Имеет ли право работник на дополнительное профессиональное образование

Опубликовано: 14.05.2024

Статья 197 ТК завершает главу 31 ТК, посвящённую дополнительному обучению персонала и оценке его профильной квалификации. В ней прописаны основные возможности сотрудников по данным направлениям.

Статья 197 ТК РФ

Содержание ст. 197 ТК

Рассматриваемая статья имеет минималистичный характер. В её первом абзаце указано, что сотрудник имеет право на:

  • подготовку;
  • дополнительное профобразование;
  • прохождение независимой оценки квалификации.

Во втором абзаце указано, что данное право реализуется путём заключения соответствующего договора между сотрудником и его нанимателем.

Рассмотренная статья, несмотря на небольшой объём, закрепляет возможность сотрудника в части повышения и подтверждения его квалификации, но оговаривает, что эта возможность реализуется в формате договора с нанимателем.

Вопросы по использованию положений ст. 197 ТК

Где ещё оговаривается право на получение образования?

Данная возможность прямо гарантируется ст. 43 Конституции – в её начале подчёркивается, что любое лицо имеет право на образование. В ст. 5 ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.12 также указывается на эту возможность. В ст. 21 ТК, среди других прав сотрудников, упоминается и их право на обучение.

Возможно ли в договоре по ст. 197 ТК установить, что наниматель будет оплачивать обучение сотрудника?

Да, такая возможность прописана в вышеупомянутом ФЗ «Об образовании» № 273. В ст. 54 этого ФЗ оговариваются разные моменты, которые необходимо учитывать как обучающемуся сотруднику, так и оплачивающему его учёбу нанимателю. К их числу относятся:

  • специфика документарного оформления договора на обучение;
  • параметры оплаты обучения;
  • возможность повышения стоимости обучения и пр.

Подобного рода возможности могут предусматриваться также на уровне колдоговоров, соглашений и иных документов, в т.ч. локального характера.

Более того, в ст. 249 ТК подчёркивается, что в ситуации, когда сотрудник уволился без уважительных причин, он обязан частично возместить нанимателю издержки на своё обучение, если имел место соответствующий факт оплаты его учёбы.

Какие моменты должен учитывать договор, упомянутый в данной статье?

Обычно в этом договоре прописываются следующие моменты:

  • наименование участников;
  • название конкретной специальности, по которой будет происходить обучение;
  • параметры данного обучения (форма, сроки и т.д.);
  • разнообразные вопросы, связанные с оплатой обучения;
  • льготы, положенные учащемуся работнику;
  • иные моменты, связанные со спецификой конкретной организации.

Данный документ составляется в письменной форме и удостоверяется подписями участников.

Какой смысл для сотрудника реализовывать своё право на дополнительное образование?

Хотя рассматриваемая статья и иные источники упоминают о праве сотрудника повышать свой образовательный уровень, но реализация этого права зависит от следующих факторов:

  • намерений и возможностей самого сотрудника;
  • намерений и возможностей его руководства;
  • конкретных положений заключённого между ними договора.

Следовательно, необходимой предпосылкой для реализации права на обучение выступает желание самого сотрудника – если этого не требует законодательство, он сам решает, есть ли смысл в дополнительном обучении.

Стимулом для таких решений обычно являются:

  • перспективы карьерного роста – что может быть оговорено во внутренних документах организации-нанимателя;
  • возможность получения льгот для учащихся сотрудников – им целиком посвящена гл. 26 ТК;
  • получение соответствующих документов об образовании, что является важным фактором для дальнейшего личностного развития;
  • получение дополнительных гарантий сохранения работы при планируемых сокращениях штата.

Возможны и иные причины, зависящие от конкретного сотрудника, его должности, кадровой политики и иных факторов.

Работодатель самостоятельно проводит мероприятия по подготовке, переквалификации, переподготовке персонала.

Конституцией РФ и иными законами закреплено право каждого гражданина на получение образования, ТК РФ относит право работников на профессиональную подготовку к перечню основных прав работника. В случае необходимости дополнительной подготовки и получения профессионального образования для сотрудников организации, работодатель организует такую подготовку для кадрового состава.

Работодатель самостоятельно проводит мероприятия по подготовке, переквалификации, переподготовке персонала, либо привлекает для этих целей образовательные учреждения в порядке, установленном договорами и соглашениями.

Дополнительное образование и подготовка необходимы сотрудникам организации для повышения профессионального уровня, повышения мастерства и соответствия тем требованием, которые предъявляет к профессионалам определенной категории законодательство и работодатель.

Что такое профессиональное образование

Под образованием понимается приобретение учеником знаний, умений, навыков, и получение обучающимся определенного уровня профессиональной компетенции, благодаря которой гражданин сможет вести трудовую деятельность в определенной трудовой области и работать по конкретной специальности.

В настоящее время в РФ установлены такие уровни профессионального образования:

  • среднее образование – обучение в общеобразовательной школе;
  • высшее образование – обучение в высшем учебном заведении с получением диплома степени бакалавра;
  • высшее образование – обучение в высшем учебном заведении с получением диплома специалиста, магистра;
  • высшее образование – обучение кадров высшей квалификации в высшем учебном заведении.

Под дополнительным образованием понимается обучение с получением документа об окончании такого обучения, в дополнение к среднему или высшему образованию.

Порядок реализации работником права на образование, ученический договор

Организация имеет право заключить со своим работником, или лицом-соискателем ученический договор, которым регламентируются условия и порядок прохождения обучения.

Сотрудник или будущий работник может получать образование без отрыва от своей профессиональной деятельности или с освобождением от работы на период обучения. Договор заключается в письменной форме, подписывается работником (соискателем) и работодателем, и прекращается с истечением срока обучения. На время обучения работнику выплачиваются денежные суммы за произведенную им продукцию, или денежная стипендия.

Формы получения работником профессионального образования

В соответствии с ТК РФ обучение работника или будущего работника происходит в таких формах:

  • индивидуальное обучение;
  • курсовое обучение;
  • бригадное обучение.

Индивидуальный вид ученичества предполагает самостоятельное получение учеником знаний и повышение трудовых навыков. На практике ученика прикрепляют к профессиональному работнику, или включают в состав бригады, где с ним проводит занятия бригадир или рабочий соответствующего уровня квалификации. Теорию ученик изучает самостоятельно, консультируясь с указанными специалистами.

Курсовое обучение применяется при обучении сложным профессиям, в случаях, когда необходимо всестороннее изучение теории и широкое практическое применение знаний.

Осуществляется обучение по курсовой форме сначала в группе учеников, получающих знания в специально организованной учебно-производственной базе под руководством мастера.

Второй этап обучения проходит для укрепления и повышения теоретических знаний непосредственно на рабочем месте, под руководством рабочего – инструктора, не освобожденного от своей основной работы. При бригадной форме обучения ученики получают навыки и теоретические знания в группах (бригадах), под руководством высококвалифицированных мастеров и рабочих.

Профессиональное обучение, подготовка новых работников, переобучение, повышение квалификации

Профессиональное обучение предназначено для получения гражданами различного возраста и статуса профессиональных навыков, компетенции, повышения уровня мастерства, включая специальные знания для работы с оборудованием, технологиями особого вида. По окончании обучения гражданин получает квалификационный класс, разряд, категорию. К дополнительному профессиональному обучению допускаются лица, окончившие среднее учебное заведение, а в некоторых случаях ВУЗ, либо заканчивающих среднее учебное заведение или ВУЗ.

Право работников на профессиональную подготовку и дополнительное образование реализуется путем обучения новых сотрудников, или уже работающих в организации работников посредством переобучения и повышения квалификации.

Под подготовкой и обучением новых сотрудников понимается образование лиц, не имеющих необходимой для осуществления трудовых функций в организации квалификации.

Переподготовка происходит посредством обучения работников организации новым знаниям и профессиональным навыкам, если уровень квалификации этих работников не позволяет осуществлять деятельность на определенном рабочем месте, или работники изъявили желание пройти переподготовку с целью получения дополнительных навыков, для работы на новых должностях. Переподготовку проходят высвобождаемые работники.

Повышение квалификации работника подразумевает повышение профессионального уровня работника, получение им особых навыков, совершенствование мастерства. В отношении работников, проходящих обучение, действуют нормы ТК РФ, в том числе об охране труда. Работники имеют право на выходные дни, отпуска. При отправлении работника на обучение, связанное с отрывом от рабочего места, за работником организация сохраняет место на период обучения и выплачивает заработную плату. Если работник отправляется на обучение с отрывом от работы в другой регион, работодатель обязан начислять ему все выплаты, предусмотренные для командировок.

от 9 октября 2013 года N 06-735

О дополнительном профессиональном образовании

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.

Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования

Используемые сокращения:

ДПО - дополнительное профессиональное образование;

ДПП - дополнительные профессиональные программы.

Вопрос 1. В определениях основных понятий (статья 2 Федерального закона) подпункт 3 - обучение, подпункт 5 - квалификация, подпункт 12 - профессиональное образование появилось новое понятие "компетенция". Каково его содержание?

Через понятие "компетенция" Федеральный закон N 273-ФЗ определяет результаты обучения, а также подразумевает описание с помощью компетенций квалификаций.

Система высшего образования уже накопила определенный опыт разработки, и реализации образовательных программ на основе компетентностного подхода, и теперь Федеральный закон N 273-ФЗ распространяет эту практику и на дополнительное профессиональное образование.

Ознакомиться с основными аспектами компетентностного подхода в образовании можно, в том числе в сети Интернет, на сайтах Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, ФГАУ "Федеральный институт развития образования" и другие.

Вопрос 2. Каким образом реализация дополнительных образовательных программ должна ориентироваться на компетентностный подход, и обязательно ли это для краткосрочных программ?

В соответствии с частью 4 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

В структуре программ должен быть указан планируемый результат (пункт 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ), который формулируется в компетентностной форме для всех видов ДШ1, включая краткосрочные программы.

Очевидно, что организациям, реализующим дополнительные профессиональные образовательные программы, необходимо будет разработать собственное нормативно-методическое обеспечение, которое будет демонстрировать реализацию компетентностного подхода, включая планирование результатов обучения (формирование компетентностных моделей), оценка уровня формирования компетенций у выпускников и т.д.

Вопрос 3. В основных понятиях (статья 2 Федерального закона N 273-ФЗ) дано определение примерной основной образовательной программы. Будут ли разработаны примерные, типовые дополнительные профессиональные программы для использования в учебном процессе?

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом не установлено иное (часть 5 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ).

Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ, организовывается разработка и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ или типовых дополнительных профессиональных программ, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы (часть 14 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ).

Типовые и примерные программы будут разрабатываться для следующих случаев, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ:

Типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 7 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ).

Примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (часть 3 статьи 81 Федерального закона N 273-ФЗ).

Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3 статьи 82 Федерального закона N 273-ФЗ).

Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 3 статьи 85 Федерального закона N 273-ФЗ).

В целях методической поддержки реализации Федерального закона 273-ФЗ и Порядка Минобрнауки России представит макеты программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Доступ к этим ресурсам будет свободный.

Вопрос 4. Применимо ли в системе дополнительного профессионального образования понятие "обучающийся", наряду с понятием "слушатель"?

Слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования (пункт 8 части 1 статьи 33 Федерального закона N 273-ФЗ).

Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу (часть 2 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ).

Таким образом, в дополнительном профессиональном образовании могут использоваться оба понятия.

Вопрос 5. Появилось понятие "индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность". Должны ли они получать лицензию на образовательную деятельность? Могут ли они реализовывать дополнительные профессиональные программы?

Индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (часть 3 статьи 32 Федерального закона N 273-ФЗ). Реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями Федеральным законом N 273-ФЗ не предусматривается.

При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, то есть индивидуально, имеют право не проходить процедуру лицензирования образовательной деятельности.

Вопрос 6. Применимо ли понятие "педагогический работник" к преподавателям дополнительного профессионального образования?

Понятие "педагогический работник" применимо к преподавателям ДПО. В соответствии с частью 21 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций (часть 1 статьи 50 Федерального закона N 273-ФЗ)

На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций (часть 2 статьи 21 Федерального закона N 273-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 687 утверждена номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

Вопрос 7. Федеральный закон N 273-ФЗ не предполагает в сфере ДПО ни федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ни федеральные государственные требования (ФГТ). Пункт 29 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ даёт определение качества образования через соответствие ФГОС и ФГТ. Значит ли это, что в ДПО качество образования не определяется?

В соответствии с пунктами 21-22 Порядка оценка качества дополнительного профессионального образования проводится в отношении:

соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;

соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;

способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.

Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:

внутренний мониторинг качества образования;

внешняя независимая оценка качества образования.

Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.

Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.

Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций.

Вопрос 8. Является ли дополнительное профессиональное образование составной частью непрерывного образования?

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Часть 6 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ определяет, что дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

При этом система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставлен возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Таким образом, можно однозначно утверждать о принадлежности ДПО к непрерывному образованию (часть 7 статьи 10 Федерального закона N 237-ФЗ* ).

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать " Федерального закона N 273-ФЗ ". - Примечание изготовителя базы данных.

Вопрос 9. Дополнительное образование включает в себя дополнительное образование взрослых и дополнительное профессиональное образование. Является ли дополнительное профессиональное образование дополнительным образованием взрослых?

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых, а также дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ). Таким образом, дополнительное профессиональное образование является самостоятельным подвидом дополнительного образования.

Вопрос 10. К программам дополнительного профессионального образования относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Устанавливает ли Федеральный закон N 273-ФЗ объём для данных видов программ?

Объем освоения ДПП установлен Порядком. Пунктом 12 Порядка определен минимально допустимый объем освоения ДПП. Так для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Вопрос 11. В Федеральном законе N 273-ФЗ говорится о том, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. Что под этим понимается? Какие подвиды дополнительного образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации?

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» (далее – Положение № 1474). В соответствии с данным указом профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются согласно Государственным требованиям к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 (далее – Требования № 362).

К сведению

Напомним, что дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки (п. 6 Положения № 1474).

Дополнительное образование служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Вместе с тем данная обязанность реализуется представителем нанимателя, который определяет план мероприятий, связанных с дополнительным образованием служащих, а также финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

Основаниями для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование являются:

Форма обучения

Так, объем освоения дополнительной профессиональной программы регламентирован п. 12 Порядка № 499:

  • для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов;
  • для программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Согласно п. 2 Требований№ 362 профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы:

  • с отрывом от гражданской службы (профессиональная переподготовка и повышение квалификации за пределами территории РФ, стажировка на территории РФ и за ее пределами);
  • с частичным отрывом от гражданской службы (до трех рабочих дней в неделю);
  • без отрыва (вечерние группы) от государственной гражданской службы РФ.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Следует отметить, что выбор формы обучения зависит от объема получаемой информации и места расположения органа или организации, в которых гражданский служащий осуществляет дополнительное образование.

Однако при этом надо учитывать п. 3 Требований № 362, согласно которому общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю должен составлять:

  • при обучении с отрывом от службы – не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов;
  • при обучении без отрыва от службы – не менее 12 часов.

Профессиональная переподготовка

То есть целью профессиональной переподготовки является выполнение нового вида профессиональной деятельности или получение дополнительной квалификации.

Отметим, что на профессиональную переподготовку направляются служащие, замещающие должности гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки служащим может быть присвоена дополнительная квалификация.

При этом необходимость в прохождении профессиональной переподготовки служащими, замещающими должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется работодателем.

Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие сроки освоения образовательных программ:

  • более 500 аудиторных часов для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности;
  • более 1 000 часов (из них 75% аудиторных) для получения дополнительной квалификации (п. 12 Требований № 362).

По завершении образовательных программ профессиональной переподготовки проводится обязательная государственная итоговая аттестация, предусматривающая выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен.

Положительные результаты этой аттестации дают право на получение диплома:

  • о профессиональной переподготовке – лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов;
  • о дополнительном (к высшему) образовании – лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1 000 часов (в этом случае государственный служащий может претендовать на замещение должностей, квалификационные требования по которым соответствуют профилю полученного образования).

Повышение квалификации

Обратите внимание

Согласно п. 5 Положения № 1474 гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Данная норма направлена, в частности, на изучение гражданским служащим специфики прохождения службы в конкретном государственном органе.

На повышение квалификации направляются служащие в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей.

Повышение квалификации может проходить:

  • в краткосрочной форме (объемом от 18 до 72 аудиторных часов) в целях освоения изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности;
  • в форме комплексного обновления знаний для решения соответствующих профессиональных задач (объемом от 73 до 144 аудиторных часов). В этом случае по аналогии с профессиональной переподготовкой гражданскому служащему могут быть зачтены разделы программы краткосрочного повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.

Стажировка

В силу п. 13 Порядка № 499 сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер и предусматривать такие виды обучающей деятельности, как работа с учебными изданиями, приобретение профессиональных и организаторских навыков, работа с технической, нормативной и другой документацией и др.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Дополнительное профессиональное образование за пределами РФ

Согласно разд. V Требований № 362 обучение за рубежом осуществляется в соответствии с международными договорами и на основе договоров, заключаемых государственным органом по управлению государственной службой или образовательным учреждением, определенным в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов, с иностранными государственными органами, организациями и образовательными учреждениями, а также с международными организациями (далее – зарубежные партнеры).

Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя.

При этом преимущество при направлении на обучение за рубежом имеют служащие со стажем гражданской службы более двух лет, при этом более одного года – в замещаемой должности. В то же время образовательные программы обучения за рубежом могут предусматривать предварительную подготовку служащих.

Продолжительность обучения устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами исходя из целей и содержания обучения и не может превышать продолжительности обучения, определенной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации).

В случае повышения квалификации за рубежом гражданские служащие должны обучаться в группах численностью не более 10 человек. При этом обучающимся в составе групп (при необходимости) предоставляются услуги переводчика.

Профессиональная переподготовка и стажировка осуществляются индивидуально. В этом случае обязательным условием для гражданских служащих является знание иностранного языка, на котором ведется преподавание.

Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации

На дополнительное профессиональное образование гражданских служащих субъекта РФ государственный заказ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

К сведению

Отметим, что порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих регламентирован Положением № 1474.

[1] Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Светлышева Ольга Юрьевна

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и/или профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Такое определение дано в п. 14 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее «Закон 273-ФЗ»).

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (п. 5 ст. 76 Закона 273-ФЗ).


Согласно пп. «б» п. 9 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (далее «Правила») в трудовую книжку при ее оформлении на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки) вносятся, в частности:

  • образование,
  • профессия,
  • специальность.

Все записи о квалификации вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока (п. 10 Правил).

Также в трудовую книжку по месту работы вносятся сведения о дополнительном образовании с указанием соответствующих документов: о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров (пп. «б» п. 21 Правил).

В п. 3.1. Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (далее «Инструкция») приводится порядок внесения этих записей.

Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками.

Изменения и дополнения, внесенные в установленном порядке в квалификационные справочники, штатное расписание организации, доводятся до сведения работников, после чего в их трудовые книжки на основании приказа (распоряжения) или иного решения работодателя вносятся соответствующие изменения и дополнения.

Если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом в установленном порядке производится соответствующая запись.

Установление работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации отмечается в трудовой книжке с указанием разрядов, классов или иных категорий этих профессий, специальностей или уровней квалификации.

Например, слесарю-ремонтнику была установлена вторая профессия "Электрогазосварщик" с присвоением 3 разряда. В этом случае в трудовой книжке в графе 1 раздела "Сведения о работе" ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата установления второй профессии, в графе 3 делается запись: "Установлена вторая профессия "Электрогазосварщик" с присвоением 3 разряда", в графе 4 указывается соответствующее удостоверение, его номер и дата.


Личная карточка работника (унифицированная форма Т-2, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты") При поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, заполняются работником кадровой службы на основании документа об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.

Раздел X личной карточки работника "Дополнительные сведения" заполняется для полноты учета сведений о сотрудниках, обучающихся в учебных заведениях и др.


Если во время работы в организации сотрудник повышал квалификацию (от 16 ак.ч. – п. 12 Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам", далее «Приказ №499»), то заполняется раздел V личной карточки работника.


Если во время работы в организации сотрудник прошел обучение по профессиональной переподготовке (свыше 250 ак. ч. – п. 12 Приказа №499), то заполняется раздел VI личной карточки работника.


2. Какие документы подтверждают повышение квалификации и переподготовку.

При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной подготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и/или дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется организацией самостоятельно.

Обучение завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (п. 14 ст. 76 Закона 273-ФЗ).

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации.


Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.

Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией.



При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и/или высшего образования удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации (п.16 ст. 76 Закона 273-ФЗ).


3. Что такое стажировка.

Согласно п. 12 ст. 76 Закона 273-ФЗ дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использовании при исполнении своих должностных обязанностей (п. 13 Приказа №499).

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержание дополнительных профессиональных программ.

Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения.

Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:

  • самостоятельная работа с учебными изданиями,
  • приобретение профессиональных и организаторских навыков,
  • изучение организации и технологии производства, работ,
  • непосредственное участие в планировании работы организации,
  • работа с технической, нормативной и другой документацией,
  • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера),
  • участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

4. Какие есть формы и способы повышения квалификации сотрудников.

Формы и сроки повышения квалификации определяются образовательной программой и/или договором об образовании (п. 13 ст. 76 Закона 273-ФЗ).

Содержание программы повышения квалификации должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе (п. 8 Приказа №499).

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ (п. 17 Приказа №499):

  • лекции,
  • практические и семинарские занятия,
  • лабораторные работы,
  • круглые столы,
  • мастер-классы,
  • мастерские,
  • деловые игры,
  • ролевые игры,
  • тренинги,
  • семинары по обмену опытом,
  • выездные занятия,
  • консультации,
  • выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы
  • и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.


Если работник направляется на обучение с отрывом от производства, то в табеле учета рабочего времени проставляется код «ПК» или «ПМ» (повышение квалификации с отрывом от работы в другой местности).

5. Как часто нужно проводить повышение квалификации работников, в каких формах и как организовать обучение сотрудников

Согласно ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Это право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

Необходимость подготовки работников и дополнительного профессионального образования определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ).

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

В некоторых случаях работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности, например:

  • сотрудники органов внутренних дел (Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
  • медицинские и фармацевтические работники (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации")
  • государственные гражданские служащие (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации")
  • педагогические работники (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
  • работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации")
  • водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Процедура направления работника на обучение представлена в схеме 5:


Если обучение происходит за счет работодателя, то в договор об обучении можно включить условие о возмещении затрат в случае увольнения работника без уважительных причин до истечения срока, установленного в договоре (ст. 249 ТК РФ). Работник обязуется возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (см. пример 5, п. 2.2.6 договора об обучении).

Читайте также: