Что такое репер в зарплате

Опубликовано: 17.09.2024

От того насколько раскручен рэпер и зависит его заработок. Всю информацию о доходах мы взяли из открытых источников, достоверность не проверялась.

Самый популярным репером в России считается Тимати, годовой доход по версии СМИ составляет два с половиной миллиона долларов. За один концерт в средним рэпер Тимати получает пятнадцать тысяч евро, сумма меняется в зависимости от критериев самого концерта.

Но не только концертами зарабатывает популярный российский репер, дополнительным доходом служит продажа музыкальных дисков и продюсерский центр, которым владеет сам Тимати.

Русские рэперы зарабатывают намного меньше чем зарубежные.

Годовой доход репера Dr.Dre составляет шестьсот двадцать миллионов долларов, а ay-Z и Diddy шестьсот миллионов долларов, Mac Miller семьдесят пять тысяч долларов, Ludacris восемьдесят тысяч долларов, Eminem восемнадцать миллионов долларов.

За рубежом доходы реперов тоже зависит от раскрутки.

Например самый раскрученный рэпер в США 50 Cent за один концерт получает двести пятьдесят тысяч долларов. Все это из-за того, что рэп наиболее популярен в США чем в России.

Американские рэперы тоже не одними концертами сыты, они снимаются в кино, так же сами становятся продюсерами и режиссерами, так же продаются диски, треки на музыкальных сервисах, одежда и прочее.

Сколько зарабатывают рэперы

Первое что стоит отметить в заработке артиста – это дистрибьюция. Репер зарабатывает около 20 евро за 6000 прослушиваний в iTunes, Spotify, Apple Music .

Второй доход артиста – это концерты. Если репер на пики популярности, то концерт в регионах обходился в районе 200 000 рублей – 300 000 рублей для организаторов. Сам артист получал за один концерт около 180 000 рублей в регионах, а в столицах около 2 000 000 рублей. Из тура в который входят 20-30 городов он получает более 3 000 000 рублей.

Третий доход артиста – это клипы. Русский ютюб платит не много. Если репер снял клип на который потратил к примеру 200 000 рублей – 300 000 рублей, то с него он получит около 10 000 рублей за 1 000 000 просмотров. С Западным ютюбом всё иначе. Примерно за 300 000 просмотров ютюб платит около 2 000 долларов.

Четвертый доход артиста – контракты с брендами. Чаще всего бренды спонсируют клипы и в итоге артист ничего на клип не тратит, если там есть реклама от бренда.

Пятый доход артиста – это написание совместных треков за деньги ( так называемые фиты)

Шестой доход артиста – это гострайтинг ( продажа своих текстов). Один текст от популярного исполнителя стоит около 100 000 рублей – 150 000 рублей.

Седьмой доход артиста – это собственная линейка одежды ( так называемый мерч).

Сколько зарабатывают русские рэперы

Топ 5 богатых реперов в России (информация из открытых источников, может быть неточной) на 2018 год:

На 2 месте находится исполнительница Монеточка. Артистка заработала около 31 500 000 рублей.

На 1 месте находится репер Элджей. Исполнитель заработал около 53 000 000 рублей.

пределённо современные реперы получают куда больше, чем в 90х.

Сколько зарабатывают рэперы в США

Топ 5 богатых реперов США в 18 году

  • На 5 месте находится репер Eminem. Исполнитель заработал около 160 000 000 долларов.
  • На 4 месте находится исполнитель Master P. Репер заработал около 350 000 000 долларов.
  • На 3 месте находится реп исполнитель Jay Z. Исполнитель заработал около 560 000 000 долларов.
  • На 2 месте находится репер P. Diddy. Исполнитель заработал около 700 000 000 долларов.
  • На 1 месте находится репер Dr. Dre. Исполнитель заработал около 800 000 000 долларов.

Не может американский репер лудакрис зарабатывать 80000 доллоров новерной 800000 потому что выходит что учитель зарабатывает больше🥶🥶🥶


Блог о бизнесе, маркетинге, инвестициях.

П режде чем познакомиться с реальными историями, полезно будет узнать о том, как вообще могут зарабатывать российские рэп-исполнители.

Сразу приведем возможные источники финансов:

Концертные выступления. Вариант, подходящий для исполнителя практически любого уровня, различаться будет только масштаб мероприятия, на который его могут пригласить. Для новичков это может быть небольшой подвал с несколькими десятками гостей, а для популярных исполнителей (вроде Басты) всегда открыты известные клубы. Вознаграждение за выступления формируется от продажи билетов. Если ты популярный артист — концерты являются одним из основных источников дохода.

Выступления на частных мероприятиях. Вариант, скорее, исключительный, актуален для самых-самых топовых исполнителей.

Гострайтинг (написание текстов на заказ). В России такая практика не очень популярна: некоторые исполнители считают постыдным покупать чужие тексты (в отличие от США, где это является распространенным делом) . Однако спрос есть, и если у рэпера имеется талант к написанию, он сможет заработать уже только на сочинении, без дальнейших выступлений и собственного исполнения. Много на таком занятии заработать вряд ли получится, да и спрос нестабильный, поэтому гострайтинг это, скорее, подработка, чем основной источник дохода.

Продажа товара с символикой группы/исполнителя («мерч»). Вариант, который является дополнительным источником дохода на концертах. Вне выступлений такая продукция будет продаваться только у известных исполнителей. Сейчас практически каждая популярная группа/артист имеет на личном сайте/в соцсетях отдельную рубрику, в которой продается мерч.

Реклама в социальных сетях. YouTube, ВКонтакте, Инстаграм и прочие социальные сети — все это может стать рекламной площадкой, если у владельца аккаунта имеется широкая аудитория. Если ваши видео набирают по 100 тысяч просмотров на Ютубе, или в Инстаграме на вас подписаны хотя бы 10 тысяч человек — вам вполне могут приходить предложения о рекламе. Для рэперов это в основном одежда, обувь и аксессуары, однако, в принципе, аккаунт с большой посещаемостью/аудиторией может рекламировать вообще что угодно.

Оффлайн-реклама. Вариант актуален в основном для известных исполнителей, и большей частью касается рекламы одежды. Некоторые группы/артисты договариваются с брендами, что они будут носить/пользоваться их продукцией. Поскольку известный человек всегда на виду, и имеет обширную аудиторию — это выгодно производителю. Исполнитель может получать как отдельную оплату, так и просто бесплатную продукцию.

Участие в баттлах. С недавних пор за участие в Versus Battle, которое изначально было бесплатным, стали платить. Получить можно от 15 до 50 тысяч (конечно, оплачивать будут участие не каждого исполнителя).

Вкратце об отличиях российской и западной рэп-сцены в плане дохода

В российском рэпе « средний» исполнитель редко может похвастать огромными заработками. Крупные доходы — скорее исключение: их имеют лишь самые-самые известные и популярные артисты и коллективы, уровня Centr, Касты, Газгольдера (или из набирающих популярность — Оксимирона) . Для подавляющего большинства других исполнителей, даже если они набирают популярность, сложно преодолеть порог в 100 тысяч рублей в месяц. Разовые крупные заработки возможны, но вот со стабильностью сложно.

Т еперь познакомим читателя с несколькими реальн ыми историями российских рэперов, которые недавно начали свой творческий путь.

Никита «Редо», 23 года

М узыкой заинтересовался 6 лет назад (в 17), под впечатлением легендарных Tech N9ne и Eminem. На одной из дружеских встреч по просьбе знакомых прочитал тексты, которые писал ранее.

молодые рэперы

Фото участников группы Bad Balance в молодости

Никита учился на физхимика, однако с высшим образованием не сложилось — после 3 курса исключили из заведения. В те годы парень уже был всецело поглощен рэпом, что и мешало учебе — трудновато решать сложные уравнения, одновременно думая о музыке. Сейчас Редо жалеет только о том, что потратил 2 года жизни, и не отчислился раньше.

Чтобы обеспечивать себя, пошел в бармены — работа для молодого парня подходящая. Хотел научиться делать коктейли, и даже поставить домашний мини-бар: и для себя приятно, и друзей угощать. Однако из-за разногласий с коллективом нигде не выходило поработать долго — месяц-два и все.

Из памятного музыкант вспоминает: после очередного рабочего дня ему «ВКонтакте» пришло сообщение от анонима: «Тебя рэп уже не кормит?». После этого Никита решил, что работать в сфере обслуживания, да еще и в своем же городе, где полно знакомых — не вариант. Вместо этого парень стал заниматься дизайном (создавал логотипы, лендинги, визитки и так далее). Однако занятие это оказалось не самым легким — в сфере дизайна уже работало достаточно много людей, среди которых были и настоящие специалисты. Иногда Редо удавалось получать и крупные заказы (к примеру, он делал дизайн для клуба МИФИ по бейсболу), однако в основном все время уходило на то, чтобы зарабатывать только на жизнь. Пробовал специализироваться на дизайне для музыкантов, однако в этой сфере много тоже не получишь: отрисовать обложку к треку — стоит около 300 рублей. И даже такой заказ еще надо найти. Зато такой опыт помог в будущем — теперь Редо сам создает обложки для собственных произведений.

После этого фрилансерская занятость сменилась работой в офисе — Никита устроился штатным дизайнером в небольшую организацию. Занимался простыми заказами по рекламе (нарисовать визитку, оформить объявление), чего, впрочем, стало хватать (о карьере дизайнера и уровне дохода в этой сфере можно почитать отдельно).

Последние полгода наконец-то основным источником дохода рэпера стала любимая музыка. Заработок денег не очень высокий (до 60-70 тысяч не доходит) и нерегулярный, но для творческого человека главное — заниматься любимым делом. А на минимальные потребности дохода вполне хватает: жилье на окраине Москвы снять, одеться, купить еду. Из плюсов — теперь все время Никиты посвящено только творчеству, а значит — можно развиваться в полную силу.

Деньги зарабатывает, выступая на концертах: раньше — в «Смене», теперь — в Grime Ting и «Четыре на четыре». В среднем за 1 выступление выходит 5-15 тысяч, в месяц случается 2-3 раза. Раньше суммы были поменьше, но зато выступать приходилось чаще, что было не так удобно.

rap-koncert

Выступление реп-исполнителей

Еще один ожидаемый источник дохода — продажа альбома на iTunes, альбом музыканта почти 3 недели держался в топе. Дополнительно деньги приносит и продажа мерча — все-таки имя у музыканта уже есть, и поэтому слушателей такая продукция начала привлекать. Из первой партии Никита бесплатно отдал несколько футболок наиболее активным слушателям, которые всегда «в теме» — в качестве рекламного хода. Это принесло результат — одежда быстро разошлась.

По мнению музыканта, в России рэперы могут зарабатывать, и в последнее время эта возможность улучшается, вместе с развитием рэп-культуры. Буквально несколько лет назад никто и слышать не слышал про баттлы, а на выступления приходило под сотню людей (пусть и тех, кто в теме). Сейчас на рейве могут присутствовать почти полтысячи слушателей, правда, теперь публика стала менее разборчивой — приходят не ради любимого музыканта, а просто, потому что это модно.

Насчет сотрудничества с лейблами — Никита такой вариант не жалует. В российском рэп-бизнесе это означает, что тебе нужно просто отдавать больше половины прибыли бренду, а взамен ты не получаешь адекватной пользы. Есть, конечно, и исключения: Скриптонит после попадания в «Газгольдер» заметно пошел вверх. Однако куда полезнее найти хорошего менеджера, который возьмет на себя все организационные вопросы — результат будет тот же, но намного выгоднее.

Федор «Букер», 21 год

Рэпом, как и большинство подростков, заинтересовался в юности — в 16-летнем возрасте. Сначала это было просто сочинение стихов, однако желание самореализации требовало большего. Глядя на выступления других людей, Федор чувствовал, что он не хуже — это и подталкивало его развитие.

Образование у музыканта редкое — «прикладная этика» философского факультета СПбГУ. Красивое название и интеллигентная суть — единственные преимущества диплома, с таким образованием идти только в преподаватели.

На обычной работе долго не продержался, и последние несколько месяцев зарабатывает на жизнь только музыкой. Поработать успел продавцом, официантом, барменом, но быстро понял, что музыка сможет дать ему больше.

Трамплином для творчества Букера стали баттлы — он присутствовал на двух сотнях таких «дуэлей», и еще несколько сотен смотрел на видео. Такие мероприятия — источник опыта для любого рэпера, а для начинающего полезны особенно.

Совсем недавно, в октябре, у Федора были первые концерты, где он выступал сам: один в Москве и один в Питере. Присутствовали на них чуть больше сотни человек, что для начинающего исполнителя — неплохой показатель. У большинства рэперов именно концерты и являются основным стабильным источником заработка — к примеру, за эти выступления Букер получил около 50 тысяч рублей. Если учесть, что он начинающий — вполне нормально, однако у более известных артистов гонорары, естественно, ощутимо выше.

Из особенностей «работы» рэперов в России — самоорганизация. Вряд ли тебя куда-то позовут или как-то заметят, если ты сам не будешь суетиться: делать мерч, организовывать концерты, общаться с аудиторией. В США крупные лейблы и агенты «охотятся» на талантливых новичков, идут с ними на контакт, помогают им развиваться и финансово, и советом. У нас же подавляющему большинству рэперов приходится все делать самостоятельно, делая ставку на активность и коммуникабельность. На Западе — это бизнес с большими деньгами. У нас из более-менее серьезных можно выделить разве что Тимати и Басту.

Владимир «Галат», 22 года

На серьезном уровне рэпом стал заниматься 3-4 года назад. Музыкой увлекался и раньше, однако это были уличные любительские баттлы.

В конце 2016 у музыканта выходит первый альбом: до этого были релизы любительского уровня и участие в баттлах.

По образованию Владимир — юрист, и до сих пор учится на заочном. Мысли о том, чтобы бросить учебу и полностью переключиться на музыку были, однако до диплома осталось недолго — уже последний курс. Учебу совмещал с работой, причем работал с 17 лет. Успел побывать и менеджером, и печатником (делал принты на одежде), и оператором call- центра.

С недавних пор полностью посвятил себя музыке — занимается гострайтингом, и несколько раз участвовал в баттлах за оплату. Баттлы — не основные источники финансов: деньги за них предлагают не всегда, да и бывают они не каждый день. Зато гострайтинг — более выгодное дело: заказов у Владимира на написание текстов хватает. Пусть они и не очень дорогие — зато их много. Заказывают их начинающие рэперы — как для своих песен, так и для баттлов.

Совсем небольшой, но все-таки доход приносят еще 2 источника: продажа треков на iTunes и продажа мерча. Пока артист не имеет огромной популярности, и дохода от этих занятий большого ждать не приходится. Но все-таки какие-то деньги получить удается. Ну и после выхода альбома Галат планирует тур по России — это должно быть наиболее выгодным источником дохода.

Как и большинство других молодых российских рэперов, Владимир не сотрудничает с лейблами. Предложения были, однако заключались в одном: делиться своим доходом за не совсем понятную помощь. Все преимущества сотрудничества с лейблами можно получить, взяв в помощники одного менеджера. Галат сотрудничает с парнем, которому всего 19 лет, но зато он полностью берет на себя все организационные вопросы.

Фото с afisha.ru

Фото с afisha.ru

У многих звезд шоу-бизнеса есть коммерческая жилка — и зарабатывают они не только на выступлениях. Некоторые значительную часть доходов получают от владения лейблами и звукозаписывающими студиями, а также недвижимостью, брендами одежды и ресторанами. Сегодня в большом тренде рэп, поэтому мы решили узнать, на чем зарабатывают известные русские рэперы.

Какие бизнесы есть у Оксимирона, Гуфа, Тимати и Басты — читайте в этом материале. Информация взята из открытых источников — интернета, сайтов артистов.

Oxxxymiron

Фото с сайта Vse42.ru

Фото с сайта Vse42.ru

Мирон Федоров (он же Oxxxymiron) погрузился в бизнес совсем недавно. Долгое время он зарабатывал на концертной деятельности, неплохую прибавку к гонорарам составляло и участие в рэп-батлах. Часть заработка составляла реклама — например, в 2016 году артист подписал контракт со спортивным брендом Reebok. Также у него есть магазин (онлайн и офлайн) oxxxyshop, где продается брендированная одежда, значки и другой мерч.

А с прошлого года Мирон стал исполнительным директором (СЕО) Booking Machine — концертного агентства и музыкального лейбла. Ранее компания организовывала концерты Oxxymirona и концертные версии баттла Versus. С приходом рэпера агентство переформатировалось, занявшись не только выступлениями, но и менеджментом артистов.

Фото с сайта esquire.ru

Фото с сайта esquire.ru

Баста

Фото с сайта Sharij.net

Фото с сайта Sharij.net

И в отличие от Оксимирона, он уже давно зарабатывает как бизнесмен — например, на творческом объединении «Газгольдер». По информации из разных источников, он является его совладельцем с 2005—2007 годов. Компания состоит из множества направлений: на ее сайте перечислены такие, как арт-бюро, одноименный клуб, чайная, магазин одежды и аксессуаров «МаГаз», ювелирное производство, рекорд-лейбл, букинг и промо-агентства. «Газгольдер» организует и проводит концерты и другие музыкальные мероприятия, продюсирует артистов. Под лейблом «Газгольдер» выступают, например, Скриптонит, Смоки Мо, T-Fest.

В 2014 компания выпустила фильм, где Баста был в главной роли. По словам рэпера, в фильм вложено $ 2,7 млн и заработано 1,7 млн. Это не первый киноопыт Басты — в 2008 году он выступил режиссером, сценаристом, актером и продюсером криминальной кинокомедии «Чайный пьяница». В интервью Юрию Дудю Баста рассказывал, что тратит на «Газгольдер» 4 млн российских рублей в месяц — это зарплата для двадцати человек и аренда. В год это около 50 млн рублей.

Кроме того, Баста занимается вейпами и спортивным питанием «Лаборатория силы». А в 2015 году вместе с партнерами Баста также создал холдинг «Легенда Проджект Групп», открыл клуб в Вильнюсе Legendos Klubas. В расследовании Life упомянуто, что в рамках холдинга артисту принадлежат доли в сети отелей в Москве и Суздали, компании по производству телесериалов, ювелирных изделий, книжное издательство, рекламное агентство, центр интеллектуальной собственности, деятельность в области телевидения и радиовещания. На сайте «Легенда Проджект Групп» указано, что компания состоит из коммуникационного агентства Gagarin Red, издательского дома «Вездец», «Газгольдера», национального реестра интеллектуальной собственности и киностудии «Линия кино».

Фото с сайта the-flow.ru

Фото с сайта the-flow.ru

Свой лейбл есть и у Гуфа — даже два. В 2006 году Алексей Долматов вместе с другими участниками группы Centr основали звукозаписывающую студию и лейбл «ЦАО Records». Под этим лейблом выпускались такие рэперы, как Зануда, Vnuk, Артем Татищевский, Вася Кимо. Год назад рэпер Птаха, являющийся одним из сооснователей лейбла, объявил о прекращении его деятельности. По словам рэпера, «ЦАО никогда не приносило прибыли». Студия звукозаписи продолжила работу, как и уральское подразделение «ЦАО Урал».

В 2009 году сам Гуф основал лейбл ZM Nation. Считается, что поначалу он задумывался для личного творчества. Под названием обоих брендов выпускается мерч (продукция с определенной символикой), который распространяется в разных торговых сетях.

У звезды есть и другие направления бизнеса. С 2016 года Алексей развивает бренд одежды Lu Gang. Под ним выпускаются спортивные костюмы, свитшоты, футболки, кепки и шапки, браслеты, чехлы для телефонов. В 2017 году рэпер подписал контракт на производство экипировки для футбольного клуба «Спартак».

Фото из аккаунта Василия Конова в Twitter

Фото из аккаунта Василия Конова в Twitter

В 2015 году он также являлся совладельцем барбершопа и тату-салона GuFactory, открытого в Москве совместно с его бывшей девушкой Айзой Долматовой. Сейчас заведение называется Thug Life Moscow, Гуф из его управления вышел.

Тимати

Фото с сайта ok-magazine.ru

Фото с сайта ok-magazine.ru

Тимур Юнусов успел построить не только свою музыкальную карьеру, но и карьеру других звезд, основав лейбл Black Star. Тимати является его соучредителем вместе с Павлом Курьяновым (Пашу), генеральным директором компании, и Вальтером Чассем. С Black Star работают Егор Крид, Мот, L’One и многие другие топовые звезды.

За 11 лет лейбл вырос в крупный холдинг Black Star Inc., где работает около 600 человек. По информации РБК, его годовая выручка составляет 1 млрд рублей. Линия одежды, бургерная, барбершоп и тату-студия — и это еще не все, на чем заработал холдинг. В него также входят агентство маркетинговых коммуникаций Global Star, разработчик софта для музыкального бизнеса Make It Music, футбольное агентство Black Star Sport, игровая компания BS Gaming. «Драйвером роста» холдинга остается сам лейбл.

Тимати принадлежит 30% доли лейбла, 17% доли бургерных, 33% агентства маркетинговых коммуникаций, 16% футбольного агентства, 29% музыкальной компании, 23% игровой компании.

Фото с сайта cosmo.ru

Фото с сайта cosmo.ru

В июне 2017 также было заявлено о запуске мобильного оператора Star Mobile. Но в марте 2018 стало известно, что бизнесмен отказался от этого проекта. В планах также были заявлены производство безалкогольных напитков, спортзал и бутик-отель. По информации Rusbase, Тимати также является совладельцем сервиса по продаже билетов на концерты, конференции и квесты Tiwo.

В последние годы российская рэп-сцена переживает подъем — растет популярность баттлов, появляются новые звезды вроде Скриптонита и Pharaoh, очередную волну успеха переживает лейбл «Газгольдер». Однако нам все еще далеко до американской индустрии, сфокусированной на культе потребления и дорогих машинах, и рэп-артистов, которые по праву считаются одними из самых богатых людей в США. Но на тех же баттлах российские рэперы продолжают обвинять оппонентов в бедности, а в песнях часто фокусируют внимание на своем образе жизни, то говоря, что одеты «как бомжи», то повествуя о небывалом росте достатка и покупке брендовых вещей.

The Village поговорил с тремя молодыми артистами — Галатом, Букером Д. Фредом и Redo, которые лишь недавно отказались от скучных работ в пользу творческих заработков, и узнал, сколько можно заработать на баттлах и почему в рэп-индустрию не стоит приходить за деньгами.


Галат (Владимир)

Я занимаюсь музыкой профессионально где-то три или четыре года, а начинал с уличных баттлов, которые впоследствии достигли каких-то нереальных масштабов.
В них погрязла вся Россия, даже по телевизору об этом рассказывают. Ну а я из тех, кто просто собирался с пацанами на улице в Питере и продвигался по этой линии.
В ноябре выпущу первый полноценный альбом, а до этого в основном кидался непрофессиональными релизами и опять же баттлил.

Я отучился в колледже на юриста по специальности «Правоорганизация социального обеспечения». Потом поступил в университет на заочку, сейчас на последнем курсе. Скорее всего, буду получать диплом, хотя были, конечно, мысли бросить все и посвятить себя только музыке.

Первая моя работа случилась лет в 17 на должности офис-менеджера в юридической конторе. В основном сидел на звонках и помогал вести дела. С этой работой у меня не особо задалось, потому что они считали меня штатным юристом, хотя я только окончил колледж. Мне поручили проверять документы перед судом, ну и я, естественно, напортачил. В итоге контора попала на деньги, а меня выгнали. Самое смешное, что я им прямо говорил, что недостаточно квалифицирован. Короче, сами виноваты.

Потом работал во всяких call-центрах на холодных звонках, занимался распространением товаров. Договаривался по поводу доставки замороженных котлет в супермаркеты и все в таком духе. Был помощником печатника, а потом и печатником — наносил принты на футболки, но это продлилось не дольше месяца.

Больше всего денег мне приносит гострайтинг — расценки небольшие, но заказов действительно много

Ну и наконец, было место, где я задержался дольше всего: это компания, выдающая разрешения на строительство. Ее открыл товарищ, который позвал меня на должность менеджера по привлечению клиентов, и я неплохо поднялся: в месяц получалось больше 100 тысяч. Ушел оттуда, потому что лег в больницу и решил полностью посвятить себя музыке. Как раз появились клиенты на гострайтинг (написание текстов на заказ. — Прим. ред.), да и за баттлы стали платить. Конечно, деньги получают не все участники баттлов, но если артист известный, платят ему неплохо. Баттлил я по-разному — как платно, так и бесплатно. В любом случае это не заоблачные деньги и не основной источник дохода.

Больше всего денег мне приносит гострайтинг — расценки небольшие, но заказов действительно много. В основном пишут начинающие рэперы, а тексты заказывают как для песен, так и для баттлов. Еще я продаю свои треки на iTunes — это приносит кое-что, но меньше, чем тот же гострайтинг. Продажа мерча более выгодна. Мы стараемся делать футболки небольшими партиями, чтобы разлетались сразу.

После того как я стал зарабатывать только рэпом, с деньгами стало получше, но это нестабильный доход. Бывает совсем хорошо, а иногда приходится побомжевать недельку. Но в основном не жалуюсь.

Неплохие деньги приносят концерты. После выхода альбома у меня будет тур по всей России — наверное, достаточно прибыльный. Я никогда не хотел работать юристом, просто был вынужден. Творчеством зарабатывать гораздо приятнее.

Между американской и российской рэп-индустриями огромная разница в деньгах. Там можно заработать на всю жизнь одним треком или срубать деньги с просмотров на YouTube. У нас эти перечисления гораздо меньше. Гострайтинг, мерч, концерты — это то, на чем зарабатывают рэперы в России.

Мне не близок хайп вокруг денег в текстах. Нравится читать о том, что действительно трогает за душу, как бы сопливо это ни звучало. Но многие подхватывают американские традиции и читают о тех суммах, которые хотели бы заработать, несколько приукрашивая. В США это нормальная практика, никто не будет рассказывать, что бомжует и ест быстрорастворимую лапшу. Такого человека просто не поймут.

У меня было много предложений от лейблов, и все они заключались банально в необходимости делиться с ними деньгами. Все, что предлагают российские лейблы, можно спокойно сделать самому. У меня есть менеджер Влад, чуваку всего 19 лет, но он справляется в одиночку со всеми организационными вопросами. Если у менеджера есть мозги, никакой лейбл не нужен.


Букер (Федор)

Рэпом я начал заниматься лет в 16, а сначала просто писал стишки, как и многие подростки. Однажды я посмотрел, что делают в этом жанре люди вокруг меня, и подумал, что смогу надрать зад. Плюс была какая-то потребность в творчестве и самореализации и со временем она трансформировалась в карьеру рэп-артиста. Эта карьера и приносит мне деньги.

Я окончил факультет философии СПбГУ по направлению «прикладная этика». К сожалению, с таким образованием можно стать только преподавателем. Когда я поступал, нам прочили горы рабочих мест, но, естественно, это оказалось неправдой.

С обычной работы я уволился месяца два назад и с тех пор занимаюсь только рэпом. У меня, как у любого молодого человека, столкнувшегося с необходимостью зарабатывать деньги после университета, было много разных работ. Был и официантом, и барменом, и администратором, и продавцом — такие достаточно доступные профессии. Но несмотря на то, что были и перспективы для развития, и приятные коллективы, я понял, что, если отдам себя музыке полностью, смогу зарабатывать больше.

Я пробовал выпускать треки еще до баттлов, но именно баттлы стали для меня мощным катализатором, потому что я участвовал почти во всех подобных проектах в России. Я видел 200 баттлов вживую и больше 300 — на видео. За участие в некоторых баттлах могут заплатить от 15 до 50 тысяч, но деньги предлагают не сразу, и случается это нерегулярно. Это нестабильный заработок, но такие гонорары могут сильно помочь в определенный момент.

В этом октябре у меня были два первых сольных концерта в Москве и Санкт-Петербурге. Они прошли неплохо, мы собрали около 100–120 человек в обоих городах. Для большинства российских рэперов именно концерты становятся главным источником дохода, потому что альбомы у нас не продаются нормально из-за проблем с авторским правом. А за эти два концерта удалось заработать чуть меньше 50 тысяч рублей. Но получать можно и гораздо больше. Концерты — это хлеб с маслом и икрой, если ты известный рэп-артист.

Я окончил факультет философии СПбГУ по направлению «прикладная этика». К сожалению, с таким образованием можно стать только преподавателем

У меня никогда не получалось зарабатывать гострайтингом, и это печально. Это своя сфера с особыми законами, в которую надо было вливаться чуть раньше. Но я знаю, что многие ребята пишут тексты очень известным артистам. Для людей, которые не могут постоянно гастролировать, это основной источник дохода. В России особое отношение к гострайтингу: якобы это что-то недостойное. На Западе же с артистами работают огромные команды таких людей, и все об этом знают, но не заостряют внимания.

Есть огромная разница между американским и российским менталитетами в рэп-сфере. Такого рода творчеством у них занимаются реально среднестатистические парни из гетто и очень бедных семей, даже если вспомнить Desiigner с треком «Panda». У каждого такого парня есть идея фикс: заработать много денег и показать превосходство над окружением. Отсюда эти гриллзы, кучи золотых украшений и так далее. Да и сами модели заработков в русском и американском рэпе существенно отличаются. Потому что там есть лейблы, которые обеспечивают большими деньгами, а еще охотники за головами, которые выцепляют молодых талантливых ребят и помогают им развиваться.
У нас же 90 % рэперов — селф-мейд, они сами организовывают концерты, делают мерч и все в этом духе. Несмотря на то что русский рэп сделал большой шаг вперед за последние годы, я все равно чувствую себя частью кучки энтузиастов.

На Западе составляется огромное количество топов самых богатых рэперов, которые при этом пользуются уважением. А у нас кто? Тимати? Баста еще, может. Но Баста — это народный музыкант с имиджем сдержанного человека, которые не флексит на своих доходах. В последнее время он вообще производит впечатление примерного семьянина, дядечки на большом джипе, который решает бизнес-вопросы. Этот образ простого ростовского парня намного ближе русскому человеку.

Может быть я идеалист, но думаю, что за деньгами в рэп приходить не нужно: это же творчество. Если хочешь денег, пожалуйста — иди в бизнес. Тот же Тимати занимается не творчеством, а бизнесом, на мой взгляд. Открыв малый бизнес или торгуя наркотиками, можно заработать гораздо больше, чем рэпом.


Редо (Никита)

Я начал заниматься музыкой шесть лет назад, слушал Eminem и Tech N9ne. Потом мне рассказали про грайм, и я просто сошел с ума. Было ощущение, что это профессиональная лига рэпа, куда берут только лучших из лучших. На одной из вписок ребята заставили меня прочитать тексты, написанные в стол, и очень удивились тому, что я это до сих пор не записал. Так все и началось.

С учебой у меня не особо задалось: я учился на физхимика, но вылетел на третьем курсе. Голова была забита музыкой, так что я *** по учебе и толком не мог обращать внимания на другие вещи. Когда ты постоянно думаешь о рэпе, сложно одновременно раскладывать тройной интеграл. Плюс ко всему мой университет находился не в Москве, так что были проблемы с электричками, что тоже приводило к прогулам. Но я жалею только о том, что не отчислился после первого курса, — совершенно не вижу себя в этой сфере.

Зарабатывать на жизнь как-то надо было, поэтому крутился и работал барменом. Просто подумал, что люблю бухло и кофе. Кем я еще могу работать? Я очень хотел научиться делать разные коктейли — заморочиться, заработать денег и поставить дома мини-бар. Придут люди на вписку, а ты им не чай и кофе предлагаешь, а дайкири с лонг-айлендом. Но мне все время попадались стервозные бабы-администраторы, которые стояли над душой и мешали, так что я нигде не задерживался дольше двух месяцев. Однажды налил одному чуваку кофе, он меня поблагодарил.
А вечером открываю «ВКонтакте», а там чувак без аватарки спрашивает: «Че? Тебя рэп уже не кормит?» Ну и я понял, что дальше надо зарабатывать как-то более беспалевно.

Потом стал заниматься дизайном, но искать клиентов и делать портфолио оказалось сложно и долго. В основном делал логотипы, визитки, брошюрки, лендинги, немного занимался мерчендайзом. Периодически удавалось срывать крупные заказы, например дизайн для бейсбольного клуба МИФИ — логотип, форму и все остальное. Потом предложили сделать то же самое для МГУ, но что-то не сложилось. Это приносило деньги, но нужно было гробить много времени на поиск новых заказов. Тогда я решил заниматься дизайном только в музыкальном русле. В итоге что-то перепадало, но у нас очень бедная индустрия, и за обложку к треку платили каких-нибудь 300 рублей. Однако интерес к этой теме остался, так что обложки для своих релизов я делаю самостоятельно.

Еще я очень долго искал работу штатным дизайнером и в итоге нашел маленький офис, в котором всегда был один, что очень классно. А люди приходили обычно сделать какую-нибудь паршивую визитку или объявление. А вы знаете, какие традиции в русском дизайне. Приходили и просили на синем кондиционере написать что-то красными буквами. Но попадались люди, которые приходили за визитками, а потом что-то заказывали мне уже в частном порядке. Небольшие деньги, но хватало, чтобы попить кофе.

А сейчас кормит исключительно музыка, и так я живу последние полгода.

А вечером открываю «ВКонтакте»,
а там чувак без аватарки спрашивает: «Че? Тебя рэп уже не кормит?»

Конечно, это не регулярный заработок в 60 или 70 тысяч рублей в месяц. Но я не гонюсь за суммами и довольствуюсь прожиточным минимумом, благодаря которому могу иметь крышу над головой, что-то надеть на себя и покормиться. Жилье я снимаю на окраинах Москвы, за этот год уже четыре хаты сменил — это очень кочевой образ жизни, который порядком приелся. Но зато у меня есть огромный пласт свободного времени, который я могу тратить на музыку. Бежать и искать лишнюю тысячу я не хочу.

Все деньги я получаю от концертов и рейвов. Раньше выступал в «Смене», сейчас — на вечеринках «Четыре на четыре» и Grime Ting. Получаешь от 5 до 15 тысяч рублей за выступления. Раньше рейвы были чаще, где-то два-три выступления в месяц, но платили не так много.
А сейчас платят больше, но предложений поменьше. Я помню, когда в самом начале мы приходили в «Редакцию», там было 20 человек, а когда мы начинали читать, кто-то уходил. Сейчас на рейве можно спокойно собрать 100 человек, и все врубаются в тему, особенно в Питере.

Сейчас я жду денег от iTunes: мой альбом продержался в топ-чартах недели три, а потом исчез полностью. Но это нормально, ведь никаких инфоповодов не было. А весь год меня кормил мерч. Когда его первая партия вышла, несколько футболок я раздал модникам, чтобы на них смотрели другие люди и покупали. В итоге одежда очень хорошо разошлась.

В русском рэпе можно зарабатывать, но количество денег зависит от общего уровня развития культуры. Раньше всем было пофиг на баттлы, а после роликов с миллионами просмотров рэпом стало интересоваться гораздо больше людей. Многие исполнители жалуются на то, что раньше они собирали 100 прошаренных человек, а сейчас приходят полтысячи тех, кто вообще ничего не понимает, просто за хайпом. Плюс Ресторатор (Александр «Ресторатор» Тимарцев, организатор баттла Versus. — Прим. ред.) стал платить за баттлы. Раньше об этом могли только мечтать. Пять лет назад только пара музыкантов рубили бабос на рэпе, а сейчас низкоуровневый слой хайповых пацанов собирает на концертах по сотне человек и тоже как-то зарабатывает.

В России нет большого смысла сотрудничать с лейблами. По сути, к тебе приходит дядя, который не помогает, а просто просит 60 % прибыли. Сейчас не столько важен лейбл, сколько твоя букинг-команда и менеджер. Мы приблизились к издательской структуре в Америке, где у писателя есть агент. Хотя, конечно, есть и лейблы, которые открывают перед тобой двери. Вот Скриптонит попал в «Газгольдер» и очень продвинулся. Но раньше лейбл был обязательным условием для артиста, потому что он предоставлял огромное количество возможностей: продажи дисков, студии, запись, организация концертов, клипов. Сейчас и дизайнера, и продюсера клипов можно найти через интернет.

Creative Team Lead BeGroup — о том, как зарабатывают рэперы «новой школы»


Рэп — одно из популярнейших направлений музыки. Даже в бородатые годы у него было слушателей не меньше, чем у рокеров в 70-ые. А сейчас их особенно много. В России рэп, например, и вовсе называют новым рок-н-роллом. Виктория Звонарёва, Creative Team Lead
BeGroup , попыталась разобраться, в чем особенность рэперов «новой школы», как они зарабатывают и какое значение имеют для рекламного рынка.

Рэп-культура всегда имела свои особенности общения с аудиторией. Начиная с групп типа Wu Tang Clan, Africa Bambaata и Grandmaster Flash. Если эти имена для вас ничего не говорят, то вы совершенно ничего не знаете о хип-хоп культуре и ее зарождении в сердцах молодежи.

Пока западные кассеты распространялись подпольно среди подростков, появились и наши русские герои. В СССР они, правда, назывались дискжокеями, но не будем впадать в прошлое. Лучше подумаем о вечеринке у Децла дома, где гуляла вся школа и парни района. Он стал настоящей иконой рэпа. Молодой парень, который за какой-то безумно короткий период времени стал звездой. Индустрия пополнялась своими героями. Там были молодой Тимати, Каста, Лигалайз и другие известные до сих пор артисты. Большинство прославились, когда стали взрослыми, а некоторых слава настигает в юношестве.

Рэперы — новые инфлюенсеры

Сейчас балом правят такие ребята, как Фараон, FACE, Gonne.Fludd и другие представители «новой школы». Почему вы о них не слышали? Вас надо спросить. Некоторые из них были гостями у Юры Дудя, и эти выпуски собрали огромное количество просмотров на канале.

Теперь необязательно ходить на концерты, чтобы знать о рэперах. Достаточно открыть YouTube.

Почему они столь популярны?

Во-первых, образ рэпера почти всегда совпадает с мироощущением подростка: я обычный парень (или девушка), живу где-то на отшибе, в школу ходить не люблю, меня питает лишь музыка, воля и желание делиться ей со своими фанатами. Каждая история артиста уникальна, но почти все эти истории начинаются откуда-то из простой жизни.

Перед тем как носить Gucci, они обязательно носят штаны из секонд-хендов, которые не хотят выбрасывать даже после покорения чартов. Эта близость, совпадение интересов, искренность, неподкупная честность, порой чрезмерная открытость и громкие заявления — мощная сила воздействия на аудиторию. Такие ребята кажутся «друзьями из соседнего двора». Они, как никто другой, вселяют надежду в сердца аудитории.

Второй момент — это то, чему они учат свою публику. Зная подростковые запросы, это обязательно модные кроссовки, красивые и дорогие вещи, техника. То, что сможет выделить тебя среди других. То, что может добавить респекта и уважения. То, что говорит о твоем статусе в обществе.

Так поступают не только наши ребята. Скорее, они в точности копируют западных артистов постарше, которые только и делают, что трясут золотыми грилзами на вечеринках. Это не простое чванство и хвастовство — это культура индустрии. Это её особенность и номерной знак на бриллианте.

Кстати о брендах. Многие рэперы начитывают в своих текстах их названия:

И один из самых первых вопросов: платят ли им за это?

Ответ: нет. Когда в их клипах есть рекламная интеграция, это заметно.

Сами видите — тут сложно ошибиться.

Если рэперы и сотрудничают с брендами, то последние становятся спонсором их жизни. Если это кроссовки, то Nike присылает им самые лучшие дропы. Если это Coca-Cola, то они заполняют ей гримерки.

Бренд должен соответствовать культуре, быть узнаваемым и не зашкварным (зашквар (молодежное) — не новый, плохого качества, отстойный). Рэперы отвечают головой за свою рекламу и сотрудничество с брендами перед фанатами. Если бы кто-то застал ASAP Rocky в рекламе швабр или средства для мытья посуды, то ему пришлось бы несладко. Скорее всего, фанаты захейтили бы даже так горячо любимого артиста.

Рэперы избирательно относятся к брендам, которые делают их своими амбассадорами. Это никогда не будет Demix, но всегда будет Nike. Это никогда не будет моющее средство, но могут быть банки, ведь там есть бабки. В общем, любая ассоциация с культурой рэпа и с ними. Что-то близкое по духу.

Как раньше рэперы «поднимали бабло» на рекламе?

Вспомним опять Кирилла Толмацкого и его сотрудничество с Pepsi. В 90-е и нулевые бренд был уважаемым и приходил к музыкантам с контрактом. Рэпер, снимающийся в рекламе в то время, считался звездой уровня футболистов. И раз он попал на билборды — он крут.

Даже бренд-менеджеры лапши BigBon придумали Versus до того, как это вообще пришло в голову Ресторатору. Рекламировал их сам Хамиль.

Шоколадки «Финт» — для тех, кто правда крут. Вспомнить вкус этого батончика уже сложно, но вот экс-жена Гуфа Айза Долматова в этом ролике успешно снялась. Послушайте биты в пэкшоте, они полностью отвечают законам хип-хопа.

Как все изменилось?

Сейчас же дела обстоят немного иначе. Культура потребления и надоедливые баннеры с рекламой сделали своё дело. Тимати в «Тантум Верде Форте» (согласитесь, вы сейчас напели эту песню про себя), а ещё интересные кейсы с Aliexpress. Вроде реклама сработала, и бренд стал узнаваемым, но почему мы до сих пор не видим в подобных проектах молодые лица новой школы?

Сегодняшнее поколение рэперов не так охотно соглашается на съемки в рекламных кампаниях. Они в принципе не знают, что это такое: ни что значат слова «бриф» и «интеграция», ни о том, какие бюджеты уходят на съемку рекламы.

Они знакомы только с понятиями турне, концерты, новый EP. Для них сейчас важнее именно это, а не съемка клипа с банкой Coca-Cola в каждом кадре. Скоро рэперы дойдут до этого, но сейчас они заняты совсем другими делами.

Они не ищут поддержки у брендов. Это К НИМ бренды приходят, как к героям. Конечно же, с целью захватить их аудиторию. Если селебрити и блогерам чаще всего не важно — главное, чтобы платили, — то с музыкантами дела обстоят иначе. Те, кто отпишутся от аккаунтов и каналов, уже не придут на концерты. А основная часть дохода артистов — фанаты. Быть зашкваренным в рекламе дорого стоит.

Кстати, дела рэперов старой школы можно понять по количеству рекламных интеграций у того же Тимати. Над ним уже все шутят, а ему всё равно. Деньги не пахнут — тебя никто не слушает.

Миллениалам же важнее опыт и скиллы, которые они получают из окружающего мира. Отношение к деньгам изменилось. Просто есть две касты реперов — тру и не тру. Тут легко понять, кто правда с низов, а кого хорошо продюсируют и продают как проект. Не всё потеряно для клиентов: есть парни и девушки рэперы, которые согласятся рекламировать продукт. Ведь они сами немного — тот самый рекламный продукт.

Чего ждать в будущем?

Будущее сотрудничества между брендами и рэперами — создание ответвления бренда, которое соответствует культуре хип-хопа. Например, создать под эгидой бренда и спонсорства компании свой выпускающий лэйбл. Помочь паре артистов выбраться с низов на сцену. Или стать спонсором выпускающего лэйбла, на худой конец, чтобы не создавать свой. Например, организовывать рэперам концерты и площадки для выступлений, а между делом раздавать свою продукцию или поставить пресволл.

Если вы не можете спонсировать творчество рэперов, давать то, что поможет им стать популярнее, то не стоит приходить к ним с идеями своих рекламных кампаний. Если же вы поможете им не потерять аудиторию, а приумножить в разы — это сделает кампанию синергией силы. Есть и второй способ — пойти к тем, кто продаётся и стать одним «из» кучи брендов, интегрирующихся в эти рекламные проекты.

С первой категорией реперов будет сложно. Не говорю, что невозможно, но у нас, например, с Gonne.Flud и Boulevard Depo не получилось. Один просто и понятно объяснил свою позицию. Второй, в принципе, тоже, но мы это не потянули.



Как бренды могут улучшить отношения с рэперами? Точного ответа нет. Нет панацеи, заклинания или метода. Но точно есть формат дружественных отношений. Так называемое «через кого-то», кто уже в индустрии и может поручиться. Да, настолько тяжело проникнуть в эту сферу. Например, средствам для мытья или швабрам (не обижайтесь). Но легко — модным кроссовкам, красивой одежде и дорогим украшениям. Никто и не говорил, что будет легко.

Зато у вас всегда остаются блогеры и рэперы коммерческого уровня. К ним вы можете прийти со средствами для очистки лица или средством от кашля и получить свою узнаваемость и продажи. Но без хайпа и каннского кейса.

Если же вы хотите взрыва и респекта, то придётся постараться и поиграть в мафиози: проникнуть в культуру, почувствовать её на себе (может, сходить на пару концертов), чтобы удивить всех своим проектом и стать первыми, кто сделал ЭТО и С НИМ.

Читайте также: