Что такое система содержания должностных лиц

Опубликовано: 03.10.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства спорта РФ от 25 апреля 2019 г. № 05-05-2-20/10893 О разъяснении определения «должностное лицо»

Правовой департамент рассмотрел служебную записку Департамента науки и образования от 22 марта 2019 г. № 04-04-3-20/10393 по вопросу разъяснений определения «должностное лицо» и сообщает следующее.

Понятие «должностное лицо» закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными лицами в статьях Главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Содержание понятий «функции представителя власти», «организационно-распорядительные функции» и «административно-хозяйственные функции» раскрыто в пунктах 3-5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее - Постановление Пленума).

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что УК РФ и КоАП РФ имеют специфичную, узконаправленную сферу правового регулирования, что необходимо учитывать в случаях использования закрепленных в них понятий «должностное лицо» в процессе реализации норм части 12 статьи 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Также в некоторых случаях законодательство Российской Федерации содержит понятие должностного лица в соответствующей сфере отношений. Например, статья 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для целей данного Федерального закона под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Таким образом, понятие должностного лица, как правило, распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.

Дополнительно отмечаем, что законодательством субъекта Российской Федерации также может быть закреплено понятие «должностное лицо».

С учетом вышеуказанного под должностным лицом, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, может пониматься такое должностное лицо, которое подпадает под вышеуказанные признаки данной категории лиц и у которого обозначенные выше функции будут включены в должностной регламент.

Директор
Правового департамента
А.О. Миняев

Обзор документа

Минспорт разъяснил, кто относится к должностным лицам, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физкультуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов сборных команд.

По общему правилу должностным является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Понятие должностного лица распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.

Законодательством региона также может быть закреплено понятие "должностное лицо".

Избирательная система - совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования.

Активное избирательное право - право избирать, то есть право граждан государства участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления.

Пассивное избирательное право - право быть избранным.

Ценз - специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (в первую очередь избирательными) правами.

Референдум - проведение тайного голосования по утверждению или не утверждению, выражению согласия или несогласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства.

Ключевые слова: Избирательная система; избирательное право; активное избирательное право; пассивное избирательное право; избирательный ценз; избирательный процесс; тайное голосование; прямые выборы; референдум.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 150-167 с. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, что такое избирательная система, избирательный процесс

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов избирательной системы РФ

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан.

При таком подходе избирательная система включает в себя принципы и условия участия граждан в выборах, порядок их назначения, подготовки и проведения, круг субъектов избирательного процесса, правила установления итогов голосования и определения результатов выборов. Основными принципами избирательной системы РФ являются: всеобщность, равенство, тайное голосование, прямые выборы, обязательность и периодичность проведения выборов

Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующих типов избирательных систем: мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.

  1. Мажоритарная избирательная система

Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного большинства.

Система относительного большинства исходит из того, что для избрания требуется набрать наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Она может применяться на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, а также на выборах глав муниципальных образований.

При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Система абсолютного большинства применяется на выборах Президента РФ, а также, если это предусмотрено законом субъекта Федерации, на выборах глав муниципальных образований.

  1. Пропорциональная избирательная система

Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер.

Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

  1. Смешанная избирательная система

Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии (избирательные объединения) получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, гак и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) округу.

Избирательный процесс - это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Избирательный процесс включает в себя следующие стадии:

1) Назначение выборов;

2) Составление списков избирателей;

3) Образование избирательных округов и избирательных участков;

4) Создание избирательных комиссий;

5) Выдвижение кандидатов и их регистрация;

6) Предвыборная агитация;

8) Подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ - Федеральное Собрание, Государственной Думы - Президент РФ, представительного органа субъекта РФ - глава субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ - представительный орган этого субъекта России только на календарный выходной день, но не на праздничный.

Решение о назначении выборов принимается не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или должностное лицо.

Если назначаются выборы по причине досрочного прекращения полномочий соответствующего органа, то решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

В государстве Ч. принят закон о выборах. Найдите в приведенном списке факты, которые свидетельствуют об утверждении в государстве мажоритарной избирательной системы. Запишите цифры, под которым они указаны.

1) Установлено всеобщее, равное, прямое и избирательное право

2) Баллотироваться могут только члены политических партий и независимые кандидаты - граждане данного государства

3) Депутаты нижней палаты парламента должны получить большинство голосов избирателей в своем избирательном округе

4) Выборы главы государства и парламента осуществляются регулярно и обязательно на альтернативной основе

5) Установлен семипроцентный избирательный барьер

6) Проводятся выборы местного самоуправления

Разбор типового тренировочного задания

Соотнесите принципы избирательной системы и их содержание

избиратель свободно выражает свою волю, которая остается неизвестной для каких бы то ни было физических и юридических лиц

одинаковая для каждого гражданина возможность быть субъектом права, избирать и быть избранным, осуществлять необходимые избирательные действия

гражданин, достигший 18-ти летнего возраста, вправе избирать, участвовать избирательных действиях, а по достижении возраста, быть избранным

выборные лица избираются непосредственно в тот орган, в который проходят выборы, минуя промежуточные инстанции

Соотнесите виды избирательных систем и их содержание.

Места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов

Часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе

в выборах участвуют отдельные граждане, как выдвинутые партией, так и беспартийные, избранным считается тот, за кого было подано больше голосов

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

уголовная ответственность

Поэтому и ответственность связана с ограничением или лишением самых важных для граждан конституционных прав (на жизнь, свободу, в том числе, свободу передвижений, неприкосновенность частной жизни и т.п.).

Соответственно при угрозе привлечения к уголовной ответственности самым правильным шагом является привлечение квалифицированного адвоката по уголовным делам. Опытный адвокат проанализирует все доказательства правоохранительных органов с точки зрения их относимости и допустимости, обратит внимание суда на наличие смягчающих обстоятельств. Адвокат, участвуя во всех процессуальных действиях (допросы, обыск, очная ставка, следственный эксперимент) сможет объективно оценить ситуацию, отреагировать на все допущенные процессуальные нарушения, поможет составить ходатайства и заявления.

Содержание:

  • Понятие и принципы уголовной ответственности;
  • Основания уголовной ответственности;
  • Квалификация преступлений;
  • Уголовная ответственность юридических лиц;
  • Уголовная ответственность физических лиц;
  • Уголовная ответственность несовершеннолетних;
  • Виды уголовной ответственности;
  • Освобождение от уголовной ответственности.

Ориентировочное время чтения: 6 минут 21 сек

Вам нужна помощь адвоката по уголовным делам?

Наши адвокаты помогут ВАМ: конфиденциально.
Консультация ОНЛАЙН для любого города России.

уголовная ответственность

Что такое уголовная ответственность. Принципы

Уголовная ответственность - это предусмотренная уголовным законом обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть негативные последствия своего преступного поведения, налагаемые государством.

Виновные лица привлекаются к уголовной ответственности только в рамках закрепленных в Уголовно-процессуальном кодексе процедур.

Принципы уголовной ответственности

Понятие уголовной ответственности тесно связано с основополагающими принципами, закрепленными в УК РФ, которые должны соблюдаться всеми органами и должностными лицами:

  • законности (и преступное деяние, и его последствия установлены только в уголовном законе),
  • равенства граждан перед законом (независимо от расы, возраста, национальности, должностного положения),
  • вины (никто не может быть привлечен к ответственности за невиновное причинение вреда),
  • справедливости (наказание должно быть соразмерно преступлению),
  • гуманизма (не допускается причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства).

Основание уголовной ответственности

Единственным основанием уголовной ответственности, в соответствии со ст. 8 УК РФ является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным кодексом.

Чтобы привлечь кого-либо к уголовной ответственности, правоохранительные органы обязаны доказать наличие всех признаков состава преступления, а все неустранимые сомнения трактуются в пользу обвиняемого.

состав преступления

Состав преступления — это система предусмотренных уголовным законом объективных и субъективных признаков. Состав любого преступления состоит из четырех элементов:

  1. объект преступления (охраняемые законом общественные отношения, на которые посягает преступник, например, жизнь, здоровье, собственность);
  2. объективная сторона преступления (само деяние, его последствия, место, время, орудие и способ совершения преступления);
  3. субъективная сторона преступления (вина (умысел и неосторожность), мотив и цель);
  4. субъект преступления (вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста).

По некоторым преступлениям субъект имеет свои специфические признаки, например, по статьям 332,333,334,335 УК РФ (преступления против военной службы) им может быть только военнослужащий, по ст. 264 УК (нарушение правил дорожного движения) только лицо, управляющее транспортным средством.

Квалификация преступлений

Составы преступлений классифицируют по трем основаниям:

1) степени общественной опасности;

2) структуре состава преступления;

3) конструкции объективной стороны.

По степени общественной опасности выделяют:

  • основной состав преступления;
  • привилегированный состав: со смягчающими обстоятельствами;
  • квалифицированный состав: с отягчающими обстоятельствами.

Например, статья 161 УК (грабеж):

-1 часть: открытое хищение имущества (грабеж) без указания каких-либо дополнительных признаков (основной состав),

  • 2 часть и 3 части содержат ряд отягчающих признаков: совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой лиц, с незаконным проникновением в жилище, с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, в крупном размере или в особо крупном размере (квалифицированный состав).

Примеры привилегированного состава – статьи 107 УК (убийство в состоянии аффекта), 108 УК (убийство при превышения необходимой обороны), 109 УК (причинение смерти по неосторожности).

По структуре составы подразделяются на простые и сложные. В простых – один объект, одна форма вины (например, кража), в ложных – может быть несколько объектов, несколько форм вины (например, разбой; нарушение правил промышленной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека).

По конструкции составы подразделяются на:

  • материальные (преступление окончено в момент наступления последствия – кража, убийство, причинение тяжкого вреда здоровью),
  • формальные (преступление окончено в момент описанного деяния – хулиганство).

Уголовная ответственность юридических лиц

Уголовная ответственность юридических лиц в Российском законодательстве не предусмотрена, хотя эта тема в обществе обсуждается давно.

В некоторых странах юридические лица несут уголовную ответственность за коррупционные, налоговые и иные преступления (например, Австрия, Франция, Эстония).

Основные виды наказания для юридических лиц – это денежные взыскания, штрафы, но в исключительных случаях может применяться и принудительная ликвидация юридического лица, если это предусмотрено уголовным законом.

Уголовная ответственность физических лиц

В России ответственность несут только физические лица. Для того, чтобы лицо было привлечено к уголовной ответственности оно должно обладать двумя признаками:

  • вменяемость,
  • достижение возраста уголовной ответственности.

Вменяемость тесно связан с понятием вины. Уголовная ответственность установлена только при наличии вины в форме умысла или неосторожности. Невменяемый человек не может понимать последствия своих поступков и руководить ими, а значит не может отвечать за них.

К таким лицам применяются иные меры уголовно-правового характера (принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях или принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего или специализированного типа).

По общему правилу (ст. 20 УК РФ) уголовная ответственность наступает с 16 лет. Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, с нуля часов следующих суток. Недостижение возраста уголовной ответственности влечет безусловное прекращение уголовного преследования (ч. 3 ст. 27 УПК РФ).

За некоторые виды преступлений ответственность наступает с 14 лет (ст. 158 УК – кража, ст. 161 КУК – грабеж, ст. 162 УК – разбой, ст. 163 УК – вымогательство, ст. 105 УК – убийство, ст. 11 К – умышленное причинения тяжкого вреда здоровью, ст. 131 УК – изнасилование, ст. 112 УК – умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести).

уголовная ответственность

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних следующие:

К ним применяются следующие виды наказаний:

а) штраф (если у них есть доход);

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) лишение свободы на определенный срок.

При назначении наказания несовершеннолетнему, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

К ним могут быть применены принудительные меры воспитательного характера.

уголовная ответственность

Виды уголовной ответственности

В уголовном законодательстве РФ предусмотрены следующие виды уголовной ответственности:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение по военной службе;
  • ограничение свободы;
  • арест;
  • содержание в дисциплинарной воинской части;
  • лишение свободы на определенный срок;
  • пожизненное лишение свободы;
  • смертная казнь.

Смертная казнь может быть назначена только в исключительных случаях за особо тяжкие преступления. Она не может быть назначена женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста. В России действует мораторий на применение смертной казни с 1996 года.

В соответствии с принципами законности, справедливости и гуманизма, виды уголовной ответственности, применяемые к конкретному лицу, зависят от тяжести совершенного деяния, отягчающих и смягчающих обстоятельств, последующего поведения виновного лица.

обратная сила уголовного закона по делам о наркотиках

Основания освобождения от уголовной ответственности

Общими основаниями освобождения от уголовной ответственности являются:

  • совершение преступления впервые;
  • совершение преступления небольшой или средней тяжести;
  • действия виновного, после совершения преступления направлены на возмещение причиненного ущерба, заглаживание вреда, примирение с потерпевшим.

Кроме того, предусмотрено освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности (ст. 78 УК РФ). Этот вид освобождения от уголовной ответственности распространяется на преступления любой категории тяжести.

Согласно ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекло два года, средней тяжести - шесть лет, тяжкого преступления - десять лет, особо тяжкого - пятнадцать, сроки по каждому преступлению исчисляются самостоятельно. Сроки давности уголовного преследования действующий закон связывает только с категорией преступления.

Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда либо от уплаты судебного штрафа, назначенного в соответствии со ст. 76.2 УК РФ и возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной (ч. 3 ст. 78 УК РФ).

К лицам, совершившим преступления, предусмотренные ст. ст. 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, ч. ч. 3 и 4 ст. 206, ч. 4 ст. 211, ст. ст. 353, 356, 357, 358, 361 УК РФ, а равно совершившим сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные ст. ст. 277, 278, 279 и 360 УК РФ, сроки давности не применяются.

Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия:

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Кроме освобождения от уголовной ответственности в УК предусмотрено освобождение от отбытия наказания либо полностью, либо частично:

  • условно-досрочное освобождение,
  • замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания,
  • помилование,
  • амнистия.

Как правило, освобождение от уголовного наказания в отличие от уголовной ответственности связывается с определенными условиями, которые должен соблюдать осужденный. Эти условия различны и зависят от вида освобождения от уголовного наказания.

Защита по уголовным делам в Адвокатском бюро "Правовая гарантиЯ"

В нашем бюро собственное направление уголовно-правовой практики, специализирующееся на защите бизнеса от уголовного преследования, защите предпринимателей, защите по ч.1 с.228 УК РФ.

Работаем на любой стадии, со всеми составами преступлений. Сопровождаем бизнес комплексно в рамках юридического аутсорсинга.

Часто большинство граждан задаются вопросами, что такое должностное лицо? Кто занимает высокие руководящие должности? Чем эти люди отличаются от обычных работников? На все эти и многие другие вопросы дает ответ кодекс по административным отношениям или юридически правильно выражаясь кодекс об административных правонарушениях (далее КоАП). Так, давайте разберем все эти вопросы, а также узнаем статус, обязанности и права должностных лиц.

Понятие

Объединив законодательную и экономическую специфику России, можно ответить на вопрос, что такое должностное лицо? Это гражданин страны, который выполняет задачи, представляющие власть государства. Однако власть может быть и не государственной. Лицо, занимаемое определенную должность, может получить данный статус как начальник, директор или руководитель компании, партии или учреждения. В любом случае все задачи, которые выполняются лицом, охватывают все процессы административного, управленческого и хозяйственного цикла деятельности компании.

В сложившихся реалиях можно по-разному отвечать на вопрос, что такое должностное лицо? ГК РФ гласит о правоотношениях гражданина, УК РФ указывает на уголовную ответственность. Административная ответственность должностных лиц отражена в КоАП. Но если рассматривать данную категорию в рамках представительства власти РФ, то это орган власти.

Руководитель главный в компании

Должностное лицо как гарант защиты граждан

В кодексе по административным взаимоотношениям полно описывается, кто является должностным лицом. Исходя из закона, наделение полномочиями власти в назначенном порядке определяет человека как должностное лицо. Лицо имеет в своем подчинении граждан и распоряжается ими в рамках своих функций и задач.

Выполняя функции хозяйственного, распорядительного, административного и управленческого характера эти лица осуществляют свои задачи в рамках таких областей, как:

  • региональных и государственных учреждений;
  • Вооруженных Сил России;
  • местном самоуправлении.

Все лица, имеющие полномочия, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность за выполнение и не выполнение определенных мер по достижению поставленных задач.

Статус как право к действию

Кто является должностным лицом по закону? Ответить можно, только обозначив статус должностного лица. Все это возможно по средствам присвоенных полномочий и сферы деятельности. Важно учитывать, что статус не влияет на поставленные задачи и наделенные функции.

Лицо, наделенное властью, может исполнять доверенные права или воздержаться от их исполнения. При этом обязанности остаются неотделимыми. То есть в этой области присутствует равенство между диспозитивными и императивными началами юридической практики. На административных началах присутствует вероятность отказа от публичной и частной деятельности, относящаяся к полномочиям должностного лица. А вот в уголовной области лицо вправе осуществлять только публичные компетенции.

Ответственость за каждого подчиненного

Административное право, как закон для должностного лица

Для юридических и должных лиц в КоАП имеются свои типы ответственности. Для гражданина по большей части наказания применяют за невыполнение или не корректное исполнение возложенных компетенций.

Административная ответственность должностных лиц распространяется на все сферы деятельности. Часто наказание гражданину назначается по нормам уголовного законодательства. В этом уголовном праве должностное лицо характеризуется объектом, который на постоянной основе или на ограниченный срок выполняет компетенции представителя государственной власти. В УК РФ этому аспекту посвящена 30-я глава.

Административное нормотворчество в этом плане намного больше и глубже дает понимание должностному лицу. Субъектом правонарушений выступает лицо, которое совершило нарушение в области своих компетенций. И это не всегда директора и руководители подразделений, но и рядовые сотрудники государственного аппарата, которые выполняют управленческие, организационные и контролирующие функции.

размышляем сообща

Соотношение обычных и должностных лиц

По закону можно понять, что должностное лицо выступает как представитель государственного органа, так и определенные категории рядовых сотрудников. И в этом понимании рождается разногласие, так не совсем ясно, какое отличие несут между собой эти два понимания.

Исходя из закона об административных правоотношениях, категория должностного лица определяется лицами, которые работают в правительственных и смежных структурах, выполняя комплекс полномочий управленческого характера. Плюс ко всему этому можно приписать рядовых лиц, которые выполняют деятельность по предпринимательству, т. е. индивидуальных предпринимателей или привычных ИП. И на фоне этого сравнения образуется ряд споров и вопросов, что к чему относится, и кто за что отвечает.

На первый взгляд собственный бизнес под юридически оформленным индивидуальным предпринимательством видится далеким от привычного понимания, что такое должностное лицо. Вся деятельность ИП нацелена на получение прибыли, и по своей природе больше похожа на организацию юридического лица. Однако причины нарушений, характер поступков и мотивы могут указать на индивидуальность ИП по сравнению с юридическим или должностным лицом. Такая закономерность не случайна. За последние несколько лет правительство все больше и больше отодвигает грани отождествления должностного лица и ИП. А практика показывает, что ответственность ИП формируется с гарантом на собственный бизнес. Все это не проходит без изменений тем самым меняя и корректируя законы и нормативные документы. Так, например, нарушение вопросов пользования земельным имуществом для ИП будет расцениваться, как категория юридической силы с последующими штрафами и наказаниями.

Нарушение прав должностными лицами

В одной из частей Административного кодекса присутствует более 400 пунктов. Из которых более 300 отражают предмет ответственности должностного лица. Большая часть статей отражает аспекты бизнеса и управления. При этом стоит выделить некоторые области, в которых регулируется данный вопрос:

  • Контроль управления (в 19 главе 19 статей).
  • Ущемление гражданских прав (в 5 главе 50 статей).
  • Контроль военного обеспечения (в главе 21 4 статьи).
  • Защита имущества (в 7 главе 29 статей).
  • Область таможни (в 16 главе 21 статья).
  • Обеспечение защиты экологии и природопользованию (в 8 главе 38 статей).
  • Информационные технологии и связь (в 13 главе 23 статьи).
  • Бизнес, налоги и финансы (в 14 и 15 главах 59 статей).
  • Животноводство и сельское хозяйство (в 10 главе 14 статей).
  • Покушение на государственные органы власти (в 17 главе 10 статей).
  • Энергетика (в 9 главе 14 статей).

В итоге получаем целый комплекс мер для ответственности государственных служащих, которые отражают почти все возможные сферы деятельности человека.

Лидер всегда впереди всех

Меры пресечения наказаний

Учитывая все сферы влияния, на которые оказывает воздействие должностное лицо нельзя забывать о законных наказаниях, присутствующих в российской практике. Так, например, применение определенных санкций к организации напрямую перекладывается на должностное лицо за счет дисквалификации или административного штрафа.

Обычно штраф соизмеряют с официальной заработной платой, т. е. по числу окладов, а дисквалификация — это лишение прав занимать назначенную должность на определенный срок по решению суда. Примером таких должностей могут быть как высшие должностные сотрудники Правительства, регионов или округов, так и муниципальные должностные лица.

что такое должностное лицо

Должностное лицо как пример из жизни

Исходя из юридического статуса, определение должностного лица - это сложная задача. Все нормативные документы лишены четких разграничений по типам профессий. Из этого следует, что все нужно рассматривать на примере из жизни.

Часто большинство людей, устраиваясь на предприятие, не могут определить свою принадлежность к должностному лицу. Для такой градации и определения статуса необходимо обратиться к обязанностям и правам нового сотрудника. Возьмем, к примеру, уборщика. И здесь встает вопрос, а может ли сотрудник с такой должностью иметь статус должностного лица? И по факту – может, если во время оформления на работу подпишет документ о несении материальной ответственности. В такой ситуации у сотрудника появляются полномочия распоряжаться выделенными товарными средствами в зависимости от своих усмотрений и для решения своих задач. Эта практика встречается довольно редко, но иногда сам работодатель делегирует часть своих функций на других, тем самым сосредотачиваясь на более масштабных задачах. Как это сказывается в дальнейшем на предприятии вопрос времени. Однако нельзя забывать об особом типе ответственности, который также получает работник с приобретением данного статуса. А это напрямую возлагает санкции, если будут допущены нарушения всего предприятия.

«За» и «против» должностных лиц

Права и обязанности должностных лиц - это неотъемлемые «за» и «против» всего юридического статуса таких граждан. Ведь вопросы придания ответственности этим лицам следует повествовать от имени этих граждан. Структура государственных органов построена на принципе защиты правящего строя и борьбе с отсутствием законной мысли. Главной функцией всей системы выступает аргументированное, легитимное, честное привлечение нарушителя к ответственности по закону. В рамках такого процесса определяют государственных представителей, являющимися должностными лицами и осуществляется наделение компетенциями.

В России более сотни контролирующих органов имеют дела с административными нарушениями. Например, органы внутренних дел насчитывают более 50 типов таких нарушений, начиная от области дорожного передвижения и заканчивая защитой правопорядка. В этих структурах должностными лицами выступают руководители подразделений и их заместители. Они же и выносят на рассмотрение все правонарушения касательно части норм регулирования.

Смотрим на перед

Функции должностных лиц

Рассмотрение функциональных обязанностей различного рода должностных лиц лучше проводить на примере. Так, ОВД охватывают значительную часть всех функций в сфере предупреждения и предотвращение нарушений. Совершается изучение случаев по таким обстоятельствам, как алкогольное опьянение в общественном месте, хулиганство, не соблюдение правил и норм дорожного движения, положений на государственной границе и т. д.

Управление ОВД охватывает множество областей из жизни населения, при этом она не всевластна. Важно обозначить, что при попытке не законного действия или бездействия должностное лицо также может быть выявлено и наказано соответствующими органами правопорядка.

Совещание залог успеха

Уполномоченные ведомства

Право решать причастность к административной ответственности зависит от степени правонарушения. Для обеспечения максимального охвата всех сфер и степени можно обозначить такие ведомства, как суды всех уровней, ОВД, военкоматы, налоговые и таможенные структуры, органы представительской власти и т. д.

Шаги к успеху

Выборное должностное лицо должно иметь хорошее чувство предвидения, возможность контролировать ситуацию, понимать справедливость и поощрять безопасность. В должностном лице должны быть все положительные характеристики полицейского, адвоката, судьи, бухгалтера, репортера, спортсмена и дипломата. Они также выступают теми, кто может быть наделен полномочиями и нести ответственность, не обладая властью. Все это возможно благодаря ряду шагов:

  • быть всегда компетентным по принимаемым вопросам и важным решениям;
  • быть готовым к неожиданностям и форс-мажорным обстоятельствам;
  • помнить о данных обещаниях;
  • уметь учитывать риски и юридические издержки;
  • быть культурным вне зависимости от ситуации.

Изучая, наблюдая и применяя все эти шаги, руководитель как должностное лицо всегда будет пользоваться уважением и иметь большой потенциал к карьерному росту.

Заключение

Быть государственным служащим - это чрезвычайно ответственная роль в любом виде деятельности. Без таких людей, отказывающихся от своего времени, большинство мероприятий и важных решений не смогли бы существовать. Каждый чиновник становится «лицом» мероприятия на любой встрече. Люди часто судят всех чиновников, по поведению отдельных лиц, а это значит, что они должны вести себя профессионально и ответственно в любой ситуации.

Такие качества, как честность, надежность и уважение являются обязательной частью любого должностного лица. Это включает и то, как они ведут себя, относятся к другим людям до, во время и после любых мероприятий. Должностные лица по праву несут ответственность за свои действия и отношения.

Читайте также: