Что такое трудовой рейд

Опубликовано: 06.05.2024

Решение о проведении трудового рейда принимает общий сбор классного коллектива или общешкольный слет во время совместного планирования творческих дел на очередной период. Тогда же выясняется, кто будет принимать участие в предстоящем рейде – постоянные коллективы (пионерские звенья, отряды по желанию) или сводный отряд добровольцев; выбирается совет дела (штаб рейда), куда входят старшие ребята и взрослые в качестве комиссаров.

На общем сборе участников коллективно разрабатывается план рейда, намечаются сроки, определяется вариант организации, составляются команды, обсуждаются вопросы снаряжения, питания участников.

Возможные варианты организации трудового рейда.

1. «Связка». Все участники рейда идут по одному маршруту, останавливаясь по очереди в нескольких пунктах и проводя там разнообразную работу. В этом варианте целесообразно разделиться на команды по «специальностям»: КС (красные следопыты), «тимуры» (забота о малышах), «физорги» (организаторы спортивных дел), «друзья искусства» и др. Каждая из таких команд в случае необходимости привлекает к организации «своих» дел остальных участников рейда, создавая временные объединения.

2. «Звезда». Участники рейда через день-два после пребывания на общей базе расходятся командами по радиальным маршрутам-лучам в разные населенные пункты, действуют там в течение нескольких дней, а затем возвращаются на базу, где подводят итоги, обмениваются опытом, проводят общие творческие дела. В этом варианте каждая команда должна включать «специалистов» – организаторов разнообразных дел, например красных следопытов, затейников, запевал, художников, журналистов (лучше, если каждую «специальность» выберут не менее 2–3 человек).

3. «Веер». Команды в начале рейда или спустя какое-то время расходятся и идут параллельными маршрутами, затем соединяются в назначенном пункте, работают здесь сообща и могут двигаться дальше вместе.

Советы организаторам.

Храните и развивайте во время рейда традиции чести и красоты коллектива (почет знамени, значки с эмблемой, исполнение гимна, девиза на общих сборах и линейках и т. п.).

Начинайте действия на маршруте (в очередном населенном пункте) с общей разведки.

Обсуждайте ход жизни и всех операций, разрабатывайте план следующего дня и предстоящих дел на ежедневном (ежевечернем) общем сборе-«огоньке», по возможности у походного костра; для руководства отдельными делами выбирайте советы дел из представителей всех команд.

Старайтесь как можно быстрее завязать контакт с местными ребятами и проводите все операции в содружестве с ними (при этом можно создать из них сводные отряды или включать новых друзей в свои команды); стремитесь к тому, чтобы после вашего ухода переданный и накопленный сообща опыт продолжал использоваться и обогащаться вашими новыми друзьями.

«СНЕЖНАЯ СКАЗКА» – сюрприз-подарок малышам, зимняя трудовая операция, участники которой создают (по секрету от малышей!) различные скульптуры из снега, строят крепость, сказочные терема и другие сооружения для ролевых игр.

Эта операция предусматривает участие школьников любого возраста, а также их старших друзей – взрослых, развивает творческие способности, сплачивает старших и младших, воспитывает заботливое отношение к малышам.

Подготовка к операции.

Незадолго до операции (лучше за день или за несколько часов) каждый коллектив (постоянный или сводный), участвующий в ней, посылает своих разведчиков для выбора места действия (двор детского сада, территория школы, детский парк или детская площадка в городском парке, двор жилого дома, обычное место подвижных игр малышей данного поселка, села).

Операцию проводят днем или вечером. Если участвуют только старшие ребята, то возможна и ночная операция. Нужно взять флажки, гирлянды для украшения снежных фигур, а также ведра с водой и разведенной в них анилиновой краской – для раскрашивания сооружений.

Ход операции.

На общем сборе командир (начальник штаба) объявляет о начале операции, после чего гайдаровские команды отправляются по выбранным маршрутам, к местам своих действий. В ходе операции любая команда может разбиться и на небольшие бригады – по возрасту или по интересам (по объектам – дед-мороз, снегурочка, терем, крепость и др.).

Если команда разделилась на бригады по возрасту, то старшие, закончив работу, могут помочь младшим. Если бригады создавались по интересам, то в каждой из них окажутся ребята разных возрастов и их старшие друзья. После того как команда разбилась на бригады, каждая из них приступает к работе: обдумывает проект и начинает делать задуманную фигуру, постройку из снега.

Закончив работу, бригады осматривают созданные сооружения, после чего направляются к месту общего сбора и готовят творческий рапорт команды в виде речевки, песни и др.

Что можно сделать из снега.

Деда-мороза и снегурочку, снеговиков разного вида, сказочную голову с бородой-горкой, зайку, белочку, кота, белого медведя, слона, крокодила и других животных, крепость-замок с башней, стеной, воротами, лабиринт, терем-теремок, корабль, подводную лодку, самолет, ракету.

Как это было

Из дневника Веры Животовской, учителя начальных классов: «Кимовцы, учителя и их младшие товарищи – пионеры 4–7-х классов – составили три большие команды: три союза – «Альфа», «Бета» и «Гамма». Наш союз «Альфа», куда входили представители классов «а» (с 4-го по 7-й), выбрал для операции «Снежная сказка» детский сад № 3 по улице Маяковского.

Тихое воскресное утро. Детские сады пустуют: малыши сегодня со своими мамами и папами. В половине десятого собрались у школы. Короткое напутствие штаба – и три команды разошлись в разные стороны. Надо спешить: ведь срок операции – всего полтора часа.

С песнями наш боевой союз «Альфа» быстро пришел на место операции. Несли с собой лопаты, лом, ведро, краски, кисточки (какая жалость – мало лопат!). Наш союз оказался самым многочисленным, добрым и работоспособным. Без лишних объяснений разделились на бригады. Каждый пошел в ту группу, где ему было приятно работать.

– Что будем делать?

– Распашем целину! Здесь пусто. Только снег! – раздаются голоса.

Расчистили от снега площадку для «творческого созидания». Решили построить крепость. Интересно: кто будет охранять нашу крепость? Ну, конечно, Храбрый Заяц (вот и другая группа взялась за дело). А как же без снеговика?! Лепим и его. Дружно закипела работа.

А где остальные ребята. У главного входа встретят завтра малышей две матрешки – Снежки. Их лепят с особым старанием. Ведь это Снежки! Они должны быть похожи как две капли воды. Да, поистине снежная фантазия! Главный вход расчищается от снега. Здорово! А что это? Что за «терем-теремок, из трубы идет дымок»? Около теремка вытянулся тигр, а поодаль слон – новая сказка!

Красим. Торопимся. Хочется закончить работу вовремя, а работы – непочатый край! Великолепный солнечный день. Ребята раскраснелись, улыбаются, уходить не хочется.

– Давайте еще очистим дорожки от снега! Раскрасим крепость! Хорошо бы карусели построить!

Но. Приказ командира неумолим: «Кончай работу! Инструмент с собой!»

– Ух как хорошо! Зачем уходить? Давайте еще поработаем! Вот малыши-то обрадуются: не было ничего, и вдруг сколько всего интересного! Хотел бы я утром здесь быть! Хочу в детский сад. (Это Сашкин звонкий голос.)

– Становись! – безжалостная команда.

Ребята закончили, а кимовцы еще работают. Опаздываем на 15 минут. Хотелось узнать, что соорудили остальные бригады из нашей «Альфы», ведь их 7, но еще интереснее посмотреть, что сделано другими командами!»

СЮРПРИЗ – коллективное трудовое дело-операция: творческий подарок, подготовленный ребятами и их старшими друзьями на радость близким или далеким людям.

Праздничный сюрприз – отличное средство воспитания заботливого отношения к людям, развития творческой фантазии, смекалки, сплочения старших и младших, ребят и взрослых.

В праздничном сюрпризе могут участвовать классные коллективы – октябрятские, пионерские, комсомольские, их союзы, отдельные микроколлективы (звездочки, звенья, бригады), сводные объединения добровольцев разного возраста.

Трудовой сюрприз может быть сделан к всенародному празднику в честь какого-либо знаменательного события в жизни человека или коллектива (например, к дню рождения), а также и в обычные дни, чтобы доставить людям радость, превратить будни в праздник.

Возможные виды сюрпризов:

  • трудовой сюрприз типа ПСМ (праздничный сюрприз малышам) (например, подготовка и проведение октябрятами, пионерами и их старшими друзьями новогоднего праздника в детском саду или во дворе, на детской площадке, в красном уголке, с играми и хороводами вокруг елки, с аттракционами и подарками-самоделками);
  • праздничный сюрприз типа НШ (нашим шефам) – для производственного коллектива, учреждения, воинской части и т. д. (например, украшение к празднику помещения, выступление с праздничным концертом, подарки-самоделки каждому члену коллектива);
  • трудовой сюрприз типа РШ (родной школе) – праздничное оформление помещения, благоустройство двора, сооружение катка и др.;
  • трудовой сюрприз типа ПДД (подарок далеким друзьям);
  • трудовой сюрприз типа «Золотая фантазия» – украшение гирляндами из осенних листьев фасада и двора школы, внутренних помещений, территории детского сада, изготовление коллекции для далеких друзей и т. д.;
  • трудовой сюрприз типа «Снежная сказка».

Трудовые сюрпризы тесно связаны, переплетаются с Другими видами операций; могут проводиться во время десанта и рейдов, иногда приобретают характер атаки, намечаются после разведки дел.

Советы организаторам.

Как и всякий сюрприз, праздничную операцию готовьте по секрету от тех, кому предназначен подарок. Например, «Золотая фантазия» устраивается в воскресенье. В необходимых случаях нужно договориться с руководителями коллектива и сделать их хранителями «тайны».

Праздничный сюрприз может быть задуман во время составления плана на очередной период жизни коллектива как одно из предстоящих творческих дел, но может быть устроен и «сверх плана», в связи с каким-нибудь неожиданным праздничным событием или благоприятными обстоятельствами (например, «Снежная сказка» в разгаре зимы – при наступлении оттепели).

Разработка плана операции происходит на общем сборе участников, руководит подготовкой сюрприза совет дела (штаб операции) или командир сводного отряда.

Взрослые друзья ребят участвуют в разработке и проведении операции в качестве комиссаров, членов штаба, его советников и рядовых бойцов.

Итоги операции стоит обсудить на общем сборе-«огоньке», чтобы извлечь уроки для будущих сюрпризов и других творческих дел.

ФАБРИКА – ролевая игра, участники которой (ребята разного возраста и их старшие друзья), подражая организации настоящего производства, создают разнообразные изделия на пользу и радость своему коллективу, близким и далеким людям.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 178 ; Мы поможем в написании вашей работы!


Сборник рекомендаций для участников конкурса «Лидер XXI века»

Игорь Петрович Иванов (1923-1992г.) - доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД (организации коллективных творческих дел), создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание», «орлятская педагогика», «воспитание по Иванову», «педагогика социального творчества». Кроме того, И.П.Иванова по праву считают инициатором и создателем социально-педагогического движения.

В 1956 г. в Ленинграде он создал творческую группу педагогов – Союз энтузиастов (СЭН), в 1959 г. – Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) – школу районного актива старшеклассников, в 1963 г. – Коммуну им. А.С.Макаренко (КИМ) – содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога.

По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране. В создании привлекательного для подростков образа жизни и творческого сотрудничества детей и взрослых во Всероссийском лагере «Орленок» принимал участие «десант» из сорока членов КЮФ.

Методика КТД – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

Коллективная творческая деятельность (КТДеятельность) – это система отношений между воспитанниками и педагогами, основанные на взаимопонимании, помощи, уважении и желании творить.

Основная цель: проявление заботы не только о ближних, но и далеких друзьях.

Теория и методика коллективно-творческого дела (КТД) возникла в середине 60-х годов. Она была разработана ленинградским профессором И.П. Ивановым.

По Иванову КТДеятнльность – это прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни. Это совокупность определенных действий на общую пользу и радость. Поэтому оно - дело. И не просто дело, а коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей гражданской заботе. Это творческое коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями ведут поиск лучших путей, способов, средств решения общей задачи. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах.

В 60-х годах теория КТД вступала как главное звено в методике коммунистического воспитания. Во многом она отражала задачи и цели, которые ставила перед педагогической наукой жизнь того времени.

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много изменений. Вместе с этим изменилась идеология системы воспитания.

Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость и что получат для своего развития ребята-участники.

Коллективная творческая деятельность идет по определенным стадиям:

I стадия Подготовительный этап изучение отношений и уровня развития коллектива.

II стадия Коллективное планирование может быть организовано в различных формах:

  • Анкетирование
  • Пресс-опрос
  • Аукцион идей
  • Мозговой штурм
  • Разведка интересных дел

III стадия Коллективная подготовка КТДела

Созданный проект дела уточняется советом дела, решается кто, что будет делать. Разбиваются на творческие группы. Затем группы планируют и начинают свою работу, учитывая предложения, высказанные на общем сборе.

В этот момент возможна ситуация, когда некоторые ребята неохотно участвуют в общем деле или участвуют только потому, что «надо». Это забота руководителя, который должен подумать, как увлечь ребят работой, не допуская открытого давления. Есть несколько способов это сделать: увлечение добрым сюрпризом (выполнение группой части общего дела по секрету от других), помощь товарищеским советом (предложение нескольких вариантов выполнения - на выбор), увлечение «секретным договором» («Давай вместе подготовим это по секрету от всех?»), доверие ответственным поручением («Только ты сможешь это сделать»), обращение за помощью, с просьбой научить («Посоветуй, как это лучше сделать?»), контроль за выполнением, требование («Мы же вместе решили!»), поощрение.

На этом этапе совет дела осуществляет контроль за выполнением заданий, посвященных подготовке.

Степень готовности дела можно проверить с помощью игры «Фирма». Каждая группа представляет фирму по своей проблеме (задаче). Остальные задают ей вопросы о том, как будет осуществляться тот или иной момент, «фирма» же должна обоснованно гарантировать, что все будет хорошо.

IV стадияПроведение КТДела

Важен правильный настрой на проведение каждого дела. Руководитель должен поддерживать, увлекать участников шуткой, личным примером, победой.

V стадияКоллективный анализ

Главное, чтобы каждый участвовал в обсуждении, учился анализировать, извлекать уроки на будущее. Организатор направляет беседу, слово взрослого - это раздумье вслух, новая идея, новая задача, новое предложение.

Форма подведения итогов определяется самим коллективом. Это может быть письменная анкета, общий разговор на «огоньке», линейки с рапортом, газета. Обязательно с проанализируйте мероприятие с ребятами по примерной схеме:

· что понравилось?

· что получилось особенно хорошо?

· что можно было сделать лучше?

· что предусмотреть в следующий раз?

· что не удалось осуществить и почему?

· что предлагаем на будущее?

Это основное, вопросов может быть и больше.

И обязательно отметьте тех ребят, которые внесли наибольший вклад в организацию и проведение мероприятия. Не забудьте о тех, кто был «бойцом невидимого фронта» (работал за сценой, в зале, подносил атрибуты и т.д.). Ведь мероприятие удается только при слаженной деятельности всей рабочей группы. Пусть себя почувствуют героями дня не только те ребята, которым рукоплескали зрители, а каждый, кто был причастен к успеху дела.

Используйте для этого самые разнообразные формы поощрения: благодарность на линейке, грамоты, спецвыпуск листовки «молнии», стенгазету, местное радио и т.д.

VI стадияПоследействия.

На данном этапе руководитель организует использование в работе, учебе, жизни опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Необходимо обратить внимание на все новые предложения, отобрать и использовать лучшие из них. Сразу после подведения итогов необходимо приложить все усилия для того, чтобы коллектив начал осуществлять новые предложения, коллективно наметить программу действий.

Что значит "коллективное творческое дело?" Это:

дело, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.

коллективное дело, тат как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива воспитанников и воспитателей, то есть является общей заботой.

коллективное творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.

Алгоритм КТДела

Для успеха любого дела необходимо и ребятам, и взрослым учитывать объективно существующую логику его

организации. Как развивается коллективное творческое дело: как начинается, продолжается и заканчивается? Удобно для этого использовать так называемую «форму дела» или «алгоритм дела».

Начинается все с предварительной работы организатора.

Он определяет воспитательные задачи предстоящего КТД (Что я хочу?), намечает основные действия для осуществления этих задач (Что надо сделать?), определяет форму проведения дела (Как лучше?). Решает для себя следующие вопросы: Как передать ребятам свою мысль? Как их увлечь?

Коллективное планирование.Теперь главная роль у самих подростков. Вместе с ребятами организатор обсуждает, какие дела можно сделать по данной проблеме? Что конкретно сделать - какое дело? Для кого? Где? Когда? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? Как лучше организовать?

В группах, а затем вместе они ищут ответы на поставленные вопросы. Каждый высказывает свое мнение. На общем сборе выступает представитель каждой группы с конкретными предложениями. Успех такого сбора во многом зависит от личности ведущего. Он сопоставляет выдвинутые варианты, задает вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи или их критику.

1. Вводная часть, эмоциональный настрой:

· Использование технических средств

· Использование сюжетно-ролевой игры

2. Разбивка на микрогруппы:

· Игра («молекула», «капитаны»)

· Карточки со смысловой нагрузкой

3. Распределение заданий:

Выполнение заданий

Показ заданий

6. Подведение итогов:

· Приз зрительских симпатий

7. Анализ:

Последействие

Среди КТДел можно выделить три типа:

1. КТД, проводимые для других, для кого-то;

2. КТД, проводимые для самого коллектива или даже для отдельных его членов (создать для них ситуацию успеха);

3. КТД, проведение которых приносит пользу другим и самому коллективу.

Для наиболее полноценного развития коллектива необходимо сочетание всех этих типов.

И.П. Иванов выделял виды КТД по общественно практической направленности, которая выступает на первый план.

Виды КТДел (по И.П. Иванову):

Трудовые дела

Атака трудовая, десант трудовой, подарок далеким друзьям, почта трудовая, рейд трудовой, «снежная сказка», сюрприз трудовой, фабрика трудовая.

Цель:- обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость.

Познавательные дела

Вечер (сбор) веселых задач, вечер (сбор) - путешествие, вечер (сбор) разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал (альманах).

Цель: - формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным средствам самообразованию.

Художественные дела

Кольцовка песен, концерт-«молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий, эстафета-«ромашка».

Цель: - развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укрепляют тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждают желание испробовать себя в творчестве; воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души; обогащают внутренний мир человека.

Спортивные дела

«Бой за аэродромы», «бой неуловимых», веселая спартакиада, веселая зимняя спартакиада, «десант-ракеты», «космонавты и метеоры», спартакиада народных игр, сюита туристских игр, «тайна» («следопыты»).

Цель: - приобщение к физической культуре одновременно с общественно-политическим и умственным (содержание дел), нравственным (взаимоотношение участников) и художественно-эстетическим (оформление, характер действий) развитием.

Общественные дела

День знаний, день конституции, новогодний праздник, день защитников отечества, международный женский день 8 марта, день Первомая, день Победы.

Цель: - развитие активной гражданской позиции, привитие основных навыков демократической культуры.

Организаторские дела

Газета-«молния», день рождения коллектива, «живая газета», журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, чередование творческих поручений (ЧТП),эстафета дружбы, день рождения организаций.

Цель: - формирование позитивного психологического климата коллектива.

Методы подготовки КТДела

· Инициативная группа – это такая группа, которая создается для организации дела внутри коллектива. Служит для организации коллектива. Запись в группу осуществляется по желанию самих участников.

· Творческая группа – это такая группа, которая создается по желанию участников или назначается органами самоуправления. Для организации дела как внутри, так и вне коллектива. Работа в группе происходит через распределение заданий.

· Совет дела – это временный орган самоуправления, который создается для организации какого-либо дела. Обеспечивает участие каждого в организации и проведение дела.

Как организовать Ктдело?

1.Поставь цель, определи, что требуется делать?

2.Подумай, какими путями ее лучше решить?

3.Разбей свою работу на части.

4.Составь план выполнения дела.

5.Посоветуйся с опытными людьми.

6.Установи, как должна идти работа.

7.Подбери помощников, исполнителей.

9.Объясни, что требуется сделать.

10.Согласуй работу с другими организаторами и организациями.

11.Контролируй ход работы, вноси, если надо, изменения.

12.Учитывай, кто и как работает.

13.Подведи итоги работы, проанализируй дело.

Что такое ЧТП?

ЧТП – чередование творческих поручений– это система творческих поручений, которая является средством обеспечения повседневной жизни детского коллектива. Каждой микрогруппе предлагается коллективное выполнение определенного поручения.

· быть интересными, разнообразными;

· сочетать общественную значимость деятельности и лично ориентированный характер;

· быть кратковременными, реально выполнимыми.

«Дежурные» - дежурят по коллективу, обеспечивают чистоту в помещении, заботятся о порядке на переменах. Готовят регулярные встречи (сборы, советы) коллектива.

«Мудрейшие, любознательные» - проводят викторины, придумывают загадки, работают с газетами и журналами, ведут стенд «Это интересно».

«Друзья природы» - Заботятся о растениях в помещении коллектива, ведут календарь природы, участвуют в операциях по заботе о природе.

«Затейники» - находят, придумывают, проводят познавательные и подвижные игры, хранят и пополняют игротеку коллектива.

«Спортсмены» - подготавливают серию упражнений и проводят физкультминутки, отвечают за подготовку команды для участия в спортивных мероприятиях…

«Журналисты» - пишут статьи, ведут рубрики в газете выпускают стенную газету, «молнии».

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

В основе лежит три основные идеи:

Коллективное (совместная работа взрослых и детей).

Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).

Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:

Формирование и развитие коллектива;

Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;

Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального.

Обучение правилам и формам совместной работы.

Реализация коммуникационных потребностей детей.

В процессе КТД развиваются все стороны личности:

познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),

эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),

действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

В работе «Энциклопедия коллективных творческих дел» по Иванову И.П. выделяется несколько видов КТД по направленности деятельности и дается их описание.
Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)

Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)


Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс – бой, турнир знатоков, пресс – конференция.

Трудовые дела. Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.

Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

Можно рекомендовать следующие КТД: кольцовка песен, концерт – молния, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно – художественные конкурсы, кукольный театр.
Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне.

Можно рекомендовать следующие КТД: бой неуловимых, веселая спортакиада, космонавты и метеоры, спартакиада народных игр. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.
Экологические дела. Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача лета. Операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна» - экологические КТД. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы.

Примерами экологических КТД могут быть: Академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, выставка лесных даров, встречи с работниками лесных хозяйств, день леса, профессиональный праздник (день рыбака, птиц), научно-исследовательская экспедиция по родному краю, экологические игры, экологическая тропа, экологический вестник, экологический фестиваль.
Досуговые дела.

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

Можно провести следующие досуговые КТД: Аукцион забав, академия веселых наук, бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов), бал Терпсихоры, базар головоломок, вечер легенд, вечер веселых вопросов, вечер-путешествие, взятие песочного городка, день «рекордов Гиннеса», дискотека, день фантазера, «Ералаш», затейник, игродискотека, игры (спортивные, народные, подвижные, развивающие, конструкторские, строительные, познавательные, музыкальные, хороводные, шуточные, драматизированные, режиссерские, сюжетно-ролевые), «капустник», карнавал, клуб выходного дня, конкурсы (бального танца, «Алло, мы ищем таланты», песочных архитекторов, Шерлоков Холмсов, Робин Гудов, Мюнхаузенов, Дон Кихотов, карикатуристов, веселой пантомимы, фантазеров, смекалки, Несмеян), коллективный выход в театр, «корзина со сказками», комический цирк, коллективный рассказ в картинках, конкурс «Мисс лето», лотерея, музыкальный киоск, музей «Заходи, глазей», «огонек», бал именинников, посиделки, праздники, состязание юмористов, творческие объединения, турниры затейников, знатоков, бумажных голубей, ринг, рыцарский турнир, хит-парад, хоровод друзей, чаепитие, час импровизации, час инсценировки, чемпионат веселого мяча, шумовой оркестр, эстафета веселых экспромтов, экспедиция за сказками, юморина, ярмарка забав и развлечений, ярмарка народной мудрости.

КТД с целенаправленным нравственным содержанием.
Все модели работы с детьми летом имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность.
Примеры КТД: вечер этикета, откровения, гостевой день, гайдаровская разведка, день рождения коллектива, день рождения лагеря, день этикета, диспут, «камертон доброго настроения», комплексная игра, «огонек знакомств», «огонек» прощания, «орлятский круг», рейд дружбы, сбор «Я - мы – они», «фабрика смеха».

Принято выделять несколько этапов подготовки и проведения КТД.

1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, «продажа идей», «мозговой штурм» (атака), когда предлагается много невероятных идей.
2. Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению, выборы «совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей.
3. Этап коллективная подготовка КТД , распределение поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи…; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.
4. Проведение самого дела.
Здесь несколько шагов:
Сбор гостей, различные действия в преддверии события (представление гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания, аттракционы, сюрпризы, символические сувениры);

Торжественное начало, «зачин» (песенное, театрализованное, музыкальное, видео- или слайдфильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов);
Основная часть (содержание и методика определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, избранными коллективно приемами);
Финальная, завершающая часть - творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть - линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание.

5. Этап подведения итогов. На этом этапе важную роль играет общий сбор участников проведенного дела: где сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД.

Занимаясь трудовыми коллективными творческими делами учащиеся вместе со своими старшими товарищами осуществляют заботу о других через творческий труд. В центре внимания их организаторов находятся овладение культурой труда, развитие нравственного отношения к нему, к собственности и материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать своими силами или с помощью других.

Виды КТД

«АТАКА ТРУДОВАЯ»- операция, имеющая своей целью быстрое устранение недостатков силами своего коллектива и единомышленников, которая совершается в короткий срок, в течение одного или нескольких часов.

«ДЕСАНТ ТРУДОВОЙ»- операция, проводимая силами ребят с участием старших: оказание помощи добровольцев другим коллективам и организациям путем напряженной и ударной работы в каком-либо важном для них деле в сравнительно короткое время, чаще в течение одного или нескольких дней.

«ПОДАРОК ДРУЗЬЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ ДАЛЕКО»- участниками этой операции могут стать ребята-одноклассники вместе со своими старшими товарищами либо представители старших и младших классов, сверстники из параллельных классов либо учащиеся одной школы.

«ПОЧТА/ПОЧТАМТ»- ролевая игра, которая дает возможность ребятам вместе со старшими товарищами продемонстрировать заботу по отношению к другим.

«СНЕЖНАЯ СКАЗКА»- подарок-сюрприз малышам в виде зимней трудовой операции, участники которой создают (втайне от малышей) различные скульптуры из снега, строят крепости, сказочные терема и другие сооружения, используемые в ролевых играх.

«СЮРПРИЗ»- праздничная операция по подготовке творческого подарка руками ребят и их старших товарищей.

Пример КТД

«Калейдоскоп профессий »

Цель : донести до учащихся, что труд – это немаловажная составляющая в жизни человека.

Задачи:

- воспитывать уважительное отношение к разным видам профессионального труда, как социально равноценным.

Форма: заочное путешествие.

  1. Коллективное планирование.

Путем голосования были выбраны форма и название (заочное путешествие, «Калейдоскоп профессий»). Детьми выбираются и предлагаются творческие задания (сценки, рисунки, стихи, песни). Родители совместно с учащимися и учителем составляют и обсуждают план будущего мероприятия, составляют сценарий.

  1. Коллективная подготовка.
  1. Проведение КТД

Профе́ссия — род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Какие профессии вы уже знаете?

- Нет. Надо сначала учиться.

- Где получают профессию?

- В училищах, техникумах, институтах, университетах.

- Что же нужно учитывать при выборе профессии?

( Ответы учеников)

Да, прежде всего интересы и склонности. Замечательно, если человеку нравится профессия, которую он однажды выбрал.

Защита стихотворений в костюмах и атрибутами профессий.

- Молодцы, ребята! У вас у всех получились очень интересные рассказы. Ещё отдельно стоит выделить ваши костюмы!

- Ребята, а какую связь вы находите между словами «труд» и «профессия»?

Учащиеся высказывают предположения

Терпенье и труд все перетрут.

По труду и награда.

Дело мастера боится.

Как ты к работе, так и работа к тебе.

По работе и работника знают.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

К большому терпенью придет и уменье.

(Учащиеся разбирают смысл пословиц).

Чтобы по - лучше познакомить с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий, мы совершим с вами путешествие в ваше будущее и попробуем себя в разных видах деятельности.

Какие качества пригодятся нам в пути?

(сообразительность, смекалку, внимание, положительные эмоции, терпение).

Правильно, ребята! Это все нам поможет в путешествии.

1. Станция «Знакомство с профессиями»

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

И ты скорее подрастай –

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить!

Надо закончить предложения.

Профессий всех не сосчитать!

А вы какие можете назвать?

Поезд водит… (машинист).

Пашет поле… (тракторист).

Самолётом правит… (лётчик).

Клеит книжки… (переплётчик).

В школе учит нас… (учитель).

Строит здания… (строитель).

Красит стены нам… (маляр).

Столы делает… (столяр).

Песни нам поёт… (певец).

Торговлей занят… (продавец).

На станке ткёт ткани… (ткач).

От болезней лечит… (врач).

Лекарства выдаст нам… (аптекарь).

Хлеб выпечет в пекарне… (пекарь).

Нарисует нам… (художник).

Сапоги сошьёт… (сапожник).

С другого языка переведёт… (переводчик).

Исправит кран… (водопроводчик).

Часы чинит… (часовщик).

Грузит краном… (крановщик).

Рыбу ловит нам… (рыбак).

Служит на море… (моряк).

Хлеб убирает… (комбайнёр).

В шахте трудится…(шахтёр).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто всё знает - молодец!

2. Станция «Детективы»

вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)

РВАЧ = В- - - (медработник)

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)

СТМАРЕДСЕ = М - - - - - - (младший медработник)

РЯДОАК = Д - - - - - - - (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

-Кому принадлежат эти вещи? Человеку, какой профессии?

1.Кисточка, карандаш, краски (художнику)

2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы (швее)

3.Ручка, тетрадь, книга (учителю)

4.Лампочка, розетка, индикатор (электрику)

- А теперь весёлая компания, удвой своё внимание!

4. Станция «Внимание»

3) Кастрюля –ложка –тёрка – крючок

Молодцы, ребята! Прекрасно справились со всеми заданиями.

5. Переходим к следующей станции «Литературная»

О каждой профессии написано поэтами немало стихов. И сейчас мы проведём разминку

- Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у человека злое сердце или он завистлив, эгоистичен, он никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми!

V . Коллективное подведение итогов.

Дети с учителем и родителями собираются и обсуждают, что было удачным, что не получилось и почему, что хотелось бы добавить, выслушиваются мнения всех.

VI . Ближайшее последействие .

Особенности трудовой деятельности внештатных сотрудников

К помощи внештатных сотрудников в настоящее время прибегают многие руководители организаций и компаний. В кадровом составе он не присутствует, но все необходимые для его работы договора оформляются в соответствии с гражданским и трудовым кодексом. При приёме на работу сотрудника такой категории есть отдельные требования. Оформление договора между руководителем и внештатным сотрудником также имеет свои условия.

Должности под названием «внештатный сотрудник» и связанной с ней специализацией не существует. В законодательстве о трудовом праве есть формулировки работодатель и работник. Если работник занят работой, которая не относится к его должностным обязанностям, то он внештатный сотрудник.

У каждого руководителя надобность в приёме на работу таких людей определяется собственными взглядами и мнением. Внештатные сотрудники чаще всего являются временными работниками для выполнения краткосрочных услуг и работ с конкретно поставленными задачами. Но, есть среди них и те, кто трудятся постоянно.

Общие сведения

В зависимости от причины обращения внештатных сотрудников к работодателю на них оформляются договора разных категорий.

Если внештатному сотруднику озвучена конкретная дата окончания трудовой деятельности или указан объём работы, то это значит, что с ним был заключён договор на конкретный срок.

Работа сроком до двух месяцев или менее оформляется сезонным договором.

Но случаются ситуации, когда приходится заключать договор по совместительству со штатным сотрудником, который совмещает дополнительную нагрузку и считается, в одно и тоже время, ещё и внештатным сотрудником. Все эти виды договоров относятся к трудовым.

Так как внештатный сотрудник не включён в кадровый состав, то его трудовая деятельность имеет отличия по правам и обязанностям в зависимости от договора, который с ним заключили.

Заключая любой из видов трудового договора, трудовая деятельность и обязанности внештатного сотрудника будут полностью соответствовать всем условиям, которые стоят перед штатными сотрудниками. Всё, что требуется, по закону внештатный сотрудник будет иметь и получать. Работодатель несёт за него ответственность перед органами социальной защиты и Пенсионным фондом. Все необходимые выплаты руководство компании за принятого внештатного сотрудника отчисляет.

Подробности

Что такое ГПД

Гражданско – правовой договор с внештатным сотрудником имеет совершенно другие моменты в организации трудовой деятельности и не всегда в его пользу.

В зависимости от причины обращения внештатных сотрудников к работодателю на них оформляются договора разных категорий.

Получив приглашение поработать внештатным сотрудником, стоит внимательно ознакомиться с категорией договора. Нужно понимать, что для сотрудника выгоден трудовой договор, а для работодателя, умеющего хорошо считать свои деньги, самым удобным в плане налоговой экономии будет гражданско – правовой договор. Компания сохранит свои финансы, а внештатный сотрудник потеряет большую их часть.

При попадании в ситуацию с невыгодным заключением договора стоит искать защиту в суде.

Внештатным сотрудником можно работать в различных сферах. На слуху фраза про внештатного сотрудника, когда демонстрируется программа новостей с сообщениями от журналистов. Но не только в творческих профессиях можно встретить внештатных сотрудников.

Если нарушено право

Такие сотрудники своим участием в делах отдела полиции оказывают бесценную помощь. Необходимая информация легко добывается внештатными сотрудниками, так как практически никто не знает, что они ведут беседу с полицейским.

Для получения вакансии внештатного сотрудника

Работа сроком до двух месяцев или менее оформляется сезонным договором.

нужно пройти нелёгкий путь проверок и ожиданий. Работа внештатным сотрудником полиции доступна любому желающему, соответствующему предъявляемым требованиям. На такую работу может пригласить участковый или знакомый сотрудник полиции. Соискатели на должность проходят проверку, чтобы иметь незапятнанную репутацию.

При положительном результате пишется заявление, к которому обязательно прилагается автобиография. Желательно к этому иметь поручителя. Им может быть сотрудник того подразделения, куда будет направлен для работы выбираемый кандидат. На этом процесс оформления не закончен. Предстоит беседа, в ходе которой выясняется цель, поступления на службу в роли внештатного сотрудника.

Получая удостоверение, внештатный сотрудник полиции должен понимать, что ему не будут присваиваться звания, ему не положены социальные выплаты, он лишён права иметь оружие. У него другое предназначение: осуществление контроля за порядком для предупреждения совершения правонарушений.

Итоги

Читайте также: