профессиональные нормы социальных работников можно разбить на шесть групп.

Поведение и облик социального работника (следование лучшим профессиональным образцам).

Этические обязательства по отношению к своим клиентам (содействовать клиентам в самостоятельном решении существующих проблем; не распространять информацию, полученную от клиентов).

Этические обязательства по отношению к своим коллегам (относиться к ним с уважением и доверием).

Этические обязательства по отношению к организациям, с которыми осуществляется сотрудничество (быть верным обязательствам) .

Этические обязательства по отношению к своей профессии (содействовать общественному признанию и престижу профессии).

Этические обязательства по отношению к обществу (содействовать социальным изменениям во благо отечества).

Список использованных источников:

Медведева, Г. О. Профессионально-этические основы социальной работы: курс лекций. — М., 2013.

Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / отв. ред. А.А. Козлов. — М., 2014.

Якушев, В. А. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. — М., 2014.

Ярская-Смирнова, Е. Р. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., 2013.

В данной работе раскрывается понятие профессиональная культура, проводится анализ ценностей, как условие и средство жизнедеятельности человека и общества. Рассмотрены основные аспекты, способствующие формированию культуры специалиста по социальной работе. Влияние культуры общества и всего комплекса социальных факторов на становление профессиональной культуры социального работника и взаимосвязь с другими компонентами культуры личности. Обозначена роль учебно-воспитательного процесса в формировании профессиональной культуры специалиста социальной работы. Сделан анализ социальных факторов влияющих на становление профессиональной культуры социального работника.

Ключевые слова: социальная работа, профессиональная культура, ценности, личность, общество, специалист.

Ismailova L.M.

PhD in Philosophy, Associate Professor of Department of theory and technology of social work at Chechen state University

PROFESSIONAL CULTURE OF SOCIAL WORKER

Abstract

In the present work reveals the concept of professional culture, the analysis of values as a condition and tool of human activity and society. Considered the main aspects that contribute to shaping the culture of the masters in social work. The influence of culture and social factors on the formation of professional culture of social worker and the relationship with other components of the culture of the individual. The role of the educational process in forming of professional culture of a specialist of social work. The analysis of social factors influencing the formation of professional culture of social worker.

Keywords: social work, professional culture, values, personality, society, specialist.

Реализация государственной политики в социальной сфере является приоритетной задачей развития Чеченской республики. Социальная работа сегодня еще находится на этапе своего становления, существующая система социальной защиты населения создана с учетом специфики социальной политики региона, учитывая потребности граждан в социальных услугах. Изучение специфической профессиональной компоненты социальной работы важно для понимания её смысла. Возросшее внимание к развитию личностного, делового потенциала участников общественного производства активизировало исследование проблем формирования характеристик личности, приоритетных для её социального и профессионального самоопределения: гибкости, мобильности, готовности к самопознанию. Анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что не выработана ещё четкая трактовка понятия профессиональная культура. Несомненно, разработанные с 2013 года профессиональные стандарты оказывают своеобразную помощь специалистам в профессиональной деятельности, повышая тем самым эффективность и качество труда. Актуальным проявлением в современных социально-экономических условиях становится способность осмысления значимости профессиональной культуры и особенно её личностного компонента.

Безусловно, профессиональный компонент характеризуется компетентностью, высоким уровнем организации труда, рациональным распределением рабочего времени, ритмичностью, слаженностью. Нравственный компонент проявляется в сознательности, самодисциплине, гуманном отношении и богатстве духовной культуры. Нередко исследователи вводят понятие профессионально-нравственная культура труда, стремясь в самом термине акцентировать внимание на единстве профессионального и социально-нравственного аспектов в проявлении личностной культуры.

Профессиональная культура складывается из профессиональных качеств, которые приобретаются в процессе обучения студентом в образовательном учреждении и личностно-индивидуальных качеств человека, свойственных только ему.

Социальная работа как динамичная система многогранна, а методы и технологии, применяемые на практике социальной работы, носят интегрированный характер. Являясь специфическим видом социальной деятельности, она практически затрагивает все стороны общественного бытия, играя важную роль в совершенствовании человека и стремлении к благополучию. Как правило, желая достигнуть благополучного состояния, человек исходит из соображений предпочтительности, важности того нового, что представляет собой ценность.

Характеризуя понятие ценности, можно сказать, что это фундаментальные принципы, то есть то, что личность ставит превыше всего в своей жизни. Без сомнения можно сказать, что ценности закладываются еще на ранних этапах развития личности, начиная с раннего детства в семье, а затем по мере его развития и становления в социальных институтах. Проблема усвоения общечеловеческих ценностей в индивидуальном осознании относится к числу важнейших, так как личность – субъект культуры, и в своей деятельности, поступках, мыслях он опирается на общечеловеческие нравственные ценности, которые является фундаментальной основой всякой культуры.

Изучая ценности индивида, мы можем определить уровень его духовной зрелости и степень усвояемости личностью всего богатства человеческой культуры. Следовательно, о системе ценностей личности можно судить по его поведению. Решающее влияние на формирование общечеловеческих ценностей оказывает определение личностью своего места в системе общественных отношений. Здесь имеют большое значение социальные, человеческие отношения, складывающиеся в рамках формальных и неформальных структур.

Если говорить о самом процессе подготовки специалиста к профессиональной деятельности в современных рыночных условиях, то следует отметить влияние направленности как интегральное свойство личности. Творческая направленность, есть важнейшая сторона личности конкурентоспособного специалиста, определяющего его социальную направленность и нравственную ценность. Она относится к числу сложных структур, определяющих общее и частное направление деятельности человека в разнообразных производственных и жизненных ситуациях. От специалиста нашего времени требуется в первую очередь, не столько возможность извлечь из памяти основные знания, усвоенные во время обучения в вузе, сколько умение объективно оценивать новые факты, явления с которыми он будет сталкиваться в своей профессиональной деятельности. Готовность и способность к разумному отбору, восприятию, внутренней переработке и дальнейшему использованию полученных знаний. Все большее значение в профессиональной культуре социального работника сегодня приобретает умение отделять в полученной информации главное и второстепенное, существенное и несущественное, а так же владеть принципами и методами. Решение такой задачи, как реализация цели подготовки специалистов на основе интеграции науки, производства и образования, ставит перед собой профессорско-преподавательский коллектив кафедры теории и технологии социальной работы Чеченского государственного университета. Обучаясь в нашем университете, будущий выпускник получает фундаментальную подготовку, овладевает общим методологическим подходом к созданию новых идей профессиональной деятельности социального работника, вооружается методами самосовершенствования и непрерывного самообразования.

Определенно важную роль в развитии творческой, следовательно, профессиональной направленности студентов играет педагог. При этом под профессиональной направленностью студента подразумевается формирование личности специалиста, его идейных взглядов, развитие его творческих способностей, мышления, умения работать самостоятельно. Творческие способности, насколько нам известно, из педагогического опыта, наиболее эффективно развиваются через личные переживания студента, связанные с его отношением к деятельности, что достигается с помощью целенаправленных воздействий, осуществляемых в ходе единого учебно-воспитательного процесса. Одновременно большое значение следует придавать эмоциональному фактору, играющему особую роль в учебной и научной деятельности. С этой целью по инициативе самих студентов на кафедре теории и технологии социальной работы создан и функционирует студенческий кружок «Соционом», целью которого является вовлечения студентов в социальную активность, формирование социальной компетентности будущих специалистов. Студенческий кружок работает по нескольким направлениям, во-первых это научная деятельность, которая включает участие студентов в научно-практических конференциях посвящённых проблемам социальной работы, организации и проведении круглого стола, где обсуждаются актуальные вопросы и темы. Следующим направлением является благотворительность, так например, ежегодно студенты готовят на Новый год развлекательную программу и устраивают праздник детям с ограниченными возможностями из реабилитационного центра г. Грозного. Рассматривая данный вопрос с точки зрения регионального аспекта, нужно отметить, что в Чеченской республике практически нет детских домов и домов престарелых, так как это противоречит национальному менталитету. Работают реабилитационные центры по оказанию социальной помощи населению, действуют общественные фонды, такие как Региональный общественный фонд имени героя России Ахмата Кадырова, а та же общественные фонды «Хайра», «Милостыня», «Рохьма». Проводят работу с населением благотворительные организации «Машар», «Даймохк». Несомненно, является значимой роль религии в формировании профессиональной культуры социального работника, как было уже сказано, с раннего детства в семье закладываются и передаются из поколения в поколение национальные традиции и обычаи, это почитать стариков, уважать старших, любить родных и близких. Таким образом, воспитывая необходимые этой профессии качества доброты, уважения, толерантности. Если кто и остаётся одиноким к старости, то каждый родственник считает своим долгом позаботиться о нем и помочь. В связи с этим чувство сострадания, заботы проявляются не только к близкому человеку, но и ко всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Рассматривая современную социальную работу в целом как формирующуюся, особую систему деятельности, можно отметить, что в складывающейся системе все еще не хватает подготовленных кадров социальных работников, а новой системы, которая удовлетворяла бы острые и неотложные потребности большого количества людей, до сих пор не создано. Понимание взаимосвязи системы социальной работы с другими социальными системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры. Чем и объясняется повышенное внимание к профессиональной культуре социального работника. В сфере профессиональной социальной работы нравственные отношения определяют в значительной степени характер выполнения тех профессиональных обязанностей, которые возложены на специалистов по роду их деятельности. Эти нравственные отношения характеризуют содержание профессиональной морали в социальной работе.[1, с. 92].

Итак, мы проанализировали аксиологические аспекты профессиональной культуры социального работника. Выделили роль учебно-воспитательного процесса в формировании профессиональной культуры специалиста по социальной работе. Перечислили различные факторы, влияющие на становление профессиональной культуры социального работника, как личного характера, так и общественного, характерные для данного этапа развития общества. Резюмируя выше изложенное, остается добавить, что профессиональная культура социального работника выражается не только в компетентности как специалиста, но и гуманной позиции личности, обладающей способностью понять и принять другого, проявить сопереживание и уважение, что очень важно для эффективной профессиональной деятельности. А положительные результаты вдохновляют, определяют чувство комфортности, удовлетворенности своей деятельностью.

Список литературы / References

  1. Профессионально-этические основы социальной работы: учебник для студ. высш. учеб. Заведений / Г.П.Медведева.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-272 с.

Список литературы на английском языке / References in English

Профессия социального работника имеет довольно широкий диапазон, и люди различных характеров и склонностей получают возможность реализовать в ней свои способности и интересы. Многие профессионально важные характеристики можно развивать и формировать путем обучения и тренингов, тем не менее, имеют место и такие профессионально важные характеристики и качества, которые трудно приобретаются и плохо компенсируются.

Сознание существует как духовное отражение мира. Важным моментом сознания выступает самосознание – осознание личностью собственных интересов, мотивов, потребностей, действий, поступков, поведения и деятельности. Сознание проявляется, прежде всего, как культура самосознания личности, через которую осуществляется понимание культуры, окружающей действительности.

Сознание теснейшим образом связано с деятельностью. В процессе этого взаимодействия формируется культура личности, человек телесный, социальный, воспринимающий, сопереживающий, духовный.

Человек, избравший эту профессию, должен обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта, милосердием, альтруизмом, внимательностью, уважительностью, порядочностью, честностью, терпеливостью, терпимостью, последовательностью, настойчивостью, работоспособностью, энергичностью, гибкостью, деликатностью, умением расположить к себе. Он должен уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и роль в защите прав человека на достойную жизнь, иметь твердые нравственные принципы, руководствоваться Кодексом профессиональной этики. Осведомленность в вопросах этики является отличительной чертой социального работника.

Необходимо подчеркнуть, что этические требования выступают фактически как категорический императив. Это не просто пожелания, а правила, обязательные для выполнения. Это как бы невидимый третий, профессиональный внутренний цензор. Кодекс определяет профессиональную направленность работника, контролирует его компетентность, содержит в себе те этические установки, которые вырабатывались на всем протяжении становления и формирования профессии социального работника.

Объективное единство общекультурного, социально-нравственного уровней, профессионально-этических принципов, общечеловеческих идей, мировоззрения, ценностных ориентиров и гуманистических технологий и составляет основу профессионального этического сознания социального работника – его профессиональную культуру.

Один из величайших гуманистов ХХ века А.Швейцер сказал, что псевдоэтика начинается там, где кончается гуманность. Это важнейший постулат всех этических норм и правил деятельности социального работника, главный путеводитель в нашем профессиональном становлении, и именно в этом начало профессиональной этики социального работника, его этического сознания.

Целесообразным является формирование культуры межличностного общения социальных работников: знание особенностей профессионального общения и основ этической культуры социального работника; поэтапное формирование профессиональных и духовно-нравственных качеств; знание основных теоретических направлений, научных концепций социальной работы, механизмов и направлений социальной поддержки различных социальных групп общества (инвалиды, безработные, сироты, трудные подростки, семья, лица, освобожденные из мест лишения свободы и т.д.)

Важнейшим составляющим формирования этического сознания социального работника должно быть: формирование в себе мыслящего специалиста-практика, умеющего гибко и точно решать социальные проблемы клиента; владеть стратегиями выбора этических и социальных теорий и технологий социальной работы; овладевать навыками самостоятельного научного поиска, творческой постановки задач и эффективного разрешения проблем.




Находясь в специфических стрессовых ситуациях особого риска, социальный работник подвержен различным психическим нарушениям (утрата ценностных ориентаций в труде, синдром усталости и переутомления, вызывающей замкнутость, тревожность, агрессию, психологическую напряженность, порожденную конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем и т. п.). Чтобы избежать этих заболеваний социальный работник должен обладать специфическими стрессоустойчивыми качествами, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и преодолевать их, умением переключаться и управлять своими эмоциями, готовностью к психическим перегрузкам, владеть навыком самообладания.

Формирование столь комплексных качеств социального работника достигается повышением его культуры общения, обеспечивающей взаимопомощь и взаимопонимание, доброжелательность, самовоспитание и контроль. Необходимо также сознательное и эмоциональное принятие избранной профессии, приносящее высшее удовлетворение и составляющее смысл и счастье жизни; понимание творческой природы профессиональной деятельности, требующей огромных нервно-психических затрат, постоянной работы над собой.

Как известно профессиональной социальной работе предшествовал допрофессиональный период оказания социальной помощи. Это были различные формы религиозной и общественной благотворительности. Но именно тогда еще были заложены основные профессионально-этические принципы социальной работы. На более позднем этапе были разработаны социальные техники и технологии оказания помощи человеку, сложились также основные принципы взаимодействия социального работника и клиента.

В этом плане большую роль сыграли такие личности, как Ричмонд, Соломон, Адамс и другие. Они не только обосновали и ввели в практику определенные модели помощи (такие как «кейсуорк» или работа со случаем, методы групповой работы), но и сформулировали общие принципы взаимодействия социального работника и клиента. Были основные заповеди: симпатизировать клиенту, поощрять его, отдавать ему предпочтение, строить с ним совместные, ясные планы действий, т.е. многие из тех стандартов, которые легли в основу этического кодекса социального работника, закрепили нормативные умения и навыки специалиста, и его этическую сторону.

Базовым компонентом формирования профессиональной культуры социального работника является профессиональная подготовка. Программа подготовки должна содержать основные элементы знаний о человеке и обществе: социологию, медицину, организацию культдеятельности, валеологию, социальную политику, физическую культуру, конфликтологию, психологию, социальную психологию, педагогику, социальную педагогику, вопросы этики, эстетики, права и др.

Полученные знания должны быть трансформированы в высокую квалификацию специалиста. Необходимо развивать высокопрофессиональное владение навыками постановки социального диагноза, формирования гуманных отношений в социуме, в выборе адекватных методов и технологий в социальной работе. Овладевать профессионально-этической культурой, включающей единство нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности.

Весьма важно развитие умения построения гипотез, создания социально-педагогических проектов и моделей, осуществления социально-педагогических интервенций, навыки исследований и научно-исследовательской деятельности.

27. Понятия "Благо", "Добро" и "Зло" в нравственно-этических аспектах социальной работы. Значение Золотого правила нравственности и категорического императива И. Канта.

Аксиология (греч axis - ценность, logos - учение) в широком смысле - теория ценностей. Сам термин появился в начале ХХ века, однако, вопросы природы ценностей ставились на протяжении всего развития философии и этики.

Наиболее фундаментальные вопросы этической аксиологии - вопросы добра и зла. Что такое добро и зло? Каково их происхождение? Являются ли они свойствами самих вещей или приписываются им человеческим сознанием?

Добро и зло - предельно общие оценочно-императивные понятия, с помощью которых выделяется нравственный аспект в человеческой деятельности и культуре. Добро - синоним нравственно положительного, а зло - нравственно отрицательного. Ценностно-нормативное содержание добра заключается в нравственном идеале.

Если идеал понимается как отношения солидарности и гуманности, то добро заключается в установлении отношений доверия, взаимопомощи и согласия, а зло - в отношениях отчужденности, недоверия и вражды.

Объективным основанием добра является потребность людей друг в друге, во взаимном общении и согласии.

Добро и зло – категории этики, в которых выражается нравственная оценка социальных явлений и поведения людей. Добро – это то, что общество (или данный класс) считает нравственным, достойным подражания. Зло – категория, противоположная добру, не одобряемая обществом.

Для оценки добра и зла существуют определенные принципы. Наиболее распространен Категорический императив (КИ) Канта и Золотое правило нравственности.

КИ – философский термин, характеризующий нравственный закон в этике Канта. Кант называет императивом предложение, имеющее форму повеления. При этом, по И.Канту императив может быть гипотетическим либо категорическим.

Гипотетический императив выражает повеление, обусловленное (как средство) желаемой целью. Цель же может быть весьма субъективной, вытекающей из личных, не всегда этичных намерений и устремлений.

Категорический императив выражает безусловное повеление. КИ предписывает каждому человеку необходимость или безусловную обязанность действовать по правилу, относительно которого действующий мог бы хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом. Категорический императив позволяет в условиях повседневной действительности выбрать вариант поступка, который является благом или добром для всех или, по крайней мере, для большинства, живущего по тем же законам морали.

Зло, по Гегелю, – это форма утверждения добра. Зло связано с моральностью вследствие человеческой субъективности, считал Гегель, ибо без человеческой субъективности невозможна совесть – личностный фундамент морали.

Включая одни формы сознания и поведения в разряд зла, исключая другие из этого разряда, мораль делает свою кропотливую работу очищения и совершенствования человеческих отношений (Этическая мысль, 1988, с.115).

Социальную работу называют совестью общества. Это отводит этике особую роль в ряду наук о социальной работе. Этика социальной работы, таким образом, является одним из важнейших положений как теории, так и технологий социальной работы. Технологии, обусловленные этикой, приобретают особенности, диктуемые специализациями социальной работы.

Одним из главных направлений деятельности работника социальной сферы является работа с клиентом, в основе которой лежит общение, прежде всего в его индивидуально-личностном выражении. Социальный работник должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение. В основе такой деятельности лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности работника социальной сферы.

Файлы: 1 файл

Одним из главных направлений деятельности работника социальной сферы является работа с клиентом.docx

Одним из главных направлений деятельности работника социальной сферы является работа с клиентом, в основе которой лежит общение, прежде всего в его индивидуально-личностном выражении. Социальный работник должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение. В основе такой деятельности лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности работника социальной сферы.

Профессиональная культура социального работника и социальный, профессиональный и духовно-нравственный аспекты:

Социальный аспект включает умение сотрудничать, ответственность за порученное дело, соблюдение установленного порядка и трудовой дисциплины; социальную активность и творческий подход к делу; потребность в самообразовании и самовоспитании.

Профессиональный аспект характеризуется компетентностью, высоким уровнем организации труда, рациональным распределением рабочего времени, технологической дисциплиной.

Духовно-нравственный аспект проявляется в гуманных отношениях к клиентам, богатстве духовной культуры.

Культура профессионального общения как универсальное общественное и индивидуально-личностное явление рассматривается с позиции ее внутренней сущности, связанной с формированием общественного и индивидуального сознания. Ее гуманистическая составляющая, обусловленная гуманистическими требованиями к профессии социального работника – помощь, поддержка других людей через взаимодействие с ними: поддержка людей, стимулирование их на развитие собственных сил, конструктивную деятельность, на использование имеющихся у них резервов; предложение помощи, организации ее, установления необходимых для этого связей и контактов; сопровождение людей на протяжении определенного жизненного периода, проявление личного участия, организация контроля за ситуацией в целях защиты клиента; активизация людей на оказание помощи нуждающимся; оказание воздействия на органы власти и управления с целью повышения качества обслуживания и социальной защиты; информирование инстанций всех уровней о факторах, негативно сказывающихся на условиях жизни определенных групп населения и др.

Исходя из этого под культурой профессионального общения социального работника понимается интегрированная характеристика профессиональных и личностных качеств специалиста, отражающая совокупность мировоззренческих и профессиональных знаний, качеств, умений, навыков, интересов, потребностей, нравственной позиции, ценностных ориентации, норм и образцов поведения специалиста социальной работы, которые, активно проявляясь в его коммуникативной деятельности, позволяют эффективно выполнять стоящие перед ним профессиональные задачи в системе «социальный работник-клиент-социальный работник-социальный институт».

Ядром культуры профессионального общения социального работника является коммуникативный потенциал, включающий три составляющие: коммуникативные способности; коммуникативная самостоятельность; коммуникативная компетентность и состоящий из взаимосвязанных блоков: научный (понимание теоретических основ профессиональной коммуникации); инструментальный (владение базовыми умениями и навыками профессиональной коммуникации); интегративный (способность сочетать теорию и практику в коммуникативной деятельности); контекстуальный (понимание социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется деятельность социального работника); адаптивный (умения предвидеть изменения, важные для профессии, и быть готовым к ним); блок межличностной коммуникации (умения эффективно пользоваться вербальными и невербальными средствами коммуникации).

Культура профессионального общения социального работника кроме составляющего ядра – коммуникативного потенциала – включает составляющие компоненты: знания, способы деятельности по образцу, приобретение жизненных навыков, обеспечивающих индивидуальное развитие коммуникативных умений – практический; формирование эмоционально-ценностных отношений к диалогу с социальным клиентом – мотивационно-ценностный, опыт межличностного и группового общения –содержательный.

Согласованная, непротиворечивая система ценностных ориентаций в коммуникативной деятельности является важнейшей предпосылкой в формировании культуры профессионального общения социального работника.

Содержательный компонент культуры профессионального общения социального работника представляет собой комплекс качеств личности, включающий: нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества – творческое мышление; грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и хорошая дикция – речевое действие; личностная психическая самонастройка на общение и психоэмоциональная регуляция своего состояния; самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация – культура жестов и пластики движений; культура восприятия коммуникативных действий клиента; выражение эмоционально-оценочных суждений в общении – культура эмоции.

Приобретение коммуникативного опыта происходит при коммуникативном взаимодействии с другими людьми и через усвоение коммуникативной информации.

Читайте также: