Что такое трудовой капитал

Опубликовано: 17.09.2024

Трудовой капитал – материальные и финансовые ресурсы, накопленные трудовым партнерством в процессе трудовой деятельности как финансовый результат от участия партнерства в повышении эффективности предприятия, а также доля прибыли от инвестиций в предприятие и другие объекты.

Трудовой капитал имеет форму общей долевой собственности. Порядок изменения этих долей, а также их учета определяется уставом трудового общества.

Основными источниками накопления трудового капитала является прибыль от повышения эффективности производства (трудовая прибыль), доля прибыли на инвестиции в активы долевого предприятия, дивиденды от инвестиций в жилые и социальные объекты.

Для пополнения трудового капитала трудовые партнерства вправе использовать сторонние источники, включая доходы от вторичной занятости, кредиты коммерческих банков, средства трудовых касс, личные сбережения и другие источники.

Трудовые партнерства имеют преимущественное право на инвестиции в активы предприятия, участниками которого они являются. Если средства трудового капитала замещают коммерческие кредиты, то проценты за использование этих средств не должны быть меньше соответствующих кредитных ставок.

Условия использование средств трудового капитала, порядок его изъятия или возврата из активов предприятия определяется инвестиционным соглашением, которое должно быть неотъемлемой частью генерального трудового договора.

Материальные и денежные средства общества, инвестированные в активы долевого предприятия, учитываются на его отдельном балансовом счете «Трудовой капитал». За использование этих средств (трудового капитала) предприятие выплачивает проценты по ставкам не ниже текущих ставок по банковским кредитам.

Средства трудового капитала могут использоваться на прием и обучение новых работников, повышение квалификации персонала, улучшение условий труда, повышение уровня безопасности и т.д.

В случаях необходимости средства трудового капитала могут расходоваться на оплату медицинских и образовательных услуг, пособия в период незанятости, улучшение жилищных условий и другие цели. Как правило, эти расходы должны полностью или частично относиться на уменьшение доли личного капитал работника.
Расходование средств трудового капитала непосредственно на потребление допускается только по решениям правительства.

Решения об инвестициях средств трудового капитала в активы предприятия, а также в жилые и социально-культурные объекты, приносящие доход, и о расходовании средств на различные цели принимаются общими собраниями участников трудовых партнерств.

Все участники партнерства имеют право на информацию о поступлении и расходовании средств трудового капитала, его структуре, личных долях всех работников и другие сведения. Ежегодно, а также по требованию участника партнерства выдается выписка с его лицевого счета о движении его доли трудового капитала.

При переводе участника партнерства в другое трудовое партнерство денежные средства, соответствующие доле этого участника в трудовом капитале, перечисляются партнерству, в которое он переводится. Условия, порядок и сроки перечисления средств согласовываются между всеми тремя сторонами.

В случае выхода участника из партнерства по собственному желанию или по достижению пенсионного возраста его доля в трудовом капитале общества перечисляется на его социальный счет. Если средства трудового капитала расходовались на личные цели (обучение, повышение квалификации, материальная поддержка) такого участника, его доля уменьшается на суммы затрат с поправкой на инфляцию.

Участник партнерства, выходящий на пенсию, вправе на время отказаться от перечисления свой доли на социальный счет и получать доход от ее использования наравне с работающими участниками общества.

А если, вдруг, трудовому партнерству понадобятся крупные средства? На развитие производства, реорганизацию станочного парка, расширение производственных мощностей? Оно так и будет по крупицам собирать эти средства несколько десятилетий, или в вашей схеме предусмотрен банковский капитал? Или развитие производства не предусмотрено?
Все участники партнерства имеют право на информацию о поступлении и расходовании средств трудового капитала, его структуре, личных долях всех работников и другие сведения. Ежегодно, а также по требованию участника партнерства выдается выписка с его лицевого счета о движении его доли трудового капитала.

При переводе участника партнерства в другое трудовое партнерство денежные средства, соответствующие доле этого участника в трудовом капитале, перечисляются партнерству, в которое он переводится. Условия, порядок и сроки перечисления средств согласовываются между всеми тремя сторонами.

В случае выхода участника из партнерства по собственному желанию или по достижению пенсионного возраста его доля в трудовом капитале общества перечисляется на его социальный счет. Если средства трудового капитала расходовались на личные цели (обучение, повышение квалификации, материальная поддержка) такого участника, его доля уменьшается на суммы затрат с поправкой на инфляцию.
А чем это отличается от обычного АООТ?

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

На предприятиях трудовой капитал воплощается в труде квалифицированных рабочих, доля которых зависит от применяемой технологии. Чем больше доля технологий, тем выше требования к трудовому капиталу. Улучшение технологии, переход на новые технологии требует инвестиций в повышение квалификации. В США фирмы инвестируют более 30млрд долларов в год на повышение квалификации персонала. Одна только фирма «Дженерал электрик» инвестирует в трудовой капитал ежегодно более 100млн долл. Российские предприятия экономят на расходах в персонал, в человека. Многие предприятия не финансируют ПТУ и центры производственного обучения, ограничиваются обучением на рабочем месте. Однако узконаправленная специальная подготовка не обеспечивает должной квалификации, что ведет к увеличению брака, переделкам, повышенному износу оборудования, авариям, увеличению простоев и расходов на ремонт. Впору опять возвращаться во времена индустриализации и напоминать оценки С.Г. Струмилина об эффективности квалификации рабочих. В начале XXI века экономически активное население составляло в России около 71 млн человек, из них было занято в экономике 64,7 млн (91,1%), безработных – 6,3 млн. Увеличилась доля занятых с высшим и неполным средним образованием (с 32,9 до 34,6%). Понизилась доля занятых работников с более низким уровнем образования (с 17,8 до 8 %), а также со средним специальным образованием (с 31,6 до 31,1 %).

Ситуация с трудовыми ресурсами в 2001 ÷ 2010 гг. остаётся относительно благоприятной с точки зрения предложения рабочей силы. Прирост трудоспособной части населения составил за этот период 4 млн человек. С 2011 по 2013гг. ситуация по предложения квалифицированной рабочей силы ухудшается. Для периода 2014 ÷ 1025 гг. прогнозируемо абсолютное и относительное сокращение трудоспособного населения. В целом за период 2001 ÷ 2025 гг. ожидается снижение численности трудоспособного населения на 14,3 ÷ 15,5 млн человек. Динамика демографической нагрузки на трудоспособное население будет иметь волнообразный характер. Рост нагрузки на пожилых объясняется сокращением численности детей. По данным Минтруда, существующий уровень занятости в России является избыточным по сравнению со странами переходной экономики и отражает низкую производительность труда. Лишь 5% экономически активного населения относится к категории высококвалифицированных специалистов. В ФРГ этот показатель составляет 56%, в США – 43%. При этом в одних секторах есть свободные рабочие места, в других – избыток занятости. Одна из причин неравномерности распределения рабочей силы состоит в том, что система подготовки в вузах и профтехучилищах не отвечает требованиям экономики. Другая причина: огромная дифференциация в оплате труда способствует оттоку кадров из низкооплачиваемых секторов экономики. Высока вероятность того, что в России сохраниться длительная структурная безработица, если не будет создана эффективная система подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями производства и экономики.

Трудовой капитал формируется всю жизнь по мере накопления опыта, трудовых навыков, умений и, самое главное, образования. Образование является главным способом в воспроизводстве квалифицированных работников. Оценку трудового потенциала работники традиционно осуществляют по разрядам квалификации. В ходе производственной аттестации рабочих учитывают сложность и качество выполняемых работ, опыт профессиональной работы, ответственность за состояние оборудования. Сама по себе квалификация является неотъемлемой частью трудового капитала, представляет собой степень и вид профессиональной пригодности работника. В современном мире люди с более высоким уровнем образования получают более выгодную работу. Эта тенденция зависимости образования и доходов человека примерно одинакова во всех странах. Это говорит о том, что в настоящее время не только выгодно получать образование, но и выгодно вкладывать в него деньги, так как образование, вдобавок ко всему, напрямую отражается на производительности труда, на эффективности производства в целом. Образованию уделяется особое внимание в любом современном обществе. Вкладывая средства в образование рабочей силы, необходимо помнить то, что эти инвестиции многократно эффективнее вложений в любой другой фактор производства. В США рост образованности нации обеспечивает 15% прироста национального дохода. Учитывая, что в США расходуется на образование 6÷7% от ВВП, видно, что инвестиции в образование являются высокоэффективными.

Объём валовой добавленной стоимости в российской системе образования– 1,05трлн руб. (2009г.). Государственные расходы на образование в 2005г. составляли 3,8% ВВП, в 2006 г.– 3,9% ВВП. Частные расходы на образование в 2006 г. составляли 0,7% ВВП. Совокупные расходы на образование в 2006 г. составляли 4,6% ВВП, в 2007 г.– 4,8% ВВП.

В ноябре2010 г.на заседании президиума правительства РФВ.В. Путинзаявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011 ÷ 2015 гг. будет выделено 137 млрд рублей: в рамках этой программы серьезные средства будут направлены на поддержку одаренных детей, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. В табл.1 приведены государственные расходы на образование за 1997 ÷ 2014 гг. Кроме этого, в рамках этой программы будет продолжено обновление материально-технической базы федеральных вузов.

Таблица 1 – Государственные расходы на образование в Российской Федерации

Для экономической науки традиционной является проблема влияния характеристик (качеств) человека на производительность труда. Так, Маршалл анализировал «условия, от которых зависят здоровье и сила населения — физическая, умственная, нравственная» [Маршалл. Т. 1. С. 268]. Он отмечал, что это соответствует «выдвинутой Энгелем великой классификации элементов производительности, в которой выделялись: а) «тело»; б) «разум»; в) «душа» (Leib, Verstand und Herz)» [Там же. С. 269].

Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используются понятия «рабочая сила» и «человеческий капитал». Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т. е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.

Набор характеристик, которые используются в литературе для определения возможностей эффективного труда, не в полной мере соответствует реалиям современной экономики. Этот набор целесообразно расширить на основе понятия трудового потенциала. Его компоненты должны характеризовать:

1) психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности;

2) возможности нормальных социальных контактов;

3) способности к генерации новых идей, методов, образов,

4) рациональность поведения;

5) наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения

определенных обязанностей и видов работ;

6) предложение на рынке труда.

Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты трудового потенциала:

нравственность и умение работать в коллективе;

организованность и ассертивность1;

ресурсы рабочего времени.

Показатели, характеризующие эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так и к различным коллективам, в том числе к персоналу предприятия и населению страны в целом (табл. 4.1.1).

Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, т. е. по отношению к индивидууму трудовой потенциал — это часть потенциала человека, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта (см. рис. 4.1.1).

4.2. Компоненты трудового потенциала 4.2.1. Здоровье

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие — это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между

; Ассертивность — гармоничное объединение свойств личности.

способностями, потребностями и ожиданиями работающего и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда» [Всемирная организация здравоохранения. С. 19].

В этом определении акцент сделан на субъективном восприятии здоровья. По существу, речь идет об удовлетворенности жизнью. Ряд психологов (в частности, М. Аргайл) рассматривают удовлетворенность жизнью как конструктивное определение того, что люди понимают под счастьем. Близость определений здоровья (по ВОЗ) и счастья (по Аргайлу) означает, что, по-видимому, в первом случае требования завышены, а во втором — занижены.

Удовлетворенность жизнью, несомненно, является важной характеристикой здоровья. Однако для многих людей, особенно студенческого возраста, счастье — это нечто большее, чем удовлетворенность жизнью. Например, счастьем можно считать ощущение того, что жизнь прекрасна. Определение Аргайла больше соответствует зрелому возрасту. В сущности, это определение можно рассматривать как одно из упрощенных толкований слов А. С. Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля» (1834). Следует заметить, что обоснованность определений таких понятий, как здоровье и счастье, определяется степенью их соответствия более общим мировоззренческим категориям. В конечном счете рассматриваемые понятия должны вытекать из смысла жизни человека.

Несмотоя на спорность исходных дефиниций, в книге Аргай-ла приведено много фактов и количественных характеристик, позволяющих оиенить здоровье населения Великобритании и других стран по результатам социологических опросов. На основе данных Аргайла и ряда иных публикаций можно утверждать, что если исходить из определения ВОЗ (полное физическое и соииальное благополучие), то более 60\% населения развитых стран нельзя считать здоровым.

Известно, что по сравнению с этими странами в России состояние здоровья населения значительно хуже. Это утверждение основывается на объективных статистических показателях, средней продолжительности жизни, смертности и т. п. Особенно высока смертность мужчин в возрасте наибольшей работоспособности (25—45 лет). По сравнению с Германией она выше в три раза [Региональные проблемы здоровья. С. 99].

Наиболее высокие темпы прироста смертности населения России обусловлены такими причинами, как несчастные случаи; травмы и отравления. За 1990—1995 гг. количество случаев отравления алкоголем увеличилось в 2,7 раза, а самоубийств — в 1,6 раза; болезней органов пищеварения — в 1,8 раза; инфекционных и паразитарных болезней — в 1,7 раза.

По данным Минтруда России, в 1995 г. в России отмечен наивысший в мире уровень производственного травматизма: 0,133 случая на 1000 работающих. В Англии этот показатель составил 0,016, в Японии — 0,02, в США — 0,054, в Германии — 0,08 случая (Санкт-Петербургские ведомости. 1996. 23 мая).

Детская смертность в России в 2—3 раза выше, чем в развитых странах.

Динамика показателей рождаемости и смертности населения России за период 1990—1997 гг. приведена на рис. 4.2.1. После 1991 г. начался процесс депопуляции: число умерших стало больше числа родившихся. Графики рождаемости и смертности образовали фигуру, получившую название «русский крест» [Римашев-ская. С. 3].

Рис. 4.1.1. Соотношение понятий «потенциал человека», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», «рабочая сила»

4 Экономика и социология труда

Ошибки в проведении экономических реформ в 1990—1998 гг. крайне негативно отразились на состоянии здоровья населения России, особенно детей и подростков. За указанный период в несколько раз увеличилось число заболевших туберкулезом, в десятки раз выросла заболеваемость венерическими болезнями и СПИДом. По данным Минздрава России, в 1998 г. число наркоманов среди подростков было в два раза, а токсикоманов в восемь раз больше по сравнению с общим показателем по всем возрастным категориям. С 1992 по 1997 г. число детей, больных наркоманией, увеличилось почти в 20 раз. В 7—11 раз выросла смертность, в десятки раз — число суицидальных попыток (см.: Поиск. 2000. № 6).

Заболевания и смертность в России значительно выше, чем в развитых странах, из-за низкого качества продуктов питания, их нерациональной структуры (мало белков, витаминов и других биологически активных веществ); распространенности вредных привычек (алкоголь, курение); занятости на работах с неблагоприятными условиями труда (более 15 млн чел.); недостаточных затрат на охрану труда (на порядок меньше, чем в США); высокой загрязненности воздуха, воды и земли; плохой организации медицинского обслуживания, недостаточной технической оснащенности лечебных учреждений.

Существенным фактором высокой заболеваемости в России является самая большая в мире занятость женщин в материальном производстве, особенно при выполнении тяжелых и вредных работ. Это обусловлено в значительной мере системами оплаты труда и пенсионного обеспечения, которые вынуждают многих женщин оставаться на вредных работах даже там, где это формально запрещено. Такая практика негативно влияет на здоровье женщин и детей. Только 14\% школьников могут считаться здоровыми; 10\% детей не могут учиться в обычных школах из-за отставания в умственном развитии. В 1996 г. каждый третий призывник был освобожден от военной службы по состоянию здоровья (для сравнения: в 1985 г. таких было 5\%, в 1991 г. — 20\%).

При всех определениях здоровья крайней степенью неблагополучия в данной сфере является добровольный уход человека из жизни. Число самоубийств на 1000 жителей в России существенно выше, чем в развитых странах (в три раза, чем в США, и в четыре раза, чем в Великобритании).

Тенденции ожидаемой продолжительности жизни в России, США и странах Европейского союза представлены на рис. 4.2.2. Как видно из рисунка, в развитых странах наблюдается рост средней продолжительности жизни. В России динамика этого показателя значительно хуже.

Как для России, так и для развитых стран характерно уменьшение доли населения в возрасте до 19 лет и увеличение доли населения старше 55 лет (см. рис. 4.2.3). Однако в России это связано в значительной мере с высоким уровнем детской смертности.

Современное состояние здоровья населения России было обсуждено на общем собрании Российской академии медицинских наук в октябре 2006 г. Академики РАМН пришли к следующим выводам: «. показатель общей смертности в России (16,1 человека на 1000 человек населения) превысил в 2005 году в два раза показатели Европы и США и в полтора — средние по миру. Количество умерших в целом по стране превосходит количество родившихся в 1,7 раза, а в 27 регионах даже в два-три раза. При этом высокая смертность, значительно превышающая показатели экономически развитых стран, отмечается практически во всех возрастных группах.

Продолжительность жизни в России в 2004 году составила 65,3 года. Причем разница в продолжительности жизни мужчин и женщин стабилизировалась на уровне 12—14 лет, что в два-три раза выше, чем в экономически развитых странах. Последние пять лет в ряде субъектов РФ продолжительность жизни мужчин не превышает 55—56 лет, а в целом по стране составляет неполные 59 лет: на 15— 20 лет меньше, чем в Японии, Швеции, Великобритании, Франции, Германии и США.

Среди причин смерти лидирующее положение занимают сердечно-сосудистые заболевания, травмы, отравления и другие последствия внешних воздействий, онкологические заболевания, составляющие соответственно 56,7, 13,7 и 12,5\% всех случаев смерти.

. Общее собрание РАМН признало необходимым безотлагательно принять комплекс решительных мер, направленных не только на минимизацию традиционно выдвигаемых на первый план факторов риска (экономическое неблагополучие, вредные привычки, нерациональное питание, гиподинамия), но и на преодоление коррупции, воспроизводства маргинальных слоев населения, духовно-нравственной дезориентации общества, перераспределения всех видов ресурсов в пользу привилегированного меньшинства. Повышение уровня здоровья населения и снижение смертности невозможно в том числе и без укрепления правопорядка, социальной поддержки института семьи, престижа образования и здорового образа жизни, культурных и нравственных ценностей, минимизации социальных и межэтнических противоречий, улучшения среды обитания, условий труда, учебы и отдыха, качества питания и лекарственного обеспечения» [Поиск. 2006. № 42. С. 10].

Наряду с материальным благополучием, условиями труда и медицинским обслуживанием здоровье населения существенно зависит от духовного настроя человека (оптимистического или пессимистического).

В статье проф. И. А. Гундарева «Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа» приведены статистические зависимости между показателями, характеризующими духовное и физическое здоровье населения России. Названную статью можно рассматривать как еще одно подтверждение правила: раны у победителей заживают быстрее, чем у побежденных. К сожалению, значительная часть населения России после реформ в конце прошлого века ощущает себя в роли побежденных: в 2003 г. лишь 6,8\% граждан России полагали, что они выиграли от указанных реформ (Известия. 2003. 29 июля). С этим во многом связан и более чем двукратный рост потребления алкоголя в период 1991 — 1997 гг., что в свою очередь существенно повлияло на демографические показатели и здоровье населения (Известия. 2002.

В целом имеются основания утверждать, что социально-психологические факторы (идеи и ценности общества, доверие к власти, взаимоотношения социальных групп, духовная атмосфера и др.) в наибольшей степени определяют здоровье населения и демографические показатели.

Библиографическая ссылка на статью:
Иващенко М.А., Реутов Н.Н. Трудовой и интеллектуальный капитал как разновидность человеческого капитала // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85555 (дата обращения: 21.05.2021).

Особую роль в инновационном процессе играют креативные человеческие способности. Эти способности включают в себя: смекалку, интеллект, креативность и умение находить оптимальные решения актуальных проблем [3].

Для решения научных, экономических, технических и социальных проблем необходимы обширные знания и налаженная система информации. Человеческие способности являются основополагающим капиталом любого предприятия, фирмы или организации. Начальная роль человеческого капитала проявляется в творческой деятельности [4].

Понятие человеческий капитал широко обсуждается в учебной, научной и прикладной литературе. Человеческий капитал, как экономическая категория является одним из общих экономических ключевых понятий, которые позволяют не только описывать, но и объяснять многие экономические процессы, которые проявляются через интересы и действия людей [1].

Таким образом, человеческий капитал выступает сложным и многозначным явлением.Свое внимание исследователи акцентируют на различных его аспектах,что и обусловливает разницу подходов сущности и содержания данного определения.

Трудовой капитал. Если труд сложный, то и требования выше к знаниям, опыту, ответственности и квалификации работника. По разрядам квалификации работники осуществляют оценку трудового потенциала. В момент проведения производственной аттестации учитывается не только опыт, стаж, сложность и качество работ выполняемых работником, но и сама ответственность, как за оборудование, так и за других работников.

Так, академик по своим расчетам С. Г. Струмилин считает, что квалифицированный труд производительнее раза в 2-3, а соответственно и оплачивается по тарифной сетке в 2-3 раза выше, чем простой труд. Тарифные сетки бывают шестиразрядные, восьмиразрядные и двенадцатиразрядные.

Трудовой капитал выражается в труде квалифицированных специалистов и поэтому их доля зависит от той технологии, которая широко применяется или используется на предприятии. Соответственно, чем больше доля технологий, тем выше требования к трудовому капиталу.

Неотделимой частью трудового капитала является квалификация, которая представляет собой вид и степень профессиональной пригодности работника.Для повышения и поддержания квалификации необходимо инвестирование, которое принесет пользу не только работникам, но и предприятию в целом.Переход на новые технологии или их улучшение требует определенных инвестиций, направленных на повышение или переквалификацию. Об этом свидетельствуют не один опыт, например, в США на повышение квалификации персонала фирмы инвестируют более 30 миллиардов долларов в год. Одна лишь фирма «General Electric» каждый год инвестирует в трудовой капитал более чем 100 миллионов долларов.

В России предприятия часто экономят на расходах персонала. Именно поэтому многие предприятия ликвидировали различные центры производственного обучения и профессиональные технические училища (ПТУ) ограничившись обучением на рабочем месте. В итоге узконаправленная специализация из-за отсутствия должной квалификации способствует увеличению брака, износу оборудования, аварий, простоев и расходов на ремонт.

По мнению экспертов в области экономики ситуация, связанная с трудовыми ресурсами не может быть однозначной. Основываясь на двух этапах, эксперты сделали определенный прогноз. Эти данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Трудовые ресурсы на перспективу.

2000 год

2001 год

2005 год

2010 год

2015 год

2020 год

2025 год

2000 год

2001 год

2005 год

2010 год

2015 год

2020 год

2025 год

В таблице №1 видно, что нестабильный характер имеет динамика демографической нагрузки, которая оказывают непосредственное влияние на трудоспособное население, т. е. за счет пожилых рост нагрузки будет нейтрализован благодаря сокращению численности детей, что свидетельствует о существенном старении населения, возникновение дополнительных социальных проблем [7].

Данные Минтруда показывают тот факт, что уровень занятости в России по сравнению со странами с переходной экономикой является избыточным, но при этом отражает низкую производительность труда. В России показатель категории высококвалифицированных специалистов составляет – 5%, в США он равен – 43% и в ФРГ – 56%.

Видно, что в одних секторах заметно выделяется избыток занятости, а в других наблюдается присутствие свободных рабочих мест. Причиной неравномерного распределения рабочей силы в том, что система подготовки учебных заведениях и училищах не отвечает экономическим требованиям. Еще одной причиной является дифференциация оплаты труда, которая ведет к прямому оттоку кадров из низкооплачиваемых экономических секторов. Если не будут создаваться системы по подготовке или переподготовке кадров, которые будут отвечать экономическим потребностям, то это может привести к длительной безработице в стране.

Трудовой капитал – это приобретенный или накопленный опыт, практических навыков, умений и образования в течение жизненного периода в той или иной сфере деятельности. Последнее играет особо важную роль в воспроизводстве квалифицированных специалистов (работников). В настоящее время, люди с высоким уровнем образованности могут получить высокооплачиваемую работу. Эта тенденция наблюдается во всех странах. В современном мире выгодно не только получать образование, но и вкладывать в него деньги, поскольку образование отражается не только на производительности труда, но и оказывает огромное влияние на производство в целом.

Сегодня в современном обществе образованию уделяется особое внимание. Следует учитывать то, что средства, которые вкладываются в образование рабочей силы намного эффективнее тех вложений, которые направлены на любой другой фактор производства. Например, рост образованности наци в США обеспечивает 15% прироста национального дохода. Учитывая тот факт, что расходы на образование составляют 6-7% от ВВП, являются высокоэффективными [9].

В России заметно наблюдается кризис системы среднего общего и профессионально образования, это связано с затянувшимся кризисом в целом. Для государства в качестве инвестиций в трудовой капитал должно оставаться увеличение финансирования. Приоритетной задачей государства является увеличение финансирования образования.

Интеллектуальный капитал. Выявить сущность и содержание интеллектуального капитала будет более детально, если его рассмотреть как высшую форму человеческого капитала. Интеллектуальный капитал, как один из разновидностей человеческого капитала, приобрел свою важность относительно не так давно.

Интеллектуальный капитал выражается в запасе определенных знаний, опыте решения проблем, креативных способностей, культуре и мотивации умственного труда, что и способствует повышению доходов отдельного человека, организации или общества в целом. В современном обществе тот, кто владеет информацией и определенными знаниями в той или иной сфере имеет высокую позицию и роль в жизни общества.

Все большее распространение интеллектуальный капитал получает благодаря инвестициям, которые способствуют высокому росту эффективности. От интеллектуальной собственности высокую доходность имеют ученые и высококвалифицированные научные работники. В настоящее время эта сфера является актуальной отраслью с высоким доходом в экономической области, которая развивается весьма быстрыми темпами.

Понятие интеллектуальный капитал также связано с понятием интеллектуальная собственность и являются неразделимыми, идентифицирующими компонентами в новой экономике. Как определение интеллектуальный капитал имеет достаточно общий характер и подразумевает необходимые знания работников компании, которая и способствует обеспечению её конкурентоспособности. По мнению Леонтьева Б. Б. интеллектуальный капитал – это система капитальных устойчивых интеллектуальных знаний и преимуществ данной компании или фирмы на рынке [8]. Так, Иноземцев В. Л. отмечает, что знания и информация, как специфические по своим формам и природе участия в производственном процессе факторы принимают облик интеллектуального капитала в рамках фирм [6].

Источником накопления и образования интеллектуального капитала представлены на рисунке 1.

Для экономической науки традиционной является проблема влияния характеристик (качеств) человека на производительность труда. Так, Маршалл анализировал «условия, от которых зависят здоровье и сила населения — физическая, умственная, нравственная» [Маршалл. Т. 1. С. 268]. Он отмечал, что это соответствует «выдвинутой Энгелем великой классификации элементов производительности, в которой выделялись: а) «тело»; б) «разум»; в) «душа» (Leib, Verstand und Herz)» [Там же. С. 269].

Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используются понятия «рабочая сила» и «человеческий капитал». Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т. е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.

Набор характеристик, которые используются в литературе для определения возможностей эффективного труда, не в полной мере соответствует реалиям современной экономики. Этот набор целесообразно расширить на основе понятия трудового потенциала. Его компоненты должны характеризовать:

1) психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности;

2) возможности нормальных социальных контактов;

3) способности к генерации новых идей, методов, образов,

4) рациональность поведения;

5) наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения

определенных обязанностей и видов работ;

6) предложение на рынке труда.

Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты трудового потенциала:

нравственность и умение работать в коллективе;

организованность и ассертивность1;

ресурсы рабочего времени.

Показатели, характеризующие эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так и к различным коллективам, в том числе к персоналу предприятия и населению страны в целом (табл. 4.1.1).

Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, т. е. по отношению к индивидууму трудовой потенциал — это часть потенциала человека, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта (см. рис. 4.1.1).

4.2. Компоненты трудового потенциала 4.2.1. Здоровье

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие — это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между

; Ассертивность — гармоничное объединение свойств личности.

способностями, потребностями и ожиданиями работающего и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда» [Всемирная организация здравоохранения. С. 19].

В этом определении акцент сделан на субъективном восприятии здоровья. По существу, речь идет об удовлетворенности жизнью. Ряд психологов (в частности, М. Аргайл) рассматривают удовлетворенность жизнью как конструктивное определение того, что люди понимают под счастьем. Близость определений здоровья (по ВОЗ) и счастья (по Аргайлу) означает, что, по-видимому, в первом случае требования завышены, а во втором — занижены.

Удовлетворенность жизнью, несомненно, является важной характеристикой здоровья. Однако для многих людей, особенно студенческого возраста, счастье — это нечто большее, чем удовлетворенность жизнью. Например, счастьем можно считать ощущение того, что жизнь прекрасна. Определение Аргайла больше соответствует зрелому возрасту. В сущности, это определение можно рассматривать как одно из упрощенных толкований слов А. С. Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля» (1834). Следует заметить, что обоснованность определений таких понятий, как здоровье и счастье, определяется степенью их соответствия более общим мировоззренческим категориям. В конечном счете рассматриваемые понятия должны вытекать из смысла жизни человека.

Несмотоя на спорность исходных дефиниций, в книге Аргай-ла приведено много фактов и количественных характеристик, позволяющих оиенить здоровье населения Великобритании и других стран по результатам социологических опросов. На основе данных Аргайла и ряда иных публикаций можно утверждать, что если исходить из определения ВОЗ (полное физическое и соииальное благополучие), то более 60\% населения развитых стран нельзя считать здоровым.

Известно, что по сравнению с этими странами в России состояние здоровья населения значительно хуже. Это утверждение основывается на объективных статистических показателях, средней продолжительности жизни, смертности и т. п. Особенно высока смертность мужчин в возрасте наибольшей работоспособности (25—45 лет). По сравнению с Германией она выше в три раза [Региональные проблемы здоровья. С. 99].

Наиболее высокие темпы прироста смертности населения России обусловлены такими причинами, как несчастные случаи; травмы и отравления. За 1990—1995 гг. количество случаев отравления алкоголем увеличилось в 2,7 раза, а самоубийств — в 1,6 раза; болезней органов пищеварения — в 1,8 раза; инфекционных и паразитарных болезней — в 1,7 раза.

По данным Минтруда России, в 1995 г. в России отмечен наивысший в мире уровень производственного травматизма: 0,133 случая на 1000 работающих. В Англии этот показатель составил 0,016, в Японии — 0,02, в США — 0,054, в Германии — 0,08 случая (Санкт-Петербургские ведомости. 1996. 23 мая).

Детская смертность в России в 2—3 раза выше, чем в развитых странах.

Динамика показателей рождаемости и смертности населения России за период 1990—1997 гг. приведена на рис. 4.2.1. После 1991 г. начался процесс депопуляции: число умерших стало больше числа родившихся. Графики рождаемости и смертности образовали фигуру, получившую название «русский крест» [Римашев-ская. С. 3].

Рис. 4.1.1. Соотношение понятий «потенциал человека», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», «рабочая сила»

4 Экономика и социология труда

Ошибки в проведении экономических реформ в 1990—1998 гг. крайне негативно отразились на состоянии здоровья населения России, особенно детей и подростков. За указанный период в несколько раз увеличилось число заболевших туберкулезом, в десятки раз выросла заболеваемость венерическими болезнями и СПИДом. По данным Минздрава России, в 1998 г. число наркоманов среди подростков было в два раза, а токсикоманов в восемь раз больше по сравнению с общим показателем по всем возрастным категориям. С 1992 по 1997 г. число детей, больных наркоманией, увеличилось почти в 20 раз. В 7—11 раз выросла смертность, в десятки раз — число суицидальных попыток (см.: Поиск. 2000. № 6).

Заболевания и смертность в России значительно выше, чем в развитых странах, из-за низкого качества продуктов питания, их нерациональной структуры (мало белков, витаминов и других биологически активных веществ); распространенности вредных привычек (алкоголь, курение); занятости на работах с неблагоприятными условиями труда (более 15 млн чел.); недостаточных затрат на охрану труда (на порядок меньше, чем в США); высокой загрязненности воздуха, воды и земли; плохой организации медицинского обслуживания, недостаточной технической оснащенности лечебных учреждений.

Существенным фактором высокой заболеваемости в России является самая большая в мире занятость женщин в материальном производстве, особенно при выполнении тяжелых и вредных работ. Это обусловлено в значительной мере системами оплаты труда и пенсионного обеспечения, которые вынуждают многих женщин оставаться на вредных работах даже там, где это формально запрещено. Такая практика негативно влияет на здоровье женщин и детей. Только 14\% школьников могут считаться здоровыми; 10\% детей не могут учиться в обычных школах из-за отставания в умственном развитии. В 1996 г. каждый третий призывник был освобожден от военной службы по состоянию здоровья (для сравнения: в 1985 г. таких было 5\%, в 1991 г. — 20\%).

При всех определениях здоровья крайней степенью неблагополучия в данной сфере является добровольный уход человека из жизни. Число самоубийств на 1000 жителей в России существенно выше, чем в развитых странах (в три раза, чем в США, и в четыре раза, чем в Великобритании).

Тенденции ожидаемой продолжительности жизни в России, США и странах Европейского союза представлены на рис. 4.2.2. Как видно из рисунка, в развитых странах наблюдается рост средней продолжительности жизни. В России динамика этого показателя значительно хуже.

Как для России, так и для развитых стран характерно уменьшение доли населения в возрасте до 19 лет и увеличение доли населения старше 55 лет (см. рис. 4.2.3). Однако в России это связано в значительной мере с высоким уровнем детской смертности.

Современное состояние здоровья населения России было обсуждено на общем собрании Российской академии медицинских наук в октябре 2006 г. Академики РАМН пришли к следующим выводам: «. показатель общей смертности в России (16,1 человека на 1000 человек населения) превысил в 2005 году в два раза показатели Европы и США и в полтора — средние по миру. Количество умерших в целом по стране превосходит количество родившихся в 1,7 раза, а в 27 регионах даже в два-три раза. При этом высокая смертность, значительно превышающая показатели экономически развитых стран, отмечается практически во всех возрастных группах.

Продолжительность жизни в России в 2004 году составила 65,3 года. Причем разница в продолжительности жизни мужчин и женщин стабилизировалась на уровне 12—14 лет, что в два-три раза выше, чем в экономически развитых странах. Последние пять лет в ряде субъектов РФ продолжительность жизни мужчин не превышает 55—56 лет, а в целом по стране составляет неполные 59 лет: на 15— 20 лет меньше, чем в Японии, Швеции, Великобритании, Франции, Германии и США.

Среди причин смерти лидирующее положение занимают сердечно-сосудистые заболевания, травмы, отравления и другие последствия внешних воздействий, онкологические заболевания, составляющие соответственно 56,7, 13,7 и 12,5\% всех случаев смерти.

. Общее собрание РАМН признало необходимым безотлагательно принять комплекс решительных мер, направленных не только на минимизацию традиционно выдвигаемых на первый план факторов риска (экономическое неблагополучие, вредные привычки, нерациональное питание, гиподинамия), но и на преодоление коррупции, воспроизводства маргинальных слоев населения, духовно-нравственной дезориентации общества, перераспределения всех видов ресурсов в пользу привилегированного меньшинства. Повышение уровня здоровья населения и снижение смертности невозможно в том числе и без укрепления правопорядка, социальной поддержки института семьи, престижа образования и здорового образа жизни, культурных и нравственных ценностей, минимизации социальных и межэтнических противоречий, улучшения среды обитания, условий труда, учебы и отдыха, качества питания и лекарственного обеспечения» [Поиск. 2006. № 42. С. 10].

Наряду с материальным благополучием, условиями труда и медицинским обслуживанием здоровье населения существенно зависит от духовного настроя человека (оптимистического или пессимистического).

В статье проф. И. А. Гундарева «Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа» приведены статистические зависимости между показателями, характеризующими духовное и физическое здоровье населения России. Названную статью можно рассматривать как еще одно подтверждение правила: раны у победителей заживают быстрее, чем у побежденных. К сожалению, значительная часть населения России после реформ в конце прошлого века ощущает себя в роли побежденных: в 2003 г. лишь 6,8\% граждан России полагали, что они выиграли от указанных реформ (Известия. 2003. 29 июля). С этим во многом связан и более чем двукратный рост потребления алкоголя в период 1991 — 1997 гг., что в свою очередь существенно повлияло на демографические показатели и здоровье населения (Известия. 2002.

В целом имеются основания утверждать, что социально-психологические факторы (идеи и ценности общества, доверие к власти, взаимоотношения социальных групп, духовная атмосфера и др.) в наибольшей степени определяют здоровье населения и демографические показатели.

Читайте также: