Что такое ранги классы дипломатических работников

Опубликовано: 06.07.2024

Дипломатическое представительство – это государственное учреждение, возглавляет которое дипломатический агент, действующий от имени аккредитуемого государства в стране пребывания в целях установления и поддержания между обоими государствами дипломатических отношений. Эта организация призвана урегулировать возникающие конфликты, как правило, только мирными методами. Основополагающим международным документом, в соответствии с которым устанавливаются статус и функции дипломатических представительств, классы дипломатических представителей, является Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.).

классы дипломатических представителей

Виды дипломатических представительств

Классификация дипломатических представительств довольно проста. Они могут быть созданы только в двух видах: миссия или посольство. Значительных различий между ними не существует, однако большинство стран, в том числе Российская Федерация, предпочитают обмен дипломатическими представителями – послами. В зависимости от этого выбора, устанавливаются и классы дипломатических представителей. Во главе посольства стоит полномочный или чрезвычайный посол, миссию возглавляет полномочный или чрезвычайный посланник, или же поверенный. На современном этапе государства в большинстве случаев создают свои дипломатические представительства по классу посольства.

Установление дипломатических отношений начинается с принятия общего соглашения. Например, в 1995 году Российской Федерацией и ЮАР было рассмотрено Совместное заявление об утверждении полномасштабных дипломатических отношений на уровне послов.

Отделения диппредставительств могут быть открыты и в городах. В 1995 г. в Екатеринбурге с согласия Правительства РФ было открыто отделение посольства Великобритании.

классы и ранги дипломатических представителей

На практике государства предпочитают утверждать соглашения между собой в письменной форме, а именно: в нотах, совместных заявлениях, коммюнике.

Классы диппредставителей

К классам дипломатических представителей относятся: посол, посланник и поверенный.

Руководство дипломатических представителей подразделяется на:

  • Полномочных и чрезвычайных послов.
  • Полномочных и чрезвычайных посланников.
  • Поверенных в делах. При этом следует отличать поверенного в делах от временного поверенного. Последний является лицом, которое исполняет обязанности главы представительства только временно, ввиду его отпуска, отзыва, болезни и др.

Классы дипломатических представителей – посол, посланник, поверенный – проходят обязательную аккредитацию. Если посол и посланник аккредитуются главами государств, то поверенный – при министрах иностранных дел.

Правительство каждого государства решает, какой класс присвоить главе представительства.

Ранги диппредставителей

У большинства государств имеются ранги дипломатических представителей – это специальные звания, которые присваиваются работникам. Как и должности, они утверждаются законодательством соответствующей страны.

В России предусмотрены такие дипломатические ранги, как: чрезвычайный, полномочный посол, полномочный и чрезвычайный посланник первого и второго класса; советник первого и второго класса; первый секретарь первого или второго класса; второй секретарь первого или второго класса; третий секретарь; атташе.

классы дипломатических представителей посол посланник поверенный

Президенту принадлежит право присваивать дипломатические ранги посланникам и послам, министру иностранных дел – всем остальным. Сотрудники дипломатического персонала России поступают на службу в МИД.

Функции диппредставительств

К основным функциям дипломатических представительств в стране пребывания относятся:

  • защита граждан и интересов аккредитующего государства;
  • установление при помощи законных средств обстоятельств событий и условий пребывания;
  • представительство государства;
  • проведение переговоров с правительством.

Порядок назначения и введения в должность главы представительства

Аккредитуемое государство до назначения главы представительства запрашивает агреман (согласие) у руководства страны пребывания в отношении конкретной кандидатуры работника. В случае отказа в агремане либо отсутствия какого-либо ответа глава представительства не назначается. Государство вправе не давать комментариев и не мотивировать отказ.

То есть глава представительства утверждается только после получения агремана. Ему выдается верительная грамота, которая является документом, направляемым властям страны пребывания. Она означает, что выбранное лицо будет излагать дипломатическую волю данного государства, поэтому ему и просят «верить». Собственно, отсюда и пошла название «верительная грамота».

Главы диппредставительств в иностранных государствах в Российской Федерации назначаются Президентом, а министр иностранных дел подписывает верительные грамоты.

Одно лицо может занимать эту должность в двух или более государствах, но при условии, если стороны не имеют возражений против этого. Чаще всего страны обмениваются дипломатическими представителями равных рангов.

к классам дипломатических представителей относятся

Формирование состава дипломатического представительства

Внутренняя структура, глава и персонал дипломатического представительства утверждаются законодательными актами аккредитующей страны.

В дипломатическом представительстве персонал состоит из трех групп работников:

  • дипломатический;
  • административно-технический;
  • обслуживающий.

Классы и ранги дипломатических представителей входят в первую группу работников. К ним относятся посланники, послы, советники первого и второго класса, атташе, специальные атташе (военно-воздушный, военный и др.), торговые представители, первые, вторые, третьи секретари.

Совокупность дипломатических представителей в стране пребывания составляет дипломатический корпус, который возглавляется деканом. Эту должность, как правило, занимает дипломатический представитель, чья продолжительность пребывания в государстве больше по сравнению с остальными.

К административно-техническому персоналу относятся лица, выполняющие административно-техническое обслуживание представительства (делопроизводители, референты, бухгалтеры, переводчики и др.).

Обслуживающий персонал – это работники, осуществляющие функции по обслуживанию представительства и его работников (повара, уборщики, садовники, шоферы и др.).

Членами дипломатического персонала могут быть только граждане представляемого государства, в то время как должности в административно-техническом или обслуживающем персонале вправе занимать и граждане страны пребывания.

ранги дипломатических представителей

Привилегии службы в дипломатическом представительстве

Под привилегиями подразумеваются специальные преимущества и права, которые предоставляются представительствам и их сотрудникам. Кроме того, каждый работник наделяется иммунитетами. Иммунитет – это исключение представительства из юрисдикции и каких-либо принудительных действий в стране пребывания. Все классы дипломатических представителей на службе имеют иммунитет и привилегии.

глава и персонал дипломатического представительства

Следует различать иммунитеты и привилегии сотрудников и самих дипломатических представительств:

  • неприкосновенность зданий, земельных участков, помещений, то есть иммунитет от ареста, обысков или др.;
  • освобождение от налогов на всех уровнях управления, кроме оплаты счетов по конкретно оказанным услугам; от местных налогов и пошлин также освобождаются все виды выполняемых работ, например выдача виз;
  • документы, архивы, официальная корреспонденция, дипломатическая почта становятся неприкосновенными;
  • сотрудники имеют право на свободное перемещение по территории государства, в котором находится представительство;
  • личность, частная резиденция дипломатических агентов имеют такую же защиту;
  • сотрудники пользуются иммунитетом от гражданской, уголовной и другой юрисдикции, за исключением отдельных случаев.

Основания для прекращения деятельности

Дипломатическое представительство завершает деятельность в стране пребывания при наступлении следующих обстоятельств:

  • прекращение существования как государства страны пребывания или аккредитующего государства;
  • разрыв одной из сторон или обеими дипломатических отношений;
  • начало между странами военных действий.

классификация дипломатических предстаительств

Деятельность каждого дипломатического агента в стране пребывания может быть завершена по причине его отзыва аккредитующим государством или объявлении его persona non grata, что означает «нежелательное лицо». Это может произойти по причине совершения им действий, идущих вразрез с официальным статусом (вмешательство в дела государство, шпионаж или др.). В ситуации отзыва главы представительства преемником или им самим главе страны пребывания или министру иностранных дел передаются отзывные грамоты. Все классы дипломатических представителей после прекращения деятельности организации подлежат возвращению в свое государство.


Дипломатическая работа, как и любая иная служба, имеет свою особенную ранжированную систему дипломатических званий и рангов, которые присваиваются согласно правилам. Подобная система сложилась не только в Российской Федерации, но и в большинстве других стран. Именно поэтому очень важно ориентироваться на ныне существующие дипломатические чины и ранги, которые являются признаками компетентности дипломата в занимаемой должности.

Историческая справка

Сергей Лавров

Несмотря на всю длительную историю дипломатии, впервые о дипломатических рангах и классных чинах, которые начали присуждаться дипломатам, стали говорить только в 1815 году. Именно в это время был принят Венский трактат, который и закрепил само понятие и иерархию рангов. Однако вплоть до Октябрьской революции главенствующее место в стране по-прежнему занимала составленная еще во времена Петра Первого "Табель о рангах". Однако с приходом к власти Советов она сразу же была упразднена, а вместе с ней - дипломатические, специальные и воинские ранги. После этого долгое время в СССР пользовались единым понятием - полномочный представитель. Только в 1941 году по приказу Сталина главам дипломатических представительств начали давать классы, однако дипломатические ранги в стране по-прежнему не использовались еще пару лет, пока в мае 1943 года их не вернули новым указом. Они стали персональными и давались человеку пожизненно, а не временно. Существующая на данный момент в стране система дипломатических рангов пришла именно с советского времени и не претерпела с дня своего создания значительных изменений.

Законодательная база

Официальный представитель МИД

На данный момент порядок присвоения дипломатических рангов регламентируется Указом президента Ельцина под № 1371, принятым еще в октябре 1999 года, незадолго до отставки. Именно он курирует порядок присвоения и сохранения рангов, существующих в России. В последний раз указ редактировался в 2006 году.

Под действие указа подпадают все дипломатические служащие, которые находятся на:

  • государственных должностях в России;
  • на должностях, имеющихся в Министерстве иностранных дел на государственной федеральной гражданской службе, а также его территориальных представительствах;
  • в консульствах и дипломатических представительствах страны.

Однако, помимо самого указа, обратить внимание стоит и на ФЗ № 5, который говорит о соотношении дипломатических рангов и воинских званий. Это подтверждает факт, что дипломатическая служба является столь же важной для защиты страны, как и армейская. Подобные соотношения классных чинов и дипломатических рангов характерны для многих государств мира.

Понятие

Посол Владимир Чижов

Прежде чем перейти к перечню существующих рангов, следует дать развернутое определение самому термину. На сегодняшний день под дипломатическим рангом понимается особое служебное звание, которое присваивается дипломатическому персоналу сотрудникам МИДа и диппредставительств за пределами страны. Подобное звание считается показателем личного уровня профессионализма человека и призвано стимулировать карьерный рост работников и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Помимо этого, такой личный дипломатический ранг показывает опытность дипломата, его способность решить возникшую проблему в ходе переговоров, уровень знаний.

Помимо этого, присвоение ранга дает и материальную надбавку к окладу, что является приятным нюансом для государственных служащих и воодушевляет их на повышение личностных качеств.

Иерархия дипломатических рангов

Представитель России при ООН

В зависимости от занимаемой должности дипломатическим работникам могут быть присвоены следующие чины.

Данную должность может занимать сам министр иностранных дел, его заместитель, генеральный директор или посол по особым поручениям при ООН.

Подобная модель рангов используется в настоящее время в Российской Федерации. В зависимости от страны она может немного видоизменяться.

Соотношения дипломатических рангов и воинских чинов

Путин с военными и дипломатами

Существует особая таблица, которая устанавливает подобное соотношение, чтобы иметь возможность разобрать степень влияния людей на существующую ситуацию в стране. Он достаточно прост, но имеет одну особенность. Подобные соотношения классных чинов и дипломатических рангов устанавливаются лично указом Президента, и никак иначе. Все иные априори являются незаконными.

Ранг Воинское звание
Чрезвычайный и Полномочный Посол Генерал армии
Чрезвычайный полномочный посланник 1 класса Генерал-полковник
Чрезвычайный полномочный посланник 2 класса Генерал-лейтенант
Советник первого класса Генерал-майор
Советник второго класса Полковник
Первый секретарь 1 класса Подполковник
Первый секретарь 2 класса Майор
Второй секретарь 1 класса Капитан
Второй секретарь 2 класса Старший лейтенант
Третий секретарь Лейтенант
Атташе Младший лейтенант

Подобные воинские чины и дипломатические ранги также в зависимости от ситуации можно соотнести с классными чинами федеральной государственной гражданской службы при необходимости.

Ранжированная система иных стран

На данный момент подобная система иерархии существует, за исключением нескольких нюансов, только в бывших советских странах и Франции. На отдельном уровне можно заметить несколько схожих черт в распределении советников в Германии.

В отличие от них, в англоязычных странах, вроде Великобритании и США, используется очень сложная литерно-цифровая система ранжирования, которая устанавливает должности в зависимости от множества критериев, таких как выслуга лет, условия работы, уровень ответственности и множество иных параметров.

Наиболее универсальными в международной дипломатической системе являются атташе. Они есть практически везде, однако под этим названием в иностранных государствах принято принимать всего лишь стажеров. Таким образом, свою профессиональную деятельность дипломаты данных стран сразу начинают с должности третьего или второго секретаря, в отличие от России. Именно здесь дипломатические ранги и воинские звания сильно расходятся, ведь соответствующий уровню атташе младший лейтенант уже считается офицерским чином.

Прибавка к жалованию

Еще одной из особенностей существующего указа о присвоении ранга считается установление месячной зарплаты сотрудникам дипломатических представительств. Она напрямую зависит от имеющегося ранга, а потому прямо соизмеряется с ним. На данный момент их общая трудовая зарплата начисляется именно по такой формуле: оклад по рангу с приплюсовыванием надбавки за занимаемую человеком должность. Поэтому дипломатический ранг способен очень сильно влиять в материальном плане.

Процесс присвоения рангов

Посол России в Пакистане

Вся система присвоения рангов в Российской Федерации строго регламентирована указом. Она может происходить исключительно в соответствии с:

  • нормативно-правовой базой, существующей в стране;
  • стажем и опытом работы дипломатического представителя;
  • удовлетворением требований к специфике и уровню профессионального образования;
  • знанием всех нормативно-правовых актов и законов, которые прямо или косвенно относятся к данной должности;
  • количеством времени, которое претендент занимал в предыдущем ранге;
  • наличием сертификата, который подтверждает достаточный уровень владения языком или языками для занимаемой должности;
  • анализом служебной деятельности человека, которую тот осуществлял во время всего периода работы.

Сроки

Одним из важных пунктов, согласно которому присваиваются ранги, является срок пребывания человека в предыдущем. Законодательно закреплен необходимый минимум лет, по прошествии которых соискатель может претендовать на следующий:

  • на должности атташе - не менее 2 лет;
  • также по 2 года должны отработать лица в званиях от третьего до первого секретаря 2 класса;
  • для первого секретаря 1 класса придется ждать 3 года, как и для советника 2 класса;
  • для дипломатов ранга 1 советника и выше минимальный временной срок не устанавливается.

Нюансы рангового присвоения

Посол России

Существующие нормативные акты несут ряд особенной информации, которая имеет значение для понимание ранговой системы:

1. Ранг для дипломата присуждается на весь период его жизни с записью в личное дело и трудовую книжку. Решение о его присуждении принимается исключительно президентом или главой МИДа.

2. В ряде профильных образовательных учреждений после выпуска по желанию аттестационной комиссии и после прохождения испытания на профессионализм может быть пожалован ранг атташе.

3. В ряде исключительных случаев система иерархии и минимальности лет может быть нарушена. Людям, выполнившим важное дипломатическое задание или имеющим особые отличия, новый ранг может быть присвоен без учета ранжирования.

4. Высшие дипломатические ранги могут назначаться только Президентом. Все остальные, начиная с Советника, - по решению аттестационной комиссии.

5. При наличии одновременно ранга и классного чина при оплате труда превалирует именно дипломатическая составляющая.

Заключение

В России существует строгая иерархия дипломатических рангов, которая достаточно сильно напоминает воинскую. Существуют определенные требования, достаточно сложная и строгая градация, а присвоение очередного ранга имеет собственный регламент. Причем подобная система характерна не только для России, но и для большинства стран мира, хоть и со своими нюансами. В Российской Федерации практически вся система подобной иерархии стоит исключительно на указе президента, который пришел со времен Советского Союза и практически не изменялся. Подобная устойчивость на протяжении многих лет сделала порядок присвоения дипломатических званий и рангов достаточно простым на практике.

Дипломатический персонал – члены дипломатического представительства (дипломаты, торговые представители и их заместители, военные атташе и их заместители).

Три класса глав дипломатических представительств (классы относятся только к ним):

1) Первый класс (послы и нунции (посол Ватикана), аккредитуемые при главах государств).

2) Второй класс (посланники и интернунции (посланник Ватикана), аккредитуемые при главах государств).

3) Третий класс (поверенные в делах, аккредитуемые при главах внешнеполитических ведомств).

Класс, к которому должны принадлежать главы представительств, определяется по соглашению между государствами (классы – прерогатива МП).

Дипломатический ранг – личный ранг дипломата, который присваивается ему в соответствии с действующими в данном государстве законами и правилами о прохождении дипломатической службы (сохраняется за работником вне зависимости от занимаемой должности, а также при уходе в отставку) (ранги – прерогатива национального права, каждое государство самостоятельно определяет их название и количество).

Дипломатические ранги в соответствии с Указом Президента от 15.10.1999 (Чрезвычайный и Полномочный Посол; Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса (2 класса); советник 1 класса (2 класса); первый секретарь 1 класса (2 класса); второй секретарь 1 класса (2 класса); третий секретарь; атташе).

Дипломатический корпус (в узком смысле) – совокупность глав всех дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве.

Дипломатический корпус (в широком смысле) – совокупность всех дипломатических работников зарубежных государств и членов их семей, находящихся в данном государстве.

Глава дипломатического корпуса – дуайен, старшина (старший по классу и по времени пребывания в данной стране глава одного из аккредитованных в ней дипломатических представительств).

Внешнеполитическое ведомство государства пребывания публикует список дипломатического корпуса, его членам выдаются дипломатические карточки.

Дипломатические иммунитеты – изъятия из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Дипломатические привилегии – льготы, преимущества, предоставляемые дипломатическим представительствам и их сотрудникам.

Дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления функций дипломатическими представительствами (их правовая основа – суверенное равенство государств).

Виды дипломатических иммунитетов и привилегий:

1) иммунитеты и привилегии дипломатического представительства;

2) личные иммунитеты и привилегии.

Иммунитеты дипломатического представительства:

1) Неприкосновенность помещений дипломатического представительства (власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства; государство пребывания обязано предпринимать меры для защиты помещений представительства от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства).

2) Помещения дипломатических представительств, предметы их обстановки и другое имущество, а также средства передвижения сотрудников представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий (в мирное время и во время вооруженных конфликтов).

3) Помещения представительств (собственные и арендованные) обладают фискальным иммунитетом (освобождаются от всех налогов, сборов, пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания).

4) Неприкосновенность архивов и документов дипломатических представительств в любое время и в любом месте, неприкосновенность официальной корреспонденции дипломатических представительств.

Привилегии дипломатических представительств:




1) Право пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях дипломатического представительства и средствах передвижения главы дипломатического представительства.

2) Таможенные привилегии (право ввозить на территорию государства пребывания и вывозить с нее предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера).

3) Свобода сношений со своим государством, его дипломатическими представительствами и консульствами в других странах.

Личные иммунитеты:

1) Неприкосновенность дипломатов (не могут быть задержаны и арестованы; государство пребывания должно принимать меры для предупреждения посягательств на их личность, свободу и достоинство).

2) Неприкосновенность резиденций дипломатов, их средств передвижения, имущества, бумаг и корреспонденции.

3) Иммунитет от юрисдикции государства пребывания (уголовной и гражданской) (следственные органы государства пребывания не должны возбуждать УД в отношении дипломатов, а суды не могут их рассматривать; дипломаты не обязаны давать свидетельские показания).

Дипломаты не обладают иммунитетом в случаях предъявления исков:

а) по частному недвижимому имуществу дипломата, находящемуся на территории государства пребывания;

б) по наследованию, когда дипломат выступает как частное лицо;

в) относящихся к деятельности, осуществляемой дипломатом за пределами своих официальных функций.

4) Личный багаж дипломата не подлежит досмотру таможенными властями государства (исключение – случаи, когда есть основания полагать что в нем находятся предметы, запрещенные законом для ввоза или вывоза).

Привилегии дипломата:

1) Освобождение от всех налогов, сборов и пошлин в государстве пребывания (кроме косвенных налогов, налогов на наследство и ряда сборов).

2) Освобождение от всех трудовых, государственных и военных повинностей.

3) Освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов.

Дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются члены семьи дипломата (если они не являются гражданами страны пребывания).

Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому (исключение – на них распространяется гражданская и административная юрисдикция).

Обслуживающий персонал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей, освобожден от налогов, сборов и пошлин на заработок, полученный им по службе.

Дипломатия характеризуется строгим ранжированием для должностных лиц, а также определенным законом порядком присвоения данных рангов. Такая практика характерна как для нашего государства, так и для ряда других. Давайте подробно разберем дипломатические чины и ранги. И начнем с характеристики предмета разговора.

Определение понятия

Дипломатическими рангами называются классные чины, которые присваиваются лицам, занимающим государственные должности в Министерствах иностранных дел, консульских организациях либо дипломатических представительствах. В ряде некоторых государств допускается практика ранжирования дипломатов по типу государственных служащих, принятому в этой стране.

дипломатические ранги

Также отметим, что дипломатические ранги и должности - это не одно и то же, они могут между собой не совпадать. Например, третий секретарь не обязательно работает именно в должности секретаря.

Должности и ранги дипломатических представителей

Представим в таблице в порядке возрастания (от меньшего к более высокому) ранги и соответствующие им должности российских дипломатов.

Данным дипломатическим рангом должен обладать советник либо помощник заместителя министра МИДа,

советник либо помощник генерального директора Министерства иностранных дел,

Данный ранг может быть присвоен помощнику первого замминистра МИДа или

начальнику определенного отдела в департаменте МИДа.

Этот ранг имеется у заместителя директора департамента МИДа,

помощника, советника министра иностранных дел,

генерального консула страны,

1-го заместителя представителя при международном объединении.

Дипломатический ранг может иметь глава дипломатической миссии страны в другом государстве,

а также директор департамента МИДа.

Это сам министр иностранных дел либо его первый заместитель,

посол по особого вида поручениям,

генеральный директор МИДа,

постоянный представитель государства при объединении стран мирового уровня.

Мы разобрали ранги дипломатических представителей конкретно для РФ. Обратимся теперь к опыту других государств.

Дипломатия в других странах

Для примера посмотрим на ранжирование в других государствах:

  • Беларусь, Узбекистан, Казахстан имеют точно также же дипломатические ранги, что и РФ.
  • В государстве Киргизия подобная градация, только без разделения ранга чрезвычайного полномочного посла на классы.
  • В Армении всем рангам чрезвычайного полномочного посланника соответствует единый - чрезвычайный полномочный министр.
  • В Италии существует следующее ранжирование (опять же в порядке возрастания):
    • стажер-секретарь дипломатической миссии;
    • секретарь миссии;
    • советник миссии;
    • советник итальянского посольства;
    • полномочный министр иностранных дел;
    • посол.

    дипломатические чины и ранги

    Регламентация в РФ

    В России присвоение дипломатических рангов регламентирует Указ Президента (тогда еще Б.Н. Ельцина) №1371, утвержденный осенью 1999 года - 15 октября. Законодательный акт пережил три редакции, последняя из которых приходится на 2006 год.

    Указ касается всех лиц, выполняющих работу дипломатического характера:

    • на государственных должностях в РФ;
    • на должностях государственной федеральной гражданской службы в МИДе;
    • в российских консульствах;
    • в дипломатических представительствах РФ;
    • в территориальных представительствах МИДа на территории Российского государства.

    дипломатические ранги и воинские звания

    Ранжирование и оплата труда

    С данным актом непосредственно связаны указы об установлении месячной оплаты труда работников-дипломатов. Отсюда оклад представителей всей дипломатической градации прямо соразмерим с занимаемым ими рангом. Общая оплата труда формируется по схеме: оклад по рангу + определенная надбавка в соответствии с занимаемой должностью.

    присвоение дипломатических рангов

    Присвоение рангов

    Согласно указу о дипломатических рангах, присвоение последних в РФ происходит в строгом соответствии с:

    • нормативно-правовыми российскими актами;
    • требованием к уровню и специфике профессионального образования;
    • стажем и опытом работы конкретного должностного лица;
    • знанием Конституции, ФЗ и иных правовых актов, прямо или косвенно относящихся к занимаемой должности;
    • учетом времени пребывания в предыдущем ранге;
    • анализом результатов служебной деятельности работника;
    • фактом наличия сертификата, свидетельствующего об определенной степени владения иностранным языком или языками.

    дипломатические классы и ранги

    Минимальные сроки пребывания в рангах

    Законодательство устанавливает следующие сроки для пребывания в определенных рангах дипломатическим работникам.

    РангМинимальный срок, лет
    Советник 1-го класса и вышеНе предписано
    Советник 2-го класса3
    1-й секретарь первого класса3
    1-й секретарь второго класса2
    2-й секретарь первого и второго класса2
    3-й секретарь2
    Атташе2

    Познакомимся далее еще с информацией о дипломатических классах и рангах.

    Важные предписания указа №1371

    ранги дипломатических представителей

    Представим важную информацию из данного законодательного акта:

    • Последний присвоенный дипломатический ранг сохраняется за лицом пожизненно.
    • Решение о присвоении ранга - прерогатива МИДа или президента РФ. Запись о повышении производится в личное дело и трудовую книжку дипломата.
    • Присвоение минимального ранга (атташе) выпускникам профильных учебных заведений - прерогатива аттестационной комиссии. Данный акт имеет место быть только после прохождения профессионального испытания.
    • Если служебный контракт работника подразумевает наличие определенного срока служебного испытания, то по истечении этого времени он имеет право быть представленным к минимальному рангу согласно занимаемой им должности.
    • Если увольнение дипломата было незаконным, то время перерыва будет засчитываться в течение срока его текущего дипломатического ранга.
    • Если имеют место особые отличия, выполнение исключительно важных дипломатических заданий, то присвоение следующего ранга может произойти ранее установленного срока или вовсе без соблюдения алгоритма очередности. Последнее, естественно, характерно для самых исключительных случаев.

    дипломатические ранги государственных служащих

    • Как досрочное, так и внеочередное присвоение дипломатических рангов государственным служащим осуществляется только аттестационной комиссией, председателем которой выступает 1-й замминистра МИДа.
    • Такие ранги, как чрезвычайный полномочный посол, чрезвычайный полномочный посланник 1-го и 2-го класса, имеет право присваивать только президент РФ по представлению министра МИДа. Остальные ранги назначает аттестационная комиссия.
    • Выплата месячных окладов дипломатическому работнику прекращается в момент его увольнения со службы.
    • Если лицо имеет как дипломатический ранг, так и квалификационный разряд (классный чин) государственной службы, то оплата труда ему начисляется согласно присвоенному рангу в дипломатической сфере.

    Дипломатические ранги и воинские звания в чем-то сравнимы. Существует строгая градация, регламентация присвоения. Как мы убедились, ранжирование дипломатических работников характерно не только для России. В нашей стране все аспекты данного мероприятия регламентируются соответствующим указом президента.

    В целях регламентации до принятия соответствующего федерального закона вопросов присвоения дипломатических рангов и установления месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами постановляю:

    (преамбула в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763)

    1. Установить, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера (далее - дипломатические работники), присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью следующие дипломатические ранги:

    (в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763)

    Чрезвычайный и Полномочный Посол

    Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса

    Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса

    советник 1 класса

    советник 2 класса

    первый секретарь 1 класса

    первый секретарь 2 класса

    второй секретарь 1 класса

    второй секретарь 2 класса

    2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации.

    (п. 2 в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763)

    3. Дипломатическому работнику со дня присвоения ему дипломатического ранга устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным дипломатическим рангом (далее - оклад за дипломатический ранг), который вместе с месячным окладом в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы составляет оклад месячного денежного содержания дипломатического работника.

    Установить размеры окладов за дипломатический ранг дипломатических работников Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации согласно приложению.

    (п. 3 в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763)

    4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

    15 октября 1999 года

    от 15 октября 1999 г. N 1371

    О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ РАНГОВ

    ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ

    И КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

    ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ МИНИСТЕРСТВА

    ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ

    (в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763)

    1. Настоящее Положение определяет порядок присвоения и сохранения дипломатических рангов лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве иностранных дел Российской Федерации (МИД России), дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, территориальных органах - представительствах МИДа России на территории Российской Федерации, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера (далее - дипломатические работники).

    (п. 1 в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763)

    2. Присвоение дипломатических рангов дипломатическим работникам производится в соответствии с установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации квалификационными требованиями к профессиональному образованию, стажу и опыту работы по специальности, знанию Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению своих должностных обязанностей, а также с учетом срока пребывания в дипломатическом ранге, результатов служебной деятельности и при наличии сертификата о соответствующем уровне владения иностранным языком.

    (в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763)

    3. Дипломатическим работникам МИДа России, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств МИДа России на территории Российской Федерации присваиваются по замещаемой должности следующие дипломатические ранги:

    Чрезвычайный и Полномочный Посол

    Министр, первый заместитель Министра заместитель Министра, генеральный директор, посол по особым поручениям

    Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса

    директор департамента, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве, Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации

    Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса

    заместитель директора департамента, помощник Министра, советник Министра первый заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при ООН, руководитель миссии Российской

    Федерации, поверенный в делах Российской Федерации, советник- Посланник, Генеральный консул

    Российской Федерации, заместитель

    Постоянного представителя Российской

    Федерации при международной

    Организации, руководитель межрегионального территориального

    органа - представитель Министерства

    Советник 1 класса

    начальник отдела в департаменте,

    помощник первого заместителя Министра, советник первого заместителя Министра,главный советник департамента, руководитель территориального органа в

    субъекте Российской Федерации представитель Министерства, заместитель руководителя межрегионального территориального

    органа - заместитель представителя

    Министерства, заместитель начальника

    отдела в департаменте, старший

    советник, консул Российской Федерации

    Советник 2 класса

    помощник заместителя Министра, советник заместителя Министра, помощник генерального директора,

    советник генерального директора,

    советник, консул-советник, заместитель

    руководителя территориального органа в субъекте Российской Федерации -

    заместитель представителя Министерства

    Первый секретарь 1 класса, первый секретарь 2 класса

    первый секретарь, консул, начальник

    отдела территориального органа

    Второй секретарь 1 класса, второй секретарь 2 класса

    второй секретарь, вице-консул, консульский агент, заместитель начальника отдела территориального органа

    Дипломатический ранг должен соответствовать замещаемой дипломатическим работником должности либо может быть на одну ступень выше или ниже ранга, соответствующего замещаемой должности.

    К присвоению ранга Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2 класса представляются дипломатические работники, замещающие в МИДе России должности не ниже заместителя директора департамента, помощника Министра, советника Министра, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации - советника-посланника, Генерального консула Российской Федерации, заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при международной организации, в территориальных органах - представительствах МИДа России на территории Российской Федерации - руководителя межрегионального территориального органа - представителя Министерства.

    (п. 3 в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763)

    4. Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Министра иностранных дел Российской Федерации.

    Другие дипломатические ранги присваиваются Министром иностранных дел Российской Федерации по представлению руководителей подразделений МИДа России, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств МИДа России на территории Российской Федерации совместно с кадровой службой МИДа России по результатам аттестации, проводимой аттестационными комиссиями под председательством заместителей Министра иностранных дел Российской Федерации.

    (в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763)

    Вопросы досрочного и внеочередного присвоения дипломатических рангов рассматривает аттестационная комиссия под председательством первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации.

    Состав и порядок работы аттестационных комиссий определяются МИДом России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы проведения аттестации федеральных государственных служащих.

    5. Устанавливаются следующие сроки пребывания в дипломатических рангах:

    атташе - не менее двух лет

    третьего секретаря - не менее двух лет

    второго секретаря 2 и 1 класса - не менее двух лет

    первого секретаря 2 класса - не менее двух лет

    первого секретаря 1 класса - не менее трех лет

    советника 2 класса - не менее трех лет.

    Сроки пребывания в дипломатическом ранге советника 1 класса и выше не устанавливаются.

    6. Восстановленным на работе дипломатическим работникам засчитывается в срок пребывания в очередном дипломатическом ранге время перерыва, связанного с незаконным увольнением.

    7. В случае если в служебном контракте предусмотрено испытание федерального государственного гражданского служащего, он может по истечении установленного срока испытания представляться к присвоению, как правило, минимального ранга, соответствующего замещаемой им должности.

    (в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763)

    Вопрос о присвоении дипломатического ранга атташе выпускникам высших учебных заведений, принятым на соответствующие должности, рассматривается аттестационной комиссией по истечении установленного срока испытания .

    8. При наличии у дипломатического работника классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (квалификационного разряда) и дипломатического ранга ему производится выплата только месячного оклада в соответствии с присвоенным дипломатическим рангом.

    Выплата месячного оклада в соответствии с присвоенным дипломатическим рангом прекращается в случае увольнения дипломатического работника из МИДа России, дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, территориального органа - представительства МИДа России на территории Российской Федерации.

    (п. 8 в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763)

    9. За особые отличия при прохождении дипломатической службы, выполнение особо важных заданий руководства МИДа России, проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей дипломатический работник может быть представлен к повышению в дипломатическом ранге до истечения установленного срока пребывания в дипломатическом ранге, а в исключительных случаях - без соблюдения очередности присвоения дипломатических рангов.

    10. Решение о присвоении дипломатическому работнику дипломатического ранга оформляется актом Президента Российской Федерации или приказом Министра иностранных дел Российской Федерации. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку и личное дело дипломатического работника.

    11. Лица, которым присвоены дипломатические ранги, сохраняют их пожизненно.

    к Указу Президента

    от 15 октября 1999 г. N 1371

    ЗА ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ РАНГ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

    МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>,

    ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ -

    ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ

    (в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763)

    <*> Кроме Министра иностранных дел Российской Федерации, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации (в иностранном государстве), Постоянного представителя (представителя, постоянного наблюдателя) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве).

    Читайте также: