Что такое система экстренного оповещения работников о потенциальной угрозе

Опубликовано: 16.05.2024

При возникновении чрезвычайной ситуации самым главным является своевременное оповещение людей, жизнь и здоровье которых окажутся под угрозой. В таких ситуациях вся ответственность ложится на имеющиеся на вооружении системы оповещения. Их применение позволяет не только заранее предупредить людей об опасности, но и уловить первые признаки ЧС.

Срабатывание систем оповещения, работающих в автоматическом режиме, позволяет вовремя начать эвакуацию, что значительно снижает количество пострадавших в ЧС. Сигналы должны иметь максимальный охват территории, независимо от места их расположения: город, село или удаленные районы. Кроме того оповещение должно дойти до каждого гражданина, где бы он в данный момент не находился.

Системы связи и оповещения в ГО

Для этого используется специализированная организация управления связи оповещения в системе ГО, а также они имеют свою определенную четкую классификацию и способ функционирования.

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют:

  • федеральная система оповещения;
  • региональные системы оповещения;
  • территориальные системы оповещения;
  • местные системы оповещения;
  • локальные системы оповещения;
  • объектовые системы оповещения (системы оповещения организаций).

Оповещение населения по радиоканалам

Оповещение населения по радиоканалам

Федерального регионального и территориального уровня

Оповещение с помощью федеральной системы происходит централизованно и автоматически. Она обеспечивает передачу всех поступающих сигналов от пунктов МЧС РФ до центров, расположенных в регионах, а также до всех органов и соединений, которые находятся в подчинении федерального центра.

Региональные системы, получив сигнал от федерального пункта, передают его по всем подчиненным региональному центру управлениям ГО и ГОЧС. Их работа должна совпадать с деятельностью федеральной системы. Оповещение может охватывать до 7 регионов.

Всего на территории России для обеспечения своевременного оповещения компетентных органов городов, сел и других населенных пунктов задействовано 88 систем территориального действия. Все они действуют автоматически.


Главная их задача состоит в четкой передаче сообщений, поступивших от органов ГО субъекта РФ до:

  • руководителей всех организаций, которые отвечают за ГО во всех субъектах РФ, включая города федерального значения;
  • диспетчеров служб оперативного реагирования, находящихся на объектах с потенциальной опасностью, а также на особо крупных производствах;
  • населения;
  • органов управления ГО, находящихся на территории определенного города и относящихся к нему районов.

Комплекс технических средств П-160 выступает базой, на основе которой функционируют все существующие системы оповещения.

Он находится в достаточно работоспособном состоянии, но задействованные в нем принципы передачи связи устарели, и требуют обновления.

Местные

Они необходимы для передачи сигналов и сообщений, поступающих от органов ГО города и прилегающих к нему районов до следующих объектов:

  • дежурным сотрудникам диспетчерских служб потенциально опасных объектов и крупных предприятий, имеющих экономическую ценность;
  • руководству ГО города и сельских районов;
  • населению.

Такие системы оповещения имеют условное разделение на средства, осуществляющие передачу сигналов должностным лицам, трудовым коллективам и жителям населенных пунктов. Они функционируют в основном на базе КТС (комплекс технических средств) П-164. КТС этого типа в большей степени предназначались для оповещения в крупных чрезвычайных ситуациях. Для мирного времени они плохо адаптированы.

Для типа П – 164 предусмотрен срок эксплуатации 12 лет, потом они подлежат списанию. Однако многие действующие сейчас местные КТС уже превысили этот срок, что позволяет говорить об устаревшем оборудовании. Это вызывает ряд ограничений при взаимодействии с современными средствами оповещения.

Данная система предполагает как централизованное оповещение всего населения, так и можно осуществлять выбор конкретной зоны, не затрагивая всю территорию. Она работает благодаря специальным выделенным каналам ТЧ (тональной частоты). Для того чтобы задействовать в работе цифровые каналы требуется специальное оборудование.

Еще одной аналогичной по функциям и назначению системой оповещения является АСО (автоматизированная система оповещения). Она также работает по каналам ТЧ. Имеет модем для передачи информации по цифровым линиям сетей МЧС, ГТС или МГТС.

Локальная ГО и ЧС

В районах, где находятся или предполагается размещение объектов, имеющих потенциальную опасность, создаются локальные системы предупреждения населения. Обеспечением их технической исправности и поддержанием их готовности к внезапному задействованию в случаи ЧС занимается соответствующий начальник ГО. Он вправе привлекать все службы связи и оповещения.

Зоны, в пределах которых действуют локальные системы, определяются соответствующим документом Правительства РФ. Системы оповещения местного значения входят в территориальные системы ГО, и для слаженной работы необходимо, чтобы они технически и программно с ними соотносились.

Важно знать в каких случаях запускают оповещение на таких объектах:

  • Крупные техногенные аварии с угрозой выброса ядовитых, отравляющих химических веществ в окружающую среду. Они могут привести к значительным разрушениям, экологической катастрофе, человеческим жертвам, гибели скота.
  • Угроза нападения противника, выражающая в его непосредственном вторжении, сбросе бомб, использование запрещенного оружия (ядерное, химическое, бактериологическое).
  • Природные катастрофы, представляющие угрозу населенным пунктам и производственным предприятиям. Это могут быть подземные толчки, сходы лавин, быстро распространяющиеся лесные пожары, оползни, наводнения.

Их главной задачей является быстрое доведение информации о возникшей чрезвычайной ситуации до населения, руководителей и работников предприятий. Оповещение их о дальнейших действиях и местах ближайших убежищ (при необходимости укрытия).

Специалисты МЧС полагают, что такой многоуровневый способ передачи информации обладает большей эффективностью за счет того, что с центрального аппарата ГО оповещение дойдет в региональный дежурный пункт заранее и это поможет предотвратить возможную угрозу.

Объектовые

(Действующие в пределах организации)

В случаи, когда последствия возникшей аварийной ситуации ограничиваются только лишь территорией самого объекта, запускается объектовая система оповещения. Она использует для передачи сигнала существующую на объекте производственную сеть связи и специальное оборудование на основе КТС типа П-164.

Цель таких систем оповещения заключается в доведении до сведения информации до руководящих должностей, персонала, а также служб ГО, действующих на данном объекте.

Сейчас идет совершенствование объектовой системы. Внедряются СГС-22М, позволяющие сразу проектировать и ЛСО (локальные средства оповещения), и проводить звукофикацию открытых и закрытых помещений объекта. Оно приспособлено для передачи предупредительных сигналов и речевых сообщений. Вместе с этим системы оповещения объекта в одностороннем порядке могут использоваться в местной системе вещания.

Имеется возможность управления существующими режимами работы данной системы удаленно. Это происходит при помощи местной системы, функционирующей на основе ГС АСО. Она автоматизировано может передавать любые голосовые сообщения по телефонным каналам всем абонентам, имеющимся в базе. Их успешно используют в своей работе оперативные службы.

В их базе имеются заранее записанные текстовые сообщения. Причем существует возможность выбора мужского или женского голоса, а также изменения тембра голоса и темпа речи. В программе хранятся заранее подготовленные списки людей, которых необходимо будет оповестить при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации.

Управление оповещением в системе ГО

Система ГО

Для того чтобы обеспечить своевременное предупреждение о надвигающейся опасности всех необходимых должностных лиц, а также население страны были созданы системы централизованного оповещения (СЦО), которыми оснащены все управляющие отделы ГО.

Они могут управляться прямо дежурной службой из органов управления соответствующего уровня либо по решению непосредственно руководителя ГО и согласованию с местной администрацией через дежурную часть предприятия связи, которое функционирует в данной местности.

Для того чтобы передать информация на СЦО того или иного местного объекта используется радиосеть, телефонный узел, наружные сирены. Эта функция возложена на диспетчерские службы.

Что включает в себя система связи МЧС России

В последние годы в российскую систему связи активно внедряются и с успехом используются телекоммуникационные технологии соответствующие мировым стандартам качества.

Это технологии АТМ, сотовая радиосвязь и связь GSM, спутниковые, цифровые и пейджинговые системы, индивидуальные средства современной мобильной связи. Новшества коснулись и транспортных технологий. Раньше они функционировали на основе плезиохронной (PDH) цифровой иерархии передачи сигнала, а сейчас применяется синхронная (SDH).

Внедрение новых технологий обеспечило организации РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС РФ качественной, бесперебойной и быстрой связью, которая используется специалистами соответствующих ведомств, как при выполнении обыденных задач, так и при возникновении и ликвидации стихийных бедствий и крупных чрезвычайных ситуаций.

Концепция по усовершенствованию существующей системы связи МЧС РФ закреплена приказом № 609 от 09.12.2000 г. Благодаря ему стала активно реализовываться.

Активизация и функционирование

При возникновении внештатной ситуации для приведения систем в готовность дается всего пару минут. Это касается всей территории, которая подвергается угрозе.

Для недопущения паники среди жителей тех населенных пунктов, которые в зону риска не попадают, система должна иметь техническую возможность передавать сообщения локализовано.


Активизация может происходить вручную либо в автоматическом режиме. Это зависит не только от исправности средств оповещения, но и от его способности надежно осуществлять передачу в условиях чрезвычайной ситуации, включая природные явления (ливень, сильный снег, шквалистый ветер).

Система оповещения транслирует либо уже записанный предварительно текст, либо необходимая информация произносится дежурным диспетчером. Допускается задержка начала оповещения. Однако она не должна превышать время, которое рассчитывается исходя из времени возникновения критически опасных последствий возникшей ЧС.

При отсутствии тревожных новостей, установленные системы оповещения могут использоваться для транслирования музыки, объявлений или других общих сообщений.

Для оптимального функционирования систем оповещения и эффективного реагирования населения должны соблюдаться следующие требования:

  1. Запрещается самовольно, без веского основания, и разрешения вышестоящего начальства начинать транслировать сигналы тревоги.
  2. При их функционировании не должно оказывать негативного воздействия на другие системы, отвечающие за жизнеобеспечение на данном объекте
  3. Придерживаться максимального времени оповещения – 5 минут.
  4. Следует предусмотреть все возможные способы дублирования сообщений, включая мобильные средства.

Сначала для привлечения внимания людей включается электросирена. Ее звучание обозначает сигнал «Внимание всем!». Затем начинается передача текстового иили голосового сообщения по всем радио и телеканалам.

Системы оповещения для проверки их функционирования подвергаются ежегодному профилактическому включению. В таких случаях, населения и персонал предприятия предварительно оповещается об этом.

Подробное видео про системы оповещения

 Сигналы оповещения и порядок действий по ним при чрезвычайных ситуациях

Оповещение населения - информирование населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, одна из основных задач в области гражданской обороны.

Оповещение о чрезвычайной ситуации это доведение до органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о чрезвычайной ситуации.

В чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера сигналы оповещения населения подаются исходя из возникшей опасности.

Звуки сирен, прерывистые гудки предприятий означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, надо немедленно включить телевизор, радиоприёмник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение Главного управления МЧС по г. Москве.

Об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, проводится оповещение населения об опасности авиационного и ракетного нападения, применения ядерного, химического или бактериологического оружия, а также других средств ОМП и высоко точного оружия, необходимости принятия мер защиты в данной обстановке.

С целью своевременного предупреждения населения установлены сигналы оповещения гражданской обороны:

«Воздушная тревога». 2. «Отбой воздушной тревоги».

3. «Радиационная опасность». 4. «Химическая тревога».

Оповещение и информирование населения в зоне чрезвычайной ситуации осуществляется с использованием:

электросиренной системы оповещения населения города Москвы;

мобильного комплекса ОКСИОН;

мобильного комплекса оповещения на базе специальных автомобилей;

радио и телевизионного вещания (1-я и 3-я программы государственного ТВ, шесть

радиовещательных станций - «Маяк», «Радио России», «Орфей», «Юность», «Европа», «Плюс», «Ретро».

Оповещение руководящего состава и информирование работников проводится через дежурно-диспетчерскую службу организации в соответствии со схемой организации управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Сигнал «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА» подаётся при возникновении воздушной опасности. Он может дублироваться звуком сирен, гудков предприятий и транспортных средств. Поэтому сигналу прекращаются работы, а рабочий персонал и население подлежит укрытию в защитных сооружениях.

По этому сигналу населению необходимо отключить свет, газ, нагревательные приборы и воду. Взять с собой индивидуальную аптечку, средства индивидуальной защиты (СИЗ), предупредить соседей об опасности, выйти на улицу и проследовать в ближайшее защитное сооружение, соблюдать спокойствие и порядок.

Сигнал «ОТБОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРЕВОГИ» подаётся при прекращении опасности воздушного нападения. По этому сигналу:

должностные лица отдают распоряжение о прекращении действия сигнала «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА» по всем каналам информирования населения.

население покидает места укрытий и возвращается к прежней деятельности в готовности к возможному повторному воздушному нападению.

Сигнал «РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ» подается для населённых пунктов и районов, по направлению которых распространяется след радиоактивного заражения. В этом случае рекомендуется взять с собой запас продуктов, воды и медицинских средств, покинуть помещение и проследовать в защитное сооружение, имея с собой противогаз или простейшие средства защиты органов дыхания.

Сигнал «ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА» подаётся при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериального заражения. По этому сигналу необходимо надеть противогаз (при его наличии) либо простейшее средство защиты в виде ватно - марлевой повязки и при имеющейся возможности укрыться в защитном сооружении. Средством защиты от поражения может стать надёжная герметизация жилища не позволяющая осуществить проникновение аварийно химических опасных веществ (АХОВ) в место Вашего пребывания, либо выход из угрожаемой зоны.

При выходе из зоны заражения АХОВ, снимите верхнюю одежду и оставьте её вне жилого помещения, примите душ или обмойтесь водой с мылом, тщательно промойте глаза и прополощите рот.

«Оповещение населения. Системы оповещения населения».

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.

Системы оповещения создаются:

на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);

на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);

на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);

на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);

на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

ОКСИОН — общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.

СЗИОНТ - система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания

Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций

Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.

Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке.

Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

Управление локальной системой оповещения на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов автоматизированного пульта управления для цифровой сети АПУ-Ц, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.

При создании локальных систем оповещения должно быть предусмотрено их организационное, техническое и программное сопряжение с региональной (местной) автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.

Локальные системы оповещения создаются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта:

в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта);

в районах размещения химически опасных объектов – в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов;

в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) – на расстоянии до 6 км от каждого объекта.

КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и программно-технических комплексов (технических средств и оконечных устройств), тип и вид которых определяется в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, присущих данной территории опасных природных и техногенных процессов, а также групп населения, которые могут находиться в данной зоне.

КСЭОН должна обеспечивать выполнение следующих задач:

своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;

передачу в автоматическом и (или) автоматизированном режимах необходимой информации и сигналов оповещения (аудио, видео, буквенно-цифровых и других) для адекватного восприятия населением при угрозе возникновения или при возникновении ЧС;

возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

возможность сопряжения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с программно - техническими комплексами принятия решений в органах повседневного управления РСЧС, в том числе с учетом возникновения ЧС и ее масштабов, информационную поддержку в принятии оперативных решений по действиям в кризисных ситуациях;

возможность сопряжения систем оповещения населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с системами мониторинга потенциально-опасных объектов, природных и техногенных ЧС;

использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

своевременную передачу информации до органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия необходимых мер по защите населения;

управление оконечными средствами оповещения и информирования с пунктов управления органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня;

передачу информации в заданных режимах (индивидуальный, избирательный, циркулярный, по группам по заранее установленным программам);

защиту информации от несанкционированного доступа и сохранность информации при авариях в системе.

ОКСИОН имеет 4 уровня: федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный. В соответствии с иерархической структурой ОКСИОН информационные центры подразделены на федеральный информационный центр (ФГБУ «ИЦ ОКСИОН»), межрегиональные (МРИЦ), региональные (РИЦ) и муниципальные (городские) информационные центры (МИЦ).

В состав комплекса технических средств ОКСИОН входят информационные центры, стационарные терминальные комплексы (пункты уличного информирования и оповещения населения, пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей, мобильные комплексы информирования и оповещения населения).

ОКСИОН обеспечивает в общественных местах и местах массового пребывания людей при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций информирование и оповещение населения, а в режиме повседневной деятельности - его обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности.

Дальнейшее развитие ОКСИОН осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 555.

Основные направления совершенствования ОКСИОН:

модернизация существующих элементов системы путем оснащения современными техническими средствами, в том числе энергосберегающими с возможностью отражения информации в звуковом и речевом режимах;

развитие составляющей ОКСИОН за счет средств субъектов Российской Федерации и иных источников финансирования.

СЗИОНТ создается в целях обеспечения:

информирования и оперативного оповещения людей, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте;

подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.

СЗИОНТ включает в себя терминальные комплексы, оснащенные подсистемами массового информирования (визуального и звукового), наблюдения и сбора информации, контроля параметров окружающей среды, в том числе радиационного химического контроля, экстренной связи, а также системы управления в центрах управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации.

В настоящее время реализуется первый этап по созданию СЗИОНТ, в рамках которого отрабатываются технологии создания СЗИОНТ, создаются опытные зоны на наиболее уязвимых объектах транспортной инфраструктуры ряда субъектов Российской Федерации, организуется их опытная эксплуатация, проводится комплекс работ по совершенствованию нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих порядок создания СЗИОНТ.

Создание и развитие СЗИОНТ осуществляется в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р.

Основные направления развития СЗИОНТ:

отработка технологий информирования и оповещения населения на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, завершение работ по их оснащению экспериментальными зонами;

внедрение СЗИОНТ на всех объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, в том числе и за счет собственников этих объектов;

интеграция СЗИОНТ, созданных на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, с местными системами оповещения и информирования населения, через диспетчерские центры управления движением;

НПА, на основании которых осуществляется оповещение

6. Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

охранной телевизионной системой, позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей;

системой контроля управления доступом;

стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями;

контрольно-пропускными пунктами (постами);

(Подпункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2016 № 711)

б) объекты спорта, отнесенные ко второй категории опасности:

системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

охранной телевизионной системой, позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей;

стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями;

контрольно-пропускными пунктами (постами);

в) объекты спорта, отнесенные к третьей категории опасности:

системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

охранной телевизионной системой;

16. Объекты спорта, отнесенные к четвертой категории опасности, обеспечиваются инженерно-техническими средствами охраны по решению ответственных лиц с учетом степени угрозы совершения на них террористических актов.

17. Выбор и оснащение объектов спорта инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны.

По решению ответственных лиц объекты спорта могут оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.

Оснащение объектов спорта инженерно-техническими средствами охраны должно быть завершено в течение 3 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта спорта, кроме объектов спорта, предназначенных для проведения мероприятий чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, соответствующее оснащение которых должно быть завершено до начала проведения указанных мероприятий. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2016 № 711)

18. При получении информации об угрозе совершения террористического акта ответственными лицами осуществляются мероприятия по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объектов спорта.

19. Режимы усиления противодействия терроризму предусматривают выполнение мероприятий, предусмотренных настоящими требованиями, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".

IV. Порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте спорта

20. При получении информации (в том числе анонимного характера) об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте спорта ответственные лица незамедлительно информируют территориальные органы безопасности, территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта спорта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2018 № 107)

21. При наличии достоверной информации о возможном террористическом акте все физические лица, находящиеся на объекте спорта, информируются об этом в кратчайшие сроки с соответствующими инструкциями о правилах поведения в данной обстановке.

22. Оповещение и информирование всех физических лиц, находящихся на объекте спорта, об угрозе совершения или о совершении террористического акта, должны осуществляться по системе оповещения.

23. Ответственные лица при получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте спорта обязаны:

а) обеспечить беспрепятственную и безопасную эвакуацию физических лиц с объекта спорта с учетом прибывающих подразделений реагирования, которые будут размещаться на этой территории;

б) организовать взаимодействие и оказывать содействие территориальным органам безопасности, территориальным органам Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальным органам Министерства внутренних дел Российской Федерации при осуществлении мероприятий по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, минимизации последствий террористического акта; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2018 № 107)

в) усилить контроль пропускного и внутриобъектового режимов объекта спорта, а также прекратить доступ людей и автотранспорта на объект спорта;

г) исключить бесконтрольное пребывание на объекте спорта посторонних лиц.

V. Порядок осуществления контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов спорта

24. Организация и осуществление контроля за выполнением настоящих требований на объектах спорта возлагаются на ответственных лиц.

25. Контроль за выполнением настоящих требований осуществляется в виде проведения комплексных, контрольных и целевых проверок.

26. Комплексные проверки антитеррористической защищенности объектов спорта проводятся на основании решения собственника объекта спорта с периодичностью:

а) в отношении объектов первой категории опасности - не реже 1 раза в год;

б) в отношении объектов второй категории опасности - не реже 1 раза в 2 года;

в) в отношении объектов третьей категории опасности - не реже 1 раза в 3 года;

г) в отношении объектов четвертой категории опасности - не реже 1 раза в 4 года.

27. Продолжительность комплексной проверки объекта спорта не должна превышать 3 рабочих дня.

28. Контрольная проверка проводится при необходимости по решению ответственных лиц в целях контроля устранения недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки.

Продолжительность контрольной проверки объекта спорта не должна превышать 2 рабочих дня.

29. Целевые проверки проводятся комиссией в целях оперативной проверки выполнения настоящих требований при повышении уровня террористической опасности, вводимого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".

30. Продолжительность целевой проверки объекта спорта не должна превышать 2 рабочих дня.

VI. Паспорт безопасности объекта спорта

31. На каждый объект спорта комиссия составляет паспорт безопасности объекта спорта в течение 3 месяцев после проведения обследования и категорирования объекта спорта.

32. Паспорт безопасности объекта спорта является информационно-справочным документом, в котором указываются сведения о соответствии объекта спорта требованиям по обеспечению его антитеррористической защищенности.

33. Паспорт безопасности объекта спорта составляется в виде текстового документа с различными приложениями, являющимися неотъемлемой его частью.

34. Паспорт безопасности объекта спорта является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования".

35. Паспорт безопасности объекта спорта, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта спорта и утверждается ответственным лицом. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2019 № 422)

Абзац. (Не действует с 1 января 2019 г. - Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2018 г. N 107)

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2018 № 107)

36. Согласование паспорта безопасности объекта спорта осуществляется в срок, не превышающий 30 дней со дня представления его в соответствующие органы.

37. Паспорт безопасности объекта спорта хранится у ответственного лица. Копии (электронные копии) паспорта безопасности объекта спорта направляются в территориальный орган безопасности и территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта спорта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2019 № 422)

38. Паспорт безопасности подлежит актуализации в порядке, предусмотренном для его составления, в следующих случаях:

а) изменение или установление нормативными правовыми актами Российской Федерации дополнительных требований по обеспечению антитеррористической защищенности населения и объектов спорта;

б) изменение застройки территории объекта спорта или завершение работ по реконструкции объекта спорта;

в) изменение профиля (вида экономической деятельности) объекта спорта;

г) изменение схемы охраны объекта спорта, его дополнительное оснащение или перевооружение современными техническими средствами контроля, защиты, видеонаблюдения и т.д.;

д) изменение собственника объекта спорта, его наименования или организационно-правовой формы;

е) изменение персональных данных и состава должностных лиц, включенных в паспорт, и способов связи с ними;

ж) изменение других фактических данных, содержащихся в паспорте.

39. Актуализация паспорта безопасности объекта спорта осуществляется в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 38 настоящих требований.

40. Изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности объекта спорта с указанием причин и даты их внесения.

УТВЕРЖДЕНАпостановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 202

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2018 № 107)

ФОРМА паспорта безопасности объектов спорта

(гриф или пометка)

УТВЕРЖДАЮ ___________________________________ (руководитель юридического лица, являющегося собственником объекта спорта или использующего его на ином законном основании, или физическое лицо, являющееся собственником объекта спорта или использующее его на ином законном основании)

_________________ ________________ (подпись) (ф.и.о.)

"____" ______________ 20__ г.

СОГЛАСОВАНО _______________________________ (руководитель территориального органа безопасности) _____________ _________________

СОГЛАСОВАНО _____________________________________ (руководитель территориального органа Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации)

_______________ ____________________ (подпись) (ф.и.о.)

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2018 № 107)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 июля 2020 года N 578/365

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст.7611.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст.515.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст.4334.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Министр
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
Е.Н.Зиничев

Министр
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
М.И.Шадаев

в Министерстве юстиции

26 октября 2020 года,

регистрационный N 60567

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий и
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 31 июля 2020 года N 578/365

Положение о системах оповещения населения

I. Общие положения

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2020, N 26, ст.3999.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст.799; 2020, N 26, ст.3999.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст.2895; 2020, N 15, ст.2233.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст.1014; 2020, N 29, ст.4510.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005; 2020, N 29, ст.4504.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3822; 2020, N 30, ст.4767.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589; 2018, N 31, ст.4860.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.141; 2011, N 30, ст.4596.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,1992, N 7, ст.300; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 9, ст.1134.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2020, N 27, ст.4185.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст.6454.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121, 2020, N 15, ст.2275.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст.6165; 2019, N 40, ст.5570.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 15, ст.2274.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 40, ст.5749.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 51, ст.7431; 2019, N 22, ст.2829.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст.4239.

2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.

3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.

Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.

4. Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

Читайте также: