Для чего нужны социальные работники в храме

Опубликовано: 17.09.2024

В конце 2009 года состоялось ежегодное Епархиальное собрание, на котором с докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В докладе Патриарх коснулся темы церковной социальной деятельности. В частности он сказал, что «у каждого прихода должна быть своя социальная специализация», и что в каждом приходе «потребуется ввести должность социального работника» . Начинать же социальную работу нужно «внутри самого прихода, как это было в апостольские времена». Обращение к опыту церкви апостольских времен, по мысли Святейшего Патриарха, может выразиться также в том, что «к социальному служению необходимо активнее привлекать наше дьяконство».
На вопросы о путях развития социальной деятельности церкви отвечают известные московские настоятели.


Прот. Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса

Все мы граждане государства, но не все члены церкви

В России на социальную работу выделяются огромные деньги. Чтобы их невозможно было красть, нужна гласность, должна быть абсолютная прозрачность движения средств, нужно следить за тем, как эти деньги расходуются, доходят ли они до своей цели, или по дороге растекаются по карманам казнокрадов.

Как организовать взаимодействие церкви и государства в области социальной политики это отдельный вопрос. Государство состоит из тех же людей, что и церковь. Если люди верующие и совестливые, или даже просто совестливые, тогда они ничем не отличаются от членов церкви, и они будут выполнять работу на совесть. Если члены церкви не будут квалифицированными и добросовестными, значит, у них тоже ничего не будет получаться. В социальной работе перед христианином и гражданином должен стоять вопрос о том, какие задачи они сами перед собой ставят: служение близкому или обогащение своего кармана?

Любой человек, не обязательно верующий, который чувствует, что может потрудиться на благородной ниве социального служения и приносить пользу, если он имеет высокие и благородные цели, должен получать поддержку государства. церковь может и должна активно участвовать в социальном служении и государство должно обсуждать возможности, как ее включить в работу. Оно может заключить контракт с какой-либо церковной социальной службой, приходом, и помогать им в этой работе.


Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Благословение Патриарха иметь соцработника в приходе совершенно оправданно. Нужен человек, который будет профессионально заниматься этой работой, ведь настоятель в одиночку не может все держать в своих руках и всем эффективно руководить: он служит и у него есть масса других обязанностей.

Мы не можем много помогать, так как приход маленький, но чем можем, всегда помогаем. В нашем приходе я хочу организовать столовую, где можно будет кормить голодных, давать им какую-нибудь горячую пищу. Я думаю, что при каждом храме нужны места, где можно было бы покормить людей. Что же мы церковь и не кормим людей? А сейчас холод такой!

У церкви нет сейчас свободных средств, чтобы заниматься социальной работой


Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках

Что касается психологической помощи, то я глубоко убежден, что церковные люди в основной массе, совершенно не способны оказывать такую помощь, по причине отсутствия образования в области психологии. Главное дело церковного человека в том, чтобы нецерковного человека привести в церковь. Если человек стал членом Церкви, тогда его психологическое состояние будет становиться лучше – он обретет покой души, как сказано в Евангелии.

Милосердие меняет человека


Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке

В советское время социальная работа церкви полностью была полностью разрушена. Поэтому в Русской Православной Церкви нет сейчас ни людей, ни опыта, чтобы взять у государства эти функции. Мы должны этому учиться, мы должны строить необходимую структуру. На это понадобится годы. Поэтому пока мы не справимся с этой задачей.

Мы можем посмотреть на положительные стороны европейского опыта. Там государство осознало, что в природе церкви помогать бедным, малоимущим, что в церкви этим люди занимаются не столько за плату, сколько по воле Божией. Человек, который совершает свое служение из любви и сострадания к людям, конечно же, осуществляет его намного эффективней, даже с точки зрения чиновника, чем человек, который будет делать это только за деньги, без души. В Европе есть отрицательные стороны церковного социального служения, в первую очередь то, что оно затеняет собой Самого Христа.

У нас в стране была противоположная ситуация: государство взяло на себя все без исключения социальные функции, но, так как оно было безбожным, то социальная политика без христианства стала извращенной. Как социальные службы работают с инвалидами с детства, умственно отсталыми, сумасшедшими, больными? Сначала государство уговаривает родителей от них отказаться, а потом прячет их в интернаты. Многие люди в нашем обществе «входят в ступор», встречая таких инвалидов. Мы не только не умеем с ними работать, мы не знаем как себя с ними вести, как с ними разговаривать, как с ними быть? Только христианское умение видеть человека в неполноценном инвалиде с детства, может быть основой работы с такими людьми. Государство здесь не может обойтись без церкви.

Храм в центре Москвы мало что может сделать, потому что мало прихожан. Если есть благотворитель, готовый помогать, тогда приход может заниматься благотворительностью. Если нет, то приход думает, чем платить коммунальные платежи и чем заплатить за службу, за пение. Конечно, хочется всем помочь. Человек приходит в храм, ты не можешь дать ему то, что ему нужно, и он скорбит, и ты скорбишь.

Я думаю, что в любом приходе очень перспективна форма помощи более богатого бедному. В этом и состоит участие мирян. Нужен только священник, который подойдет к нормально зарабатывающему прихожанину, и скажет ему: «Слушай, вот есть вдова, ты можешь ей давать три тысячи рублей каждый месяц»? Он, допустим, ответит: «Три тысячи не могу, а могу дать две с половиной». А у другой скажет: «Могу пять». И каждый месяц он будет давать семье деньги, а это очень существенная поддержка. Многие люди не хотят давать деньги неизвестно на что. Если же человек будет знать, что дает деньги конкретной вдове, он и будет ей давать их до тех пор, пока ее ребенок не достигнет совершеннолетия, ни пойдет на работу. Такая форма помощи очень успешно работает годами.

Еще у нас есть многолетний действующий проект: мы собираем средства для вдовы одного давно уже умершего священника. Достаточно просто повесить кружку и написать, что мы помогаем этому священнику, чтобы те люди, которые помнят и любят своего духовного отца, заходили в храм и опускали туда денежку. Это минимум усилий, а результат большой. Так люди учатся милосердию. Это одинаково нужно всем, даже может быть это больше нужно богатому, чем бедному: это расширяет сердце, открывает душу для Божьей благодати. Милосердие совершенно меняет человека.

Церковь занимается помощью людям лучше, чем государство


Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы

Мне бы очень хотелось, чтобы социальная работа начиналась снизу и поощрялась сверху


Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма при МГУ святой мученицы Татианы.

Вообще, диаконство у нас в церкви не очень активно занимается социальной деятельностью еще потому, что, как известно, оно является самой бедной частью клира. Бедный человек не может заниматься добровольческой деятельностью, потому что обязанность содержать семью никто не отменял.

Сегодня у нас не хватает оплаты диаконов. Для того, чтобы их социальная работа была не разовой акцией во славу Божию, а регулярным трудом, ее нужно оплачивать. Нужно думать, за счет чего мы будем это делать?

Мы можем проводить разделение приходов по социальной, учебной и иной направленности работы. Например, те, кто только служат в популярных местах и ничем другим не занимаются, должны перераспределять финансы в пользу тех, кто чем-то занимается. Если процент отчислений приходов на епархиальные нужды одинаковый, то может быть, было бы разумным, если в этом учитывать специфику прихода: кто делает больше, тот перечисляет меньше. Потому что содержание соцработника это общецерковное дело, а если кто-то этого не делает, то может оплачивать его содержание на том приходе, где он есть.

Втрое направление это шефство над детским отделением Российского научного центра .рентгенорадиологии.

Третье направление – мы, после тщательной проверки, оказываем помощь людям, оставшимся в Москве без документов, в том, чтобы они могли доехать до своего дома. 10-15 людям в месяц мы можем реально помочь.

Есть регулярный прием врача психолога-психотерапевта, этим занимается православный психолог, кандидат наук. К нему можно попасть по направлению духовенства.
Мы начали проведение благотворительных вечеров в пользу организации «Старость в радость»

Нищих людей, которые живут ниже прожиточного минимума, в нашем приходе нет, это я могу заявить ответственно.

Нельзя заставить быть милосердным, но можно заставить финансировать благотворительность. Те, кто не занимается благотворительностью, может через финансирование быть причастным к ней.

Подготовил Александр ФИЛИППОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Беседа с зав. кафедрой социальной педагогики ПСТГУ Татьяной Скляровой


Сегодня Церковь достаточно много говорит о том, что для работы на приходах необходимы профессиональные кадры. В основном речь идет о социальных работниках и социальных педагогах. И если с первыми все понятно, то вторые – достаточно новое для нашей страны явление. О том, кто такие социальные педагоги, чем они занимаются и зачем нужны, рассказывает заместитель декана педагогического факультета ПСТГУ по научной работе, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики ПСТГУ, Почетный работник высшего профессионального образования Татьяна Владимировна Склярова.

– Татьяна Владимировна, «Википедия» дает семь определений понятию «социальная педагогика». Какое будет ваше?

– Научно-педагогическое. Социальная педагогика – это отрасль педагогики, которая изучает социальное воспитание человека на протяжении всей его жизни. В зависимости от того, как трактовать социальное воспитание – как воспитание общества или воспитание обществом, получаем различные социально-педагогические теории. В свою очередь эти теории рождают различие взглядов на практику социального воспитания. Поэтому в одном учебнике по социальной педагогике мы читаем о таких типах социальных девиаций, как алкоголизм, проституция, наркомания, бродяжничество у детей в современной России, а в другом – о том, как исследовать социализацию человека и как организовывать методику социального воспитания.

Этой дискуссии уже больше 100 лет. На рубеже XIX–XX веков педагоги теоретизировали о том, на что должны быть нацелены воспитательные усилия общества. Немецкий ученый Пауль Наторп в книге «Социальная педагогика» писал об интеграции воспитательной деятельности общественных институтов, таких как школа, семья, Церковь, исправительные учреждения, с тем, чтобы минимизировать «брак» в процессе воспитания. Подобные идеи были и у К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского. А Герман Ноль уже после публикаций Наторпа заявил, что в любом обществе в любое время всегда будут находиться те, с кем не справляется семья, школа, Церковь. И этот «брак» в процессе воспитания и есть объект попечения социальной педагогики.

В православном университете мы учим студентов тому, как выстраивать взаимодействие воспитательных институтов общества в сотрудничестве с Церковью. Это и есть наша православная социальная педагогика.

– Какова сегодня сфера деятельности социального педагога?

– Она очень широкая. Люди этой специальности работают в системе образования, в здравоохранении, в дополнительном образовании, в сфере досуга. В зависимости от того, где специалист работает, различается круг его обязанностей. Если это детский дом или приют, например, то социальный педагог занимается оформлением документов их воспитанников, отстаиванием их прав и т.д. Если социальный педагог работает в школе, то в зависимости от позиции руководства он может заниматься оформлением различных социальных льгот и субсидий для семей школьников или конкретного ребенка, а может организовывать досуг или дополнительные социальные программы, взаимодействуя с различными общественными структурами, в том числе и церковными. Социально-педагогическая подготовка в системе дополнительного образования способствует координации работы различных направлений этой сферы: кружков, секций, студий, организации детского отдыха. Можно сказать, что социальный педагог – это такой общественный менеджер воспитания с широким функционалом.

– Получается, что работа социального педагога более ответственная и требует большего объема знаний, чем труд социального работника, который в основном связан с уходом за немощными?

– Если проводить аналогию с медициной, то там есть фельдшер, который оказывает экстренную помощь: фиксирует переломы, останавливает кровотечения, доставляет к врачу. Так и социальный работник занимается локализацией уже возникших проблем: ребенок оказался вне семьи, человек утратил способность себя обслуживать и т.д. А социальный педагог помогает адаптировать человека к жизни в изменившихся условиях.

– Почему так получилось, что предпосылки для работы социального педагога были всегда, а как профессия эта деятельность оформилась совершенно недавно?

– Если говорить о Советском Союзе, то в нем официально существовала единая система воспитания и образования, которая узаконивала одинаковые требования к учителю, завучу, директору, тренеру в спортивной секции. За координацию их взаимодействия отвечали выпускники не педагогических вузов, а школ партактива. Но уже в конце 70-х годов прошлого века нетоталитарные методы и системы воспитания стали все активнее проявляться в общественной жизни страны. Стали возникать первые опыты социально-педагогических комплексов, которые создавались в то время в Москве, Екатеринбурге, Самаре на базе дворовых клубов, студий или молодежно-жилищных комплексов. Специалисты анализировали ситуацию в конкретном социуме, определяя, чего не хватает для предотвращения или искоренения социальных проблем. Когда в 1991 году в Образовательных стандартах и Трудовом кодексе была узаконена специальность социального педагога, делатели этих стандартов и положений пришли именно из практики социального воспитания.

– Чем может заниматься педагог на приходе?

– Эту проблему мы постоянно обсуждаем с нашими студентами. На Западе, в том числе и в бывших соцстранах, где социальный педагог и социальный работник существовали на протяжении XX века, такая деятельность была в приходах и церковных общинах. Поэтому подготовка таких специалистов осуществлялась в том числе и в конфессиональных учебных заведениях. В той же Германии можно наблюдать интересную картину: есть общинный педагог и социальный педагог в общине. Первый помогает людям интегрироваться в жизнь общины, в том числе и в богослужебную – в той части, насколько это возможно в современных западных христианских деноминациях. А социальный педагог общины адресует свою деятельность людям, которые находятся вне общины, но в сфере ее жизнедеятельности: родителям, которые обращаются за помощью относительно своего проблемного ребенка, нуждающимся в поддержке и социальной адаптации семьям иммигрантов, семьям с инвалидами, другим проблемным категориям, например, освободившимся из мест заключения согражданам. Традиционно считается, что социальный педагог работает на общине, так же как и его коллеги в других местах, с тремя категориями: отдельный человек, семья и община, понимаемая в широком смысле слова, то есть группа людей, объединенная по какому-либо признаку.

Что касается московских приходов, то они с каждым годом испытывают растущие в геометрической прогрессии проблемы социально-педагогического характера, обусловленные в первую очередь большим количеством детей. Многодетные семьи очень нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, в первую очередь социальных. Социальный педагог в состоянии диагностировать суть проблемы, определить, с какой проблемой к какому специалисту нужно обратиться – логопеду, коррекционному психологу, юристу или врачу, организовать это взаимодействие, с тем чтобы облегчить многодетным родителям процесс семейного воспитания. Особые проблемы в православной социальной педагогике – дети на богослужении, организация летнего детского и семейного отдыха, церковные формы устройства детей, лишенных родительского попечения. Эти вопросы эффективно решить могут квалифицированные кадры.

– Церкви в глобальном плане нужны социальные педагоги?

– Святейший Патриарх Кирилл постоянно говорит о том, что Церкви нужны профессиональные кадры, особенно в социально-педагогической сфере. Это социальные работники, социальные педагоги, организаторы работы с молодежью на приходах, воспитатели молодежных лидеров. Если сегодня Церковь ставит перед собой цель заняться широкомасштабной социальной, образовательной и воспитательной деятельностью, то, естественно, для этого нужно готовить кадры. Причем эти специалисты должны иметь двойную компетенцию и двойной мандат: быть людьми, знакомыми с азами психологии, педагогики, дидактики, частных методик преподавания, организации досуга и отдыха детей, с одной стороны, а с другой – понимать основы богословия, знать историю и жизнь Церкви, иерархию, богослужебную практику. То есть эти люди должны иметь допуск в профессию как от государства, так и от Церкви.

– Откуда сегодня можно брать потенциальные кадры для социально-педагогических приходских структур?

– Я вижу два основных источника. Первый – это педагогически одаренные выпускники православных гимназий и школ, дети, выросшие в православных семьях. Они выросли в церковных семьях, знают жизнь прихода по собственному опыту. Если они имеют горение к этой деятельности – немаловажное обстоятельство – и получают специальное образование, то более благодатной категории не найти. Я на примере жизни своего прихода наблюдаю таких инициативных людей, которые талантливо занимаются социально-педагогической деятельностью.

Второй источник кадров – это состоявшиеся педагоги, которые начинают воцерковляться. Их педагогический опыт и потенциал в организационных и методических вопросах может очень хорошо сработать в условиях, когда люди будут хорошо понимать внутреннюю жизнь Церкви: уклад, иерархию, внутренние требования. Таких людей тоже нужно образовывать, но уже в богословском плане. Их потенциал также очень востребован в церковной жизни.

– Какие вузы сегодня готовят социальных педагогов?

– Практически во всех педагогических вузах обучают этой специальности в разной форме: заочная, вечерняя, дневная. Еще лет десять назад в Москве на социальных педагогов учили в коммерческих вузах. Объяснение тому, что люди тратили деньги на обучение по специальности, которая не приносит больших доходов, я могу привести только одно: учебная программа социальных педагогов содержит весь блок дисциплин подготовки практического психолога. Здесь и общая, возрастная, социальная, педагогическая, коррекционная психологии, психологии семьи и семейного консультирования, психодиагностика и психокоррекция. Получение профессии и последующая профессиональная деятельность социального педагога – это хороший фундамент для человека, имеющего желание развиваться в сфере прикладной психологии.

Наш университет социальных педагогов готовит с 2002 года по государственному стандарту, то есть наши выпускники имеют диплом государственного образца. До этого мы также выпускали специалистов, но программа их подготовки не имела государственной аккредитации. За эти годы подготовили порядка 300 специалистов. В этом году наша кафедра выпустила 44 дипломированных социальных педагога: 26 – по заочной форме обучения и 18 – по вечерней. Это достаточно долгий процесс, так как обучение длится шесть лет, в ходе которого люди по сути получают два высших образования: педагогическое и богословское.

Самым доступным вариантом отклика на призыв патриарха может стать расширение набора, к чему мы готовы, а также запуск серии дополнительных образовательных программ по повышению квалификации, что также может быть сделано.

– Светские вузы могут при вашей поддержке готовить социальных педагогов для работы на приходах?

– Чтобы реализовать такую идею, необходимо вносить очень существенные изменения в их учебные планы, в основном за счет включения в образовательную программу блока богословских дисциплин. Такую помощь вполне может оказать богословский факультет Свято-Тихоновского университета. У нас соединение богословского и педагогического образования сложилось исторически, а другим вузам для этого потребуются дополнительные усилия. Кроме Белгородского университета, насколько мне известно, больше никто не включает в профессиональную подготовку социальных педагогов и работников блок дисциплин теологической подготовки. Остальные вузы, имеющие теологические кафедры, используют потенциал богословского образования в первую очередь для взаимодействия с историческими, философскими, филологическими направлениями.

– Социальная педагогика – это хорошее поле для возделывания евангельского принципа «Вера без дел мертва»?

– Для многих это самое лучшее поле, потому что здесь нет разлада внутреннего и внешнего, касающегося состыковки своего мировоззрения и профессиональной деятельности. Все сходится в одной точке: служение ближнему через профессию, отношения, общение, деятельность и чувства. Это один из немногих даров, наряду с медицинским служением, где православный человек может раскрыться в полной мере, помогая семье, общине и отдельному человеку решать проблемы социального характера.

В зависимости от возраста, профессии, жизненного опыта, состояния здоровья и прочих обстоятельств каждый мирянин способен понести разный объем нагрузки, связанной с социальной церковной работой. Исходя из этого, сложились разные организационные формы участия мирян в церковной социальной деятельности:

1.Штатный сотрудник церковного социального учреждения (детского дома, приюта, богадельни, благотворительной столовой и т.д.). Для него церковная социальная работа является основным родом профессиональной деятельности. Пастырское попечение о таком сотруднике — сфера ответственности духовников церковных социальных учреждений.

2.Епархиальный социальный работник.

3.Социальный работник в благочинии.

4.Приходской социальный работник — координатор социальной работы на приходе, состоит в штатном расписании прихода, получает заработную плату из приходского бюджета, являясь при этом активным членом той церковной общины, социальную работу которой координирует. В своей работе подчиняется настоятелю и подотчетен приходскому собранию.

5.Сестра милосердия. Сестринское служение — особый вид участия мирянок в церковной диаконии, сформировавшийся еще до революции 1917 года. Примером православного сестричества милосердия может считаться дореволюционная московская Марфо-Мариинская обитель. Существующие сегодня сестричества руководствуются различными уставами. Можно сказать, что сестричества — это приходские объединения женщин, желающих в той или иной мере посвятить себя служению милосердия, руководимые духовником сестричества, обычно имеющие устав и специальный чин посвящения в сестры. Сестра милосердия может нести свое служение в свободное от основной, светской или церковной, работы время, или же находиться в штате церковного социального или медицинского учреждения. Обычно это служение носит характер регулярных, долговременных обязанностей.

6.Доброволец (волонтер), член приходского сестричества или братства. Волонтером является человек, в свободное время принимающий на безвозмездной основе личное участие в социальной церковной деятельности. Для выполнения добровольческой работы от волонтера часто не требуется специальной квалификации, однако для некоторых видов церковно-социальной деятельности волонтеры проходят специальное обучение. Желательно, чтобы поле добровольческой деятельности максимально отражало личные предпочтения и способности волонтера.

7.Жертвователь. Мирянин, жертвующий на социальные нужды, играет важную роль в приходском и общецерковном служении милосердия. На пожертвования создается материальная основа для обеспечения систематической приходской и общецерковной социальной деятельности. Пожертвования могут быть как крупными, так и небольшими, регулярными или разовыми.

8.Член попечительского совета. Важная разновидность служения мирян — это участие в попечительских советах при социальных учреждениях (как государственных, так и негосударственных). Попечительские советы обеспечивают открытость таких учреждений для общества, привлекают к ним помощь, контролируют качество жизни подопечных, обеспечивают преемство удачного опыта.

9.Сотрудник государственного социального учреждения. Поскольку в осуществлении своего социального служения Церковь имеет возможность тесно сотрудничать с государством (а государственные соцучреждения часто являются объектами церковной помощи), к делу церковного социального служения могут привлекаться сотрудники государственных социальных и медицинских учреждений (врачи, медицинские сестры, педагоги, воспитатели, обслуживающий персонал интернатов, социальные работники и т.д.), в том числе пока не являющиеся активными членами Церкви. Очень важно особое пастырское и миссионерское внимание со стороны вдохновляющих церковную социальную работу клириков к сотрудникам госучреждений, зачастую особенно нуждающихся в духовной помощи.

Для эффективного развития церковно-социальной деятельности важно участие в ней как волонтеров, так и штатных профессиональных диаконических работников.

О развитии деятельности социального работника на приходах

Работа социального работника многопланова, разнообразна, требует вложения усилий, способности генерировать новые идеи, обладания высокими переговорными и организаторскими способностями.

Лично я отношусь к социальной работе как к миссионерской деятельности, которая приближает к Богу, являя пример жертвенной любви.

На этом фронте у нас непочатый край работы, и конечно, чтобы начать обрабатывать это бескрайнее поле, нужен не просто волонтер или дама со средним образованием, которые 1-2 раза в неделю могут навещать бабушку из соседнего дома. По моему убеждению, здесь нужен квалифицированный специалист, который занимался бы поиском волонтеров, поддержкой и обучением их, координированием, ведением переговоров с учреждениями, разрешением конфликтных ситуаций, планированием деятельности, привлечением средств (фандрайзингом), в том числе – и за пределами храма.

Вопрос – где такого найти? Я не думаю, что это сложно сделать, если заняться активным поиском подходящих работников (попросить объявить с амвона, разместить объявление, провести собрание прихожан, анкетирование) и по некоторым темам провести обучение. Сайт Милосердие.ру проводит дистанционное обучение в виде видео-лекций в режиме он-лайн. Также у нас проводит тренинги руководитель Союза волонтерских организаций и движений Владимир Хромов.

В том случае, если приход небольшой или храм находится в малонаселенном месте, может показаться, что работник и не нужен вовсе, это только дань официальным циркулярам. Однако, такой работник при храме мог бы быть прекрасным помощником в структуре сети социальной работы в рамках благочиния, которая помимо прямой помощи нуждающимся включает в себя: помощь в проведении акций, бухгалтерскую, юридическую поддержку, составление заявок на гранты и другие программы, составления статей, привлечение волонтеров с помощью социальных сетей и т.д. Сегодня всё это можно делать, в том числе, и дистанционно.

Таким образом, работники храмов, находящихся в разных концах благочиния могли бы поддерживать живое общение между приходами. Безусловно, и нечастые очные встречи, совместное празднование Пасхи, двунадесятых и престольных праздников, да и просто рабочие встречи тоже очень важны.

Такой подход может касаться и молодежного работника. Существует большое количество форм работы с молодежью. Это, как говорится в постановлении Священного Синода 2011 «Об организации молодежной работы в РПЦ», следующие формы работы:

• беседы и встречи с духовенством и специально приглашаемыми гостями;
• вероучительные (катехизаторские) занятия;
• группы по изучению Священного Писания;
• миссионерские акции и поездки;
• социальные проекты;
• молодежные лагеря;
• интернет-проекты;
• киноклубы;
• кружки по интересам;
• проекты по профилактике зависимостей;
• спортивные секции;
• военно-патриотические клубы;
• клубы молодой семьи.

Лично я убеждена, что можно и нужно проводить работу с невоцерковленной молодежью, тут от молодежного работника требуется особые способности.
Для того, чтобы организовать хотя бы один вид деятельности и поддерживать его, нужно решить массу вопросов: расположение, распространение информации, разработка плана мероприятий, финансирование и т.д. – огромный шлейф дополнительной работы!

Деятельность приходских работников тесно связана, переплетается между собой, а также имеет одни и те же вспомогательные работы: обучение, дизайн, веб-программирование, фандрайзинг, работа со СМИ и т.п. Выделение данных работ в отдельную обслуживающую службу способствовало бы развитию и накоплению опыта, которые намного увеличат эффективность от основной деятельности по социальному служению, молодежной работе и катехизации.

Помогать работникам на приходах в организаторской деятельности, безусловно, призваны волонтеры, которые могут выполнять различные виды работ, начиная от помощи в проведении акций, и заканчивая, так называемым, pro bono, т.е. оказания профессиональной помощи.

Помогая ближним и стараясь привести их ко Христу, будем помнить, что внешние дела являются средством к достижению внутренних добродетелей по слову преподобного Иоанна Лествичника: «Не трудам, но простоте и смирению являет Себя Бог» (Лествица 26:52).

Зарождение социальной работы было тесно связано с общинными и религиозными институтами, традициями милосердия. Но с секуляризацией и усложнением специализации различных видов социальной деятельности эта работа становилась все более светской. При социализме ее почти полностью взяло на себя государство. Когда же в постсоциалистических странах, включая Россию, число нуждающихся увеличилось, а государственная система социальной защиты во многом сдала позиции, началось восстановление религиозных сетей социальной поддержки.

В 2011 году в России был принят документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви». Это постановление привело к росту числа приходских социальных работников, подчеркнул Ростислав Кононенко. При этом их профессиональное самоощущение довольно противоречиво. Качественные интервью показали, что приходские социальные работники переживают дилемму «сакральное – мирское»: моральный долг и работа по найму могут находиться в дисгармонии. Иными словами, возникает противопоставление «человек – должность», отметил исследователь в ряде работ (см., например, Коненко Р.В. Социальная работа в приходах: контексты социальных взаимодействий // В кн.: Профессиональная культура: опыт социологической рефлексии / Науч. ред.: Е. Р. Ярская-Смирнова . М.: ООО "Вариант", 2014. Гл. 3.2. С. 113-118; Кононенко Р. В. Дилеммы профессионализации приходской социальной работы в государстве благосостояния // Журнал исследований социальной политики. 2013. Т. 11. № 3. С. 369-376).

Работа Кононенко велась в рамках исследовательского проекта «Идеология профессионализма в социальном государстве» программы «Научный фонд НИУ ВШЭ». Интервью с представителями церковных социальных служб состоялись в Московской области и в Саратове.

Приходская социальная работа помогает сплотить людей

Эмоциональная основа работы и в государственных, и в религиозных социальных структурах – одна и та же: от сотрудника ожидается сострадание и терпимость. Сама же организация работы и ее функционал в этих двух типах институций – разный.

В отличие от должностной инструкции государственных учреждений социальной защиты, функционал приходских социальных работников предполагает, что они должны формировать группы добровольцев для социальной деятельности и собирать средства для финансирования церковных социальных программ. И хотя некоторые государственные социальные структуры тоже характеризуются фандрайзинговой активностью и привлекают волонтеров, это не является для них столь принципиальным условием работы, как для приходов, считает Кононенко.

«Вовлечение прихожан в добровольчество становится не только средством, но и важной целью деятельности приходского социального работника, поскольку помогает сплотить местное сообщество», – пояснил исследователь. Разумеется, таким потенциалом интеграции обладает прежде всего именно регулярная волонтерская деятельность, а не разовые акции помощи нуждающимся.

Помощь должна быть гибкой и адресной

Профессионализация социальной работы среди прихожан требует получения специализированных знаний (они предусмотрены существующими программами обучения социальному служению в приходах). Среди них, например, оценка потребностей нуждающихся, взаимодействие с государственными социальными учреждениями.

С учетом того, что государство снижает свое участие в социальной сфере, допуская в нее негосударственных акторов, и старается изменить схему помощи нуждающимся, сделав ее более гибкой и адресной, оказываются востребованы и навыки проектной деятельности, социального менеджмента, пишет эксперт.

Показательно одно из интервью, в котором информант, по сути, изложил принцип «доверяй, но проверяй»: «Денег не рекомендуется давать просто так. Предварительно нужно информацию, которую человек выдает, обязательно проверить». Тем самым, в работе приходского социального работника возникает противоречие. С одной стороны, исходя из христианских установок, он должен поддерживать каждого; с другой стороны, профессионализация его труда требует рационализации помощи, контроля нужд прихожан.

Стандартизировать милосердие непросто

Исследователь подробно изучил рефлексию респондентов по поводу того, почему профессионализация социальной работы в приходе может идти вразрез с их установками.

Кому-то из опрошенных «стыдно получать деньги в церкви», поскольку эта работа – «дело сердца» и на первом месте находится не должностной, а человеческий аспект. Респонденты говорят и о ненормированности работы, а она нередко приводит к текучке кадров: «Нет выходных, нет четкого графика, когда твое личное время, а когда ты должен быть там [в церкви]». Звучали и мнения о том, что четкое определение обязанностей не подходит для работы в церкви (это труд «по заповеди Божьей»).

Некоторых информантов смущают сложности с финансированием проектов – то, что приходится рассчитывать только на добровольные пожертвования.

В ряде интервью с бывшими социальными работниками отмечались эмоциональное выгорание и фрустрация, которые были связаны, кроме всего прочего, с отсутствием ощутимых результатов работы, отмечает Кононенко.

Без взаимодействия с государством не обойтись

Ресурсы приходской помощи ограничены, а лейтмотив результатов в высказываниях информантов «указывает на невозможность решить структурные и множественные проблемы клиентов силами лишь приходской социальной деятельности», подчеркивает эксперт. Такая позиция респондентов вполне понятна: благотворительные мероприятия – это нередко разовые акции, а не регулярная практика, которая имеет системный эффект и может в корне переломить ситуацию с нуждой.

Результативность приходской социальной работы рассматривалась и в другом контексте. Информанты отмечали, что социальная поддержка в церкви не может быть столь масштабной, как в госсекторе: усилий волонтеров не хватит на всех, да и финансовые возможности довольно скромны. В подтексте интервью идет признание важности государственной социальной помощи.

В целом приходская социальная работа, по словам информантов, сильно зависит от таких факторов, как свободные ресурсы, стиль управления и мнение настоятеля храма. «Именно настоятель решает, какой будет специализация социальной работы в его приходе, – пишет исследователь. – Но, даже выбрав какую-то целевую группу и желая развивать какое-либо направление, в конкретных приходах не могут реализовать свои планы по причине ограниченности ресурсов».

Приходская помощь может стать более системной

И все же в отношении некоторых социальных проблем работа религиозных организаций дает системный эффект – например, при организации помощи бездомным, особенно если удается взаимодействовать с государственными сервисами. Информанты назвали модели такой совместной деятельности, которые позволяют сочетать материальные и духовные потребности.

Это удовлетворение спроса на религиозные обряды (сотрудники соцзащиты сообщают своим приходским коллегам о просьбах клиентов о причастии и пр.) и совместное проведение мероприятий. Другие примеры партнерства государства и церкви – это социально-правовая помощь (например, при восстановлении документов и взаимодействии с миграционной службой), социально-бытовая поддержка и распределение натуральной помощи – например, продуктов или одежды – среди прихожан.

Государство и церковь разделяют социальную ответственность

При этом респонденты отмечали недостатки госпомощи нуждающимся, например, не всегда хорошее качество предлагаемых услуг. Возможно, когда приходская социальная работа окрепнет как общественный институт, у людей появится возможность выбора между светской и церковной поддержкой, высказывали предположение опрошенные.

Так или иначе, церковь становится довольно заметным участником социальной деятельности и заполняет лакуны, не занятые в этой сфере государством. По сути, вклад религиозных институтов в социальную помощь порождает новые сферы разделения труда, а заодно – и новые модели разделения ответственности за решение социальных проблем между государством и другими акторами.

Читайте также: