Что влияет на профессиональную успешность работника

Опубликовано: 18.05.2024

Успех — это постоянное движение вперед. Полностью достичь профессионального успеха невозможно, ведь никто не может сказать, что ему некуда дальше развиваться. Совершенство не имеет границ, и чем больше узнаешь нового, тем сильнее осознаешь, как много остается неизведанного. В этой статье пойдет речь о психологии профессиональной успешности, о факторах, оказывающих влияние на успех в профессии, а также о когнитивных и психологических особенностях личности.



Определение профессионального успеха

Успех притягателен, поэтому каждый непроизвольно к нему стремится. Популярный сегодня девиз гласит, что следует зарабатывать, а не работать. Стоит ли воспринимать эти слова как противопоставление терминов «успешность» и «успех» термину «труд»? Если раньше старательно прививалось уважение к труду, то теперь предлагают зарабатывать, не прилагая усилий.

В словаре «успешный» истолковывается как «сопровождаемый удачей». Если рассматривать конкретно профессиональный успех, можно привести в пример позитивные навыки, накопленные в течение всей рабочей деятельности, позволяющие заниматься прибыльным делом, при этом раскрывать свои способности и получать удовольствие.

Выделяют такие психологические предпосылки достижения успеха:

  • мысленный настрой исключительно на успех;
  • уверенность в себе, высокая самооценка;
  • установка на достижение успеха;
  • четкое определение целей;
  • позитивный настрой, планирование действий;
  • умение ценить даже небольшие достижения.

Если человек правильно выбрал будущую профессию, то успех наполовину предопределен. А чтобы полноценно реализовать свои амбиции в профессиональной деятельности и быть уверенным в завтрашнем дне, ему необходимо:

  • обозначить цели позитивного характера;
  • трезво оценить свои способности;
  • определить вероятность достижения цели.

Влияние психологических особенностей личности на успешность в профессии

Успешность в психологии — это такое качество, которое развивается в зависимости от многочисленных аспектов личности, сочетания ее черт и особенностей. Профессионализм — это, прежде всего, наличие специальных навыков и знаний, характеризующих действующего специалиста, чье развитие протекает в рамках профессиональной деятельности. Специалисты психологии заявляют, что психологические особенности личности непосредственно влияют на успешность в деятельности, без них, по их мнению, невозможно усвоение знаний и достижение эффективности труда. То есть, деятельность человека определяется личностными качествами, способствующими удачному старту и высоким достижениям.

В качестве критериев успешности приведены следующие психологические характеристики:

  • способность к активности в выбранной сфере;
  • развитие мотивационных способностей, стремление к мастерству;
  • поддержка «Я-концепции» и её составляющих, осознание собственной значимости;
  • амбициозность
  • коммуникативные навыки в ряде профессий становятся важной характеристикой личности и являются условием для взаимодействия людей;
  • самоконтроль, умение распределять приоритеты в списке дел;
  • эффективное управление временем, планирование.

Кроме того, большую роль играют профессиональное и личностное самоопределение. Профессиональное самоопределение — это самостоятельный выбор и реализация профессиональных перспектив, предполагающие конкретную деятельность, определяемую условиями труда и спецификой производственных отношений. Личностное самоопределение — это постоянное саморазвитие, утверждение собственного «Я» среди окружающих.

Влияние когнитивных особенностей личности на успех

Несмотря на большой выбор профессий, можно определить степень влияния когнитивных способностей на успешность в той или иной профессиональной среде. В когнитивной сфере личности ключевая роль отведена памяти, как основному компоненту интеллекта. По временному критерию память разделяется на кратковременную, долговременную, рабочую и промежуточную. По содержанию память разделяют на следующие виды:

  • эмоциональной — запоминание чувств;
  • двигательной — воспроизведение движений, выступает как основа для обучения бытовым, трудовым и другим навыкам;
  • словесно-логическая — запоминание понятий, умозаключений, закономерностей;
  • образная — фиксация зрительных образов, звуков, запахов.

Но при этом все виды памяти взаимосвязаны.

Такой когнитивный навык, как память позволяет выделить конкретное из общего. Чтобы достичь успеха, необходимо развивать сосредоточенность, устойчивость, объемность и переключаемость внимания.

Не менее важно восприятие. Человеку необходимо целостно осознавать окружающий мир через различные опознавательные признаки. Благодаря восприятию выполняется координация и кодирование базовых ощущений для формирования значений и смыслов.

Главные факторы успеха

На успешность оказывают влияние много факторов, но следует выделить основные и самые важные:

  • Мотивация. Она способствует улучшению продуктивности труда, качественному выполнению работы.
  • Стрессоустойчивость. Это качество отвечает за умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях, принимать быстрые решения.
  • Профессиональное мастерство. Представляет собой высший уровень развития личности, позволяющий реализовывать профессиональные задачи в полной мере.

Успех в профессиональной деятельности зависит от того, насколько серьезно человек настроен на самосовершенствование. Анализируйте любую информацию из внешнего мира. Поднимаясь все выше, вы не только добьетесь достатка, но и получите уверенность в своих силах и свободу самовыражения.

Чтобы быть успешным, необходимо постоянно развиваться и получать новые знания. Не останавливайтесь на достигнутом, используйте любую возможность для получения новых знаний. Источником могут быть лекции, тренинги, курсы дополнительного образования. Альтернативным путем может стать самостоятельное совершенствование знаний и умений. Можно пополнить копилку своих знаний с помощью чтения книг. Полки в магазинах периодически заполняются качественной профессиональной литературой.

Кроме того, необходимо постоянно развивать когнитивные навыки. И в этом помогут тренажеры Викиум. Они разработаны для улучшения памяти, внимания, концентрации и прочих когнитивных способностей, которые так нужны для достижения успеха.

В современном обществе ответственность за развитие своей карьеры лежит полностью на наших плечах, а не на организации. Если нас не берут на какую-то позицию или не предлагают повышение или расширение обязанностей, то мы должны искать выход сами. Традиционная карьера в рамках одной организации на протяжении всей трудовой жизни с чётко обозначенными правилами движения по карьерной лестнице, уже десятилетия как отошла на второй план.

В противовес, современная карьера и её развитие (Arthur et al.,1999; Hall et al., 1995) обусловлены такими факторами, как:

1. Динамичность рабочего окружения, что включает как более частые изменения задач даже в рамках одной должности, чем раньше, так и непредсказуемые переходы на удалённую работу в связи с пандемией.

2. Повышение мобильности, когда карьера может развиваться не только горизонтально и вертикально, но и переходами из одной организации в другую.

3. Повышенная ответственность сотрудников за развитие своей карьеры.

В связи с этим для успеха в карьере важно не просто отучиться в университете, устроиться в организацию и хорошо исполнять свои обязанности, но обладать компетенциями по управлению своей карьерой независимо от конкретной профессиональной деятельности, которая у нас есть. Что это за компетенции?

Задавшись вопросом, какие факторы влияют на успешность управления своей карьерой, Голландские исследователи в результате масштабного исследования (более 1600 сотрудниках разных организаций в Голландии) выделили шесть таких факторов, назвав их компетенциями управления карьеры (Kuijpers, Scheerens, 2006):

1. Контроль карьеры: умение планировать своё обучение, развитие и рабочий процесс, а также действовать согласно этим планам.

2. Способность к актуализации карьеры: степень того, насколько мы способны реализовывать личные цели и ценности в нашем карьерном пути.

3. Рефлексия относительно карьеры: анализ того, какие способности и компетенции важны для текущей карьеры, оценка их выраженности на нужном уровне.

4. Рефлексия относительно мотивации: анализ своих желаний, мотивов и ценностей на соответствие текущей карьере.

5. Исследование работы: ориентировка, соответствует ли наша идентичность и компетенции требуемым компетенциям и ценностям для конкретной позиции или должности, исследование рынка труда или конкретных вакансий с точки зрения соответствия нашей активности и перспектив в карьерном развитии, формирование возможных вариантов для карьерных переходов или смен позиций.

6. Нетворкинг: установление и поддержка контактов, полезных тем или иным образом для карьеры как внутри организации, так и на внешнем рынке труда.

Поскольку на момент проведения исследования не существовало ещё обучения по целенаправленному развитию компетенций управления карьерой, то выраженность тех или иных компетенций формировалась стихийно. Поэтому исследователи решили отразить, какие же персональные и ситуационные характеристики могут влиять на проявленность той или иной компетенции у человека.

Как оказалось, таких характеристик много: возраст, пол, позиция управленца, уровень амбиций, поддержка на работе и в семье, возможности к изменениям в рамках организации, намерения о смене деятельности или позиции и др. С более полным списком можно ознакомиться в статье Kuijpers, Scheerens, 2006.

Так, например, женщины более склонны к рефлексии о своей карьере и мотивации, а менеджеры более развиты в нетворкинге. В то время как поддержка на работе и в семье положительно влияет на проявление всех компетенций кроме тех, что касаются рефлексии о карьере и мотивации. То есть разные ситуационные и персональные особенности могут оказывать влияние и на развитие успешной карьеры.

Остаётся вопрос, что из всего этого действительно влияет на успех в карьере?

Марика Куйперс с коллегами (Kuijpers, Schyns, Scheerens, 2006) продолжили исследовать вопрос компетенций по управлению карьерой с точки зрения успеха в карьере. Правда их исследование коснулось только тех, кто работал в найме внутри организации. В основе лежала все та же выборка из 1600 сотрудников нескольких организаций, которые на работе находились больше года и имели минимальное высшее образование.

Рассмотрев успех в своём исследование с точки зрения субъективной оценки и внешних показателей (заработная плата и статус), они обнаружили следующее:

1. Как на субъективное ощущение успеха в карьере, так и на внешние показатели успеха существенно влияют такие компетенции как нетворкинг и способность к актуализации карьеры.
Чем больше полезных для нашей карьеры контактов мы выстраиваем и поддерживаем в процессе своего развития, а также чем больше личных целей мы реализуем в карьере и двигаемся в ней согласно своим ценностным ориентирам, тем более успешны мы в развитии карьеры.

2. На наше самоощущение успеха в карьере влияет компетенция контроля в карьере. То есть когда мы можем планировать своё обучение и рабочие процессы и реализовывать эти планы, то мы ощущаем себя более успешными, чем когда нам это неподвластно.

3. Рефлексия о своей мотивации в работе негативно связана с субъективным и внешними показателями успеха. Очевидно, что если мы задумываемся о том, насколько наша работа соответствует нашим ценностям и все ли они реализуются сейчас, то мы уже ставим под сомнение текущее место работы как наиболее подходящее нам и испытываем меньшую удовлетворенность в текущей точки карьеры. С другой стороны, сотрудники, сильно ориентированные на свои ценности, могут не быть заинтересованы в высоких постах и уровнях заработной платы, лишь бы делать то, что им по душе.

4. Среди ситуационных показателей особое значение на успех в карьере имеют: перспектива передвижений, степень изменений в задачах в текущей должности и поддержка со стороны работодателя и в семье.

Сотрудники ощущают себя более успешными в плане карьеры в тех организациях, где есть перспективы к горизонтальному или вертикальному росту в карьере, где есть динамика в содержание работы в рамках текущей должности и качественная поддержка на работе. Последнее оказалось особенно сильным фактором. Если нас поддерживают в нашем развитии и стремлениях, дают нам обратную связь, коучей или менторов, то мы способны на более продуктивную деятельность и двигаться активнее в карьере. Поддержка же со стороны семьи как моральная, так и через возможность инвестировать в себя, важна больше для нашего субъективного ощущения успеха.

Беря за основу результаты исследований, мы можем сформировать для себя принципы эффективного развития в карьере:

1. Четко понимать свои личные цели и ценностные ориентиры в карьере, строить планы и реализовывать их.

2. Создавать свою качественную поддерживающую среду на работе и в семье. Заручиться поддержкой семьи и обращаться за помощью к своему работодателю: запрашивать обратную связь, коучей, менторов, обучение, чтобы быть более ценным сотрудником для организации.

3. Создавать свою сеть полезных для карьеры контактов, через знакомства, совместные проекты, рекомендации, публичные выступления и разного рода активности.

4. Предпочтение отдавать тем местам работы, где реализуются принципы мобильности, динамики в содержании работы и поддержки со стороны работодателя. Конечно, при условии, что это не противоречит нашим личным ценностным ориентирам.

Действуя согласно этим принципам, мы можем повысить как своё самоощущение успеха в карьере, так и внешние показатели в должности и заработной плате, если они важны для нас.

Если вы не знаете, с чего начать дальнейшее карьерное развитие, то ответьте для себя на вопросы:

1. Какие цели в карьере я хочу достичь?

2. Какие ценностные ориентиры будут формировать мой карьерный путь?

3. Какими путями я могу прийти к желаемому? Какой из них я выберу?

4. Кто меня может поддержать на этом пути: на работе, в личной жизни?

5. Какие контакты полезные для движения у меня уже есть? А какие мне необходимо создать?

6. Что я сделаю сегодня в качестве первого шага к своей карьерной цели?

Постарайтесь ответить на вопросы так, чтобы у вас появился ваш первый шаг. Именно он станет началом вашего пути к другим результатам в вашей жизни.

Всем любимого дела!

Вопрос от коуча: Какие компетенции по управлению карьерой вы проявляли на вашем пути?

1. Kuijpers, M. A. C. T,, & Scheerens, J. (2006). Career competencies for the modern career. Journal of Career Development, 32, 303-319.

2. Kuijpers, M., Schyns, B., & Scheerens, J. (2006). Career competencies for career success. Career development quarterly, 55(2), 169-179.

3. Arthur, M. B., Inkson, K., & Pringle, J. K. (1999). The new careers. Individual action and eco- nomic change. London: Sage.

4. Hall, D. T., & Mirvis, P. H. (1995). Careers as lifelong learning. In A. Howard (Ed.), The chang- ing nature of work (pp. 323-361). San Francisco: Jossey-Bass.

Какие факторы определяют успех в профессиональной деятельности?

  • 1 Профессия как трудовая деятельность и фазы жизненного пути профессионала
  • 2 Выделяют следующие фазы жизненного пути профессионала:

Профессия как трудовая деятельность и фазы жизненного пути профессионала

Профессия как трудовая деятельность имеет свою структуру. Ее можно описать следующим образом:

– заданные цели, представления о результате труда;

– заданный предмет (исходный материал – не обязательно вещь, но и ситуация неопределённости, любая система, например, социальная, знаковая, художественно – эстетическая и др.);

– система средств труда (в зависимости от предмета они существенно различаются между собой);

– система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);

– производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Личностные изменения, происходящие в ходе профессиональной деятельности, приводят к становлению личности как субъекта деятельности. Под профессиональным становлением субъекта понимается движение личности в ходе профессионального труда. Профессиональное становление субъекта развёрнуто во времени и охватывает период от начала формирования профессиональных намерений до финиша, который заканчивает активную профессиональную деятельность.

Выделяют следующие фазы жизненного пути профессионала:

1) Фаза оптанта или оптации. В данном периоде человек стоит перед проблемой выбора профессии или вынужденной переменой профессии и осуществляет свой выбор. Данная проблема может вставать и перед подростками, и будущими выпускниками средней школы, и профессионалами. Эта фаза завершается формированием реалистического представления о мире труда и своего места в нём, появлением профессионального плана.

2) Фаза адепта или профессиональной подготовки. По мере многолетней профессиональной подготовки у субъекта учебно – профессиональной деятельности происходят существенные изменения в самосознании, в направленности, информированности, умелости.


3) Фаза адаптации молодого специалиста к работе. Имеются различия в социальных, деятельностных нормах учебного заведения и производственного коллектива. В связи с этим специалист должен понять, почувствовать новые нормы, регулирующие его поведение, образ жизни, манеры, внешний облик, освоить «технологические» тонкости профессии и должен научиться соответствовать этим нормам. Профессионал должен адаптироваться к работе.

4) Фаза интернала. На данном этапе развития профессионал приобретает значительный профессиональный опыт, имеет профессиональную направленность, способен самостоятельно выполнять основные профессиональные функции на данном трудовом посту. Профессионал на данном этапе своего развития характеризуется состоявшимся «вхождением в профессию».

5) Фаза мастерства. Данная фаза включает характеристики последующих за нею фаз: авторитета, наставничества. Субъект деятельности способен решать самые сложные профессиональные задачи. Мастер отличается от других специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентированностью в своей профессиональной области. Он выработал индивидуальный стиль деятельности, стабильно получает хорошие результаты деятельности.

6) Фаза авторитета. Профессионал является мастером своего дела. Профессиональная деятельность характеризуется высокой успешностью. Несмотря на свой биологический возраст, он успешно решает профессионально-производственные задачи, опираясь на высокий уровень профессионализма, умелость, организаторские способности.

7) Фаза наставничества. Авторитетный мастер своего дела в каждой профессии имеет единомышленников, учеников, которые перенимают его опыт, следуют ему. Жизнь профессионала, несмотря на его биологический возраст, имеет определённую перспективу, смысл в связи с передачей опыта молодым профессионалам, отслеживанием их успехов, посильным включением в их дела.

Выделенная фазовость в профессиональном развитии субъекта позволяет более дифференцированно представить жизненный путь профессионала как определённого рода целостность.

Факторы успешности в профессиональной деятельности

Выделяют три группы факторов, определяющих успешность в профессиональной деятельности.

1. Внеличностные факторы:

2. Межличностные факторы:

3. Внутриличностные факторы:

Рассмотрим основные индивидуальные параметры (независимые от профессиональной подготовленности и навыков), на которые обращается особое внимание при отборе кандидатов.

Физические данные. Во многих профессиях отличное здоровье и хорошая физическая форма могут играть определяющую роль, даже в тех, которые не связаны непосредственно с физическими нагрузками в обычном их понимании (например, работа оператора ПК, администратора баз данных, да и работа бухгалтера или экономиста требуют все большей выносливости организма, в том числе в отношении влияния электромагнитных полей компьютерных систем). Поэтому, помимо ознакомления с внешними данными кандидата, менеджеру по персоналу, руководителю важно внимательно изучить его медицинскую карту. Не следует пренебрегать и медицинским освидетельствованием при приеме на работу, поскольку здоровье — это физиологический фундамент, на котором держится организм человека и его деятельность.

Свойства нервной системы. Свойства нервной системы являются врожденными и весьма существенно определяют характер, а следовательно, и судьбу человека. Для тех или иных профессий важны определенные особенности нервной системы: в некоторых это гибкость и лабильность, в других — сила и устойчивость.

Характерологические особенности личности. Следует обратить внимание на особенности характера, которые в психологии называются акцентуациями. Акцентуированной считается личность с характерологическими отклонениями от нормы, выраженными в чрезмерном усилении отдельных черт характера. Акценту-ированность не считается патологией, однако у такого человека могут проявляться те или иные «отклонения от нормы» в реакциях, поведении. У людей с акцентуациями характера есть так называемые «места наименьшего сопротивления», они особо уязвимы по отношению к некоторым факторам, которые являются для данных личностей психотравмирующими. В целом само по себе наличие у кандидата акцентуации — неблагоприятный для него фактор. Однако для тех или иных профессий или должностей акцентуации могут играть и своеобразную положительную роль: например, люди с истероидной акцентуацией — прекрасные актеры, демонстраторы, которые могут заразить оптимизмом и уверенностью в успехе, психастеники трудолюбивы и исполнительны, шизоиды отличаются нестандартностью мышления, а многие успешные руководители, по мнению некоторых авторов, являются паранойяльными личностями.

Особенности приема и переработки информации, информационного обмена. В разных профессиональных ситуациях требуются различные способы работы с информацией. У каждого человека своя специфика информационного обмена, по-разному учитывающаяся в разных обстоятельствах и проявляющаяся:

Следует учитывать, что атмосфера организации во многом определяется совокупностью и взаимовлиянием ее формальных и неформальных лидеров.

Одним из важных аспектов является совместимость сотрудников, работающих в одной команде. Наиболее остро данный вопрос стоит для космических экипажей, морских (особенно подводных), полярных экспедиций, различного рода оперативных групп и т.д.

Ведущие фирмы мира предпочитают составлять подробнейшие досье на своих деловых партнеров, конкурентов и ведущих специалистов. Ведь знание особенностей личности делового партнера или конкурента, по сути, позволяет предвидеть его действия в конкретных ситуациях. А без учета базовых характеристик личности, опираясь лишь на профессиональные или деловые сведения, достичь эффективного прогноза зачастую не удается.

Способности, как основной фактор успешности профессиональной деятельности

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, быстроту и легкость овладения деятельностью. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Выделяют следующую классификацию способностей:

1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. В свою очередь, специфические человеческие способности подразделяются на способности:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, уровень интеллекта, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Таким образом, выделяются: общие способности (способность к выявлению закономерностей, общий уровень интеллекта); модально общие способности (вербальный интеллект, нумерический интеллект (позволяющий осуществлять вычисления), пространственный, технико-практический интеллект); специальные способности (обусловливают легкость и успешность овладения определенными специальными видами деятельности: музыкальные, технические, артистические, педагогические способности и пр.); частные способности (уровень развития психических познавательных функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

б) теоретические способности, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;

г) коммуникативные (способности к общению, взаимодействию с людьми) и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Таким образом, способности – это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, их развитие идет в процессе индивидуальной жизни; среда, воспитание активно формируют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им концепции врожденными могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками. Задатки – это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходят поэтапно в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Задатки обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития. Многие задатки, данные человеку от природы, могут остаться нереализованными, не превратиться в реальные способности и достижения человека, человек может даже и не подозревать о наличии в себе каких-либо задатков.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими свойствами литературных способностей являются особенности творческого воображения и мышления, яркие, наглядные образы памяти, чувство языка, развитие эстетических чувств. А ведущими свойствами математических способностей являются умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого к обратному ходу мысли. Для педагогических способностей ведущими являются педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала XX в. предпринимались попытки измерить способности. Для их измерения использовались тесты. Но более верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Например, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано усиленным развитием другой способности.

Основная для взрослого человека деятельность – трудовая. В труде способности раскрываются и развиваются. Выполнение трудовой деятельности, с одной стороны, предполагает наличие определенных профессиональных способностей, а с другой – является одним из условий их развития. Сложно представить себе развитие способностей в условиях труда однообразного, жестко регламентированного по способам, операциям. Расширение сферы трудовых заданий увеличивает область раскрытия имеющихся профессиональных способностей и дает возможность формироваться новым. Другое важное обстоятельство развития способностей в трудовой деятельности – разнообразие способов выполнения трудовых заданий, возможность для работника поиска более оптимальных трудовых действий, операций и методов работы. В организации должна целенаправленно создаваться атмосфера поощрения поиска лучших способов и методов работы, признания права самостоятельного выбора работником средств и способов труда.

Исследования, проведенные под руководством В.Д. Шадрикова, позволили установить, что в деятельности на основе общих способностей, присущих индивиду, происходит развитие специальных способностей за счет овладения операционными механизмами, приспособления их к условиям деятельности (формирования оперативности общих способностей), выработки решающих правил, критериев достижения цели, программ выполнения (построения) отдельных действий по критериям эффективности деятельности. За счет отмеченных процессов на основе способностей индивида формируются способности субъекта деятельности. Шадриков отмечает, что в процессе освоения профессиональной деятельности возрастают абсолютные показатели продуктивности способностей, изменения в развитии способностей носят неравномерный и гетерохронный характер, происходит смена доминирующих способностей. То или иное соотношение более общих и более специальных звеньев способностей складывается прежде всего в зависимости от содержания конкретной деятельности. Чем «техничнее» деятельность, тем большую роль в ее реализации играют специальные способности.

Понимание строения способностей как системы функциональных (природных), операционных и регулирующих (приобретаемых) механизмов позволяет подойти к решению проблемы компенсации психических функций, когда деятельность требует от работника определенного уровня реализации тех или иных процессов, но способности субъекта не позволяют достичь необходимых требований. Компенсация – это уравнивание более развитых и менее развитых психических функций за счет более развитых. Компенсация психических функций – возмещение нарушенных или недоразвитых психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Различают пассивную и активную компенсацию психических функций в процессе обучения соответствующей деятельности и в процессе ее реализации. Активная компенсация должна совершаться в направлении развития операционных механизмов способностей. В данном случае разрабатываются индивидуальные развивающие программы, направленные на развитие разнообразных действий, обеспечивающих «компенсируемую» способность, а также на развитие способов выполнения этих действий. Подобного рода компенсации должны опираться на индивидуальный опыт умственной деятельности человека, учитывая наиболее развитые способности: мыслительные, мнемические и др. При активной компенсации уравновешивание психических функций идет благодаря полифункциональности операционных механизмов, их полимодальности, т.е. распространяемости одних и тех же способов обработки информации на различные психические функции. По мере развития операционных механизмов можно двигаться в направлении формирования регулирующих механизмов способностей, и это будет следующим этапом активной компенсации психических функций.

Пассивная (спонтанная) компенсация идет за счет системного взаимодействия функциональных механизмов способностей. Этот процесс имеет место и при реализации деятельности, и при активной работе по возмещению нарушенных функций.

Успех — это непрерывное движение. Суть профессионального успеха состоит в том, что ни один человек осознанно не сможет сказать: «Я добился подлинной вершины своего профессионализма и больше развиваться и расти мне некуда». Известная каждому притча о мудреце, который молвил «Я знаю, что ничего не знаю» является истинной характеристикой мастера своего дела. Совершенство не имеет границ, и личность, стремящаяся к успеху, это отчётливо осознаёт. В этой статье мы расскажем вам о том, что такое профессиональный успех и от чего он зависит, рассмотрим психологические и когнитивные особенности личности, влияющие, на профессиональный успех, детально разберём факторы успеха и ответим на актуальный в наше время вопрос — как добиться успеха? Автор статьи - когнитивный психолог Кристина Кочеткова , специально для CogniFit .

Что такое профессиональный успех?

В современном мире нам непроизвольно насаждается культ «успешности», мы все желаем таковыми стать. Слово «успех» совсем не новое, ведь мы всегда говорили: успех, успехи, желали друг другу успехов. В наши дни считается авторитетным, когда про человека говорят «успешная личность».

Каждая вторая реклама на просторах сети Интернет внушает подрастающему поколению: «Хватит работать — пора зарабатывать». Призывают зарабатывать деньги, не работая — парадокс. Выходит, термины «успешность» и «успех» противопоставляются термину «труд». Из этого следует разрушение принятых в обществе представлений о труде. Если раньше, с самого детства, воспитывалось уважение к труду, как к источнику добывания средств существования, то сегодня нам предлагают зарабатывать, не работая.

Современные исследования акцентируют наше внимание на следующие психологические предпосылки достижения успеха :

  • мыслить категориями успеха — перезапустить свой «мыслительный процессор» и настроиться исключительно на успех;
  • быть уверенным в себе — верить своему собственному «Я», принимать и отстаивать свои собственные мнения и желания;
  • умение активизировать сильную мотивацию достижения — «запрограммировать» себя на действие, которое приведёт к достижению успеха;
  • твёрдо знать то, чего хотите добиться;
  • способность вооружать себя чётким планом действий, иметь позитивный настрой на предстоящее дело;
  • каждое препятствие превращать в трамплин для приближения к поставленной цели;
  • замечать и радоваться даже малейшим успешным шагам и достижениям.

Как добиться успеха: от чего зависит успех в профессиональной деятельности?

Достижение успеха в профессии и профессиональной деятельности, без сомнения, является одним из наиболее действенных мотивов на различных этапах профессионального становления. Прежде всего, профессиональный успех взаимосвязан с такими личностными качествами, как целеустремлённость и самодисциплина.

Недостаточно просто поставить перед собой цель — нужно уметь достигать её различными способами , для чего и потребуется самодисциплина, как способность к самоограничению, постоянному саморазвитию и самосовершенствованию в работе над собой. Личности, у которых отсутствуют данные качества, в большинстве случаев, не приходят к успеху, даже если они полны энтузиазма или амбиций.

Если изначальный выбор профессии был верный, то у человека велика возможность полной реализации себя в профессиональной деятельности. Правильный выбор позволяет обойти стороной разочарования, иметь достойный заработок и быть уверенным в завтрашнем дне.

В самом начале пути выбора профессии необходимо :

  • обозначить перед собой цели, которые должны нести позитивный (умножать меру добра), конкретный и реалистичный характер;
  • адекватно оценить свои возможности (интеллектуальные, физические, возрастные, финансовые и т.д.);
  • соотнести способности со своими целями.

Успех профессионального выбора обеспечен, если:

  • учтено наличие набора необходимых профессионально значимых для профессиональной деятельности качеств (интеллектуальных, личностных, физических);
  • выбранная сфера деятельности пользуется спросом на рынке труда;
  • работа приносит удовольствие и удовлетворение, а не тяготит.

В качестве критериев успеха уже сложившейся профессиональной деятельности можно выделить следующие:

  • соответствие человека требованиям данной профессии, вносит ли работник ощутимый вклад в социальную практику;
  • соответствие профессии требованиям личности: её мотивам, склонностям, удовлетворённостью сферой деятельности;
  • использование человеком социально приемлемых способов, приёмов и технологий при достижении качественных результатов в работе;
  • стремление личности индивидуализировать свой труд, самореализовать в нём свои личные потребности;
  • достижение человеком высокого уровня профессионализма;
  • наличие в профессиональной деятельности перспектив роста;
  • готовность к принятию опыта других людей и проявление собственной профессиональной открытости;
  • стремление человека обогатить профессию своим личным творческим вкладом;
  • умение заинтересовать общество результатами своего труда;
  • умение человеком соблюдать честь и достоинство профессии, видеть в ней неповторимый вклад в социум.

Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессии

А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина определяют профессионально значимые качества, как проявления психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Успешность деятельности специалиста определяется качествами личности, которые призваны обеспечить её успешный трудовой старт и высокие производственные показатели.

В рамках сферы профессиональной деятельности в качестве критериев успешности рассматриваются нижеприведённые психологические характеристики:

Способность человека к активности в той или иной сфере. Посредством активности личность решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности; мобилизует свою активность в необходимых, а не в хаотичных формах, в нужное время, действую по собственному побуждению.

Степень развития мотивационной сферы , которая включает в себя увлечённость смыслом профессии на благо других людей, стремление развивать себя как профессионала и гармоничное прохождение всех этапов профессионализации — от адаптации к мастерству.

Развитость «Я-концепции» и её составляющи х. Успех в профессиональной деятельности является следствием не внешних, а именно внутренних причин. Это значит, что достижение успеха находится полностью в руках самой личности. Осознание собственной значимости даёт человеку возможность распространить вокруг себя ореол удовлетворённости. Умение стимулировать себя способствует формированию независимости от поддержки и одобрения окружающих. Инициативность и предприимчивость таких людей приводят в движение социальный механизм, поэтому им достаётся большая часть благ, которые предоставляет общество.

Высокие коммуникативные навыки являются неотъемлемым условием взаимодействия людей, частью коммуникативной культуры, и необходимы всем людям, а в ряде профессий они становятся профессиональной характеристикой личности.

Самодисциплина и самоконтроль . Подразумевают осознанность в характере своего поведения, позволяют выстраивать приоритеты в списке дел. Самоконтроль позволяет не вмешиваться в неприятные ситуации, а самодисциплина даёт возможность сосредотачиваться на решении наиболее актуальных задач.

Умение планировать и управлять временем . Точная последовательность действий снижает вероятность выполнения бесполезной работы.

На успешность в профессиональной деятельности непосредственно влияют профессиональное и личностное самоопределение .

В психолого-педагогической литературе данный термин употребляется в различных значениях. Наиболее распространённые понятия, отражающие различные типы самоопределения, — это профессиональное, личностное и жизненное самоопределение. Более подробно разберём первые два понятия.

Профессиональное самоопределение — самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в данной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение является частью самоопределения человека, в широком смысле этого слова. Оно предполагает конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственности за данную работу

Личностное самоопределение рассматривается как нахождение самобытного образа «Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей; как высший тип самоопределения, когда человеку удаётся стать хозяином ситуации и всей его жизни.

Н.С. Пряжников отмечает, что в современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением, с «главным делом» жизни. Поэтому главной (идеальной) целью профессионального самоопределения является постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития, постепенно формируя готовность рассматривать себя развивающимся в рамках определённого времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать.

Когнитивные особенности личности, влияющие на профессиональный успех

Когнитивные особенности относятся к особенностям познавательной сферы личности и включают в себя психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации: ощущение, восприятие, память , представление, воображение, речь, мышление и т.д.

Несмотря на разнообразие профессий, можно выделить значимые когнитивные способности, хорошее развитие которых играет значимую роль в профессиональном успехе.

Память играет ключевую роль в когнитивной сфере личности и является основным компонентом интеллекта, а её функции намного шире, чем «запомнить, как можно больше информации». По временному критерию выделяют кратковременную , долговременную , рабочую и промежуточную память. По критерию содержания память может быть:

  • эмоциональная — прочно сохраняет пережитые человеком чувства;
  • двигательная — запоминание и воспроизведение движений (лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам и т.д.);
  • словесно-логическая — запоминание мыслей, понятий, суждений, умозаключений, закономерностей;
  • образная — позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку (присуща художникам, писателям, музыкантам).

Отметим, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной степени взаимосвязаны.

Внимание является направленностью ума, позволяющей выделить конкретное из большого количества раздражителей. Внимание характеризуется такими свойствами как: сосредоточенность ( концентрация ), распределение, устойчивость, переключаемость и объём.

Восприятие характеризуется целостным отражением предметов окружающего мира посредством осознания их опознавательных признаков. Функция восприятия заключается в координации и кодировании базовых ощущений для формирования им значений и смысла, полученных не только из внешней, но и из внутренней среды.

Когнитивная ориентация позволяет личности видеть причины своего поведения во внешней среде или в себе самом.

Метакогнитивность проявляется способности человеком учитывать собственные знания, ощущения и другие мыслительные действия, с целью их урегулирования и контроля.

Узнайте больше о том, как когнитивные способности влияют на профессиональный успех здесь .

Как добиться успеха: факторы успеха

В качестве факторов успеха профессиональной деятельности можно выделить:

  • Мотивация — один из наиболее значимых факторов, обеспечивающий успех в профессиональной деятельности. Высокомотивированный сотрудник выполняет свою работу лучше, качественнее и эффективнее. С падением же уровня заинтересованности сотрудника наблюдается снижение эффективности труда.
  • Стрессоустойчивость позволяет человеку противостоять стрессовой ситуации, не испытав на себе отрицательных последствий. Стрессовые ситуации могут быть связаны как с выполнением трудовых действий, так и с условиями, в которых она протекает, поэтому современный специалист должен уметь принимать ответственные решение при дефиците информации и времени.
  • Профессиональное мастерство подразумевает наивысший уровень профессионального развития личности, который позволяет во всей полноте реализовывать профессиональные функции и решать профессиональные задачи.

Рассмотрим ряд показателей профессионального мастерств а:

  • прочные профессиональные знания;
  • комплекс сформированных профессиональных умений;
  • система ценностей и убеждений профессиональной деятельности;
  • наличие профессионально важных качеств (в разных областях деятельности они отличаются, но есть общие): ответственность , доброжелательность, толерантность, терпение, порядочность и др., которые сотрудник постоянно совершенствует в процессе профессионального развития;
  • оптимальный стиль общения или управления коллективом;
  • творческая направленность специалиста.

Профессиональное мастерство невозможно приобрести вместе с документом/сертификатом, подтверждающим образование. Это путь непрерывного развития и совершенствования личности, не имеющий конечной точки.

Принцип баланса и равновесия регулирует отношения людей не только в профессиональной, но и во всех сферах деятельности. Получая что-то для себя, всегда необходимо отдать взамен немного больше, будь это знания, физическая помощь, моральная поддержка, материальные блага и т.д. Данный принцип построен на принципе обратной связи, грамотное использование которого (в совокупности с другими факторами) обречёт человека на успех.

Когнитивные способности наиболее значимые для достижения профессионального успеха:

  • планирование является важнейшим когнитивным показателем, который выражается в умении человека спрогнозировать последствия, выбрать рациональный путь для достижения определённой цели;
  • мониторинг — это когнитивные навыки контроля своего поведения, благодаря чему человек утверждает правильность выбранных шагов к достижению цели;
  • ингибиция заключается в контроле импульсивных реакций и способности сохранять здравый смысл в любой ситуации;
  • принятие решений — определение способов на пути достижения цели;
  • когнитивная гибкость позволяет личности быстро приспосабливаться к новым условиям, подстраивать своё поведение под них;
  • рабочая память позволяет держать в голове необходимый набор информации для решения текущих задач.

Как добиться успеха и стать успешным? Практические советы

Станьте настоящим фанатом своей профессии ! Будьте увлечены своей профессиональной деятельностью, воспринимайте её не просто, как поход на работу, а как увлекательную миссию, в которой вы, являясь волшебником, воплощаете все свои идеи и задумки. Бессмысленно стремиться к успеху в том, что не вызывает у вас интерес и является простой обязанностью.

Энтузиазм может послужить качественным толчком на пути к успешной деятельности. Адекватный руководитель высоко оценит положительный настрой и проявление творческого потенциала на трудовую деятельность и не оставит это момент без поощрения.

Получив диплом об образовании, не останавливайтесь на достигнутом! Время не стоит на месте. С каждым днём находит своё распространение новая информация, которая приводит к обновлению подходов, сведений, задач и пр., поэтому полученных знаний вам вряд ли хватит для достижения наивысшего результата. Не стесняйтесь посещать лекции, тренинги, семинары, курсы дополнительного образования , предложенные руководством организации.

Иной путь развития — самостоятельное обогащение своих знаний и умений . Выделите часть своего личного времени и бюджета на поиск и посещение мероприятия, тесно связанного с профессиональной деятельностью. Единственное, помните, что злоупотреблять этим тоже не следует.

Обратите внимание на смежные профессии , овладев которыми вы пополните не только запас знаний, но и, возможно, кошелька. Например, изучить иностранный язык можно различными способами: посещение курсов, частные уроки с репетитором, онлайн занятия или же дистанционное обучение.

Самый простой способ обогатить свои знания — читать книги . Не забывайте, что книжные полки в магазинах периодически пополняются новыми качественными изданиями, относящимися именно к вашей профессии. Для нахождения нужной литературы необязательно идти в книжный магазин, достаточно открыть браузер на вашем компьютере или смартфоне, а далее заказать нужную книгу с доставкой на дом или купить её в онлайн-библиотеке.

Успех в профессиональной деятельности человека напрямую зависит от того, насколько хорошо человек знает самого себя. Поэтому начинайте совершенствоваться изнутри , постепенно подключая информацию из внешнего мира. Постигать придётся многое — общество не стоит на месте, а ваша цель стОит того! Поднявшись на ступеньку выше, вы обогатитесь не только финансово, но и получите уверенность и свободу в самореализации. Если профессиональная деятельность вносит в вашу жизнь положительные эмоции, уверенность в завтрашнем дне, а вы можете выбрать направление развития своего потенциала — что может быть лучше?

Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, мы будем рады вашим вопросам и комментариям.

Четкая организационная структура, определенность прав и обязанностей сотрудников, отлаженные каналы распространения информации и т. д. — все это необходимая основа эффективности деятельности коллектива. Однако решающее влияние на успешность организации оказывает трудовое поведение ее сотрудников.

Что собой представляет эффективное трудовое поведение работника? Оно предполагает, что человек надежно и добросовестно исполняет свои обязанности, готов во имя интересов дела и своего коллектива в условиях меняющейся ситуации и возникающих требований выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, сотрудничество и помощь; что он удовлетворен своей работой и не собирается менять ее. Обычно в таких случаях говорят, что человек трудится добросовестно, что он болеет за дело.

В основе трудового поведения лежат мотивы: внутренние устремления, ценности, определяющие направленность активности человека и ее формы.

Что кроется за тем или иным трудовым поведением? Например, работник с готовностью остается после работы помогать своему молодому товарищу осваивать сложную для него операцию. Возможны различные причины этого: «болеет» за коллектив и интересы дела; опасается, что его недолюбливают товарищи, и хочет понравиться им; любит учить других и показывать свою компетентность; не знает, куда деться после работы; хочет помочь работникам из-за личной симпатии и т. д. Таким образом, знание мотивации — ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него.

Интерес к работе во многом определяется не только ее содержанием, но и организацией труда, методами управления и степенью влияния работника на производство (инициатива, самостоятельность, участие в принятии решений).

Материальная заинтересованность — один из основных общечеловеческих стимулов трудовой активности. Однако учитывать его необходимо осторожно, так как этот стимул, хоть и является очевидным, но, как показывает опыт, «срабатывает» далеко не всегда. Например, молодые работники, не имеющие своей семьи и профессионально не определившиеся, могут больше высокого заработка ценить возможность иметь свободное время; пожилые ориентированы на улучшение условий труда, снижение его напряженности даже в ущерб заработку.

Удовлетворенность работников заработной платой зависит не столько даже от размера, сколько от социальной справедливости в оплате труда. Уравниловка в оплате — препятствие сохранению и усилению трудовой мотивации. При всей увлеченности своим делом, добросовестном отношении к работе, сознании, что другой человек при значительно меньшем вкладе получает столько же, оказывает деморализующее влияние на работника.

Социальная значимость труда — понимание общественной полезности выполняемой работы. Как относится к работнику руководитель, замечают ли его вклад в общее дело коллеги, ценят ли в организации добросовестный труд? Положительные ответы на эти вопросы являются основой социальной справедливости в коллективе.

Психологи и социологи предлагают такую систему факторов, определяющих чувство удовлетворенности работой.

1. Рабочая среда. Нет никаких сомнений, что обстановка, в которой выполняется работа, может существенно влиять на отношение и энергию работников. Это значит, что организации стоит вкладывать время, ресурсы и заинтересованность в создание такой обстановки, которая содействовала бы достижению ее задач и отвечала бы потребностям занятых.

2. Вознаграждение. Оно включает в себя зарплату и прочие выплаты, выходные дни и дополнительные льготы.

Дополнительные льготы получили в последние годы широкое распространение. Мы видим, как компания предлагает многие из следующих выгод, обычно имеющих для служащих больше ценности, чем эквивалентный объем заработка: жилье, личное медицинское страхование, страхование жизни и от несчастных случаев, оплаченное питание, возможности для развлечения, бесплатные товары, предоставление одежды, проведение диспансеризации и лечения, программы участия в прибыли, низкопроцентные кредиты, возмещение затрат на образование, загородные выезды для служащих и их семей, социальные функции.

3. Безопасность. Люди редко дают максимум возможного в атмосфере отсутствия безопасности.

Трудно ждать продуктивной работы от сотрудников бюджетной организации, финансирование которой постепенно сокращается и в любой момент может совсем прекратиться.

Чувство безопасности не просто связано с наличием или отсутствием работы. Люди также боятся утратить свое положение или потерять уважение, которое испытывают к ним другие. Многим нравится чувство безопасности, которое они испытывают в группе, к которой принадлежат.

4. Личное развитие и профессиональный рост. Один из наиболее эффективных способов увеличить вклад людей в работу организации заключается в оказании помощи их личному развитию. Развитие и опыт неразделимы, и, хотя тренировка и обучение могут оказаться полезными, невозможно найти замену возрастающей ответственности и новому опыту. Обратная связь с работой неотделима от развития людей, и она может быть сильнейшим мотивом для еще больших достижений.

5. Чувство причастности. Большинству людей нравится ощущение полезности их работы, и они хотят чувствовать себя частью организации, которая их нанимает. В некоторых организациях довольно открыто доводят до служащих информацию, что помогает им понимать происходящее. Однако в других, кажется, делают все, чтобы как можно дольше держать своих служащих в неведении. Поскольку чувство причастности — это двусторонний процесс, необходимо интересоваться мнениями, суждениями и взглядами работников. Психологи говорят, что в организационных группах обычно кто-то один является наиболее влиятельным и особенно важно, чтобы он участвовал в решении вопросов, воздействующих на группу.

6. Интерес и вызов. Стремление добиваться значительных результатов широко распространено во многих организациях. Большинство людей ищут такую работу, в которой содержался бы «вызов», которая требовала бы мастерства и не была бы слишком простой. Само содержание работы может взбодрить работников. К несчастью, очень многие виды работ скучны и не предъявляют особых требований. Даже явно исполнительские виды деятельности, типа наполнения полок или уборка, могут быть часто перестроены так, чтобы они приносили больше удовлетворения.

Если сложившаяся на работе ситуация удовлетворяет потребности работника, открывает перед ним возможности самореализации, для него характерна удовлетворенность своей работой, которая в значительной степени определяет эффективное трудовое поведение.

Каковы должны быть принципы организации труда, в максимальной степени мотивирующие его?

15 признаков мотивирующей организации труда

2. Большинство людей испытывают радость от работы, отвечая за нее, удовлетворяя свою потребность в личной причастности к результатам деятельности, к работе с людьми (клиентами). Они хотят, чтобы их действия были важны для кого-то конкретно.

3. Каждый на своем рабочем месте хочет показать, на что он способен. Он хочет доказать свои способности и свою значимость. Он не хочет, чтобы в тех вопросах, в которых компетентен именно он, решения принимались без его участия.

4. Каждый стремится выразить себя в труде, узнать себя в каких-то результатах, иметь доказательство того, что он может что-то сделать. Это «что-то» по возможности должно получить имя своего создателя. Это относится и к работнику, и к группе.

5. Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как можно улучшить свою работу, ее организацию. Он хочет реализовать свои цели и не боится санкций. Он рассчитывает на то, что его предложения встретят заинтересованно.

6. Людям нравится ощущать свою значимость. Каждый сотрудник знает, как важен его труд для общего успеха.

7. Каждый человек стремится к успеху. Успех — это реализованные цели. У сотрудников выработаны цели, достижение которых поддается измерению по уровню и срокам выполнения.

8. Успех без признания приводит к разочарованию. Каждый хорошо работающий сотрудник с полным правом рассчитывает на признание и поощрение — и материальное, и моральное.

9. По тому, каким способом, в какой форме и с какой скоростью сотрудники получают информацию, они оценивают, какова их реальная значимость в глазах непосредственного начальника и управляющих вообще. Если их доступ к информации затруднен, если информацию они получают с опозданием, они чувствуют себя приниженными.

10. Сотрудники негативно относятся к тому, чтобы решения об изменениях в их работе и рабочих местах, даже если эти изменения позитивны, принимались без учета их знаний и опыта.

11. Каждому требуется информация о качестве собственного труда. Сотруднику она нужнее, чем его начальнику. К тому же она должна быть оперативной, чтобы работник мог вносить коррективы в свои действия. Каждый хочет знать масштаб, которым его измеряют, и с самого начала, а не тогда, когда время ушло.

12. Для всех нас контроль со стороны неприятен. Каждая работа выигрывает от максимально возможной степени самоконтроля. Непосредственно видимые результаты действия повышают интерес к работе.

13. Большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания. Повышенные требования, дающие шанс дальнейшего развития, принимаются гораздо охотнее, чем заниженные. Если работа примитивна и не предоставляет возможностей развития, можно практиковать смену видов деятельности.

14. Сотрудники остро реагируют, если их старания и полученные результаты приводят только к тому, что их еще больше загружают. Особенно, если это никак не компенсируется в денежном отношении. Так «убивают» инициативу.

15. Имеется свободное пространство для инициативы в организации производства, для индивидуальной ответственности работников во всей производственной цепочке.

Читайте также: