Как получить разрешение на дноуглубительные работы

Опубликовано: 17.09.2024

Об утверждении Правил использования донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, в целях создания морского порта, расширения территории морского порта, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, а также объектов капитального строительства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 сентября 2020 г. № 1543

МОСКВА

Об утверждении Правил использования донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, в целях создания морского порта, расширения территории морского порта, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, а также объектов капитального строительства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта

В соответствии со статьей 61 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила использования донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, в целях создания морского порта, расширения территории морского порта, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, а также объектов капитального строительства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 24 сентября 2020 г. № 1543

ПРАВИЛАиспользования донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, в целях создания морского порта, расширения территории морского порта, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, а также объектов капитального строительства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта

1. Настоящие Правила устанавливают порядок использования донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации (далее соответственно - дноуглубительные работы, донный грунт), в целях создания морского порта, расширения территории морского порта, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, а также объектов капитального строительства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (далее - строительство и реконструкция объекта).

Использование донного грунта при создании во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации искусственных земельных участков осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. № 1393 "Об утверждении Правил распоряжения грунтом, извлеченным при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, при создании в них отдельных объектов".

2. Донным грунтом вправе распоряжаться федеральный орган исполнительной власти, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение или концессионер, являющиеся заказчиками проведения дноуглубительных работ (далее - заказчик).

3. Заказчик размещает информацию о сроках начала разработки документов и (или) документации, обосновывающих проведение дноуглубительных работ (далее - документация на проведение дноуглубительных работ), не менее чем за 4 месяца до планируемого срока начала разработки такой документации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

В случае планирования использования донного грунта для собственных целей при создании морского порта, расширении территории морского порта, строительстве и реконструкции объекта заказчик не размещает информацию о сроках начала разработки документации на проведение дноуглубительных работ на своем официальном сайте в сети "Интернет".

4. Лица, которые желают использовать донный грунт при создании морского порта, расширении территории морского порта, строительстве и реконструкции объекта (далее - заявитель), направляют заказчику заявление о намерении заключить договор поставки донного грунта (далее - заявление) не позднее чем за 2 месяца до планируемого срока начала разработки документации на проведение дноуглубительных работ.

5. Заявление составляется в свободной форме и содержит:

а) следующую информацию о заявителе:

фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность заявителя, - для физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя, для которого также указываются данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о нем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей);

наименование, место нахождения заявителя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

наименование, место нахождения заявителя - для иностранного заявителя;

б) сведения о планируемом использовании донного грунта при создании морского порта, расширении территории морского порта, строительстве и реконструкции объекта (географические координаты места размещения создаваемого (реконструируемого объекта), назначение такого объекта, расстояние от береговой линии);

в) сведения о планируемом объеме и характеристиках донного грунта, использование которого необходимо при создании морского порта, расширении территории морского порта, строительстве и реконструкции объекта;

г) сроки начала и окончания работ по созданию морского порта, расширению территории морского порта, строительству и реконструкции объекта;

д) период, в течение которого планируется доставка донного грунта, использование которого необходимо при создании морского порта, расширении территории морского порта, строительстве и реконструкции объекта.

6. Документация на проведение дноуглубительных работ разрабатывается заказчиком. Проектная документация объекта капитального строительства, создание которого планируется с использованием донного грунта при создании морского порта, расширении территории морского порта, строительстве и реконструкции объекта (далее - проектная документация), разрабатывается заявителем с учетом планируемого использования донного грунта при создании такого объекта капитального строительства.

В случае создания объекта капитального строительства при создании морского порта, расширении территории морского порта, строительстве и реконструкции объекта заказчиком документация на проведение дноуглубительных работ и проектная документация разрабатываются заказчиком одновременно или разрабатывается единая проектная документация, включающая создание такого объекта и проведение дноуглубительных работ.

7. На основании полученных заказчиком результатов инженерных изысканий и основанных на них данных об объемах и о характеристиках донного грунта заказчик осуществляет отбор заявлений и принимает решение о заключении предварительного договора поставки донного грунта (далее - предварительный договор) или об отказе в заключении предварительного договора или о проведении закрытого аукциона. Информация о поступивших заявлениях, ходе рассмотрения заявлений и принятии соответствующего решения размещается заказчиком на своем сайте в сети "Интернет".

8. После отбора заявлений на основании полученных заказчиком результатов инженерных изысканий и основанных на них данных об объеме и о характеристиках донного грунта, но не позднее передачи проектной документации на государственную экологическую экспертизу заказчик заключает с заявителем предварительный договор в соответствии со статьей 429 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В предварительном договоре определяются предварительные объем, характеристики, цена, срок, место поставки и способ доставки донного грунта, а также срок, в который заказчик и заявитель обязуются заключить договор поставки донного грунта (далее - договор поставки). Указанные условия предварительного договора, за исключением случаев определения цены при проведении закрытого аукциона, могут быть изменены при заключении договора поставки по результатам полученного заключения государственной экспертизы.

9. В случае возникновения необходимости корректировки документации на проведение дноуглубительных работ по инициативе заявителя обязательным условием предварительного договора является компенсация заявителем затрат заказчика на корректировку этой документации.

10. Преимущественное право на заключение предварительного договора имеет заявитель, являющийся федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным унитарным предприятием, федеральным государственным учреждением или концессионером.

При наличии нескольких заявителей, указанных в абзаце первом настоящего пункта, преимущественное право на заключение предварительного договора имеет заявитель, осуществляющий создание объекта капитального строительства при создании морского порта, расширении территории морского порта, строительстве и реконструкции объекта на основании единой с заказчиком документации на проведение дноуглубительных работ и (или) смежного объекта.

В случае если после заключения предварительного договора между заказчиком и заявителем, указанными в абзаце втором настоящего пункта, объема донного грунта достаточно для удовлетворения потребностей других заявителей, указанных в абзаце первом настоящего пункта, предварительный договор с этими заявителями заключается в порядке очередности поступления заявлений.

В случае если после заключения предварительного договора с заявителем, указанным в абзаце первом настоящего пункта, объема донного грунта достаточно для удовлетворения потребностей другого заявителя, с этим заявителем также заключается предварительный договор.

11. При наличии нескольких заявителей, отобранных в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, за исключением заявителей, указанных в абзаце первом пункта 10 настоящих Правил, предварительный договор заключается с одним из заявителей, признанным победителем по результатам проведенного заказчиком закрытого аукциона, или с заявителем, указанным в подпункте "а" пункта 13 настоящих Правил, или заявителями, указанными в подпункте "б" пункта 13 настоящих Правил.

12. Закрытый аукцион проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Порядок проведения закрытого аукциона определяется Министерством транспорта Российской Федерации.

Начальная цена продажи донного грунта на закрытом аукционе определяется в размере, равном стоимости работ по разработке 1 куб. м донного грунта и его подъему при помощи специализированного судна со дна водного объекта на это или иное судно, осуществляемым при проведении дноуглубительных работ на основании документации на проведение дноуглубительных работ.

13. Закрытый аукцион не проводится в следующих случаях:

а) если заявитель осуществляет создание объекта при создании морского порта, расширении территории морского порта, строительстве и реконструкции объекта на основании единой с заказчиком документации и (или) смежного объекта;

б) если объема донного грунта достаточно для удовлетворения потребностей по заявлениям всех заявителей, отобранных в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, за исключением заявителей, указанных в абзаце первом пункта 10 настоящих Правил, обратившихся к заказчику.

14. Задание на разработку проектной документации, а также проектная документация согласовываются с заказчиком в части объема и способа использования донного грунта.

15. Договор поставки заключается между заказчиком и заявителем после утверждения или корректировки документации на проведение дноуглубительных работ, а также после утверждения проектной документации, но не позднее даты заключения между заказчиком и подрядчиком заказчика договора о проведении дноуглубительных работ.

16. Для заключения договора поставки заявитель обязан предоставить заказчику копию разрешения на строительство объекта.

17. В случае если заказчиком выступают федеральный орган исполнительной власти или организация, информационный обмен между которыми осуществляется с помощью единой системы межведомственного электронного взаимодействия, или если заявитель не представил документ, указанный в пункте 16 настоящих Правил, этот документ запрашивается в соответствующих государственных органах в течение 2 рабочих дней со дня поступления заявления посредством направления межведомственного запроса в электронной форме.

18. Поставка донного грунта при создании объекта капитального строительства в целях создания морского порта, расширения территории морского порта, строительства и реконструкции объекта осуществляется на основании договора поставки в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

19. Стоимость использованного при создании объекта капитального строительства при создании морского порта, расширении территории морского порта, строительстве и реконструкции объекта донного грунта на основании договора поставки подлежит оплате заявителем в соответствии с договором поставки.

В случае создания объекта капитального строительства при создании морского порта, расширении территории морского порта, строительстве и реконструкции объекта за счет средств федерального бюджета, за счет собственных средств федерального государственного унитарного предприятия или за счет собственных средств федерального государственного учреждения или в случае создания объекта при создании морского порта, расширении территории морского порта, строительстве и реконструкции концессионером стоимость использованного при таком создании объекта донного грунта оплате не подлежит.

Средства, вырученные заказчиком от реализации донного грунта в размере стоимости донного грунта, определенной в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил, подлежат зачислению в установленном порядке в доход федерального бюджета.

Услуги по доставке и иные услуги, оказываемые заявителю по договору поставки, за исключением стоимости донного грунта, оплачиваются заказчику.

20. Стоимость донного грунта определяется в размере, равном стоимости разработки донного грунта и его подъема при помощи специализированного судна со дна водного объекта на это или иное судно, рассчитанной пропорционально объему донного грунта, поставленного заявителю по договору поставки в соответствии с проектной документацией.

В случае проведения закрытого аукциона стоимость донного грунта рассчитывается как произведение цены, определенной по результатам закрытого аукциона, на объем донного грунта, поставленного заявителю по договору поставки в соответствии с проектной документацией.

21. В случае отсутствия заявлений или намерения у заказчика использовать донный грунт при создании морского порта, расширении территории морского порта, строительстве и реконструкции объекта не в полном объеме донный грунт (оставшаяся его часть) может быть использован в соответствии с Правилами распоряжения грунтом, извлеченным при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, при создании в них отдельных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. № 1393 "Об утверждении Правил распоряжения грунтом, извлеченным при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, при создании в них отдельных объектов", либо подлежит захоронению заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уважаемый читатель, в настоящей статье мы рассмотрим на основании каких документов производятся работы на водном объекте. Виды производимых работ могут быть связаны с прокладкой автомобильной дороги, нефтепровода газопровода, строительства причала, проведения дноуглубительных работ, строительство на воде, строительство под водой, строительство новых водных объектов.

Решение на пользование водным объектом перечень документов

Основными документами, необходимыми для проведения указанных работ будут являться:

  • решение о предоставлении водного объекта в пользование;
  • документ, подтверждающий возмещение вреда биоресурсам, нанесенный при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • государственная экологическая экспертиза проектной документации ( при необходимости), Государственная экспертиза.

Предоставляем услуги юриста по водопользованию Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование

Как известно при проведении каких-либо работ на земельном участке, например, при строительстве газопровода, на период строительства участок оформляется в аренду. Проведение работ на водном объекте также осуществляется с оформлением права пользования таким водоёмом на период строительства. Одним из таких видов строительства можно назвать строительство домов и зданий на воде.

Основным документом, подтверждающим право пользования водным объектом на период проведения работ будет являться решение о предоставлении водного объекта в пользование. Оформление такого решения осуществляется либо в Федеральном органе исполнительной власти территориальном органе Федерального агентства водных ресурсов, либо в региональном органе исполнительной власти, которому предоставлены полномочия на распоряжение водными объектами.

Ключевым моментом при принятии положительного решения о возможности проведения работ на водном объекте будут правильно собранный пакет необходимых документов. Ниже приводим перечень документов получения решения, исходя из практики Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

  • заявление по форме, установленной подзаконным актом –Приказом Минприроды;
  • пакет учредительных документов с подтверждением полномочий (в том числе уставы, листы записи, решения о назначении и т.д.);
  • порядок ведения наблюдений, в форме программы наблюдений, оформляемой на период работ;
  • проектная документация, желательно в форме проекта организации работ.

Например проектная документация на строительство искусственного водного объекта:

  • графическая часть, отражающая объекты водопользования и пояснительная записка к указанным материалам;
  • письмо из Бассейновых органов с основными данными о водном объекте;
  • план-Программа по проведению природоохранных мероприятий;
  • договор на отбор проб с экологической лабораторией;
  • план (графическая схема) с географическими координатами места водопользования в системе координат СК-42 или WGS-84.

В зависимости от целей водопользования могут предоставляться дополнительные документы, например, для строительства причалов, также должны быть предоставлены документы, подтверждающие право пользования земельным участком, прилегающим к водному объекту.

В то же время для строительство моста в воде такие документы могут и не понадобиться.

В случае, если водопользование планируется на водном объекте, используемому для судоходства помимо указанных выше документов предварительно рекомендуется запросить согласование в Администрации водных путей.

Избежать проблем с неправильным оформлением документов поможет заказ Услуги по водопользованию у нашего юриста. Цена на получение решения на водный объект будет зависеть от сложности производимых работы, но в любом случае составит не менее 100 т.р.

В то же стоит помнить, что на период водопользования нужно будет вести наблюдения за водным объектом.

Строительство на воде, документы на решение

Расчет вреда биоресурсам

Помимо того, что мы Вам рассказали как получить разрешение на пользование водным объектом, есть еще очень интересная информация по вопросу согласования некоторых моментов водопользования.

Для того чтобы произвести возмещение вреда в обязательном порядке должен быть выполнен обоснованный расчет по принятой законодательством методике. Такой расчет выполняют специализированные организации, в частности такой организацией является ГОСНИОРХ. Для расчета обязательно понадобится проект производства работ, из соответствующих разделов которого будет понятно, какое воздействие будет оказываться на водный объект. Отсутствие обоснованного расчета и добровольного возмещения вреда может привести к административному штрафу, а также взысканию причинённого ущерба биоресурсам в пользу Российской Федерации.

После расчета вреда необходимо добровольно его возместить и по согласованию с органом Росрыболоства начать производить работы на водном объекте.

Особенно опасно проводить работы без согласования в период нереста рыб, в этом случае размер возмещения вреда может исчисляться миллионами рублей.

Стоит отметить. Решение на проведение различных работ в акватории , как правило предполагает расчет вреда биоресурсам.

Строительство на воде, документы на решение

Проведение экспертизы

В случаях предусмотренных Градостроительным кодексом РФ понадобится провести государственную или негосударственную экспертизу проектной документации. В некоторых случаях Градостроительный кодекс специально предусматривает, отсутствие необходимости проведения каких либо экспертиз, как например в случае если площадь возводимого на водном объекте капитального строительства будет менее 1500. В любом случае, если разрешение на строительство получать не нужно , то в проведении экспертизы нет необходимости.

Разрешение на капитальное строительство на водном объекте

Вопрос получения разрешения на строительство объекта, который будет возводиться на водном объекте является спорным, поскольку при получении разрешения на строительство необходимо предоставлять градостроительный план земельного участка.

Обращаем внимание!! Пользование водным объектом без решения и других надлежащих документов может привести к серьезным административным штрафам, а также взысканиям гражданско-правового характера с стороны государства.

Такой план выдается органом местного самоуправления собственнику земельного участка, но не пользователю водного объекта. Кроме того на законных основаниях сформировать на водном объекте земельный участок без его перевода из категории земель водного фонда в другую категорию не получится.

Строительство на воде, документы на решение

В любом случае при строительстве капитальных причалов перед получением решения о предоставлении водного объекта в пользование рекомендуется делать хотя бы негосударственную строительную экспертизу.

Дополнительно стоит отметить, что в случае, если работы на водном объекте будут проводиться в границах особо охраняемых природных территорий, то необходимо будет провести государственную экологическую экспертизу.

Разрешение на строительство водного объекта

Наиболее частой причиной изменения границ водного объекта является необходимость получения прямого доступа плавательных средств с земельного участка к водотоку или водоему на котором осуществился судоходство. В этом случае, как правило осуществляется строительство прорана, которое происходит также с учетом ряда особенностей.

Во-первых для проведения указанных работ необходимо произвести получение решения на пользование водным объектом и расчет вреда биоресурсам с учетом всех требований, изложенных выше. Пакет документов для предоставления водных объектов на основании решения следует готовить только после согласования работы с транспортными органами водных путей.

Администрациям водных путей водотоки предоставляются в бессрочное водопользование и поэтому именно они решают вопросы изменения границ таких водных объектов.

Также следует обратить внимание на следующий факт, как только у вас на участке появляется водный объект у которого есть связь с рекой, каналом и т.д., он становится федеральной собственностью. И чтобы в дальнейшем не возникло проблем с его использованием нужно оформить договор водопользования. В этом случае оформление договоров и решений на водопользование.

Чтобы избежать проблем с оформлением указанных в настоящей статье работ рекомендуем заказать в нашей компании Услуги на получение решения на водный объект.

Наши специалисты готовят и согласовывают полный пакет для получение решения о предоставлении водного объекта в пользование в Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область и других регионах страны.

Как известно, право на пользование недрами нужно заслужить – получить специальное разрешение (лицензию). А что будет, если добыча полезных ископаемых осуществляется в отсутствие нужной лицензии? Другими словами, выясним, какие меры ответственности могут быть применены к лицу, производящему безлицензионную добычу полезных ископаемых. Кроме того, определимся, являются ли такие ископаемые объектом обложения НДПИ.

Общие требования

  • иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами;
  • привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих данные разрешения (лицензии).

Таким образом, осуществление добычи полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии – это нарушение требований Закона о недрах. Статьей 49 названного закона предусмотрено: лица, виновные в нарушении законодательства РФ о недрах, несут административную и уголовную ответственность в установленном порядке. Привлечение к обозначенной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный данными лицами вред.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых при отсутствии документа, удостоверяющего право пользования участком недр (лицензии), является нарушением законодательства РФ о недрах, что влечет применение установленных мер ответственности.

Исключение из общего правила

  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.

Ключевой момент

Действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии при соблюдении определенных условий.

Привлечение к административной ответственности

Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.

Реквизиты постановления

Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).

Реквизиты постановления

Реквизиты постановления

Ключевой момент

Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.

Возмещение вреда

  • вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
  • нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D), рассчитывается по формуле:

D = Lз + Cл + Cо, где:

– стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;

Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;

Со – фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.

В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.

Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:

Lз = Nбз x Р, где:

Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;

Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.

Уплата НДПИ

Ключевой момент

При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.

Добыча полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии признается самовольным пользованием недрами, кроме ситуации, когда лицензия не нужна (действует исключение из общего правила). Пользование недрами без лицензии – административно наказуемое деяние, за совершение которого на юридическое лицо накладываются достаточно высокие штрафы (в размере от 800 000 до 1 000 000 руб.). Привлечение нарушителя к административной ответственности не освобождает виновное лицо от еще одной меры ответственности – возмещения государству причиненного вреда, что осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Причем добровольная уплата в бюджет НДПИ при добыче полезных ископаемых без лицензии с 16.07.2013 не считается возмещениеaм нанесенного вреда. Безлицензионное пользование недрами не порождает обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДПИ.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

от 17 октября 2019 года N 636

В соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3169; N 35, ст.5092; 2012, N 28, ст.3908; N 36, ст.4903; N 50, ст.7070; N 52, ст.7507; 2014, N 5, ст.506; 2017, N 44, ст.6523; 2018, N 6, ст.880; N 25, ст.3696, N 36, ст.5623, N 46, ст.7050),

в Министерстве юстиции

1 апреля 2020 года,

регистрационный N 57933

УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования
от 17 октября 2019 года N 636

Административный регламент выдачи разрешений на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации

I. Общие положения

Предмет регулирования регламента

1. Административный регламент выдачи разрешений на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации (далее - Регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации (далее - разрешение).

Круг заявителей

2. Заявителями являются российские юридические или физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), заинтересованные в захоронении донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации (далее - заявитель).

Полномочия представителей, действующих от имени заявителей, подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

3. Информирование о предоставлении государственной услуги осуществляется по письменным обращениям, при личном приеме граждан, по телефону, по электронной почте, посредством размещения информации на официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.rpn.gov.ru (далее - Сайт), с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)": www.gosuslugi.ru (далее - Единый портал).

Рассмотрение письменных обращений граждан осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст.2060; 2010, N 27, ст.3410; N 31, ст.4196; 2012, N 31, ст.4470; 2013, N 19, ст.2307; N 27, ст.3474; 2014, N 48, ст.6638; 2015, N 45, ст.6206; 2017, N 49, ст.7327; 2018, N 53, ст.8454).

При осуществлении устного консультирования должностные лица Росприроднадзора обязаны в соответствии с поступившим запросом предоставлять информацию по следующим вопросам:

о входящих номерах, под которыми зарегистрированы документы, и результатах их рассмотрения;

о нормативных правовых актах, регулирующих предоставление государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта);

о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги;

о сроках предоставления государственной услуги.

Справочная информация размещается на Сайте, в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Федеральный реестр), на Едином портале и информационных стендах, расположенных непосредственно в помещении Росприроднадзора.

К справочной информации относится:

место нахождения и график работы Росприроднадзора;

справочные телефоны структурных подразделений Росприроднадзора;

адрес Сайта, адрес электронной почты Росприроднадзора и (или) формы обратной связи Росприроднадзора.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

4. Выдача разрешений на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации (далее - государственная услуга).

Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу

5. Предоставление государственной услуги осуществляется центральным аппаратом Росприроднадзора по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации в части отсутствия угрозы обороне страны; Федеральным агентством морского и речного транспорта в части отсутствия угрозы безопасности мореплавания; Федеральным агентством по рыболовству в части отсутствия рыбохозяйственных заповедных зон в предполагаемых районах захоронения донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море; Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в части отсутствия угрозы безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути (далее - согласующие органы).

6. Росприроднадзор не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

Описание результата предоставления государственной услуги

7. Результатом предоставления государственной услуги является:

выдача заявителю разрешения;

направление уведомления об отказе в выдаче заявителю разрешения.

Срок предоставления государственной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, срок приостановления предоставления государственной услуги в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации, срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги

8. Срок предоставления государственной услуги:

не должен превышать 8 месяцев со дня регистрации запроса на выдачу разрешения, включая срок проведения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих деятельность по захоронению донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

не должен превышать 30 дней со дня регистрации запроса на выдачу разрешения в случае представления в его составе положительного заключения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих деятельность по захоронению донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и решения о предоставлении водного объекта в пользование в отношении отдельных районов внутренних морских вод и территориального моря, в которых планируется захоронение донного грунта (в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено его наличие).

Указанные сроки подлежат продлению на 30 дней в случае поступления от федеральных органов исполнительной власти и организации, указанных в пункте 5 Регламента, замечаний, касающихся разрешения, и приостановления предоставления государственной услуги.

9. Срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, составляет 3 рабочих дня со дня их регистрации.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги

10. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), размещается на Сайте, в Федеральном реестре и на Едином портале.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления

11. Для предоставления государственной услуги необходимо представить:

запрос на выдачу разрешения на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, оформленный в соответствии с Приложением к Регламенту (далее - запрос);

информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих деятельность по захоронению донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море, с указанием его реквизитов и наименования утвердившего органа исполнительной власти;

информацию о наличии решения о предоставлении водного объекта в пользование в отношении отдельных районов внутренних морских вод и территориального моря, в которых планируется захоронение донного грунта (в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено его наличие), с указанием его реквизитов и наименования выдавшего органа исполнительной власти.

12. Запрос должен содержать:

1) информацию о заявителе (фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность заявителя - физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя, для которого также указываются данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о нем в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей), наименование, место нахождения, фамилию, имя, отчество (при наличии) руководителя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о заявителе - юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц);

2) характеристики донного грунта:

общее количество (в тоннах или других единицах измерения) и средние показатели количества предполагаемого к захоронению донного грунта, например, за один день, одну декаду, один месяц, один год;

состояние, свойства (физические, химические, биохимические и биологические);

загрязненность (количественные и качественные характеристики веществ, содержащихся в донном грунте);

устойчивость, например, физическую, химическую и биологическую;

накопление и биотрансформацию в биологических материалах и осадках;

склонность к взаимодействию в морской среде с другими растворенными в ней органическими и неорганическими веществами;

вероятность эффекта окраски или других изменений, понижающих товарные качества рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов;

географические координаты района извлечения в системе координат СК-42 и WGS-84;

3) характеристики района и метода захоронения донного грунта:

местоположение (географические координаты района захоронения в системе координат СК-42 и WGS-84, глубину и расстояние от берега);

количество захоронений за определенный период, например, за один день, одну неделю, один месяц, один год;

положение по отношению к зонам отдыха, участкам недр внутренних морских вод и территориального моря, районам добычи (вылова) водных биологических ресурсов, рыбохозяйственным заповедным зонам внутренних морских вод и территориального моря;

первоначальное растворение, произведенное с помощью предложенного метода захоронения;

характеристику рассеивания (влияние течений, приливов и ветра на горизонтальное перемещение и вертикальное смешивание);

характеристику воды (температуру, плотность, соленость, стратификацию, кислородные показатели загрязнения, содержание органического и минерального азота, взвесей, питательных веществ, продуктивность);

характеристику дна (топографию, геохимическую и геологическую характеристики осадков, биологическую продуктивность);

наличие и эффекты других захоронений, которые были сделаны в районе захоронения донного грунта (данные о тяжелых металлах и содержании органического углерода);

4) общие условия захоронения донного грунта:

возможное влияние на зоны отдыха (мутность, неприятный запах, обесцвечивание и вспенивание);

возможное влияние на окружающую среду, в том числе на морскую среду, и на осуществление рыболовства;

возможное влияние на другие виды использования моря (ухудшение качества воды для промышленного применения, помехи судоходству или рыболовству вследствие накопления донного грунта на морском дне и проблема защиты районов, имеющих особое значение для научных целей или для целей сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря);

доступность методов захоронения донного грунта на суше;

периоды, в течение которых планируется осуществлять захоронение донного грунта;

вид (тип) транспортных средств, которые предполагается использовать для доставки донного грунта в район его захоронения, метод захоронения донного грунта (загрузка судна в тоннах, способ удаления донного грунта с судна, число этих действий в сутки, скорость удаления донного грунта в тоннах в сутки, объем каждого из этих действий в тоннах);

В статье подробно раскрывается перечень объектов частного (дачный дом, гараж, баня, пристройки к ним) и особого назначения (линейные объекты, газопровод, водопровод, ЛЭП), не требующих получения разрешения на строительство и обзорно раскрывается проблема ответственности за отсутствие разрешения на строительство в остальных случаях

Процесс возведения объекта связан с созданием проектной документации, ее утверждения в государственных органах и местных учреждениях контроля градостроительной деятельности. Должностные лица осуществляют мониторинг соблюдения требований законодательства, соответствия размещения здания плану города или другого населенного пункта. Проверяется цель его создания – общественно-социальные, для личного использования, ведения коммерческой деятельности, служебного или вспомогательного назначения. Самая главная задача, стоящая перед властями, – полное устранение или минимизирование рисков причинения такой постройкой ущерба жизни и здоровью людей. Выдача разрешения на строительства, однако, иногда не обязательна. Об этом знают большинство граждан, застройщиков, индивидуальных предпринимателей или главы организаций. Приводя в пример нормы законодательства, они пытаются апеллировать тем, что на их случай не распространятся требование о получении разрешения. Зачастую это происходит, когда они неоднократно получают отказ в выдаче разрешения на строительства. Действительно ли возможно построить здание без проектной документации и ее согласования и какая ответственность ждет строителей при нарушении положений градостроительных норм?

Случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется

Общий перечень оснований, когда для возведения объекта не нужно получать разрешение, установлен ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Такая возможность возникает:

при строительстве гаража на участке, принадлежащем на праве собственности или находящемуся в его пользовании гражданину, если здание не будет использоваться в коммерческих целях, то есть для извлечения прибыли. К примеру, для организации сервиса для ремонта машин и другой техники.

при обустройстве дачного домика на земле, предусмотренной для садоводчества, а также вспомогательных помещений для ведении подсобного хозяйства – гаражей, стаек для животных, бани, сарая для хранения инструмента, объекта ИЖС (индивидуального жилищного строительства, к примеру, коттедж) и др.

при строительстве отдельных построек вспомогательного назначения – к примеру, вахты на въезде на территорию компании. Функциональное назначение этого помещения тесно связано с обслуживанием основного здания. Строение неразрывно связано с землей, т.е. его перенос на другой участок без причинения ущерба конструкциям невозможен.

при реконструкции объектов капитального фонда, перепланировка, другие изменения плана расположения помещений здания.

при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, сооружений коммерческого назначения, к примеру, заводов или фабрик.

при согласовании размещения буровых скважин и осуществлении их сервисного обслуживания. Порядок проведения работ в этом случае регламентируется законом о разработке месторождений полезных ископаемых и ином использовании земельных участков для изыскания недр.

при установке на участке переносной конструкции – железного гаража, киоска, пункта охраны и др.

в иных случаях, установленных законом как специальные, когда осуществление строительства без разрешения не может признаваться незаконным.

Пример и судебной практики по делу N А26-10116/2010. Администрация города подала заявления на компанию о привлечении к ответственности за размещение автопарковки на принадлежащее ей земельном участке без получения соответствующего распоряжения властей. По результатам рассмотрения вопроса было установлено, что указанный объект необходимо признавать вспомогательным, созданным для целей благоустройства основного здания.

Особую сложность представляет категория дел, где в споре указаны линейные объекты, не требующие разрешения на строительство. По этому поводу есть соответствующие разъяснения. К таким видам сооружений относятся:

базы отдыха из дерева и каркаса для временно размещения отдыхающих, кафе;

площадки для обустройства пляжей, игр детей, выгула собак;

колодцы и пруды с объемом хранимой воды до 100 куб.м. на грунтовой почве;

дороги необщего использования, к примеру, подвод к домам индивидуального строительства;

вводные газопроводы в районах населенных пунктов;

линии электропередач и связи, водопроводы, сети канализации, трансформаторных станций в пределах выделенных для их создания земельных участков.

При осуществлении работ и установлении конструкций на глубине почв требуется согласование установки инженерного оборудования в местной администрации, получения разрешения на строительство не требуется. Целью таких мер является контроль соблюдения норм экологического и санитарного законодательства, а также требований атомного и технологического норм.

В остальных случаях заявление о выдаче разрешения на строительство подается с приложением проектной документации в администрацию города или другого населенного пункта, на территории которого планируется осуществление строительной деятельности.

Ответственность за отсутствие разрешения на строительство

При возведении строения без документов о согласовании деятельности от властей а определенном земельном участке, лица могут привлекаться к административной ответственности на основании ст.9.5 КоАП РФ:

на граждан налагается штраф – от 2 до 5 тыс. руб.;

должностным лицам, осуществляющим стройку без разрешения, придется выплатить в бюджет от 30 до 50 тыс. руб.;

с индивидуального предпринимателя будет взыскано от 20 до 50 тыс. руб. и выписано постановление о приостановлении работы организации на срок до 90 дней;

юридические лица обяжут заплатить за нарушение от 500 тыс. до 1 млн руб. Их деятельность также прекратиться на срок до 90 дней согласно постановления контролирующего органа.

На основании ст.51 ГрК РФ установление требований по выдаче разрешения на строительства находится в ведении местных властей. К примеру, перечень объектов, на возведение которых получение согласований не требуется, установлен Законом Московской областной думы №15/99-П от 25.09.2014.

В строго определённых законом случаях получение разрешения на строительство того или иного объекта не требуется, что упрощает подготовку строительстрва с юридической точки зрения, однако, необходимо чётко определить тип проводимых работ и вид объекта для того, чтобы правомерно воспользоваться рассматриваемой в статье возможностью.

Читайте также: