Если закончился срок аттестации рабочих мест

Опубликовано: 17.09.2024


СОУТ в 2020 году

В 2020 году сама процедура не претерпела особых изменений. Однако поменялись подготовительные процедуры и завершающие этапы спецоценки.

Подготовим необходимые документы, поможем сократить ваши затраты на СОУТ. Оставьте заявку на сайте или воспользуйтесь формой ниже и укажите свои контактные данные. Менеджер свяжется с вами и проконсультирует:

Порядок проведения СОУТ в 2020 году

Проведение спецоценки условий труда в 2020 году состоит из следующих этапов:

  • Компания-работодатель открывает сайт Минтруда, выбирает подходящую организацию и заключает с ней договор.
  • Компания-оценщик в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора вносит работодателя во ФГИС СОУТ.

Вносятся следующие данные: ОГРН, ИНН, полное наименование (ФИО ИП), численность работников, номер рабочего места, номера СНИЛС сотрудников.

Компания-оценщик будет обязана уведомить работодателя о том, что его данные внесены во ФГИС СОУТ в течение 3 рабочих дней. Она обязана это сделать на бумажном носителе заказным письмом, или электронно посредством УКЭП.

Продление СОУТ в 2020 году

Времени осталось не так уж много, поэтому о продлении спецоценки условий труда стоит задуматься уже сейчас. Компания Attek работает по всей России, имеет 2 собственные лаборатории, в 2019 году провела аттестацию 150 тысяч рабочих мест. Наши специалисты рады помочь вам посчитать стоимость СОУТ

А нужно ли продлевать СОУТ?

  • с работником не произошел несчастный случай, либо он произошел по вине третьих лиц;
  • здоровье работника не ухудшилось из-за вредных производственных факторов, не выявлено профессионального заболевания;
  • в отношении работника не выявлено нарушений норм трудового права, норм об охране труда, иных нормативных правовых актов.

При выполнении этих условий результаты оценки продлеваются ещё на 5 лет.

Как подать декларацию СОУТ в ГИТ в 2020 году

Как уже было указано выше, после проведения спецоценки работодатель обязан подать декларацию в ГИТ по соответствию рабочих мест следующим критериям:

  • безвредное;
  • безопасное;
  • оптимальное;
  • допустимое.

Проверяются абсолютно все рабочие места. Рабочие места, где опасных факторов не выявлено, а также с условиями труда 1 и 2 класса включаются в декларацию.

Делается это для того, чтобы работодатель мог платить взносы по пониженной ставке, ведь его сотрудники трудятся в комфортных и безопасных условиях.

Указать нужно следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименование организации-работодателя или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • данные о руководителе;
  • адрес компании, ИНН, ОГРН;
  • если сведения подаются за рабочие места, расположенные в филиале организации, который действует без образования юридического лица, адрес указывается основного подразделения компании;
  • должны быть перечислены наименования должностей или специальностей тех сотрудников, чьи рабочие места декларируются. Обязательно указание кодов этих специальностей;
  • численность работников на основании данных карты спецоценки (третий раздел отчета);
  • индивидуальные номера рабочих мест на основании карты СОУТ, их можно взять из первого графы перечня служебных мест, на которых проводилась СОУТ (раздел два отчета);
  • аналогичные рабочие места. Их следует отметить литерой А (четвертая графа перечня из второго раздела отчета);
  • результаты СОУТ по декларируемым местам;
  • реквизиты экспертного заключения и фамилия с инициалами эксперта.

Заполненная декларация может быть направлена в Роструд почтовым отправлением, либо в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной ЭЦП. Также можно это сделать на сайте Роструда

Что будет, если СОУТ не проводить

Если декларация не будет своевременно подана в ГИТ, юрлицо или ИП можно оштрафовать на сумму до 80 тысяч рублей . За повторное нарушение размер штрафа возрастает до 200 тысяч рублей . Кроме того, инспекция может приостановить деятельность компании на срок до 90 дней.

Порядок выполнения специальной оценки условий труда на предприятиях регулируются федеральным законом 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Этот нормативный документ определяет основные правила ее выполнения, а также срок действия результатов СОУТ.

Первичное выполнение спецоценки

В первый раз спецоценка проводится в новой компании не позже 12 месяцев с момента ее регистрации. Такой порядок установлен статьей 17 закона № 426-ФЗ. Ведь новая компания создает рабочие места, которые еще не прошли проверку на соответствие законодательным требованиям относительно условий труда. Поэтому их необходимо оценить в установленные сроки.

Специальную оценку имеют право проводить только уполномоченные исполнители, внесенные в реестр Минтруда. Он опубликован на сайте ведомства. По результатам процедуры исполнитель присваивает каждому рабочему месту конкретный класс условий труда. Этот параметр может иметь одно из следующих значений:

  • оптимальные условия – если воздействие вредоносных факторов отсутствует или не превышает разрешенных гигиенических нормативов;
  • допустимые условия – если воздействие вредоносных факторов присутствует, но позволяет работнику полностью восстановиться к началу следующей смены;
  • вредные условия – если действие негативных факторов оказывает заметное влияние на здоровье и трудоспособность работника. В зависимости от его интенсивности вредные условия делят на четыре подкласса;
  • опасные условия – если действие вредоносных факторов угрожает жизни работника.

Если условия на конкретной позиции относятся к категории оптимальных или допустимых, работодатель оформляет и передает Госинспекции труда особый документ. Он называется декларацией о соответствии условий на конкретной позиции действующим требованиям. Оформление этого документа при перечисленных условиях является обязанностью работодателя.

По окончании спецоценки сведения о ее результатах независимо от установленного класса рабочих мест также передаются в Федеральную информационную систему, предназначенную для учета итогов СОУТ. Эту операцию должна выполнять уполномоченная организация, проводившая работы.

Срок действия СОУТ в организации

Статья 8 федерального закона № 426-ФЗ устанавливает, что срок действия специальной оценки условий труда, то есть периодичность ее проведения, составляет пять лет. Отсчет этого периода начинает исчисляться с момента внесения во ФГИС данных о предыдущей процедуре. Это значит, что когда срок действия СОУТ закончился, результаты ранее выполненной проверки становятся недействительными. К этому моменту компания должна провести и завершить новую оценку, а также подать материалы о ее итогах во ФГИС. Однако этот порядок предполагает определенные послабления для предприятий, в которых имеются только позиции оптимального и допустимого класса.

Сроки действия СОУТ по закону: автоматическое продление

Итак, для некоторых компаний может применяться возможность автоматического продления срока действия аттестации рабочих мест при СОУТ. Это возможно при соблюдении следующих условий:

  • в компании имеются только места, отнесенные к классу оптимальных или допустимых;
  • на эти позиции оформлена декларация о соответствии условий работы действующим требованиям;
  • в течение срока действия декларации, который составляет пять лет, на предприятии не было несчастных случаев, не обнаруживались профессиональные заболевания и не выявлялись нарушения трудового законодательства.

При соблюдении этих требований срок действия декларации СОУТ автоматически продлевается еще на пять лет. Однако если в компании, например, произойдет несчастный случай, действие этого документа аннулируется, и ей потребуется провести внеочередную спецоценку.

Предприятия, в составе которых, кроме оптимальных или допустимых, есть места вредной или опасной категории, также должны оформлять декларационный отчет на первые два типа позиций и могут пользоваться возможностью его продления. При этом в отношении позиций с вредной или опасной категорией спецоценка проводится каждые пять лет в обычном порядке.

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена специальной оценкой условий труда. В связи с этим вопросов у бухгалтеров много. Все ли должны проводить спецоценку? Как быть, если уже проводили аттестацию? Изменились ли доп. тарифы?

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»


Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)


Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)


Как быть с проведенной аттестацией?


Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.


Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте здесь.
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено Приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н, который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу.
    О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте здесь.


Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Официально освобождены от аттестации рабочие места с компьютерами, копировально-множительной техникой, а также бытовой техникой, не используемой в технологическом процессе. Вроде как малый бизнес в большинстве освободился от необходимости аттестовать рабочие места.

Но, как водится, все оказалось не так уж просто.

Во-первых, послабление сделали только в феврале 2013. А в отчетности в ФСС нужно указывать данные по аттестации на начало года. Это значит, что все организации все равно должны были провести аттестацию ранее, и к февралю 2013 уже быть с цифрами. Прочерки в отчетах приниматься не будут. Внезапно.

Во-вторых,сотрудники, которые проводят за компьютером более 50% рабочего времени обязаны проходить медосмотр раз в 2 года. В Порядке проведения аттестации сказано, если сотрудники должны проходить медосмотры, то и рабочее место подлежит обязательной аттестации. Это разъяснение дал Минтруд в своем письме от 08.04.13 № 15-1-859.

Есть ложка меда. Если по результатам аттестации рабочее место признано безопасным, то повторно ее проводить не нужно (так говорится в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.12.2012 № 590н).

Но, давайте поподробнее поговори о том, какие рабочие места и как аттестовать.

Зачем это надо

Кроме того, что это требование законодательства и, выполняя его, вы избегаете штрафов, хочется понять, будет ли польза для самой организации.

После проведения аттестации рабочих мест вы сможете получить скидку по взносам на травматизм до 40%. Ставка зависит от категории, к которой будет отнесена ваша компания по степени профессионального риска. Более того, вы можете провести аттестацию за счет средств ФСС. Как возместить затраты на аттестацию рабочих мест, вы узнаете в конце статьи.

Аттестация рабочих мест поможет сократить налоговую нагрузку, т.к. по результатам аттестации рассчитываются льготы и компенсации сотрудникам, а они не облагаются налогами и взносами. У вас появится возможность законно включать в себестоимость продукции затраты на улучшение условия труда сотрудников: приобретение средств защиты, спецодежды, и т п. Вы сможете снизить коммунальные расходы, регулируя энергопотребление освещения, отопления и т д. Аттестация рабочих мест поможет значительно снизить ответственность руководителя при возникновении несчастного случая на работе. Вы сможете доказать, что обеспечили достаточно безопасные условия труда.

Рабочие места, подлежащие аттестации

Аттестации подлежат рабочие места которых относятся к пункту 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест, т.е. как уже говорилось выше, это те рабочие места, которые связаны с источниками воздействия на здоровье человека. Вновь созданные рабочие места должны пройти аттестацию в течение года со дня ввода в эксплуатацию. Затем, аттестацию необходимо проводить каждые 5 лет со дня последней аттестации, в случае если рабочее место не будет признано безопасным.

Количество рабочих мест, подлежащих аттестации, не всегда соответствует количеству сотрудников. У вас может быть 5 бухгалтеров, а аттестацию будет проходить 2 рабочих места. Рабочие места могут быть признаны аналогичными, тогда количество рабочих мест, требующих аттестацию легально сокращается. Аналогичными признаются рабочие места, которые соответствуют следующим требованиям:

  • должности имеют одно наименование;
  • сотрудники выполняют одинаковые профессиональные обязанности в одинаковом режиме;
  • используют однотипное оборудование, материалы, сырье;
  • работают в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • имеют одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
  • одинаково обеспечены средствами индивидуальной защиты.

Как проходит аттестация рабочих мест

Компании не могут сами проводить аттестацию, в состав аттестационной комиссии должна входить специальная организация, которая получила аккредитацию и внесена в реестр, имеющих право проведения аттестации рабочих мест. Поэтому первое, что вам нужно будет сделать — это выбрать аттестующую организацию. Аттестующие организации можно посмотреть на сайте dogma.su. Перед заключением договора, проверьте наличие фирмы в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Руководитель издает приказ о проведении аттестации рабочих мест, он составляется в произвольной форме. В приказе обязательно указывается:

  • состав аттестационной комиссии: кроме аттестующей организации, туда еще входят представители вашей фирмы, специалист по охране труда и представители профсоюза, у кого он есть;
  • ФИО председателя комиссии (это представитель вашей фирмы);
  • срок проведения аттестации.

В ходе проведения аттестации, организация будет проводить замеры и оценки ваших рабочих мест, чтобы признать их соответствующими либо не соответствующими нормам охраны труда.

Результаты проведения аттестации оформляются в отчет с приложением всех необходимых документов. Состав пакета документов определен в п.44 Порядка проведения аттестации, а их формы приведены в приложениях к Порядку.

После утверждения отчета об аттестации вам нужно предоставить в инспекцию труда:

  • сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест;
  • сведения об аттестующей организации;
  • сопроводительное письмо на бланке работодателя.

Срок предоставления документов — 10 дней со дня издания приказа о завершении аттестации рабочих мест.

Цена вопрос

Аттестующие организации бесплатно не работают, стоимость проведения аттестации рабочих мест колеблется от тысячи рублей до 3 тысяч за одно рабочее место. Здесь надо быть внимательным, и вместе с подрядчиков прикинуть, сколько мест придется аттестовать. При наличии 4 работников (например 2 программиста, верстальщик и веб-дизайнер) у вас может возникнуть от 1 до 3 рабочих мест (если все будут инженеры-программисты — это 1 рабочее место, а если оформить карточки рабочих места на программиста, верстальщик и дизайнера — это уже 3 места). Все зависит от подрядчика.

Радует, что расход является обоснованным и фирмы на УСН «Доходы минус расходы» смогут его спокойно учесть на основании пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Аттестация за счет ФСС

Добросовестные компании, которые исправно платят страховые взносы могут получить компенсацию за счет средств ФСС на аттестацию рабочих мест.

Сумма компенсации на проведение аттестации может быть не более 20% от уплаченных взносов на травматизм за вычетом страховых выплат сотрудникам по травматизму в 2012 году.

Для получения компенсации в ФСС нужно предоставить:

  • заявление, составленное в свободной форме;
  • план финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма по форме, утвержденной Приказом N 580н;
  • копию приказа организации о проведении аттестации;
  • копию приказа организации о создании аттестационной комиссии;
  • копию договора с аттестующей организацией;
  • копию уведомления Минтруда о включении аттестующей организации в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Срок подачи документов не позднее 1 августа текущего года.

В течение 13 дней ФСС уведомит вас о принятом решении.

Не провели аттестацию в срок, что нам грозит

Вообще, за нарушение порядка проведения аттестации предусмотрены штрафные санкции:

  • от 1000 до 5000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток.
  • от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток;
  • от 1000 до 5000 руб. на директора. Если не проводили аттестацию рабочих мест, то лучше провести её сейчас.

Пока сами ФСС относятся к этому несколько лояльно, да и трудовые инспекции строго проверяют в основном производственные фирмы, к офисам требований меньше. В любом случае, следует перед сдачей отчетности в ФСС пообщаться с сотрудником Фонда по поводу заполнения таблицы 10 отчета 4-ФСС.

Новый Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» заменил аттестацию рабочих мест и, как заявляют его разработчики, призван стимулировать работодателей улучшать условия труда. С 01.01.2015 года вступают в действие изменения, внесенные в административный кодекс, которые направлены на ужесточение санкций за нарушение требований охраны труда. Это будут уже не 50 000, а все 200 000 рублей штрафа, налагаемые на юрлицо. О том, что еще ждет бизнес, рассказал наш уважаемый гость — Александр Владимирович ЕКИМОВ, ВРИО руководителя государственной инспекции труда в Красноярском крае, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса.

— Александр Владимирович, давайте начнем наш разговор. И первый вопрос: с чем связана необходимость поменять механизм оценки условий труда?

— Институт аттестации рабочих мест зародился еще во второй половине 80-х годов, а окончательно сформировался в середине 90-х. Механизм предоставления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях, включая и досрочный выход на пенсию, действовал с советского периода истории нашего государства. Чтобы соответствовать нынешним реалиям, было принято решение сделать оценку условий труда универсальной. Почему был выбран формат федерального закона? Дело в том, что при разработке федерального закона в процессе обсуждения участвуют все заинтересованные лица, включая и такие, как государство, профсоюзы и работодатели. Таким образом, учитываются интересы всех сторон нашего общества.

— А появились ли новые полномочия у Гострудинспекции?

— Скорее следует говорить не о новых полномочиях, а о конкретизации и углублении имеющихся. Например, законом установлено одно из оснований для проведения внеплановой спецоценки — это предписание Гострудинспекции. Самостоятельно или через профсоюзные организации работник (такое право ему предоставлено данным законом) может обжаловать в Гострудинспекцию результаты спецоценки. Для нас поступившая жалоба, как «руководство к действию», является основанием для проведения внеплановой проверки работодателя. Упрощенно механизм такой проверки может выглядеть следующим образом: мы запрашиваем у работодателя карту спецоценки рабочего места, далее направляем ее на госэкспертизу, и если подтверждается, что все в порядке, то у нас претензий нет. Если же будут выявлены нарушения, инспекция обяжет работодателя провести внеплановую спецоценку. Кстати, работник может и самостоятельно через госэкспертизу оценить качество проведенной спецоценки, правда это уже на платной основе.

Дополнительно у работника появилось и такое право, как присутствовать при проведении спецоценки.

Еще один важный момент — новым законом четко прописано: любые спорные моменты между работодателем и работником решаются через Гострудинспекцию, в том числе и непосредственно через суд.

— Какие сложности в реализации закона вы видите?

— Основная трудность — переходный этап, связанный с практикой правоприменения. Есть также и психологический аспект, как для инспекторов, так и для работодателей: осознание, применение и принятие новых размеров штрафных санкций, внесенных в КоАП. Не так просто, как это может показаться со стороны, вынести постановление по административному штрафу на юрлицо в размере не 30 тыс. и даже не 50 тыс. рублей, а в 100–200 тыс. рублей.

— На сегодня отсутствуют многие нормативные акты, которые регулируют порядок проведения спецоценки. Как работать в данном случае?

— Много вопросов вызывал у заинтересованных сторон факт отсутствия действующей методики проведения спецоценки. Она была утверждена приказом Минтруда РФ еще в январе, но, как это казалось многим, долго проходила юридическую регистрацию в Минюсте РФ. Конечно, мы этот факт учитывали, и Гострудинспекция не применяла карательных мер за непроведение спецоценки. Но при этом мы поясняли, что ТК РФ и его ст. 212 никто не отменял, поэтому обеспечить проведение спецоценки мы все-таки работодателя обязывали, но с установлением более длительного срока на реализацию данной нормы. На сегодняшний день указанная методика прошла регистрацию.

— По статистике Роструда, работодатели неохотно проводили аттестацию рабочих мест. Что заставит бизнес проводить спецоценку?

— Аттестацию не приветствовали, так как не было экономических механизмов, которые были бы интересны бизнесу. Хотя один все же был. Он связан с законом об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве. Но наибольший интерес он вызывал у крупных промышленных предприятий и финансовоемкого бизнеса. Для малого, среднего бизнеса и бюджетников не был ощутим.

Но, как мне кажется, главным в непроведении аттестации рабочих мест было другое, а именно, экономически было выгоднее, если можно так говорить, заплатить штраф, чем финансировать проведение аттестации. Тем более что для наложения штрафа необходимо было, чтобы в организации побывал надзорный орган, Гострудинспекция или прокуратура. А у нас по результатам всех проверок прошлого года — плановых и внеплановых — этот показатель лишь чуть больше одного процента.

Поэтому государство понимает, что, помимо карательных мер — «кнута», требуется и экономически заинтересовать бизнес, т. е. «поманить пряником».

В процедуре применения компенсации предусмотрен механизм, когда работодателю будет выгоднее один раз вложить средства и улучшить условия труда, чем постоянно, на протяжении всей трудовой деятельности работника, предоставлять компенсации. В этом же направлении действует механизм, предусмотренный пенсионным законодательством: сейчас работодатели платят повышенные процентные ставки за рабочие места, на которых работники имеют право на досрочный выход на пенсию. Если будет установлено при спецоценке, что вредных или опасных условий нет, то у работодателя будет право поставить вопрос перед Пенсионным фондом о снятии этих дополнительных процентов.

Если говорить о карательных мерах, то штрафы при непроведении спецоценки по сравнению с аттестацией рабочих мест увеличены в разы. За повторное нарушение штрафы на юрлицо могут достигать 200 тыс. рублей, раньше они не превышали 50 тыс. рублей.

— Предлагаю перейти к вопросам практического характера. Если рабочее место уже аттестовано, но старый работник был уволен и на его место был принят новый, нужно ли опять проводить аттестацию рабочего места?

— Спецоценка рабочего места проводится. Неважно работал там Иванов или Сидоров. Также не имеет значения, работает он сегодня там или нет. Само рабочее место должно подвергаться спецоценке. И работодатель, нанимая работника на данное место, должен его ознакомить с условиями труда.

— Необходимо ли снова проводить аттестацию при переводе сотрудника из одного отдела в другой и смене его должности, если физически его рабочее место остается там же?

— При переводе сотрудника это значения не имеет. Работник может находиться на одном месте, затем его двигают по служебной лестнице, и то место, куда он попадает, должно уже иметь спецоценку.

— Если организация провела аттестацию в декабре 2013 года, а приказ об ее окончании издан в 2014 году, как считать, когда прошла аттестация?

— Юридически с 1 января 2014 года аттестации нет. Гипотетически могу предположить, что приказ, утверждающий результаты аттестации, должен быть подписан либо декабрем 2013 года, либо его нужно адаптировать к специальной оценке. В этом вопросе все должно быть юридически оформлено и подтверждаться документально: приказами, распоряжениями, положениями.

— Какие требования будут предъявляться к специальной оценке труда для офисных сотрудников?

— Проблема с офисными сотрудниками была связана с тем, что у такой категории работников на подавляющем большинстве рабочих мест отсутствуют потенциально опасные (вредные) производственные факторы, а работодателю приходилось тратить на аттестацию рабочего места офисного сотрудника такие же средства, как, скажем, и на металлурга.

Сегодня введен дифференцированный подход. На первом этапе спецоценки организация, проводящая спецоценку, должна определить рабочие места, где отсутствуют потенциально опасные или вредные факторы. Перечень таких рабочих мест утверждается комиссией, которую создает работодатель. Работодатель обязан оформить эти рабочие места в форме декларации, которая направляется в Гострудинспекцию. Далее законом предусмотрено, что если в течение пяти лет не было несчастных случаев, фактов профессионального заболевания, то данное место считается по условиям труда допустимым на последующие пять лет.

— Будут ли являться аналогичными рабочие места с одинаковым функционалом, должностными обязанностями, но с разным расположением в кабинете: один сотрудник у окна с хорошим освещением, другой — у стены без окна.

— Здесь расположение в кабинете принципиального значения не имеет. Если бы один бухгалтер сидел в подвальном помещении, другой на пятом этаже — это другой разговор. Но если в одном помещении находится отдел бухгалтерии, то все рабочие места будут являться аналогичными. Согласно Трудовому кодексу, аналогичными считаются рабочие места с одинаковым наименованием должности, функциональными обязанностями.

Знаете, мне однажды предприниматель задал вопрос: если два работника, которые связаны с компьютерами, находятся в одном помещении, будут ли они аналогичными? Первое, что я уточнил у него, — чем они занимаются. Оказалось, один — дизайнер, другой — бухгалтер. Услышав это, я поинтересовался: как вы считаете, если дизайнер совершит ошибку, как это скажется на его психоэмоциональном состоянии и результатах деятельности вашей организации. Ответ был таким: ничего страшного, линию подрисуем, цвет поменяем. — А если ошибку допустит бухгалтер? — Ну, это же совсем другое дело. На что я и ответил — поэтому это другое рабочее место.

При аналогичности учитываются не только вредность и опасность производственного процесса и эксплуатируемого оборудования, но и напряженность труда, т. е. нагрузка на центральную нервную систему.

— Подлежит ли спецоценке рабочее место, которое в штатном расписании занимает 25 % ставки?

— Да, подлежит. Все виды работ, которые по рабочему месту выполняются работником, должны оцениваться. Если работник по совмещению выполняет другие работы в размере 25 % ставки — это время будет учитываться, если есть вредность или опасность: 25 % от всего объема выполняемых работ в течение рабочего времени.

— Есть ли информация по стоимости специальной оценки условий труда?

— В законе прописано, что стоимость спецоценки устанавливается по гражданско-правовому договору. На сегодня таких данных нет. Если сравнивать с аттестацией, то по России средняя стоимость одного рабочего места составляла 3 000-3 500 рублей. Пока сложно говорить по ценообразованию при проведении спецоценки.

— С какого времени штрафы за непроведение спецоценки вступают в действие?

— С 1 января 2015 года.

— А что будет со штрафами в течение 2014 года?

— Будут действовать «старые» штрафы: 30 000–50 000 рублей на юрлицо и 1 000– 5 000 рублей на должностное лицо.

— Какие требования будут предъявляться к организациям, которые будут проводить спецоценку?

— Требования к организациям, проводящим спецоценку, и их ответственность возросли. Дополнительно в КоАП внесена статья за нарушение порядка проведения спецоценки, как для организаций, осуществляющих спецоценку (до 200 тыс. рублей за повторное нарушение), так и для должностных лиц этих организаций.

Читайте также: