Что такое трудовая мораль

Опубликовано: 17.09.2024

- совокупность принципов, норм и правил отношения людей к труду, отношений между ними в процессе трудовой деятельности. М.т. согласовывает их действия, поступки в целях сохранения целостности производственного коллектива. Выделяя М.т. в особую сферу человеческих отношений, можно утверждать, что ее действие не ограничивается лишь регуляцией. Содержание и функции трудовой морали характеризуют труд не только как основу существенной ценности (вечного естественного условия жизни, создавшего самого человека, развившего его способности и дарования), но и как определенного регулятора производственной деятельности людей, целенаправленного воспитателя привычки трудиться и соблюдать нормы и правила в трудовых отношениях. Трудом создается благо об-ва и его членов. Труд как творчество характеризует основной смысл жизни человека, его самоутверждения в об-ве. Влияние М.т. на личность наиболее эффективно в трудовом коллективе, когда эта мораль воздействует через его установки и принципы, нормы и правила - всю,систему практич. отношений коллектива. При этом не следует считать моральное влияние трудового коллектива на личность только положительным. Оно противоречиво. Оно может быть суррогатом коллективности (где наличествует подавление, нивелировка, трудовая и моральная незащищенность личности, нарушение принципа оплаты и др.), и подлинной коллективностью (где коллектив защищает соц. справедливость, права и свободы человека, развивает его индивидуальность, стимулирует добросовестный труд и т. д.). В современном реальном состоянии российского об-ва острота проблем, связанных с влиянием трудового коллектива, в немалой степени зависит от организации обществ. производства и возможностей личного творчества. Моральная ценность труда предполагает и нравственную оценку организации производственной деятельности, ее направленность на достижение как обществ., так и личного интереса. Одна из разновидностей М.т. - профессиональная мораль. Лит.: Человек и его работа. М., 1967. О.П. Целикова.

Смотреть значение Мораль Трудовая в других словарях

Мораль — морали, мн. нет, ж. (от латин. moralis - нравственный). 1. Нравственное учение, свод правил нравственности, этики (книжн.). Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения.
Толковый словарь Ушакова

Мораль — ж. франц. нравоученье, нравственое ученье, правила для воли, совести человека. ные истины, нравственные.
Толковый словарь Даля

Мораль — Нравоучение, наставление (употр. обычно в непринужденной речи).
Голая, голословная, горькая, заношенная (разг.), затасканная (разг.), избитая, мелочная (мелочная), надоедливая.
Словарь эпитетов

Мораль Ж. — 1. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям; нравственность. 2. Поучительный, логический вывод из чего-л. 3. разг. Нравоучение, наставление.
Толковый словарь Ефремовой

Мораль — - (нравственность) - правила, нормы общежития, поведения людей, определяющие их обязанности и отношения друг к другу и к обществу, одна из форм общественного сознания.
Политический словарь

Мораль (от Лат. Mos – Нрав) Или Этика — – учение об основных принципах нравственности. Мораль сводится к учению о добродетелях, совести или сознании долга. Поскольку моральное определяется теми или иными.
Политический словарь

Мораль В Политике — - воплощение в политике и ее мотивации моральных норм и ценностей: добра, справедливости, долга и т.д. По вопросу о возможности нравственной политики в мировой общественно-политической.
Политический словарь

Мораль — -и; ж. [франц. morale от лат. moralis - нравственный]
1. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность. Общечеловеческая.
Толковый словарь Кузнецова

Воспитательно-трудовая Колония (втк) — - в РФ до 1997 г. - название воспитательных колоний.
Экономический словарь

Деятельность Индивидуальная Трудовая — предпринимательская деятельность без привлечения наемного
труда.
Экономический словарь

Деятельность, Индивидуальная Трудовая — -
предпринимательская деятельность граждан, осуществляемая без привлечения наемного
труда в целях получения доходов.
Экономический словарь

Дисциплина Трудовая — соблюдение работниками установленного внутреннего распорядка, включая время
прихода на работу, продолжительности рабочего дня, рациональное
использование.
Экономический словарь

Исправительно-трудовая Колония (итк) — - прежнее название исправительной колонии, органа, на который возложено исполнение наказания (взрослых) в виде лишения свободы (наряду с тюрьмами). Несовершеннолетние.
Экономический словарь

Книжка Трудовая — основной документ о трудовой деятельности работника. Трудовая книжка ведется на каждого работника, работающего в организации свыше 5 дней. В трудовую книжку вносятся.
Экономический словарь

Комиссия Экспертная Врачебно-трудовая — комиссия в составе трех врачей-экспертов соответствующих специальностей (один из них - председатель ВТЭК) представителей органа социального обеспечения и профсоюза.
Экономический словарь

Собственность Индивидуальная Трудовая — вид частной собственности, представляющий собой слияние собственника и работника в одном лице. С.и.т. служит для удовлетворения общественных потребностей через рынок.
Экономический словарь

Трудовая Деятельность Иностранного Гражданина — Работа иностранного
гражданина в Российской Федерации на основании трудового
договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);.
Экономический словарь

Трудовая Дисциплина — соблюдение правил и норм трудовой деятельности.
Экономический словарь

Трудовая Пенсия — - в РФ -
государственная пенсия, назначаемая гражданам в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в
общий трудовой стаж. Видами.
Экономический словарь

Воспитательно-трудовая Колония (втк) — - в РФ до 1997 г. название воспитательных колоний.
Юридический словарь

Всеобщая Трудовая Повинность — - привлечение Советской властью к обязательному труду в 1918-1920 гг. всего трудоспособного населения. Юридически введена "Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого.
Юридический словарь

Дисциплина Трудовая — соблюдение работниками установленного внутреннего распорядка, включая время прихода на работу, продолжительности рабочего дня, рациональное использование рабочего.
Юридический словарь

Индивидуальная Трудовая Деятельность — - в СССР в 1986-1990 гг. "общественнополезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными.
Юридический словарь

Исправительно-трудовая Колония (итк) — - прежнее название исправительной колонии, органа, на который возложено исполнение наказания (взрослых) в виде лишения свободы (наряду с тюрьмами). Несовершеннолетние.
Юридический словарь

Книжка Трудовая — основной документ о трудовой деятельности работника. Трудовая книжка ведется на каждого работника, работающего в организации свыше 5 дней. В трудовую книжку вносятся.
Юридический словарь

Комиссия Экспертная Врачебно-трудовая — комиссия в составе трех врачей-экспертов соответствующих специальностей (один из них - председатель ВТЭК), представителей органа социального обеспечения и профсоюза.
Юридический словарь

Мораль — Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование.
Юридический словарь

Адаптация Трудовая — (син. А. профессиональная) А. человека к определенной форме трудовой деятельности (характеру труда и условиям производственной среды), приводящая, как правило, к повышению.
Большой медицинский словарь

формировать положительное отношения к труду, как высшей ценности жизни человека; дать представление о трудовой морали.

Планируемые результаты:

формировать важнейшие нравственные понятия и ценности:труд, мораль, терпение

- участвовать в работе, группе, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений;

-совершенствование умения объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

познавательно – логические –умение классифицировать по общему признаку, проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения.

коммуникативные- учить участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, работать в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий.

Технологии, методы, приемы

игровые технологии, технологии проблемного обучения, практические, словесные методы

Форма обучения

фронтальная, парная, индивидуальная

Средства обучения

учебник «ОРКСЭ. Основы светской этики» /под ред. М. Т. Студеникин, компьютер, проектор, карточки с пословицами, презентация, словари Ожегова, Даля, толковые словари.

Межпредметные связи

литературное чтение, окружающий мир, русский язык

Адресная группа

для учителей начальных классов, учителей ОДНКР

1.Мотивационный этап.

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Актуализация знаний:

Как здорово, что мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном.

Перед детьми слайд с иллюстрациями обычаев и праздников русского народа.

-Посмотрите, пожалуйста, на слайд, назовите, какие праздники и обычаи вы видите.

-После чего раньше можно было веселиться, организовывать праздники? (после сбора урожая, выполненной работы) (Приложение 1. Слайд 1)

3.Постановка проблемы:

Ребята подготовили нам небольшую сценку по басне Сергея Михалкова «Белые перчатки» (басню может прочитать учитель или хорошо читающий ребенок)

(Приложение 1.Слайд 2)

Раздобыл где-то молодой ленивый Грач пару белых перчаток. Кое-как натянул их на лапки и задрал клюв:

—Вот я какой.

Полетели утром птицы на работу: жучков, паучков и мошек в лесах и на полях собирать. Грач дома остался.

—Летим с нами! — кричали птицы, пролетая мимо.

—Летите, летите! — отвечал им Грач. — Разве вы не видите, что я в белых перчатках? Не могу же я их замарать!

Наработались птицы в лесах и на полях, сами досыта наелись, прилетели домой птенцов кормить.

—А мне? — крикнул Грач. — Накормите меня! Я голодный! Весь день ничего не ел!

—Как же ты будешь есть в белых перчатках? Ты их запачкаешь!

—А вы мне прямо в рот кладите — я буду жевать!

—Ну нет! — отвечали птицы. — Ты уже давно не птенчик! Ты уже носишь белые перчатки!

Разлетелись птицы по своим гнёздам, перед сном песни пропели и легли спать. А Соловей-соловушка, так тот даже ночью пел — так славно он потрудился за день.

Только Грач да старый Филин не спали. Филин мышей ловил, а Грач в гнезде ворочался. Ворочался, ворочался, а потом взял и съел одну белую перчатку. Голод — не тётка!

-Вы просмотрели и прослушали басню.

-Что есть у каждой басни? (мораль)

-Давайте вспомним, что такое мораль? ( вывод , итог , поучение, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом )

-Какова же мораль басни? ( не стоит жить за счет других, нужно работать для собственного блага, чтобы вовремя поесть, надо сначала со всеми вместе поработать ).

-Что же делали остальные птицы? ( работали, трудились )

Построение проекта выхода из затруднения

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о труде, работе)

Какую поставим цель? (определить понятие труд, трудовая мораль). Где мы можем встретиться с трудом? (в жизни, в книгах, в пословицах)

Первичное закрепление в громкой речи

Работа в группах со словарями.

- Прочитаем в толковом словаре, какое значение имеет слово «труд».

Труд - работа, занятие, упражнение, дело. Все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных и умственных сил (В.Даль).

Труд- целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Работа, занятие ( С.И. Ожегов)

-Что эти два определения объединяет, давайте сформулируем свое определение.

-Что же такое трудовая мораль: Трудовая мораль- совокупность принципов, норм и правил отношения людей к труду, отношений между ними в процессе трудовой деятельности. Трудовая мораль согласовывает их действия, поступки в целях сохранения целостности производственного коллектива. ( Приложение 1. Слайд 3)

В нашей стране есть важный документ, это Конституция, в которой прописаны права и обязанности граждан РФ. Каждый гражданин РФ имеет право на труд. Если человек хочет работать, приносить пользу, то государство дает ему такое право и оплачивает его труд.

-Вспомните, в каких произведениях говорится о труде, трудолюбие, работе.

( Приложение 1. Слайд 4)

Сделаем вывод и необычно его оформим.

Работа в группе.

Вам необходимо подобрать слова к каждой букве слова ТРУД, они должны относиться к труду (охарактеризовать труд, что он воспитывает, дает)

Т- терпение, трудолюбие

Р- работа, работоспособность, радость, результат

У-упорство, успех

Д-деятельность

( Приложение 1. Слайд 5)

Люди разных профессий живут в городах и сёлах. Каждый из них выполняет определенную работу, трудится на благо общества. Поиграем в игру -пантомиму«Все профессии важны, все профессии нужны». Я буду называть профессию, а вы с помощью жестов, мимики, движений её изобразите. ( Приложение 1. Слайд 6) Превращаемся в актеров немого кино.

Врач, водитель, летчик, повар, строитель, продавец, учитель, маляр, дворник, сварщик, швея и др. (можно показать иллюстрацию или использовать презентацию)

Самостоятельная работа с проверкой

Работа по учебнику стр. 87-89.

-Прочитайте текст, подумайте и выделите, что же развивает труд, что для этого необходимо делать? (человек в труде нравственно совершенствуется, появляются силы, энергия, приучает преодолевать трудности и препятствия, получаешь удовлетворение, результат и т.п.)

На доске прикреплены качества, выберите те, которые понадобятся в труде, в трудовой деятельности, для исполнения трудовых поручений.

(терпение, лень, агрессивность, непослушание, упорство, самостоятельность, исполнительность, целеустремленность, безответственность, честность, ответственность) (Приложение 2)

Включение в систему знаний и повторение

Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу всегда ставят труд.

Работа в парах. У детей на столе лежат разрезанные пословицы. Детям необходимо их собрать.

Игра “Собери пословицы”. (можно пословицы разделить на две части или собрать из слов и словосочетаний)

Настоящий материал посвящен изложению наиболее актуальных этических позиций, в центре рассмотрения которых находится трудовая мораль. Несмотря на то, что тема настоящего учебного пособия – профессиональная мораль, мы обращаемся, прежде всего, к анализу трудовой морали по следующим причинам.

Во-первых, труд является одним из главных видов человеческой деятельности, определяющих сущность человека и социума. Совершенно очевидно, что регламентацию трудовой деятельности невозможно осуществлять без соответствующих моральных норм, принципов, ценностей.

Во-вторых, собственно профессиональная мораль возникает на базе трудовой и связана с капиталистическим разделением труда. Поэтому понять сущность, генезис профессиональной морали невозможно без обращения к историческим формам становления трудовой морали.

Не претендуя на всеобъемлющий анализ этических концепций, в данном учебном пособии внимание акцентируется на тех этических взглядах, в центре которых находится трудовая мораль. При этом излагаемые этические позиции сохраняют свою актуальность с точки зрения понимания логики становления трудовой и профессиональной морали.

Методологическим основанием анализа этических концепций избирается антропологический подход. Его применение позволяет четко выделить труд в системе человеческих ценностей и выявить мотивацию к труду на каждом этапе развития социума.

Этические взгляды античности невозможно осмыслить без учета антропоцентризма Сократа, суть которого сводится к тому, что в центр мироздания поставлен человек. Вслед за Сократом, классики античности (Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций Кар и др.) добродетельными людьми считали тех, кто хорошо исполняет свою работу,… а кто ничего хорошего не делает… тот никуда не годен». (Ксенофонт. Сократические сочинения, М.-Л., 1935, с.47).

Отсюда следует вывод, что античная этика обосновывает труд как моральную ценность. Однако специфика трудовой морали античности проявляется в том, что не всякий труд является добродетелью. В качестве таковой выступает лишь творческий труд, характеризующийся интеллектуальным содержанием, обеспечивающий всестороннее гармоничное развитие личности.

Такой труд является преимуществом свободного гражданина, в отличие от раба – «говорящего орудия». Платон, а вслед за ним и Аристотель, превозносят интеллектуальную деятельность как достойную свободных граждан при полном пренебрежении к физическому труду как уделу рабов, находящихся за пределами морали.

В трудовой этике сложилась традиция, абсолютизирующая данное положение трудовой морали, в то время как античное наследие свидетельствует о ценности и физического труда, в частности труда земледельца. Ксенофонт Афинский отмечает в «Домострое», что «…даже очень удачливые люди не могут обойтись без земледелия. Занятие им доставляет приятность, ..и упражняет тело так, что оно делается способным ко всему, что подобает свободному человеку…». (Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988, с.14-15).

Таким образом, актуальность этических взглядов античных мыслителей заключается в том, что:

  • впервые сформулированы основные положения трудовой морали;
  • дается социально-дифференцированная моральная оценка трудовой деятельности;
  • ценностный потенциал труда усматривается в его возможности развивать творческие способности и гармонизировать личность.

С позиции дальнейшего развития трудовой этики, особую значимость получает идея, утвердившаяся в Средневековье на рубеже XIXIIвв. Суть ее заключается в полном признании труда в качестве необходимого занятия человека в противовес праздности, безделью. Св. Франциск Азисский утверждал: «И братья, умеющие работать, пусть трудятся и исполняют то ремесло, которое знают, если только это не будет против спасения души и может исполняться пристойно… И я трудился своими руками; и хочу трудиться; и хочу, чтобы и все другие братья трудились изо всех сил, потому, что это приносит честь. И кто не умеет трудиться, пусть учится, но не из желания получить плату за работу, а для примера и для изгнания праздности.» (Святой Франциск Азисский. Сочинения. М., 1995. С. 89,145).

Интересно отметить, что во взглядах Св. Франциска Азисского четко отражены морально-религиозная мотивация трудовой деятельности: спасение души, пристойность, честь, изгнание праздности.

Морально-религиозная мотивация в эту эпоху дополняется экономическими стимулами труда. Так, у Фомы Аквинского находим: «Труд имеет четыре цели. Прежде всего и главным образом он должен дать пропитание; во-вторых, должен изгонять праздность, источник многих зол; в-третьих, должен обуздывать похоть, умерщвляя плоть; в-четвертых, он позволяет творить милостыни.» (Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 209).

Последовательно применяя антропологический принцип к анализу трудовой морали, следует сделать вывод, что средневековая этика:

  • утверждает труд как ценность, во всех его проявлениях, за исключением торговли и ростовщичества, как дело богоугодное, начертанное человеку свыше как религиозный долг;
  • превыше всего ценила труд как способ обуздания плоти, формирования самодисциплины и прилежания, нравственной добродетели и добропорядочности христианина,
  • фиксировала приоритет религиозно-моральной мотивации, при этом не отрицая экономической.

Гуманистическая парадигма этики Возрождения возвышает труд до восприятия его как радости жизни. Поэтическое выражение эта идея получила у Петрарки – «для человека нет ничего естественнее труда, человек рожден для него, как птица для полета, как рыба для плавания».

В отличие от предыдущего периода, в эпоху Ренессанса, труд выступает в качестве основного жизненного призвания человека. При этом не лишне напомнить, что человек рассматривается гуманистами Возрождения как соавтор, сотрудник Бога на земле, его богоподобность заключается в способности к творческому созиданию. «Ведь люди, словно хозяева всего и возделыватели земли, своими разнообразными трудами обработали ее удивительным образом, украсив равнины, острова, берега пашнями и городами… Мы думаем и считаем, что самая характерная черта человека – это познание и действие». (Манетти Д. О достоинстве и превосходстве человека. В кн.: Чаша Гермеса, с. 147,149).

Итак, говоря словами Парацельса, труд становится неотъемлемым элементом антропологического бытия человека Ренессанса. Благодаря труду, человек способен прославить себя в веках, т. е. стремление к славе, воплощение «искры Божьей» в творческом акте становятся главными мотивами труда для человека эпохи Возрождения.

Этику Нового времени можно назвать классической буржуазной этикой. Главными ее особенностями являются:

  • стремление проникнуть в сущность моральных явлений;
  • ярко выраженное критическое отношение к действительности;
  • обоснование этической самоценности индивида как субъекта-творца морали и утверждение его права на удовлетворение индивидуальных потребностей;

Основной задачей философии Нового времени является гармонизация частного и общественного. Этическое преломление ее приобретает такую формулировку: каким образом нравственность, вырастая из интересов отдельного индивида, становится в то же время общеобязательной моральной силой?

Специфика этики Нового времени находит выражение в следующих основных направлениях: скептицизм, рационализм, сенсуализм и ригоризм Канта. Далее, исходя из цели и логики данного учебного пособия, базируясь на понимании человека в Новое время, рассмотрим нравственный аспект трудовой деятельности.

Ключевое положение скептицизма, определяющее его сущность, наиболее ярко выражено у М. Монтеня. В одной из самых известных своих работ «Опыты» (1580г.) Монтень провозглашает эмансипацию человека от феодально-теологического мировоззрения уже тем простым фактом, что объявляет человека существом, способным к критической переработке опыта. Критически мыслящее, подвергающее все сомнению Я имеет право выносить суждения на основе одного лишь личного опыта, что является долгом человека.

Скептицизма изъял моральную проблематику из ведения религии и предложил новое понимание человека. Суть его заключается в том, что индивид отныне не является лишь объектом, подчиняющимся моральным законам, определенным свыше. Напротив, этика скептицизма возвышает человека до субъекта-творца, подчеркивая его активное нравственное начало, которое, по меткому выражению Монтеня, проявляется в естественной морали человеческого сердца и индивидуального разума.

Несомненной заслугой этики скептицизма является выявление противоречия трудовой морали и нравственности раннебуржуазной эпохи. С одной стороны, труд как долг на благо общества выступает показателем активности, инициативности, деловитости, предприимчивости индивида, в конечном счете его успешности: «…нашу деятельность, наши труды, наше состояние и самою жизнь надлежит предоставить ему (обществу) на службу, а также на суд…» (Монтень М. Опыты: В 3 кн. М., 1979, кн.1, с.111).

С другой стороны, истинные мотивы труда, что не ускользнуло от внимания скептиков (П. Бейль) могут быть весьма низменными, эгоистичными, корыстными. Это морально-нравственное противоречие фиксируется скептицизмом, но он не в состоянии дать решение моральных проблем, столь и глубоко им поставленных. Более того, лицемерие индивида в трудовой сфере является условием его интегрирования в общество, где трудовой долг идет рука об руку с жестоким эгоизмом.

Дальнейшее углубление антропологической концепции человека, а также этической проблематики мы находим у рационалистов и сенсуалистов XVII века: Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка. Абсолютизация рационального начала в жизни человека приводит философов к выводу о том, что нравственный порядок в мире – это не прерогатива и привилегия Бога, но результат активности человеческого разума. Однако, даже основоположник рационализма Р. Декарт, сомневается в возможности формулирования обязательных для всех правил морального поведения. Поэтому, применяя свой рациональный метод к нравственному самосовершенствованию человека, он декларирует «временные правила» нравственности, суть которых заключается в том, что человек всегда должен «побеждать скорее самого себя, чем судьбу».

Следует отметить, что и сенсуализм, и рационализм эпохи Нового времени сводит понимание человеческой деятельности только к познавательной, считая ее основным атрибутом мыслящего существа. Поэтому из поля рассмотрения выпадают другие виды трудовой деятельности, что и обусловливает отсутствие разработки проблем трудовой морали.

Пожалуй, исключение в этом ряду составляет утопическое произведение Ф. Бэкона «Новая Атлантида». Автор этого сочинения провозглашает в качестве важнейшей моральной ценности познание, воплощенное в технических изобретениях будущего и нацеленное на удовлетворение потребностей человека. Знаменитое бэконовское «Знание – сила», являясь кульминационным положением антропологии Нового времени, призвано возвысить человека путем изменения материальных условий его жизни.

Самой оригинальной этической концепцией Нового времени, своеобразным «коперниканским переворотом» является этика И. Канта. Антропологический подход, лежащий в основе нашего пособия, созвучен с рассмотрением Кантом всей этической проблематики сквозь призму взаимосвязи трех ступеней общественно-деятельной природы человека.

В заключительной главе своей «Антропологии» великий немецкий философ выделяет три ступени деятельности субъекта:

  • технико-механическую, благодаря которой человечество возвышает себя над природой;
  • прагматическую, т. е. образ жизни в социальном измерении, в отличие от природного;
  • моральную, на которой человечество духовно совершенствует себя как род;

И. Кант стремится обосновать универсальный, всеобщий характер морали, которая фактически тождественна нравственности, во всяком случае, является ее стержнем. Мораль, таким образом, одно из основополагающих качеств человека, наряду с разумом. Автономность ее означает независимость от каких-либо внешних детерминант: от биологических характеристик человека, от превратностей социальной жизни, устойчивости общества, от религии. Таким образом автономность морали безусловна, иначе говоря, предписание морального закона надо выполнять при любых условиях, ссылки на особые обстоятельства, оправдывающие аморальный поступок, Кантом решительно не принимаются.

Сам моральный закон, называемый Кантом категорическим императивом звучит так: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» (т. е. императива). Отсюда следует, что человек ответствен за все человечество, совершая поступок, он как бы задает принцип и масштаб поведения другим людям. Причем, следуя, моральному закону, человек не мотивирует свое поведение ни корыстью, ни выгодой, ни соображениями пользы или удовольствия. Это требование очевидно в другой формулировке категорического императива, предписывающей поступать так, «что бы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Кант придает большое значение мотиву поступка, причем единственным мотивом морального поведения он считает строгое следование долгу. Поведение, соответствующее только велению долга, позволяет охарактеризовать этику Канта как ригористическую.

В контексте ригоризма Канта следует трактовать и трудовую мораль. Очевидно, что труд, являясь проявлением общественно-деятельностной сущности человека и выражением следования долгу, есть практическая реализация морального закона. Суть же морального закона, по Канту, заключается в нравственном совершенствовании человека как родового существа.

Завершая историко-этическое рассмотрение трудовой морали, нельзя не остановиться на марксистской концепции.

Ключ к пониманию антропологии марксизма дает методологическое положение об определяющей роли материального производства в развитии общества, поэтому экономическая сфера является в марксистской трактовке доминирующей. Марксизм фактически сводит понимание человека к экономическим параметрам, к так называемому «человеку экономическому». Человек же, с его духовным миром, неповторимой психикой, индивидуальными переживаниями и представлениями о добре и зле ускользает из сферы рассмотрения этой философии. В ней фиксируется Пролетарий, Капиталист, Банкир, Священнослужитель и т. д. как некие социально-исторические типы, обезличенные функции.

Содержание трудовой морали марксизма задается определяющей ролью труда, как сущностной характеристики человека. «Труд создал человека», труд преобразует самого человека, природу, создает «вторую природу», т. е. мир культуры.

К. Маркс дал блестящий анализ капиталистического общества, убедительно и аргументировано критикуя буржуазную мораль и, в частности, трудовую. Товарно-денежные отношения, пронизывающие все стороны жизни общества, превращают человека в меновую стоимость, отношения между людьми уподобляют отношениям между вещами. Тем самым происходит обесчеловечивание, отчуждение человека в трудовой сфере. В этих условиях людьми движут исключительно корыстные мотивы: расчет, стремление к личной выгоде, наживе.

Марксизм, декларируя неизбежность становления коммунистической формации, тем самым провозглашает новую трудовую мораль. Главными ее особенностями являются:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация будет в помощь педагогу на уроке ОРКиСЭ модуль "Светская этика" 4 класс. В ней представлены основные понятия по теме: "Трудовая мораль". Труд, мораль, профессия и другие.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по ОРКиСЭ "Трудовая мораль"»

Терпение и труд Трудовая мораль ОРКиСЭ 4 класс

Терпение и труд

Трудовая мораль ОРКиСЭ 4 класс

Притча о терпении и труде

Крестьянин усердно засевал своё поле. К нему

подошёл мальчик и сказал:

  • Я, когда вырасту, никогда не буду сеять зерно!

Мужчина посмотрел на него и ничего не ответил.

  • Это же неблагодарное занятие, - продолжал мальчик.

– Я лучше стану богачом.

  • Почему ты решил, что это лучше? – спросил его
  • Ты столько сеешь, так много работаешь, но не всё твоё

зерно прорастет, – ответил мальчик. – Смотри, что-то

склевали птицы, что-то упало на дорогу, некоторые зёрна не проросли из-за сорняков. По-моему, это очень тяжёлый и неблагодарный труд.

Старик немного помолчал, а потом ответил:

- Не имеет значения, кем ты станешь, ведь ты всё равно будешь сеять зёрна. Чтобы стать успешным, нужно уметь сеять зёрна. Это основа жизни. Когда ты чем-то занимаешься, на пути всегда есть препятствия, будь то сорняки, птицы или что-нибудь ещё. Просто не концентрируйся на врагах, делай лучше свою работу. Умный человек всегда продолжает сеять. Кроме того, никогда не надейся на одно посаженное зернышко. Работай больше и лучше!

- Много работать! Да, пожалуй, это единственное, чему может научить меня твоё поле! – усмехнулся мальчик.

- Одной работы не достаточно. В любом деле нужно иметь терпение. Нельзя собрать урожай через день после посева. На рост нужно время. Закон природы нарушить невозможно: сначала посадил, вырастил и только потом собирай урожай. Но самое главное – вырастет только то, что посадил. Если ты сеешь добро, то и всходы вернуться к тебе преумноженным добром. Нужно быть очень внимательным с семенами, ведь любое твоё зерно может взойти.

. Терпение -настойчивость , упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе Труд - работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет. Старание - стремление выполнить что-нибудь хорошо, добросовестно Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности”. Отдых - проведение некоторого времени без обычных занятий, работы для восстановления сил Лень - отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

Терпение -настойчивость , упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе

Труд - работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет.

Старание - стремление выполнить что-нибудь хорошо, добросовестно

Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности”.

Отдых - проведение некоторого времени без обычных занятий, работы для восстановления сил

Лень - отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать. В.И. Даль Игра “Закончи пословицу”. 1.Кто не работает… . 2.Хочешь есть калачи… . 3.Труд человека кормит… . 4.Кто любит труд… . 5.Без труда не вынешь… .

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Игра “Закончи пословицу”.

1.Кто не работает… .

2.Хочешь есть калачи… .

3.Труд человека кормит… .

4.Кто любит труд… .

5.Без труда не вынешь… .

ТРУДОВАЯ МОРАЛЬ Совокупность принципов, норм и правил отношения людей к труду, отношений между ними в процессе трудовой деятельности. Трудовая мораль согласовывает их действия, поступки в целях сохранения целостности производственного коллектива.

ТРУДОВАЯ МОРАЛЬ

Совокупность принципов, норм и правил отношения

людей к труду, отношений между ними в процессе трудовой деятельности.

Трудовая мораль согласовывает их действия, поступки

в целях сохранения целостности производственного

ТРУД Свободный Посильный Постоянный

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Презентацию приготовил учитель Пазлиева М.А. ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа №1»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Презентацию приготовил учитель Пазлиева М.А. ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа №1»

Мораль (нравственность), как было отмечено, является одним из нормативных способов регуляции действий человека в обществе. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни. Одной из областей общественной жизни, в которой предъявляются особые моральные требования к человеку, является труд.
Наряду с общечеловеческими моральными принципами к трудовой деятельности человека формируются особые моральные требования, так называемая трудовая мораль. Под понятием «трудовая мораль» понимают совокупность общих моральных требований (норм), выработанных в процессе жизненного опыта людей, позволяющих трудовую деятельность делать общественно значимой. Трудовая мораль получает реальное воплощение в профессиональной деятельности. Поэтому длительное время происходило отождествление трудовой и профессиональной морали не только в массовом сознании, но и в этической литературе.
В самом общем смысле всякая профессиональная мораль является и трудовой моралью, так как основополагающие трудовые моральные заповеди обращены ко всем профессиям: добросовестность, дисциплинированность, ответственность, творческая инициативность в труде.
Однако понятие «профессиональная мораль» не сводится абсолютно к трудовой морали. Это объясняется тем, что в некоторых профессиях существуют специфические проблемы морального порядка, которые хотя и могут быть отнесены к числу проблем трудовой морали, но несут на себе «печать» той или иной профессии (медицинской, педагогической и др.). Формирование профессиональной морали (для некоторых профессий) имеет длительную историю.
Некоторые профессии ещё в эпоху древности имели свои профессиональные моральные кодексы. Например, в Древней Греции при храмах существовали медицинские школы асклепиадов (Асклепий у древних греков - бог врачевания), в которых достигла высокого совершенства греческая медицина. Врачи, оканчивающие школу асклепиадов, принимали клятву, которая была дополнена в клятве Гиппократа. Требования медицинской морали, предъявляемые к врачам в Древней Греции, мало изменились по сравнению с Женевской клятвой, принятой на Всемирной ассоциации врачей. В них регламентируются профессиональные моральные нормы отношения врачей к пациентам: соблюдать врачебную тайну, делать всё необходимое для пользы больного и др. Красной нитью через все эти нормы проходит требование «не навреди».
Также ещё в Древней Греции предъявлялись моральные требования к учителю: любовь к детям, строгий самоконтроль за своим поведением в отношении с учениками, имеющий целью избегать крайностей: «не раздавать легко ни наград, ни наказаний».
Если медицинская и педагогическая мораль, складывавшаяся в Древней Греции, была обращена на других людей (пациентов, учеников), то некоторые профессиональные группы вырабатывали свои профессиональные кодексы, которые должны были регулировать отношения между представителями одной и той же профессии. Отдельные ремесленные цехи в эпоху Средневековья вырабатывали правила взаимоотношений внутри профессии: не зазывать покупателя, громко расхваливая свой товар или развешивая его таким образом, чтобы закрывать товар соседей, не переманивать покупателя, если он остановился перед товаром соседа.
Итак, в некоторых профессиях с давних времён создавались профессиональные моральные кодексы с повышенными моральными требованиями, призванные:
- регламентировать обязанности представителей профессии по отношению к людям, на которых направлена их деятельность;
- регулировать отношения внутри профессиональной группы.
Зададимся вопросом, почему к отдельным профессиям, в частности врача, учителя, предъявлялись всегда особые требования? Объяснить этот факт важностью или сложностью данных профессий вряд ли покажется убедительным. Хотя вполне правомерно вести речь об особой сложности и важности этих профессий, но этот признак характерен и для многих других профессий. Например, труд инженера, программиста, рабочего-станочника и подпадает под категорию сложного и важного труда. Если рабочий по своей халатности, из-за несоблюдения инструкции выведет из строя станок, то на нём будет лежать моральная вина, которую можно описать через понятие «трудовая мораль». Но всё это не будет иметь отношения к профессиональной морали. Требования, предъявляемые к этим профессиям, не являются специфическими. Они не несут в себе черты профессий, так как работники всех профессий должны добросовестно выполнять свой профессиональный долг, осознавать свою моральную ответственность за выполняемую работу.
Какими особенностями должны обладать профессии, функционирование которых нуждается в профессиональной морали? Возьмём, к примеру, деятельность врача, учителя. Объектом их труда является живой человек, а не растение (как в труде агронома), не технологический процесс (как в труде инженера). В этих профессиях, помимо отношений между субъектами труда (учитель - учитель, врач - врач), существуют отношения между субъектами труда и объектами труда (учитель - ученик, врач - пациент и пр.). Эти обстоятельства существенно усложняют нравственную жизнь представителей этих профессий, повышают их моральную ответственность перед обществом. Поэтому к этим профессиям предъявляются не только требования обычной трудовой морали, но и требования профессиональной морали. Профессий, где объектом труда выступают живые люди, достаточно много. По содержанию труда эти профессии различаются между собой.
Итак, кодексы с повышенными моральными требованиями складываются в профессиях, объектом которых является человек. Есть смысл подразделить их по характеру воздействия на человека как объект труда. Целесообразно выделить, во-первых, профессии обслуживающего труда (портной, водитель троллейбуса, парикмахер, продавец), во-вторых, профессии, в труде которых осуществляется непосредственное воздействие на личность человека (труд педагога, журналиста, работника правоохранительных органов), в-третьих, профессии, в которых субъект труда не только воздействует на личность человека, но и принимает непосредственное участие в изменении его судьбы в социальном плане (труд врача, юриста, но в большей степени это находит выражение в труде социального работника).
Очевидно, что профессиональная мораль имеет более выраженный характер в профессиях второй и третьей групп. В профессиях обслуживающего труда также присутствуют элементы профессиональной морали, удельный вес которых увеличивается в последнее время в связи с возрастанием требований к работникам этих профессий. Однако профессиональная мораль имеет более выраженный характер в профессиях второй и третьей группы, но особенно значимо нравственное начало в профессиях третьей группы. Не случайно эти профессии называют «помогающими» (helping professions). Эффективность деятельности работников одной и той же профессии, принадлежащих к профессиям второй и третьей групп, может различаться не только уровнем их профессиональных знаний и умений, но и тем, насколько профессионалы обладают необходимыми для данной профессии нравственными качествами. Однако профессиональная мораль является не только характеристикой моральных качеств её представителей, но и выражает совокупность моральных норм (обязанностей, стандартов, требований), которые общество предъявляет к той или иной профессии. Профессиональные моральные нормы призваны регулировать как отношения внутри профессии, так и отношения между профессиональной группой и частью общества, на которую направлена деятельность той или иной профессиональной группы. Итак, профессиональная мораль обеспечивает общественно-значимое поведение в рамках определённой профессии.

1. Каков смысл понятия «трудовая мораль»? Подберите пословицы, поговорки, афоризмы, в которых утверждаются принципы трудовой морали.
2. Каков смысл понятия «профессиональная мораль»?
3. Каково соотношение между трудовой и профессиональной моралью?
4. Какие отношения в профессии регулирует профессиональная мораль?
5. К какой группе профессий относится профессия специалиста по связям с общественностью?
6. Какие отношения в деятельности специалистов по связям с общественностью регулирует профессиональная мораль?

Читайте также: