Что такое профессиональные риски в доу

Опубликовано: 15.05.2024

Усынина Татьяна Александровна

Внешние и внутренние риски дошкольной образовательной организации Исполнитель: Усынина Т.

Внешние риски ДОУ Выявить внешние риски и проанализировать последствия их влияния на организацию можно с помощью PEST-анализа. Эт а методика позволяет образовательному учреждению произвести оценку состояния важнейших факторов окружающей макросреды и составить прогноз их развития для выявления потенциальных угроз, перерастающих в риски, а также помогает учесть открывающиеся возможности

PEST-анализ PEST-анализ основан на составлении перечня возможных воздействий по следующим направлениям : - политические факторы (Р): какие возможности и угрозы для деятельности организации создает динамика политической ситуации; каковы главные тенденции, которые могут повлиять на ее деятельность; - состояние экономики (Е): каковы наиболее существенные ожидаемые события в экономике и как влияет экономическая ситуация на перспективы развития организации; - социально-культурные особенности (S): в чем особенности социального, демографического, культурного свойства, которые должны учитываться в работе, определяется динамика потребительских предпочтений, распределение и структура социальных групп населения, возрастная и гендерная структуру ; - научно-техническая среда (Т): в какой степени развитие зависит от нововведений и изменений; насколько динамичны темпы научно-технического прогресса в отрасли; какова доля функции НИОКР в деятельности предприятия .

Факторы PEST -анализа Влияние на ДОУ Политические факторы: Текущее законодательство в области дошкольного образования (Закон «Об образовании», Федеральные Государственные Образовательные Стандарты и т.д.) обеспечивает государственное регулирование системы образование Будущие изменения в законодательстве Европейское/международное законодательство (Конвенция о правах ребенка) Регулирующие органы и нормы Правительственная политика, президентская программа «Дети России» Торговая политика Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции ( госзакупки ) Финансирование , гранты и инициативы Экологические проблемы Прочее влияние государства в отрасли Позволяет решать вопросы долгосрочного планирования, создавая стабильную обстановку, ДОУ имеет четко обозначенный государственный заказ и государственные ориентиры по отношению к образовательной системе; Позволяет ДОУ выбрать собственную линию развития, выработать свою концепцию и одновременно диктует некоторые преобразования как обязательные; с получением автономности, ДОУ наряду с самостоятельностью приобретает и необходимость в повышении правовой компетенции руководителя, более тщательного и внимательного отношения к законодательству о труде, налогах и т.д.; Ставит ДОУ перед необходимостью заниматься PR –технологиями, переосмысливать свою деятельность, осуществлять научно-методическую работу в этом направлении

Факторы PEST–анализа Влияние на ДОУ Экономические факторы: Экономическая ситуация и тенденции в стране Уровень инфляции Инвестиционный климат в отрасли Заграничные экономические системы и тенденции Общие проблемы налогообложения Сезонность / влияние погоды (заболевания детей, невыполнение норм питания) Рынок и торговые циклы ( госзакупки ) Платежеспособный спрос Специфика деятельности ДОУ Потребности детей, посещающих ДОУ Основные внешние издержки (на содержание и приобретение имущества) Энергоносители Транспорт Способствует формированию системы образования как рыночной сферы; позволяет самостоятельно определять и реализовывать финансовую политику, однако можно предвидеть и ряд негативных последствий (ликвидация логопедических групп, вынужденное сокращение кадров); побуждает ДОУ к поиску альтернативных источников финансирования (гранты, получение инвестиций общественности, предприятий, оказание платных образовательных услуг и др.); реализация маркетингового подхода к управлению, стратегическому и тактическому планированию

Факторы PEST–анализа Влияние на ДОУ Социальные факторы: Демография Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы Структура доходов и расходов (сметы) Базовые ценности населения Тенденции образа жизни Бренд , репутация, имидж Дошкольного Учреждения Модели поведения родителей в зависимости от их географического проживания (центр, поселок) Мода и образцы для подражания (А в других детских садах…) Главные события и факторы влияния Предпочтения воспитанников Представления СМИ Этнические / религиозные факторы Реклама и связи с общественностью Ведение целенаправленной работы по созданию привлекательного имиджа ДОУ для потенциальных и реальных потребителей услуг; расширение социального партнерства; демографический рост способствует повышению спроса на места в ДОУ и увеличение набора детей в группы; на выбор ДОУ влияет расположение около дома, престиж педагога, преемственность и воспитание хорошего качества; обеспечение ребенку психологического комфорта и безопасности

Факторы PEST–анализа Влияние на ДОУ Технологические факторы: Финансирование Информативно-Коммуникативных Технологий Внедрение и развитие Информативно-Коммуникативных Технологий Зрелость технологий (не использование программных продуктов) Изменение и адаптация новых технологий Информация и коммуникации, влияние интернета Законодательство по технологиям Потенциал инноваций Доступ к технологиям, лицензирование, патенты С одной стороны повышается информативность образовательной среды, с другой - ставит перед необходимостью качественной новой подготовки кадров в условиях применения новых методов и приемов воспитания на основе современных технологий и внедрении здоровье сберегающих технологий

В каждой из этих четырёх групп в качестве главных факторов, оказывающих наибольшее влияние, необходимо выделить такие, как: политическую деятельность федеральных, региональных и местных органов власти, законодательное регулирование деятельности образовательных учреждений в РФ, налоговую политику (среди политико–правовых факторов); уровень и качество жизни населения, социальную дифференциацию населения, традиции, обычаи, привычки и социальную активность населения (среди социокультурных); официальный прожиточный минимум, уровень конкуренции, развитость рыночной инфраструктуры и направления инвестиционной политики (среди экономических факторов); компьютерную грамотность, возможность подключения к интернету и другим средствам связи, уровень развития соответствующей техники и технологии (среди технико–технологических факторов)

Внутренние риски ДОУ Исследуя и выделяя внутренние риски в детском саду, можно сгруппировать их различными способами по видам, например : 1.Структурные образовательные риски ДОУ (на уровне организации) 1.1.Управленческие риски 1.2.Ресурсные риски 2.Педагогические риски (на уровне педагогов, воспитанников, родителей) 2.1.Профессиональные риски 2.2.Личностные риски

Группы рисков Виды рисков 1.Структурные образовательные риски ДОУ 1.1.Управленческие риски 1.1.1 Риски планирования • риск преобладания формального подхода к планированию деятельности (ориентация на «форму», а не на «содержание» и реальную результативность) • риск невыполнимости/ошибочности целей и задач планирования •риск нереалистичности целей, декларативности необеспеченности необходимыми механизмами и инструментами реализации • риск несбалансированности задач обучения, воспитания и развития 1.1.2 Риски организационной деятельности •риск неэффективности механизмов управления • риск недостаточной взаимосвязанности/ системности в работе структур/подразделений • риск недостаточного стимулирования активности и инициативности педагогических работников и т.д. 1.1.3 Риски контролирующей деятельности •риск недостаточности/избыточности контроля со стороны администрации • риск неоправданного увеличения объема отчетной документации, поступающей в администрацию организации/учреждения от структур/подразделении, педагогических работников и специалистов •риск неконструктивного вмешательства общественности (родители, обучающиеся и др.) в организацию образовательной деятельности 1.1.4 Риски коррекции деятельности • риск несвоевременности принятия мер по коррекции целей планирования и организационных мероприятий/механизмов • риск отсутствия системности в организации работы по повышению квалификации административных и педагогических работников

Группы рисков Виды рисков 2. Педагогические риски (на уровне педагогов, администрации, воспитанников и их родителей/ законных представителей) 2.1 Профессиональные риски 2.1.1 Содержательные •риск непонимания и неприятия деятельностно-компетентностной идеологии образовательных реформ •риск незнания/непонимания основ личностного подхода и технологий индивидуально-ориентированного обучения •риск непонимания и неприятия идей педагогики сотрудничества и партнерского взаимодействия с воспитанниками и их родителями/законными представителями •риск незнания современных методов и технологий обучения и воспитания •риск не владения информационными технологиями (ИТ) для их использования в образовательном процессе •риск неумения работать в «команде» ( педколлектив , структурное подразделение, методическое объединение, творческая или рабочая группа и т. п.) 2.1.2 Методические •риск неготовности педагогов к квалифицированному отбору новых методик и технологий • риск внедрения в педагогическую практику научно и методически непроверенных методик и технологий •риск несистемного и неэффективного использования технологий индивидуально-ориентированного обучения •риск несистемного и неэффективного использования информационных технологий (ИТ) и электронных средств обучения в образовательном процессе 2.1.3 Ресурсные • риск недостаточности временных ресурсов для качественной подготовки к выполнению профессиональных обязанностей • риск недостаточности временных ресурсов для рекреации и восстановления психоэмоциональных и физических затрат • риск недостаточности ТСО и средств учебно-методического обеспечения для качественного выполнения профессиональных обязанностей •риск недостаточности получаемого в организации/учреждении финансового вознаграждения для качественного выполнения профессиональных обязанностей

Группы рисков Виды рисков 2.2. Личностные риски 2.2.1 Психологические и физические • риск неприязненного отношения/неприятия ценностей и практики осуществления образовательных реформ со стороны большинства педагогической и научно-педагогической общественности • риск психологической неготовности к росту требований и внешнего контроля •риск недостаточности мотивации для качественного выполнения профессиональных обязанностей •риск неспособности педагогов и администрации к использованию методологии субъект - субъектного взаимодействия с воспитанниками и родителями •риск психофизических и психоэмоциональных перегрузок • риск профессионального выгорания -риски дезадаптации детей на различных этапах воспитания и обучения -риски ухудшения взаимоотношений между детьми в группе 2.2.2 Социальные на уровне личности •риск преимущественно формального отношения воспитанников и их родителей к целям и результатам получения образования •риск недооценки важности педагогической деятельности по развитию поисково-творческих, исследовательских навыков и умений (дети, родители) •риск недовольства психофизическими и психоэмоциональными перегрузками со стороны воспитанников и их родителей/законных представителей (в том числе связанные с перенаполнением группы, а также с увеличением в группе детей с ОВЗ)

Проводимый регулярно анализ рисков дошкольного учреждения позволит отслеживать динамику рисков и угроз для дальнейшей объективной оценки сильных и слабых сторон детского сада. Следующим этапом становится выработка рекомендаций по сведению рисков к минимуму и выработка стратегии дальнейшего поведения ДОУ для обеспечения конкурентоспособности , использования внутренних резервов, повышения качества оказываемых услуг и т.д.

Любимов А. А.

В Школу охраны труда поступают вопросы о тех изменениях, которые ждут специалистов в 2020 году. Больше всего волнуют вопросы, связанные с проведением оценки профессиональных рисков. Наталья Герасименко, руководитель Школы охраны труда, поговорила с Андреем Любимовым, экспертом по технологиям оценки профессиональных рисков, о том, как работодателям выбрать методы и провести оценку.

Что ждать работодателям и специалистам по охране труда в 2021 году?


Важное изменение — ввели два основных принципа охраны труда. Первый принцип базируется на предупреждении в виде управления рисками. Второй — принцип минимизации тех последствий, которые мы не смогли предотвратить. Управление такими последствиями позволит уменьшить травмы, которые могут получить работники на рабочих местах.

У работодателя появятся новые обязанности, которые связаны со ст. 209 Трудового кодекса, где прописано, что работодатель должен создавать безопасные условия труда. Действующая редакция Трудового кодекса РФ не отвечает на вопрос, как создавать такие условия.

В редакции проекта 10-го раздела Трудового кодекса будет ответ: работодатель должен создавать безопасные условия труда исходя из технологического состояния рабочих мест, тех технологических процессов, которые на рабочих местах осуществляются. И это первая предпосылка для работодателя — надо выстраивать систему управления профессиональными рисками.

Оценка профессиональных рисков — обязательная или рекомендательная процедура?

У нас есть подзаконные акты, которые позволяют работодателю уже сейчас проводить процедуру оценки профессиональных рисков. Эти документы дают понимание, что процедура будет обязательной, и те изменения, которые планируются в 10-м разделе Трудового кодекса РФ, подтвердят это.

  • Первое, на что мы можем опереться при расчете рисков, это Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н. В нем содержится типовое положение о системе управления охраной труда, где в качестве одной из процедур управления охраной труда заложено управление профессиональными рисками.
  • Второй документ, который помогает нам понять, что процедуру оценки профессиональных рисков выстраивать придется, — это Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». В приказе прописано, что в случае внеплановой проверки работодателя инспекторы будут оценивать процедуры, направленные на достижение работодателем целей в области охраны труда, в том числе и процедуру управления профессиональными рисками.

Работодателям следует проводить оценку профессиональных рисков, чтобы не попасть на штраф до 80 000 руб. в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Как работодателям выбрать оптимальные методы для проведения оценки профессиональных рисков в организации, учитывая отсутствие утвержденной методики?

Методику проведения оценки профессиональных рисков еще не утвердили. Но работодателю не стоит ждать, когда примут этот документ. Проводить оценку рисков можно и нужно уже сейчас. Есть, например:

  • ГОСТ Р 58771-2019 « Менеджмент риска. Технологии оценки риска » — содержит более 35 методов оценки рисков.
  • Методики для определения профессиональных рисков, рекомендованные Международной организацией труда, — это матричный метод оценки.

К выбору методики проведения оценки профессиональных рисков стоит подойти с учетом тех задач, которые вы перед собой ставите. Есть простые, среднесложные, очень сложные методы анализа.

Можно использовать, к примеру, метод Международной организации труда, дополнив его методами Элмери и Файна и Кинни. Дальше, уже начав работать с рисками, будете выбирать более сложные методы.

Какие локальные документы нужно утвердить в организации по итогам проведения оценки профрисков и как работать с полученными итогами?

Несмотря на то что нет нормативного документа, который определял бы, что у работодателя должна быть, к примеру, карта оценки рисков на рабочем месте или необходимость сформировать в организации реестр опасностей, у нас действует Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».

При внеплановых проверках госинспектор будет пользоваться методологией, определенной этим Приказом, — из нее мы можем почерпнуть те документы, которые по логике должны появиться в организации.

  1. Начинается все с документа Реестр опасностей для всей организации в целом.
  2. Дальше появляется Реестр профессиональных рисков — мы получаем этот документ после того, как посчитали вероятность и тяжесть последствий от опасностей.
  3. Исходя из Реестра профессиональных рисков, мы получаем Карту рисков на каждое рабочее место.

Следуя методическим рекомендациям по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, мы понимаем, что это основные документы, которые должны быть в организации.

Остальные документы никак не регламентированы на законодательном уровне, но, возможно, в процессе работы с теми рисками, которые есть на ваших рабочих местах, у вас появятся и другие локальные документы.

Посоветуйте нашим читателям, как проводить оценку рисков: силами своей организации или отдать предпочтение внешним экспертам?

Работодатель не обязан выстраивать процедуру оценки профессиональных рисков так, как он проводил специальную оценку условий труда. Чтобы провести спецоценку условий труда, необходимо обратиться в аккредитованную организацию, которая соответствует определенным требованиям закона.

С оценкой профессиональных рисков такого нет — работодатель может провести ее своими силами, привлечь организацию или экспертов, которые ему в этом помогут.

Как показывает практика, провести полноценную оценку профессиональных рисков силами штатного специалиста по охране труда сложно. Работодателю необходимо сформировать комиссию или оценочную команду из специалистов по охране труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности, специалистов по отдельным технологическим процессам, а также специалистов, которые знакомы с методологией оценки рисков.

Я бы рекомендовал привлекать внешних экспертов или направлять членов внутренней комиссии на обучение, которое поможет им четко понимать, что такое управление и оценка профессиональных рисками и как ее грамотно провести.

Марина Шобохонова

Начало 2021 года было шоком для каждого специалиста по охране труда. В силу вступили 40 новых правил по охране труда, которые заменили собой более сотен действовавших ранее нормативных актов. При этом уменьшение правил ОТ не смягчило требований к работнику и работодателю. Практически в каждых правилах прописана обязательность применения дополнительных мер безопасности в соответствии с результатами оценки профессиональных рисков.

  • Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе
  • Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя
  • Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм
  • Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков
  • Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов

Скачайте образцы:

Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе

Мы являемся свидетелями сдвига парадигмы в сторону риск-ориентированного подхода в охране труда. 95% новых правил содержат указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов.

Оценка профессиональных рисков в 2021 году перешла из области теории в практическое действие. Теперь при выполнении требований новых правил по охране труда, работодатель не только должен провести оценку профессиональных рисков (это даже не обсуждается), а принять конкретные действия по применению ее результатов.

Таблица. Требования к оценке профрисков в правилах по охране труда в 2021 году


Подробнее об изменениях законодательной базы по охране труда прочитайте в нашей статье: Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА

Еще до начала выполнения работ с повышенной опасностью необходимо учесть результаты оценки рисков. Поэтому результаты оценки рисков обязательно оформите в виде карты оценки рисков и доведите не только для работников, но и для разработчиков планов производства работ (ППР) и выдающих наряд.

Пример

Монтажнику выдают одежду согласно типовым нормам. Но в правилах по охране труда при работе на высоте указано, что работодатель в зависимости от результатов оценки рисков должен принять меры по минимизации рисков. В компании необходимо разработать карту оценки рисков и передать ее в техническую службу работодателя для принятия дополнительных мер.

Образец карты проведения оценки профессиональных рисков

Образец карты проведения оценки профессиональных рисков

Если работников в подразделении много, сделайте сводную карту по всем рабочим местам. В карте оценки рисков нужно указать меры по снижению воздействия опасностей. В зависимости от того, какие меры перечислены в карте оценки рисков, нужно разрабатывать улучшенные нормы выдачи спецодежды, приобретение дополнительных средств индивидуальной или коллективной защиты.

Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

  • устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Эти требования охраны труда необходимо закрепить в соответствующих инструкциях по охране труда, и доводить до работников в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
  • применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ. Это необходимо для контроля за безопасным производством работ.

Если по результатам СОУТ на рабочих местах установили наличие вредных (опасных) условий, работодатель обязан провести мероприятия, чтобы улучшить условия труда работников, снизить уровень профессионального риска и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если сделать это невозможно из-за характера или условий деятельности предприятия, то проводить работы без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.

Работы, связанные с риском для жизни и здоровья работников, можно поручать только наиболее квалифицированным, опытным работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В статье 196 ТК РФ указано, что работодатель сам определяет, кому из сотрудников нужно повышать квалификацию. Поэтому сам работодатель принимает решение в пользу подготовки работников на наиболее опасные рабочие места.

Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя

Требования к проведению оценки профессиональных рисков установлены статьей 212 ТК РФ. Работников и кандидатов необходимо ознакомить с рисками по их должности. Если риски являются неприемлемыми с точки зрения соискателей, они вправе найти другое, более безопасное место работы.

Работодатель обязан провести оценку рисков на предприятии:

  • составить реестр опасностей
  • рассчитать вероятность наступления неблагоприятного исхода и ущерба здоровью
  • составить план мероприятий по снижению или исключению рисков.

Многие специалисты по охране труда могут спросить, зачем же проводить оценку рисков, если уже проведена спецоценка. Всё очень просто. Во время спецоценки идентифицируют факторы, но не проводят оценку вероятности того, что фактор может привести к травме, острому или хроническому заболеванию, или к гибели. Если при приеме на работу человек узнает, что его рабочее место имеет высокую степень риска, у него есть выбор — принять этот риск, или искать другое место работы.

Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя

Одна из важнейших задач работодателя на этапе перехода к новой законодательной базе по охране труда — просмотреть и применить результаты уже проведенной оценки рисков. Для новых организаций и ИП-работодателей нужно срочно организовать оценку профрисков.

В соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда, специалисты по ОТ должны:

  • организовать проведение внеочередных видов обучения по охране труда (инструктажи, внеочередная проверка знаний новых правил)
  • провести первичное присвоение групп работ на высоте для работников с высоким риском падения со средств подмащивания (в УЦ, имеющих учебно-тренировочные полигоны)
  • актуализировать комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности
  • актуализировать комплект локальных нормативных актов работодателя, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников

Методы оценки профессиональных рисков

Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.

Работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению , в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов, может разработать методику самостоятельно, если у него есть такая возможность.

Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:

➤ Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011

Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.

Совет эксперта: ГОСТ является документом для добровольного применения. Указывать отмененный ГОСТ в разделе «Порядок оценки рисков» Положения о СУОТ будет некорректным, поэтому просмотрите методики в нем, которые актуальны для вашей организации и являются действующими.

➤ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.

Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.

Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:

  • учитывать текущую, прошлую и будущую деятельности компании;
  • учитывать, что тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
  • проводить оценку рисков при активном участии работников, занятых на этих рабочих местах, так как они владеют детализированной и точной информацией обо всех опасностях, связанных с выполнением ими своей работы;
  • учитывать не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм

1 этап. Идентификация рисков

Источниками информации для выявления опасностей служат:

  • нормативные правовые и технические акты, справочная и научно-техническая литература, локальные нормативные акты и др.;
  • результаты производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах;
  • результаты наблюдения за технологическим процессом, производственной средой, рабочим местом, работой подрядных организаций, внешними факторами производственной среды;
  • результаты анализа анкет, полученных от работников.
  • результаты аудита (опроса) сотрудников;
  • опыт практической деятельности.

Кроме анкет, источниками информации для идентификации рисков могут быть данные статистической информации по травматизму и профзаболеваемости, данные производственного контроля, анализ должностных инструкций и стандартных операционных процедур (проекты производства работ, технологические карты и технические регламенты).

Рекомендация эксперта: все работники организации заполняют анкеты, в которых отмечают частоту и вероятность того, что опасность возникает редко, часто, или постоянно. На основе анализа источников информации нужно сформировать реестр идентифицированных опасностей, подлежащий регулярной и своевременной актуализации.

2 этап. Определение вероятности и частоты наступления ущерба

На втором этапе Реестр обрабатывают чтобы выяснить, какой ущерб может быть причинен, если опасность произойдет. Для этого экспертная группа, состоящая из членов комиссии по проведению рисков может самостоятельно или с привлечением внешнего эксперта установить напротив каждой опасности степень тяжести полученного повреждения здоровью.

Для правильной оценки рисков нужно установить качественные значения вероятностей наступления ущербов: низкая, средняя и высокая. При этом вероятность исхода, не связанного с наступлением ущерба, оценивают как среднюю.

Низкая — в должностных инструкциях отсутствует необходимость проведения операций, манипуляций, при которых характерна конкретная опасность. Поэтому опасность не должна возникнуть вообще.

Например, в реестре опасностей указана опасность укуса животного. При этом на рабочем месте и в рабочем пространстве (в том числе территории) данными с пульта видеонаблюдения не зафиксировано ни одного случая появления животного.

Средняя — наступление риска возможно при грубом нарушении работником требований охраны труда, стандартных операционных процедур, технологических карт и регламентов, или выполнение трудовых обязанностей, не включенных в должностную инструкцию, по которым работник не обучен, не имеет необходимую квалификацию и допуск.

Высокая — наступление риска возникновения опасности характерно для указанной должности и обусловлено технологией выполнения работ.

Например, во время СОУТ установили, что на работника воздействует такой фактор, как шум, и определили на рабочем месте вредные условия труда подкласса 3.1. А в ходе оценки профрисков установили, какова вероятность того, что работник потеряет слух.

3 этап. Оценка расчет рисков

На третьем этапе оценки рисков полученные данные по вероятности наступления угрозы и тяжести ее последствий рассчитывают для того, чтобы установить уровень риска по каждой опасности, а также интегрированный риск. Затем производят ранжирование — от опасности с высоким риском к низкому риску.

Для определения степени риска необходимо провести расчет. Для этого последовательно выполняют следующие операции:

  1. Идентифицируют опасности и при необходимости их проявления.
  2. Каждой идентифицированной опасности ставят в соответствие возможный ущерб и соответствующий ему весовой коэффициент.
  3. Определяют качественные значения вероятностей наступления ущербов и исхода, не связанного с наступлением ущерба, и соответствующие им весовые коэффициенты путем логического анализа дерева событий или с использованием вербального описания вероятностей (частот).
  4. Путем перемножения численных значений вероятностей (частот) наступления ущербов на соответствующие весовые коэффициенты ущербов определяют риски по каждой из идентифицированных опасностей.
  5. По шкале оценки значимости рисков оценивают значимости рисков по каждой из идентифицированных опасностей.

Путем сложения рисков для каждой идентифицированной опасности на рабочем месте определяют общий риск.

4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению уровня риска и контроля его исполнения

На этом этапе заканчивается процесс непосредственно оценки, и наступает завершающий этап — этап принятия решения о снижении риска или отказа от него (исключение из технологической цепочки) и замену на приемлемый уровень риска. Это этап разработки плана мероприятий по снижению рисков.

По завершению работ по оценке профессиональных рисков, разрабатывают, утверждают и доводят до работников следующие локальные нормативные акты:

  • реестр опасностей;
  • отчет о проведении оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску.
  • план мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков

Все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть учтены при проведении инструктажей на рабочем месте и стажировке.

Все средства индивидуальной защиты нужно выдавать, а средства коллективной защиты устанавливать с учетом выявленных опасностей.

5 этап. Управление оцененными рисками

Поскольку оценка рисков не является самоцелью, основным этапом является именно управление оцененными рисками. Принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков или их исключению — вот такая задача стоит перед работодателем.

После вступления в силу приказа о применении результатов оценки профессиональных рисков, комиссия проводит работу по информированию работников о риске повреждения здоровья. Для этого нужно внести изменения в программу инструктажа на рабочем месте, программу вводного инструктажа, а также разместить материалы оценки профессиональных рисков в разделе «Охрана труда» — «Оценка профессиональных рисков на рабочих местах» на официальном сайте.

Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков

Оценка необходима для всех работодателей — если в компании работает хотя бы один сотрудник по трудовому договору (в том числе — внешний совместитель). Поэтому отсутствие в штате специалиста по охране труда не является основанием для непроведения оценки рисков , а соответственно, и правил по охране труда.

Статус оценки рисков существенно повысился после того, как процедуру указали в правилах по охране труда, являющихся нормативным правовым актом, прошедшим регистрацию в Минюсте России. Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП трактует непроведение и неприменение результатов оценки рисков как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в иных НПА Российской Федерации.

Штраф для компании составит до 80000 рублей, а для ИП или должностного лица организации — до 5000 рублей.

Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов

Не каждый даже самый опытный специалист по охране труда способен лично провести оценку рисков. Да, он может организовать работу, но для проведения оценки нужна командная работа. Особенно это касается производственных предприятий и крупного бизнеса. Советуем к такой сложной задаче, как оценка профрисков, привлекать внешних экспертов или направлять членов своей внутренней комиссии на обучение. Грамотно провести оценку профрисков в вашей компании вы можете здесь >>>

Помните, что у сторонней организации по проведению оценки рисков есть очевидное преимущество — свежий, независимый взгляд на проблемы предприятия. Профессионалы из специализированной организации по охране труда «заточены» на оценку, владеют различными методиками, постоянно повышают квалификацию, участвуют в круглых столах, в конференциях.

Чтобы избежать претензий инспектора ГИТ, доверьте проведение рисков опытным профессионалам. Прочитайте нашу статью Оценка профессиональных рисков: какую компанию привлечь.

Оценка профессиональных рисков для работников

По информации Роструд, начиная с 2000 года по настоящее время, производственный травматизм в России снизился в 6,5 раз, а смертность на работе в 4 раза.

Это очень хорошие результаты, хоть и за довольно большой промежуток времени, главное, не снижать обороты и двигаться к достижению «нулевого травматизма».

Если на предприятии внедрена оценка профессиональных рисков, значит, оно стремится к общей цели – уменьшение травматизма в организации, и вы молодцы, что заботитесь о своих сотрудниках и как дополнительный пряник государственный кнут вас не настигнет 😀

Потому что если у вас раньше не было времени уделить внимание такому важному делу, как управление профессиональными рисками, то сейчас самое время, потому что дальше откладывать уже некуда, потому как инспекторы ГИТ проводят проверки, все ли работодатели произвели внедрение и начинали вообще это внедрение.

Оценка профессиональных рисков на предприятии

Сейчас разложу весь процесс по полочкам, как должна проводиться оценка профессиональных рисков на рабочем месте и т.п., поэтому если что-то в момент изучения будет непонятно или возникнут дополнения и вопросы, то обязательно приглашаю вас все обсудить в комментариях.

Рада буду раскрыть весь свой опыт и перенять ваш – оценка профрисков тема важная и на предприятиях специалистами с разной компетенцией может решаться по-разному.

Оценка профессиональных рисков на предприятии схематично

Оценка профессиональных рисков на предприятии

Что такое профессиональный риск

Профессиональный риск – это возможное воздействие на работника какого-либо вредного производственного фактора, который может привести к появлению профессионального заболевания, получению травмы или летальному исходу (законодательное определение вы можете дополнительно почитать в статье 209 ТК РФ).

Для того чтобы сохранить жизни и здоровье сотрудников предприятия нужно выявить профессиональные риски, их оценить и внедрить управление ими.

Управление профессиональными рисками – это процедуры, проводя которые, можно определить, оценить уменьшить воздействие профессиональных рисков на сотрудников.

Как это? Кратенько и доходчиво изображено на иллюстрации ниже: посмотрели, выявили и приняли меры к устранению. Все четко и ясно.

Оценка рисков

Что такое профессиональный риск

Что такое оценка риска

Как вы понимаете последствия могут быть самыми печальными, но если на меркантильном языке, то оценка профессиональных рисков поможет сократить незапланированные расходы компании на выплаты по больничным листам, восстановление испорченного оборудования в результате аварии или приобретение нового.

Сэкономить бюджет можно, просто исследовав условия труда и оценив вредные и опасные производственные факторы, которые нанесут непоправимый урон бюджету компании.

Управление профессиональными рисками в области охраны труда

Управление профессиональными рисками должно быть оформлено документально, а конкретных методических рекомендаций нет, на которых базируется оценка профрисков на предприятии. Об этом говорится в п. 33 Типового положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруд от 19.08.2016 N 438н).

А если поподробнее, то работодатель должен самостоятельно организовать процедуру управления профессиональными рисками у себя на предприятии, просто исходя из специфики деятельности, но порядок работы должен быть следующим:

  1. Выявите опасности, в отношение каждого рабочего места.
  2. Оцените уровень профессиональных рисков.
  3. Снизьте этот уровень.

Элементарно, Ватсон! Как? Каждый решает для себя сам. Вот и получается смог сам, помоги другому :)

Ответственность работодателя

Для увеличения мотивации, нелишним будет сказать, какие штрафы грозят работодателю, если не будет произведена оценка и внедрено управление профессиональными рисками на предприятии.

Как нам прививают ответственность (государственный кнут):

  • для должностного лица и ИП штраф составит от 2000 до 5000 рублей;
  • для ЮЛ от 50000 до 80000 рублей.

Как видим, у юрлиц стандартно кнут пожестче, и если вы специалист по охране труда, то навряд ли, вас наградят медалью за подарок в 50-80К :)

Поэтому предлагаю вам посмотреть видео, в котором рассказываю подробно что такое оценка профессиональных рисков, а также оставляю ссылку на свой канал Youtube, где можно ознакомить с другой полезной информацией.

Оценка профрисков пошагово

Сейчас часто и назойливо звонят компании, предлагающие услуги по охране труда, эксперты которой выявляют, идентифицируют и оценивают риски, но работодатель вполне может сделать это и самостоятельно, главное, придерживаться пошаговой инструкции, тем самым сэкономив немалые деньги.

Да, возможно, придется вспотеть, но зато вы сами сможете наглядно понять, где у вас “брешь” в безопасности сотрудников, пообщаться с работниками и понять, как можно улучшить ситуацию, да и, более того, набраться мыслей и позитива для совершенствования своей системы охраны труда в организации в целом.

А так вам и на оценщиков-экспертов деньги придется потратить и еще на реализацию мероприятий по плану снижения рисков…

Тут, конечно, вам решать, но если вам интересно разобраться и есть время все сделать самостоятельно, читаем дальше. А если нет, обращайтесь, я вам помогу.

Комиссия по профессиональным рискам

Как и в любом деле, касаемо, охраны труда на предприятии, первое, что необходимо сделать – это создать комиссию по оценке рисков.

Председателем может выступать руководитель организации или главный инженер, кроме того, специалист по охране труда должен быть обязательно включен в состав комиссии.

Приказ о создании комиссии по проведению оценки рисков утверждается работодателем.

Оценка и учет профессиональных рисков это

Образец приказа о создании комиссии по проведению оценки рисков

Идентификация профессиональных рисков

Для начала нужно определить последовательность действий, чтобы постепенно двигаться к поставленной цели.

Нужно посетить рабочие места, вникнуть в ситуацию и полностью разобраться во всех опасных факторах, способных повлиять на безопасность труда.

идентификация профессиональных рисков

Идентификация профессиональных рисков

Вот к примеру, если понаблюдать за передвижением работника офиса на работу и его трудовой деятельностью в течение дня, то можно увидеть подстерегающие риски:

1. При парковке авто могут возникнуть такие опасности, как столкновение с автотранспортом при выходе из автомобиля, защемление пальцев рук, падение.

  • при подъеме по ступенькам – спотыкание, скольжение, падение;
  • при обледенении ступенек или мокрых ступеньках входа поджидают такие опасности, как удары и ушибы;
  • невнимательность или плохое освещение может стать причиной защемления рук.

3. Подъём на второй этаж (пешком):

  • проливы воды приведут к скольжению и падению;
  • а по причине невнимательности или разговора по телефону может возникнуть риск спотыкания и падения.

4. На месте работы офисного сотрудника могут подстерегать такие риски, как спотыкание, падение, удар током, пожар, травмы рук.

5. А работа за компьютером, вообще несет кучу опасностей, например, заболевание суставов кисти, заболевание локтевого и плечевого сустава, напряжение глаз, мышц шеи, варикозное расширение вен, головные боли, легионелла, инфекционные заболевания.

6. По окончании работы не следует расслабляться, чтобы избежать опасности, как удар током, спотыкание или падение.

Пока не коснулась идентификации профессиональных рисков, и не задумывалась, сколько опасностей подстерегает меня, как обычного сотрудника офиса в течение трудовых будней :)

А что же говорить про рабочий персонал?!

процедура управления профессиональными рисками в области охраны труда

Работа по идентификации профессиональных рисков монотонная, кропотливая, а если у вас большое предприятие, то очень долгая, ведь подлежат идентификации все рабочие места. Но оно того стоит.

Разберу еще пример оценки рисков на предприятии – охрана труда сотрудников, производящих работы на высоте:

1. Первая опасность может возникнуть уже на этапе проведения инструктажа перед началом работы:

  • непонимание, незнание своих обязанностей, безопасных условий работ на высоте;
  • падение инструмента и инвентаря с высоты;
  • причинение травм себе и рядом работающему персоналу.

2. Подготовка оборудования для работы на высоте несет не меньше рисков, чем остальные рабочие моменты:

  • отсутствие должного контроля исправности оборудования, средств защиты, а в результате получение травм от падения предметов с высоты или падение персонала с высоты;
  • либо неприменение соответствующих СИЗ при работе на высоте, а в результате этих рисков – падение с высоты, получение травм от падения предметов.

3. При выполнении работы:

  • зажатия;
  • падения с высоты из-за скользких поверхностей;
  • травмы, полученные об острые края;
  • раскачивание при сильном ветре – ушибы и падения;
  • из-за нестабильности демонтированного оборудования – падение с высоты, травмы персонала;
  • при отключении приборов и устройств безопасности или при проседании выносных опор грузоподъемной техники – падение персонала с высоты.

4. По окончании работ возможны такие опасности как:

  • проскальзывание;
  • спотыкание;
  • падение.

Анализировать нужно не только работы, которую сотрудников проводят ежедневно, но и возникновение чрезвычайных ситуаций. Конечно, рассматривать падение метеорита не стоит 😀 Упростите себе задачу и используйте перечень рисков, указанный в п.35 Положения.

Идентифицировав профессиональные риски на всех рабочих местах, должны быть сведены и составлена индивидуальная карта идентификации опасностей и оценки рисков.

У меня есть замечательная методика оценки профессионального риска, не как у всех, не гуляющая по просторам интернета. Простая в работе, подробно изложенная и составленная с учетом всех требований законодательства. Составить карту оценки рисков не составит вам большого труда.

Данные методы оценки профессиональных рисков очень удобны, подробно и последовательно расписан алгоритм определения и то как должна быть составлена карта идентификации опасностей и оценки рисков для работников, приведены образцы необходимых документов.

Возможно, на просторах Интернета вы увидите другие методики и иначе оформленные индивидуальные карты, но хочу еще раз напомнить, что п. 37 Типового положения не обязывает использовать какую-то определенную методику, а дает работодателю самостоятельный выбор, потому что нужно учитывать характеристику производственной деятельности и сложность осуществляемых процессов.

Если вы столкнулись впервые с таблицами и расчетами и сложно понять, что к чему, приведу вам пример, как рассчитывается карта оценки рисков «опасность поражения током вследствие прямого контакта с токоведущими частями из-за касания незащищенными частями тела деталей, находящихся под напряжением».

Первое что нужно сделать, это понять были ли раньше выявлены несчастные случаи с такими же факторами. Если таковых не было, значит, риск не характерен, но возможен.

  • степень вероятности риска – 3 балла, возможно;
  • степень тяжести риска – 2 балла, незначительная;
  • оценка риска – 6 баллов, приемлемый уровень риска, нет необходимости в принятии дальнейших мер, при условии постоянного контроля и выполнения всех предусмотренных мер безопасности.

Выявив все опасные риски по предприятию, необходимо сформировать реестр (п. 34 Положения) и утвердить работодателем. При этом непросто занести опасности списком, а в порядке уменьшения уровня риска (п.36 Положение).

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков

Теперь у вас есть перечень рисков, которые нужно снизить, от него и отталкивайтесь, составляя план мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

Можно предпринять множество действий, к примеру:

  • исключить опасные работы;
  • заменить опасную работу или процедуру менее опасной;
  • ограничить влияние опасностей на сотрудников за счет внедрения каких-то инженерных методов и подходов;
  • уменьшить время воздействия вредного фактора на сотрудников;
  • применять дополнительные современные СИЗ с большей степенью защиты;
  • применение страховки.

Снижать риск рекомендуется, если у вас незначительный или приемлемый и оценка риска равна от 1 до 6.

План мероприятий по снижению рисков должен содержать меры, которые нужно предпринять и осуществлять на регулярной основе, чтобы снизить до допустимого минимума травматизм или устранить риски во все, ответственных исполнителей и сроки выполнения.

Желательно составить отчет по профрискам, но так как Положение нас делать это не обязывает, тут уже на ваше усмотрение, как-то так.

Основные выводы

Очень много положительных моментов и для работодателя, и для сотрудников предприятия в проведении оценки профессиональных рисков, о них мы говорили в начале заметки.

Но я считаю, что самое главное, чтобы данная «плюшка» от законодательства не стала для СОТа просто формальностью и очередным талмудом, тихо пылящимся на полке, с целью лишь бы поставить галочку в чек-листе “оценка профрисков”, при проведении проверки ГИТ.

Желаю вам безопасной работы!

Если вам показалась заметка недостаточно раскрытой, остались вопросы или возникли дополнения, пишите вопросы ниже, будем разбираться вместе. Потребуется помощь в подготовке документов по оценке профессиональных рисков, обращайтесь.


Работа персонала детских садов и других организаций для дошкольников предполагает серьезный объем ответственности. Родители доверяют здоровье и даже жизнь своих детей сотрудникам этих предприятий, и они должны предпринять все меры, чтобы обеспечить их безопасность.

Охрана труда и техника безопасности в ДОУ

Работа в области достижения безопасности сотрудников дошкольной организации включает три основных направления:

  • предоставление безопасных условий работы;
  • своевременное осуществление подготовки;
  • контроль соблюдения правил безопасности труда.

Для гарантии наибольшей эффективности трехступенчатого контроля по охране труда в ДОУ требуется неукоснительное соблюдение требований безопасности самим персоналом. Ведь в этой ситуации сотрудники детского сада должны действовать по тому же принципу, который действует при экстренной ситуации при перелете: сначала необходимо позаботиться о себе, и только затем о ребенке. Это жесткое правило имеет весьма конкретное обоснование: взрослый, находясь в нормальном физическом состоянии и владея требуемыми навыками действия при форс-мажорных обстоятельствах, может оказать помощь многим детям, тогда как ребенок дошкольного возраста помочь взрослому вряд ли сможет.

Ответственность за охрану труда в ДОУ

Основной объем ответственности за достижение необходимого уровня безопасности персонала муниципального ДОУ возлагается на руководителя организации. Поэтому именно он определяет основные параметры системы мер для каждого из этих направлений, а также состав работников, которые будут отвечать за их осуществление, и их функции.

Статья 217 ТК РФ указывает на то, что организации, количество сотрудников которых более 50 человек, в обязательном порядке должны иметь штатную единицу специалиста по охране труда в ДОУ или профильную службу. Принимая во внимание, что работа детской организации предполагает участие значительного числа сотрудников – от дворников до медицинского персонала, многие из них подпадают под эту категорию. Если же число работников детского сада составляет менее 50, решение о том, нужен ли инженер по охране труда в детском саду, принимается ее руководителем и фиксируется положением о службе охраны труда в ДОУ. Однако нередко заведующий дошкольной организацией вводит необходимую штатную единицу. Это решение на самом деле оправданно: ведь только подготовленный специалист по охране труда в детском саду может обеспечить достаточный уровень безопасности всего учреждения.

Нормативная база ОТ для дошкольной организации

Вопросы организации работы по охране труда в ДОУ регламентированы на федеральном уровне. Список основных нормативных документов, которые регулируют функции уполномоченных лиц в этой сфере, включает:

  • Трудовой кодекс, включая главу 52, посвященную труду педагогического состава;
  • федеральный закон № 273-фз от 29.12.2012 г., устанавливающий принципы государственной политики для образовательной деятельности;
  • федеральный закон № 69-фз от 21.12.1994 г., посвященный вопросам пожарной безопасности;
  • федеральный закон № 384-фз от 30.12.2009 г., представляющий собой национальный технический регламент, устанавливающий требования безопасности к зданиям, конструкциям и сооружениям;
  • федеральный закон № 426-фз от 28.12.2013 г., определяющий принципы выполнения специальной оценки условий труда;
  • федеральный закон № 125-ФЗ от 24.07.1998 г., определяющий правила организации системы страхования от несчастных случаев и выявления профессиональных заболеваний.

В дополнение к перечисленным нормативным актам федерального уровня, для этой области также действуют разнообразные стандарты ГОСТ, методические рекомендации, СанПиНы и другие правовые акты. Кроме этого, нужно принимать во внимание, что данная организация обязана руководствоваться требованиями профессиональных стандартов для рассматриваемых категорий работников. Сейчас уже разработаны и начали действовать профстандарты, подлежащие применению для следующих профессий и специальностей ДОУ:

  • педагог или воспитатель, работающий в области дошкольного образования; определен приказом Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н;
  • педагог-психолог в образовательной сфере; определен приказом Минтруда от 24.07.2015 N 514н;
  • педагог дополнительных занятий для дошкольников; определен приказом Минтруда от 05.05.2018 N 298н;
  • специалист по воспитанию; определен приказом Минтруда от 10 января 2017 г. № 10н.

Наконец, в своей работе сотрудники детской организации должны выполнять требования, установленные локальными нормативными документами по охране труда в ДОУ – например, приказами или положениями, а также соглашением по охране труда в ДОУ или коллективным договором, если таковой существует на предприятии.

Организация системы охраны труда в ДОУ

Управление системой безопасности персонала ДОУ – это зона ответственности руководителя, но работа по практическому осуществлению ее компонентов возлагается на весь персонал. Каждый сотрудник организации выполняет свою часть полномочий согласно должностным обязанностям по охране труда работников ДОУ. Например, электрик занимается вопросами безопасности электрического оборудования и сетей, воспитатель следит за соблюдением техники безопасности и оформляет уголок охраны труда в ДОУ. С учетом рабочих обязанностей специалистов детского сада организуется их подготовка в сфере ОТ и смежных областях.

Статья 212 ТК РФ указывает, что работодатель обязан обеспечить всем сотрудникам детской организации безопасные условия для работы. Одним из основных способов обеспечения этих условий становится предоставление нужной информации на стенде по охране труда в ДОУ и своевременная организация подготовки по вопросам правильного выполнения рабочих обязанностей. Для ДОУ такая подготовка проводится посредством организации инструктажей по ОТ. При этом согласно положениям ст. 214 ТК РФ работники обязаны пройти инструктаж по программе обучения по охране труда в ДОУ, предоставленной работодателем.


Обучение по охране труда в ДОУ

Порядок обучения персонала детской организации по охране труда регламентирован положениями совместного постановления Минобра и Минтруда от 13 января 2003 года N 1/29. Рассматриваемый нормативный документ указывает, что одной из основных форм необходимой подготовки становится проведение инструктажа. Проходить эти мероприятия обязаны все работники детской организации, включая тех, кто работает на условиях краткосрочного контракта или выполняет сезонные задачи. При этом в зависимости от конкретных обстоятельств сотрудники должны проходить разные виды инструктажей:

  • вводный инструктаж по охране труда в ДОУ – при поступлении на работу. Он обеспечивает персоналу получение общего представления о требованиях безопасности, действующих на предприятии;
  • первичный – перед допуском к самостоятельной работе. Этот вид подготовки проводится на конкретном рабочем месте, чтобы специалист мог ознакомиться с его особенностями и понять, в каких условиях ему придется трудиться;
  • повторный – по истечении шести месяцев с момента прохождения вводного инструктажа. Основная цель этого мероприятия – актуализация знаний по безопасности, имеющихся у работников;
  • целевой – при необходимости вовлечения сотрудников в выполнение специальных видов работ, которые требуют дополнительных компетенций по безопасности;
  • внеочередной – при наступлении особых обстоятельств. Например, этот вид подготовки организуют, если изменились требования законодательства в области ОТ или на предприятии произошел несчастный случай.

Проведение лекции по охране труда для педагогов ДОУ производится с применением инструкций, специально составленных для конкретной ситуации. Рассматриваемые инструкции должны полностью отвечать нормативам действующего законодательства в этой области, а также отражать требования, содержащиеся в правилах по охране труда в ДОУ, и особенности охраны труда женщин в детском саду. При их составлении эксперты советуют руководствоваться методическими рекомендациями Минтруда, утвержденными 13 мая 2004 года.


Инструкции по охране труда

Чаще всего разработку и составление инструкций поручают штатному специалисту по ОТ. Данные документы разрабатываются отдельно для каждой должностной позиции и каждого вида инструктажа – например, потребуется и инструкция по охране труда для заведующего ДОУ, и инструкция по охране труда вахтера ДОУ. При этом нужно уделить серьезное внимание организации хранения этих важных документов, поскольку с учетом выбранного подхода их на предприятии будет достаточно много. Нередко их делят по одному из двух критериев:

  • по должностным позициям. Если применяется этот способ организации документации, один хранения содержит сгруппированные документы для выполнения разных видов инструктажей для одной профессии или специальности;
  • по виду выполняемых работ. Этот способ требует совместного хранения инструкций, описывающих безопасные способы эксплуатации разных видов оборудования, например, холодильного или варочного, выполнения определенных мероприятий, например, спортивных занятий или стирке белья, и проч.

Содержание документа должно отражать особенности выполняемой работы, а также профессиональные риски в охране труда в ДОУ. Невзирая на то, что состав мер и требований для каждой инструкции существенно различается, они чаще всего имеют типовую структуру. Стандартная инструкция по охране труда для воспитателя ДОУ или другого сотрудника содержит следующие блоки:

  • общие требования по охране труда для рассматриваемой профессии или вида работ;
  • порядок действий специалиста перед началом работы;
  • правила безопасности при осуществлении должностных обязанностей;
  • порядок действий после завершения работы;
  • правила поведения в экстренных или форс-мажорных обстоятельствах.

Организация и оформление проведения инструктажей

Выполнение инструктажа доверяют непосредственному руководителю работ, выполняемых конкретным сотрудником. Его кандидатура утверждается отдельным приказом заведующего ДОУ, который фиксирует права и обязанности инструктора при проведении занятий. При этом для того, чтобы быть допущенным к организации требуемых занятий, инструктор должен сам пройти подготовку по ОТ и проверку знаний. Часто заведующие ДОУ обращаются для этого к уполномоченным обучающим организациям, которые проводят необходимую подготовку на профессиональной основе. После этого он допускается к самостоятельному проведению занятий для подчиненных. По окончании обучения он также производит устную проверку усвоенных ими знаний.

Информация о проведенных инструктажах вносится в особый журнал. Это делается для того, чтобы фиксировать дату организации конкретного типа мероприятия и гарантировать их своевременное выполнение с соблюдением актуальных требований. Например, повторный инструктаж нужно организовать по истечении шести месяцев с момента поступления на работу. При этом, разумеется, требуемые даты выполнения повторного инструктажа будут отличаться для разных сотрудников, которые были трудоустроены в конкретный детский сад в разное время. Для того, чтобы отслеживать эти данные, и нужен этот журнал. Кроме этого, сведения, внесенные в этот документ, может проконтролировать комиссия по охране труда в ДОУ при осуществлении проверки.

Журналы по охране труда в ДОУ

Согласно пункту 2.1.3 постановления № 1/29 выполнение всех видов инструктирующих занятий должно быть зафиксировано в особом журнале. Формы рассматриваемых документов зафиксированы межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.004-2015, который содержит действующие нормативы по ОТ для работников организаций. Стандартный образец журнала для каждого типа инструктажа содержит следующую информацию:

  • дата организации обучающего мероприятия;
  • фамилия, имя и отчество сотрудника, прошедшего подготовку;
  • год его рождения;
  • профессия, специальность или занимаемая должностная позиция;
  • название подразделения организации, где будет работать сотрудник после прохождения инструктажа;
  • фамилия и инициалы специалиста, выполнявшего инструктаж;
  • подписи участников занятия.

При этом использование положений ГОСТ 12.0.004‑2015 при оформлении инструкционных журналов имеет рекомендательный характер. При необходимости работодатель может вносить изменять предложенные формы.

План работы по охране труда в ДОУ

  • оформление и работа с документацией по охране труда и безопасности трудового процесса;
  • достижение требуемого уровня безопасности воспитательного процесса и смежных видов работ;
  • улучшение условий труда работников дошкольной организации.

Этот документ обычно составляют на конкретный временной период – чаще всего один год. По его завершении содержание плана пересматривается, чтобы исключить из него неактуальные задачи и внести информацию, отражающую о новые требования по ОТ. При этом комплексный годовой план может содержать данные, разбитые на внутренние временные промежутки – например, квартал или месяц. Это позволит более тщательно и оперативно контролировать очередность необходимых действий согласно отчету по охране труда в ДОУ.

План составляется специалистом по ОТ на основании приказа Минздрава от 1 марта 2012 года N 181н. Он содержит список типовых мер, которые работодатели должны предпринимать для улучшения условий труда работников на регулярной основе. После составления план передается на утверждение руководителю ДОУ. При возникновении необходимости он производит отдельные корректировки документа, и затем план утверждается специальным приказом. В документе требуется отразить не только список мер, подлежащих реализации, но и сроки их осуществления, а также лиц, которые будут отвечать за достижение поставленных задач.

Проведение специальной оценки условий труда

Детские дошкольные организации входят в список предприятий, которые обязаны выполнять спецоценку условий труда согласно федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Эта процедура представляет собой комплексную проверку условий на рабочих местах сотрудников, по итогам которой им присваивается один из четырех классов вредности:

  • оптимальный (класс 1) – воздействие вредоносных факторов трудового процесса на работников не превышает разрешенных нормативов;
  • допустимый (класс 2) – воздействие вредоносных факторов присутствует, однако работник успевает полностью восстановить нормальное состояние к началу следующей рабочей смены без дополнительных мер;
  • вредный (класс 3, делится на 4 подкласса на основании от уровня вредности) – воздействие вредоносных факторов достаточно сильно, чтобы обеспечить нарушение трудоспособности работника и вероятность появления у него профессиональных заболеваний;
  • опасный (класс 4) – воздействие вредоносных факторов угрожает жизни сотрудника.

Рассматриваемый нормативный документ указывает, что работодатель не вправе самостоятельно выполнять СОУТ в ДОУ: для этого он должен привлечь уполномоченную организацию, входящую в реестр Минтруда. На практике рабочим местам сотрудников детских учреждений в большинстве ситуаций присваивается допустимый или оптимальный класс. При данных условиях работодатель может подготовить и представить на рассмотрение территориальное подразделение Госинспекции труда особую декларацию. Она послужит документальным подтверждением того факта, что условия труда на этих местах соответствуют государственным нормативам.

Оформление рассматриваемой декларации имеет серьезный плюс: невзирая на то, что формально срок ее действия составляет пять лет, по истечении этого временного периода он продлевается автоматически. Это значит, что организации, имеющие только рабочие места, отнесенные к классу оптимальных или допустимых, не нужно заново проводить СОУТ каждые пять лет. Однако рассматриваемый упрощенный порядок имеет существенное ограничение: он используется только в том случае, если в период действия декларации у детской организации не произошло несчастных случаев, не было обнаружено профессиональных заболеваний или фактов нарушения требований ОТ. Если такое происшествие произошло, действие декларации автоматически прекращается, и ДОУ нужно будет провести внеочередную спецоценку.

Читайте также: