Если военный пенсионер работает официально влияет ли это на пенсию

Опубликовано: 17.09.2024

Военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации и приравненные к ним категории граждан имеют льготное право на пенсионное обеспечение до наступления общеустановленного в стране возраста. Более того, выплата содержания вышедшим на пенсию военнослужащим по одному из предусмотренных законом оснований осуществляется на основании отдельного закона.

В соответствии с данным нормативным документом осуществляется расчет размера пенсионных выплат, определяется право на их назначение, а также возможность комбинирования их с другими видами выплат от государства и государственного пенсионного фонда. Обо всех этих значимых аспектах пенсионного обеспечения продолжающих трудовую или служебную деятельность военных пенсионеров мы и поговори в данной статье.

Бесплатно по России

На какие виды выплат может рассчитывать работающий военный пенсионер

Законом от 12.02.1993 № 4468-1 в ст. 5 предусмотрены такие виды пенсионного обеспечения бывших военнослужащих на пенсии, как содержание за выслугу лет и в связи с приобретением инвалидности.

В первом случае бывшие представители Вооруженных Сил могут беспрепятственно продолжить оплачиваемую деятельность, в случае признания инвалидом делать можно только тогда, когда это допускается заключением медико-социальной экспертизы.

Право на одновременное получение военной пенсии по старости или инвалидности и страхового обеспечения (при соблюдении условий) закреплено в ст. 7 закона 4468-1. Это означает, что в теории гражданин может получать военное содержание, общегражданское обеспечение и заработную плату или доход от предпринимательской деятельности, если продолжил трудиться после выхода на заслуженный отдых по старости.

Помимо этого Закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в п. 4 ст. 23 предусматривает право получения оклада по воинскому званию в течение 1 года после увольнения из рядом армии. Однако данным правом обладают только те военнослужащие, которые отслужили не менее 20 лет, а уволены были в связи с наступлением предельного возраста службы, состоянием здоровья или сокращением.

Расчет пенсии

Размер обеспечения бывшего военного, если он отправился на заслуженный отдых по выслуге лет, исчисляется в процентном отношении к размеру денежного довольствия военнослужащего по его воинскому званию и занимаемой воинской должности. При выслуге 20 лет полагается пособие в размере 50%, за каждый дополнительный год – еще + 3%, но в общей сложности не более 85.

Также не стоит забывать, что размер обеспечения не может быть менее минимально установленного, хотя сейчас такое на практике фактически и невозможно встретить (пенсия военного всегда больше минимальной). Также при расчете обеспечения применяется понижающий коэффициент, который с 01.10.2019 составляет 73,68%, а впоследствии должен быть доведен до 100% (ч. 2 ст. 43 закона № 4468-1).


Есть ли надбавки для данной категории

Конкретно для работающих военных пенсионеров никаких отдельных надбавок к пенсии законом не предусмотрено. Однако ст. 17 закона № 4468-1 все же устанавливает ряд надбавок, которые в равной мере применимы к бывшим служащим Вооруженных сил России и СССР, а также приравненных к ним категорий граждан.

К таким надбавкам, рассчитываемым в процентном отношении к расчетному размеру, равному социальной пенсии по старости, относятся:

  • 100% для инвалидов 1 группы, достигших 80-летнего возраста;
  • 32% для неработающих пенсионеров при наличии 1 иждивенца;
  • 64 %, если иждивенцев 2;
  • 100% при наличии не менее 3 иждивенцев;
  • 64% в отношении некоторых категорий участников Великой Отечественной войны.

Очевидно, что для работающих пенсионеров применима лишь та надбавка, которая обозначена первой. Кроме того, ст. 16 обозначенного нормативного документа предусматривает доплаты к военной пенсии по инвалидности.

Индексируются ли выплаты для работающих военных пенсионеров

Право на индексацию пенсионного обеспечения бывшего военнослужащего, продолжающего трудовую деятельность, зависит от его вида.

Так, страховая пенсия, как известно, не подлежит ежегодному увеличению в том случае, если лицо осуществляет деятельность, от доходов с которой должны уплачиваться страховые отчисления в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, ни работник, ни индивидуальный предприниматель до окончания своей деятельности увеличения пенсионного обеспечения не получат.

В отношении же военной пенсии такого ограничения законодателем не предусматривается. А значит, обеспечение бывшего военнослужащего по закону № 4468-1, подлежит установленной законом индексации независимо от того, работает ли он после завершения службы или нет. Сам же размер индексации зависит от размера увеличения денежного довольствия военнослужащих (в процентном отношении от которого высчитывается пенсия) и повышения так называемого понижающего коэффициента.

Дополнительная информация об индексации в видео:

Могут ли отменить военную пенсию бывшим военнослужащим, если они работают

Как таковая отмена пенсионного обеспечения бывшего военнослужащего законодательством не предусмотрена. И даже лишение воинского звания по приговору суда уже после назначения соответствующего вида пенсии не влечет отмену последнего.

Можно лишь предполагать такую возможность при наличии представления подложных документов или недостоверных сведений при оформлении обеспечения. Однако данный факт может быть установлен только по решению суда, и на его же основании выплаты могут быть отменены.

Приостановление выплат допускается в тех ситуациях, когда военный пенсионер вновь поступил на службу в Вооруженные силы или приравненные к ним силовые ведомства или правоохранительные органы. Но подобная ограничительная мера действует лишь на период такой службы, после ее прекращения выплаты вновь возобновляются в прежнем (а если проводились индексации – повышенном) размере.

Таким образом, работающие по трудовому или гражданско-правовому договору бывшие военнослужащие, а равно и индивидуальные предприниматели из их числа, не утрачивают право на получение военной пенсии.

Она может быть приостановлена лишь тогда, когда гражданин продолжает службу в военном или приравненных ведомствах уже после ее назначения, и исключительно на период такой службы. При этом все предусмотренные законом индексации данного содержания также осуществляются в период трудовой деятельности, в отличие от страховой пенсии.

Всем известно, что военный пенсионер – лицо, получающее пенсию по линии министерств обороны или внутренних дел, - имеет право на одновременное получение второй пенсии - страховой, выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 прямо указал в статье 7, что военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

И если военный пенсионер решил заняться трудовой деятельностью – любой и в любой форме, то он лично либо его работодатель принуждается налоговым органом к уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Почему ПФР право военных пенсионеров на вторую пенсию превращает для них в обязанность по ее "зарабатыванию"? Почему сегодня военный пенсионер, 1967 г.р. и младше, обязан в течении 15 лет платить страховые взносы в ПФР, отчисляя 22% своего заработка, чтобы к 70 годам иметь право на получение второй пенсии в усеченном наполовину размере по сравнению с другими застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Обязанность по их уплате лежит на страхователе, т.е организации-работодателе или на военном пенсионере лично, если он относится к частно практикующим лицам (ИП, адвокаты и пр.). Если есть страхователь, значит, он кого-то страхует - застрахованное лицо в обязательном пенсионном страховании. Но военный пенсионер уже имеет пожизненное обеспечение от государства и следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется в обязательном пенсионном страховании.

Так можно ли отказаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, если военный пенсионер не хочет получать вторую пенсию за "гражданский" трудовой стаж? Для ответа на данный вопрос достаточно ответить на еще один вопрос: а за кого страховые взносы уплачиваются в ПФР в обязательном порядке? - за застрахованное лицо. А кто является застрахованным - сам военный пенсионер, при чем от риска, которого у него нет.

Ответ лежит на поверхности – правоприменитель предпочитает применять только федеральный закон, касающийся непосредственно системы обязательного пенсионного страхования (далее по тесту – система ОПС). Речь идет о Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Даже разъяснения Конституционного суда не смущают, - принуждает работающих военных пенсионеров (в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, др.) быть застрахованными в системе ОПС, а значит нести обязанность по уплате страховых взносов в его бюджет.

Если говорить не юридическим языком, который из-за множества терминов и необходимых отсылок, многим покажется абракадаброй, то обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров может иметь только добровольный характер. Еще проще – налоговые органы нарушают закон и игнорируют прямой запрет, наложенный Конституционным судом РФ, на такое применение положений закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, которое обязывало бы военных пенсионеров вступать в систему обязательного пенсионного страхования.

Вступление в систему ОПС военными пенсионерами осуществляется только добровольно. Соответственно, и выход из нее для военного пенсионера тоже добровольный – ПФР не имеет права принуждать военного пенсионера уплачивать ему пенсионные взносы.

При этом военный пенсионер должен четко знать и осознавать, что вступив в систему ОПС, он будет нести обязанности такие же как и остальные застрахованные лица, т.е. на равных условиях он будет в течении 15 лет (с учетом переходного периода) уплачивать страховые взносы, чтобы заработать 30 ИПК (баллов), но страховая пенсия у него будет урезанная, т.к. права на фиксированную выплату к страховой пенсии он не имеет.

Кроме того, то страховое обеспечение, которое ПФР будет выплачивать военному пенсионеру при выполнении последним всех необходимых условий, не может считаться эквивалентным ранее уплаченным суммам пенсионных взносов при существующей тарификации.

Тариф страховых взносов в бюджет ПФР состоит из солидарной и персональной частей. Солидарная (общая) часть идет на те выплаты, на которые военный пенсионер не может претендовать (его такого права лишили в силу закона). Ситуация в следующем, ты платишь солидарную часть как все, а гарантировано ничего не получаешь.

Кроме этого, ПФР будет выплачивать военному пенсионеру страховую пенсию не тогда, когда он достигнет общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для женщин и 65 – для мужчин, с учетом переходного периода), а когда он выполнит условия, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».

Строго говоря, вторая пенсия, на которую имеет право военный пенсионер не совсем страховая и совсем не пенсия. Эта выплата хоть и имеет такое наименование и должна выплачиваться при наступлении страхового случая, но страховой пенсией не является минимум по двум причинам: 1) на эту сумму прожить невозможно без получения военной пенсии, и речь идет именно об увеличении имеющейся, 2) это прибавка к имеющейся пенсии за выслугу лет, не связана с реализацией страхового риска. Система ОПС является способом "зарабатывания" прибавки к имеющейся военной пенсии.

Момент вступления в систему ОПС для военного пенсионера не связан со страховым риском, поскольку у него отсутствует вероятность потери заработка (у него уже есть пожизненная государственная пенсия).

Принудительно загонять человека в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) без наличия у него страхового риска никто не имеет права. В противном случае это будет прямое нарушение законодательства о страховании, а также прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

По правде у военного пенсионера есть право отказаться от уплаты страховых взносов, но на сегодня реализовать это право невозможно из-за несогласия налоговых органов, поэтому никто не рискует ввязываться в судебные тяжбы с налоговой, которую всегда суд поддержит.

Но что интересно в данной ситуации беззаявительное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, также подразумевает и беззаявительный отказ от такого участия.
Но я все-таки написала заявление, и вот, что вышло.

Защита победила: права военных пенсионеров - адвокатов будут пересмотрены

Личный опыт отказа от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2 июля 2014 года я вышла в отставку по болезни, в возрасте 45 лет, и получаю пенсию за выслугу лет, назначенную мне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть являюсь военным пенсионером.
11 апреля 2017 года, в возрасте 47 лет, мною получен статус адвоката.
19 мая 2017 года мною получена выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что по состоянию на апрель 2017 года на моем индивидуальном лицевом счете учтены пенсионные права в размере 3,73 ИПК и 2 года 7 месяцев страхового стажа.
С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, что является невыполнением требований частей 2 и 3 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости.
21 июня 2017 года я обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Московской области с просьбой не ставить меня на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку я получаю пенсию за выслугу лет и отказываюсь от участия в обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что к 2024 году у меня будет только 11 лет страхового стажа, которого недостаточно для назначения страховой пенсии, и, следовательно, система обязательного пенсионного страхования мне не гарантирует предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а на иное социальное обеспечение по возрасту я не имею прав.
На мое заявление налоговый орган ответил письмом о том, что я как адвокат обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
18 сентября 2017 года мною подано административное исковое заявление в Люберецкий городской суд Московской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области от 10 июля 2017 г. № 12-26/29683@ в части признания административного истца плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно нарушает мои права, предусмотренные статьями 19, 35, 39, 55 Конституции РФ, так как (а) уплатив страховые взносы, я не буду получать никакого пенсионного обеспечения не только при наступлении страхового случая, но и в последующем; (б) по сравнению с иными застрахованными лицами для военных пенсионеров установлены значительно худшие условия для получения страхового пенсионного обеспечения.
19 декабря 2017 года Люберецким городским судом Московской области принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2а-7749/2017).
23 апреля 2018 года Московским областным судом отказано в удовлетворении моей апелляционной жалобы и решение Люберецкого городского суда Московской области от 19 декабря 2017 года оставлено без изменения.
31 октября 2018 года Московским областным судом отказано в передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
10 апреля 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

19 июня 2019 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказано в жалобе об отмене определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

28 января 2020 года Конституционный суд РФ рассмотрел мою жалобу и вынес решение.
Я очень надеялась, что с новым решением КС в обязательном пенсионном страховании (ОПС) завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам, и для них участие в ОПС станет реально добровольным, а не принудительным как сейчас. Но я не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы, что возможно повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно.

То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких как я признанно не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве.

При этом все обжалуемые мною погрешности закона КС признал неконституционными. Согласно постановления КС № 5-П от 28.01.20 я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера получаемой пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и платить не буду, но пока за мною не числится задолженности, что не позволяет продолжить диспут с государственными органами в юридической плоскости.

ОПС - это механизм реализации социального страхования, который нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. Получатель социального обеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным.

Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера. Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), принятая в августе 2019 года, будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате обязательных страховых платежей на ОПС, будут признаны на международном уровне.

В общем, моя оценка отличается от оценки Российской газеты, опубликовавшей статью о новом решении КС о победе защиты.


Статья 7. Право выбора пенсии

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". // Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.04.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

Военные, дослужившиеся до пенсионного возраста (военного), встают перед выбором – уходить на пенсию, либо оставаться в рабочем строю вне воинской сферы. У многих граждан возникает масса вопросов по данной теме. Что положено работающим пенсионерам, в каком размере будет выплачиваться пенсия, а также все о бюрократической стороне вопроса, расскажем в нашей статье.

Можно ли работать и получать военную пенсию?

В соответствии с законом Российской Федерации под номером 4468-1 от 12.02.1993 года военные пенсионеры, закончившие службу, имеют право продолжать рабочую деятельность в гражданской сфере (статья 57).

Пенсионные выплаты осуществляются в полном размере, исключение составляют лишь лица, получающие пенсию по инвалидности, которые имеют свой бизнес либо иной вид дохода .

В отношении данной категории граждан прекращается финансовая поддержка на содержание членов семьи, которые являются ограниченными в своих физических или ментальных возможностях (статья 24 и пункт «б» статьи 17). Государственные надбавки возобновляются сразу после полного прекращения предпринимательской деятельности.

Какие требования выдвигаются к стажу и возрасту военного пенсионера для начисления пенсионного обеспечения?

Для того, чтобы военнослужащий смог заявить свои права на военную пенсию, он должен достигнуть 45 летнего возраста , в отдельных случаях по заключению медицинской комиссии допускается более ранний возраст для выхода на пенсию (по инвалидности).

Согласно Федеральному закону «о военных пенсиях» военнослужащие могут получить пенсию по выслуге лет спустя 20 лет службы, либо спустя 12 с половиной лет службы в Вооруженных Силах Российской Федерации при наличии общего трудового стажа минимум 25 лет.

Каким образом оформить пенсию?

Для того, чтобы начать процесс по начислению пенсионных денег военному, уволенному со службы понадобится:

  • Зарегистрироваться в военном комиссариате по месту прописки (встать на учет).
  • Предоставить документы, подтверждающие основания для получения пенсии (по выслуге лет либо по инвалидности).
  • Означить пересылку денежного аттестата в месте, где проходила служба, если его не перевели в военкомат по умолчанию.
  • Получить справка из Пенсионного Фонда РФ, которая подтверждает отсутствие каких-либо финансовых переводов.
  • Заполнить заявление в военкомате, приложив к нему весь пакет требуемых бумаг для получения свидетельства о пенсии.
  • После совершения выше указанных действий, пенсионные выплаты начнут начисляться после 2-3 месяцев рассмотрения конкретного дела.

Какие документы потребуется предоставить?

Полный пакет документов, необходимых для обращения за военной пенсией:

  • Паспорт, удостоверяющий личность.
  • Военный билет, в котором проставлена отметка о выполнении службы и дата увольнения.
  • Предписание из военной части, где проходила служба по приказу.
  • Личное дело заявителя, взятое из архива части, в которой находился бывший военный.
  • Денежный и вещевой аттестаты.
  • Фотография, требования к которой устанавливаются администрацией военкомата.
  • СНИЛС.
  • Трудовая книжка.
  • Справка Пенсионного Фонда РФ.

Как начисляется пенсионное обеспечение?

За порядок расчета пенсионных выплат отвечают статьи 7, 14 и 22 закона № 4468-1, а также статья 15 Федерального закона «о государственном пенсионном обеспечении в РФ» для призывников.

  • Продолжительность стажа.
  • Оклад бывшего военнослужащего с учетом надбавок за полученные звания (денежное довольствие военнослужащего).
  • Индексация денежного довольствия.
  • Звание, занимаемое на момент увольнения со службы.

Каким путем осуществляется денежная выплата?

По Указу Президента РФ № 1609 от 7 декабря 2012 года все выплаты, связанные с пенсией военных пенсионеров обязаны осуществлять военные комиссариаты.

Куда приходят деньги:

  • В отделения Почты России, где пенсионер сам в праве получать пенсионные переводы, либо почтальон будет приносить пенсию по месту жительства бывшего военного.
  • На банковский счет Сбербанка.
  • Если пенсионер по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно получить пенсию, то в таком случае нужно оформить доверенность на третье лицо. Данный посредник обязан предъявить собственный паспорт, копию паспорта пенсионера, а также нотариально заверенную доверенность.

Возможно ли увеличить размер пенсионного обеспечения работающему военному пенсионеру?

По закону (статья 17 ФЗ №4468-1 РФ) военная пенсия увеличивается в том случае, если у пенсионера возникает право на различные надбавки, предусмотренные законом, а также с помощью ежегодной индексации.

Лица, которым положены надбавки:

  • Увеличение на 100% для Героев РФ и СССР, кавалеров трех степеней орденов Славы.
  • На 50% для героев труда РФ и СССР, чемпионов Олимпийских и Паралимпийских игр.
  • На 32% для ветеранов ВОВ 1941-1945 годов (указанные в подпунктах «а»-«ж», «и» пункте 1 статьи 2 Закона РФ «о ветеранах» 12 января 1995 года). Для ветеранов боевых действий, выше указанного закона (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3), пленников нац. концлагерей до 14 летнего возраста, награжденных блокадников Ленинграда, инвалидов детства от ранений или последствий ВОВ.
  • На 15% для обладателей ордена Трудовой Славы трех степеней и ордена «За службу Родине в ВС СССР».

Каков порядок индексации пенсий?

В соответствии со статьей 25 Федерального Закона №166 от 15 декабря 2001 года военные пенсионные начисления проходят индексацию каждый год 1 апреля.

Индексация военной пенсии регулируется статьей 43 ФЗ №4468-1.

Количество начисляемой пенсии зависит от денежного довольствия военнослужащего и меняется с его увеличением, а также оно зависит от понижающего коэффициента. Если ДД не менялось, то и пенсия остается прежней.

Однако, после вступления в силу статьи 7 ФЗ от 29 декабря 2015 года правительство Российской Федерации временно приостановило индексацию пенсий работающим пенсионерам. Военным пенсионерам также, была остановлена индексация, распространяющаяся на лиц, получающих одновременно две пенсии (одна из них страховая).

Как выглядит ежегодный перерасчет пенсии?

Перерасчет пенсий реализуется 1 августа Пенсионным Фондом, пенсионеру не требуется подавать заявки и собирать пакет документов. Все необходимые сведения, относящиеся к данному вопросу, отсылаются в Пенсионный Фонд без дополнительного участия бывшего военнослужащего . О том, как именно происходит данный процесс относительно страховой пенсии по старости, читайте в конце статьи.

Как происходит порядок расчета второй пенсии военным пенсионерам в 60 лет?

После наступления 60 летнего возраста (для мужчин и 55 лет для женщин) военный пенсионер в праве получать страховую пенсию по старости. Если работа осуществлялась в суровых климатических зонах (крайний Север), то возраст для получения второй пенсии снижается.

Также важно соблюсти наличие страхового стажа, который с каждым годом увеличивается на 1 год:

  • 2017 – 8 лет.
  • 2018 – 9 лет.
  • 2024 – 15 лет (далее рост стажа прекращается).

К гражданскому стажу не берутся в расчет годы, проведенные в силовых структурах РФ.

Для оформления страховой выплаты нужно получать военную пенсию по инвалидности либо за выслугу лет и иметь минимальную сумму баллов пенсионных накоплений, которая растет с каждым годом:

  • 2017 – 11,4 балла.
  • 2018 – 13,8 баллов.
  • 2025 – 30 баллов, что составит предельный максимум для данного параметра, дальнейшего увеличения не предусмотрено.

Когда следует обращаться за назначением гражданской пенсии?

Подать заявление на выплату по гражданской пенсии можно в любой день, после наступления срока, позволяющего получать данный вид пенсии (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), а также при соблюдении всех требований, выдвинутых к получению второй пенсии для военных пенсионеров.

Процесс получения второй пенсионной выплаты для военнослужащих старше 60 лет

Получение страховой пенсии начинается с момента подачи заявления на нее. Данный вид обеспечения военных пенсионеров производится ежемесячно и до наступления смерти граждан.

Формула для подсчета размера страховой пенсии:

  • СП – количество страховой пенсии.
  • ИПК – сумма личных коэффициентов пенсии.
  • СИПК – стоимость 1 коэффициента актуального ко дню назначения.

Как осуществляется индексация страхового пенсионного обеспечения?

Военный пенсионер, продолжающий работать ежемесячно отчисляет платежи в ОПС, что влияет на рост пенсионных баллов, именно по этой причине и производится перерасчет страховой пенсии. Данный вопрос находится в компетенции Пенсионного Фонда РФ и вычисляется по формуле:

СП ст = СП стп + (ИПК i / К / КН x СПК),

  • СП ст — это объем страхового обеспечения.
  • СП стп — размер страхового обеспечения по состоянию на 31 июля года, актуального для данного перерасчета.
  • ИПК i – размер ИПК по состоянию на 1.01 года, соответствующего перерасчету.
  • СПК — стоимость одного коэффициента пенсии.
  • К – особый коэффициент, который вычисляется по правилу, установленному в пункте 11 статьи 15 закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
  • КН – коэффициент равный 1.

В виду вступления в силу статьи 26.1 Федерального Закона №400 с 1 января 2016 года для работающих пенсионеров, в том числе военных, индексация по страховым выплатам не производится до 2020 года включительно.

Куда нужно обращаться за назначением гражданской пенсии?

Военный пенсионер должен обратиться в Пенсионный Фонд по адресу проживания, в котором он подаст заявку на получение гражданской пенсии и предоставит полный пакет всех необходимых документов.

Какие документы на оформление второй пенсии потребуется предоставить военному пенсионеру?

Список необходимых бумаг для подачи заявки на вторую пенсию:

  • Паспорт заявителя.
  • СНИЛС.
  • Трудовая книжка либо иные документы, которые могут подтвердить стаж работы.
  • Справка из бывшего места прохождения службы, в которой должны быть отражены следующие моменты:
  • Отметка об увольнении с военной службы.
  • Перечисленные периоды службы.
  • Справка с определенной датой, которая установила начисление военной пенсии.
  • Выписка о средней зарплате за 60 месяцев (идущими подряд), данное требование относится к пенсионерам, проработавшим на гражданских предприятиях до 1 января 2002 года.

Каким образом реализуется индексация по выплатам?

Перерасчет по пенсионным выплатам работающим пенсионерам начнется лишь после увольнения с настоящего места работы. После выхода на пенсию гражданам перечислят все пропущенные индексации , а сама сумма пенсии будет выше, чем на момент занятости.

Если по истечению некоторого срока пенсионеру потребуется снова трудоустроиться, то снижения пенсионного обеспечения не наступит, пенсионер сохранит высокие выплаты и сможет дальше зарабатывать на официальной работе.

Как осуществляется индексация по государственному обеспечению?

Для работающих военных пенсионеров предусмотрена индексация гос. обеспечения в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 166 каждый год 1 апреля, а также Федеральным Законом РФ №4468-1.

За последнее время увеличение государственной пенсии было увеличено на 4% по сравнению с показателями 2015 года – 7.5%.

Как происходит перерасчет по страховым выплатам?

Бывшим военным начисляется страховая пенсия без учета фиксированной платы, а значит объем такой пенсии будет зависеть от умножения:

  • Перечисленных платежей в ОПС, переведенных в пенсионные баллы.
  • Стоимость 1 балла (из формулы расчета страховой индексации).

В январе 2018 года перерасчет страховых отчислений составил 3,7%, произошло увеличение стоимости 1 балла (СИПК), итогом перерасчета стала сумма в 81 рубль 49 копеек.

В Российской Федерации военнослужащим позволено уходить на пенсию при достижении 45 летнего возраста, однако в этот период большая часть военных пенсионеров продолжают работать, что позволяет значительно улучшить их финансовое положение и обеспечить лучшую старость.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Процедура назначения пенсионного обеспечения военнослужащим делится на 2 стадии: подготовительную и основную. На подготовительной стадии требуется осуществить постановку на учет в военкомате по адресу регистрации. После этого пенсионер может оформлять пенсионное обеспечение.

Список документов

Для постановки на учет в военкомате бывшему военнослужащему потребуются такие бумаги:

  • паспорт, содержащий в себе отметку о прописке;
  • предписание;
  • личное дело пенсионера;
  • военный билет. Если он отсутствует, понадобится предъявить иную бумагу, которая подтверждает факт армейской службы, сдачи оружия и боеприпасов, ухода из армии.

На 2-м этапе заявителю, кроме ходатайства на предоставление выплат, понадобится:

  • паспорт и его ксерокопии, которые заверил сотрудник нотариальной конторы;
  • военный билет, в котором содержится запись о постановке на учет;
  • денежный и вещевой аттестаты. Сегодня денежный аттестат получить невозможно, государственные структуры сами отправляют его в нужное учреждение;
  • фотоснимок паспортного формата;
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка;
  • выписка из ПФР, которая подтверждает, что служащий армии не оформлял там пенсионное обеспечение.

Оформление второй пенсии для военных – нюансы

Достигнув соответствующего возраста, бывшие военнослужащие вправе оформить 2-ю пенсию. В 2019 году для этого потребуется иметь минимум десятилетний стаж и суммарный коэффициент не менее 16.2.

В отличие от расчета для обычных граждан, которые получают страховую пенсию по старости, при расчете страховой пенсии для военных не учитывается фиксированная часть. Минимум, который может получать бывший военнослужащий в ПФР – 1413.29 рублей.

Чтобы начать получать 2-ю пенсию, бывшему служащему армии требуется соответствовать таким критериям:

  1. Возрастная категория. Если 1-ю пенсию военный в отставке оформляет по достижении определенного армейского (20 лет) либо смешанного (12.5 лет) стажа, инвалидности, то возможность оформить страховые выплаты появляется лишь тогда, когда гражданин достигнет пенсионного возраста.
  2. Стаж. Один из важнейших критериев, влияющий как на возможность оформления страховой пенсии, так и на величину выплат. Минимально необходимый рабочий стаж в 2019 году повысился до 10 лет. В будущем его значение может увеличиться до 15 лет. Показатель максимального стажа неограничен.
  3. Пенсионные баллы. Чем больше взносов сделал работодатель в ПФР, тем больше пенсионных баллов получит гражданин. Минимальное количество пенсионных баллов для оформления страховых выплат – 16.2.

Стоит сказать, что оформление 2-й пенсии имеет заявительный характер. Следовательно, без предоставления нужных бумаг и ходатайства выплаты оформить не получится.

Достигнув определенного возраста, военный в отставке вправе подать заявление на страховые выплаты в учреждение Пенсионного фонда РФ либо многофункциональный центр. Кроме того, допускается отправка документов через почтовое отделение либо кадровый отдел фирмы-работодателя.

Какие документы нужны для оформления второй пенсии для военных

Для того чтобы оформить страховое пенсионное обеспечение, военнослужащему в отставке потребуются такие бумаги:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка;
  • иные бумаги, которые подтверждают наличие рабочего стажа;
  • выписки о предоставлении военного пенсионного обеспечения.

После того, как выплаты будут назначены, заявитель вправе выбрать, каким образом деньги будут ему доставляться. В заявлении возможно выбрать доставку через почтовое отделение либо фирму, которая заключила соглашение с Пенсионным фондом РФ. Также можно оформить выплаты на банковскую карту.

Страховая часть пенсии для военных

Формула подсчета страховой части пенсионного обеспечения для служащих российской армии в отставке урезана, если сравнивать с формулой для расчета выплат гражданским лицам. Индивидуальные пенсионные баллы умножаются на текущую их цену. Произведение и будет указывать на размер страховой части пенсионного обеспечения для бывшего военнослужащего.

Военнослужащим в отставке, которые не работают, 2-ю пенсию проиндексировали в январе 2019 года. Выплаты увеличились за счет изменения цены пенсионных баллов, теперь она составляет 87.24 рубля.

Размер страховых выплат трудоустроенным бывшим военнослужащим не поменялся. Однако планируется незначительное его повышение в конце лета. Увеличение планируется провести посредством повышения цены пенсионных баллов, которые были заработаны в 2018 году.

Значительное увеличение пенсий планируется в середине осени 2019 года, когда государство пересчитает пенсионное обеспечение по выслуге лет. Военные пенсии увеличатся на 6.3 процента за счет повышения денежного довольствия на 4.3 процента и двухпроцентной индексации.

Бывший военнослужащий имеет право оформить страховую пенсию. Однако ее размер будет меньше, чем для гражданских лиц. Связано это с тем, что военные пенсионеры и так получают неплохую основную пенсию, государство не может позволить себе выделять дополнительные средства на их содержание, особенно при текущей пенсионной реформе.

Полезное видео

Еще больше информации по теме смотрите в видео-ролике:


Порядок начисления второй гражданской пенсии для военных пенсионеров отличается от обычных правил расчета размера страховых выплат

Согласно части 1 статьи 16 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, гражданам Российской Федерации, которые проходили военную службу или приравненную к военной службе службу, которые уже получают обеспечение по выслуге или инвалидности, в размер страховой пенсии не включается величина фиксированной выплаты.

В 2019 году ее размер составляет 5334,19 рубля.

Военная пенсия — это средства, выплачиваемые государством гражданину Российской Федерации за выслугу лет или при потере трудоспособности во время прохождения гражданином воинской службы. Такое пенсионное обеспечение имеют право получать следующие категории военных:

1. Военные, имеющие стаж службы не меньше 20 лет либо 12,5 лет выслуги, если общий стаж больше 25 лет.

2. Военные, перенесшие болезнь или получившие травму во время прохождения службы, после которых наступила инвалидность.

Расчет размера второй гражданской пенсии для военных пенсионеров осуществляется по формуле:

СП = ИПК × СПК

СП — размер страховой пенсии;

ИПК — количество накопленных за время трудовой деятельности коэффициентов;

СПК — стоимость 1 коэффициента на дату оформления страховых выплат.

Как видно из формулы, величина пенсионного обеспечения для военных пенсионеров зависит только от количества накопленных за время трудовой деятельности баллов, которые формируются за счет уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В свою очередь, размер ИПК напрямую зависит от продолжительности работы и размера официальной заработной платы, которую получал гражданин.

Обязательным условием для получения второй гражданской пенсии военный пенсионер, если конечно хочет получать вторую граждаескую пенсию, должен обратиться в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по месту проживания или регистрации, и зарегистрироваться. В качестве доказательства того, что процедура регистрвции проведена, в Пенсионном фонде Российской Федепации обязаны выдать пластиковую карточку – СНИЛС, на которой есть индивидуальный номер лицевого счета.

После регистрации и получения СНИЛС порядок оформления второй гражданской пенсии работающим военным пенсионерам предусматривает написание заявления в Пеесионный фонд Российской Фелерации. Военному пенсионеру для этого потребуется документ, удостоверяющий личность. Лучше всего, если это будет паспорт гражданина Российской Федерации.

Условия для начисления второй пенсии военнослужащим

Поскольку бывший военный трудится на гражданском предприятии, его пенсионные начисления будут рассчитываться с учетом условий, предусмотренных для граждан России . Поэтому порядок назначения второй пенсии военным пенсионерам включает в себя следующие условия для соблюдения:

Возраст потенциального пенсионера – вторая пенсия военным пенсионерам в 2019 году назначается в 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам. Но на данный момент вторая пенсия военного пенсионера после 60 лет, как и у граждан России , рассчитывается по системе, влекущей постепенный переход к новым срокам выхода на заслуженный отдых вследствие проведенной пенсионной реформы.

Отдельные категории потенциальных пенсионеров могут рассчитывать на получение пенсии раньше утвержденных возрастов — досрочная пенсия. К примеру, деятельность бывшего военного может входить во второй список вредности на производстве для пенсии.

Стаж – для получения трудовых выплат необходимо иметь минимальный страховой стаж. На 2019 год он составляет 10 лет, но уже к 2024 году минимальный стаж увеличится до 15 лет.

Баллы – в России утверждена система баллов, которые складываются в соответствии с имеющимся страховым стажем гражданина. На 2019 год минимальный балл должен составлять 16,2, но к 2025 году показатель увеличивается до 30.

Как Пенсионный фонд определяет работает пенсионер или нет

В России пенсия, к сожалению, довольно небольшая, и многие пенсионеры, даже после выхода на пенсию продолжают работать. На данный момент в России насчитывается порядка девяти миллионов работающих пенсионеров. Если они трудятся официально, то по правилу, действующему с 2016 индексации пенсии не полагается. Более того, представители государственной власти выдвинули идею о том, что таких граждан следует вообще лишить пенсионных выплат. Если пенсионер устраивается официально, то тогда сведения об этом факте обязательно указываются работодателем в Пенсионном фонде. Выход есть и это работа неофициального характера. Еще в июне 2018 года заместитель Министерства труда и социальной защиты Пудов заявил, что решение об отмене пенсий рабочим пенсионерам вполне может быть принято. Также в октябре 2018 года обсуждалась возможность того, что при ежемесячном установленном доходе пенсионера выше двух с половиной прожиточных уровней будет отменена фиксированная выплата к страховой пенсии.

Кто такие рабочие пенсионеры официально ?!

Впервые понятие «работающий пенсионер» было введено законодательно и обозначено в Федеральном законе «О страховых пенсиях». В частности, говорится о статусе таких лиц в статье 26.1. В нашей стране пенсионеров разделили на неработающих и работающих. В правительстве из-за дефицита бюджетных средств посчитали, что можно лишить одну из категорий пенсионеров пенсионной индексации и понятно, что эта группа как раз-таки и есть рабочие пенсионеры.

Считается работающим пенсионером то лицо, которое в силу своей трудовой деятельности или работы подлежит процедуре обязательного социального страхования. Работающими считаются не только пенсионеры, имеющие запись в трудовой книжке, но и журналисты, писатели, художники, получающие гонорары за свои произведения либо научные публикации. В интернете также пишут то, что лишиться надбавки к пенсии, если на основании проверки будет установлен факт дополнительного дохода даже тот пенсионер, которые сдает квартиру в статусе индивидуального предпринимателя.

Каким образом Пенсионный фонд находит работающих пенсионеров ?!

Естественно то, что при желании вычисление неработающего пенсионера не составит труда, даже если он работает не официально, так как можно отследить транзакции по картам, но вот с оплатой, передаваемой на руки иное дело. В декабре 2015 года был принят Федеральный закон под номером 583, который вступил в силу 6 января 2016 года. В этом нормативно-правовом акте обозначено то, что были внесены изменения в действующее законодательство, касающиеся того, что в период работы пенсионеры будут получать страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций.

К категории работающих пенсионеров относятся:

  • Граждане, работающие по трудовому договору, включая руководителей компаний, которые считаются единственными участниками или учредителями фирмы;
  • Пенсионеры, работающие на основании трудового договора в разнообразных организациях;
  • Пенсионеры, самостоятельно обеспечивающие себя работой. Это могут быть самозанятые юристы, нотариусы, адвокаты, бухгалтеры и иные категории граждан, которые не являются ИП;
  • Члены фермерских и крестьянских хозяйств;
  • Священнослужители в церквях;
  • Лица, которые являются членами общин малочисленных народов Севера, Дальнего Востока, Сибири, которые занимаются отраслевой хозяйственной деятельностью.

Иванов Рудольф Васильевич

Иванов Рудольф Васильевич

Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. В данном случае речь ведется о Пенсионном фонде, в который поступают данные о работающем пенсионере. Осуществление или прекращение рабочей деятельности за границей подтверждается справками установленного образца, выданными компетентными органами страны, где трудится человек. Пенсионеры, которые не относятся ни к одной из указанных категорий выше, являются так называемыми «неработающими пенсионерами». Последние события связаны с введением новых норм и поправок, в том числе и в пенсионное законодательство. В любом случае Пенсионный фонд не упустит возможности получить сведения о дополнительных доходах граждан. И делает он это для того, чтобы максимально сохранить бюджет и лишить пенсионера, который работает абсолютно любых доплат. В реальности вычислять работающих пенсионеров, как и другие самозанятые категории лиц можно на основании недавно принятого Федерального закона о самозанятости в России.

Отслеживать работающих на пенсии граждан будет Пенсионный фонд вместе в тандеме с ФНС (Федеральной налоговой службой). В частности, подозрения могут вызывать постоянные денежные поступления от физических либо юридических лиц. Если пенсионер не сможет подтвердить, откуда и каким образом к нему попадают доходы, то тогда к нему у налоговой службы могут возникнуть определенные вопросы. Одной из таких дополнительных мер, что получило массовое отрицательное обсуждение, является «анонимное сообщение».

Читайте также: