Как посчитать фсзн от зарплаты на руки онлайн бесплатно рб

Опубликовано: 17.09.2024

Здесь представлена информация о размере обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2020 год подлежащих уплате в 2021 году

Размер обязательных страховых взносов в ФСЗН составляет:

  • 1584,39 бел.руб. – для индивидуальный предпринимателей;
  • 1312,78 бел.руб. – для самозанятых, ремесленников, владельцев агроусадеб.

Справочно:

Самозанятые, ремесленники и владельцы агроусадеб не обязаны уплачивать взносы в ФСЗН, но могут это делать по собственному желанию Самозанятый, желающий уплачивать взносы, должен обратиться в отдел ФСЗН по месту жительства для постановки на учёт. . В этом случае период их деятельности будет включатся в стаж для начисления пенсии. [∗] – статья 51 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 "О пенсионном обеспечении"
– подпункт 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2018 № 500 "О государственном социальном страховании"

Указанные суммы обязательных страховых взносов в ФСЗН являются минимальными. Плательщик взносов сам определяет размер своего дохода за год, с которого он будет уплачивать взнос. Однако такой размер не должен быть меньше суммы минимальных заработных плат за год. Например, ИП обязан уплатить в ФСЗН взнос в размере не меньше 35% от суммы минимальных зарплат за год: ( 375 Январь 2020 + 375 Февраль 2020 + 375 Март 2020 + 375 Апрель 2020 + 375 Май 2020 + 375 Июнь 2020 + 375 Июль 2020 + 375 Август 2020 + 375 Сентябрь 2020 + 375 Октябрь 2020 + 388,42 Ноябрь 2020 + 388,42 Декабрь 2020 ) × 35 ⁄ 100 = 1584,39 руб. Для самозанятых, ремесленников, владельцев агроусадеб процентная ставка взносов в ФСЗН составляет 29 %, а для ИП - 35 %. [∗] статья 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"

Обратите внимание, что указанная выше сумма будет меньше, если в прошлом году есть периоды неосуществления деятельности. [∗] пункт 7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 Рассчитать в этом случае размер взноса в ФСЗН можно с помощью калькулятора, размещенного на сайте ФСЗН. В то же время если взносы в ФСЗН меньше их минимального рамера, то в стаж для зачисления пенсии будет засчитан не весь период, а только его пропорциональная уплаченной сумме часть. [∗] статья 51 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 "О пенсионном обеспечении".

Взносы в ФСЗН за 2020 год должны быть уплачены не позже 1 марта 2021 года. [∗] пункты 7 и 8 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40

Оплатить взносы в ФСЗН можно в банке или через ЕРИП ФСЗН → Ваш город или область → Отдел ФСЗН вашего района → Взносы в ФСЗН физ.лиц за себя в интернет-банкинге.

Плательщики взносов в ФСЗН обязаны предоставлять в органы ФСЗН отчетность по форме ПУ-3. В этом документе указываются периоды осуществления деятельности и сумма уплаченных взносов. [∗] пункт 7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40

Процентная ставка обязательных страховых взносов для ИП (35%) состоит из: [∗] статья 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"

  • взносов по социальному страхованию Страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц родителю, воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи в размере 6 %;
  • взносов по пенсионному страхованию Страхование на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца в размере 29 %.

Кроме индивидуальных предпринимателей взнос в ФСЗН в указанном размере должны оплатить и другие лица, уплачивающие взносы самостоятельно – ремесленники;
– владельцы агроусадеб;
– самозанятые граждане;
– граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц;
– граждане, работающие за пределами Беларуси;
– нотариусы и адвокаты;
– творческие работники;
– граждане, работающие в представительствах международных организаций в Беларуси, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Беларуси. , в том числе числе в добровольном порядке. [∗] – статьи 1 и 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"
– пункт 7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 4

В практике бухгалтеров B2B-Center был уникальный случай, когда знание закона дало компании множество преференций: сэкономило деньги компании, минимизировало трудозатраты и избавило от "головной боли". При всей его очевидности, прецеденты применения Договора, о котором ниже пойдет речь, не отражены в профессиональных бухгалтерских и налоговых справочниках, хотя правомерность его применения подтверждена письмами официальных органов социального и пенсионного обеспечения Российской Федерации и Республики Беларусь.

Почему представительство и почему в Минске?

Компания B2B-Center неуклонно растет и развивается. Есть постоянная необходимость расширять штат. При этом в компании действует эффективная программа развития персонала, и прием новых сотрудников осуществляется преимущественно на начальные позиции. Однако в Москве найти специалистов на такие позиции сложно. Студенты и выпускники московских ВУЗов имеют высокие ожидания по зарплате, при этом не обладают достаточной компетенцией и квалификацией.

В этих условиях было принято решение открыть филиал в Минске. Расчет простой: Минск — большой город с высоким уровнем образования жителей, благодаря чему проблем с набором квалифицированных специалистов не будет. В то же время расходы на зарплату будут ниже, чем в Москве.

В открытии представительства в Минске есть и другие преимущества: дешевые арендные ставки, большое количество желающих работать. Минусы – не все вакансии можно закрыть: например, PR-специалист, поскольку его удел – общение с журналистами российских СМИ, дистанционно работать не сможет. Зато служба клиентской поддержки в отсутствие языкового барьера и при современных технических возможностях вполне может работать из-за рубежа.

Белорусы - не обычные иностранцы

При создании филиала в Минске было два пути: регистрация самостоятельного юридического лица или открытие представительства. Компания сразу отказалась от идеи юридического лица, поскольку задачи, которые ставились перед филиалом, заключались не ведении бизнеса или генерировании прибыли. По сумме факторов остановились на открытии представительства компании B2B-Centerв республике Беларусь.

Однако это оказалось делом весьма нетривиальным с точки зрения бухгалтерии. Основная проблема, которая встала перед компанией, касалась отчисления страховых выплат с фонда оплаты труда граждан Беларуси. Проблему можно сформулировать следующим образом: какому государству следует выплачивать страховые взносы — РФ или республике Беларусь?

На первый взгляд, ответ очевиден - республике Беларусь. Многие компании так и поступают. И получают усложнение бухгалтерского учета и дополнительные трудозатраты. Ведь в этом случае возникает необходимость глубоко изучить местное законодательство и постоянно следить за его изменениями. Можно, конечно, нанять местного бухгалтера, но задачи изучать законодательство такое решение не снимает – это все равно придется делать с целью эффективного контроля за работой иностранного бухгалтера. Кроме того, компании пришлось бы нести дополнительные финансовые расходы - на заработную плату бухгалтера. Ставка страховых отчислений в республике Беларусь составляет 29%. В РФ ставка для нашей компании составляет 14% в соответствии с п. 6 чт. 1 и ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", поскольку B2B-Center – IT компания.

Это значит, что с каждых ста рублей оплаты труда сотрудников представительства компания отчисляла бы дополнительные 15 рублей страховых взносов в белорусский бюджет.

Помимо этого, согласно разъяснениям Минфина РФ (письмо от 05.04.2012 N 03-03-06/1/182) и УФНС России по г. Москве (письмо от 28.06.2010 N 16-15/067462), налоги и взносы, уплачиваемые на территории иностранного государства, не принимаются для целей налогообложения прибыли. И страховые взносы невозможно было бы занести в соответствующую статью расходов. Таким образом, все перечисленные расходы грозили бы компании существенными финансовыми потерями. В таком случае сама идея открытия представительства в Минске потеряла бы смысл. Компания рассчитывала сэкономить, а вместо этого могла понести еще больше нецелесообразных расходов.

Оригинальный правовой механизм

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" по умолчанию, если компания нанимает на работу гражданина иностранного государства, страховые взносы в бюджет РФ не уплачиваются. Все отчисления поступают в казну иностранного государства. Этот вариант компанию не устраивал по вышеперечисленным причинам.

Специалисты B2B-Center нашли в законодательной базе обеих стран Договор от 24.01.2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения» (далее – Договор от 24.01.2006), который позволяет применять в отношении граждан республики Беларусь, работающих в российском представительстве, нормы российского законодательства. Согласно пунктам 1 и 2 ст. 3 Договора от 24.01.2006, его действие распространяется на отношения, регулируемые законодательством об обязательном (государственном) социальном страховании. Это относится к:

1) пособиям по временной нетрудоспособности и материнству;
2) пособиям по безработице;
3) трудовым пенсиям по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца;
4) пособиям в случае трудового увечья или профессионального заболевания;
5) пособиям для семей с детьми;
6) пособиям на погребение;
7) уплате страховых взносов на обязательное (государственное) социальное страхование.

Статья 4 Договора от 24.01.2006 устанавливает принцип равенства граждан России и Беларуси в том, что касается перечисленных выше отношений.

Пункт 1 ст. 51-1 Гражданского кодекса республики Беларусь предусматривает, что представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики. Беларусь от 22.07.1997 № 929 «О порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций» представительство не является юридическим лицом и имеет статус нерезидента. Вместе с тем в ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь установлено, что работодателем (нанимателем) в Беларуси может быть лишь юридическое или физическое лицо, причем такое лицо не обязательно должно являться резидентом Республики Беларусь.

Таким образом, нанимателем для сотрудников белорусского представительства российской организации является организация, зарегистрированная на территории России. Подпунктом 1 п. 1 ст. 5 Договора от 24.01.2006 установлено, что «на застрахованных, которые работают на территории той же Договаривающейся Стороны, где и проживают, а работодатель зарегистрирован на территории другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой зарегистрирован работодатель».

Следовательно, на сотрудников белорусского представительства B2B-Center, проживающих на территории Республики Беларусь, распространяется российское законодательство. В соответствии с российским законодательством уплата страховых взносов на обязательное (государственное) социальное страхование осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Официальное признание

Специалисты B2B-Center выработали свою позицию относительно страховых выплат и подали обращение в Пенсионный Фонд РФ. Примечательно, что сначала никто из официальных представителей госучреждений при толковании вопроса об уплате взносов за граждан республики Беларусь не учитывал положения существующего Договора от 24.01.2006. Однако, несмотря на сомнения представителей госучреждений по поводу возможности применения в данной ситуации норм Договора от 24.01.2006., бухгалтера и юристы B2B-Center не отказался от своей позиции.

Было отправлено повторное обращение в официальные органы РФ и республики Беларусь. Спустя несколько месяцев из Фонда социальной защиты населения Минского городского управления, Министерства финансов республики Беларусь, Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия "Белгосстрах" (письмо от 16.11.2012 №07-01-19/15265) и Министерства труда и социальной защиты республики Беларусь поступили подтверждения правильности позиции B2B-Center. Официальный орган, курирующий вопросы социального страхования граждан республики Беларусь, — "Белгосстрах" — освободил компанию B2B-Center от страховых взносов, однако сохранилось обязательство предоставлять нулевую отчетность.

Таким образом, компания достигла основной цели — было открыто представительство в Минске, при этом все необходимые страховые выплаты отчисляются в соответствии с законодательством РФ, то есть по ставкам, почти в два раза ниже, чем в республике Беларусь.

Данный случай в бухгалтерской практике российской компании уникален. Очень жаль, что по незнанию некоторые предприятия несут неоправданные дополнительные расходы. Надеемся, что пример компании B2B-Centerпоможет другим российским компаниям, планирующим открытие представительства в республике Беларусь.

Некоторые думают, что не платят никаких налогов. Такая мысль может прийти пенсионерам, т.к. пенсии налогом не облагаются, тем, кто не работает официально – на государственном языке именуемых «тунеядцами». Возможно так думали разработчики законов о «тунеядцах». Но последнее вряд ли, чиновники все отлично понимают. Myfin.by предлагает разобраться с реальными налогами на конкретных примерах. Мы назовем основные налоги и сборы, приведем расчеты, а вы сможете примерить эти ситуации к своей жизни.

Налоги с доходов

В Беларуси есть только один подоходный налог, и еще некоторые распространенные обязательны платежи, зависящие от дохода.

Подоходный налог сравнительно невелик, базовая ставка – 13%. В некоторых богатых странах этот налог вариативен, бедные не платят совсем, богатые – очень много. Вспомните скандал с французским налогом для сверхбогатых до 70%. Правда и вариантов оптимизации (уменьшения) платежей там значительно больше. Но сейчас говорим только о нас.

Ставки подоходного налога в Беларуси определены так:

  • 13% – с заработной платы. Деньги удерживает работодатель, потому многие этого налога не замечают. Или видят его только в расчетных листках.
  • 13% – на дивидендные доходы, в т.ч. по банковским вкладам. Средства перечисляет банк, потому его тоже можно не заметить.
  • 16% – с доходов предпринимателей, адвокатов и нотариусов.
  • По фиксированной ставке – для физических лиц на доходы от сдачи недвижимости. Ставка определяется областными и Минским городским советами депутатов.
  • 13% – все прочие доходы.


Касательно последнего пункта напомним про так называемый «налог на долги» от сумм, полученных взаймы не от близких родственников, и не возвращенных. Налогом облагаются некоторые подарки и выигрыши. Однако все это заслуживает отдельного рассмотрения.

Налогом можно считать и отчисления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) – всего 35%. 34% взимают с работодателя и 1% – с работника.

Почему так? Потому что в Беларуси нет системы накопительных пенсий: вы не откладываете деньги себе на пенсию, что бы там не обещали с экранов телевизоров, а платите сегодняшним пенсионерам. Но всем этим распоряжается государство: пенсии платят также, как зарплаты бюджетникам. Потому фактически отчисления в ФСЗН – это налог. Который уменьшает объем возможных выплат работнику. Кстати, таких больших обязательных пенсионных взносов практически нигде за границей нет.

Итак, считаем: 13% + 34% + 1% = 48%.

Проверяю по своему расчетному листку. Все именно так. Правда у меня есть налоговый вычет на двоих несовершеннолетних детей. Проценты остаются теми же, уменьшается сумма зарплаты, на которую начисляют налог. Но это частный случай.

Косвенные налоги

Косвенными называют налоги, которые платят не прямо, а включают в стоимость, продажную цену товара или услуги. Таких налогов гораздо больше, а разглядеть их труднее. Но фактически мы все платим их.

Налог на добавленную стоимость (НДС).

Про этот налог знают все, кто хотя бы раз видел, как идут расчеты в бизнесе и вообще между организациями. В цену каждого товара включается НДС.

Размер НДС:

  • основная ставка – 20%;
  • на некоторые продукты и детские товары – 10%;
  • услуги электросвязи – 25%;
  • 0% назначается на некоторые лекарства (их было больше, но в 2021 году список сократили), некоторые медицинские и ветеринарные услуги, в личном подсобном хозяйстве.

Есть и другие основания освобождения от НДС, но большинства потребителей они напрямую не касаются.


Влияние НДС на рядовых граждан проиллюстрируем на примере:

Представим, я иду на рынок, захожу в аптеку за лекарствами, потом в гимермаркет, покупаю продукты, возвращаюсь домой и кладу все это в холодильник. Касательно НДС это выглядит так:

  • продукты на рынке покупаю у частника с личным подсобным хозяйством, НДС не плачу;
  • покупаю в аптеке лекарства на 22 рубля, значит плачу НДС 2 рубля (10%);
  • покупаю в магазине пачку муки высшего сорта за 2,65 руб. плачу НДС 24 коп. (10%);
  • покупаю десяток яиц за 2,75 руб., плачу НДС 25 коп. (10%);
  • покупаю пачку крупы за 1,50 руб., плачу НДС 30 коп. (20%);
  • покупаю непродовольственных товаров на 10 руб., плачу НДС 2 руб. (20%).

Прихожу и кладу продукты в холодильник. Плачу за электричество, цену не считаю, но знаю, сколько бы не накрутил счетчик – 25% из этого будет НДС.

Акцизы

Обратите внимание на сколько товаров наклеены акцизные марки. Они есть на алкоголе, сигаретах, кофе, чае, моющих средствах, часах и сотовых телефонах, список очень большой. И все эти маленькие бумажки со значками не бесплатны. За каждый такой товар уплачивается особый сбор, который включают в цену товара. Рассчитать на примерах сколько, сложнее, но процент заметный.

Например, в крепких алкогольных напитках ставка акциза составлет 15,6 рублей с каждого литра чистого спирта. Другими словами, в каждой 0,5л бутылке водки акциз составляет более 3 рублей. Примерно от 50 копеек до 1,65 рубля акцизов приходится на каждую пачку сигарет.

Налог на заграничные посылки

Несколько лет назад мы открывали для себя дешевые покупки на Алиэспресс и других международных площадках. Даже с учетом пересылки из Китая в Беларусь это было выгодно. Потом правила изменились, как будто в интересах бюджета и отечественных производителей, но точно не в интересах отечественных потребителей.

Если стоимость товара (без цены доставки) превышала 22 евро в эквиваленте, или он весил больше 10 килограмм, то с превышения взимается налог. Теперь его понизили вдвое:

  • 15% пошлина от цены свыше 22 евро;
  • 2 евро (тоже в эквиваленте) за каждый килограмм превышения и еще фиксированная сумма в 5 евро.

я покупаю технику, которую оцениваю в 100 евро, плачу налог в 11,7 евро (в рублях, конечно);

100 – 22 = 78; 78 х 0,15 = 11,7 евро;

мне приходит посылка весом в 20 килограмм (превышения по цене нет), плачу 25 евро;

20 – 10 = 10; 10 х 2 = 20; 20 + 5 = 25 евро.

Транспортный сбор

Личный автомобиль есть не у каждого, но в большинстве семей. За право выехать на дорогу приходится платить. В этом году плату отвязали от техосмотра и фактически уменьшили. Но тем не менее за легковой автомобиль весом до 1,5 тонн приходится платить 61 рубль в год.

Стоимость техосмотра налогом не считаем. Все-таки нам оказывают какую-то услугу. Зато вспоминаем, что в цене топлива тоже есть 20% НДС.

Налоги на землю и недвижимость

Для граждан эти расходы невелики. Но те, у кого есть дом или участок платят несколько рублей в год. Живущие в квартирах налог на недвижимость не платят, а земельный налог им включают в услуги ЖКХ. Выходит порядка 1 рубля в год.

Считаем итоговую сумму

Сделаем грубую прикидку. Представим среднестатистического жителя Беларуси, со среднестатистической зарплатой в 1 000 рублей.

В реальности на руки будет выплачено 860 рублей (минус 13%+1%). А если бы не налоги и не обязательные отчисления в ФСЗН, то было бы 1 340 рублей (34% платит работодатель).


Отнимем от 860 рублей 5,08 рубля (61 рубль за год) транспортного налога и 1,16 рубля (14 рублей за год) налога на имущество (цифру взяли по прошлому году делением общей суммы этого налога на число жителей РБ).

Считаем, что оставшиеся 853,76 рубля полностью потрачены. Тогда из них нужно отнять примерно 17% включенного в цены НДС и еще порядка 3% акцизов.

Получается 683 рубля. Это 51% от тех 1 340 рублей, которые составляют фонд оплаты труда нашего среднестатистического работающего гражданина. Есть еще другие налоги, пошлины и обязательные платежи государству. Кто-то их платит, кто-то нет, потому в расчет их не включаем. Есть еще масса пенсионеров и несколько меньшее количество детей. Они не платят ФСЗН и подоходный налог, но участвуют в потреблении, потому косвенные налоги (НДС, акцизы и пр.) приходятся и на них.

По уровню налоговой нагрузки мы находимся примерно на том же уровне, что и богатые социально ориентированные страны Европы. Но если учесть не относительные, а абсолютные величины, посмотреть, что может позволить себе на оставшиеся деньги скандинав или немец, и что дает им государство в обмен на высокие налоги. Ответ мы видим и без расчетов.

Работник принят по трудовому договору на работу к плательщику обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – плательщик) 4 мая. С указанного дня у него впервые началась трудовая деятельность.

В связи с возникшими семейно-бытовыми обстоятельствами ему на период с 11 сентября по 4 октября (24 календарные дни) предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы по семейно-бытовым причинам (ст.190 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Работник представил плательщику листок нетрудоспособности в связи с заболеванием, выданный на период с 10 по 18 ноября. Обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались плательщиком за работника в соответствии с законодательством в установленные сроки.

Учитывая, что период со дня приема работника на работу до дня наступления временной нетрудоспособности (с 4 мая до 10 ноября) превысил 6 месяцев (190 дней), среднедневной заработок для исчисления пособия по представленному листку нетрудоспособности определен плательщиком из заработка за период работы с 4 мая по 31 октября.


Согласно пункту 17 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 г. № 569 (в ред. от 17.04.2020 г.; далее – Положение № 569), пособие по временной нетрудоспособности лицам, за которых или которыми в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) на социальное страхование уплачивались менее чем за 6 месяцев в общей сложности до возникновения права на пособие (кроме пособия по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, назначаемого молодым специалистам и молодым рабочим (служащим), назначается в минимальном размере, установленном в частях 4 и 5 пункта 16 Положения № 569.

Исчисление периодов уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда на социальное страхование для назначения пособия по временной нетрудоспособности осуществляется в порядке, установленном для исчисления периодов работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности для назначения пенсий (ч.3 п.17 Положения № 569).

В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления сведений о периодах уплаты обязательных страховых взносов, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.12.2013 г. № 16 (в ред. от 07.05.2020 г.) из сведений о периодах уплаты взносов с 1 января 2003 г. исключаются периоды:

  • получения пособия (кроме получения пособия по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
  • неуплаты взносов, в том числе отпуска без сохранения заработной платы, прогулов без уважительных причин и др.;
  • нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (кроме случаев, указанных в пункте 27 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 г. № 569);
  • уплаты взносов по застрахованным лицам, за которых или которыми взносы уплачивались в соответствии с законодательством о пенсионном страховании.

В рассматриваемом случае период уплаты за работника обязательных страховых взносов на социальное страхование определяется с 4 мая по 10 сентября и с 5 октября по 9 ноября (за период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по семейно-бытовым причинам (с 11 сентября по 4 октября) обязательные страховые взносы не уплачивались):


Поскольку до возникновения права на пособие обязательные страховые взносы уплачивались за работника менее чем за 6 месяцев (5 месяцев и 12 дней), пособие по представленному листку нетрудоспособности следовало исчислить не из среднедневного заработка, а назначить в минимальном размере (ч.1 п.17 Положения № 569).

Плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) являются:

  • работодатели – юридические лица, их представительства и филиалы, выделенные на самостоятельный баланс; представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь; индивидуальные предприниматели, нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальных бюро, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовой договор); физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам;
  • работающие граждане – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющие функции его руководителя;
  • физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, – индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы и адвокаты независимо от организационной формы осуществления нотариальной и адвокатской деятельности, творческие работники, физические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц, граждане, работающие в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, а также граждане, работающие за пределами Республики Беларусь;
  • Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее – Белгосстрах), уплачивающее обязательные страховые взносы за неработающих инвалидов, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – ежемесячная страховая выплата); за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее – доплата до среднемесячного заработка); за лиц, которым в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее – страховое пособие по временной нетрудоспособности).

Статья 2. Объект для начисления обязательных страховых взносов

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда являются:

  • для работодателей и работающих граждан – выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее – выплаты), включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
  • для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, – определяемый ими доход, но не менее суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством;
  • для Белгосстраха в отношении лиц, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата, – минимальная заработная плата, установленная законодательством и проиндексированная в месяце, за который подлежат уплате обязательные страховые взносы; в отношении лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности, – начисленные указанные доплата или пособие.

Статья 3. Размеры обязательных страховых взносов

Размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:

  • для работодателей – 28 процентов;
  • для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов общего объема произведенной продукции, – 24 процента;
  • для потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов)); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров – 5 процентов;
  • для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха – 29 процентов;
  • для работающих граждан – 1 процент.

Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 процентов.

Уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда в размерах, установленных частями первой и второй настоящей статьи, производится плательщиками единым платежом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании.

Статья 4. Освобождение от уплаты обязательных страховых взносов

От уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда на пенсионное страхование освобождаются работодатели в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II группы.

Читайте также: