Что такое трудоустройство выпускников

Опубликовано: 18.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства просвещения РФ от 21 мая 2020 г. № ГД-500/05 “О направлении рекомендаций”

Минпросвещения России направляет рекомендации по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательными организациями образовательного процесса.

Приложение: на 8 л. в 1 экз.

Д.Е. Глушко

Рекомендации
по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательными организациями образовательного процесса

Минпросвещения России подготовило рекомендации по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организации, реализующих программы среднего профессионального образования, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательными организациями образовательного процесса, в условиях экономической ситуации, осложненной распространением на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (COVID-2019) (далее - Рекомендации).

Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального образования (далее - ПОО), необходимо учитывать в работе настоящие Рекомендации, а также в условиях экономической ситуации, осложненной распространением на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (COVID-2019), усилить работу по вопросу трудоустройства выпускников ПОО, в том числе выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - выпускники с инвалидностью и ОВЗ).

Согласно данным мониторинга трудоустройства выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, за последние годы процент трудоустройства изменился от 55,8% в 2017 г. до 62,2% в 2018 г.

Согласно форме статистической отчетности СПО-1 ориентировочный выпуск в 2020 году составит 738,4 тыс. выпускников.

А. Предлагаемые меры, направленные на содействие трудоустройству выпускников ПОО.

1. Создание координационного органа на уровне органов государственной власти субъекта Российской Федерации, включающего представителей исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, сфере труда, в сфере формирования экономической политики региона, органов местного самоуправления, центров занятости населения, образовательных организаций, работодателей, рекрутинговых агентств и иных представителей по содействию трудоустройства выпускников ПОО, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

2. В целях содействия трудоустройству выпускников предлагаем использовать возможности Центров опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП), в которых должно осуществляться взаимодействие с центрами занятости населения, органами власти, общественными организациями и другими организациями, индивидуальными предпринимателями по вопросам содействия занятости и трудоустройству выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

В ЦОППах необходимо формировать аналитические центры, осуществляющие мониторинг и анализ регионального рынка труда с учетом инновационных и инвестиционных векторов развития производств. Проводимый анализ должен позволить обеспечить оперативное консультирование выпускников ПОО о возможностях трудоустройства.

В качестве инструмента для этого возможно использовать цифровую платформу ЦОПП, содержащую информационно-справочные материалы и документы по вопросам профориентации и трудоустройства, а также сведения о положении на рынке труда и предложения работодателей.

Кроме этого, необходимо обеспечить взаимодействие между ЦОПП субъектов Российской Федерации, в целях информирования о наличии вакансий по профессиям и специальностям для возможного трудоустройства выпускников ПОО.

3. В соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 12.05.1999 N 1283 "О создании Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.10.2001 N 3366 "О программе "Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования" в субъектах Российской Федерации должны быть созданы Центры содействия трудоустройству. Задачи центров:

- взаимодействие с ЦОПП, центрами занятости населения, органами власти, общественными организациями и другими организациями, индивидуальными предпринимателями по вопросам содействия занятости и трудоустройству выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ;

- консультация студентов выпускных курсов и выпускников об имеющихся возможностях по трудоустройству, в том числе для выпускников с инвалидностью и ОВЗ (в том числе организации работы горячих линий);

- системная работа с привлечением рекрутинговых агентств, "крупных IT компаний-агрегаторов (например: Яндекс.Работа, вакансии Работа в России, headhunter.ru, profi.ru, superjob.ru и другие), с выработкой специальных услбвий для содействия и помощи в трудоустройстве выпускников, включая базу соответствующих вакансий, бесплатные карьерные консультации и др.;

- психологическая поддержка выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ;

- поиск вариантов социального партнерства с предприятиями, организациями и учреждениями, заинтересованными в кадрах, и проведение мероприятий, содействующих занятости выпускников;

- формирование банка вакансий выпускников профессиональных образовательных организаций, в том числе для выпускников с инвалидностью и ОВЗ;

- повышение уровня конкурентоспособности и информированности студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда с целью обеспечения максимальной возможности их трудоустройства.

4. Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, необходимо предусмотреть организацию временных форм занятости выпускников (работа в качестве экспертов, сельскохозяйственные работы и другие временные работы), трудоустройство выпускников в подведомственные образовательные организации, в том числе в качестве мастеров производственного обучения.

5. Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, рекомендуется организовать проведение видеоконференции с использованием дистанционных технологий с руководителями ПОО и выпускниками ПОО при участии представителей работодателей, центров занятости населения, рекрутинговых агентств и иных представителей по информированию о наличии вакансий на рынке труда, а также организовать информационное сопровождение вопросов трудоустройства выпускников ПОО и работу горячей линии по вопросу трудоустройства выпускников ПОО.

6. Деятельность ПОО по содействию трудоустройства выпускников должна предусматривать работу с выпускниками с инвалидностью и ОВЗ.

К проведению работы с выпускниками с инвалидностью и ОВЗ рекомендуется привлекать базовые профессиональные образовательные организации (БПОО) и ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования (РУМЦ СПО).

На базе БПОО субъектов Российской Федерации может быть оказана необходимая помощь специалистам ПОО и работодателям. Такая помощь может включать вопросы: создания необходимых условий в процессе трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ, сопровождения их в процессе адаптации на рабочем месте, а также оборудования рабочих мест для лиц с инвалидностью разных нозологических групп.

РУМЦ СПО должны обеспечить экспертно-консультационную деятельность, в том числе работу горячих линий по вопросам приема, обучения и дальнейшего трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ, а также разработать методические материалы и рекомендации для ПОО и работодателей (по оборудованию рабочего места и созданию необходимых условий на предприятиях). Обращения к РУМЦ СПО должны быть возможны вне зависимости от территориальной принадлежности.

7. ПОО, РУМЦ СПО, Центрам содействия трудоустройству необходимо оказать консультационную поддержку выпускникам ПОО, в том числе выпускникам с инвалидностью и ОВЗ, изъявившим желание выйти на самозанятость, по вопросам видов деятельности, оформления самозанятости, включая вопросы по регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, налогообложения и т.д.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос по включению целевой группы выпускников ПОО в комплексные программы по вовлечению в предпринимательскую деятельность и содействию создания собственного бизнеса, включая поддержку создания сообществ начинающих предпринимателей и развитие института наставничества.

Б. Предлагаемые меры, направленные на продолжение обучения выпускников ПОО.

1. В соответствии с частью 5 статьи 68 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

Таким образом, выпускники имеющие профессию, могут продолжить обучение по специальности.

2. Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшими профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, согласно части 1 статьи Федерального закона N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом N 273-ФЗ.

3. Согласно части 1 статьи 73 Федерального закона N 273-ФЗ профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

В этой связи, руководителям ПОО необходимо провести анализ качественных параметров состава выпускников ПОО, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ, желающих получить среднее профессиональное образование и (или) профессиональное обучение, и обеспечить информирование о возможностях получения среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения.

Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, совместно с руководителями ПОО необходимо организовать работу по внесению изменений в государственные задания ПОО, по корректировке контрольных цифр приема на соответствующий учебный год (в случае необходимости) в целях продолжения обучения выпускников ПОО.

В. Примерный перечень ресурсов, который возможно использовать для организации трудоустройства, получения практических навыков и компетенций, организации самозанятости, находящийся в свободном доступе сети "Интернет" (прилагается).

Примерный перечень ресурсов, который возможно использовать для организации трудоустройства, получения практических навыков и компетенций, организации самозанятости, находящийся в свободном доступе сети "Интернет"

N Наименование Ссылка
1. АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства https://corpmsp.ru/
2. Универсариум (Проект ООО "Курсариум") https://universarium.org/
3. 20.35 Университет НТИ https://2035.university
4. Национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы" Министерства экономического развития Российской Федерации https://мойбизнес.рф
5. Общероссийская база вакансий Федеральной службы по труду и занятости https://trudvsem.ru/
6. Академия Ворлдскиллс Россия https://www.worldskillsacademy.ru/
7. Группа компаний HeadHunter https://hh.ru/
8. Neuvoo. Онлайн ресурс для поиска работы https://neuvoo.ru/
9. Агрегатор вакансий Jooble в России https://ru.jooble.org/
10. IT-сервис по поиску работы и подбору сотрудников https://www. superjob.ru/
11. Агрегатор вакансий https://www.trud.com/
12. Агрегатор вакансий https://www.rabota.ru/
13. Агрегатор вакансий https://russia.zarplata.ru/
14. Вакансии государственной службы https://gossluzhba.gov.ru/
15. Кадровое агентство https://ancor.ru/
16. Портал государственной службы занятости Республики Татарстан https://kazantrud.ru/
17. Компания "FutureToday" - работа для студентов и выпускников https://fut.ru/
18. Академия Яндекса https://academy.yandex.ru/
19. Проект содействия занятости студентов во время пандемии коронавируса (студработа.рф) https://studrabota.spb.ru/main/
20. Другие ресурсы, находящиеся в свободном доступе сети "Интернет"

Обзор документа

Минпросвещения предложило меры, направленные на содействие трудоустройству выпускников организаций среднего профобразования и на продолжение их обучения в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательного процесса.

Приведен примерный перечень ресурсов, который можно использовать для организации трудоустройства, получения практических навыков, компетенций и организации самозанятости.


Изменения социально-экономического положения в регионе, сложившаяся демографическая ситуация, возросшая конкуренция среди образовательных учреждений среднего профессионального образования определяют приоритетные направления деятельности НОУ СПО «Сибирская региональная школа бизнеса (колледж)» в совершенствовании профориентации, взаимодействия с социальными партнерами.

Работа по профессиональной ориентации – это осознанная необходимость в деятельности колледжа, и при четком понимании этой мысли и следовании выбранным целям – колледж займет достойное место в обществе с рыночной экономикой.

Профориентационная работа в колледже направлена на решение следующих задач:

1.Повышение уровня осведомленности школьников о специальностях и профессиях колледжа;

2.Формирование позитивного имиджа колледжа;

3.Повышение конкурентоспособности колледжа на рынке образовательных услуг;

4.Подготовка квалифицированных кадров;

5.Создание условий для осознанного профессионального самоопределения и

раскрытия способностей личности.

Работа в этом направлении должна вестись по нескольким направлениям:

- Экскурсии в колледж.

В ходе экскурсий старшеклассники посещают учебный корпус колледжа, учебные кабинеты, где могут посмотреть презентации с полной информацией обо всех профессиях и специальностях, изучить материалы, пообщаться со студентами, преподавателями, посетить уроки и внеклассные мероприятия.

- Стало традицией приглашать 9-11 классников города на студенческие конференции.

- Распространение информационных материалов.

Эта работа позволяет информировать максимально широкую аудиторию (школьников, их родителей, преподавателей), используя такие площадки, как общешкольные родительские собрания, ярмарки профессий, массовые мероприятия.

Для этих целей необходимо подготовить:

интерактивный фильм об истории колледжа, его материальной базе, достижениях и перспективах развития, буклеты.

- Использование интернет ресурсов.

Учебные заведения, активно использующие в своей работе интернет - ресурсы, представляются старшеклассникам более современными и передовыми, а значит заслуживающими доверие. Поэтому в колледже необходимо активизировать работу в

этом направлении. На сайте колледжа уже имеются странички «3D экскурсия»,на которой любой желающий может познакомиться с внешней и внутренней обстановкой учебного заведения, «Наши специальности»,где можно узнать о направлениях обучения, стоимости, сроках обучения и просмотреть презентации понравившихся направлений обучения , «Задать вопрос»,где можно оставить свои вопросы администрации колледжа и получить на них квалифицированный и своевременный ответ.Так же на сайте можно познакомится со всеми новостями, событиями, происходящими в колледже.

В последние годы подготовка специалистов определяется приоритетами развития каждого региона и особо актуальным стал вопрос трудоустройства выпускников.

Необходимо реализовать одну из главных задач развития системы среднего профессионального образования Омской области - формирование, развитие кадрового потенциала, грамотного распределения трудовых ресурсов и достижение динамического баланса с региональным рынком труда.

В связи с тем, что ситуация на рынке труда в Омской области остается сложной, хотя и не уникальной: абсолютное большинство регионов Российской Федерации столкнулись с проблемой трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, созрела необходимость в создании отдела в НОУ СПО «СРШБ (колледж)», который бы помогал молодым специалистам - выпускникам нашего колледжа обрести свое место на рынке труда.

В 2017 году в НОУ СПО «Сибирская региональная школа бизнеса (колледж)» был создан отдел профориентационной работы и содействия трудоустройству выпускников, который взял на себя заботу о дальнейшей судьбе уже бывших и нынешних студентов. Одной из задач, поставленных руководством колледжа перед отделом - стала задача исследования рынка труда в Омской области и исходя из его требований - проведение набора абитуриентов по специальностям, востребованным в Омске и Омской области. Отдел должен помочь выпускникам сэкономить время и силы, освободить от затрат по поиску работодателей и при этом гарантировать максимальную эффективность трудоустройства, удовлетворяющую потребностям регионального рынка труда. В перспективе в колледже будет создан кабинет профориентации на базе которого будет организовано прохождение профессиональных проб каждого студента.

В этом же кабинете, с целью актуализации процесса профессионального самоопределения, соотнесения своих интересов, индивидуальных особенностей с требованиями интересующий их профессии, возможно проведение занятий со старшеклассниками школ г. Омска и области, что позволит им определить направление дальнейшего обучения, осознано подойти к выбору будущей специальности.

Библиографическая ссылка на статью:
Синиченко О.А. Особенности регулирования трудоустройства выпускников вуза // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/12/42421 (дата обращения: 21.05.2021).

Актуальность проблемы регулирования процесса трудоустройства молодых специалистов с высшим образованием не вызывает сомнений по той причине, что многие выпускники остаются безработными. Несформированный процесс регулирования трудоустройства выпускников обусловлен рядом трудностей, с которыми сталкиваются молодые специалисты: частичное или полное отсутствие опыта работы; низкая активность молодых специалистов в поиске работы; недостаточная информированность выпускников о вакансиях и актуальных способах поиска работы.

Проблема доступности и открытости информации, наряду со сценариями ее решения, находится в сфере регионального и муниципального уровней. Предлагаемые вакансии, в большинстве своем, должны размещаться в максимально открытом доступе для всех желающих, что поэтапно и значительно снизит бюрократизм при приеме на работу. При этом на уровне вуза существует необходимость проведения семинаров для выпускников по ряду направлений, объединенных тематикой поиска работы [1].

Показатель трудоустройства выпускников является ключевым в рамках организации эффективного функционирования всей системы высшего образования. К ряду основных моментов в трудоустройстве выпускников, приведенных выше, стоит добавить и дополнительные, которые связаны с неверным выбором специальности абитуриентом, неэффективной профориентационной работой, перенасыщением рынка труда выпускниками определенных специальностей и завышенными ожиданиями выпускников [2].


Рисунок 1 – Требования, предъявляемые к выпускнику со стороны вуза и работодателя

Необходимо отметить, что каждый блок представляет собой группу, объединенную своими интересами и социально-экономическим положением. Профсоюзы, предприятия, общественные организации и ассоциации осуществляют свое влияние на регулирование трудоустройства выпускников преимущественно косвенным образом, посредством инициируемых ими государственных решений. Ключевым в процессе регулирования трудоустройства выпускников выступает вуз, который с помощью набора инструментов реализует программы по стимулированию занятости молодых специалистов. Необходимо подчеркнуть, что госрегулирование рынка труда выпускников, бизнес-сообщество, влияние вуза и отделов содействия трудоустройству было рассмотрено в предыдущей главе диссертационной работы. Среди важных и необходимых блоков процесса регулирования трудоустройства стоит выделить центры занятости населения, кадровые агентства и сайты по трудоустройству. Выпускники в поисках работы часто используют именно такого рода методы. Государственные центры занятости это учреждения, являющиеся официальным посредником между бизнес-сообществом и потенциальными работниками. Центры занятости располагают большой базой вакансий, в которой содержатся вакансии организаций и предприятий различных сфер, а также резюме соискателей. Профильной целью центров является снижение уровня безработицы. Наряду с указанным выше центры занимаются изучением спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, в дальнейшем данная информация может быть предоставлена по запросу государственным и негосударственным структурам. На рисунке 2 приведена принципиальная схема работы государственных центров занятости с молодыми специалистами.


В рамках деятельности центров занятости, распространяющейся и на профориентационную работу с молодыми специалистами, ведется учет безработных граждан и выплачиваются пособия по безработице. Среди профильных задач центра стоит отметить бесплатное содействие в подборе вакансий, помощь в трудоустройстве, при необходимости обучение новой профессии или повышение квалификации, возможность участия в оплачиваемых общественных работах как способ временного трудоустройства, выплата пособий и юридическая помощь по всем вопросам трудового законодательства.

Государственные центры занятости на постоянной основе пополняют базу вакансий, которая по их количеству могла бы потенциально покрыть количество безработных мест среди молодых специалистов, но, несмотря на это, уровень молодежной безработицы держится на одном и том же, незначительно балансируя в сторону уменьшения или увеличения. Первоочередные причины сложившейся ситуации заключаются в следующем: 1) несоответствие предлагаемых вакансий профессионально-квалификационному уровню выпускников; 2) открытие работодателями дефицитных вакансий на рынке труда, такая ситуация наблюдается, когда рынок перенасыщен специалистами нескольких областей.

Другим способом трудоустройства выпускников является привлечение кадровых агентств. Кадровые агентства подразделяются на две основные группы: 1) агентства по подбору персонала, где заказчиком является работодатель, таким образом, основная задача заключается в обеспечении работодателя квалифицированными кадрами; 2) агентства по трудоустройству, где в качестве заказчика выступает работник, а агентства предоставляют возможность найти работу среди имеющихся у них в базе данных вакансий. Зачастую кадровые агентства входят в обе группы. Полученные в ходе мониторингов статистические данные показывают, что успешное трудоустройство выпускников с помощью кадровых агентств составляет около 10-15%. Таким образом можно резюмировать, что молодым специалистам рекомендуется использовать такой вид поиска работы только в совокупности с другими методами трудоустройства.

Рассматривая способы трудоустройства в контексте поиска работы, отдельно следует отметить онлайн сайты, которые практически на равных конкурируют с кадровыми агентствами. Данное направление трудоустройства стало особенно популярным в посткризисный период. Наемные работники стали регулярно размещать резюме на порталах по трудоустройству [4]. Сайты по трудоустройству предоставляют возможность соискателям не только зарегистрироваться и просматривать вакансии, они регулярно проводят онлайн опросы, размещают статьи и результаты исследований. Среди достоинств данного метода можно выделить следующие: оперативность, удобство, экономия времени и денежных средств, конфиденциальность, бесплатный доступ к базе вакансий, возможность откликнуться своим резюме на большое количество вакансий. Среди недостатков выделяются завышенные ожидания соискателей, публикация в сети ограниченного числа вакансий в интересующей сфере деятельности. Статистические данные свидетельствует о том, что через сайты по трудоустройству получают работу 5-10% соискателей.

Наиболее популярные на сегодняшний момент сайты по трудоустройству приведены ниже:


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства просвещения РФ от 21 мая 2020 г. № ГД-500/05 “О направлении рекомендаций”

Минпросвещения России направляет рекомендации по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательными организациями образовательного процесса.

Приложение: на 8 л. в 1 экз.

Д.Е. Глушко

Рекомендации
по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательными организациями образовательного процесса

Минпросвещения России подготовило рекомендации по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организации, реализующих программы среднего профессионального образования, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательными организациями образовательного процесса, в условиях экономической ситуации, осложненной распространением на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (COVID-2019) (далее - Рекомендации).

Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального образования (далее - ПОО), необходимо учитывать в работе настоящие Рекомендации, а также в условиях экономической ситуации, осложненной распространением на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (COVID-2019), усилить работу по вопросу трудоустройства выпускников ПОО, в том числе выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - выпускники с инвалидностью и ОВЗ).

Согласно данным мониторинга трудоустройства выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, за последние годы процент трудоустройства изменился от 55,8% в 2017 г. до 62,2% в 2018 г.

Согласно форме статистической отчетности СПО-1 ориентировочный выпуск в 2020 году составит 738,4 тыс. выпускников.

А. Предлагаемые меры, направленные на содействие трудоустройству выпускников ПОО.

1. Создание координационного органа на уровне органов государственной власти субъекта Российской Федерации, включающего представителей исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, сфере труда, в сфере формирования экономической политики региона, органов местного самоуправления, центров занятости населения, образовательных организаций, работодателей, рекрутинговых агентств и иных представителей по содействию трудоустройства выпускников ПОО, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

2. В целях содействия трудоустройству выпускников предлагаем использовать возможности Центров опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП), в которых должно осуществляться взаимодействие с центрами занятости населения, органами власти, общественными организациями и другими организациями, индивидуальными предпринимателями по вопросам содействия занятости и трудоустройству выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

В ЦОППах необходимо формировать аналитические центры, осуществляющие мониторинг и анализ регионального рынка труда с учетом инновационных и инвестиционных векторов развития производств. Проводимый анализ должен позволить обеспечить оперативное консультирование выпускников ПОО о возможностях трудоустройства.

В качестве инструмента для этого возможно использовать цифровую платформу ЦОПП, содержащую информационно-справочные материалы и документы по вопросам профориентации и трудоустройства, а также сведения о положении на рынке труда и предложения работодателей.

Кроме этого, необходимо обеспечить взаимодействие между ЦОПП субъектов Российской Федерации, в целях информирования о наличии вакансий по профессиям и специальностям для возможного трудоустройства выпускников ПОО.

3. В соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 12.05.1999 N 1283 "О создании Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.10.2001 N 3366 "О программе "Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования" в субъектах Российской Федерации должны быть созданы Центры содействия трудоустройству. Задачи центров:

- взаимодействие с ЦОПП, центрами занятости населения, органами власти, общественными организациями и другими организациями, индивидуальными предпринимателями по вопросам содействия занятости и трудоустройству выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ;

- консультация студентов выпускных курсов и выпускников об имеющихся возможностях по трудоустройству, в том числе для выпускников с инвалидностью и ОВЗ (в том числе организации работы горячих линий);

- системная работа с привлечением рекрутинговых агентств, "крупных IT компаний-агрегаторов (например: Яндекс.Работа, вакансии Работа в России, headhunter.ru, profi.ru, superjob.ru и другие), с выработкой специальных услбвий для содействия и помощи в трудоустройстве выпускников, включая базу соответствующих вакансий, бесплатные карьерные консультации и др.;

- психологическая поддержка выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ;

- поиск вариантов социального партнерства с предприятиями, организациями и учреждениями, заинтересованными в кадрах, и проведение мероприятий, содействующих занятости выпускников;

- формирование банка вакансий выпускников профессиональных образовательных организаций, в том числе для выпускников с инвалидностью и ОВЗ;

- повышение уровня конкурентоспособности и информированности студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда с целью обеспечения максимальной возможности их трудоустройства.

4. Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, необходимо предусмотреть организацию временных форм занятости выпускников (работа в качестве экспертов, сельскохозяйственные работы и другие временные работы), трудоустройство выпускников в подведомственные образовательные организации, в том числе в качестве мастеров производственного обучения.

5. Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, рекомендуется организовать проведение видеоконференции с использованием дистанционных технологий с руководителями ПОО и выпускниками ПОО при участии представителей работодателей, центров занятости населения, рекрутинговых агентств и иных представителей по информированию о наличии вакансий на рынке труда, а также организовать информационное сопровождение вопросов трудоустройства выпускников ПОО и работу горячей линии по вопросу трудоустройства выпускников ПОО.

6. Деятельность ПОО по содействию трудоустройства выпускников должна предусматривать работу с выпускниками с инвалидностью и ОВЗ.

К проведению работы с выпускниками с инвалидностью и ОВЗ рекомендуется привлекать базовые профессиональные образовательные организации (БПОО) и ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования (РУМЦ СПО).

На базе БПОО субъектов Российской Федерации может быть оказана необходимая помощь специалистам ПОО и работодателям. Такая помощь может включать вопросы: создания необходимых условий в процессе трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ, сопровождения их в процессе адаптации на рабочем месте, а также оборудования рабочих мест для лиц с инвалидностью разных нозологических групп.

РУМЦ СПО должны обеспечить экспертно-консультационную деятельность, в том числе работу горячих линий по вопросам приема, обучения и дальнейшего трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ, а также разработать методические материалы и рекомендации для ПОО и работодателей (по оборудованию рабочего места и созданию необходимых условий на предприятиях). Обращения к РУМЦ СПО должны быть возможны вне зависимости от территориальной принадлежности.

7. ПОО, РУМЦ СПО, Центрам содействия трудоустройству необходимо оказать консультационную поддержку выпускникам ПОО, в том числе выпускникам с инвалидностью и ОВЗ, изъявившим желание выйти на самозанятость, по вопросам видов деятельности, оформления самозанятости, включая вопросы по регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, налогообложения и т.д.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос по включению целевой группы выпускников ПОО в комплексные программы по вовлечению в предпринимательскую деятельность и содействию создания собственного бизнеса, включая поддержку создания сообществ начинающих предпринимателей и развитие института наставничества.

Б. Предлагаемые меры, направленные на продолжение обучения выпускников ПОО.

1. В соответствии с частью 5 статьи 68 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

Таким образом, выпускники имеющие профессию, могут продолжить обучение по специальности.

2. Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшими профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, согласно части 1 статьи Федерального закона N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом N 273-ФЗ.

3. Согласно части 1 статьи 73 Федерального закона N 273-ФЗ профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

В этой связи, руководителям ПОО необходимо провести анализ качественных параметров состава выпускников ПОО, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ, желающих получить среднее профессиональное образование и (или) профессиональное обучение, и обеспечить информирование о возможностях получения среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения.

Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, совместно с руководителями ПОО необходимо организовать работу по внесению изменений в государственные задания ПОО, по корректировке контрольных цифр приема на соответствующий учебный год (в случае необходимости) в целях продолжения обучения выпускников ПОО.

В. Примерный перечень ресурсов, который возможно использовать для организации трудоустройства, получения практических навыков и компетенций, организации самозанятости, находящийся в свободном доступе сети "Интернет" (прилагается).

Примерный перечень ресурсов, который возможно использовать для организации трудоустройства, получения практических навыков и компетенций, организации самозанятости, находящийся в свободном доступе сети "Интернет"

N Наименование Ссылка
1. АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства https://corpmsp.ru/
2. Универсариум (Проект ООО "Курсариум") https://universarium.org/
3. 20.35 Университет НТИ https://2035.university
4. Национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы" Министерства экономического развития Российской Федерации https://мойбизнес.рф
5. Общероссийская база вакансий Федеральной службы по труду и занятости https://trudvsem.ru/
6. Академия Ворлдскиллс Россия https://www.worldskillsacademy.ru/
7. Группа компаний HeadHunter https://hh.ru/
8. Neuvoo. Онлайн ресурс для поиска работы https://neuvoo.ru/
9. Агрегатор вакансий Jooble в России https://ru.jooble.org/
10. IT-сервис по поиску работы и подбору сотрудников https://www. superjob.ru/
11. Агрегатор вакансий https://www.trud.com/
12. Агрегатор вакансий https://www.rabota.ru/
13. Агрегатор вакансий https://russia.zarplata.ru/
14. Вакансии государственной службы https://gossluzhba.gov.ru/
15. Кадровое агентство https://ancor.ru/
16. Портал государственной службы занятости Республики Татарстан https://kazantrud.ru/
17. Компания "FutureToday" - работа для студентов и выпускников https://fut.ru/
18. Академия Яндекса https://academy.yandex.ru/
19. Проект содействия занятости студентов во время пандемии коронавируса (студработа.рф) https://studrabota.spb.ru/main/
20. Другие ресурсы, находящиеся в свободном доступе сети "Интернет"

Обзор документа

Минпросвещения предложило меры, направленные на содействие трудоустройству выпускников организаций среднего профобразования и на продолжение их обучения в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательного процесса.

Приведен примерный перечень ресурсов, который можно использовать для организации трудоустройства, получения практических навыков, компетенций и организации самозанятости.

Почему у выпускников ВУЗов возникают проблемы с трудоустройством?

Трудности, связанные с трудоустройством выпускников вузов, - одна из острых проблем нашего общества на современном этапе. Понятие «трудоустройство» произошло от слова «труд». Что из себя представляет это явление? «Труд — это процесс использования человеком своего интеллектуального и трудового капитала для того, чтобы с помощью различных видов природной энергии и производственных фондов осуществлять целесообразную деятельность по присвоению готовых и производству жизненных благ и по выполнению иных видов общественно полезной работы».

Последние несколько десятков лет изменения структуры политической и экономической систем влекут за собой изменение социальной системы государства. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений является социально-экономическим процессом, т.к. затрагивает обе сферы одновременно.

Данная тема исследовалась в мире как экономистами, так и социологами. В частности, Дж.М.Кейнс, Я. Корнаи изучали методы регулирования глобального рынка труда с экономической точки зрения, а такие социологи как М. Х. Титма и Ю. В. Голиусова - рынок труда молодежи с социологической точки зрения. На мой взгляд, с точки зрения экономиста-социолога, следует объединить знания экономистов и социологов в сфере трудоустройства молодых специалистов, а также исследовать, что влияет на возникновение проблем трудоустройства, выявить механизмы поиска решения этих проблем.

Молодые специалисты, выходя на рынок труда, сталкиваются с различными трудностями, которые преодолеть смогут не все выпускники.

Проблемы и перспективы трудоустройства выпускников высших учебных заведений

Безработица является одной из наиболее острых проблем современной молодежи в Российской Федерации. В частности, в России она порождена процессом становления рыночных отношений. Данные, приведенные сетевым изданием «Москва 24» за 2014 год свидетельствуют, что в Москве на тот момент было зарегистрировано 24 тысячи 300 человек официально безработных. Как сообщает издание в своей статье: «…при этом свободных вакансий в Москве в девять раз больше, чем самих безработных — 219 тысяч. Большую часть безработных — 54% — составляет молодёжь в возрасте от 20 до 29 лет».

Как отмечает Н.Ф. Головатый: «Среди самых разнообразных проблем человека едва ли не главной является отсутствие работы, гарантий труда. Безработица — самая острая социально-экономическая проблема. Она представляет собой такую систему общественных отношений между людьми, когда некая часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу, а значит, создать себе и своей семье условия для существования». Существует два основных вида безработицы среди молодежи: добровольная и вынужденная.

К первой можно отнести тех выпускников, которые по своему желанию не хотят устраиваться на работу. Чаще всего, это связано с завышенной оценкой своих способностей и возможностей.

Вынужденная безработица существует независимо от выпускников. В первую очередь, это связано с первым появлением молодых специалистов на рынке труда. Работодатели, как правило, не спешат брать выпускников на работу, так как считают, что у тех отсутствует опыт, в то время, как, университет, по сути, дает только образование.

Решение проблемы трудоустройства в СССР

В советское время проблемы безработицы среди выпускников вузов практически не было, так как существовало такой механизм, как «распределение». Выпускник учебного заведения в обязательном порядке получал направление на работу на предприятие по профилю своего образования.

Распределение проводилось в последние месяцы обучения в вузе специальной комиссией, которая занималась направлением выпускников на работу на предприятия и в организации, нуждающиеся в специалистах.

В СССР выпускник был обязан отработать «по распределению» не меньше трех лет и только после этого поменять место работы по собственному желанию. «Выпускники, работающие по распределению, имели особый юридический статус «молодого специалиста», то есть их нельзя было уволить без специального разрешения министерства».

В некоторых случаях, если предприятия были заинтересованы в этом сотруднике, он мог получить льготы (обеспечение жильём, устройство детей в дошкольные учреждения, поездки в санаторий и пр.).

C переходом на рыночную экономику это правило не сохранилось, вся ответственность теперь была возложена на самих выпускников. В то же время, как показывает практика, молодые специалисты не готовы полностью отвечать за себя. Это в итоге привело к тому, что на рынке труда стало скапливаться большое количество безработных молодых людей с высшим образованием.

В советское время выпускник вуза практически не имел возможностей распределиться в интересующую его организацию, но при этом не существовало безработицы, как в настоящее время.

В современной России тоже существует механизм распределения, но он есть далеко не во всех вузах. Чаще всего оно присутствует на военных кафедрах университетов, однако немногие из студентов готовы ехать работать по распределению, особенно это относится к той категории молодых людей, которые родились в столице. В отличии от СССР распределение не является общеобязательным, поэтому носит специфический характер.

Причины возникновения проблем трудоустройства

Существует несколько причин возникновения проблем трудоустройства у выпускников.

Отсутствие свободного времени у студентов во время обучения. В частности, студенты не всегда могут совмещать учебу и работу. Например, в случае их трудоустройства в ходе обучения они будут должны принимать участие в различных мероприятиях, выезжать в короткие командировки, выполнять различные поручения, что может нанести ущерб учебному процессу и привести к их отчислению из вуза. Кроме того, участие в научно-практических конференциях, семинарах, прохождение стажировок, по окончании которых вручаются сертификаты не всегда учитываются работодателем при принятии решения в отношении выпускников, желающих устроиться на вакантные должности.

Дискриминация по возрастным и гендерным признакам молодых специалистов. До сих пор существует противоречие на рынке труда, когда опытных специалистов противопоставляют новичкам. Работодатели считают, что молодые специалисты не обладают теми навыками и знаниями, которые нужны для должного выполнения своих обязанностей.

Работа без оформления в трудовой книжке. Многие студенты во время учебы участвуют в волонтерских организациях, трудоустраиваются в качестве разнорабочих в магазинах, складах, частных компаниях. При этом многие из них оформлены без трудовой книжки. В дальнейшем этот период выпадает из их общего стажа трудовой деятельности и не учитывается работодателем при приеме на работу.

Несоответствие требований и условий, предлагаемых работодателем. Работодатель завышает требования к выпускникам, которые планируют устроиться на работу. В тоже время заработанная плата предлагается не соответствующая образованию. Такой вариант невыгоден студентам и выпускникам.

Разочарование в выборе полученной профессии. Примерно 60 процентов выпускников разочарованы в выбранной ими профессией. Причинами этого могут послужить: во-первых, большое влияние родителей, которые настаивали на получении конкретной профессии. Во-вторых, обучение только ради получения какого-либо диплома.

Поскольку многие абитуриенты, поступающие в университет, толком не представляют на кого будут учиться, какую профессию получат. Перед поступлением в вуз, абитуриент должен «выстроить цепочку» дальнейшего хода событий. Он должен осознавать, почему выбрал именно эту специальность, куда планирует в дальнейшем идти работать. Однако, в большинстве случаев абитуриенты идут учиться туда, куда можно попасть по баллам на бюджет. Поэтому, в большинстве случаев, такие студенты не заинтересованы в получении специальности и в дальнейшем по ней не планируют работать.

Ежегодно, примерно 900 тысяч молодых специалистов выпускаются из российских вузов, но большинство из них в дальнейшем работают не по своей специальности. Кроме того, выпускники сталкиваются со множеством проблем при трудоустройстве на работу. Согласно данным Федеральной службы статистики в 2012 году из высших учебных заведений было выпущено 1 млн. 397 тысяч специалистов высшего профессионального образования, потребность организаций в работниках на 2012 год составила 835,6 тысяч человек.

Проблемы трудоустройства выпускников вузов зависят от множества различных факторов:

Анализ, проведенный рекрутинговым агентством «FutureToday», свидетельствуют, что 47% россиян врут при трудоустройстве. Исследователи отмечают, что граждане склонны лгать как при заполнении резюме, так и уже находясь на собеседовании. Чаще всего соискатели приводят ложные данные о своих навыках и умениях или завышают собственные заслуги на прежнем месте работы.

Часть выпускников, которые после окончания обучения не хотят связывать свою жизнь с полученной специальностью, чаще всего открывают свой бизнес. Большинство из них – выходцы из обеспеченных семей. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, выяснившего, какие сферы деятельности выбирают россияне для развития собственного бизнеса, следует, что чаще всего, 24%, это сфера розничной торговли, 17% опрошенных указали сферу услуг, транспорта и общепита, 10% – строительство, по 8% производство техники, оборудования и пищевая промышленность и производство потребительских товаров, 5% – медицина, образование и культура, 4% – наука и информатика и 2% сфера финансов. Ещё 16% россиян, работающих над открытием своего дела, назвали другие отрасли экономики, а 6% затруднились ответить, в какой именно сфере они будут развиваться.

К сожалению, один из способов решения вопроса трудоустройства у молодых специалистов – добровольная безработица. Такие выпускники, столкнувшись с проблемой устройства на работу, просто перестают ее искать и чаще всего «сидят на шее», то есть живут за счет своих близких родственников. Это может быть связано с отсутствием цели в построении успешной карьеры, мотивации к труду, низким уровнем предлагаемой заработанной платы.

Читайте также: