Что такое трудовое воспитание

Опубликовано: 03.10.2024

Труд – это основной источник материального и духовного обогащения общества.

Трудиться должен каждый человек в обществе, поскольку труд – это основа воспитания личности. Если человек продолжительно и продуктивно трудится, тогда он может свои наработанные навыки применить в любой деятельности. Вот почему трудовое воспитание определяется, как главная составляющая воспитательного процесса.

Функции трудового воспитания

Педагогическая наука долгие годы исследовала трудовое воспитание.

Можно выделить следующие функции трудового воспитания:

  1. Положительное влияние на физическое развитие личности (особенно, если труд выполняется на свежем воздухе);
  2. Развитие умственных способностей личности;
  3. Труд играет важную роль в воспитании нравственности;
  4. Повышает личностную самооценку (в процессе труда человек понимает, насколько он важен для развития общества, осознает общественный долг);
  5. Налаживание товарищеских и коллективных взаимоотношений (в процессе труда человек учится коллективной работе, а также распределять обязанности между коллегами);
  6. Помогает выбрать профессию, определить склонности к определенному виду деятельности.

Для воспитателей важна организация трудовой деятельности в разнообразных направлениях. Это помогает ученикам попробовать свои силы в каком-то деле и правильно определиться с будущей профессией.

Понятие трудолюбия

Основная цель трудового воспитания – это выработка у воспитанников любви к трудовой деятельности, желания к регулярному повышению качества труда, активному жизненному участию и пр.

Положительное отношение к труду достигается при помощи таких методов, как убеждение, разъяснение и упражнение. Постоянные упражнения приводят к отличным результатам, а это доставляет человеку радость и желание еще больше трудиться. Таким образом формируется трудолюбие. Следующие элементы определяют трудолюбие:

  • Мотивация к труду;
  • Способность трудиться;
  • Сила воли для преодоления трудностей, которые могут возникнуть в трудовом процессе;
  • Сознательное выполнение труда для себя и общества в целом.

Большая часть трудового воспитания приходится на школьную пору. В школе есть множество видов трудовой деятельности. Основная из них – это собственная забота, т.е. гигиена учебных принадлежностей, личная гигиена, чистота окружающей среды. На уроках труда в соответствии со школьной программой осуществляется специально организованный труд.

Будучи в младшем школьном возрасте дети выполняют поделки, аппликации, гербарии, рисунки и т.д. Старшеклассники делают полезные вещи для школы и быта (кормушки для птиц). Дети заботятся о питомцах живого уголка, ухаживают за растениями. Ученики старших классов также занимаются уборкой пришкольных участков, озеленением улиц, помогают в организации праздников и пр.

В развитии навыков и потребностей трудовой деятельности в самом раннем возрасте имеет важное значение семья. Еще с детства ребенок приучается к труду, обладает какими-то собственными обязанностями (убирает за собой игрушки, следит за чистотой одежды, лица, рук). Ведь именно с раннего возраста человек учится аккуратно относиться к результатам собственного и чужого труда, так как понимает, что для этого были затрачены определенные усилия.

Со вступлением в школьную жизнь сфера трудовой деятельности расширяется, где в общем-то появляются и противоречия. Противоречие возникает из-за различия школьного и домашнего труда. Однако интерес к труду у ребенка повышается с увеличением многообразия видов трудовой деятельности.

Выделяют следующие способы организации труда в современных образовательных учреждениях:

  • Индивидуальные поручения, способствующие развитию бережливости и трудолюбия у ребенка;
  • Организация производственных кооперативов с возможностью реально зарабатывать;
  • Формирование и поддержание трудовых обычаев в школе;
  • Создание постоянных и временных объединений, нацеленных на осуществление конкретной работы.

Трудовое воспитание – это определение в педагогике, которое означает задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества. Целью трудового воспитания является передача ученикам трудовых навыков и способностей, развитие творческого мышления и любви к труду.

Задача трудового воспитания – это осуществление начального профессионального образования, выработка трудолюбия, а также прочих нравственных качеств, положительного отношения к труду и его результатам.

Трудовое воспитание прививает уважение к труду и трудящимся людям. В процессе трудового воспитания ученики ознакамливаются с базой сельскохозяйственного современного и промышленного производства, транспортной, строительной отраслями. Труд играет важную роль в профессиональной подготовке детей, поскольку побуждает к сознательному выбору профессии, исходя из индивидуальных способностей и навыков.

На сегодняшний день отмечено, что школьная молодежь проявляет нежелание трудиться, оказывает ленивое и пренебрежительное отношение к труду, халатность и несерьезность. Это происходит под воздействием обострившихся противоречий, которые порождают негативные явления. Школьники неохотно выполняют поручения, поскольку их труд примитивен и не разнообразен. Однако это поправимо. Для этого нужно постараться организовать для учащихся общественно полезный труд, проявлять экономическое воспитание.

Система трудового воспитания

Разные виды физической и интеллектуальной деятельности, развитое техническое мышление, положительное отношение к труду, общение в трудовом коллективе – все это основополагающие механизмы осуществления трудового воспитания. Мыслительная трудовая деятельность формирует у ребенка творческие посылы, самоотдачу, творческое отношение к труду. Техническое мышление необходимо для накопления технологических знаний и опыта при организации эффективного труда, а также для оценки результатов собственной трудовой деятельности.

Трудовая деятельность определяет у обучающихся навыки, умения, привычки к трудовому усилию и преодолению физического напряжения. Отношение к труду выражается следствием организованной деятельности труда. Основные виды трудовой деятельности детей составляют структуру трудового воспитания. При этом на первом месте стоит учебный труд, поскольку интеллектуальный труд – это один из самых тяжелых.

Детям нужно помогать полюбить труд, чтобы они почувствовали свою потребность в нем. Ребенок должен осознавать, что труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои зарождающиеся таланты и ознаменовать день ещё одним полезным и добрым делом. Это должен знать и понимать каждый ученик.

Трудовое воспитание подрастающего поколения - дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение к труду и людям труда, стремление приносить пользу обществу, необходимо воспитывать у ребенка с детства.

Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.

Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

Трудовое воспитание дошкольников и виды трудовой деятельности для детей каждой возрастной группы, сформулирована основная задача трудового воспитания - формирование положительного отношения к труду. Эта задача реализуется в следующих направлениях: -ознакомление детей с трудом взрослых, формирование у них представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к его результатам; -организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, воспитываются положительные взаимоотношения, черты характера, навыки организации работы.

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, Не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать. От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста: в период овладения действием - терпеливо показывать, о6ъяснять, помогать, по мере овладения им - требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.

Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания.

• Виды труда детей и содержание каждого из них

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

- 4 вида детского труда:

.самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

.хозяйственно-бытовой труд (связанный с уборкой групповой комнаты, участка);

.труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);

.ручной и художественный труд (работа детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами).

.самостоятельная трудовая деятельность детей во всех возрастных группах организуется вне занятий.

• КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД как форма организации труда детей

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику).

1. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х, каждому из которых предлагается какое-либо общее задание.

3 содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо,

4. Трудом должны быть охвачены все дети.

Способы объединения детей в труде:

Труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в 'индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

Общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников;

Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

Совместный труд, его особенностями являются:

А) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

Б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективно при определенных условиях, к которым относятся: эмоционально-положительная атмосфера; материальная среда и трудовое оборудование; дозированная нагрузка; учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу.

Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материальной.

Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования.

Существуют определенные требования к трудовому оборудованию и к организации труда дошкольников. Следовать этим требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и их жизни.

Труд для дошкольника - полезная и важная

деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Чтобы такой ошибки не наблюдалось, решили всю трудовую деятельность совместить на проектах, где будет виден процесс деятельности и желаемый конечный результат.

Конечно трудовые действия дети могут видеть и на картинках, изображающих разные виды труда, можно просто рассказать о труде взрослых- но это недостаточно пока сам ребёнок не получит удовольствие от проделанной работы и не добьётся желаемого результата.

Только в труде ребёнок может самоутвердиться - ведь в процессе трудовой деятельности ребёнка нельзя заставить сделать быстрее, сделать ему замечание - он тогда может сразу оставить работу и не включаться в неё. Просто будет бояться, что сделает что-то неправильно. Пусть сделает, как сможет и обязательно похвалить за проделанную работу.

Ведь трудовая деятельность предполагает целесообразную направленность усилий на достижении результата. В этом особенность труда. Вот этим и он отличается от игры, которая может быть завершена на любой стадии ее развития и не доведена до конца. Результат в игре обязателен, он возможен в некоторых дидактических, подвижных играх, где конец совпадает с выигрышем одних и проигрышем других.

Труд же требует определённой затраты физических и умственных сил. Однако результат его часто зависит как от количества затраченных сил, так от уровня владения умений и навыков. В процессе достижения результата проявляются индивидуальные качества личности ребёнка: настойчивость, изобретательность, находчивость, способность действовать последовательно.

Большое педагогическое значение имеет сравнение результатов их деятельности-дети замечают хорошие качества и плохие, наглядное сравнение заставляет их задуматься над причиной

успеха «Он умеет, он научился, он старался"

По детскому саду важно обязательно отметить, кто кем работает:

в столовой –повар,- в прачке- мастер по стирке белья. – в группе – воспитатель и помощник воспитателя (младший

воспитатель) Во время экскурсий важно это отметить,чтобы дети знали, что повар-готовит для них еду, мастер по стирке белья не только может стирать бельё ,но и заниматься любимым занятием.

А, девица, что в темнице -

Все умеем мы трудиться

И желаем ВАМ друзья

Не ленится, а учиться

И работать, так как

Репа выросла у нас –просто КЛАСС!

Также выросла капуста,

Потрудились мы на славу!

Урожай у нас не плох.

Выросла у нас ромашка,

Лук зелёный и горох.

Дети-не только цветы жизни,они сами их могут посадить и вырастить.

При этом знакомит своим умением детей, что позволяет радоваться детям вышивкам и желанием заняться этим и самим детям.

На базе дошкольного учреждения открыт кружок «Волшебница – игла», где дети принимают активное участие. Сам кружок проходит в музее «Родник истории», где совместно идёт знакомство с русским народным творчеством. Дети познают навыки и приобретают умения со своими старшими наставниками,как пользоваться иглой, правильно подбирать по цвету нитки, красиво украсить свою работу. Здесь тесно связано и патриотическое воспитание-знакомство с родным краем,селом, бытом односельчан.

Также в саду присутствуют следующие профессии: завхоз, сторож, дворник, медицинская сестра и главное лицо детского сада-заведующей. Это дети должны знать и почитать труд взрослых, понимать значение трудовой деятельности, видеть различия и значимость профессионального мастерства.

Дети зачастую подражая взрослым имитируют трудовые действия в игре, но тем не менее игра –это не труд.

Для более умелого владения трудовыми навыками у детей создали с усилиями взрослых-трудовой уголок «Наши помощники». Предложили родителям приготовить выносной трудовой материал для работы с землей на участке детского сада в разные времена года.

Результаты своего труда дети оценили сами, что они сделали необходимо содержать в сохранности и использовать по назначению.

К труду всё таки нужно приучать с малых лет. Первое время конечно самому педагогу и помощнику воспитателя проявлять активность, чем ребёнку. Тогда постепенно ребенок сам начинает справляться с трудовыми поручениями (правильно держать полотенце, вешать на свое место, убирать игрушки).Более старшие выполняют трудовые поручения посложнее. желательно, чтобы старшие дети выполняли трудовые действие, т. е. со взрослыми.

Участие детей и взрослых обязательно должно проходить и в природе. Так как труд в природе создаёт благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения. стимулирует действия разных органов. укрепляет нервную систему. Труд в природе сочетает умственные и волевые усилия. Систематическая коллективная работа объединяет ребят. Воспитывает у них трудовые и ответственность за порученное дело. Работая на участке в данном случае на огороде лекарственных растений доктора Пилюлькина дети овладели навыками обращения с сельхозинвентарём. Усваивают приёмы ухода за растениями в комнатных условиях (Зимний сад доктора Пилюлькина -«Мир комнатных лекарственных растений»)а также на огороде в весенне-летне-осенних сезонах. В период этого времени дети получают много сведений о росте и развитии растений.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей» Консультация для родителей из опыта работы Тема: «Наблюдения в природе» Воспитатель: Соловьянова В. А. ст. Суворовская.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду» Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский) Неусыпный труд все препятствия преодолевает. (М. В. Ломоносов) Истинное сокровище для людей.

Консультация для воспитателей «Эстетическое воспитание детей» Эстетическое воспитание детей. «Этикет с малых лет» Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального.

Консультация для воспитателей «Нравственно-духовное воспитание» Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников» Патриотическое воспитание дошкольников Музей «Этих дней далеких позабыть нельзя….» Слово патриотизм образовано от греческого «ПАТРИС».

Консультация для воспитателей «Поликультурное воспитание дошкольников» В многонациональной России во все времена уделялось большое внимание воспитанию детей в духе уважения к другим народам и их культурным традициям.

Консультация «Трудовое воспитание дошкольников» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Консультация «Трудовое воспитание в ДОУ» Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности. Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших.

Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание в коррекции речевого развития дошкольников» Немаловажную роль в развитии речи детей играет трудовое воспитание, способствующее формированию общих положительных качеств и свойств личности.

Трудовое воспитание дошкольников План. Введение. Трудовое воспитание дошкольников. 1. Виды трудового воспитания. 2. Формы трудового воспитания. 3. Отличие труда взрослых.

Процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков.

ВложениеРазмер
dok_1.docx 19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание и обученение учащихся, их сущность и методика организации трудовой деятельности школьников.

Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовое воспитание тесно связано с технической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.

Можно выделить следующие функции трудового воспитания:

♦ обучающая — овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда;

♦ развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;

♦ воспитательная — правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.

Задачами трудового воспитания являются:

♦ формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

♦ развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

♦ воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

♦ вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т. д.

Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда:

♦ Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Интеллектуальный труд — один из самых сложных и тяжелых. Для детей приобретение умений и навыков интеллектуального труда не только способ усвоения знаний основ наук, но и важнейшее средство подготовки к социальному творчеству, к труду на современном производстве, к участию в обновляющейся политической жизни общества. В школе осуществляется специальное трудовое обучение.

♦ В структуру трудового воспитания школьников входят различные виды внеучебного общественно полезного труда: производительный; результативный, общественно значимый; бытовой, самообслуживающий; общественно-организационный. Производительный труд во внеклассной работе организуется руководителем школы, органами самоуправления и общественными организациями. В него входит трудовая производственная практика. Важным видом внеучебного производительного труда является систематическая работа учащихся на пришкольных участках, в учхозах, на школьных кролиководческих фермах, что дает существенную прибавку продуктов для школьной столовой и возможность реализовывать излишки.

Общественно значимый, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как сбор металлолома, макулатуры, лекарственных растений, даров леса; тимуровская работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым. Педагогический эффект подобных дел усиливается благодаря

их игровому оформлению, пробужденному желанию детей совершать добрые дела не ради вознаграждения, а из сознания долга и морального удовлетворения.

Бытовой, самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых усилий. Самообслуживающая деятельность учащихся в школе включает уборку помещений, подготовку кабинета, классной комнаты к занятиям, дежурство по школе, столовой, раздевалке, уборку мусора на прилегающей к школе территории.

Бытовой труд в семье включает в себя уборку постели, стирку мелких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, уход за животными, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, покупку продуктов, починку несложных домашних приборов, создание в квартире, доме уюта и удобств.

Интенсивное развитие общественного организационно-управленческого труда в жизни школьников обусловлено расширяющейся демократией в жизни нашего общества, необходимостью овладения искусством организации и управления коллективными делами и взаимоотношениями. Основная форма выполнения этого труда — общественные поручения.

♦ Эффективность трудового обучения, воспитания и профориентации возрастает в связи с участием старших подростков, юношей и девушек, в производительном труде. Это оплачиваемый труд по созданию материальных ценностей и в сфере обслуживания.

Для реализации содержания трудового воспитания нужно широко использовать такие формы работы, как:

♦ изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.;

♦ регулярный домашний труд школьников;

♦ проведение трудовых десантов;

♦ создание школьных кооперативов;

♦ накопление в школе трудовых традиций;

♦ беседы, лекции, читательские конференции, литературно-художественные вечера, производственные экскурсии, встречи со знаменитыми людьми;

♦ все виды трудовой деятельности и др.

Трудолюбие — результат трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется: 1) прочной потребностно-мотивационной сферой; 2) глубоким пониманием нравственного смысла и преобразующе-воспитатель-ной роли труда в развитии личности (знания, убеждения); 3) умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу; 4) проявлением волевых усилий в преодолении трудностей и препятствий в трудовой деятельности.

Все эти компоненты определяют методическую основу трудового воспитания.

Можно определить основные пути осуществления задач трудового воспитания:

♦ в процессе получения общеобразовательной подготовки;

♦ в процессе трудового обучения при освоении образовательной области «технология»;

♦ в процессе внеклассной и внешкольной работы, включающей в себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда;

♦ в процессе разнообразной по содержанию и формам групповой деятельности и общения;

♦ в процессе трудовой деятельности и др.

В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели, как высокая личная заинтересованность, производительность труда и отличное качество продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к процессу труда, трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, нравственное свойство личности — трудолюбие.

Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет психологический фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности, в верном служении Родине. Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо.


Формы организации трудового воспитания и обучения детй с ограниченными возможностями здоровья

Без труда не вытянишь и рыбку из пруда.


Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускноков коррекционных учреждений VIIIвида

Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и .


Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная часть. Воспитание стойких интересов к пр.


Консультация для родителей «воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье».


«Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»

Консультация для родителей.


«Трудовое воспитание и обучение в 7в классе»

Статья о роли трудотерапии в формировании у умственно-отсталых детей знаний и навыков,позволяющих максимально компенсировать дефект.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие о трудовом воспитании

Основным источником материального и духовного богатства для общества является труд. Кроме этого, труд является обязанностью любого человека в обществе, а также основой воспитания личности. Если человек может долго и продуктивно трудиться, то эти навыки он может применить в в своей деятельности, при чем в любом направлении. Поэтому трудовое воспитание является главной составляющей педагогического процесса.

Функции трудового воспитания

На протяжении многих лет трудовое воспитание исследовалось педагогической наукой. Таким образом, были выведены следующие функции трудового воспитания:

  1. благотворное воздействие на физическое развитие человека (в особенности, если труд связан со свежим воздухом)
  2. развитие умственных способностей человека
  3. труд имеет важнейшее значение в воспитании нравственности
  4. повышает самооценку человека (человек, трудясь, понимает, как он важен для общества, осознает свой общественный долг)
  5. развитие товарищеских и коллективных отношений (человек, трудясь, учится работать сообща, умеет распределять обязанности между трудящимися)
  6. помогает определить человеку направления профессии наиболее приоритетные для него, склонности и способности к определенным видам деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Понятие и система трудового воспитания 480 руб.
  • Реферат Понятие и система трудового воспитания 220 руб.
  • Контрольная работа Понятие и система трудового воспитания 240 руб.

Воспитатели должны организовывать трудовую деятельность в разнообразных направлениях. Это способствует тому, что ученики попробуют свои силы и точнее правильнее сделают выбор своей будущей профессии.

Понятие трудолюбия

Основная цель трудового воспитания состоит в выработке у учеников любви к труду, стремления к постоянному улучшению качества труда, активного участия и многое другое. С помощью методов убеждения, разъяснения и упражнения воспитается положительное отношение, собственно, к труду. Если постоянно упражняться. То человек приходит к хорошим результатам. А это, в свою очередь, приносит человеку радость и желание все больше трудиться. Так формируется трудолюбие. Трудолюбие определяется наличием следующих элементов:

  1. наличие трудовых умений и навыков;
  2. мотивация к трудовой деятельности;
  3. сильную волю, необходимую для преодоления сложностей, возникающих в процессе трудовой деятельности;
  4. сознательное осуществление трудовой деятельности как блага для себя и общества.

На школьный период приходится основная доля трудового воспитания. В школе существует много видов трудовой деятельности. Основной из них является забота о самом себе, то есть чистота учебных принадлежностей, чистота одежды, уборка помещений, уход за растениями и животными. С помощью уроков труда в рамках школьной программы и осуществляется специально организованный труд. Например, в младшем школьном возрасте дети делают поделки, аппликации, гербарии и так далее. Старшие школьники изготавливают полезные вещи для школы и быта, а также кормушки для птиц. Если есть живой уголок, дети заботятся о животных, проводят наблюдения за животными и растениями, а также занимаются подкормкой городских и лесных птиц. Более целенаправленным трудовое воспитание становится в старших классах. Оно заключается в проведении учебно-производственной практики. Например, ученики старших классов занимаются уборкой личных участков, озеленением улиц, помогают взрослым по проведению различных праздников.

Понятие трудолюбия

Семья играет важную роль в развитии способностей и потребностей в трудовой деятельности, даже в раннем возрасте. С этого возраста ребенок уже должен приучаться к труду, иметь какие — либо собственные обязанности, например, убирать за собой игрушки, следить за чистотой своей одежды, рук и лица и так далее. Потому что именно в этом возрасте человек учится бережно относиться и к результатам не только своего, но и чужого труда, так как он понимает, что эти результаты стоили определенных усилий.

Но сфера трудовой деятельности расширяется, когда он вступает в школьную жизнь, здесь и появляются противоречия. Например, противоречие заключается в различии школьного и домашнего труда. Но вызвать интерес к труду у ребенка можно, лишь повысив разнообразие видов трудовой деятельности.

Существуют различные способы организации трудовой деятельности в современной школе, которые способствуют развитию бережливости и трудолюбия у ребенка:

  1. индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности;
  2. создание производственных кооперативов с возможностью реального заработка;
  3. создание и поддержание трудовых традиций в школе;
  4. организация постоянных и временных объединений, направленных на выполнение определенной работы.

Таким образом, трудовое воспитание - это вовлечение учеников в различные педагогически организованные виды полезного для общества труда. Цель трудового воспитание - передать учащимся трудовых навыков и умений, развитие у них творческого мышления и любви к труду.

Задача трудового воспитания заключается в осуществлении начального профессионального образования, формирование не только трудолюбия, но и других нравственных качеств, хорошего отношения к процессу и результатам труда. Трудовое воспитание призвано прививать у людей уважения к труду, к тем, кто трудиться, а также знакомить учеников с основами сельскохозяйственного современного и промышленного производства, транспорта, строительства и другое. А также труд дает детям первоначальную профессиональную подготовку и побуждает к сознательному выбору профессии, исходя из своих способностей и умений.

Система трудового воспитания

Различные виды физической и интеллектуальной деятельности, развивающее техническое мышление, нравственное отношение к труду, общение в трудовом коллективе — все это есть основные механизмы осуществления трудового воспитания. Например, мыслительная деятельность в труде, формирует у ребенка творческое мышление, самоотдачу, а также творческое отношение к труду. Техническое мышление служит накоплением технологических знаний и опыта по организации эффективного труда, а также осмысление результатов своей трудовой деятельности.

Понятие трудолюбия

Трудовая деятельность формирует у учащихся навыки, умения, привычку к трудовому усилию, а также преодолению физического напряжения. Отношение к труду является следствием организованной трудовой деятельности. Из основных видов трудовой деятельности детей складывается структура трудового воспитания. На первом плане - это труд учебный, ведь интеллектуальный труд — один из самых тяжелых и сложных.

Единственный конструктивный метод помочь ребятам полюбить труд и чувствовать свою потребность в нём – отсутствие формализма в организации трудовых мероприятий и творческих подход. Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.

Трудовое воспитание – мифы и правила

Что такое трудовое воспитание. Дети сажают деревья

Понятие «трудовое воспитание» следует рассматривать с правильной стороны, чтобы не было сомнений в его важности и воспитательном эффекте. Нет, это не есть эксплуатация детского труда и не унижение достоинства детей. Трудовое воспитание не привлекает детей делать работу взрослых. В этом словосочетании, слово «воспитание» является ключевым. Нет, это еще не труд, и уж, тем более не непосильная работа на детских плечах. Это воспитание гармоничной, нравственной личности, готовой трудиться, и имеющей представление о том, что это значит.

Успех трудового воспитания детей напрямую зависит правильного понимания целей, функций, его психологического содержания. Детский труд отличается от взрослого, в первую очередь, именно тем, для чего он организован. Труд взрослого нацелен на конечный результат, в то время как детский имеет чисто воспитательную функцию. В детском труде не важен конечный результат. Важен тот факт, что ребенок понимает, зачем, для чего (для кого) он это делает. Мы не учим детей работать. Нет. Сущность трудового воспитания детей в побуждении их к трудовой деятельности. Мы даем элементарные понятия о труде взрослых, о различных профессиях, о важности того, что делает для общества каждый из нас. Иными словами, мы (взрослые) формируем в детях психологическую готовность к труду.

Психологическая готовность к труду

Это тот самый результат, который ставит своей целью трудовое воспитание. Это определенный уровень развития личности, который, в будущем станет надежным фундаментом для освоения ею любого вида промышленного труда.

Формирование той самой готовности осуществляется стандартными воспитательными средствами, которые есть в арсенале педагога и родителя:

  1. Беседа;
  2. Игра;
  3. Бытовой труд;
  4. Экскурсии на производство и на рабочие места;
  5. Техническое творчество.

Схема: Стандартные средства трудового воспитания

Сферы трудового воспитания

Трудовое воспитание детей совершенно не ограничено только лишь уроками труда в школе. Это непрерывная воспитательная деятельность, которая проходит шелковой нитью через всю социальную жизнь маленьких граждан. Воспитание трудом условно делится на несколько типов:

  1. Навыки самообслуживания. Под самообслуживанием мы понимаем не только умение умыть лицо и завязать себе шнурки на ботинках. Поддерживать чистоту там, где ты находишься, убрать за собой, подготовить свое рабочее место, починить то, что сломано.
  2. Политехническое воспитание. Часть трудового воспитания, ответственная за научную теоретическую часть труда. Овладения техниками и методами осуществления какой-либо деятельности, стратегиями, формулами производства.
  3. Домашний труд. Мы называем это проще – посильная помощь родителям. Это все, от собирания игрушек (для дошкольников) до уборки и приготовления пищи.
  4. Профессиональный труд. Обучение профессиональным навыкам. Вот здесь, как раз, можно вспомнить те самые уроки труда, когда девочки пекли печенье и шили фартуки, в то время как их одноклассники познавали свойства дерева и металла, создавая своими руками свои первые предметы повседневного быта.
  5. Общественно – полезный труд. Это как раз то, вокруг чего не умолкают нынче споры. Общественно-полезный труд – это деятельность, направленная на блага всего общества. Убрать мусор на пришкольном участке, собрать упавшие листья, сделать скворечник для птиц. – О необходимости общественно полезного труда сегодня много говорят. Многие мамы считают, что, принимая участие в общественных деяниях, делая что-то не для себя, а для общества в целом, каким-то образом унизит достоинство их детей. Такая семейная политика весомо подрывает воспитательный уровень, что негативно складывается на моральном облике нашего общества.

Функции трудового воспитания

Довольно продолжительное время трудовое воспитание выступало объектом для исследования в педагогике и психологии. Исходя из этих исследований, можно выделить несколько важных для развития человека, функций:

  1. Позитивное воздействие труда на физическое здоровье человека (работа на свежем воздухе, физическая активность);
  2. Развитие умственных способностей человека;
  3. Стимулирование нравственных качеств;
  4. Повышение самооценки (ощущение собственной значимости, чувство гордости за свой труд, заложение фундамента для будущей материальной базы);
  5. Развитие коллективных (товарищеских) отношений, умение работать в команде, распределять обязанности, организовать совместную работу;
  6. Помощь в профессиональном самоопределении.

Схема: Функции трудового воспитания

Роль семьи в трудовом воспитании

Любое воспитание начинается в семье. Какой бы важностью и пользой не обладала школа – колыбель всего самого важного всегда качается руками родителей. Особенно тогда, когда мы говорим о трудовом воспитании. О том, что, является частью именно повседневной жизни, а не учебного процесса.

Огромная роль здесь отводится примеру родителей. Как бы и чему бы ни учила школа и детские сады – девочки повторяют за своими матерями, а мальчики за отцами. В семье, где чистюля-мама до блеска натирает паркет и кастрюли, маленькая девочка непременно потянется за водой и губкой с целью помочь. Там, где папа увлеченно ремонтирует компьютеры, машины или технику, (а может с увлечением творит свои бытовые шедевры из дерева или металла), любимыми игрушками мальчика станут ключи, отвертки, шурупы и молоток.

Они смело вооружаются своими (а может вашими) инструментами и рвутся помогать. И вот тут самое главное – не упустить момент. Ни в коем случае не запрещайте вашим детям помогать вам, даже если (а так, скорее всего) они вам мешают. Отказавшись от помощи малыша сегодня, вы рискуете не ощутить ее в будущем (если конечно в ваших планах не было воспитание ленивого и вальяжного неумехи). Она хочет помочь маме вымыть окна? Дайте ей губку или салфетку, обозначьте ей поле работы, пусть себе натирает балконные двери (все равно вам потом там мыть). Хвалите дочку за работу. Поощряйте в ней труженицу. Проявив терпение сегодня, завтра вы пожнете плоды вашего мудрого воспитания.

Трудовое воспитание получает сильное развитие в семьях, проживающих в сельской местности. Частный дом, приусадебное хозяйство – все это требует слаженной работы всех членов семьи. Здесь нет место лени. Маленькие дети учатся поливать цветы, поддерживать колышки для помидор, кормить кур и вырывать сорняки. Организованная совместная работа сближает семью, укрепляет отношения между ее членами, приносит пользу здоровью и дает предпосылки для нравственного воспитания. Плюс дает конкретные знания о живой природе, свойствах материалов и особенностях земледелия.

Родители, это выгодно вам

Многие родители выступают против трудового воспитания своих чад, мотивируя свои протесты тем, что общественный труд, якобы, ущемляет права их ребенка, призывает к «безсеребренности», тем самым лишая его в будущем массы возможностей. Хочется напомнить таким родителям, что первым, кто пожнет результат трудового воспитания ребенка – будет именно он – родитель. Только будет ли это положительный или отрицательный результат – зависит тоже от них. Дети быстро растут, и если мы мало ожидаем от милого дошкольника, то от школьника-подростка мы ждем определенной помощи. А вот получите вы эту помощь или нет, зависит от того, научился ли ваш ребенок что-то делать (знает ли он вообще, что нужно кому-то помочь). Вся база человеческих качеств личности закладывается именно в детском возрасте. Не сердитесь, если вашего ребенка учат помогать вытирать с доски, приносить воду или ухаживать за цветами – завтра эту воду он принесет вам, польет ваши цветы и вытрет пыль на мебели. Вы присядете, счастливая, отдохнувшая, и, глядя на своего повзрослевшего ребенка, скажите: «я воспитала настоящего человека».

Картотека занятий по трудовому воспитанию в средней группе

В детском саду дети должны освоить разные навыки. Хозяйственно-бытовой труд в средней группе направлен на выработку самостоятельности. Специальные задания приучают малышей к самообслуживанию.

Трудовая деятельность в подготовительной группе

Одной из самых важных задач современного общества является обучение детей труду. Детские сады, школы и остальные учебные заведения подготавливают подрастающее поколение к жизни, к активному труду

Цели и задачи трудового воспитания дошкольников

Воспитывать трудолюбие в детях нужно с самого раннего возраста. Домашнее приучение к самостоятельности начинается с тренировки навыков самообслуживания, обеспечивающих бытовую независимость

Трудовое воспитание в младшей группе по ФГОС

Ребенок любого возраста больше всего любит играть. Вся педагогическая деятельность основывается на преподнесении детям важной и серьезной информации в форме игры, чтобы малышам было проще

Консультация для родителей по трудовому воспитанию детей в семье

Не каждый родитель знает, как научить ребенка трудиться. В таком обучении помогают воспитатели детского сада и потом учителя в школе. Специально разработанные консультации содержат полезные

Трудовая деятельность в старшей группе на занятиях

Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе — важный метод социализации, интеллектуального и морального развития дошкольников. Придерживаясь правил трудовой деятельности ребенка, подключая к ней

Трудовое воспитание в школе

Организация воспитывающей трудовой деятельности; формирование добросовестного отношения к труду; развитие умений, навыков; стимулирование творчества и осознанного стремления к достижению

Темы мероприятий по трудовому воспитанию в школе и детских садах

Труд – неотъемлемая часть жизни человека, потому-то трудовое воспитание должно так же быть постоянным и непрекращающимся.

Трудовое воспитание дошкольников в детском саду

То, как организовано трудовое воспитание дошкольников, имеет большое значение. Успехи в грядущей взрослой жизни, будущие практические умения, ответственное отношение к работе, сознательный подход

Средства трудового воспитания детей

Читайте также: