Что такое рационализаторская работа в армии

Опубликовано: 17.09.2024


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

The essence of rationalization work in the Armed Forces

Уварова Жанна Арнольдовна,

преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ, РФ, г. Москва
e-mail: arnoldowna@gmail.com

Кабланбеков Нурислан Оморбекович,

курсант Финансово-экономического факультета Военного университета Министерства обороны РФ, РФ, г. Москва
e-mail: nurislank@gmail.com

Реферат. Для быстрого развития вооружения и военной техники, применяемой в Вооруженных силах Российской Федерации, предъявляют к офицеру требование быстро осваивать и эффективно применять поступающие в войска новые современные образцы вооружений, действие которых основано на различных физических принципах. В этих условиях развитие творческих начал личности офицера является обязательным требованием при обучении в высшем военном учебном заведении. Рационализаторская работа в Вооруженных силах применяется для совершенствования производства и повышения его эффективности имеют рационализаторские предложения. Опыт организации и проведения рационализаторской работы курсантов с участием педагогов, необходим для повышения эффективности в учебном процессе высшего военного учебного заведения, имеющего гуманитарную направленность, для подготовки информационно-аналитических материалов и целеполагание на применение современной высокотехнологичной военной техники.
Ключевые слова: рационализаторские предложения, рационализация, изобретательство, информатизация.

Uvarova Zhanna A.,

Lecturer at the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia
e-mail: arnoldowna@gmail.com

Kablanbekov Nurislan O.,

Cadet of the Faculty of Finance and Economics of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia
e-mail: nurislank@gmail.com

В современном мире практически все государства сталкиваются с проблемами эффективной работы Вооруженных сил. Для быстрого развития вооружения и военной техники, применяемой в Вооруженных силах Российской Федерации, предъявляют к офицеру требование быстро осваивать и эффективно применять поступающие в войска новые современные образцы вооружений, действие которых основано на различных физических принципах. Сроки освоения и эффективность применения поступающей в войска новой военной техники зависят от готовности офицерского корпуса в заданные сроки осваивать новую информацию, выходящую далеко за рамки знаний, умений и навыков, полученных в высшем военном учебном заведении при освоении основных профессиональных образовательных программ. В этих условиях развитие творческих начал личности офицера является обязательным требованием при обучении в высшем военном учебном заведении.

Рационализаторская работа в Вооруженных силах применяется для совершенствования производства и повышения его эффективности имеют рационализаторские предложения. Рационализаторским предложением признается новое и полезное техническое решение, предусматривающее изменение конструкции изделия, технологии и организации производства, применяемых материалов и комплектующих изделий. С помощью рационализаторских предложений вносятся усовершенствования в уже известные технические решения, осуществляется модернизация действующего оборудования и его приспособление к конкретным условиям производства, устраняются отдельные ошибки конструкторов и проектировщиков и т.д. Практика показывает, что в современных условиях практически все государства используют достижения в науке в военном деле. В целях повышения эффективности деятельности органов по изобретательству Вооруженных Сил практически все государства используют достижения в науки.

Опыт организации и проведения рационализаторской работы курсантов с участием педагогов, необходим для повышения эффективности в учебном процессе высшего военного учебного заведения, имеющего гуманитарную направленность, для подготовки информационно-аналитических материалов и целеполагание на применение современной высокотехнологичной военной техники. Достигнутый положительный опыт рационализаторской работы курсантов должен получить дальнейшее развитие и обобщение, а также должен быть учтен при реализации основных профессиональных образовательных программ. Состояние мировой военно-политической обстановки и развитие вооружений и военной техники требует от военнослужащих для получения полной отдачи от вложенных бюджетных средств необходимых знаний, что в свою очередь подразумевает получение их путем изучения необходимых материалов. Исходя из сказанного, актуальность приобретает проблема выработки методологии и единого подхода к вопросу развития инновационного процесса в сфере интеллектуальной собственности в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Понятие «рационализация» (от лат. rationalis разумный, ration разум) - усовершенствование, введение более целесообразной организации чего-либо, связано с понятием «рационализм» (происходит от тех же латинских слов) - философским направлением, признающим разум основой познания и поведения людей.

Современное состояние мировой военно-политической обстановки, быстрое развитие вооружений и военной техники, применяемой в Вооруженных силах Российской Федерации, предъявляют к военнослужащим требование быстро осваивать и эффективно применять поступающие в войска новые современные образцы вооружений, действие которых основано на различных физических принципах. Сроки освоения и эффективность применения поступающей в войска новой военной техники зависят от готовности офицерского корпуса в заданные сроки осваивать новую информацию, выходящую далеко за рамки знаний, умений и навыков, полученных в высшем военном учебном заведении при освоении основных профессиональных образовательных программ. В этих условиях развитие творческих начал личности офицера является обязательным требованием при обучении в высшем военном учебном заведении.

Рационализаторским предложением признается техническое решение задачи, являющееся новым и полезным для воинской части, в которой оно было подано. Объектами рационализаторского предложения могут быть: конструкция, изделие, технологический процесс или материал.

В целях развития творческой активности изобретателей и рационализаторов Вооруженных Сил Российской Федерации, повышения ее роли в наиболее актуальных проблем, стоящих перед воинскими коллективами, содействия оперативному внедрению в Вооруженных Силах Российской Федерации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторских предложений, стимулирования деятельности по созданию, патентованию и реализации эффективных технических решений, а также обеспечение широкого участия в изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работе военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, есть приказ Министра Обороны Российской Федерации от 30 сентября 2012 года № 3040.

Также, в Министерстве обороны проводят совещания, направленные на улучшение работ, связанных с рационализаторской деятельности. Последнее из таких совещаний прошло 21.05.2020 под руководством заместителя Министра обороны генерал-лейтенанта Б.Б. Евкурова, посвященное изобретательской и рационализаторской деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации.

На совещании заместитель Министра обороны выслушал доклады руководителей органов военного управления, ответственных за организацию изобретательской и рационализаторской работы в военных округах и командованиях о результатах выполнения приказа Министра обороны по данному направлению, успехах военных рационализаторов, признании и практической применимости их работ.

«Данное направление деятельности очень важно для Вооруженных Сил. В каждом направлении есть свои специалисты, творческие люди, которые для повышения качества и скорости своего труда придумывают всякие новшества, усовершенствования имеющихся инструментов, устройств и способов. Нужно сделать так, чтобы придуманные ими усовершенствования были доступны всем, кто выполняет одинаковую с ними работу» – отметил в своей речи заместитель Министра обороны Б.Б. Евкуров.

Интегративное свойство военнослужащего как личности субъекта специализированной деятельности, выражается в совокупности индивидуальных качеств в принятии нестандартных решений, а также социальных и личностно-значимых компетенций в системе социального и технологического разделения воинской службы.

В современной военной практике, обогащенной опытом ведения боевых действий в специальных операциях Вооруженных сил Российской Федерации, становятся особо значимыми профессиональные задачи, которые не имеют стандартных решений. Профессиональная компетентность офицера боевого управления, разнообразная по своим принципам, структуре и назначению, зависит не только от освоенных им алгоритмов целесообразного поведения, но и от способности принимать нестандартные решения поставленных задач. Поэтому, в непрерывно меняющихся боевых условиях и при множестве возможных вариантов выполнения поставленной задачи с применением разнообразной техники способность творчески мыслить и находить нестандартные, инновационные, рационализаторские решения является необходимой составляющей компетенций современного офицера.

Решение задач подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям, возможно через формирование у военнослужащих военно-профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения функциональных обязанностей и различных задач военной службы и основанной на приобретенных знаниях, навыках, умениях, опыте, готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Поэтому, для эффективного осуществления воинской деятельности становится важным наличие у военнослужащих сформированной военно-профессиональной компетентности как его способности к успешному решению своих профессиональных задач.

Сущность военно-профессиональной компетентности выражается в формировании у военнослужащих комплекса качеств, отвечающих требованиям воинского труда. Содержание военно-профессиональной компетентности определяется целями, задачами и характером воинской деятельности, имеющей ряд специфических особенностей:

- обусловленность ее целей и задач социальным заказом общества и их правовое закрепление в законах, воинских уставах и приказах;
- многосторонность задач воинской деятельности и их экстремальный характер; направленность результатов воинского труда на укрепление обороноспособности нашей страны и др.

Под военно-профессиональной компетентностью понимается интегративное качество военнослужащих, представляющее совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях воинской деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.

Компетентность военнослужащих как военных профессионалов образуется системой ключевых, базовых (общих) и специальных компетентностей, складывающихся в процессе обучения и развивающихся в деятельности.

В общем понимании военно-профессиональная компетентность – это военно-профессиональная подготовленность и способность отдельного военнослужащего или воинского подразделения к выполнению боевых задач и обязанностей по несению военной службы.

Здесь тесно переплетаются социальное и индивидуальное. С одной стороны, в военно-профессиональной компетентности выделяются социально обусловленные требования – система регламентации воинской деятельности, военно-профессиональные принципы и нормы, базирующиеся на требованиях закона и морали. С другой стороны, это собственные устремления личности военнослужащего, его личностные потребности, стремления и интересы. От степени осознания и интеграции в личности военнослужащего внешних и внутренних компонентов во многом зависит уровень форсированности его морально-психологических качеств, среди которых – нравственная ответственность, самоотверженность, готовность к самостоятельной деятельности, беспристрастность отношения, творчество и инициатива при реализации должностных функций и др.

Понятие военно-профессиональной компетентности сложное и многоаспектное, поскольку разносторонней является и сама воинская деятельность. В ней выделяются взаимосвязанные, объединенные социальными целями и задачами стороны: учебно-боевая (боевая) профессиональная и служебная деятельность, повседневные отношения, нестандартные ситуации, в которых осуществляется развитие конкретного военнослужащего и воинских коллективов и достигаются результаты воинского труда – боеготовность, морально-психологическое состояние воинов, дисциплина, рационализаторство и др. Все они отражают процессуальный и результирующий аспекты воинского труда, в котором офицер выступает главным организатором.

Литература:

1. Приказ министра обороны Российской Федерации от 04 июля 1993 г. №340 «О введении в действие Положения об органах по изобретательству Вооруженных Сил Российской Федерации».
2. Приказ министра обороны РФ от 30.09.2012 №3080 «О проведении Всеармейского смотра на лучшую организацию изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
3. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. №1495 (в ред. 02.01.2017).
4. Инструкция о рационализаторских предложениях в Вооруженных Силах Российской Федерации. Утверждена министром обороны Российской Федерации от 29 ноября 2004 г.
5. Ловчева М. Моральное стимулирование персонала // «Кадровик. Кадровый менеджмент», 2008. №12.
6. Бойко Ю.И., Коробкина М.А. Мотивация и стимулирование труда как объективный фактор повышения конкурентоспособности предприятия в условиях становления и развития рыночных отношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. Т. 2. С. 241–245. (URL: http://e-koncept. ru/2016/46061.htm).
7. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. №1495 (в ред. 02.01.2017).
8. Выписка из «Инструкции о рационализаторских предложениях в ВС РФ» утвержденной Министерством обороны РФ 29 ноября 2004.

Выпуск №1 от 11 января 2021 г.

Научный журнал «Обозник» является научным и информационно-аналитическим периодическим электронным изданием, освещающим основные проблемы и достижения отечественной и зарубежной науки в области изучения, военного дела, истории, экономики и права

Выпуск №2 от 25 января 2021 г.

Научный журнал «Обозник» является научным и информационно-аналитическим периодическим электронным изданием, освещающим основные проблемы и достижения отечественной и зарубежной науки в области изучения, военного дела, истории, экономики и права

Современное состояние мировой военно-политической обстановки, быстрое развитие вооружений и военной техники, применяемой в Вооруженных силах Российской Федерации, предъявляют к офицеру требование быстро осваивать и эффективно применять поступающие в войска новые современные образцы вооружений, действие которых основано на различных физических принципах. Сроки освоения и эффективность применения поступающей в войска новой военной техники зависят от готовности офицерского корпуса в заданные сроки осваивать новую информацию, выходящую далеко за рамки знаний, умений и навыков, полученных в высшем военном учебном заведении при освоении основных профессиональных образовательных программ. В этих условиях развитие творческих начал личности офицера является обязательным требованием при обучении в высшем военном учебном заведении.

В современной военной практике, обогащенной опытом ведения боевых действий в специальных операциях Вооруженных сил Российской Федерации, становятся особо значимыми профессиональные задачи, которые не имеют стандартных решений. Профессиональная компетентность офицера боевого управления авиацией, использующего технику, разнообразную по своим физическим принципам, структуре и назначению, зависит не только от освоенных им алгоритмов целесообразного поведения, но и от способности принимать нестандартные решения поставленных задач. Поэтому в непрерывно меняющихся боевых условиях и при множестве возможных вариантов выполнения поставленной задачи с применением разнообразной техники способность творчески мыслить и находить нестандартные решения является необходимой составляющей компетенций современного офицера боевого управления авиацией [1]. Рассматривая перспективы развития современного мира, Президент Российской Федерации В.В. Путин еще в 2008 г. указал: «. нам необходима, если угодно, инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня» [2]. Чтобы Российская Федерация действительно была одной из сильнейших стран в изменяющемся мире, необходима перманентная модернизация армии, связанная с инновациями. Президент Российской Федерации В.В. Путин указал, что инновации являются важнейшим направлением развития Вооруженных сил: «. модернизируя Вооруженные силы, мы должны ориентироваться на самые современные тенденции в военном искусстве. совершить прорыв, стать ведущими изобретателями и производителями» [3].

Цель исследования: проанализировать и обобщить опыт организации и проведения рационализаторской работы курсантов в филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске для дальнейшего ее совершенствования, а также выявить основные организационно-педагогические факторы и степени их влияния на рост профессиональной и общей компетентности курсантов.

Материалы и методы исследования

Аналитической основой работы является ежеквартальный статистический анализ выполняемых, завершенных и внедренных рационализаторских работ курсантов, который в том числе включает оценку педагогической эффективности рационализаторских предложений. Используемые в работе педагогические методы оценивания успешности освоения дисциплин, изучаемых курсантами, основывались на применении оценочных средств, определенных УМК каждой дисциплины.

Результаты исследования и их обсуждение

Особенности рационализаторской работы в военном высшем учебном заведении

Одним из эффективных направлений развития творчества будущих офицеров является их активное участие в рационализаторской работе, которая в Вооруженных силах Российской Федерации служит формой проявления технического творчества личного состава. Ценность рационализаторской работы заключается в возможности применения знаний военного курсанта (курсанта), формирующих его профессиональные компетенции, в творческой работе. Но при этом творческая работа обучающихся также должна способствовать основной задаче процесса обучения в высшем военном учебном заведении – более глубокому и всестороннему освоению изучаемых дисциплин основной профессиональной образовательной программы. Рационализаторская работа курсантов является инициативной творческой работой, развивающей самостоятельность и способность к самообучению, однако роль педагога в такой деятельности является определяющей.

Целенаправленная полноценная профессиональная подготовка современного офицера боевого управления авиацией, изучающего сложную боевую технику на кафедре «Боевое применение автоматизированных систем управления» (БП АСУ), невозможна без развития профессионального творчества курсантов. Кафедра БП АСУ включена в современный тренд военного образования, в котором комплекс средств реализации основной профессиональной образовательной программы педагогической направленности дополнен методами обучения, повышающими мотивацию и интерес к обучению, а также раскрывающими творческую составляющую личности курсанта. Важным педагогическим направлением, включенным в основную профессиональную образовательную программу, является творческая деятельность в форме рационализаторской работы. Рационализаторская работа на кафедре БП АСУ применяется в качестве дополнительного эффективного средства в достижении поставленной цели – воспитании профессионального компетентного офицера, обладающего высоким творческим потенциалом.

Строгая регламентация военной службы и одновременно возрастающая учебная нагрузка в значительной степени уменьшают возможность самостоятельной деятельности курсанта высшего военного учебного заведения как творческой личности. Сложившиеся объективные условия и решаемые задачи обучения в военных вузах не позволяют в полной мере развивать профессиональное творчество и ограничивают доступность участия в рационализаторской работе для подавляющего большинства курсантов.

Противоречия между требованиями учебного процесса и необходимостью развития творческой активности курсантов могут быть устранены различными путями, в том числе включением обучающихся в рационализаторскую работу. Педагогические пути развития профессионального творчества курсантов в ходе рационализаторской работы предполагают возможность создания ситуаций, решение которых должно быть связано с проявлением творческой инициативы и индивидуальным подходом к ним самих курсантов. В силу ограничения возможностей педагога высшего военного учебного заведения в организации творческой деятельности курсантов непосредственно в процессе аудиторной работы большое значение приобретает внеаудиторная деятельность педагога по развитию рационализаторской работы обучающихся. Формирование мотивации у курсантов необходимости участия в рационализаторской работе – одно из важных направлений воспитательной и образовательной внеаудиторной работы военного педагога кафедры БП АСУ.

Педагогические модели процесса развития профессионального творчества курсантов

В рационализаторской работе особенную значимость приобретает принятая педагогическая модель процесса развития профессионального творчества. В рамках педагогического подхода процесс развития профессионального творчества курсантов в ходе выполнения рационализаторской работы требует от педагога:

– четкой и доступной курсантам формулировки цели и задач;

– корректного выделения объектов и предмета исследования;

– формулирования понятия о субъектах, выполняющих творческую работу.

Педагогический подход должен включать описание важнейших закономерностей изучаемого вопроса; выявление и раскрытие существа противоречий; постановку принципов организации рационализаторской работы; обучение методическим основам выполнения творческой работы [4].

В качестве обязательного этапа постановки рационализаторской работы курсантов педагог должен продемонстрировать курсанту известные приемы и обучить способам их применения для решения конкретных практических задач [5]. Опыт проведения рационализаторской работы на кафедре БП АСУ показал отсутствие у большинства курсантов опыта творческой работы. Поэтому особое внимание педагоги кафедры уделяют последовательности, форме и средствам выполнения творческой работы, которые доступны курсантам в образовательной среде высшего военного учебного заведения.

Для успешного выполнения творческой работы в высшем военном учебном заведении необходима соответствующая структура педагогической модели рационализаторской работы курсантов. Структурной особенностью педагогической модели развития рационализаторской работы является обязательная тесная взаимосвязь двух ее компонентов: организационного и методического. Обучение курсантов в филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске организуется в тесной взаимосвязи образовательного процесса с научно-исследовательской, рационализаторской и изобретательской работой, публикационной деятельностью и проводится в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 670 (2014 г.), приказом МО РФ № 245 от 4 мая 2008 г., указаниями статс-секретаря – заместителя Министерства обороны Российской Федерации № 173/УВО/3/3858 от 10 февраля 2017 г. и другими нормативными и правовыми документами.

Структура организации рационализаторской работы курсантов

Научно-методическое сопровождение педагогом рационализаторской работы курсантов в образовательном процессе военного вуза в первую очередь должно быть направлено на правильную организацию творческой работы обучающихся. Накопленный опыт рационализаторской работы курсантов 3–5-го курсов обучения в Челябинском филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» показал, что оптимальная организация профессионального творчества курсантов в процессе рационализаторской работы должна пошагово включать следующие этапы.

Первый этап. Постановка проблемы:

– изучение существующей ситуации и выявление в ней «конфликта», противоречия;

– определение проблемной ситуации, обусловливающей возникновение противоречия;

– аргументация актуальности решения проблемной ситуации.

Второй этап. Выдвижение гипотез решения проблемы и их анализ:

– формулирование рабочей гипотезы, анализ возможности и полезности ее реализации;

– раскрытие замысла исследования на основе выбранной гипотезы.

Третий этап. Планирование исследовательских, проектных работ и поиск путей их практической реализации.

Четвертый этап. Практическая реализация принятых научных и практических замыслов с поэтапным контролем выполнения плана.

Пятый этап. Представление результатов рационализаторской работы:

– предоставление продукта рационализаторской работы;

– сравнение (анализ) полученного результата с выдвинутой рабочей гипотезой и оценка степени достижения ожидаемого результата;

– устранение выявленных недостатков и отклонений от выдвинутой гипотезы;

– предоставление практического результата в окончательной форме;

– проверка практического действия продукта рационализаторской работы;

– представление выполненной работы для защиты в комиссии по рационализаторству и изобретательству.

В связи с отсутствием личного опыта творческой деятельности курсанты допускают ряд ошибок, замедляющих и затрудняющих выполнение рационализаторской работы. Оптимизация творческой деятельности должна включать в себя не только непосредственное руководство работой курсантов, но также помощь педагога в планировании всех этапов, консультирование по широкому спектру вопросов, связанных с разрабатываемым рационализаторским предложением, контроль сроков и качества его выполнения.

В процессе выполнения курсантами рационализаторской работы наряду с материальным поощрением нами выявлены следующие пути их мотивации и стимулирования к занятию творческой деятельностью: повышение личного интереса к изучаемым дисциплинам основной профессиональной образовательной программы, улучшение освоения базовых профессиональных дисциплин, повышение общей успеваемости и личной самоорганизации. Курсанты, вовлеченные в рационализаторскую работу, как правило, становятся лидерами в учебе и социальной сфере [6].

Заключение

Анализ накопленного опыта в филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске показал, что в процессе выполнения рационализаторской работы наблюдается заметный рост профессиональной и общей компетентности курсантов, который обусловлен:

  1. более глубоким и осмысленным освоением базовых компетенций, определенных основной профессиональной образовательной программой;
  2. освоением ряда компетенций, не включенных в основную профессиональную образовательную программу;
  3. повышением общей и технической грамотности курсантов вследствие изучения и использования на практике дополнительной технической и юридической информации;
  4. освоением знаний в области патентного права, необходимых для оформления и защиты заявки на рационализаторское предложение;
  5. наработкой опыта оформления технической и юридической документации;
  6. выработкой умений и навыков практической работы с современной приборной и элементной базой электроники;
  7. накоплением и осмыслением положительного опыта применения законченных рационализаторских предложений в образовательном процессе Челябинского филиала ВУНЦ ВВС «ВВА»;
  8. непосредственным участием в планировании, реализации и применении рационализаторского предложения, что позволяет курсантам более глубоко и осмысленно воспринимать учебные материалы изучаемых дисциплин.

Для осуществления полноценной рационализаторской работы курсантов в Челябинском филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» создана структура, состоящая из комиссий филиала и факультетов. В составе комиссий работают наиболее квалифицированные педагоги, имеющие многолетний опыт педагогической, изобретательской и рационализаторской работы. Комиссия рассматривает вопросы рационализаторской работы курсантов 2 раза в месяц. Эффективность работы структуры следующая: из всего количества рационализаторских предложений, рассматриваемых в течение одного месяца (25–40 предложений), половина принимается к реализации в текущей образовательной практике.

Многолетняя практика организации и проведения рационализаторской работы в филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске позволила сформулировать основные требования, предъявляемые к рационализаторским предложениям курсантов.

Рационализаторское предложение должно быть:

– связано с учебным процессом, в котором непосредственно участвует курсант;

– полезно для текущего учебного процесса;

– иметь очевидную перспективу дальнейшего применения в учебном процессе;

– не иметь локальных аналогов;

– представлять собой техническое решение с реальной возможностью достижения практической реализации;

– доступно для реализации силами курсантов;

– экономически оправданным и не иметь серьезного финансового обременения для участников рационализаторской работы.

Установлена взаимосвязь между успеваемостью курсантов и их активностью в рационализаторской деятельности. За 2017 г. на первом факультете (Подготовки штурманов) филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске защищено 22 предложения. На втором факультете (Боевого управления авиацией и управления воздушным движением) было защищено 137 рационализаторских предложений. Непосредственно на 23-й кафедре БП АСУ второго факультета защищено 8 рационализаторских предложений. Соответственно уровню творческой активности средний балл успеваемости курсантов первого факультета составляет 4,1, второго факультета 4,3. Курсанты, занимающиеся творческой научной и рационализаторской деятельностью, имеют средний балл успеваемости на 0,2–0,4 выше среднего по филиалу ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске.

Подводя итоги анализа, можно отметить, что опыт организации и проведения рационализаторской работы курсантов с участием педагогов, накопленный в филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске, доказывает ее необходимость и высокую эффективность в учебном процессе высшего военного учебного заведения, имеющего техническую направленность и целеполагание на применение современной высокотехнологичной военной техники. Достигнутый положительный опыт рационализаторской работы курсантов должен получить дальнейшее развитие и обобщение, а также должен быть учтен при реализации основных профессиональных образовательных программ.

Выписка из «Инструкции о рационализаторских предложениях в ВС РФ», утверждённой Министром обороны РФ 29 ноября 2004 года

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ

Рационализаторским предложением признается техническое решение, являющееся новым и полезным для медицинского высшего военно-учебного заведения и предусматривающее изменение конструкции изделий, аппаратуры, инструментов, технологии производства, способов лечения, диагностики, прогнозирования течения заболеваний, изменение состава материала, новые вещества, применение известных устройств, способов и веществ по новому назначению.

Предложение признается рационализаторским только в том случае, если оно создано творческим трудом автора (авторов) и отвечает трем критериям: наличие технического решения, новизны и полезности для подразделения, для медицинского высшего военно-учебного заведения или для медицинской службы ВС РФ.

1. Критерий "техническое решение" означает следующее:

  • во-первых, предложение должно содержать конкретное решение, а не постановку задачи, и отвечать на вопрос: как это сделать?
  • во-вторых, технический характер решения означает, что к категории рационализаторских относятся только такие предложения, эффект от которых обеспечивается техническими, а не иными средствами (например организационными мероприятиями);
  • в-третьих, техническое решение характеризуется:
    а) для конструкции изделия — деталями, узлами, блоками, их взаимным расположением, соотношением, взаимосвязью, геометрической формой, материалами выполнения;
    б) для способов — действиями, последовательностью их выполнения, условиями и средствами выполнения операций (параметры режимов, применяемые средства осуществления операций и др.);
    в) для материалов — ингредиентами, их количественным составом и соотношением, структурой ингредиентов.

2. Предложение признается новым для медицинского высшего военно-учебного заведения, если оно до подачи заявления по установленной форме имело данное или подобное решение, но:

  • не было заявлено ранее другим лицом;
  • не использовалось в медицинском высшем военно-учебном заведении, кроме случаев ис-пользования решения по инициативе автора в течение не более трех месяцев до подачи заявления;
  • не было предусмотрено приказами начальника подразделения или разработано техническими, проектными службами медицинского высшего военно-учебного заведения (Управления военного округа, ГВМУ МО РФ), не было рекомендовано вышестоящей инстанцией;
  • не было предусмотрено обязательными для медицинского высшего военно-учебного заведения или подразделения нормативами (стандартами, техническими условиями, нормами и т.д.) или опубликовано в информационных изданиях по распространению передового опыта (листках рационализатора, информационных бюллетенях).

3. Предложение признается полезным, если его использование в медицинском высшем военно-учебном заведении в условиях, которые существуют или должны быть созданы в соответствии с утвержденными организационно-техническими планами, позволяет получить положительный эффект. Эффект от использования предложения может заключаться, например, в повышении качества, надежности и долговечности устройства, в экономии материальных ресурсов, улучшении условий труда медицинского персонала и техники безопасности, в сокращении сроков лечения, повышении качества диагностики и эффективности лечения, увеличении периода ремиссии, уменьшении побочных явлений при лечении заболеваний, обеспечении прогнозирования их течения, в создании новых лекарственных препаратов, предохранении устройств и лекарственных препаратов от вредных влияний, переработке отходов и т.д.

Не может быть признано полезным предложение, если затраты, связанные с его использованием и выплатой вознаграждения, не компенсируются ожидаемым положительным эффектом.

Не признается рационализаторским предложение:

  • снижающее надежность, долговечность и другие показатели качества устройства, прибора, аппарата, вещества или ухудшающее условия труда, качество работ;
  • ставящее лишь задачу, но не содержащее конкретного технического решения;
  • применяемое в других учреждениях или опубликованное в печати без дополнительной конструктивной или технологической доработки, применительно к условиям медицинского высшего военно-учебного заведения;
  • предусматривающее замену конструкции изделия, технологии, материала на другие известные технические характеристики и назначение которых позволяет осуществить такую замену без технического решения;
  • обеспечивающее достижение положительного эффекта посредством мероприятий организационного, а не технического характера (улучшение состояния рабочих мест, упорядочение системы материально-технического обеспечения производства, учета и отчетности, изменение графиков работы и ремонта оборудования и т.п.);
  • относящееся к методам организации и управления хозяйством (планирование, финансирование), воспитания, преподавания, проектирования, расчета, а также к системам информации;
  • предусматривающее изменение размещения оборудования в помещениях, зданиях, сооружениях, если оно не приводит к совершенствованию технологического процесса или конструктивному изменению;
  • относящееся к составлению шкал, таблиц, диаграмм, графиков, номограмм, если они не приводят к изменениям конструкции приборов, их содержащих;
  • содержащее математическое решение задачи, в частности алгоритм, программу для ЭВМ, если оно не приводит к изменению конструктивных признаков, в том числе таких, наличие которых определяется особенностями алгоритма, обуславливающего организацию и распределение ресурсов ЭВМ, или к изменению технологии, характеризующейся выполнением в определенной последовательности ряда действий над материальными носителями информации с помощью материальных объектов, на которых зафиксирована информация (магнитные ленты, магнитные диски и т.д.);
  • относящееся к условным обозначениям, расписаниям, правилам движения;
  • относящееся к созданию учебных макетов, моделей, копирующих различные изделия, образцы военного или медицинского имущества, техники или их отдельные части;
  • предусматривающее изготовление общеизвестных разрезов агрегатов, механизмов, деталей;
  • касающееся лишь внешнего вида изделий;
  • противоречащее морали, общественным интересам и принципам гуманности.

Не признаются рационализаторскими также предложения научных и инженерно-технических работников, если технические решения относятся к разрабатываемым ими проектам, изделиям, технологиям, создаваемым в порядке выполнения служебного задания (договора).


«В мире происходят кардинальные технологические перемены. По своему масштабу они сопоставимы с эпохами промышленных революций и научных открытий, которые радикально меняли уклад жизни людей на нашей планете. Очевидно, что сейчас лидером станет тот, кто будет обладать собственными технологиями, знаниями, компетенциями. Они становятся важнейшим ресурсом развития, обеспечивают суверенитет страны». Эти слова, сказанные Президентом России Владимиром Путиным, всецело подтверждают необходимость непрерывного развития и постоянного совершенствования стройной системы сферы изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы в вузах Министерства обороны РФ. Сегодня речь пойдёт о двух военных учебных заведениях – Михайловской военной артиллерийской академии (Санкт-Петербург) и Военной академии войсковой противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского (Смоленск).

В октябре 2012 года в Михайловской ВАА создан Центр поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ), который до декабря 2019 года был единственным в Министерстве обороны Российской Федерации. Цель создания ЦПТИ заключалась в обеспечении доступа к специализированным базам данных и наращивании инновационного потенциала академии. Задачами ЦПТИ были обозначены: определение потребностей в предоставлении доступа личного состава академии к базам данных патентной и научно-технической информации; проведение с личным составом обучающих курсов, семинаров и других мероприятий, направленных на повышение осведомлённости личного состава в вопросах интеллектуальной собственности.
Возможности ЦПТИ на базе академии по информационному обеспечению научной и образовательной деятельности используются научно-педагогическим составом и научными работниками, а также слушателями и курсантами для поиска патентной и научно-технической информации при выполнении НИР, разработке диссертаций, дипломных и курсовых проектов и работ.

Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) ежеквартально предоставляет ЦПТИ комплект CD и DVD дисков с массивами отечественной патентной информации по изобретениям и полезным моделям с 1994 года по настоящее время. Он содержит библиографические данные и рефераты с гиперссылками на полные описания изобретений к патентам, отображаемым на сайте ФИПС, и титульные листы описаний полезных моделей. Один из показателей эффективности работы ЦПТИ по информационному обеспечению изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы проиллюстрирован на примере государственной регистрации академией программ для ЭВМ и баз данных.
Успехи Михайловской ВАА на Всеармейском смотре на лучшую организацию изобретательской, рационализаторской работы и патентно-лицензионной деятельности в Вооружённых Силах Российской Федерации в 2020 году отмечены в приказе министра обороны РФ, а академия – как достигшая лучших результатов в Вооружённых Силах России.

В соответствии с Концепцией развития военно-научного комплекса Вооружённых Сил РФ в Военной академии войсковой ПВО созданы и эффективно функционируют две виртуальные лаборатории

К важным формам и способам информационного обеспечения относятся ежегодное участие в конгрессно-выставочных мероприятиях Минобороны представлением инновационных достижений на Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед» (по результатам участия в 2020 году академия награждена золотой медалью и дипломом); в выставочных экспозициях, проводимых в рамках Международного военно-технического форума «Армия» (по результатам участия в МВТФ «Армия-2020» академия награждена дипломом «За лучшую экспозицию среди военно-образовательных организаций Сухопутных войск»). На форуме академия приняла участие в круглом столе «Перспективы развития творческой активности изобретателей и рационализаторов ВС РФ». Сотрудники научно-исследовательского центра ракетных войск и артиллерии принимают участие в вебинарах, проводимых ФИПС. Более 30 сотрудников МВАА в 2020 году прошли обучение на курсах Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) (курс DL-177R) по теме «Использование патентной информации». Представитель вуза принял участие в IV Межрегиональном форуме «ЦПТИ и инновационная экосистема региона» в Республике Коми.
На МВТФ «Армия-2020» академией представлены инновационные разработки, применяемые для обеспечения учебного процесса и проведения научных исследований. Среди них виртуальный тренажёр технической подготовки к боевому применению самоходного артиллерийского орудия 2С19М2 «Дилемма-3D».
Распространение и обмен опытом по организации изобретательской, рационализаторской работы и патентно-лицензионной деятельности осуществляются под руководством военно-научного комитета Сухопутных войск в ходе ежегодной работы комиссии по отбору наиболее значимых результатов изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной деятельности вузов Сухопутных войск. К работе комиссии привлекаются представители учебных заведений, подчинённых главнокомандующему Сухопутными войсками. Итогом работы комиссии стало издание ежегодных сборников лучших результатов изобретательской, рацио­нализаторской работы и патентно-лицензионной деятельности вузов Сухопутных войск.
Таким образом, использование современных форм и способов информационного обеспечения изобретательской, рационализаторской работы и патентно-лицензионной деятельности позволяет осуществлять наращивание инновационного потенциала Михайловской ВАА в образовательной и научной деятельности.
Развитие, благосостояние и независимость любого государства зачастую определены военно-политической и экономической обстановкой, сформированной его географическим положением. Обязанности по его сохранению исторически были возложены на Вооружённые Силы, в которых по реалиям современных вооружённых конфликтов главенствующее место отводится вооружению и военной технике, требующим постоянного совершенствования.
В современных вооружённых конфликтах (Сирия, Ливия, Нагорный Карабах) особую роль приобретает применение средств воздушного нападения, эффективную борьбу с которыми осуществляет войсковая противовоздушная оборона Вооружённых Сил Российской Федерации.
Указанный факт вызывает необходимость в совершенствовании образцов вооружения военной и специальной техники войсковой ПВО. Для этого в Военной академии войсковой ПВО на кафедрах и в научно-исследовательских подразделениях в рамках девяти военно-научных школ, возглавляемых ведущими учёными рода войск, проводится рационализаторская, изобретательская и патентно-лицензионная деятельность. Этот вид деятельности направлен на создание технических решений и предполагает тесное сотрудничество с предприятиями оборонно-промышленного комплекса страны, выпускающими ВВСТ для войсковой ПВО.
В соответствии с Концепцией развития военно-научного комплекса Вооружённых Сил Российской Федерации в академии созданы и эффективно функционируют две виртуальные лаборатории. Одна – со Смоленским филиалом акционерного общества «Радиозавод» по направлению «Исследование вопросов поддержки принятия решений для органов управления войск ПВО Сухопутных войск», другая – с акционерным обществом «Научно-исследовательский институт современных телекоммуникационных технологий» (НИИСТТ, Смоленск) по направлению «Исследование проблем управления, ведения разведки и борьбы с беспилотными летательными аппаратами».
Деятельность виртуальных лабораторий подразумевает совместное использование научных потенциалов, лабораторно-исследовательской базы предприятия промышленности и академии, что в дальнейшем должно привести к скорейшему внедрению технических разработок, полученных при совместной деятельности, в реальные образцы вооружения, а также к обмену опытом между научными школами организаций.
На сегодняшний день результатом деятельности совместных виртуальных лабораторий стали: проведённые на территории учебного комплекса академии испытания средств формирования ложной радиолокационной обстановки аппаратно-программным комплексом «Мираж-ПВО»; апробация системы поддержки принятия решений при организации противовоздушной обороны (боевых действий), созданной творческими коллективами академии и Смоленского филиала акционерного общества «Радиозавод» в ходе проведения командно-штабной военной игры, а также учебных занятий. Ещё одной формой научного сотрудничества считается проведение совместных с предприятиями ОПК конкурсов научных работ и статей, направленных на развитие научной мысли в области развития ВВСТ войсковой ПВО.
Цель конкурсов – использование научного, интеллектуального, технического потенциала академии и предприятий ОПК в части наибольшей практической применяемости, повышения уровня научно-технических работ, ориентации специалистов на решение научно-технических задач в интересах войсковой ПВО и предприятий ОПК, развития научной мысли и стимулирования дальнейшего профессионального роста, в том числе молодых специалистов. Проведение конкурсов создаёт благоприятные условия для более широкого внедрения и распространения технических решений, созданных военно-научными школами академии. Идеи, предложенные в научных работах и статьях, найдут своё отражение в вопросах совершенствования образцов ВВСТ войсковой ПВО, а их авторы получат возможность реализовать свои технические решения в действующих образцах вооружения, что повысит значимость их работ, в том числе диссертационных исследований.

Распространение и обмен опытом по организации изобретательской, рационализаторской работы и патентно-лицензионной деятельности осуществляются под руководством военно-научного комитета Сухопутных войск


Так, впервые академия совместно с акционерным обществом «Ижевский электромеханический завод «Купол» провела конкурс научных работ и статей «Перспективные решения», направленный на развитие научной мысли в области развития вооружения и военной техники войсковой ПВО. В результате проведённого конкурса множество научно-технических решений нашло своё воплощение в образцах ВВСТ войсковой ПВО, а их авторы были отмечены представителями промышленности. Конкурс стал ежегодным, сейчас идёт работа по включению в него других предприятий, выпускающих ВВСТ для войсковой ПВО.
Особенностью организации изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной деятельности в академии также считается ежегодно проводимый смотр рационализаторских предложений, реализованных в виде действующих макетов (устройств), по итогам которого выпускается сборник рационализаторских предложений академии. Лучшие из представленных рационализаторских предложений направляются в комиссию Сухопутных войск по отбору наиболее значимых результатов изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной деятельности вузов Сухопутных войск. В целях популяризации и стимулирования инновационной деятельности, выявления научно-технического потенциала и поддержания изобретательского и рационализаторского труда в академии ежегодно проводится конкурс «Лучший изобретатель и рационализатор академии».
Это звание присваивается научно-педагогическим работникам за их активную творческую деятельность, разработку изобретений, полезных моделей, рационализаторских предложений, обучающих программ, электронных учебников и учебных пособий. Победители в дальнейшем участвуют во Всеармейском смотре на лучшую организацию изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы в Вооружённых Силах России. По результатам всеармейских смотров за достигнутые результаты представители академии неоднократно поощрялись министром обороны Российской Федерации.

Возможности Центра поддержки технологий и инноваций Михайловской ВАА используются для поиска патентной и научно-технической информации при выполнении НИР, разработке диссертаций, дипломных и курсовых проектов и работ


Успех государства, его обороноспособность определяются интенсивностью разработки и внедрения новых технологий и инновационных процессов. В современной экономической ситуации, обусловленной введением рядом зарубежных государств антироссийских санкций и реализацией обозначенного Правительством Российской Федерации курса на импортозамещение, изобретательская, рационализаторская и патентно-лицензионная деятельность является не только неотъемлемой частью, но и одним из важнейших показателей научной деятельности, осуществляемой Министерством обороны Российской Федерации. Поэтому нам необходимо как можно эффективнее и качественнее использовать свой интеллектуальный потенциал, расширяя возможности армии и улучшая обороноспособность страны.

Выписка из «Инструкции о рационализаторских предложениях в ВС РФ», утверждённой Министром обороны РФ 29 ноября 2004 года

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ

Рационализаторским предложением признается техническое решение, являющееся новым и полезным для медицинского высшего военно-учебного заведения и предусматривающее изменение конструкции изделий, аппаратуры, инструментов, технологии производства, способов лечения, диагностики, прогнозирования течения заболеваний, изменение состава материала, новые вещества, применение известных устройств, способов и веществ по новому назначению.

Предложение признается рационализаторским только в том случае, если оно создано творческим трудом автора (авторов) и отвечает трем критериям: наличие технического решения, новизны и полезности для подразделения, для медицинского высшего военно-учебного заведения или для медицинской службы ВС РФ.

  • во-первых, предложение должно содержать конкретное решение, а не постановку задачи, и отвечать на вопрос: как это сделать?
  • во-вторых, технический характер решения означает, что к категории рационализаторских относятся только такие предложения, эффект от которых обеспечивается техническими, а не иными средствами (например организационными мероприятиями);
  • в-третьих, техническое решение характеризуется:
    а) для конструкции изделия — деталями, узлами, блоками, их взаимным расположением, соотношением, взаимосвязью, геометрической формой, материалами выполнения;
    б) для способов — действиями, последовательностью их выполнения, условиями и средствами выполнения операций (параметры режимов, применяемые средства осуществления операций и др.);
    в) для материалов — ингредиентами, их количественным составом и соотношением, структурой ингредиентов.

2. Предложение признается новым для медицинского высшего военно-учебного заведения, если оно до подачи заявления по установленной форме имело данное или подобное решение, но:

  • не было заявлено ранее другим лицом;
  • не использовалось в медицинском высшем военно-учебном заведении, кроме случаев ис-пользования решения по инициативе автора в течение не более трех месяцев до подачи заявления;
  • не было предусмотрено приказами начальника подразделения или разработано техническими, проектными службами медицинского высшего военно-учебного заведения (Управления военного округа, ГВМУ МО РФ), не было рекомендовано вышестоящей инстанцией;
  • не было предусмотрено обязательными для медицинского высшего военно-учебного заведения или подразделения нормативами (стандартами, техническими условиями, нормами и т.д.) или опубликовано в информационных изданиях по распространению передового опыта (листках рационализатора, информационных бюллетенях).

3. Предложение признается полезным, если его использование в медицинском высшем военно-учебном заведении в условиях, которые существуют или должны быть созданы в соответствии с утвержденными организационно-техническими планами, позволяет получить положительный эффект. Эффект от использования предложения может заключаться, например, в повышении качества, надежности и долговечности устройства, в экономии материальных ресурсов, улучшении условий труда медицинского персонала и техники безопасности, в сокращении сроков лечения, повышении качества диагностики и эффективности лечения, увеличении периода ремиссии, уменьшении побочных явлений при лечении заболеваний, обеспечении прогнозирования их течения, в создании новых лекарственных препаратов, предохранении устройств и лекарственных препаратов от вредных влияний, переработке отходов и т.д.

Не может быть признано полезным предложение, если затраты, связанные с его использованием и выплатой вознаграждения, не компенсируются ожидаемым положительным эффектом.

Не признается рационализаторским предложение:

  • снижающее надежность, долговечность и другие показатели качества устройства, прибора, аппарата, вещества или ухудшающее условия труда, качество работ;
  • ставящее лишь задачу, но не содержащее конкретного технического решения;
  • применяемое в других учреждениях или опубликованное в печати без дополнительной конструктивной или технологической доработки, применительно к условиям медицинского высшего военно-учебного заведения;
  • предусматривающее замену конструкции изделия, технологии, материала на другие известные технические характеристики и назначение которых позволяет осуществить такую замену без технического решения;
  • обеспечивающее достижение положительного эффекта посредством мероприятий организационного, а не технического характера (улучшение состояния рабочих мест, упорядочение системы материально-технического обеспечения производства, учета и отчетности, изменение графиков работы и ремонта оборудования и т.п.);
  • относящееся к методам организации и управления хозяйством (планирование, финансирование), воспитания, преподавания, проектирования, расчета, а также к системам информации;
  • предусматривающее изменение размещения оборудования в помещениях, зданиях, сооружениях, если оно не приводит к совершенствованию технологического процесса или конструктивному изменению;
  • относящееся к составлению шкал, таблиц, диаграмм, графиков, номограмм, если они не приводят к изменениям конструкции приборов, их содержащих;
  • содержащее математическое решение задачи, в частности алгоритм, программу для ЭВМ, если оно не приводит к изменению конструктивных признаков, в том числе таких, наличие которых определяется особенностями алгоритма, обуславливающего организацию и распределение ресурсов ЭВМ, или к изменению технологии, характеризующейся выполнением в определенной последовательности ряда действий над материальными носителями информации с помощью материальных объектов, на которых зафиксирована информация (магнитные ленты, магнитные диски и т.д.);
  • относящееся к условным обозначениям, расписаниям, правилам движения;
  • относящееся к созданию учебных макетов, моделей, копирующих различные изделия, образцы военного или медицинского имущества, техники или их отдельные части;
  • предусматривающее изготовление общеизвестных разрезов агрегатов, механизмов, деталей;
  • касающееся лишь внешнего вида изделий;
  • противоречащее морали, общественным интересам и принципам гуманности.

Не признаются рационализаторскими также предложения научных и инженерно-технических работников, если технические решения относятся к разрабатываемым ими проектам, изделиям, технологиям, создаваемым в порядке выполнения служебного задания (договора).

Читайте также: