Как оплачивается внеклассная работа по физической культуре в школе

Опубликовано: 03.10.2024

Внеклассная спортивно-массовая работа в общеобразовательной школе является одним из главных звеньев физического воспитания. Она строится под руководством учителей физвоспитания при активном участии всего педагогического коллектива и самих школьников.

Эта работа проводится в целях укрепления здоровья учащихся, воспитания у них физической культуры, формирования физических качеств личности, воспитания и развития потребности в здоровом образе жизни, приобщения возможно большего числа школьников к занятиям физкультурой и спортом.

Внеклассовая спортивно-массовая работа включает организацию и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых в режиме дня школьника (физкультминутки на уроках,

подвижные игры на переменах, во время прогулок в группах продленного дня и др., спортивных праздников, Дней здоровья, Дней бегуна, лыжника (и по другим видам спорта), спортивных соревнований, школьных спартакиад, туристских походов (совместно с классными руководителями, преподавателями ОБЖ, специалистами станций юных туристов, домов пионеров и школьников, центров досуга, родителями), занятий в спортивных секциях, клубах, группах общей физической подготовки (ОФП) и других объединениях учащихся, подготовка учащихся к сдаче норм комплекса “Сила, красота, здоровье“ и юношеских спортивных разрядов, подготовка общественных инструкторов и судей из числа учащихся, обеспечение участия школьных команд в районных, городских, республиканских и других спортивных соревнованиях и т.д.

Частично внеклассная работа учителями физвоспитания организуется, как и учителями других предметов, без дополнительной оплаты, согласно требованиям квалификационной характеристики.

В соответствии с приказом министра народного образования Республики Татарстан от 09.12.1992 г. N 34 устанавливается оплата за внеклассную работу по физвоспитанию в школах, школах - интернатах, гимназиях, лицеях и др. образовательных учреждениях, которая зависит от количества классов - комплектов в образовательном учреждении и определяется в процентах от одной месячной ставки учителя:

- до 10 классов - комплектов -

- от 10 до 19 классов - комплектов - 25%

- от 20 до 30 -“- - 50%

учителя в месяц;

- за каждые последующие 10 кл. - комплектов доплачивается по 25% от ставки в месяц;

- в школах - интернатах для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах для детей школьного возраста и детских домах смешанного типа за внеклассную работу по физическому воспитанию оплачивается 50% от ставки в месяц.

Внеклассная работа по физическому воспитанию может ограничиваться нормами времени в соответствии с размерами доплаты (4,5 ч., 9 ч., 18 ч. и т.д.).

В двухсменных школах, где из-за большой нагруженности спортивных залов занятия большинства секций организуются в период времени после 20 ч., внеклассная работа по физическому воспитанию сокращается по нормам времени на 2 ч.

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа ведется преимущественно учителями физкультуры. Однако, к этой оплачиваемой работе, особенно к организации занятий в спортивных объединениях учащихся, можно привлекать учителей других предметов, родителей, тренеров - преподавателей, если это педагогически целесообразно.

При возложении внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся на учителя, оплата за эту работу производится исходя из ставки заработной платы по ЕТС. Если в школе два и более учителя, которые проводят внеклассную работу по физвоспитанию, то доплата распределяется между ними по усмотрению директора школы в зависимости от объема выполняемой работы. При этом один из них назначается ответственным за проведение этой работы, и размер ассигнований для оплаты работы по физическому воспитанию учащихся определяется из его ставки заработной платы.

Доплата за проведение внеклассной работы

по физическому воспитанию учащихся в указанных размерах установлена в целом на учреждение.

Основными документами, которыми оформляется внеклассная работа по физическому воспитанию, являются:

- планы работы, расписания занятий и журналы учета работы спортивных объединений учащихся (секций, клубов, групп ОФП и пр.);

- календарь спортивно-массовых мероприятий на учебный год;

- приказы на значкистов комплекса “Сила, красота, здоровье“, спортсменов - разрядников, общественных инструкторов и судей из числа учащихся.

Контроль за выполнением внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся возлагается на директора школы или его заместителей. Основными критериями оценки работы при этом являются:

- охват учащихся организованными занятиями в спортивных секциях, клубах, группах ОФП и других объединениях;

- проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- проведение массовой работы, соревнований, спортивных мероприятий, Дней здоровья, Дней по видам спорта, школьных спартакиад, туристских походов и др., участие в районных, городских, республиканских физкультурно-спортивных мероприятиях.

Отделам, управлениям народного образования необходимо довести настоящее письмо до сведения директоров школ, гимназий, лицеев, школ - интернатов и других образовательных учреждений.

В связи с изданием настоящего письма считать утратившим силу инструктивно-методические письма Министерства просвещения РСФСР от 17 января 1983 г. N 22-М “О порядке оплаты за внеклассную работу по физическому воспитанию учащихся“ и Министерства просвещения СССР от 3 ноября 1987 г. N 75-М “Об организации внеклассной работы с учащимися общеобразовательных школ, детских домов и условиях оплаты труда за проведение этой работы“ (последнее в части оплаты труда педагогических работников за проведение внеклассной работы по физическому воспитанию).

В соответствии с частью 1 статьи 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

При этом частью 3 статьи 333 ТК РФ установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466, соответствующий нормативный правовой акт самостоятельно принимает Минобрнауки России.

Департамент при регулировании рабочего времени педагогических работников исходит из следующего:

продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) не может быть одинаковой для всех педагогических работников, так как она зависит от занимаемой должности и (или) специальности, а также особенностей их труда;

согласно Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678, в сфере образования используются 40 наименований должностей педагогических работников;

труд педагогических работников как на должностях с различными наименованиями, так и по одноименным должностям может существенно отличаться по сложности и условиям выполнения работы в различных образовательных организациях, с различным контингентом обучающихся и воспитанников.

Приказ N 1601 учитывает все перечисленные особенности.

Как следует из пункта 2 приложения N 1 к приказу N 1601, в зависимости от занимаемой педагогическим работником должности устанавливается либо фиксированная продолжительность рабочего времени, составляющая 36 или 30 часов в неделю, либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющие 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы.

Следовательно, понятие "продолжительность рабочего времени не более 36 часов" не является единой для всех педагогических работников продолжительностью рабочего времени.

Так, продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю определена только для педагогических работников, наименования должностей которых предусмотрены в пункте 2.1 приложения N 1 к приказу N 1601, а продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю - в пункте 2.2 этого приложения. Педагогическим работникам, замещающим, в частности, должности "учитель", "педагог дополнительного образования", а также другие должности педагогических работников, поименованные в пунктах 2.3 - 2.8 приложения N 1 к приказу N 1601, установлена не продолжительность рабочего времени, а нормы часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы.

Согласно пункту 2.8.1 приложения N 1 к приказу N 1601 учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, и другим педагогическим работникам, поименованным в этом пункте, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая является:

нормируемой частью их педагогической работы (далее - норма часов учебной (преподавательской) работы) (пункт 2.8 приложения N 1 к приказу N 1601);

расчетной величиной для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (пункт 3 примечаний к приложению N 1 к приказу N 1601).

Определение для педагогических работников, поименованных в пункте 2.8.1 приложения N 1 к приказу N 1601, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы как нормируемой части их педагогической работы, означает, что обязанности этих работников не ограничиваются только выполнением учебной (преподавательской) работы.

Другая часть педагогической работы педагогических работников, указанных в этом пункте, регулируется пунктом 2.3 Положения приказа N 69, предусматривающим, что должностные обязанности учителей помимо выполнения учебной нагрузки могут быть связаны с выполнением работ по подготовке к занятиям, с участием в деятельности педагогических и иных советов, методических объединений, в других формах методической работы, с осуществлением связи с родителями, с проведением родительских собраний и т.п.

Кроме того, педагогические работники с их согласия могут выполнять дополнительную педагогическую работу на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, заведование учебными кабинетами, учебно-опытными участками, проверка письменных работ и др.).

По своему характеру выполнение большей части перечисленной работы осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа не может иметь конкретных норм времени, а регулируется соответствующими планами и графиками работ, как это предусматривается Положением приказа N 69.

Из перечисленного следует, что дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п. (пункт 2.4 Положения приказа N 69).

Исходя из этого, согласно пункту 2.2 Положения приказа N 69 рабочее время учителей может быть конкретизировано по времени (то есть в часах, в минутах) только в части проводимых уроков и других учебных занятий, не превышающих 45 минут, коротких перерывов (перемен), а также согласно пункту 2.3 в части периодических кратковременных дежурств в образовательной организации в период образовательного процесса, к которым педагогические работники привлекаются в дни проведения ими уроков и учебных занятий не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия.

Оснований для нормирования локальными актами образовательных организаций в часах (минутах) времени выполнения иных обязанностей учителей не имеется, в связи с чем подобные действия работодателей не могут быть признанными правомерными. Кроме того, работодатель не вправе возложить на педагогического работника без его согласия обязанности, не предусмотренные квалификационной характеристикой по занимаемой им должности.

Таким образом, нормируемой частью учебной (преподавательской) работы) для педагогических работников, предусмотренных пунктом 2.8.1 приложения N 1 к приказу N 1601, является фактический объем учебной (преподавательской) работы) каждого педагогического работника, который зависит от различных условий работы: количества часов по учебному плану образовательной организации, количества классов (групп), преподаваемого предмета (дисциплины), режима работы организации в течение дня и в течение недели, укомплектованности персоналом и других обстоятельств.

Исходя из этого, объем учебной (преподавательской) работы) каждого педагогического работника может быть равен норме часов, установленной за ставку заработной платы, может быть с письменного согласия педагогического работника составлять менее или более нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, что пропорционально уменьшает или увеличивает их рабочее время и размер оплаты труда по сравнению с нормой часов и размером ставки заработной платы.

Таким образом, если учитель проводит, к примеру, 9, 18, 27 или более учебных занятий в неделю, то нормируемая часть его рабочего времени будет составлять соответственно 9, 18, 27 или более часов в неделю. В трудовой договор педагогического работника вносится фактически установленный объем учебной нагрузки (педагогической работы), изменение которого регулируется в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 1.5 - 1.7 приложения N 2 к приказу N 1061.

Установление учителю или педагогу дополнительного образования продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, то есть сверх фактического объема учебной нагрузки (педагогической работы), являющегося нормируемой частью их рабочего времени, является неправомерным.

Неправомерно также без учета нормативных правовых актов, принятых в целях реализации статьи 333 ТК РФ, а также иных федеральных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, включая приказ N 1601, применять часть 6 статьи 47 Закона N 273, возлагая на любого педагогического работника все перечисленные в этой части статьи 47 обязанности без учета занимаемой им должности, а также устанавливая какие-либо соотношения учебной нагрузки педагогических работников, определенной на учебный год, и другой деятельности.

Следует учесть, что согласно пункту 6.5 приложения N 2 к приказу N 1601 положение об установлении на учебный год соотношения учебной нагрузки педагогических работников и другой деятельности может распространяться только на педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу (далее - ППС), учитывая, что только для указанного преподавательского состава установлена фиксированная 36-часовая рабочая неделя, в пределах которой дифференцированно - в зависимости от конкретного наименования должности ППС - должно устанавливаться соотношение учебной нагрузки и другой работы в порядке, определенном разделом VI приложения N 2 к приказу N 1601, Для преподавателей из числа ППС установление такого соотношения имеет существенное значение, так как, в отличие от учителей, они получают должностной оклад, не изменяющийся в зависимости от большего или меньшего объема учебной нагрузки.

В случаях нарушения порядка регулирования рабочего времени педагогические работники, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, вправе в целях защиты своих социально-трудовых прав и интересов обращаться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в федеральную инспекцию труда.

Преснухина Любовь Борисовна

Внеклассная работа представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время.

Задачи внеклассной работы:

  • содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;
  • содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
  • углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;
  • воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;
  • организовывать здоровый отдых учащихся;
  • прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Содержание внеклассной работы

Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Создана система внеурочной деятельности по физическому воспитанию, которая включает в себя различные формы работы. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.

Выделяют два вида внеклассных занятий:

Систематические занятия – занятия в кружках физической культуры, занятия по видам спорта в секциях, занятия в группах общей физической подготовки.

Эпизодические занятия – ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, прогулки, экскурсии, спортивные праздники.

Внеклассная работа имеет специфические организационно-методические особенности:

· Внеклассная работа строится на добровольных началах;

· Содержание и формы организации занятий определяются с учетом интересов большинства учащихся;

· Внеклассная работа строится на основе активности школьников при постоянном контроле их деятельности со стороны администрации, учителей физической культуры, педагогов школы.

Внеклассная работа призвана решать следующие задачи:

· Вовлечение в систематические занятия физическими упражнениями как можно большего количества школьников;

· Расширение и совершенствование знаний, умений, навыков, физических качеств, приобретенных на уроках физической культуры;

· Формирование умений и привычки самостоятельно использовать доступные средства физической культуры в повседневной жизни;

· Выбор спортивной специализации;

· Подготовка актива школы.

Формы организации работы.

Кружки физической культуры организуются для учащихся начальных классов.

Учебно-тренировочная работа кружка направлена на решение следующих задач:

· Активизацию двигательного режима младших школьников;

· Расширение круга занятий по физической культуре;

· Овладение новыми двигательными умениями и навыками, полученными учащимися на уроках физической культуры;

· Формирование интереса к занятиям физической культурой.

Основой содержания занятий является программа по физическому воспитанию, но основное место отводится подвижным играм. В состав одного кружка привлекаются не более 25 учащихся. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю продолжительностью 40-60 минут в 1-2 классах и 60-90 минут в 3-4 классах.

В каждом кружке учащиеся распределяются на группы по уровню их физического развития и подготовленности.

Секции общей физической подготовки создаются для желающих улучшить свою физическую подготовленность. Группы формируются по 20-25 человек в соответствии с возрастом, полом, уровнем физической подготовленности. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45-60 минут.

Спортивные секции создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта.

В процессе тренировочных занятий решаются следующие задачи:

· Приобщение наиболее подготовленных школьников к систематическим занятиям спортом;

· Содействие совершенствованию учащихся в избранном виде спорта;

· Подготовка школьников к участию в соревнованиях за команду школы;

· Подготовка к инструкторской работе и судейству.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 60-90 минут, в форме урока и самостоятельной тренировки по заданию тренера.

В секцию принимаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям.

Массовые физкультурные и спортивные мероприятия.

К массовым внутришкольным физкультурным и спортивным мероприятиям относят дни здоровья и спорта, физкультурные праздники и разнообразные спортивные соревнования, которые занимают особое место во внеклассной работе по физической культуре.

В общеобразовательной школе различают соревнования внутри класса или секции, между классами.

По характеру зачета соревнования могут быть личными, командными и лично-командными.

Физкультурные праздники являются действенным средством пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся. Праздник должен демонстрировать достижения школьного коллектива физической культуры и подводить итоги его работы за определенный период времени.

Программу практики составляют следующие мероприятия:

· Открытие праздника (парад участников, торжественная часть);

· Показательные физкультурные и спортивные выступления;

· Массовые спортивные соревнования;

· Массовые игры, спортивные развлечения;

· Завершение праздника (награждение победителей, торжественное закрытие).

Дни здоровья и спорта в школах должны решать следующие основные задачи:

· Укрепление здоровья и улучшение физического развития учащихся;

· Повышение интереса детей к занятиям физической культурой;

· Активный отдых учащихся.

Особенности проведения дней здоровья:

Главным критерием дней здоровья и спорта является их массовость.

По продолжительности они не должны превышать трех часов для 1-4 классов, четырех часов для учащихся 5-9 классов, пяти часов для учащихся 10-11 классов.

Проведение дней здоровья требует совместных усилий всего педагогического коллектива.

Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:

  • тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);
  • доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
  • преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;
  • привлечение родителей и шефов к материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами;
  • четкое руководство со стороны администрации и учителей деятельностью школьного коллектива физической культуры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Внеклассная работа по физической культуре - основа здорового образа жизни"

Главная цель внеклассной работы– организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.

Предлагаю подборку всевозможных названий команд, девизов и эмблем для организации и проведения спортивных праздников, спортландий, весёлых стартов, эстафет. и др. В помощь не только учителям физическо.

Каждый человек при рождении получает замечательный подарок- здоровье. Оно как волшебная палочка, помогает выполнять самые заветные желания.

Основные мероприятия, проводимые в соответствии с планом воспитательной работы по физической культуре в МБОУ "Усть-Удинская СОШ №2" и с участием учащихся школы.

Как организовать работу спортивных секций в школе.

Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научн.


"Физическое здоровье школьников в условиях урочной и внеклассной работы по физической культуре" Выступление на родительском собрании

физическое здоровье школьников в условиях урочной и внеклассной работы по физической культуре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассная спортивно-массовая работа в общеобразовательной школе является одним из главных звеньев физического воспитания.

Внеклассная спортивно-массовая и оздоровительная работа строится на основе широкой самодеятельности учащихся при умелом педагогическом руководстве директора школы, заместителя директора по УВР, организатора внеклассной работы, коллектива учителей, врача школы и направлена прежде всего на максимальное использование средств физической культуры и спорта в воспитательных целях. Она строится под руководством учителей физического воспитания при активном участии всего педагогического коллектива и самих школьников.

Функции работников школы по обеспечению педагогического руководства внеклассной работой по физическому воспитанию заключаются в следующем:

Заместитель директора по УВР

– координирует мероприятия по физическому воспитанию во внеурочное время.

- помогает совету коллектива физической культуры в организации массовой спортивно-оздоровительной работы.

- предусматривает в планах внеклассной работы в школе мероприятия по физическому воспитанию.

- содействует укреплению материально-технической базы школы.

Организатор по внеклассной работе (учитель физической культуры)

- осуществляет непосредственное организационное и методическое руководство внеклассной работой по физическому воспитанию в тесном контакте с организатором внеклассной и внешкольной работы.

- организует совет коллектива физической культуры.

- направляет деятельность совета коллектива физической культуры школы и организует повседневную помощь в ее работе.

- организация спортивного клуба на базе действующего коллектива физической культуры.

- организует работу спортивных тренировочных занятий сборных команд по различным видам спорта, привлекает для этого общественно физкультурный актив школы, учителей других предметов, родителей, физкультурный актив микрорайона.

- обеспечивает подготовку физкультурного актива юных инструкторов по спорту, юных судей по спорту, физоргов класса.

- организует методическую помощь учителям начальных классов и классным руководителям по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в классе.

- планирует совместно с организатора внеклассной и внешкольной работы общешкольные физикультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия (дни здоровья, физкультурные праздники и вечера).

- помогает совету коллектива физической культуры в организации массовой спортивно-оздоровительной работы и привлекает к ней в порядке шефской помощи спонсоров.

- предусматривает в планах внеклассной работы в школе мероприятия по физическому воспитанию.

Классный руководитель

- содействует активному участию школьников в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

- следит за соблюдением учащимися санитарно-гигиенических требований.

- организует привлечение учащихся к спортивным мероприятиям

- помогает физоргам планировать и проводить физкультурные мероприятия, тренировки спортивных команд класса, для подготовки к соревнованиям.

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа проводится во внеурочное время (за исключением физкультурных праздников) и включают мероприятия на улучшение здоровья и физического развития учащихся.

Основными формами физкультурно-оздоровительной работы являются:

физкультурные праздники – проводятся как правило один раз в четверть.

создание коллектива физической культуры.

массовые спортивные соревнования и мероприятия по различным видам спорта, согласно утвержденного положения (коллектив физической культуры).

проведение внутришкольных соревнований по видам, которые входят в спартакиаду школьников согласно календарному плану спортивно-массовых мероприятий в течении учебного года ( 1 этап – школьный этап).

проведение спартакиады школьников среди 3-4 классов, 5-6 классов, 7-8 классов,

подготовка юных судей по различным видам спорта, для осуществления судейства на внутришкольных соревнованиях.

подготовка к сдаче норм ГТО.

составление календарного плана внутришкольных соревнований утвержденного директором школы на учебный год.

подготовка сборных команд из лучших спортсменов школы для участия в районных и городских соревнованиях.

Организационные вопросы

В период с 1981 по 1989 год необходимость оплаты такой работы всегда был под контролем государственных органов власти. Например, в Постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от 11.09.1981 N 890 "О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта". Министерству финансов СССР было поручено с 1982 года выделять средства на оплату внеклассной работы по физической культуре в общеобразовательных школах с 30 и более классами в размере полной ставки учителя, а также предусматривать постепенное увеличение норм расходов на физическое воспитание учащейся молодежи. Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР 3.09.82 N 59-М "О порядке оплаты за внеклассную работу по физическому воспитанию учащихся", в соответствии с которым такая работа оплачивалась, утратило силу в 1991 году. В период с 1991г. по 2016 г. на федеральном уровне такой норматив не определен. Данный вопрос находится в компетенции органов власти и регулируется локальными актами образовательного учреждения.

При возложении внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся на учителя, оплата за эту работу производится исходя из ставки заработной платы по ЕТС. Если в школе два и более учителя, которые проводят внеклассную работу по физическому воспитанию, доплата распределяется между ними по усмотрению директора школы в зависимости от объема выполняемой работы. При этом один из них назначается ответственным за проведение этой работы, и размер ассигнований для оплаты работы по физическому воспитанию учащихся определяется из его ставки заработной платы.

Оплата за внеклассную работу по физическому воспитанию в школах, образовательных учреждениях, зависит от количества классов - комплектов в образовательном учреждении и определяется в процентах от одной месячной ставки учителя:

- от 1 до 10 классов - комплектов - 10%

- от 10 до 19 классов - комплектов - 25%

- от 20 до 30 классов - комплектов - 50%

- от 30 до 39 классов - комплектов - 100% от ставки.

Основными документами внеклассная работа по физическому воспитанию, являются:

- календарь спортивно-массовых мероприятий на учебный год.

- помощь в подготовке и организации сдачи комплекса "ГТО", спортсменов - разрядников, общественных инструкторов и судей из числа учащихся.

- положения и протоколы спортивно-массовых мероприятий.

- отчет работы коллектива физического воспитания.

Контроль за выполнением спортивно-массовой и оздоровительной работы по физическому воспитанию учащихся возлагается на директора школы или его заместителей.

Основным критериям оценки работы при этом являются:

- охват учащихся организованными занятиями в спортивных секциях, клубах, группах ОФП и других объединениях.

- проведение физикультурно-оздоровительных мероприятий.

- проведение массовой работы, соревнований, спортивных мероприятий, Дней здоровья, Дней по видам спорта, школьных спартакиад, туристских походов и др., проводимых внутри школы.

Учитель физической культуры в 5 — 9 классах сельской девятилетней школы имеет нагрузку 5,5 часа. Кроме того, на него возложены обязанности по организации внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся.

В каком размере ему должна начисляться зарплата: в соответствии с нагрузкой или в размере полной ставки согласно п. 75 Инструкции № 102?

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV (далее — Закон № 651) педагогическая нагрузка учителя включает 18 учебных часов в течение учебной недели, которые составляют тарифную ставку. Распределение педагогической нагрузки в общеобразовательном учебном заведении осуществляется его руководителем и утверждается соответствующим органом управления образования.

Педагогическая нагрузка учителя общеобразовательного учебного заведения независимо от подчиненности, типа и формы собственности объемом менее тарифной ставки устанавливается только с его согласия (ч. 2 ст. 25 Закона № 651).

Однако в некоторых случаях, особенно в сельских и малокомплектных школах, руководитель заведения по не зависящим от него причинам не имеет возможности установить учителям достаточное количество учебных часов, соответственно педагогическая нагрузка учителя составляет менее 18 учебных часов в течение учебной недели и работник получает заработную плату меньше тарифной ставки.

Основным нормативным документом, которым устанавливаются и регулируются условия оплаты труда педагогических работников учебных заведений, является Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102).

В соответствии с п. 63 этой Инструкции оплата труда педагогических работников учреждений и заведений образования осуществляется исходя из установленных ставок заработной платы (должностных окладов) с учетом повышений, фактического объема педагогической работы, доплат и надбавок.

Однако согласно п. 75 Инструкции № 102 в сельских девятилетних школах, в которых нет необходимого количества учебных часов по физической культуре, во 2 — 4 классах для установления полной ставки заработной платы вводится должность учителя физической культуры с возложением на него обязанностей по организации внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся.

Указанным учителям физической культуры выплачивается полная ставка заработной платы. В том случае, когда эти учителя проводят уроки и по другим учебным предметам, им дополнительно оплачивается педагогическая работа за все часы занятий по этим предметам, независимо от объема педагогической нагрузки по физической культуре.

При этом полная ставка заработной платы учителю физкультуры должна выплачиваться только при следующих условиях:

1. Во 2 — 4 классах уроки физкультуры переданы учителю физкультуры. При этом учителям начальных классов, которым по не зависящим от них причинам не может быть обеспечена полная недельная нагрузка, заработная плата будет выплачиваться в размере не ниже месячной ставки (п.п. 74, 75 Инструкции № 102).

2. Все часы занятий по физической культуре проводит один учитель (кроме занятий в первых классах), должность учителя физкультуры занимает один работник.

3. На учителя физической культуры возложены обязанности по организации внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся.

Если одно из условий не выполняется, учителю производится оплата исходя из фактического объема педагогической нагрузки и за проведение внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся осуществляется доплата в соответствии с п. 45 Инструкции № 102 в следующих размерах:

— при количестве классов (классов-комплектов) от 10 до 19 — 10 % должностного оклада (ставки заработной платы);

— от 20 до 29 классов — 20 % должностного оклада (ставки заработной платы);

— от 30 классов и более — 30 — 40 % должностного оклада (ставки заработной платы).

Читайте также: