Есть ли у госслужащего право принимать почетные звания от иностранных государств

Опубликовано: 17.09.2024

В целях обеспечения реализации норм законодательства Российской Федерации, предусматривающих возможность принятия лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной службы, почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций, постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке принятия лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной службы, почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций.

2. Установить, что:

а) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам таможенных органов Российской Федерации разрешается принимать научные и спортивные звания (награды) иностранных государств, международных организаций, общественных объединений и других организаций;

б) порядок принятия с разрешения Президента Российской Федерации почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия (кроме научных и спортивных) иностранных государств членами Правительства Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации;

в) порядок принятия почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия (кроме научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций чрезвычайными и полномочными послами Российской Федерации в иностранных государствах и постоянными представителями (представителями, постоянными наблюдателями) Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах) определяется Министерством иностранных дел Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти в 3-месячный срок утвердить порядок принятия почетных и специальных званий (кроме научных), наград иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных, и других организаций федеральными государственными служащими, на которых распространяются запреты, установленные пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

4. Рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, государственным органам субъектов Российской Федерации утвердить порядок принятия почетных и специальных званий (кроме научных), наград иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных, и других организаций лицами, на которых распространяются запреты, установленные пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

5. Признать утратившим силу подпункт 9 пункта 19 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 23, ст. 2197).

1. Что такое коррупция?
а) Необходимое условие для существования российского общества
б) Удобный формат решения вопросов
в) Окисление железа под действием кислорода воздуха, влаги и углекислого газа, сопровождающееся образованием на поверхности металла слоя ржавчины, состоящей главным образом из водной окиси железа
г) Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами+

2. В сфере противодействия коррупции утрата доверия подразумевает:
а) утрату доверия государственного гражданского служащего по отношению к представителю нанимателя
б) утрату доверия представителя нанимателя по отношению к государственному гражданскому служащему+
в) утрату доверия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию интересов по отношению к руководителю государственного органа
г) утрату доверия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию интересов по отношению к государственному гражданскому служащему

3. Когда был утвержден Национальный план противодействия коррупции?
а) В 2009 году
б) В 2010 году+
в) В 2011 году

4. На основе каких принципов строится противодействие коррупции в Российской Федерации?
а) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления +
б) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений +
в) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер +
г) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции +
д) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами +
е) защищенность служащих от неправомерного вмешательства в их про- фессиональную служебную деятельность.

5. Кому поручено в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции организовать в централизованном порядке переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции?
а) Правительству Российской Федерации, президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции+
б) Правительству Российской Федерации
в) Министерству образования и науки Российской Федерации

6. В какое время государственный гражданским служащим нужно предоставить сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера?
а) не позднее 1 мая года, следующего за отчетным
б) не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. +

7. Кто обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей?
а) граждане, претендующие на замещение должностей государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) +
б) граждане, претендующие на замещение должностей гражданской службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Что запрещается гражданскому служащему в связи с прохождением гражданской службы?
а) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц +
б) заниматься предпринимательской деятельностью лично.

9. Какая сумма денег признается крупным размером взятки (а также стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера):
а) до 25 тысяч рублей
б) от 25 до 150 тысяч рублей
в) от 150 тысяч рублей до 1 миллион рублей+
г) превышающие 1 миллион рублей

10. В чем может состоять предотвращение или урегулирование конфликта интересов на гражданской службе?
а) в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов +
б) в понижении гражданского служащего в должности
в) в отстранении гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке +
г) в отказе гражданского служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов +
д) в увольнении гражданского служащего с гражданской службы

11. В каких ситуациях лицо, которое дало взятку освобождается от уголовной ответственности:
а) если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица+
б) в случае деятельного раскаяния
в) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки+
г) при возмещении причиненного вреда.

12. Когда происходит непринятие гражданским служащим, который является стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, то это является:
а) несоблюдением требований к служебному поведению, влекущим наложение дисциплинарного взыскания
б) правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы+
в) несоблюдением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, влекущим наложение дисциплинарного взыскания.

13. Какие из данных правонарушений являются коррупционными:
а) злоупотребление служебным положением
б) дача взятки, получение взятки, посредничество во взяточничестве
в) злоупотребление полномочиями
г) коммерческий подкуп
д) все выше указанные.+

15. Какое из данных утверждений является правильным?
а) Противодействие коррупции в РФ осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица
б) Противодействие коррупции в РФ осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах своих полномочий+
в) Противодействие коррупции в РФ осуществляют аудиторские организации, в пределах полномочий, предоставленных им внутренними регламентами аудиторских объединений

16. Кто утвердил Национальный план противодействия коррупции?
а) Федеральным законом
б) Указом Президента РФ+
в) Постановлением Правительства РФ

17. В каких ситуациях гражданский служащий должен представить сведения о расходах?
а) в случае, если общая сумма по каждой сделке, совершенной граждан- ским служащим, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за два последних года, предшествующих отчетному периоду;
б) в случае, если общая сумма по каждой сделке, совершенной граждан- ским служащим, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними 6 детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду; +
в) в случае, если общая сумма по каждой сделке, совершенной граждан- ским служащим, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, включая отчетный период.

18. Какой вид сделок в соответствии с действующим законодательством учитываются при определении обязанности гражданского служащего представлять сведения о расходах?
а) сделка по приобретению земельного участка +
б) сделка по приобретению нежилого помещения (хозяйственные склады, гараж и т.п.) +
в) сделка по приобретению предметов искусства
г) сделка по приобретению жилого помещения (квартира, дом) +
д) сделка по приобретению транспортного средства +
е) сделка по приобретению ювелирных изделий стоимостью свыше 500 тысяч рублей
ж) сделка по приобретению ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) +
з) сделка по приобретению предметов искусства, стоимость которых превышает 500 тысяч рублей

19. Кто должен знать о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, кроме госслужащего?
а) представитель наниматель +
б) лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в государственном органе
в) правоохранительные органы
г) комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
д) своего непосредственного начальника.

20. Какая форма предусмотрена для уведомления госслужащим о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения?
а) в письменной форме +
б) в устной форме
в) не имеет значения.

II вариант.

1. Выберите, какими законодательными и нормативными актами регулируется порядок противодействия коррупции в РФ в отношении государственных служащих:
а) только нормами ФЗ №273 «О противодействии коррупции»;
б) только нормами ФЗ №273 «О противодействии коррупции» и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе»
в) всеми перечисленными нормами: ФЗ №273 «О противодействии коррупции» и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе», актами субъектов РФ.+

2. Определите ситуации, при которых госслужащий имеет право участвовать в управлении некоммерческой организации:
а) при избрании единоличным исполнительным органом;
б) в качестве представителя учредителя, коим выступает субъект Российской Федерации, имеющий долю в уставном капитале+
в) при вхождении в коллегиальный орган управлении.

3. Отметьте, в какой ситуации госслужащий может принять подарок в ходе выполнения своих должностных обязанностей:
а) если стоимость подарка не превышает 3 тысяч рублей;
б) если подарок выражается в оказании услуг, оплате транспортных расходов, к примеру;
в) если подарок вручен на официальном мероприятии.+

4. Есть ли у госслужащего право принимать почетные звания от иностранных государств или международный организаций:
а) Да, имеет право;
б) Нет, не имеет права;
в) Имеет право только с разрешения представителя нанимателя+

5. Есть ли у госслужащего право заниматься оплачиваемой деятельности, помимо государственной службы:
а) Нет, не имеет;
б) Да, имеет право;
в) Да, имеет право с разрешения представителя нанимателя.+

6. Есть ли у госслужащего право открыть счет на члена семьи в банке за пределами Российской Федерации:
а) Нет, не может ни при каких обстоятельствах;
б) Да может, но тайно;
в) Да, может, если жена проживает за границей, а служащий представляет интересы государства.+

7. Есть ли у госслужащего право после увольнения заниматься трудовой деятельность в организациях, которые курировались им в ходе выполнения должностных обязанностей:
а) Нет, не имеет права, ни при каких обстоятельствах;
б) Имеет, только с согласия специальной комиссии;+
в) Имеет, если среднемесячная заработная плата не превышает 100 тысяч рублей.

8. Выберите случай, при котором госслужащий может быть исключен из реестра, уволенных лиц:
а) по истечении 3-х лет;
б) при отмене акта, на основании которого данные гражданина были включены в реестр;+
в) по окончания срока, который предусмотрен для разглашенных данных в качестве государственной тайны.

9. Определите, возможно ли такая ситуация, что родственники жены госслужащего работают с зятем в одном учреждении, относящимся к государственному органу:
а) Нет, не могут ни при каких обстоятельствах;
б) Да, могут, так как они родственники по свойству и не являются близкими;
в) Да, могут, если не являются подчиненными либо же подконтрольными друг другу;+

10. Есть ли у госслужащего право публично высказываться, в том числе в СМИ и давать оценки либо высказывать свои суждения:
а) Да, имеет право;
б) Нет, не имеет права;
в) Да, имеет право, если это входит в его должностные обязанности.+

11. Есть ли у госслужащего право быть совместителем в ином учреждении?
а) Нет, не имеет права;
б) Да, имеет право;
в) Имеет право только с разрешения представителя нанимателя.+

12. Должен ли госслужащий представлять отчет о своих расходах:
а) Да, обязан;
б) Нет, не обязан;
в) Обязан, но только если замешает должности, согласно утвержденному нормами закона перечнем.+

13. Конфликт интересов для государственного служащего это:
а) конфликтная ситуация с коллегой по работе;
б) личная заинтересованность при разрешении вопроса, входящего в круг должностных обязанностей;+
в) соподчиненность с родственниками.

14. В каком случае возможна утрата доверия государственного лица за совершенные коррупционные действия?
а) за получение взятки в крупных размерах;
б) наличие личной заинтересованности;
в) во всех случаях предусмотренных ФЗ №273 без учета размера причиненного ущерба.+

15. Выберите пример коррупционных действий:
а) преподавательскую деятельность за вознаграждение в качестве совместителя;
б) получение любого подарка;
в) использование служебного положения для получения выгоды в отношении родственников.+

16. Что обязана рассмотреть комиссия по соблюдения требований к служебному поведению госслужащего?
а) все обращения, содержащие сведения о совершении коррупционных действий государственным служащим предоставленных в любой форме даже анонимные;
б) все обращения, содержащие сведения о допущенных правонарушениях, включая уголовные и административные, совершенные государственными служащими;
в) обращения, содержащие сведения о совершении коррупционных действий государственным служащим.+

18. Каким голосованием принимается решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению?
а) тайным голосованием;+
б) открытым голосованием;
в) смешанным голосованием.

19. Что из перечисленного относится к запретам, предусмотренным нормами ФЗ №79?
а) совместная работа близких родственников;+
б) публичные высказывания;
в) участие в управлении некоммерческой организацией.

20. О чем обязан уведомить государственный служащий представителя нанимателя?
а) обо всех случаях совершенных коррупционных действий;+
б) только о склонении к коррупционным действиям лично государственного служащего;
в) о коррупционных действиях, сведения о которых были получены в ходе исполнения должностных обязанностей.

21. Что входит в понятие «профилактика коррупции»:
а) деятельность правоохранительных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий по пре- дупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции
б) деятельность институтов гражданского общества, организаций и фи- зических лиц по выявлению и последующему устранению причин коррупции
в) деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции +
г) деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.

Тесты по теме: "Коррупция", для прохождения конкурса на Государственную гражданскую службу.

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Какими законодательными и нормативными актами может регулироваться порядок противодействия коррупции в РФ в отношении государственных служащих:

- только нормами ФЗ №273 «О противодействии коррупции»;

- только нормами ФЗ №273 «О противодействии коррупции» и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе»

+ всеми перечисленными нормами: ФЗ №273 «О противодействии коррупции» и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе», актами субъектов РФ.

2. В каких случаях государственный служащий имеет право участвовать в управлении некоммерческой организации:

- при избрании единоличным исполнительным органом;

+ в качестве представителя учредителя, коим выступает субъект Российской Федерации, имеющий долю в уставном капитале

- при вхождении в коллегиальный орган управлении.

3. В каких случаях государственный служащий имеет право принять подарок в ходе выполнения своих должностных обязанностей:

- если стоимость подарка не превышает 3 тысяч рублей;

- если подарок выражается в оказании услуг, оплате транспортных расходов, к примеру;

+ если подарок вручен на официальном мероприятии.

4. Имеет ли право государственный служащий принимать почетные звания от иностранных государств или международный организаций:

- Нет, не имеет права;

+ Имеет право только с разрешения представителя нанимателя

тест 5. Имеет ли право государственный служащий заниматься оплачиваемой деятельности помимо государственной службы:

+ Да, имеет право с разрешения представителя нанимателя.

6. Может ли государственный служащий открыть счет на члена семьи в банке за пределами Российской Федерации:

- Нет, не может ни при каких обстоятельствах;

- Да может, но тайно;

+ Да, может, если жена проживает за границей, а служащий представляет интересы государства.

7. Имеет ли право государственный служащий после увольнения заниматься трудовой деятельность в организациях, которые курировались им в ходе выполнения должностных обязанностей:

- Нет, не имеет права, ни при каких обстоятельствах;

+ Имеет, только с согласия специальной комиссии;

- Имеет, если среднемесячная заработная плата не превышает 100 тысяч рублей.

8. В каких случаях государственный служащий может быть исключен из реестра, уволенных лиц:

- по истечении 3-х лет;

+ при отмене акта, на основании которого данные гражданина были включены в реестр;

-по окончания срока, который предусмотрен для разглашенных данных в качестве государственной тайны.

9. Могут ли родственники жены госслужащего работать с зятем в одном учреждении, относящимся к государственному органу:

- Нет, не могут ни при каких обстоятельствах;

- Да, могут, так как они родственники по свойству и не являются близкими;

+ Да, могут, если не являются подчиненными либо же подконтрольными друг другу;

тест_10. Имеет ли права государственный служащий публично высказываться, в том числе в СМИ и давать оценки либо высказывать свои суждения:

- Нет, не имеет права;

+ Да, имеет право, если это входит в его должностные обязанности.

11. Имеет ли право государственный служащий быть совместителем в ином учреждении?

- Нет, не имеет права;

+ Имеет право только с разрешения представителя нанимателя.

12. Обязан ли государственный служащий представлять отчет о своих расходах:

+ Обязан, но только если замешает должности, согласно утвержденному нормами закона перечнем.

13. Что такое конфликт интересов для государственного служащего:

- конфликтная ситуация с коллегой по работе;

+ личная заинтересованность при разрешении вопроса, входящего в круг должностных обязанностей;

- соподчиненность с родственниками.

14. Утрата доверия государственного лица за совершенные коррупционные действия возможна только:

- за получение взятки в крупных размерах;

- наличие личной заинтересованности;

+ во всех случаях предусмотренных ФЗ №273 без учета размера причиненного ущерба.

15. Примером коррупционных действий можно назвать:

- преподавательскую деятельность за вознаграждение в качестве совместителя;

- получение любого подарка;

+ использование служебного положения для получения выгоды в отношении родственников.

16. Комиссия по соблюдения требований к служебному поведению государственного служащего обязана рассмотреть:

- все обращения, содержащие сведения о совершении коррупционных действий государственным служащим предоставленных в любой форме даже анонимные;

- все обращения, содержащие сведения о допущенных правонарушениях, включая уголовные и административные, совершенные государственными служащими;

+ обращения, содержащие сведения о совершении коррупционных действий государственным служащим.

17. Обязан ли государственный служащий лично присутствовать на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению:

+ Может отказаться, при определенных обстоятельствах

18. Решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению принимается:

- единолично председателем комиссии.

19. К запретам, предусмотренным нормами ФЗ №79, относятся:

+ совместная работа близких родственников;

- участие в управлении некоммерческой организацией.

тест-20. Государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя:

+ обо всех случаях совершенных коррупционных действий;

- только о склонении к коррупционным действиям лично государственного служащего;

- о коррупционных действиях, сведения о которых были получены в ходе исполнения должностных обязанностей.

21. К взысканиям, которые предусмотрены за совершение коррупционных действий, независимо от их тяжести относятся:

+ дисциплинарные взыскания в виде выговора, строго выговора либо же увольнения;

- понижение в должности либо же снижении чина, классности;

- отмене выплаты премии.

22. Государственный служащий обязан предоставлять сведения о доходах следующих членов семьи:

- всех близких родственников, включая родителей, а также сестер и братьев;

- на всех родственников и по свойству, в том числе тещу, тестя;

+ на супругу и детей.

23. Государственному служащему не запрещено:

- занимать оплачиваемую должность в Профсоюзной организации при государственном аппарате;

- быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе;

+ быть членом ревизионной комиссии в организации, при условии, что часть уставного капитала принадлежит РФ.

24. Государственный служащий, признанный виновным в совершении коррупционных действий не может занимать государственные должности впоследствии:

- только по решению суда;

- на основании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению;

+ после включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

25. При трудоустройстве на новую должность после увольнения с государственной службы гражданин обязан уведомить:

- представителя нанимателя о намерении заключить трудовой договор;

- комиссию по соблюдению требований к служебному поведению;

+ подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, предопределяет особый правовой статус государственных служащих Российской Федерации.

Регламентируя правовое положение государственных служащих Российской Федерации, порядок поступления и прохождения государственной службы Российской Федерации, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила (требования), что обусловлено целью обеспечения поддержания высокого уровня осуществления государственной службы, задачами и принципами ее организации и функционирования, особенностями профессиональной деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный гражданский служащий Российской Федерации обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами, в частности Федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Правовое ограничение – установленный законодательством специальный порядок реализации прав и свобод, направленных на удержание соответствующего общественного отношения в строго ограничиваемых рамках, за пределы которых не представляется возможным выйти и, следовательно, нарушать их.

Так, статья 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает ограничения, связанные с гражданской службой, которые наряду с запретами определяют основную специфику правового статуса государственного гражданского служащего.

В частности, в силу указанной статьи Закона гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. (Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами;

признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, – в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены;

непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 этого же Федерального закона.

Правовой запрет – установленная законодательством юридическая невозможность совершения определенных действий (которые фактически представляются возможными), могущих причинить вред как личным, так и общественным интересам, под угрозой применения ответственности в случае нарушения условий, предусмотренных соответствующей правовой нормой.

Так, статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает запреты в отношении граждан, находящихся на гражданской службе, и по своей правовой природе они отличаются от ограничений, многие из которых представляют собой обстоятельства, не зависящие от воли гражданина, а именно:

  • Замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом;*

Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами;

Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

· Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

В случае если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случаях несоблюдения гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, к гражданскому служащему применяются меры дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения с гражданской службы.

Таким образом, одним из приоритетов развития системы государственного управления в современной России является реализация требований по запретам и ограничениям, связанных с прохождением государственной гражданской службы в целях противодействия коррупции.

*за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке.

ДМИТРИЙ СТЕПАНЕНКО, ПОМОЩНИК НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ И ЕАО

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 08 (202) дата выхода от 20.08.2019.

Ответ: Государственному служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения.

В таких случаях подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов.

Ответ: Сведения о расходах предоставляются только в случае, если сумма одной (каждой) сделки превысила общий доход служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, но не совокупный расход по всем сделкам (Разъяснения Минтруда России по применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативны правовых актов в сфере противодействия коррупции»).

Ответ: Сведения о расходах представляются одновременно со сведениями о доходах. (Разъяснения Минтруда России по применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативны правовых актов в сфере противодействия коррупции»).

Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. В случае возникновения у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Сообщение о личной заинтересованности должно быть сделано служащим до того, как его действия привели к возникновению конфликта интересов. Служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. В соответствии с пунктом 17 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служащий не вправе заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Ответ: В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Ответ: Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 (ред. от 6 февраля 2007 г.) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)

Ответ: Да, может.

Взятка может быть получена и дана через посредника (третье лицо). Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. Действия посредника могут характеризоваться отсутствием личной заинтересованности и личной инициативы. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве (соучастника деяния) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 Уголовного кодекса РФ.

Если же третье лицо (посредник) получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки, но заведомо решает присвоить их, то содеянное им деяние квалифицируется как мошенничество. Действия владельца ценностей (взяткодателя) в таком случаи относятся к категории «покушение на дачу взятки».

Ответ: Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.

Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 (ред. от 6 февраля 2007 г.) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)

Читайте также: