Как проверить работу по заявлению в полицию

Опубликовано: 13.04.2024

Проверка предприятия сотрудниками полиции может быть плановой или внеплановой. Действия проверяющих регламентируются нормами:

  • УПК РФ;
  • Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ;
  • Закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

Причины проверки полицией

Проверочные мероприятия могут инициироваться в порядке доследственного мониторинга на основании:

  • поступившего заявления о совершенном преступлении;
  • явке нарушителя с повинной;
  • наличии информации от третьих лиц, которая свидетельствует о готовящихся действиях незаконного характера;
  • изданного прокурорского постановления.

Внеплановая проверка может быть реализована, если:

  • в адрес организации было выписано предписание об устранении обнаруженных нарушений, но его требования не были выполнены до истечения срока действия документа;
  • поступление жалобы от физических или юридических лиц, сигналов от органов власти и других государственных структур;
  • при анализе работы частных детективных организаций были выявлены нарушения лицензионного порядка.

КСТАТИ! Вероятность инициирования проверки полицией у предприятий, работающих с большими суммами налички, выше, чем у других субъектов предпринимательства.

В категорию повышенного риска входят автозаправочные станции, торговые точки с широким алкогольным ассортиментом. Перечень правовых оснований для проверочных мероприятий ограничен, в них входят:

  1. Доследственная проверка.
  2. Необходимость привлечения сотрудников полиции при выездной налоговой проверке (комбинированный состав проверяющих встречается в 90% случаев).
  3. Действия в рамках возбужденного уголовного дела в отношении субъекта предпринимательства.

Полномочия органов власти при полицейской проверке

Права, которыми наделяются сотрудники полиции в период проведения проверочных мероприятий, закреплены ст. 13 Закона № 3-ФЗ. До момента возбуждения уголовного дела проверяющим разрешается:

  • осматривать территории совершения противоправных действий;
  • проводить беседы с персоналом для получения объяснений;
  • выступать с требованием предоставления документации или вещественных активов с возможным их изъятием.

У полицейских имеются полномочия по назначению судебных экспертиз, освидетельствованию документов, инициации документальных проверок. Они могут привлекать узкоквалифицированных специалистов для исследований и ревизий. В рамках следственных мероприятий по уголовным делам, которые на дату проверки запущены в производство, проверяющим разрешено проводить обыски, выемки, допросы с очными ставками.

ВАЖНО! Полномочия должностных лиц полиции ограничены сферой применения. Проверяющие не могут требовать предоставления им документации, не относящейся к предмету обследования.

Порядок проведения проверки

До начала мероприятий по проверке сотрудники полиции обязаны представиться и предъявить руководителю субъекта хозяйствования документы, удостоверяющие личность и подтверждающие названные ими должность со званием. Перед тем как впустить сотрудников полиции, работники предприятия знакомятся с обоснованием проверки: текстом постановления на следственные мероприятия. В бланке должны быть правильно указаны адрес компании, ее название.

Важно! При желании полиции произвести осмотр помещений или территории фирмы должностные лица проверяющего органа должны будут привлечь для этой процедуры понятых.

Численность понятых оговаривается ст. 170 УПК РФ и равна 2 лицам или больше. Обязанности понятых должны разъясняются им до начала осмотра. Привлекаемые лица не имеют права покидать территорию обследования до окончания всех необходимых процедур.

По результатам осмотра оформляется протокольная документация, которая подписывается всеми участниками процесса. При реализации осмотров необходимо следить, чтобы не было признаков обыска. Обыски разрешены только в ситуациях с открытыми уголовными делами. Для этой процедуры характерно наличие соответствующего документального обоснование. Это дает возможность полиции входить в любые помещения, открывать тумбы, сейфы, вскрывать ящики в письменных столах.

Полицейская проверка состоит из двух этапов:

  1. Первым шагом является сбор и систематизация информационных сведений. Это необходимо для накопления доказательной базы, поиска сведений, которые могут компрометировать предпринимателя и служить основой для возбуждения уголовного дела. На данном этапе полицейские могут пользоваться инструментарием оперативно-розыскной деятельности.
  2. Сбор доказательных сведений, который инициируется при наличии открытого дела по статьям уголовного права. В рамках этого направления деятельности полицейским доступны методы следственных мероприятий.

Действия руководителя

Алгоритм действий руководства компании должен быть направлен на соблюдение всеми участниками процесса правовых норм и стандартов. При появлении на пороге фирмы должностных лиц полиции необходимо ознакомиться с информацией в их служебных удостоверениях, задокументировать ее. Проверяющие обязаны представляться, озвучивать причину и цель визита.

В процессе знакомства с составом коллектива проверяющих руководитель предприятия (замещающее его лицо) читает постановление, дающее право на обследование территории субъекта хозяйствования. Надо изучить текст на предмет наличия или отсутствия в документе упоминания о праве проведения обыска и выемки. Если имеется возможность, рекомендуется распустить персонал организации (полностью или частично) по домам. Такой шаг позволит избавить сотрудников от влияния стрессовых факторов. Деятельность на рабочих местах на период проверки будет приостановлена, потому пребывание на площадках предприятия всего наемного персонала будет нецелесообразным.

Руководитель проверяемого предприятия должен придерживаться таких правил:

  1. Фиксировать действия полицейских на видео разрешено и рекомендовано. Записи при необходимости смогут стать основой доказательной базы. Если имело место превышение полномочий, нарушение процедуры, оформляется жалоба на проверяющих в вышестоящие структуры полиции или прокурору.
  2. Передача документов в рамках изъятия может быть реализована при наличии документальных оснований и в присутствии понятых. Законность процедуры обеспечивается независимым мнением привлекаемых понятых и через оформление описи изымаемой документации или ценностей. Опись надо заверять обеим сторонам проверки.
  3. Во время проверочных мероприятий производить фиксацию замечаний, претензий к работе должностных лиц полиции.

ВАЖНО! При прочтении протокола проверки надо обращать внимание на все неточности в тексте. Замечания фиксируются, а информационные пробелы устраняются путем дополнения протокола.

Результат

Результаты проверок должны быть зафиксированы документально. При выявлении состава административного нарушения об этом составляется протокол. Без его оформления не допускается назначение штрафов.

ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ! Суммы штрафов не могут взиматься с субъектов хозяйствования на месте проверки. Применение штрафных санкций без документального обоснования в судебном порядке будет признано незаконным.

В форме протокола надо указать:

  • полный перечень обстоятельств, сопутствующих нарушению;
  • доказательную основу;
  • ссылки на статьи правовых актов, которыми установлены правила применения конкретных мер наказания.

По итогам проверки с оригинала протокола снимается копия и передается представителю предприятия с оформлением расписки в получении. Все эти действия должны быть осуществлены в день окончания проверочных мероприятий.

При заведении административного дела на его рассмотрение отводится до 15 суток. Решение о признании вины и назначении наказания без присутствия одной из заинтересованных сторон может быть признано незаконным. Об этом говорится в ст. 25.1 КоАП РФ. Прекращение производства при отсутствии оснований или назначение наказания происходит путем оформления постановления. Копия постановления должна быть вручена в руки представителю компании или направлена на адрес предприятия по почте (ст. 29.11 КоАП РФ).

На обжалование постановлений дается 10 дней, после чего примененная мера ответственности будет введена в действие. Для документального оформления комплекса оперативно-розыскных операций могут применяться:

сопровождение заявления в полицию

На самом деле, сопровождение заявления, направленного в полицию, полезно не только непосредственному заявителю, но и фигуранту, в отношении которого указанное заявление направлено.

Под сопровождением подразумевается постоянное наблюдение и контроль над действиями сотрудников полиции, которым поручено проведение проверки по заявлению.

Необходимость такого сопровождения обусловлена хотя бы тем, что оперативники, следователи, участковые, в большинстве своем, не заняты Вашими проблемами и, оставив рассмотрение заявления «на самотек», Вы рискуете получить короткую отписку вместо ожидаемого результата.

В свою очередь, фигуранту также следует отслеживать ход проведения расследования по направленному в отношении него заявлению, в связи с тем, что в случае нарушения его прав со стороны правоохранительных органов ему будет проще обжаловать результаты проверки.

Таким образом, после подачи заявления в полицию, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий.

1. Надо знать, что в соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК) срок рассмотрения заявления о преступлении составляет до 3-х суток. При необходимости, срок проведения проверки по заявлению может быть продлен до 10-ти суток.

По сложившейся практике у полицейских постоянно имеется необходимость в продлении сроков. При этом причина волокиты не всегда зависит от бездействия исполнителя – это беда всей правоохранительной системы, которая, по сей день, не создала нормальных условий для работы личному составу.
В этой связи, ждать инициативного ответа полицейских о результатах рассмотрения заявления бесполезно.

Спустя сутки после подачи заявления, надо позвонить по телефону в дежурную часть подразделения полиции, назвать регистрационный номер поданного Вами заявления и спросить фамилию, имя, отчество, звание исполнителя, в каком кабинете он работает, его рабочий телефон (Звонить лучше утром с 9-00 до 10-00).

Необходимо созвониться с исполнителем и задать ему несколько вопросов по существу заявления. При этом из разговора важно понять приступил ли к проведению проверки сотрудник полиции, изучил ли он Ваше заявление, имеется ли у него какой-либо план действий и чем ему можно быть полезным при проведении проверки.

Если сотрудник полиции уже приступил к проведению проверки, он должен пригласить Вас к себе для дачи объяснения по существу Вашего заявления.
В том случае, если разговор так скажем, не удался, например Вам холодно ответили, никаких конкретных пояснений не дали - это верный признак того, что Вам надо «брать ноги в руки», следовать в отделение полиции и дать понять исполнителю, что сроки проверки ограничены законодателем, и Вам необходимо вовремя получить соответствующее решение.

Разумеется, ничего конкретного Ваш визит в полицию может и не принести. Но Ваша основная цель это оказать психологическое воздействие на полицейского и дать ему понять, что Вы грамотный заявитель и к Вам следует относиться с уважением!

Сотрудники полиции весьма настороженно относятся к лицам, способным грамотно отстаивать свои права. Вина всему - слабое знание полицейскими своих собственных прав и полномочий, не говоря уже о знаниях законодательства вообще. Поэтому Ваша уверенность и настойчивость придаст им соответствующий импульс при проведении проверки по Вашему заявлению.

2. Надо знать, что в соответствии со статьей 145 УПК РФ, по результатам проведенной проверки по заявлению может быть принято одно из 3-х возможных процессуальных решений:

  • возбуждение уголовного дела по фактам, изложенным в заявлении;
  • отказ в возбуждении уголовного дела;
  • передача заявления по подследственности.

При принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела часто такое уведомление фактически не направляется. Опасаясь Вашего недовольства, исполнитель может зарегистрировать подготовленное уведомление в канцелярии полиции, копию подшить к материалу проверки, а оригинал просто выбросить. В последствии проверить отправку уведомления по почте не представляется возможным. Почта отправляется мешками, часто реестр составляется формально и никем не проверяется.

В этой связи, необходимо самостоятельно прийти в полицию и потребовать предоставить Вам уведомление и заверенную копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в целях ознакомления и возможности его обжалования.

Для убедительности Ваших требований, перед посещением полиции подготовьте соответствующее заявление (запрос) в 2-х экземплярах на имя начальника подразделения, и, в случае отказа сотрудников полиции в выдаче вышеуказанных копий, зарегистрируйте Ваш запрос в канцелярии полиции. Не забудьте проконтролировать, чтобы на 2-м экземпляре запроса сотрудник канцелярии поставил дату приема запроса и входящий номер. Вполне возможно, что Вам придется обращаться с жалобой на действия сотрудников полиции в прокуратуру или суд.
При посещении полиции полезно при себе иметь диктофон!
Удачи!

Company

Доследственная проверка - это процессуальная деятельность в рамках уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации по проверке сообщения о преступлении, заключающаяся в установлении наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.

Целью доследственной проверки является проверка сообщения о преступлении на предмет наличия или отсутствия в нем достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления.

Порядок проведения доследственной проверки регламентируется
ст.ст. 140-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Поводами для возбуждения уголовного дела являются:

✔ заявление о преступлении (обращение потерпевшего в правоохранительные органы по факту совершения в отношении него преступления);

✔ явка с повинной (добровольное сообщение лица, в котором он изобличает себя в совершении того или иного преступления);

✔ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (обращение органов государственной власти по факту выявленных правонарушений, рапорт сотрудника правоохранительных органов об обнаружении признаков преступления, сообщения сми и т.д.);

✔ постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В ходе доследственной проверки могут проводиться следующие проверочные мероприятия:

✔ получение объяснений (сотрудники правоохранительных органов вызывают и опрашивают потерпевшего, причастных к преступлению лиц и очевидцев произошедшего. По результатам опроса составляется протокол, который подписывается опрошенным лицом);

✔ получение образцов для сравнительного исследования (почерк, подпись, биологические материалы и т.д. Образцы для сравнительного исследования необходимы для последующего назначения и проведения судебной экспертизы);

✔ истребование документов и предметов, а также их изъятие (сотрудниками правоохранительных органов направляется запрос о предоставлении информации, либо осуществляется изъятие предметов и документов в ходе следственных действий);

✔ производство судебной экспертизы (с целью выяснения ряда вопросов, требующих специальных познаний в области науки и техники, назначается судебная экспертиза, по результатам которой выдается заключение эксперта с ответами на поставленные вопросы);

✔ производство осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов;

✔ проведение освидетельствования (на предмет состояния алкогольного опьянения, наличия телесных повреждений и т.д.);

✔ документальные проверки, ревизии, исследований документов и предметов;

✔ направление органу дознания письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Срок проведения доследственной проверки - 3 суток с момента регистрации сообщения о преступления в КУСП /КРСП (книга регистрации сообщений о преступлениях). Если в указанный срок проверить сообщение о преступлении не представилось возможным, то руководитель следственного отдела по ходатайству следователя вправе продлить данный срок до 10 суток. В случае необходимости проведения экспертиз, ревизий, каких-либо документальных проверок срок доследственной проверки может быть также продлен до 30 суток.

Таким образом, предельный срок проведения доследственной проверки составляет 30 суток с момента регистрации сообщения о преступлении в КУСП/КРСП.

Однако в практике встречаются случаи, когда принятое по результатам доследственной проверки процессуальное решение отменяется и материал направляется на дополнительную проверку. Например, руководитель следственного отдела отменяет вынесенное следователем незаконное и необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и направляет материал на дополнительную проверку.

В таком случае срок новой доследственной проверки начинает течь заново.

По истечению срока доследственной проверки принимается одно из следующих решений:

✔ о возбуждении уголовного дела (уголовное дело возбуждается при наличии состава преступления. Уголовное дело может быть возбуждено как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица, если сведения о подозреваемом уже известны на момент возбуждения уголовного дела);

✔ об отказе в возбуждении уголовного дела (на практике самыми распространенными основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются отсутствие события преступления или состава преступления. Полный перечень оснований отказа в возбуждении уголовного дела перечислен в ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса РФ);

✔ о передаче материал проверки по подследственности (материал проверки может быть передан по территориальной либо ведомственной подследственности.

Пример № 1. Преступление было совершено на территории одного административного района, а заявление о преступлении было подано в дежурную часть полиции другого района. В силу положений ст.152 УПК РФ предварительное расследование проводится по месту совершения преступления, в связи с чем материал проверки будет передан по подследственности в другое территориальное подразделение полиции.

Пример № 2. Вы обратились в полицию с заявлением о преступлении, которое в силу ст.151 УПК РФ относится к подследственности Следственного комитета РФ. Поскольку расследование данного преступления не входит в компетенцию полиции, то указанный материал проверки будет передан по подследственности в Следственный комитет РФ).

Процессуальное решение по результату доследственной проверки оформляется в виде постановления (постановление о возбуждении уголовного дела, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности).

Согласно ч.2 ст.145 УПК РФ заявитель должен уведомляться о принятом процессуальном решении. При этом принятое по результатам доследственной проверки процессуальное решение может быть обжаловано руководителю следственного органа, прокурору либо в суд.

Ознакомление с материалами доследсвтенной проверки

На практике встречается ряд ситуаций, когда необходимо ознакомиться с материалами доследственной проверки. Например, с целью обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Согласно ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и их должностные лица обязаны ознакомить человека с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы.

Для ознакомления с материалом необходимо обратиться в орган, проводивший доследственную проверку, с заявлением об ознакомлении.

В случае отказа в ознакомлении с материалом доследственной проверки Вы можете обратиться с жалобой к руководителю следственного органа, прокурору либо в суд.

Важно! Необходимо обратить внимание на то, что в случае возбуждения уголовного дела, право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела у потерпевшего и обвиняемого возникает только после окончания предварительного расследования (ст.ст.215-217 УПК РФ).

Поступившее заявление, либо сообщение о преступлении, независимо от способа его подачи, регистрируется в КУСП, или книге учета сообщения о преступлениях и происшествиях, заявителю, при личном посещении выдается талон – уведомление с указанием номера, присвоенного обращению. Во всех случаях выясняйте указанный номер, это в дальнейшем облегчит поиски заявления и информации о принятых мерах. (скрин) Не надо ориентироваться на лиц, которые занимаются Вашим заявлением в день его подачи, это дежурная следственно – оперативная группа и проверку будут проводить другие сотрудники.

По поступившему заявлению проводится процессуальная проверка в порядке, установленном статьей 144 УПК РФ: дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток вышеуказанный срок. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

По результатам проведённой проверки, в соответствии со статьей 145 УПК РФ (Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении) принимается одно из решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

По преступлениям, где состав очевиден (убийство, грабёж, разбой, похищение человека, вымогательство и др.) уголовное дело, как правило, возбуждают в течение дежурных суток, т.е. сразу после осмотра места происшествия. По другим составам преступления, таким как мошенничество, кража, присвоение или растрата, неправомерное завладение транспортным средством, полиция с возбуждением уголовного дела тянет, это связано с отголосками «палочной системы» и нежеланием портить показатели, поэтому предлагаемая инструкция, в первую очередь, будет полезна потерпевшим и пострадавшим от мошенничества и других указанных преступлений.

Для того, чтобы ускорить принятие решения о возбуждении уголовного дела необходимо:

В случае кражи: получить и сразу приобщить к заявлению документы о стоимости похищенного (для квалификации именно уголовно – наказуемого деяния и отличия его от административного правонарушения), о доходе и доказательстве значительности, либо незначительности ущерба, причинённого преступлением, другие предметы и документы, которые могут иметь значение. При общении с полицией целесообразно настоять на том, чтобы сотрудники проверили камеры видеонаблюдения в районе хищения, подробно опросили всех свидетелей, тщательно осмотрели место совершения преступления, изъяли предметы и вещи, на которых могут сохраниться следы, позволяющие идентифицировать преступника.

В случае неправомерного завладения транспортным средством (угона) или кражи транспортного средства: получить и сразу приобщить к заявлению правоустанавливающие документы на похищенное транспортное средство (свидетельство о регистрации, ПТС, договор купли – продажи, квитанции об оплате, расписки), страховые полисы, иные документы, приготовить два комплекта ключей, либо быть готовым объяснить местонахождение ключей, брелок от сигнализации, необходимо подробно описать особые приметы и вещи, находившиеся в салоне. При общении с полицией целесообразно настоять на том, чтобы сотрудники проверили маршрут движения до места угона или кражи с целью выявления наблюдения за Вами, проверили камеры видеонаблюдения по маршруту и в районе хищения. Внимание: ни в коем случае не соглашайтесь передать денежные средства за возврат Вашего транспортного средства.

В случае грабежа или разбоя (ст. 161, 162 УК РФ): получить и сразу приобщить к заявлению документы о стоимости похищенного, доказательства открытости хищения и реально воспринимаемой угрозе, используемом оружии, другие предметы и документы, которые могут иметь значение, сведения об очевидцах. При общении с полицией целесообразно настоять на том, чтобы сотрудники подробно опросили всех свидетелей, проверили камеры видеонаблюдения в районе грабежа или разбоя, тщательно осмотрели место совершения преступления, изъяли предметы и вещи, на которых могут сохраниться следы, позволяющие идентифицировать преступника.

В случае мошенничества: особо трудно бывает добиться возбуждения уголовного дела по ст. 159 УК РФ (мошенничество), т.к. зачастую трудно доказать отсутствие гражданско – правовых отношений и наличие признаков мошенничества. Очень важно надлежащее взаимодействие с лицом, проводящим процессуальную проверку. Наиболее распространены мошенничества с недвижимостью, мошенничества в сети Интернет, мошенничества, связанные с инвестированием, вкладами, мошенничества, связанного с оказанием юридических услуг. Во всех случаях необходимо максимально собрать и представить доказательства того, что злоумышленником совершен именно обман или злоупотребление доверием, как правило, это очевидно, в случае, когда подделывают или используют поддельные документы, когда лицо не имело возможности исполнить обещанное, иногда, чтобы доказать обман, необходима неоднократность, или так называемая эпизодность, т.е. наличие нескольких потерпевших.

В случае кражи, совершённой дистанционно (п. г. ч. 3 ст. 158 УК РФ): кражу от мошенничества отличают такие признаки, как самостоятельность производимых преступниками действий по непосредственному переводу денег с Вашего счета, т.е. если Вы лишь сообщили им реквизиты карты и смс-коды, то это кража, наказание за совершение которой, как правило, более суровое, чем за мошенничество и не важна сумма похищенного. Правоохранительные органы очень неохотно возбуждают уголовные дела по хищениям, совершённым дистанционным способом, стремятся отказать в возбуждении уголовного дела, передать сообщение о преступлении по подследственности, либо возбудить уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество) вместо ст. 158 УК РФ (кража). Для скорейшего принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо представить скриншоты СМС сообщений о перечислении денег с телефона, иные скриншоты, расширенную выписку по банковскому счету, в которой будет видно, куда переведены денежные средства, детализацию телефонных соединений, и выписку и детализацию можно получить через сеть Интернет. Перед подачей заявления, незамедлительно, при обнаружении факта хищения, позвонить на горячую линию банка и настоять на блокировке транзакции, в случае если это возможно, а также на том, чтобы Вам сообщили реквизиты счета, на который перечислены денежные средства, иногда это возможно. Сообщения о хищениях, совершённых дистанционно, согласно ведомственным нормативным правовым актам МВД РФ должны рассматриваться, в том числе возбуждаться уголовные дела, по месту обращения заявителя. Это касается и краж и мошенничеств.

В любом случае контролировать прохождение Вашего заявления Вы можете, наводя справки по телефонам, как правило, указанным на сайте подразделения полиции: дежурная часть – здесь Вы можете по номеру книги учета сообщений о преступлениях узнать, кому поручено проведение проверки, как правило, службу, здесь же подскажут контактный телефон лица, который обладает информацией о непосредственном исполнителе. Далее, позвонив по выясненному номеру, можно узнать данные исполнителя и его контактный телефон. В большинстве случаев, застать на месте исполнителя сложно без предварительной договорённости, поэтому не имеет смысла лично посещать отделение полиции для того, чтобы узнать результат проведённой проверки.

Если проведение проверки поручено подразделениям уголовного розыска или по борьбе с экономическими преступлениями, то необходимо проведение дополнительных мероприятий, после чего, при наличии состава преступления, заявление передаётся в процессуальные службы: следствие, дознание. Чтобы исключить волокиту, необходимо интересоваться ходом и результатами проводимой проверки.

Если проведение проверки поручено участковому уполномоченному, то в 99% из 100% заявление, вероятно, «обречено» на вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Принять решение о возбуждении уголовного дела, в рамках компетенции, могут только сотрудники подразделений следствия и дознания.

Роман Черненко

Очень сложно предложить универсальный алгоритм действия на случай, если в компанию нагрянула полиция, т.к. многое зависит от того, из-за чего проводится проверка. Однако для всех клиентов мы предлагаем самый простой и самый правильный алгоритм действий на случай прихода полиции: вызвать адвоката; прекратить работать; ожидать приезда адвоката, не помогая и не противодействуя проверяющим; фиксировать возможные нарушения в том числе с применением средств аудио-, видеофиксации.

Но, к сожалению, далеко не всегда бывает возможным следовать именно этой инструкции. Поэтому ниже предлагаем основные правила, которые помогут уменьшить негативные последствия полицейской проверки.

Итак, в офисе появились сотрудники полиции, которые утверждают, что сейчас будет проводиться проверка.

Главное – не паниковать! Следуйте нашим рекомендациям – что и как делать, если у вас полиция с проверкой.

1. Проверить документы самих проверяющих

Сотрудники полиции обязаны предъявить свои служебные удостоверения, представиться и пояснить причину их прихода. Если сделать это они отказываются – можно смело вызывать полицию по 02. Данные удостоверения желательно сфотографировать и тщательно переписать всю содержащуюся в них информацию.

2. Выяснить основания проверки

Помимо удостоверений сотрудники полиции должны предъявить постановление о проведении обследования помещений, о проведении обыска (выемки). Из документа всегда можно выяснить причину интереса полиции к компании.

Если речь идет об обыске, рекомендуем выписать из документа дату постановления, данные следователя и краткую информацию об уголовном деле с основаниями для проведения следственных действий или получить копию данного документа.

Важно!

Необходимо узнать у проверяющих ФИО их непосредственного руководителя и его телефон – не лишним будет позвонить ему и уточнить, действительно ли конкретные сотрудники направлены в компанию на проверку, а заодно уточнить ее основание.

3. Убедиться, что полиция не ошиблась

В документах о проведении проверки внимательно изучайте реквизиты (наименование организации, ОГРН, ИНН и др.). При несовпадении или даже незначительной ошибке в наименовании организации можно не пускать полицейских в офис. Даже если это чисто техническая ошибка (опечатка) и проверка в любом случае пройдет, появится дополнительное время на подготовку к визиту полиции.

4. Отпустить домой сотрудников, если нет прямого запрета покидать помещение

Имеет смысл отпустить с работы большую часть сотрудников компании на время проведения полицейской проверки. Речь идет о рядовых сотрудниках, в присутствии которых нет необходимости. Для этого есть несколько причин:

  • проверка – стресс для сотрудников, а самые слабые могут подвергнуться грубому психологическому воздействию;
  • излишне общительные сотрудники, сами того не желая, могут поделиться с полицией чем-то «сокровенным», о чем проверяющим знать совсем не надо;
  • в ходе проверки все равно отсутствуют условия для полноценной работы.

Неосведомленные сотрудники могут навредить компании на проверке

Наш опыт показывает, что работники компаний пренебрегают своими правами в ходе полицейских проверок, а порой – просто не догадываются об их существовании, добросовестно выполняя все требования проверяющих с одной лишь мыслью – «побыстрее бы все закончилось». Также типичны случаи, когда сотрудники правоохранительных органов получают искомую информацию от работников компании, когда руководство компании даже и не догадывается о прибытии оных. При этом также нередки ситуации, когда после окончания всех проверочных мероприятий и обращения к нам директоров проверяемых компаний оказывается, что под видом обыска оперативными сотрудниками проводились обыкновенные проверочные мероприятия в виде обследования. Отличить же проверочные мероприятия от обыска у работников компании просто не хватает знаний и навыков.

5. Записать действия полицейских на видео

Очень важно фиксировать все действия полицейских – записывать на камеру мобильного телефона или хотя бы на диктофон. В случае, если проверяющие выйдут за пределы своих полномочий (будут осуществлять действия, которые не указаны в постановлении, например, копаться в шкафах в кабинете директора при осмотре помещений), записи послужат доказательством незаконных действий проверяющих. Их можно будет приложить к жалобе в вышестоящий орган полиции либо в прокуратуру.

6. Отдавать документы только по описи, и только если изъятие законно

Изъятие документов производится в присутствии руководителя организации (ее уполномоченного представителя) и двух понятых. При этом надо проследить, чтобы была составлена подробная опись изъятых документов и заверена обеими сторонами.

7. Фиксировать свои замечания и внимательно изучать протокол

Если есть хоть малейшие сомнения в законности тех или иных действий сотрудников полиции, необходимо записать замечания при составлении протокола обследования, а после – внимательно прочитать протокол. Он должен быть подписан всеми участниками, в том числе, уполномоченным представителем компании. Если в документе что-то записано неверно или вовсе не зафиксировано, также стоит внести и зафиксировать все замечания.

Как защититься от фиктивных доказательств вины

Если проверка в компании инициирована конкурентом, не исключено, что в ход пойдут даже не совсем законные действия – например, полицейским намеренно «подкинут» компромат. В результате среди изъятых бумаг появится лишний документ, в компьютере – новый файл, в бухгалтерской базе – «левые» операции и т.п.

Поэтому при изъятии следует обратить пристальное внимание на то, чтобы сотрудники полиции ограничили доступ к внутренним источникам электронных носителей (опломбировали системный блок). Бумажные документы надо тщательно упаковать в коробки, заклеить скотчем и опечатать, скрепив подписями присутствующих.

Что можно сделать до того, как пришла полиция

Основная цель полицейской проверки – получить доказательства, подтверждающие совершение преступления. Поэтому чаще всего полиция приходит без предупредительных действий – запросов документов, вызова к себе руководства компании и проч. – так, чтобы компания не успела вывезти или уничтожить улики и подготовить сотрудников к проверке.

Тем не менее, есть набор определенных действий, которые помогут заранее подготовиться к полицейской проверке, а значит свести к минимуму ее негативные последствия.

1. Организовать удаленное хранение документов и информации

Хранить все документы, «первичку», налоговую и бухгалтерскую отчетность непосредственно в компании опасно. Вот почему передача бухгалтерии на аутсорсинг в данном ракурсе имеет еще одно важное преимущество – внезапно нагрянувшим полицейским можно сказать, что все требуемые бумаги находятся у обслуживающей компании, и через несколько дней бумаги будут предоставлены для проверки. Естественно, полицейские поспешат к провайдеру аутсорсинговых услуг, однако будет достаточно времени подготовиться к их визиту.

2. В отношении особо важных документов ввести режим коммерческой тайны

Режим коммерческой тайны может быть распространен на любые сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам. Например, содержание сделок с контрагентами, отчеты сотрудников, содержание деловой переписки и т.д. Тайной не могут быть лишь сведения, содержащиеся в учредительных документах, численность и состав работников, задолженность по выплате заработной платы и т.п.

Информацию, составляющую коммерческую тайну, полиция вправе изымать только после обращения в суд и на основании вынесенного судьей решения об обоснованности изъятия. В противном случае они не смогут использовать ее в качестве доказательств – такие доказательства будут считаться полученными с нарушением закона.

Процесс внедрения коммерческой тайны является весьма трудоемким (необходимо определиться с перечнем информации, разработать и утвердить специальные правила маркировки и хранения «секретных» документов, внести изменения в должностные инструкции сотрудников и др.), поэтому лучше заранее озаботиться защитой сведений.

3. Хранить информацию на внешних носителях и удаленных серверах

Оптимально работать только с внешними носителями (в том числе серверами) и не хранить ничего на жестких дисках компьютеров. Сервер должен находиться в отдельном помещении. При изъятии техники полиция не сможет обнаружить данные, которые находятся на удаленных серверах, так как они физически хранятся в другом месте. Кроме того, для такой информации можно установить дополнительную защиту, а при необходимости быстро стереть сведения или перенести их на другой удаленный сервер.

С точки зрения безопасности данных самым эффективным и выгодным решением является передача бухгалтерии на аутсорсиг. У крупных провайдеров данных услуг все данные хранятся на серверах, размещенных в надежных и защищенных дата-центрах, что исключает возможность какого-либо стороннего вмешательства в информационную систему компаний-клиентов.

4. Исключить пользование нелицензионным программным обеспечением

Далеко не все компании могут позволить себе покупку и регулярное обновление лицензированного программного обеспечения. Использование же контрафактного ПО связано с серьезными финансовыми, репутационными и юридическими рисками – есть риск не только потерять важную информацию, но и стать жертвой мошенников, которые при любой возможности используют полученную конфиденциальную информацию против компании и ее руководства.

В данном случае все, кто сделал выбор в пользу аутсорсинга бухгалтерии, также находятся в более выгодном положении, так как крупные аутсорсинговые компании пользуются исключительно легальным ПО и передают его в аренду своим клиентам.

5. Не хранить в офисе документы и печати более одной компании

Когда в ходе проверки полиция находит в офисе или на складе компании печати разных юридических лиц и предпринимателей, то у проверяющих сразу возникают подозрения в использовании схем минимизации налогов с участием фирм-однодневок. А значит, придется давать правдоподобные пояснения по поводу их происхождения.

Очевидно, что если те же печати и документы будут найдены в офисе аутсорсинговой компании, то вопросов и претензий не возникнет. Все будет выглядеть вполне логично.

6. Установить систему видеонаблюдения в помещениях офиса, где расположены особо важные бумаги и финансовая документация

В случае прихода полиции в офис система будет фиксировать все действия проверяющих, в том числе незаконные.

7. Провести инструктаж сотрудников

Необходимо рассказать всем и каждому, как вести себя на случай внезапного появления в офисе сотрудников полиции. Отдельным работникам надо дать четкое указание покинуть офис, а другим – всюду сопровождать проверяющих и фиксировать их действия.

8. Проиграть ситуацию внезапного появления в офисе сотрудников полиции

Очень важно заранее подготовить сценарий поведения сотрудников в случае внезапной проверки и проиграть ситуацию. Этот план действий поможет не паниковать, действовать быстро и эффективно. Каждый будет знать, что ему делать и как реагировать. Также необходимо определить работника, который будет вести все переговоры с полицией. В роли «переговорщика» должен выступать заранее определенный и подготовленный работник.

9. Найти хорошего адвоката

Настоятельно рекомендуем всегда иметь под рукой номер телефона квалифицированного адвоката, а еще лучше – заранее с ним договориться о том, что в час «Х» адвокат, имея доверенность и понимание существующих в компании бизнес-процессов, незамедлительно прибудет в офис. Выполнение хотя бы этого условия, по нашему мнению, снижает риск возникновения неблагоприятных последствий полицейской проверки примерно на 40%.

10. Заранее выяснить телефоны местных прокуратуры и УСБ

(они пригодятся в том случае, если сотрудники полиции допускают нарушения в офисе компании и никак не реагируют на замечания).

FAQ по полицейским проверкам

Что делать, если полиция обнаружила внушительную сумму наличных денег?

Одно из основных правил безопасности бизнеса – не хранить в офисе сверхнормативную «наличку». Если почему-то решили хранить, то хотя бы отдельно в конверте с пометкой «личные средства» и фразой директора (главного бухгалтера и т.д.): «Дома ненадежно и все годовые сбережения держу здесь». Также можно попытаться убрать наличность в личную сумку сотрудника – если речь не идет об обыске, то досматривать личные вещи полиция не вправе.

Что делать, если на складе товара больше, чем по документам?

Конечно, хранить на «белом» складе неучтенный товар, – не самое хорошее решение, проще обеспечить «левый» склад. Но если хватило смелости поместить на склад «неучтенку», а проверяющие ее обнаружили, то есть несколько обоснований на такой случай:

  • «Не оприходовали по вине кладовщика или поставщика, он привез излишний товар, собираемся возвратить» (конечно, если вы договоритесь с поставщиком об этой версии). Кстати, возможно, что этот товар действительно несогласованный, с какими-либо недостатками, не прошедший осмотр и т.д. То есть излишек не всегда свидетельствует о нарушении.
  • «Опять склады перепутали, на другом складе сейчас недостача» (и быстро звоним на этот склад). Вообще, наличие нескольких складов – это основа для торговли (естественно, запас на каждом складе не должен превышать общий по организации).
  • «Только что привезли» (при возможности согласования с поставщиком или подготовки относительно надежных накладных).
  • «Это не наш товар, а на ответственном хранении» (только заранее подготовьте договор о возможности такого хранения с третьим лицом).

Какие незаконные действия со стороны полиции возможны в ходе проверки?

  • требование того, чего не вправе требовать, либо вправе, но мы не обязаны это исполнять;
  • при осмотре (обследовании) обычно открывают шкафы, тумбочки и т.д., хотя не вправе самостоятельно этого делать;
  • досмотр личных вещей в рамках совершенно другого мероприятия;
  • изъятие не относящихся к проверке предметов и документов;
  • угрозы, убеждение в том, чего нет, моральное давление;
  • ограничение свободы передвижения работников под видом необходимости получения объяснений;
  • банальные кражи;
  • проведение проверочных мероприятий без соответствующих документов.
  • непредставление копий документов, служащих основанием для проведения проверочных мероприятий.

Что делать, если начался полицейский беспредел?

Зачастую проверяющие, наспех представившись полицейскими, сгоняют всех в один кабинет, отбирают телефоны, и остановить этот беспредел кажется нереальным. Однако все зависит от ситуации, уровня полицейских, которые приехали и т.д. Обычно такой напор идет первые полчаса-час.

Иногда напор сбивается примитивной «игрой в идиота». Так, в ходе одной проверки директор просто сказал: «Ничего отвечать и делать не буду, а в офисе у нас стоят камеры, установленные не мной, а «безопасником», с которым сейчас не могу связаться, так что давайте поспокойней». Таким образом первый порыв был сбит (а он самый опасный), потом в полицию было сдано встречное заявление на тех, кто требовал возбуждения уголовного дела, и стороны перешли от запугивания к переговорам.

Еще один, проверенный на практике, вариант на случай, если полиция закрывает всех в одном помещении и отбирает средства связи, – сослаться на то, что кому-то из сотрудников компании (которого необходимо срочно «эвакуировать» с места проведения проверки), стало плохо со здоровьем. В данной ситуации полицейские обязаны вызвать «неотложку».

Почему проверки полиции зачастую заканчиваются плачевно

Наш опыт показывает, что при появлении в офисе компании сотрудников полиции выявляются следующие функциональные пробелы:

  • отсутствие единого алгоритма действий для всех сотрудников компании, что может привести к дезорганизации деятельности компании, и, как результата – возникновение хаоса, облегчающего неправомерный доступ сотрудников полиции к ценной информации;
  • некомпетентность работников компании при идентификации подлинности предъявляемых документов, и, как следствие, риск проникновение в компанию лиц, которые не являются сотрудниками правоохранительных органов;
  • невозможность самостоятельного выявления и пресечения незаконных действий полицейских.
  • отсутствие мер профилактики, позволяющих своевременно выявлять проблемные зоны компании, привлекательные для проверяющих;
  • отсутствие мотивации сотрудников компании защищать интересы компании и незнание своих прав, в связи с чем они легко поддаются психическому давлению со стороны недобропорядочных сотрудников правоохранительных органов;
  • отсутствие контактных данных структур и подразделений, куда можно обратиться on-line при нарушении проверяющими законов и норм поведения;
  • отсутствие срочной квалифицированной юридической поддержки.

И наконец, немного о том, что сулит компании проведение в ее офисе проверки с участием представителей правоохранительных органов.

Среди прочих можно выделить основные негативные последствия:

  • похищение ценной информации;
  • заморозка деловой активности компании;
  • потеря репутации;
  • подготовка для реализации рейдерского захвата;
  • огромные расходы на адвокатов и (или) «отступные» расходы силовым структурам;
  • арест активов, убытки, упущенная выгода;
  • возбуждение уголовного дела в отношении собственников бизнеса или сотрудников компании.

Но всего этого негатива можно избежать, если заранее подготовиться к визиту полиции и заручиться поддержкой компетентного юриста или адвоката.

Читайте также: