Что такое трудовая деятельность обществознание 6 класс

Опубликовано: 16.05.2024

«Терпение и труд — всё перетрут», — гласит известная пословица. Труд сопровождает нас всю жизнь. Трудолюбие во все времена ценилось как одно из важных качеств человека. И конечно, без труда не может функционировать экономика.

Что такое труд и каким он бывает?

Советуем запомнить!

Труд бывает физическим и умственным.

Физический труд — преимущественно ручной труд, который осуществляется главным образом с помощью физической силы (труд шахтёра, хлебороба, сталевара, токаря и др.).

Умственный труд — преимущественно интеллектуальный труд, который осуществляется главным образом с помощью умственных усилий человека (труд врача, учителя, инженера, менеджера, учёного и др.).


Объясните, представители какого труда изображены на фотографиях? Свой ответ обоснуйте

В большинстве современных профессий соединяются умственный и физический труд, например работа парикмахера.

Конкретным воплощением труда служит работа.

Советуем запомнить!

    Интересные факты

Поведение человека на работе определяется трудовой дисциплиной — выполнением правил внутреннего распорядка, режима работы предприятия (цеха, бригады). Её нарушениями считаются прогулы, опоздания, преждевременные уходы с работы и т.д.

За свою работу человек получает вознаграждение, которое чаще всего называется заработной платой. Размер вознаграждения зависит от квалификации (уровня подготовленности) и от профессии человека.

Разнообразный мир профессий

В современной экономике множество самых различных профессий. Одни профессии очень распространены (учитель, врач, повар), другие относятся к категории редких (модельер). Каждый человек может выбрать для себя любую профессию, а затем учиться, работать, всю жизнь совершенствуя своё мастерство и профессионализм. Профессиям токаря, электрика, бухгалтера и многим другим можно выучиться за два года в колледже. Врач или юрист обязаны закончить университет, пройти стажировку, а затем получить право на самостоятельную практику. У них за спиной будет 6—8 лет обучения.

Советуем запомнить!

Выбор профессии — очень важный шаг. От этого будет зависеть ваш материальный достаток, жизненный настрой и образ жизни. В любом случае, если человек старается, ответственно подходит к выполнению своих профессиональных обязанностей, постоянно повышает свою квалификацию, расширяет теоретические знания, совершенствует практические навыки, его труд будет вознаграждён по достоинству.

Дополнительное чтение

Хети, египетский писец времён XII династии, описывает представителей различных профессий следующим образом:

«Я видел кузнеца за его работой. Его пальцы покрыты морщинами, как крокодилова кожа. Каменщик постоянно борется с твёрдым камнем. Парикмахер бреет до самой ночи, и только когда садится есть, он может опереться на локти, чтобы отдохнуть. Лодочник плавает. чтобы получить плату за свой труд. Ткач коленями давит на свой желудок и не бывает на свежем воздухе. Посол завещает своё имущество детям, когда уезжает в дальние страны, потому что опасается встречи с дикими животными или разбойниками. Обувщик несчастен, всё время стонет, когда дубит кожу. Профессия же писца является самой важной, потому что на этом свете нет праздных слов. Кто с детства научится этому, станет уважаемым человеком».


Распространенными или редкими являются професии музыканта, повара, фрезеровщика? Где они могут работать? Подумайте, какой образ жизни характерен для представителей этих профессий.

Труд и образ жизни людей

Труд неразрывно связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек. Например, для земледельческого общества главным был труд пахаря, который с утра до вечера готовил борозды под посев зерна. Он же засевал поле, очищал от сорняков, поливал, убирал урожай. Песни и танцы, народные сказания, мифы и предания, праздники и застолья были посвящены в основном земледельческому труду. Если поленился в поле, хлеба на столе не жди. Таким образом, труд определяет образ жизни людей и уровень их материального благополучия.

Советуем запомнить!

Люди, преданные своему делу, и на досуге думают о работе. Совсем иной образ жизни у тех, кто избегает или боится работы, кому она надоела, для кого работа не потребность души, а только средство заработать на жизнь.

«Зеркалом» работы является досуг.

Стиль досуговой деятельности человека тесно связан с характером и содержанием труда. Как выяснили учёные-социологи, чем выше уровень образования и квалифицированнее труд, будь то физический или умственный, тем насыщеннее досуг и более разнообразен.

Люди, занятые однообразно повторяющейся работой, в свободное время предпочитают бывать в людных местах — в парках, на концертах (чаще всего эстрадных), в компаниях, а занятые творческим трудом, например учёные, чаще бывают в местах, где меньше шума и суеты, где можно сосредоточиться и подумать о вечных ценностях.

Интересные факты

Ценности «трудового общества» покоятся на том, что центральным жизненным интересом человек считает труд, а не досуг. Человек отдаёт работе все свои силы и всё время. В ней он видит смысл и цель своей жизни.

ТЕОРИЯ ОГЭ

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект —субъект —мотив —цель — средства —процесс (действия) —результат.

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность (нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

Виды трудовой деятельности:

  • производственная – создание материальных ценностей, необходимых для жизни;
  • государственная (деятельность представителей органов власти);
  • политическая – участие люде в политической жизни страны;
  • военная – защита страны;
  • интеллектуальная – занятия наукой, исследование природы, общества, человека;
  • художественная – создание произведений искусства (картин, музыки, скульптурных и архитектурных произведений и др.)

Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются творческие способности, приобретается профессию.

Самообразование – вод учебной деятельности, самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в его основе которого лежит личный интерес.

Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Мотивы труда – причины, определяющие поведение человека в процессе труда (например, экономические и социальные стимулы труда).

Товар – любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.

Услуга – это действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Трудом создаются различные продукты. Среди них – вещи, разные изделия, а также услуги.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведённый на продажу, называется – товаром.

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Также важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворённость результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, или даже увольнение.

Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и условием его благополучия. Богатство – это обилие материальных ценностей, денег. Но если рассмотреть это понятие немного иначе, то богатство – это все то, что ценят люди, что является значимым для них. Поэтому, для того чтобы ощущать себя по настоящему богатым человеком – это принести пользу обществу.

Пользу обществу можно принести, например, занимаясь благотворительностью или меценатством. Меценатство – это бескорыстное финансовое и другое участие в развитии культуры, науки, помощь её деятелям. Название произошло по имени известного римлянина Мецената, который большую часть своего состояния истратил на художников, музыкантов, поэтом, помогая им материально.

Существуют различные виды труда, их классифицируют по таким критериям как:

- методы привлечения людей к труду.

Давайте рассмотрим каждую из этих классификаций в отдельности.

По содержанию различают следующие виды труда: умственный и физический труд.

Умственный труд или интеллектуальный труд – это деятельность, связанная с оперированием информацией, ее приёмом и переработкой. Профессии этой группы требуют постоянного напряжения мышления, внимания и памяти. Примером умственного труда могут послужить такие профессии как: учитель, архитектор, бухгалтер.

Физический труд – это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека. Примером могут служить такие профессии, как сварщик, слесарь, повар.

Также по содержанию труд можно разделить на простой и сложный.

Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки.

Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определённой профессией. Как пример: труд дворника или уборщицы считается простым, потому что не требует определённой профессиональной подготовки. А труд полицейского является сложным, потому работать в такой сфере без определённого образования невозможно.

Ещё один вариант разделения труда по его содержанию, это:

Репродуктивный труд отличается тем, что его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового. Творческий же труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям. К творческому труду относятся профессии актёра, художника, музыканта.

По характеру труда различают:

Конкретный труд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы с целью придания ему определённой полезности. Например, труд сапожника, пекаря и т.д.

Абстрактный труд – это труд в целом, как общечеловеческий.

Также по характеру труда выделяют индивидуальный и коллективный труд.

Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника.

Коллективный труд – это труд группы людей. Как пример - субботник в школе.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды: производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально - вещественные блага. Например, труд портного и слесаря является производительным.

А труд редактора журнала – непроизводительным, так как представляет собой социальные и духовные блага.

По методам привлечения людей к труду различают:

- Труд по внеэкономическому принуждению (рабство);

- Труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию.

- Добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения (как пример – волонтёрская деятельность).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выделите зелёным цветом понятие, которое характеризуется следующим определением:

«Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы».

Правильный ответ: Заработная плата.

Задание 2. Решите кроссворд.

1. Процесс активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.

2. Причина, определяющая поведение человека в процессе труда.

3. Действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально - вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.

4. Любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.

5. Целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Труд — деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей, на производство товаров и услуг. Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.

Работа — занятость человека на том или ином рабочем месте (у станка, в офисе) за определённое вознаграждение при обязательном оформлении документов — заключении трудового договора. Деятельность человека; направленная на создание ценностей либо на удовлетворение потребностей других людей.

Профессия — род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

В процессе труда люди изменяют природу в соответствии со своими потребностями, но изменяя ее в труде, они изменяют также и самих себя. Труд и явился первым и главнейшим фактором, благодаря которому сформировался человек и возникло его сознание.

Вопрос 2. Объясните, представители, какого труда изображены на фотографиях. Свой ответ обоснуйте.

1. Представитель физического труда. Он использует физическую силу при изготовлении деталей. Физический труд — преимущественно ручной труд, который осуществляется главным образом с помощью физической силы (труд шахтёра, хлебороба, сталевара, токаря и др.).

2. Представитель умственного труда. Умственный труд — преимущественно интеллектуальный труд, который осуществляется главным образом с помощью умственных усилий человека (труд врача, учителя, инженера, менеджера, учёного и др.).

Вопрос 3. Согласны ли вы с выводами, сделанными древнеегипетским писцом Хети? Свой ответ объясните. Какие профессии, распространённые в Древнем Египте, продолжают существовать в современной России? Как вы думаете, почему?

Нет, так как каждый выбирает ту профессию, которую считает необходимой. Все профессии важны. В любом случае, если человек старается, ответственно подходит к выполнению своих профессиональных обязанностей, постоянно повышает свою квалификацию, расширяет теоретические знания, совершенствует практические навыки, его труд будет вознаграждён по достоинству.

Продолжают существовать такие профессии, как: 1) кузнец – скорее как хобби и дань старине, так как на заводах в основном используют специальное оборудование по ковке. 2) парикмахер – человеку все время необходимо стричь растущие волосы. 3) писатель – люди всегда любили читать и узнавать новости посредством газет, а теперь и интернета.

Вопрос 4. Распространёнными или редкими являются профессии музыканта (1), повара (2), фрезеровщика (3)? Где они могут работать? Подумайте, какой образ жизни может быть характерен для представителей этих профессий.

В наше время профессия музыканта распространена больше, чем профессии повара и фрезеровщика. Музыканты выступают на концертах в театрах, в мюзик-холлах, на стадионах, в барах и ресторанах. Образ жизни подвижный так как могут быть гастроли и туры в разных городах. Повар работает в гостиницах, ресторанах, кафе, пельменных и разных закусочных. Образ жизни малоподвижный, целый день проводит за готовкой пищи. Фрезеровщик работает на заводах. Образ жизни малоподвижный, требуется большая физическая сила, сильные нагрузки на рабочем месте.

Вопрос 5. Объясните смысл понятий: «труд», «работа», «профессия», «образ жизни». Чем различаются понятия «труд» и «работа»?

Труд — деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей, на производство товаров и услуг. Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Работа — занятость человека на том или ином рабочем месте (у станка, в офисе) за определённое вознаграждение при обязательном оформлении документов — заключении трудового договора. Деятельность человека; направленная на создание ценностей либо на удовлетворение потребностей других людей.

Профессия — род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Образ жизни — вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения человека.

Вопрос 6. Объясните, каким бывает труд. Приведите примеры. При ответе используйте схему.

Труд бывает физическим и умственным.

Физический труд — преимущественно ручной труд, который осуществляется главным образом с помощью физической силы (труд шахтёра, хлебороба, сталевара, токаря и др.). Примеры: каменщик, водитель, слесарь, сварщик, пекарь, автомеханик.

Умственный труд — преимущественно интеллектуальный труд, который осуществляется главным образом с помощью умственных усилий человека (труд врача, учителя, инженера, менеджера, учёного и др.). Примеры: риелтор, врач, страховой агент, инженер-строитель.

Вопрос 7. Прочитайте текст из дополнительного чтения на с. 35. Представители каких профессий, перечисленных древнеегипетским писцом Хети, занимаются физическим трудом, а каких — умственным? Как вы поняли его фразу «На этом свете нет праздных слов»?

Физическим трудом заняты: кузнец, каменщик, лодочник, ткач, парикмахер, обувщик.

Умственным трудом заняты: посол и писец.

В этом мире нет бессмысленных слов. То есть надо прислушиваться к каждому слову которые тебе говорят твои наставники по жизни. Мама, папа. Потом учителя, более взрослые люди набравшиеся опыта в жизни.

Вопрос 8. Как труд связан с образом жизни человека? Приведите примеры.

Труд неразрывно связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек. Например, для земледельческого общества главным был труд пахаря, который с утра до вечера готовил борозды под посев зерна. Он же засевал поле, очищал от сорняков, поливал, убирал урожай. Песни и танцы, народные сказания, мифы и предания, праздники и застолья были посвящены в основном земледельческому труду. Если поленился в поле, хлеба на столе не жди. Таким образом, труд определяет образ жизни людей и уровень их материального благополучия.

Вопрос 9. Почему работнику и работодателю обязательно нужно заключать трудовой договор?

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять определенную договором трудовую функцию и подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязуется предоставить работнику обусловленную договором работу, своевременно и в полном объеме оплачивать труд работника и обеспечивать условия труда.

Практикум

1. Существует много пословиц о труде и лености: «Лентяй да шалопай — два родных брата», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи», «Труд человека кормит, а лень портит». О каком отношении общества к труду говорят эти пословицы? Какие ещё пословицы о труде вы знаете?

Эти пословицы говорят об уважительном уважении общества к труду. Общество уважает и поощряет трудолюбивых, и порицает лень и тунеядство.

«Без труда, не выловишь и рыбку из пруда», «Без труда и отдых не сладок», «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

2. Верно ли утверждение: «Труд не связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек»? Аргументируйте свой ответ.

Неверно. Так как у каждого общества со временем формируются, какие-либо законы, нормы, принципы и критерии. В каком-то обществе считают, что трудиться надо по своим определённым критериям, а в другом обществе по иным.

3. Подготовьте сообщение для устного журнала «В мире профессий» об одной из профессий, связанных с экономикой.

Профессия банкира является широко распространенной и популярной в наши дни. Банкир – это сотрудник банка. Представителей данной профессии в народе называют «белыми воротничками». Начать карьеру в банке можно с должности сотрудника службы клиентской поддержки, делопроизводителя, помощника бухгалтера.

Круг обязанностей банкира зависит от занимаемой должности. В основном это работа с клиентами: обслуживание, консультирование по различным вопросам, а также аналитическая деятельность, планирование, прогнозирование.

Высшее образование является необходимым условием для карьеры и стартовой площадкой к профессионализму. Как правило, в банки берут специалистов с высшим профильным образованием: экономическим/финансовым. Некоторые банки практикуют стажировки для студентов последних курсов ВУЗов. Банкир должен обладать такими качествами как внимательность, ответственность, целеустремленность, инициативность, высокая концентрация, готовность к самообразованию.

Цель: дать представление о том, какую роль труд играет в жизни каждого человека; объяснить, почему труд оценивается по-разному; показать взаимосвязь между качеством работы и поощрением и наказанием работника; охарактеризовать виды труда; определить правила успешного труда; раскрыть значение понятий труд, товар, благотворительность.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научаться различать виды труда; понимать значение трудовой деятельности для личности и общества; роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций;

метапредметные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества.

Оборудование: раздаточный материал для работы групп и индивидуальные задания.

Организационный момент.

Термины на доске для повторения.

Слабоуспевающие ученики собирают схему «деятельность человека».

Раскладываютраздатки для урока.

Организуют картинную галерею или выставку книг.

Мотивационно-целевой этап.

Притча о каменщиках.

Беседа: Кто из строителей был счастлив в притче? (тот кто трудился, имея высокую цель и с радостью)

О чем эта притча?

Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

Тема нашего урока: «Труд – основа жизни».

Давайте составим план изучения темы, используя простые вопросы (Что? Почему? Где ? Как ? Когда ? Какой ?)

Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

Что? 1.Что такое труд.

Почему (для чего)? 2. Что создается трудом. Для чего человек трудится.

Каким? 3. Каким бывает труд.

Как? 4. Как оценивается труд.

Работа по теме урока.

Давайте проверим работу наших ребят у доски. Они составили схему «деятельность человека». Что такое деятельность ?

Какие виды деятельности вы знаете? ( игра , труд, учение, общение ).

Давайте поработаем с определением понятия деятельность и выделим смысловые единицы (один ученик, учитель на доске).

Предлагаю подумать над формулировкой термина труд.

- Это способ отношения к внешнему миру? (да).

- Активный или пассивный? (значит это деятельность).

- В ходе труда – деятельности происходит преобразование мира ? (да). Приведите пример: производства хлеба - ценность хлеба – ценность труда хлебороба.

- В интересах кого преобразует человек мир? (человека, общества), т.е для удовлетворения ( потребностей ).

- Что такое потребности?

- Для того чтобы хорошо трудится чем должен человек обладать ? (знаниями, умениями, навыками - ЗУН)

5. Давайте обратимся к словарям и найдем слово труд.

1. Труд – 1 деятельность человека, 2 в процессе которой он создает предметы (продукты), необходимые для удовлетворения своих потребностей.

Давайте выделим смысловые единицы.

Характеристика труда:

Целесообразность – наличие цели

Наличие знаний, умений, навыков, мастерства.

Практическая полезность – польза.

Нацеленность на результат - результат.

Преобразование внешней среды обитания человека.

Самооценка. 1) Оцените знание терминов и понимание новых терминов в листе на полях тетради.

2) Оцените, насколько вам понятен первый вопрос темы: «Что такое труд и его характеристика?»

2.Что создается трудом.

А. Обратите внимание на нашу картинную галерею. Вы видите грудного ребенка, он трудится? Ребенок-дошкольник? Подросток? Взрослый? Пожилой человек?

Какой мы сделаем вывод ?

Человек трудится всю жизнь. Если в какой то период времени человек будет лениться, чему-нибудь не научится, то всю оставшуюся жизнь ему придется это исправлять и наверстывать.

Б. Все, чем мы сегодня пользуемся, - это результаты труда предыдущих поколений и живущих ныне. Все, что окружает нас, исключая природу, создано умом и руками тружеников. Заводы-гиганты и сверхглубокие скважины, воздушные и морские лайнеры, нефтяные и газовые вышки на земле и в морях, автомобили на улицах городов, электроника и атомные реакторы, колосящиеся поля – все это человек создал, чтобы жить, иметь крышу над головой, хлеб и тепло.

Рукотворным чудом, дошедшим до наших дней, считаются пирамида египетских фараонов. До сих пор, несмотря на огромный исследовательский труд многих поколений ученых, эта страница истории не прочитана. Как могли построить эти сооружения в те далекие времена, остается загадкой. Пока ясно только одно: они созданы тяжелейшим трудом людей, работавших в течение многих лет. Как стражи пустыни, веками стоят пирамиды, оберегая свою тайну.

Восхищение, преклонение и огромную благодарность вызывает у всех нас труд крестьянина, землепашца, нашего кормильца. Видели вы когда-нибудь пшеничное или ржаное зернышко? Сухое, безжизненное, безвкусное и очень-очень маленькое. И вот уже зазеленевшие всходы, засеянные трудолюбивой рукой труженика. Путь этого зерна до сдобной булочки, купленной в магазине, оплачен тяжелым трудом.

Адам Смит, великий английский экономист, утверждал: «Не на золото и серебро, а именно трудом были первоначально приобретены все богатства мира»

Задание: составьте простую схему: Для чего трудится человек?

Эту работу лучше делать в парах, «одна голова хорошо, а две –лучше». И не забывайте соблюдать простые правила общения: обращаемся по имени, доброжелательно, выслушиваем друг друга, помогаем сформулировать мысль.

Читайте также: